СНГ: Альтернативы нет?
В Госдуме РФ оценили деятельность СНГ за 25 лет и пришли к выводу, что нынешние принципы взаимодействия пора переформатировать
Глава фракции «Единая Россия» Владимир Васильев и лидер ЛДПР Владимир Жириновский уверены: союзы на основе СНГ нужны и важны, но должны эффективно работать. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru
МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ
— В следующем году председательствовать в СНГ будет Россия, поэтому надо придать новый импульс интеграционным процессам на евразийском пространстве, — отметил первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников.
Подводя итоги двадцатипятилетия, депутаты согласились, что СНГ обеспечило цивилизованный развод бывших советских республик и способствовало сохранению свободной торговли, безвизового режима, разрешению или замораживанию конфликтов на постсоветском пространстве. Но экономические результаты этих процессов были негативными: ВВП стран СНГ в 90-е годы уменьшился на 40%, а его доля в мировом ВВП упала с десяти до трех процентов.
— Без Содружества результаты были бы еще хуже, — уверен Председатель Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
Его поддержал директор Первого департамента стран СНГ МИД Михаил Евдокимов, который отметил, что реальной альтернативы Содружеству в региональном измерении не существует.
— Более 40 государств изъявляют желание вступить в различные союзы, создаваемые на базе СНГ. Надо сделать работу таких объединений более эффективной, — заявил лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.
РОЖДЕНЫ НЕ В СССР
Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев уверен, что сегодня нужны проекты, которые могли бы заинтересовать лидеров стран СНГ и воспринимались бы как отвечающие их стратегическим интересам.
Советник Президента России Сергей Глазьев предложил создать коалицию интеллектуалов, которые сформировали бы общую идеологию для евразийского пространства.
— К сожалению, общие исторические корни во многом потеряны, чему свидетельствуют участившиеся публикации исторических мифов, создаваемых по политическим заказам, — сказал эксперт.
С ним согласен специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, заметивший, что в год юбилея СНГ двадцать пять лет исполнится целому поколению молодых людей, никогда не живших в СССР. Поэтому надо расширить квоты для детей, молодежи из СНГ для возможного образования в РФ. Если этого не сделать, это приведет к не очень хорошим последствиям, предупредил спецпредставитель президента.
— Мы должны понимать, что сегодня подросток из Казахстана, Таджикистана, Беларуси ищет образование вообще в мире. Мы должны понять, что ребенку из Минска поехать учиться в Вильнюс проще и дешевле, чем в Москву, или в Ленинград, или в Смоленск. Это все непростые вещи, — добавил Швыдкой. — В противном случае еще через 25 лет в наших интеграционных структурах мы заговорим на каком-то другом языке.
Есть вопрос
Оценку дадут историки
Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота принял участие в парламентских слушаниях «25-летие СНГ и инициативы российского председательствования». И после завершения заседания по сложившейся хорошей традиции пообщался с журналистами.
— Григорий Алексеевич, дайте оценку событиям, которые про-изошли в Беловежской пуще.
— Я бы предоставил возможность давать оценку историкам. Произошло то, что произошло. После развала СССР было естественное опасение, что все те связи, которые существовали внутри одной страны, будут разорваны. И это остановит и промышленность, и гуманитарное взаимодействие, и даже передвижение людей по территории, по которой они привыкли свободно передвигаться. И была найдена такая форма, как СНГ. Насколько она удачна или неудачна? Другой формы история нам не предложила. Как отметил сегодня в выступлении представитель Исполкома СНГ, вся критика организации справедлива и понятна, но связана она с завышенными ожиданиями от этого института. СНГ свою миссию несет, поэтому его надо и сохранять, и укреплять, и развивать.
— Чтобы вы отнесли к числу положительных результатов?
— Удалось сохранить экономические связи, кооперацию в промышленности, это, пожалуй, основное, ну и, конечно, гуманитарные связи. Благодаря Содружеству Независимых Государств осталась, за небольшим исключением, возможность безвизового передвижения по постсоветскому пространству. Это огромное благо, которое должно быть сохранено.
— Не потеряет ли актуальности СНГ при активном развитии ЕАЭС?
— Одно другому не противоречит. Более того, такие интеграционные структуры, как ЕАЭС, СНГ, Союзное государство, ОДКБ и ШОС дополняют друг друга. Так, к примеру, Союзное государство постоянно демонстрирует прогресс. Это проект, который работает, и на пути реализации сделано очень много полезного. У нас нет пограничного контроля, есть свободное передвижение услуг и товаров. Конечно, в ходе любого развития всплывают все новые и новые проблемы, встают все новые и новые задачи. Это абсолютно естественный процесс.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко: Потенциал союзных республик был такой, что его хватило и на 25 лет Содружества
— Стала уже привычной фраза про то, что Содружество Независимых Государств было формой цивилизованного развода СССР после подписания Беловежских соглашений. При этом мы не отдаем себе отчет в том, что фраза эта в известной степени уничижительная, поскольку умаляет значение первого на постсоветском пространстве интеграционного образования. Но она еще и несправедливая, более того — в исторической перспективе оказалась абсолютно неверной. Потому что сила, нет, не инерции, а реально существовавшей интеграции союзных республик в составе СССР была настолько подлинной, настолько естественной, настолько исторически, экономически, культурно и много чем еще оправданной и обусловленной, что ее хватило не только на сохранение этого единства на период становления национальных государств, но она продолжает действовать вот уже двадцать пять лет.
На примере интеграционных процессов, последовательно сближавших Республику Беларусь и Российскую Федерацию, можно проследить логику, по которой будут развиваться интеграционные процессы на постсоветском пространстве в целом.
Например, соглашения 1992 и 1995 годов создали субъектам хозяйствования Беларуси и России условия для свободной торговли и взаимного допуска на рынки, для них был отменен таможенный досмотр.
Справка «СВ»
В СНГ входит 11 стран постсоветского пространства: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. До 2009 года в состав СНГ входила также Грузия. В 2014 году после государственного переворота на Украине неоднократно звучали заявления о предстоящем выходе Украины из организации, однако официальную заявку страна на данный момент времени не подавала.
Источник: Союзное вече
В Киргизии заговорили о выходе из Евразийского союза / СНГ / Независимая газета
Киргизские депутаты очень недовльны партнерами по ЕАЭС. Фото с сайта www.kenesh.kg
Правительство Киргизии в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, вызванной пандемией, приняло краткосрочный план первоочередных мер по спасению страны. Помогут в этом республике международные финансовые институты и Российско-киргизский фонд развития. В то же время в Жогорку Кенеш (парламенте) все чаще звучат заявления о выходе страны из Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Вице-премьер-министр правительства Киргизии Эркин Асрандиев сообщил 7 апреля, что антикризисный план, рассчитанный на ближайшие два-три месяца, состоит из нескольких направлений. «Первое – это обеспечение продовольственной безопасности, второе – послабления для бизнеса, в частности, по налогам, по соцвыплатам и по коммунальным услугам на три месяца. При просрочке этих платежей не будет штрафов и пени. Передвинуты сроки сдачи налоговой декларации», – напомнил он.
Еще одно направление – привлечение ресурсов для поддержки бизнеса. «Мы рассматриваем два источника. Использовать временно свободные средства Российско-киргизского фонда развития. Переговоры уже начаты. Кроме того, ведем переговоры с нашими партнерами-донорами. В частности, с ЕБРР на получение от 100–150 млн долл. С их стороны сообщено, что 50% могут быть представлены на грантовой основе. Также ведем переговоры с другими мировыми банками», – сказал Эркин Асрандиев.
Он добавил, что Киргизия не сможет полностью освободить бизнес от налогов или выделить средства из бюджета. «Наш бюджет это не позволит. Мы должны трезво оценивать свои возможности, мы не сможем повторить опыт других развитых стран», – подчеркнул Эркин Асрандиев. Ранее премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев назвал положение тяжелым. Он ожидает, что по итогам 2020 года республиканский бюджет может недополучить 28 млрд сомов (329 млн долл.) из прогнозных 163 млрд сомов (1,9 млрд долл.).
Но независимые эксперты уверены, что ущерб может быть большим. Президент Сооронбай Жээнбеков обратился к международным финансовым институтам с просьбой «рассмотреть возможность выделения бюджетной поддержки для смягчения негативных последствий от распространения коронавируса». «Негативное влияние на киргизскую экономику будет выражаться в сокращении поступлений в бюджет в связи с закрытием границ и ослаблением экономической активности, сокращением объемов денежных переводов из России вследствие снижения цен на нефть и ростом расходов на здравоохранение», – сказал в интервью изданию 24.kg постоянный представитель МВФ в Киргизии Тигран Погосян. По его словам, Киргизия стала первой страной, которая получила экстренную помощь от МВФ в размере 120 млн долл.
Еще 200 тыс. долл. выделил на медицинскую помощь Азиатский банк развития (АБР). При этом эксперты банка прогнозируют снижение темпов экономического роста на 4%, в том числе и из-за сокращений переводов трудовых мигрантов, которые уже уменьшились на 13,5%. Но если границы останутся закрытыми и ситуация в скором времени не изменится, то показатели могут быть еще хуже. По словам Асрандиева, сейчас идет разработка второго пакета антикризисных мер, рассчитанных до конца года, направленных на оживление и восстановление экономики: «Пора разрабатывать третий пакет, рассчитанный на долгосрочную перспективу – на ближайшие три года».
Бизнес пострадал не столько от распространения коронавирусной инфекции – в республике насчитывается 228 заболевших, – сколько от введенного 25 марта режима чрезвычайного положения (ЧП) и комендантского часа, который предусматривает ограничения передвижения граждан и транспорта в Бишкеке и южных областях страны. С одной стороны, режим ЧП позволил сдержать темпы распространения эпидемии, но с другой – спровоцировал массу проблем. Так, остановились перевозки, все предприятия, закрылся малый и средний бизнес. На блокпостах вокруг Бишкека скопились десятки машин с продовольствием. На мукомольные заводы и птицеводческие фабрики не пропустили рабочих – нет специальных разрешений. Мэрия Бишкека не справляется с выдачей пропусков.
Другой проблемой стали ограничения, которые вводят страны – партнеры по ЕАЭС. В частности, Казахстан ввел квоты на продажу зерна и зерновой продукции. Для Киргизии она составляет 22 тыс. т муки в месяц. Эркин Асрандиев поспешил заверить граждан, что в республике недостатка в муке не будет: «В пересчете на зерно получается 30 тыс. т. Сейчас наши поставщики заключают контракты с казахстанскими партнерами. С Россией есть договоренность на 100 тыс. т зерна. Фонд госматрезервов заключил контракты на поставку 28 тыс. зерна. Оно должно поэтапно прибыть в течение апреля и в первой половине мая».
Депутат Алтынбек Сулайманов отметил, что установление Казахстаном запрета на вывоз из страны отдельных видов товаров, в том числе и муки, противоречит нормам ЕАЭС о создании единых таможенных границ и предоставлению экономических свобод для бизнеса: «В настоящее время Таможенный союз работает? Фактически не работает. В таком случае нужно договориться о приостановлении режимов ЕАЭС, пока не завершится ситуация с коронавирусом, и тогда каждое государство – член союза будет самостоятельно решать свои проблемы. Сейчас же введение любых ограничительных мер является нарушением норм ЕАЭС».
Его коллега Абдывахап Нурбаев был еще более категоричен. Обращаясь к членам правительства, он призвал их срочно начать переговоры с ЕЭК о снижения таможенных пошлин, применяемых к ввозимым товарам. «Это очень важно. Если мы не сделаем этого, то просто уничтожим бизнес и экономику. Мы должны отстаивать это предложение. Но если они будут против и в такое сложное время откажутся помочь, тогда нужно задаться вопросом: а нужно ли нам вообще такое объединение?» – отметил депутат.
Кыргызстан будет председательствовать в Содружестве Независимых Государств в течение 2023 года
Переменное председательство в региональных торговых блоках означает, что Кыргызстан теперь председательствует в Содружестве Независимых Государств (СНГ) в течение года. Торговля внутри СНГ увеличилась на в течение 2022 года. Я выделяю эти тенденции, лежащие в их основе основы и рассматриваю перспективы на 2023 год следующим образом:
Содружество Независимых Государств
СНГ включает Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан и Узбекистан и действует как свободная торговая единица. Это означает, что вместо того, чтобы иметь между собой определенную зону свободной торговли, каждый член СНГ заключил односторонние торговые сделки с другими. Это также означает, что СНГ не заключает внешнеторговых соглашений с другими странами. У этого подхода есть свои плюсы и минусы, поскольку, хотя он обеспечивает гибкость между торговыми партнерами СНГ, он также означает отсутствие единого торгового и тарифного соглашения СНГ, что может усложнить ситуацию. Это также дает национальным таможенным органам больше полномочий в определении применимых ставок.
Тем не менее, с 1991 года, после распада Советского Союза, СНГ функционировало достаточно эффективно. Он занимает площадь 20 368 759 км2, а его население оценивается в 240 миллионов человек. СНГ поощряет сотрудничество в экономических, политических и военных делах и имеет определенные полномочия, касающиеся координации торговли, финансов, законотворчества и безопасности. Он также способствовал сотрудничеству в области предупреждения трансграничной преступности. В целом СНГ имеет фактический ВВП (номинальный) в размере 2,5 трлн долларов США и ВВП на душу населения в размере 9 долларов США.,000. Для сравнения, это примерно соответствует экономике размером с Францию со средним уровнем индивидуального дохода Бразилии или Сербии. Тем не менее, сам размер населения СНГ делает его привлекательным рынком, хотя и неудобным, поскольку он включает девять разных стран с девятью разными валютами.
Эти различные механизмы создают проблемы при работе с СНГ в целом, однако это может скоро измениться. Очевидным решением проблемы мультивалютности является формирование цифровой валюты СНГ, вероятно, подкрепленной рублем в качестве лидера. Обсуждения ведутся, хотя решение вряд ли будет найдено в течение 2023 года. Однако Россия продвигает испытания цифровых рублей в апреле , а криптовалютных бирж ожидается в России со второго квартала. Члены СНГ, как правило, консервативны, и адаптация к изменениям может занять время. Однако можно ожидать, что успешная реализация поворота России к цифровому торговому финансированию охватит СНГ, если это произойдет. Если это произойдет, и если СНГ примет единую цифровую валюту, перспективы торговли и развития СНГ значительно увеличатся.
Между тем Кыргызстан, вероятно, будет считаться «надежной парой рук» во время своего председательства в СНГ. У нее самый маленький ВВП из всех стран СНГ, и вряд ли она будет раскачивать лодку. Тем не менее, это даст стране возможность выделить свои собственные потребности в развитии среди других членов СНГ и, вероятно, сосредоточится на улучшении инфраструктуры взаимосвязи. Безусловно, в 2022 году страна была на подъеме, двусторонняя торговля достигла рекордного уровня с другими членами СНГ Беларусь и Узбекистан , и он привлекает российских инвесторов , предлагая льготные налоговые льготы. Внешняя торговля также росла, особенно с Туркменистаном и Турцией , которые являются участниками Тюркского Совета. Как российские, так и китайские интернет-магазины Wildberries и Alibaba активно работают в стране, в то время как торговля с Китаем также росла, достигнув 7,5 млрд долларов США в 2021 году, причем довольно значительный рост ожидается в цифрах 2022 года.
Наконец, Кыргызстан станет бенефициаром предложенного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан , железнодорожного проекта, который соединит Центральную Азию с Южной Азией через железнодорожные сети, проходящие через их территории и далее к INSTC и Каспийское море регион выплаты и пакистанских портов Арабского моря и дальнейшая морская торговля со странами Индийского океана.
Хотя председательство Кыргызстана в СНГ может показаться не особенно динамичным с точки зрения немедленных новых событий, можно ожидать продолжения существующей политики, направленной на интеграцию Центральной Азии с прикаспийскими государствами, Ближним Востоком и Южной Азией. Кыргызстан находится в центре этих планов, и можно ожидать, что он примет активное участие в их реализации.
Похожие чтения
- Торговля России и СНГ выросла на 6,8% за 9 месяцев 2022 года
- Кыргызстан и инициатива «Один пояс, один путь»: трансцентральноазиатское сообщение автомобильных и железных дорог и производственные услуги с добавленной стоимостью
О нас
В эти непростые времена и в условиях санкций наша фирма помогает российским компаниям переехать в Азию. Мы также предоставляем услуги по финансовому и санкционному соблюдению иностранным компаниям, работающим в России. Кроме того, мы предлагаем исследования рынка и консультационные услуги иностранным экспортерам, заинтересованным в ведении бизнеса в России, поскольку экономика стремится заменить продукцию западных производителей. Для получения помощи пишите на [email protected] или посетите сайт www.dezshira.com
Россия все еще занимается региональной системой ПВО с Кыргызстаном – The Diplomat
Азия обороны | Безопасность | Центральная Азия
Усилия России по созданию «региональных систем ПВО» в рамках существующей совместной системы ПВО СНГ не новы.
Фото: DepositphotosПравительство России на этой неделе утвердило подписанное еще в 2022 году соглашение о создании общей региональной системы ПВО с Кыргызстаном. Хотя соглашение уже давно находится в разработке, внимание Москвы привлекло время процедурного шага, учитывая войну на Украине и шаткий нейтралитет Центральной Азии.
10 апреля на официальном портале правительства России был размещен указ, подписанный премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. В кратком указе от 8 апреля говорится об одобрении соглашения, подписанного в Москве в августе 2022 года, и вносится на рассмотрение президента для внесения в Госдуму на ратификацию.
В июле 2022 года президент России Владимир Путин поручил министерствам обороны и иностранных дел страны начать переговоры с Киргизией о создании единой региональной системы ПВО.
Хотя Россия и Кыргызстан не имеют общей границы, они оба являются членами Содружества Независимых Государств (СНГ) и в этом контексте участвуют в совместной системе ПВО, которая была создана в 1995 году. «Региональная система ПВО» упоминается выше является чем-то вроде расширения существующей системы.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
NПолучайте информацию о событиях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
Еще в 2017 году Гай Плопски написал для The Diplomat, что у России «большие планы» на будущее объединенной системы противовоздушной обороны СНГ. Плопский продолжил:
В настоящее время Москва активно занимается созданием так называемых «объединенных региональных систем ПВО» в рамках [объединенной системы ПВО]. По словам первого заместителя командующего ВКС России генерал-лейтенанта Павла Кураченко, эти объединенные региональные комплексы будет создан «в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности». Выступая перед журналистами в апреле 2016 года, Кураченко сообщил, что Россия и Беларусь уже завершили формирование первой такой системы в восточноевропейском регионе. Соглашения о создании еще двух совместных региональных систем ПВО в Кавказском и Центральноазиатском регионах были подписаны с Казахстаном и Арменией в 2013 и 2015 годах соответственно. Сейчас ведутся переговоры с Кыргызстаном и Таджикистаном о ратификации соглашения о создании подобных систем.
Далее Плопский подчеркнул, что, хотя у России есть амбиции в отношении системы ПВО, в частности, преимущества более тесной интеграции, «есть, однако, серьезные сомнения в том, что такие региональные системы могут быть успешно внедрены в в обозримом будущем, учитывая, что силы ВВС и ПВО большинства участников [ОС ПВО] остаются в неудовлетворительном состоянии».
Кыргызстан и Таджикистан, в частности, имели значительные недостатки с точки зрения противовоздушной обороны. Обозреватель «Независимой газеты» в 2017 году отмечал, что в «Кыргызстане и Таджикистане нет боевой истребительной авиации», а их «соединения ПВО не оснащены эффективными зенитно-ракетными комплексами (ЗРК)». Шесть лет спустя ситуация практически не изменилась. В ВВС Кыргызстана нет боевых самолетов, а в ВВС Таджикистана, как сообщается, есть только четыре Aero L-39.Реактивный учебно-тренировочный самолет Альбатрос.
РекламаВсе таки Россия и Таджикистан ратифицировали договор в 2021 году и договор с Киргизией на подходе.
Кыргызстан объявил в феврале 2023 года о первой поставке зенитно-ракетных комплексов БМ «Печора-2», закупленных в Беларуси. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров отметил, что эти системы были первыми, «закупленными за бюджетные средства» с момента обретения независимости – другие ЗРК, эксплуатируемые Кыргызстаном, относятся к советскому периоду.
Министр обороны Кыргызстана Бактыбек Бекболотов заявил в октябре 2022 года, когда сделка с Белтехэкспортом была согласована, что системы будут развернуты в Баткене. Предложенное место не стало неожиданностью; Комментарии Бекболотова прозвучали менее чем через месяц после вспышки ужасного насилия на кыргызско-таджикской границе в Баткенской области.