Киники антисфен диоген: Философия киников. Диоген Синопский и Антисфен Афинский

Философия киников. Диоген Синопский и Антисфен Афинский

«Всего как можно меньше.»
Антисфен Афинский

Киники — древнегреческая философская школа, основанная Антисфеном Афинским и другими учениками Сократа. Киники провозглашали свободу от условностей общества, возврат к простоте и избавление от всего лишнего.

Простота киников

Антисфен (ок. 444–370 до н. э.), последователь Сократа, ученик Горгия, критик идей Платона. Основал в Афинах собственную школу. Вел крайне аскетический образ жизни

Философия — очень простая наука, считал основатель школы киников Антисфен Афинский. Никакие сложные умственные построения не нужны, человек просто должен быть как можно ближе к природе. Не нужны ни государства, ни правительства, ни частная собственность, все это только мешает человеку быть счастливым.

Антисфен постоянно критиковал политику, проводимую греческим правительством. Однажды он предложил своим соотечественникам издать указ, по которому все ослы будут считаться конями. На удивленные вопросы, зачем это нужно, он сказал: «Но ведь вы простым голосованием делаете невежественных людей полководцами?»

Самый известный ученик Антисфена, Диоген Синопский, пошел еще дальше. Он сделал свою жизнь демонстрацией идей киников, отказавшись не только от роскоши и излишеств, но от элементарных удобств. Он жил в бочке, из одежды имел только плащ, а питался тем, что ему подавали добрые люди. Как-то придворный философ сказал Диогену, сидевшему на земле с миской чечевицы: «Если бы ты научился прославлять царя, тебе бы не пришлось питаться чечевицей», на что Диоген ответил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, тебе бы не пришлось прославлять царя».

Во время посещения коринфа Александр Великий предложил Диогену попросить у него все, что тот ни пожелает. Все, чего хотел философ, чтобы великий правитель перестал заслонять ему солнце.

Слово «киник» переводится как «собака». Почему же эта философская школа взяла себе такое странное название? Киники считали своим идеалом жизнь «подобно собаке» — животному, которое обходится малым и при этом всегда довольно своей судьбой. А еще они ценили такие качества собаки, как верность, смелость и умение постоять за себя и свои интересы. Антисфен называл себя «настоящим псом», а на могиле Диогена его последователи установили скульптуру собаки.

«Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них» (Диоген)

Теория и концепции киников

Кинизм — практическая философия, главным способом доказать свои воззрения киники считали свой повседневный образ жизни. Для них имело значение только то, что можно увидеть, почувствовать или понять. Антисфен, как и его последователи, критиковал теорию Платона о существовании двух миров. Раз идеальный мир увидеть нельзя, значит, его нет; реален лишь тот мир, в котором мы живем. Все умозрительные теории вредны, считали киники. «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения», — говорил Антисфен.

«Быстрее всего стареет благодарность» (Диоген)

Но все же у школы киников, как и у других философских школ, была своя теоретическая база. В чем же она заключалась? Они провозглашали три основных принципа существования. Первый принцип, аскесис — упрощение и ограничение своих потребностей, доходящее до предела; сила духа и характера, позволяющая обходится малым. Второй принцип, апедевсия — свобода от любых догм: религиозных, культурных, общественных. Культура и образование, считали киники, убивают истинное знание, поэтому идеал — невежество. Третий принцип, автаркия — автономность и независимость. Киникам не нужны ни семья, ни государство, ни другие общественные образования.

«Диоген» (Ж.-Л. Жером, 1860)

Таким образом, в центре философии киников находится человек с его внутренним миром и естественными потребностями. Киники пытаются обнаружить, что для человека является истинным благом, и приходят к выводу, что это — предельная естественность. Человек должен следовать внутренним потребностям и оставаться самим собой.

«Справедливого человека цени больше, чем родного» (Антисфен)

Поделиться ссылкой

КИНИКИ • Большая российская энциклопедия

Авторы: С.  С. Аверинцев

КИ́НИКИ (от про­зви­ща Дио­ге­на, греч. ϰύων – со­ба­ка; по дру­го­му, ме­нее ве­ро­ят­но­му объ­яс­не­нию, от Ки­но­сарг – назв. хол­ма и гим­на­сия в Афи­нах, где Ан­ти­сфен за­ни­мал­ся с уче­ни­ка­ми; лат. cy­nici – ци­ни­ки), од­на из со­кра­тич. фи­лос. школ Древ­ней Гре­ции. Её ос­но­ва­те­ли и пред­ста­ви­те­ли (Ан­ти­сфен, Дио­ген Си­ноп­ский, Кра­тет из Фив и др.) стре­ми­лись не столь­ко к по­строе­нию за­кон­чен­ной тео­рии бы­тия и по­зна­ния, сколь­ко к от­ра­бот­ке и экс­пе­рим. про­вер­ке на се­бе оп­ре­де­лён­но­го об­раза жиз­ни. Глав­ное, что от них ос­та­лось в соз­на­нии по­сле­дую­щих по­ко­ле­ний, – это не трак­та­ты, ко­то­рые они пи­са­ли, а пре­им. анек­до­ты: боч­ка Дио­ге­на, его прось­ба к ца­рю Алек­сан­д­ру Ма­ке­дон­ско­му: «Отой­ди и не за­сти мне солн­ца»; брак Кра­те­та, осу­ще­ст­в­ляе­мый пря­мо на пло­ща­ди, и т. п.

Уче­ние К., соз­дан­ное в ус­ло­ви­ях кри­зи­са ан­тич­но­го по­ли­са людь­ми, не имев­ши­ми сво­ей до­ли в гражд. ук­ла­де жиз­ни (пред­те­ча ки­низ­ма – Ан­ти­сфен был не­за­кон­но­ро­ж­дён­ным), обоб­ща­ет опыт ин­ди­ви­да, ко­то­рый мо­жет ду­хов­но опе­реть­ся лишь на са­мо­го се­бя, и пред­ла­га­ет это­му ин­ди­ви­ду осоз­нать свою из­верг­ну­тость из пат­ри­ар­халь­ных свя­зей как воз­мож­ность дос­тичь вы­со­чай­ше­го из благ – ду­хов­ной сво­бо­ды. По­сле­до­вав при­ме­ру Со­кра­та, К. до­ве­ли его ус­та­нов­ки до не­бы­ва­ло­го ра­ди­ка­лиз­ма и ок­ру­жи­ли ат­мо­сфе­рой па­ра­док­са, сен­са­ции, улич­но­го скан­да­ла; не­да­ром Пла­тон на­звал Дио­ге­на «Со­кра­том, со­шед­шим с ума». Ес­ли Со­крат ещё де­мон­ст­ри­ро­вал ува­же­ние к наи­бо­лее об­щим за­по­ве­дям тра­диц. пат­рио­тич. мо­ра­ли, то К. с вы­зо­вом име­но­ва­ли се­бя «гра­ж­да­на­ми ми­ра» (тер­мин «кос­мо­по­лит» был соз­дан ими) и обя­зы­ва­лись жить в лю­бом об­ще­ст­ве по сво­им собств. за­ко­нам, с го­тов­но­стью при­ем­ля ста­тус ни­щих, юро­ди­вых. Имен­но то по­ло­же­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рое все­гда счи­та­лось не толь­ко бед­ст­вен­ным, но и край­не уни­зи­тель­ным, из­би­ра­ет­ся ими как наи­луч­шее: Дио­ген с удо­воль­ст­ви­ем при­ме­ня­ет к се­бе фор­му­лу страш­но­го про­кля­тия – «без об­щи­ны, без до­ма, без оте­че­ст­ва». К. хо­те­ли быть «на­ги­ми и оди­но­ки­ми»; со­ци­аль­ные свя­зи и куль­тур­ные на­вы­ки ка­за­лись им мни­мо­стью, «ды­мом» (в по­ряд­ке ум­ст­вен­но­го про­во­ци­ро­ва­ния они от­ри­ца­ли все тре­бо­ва­ния сты­да, на­стаи­ва­ли на до­пус­ти­мо­сти кро­во­сме­си­тель­ст­ва и ан­тро­по­фа­гии и т. п.). «Дым» нуж­но раз­ве­ять, об­на­жив че­ло­ве­че­скую сущ­ность, в ко­то­рой че­ло­век дол­жен свер­нуть­ся и замк­нуть­ся, что­бы стать аб­со­лют­но за­щи­щён­ным от вся­ко­го уда­ра из­вне. Все ви­ды фи­зи­че­ской и ду­хов­ной бед­но­сти для К. пред­поч­ти­тель­нее бо­гат­ст­ва: луч­ше быть вар­ва­ром, чем эл­ли­ном, луч­ше быть жи­вот­ным, чем че­ло­ве­ком. Жи­тей­ское оп­ро­ще­ние до­пол­ня­лось ин­тел­лек­ту­аль­ным: в той ме­ре, в ка­кой К. за­ни­ма­лись тео­ри­ей по­зна­ния, они кри­ти­ко­ва­ли об­щие по­ня­тия (в ча­ст­но­сти, «идеи» Пла­то­на) как вред­ную вы­дум­ку, ус­лож­няю­щую не­по­средств. от­но­ше­ние к пред­ме­ту.

Фи­ло­со­фия К. по­слу­жи­ла ис­точ­ни­ком стои­циз­ма, смяг­чив­ше­го ки­нич. па­ра­док­сы и внёс­ше­го го­раз­до бо­лее кон­ст­рук­тив­ное от­но­ше­ние к по­ли­тич. жиз­ни и ум­ст­вен­ной куль­ту­ре, но удер­жав­ше­го ха­рак­тер­ный для К. пе­ре­вес эти­ки над др. фи­лос. дис­ци­п­ли­на­ми. Об­раз жиз­ни К. ока­зал влия­ние на оформ­ле­ние хри­сти­ан­ско­го ас­ке­тиз­ма (осо­бен­но в та­ких его фор­мах, как юрод­ст­во и стран­ни­че­ст­во). Ти­по­ло­ги­че­ски шко­ла К. сто­ит в ря­ду раз­но­об­раз­ных ду­хов­ных дви­же­ний, сво­дя­щих­ся к то­му, что внут­рен­не ра­зо­рван­ное об­ще­ст­во вос­пол­ня­ет со­ци­аль­ную не­сво­бо­ду асо­ци­аль­ной сво­бо­дой (от йо­гов и дер­ви­шей до совр. хип­пи).

Антисфен | Internet Encyclopedia of Philosophy

Известный в древности как опытный оратор, соратник Сократа и философ, Антисфен в настоящее время приобретает известность благодаря своему статусу либо основателя, либо предшественника цинизма. Он был учителем Диогена Синопского, и Диоген Лаэртский считает его первым философом-киником. Ему приписывают авторство более шестидесяти наименований, он фигурирует как один из основных собеседников в « меморабилиях» Ксенофонта 9. 0004 и Symposium , и упоминается Платоном как один из присутствовавших при смерти Сократа, с которым, похоже, он поссорился. Философские интересы Антисфена связаны с этикой, а не с метафизикой или эпистемологией, и он выступает за практику добродетели посредством аскетической жизни и взращивания мудрости. Подобно Сократу до него, Антисфен придерживается этического интеллектуализма и, подобно стоикам, последовавшим за киниками, утверждает, что добродетели достаточно для счастья.

Содержание

  1. Жизнь и работа
  2. Основные принципы
  3. Философское влияние
  4. Ссылки и дополнительная литература

1. Жизнь и творчество

Именно благодаря диалогам Ксенофонта и « Жизнеописаниям выдающихся философов» Диогена Лаэртского известны некоторые аспекты жизни и мысли Антисфена. Однако эти источники не без проблем: Ксенофонт изображает Антисфена как собеседника, что заставляет некоторых ученых сомневаться, действительно ли этот персонаж представляет исторического Антисфена; Диоген Лаэртский считается сомнительным источником из-за его склонности пересказывать противоречивые истории из нескольких источников. Хотя каждый источник по отдельности вызывает сомнения, когда они рассматриваются вместе, они дают представление об Антисфене как мыслителе-сократике и цинике.

Родился, вероятно, в 446 или 445 г. до н. э. отца-афинянина, которого также звали Антисфен, и матери-фракийки, Антисфен был nothos , что буквально означает кого-то, рожденного от незаконного союза (из-за рождения от раба, иностранца или проститутки, или потому, что родители были гражданами но не в законном браке) и, следовательно, не был афинским гражданином. Первоначально он был учеником ритора Горгия, и звучные риторические титулы, которые приписывает ему Диоген Лаэртский, почти наверняка происходят из этого первого этапа его карьеры. Фактически, из его богатого литературного корпуса только его Ajax и Odysseus сохранились, и оба демонстрируют его риторическую подготовку под руководством Горгия.

Встретив Сократа и получив от него большую пользу, Антисфен отказался от изучения риторики в пользу философии и даже призвал своих учеников присоединиться к нему под руководством Сократа. Его близкая дружба с Сократом хорошо задокументирована в диалогах Ксенофонта, и его важности способствовало бы его положение старшего и уважаемого члена круга Сократа. Таким образом, в первые годы после смерти Сократа, вероятно, Антисфен считался самым важным последователем Сократа (см. Кан 4-5).

То немногое, что известно о жизни Антисфена, отмечено его аскетизмом и юмором. Утверждается, что он был первым, кто сложил свой плащ вдвое, чтобы спать в нем, и порекомендовал это Диогену Синопскому (хотя Диоген Синопский также считается первым, кто сделал это), и что, кроме того, он был оснащенный теми элементами, которые позже станут отличительными чертами циников: кошельком и посохом. Он решил жить в бедности, и более чем один из сохранившихся анекдотов окружает изодранное состояние его плаща, обычно затрагивая те области, где плащ порван. В дополнение к отказу от роскоши, к которой стремились многие его собратья-афиняне, он демонстрировал специальное и импровизационное чувство юмора, которое позволяло ему высмеивать общепринятые верования и нравы афинской культуры — практика, которую усовершенствовал Диоген Синопский.

2. Основные положения

Трактовка Антисфена Ксенофонтом хорошо сочетается с подробностями, которые Диоген Лаэртский дает о своей философской позиции в 6.10-12. Хотя список его «любимых тем» длинный, он представляет собой центральные аспекты его этической мысли. Итак, основные принципы таковы:

  1. Добродетели можно научить.
  2. Только добродетельные благородны.
  3. Добродетели самой по себе достаточно для счастья, поскольку она не требует «ничего иного, кроме силы Сократа» (D.L. 6.11).
  4. Добродетель связана с делами и действиями и не требует много слов или обучения.
  5. Мудрый человек самодостаточен.
  6. Плохая репутация — это хорошо, и это похоже на физические трудности.
  7. Закон добродетели, а не законы, установленные полисом, будет определять общественные действия мудрого.
  8. Мудрый человек женится, чтобы иметь детей от лучших женщин.
  9. Мудрый человек знает, кто достоин любви, и потому не брезгует любовью.

Эти темы, вращающиеся вокруг добродетели и деятельности мудреца, имеют безошибочное сходство с убеждениями Сократа. Обучаемость добродетели, акцент на делах, а не на словах, и выдающееся положение эроса — все это явно обнаруживается в сократовской литературе. Более того, согласно Диоклу, Антисфен считал добродетель одинаковой для мужчин и для женщин, и эта позиция находит отклик, хотя и в более зачаточной форме, в мысли Сократа.

Этические взгляды Антисфена, однако, также представляют собой новшество, а не просто повторяют взгляды Сократа. Во-первых, недвусмысленное утверждение добродетели как достаточной для счастья — это отход от сократовской страховки в этом вопросе. Добродетель и счастье полностью совпадают и открыты для всех. Во-вторых, он начинает разделять мораль и законность так, как, по-видимому, не делал Сократ. У Платона Критон , Сократ ясно дает понять, что человек морально обязан соблюдать законы своего государства, если только он не может убедить государство изменить законы. Циники не проявляют такого отношения к nomos , термину, который означает как закон, так и условность, независимо от того, имеет ли он отношение к культурным кодексам или правовым предписаниям. Ослабляя закон и добродетель Антисфен готовит почву для более радикальных позиций Диогена Синопского и Кратеса.

Антисфен занимает более сильную позицию, чем Сократ, в отношении воздержания от физических удовольствий, утверждая, что он предпочитает безумие удовольствию (D.L. 6.3). Погоня за удовольствиями опасна, поскольку может рекомендовать ненадежную деятельность (как рассказывается в истории о прелюбодее, спасающемся бегством, который, по утверждению Антисфена, мог избежать опасности «ценой обол», но, что более важно, его влияние на самодостаточность губительна. Можно стать рабом удовольствий и таким образом потерять всякую надежду быть по-настоящему свободным. По этой причине «Когда кто-то превозносил роскошь, он отвечал: «Да живут в роскоши сыновья врагов твоих»» (D. L. 6.8).

Наконец, он гораздо более явно антитеоретичен, чем Сократ. В то время как Сократ утверждает, что ничего не знает о теоретической философии, Антисфен предполагает, что она бесполезна. Хотя термины еще не придуманы, различие проводится между метафизикой и этикой, и Антисфен сосредотачивается только на последней. Его предпочтение практики перед обучением или действий перед словами явно антитеоретично, но его не следует рассматривать как противопоставление разуму. Разум, по Антисфену, является основанием добродетели. «Мудрость — самая надежная твердыня, которая никогда не рухнет и не будет предана. Стены защиты должны быть построены в наших собственных неприступных рассуждениях» (D.L. 6.13). Предостережение Антисфена от удовольствий, его восхваление бедности и его привилегия разума будут ощутимы в последовавших за ним киниках и стоическом культивировании безразличия.

3. Философское влияние

Влияние Антисфена прежде всего на «школу» цинизма, как предшественника, так и создателя. Жизнь и мысли Антисфена обеспечивают связь между Сократом и киниками. Диоген Лаэртский указывает именно на это: «От Сократа он научился своей отваге, подражая его пренебрежению к чувствам, и таким образом положил начало киническому образу жизни» (D.L. 6.2). Некоторые ученые более сомнительны. Дадли, например, утверждает, что Антисфен был последователем Сократа, и только. Приписывание «первого циника» Антисфену является, по мнению Дадли, просто выдумкой александрийских писателей 9 г.0003 Наследие означало, что стоическая школа имеет надлежащую сократовскую родословную.

Бранхам и Гуле-Казе предлагают считать Антисфена «предвестником» ( Циники 7), а Навиа утверждает, что «в как Антисфен , так и Диоген мы встречаем одну реакцию на проблему человеческого существование, и одно радикальное решение… ибо цинизм возник у греков из обоих, как бы из двойных источников» ( Классический цинизм 67). Более тонкие подходы Бранхама, Гуле-Казе и Навиа улавливают невозможность разрешения спора. Источники древности объединили традицию Диогена с традицией Антисфена. Таким образом, считается, что движение киников началось с сократических этических практик Антисфена, практик, которые получили свои более прочные воплощения в жизни Диогена Синопского.

Заявление о том, что Антисфен не имел никакого отношения к киникам, с учетом уникального этического положения Антисфена, неубедительно. Антисфен поддерживает позицию Сократа, но привносит свое собственное понимание добродетели и настаивает на важности аскесис . Его аскетизм сравним с аскетизмом Сократа, но его враждебность к удовольствиям и гордость своей бедностью больше напоминают позицию позднейших киников. Наконец, привилегия добродетели и утверждение, что добродетель сама по себе достаточна для счастья, будут центральными в стоической этике. «Антисфен дал импульс равнодушию Диогена, сдержанности Кратеса и отваге Зенона, сам заложив основы их государства» (D.L. 6.15).

4. Ссылки и дополнительная литература

  • Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung . Амстердам: BR Грюнер, 1991.
  • Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие
    . Беркли: University of California Press, 1996.
  • .
  • Дадли, Д. Р. История цинизма от Диогена до 6 века нашей эры Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993.
  • .
  • Кан, Чарльз Х. Платон и сократический диалог: философское использование литературной формы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
  • .
  • Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1979.
  • .
  • Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред. Эллинистические философы, том 1 и Том 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
  • .
  • Malherbe, Авраам Дж., изд. и транс.
    Послания киников
    . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996.
  • .
  • Навия, Луис Э. Антисфен Афинский . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2001.
  • .
  • Паке, Леонсе. Les Cyniques grecs: фрагменты и темы . Оттава: Presses de l’Universitaire d’Ottawa, 1988.
  • .

Информация об авторе

Джули Пиринг
Эл.

 

Школа цинизма процветала с 4 века до н.э. Антисфен, ученик Сократа, часто считается основателем движения. Однако эксцентричный Диоген Синопский, бесспорно, самый известный (или печально известный) последователь цинизма. В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые факты о Диогене Синопском и школе цинизма.

 

1. Диоген Синопский был странным человеком
Диоген Джона Уильяма Уотерхауса

 

Большая часть того, что мы знаем о Диогене, исходит от более поздних философов, которые не знали его при жизни.

Сегодня существует лишь несколько обрывков информации, но мы все еще можем собрать воедино часть его биографии. Диоген, вероятно, родился около 404 г. до н.э. и умер в 320 г. до н.э. Предположительно, он был одним из первых учеников Антисфена, в конце концов посвятившим всю свою жизнь практике цинизма.

 

Диоген начал этот процесс, когда он впервые прибыл в Афины после изгнания из своего родного города Синопа (прибрежный город в современной Турции). Он был изгнан из города за порчу монет и прибыл в Афины без перспектив и без жилья.

 

Согласно одному источнику, Диоген написал своему другу и спросил, знают ли они о каком-либо доступном жилье в Афинах. Но когда друг не ответил на его письмо, Диоген просто бродил по улицам. Он нашел большой глиняный кувшин для вина, чтобы спрятаться внутри, и быстро понял, что может жить в кувшине вполне комфортно. Четыре стены и крыша обычного дома были роскошью, от которой он легко мог отказаться.

 

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Диоген провел остаток своих дней, ведя аскетический образ жизни. В одном анекдоте рассказывается, что он уничтожил свое единственное имущество — деревянную миску — после того, как увидел крестьянского мальчика, пьющего воду из лужи из его рук. Диоген будто бы воскликнул: «Я дурак, что все это время таскал с собой лишний багаж!»

 

Диоген, Жан-Леон Жером, 1860.

 

Кое-что в поведении Диогена было менее милым. Он регулярно вызывал раздражение афинской публики тем, что мочился на людей, которые его раздражали, и испражнялся в общественных местах, таких как театры и рынки. Платон однажды назвал Диогена «сошедшим с ума Сократом», ярлык, который с тех пор приклеился к философу-кинику. Однако это привело к тому, что многие люди отвергли Диогена и циников как чудаков без каких-либо реальных философских идей. Это не может быть дальше от истины. На самом деле цинизм исследует очень серьезные вопросы, касающиеся человеческой природы, обычаев, счастья и стыда.

 

2. Значение термина «цинизм» изменилось за столетия
Александр в гостях у Диогена, конец 18 – начало 19 века, автор неизвестен, через Музей Метрополитена.

 

Сегодня термин «циничный» означает что-то вроде «движимый личным интересом» и/или «недоверие к людям и их намерениям». Другими словами, если кто-то описывает вас как циника, то это не совсем комплимент! Однако этот термин не всегда имел такой негативный подтекст.

 

На самом деле слово «циничный» имеет давние и древние этимологические корни. Слово происходит от цинизма, философской школы, впервые появившейся в Древней Греции. Тогда это относилось к философам с очень специфическим набором убеждений (которые мы рассмотрим более подробно ниже). Как и многие другие слова, цинизм эволюционировал в течение тысячелетий и стал означать нечто, сильно отличающееся от его первоначального использования.

 

Слово «циник» происходит от древнегреческого kynikos означает «собачий» или kyôn (собака). Хотя ведутся споры о том, почему циники приняли это имя, многие ученые считают, что это слово было брошено на философов-циников из-за их странного и нетрадиционного поведения. Циники вели аскетический образ жизни, часто жили на улицах и участвовали в публичной дефекации, как собаки. Неудивительно, что цинизм приобрел репутацию эксцентричного человека с тех пор, как впервые появился в Древней Греции. Так кем же на самом деле были циники? И во что они верили?

 

3. Диоген Синопский и киники, жившие в согласии с природой
Диоген ищет честного человека. Якоб Йорданс, 1642, через Douwes Fine Art.

 

На протяжении всей своей жизни Диоген исповедовал ценности киников. Циники считали, что главной целью жизни является эвдемония или ясность ума. Этого можно было достичь, только живя в согласии с природой и занимаясь аскетической практикой. Циники также были категорически против социальных условностей, таких как законы и обычаи. Диоген и циники быстро заработали себе «собачью» репутацию, применяя эти убеждения на практике.

 

Например, представьте оживленный рынок в Афинах, около 340 г. до н.э. В толпе появляется взлохмаченный мужчина, задирает мантию и начинает ублажать себя на виду у всех. Когда кто-то подходит к нему и спрашивает, что он делает, он отвечает: «Хотел бы я, чтобы было так же легко утолить голод, потирая пустой желудок».

 

Это один из многих шокирующих анекдотов, которые более поздние философы и историки рассказывали о Диогене. Так что нетрудно понять, почему цинизм приобрел репутацию эксцентричного человека. Как мы увидим, жить в согласии с природой означает освободиться от любых общественных условностей. В этом примере Диоген критиковал невысказанную роль общества в том, что половые акты должны совершаться только за закрытыми дверями.

 

4. Циники считали, что природа важнее обычаев
Статуя Диогена в Синопе, через Wikimedia Commons.

 

Очевидно, у Диогена была реальная проблема с соблюдением правил общества. Действительно, одна из причин, по которой его поведение шокирует нас, заключается в том, насколько оно ставит под сомнение негласные правила, которых мы придерживаемся каждый день. Диоген не уважает общественные условности. Например, он не видит ничего плохого в том, чтобы ходить в туалет на людях. Почему? Потому что Диоген считает, что следование произвольным правилам — в данном случае мочеиспускание и испражнение за закрытыми дверями — гораздо менее важно и значимо, чем следование природе (9).0232 физика ).

 

Согласно киникам, жизнь по природе, а не по созданным человеком обычаям ( nomos ) есть высшая форма мудрости.

 

Испражнение не считается постыдным наедине, поэтому нет никаких причин, по которым это должно вдруг стать постыдным на публике. Со временем люди решили, что люди должны ходить в туалет наедине, и теперь никто не ходит в туалет публично (если они могут этого избежать, то есть). Во многом это звучит как устав извращенца. Но это заставляет нас задаться вопросом, насколько наша повседневная жизнь управляется правилами, которым мы слепо и безоговорочно следуем. Диоген не считает себя сумасшедшим. Он считает, что созданные обществом правила поистине безумны.

 

5. Самодостаточность и бесстыдство были главными достоинствами циников
Александр и Диоген

 

Самодостаточность ( autarkeia ) — жизненно важный шаг к отказу от общества и обретению истинного счастья. Помните глиняный кувшин для вина, в котором жил Диоген? Философ понял, что он мог бы вполне счастливо жить в доме без необходимости в традиционном доме. Отчасти потому, что он считал, что жизнь следует проводить так, как жили первобытные люди.

 

Диоген просил еды и сидел на корточках в общественных зданиях. Никакого имущества у него не было. Он сделал это, потому что считал, что жизнь в соответствии с природой приведет к истинному счастью ( eudaemonia ). Все остальное было просто отвлечением. Имущество, домашний уют: следует отказаться от этой роскоши и вместо этого культивировать самодостаточность. В течение своей жизни Диоген был бездомным, без гроша в кармане, сосланным и якобы даже однажды порабощенным. Но, несмотря на эти неприятности, он настаивал на том, что живет хорошо, так как живет согласно природе и, следовательно, разуму. Гораздо хуже следовать условностям и жить, как все, только ради условностей.

 

Концепция бесстыдства была еще одним важным шагом на пути к истинно естественной жизни. В контексте цинизма бесстыдство означает отказ от любых законов, которые считают определенные действия безвредными в одних условиях и отвратительными в других. Для Диогена это означало секс на публике и дефекацию в местном театре во время спектакля.

 

Как мы уже видели, такое поведение привело к тому, что современники прозвали его Диогеном «собакой». Но Диоген якобы воспринял это оскорбление как знак того, что он все делает правильно. Собака действует только по прихоти своих телесных функций: она ходит в туалет, когда это необходимо, и ищет пищу, когда проголодается. В нем нет стыда. И поэтому он действует в согласии только с природой.

 

6. Мы можем учиться у Диогена Синопского
Diogenes mit der Lampe auf Menschensuche в Афинах (Диоген с лампой в поисках людей в Афинах) Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна, конец 17 века, через Викисклад.

 

В отличие от других философий, таких как стоицизм, трудно понять, как можно применять цинизм в повседневной жизни, не становясь при этом изгоем. Маловероятно, что кто-то прочтет эту статью, а потом променяет все свое мирское имущество на жизнь на улице. Мало того, в нашем обществе многое в поведении Диогена является незаконным, простым и понятным. Итак, как мы можем применить цинизм к нашей собственной жизни?

 

Хотя поначалу это кажется шокирующим, мы должны признать, что в образе жизни Диогена есть смелая простота. Его приверженность простым жизненным вещам побуждает нас задуматься о том, что делает нас счастливыми. До какой степени мы можем существовать без наших маленьких удобств? Диоген явно свободен от ожиданий общества. Кроме того, когда мы совершаем определенные покупки или выражаем определенные мнения, делаем ли мы это потому, что хотим? Или из-за невидимых ожиданий, которые общество возлагает на нас? Время от времени нам полезно восхищаться таким экстремальным человеком, как Диоген. Как игривый шут, он показывает нам абсурдность нашего собственного поведения, полностью переворачивая наши условности и то, что мы принимаем за «нормальное».

 

Что сегодня означает слово «циничный»?
Встреча Диогена Синопского и Александра Македонского, Квирин Марк

 

Неясно, как именно умер Диоген. Некоторые древние источники предполагают, что он скончался после того, как съел сырого осьминога, в то время как другие говорят, что он умер от укуса инфицированной собаки. Что мы действительно знаем, так это то, что его преданность делу искренней жизни своей философии на протяжении веков привлекала множество поклонников. Он нравился многим стоикам, а также многим мыслителям эпохи Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *