Философия киренаиков – кратко — Русская историческая библиотека
В древнегреческой философии аскетизму школы киников противостоял гедонизм киренаиков. «Гэдонэ» в переводе с древнегреческого – «наслаждение». Гедонизм – этическое учение, усматривающее высшую ценность в наслаждении. Киренаики видели в наслаждении смысл жизни.
Основателем Киренской школы был Аристипп из города Кирены. Кирена – греческий полис на Североафриканском побережье в Ливии (сейчас там Киренаика). Аристипп был немного моложе основателя школы киников Антисфена. Он родился около 435 г. до Р. Х. и умер около 360 г. до Р. Х. Аристипп учился философии у знаменитого софиста Протагора и Сократа. При казни Сократа Аристипп не присутствовал. Вернувшись в Кирену, он основал там свою философскую школу. Сочинения Аристиппа не сохранились.
Школа киренаиков имела долгую историю. К киренаикам принадлежали дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший, а также Феодор Киренский, прозванный Атеистом, и Аптипатр. Учеником Антипатра был Эпитимид, а его учеником – Паребат. Ученики Паребата Гегесий и Анникерид творили уже в конце IV – начале III в. до н. э., к ним примыкал по времени еще более поздний киренаик Бион Борисфенский (первая половина 3 в. до н. э.). Гегесий Александрийский преподавал в Александрии в III в. до н. э.
Философ Аристипп, основатель киренской (гедонической) школы. Изображение Нового времени
Сенсуализм киренаиков. Этический гедонизм киренаиков покоился на сенсуалистической теории познания. Аристипп учил, что единственный источник знания – наши ощущения, кроме них человек ничего и не может познать. Но раз эти ощущения – личные, субъективные, то мы не можем быть уверены, что верно воспринимаем сущность и законы мира. Однако объективного бытия мира, природы, создающей ощущения, философия киренаиков не отвергали.
Этика киренаиков. Эта теория познания служила прежде всего для обоснования этики киренаиков. Раз мы не ошибаемся лишь относительно ощущений, а о самих предметах, их вызывающих, мы знать ничего не можем – то цель жизни должна состоять в достижении того, что нам наиболее ценно по ощущению. Единственный же критерий ценности ощущения – доставляемое им удовольствие. Следовательно добро – есть наслаждение.
Если Антисфен-киник говорил, что он скорее повесится, чем испытает удовольствие, то Аристипп, наоборот, видел в чувственном наслаждении высшее благо, но оговаривался: удовольствия должны быть разумными, не следует быть их рабом. Однако киренаики все же сильно тяготели к наслаждениям и стремились сближаться с теми, от кого эти наслаждения зависели. Это подмечено в анекдоте о встрече Аристиппа с киником Диогеном (Аристипп был на тридцать лет старше Диогена). Диоген мыл в ручье какие-то скромные овощи. Аристипп насмешливо сказал Диогену: «Если бы ты умел обходиться, как нужно, с тираном Дионисием, тебе не пришлось бы довольствоваться таким обедом». – «А если бы ты умел довольствоваться таким обедом, – хладнокровно отвечал Диоген, – то тебе не пришлось бы заискивать у Дионисия».
Проповедь гедонизма нередко вела к аморализму, ибо наслаждение оказывалось критерием добра и зла. Впрочем, гедонистическая философия киренаиков легко превращалась из проповеди радости жизни в проповедь смерти. Один из представителей этой школы, Гегесий Александрийский, уже видел недостижимость истинного наслаждения, так как, получая удовольствие, мы должны думать и о его последствиях. Гегесий вошел в историю античной философии как «Пейситанатос» – «Проповедник смерти». После его имевших широкий успех лекций некоторые слушатели тут же кончали самоубийством. Киренаик Феодор-Атеист тоже считал самоубийство самым разумным и мудрым поступком.
Атеизм киренаиков. Многие киренаики склонялись к безбожию. Феодор-Атеист «отрицал ходячие суждения о богах». К философии киренской школы был близок и Эвгемер (конец IV – начало III в. до Р. Х.) – автор «Священной истории». Эвгемеризм – особое учение о естественном происхождении религии. Эвгемер считал: боги – не что иное, как обожествленные выдающиеся люди, жившие в далеком прошлом.
Судьба учения киренаиков. Гедонистическая философия киренаиков, смягченная и обработанная Анникеридом, постепенно перешла в эпикурейство. Другая ветвь античного гедонизма, увлекшаяся проповедью отрешенности от мира, сблизилась со стоицизмом.
Киренаики | Понятия и категории
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, философская школа в Древней Греции. Развила принципы Сократа в направлении последовательного гедонизма. Была основана Аристиппом из Кирены, его последователи — Арет и Аристипп-младший, затем Феодор, Гегесий, Анникерид. Основатель школы Аристипп, следуя Протагору, учил, что ощущения ничего не говорят о предметах внешнего мира, а соответствуют только нашим душевным движениям и потому всегда истинны. Так как нет какого-либо внешнего критерия для оценки душевных движений или чувствований, которые суть троякого рода: удовольствие, неудовольствие и безразличное состояние, то место понятия блага, центр, понятия сократовской этики, занимает удовольствие. Наслаждение выступает, таким образом, как цель человеческой жизни, что роднит Киренскую школу с
Tags:
Философия
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики (κυρηναϊκοί) – древнегреческая гедонистическая философская школа 4 – 1-й четверти 3 в. до н.э., возводившая свое учение к сократику Арастиппу из Кирены. К Киренской школе принадлежали, в частности: дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший (Метродидакт, «обученный матерью») и имевшие своих последователей Паребат, Анникерид, Гегесий и Феодор Безбожник.
Киренская школа отрицала науки о природе (иногда также логику и диалектику) как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Этика Киренской школы состояла из 5 разделов: учение о том, что предпочитают и чего избегают, о внутренних состояниях-ощущениях (πάθη), о поступках; физика же и логика фактически включались в этику на правах учения о причинах и о достоверности.
Киренаики утверждали несопоставимость внутренних состояний людей и непостижимость в них общего: общими бывают только имена вещей. Человеку явлено лишь его индивидуальное состояние (πάθος), оно очевидно, истинно и постижимо: «Ощущение, которое возникает для нас, не показывает нам ничего, кроме себя самого…Tags:
Философия
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики [греч. …, от … — г. Кирена] — философская (так называемая сократическая) школа, развивавшая этическую сторону учения Сократа и подготовившая почву для эпикуреизма. Признавая существование внешнего мира вне сознания человека, Киренская школа отрицала возможность его полного познания. В вопросах этики Киренская школа проповедовала гедонизм, объявляющий целью жизни наслаждение. Основана учеником Протагора и Сократа Аристиппом (2-я половина V — начало IV века до н.
Tags:
Философия
КИРЕНАИКИ — сторонники древнегреческой (сократической) философской школы (Северная Африка, 5 в. до н. э.), основанной Аристиппом из Кирены и проповедовавшей гедонизм, отождествлявшие счастье с чувственными наслаждениями. Киренаики — выразители идеологии рабовладельческой аристократии.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 190.
Tags:
Философия
КИРЕНАИКИ (CYRENAIQUE). Основателем школы киренаиков был ученик Сократа Аристипп из Кирены. Единственным, в чем можно быть уверенным, он считал ощущение; единственным благом — удовольствие; единственным временем — настоящее. Отсюда его симпатичная, но недалекая мудрость, которую можно скорее назвать искусством наслаждаться, чем искусством быть счастливым. Учение киренаиков чем-то напоминает эпикуреизм, возникший раньше самого Эпикура, но это эпикуреизм, замкнутый в рамки тела и настоящего.
Tags:
Философия
КИРЕНАИКИ — представители древнегреческой философской школы (Северная Африка, IV в. до н.э.), основанной последователем Сократа Аристиппом из Кирены. Из К. известны дочь Аристиппа — Арета, ее сын — Аристипп Младший, а также Феодор, Гегесий и пр. К. отрицали целесообразность занятий натурфилософией, считая природу непостижимой. К. проповедовали гедонизм, отождествляя счастье с чувственными наслаждениями. Последовательное проведение гедонистического принципа привело их к крайнему пессимизму. Так, в недошедшем до нас сочинении Гегесия «О самоубийстве воздержанием от пищи» жизнь трактуется как вереница страданий, в которой нет места счастью. Мудрец не столько выбирает блага, сколько избегает зол, поэтому максимальным благом оказывается добровольный уход из этой юдоли слез. Проповедь Гегесия нашла горячих последователей, так что власти вынуждены были запретить ему пропагандировать свое учение. Киренская школа оказала существенное влияние на философию Эпикура.
Tags:
Философия
Киренаик | философия | Britannica
- Ключевые люди:
- Аннисерис
- Похожие темы:
- гедонизм Греческая философия
Просмотреть все связанные материалы →
Киренаик , приверженец греческой школы моральной философии, действовавшей на рубеже 3-го века до н. рациональное манипулирование ситуациями с целью их гедонистической (или доставляющей удовольствие) полезности.
Школа называлась Киренаик, потому что Кирена в Северной Африке была центром ее деятельности и местом рождения нескольких ее членов. Хотя общепризнанным ее основателем был Аристипп-старший, ученик Сократа, расцвет ее пришелся на более позднее время, вероятно, в конце IV в. до н.э.
Согласно киренаикам, человек знает, что внешние по отношению к нему вещи существуют, потому что они воздействуют на него, но он ничего не может знать об их природе. Все, что он может воспринять, это то, как они влияют на него самого; как это влияет на других мужчин, неизвестно. Тот факт, что два человека называют свои переживания одним и тем же именем, не является гарантией их идентичности. Таким образом, единственная допустимая цель действия состоит в том, чтобы сделать собственные привязанности приятными. Три возможных состояния человеческой конституции — бурное изменение, мягкое изменение и стабильность.
Три киренаика сделали инновации достаточно важными, чтобы дать их имена последователям. Феодор отрицал, что удовольствия и страдания хороши или плохи.
Его целью была душевная бодрость и дар мудрости, которые он считал достаточными для счастья. Гегесий, как и Феодор, сомневался в способности разума доставлять удовольствия и поэтому советовал избегать боли; многих душевных страданий можно было бы избежать, если бы относились к таким вещам, как бедность и богатство, рабство и свобода, смерть и жизнь, как к вопросам безразличным. Наконец, Аннисерис возродил первоначальные доктрины с некоторыми дополнениями.Этические доктрины поздних киренаиков были в свое время полностью включены в учения Эпикура, основателя более поздней школы этической философии.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Киренаикская школа философии
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, книги Отцов Церкви, Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…
Киренайская философская школа, названная так по названию города Кирены, в котором она была основана, процветала примерно с 400 по 300 г. до н.э. и имела своим наиболее отличительным принципом гедонизм, или доктрину о том, что удовольствие есть главное благо. Обычно говорят, что школа получила свои доктрины от Сократа, с одной стороны, и от софиста Протагора, с другой. От Сократа, извратив учение о том, что счастье есть главное благо, она получила учение о верховенстве удовольствия, а от Протагора — свою релятивистскую теорию познания. Аристипп (расцвет жизни около 400 г. до н. э.) был основателем школы и насчитывал среди своих последователей свою дочь Арету и внука Аристиппа Младшего. Киренаики начали свои философские изыскания с того, что согласились с Протагором в том, что все знания относительны. Это правда, сказали они, что кажется правдой; о вещах самих по себе мы ничего не можем знать. Отсюда они пришли к выводу, что мы можем знать только наши чувства или впечатление, которое вещи производят на нас. Перенеся эту теорию познания на обсуждение проблемы поведения и приняв, как было сказано, сократовское учение о том, что главной целью поведения является счастье, они пришли к выводу, что счастье достигается путем производства приятных чувств и избегание болезненных.
Удовольствие, таким образом, является главной целью в жизни. Хороший человек — это тот, кто получает или стремится получить максимум удовольствия и минимум боли. Добродетель не хороша сама по себе; это хорошо только как средство для получения удовольствия. Этот последний пункт поднимает вопрос: что на самом деле киренаики подразумевали под удовольствием? Они, несомненно, были сенсистами, однако не совсем ясно, что под удовольствием они подразумевали просто чувственное удовольствие. Они говорят об иерархии удовольствий, в которой наслаждения тела подчинены добродетели, культуре, знанию, художественному наслаждению, принадлежащим высшей природе человека. Опять же, некоторые из поздних киренаиков сводили удовольствие к простому отрицательному состоянию, к безболезненности; а другие, еще позже, заменили удовольствие «веселостью и безразличием». Правда, по-видимому, состоит в том, что в этом, как и во многих других случаях, сенситивизм довольствовался поверхностной и слабой системой. В киренейской теории поведения не было последовательности; наверное никого не искали.Цитата APA.