Киники антисфен диоген: Диоген-Киник

Содержание

Мамут Л.С. /Киники против государства и законов/ (фрагмент кн. «Этатизм и анархизм»)

       Как раз тогда, когда жили и творили классики античной политической мысли, существовало заметное идейное течение — кинизм, представители которого занимали по отношению к государству позицию, диаметрально противоположную платоновско-аристотелевско-цицероновской. Истины ради отметим, что полное неприятие киниками (среди них выделяются Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион) государства, политических институтов и норм — часть их отрицания вообще всей социальной культуры как явления, которое, по понятиям киников, враждебно человеку, порабощает и губит его. 
       Киники «отрицали всё, — пишет И.М. Нахов, — что противостоит человеку как враждебная, внеположенная сила, — государство с его институтами, законами, политикой, демагогами, правителями, диктаторами и т.п.» Это возникало из их убеждения в том, что государство и его законы разрушили природное равенство, естественное счастье людей. Законы государства — антагонисты природы, служащей для киников колыбелью и прибежищем человечности и свободы, разума и добродетели. Их антигосударственнический пафос особенно остро чувствуется в отвержении законов, которые они не без основания считали опорами государства.
       Согласно Антисфену: «Мудрец живет не по законам государства, а по законам добродетели». Основатель кинической школы проводит мысль о ненужности законодательства: «Законодательство по необходимости устанавливается в интересах людей, равных как по рождению, так и по могуществу. Для таких людей законы не пишутся: они сами себе законы. И был бы смешон тот, кто пытался бы писать для них законы.» У Антисфена есть суждение, которое, по-видимому, допустимо толковать как скрытую полемику с «государственником» Гераклитом. Философ из Эфеса наставлял: «За закон народ должен биться, как за городскую стену» (Диоген Лаэртский, IX, 1, 2). Антисфен возражает: «Совместная жизнь братьев-единомышленников прочнее всяких стен». Законофобия отличает и Диогена. О нем сообщается, что «он меньше всего считался с законами государства, предпочитая им законы природы». Лукиан рассказывает о кинике Демонакте, который «разговаривал с одним законником о том, что законы, по его мнению, бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше». Испытавший сильное влияние кинизма римский стоик Эпиктет признавал право быть настоящим киническим философом только за тем, кто мог заявить: «У меня нет ни прав гражданства, ни дома, ни денег, ни рабов… У меня нет ни жены, ни детей, ни постели. Только земля и небо и один-единственный плащ. Чего же мне не хватает?! Разве я не свободен? Я сам себе царь и господин…» (Эпиктет. Беседы III, 22, 47 и след.).
       Представление о нигилистическом настрое кинизма дает тот образ Диогена, который отложился в сознании его современников: «… Диоген сбросил с себя все узы окружающего мира и освободился от оков… не боясь тиранов, не подчиняясь насилию закона, не затрудняя себя общественными делами . .. не обременяя себя военной службой… он высмеивал всё это — людей и их занятия» (Максим Тирский, 36,5). Нигилизм такого сорта исключает выдвижение каких бы то ни было проектов переделки, улучшения мира политики, организации его на новых основаниях, создания «правильного» государства и т.д. Потому обмолвкой кажется положение И.М. Нахова о том, что «в «правильном», т.е. идеальном, государстве киников нет места собственности, ибо «всё принадлежит мудрецам» (Диоген Лаэртский, VI, 11, 37)». У киников вообще нет места самому политическому, государственности (пусть даже самой идеальной). Нельзя ведь всерьёз расценивать в качестве примера «единственно совершенного государственного устройства»… только Вселенную (пример этот находил Диоген.

Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). М.:Наука,1989. с.46-48.
ссылки опущены

(д.д.) Мамут правильно понял позицию киников, за двумя исключениями:
1. Киники отрицают социум. — На самом деле они, как это видно даже из приведенных цитат, отрицали наличное «общество», государственное общество, город, механическое объединение людей, вынужденных подчиняться целому и власти. Выражение Антисфена «совместная жизнь братьев-единомышленников» не случайно, за ним явно стоит идея небольшого сообщества, противопоставляемого Системе. Ещё ярче видно отношение к объединению людей в разговорах о законе: добрым людям не нужны внешние ограничения и стимулы.
2. Нигилизм. — Нигилизм киников направлен на определенную культуру — культуру цивилизации. Это не есть нигилизм вообще. И даже не совсем культурный нигилизм. Не будем забывать, что Антисфен и Диоген были не только умными, но и образованными людьми. Они писали философские сочинения и интерпретировали мифы (к примеру, миф о Прометее). У киников были свои ценности и свои идеалы. Только эти идеалы трудно понять с предвзятой прогрессистской позиции, они апеллировали к природе. К примеру отрицание брака не было отрицанием любви.

Характеристика философской школы – кинизма

 » ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций


«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Гирфанов Тимур Александрович, Баширов Тимур Анварбакович, Студент магистратуры; научный руководитель, кандидат философских наук, доцент
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Характеристика философской школы – кинизма

Статья просмотрена: 300 раз
Дата публикации: 4. 12.2019

УДК 141

Характеристика философской школы – кинизма

Гирфанов Тимур Александрович

студент магистратуры

научный руководитель: Баширов Тимур Анварбакович

доцент, кандидат философских наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

Аннотация. Кинизм как философия бедных, гонимых и разочаровавшихся людей и способ их жизнедеятельности. Причины возникновения философии кинизма. Образ жизни киников, его влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма. Популярность учения киников. В данной статье описывается что такое кинизм, в чем заключаются его основные правила, а также когда кинизм появился и основные недостатки данной философской школы.

 

Для того, чтобы ответить на вопрос, легко ли быть киником, сначала необходимо в полной мере понять, что же такое кинизм. Эта философская школа, как известно, зародилась в Древней Греции, её основателем считается Антисфен. Существует несколько версий происхождения названия школы. Согласно одной, место, в котором Антисфен занимался со своими учениками, называлось Киносарг, в честь него киники и получили название. Другая версия гласит, что одного из самых знаменитых представителей этой школы, Диогена Синопского, жители Афин прозвали собакой за его образ жизни, а позже в честь этого прозвища дали название и всей школе. Некоторые исследователи утверждают, что Антисфен называл себя аплокионом (истинным псом), за что кинизм и получил своё название [1].

Известно, что Антисфен ходил в дырявом плаще, а Диоген жил в бочке. Таким образом философы демонстрировали своё отношение к вещам и к зависимости от материальной составляющей жизни. Представители кинизма часто говорили, что роскоши они желают детям своих врагов, подчёркивая таким образом разрушающую силу богатства.

Некоторые задатки кинизма присутствовали ещё в мировоззрении Сократа, однако Антисфен, Диоген, Кратет и другие философы довели их до некоего абсурда.

Если бы мы были киником во времена Древней Греции, вам следовало бы опасаться острых высказываний со стороны Сократа. «Сквозь дыры твоего плаща просвечивает тщеславие», – говорил он Антисфену, указывая на то, что своим образом жизни тот не отказывается от заносчивости, а лишь проявляет её в другом виде [2].

Среди наследия киников не осталось трактатов или других письменных работ, единственное, чем мы можем довольствоваться – анекдоты и истории о жизни некоторых приверженцев школы. Условно можно обозначить три А кинизма: аскесис, апедевсия и автаркия. Первое А, аскесис – способность к отчуждению и перенесению трудностей, возникающих в связи с ним. Для киников он выражается в отказе от всего, что не является крайне необходимым для жизни. Апедевсия – отказ от культурных и религиозных догм, отчуждение от общества и его культуры, «независимость».

Автаркия – крайняя самостоятельность, отстранение от семьи и государства, своеобразная свобода.

Кроме того, если кто-то решит стать философом-киником, то он вынужден будет смириться с тем, что философствование, как ни странно, должно выражаться не в словах и рассуждениях, а в поступках, в образе жизни. Здесь ярчайшим примером является Диоген. Человек, живший на площади в глиняном кувшине, предназначенном для хранения зерна, масла или вина. Существует легенда, согласно ей Диоген посетил оракула, который посоветовал ему заниматься «перечеканкой монет (ценностей)». Это наставление будущий философ понял буквально и стал заниматься изготовлением фальшивых монет, но после изгнания переосмыслил слова оракула и начал заниматься переоценкой ценностей в философии. Диоген часто шокировал публику, как сказали бы сейчас. Он употреблял пищу прямо на площади, что в Древней Греции считалось неприличным действием. Известна история о том, как знаменитый киник принёс Платону ощипанную курицу, заявив, что это и есть платоновский человек.

Однако подобные выходки не отталкивали жителей Афин. Однажды пифос Диогена намеренно разбили, но афиняне подарили ему новый. На надгробии философа был установлен памятник в виде собаки. Также примечательно, что Диоген умер в один год, а согласно некоторым источникам и в один день с Александром Македонским. Таким образом и отказавшийся от всего киник, и великий император в конечном итоге оказались в «равных условиях» [3].

Нельзя однозначно сказать, легко ли быть киником. Ещё сложнее найти грань, отделяющую разумный отказ от вещей и уместную, в некотором смысле грамотную позицию в отчуждении от сумасшествия или напыщенности в своих действиях. Кроме того, в условиях современности сам собой ставится вопрос общественного отклика и понимания такой философии. Ведь если кто-нибудь решит поселиться в кувшине прямо на городской площади, последнее о чём подумают люди, так это о том, что перед ними последователь киников.



Список литературы:

  1. История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина.
  2. Нахов И. М. Кинизм и цинизм. Отжившее и живое (к истории понятия и слов) // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии, Вып. IX. М., 1987, с. 231.
  3. «Антология кинизма», М., «Наука», 1984.


Комментарии:

 

И.М. Нахов. Философия киников : Название школы

40
ВНЕШНЯЯ ИСТОРИЯ КИНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. ЕЕ ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Название школы

Уже с первого шага, начиная с вопроса, откуда произошло название «киники», мы сталкиваемся с трудностью: противоречивость источников и разногласия исследователей, обусловленные отнюдь не только филологическими причинами. С этим, на первый взгляд, частным вопросом оказывается связанной основная линия в искажении истории кинизма буржуазными учеными. Имя киникам, утверждают они, дала первая «собака» (kyön) — Диоген, Антисфен же — чистый сократик, т.

е. последний философ к киникам отношения не имеет. На чем же основывается искажение, о чем говорит традиция?

41

Историческая традиция связывает название кинической школы по созвучию с названием гимнасия для неполноправных в пригороде Афин — Киносарг, где учил Антисфен. Об этом согласно говорят Диоген Лаэртский (VI, 6), Суда и др. Впоследствии, когда Антисфен стал проповедовать жизнь «в согласии с природой», похожую на жизнь животных («кинический, собачий образ жизни»), он и сам получил прозвище «обычной собаки» (haplokyön — Д. Л. VI, 13). Эту кличку — «собака», в которую враги вкладывали бранный, осуждающий смысл, а друзья подхватили как похвалу, подчеркивая добрые черты собачьего характера (верность, признательность, охрана хозяина, нападение на врагов и т. и.) ‘, охотно воспринял Диоген (Д. Л. VI, 33.60). Прозвище стало для него программой и вторым именем2. После него слово «киники» (hoi kynikoi) стало привычным обозначением сторонников кинизма. Так из ассоциации двух реалий — «Киносарг» («Белая собака») и «кинический (собачий) образ жизни» возникло название «киники».


В чем же состоят возражения против такой естественной этимологии? Немецкий ученый Эд. Шварц, не признающий Антисфена основателем кинической школы3, начинает с того, что, как он утверждает, лингвистически невозможно образовать прилагательное kynikos от слова Kynosarges, но только от слова kyön, известного как кличка Диогена, т. е. «Киносарг» и «кинический образ жизни» тут ни при чем. Подвергает сомнению традиционную этимологию и Курт фон Фриц, также отрицающий роль Антисфена в качестве зачинателя кинизма. Его аргументы мало чем отличаются от соображений Шварца4. С ними соглашаются Д. Дадли и Ф. Сейер, последний обращает также внимание на то, что Аристотель называет последователей Антисфена «антисфениками», а не «киниками» (Мет., VIII, 3, 1043b24).
В самом деле, как могли столь чуткие к языку греки произвести прилагательное kynikos от Kynosarges? Но именно здесь кроется ошибка или недомыслие крити-

1 Elias in Categor. Prooem. Comment. in Arist. XVIII, III, 2. См.
также «Письма Кратета», XXIX.
2 Аристотель вместо имени Диогена говорит просто «собака» (Рит., III, 10, 1411а24).
3 Schwartz Е. Charakterköpfe aus der antiken Literatur. 2. Reihe, Leipzig, 1943.
4 Fritz K. von. Quellenuntersuchungen zu Leben und Philosophie des Diogenea von Sinope. Leipzig, 1926, S, 47—49.
42

ков традиции. Точка зрения, высказанная древними авторами — Диогеном Лаэрцием, схолиастом, написавшим комментарий к «Категориям» Аристотеля, и Судой, не нуждается в пересмотре. Никаких нарушений законов языка при этом не требуется.
Итак, Антисфен, учивший в Киносарге, получил прозвище Haplokyon («обычная собака»). Это прозвище одновременно подчеркивало сходство и отличие образа философа, ведущего образ жизни «простой собаки», от смысла того экзотического названия гимнасия, которое буквально воспринималось греком как «Белая собака», наподобие того, как мы воспринимаем названия московских улиц «Собачья площадка» или «Матросская тишина», не задумываясь и в то же время прекрасно понимая их первоначальный смысл.

Данное объяснение тем правдоподобнее, что, вероятно, большинству афинян была известна легенда, связанная с происхождением названия гимнасия.
Вот как передает ее Фотий: «Дном (или Дидим) Афинский приносил жертву на очаге. Вдруг появилась белая собака, схватила приносимое в жертву мясо и унесла куда-то. Дном сильно перепугался, но бог через оракула поведал ему, что на том месте, куда собака унесла жертву, нужно воздвигнуть Гераклу алтарь. Отсюда происходит и название „Киносарг»». Из этого рассказа ясно, что один из корней этого слова должен был отчетливо и активно восприниматься как kyön (собака) 5. Таким образом, сам Антисфен, обитавший в «Белой собаке», был, конечно, не «белой собакой» (kyön argos), а «простой, обычной собакой» (haplokyon). Что же касается последователей Антисфена, то они получили свое название уже без всяких дополнительных эпитетов — «собаки» (kynes) или производное от этого слова — kynikoi («киники»).
Находит свое объяснение и тот факт, что Аристотель назвал однажды сторонников Антисфена антисфеновцамп. Упомянутое выше место из «Метафизики» трактует логические положения «антисфеновцев» и «столь же необразованных людей», поэтому аптисфеновцами здесь могли быть названы те, кто разделял лишь взгляды Антисфена в области логики и гносеологии, но не все его учения,

5 Нужно также иметь в виду, что у Гомера часто встречается сочетание kynes argoi — быстрые собаки (Илиада, I, 50. 18, 283).
43

включая этику с ее принципом «естественной жизни». У нас нет серьезных оснований отвергать свидетельство Суды, основанное на древних источниках: «Киническая философия получила свое название благодаря тому, что Антисфен учил в гимнасия Киносарг». Напротив, вызывает удивление то, как гиперкритики объясняют прозвище Антисфена «простая собака». С одной стороны, они утверждают, что это прозвище было получено им в отличие от клички Диогена, с другой — они же настаивают на том, что Антисфен не имел ничего общего с Диогеном, который, якобы, приехал в Афины много времени спустя после смерти философа.
Я был вынужден довольно подробно остановиться на вопросе о названии школы, ибо здесь находится одна из «болевых точек» истории кинизма.

Подготовлено по изданию:

Нахов И.М.
Философия киников.— М.; Наука, 1982.— (Из истории мировой культуры).
© Издательство «Наука», 1982 г.

Название школы. Философия киников

Название школы

Уже с первого шага, начиная с вопроса, откуда произошло название «киники», мы сталкиваемся с трудностью: противоречивость источников и разногласия исследователей, обусловленные отнюдь не только филологическими причинами. С этим, на первый взгляд, частным вопросом оказывается связанной основная линия в искажении истории кинизма буржуазными учеными. Имя киникам, утверждают они, дала первая «собака» (ky?n) — Диоген, Антисфен же — чистый сократик, т. е. последний философ к киникам отношения не имеет. На чем же основывается искажение, о чем говорит традиция?

Историческая традиция связывает название кинической школы по созвучию с названием гимнасия для неполноправных в пригороде Афин — Киносарг, где учил Антисфен. Об этом согласно говорят Диоген Лаэртский (VI, 6), Суда и др. Впоследствии, когда Антисфен стал проповедовать жизнь «в согласии с природой», похожую на жизнь животных («кинический, собачий образ жизни»), он и сам получил прозвище «обычной собаки» (haploky?n — Д. Л. VI, 13). Эту кличку — «собака», в которую враги вкладывали бранный, осуждающий смысл, а друзья подхватили как похвалу, подчеркивая добрые черты собачьего характера (верность, признательность, охрана хозяина, нападение на врагов и т. и.)[54]*, охотно воспринял Диоген (Д. Л. VI, 33.60). Прозвище стало для него программой и вторым именем[55]*. После него слово «киники» (hoi kynikoi) стало привычным обозначением сторонников кинизма. Так из ассоциации двух реалий — «Киносарг» («Белая собака») и «кинический (собачий) образ жизни» возникло название «киники». В чем же состоят возражения против такой естественной этимологии? Немецкий ученый Эд. Шварц, не признающий Антисфена основателем кинической школы[56]*, начинает с того, что, как он утверждает, лингвистически невозможно образовать прилагательное kynikos от слова Kynosarges, но только от слова ky?n, известного как кличка Диогена, т.  е. «Киносарг» и «кинический образ жизни» тут ни при чем. Подвергает сомнению традиционную этимологию и Курт фон Фриц, также отрицающий роль Антисфена в качестве зачинателя кинизма. Его аргументы мало чем отличаются от соображений Шварца[57]*. С ними соглашаются Д. Дадли и Ф. Сейер, последний обращает также внимание на то, что Аристотель называет последователей Антисфена «антисфениками», а не «киниками» (Мет., VIII, 3, 1043b24).

В самом деле, как могли столь чуткие к языку греки произвести прилагательное kynikos от Kynosarges? Но именно здесь кроется ошибка или недомыслие критиков традиции. Точка зрения, высказанная древними авторами — Диогеном Лаэрцием, схолиастом, написавшим комментарий к «Категориям» Аристотеля, и Судой, не нуждается в пересмотре. Никаких нарушений законов языка при этом не требуется.

Итак, Антисфен, учивший в Киносарге, получил прозвище Haplokyon («обычная собака»). Это прозвище одновременно подчеркивало сходство и отличие образа философа, ведущего образ жизни «простой собаки», от смысла того экзотического названия гимнасия, которое буквально воспринималось греком как «Белая собака», наподобие того, как мы воспринимаем названия московских улиц «Собачья площадка» или «Матросская тишина», не задумываясь и в то же время прекрасно понимая их первоначальный смысл. Данное объяснение тем правдоподобнее, что, вероятно, большинству афинян была известна легенда, связанная с происхождением названия гимнасия.

Вот как передает ее Фотий: «Дном (или Дидим) Афинский приносил жертву на очаге. Вдруг появилась белая собака, схватила приносимое в жертву мясо и унесла куда-то. Дном сильно перепугался, но бог через оракула поведал ему, что на том месте, куда собака унесла жертву, нужно воздвигнуть Гераклу алтарь. Отсюда происходит и название „Киносарг»». Из этого рассказа ясно, что один из корней этого слова должен был отчетливо и активно восприниматься как ky?n (собака)[58]*. Таким образом, сам Антисфен, обитавший в «Белой собаке», был, конечно, не «белой собакой» (ky?n argos), а «простой, обычной собакой» (haplokyon). Что же касается последователей Антисфена, то они получили свое название уже без всяких дополнительных эпитетов — «собаки» (kynes) или производное от этого слова — kynikoi («киники»).

Находит свое объяснение и тот факт, что Аристотель назвал однажды сторонников Антисфена антисфеновцамп. Упомянутое выше место из «Метафизики» трактует логические положения «антисфеновцев» и «столь же необразованных людей», поэтому аптисфеновцами здесь могли быть названы те, кто разделял лишь взгляды Антисфена в области логики и гносеологии, но не все его учения, включая этику с ее принципом «естественной жизни». У нас нет серьезных оснований отвергать свидетельство Суды, основанное на древних источниках: «Киническая философия получила свое название благодаря тому, что Антисфен учил в гимнасия Киносарг». Напротив, вызывает удивление то, как гиперкритики объясняют прозвище Антисфена «простая собака». С одной стороны, они утверждают, что это прозвище было получено им в отличие от клички Диогена, с другой — они же настаивают на том, что Антисфен не имел ничего общего с Диогеном, который, якобы, приехал в Афины много времени спустя после смерти философа.

Я был вынужден довольно подробно остановиться на вопросе о названии школы, ибо здесь «болевых точек» истории кинизма.

Der rote Stern — LiveJournal

Среди учеников Сократа находился юноша по имени Антисфен. Он жил в Пирее и каждый день проходил около восьми километров, чтобы послушать учителя. Антисфен всегда сопровождал Сократа и находился рядом с ним во время смерти. После этого он начал учить сам недалеко от Афин в гимназии Киносарг, что в переводе означает «Зоркий пёс» или «Белая собака». Вся школа Антисфена в результате получила название «Собачья школа», мы же называем её «кинической». Эта этическая школа культивировала среди своих последователей образ жизни Сократа, его твёрдость, выносливость и бесстрашие. Позднее кинизм даже стал восприниматься не как отдельная философская школа, а как образ жизни. Антисфен видел счастье в добродетели, а добродетель достигалась с помощью нескольких слагаемых. Во-первых, аскетизм — максимальное ограничение своих потребностей. Киники зимой и летом ходили в одном грубом плаще, надетом на голое тело, носили с собой посох и небольшую суму — это всё, что им было нужно для жизни. Во-вторых, киники пренебрегали общим образованием, считая, что мудрость состоит не в умении читать, писать или красиво излагать свои мысли, но в возможности различать добро и зло. Но самое важное, к чему они стремились, — это независимость. Человек, который может довольствоваться самой простой одеждой и пищей, отказываться от мирских благ и богатств, отвергает общественные правила и законы, обретает истинную свободу действия и мысли. Он не пресмыкается перед властью, не тратит лучшие годы своей жизни в добыче пропитания. Киник презирает чужое мнение и общественные правила, которыми связаны люди. Однако не была лишена эта школа и своеобразной гордыни. Античный анекдот гласил, будто однажды Антисфен старался выставить напоказ дыру в своём плаще, на что Сократ ему сказал: «Сквозь этот плащ я вижу твоё тщеславие!»


Наиболее известным киником был ученик Антисфена Диоген Синопский. Поистине мало о каком философе существовало столько анекдотов. Однажды, не найдя места для ночлега, он устроил себе жилище в бочке при храме Матери богов. Летом он перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. Однажды, увидев как мальчик пьёт воду из горсти, он выбросил из своей сумки чашку. Выбросил он и миску, когда встретил другого бедного мальчика, евшего чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба. При этом он промолвил: «Мальчик превзошёл меня простотой жизни». Известен и ныне анекдот про его встречу с Александром Великим. На предложение получить всё, что ни пожелает, Диоген попросил царя отойти и не загораживать солнце. После этого Александр якобы сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». С язвительным презрением относился этот философ к окружающим, а когда его, попавшего в рабство, начали продавать, он попросил продавца кричать покупателям: «Кто хочет купить себе господина?!» Богач Ксениад из Коринфа приобрёл его и сделал воспитателем своих детей, а также распорядителем всего хозяйства. Известны были и другие киники: ученик Диогена Моним, Онесикрит, Кратет. Выделяется среди них Гиппархия, которая была пленена речами Кратета. Эта богатая девушка родом из Маронеи принадлежала к аристократической семье. Гиппархия бросила свой дом и вышла замуж за Кратета — человека, у которого не было ничего, кроме старого плаща. Она оделась также, как муж, и везде ходила вместе с ним, побираясь по чужим застольям.

Расцвет кинической философской школы пришёлся на IV-III века до н.э. Ее последователи вызвали самый широкий отклик в античном обществе. Они отвергли общественную мораль, семью, государство. По всей видимости, они были первыми космополитами. В период разложения античного полиса, а вместе с ним и морали, киники первыми радикально поставили вопрос об истинных ценностях человеческой жизни. Является ли погоня за богатством, почестями, наградами такой уж важной, или для счастливой жизни человеку достаточно грубого плаща и одного посоха? И если в большинстве своём люди не решались принять образ жизни киников, то пересмотреть свои взгляды на привычные общепринятые правила они могли. На могиле Диогена даже поставили памятник в виде собаки с благодарностью, что он «указал нам путь, легче которого нет». Киники приняли от Сократа одно очень важное правило: жить в соответствии со своим учением. В дальнейшем они распространились по всему античному миру, часто «псами» называли старцев-странников, независимо от их национальности и познаний в философии. Позднее киники оказали огромное влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности на такие его формы, как юродство и странничество.


Философия кинизма. Киники, Реферат заказан в СТУДЕНТ ЦЕНТР



Киники (греч. kynikói, от Kynósarges — Киносарг, холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici — циники), одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,— это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: «Отойди и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-кинически.

Учение кинизма, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума». Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — «без общины, без дома, без отечества». Киники хотели быть «нагими и одинокими»; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, «дымом» (в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т.п.). «Дым» нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для киников предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.

Философия кинизма послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для кинизма перевес этики над другими философскими дисциплинами.

Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа киников стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи). Наиболее ярким представителем школы киников по праву считается Диоген Синопский.

Диоген Синопский и школа киников

Диоген Синопский родился в 400г. до н. э. в городе Синопе. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально – ценного в жизни, т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д. Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников данного течения. Даже его учитель Антисфен, основоположник течения был более мягок в крайностях. Благодаря своему уму и поступкам киника, Диоген прославился и оставил свой след в истории, но они же часто приводили Диогена в противоборство с моралью общества, в котором Диоген часто проигрывал.

Когда Диоген был изгнан из своей родины, он пришел в Афины. Там он застал немало слушателей Сократа — Платона, Аристиппа, Эсхина, Антисфена и Эвклида Мегарянина. Диоген вскоре проникся презрением ко всем им, кроме Антисфена, основателя школы киников (Кинизм — название, связанное с наименованием гимназии Киносарг («Белая собака»), или cynicos (киники) от суоn «собака», а не от Cynosarges) с ним он общался охотно, но хвалил, впрочем, не столько его самого, сколько его учение, полагая, что только оно раскрывает истину и может принести пользу людям.

Сравнивая же самого Антисфена с его учением, он нередко упрекал его в недостаточной твердости и, порицая, называл его боевой трубой — шума от нее много, но сама она себя не слушает; Антисфен терпеливо выслушивал его упреки, так как он восхищался характером Диогена.

Вот лишь несколько примеров его высказываний и кинического отношения к окружающей действительности.

• Узнав, что, по Платону, человек определяется как двуногое животное, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и, принеся его в Академию, объявил: «Вот человек Платона». После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

• Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею — и конец.

• Однажды Диоген закричал: «Эй, люди!» Сбежался народ, он замахнулся палкой: «Я звал людей, а не дерьмо». Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

• Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся. Он удивлялся, что грамматики изучают бедствия Одиссея, но не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами…

• Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни».

• Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».

• Он просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, Диоген сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».

• Однажды некий «прыгун» сказал Диогену:

— Как жаль, Диоген, что ты, с такой закалкой, никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка ты был бы первым!

— Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские игры.

— В каких же это? — не понял «прыгун».

— И, укоризненно качнув головой, Диоген ответил: «Вы же знаете: я состязаюсь в борьбе с пороками».

• На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами — никогда».

• О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на радость.

• Когда Филипп, царь Македонии, отец Александра Македонского, объявил, что идет войной на Коринф, и все бросились готовиться против него, Диоген принялся катать туда и сюда свою собственную бочку. Его спросили: «Зачем это, Диоген?» Он ответил: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать; а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет».

• Александр Македонский, беседуя с 70-летним Диогеном в Коринфе, в пригородной кипарисовой роще Кранеоне, сказал, что он, Александр, великий царь. Диоген довольно беззастенчиво, если не прямо нахально, ответил ему: «А я — собака Диоген».

Во время одного из морских путешествий в Афины, корабль, на котором находился и Диоген, подвергся нападению морских пиратов. Все пассажиры были захвачены в плен и были брошены не невольничий рынок. Но даже так Диоген проявил свой характер — в результате торгов он был куплен в качестве хозяина собственного покупателя, после чего отправился с ним в Коринф.

В Коринфе он не нанял себе жилья и не поселился ни у кого, а стал жить под открытым небом. Изрядно потрескавшаяся от времени бочка (а точнее, большая глиняная амфора для хранения жидкостей и зерна — по-гречески «пифос») служила ему убежищем и пристанищем. Он был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы его словам, не изменять вида, данного ему природой, был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был исподлобья, ходил, опираясь на палку, в верхней части которой был сук, куда Диоген вешал свою котомку странника. Диоген ко всем он относился с язвительным презрением, ему совершенно не было свойственно чувство стыда. Кроме своих выходок, Диоген вошёл в историю философии как автор сочинений «О любви», «Государство» («Политая»), «Эдип», «Фиест» (трагедия).

Вот лишь несколько высказываний великих людей о Диогене Синопском:

• Александр Македонский о Диогене: «Если бы я не был царем, я хотел бы быть Диогеном».

• Антон Павлович Чехов о Диогене: «Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира — вот, блага, которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных».

Диоген умер 13.06.323 г. до н.э., съев сырого осьминога и заболев холерой; но есть и такая версия, что смерть наступила «от задержки дыхания».

Соотечественники воздвигли Диогену много медных памятников и на одном из них, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу,

Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!

Ведь ты учил нас благу довольствоваться малым.

И наметил пути продвижения к счастливой жизни!

Заключение

 В качестве проповедников морали сами киники и их единомышленники оказали значительное и, в общем, без сомнения, благотворное влияние на образ мыслей и настроение своей эпохи. Однако ни один из них не прославился какими-либо научными заслугами. Но именно потому, что этот позднейший кинизм был скорее образом жизни, чем научным мировоззрением, его почти не коснулась смена философских систем; он пережил все школы, за исключением неоплатонической, сохранился до V века и имел еще отдельных приверженцев даже в VI веке.

Библиография:

1. Большая Советская Энциклопедия, М. 1972

2. Современный русский энциклопедический словарь, М. 2000

3. Microsoft Encarta Encyclopedia, Kentucky 2001

4. Философский словарь, М. 1988

5. «История философии». Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина

6. Джованни Реале и Дарио Антисери « Западная философия от истоков до наших дней » Том 1. Античность. Санкт — Петербург 1994.

Киники — vechno_zhivoj — LiveJournal

Трудно писать о философском направлении, вырванном из контекста предшественников и последователей. Но пока изучение фрагментарное, надеюсь, что пазл будет дополняться.

Выдержки из Википедии:

Кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем — Диоген Синопский.

Наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

1) простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
2) умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
3) верность, храбрость, благодарность.

Термины, которые надо оживить и выучить:
Аскесис — способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников — предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа.
Апедевсия — способность к освобождению от догм религии и культуры. Апедевсия киников — отстранённость от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются добродетелью.
Автаркия — способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников — независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

Имена, которые надо оживить и выучить:
Антисфен — родоначальник и главный теоретик кинизма, ученик Сократа
Диоген Синопский — ученик Антисфена, самый известный из киников. Жил в пифосе (глиняный кувшин). Наиболее яркие легенды с Александром Македонским, Платоновским человеком, мальчиком, пьщим воду из горсти.
Кратет Фиванский — Происходил из богатой фиванской семьи; получил хорошее образование. После разрушения Фив Александром Македонским в 335 г. до н. э. переехал в Афины, где стал последователем Диогена Синопского. По сообщениям античных источников, обратил все имущество в деньги, распределил их между гражданами, сам же «бросился в философию»
Гиппархия — ученица и жена Кратета Фиванского. Родилась в г. Маронеи, происходила из знатной семьи, получила хорошее образование. Увлекшись Кратетом и его философией, пригрозила родителям самоубийством, если те не выдадут её за Кратета. (Гиппархия «полюбила и речи Кратета, и его образ жизни, так что не обращала внимания ни на красоту, ни на богатство, ни на знатность своих женихов: Кратет был для неё всё») Родители позвали самого Кратета, чтобы он отговорил ее; однако она оставила дом и вышла за него замуж.

Антисфен и циники: как жить чистой и честной жизнью

Одним из уникальных философских учений Древней Греции был цинизм — нравственное и добродетельное учение, в котором особое внимание уделялось стремлению к чистой, честной жизни. Сегодня мы собираемся подробно рассмотреть эту философию и наиболее важных киников — начиная с Антисфена и заканчивая знаменитыми Диогеном и Фивским ящиком. Наденьте мыслительную шапку и загляните внутрь себя – пора пофилософствовать!

Антисфен и появление циников

Нет сомнений в том, что древнегреческие философы оказали колоссальное влияние на мир и его развитие, заложив бессмертные основы будущего богатого мира философии.От Ксенофана до Сократа, Платона и Аристотеля мир древнегреческой философии, без сомнения, был вершиной человеческих достижений, и он действительно показывает, насколько классические греки и их цивилизация опередили свое время.

Чтобы начать наш рассказ о Циниках, нам нужно начать с их имени. На древнегреческом языке их имя было « κυνισμός », и оно странным образом произошло от « κυνικός » (kynikos), что означало «собачьи» ( kynos — собака).Вполне вероятно, что это странное имя началось как оскорбление. Циники, как часть их философии, жили более простой, аскетической жизнью. И поскольку это было настолько нетрадиционно в то время, их, казалось, очерняли, сравнивая с собаками.

Другой вариант названия связан со знаменитым храмом Геракла и общественным гимнастическим залом древних Афин, который назывался Cynosarges (Место Белой Собаки). Именно здесь Антисфен — первый киник — преподавал свои философские взгляды.Имя киников и то, что их называли «собаками», было еще более популярным во времена Диогена — возможно, воплощения философии киников — которого называли так из-за его крайне аскетического образа жизни.

Скульптура философа-циника, Диогена и собаки. ( Sondem /Adobe Stock)

В истинно цинической манере эти философы с радостью приняли это прозвище и использовали его в своих интересах. Это идеально соответствовало их учениям и образу жизни и подчеркивало их идеалы и идеи, которые они хотели передать.Там, где простые люди видели в обычной уличной собаке отрицательные стороны, циники видели все чистые и хорошие стороны – и быстро обращали все в свою пользу, просто излагая свою философию и ее логические выводы. Но прежде чем мы перейдем к этим сравнениям, давайте кратко рассмотрим цинизм как философское учение: какие сообщения он пытается передать?

Что такое философский цинизм?

Добродетель была основой учения циников. Для этих мыслителей целью жизни было жить в добродетели и нравственном совершенстве, в совершенном симбиозе с природой.Подобно Stocisim , который был разработан под влиянием цинизма, циники утверждают, что счастье может быть достигнуто с помощью высшей добродетели и что люди могут жить, не обремененные мирскими желаниями, благодаря строгим тренировкам и моральной силе. Отвергая мирские желания, такие как слава, власть, богатство и похоть, человек может достичь счастья и жить простой жизнью без всякого имущества. Такой образ жизни считался чистым и согласующимся с природой, то есть признаком разума.

Необходимо отметить, что из-за характера этой философии никогда не существовало набора предустановленных доктрин, но ее основные принципы всегда были одинаковыми и повторялись:

Человек может продвигаться к счастью и ясности через аскетизм , поскольку он освобождается от внешних влияний – чаще всего от богатства, власти и славы. Согласно киникам, эти материи не имеют ценности в природе. Диоген прекрасно продемонстрировал этот аспект философии.

Еще одним ключевым аспектом цинизма была наглость и отсутствие чувства стыда. Это было известно как искажение современных социальных и политических норм (известных как nomos в Древней Греции). К ним относятся законы, социальное давление и условности, а также обычаи, которые простые люди принимают как должное, но которые имеют более глубокое философское значение.

Циники утверждали, что целью жизни является так называемая eudaimonia (счастье) и предельная ясность ума.Последнее означает, что человек должен был жить с чистым разумом, свободным от глупости, тщеславия, жадности и т. д.

Этого счастья можно достичь, живя простой жизнью в унисон с природой, как ее понимает человеческий разум. Циники утверждали, что разум не чист, когда человеческие ценности оцениваются ложно, и поэтому разум страдает от негативности, злобы, жадности и неортодоксальных желаний.

Коптская икона Святого Антония Пустынника, раннехристианского подвижника. ( Public Domain ) На раннехристианский аскетизм мог повлиять цинизм.

Отказ от мира: философы-циники видели радость в простоте

Подводя итог, это означает, что философия киников утверждает, что чистая жизнь проживается без материальных благ, требуя только основных потребностей для существования. Таким образом можно освободиться от обычных потребностей, которые не служат истинной ценности или цели в жизни. Кроме того, эти философы подчеркивали не только умственную и нравственную чистоту и подготовку, но и физическую подготовку. Далее они сказали, что необходимы как умственные, так и физические упражнения, и что одно не может процветать без другого.

О циниках нужно сказать одну вещь, а именно то, что они не практиковали свои аскетические верования вне общества, как, например, монахи-аскеты, пришедшие через много столетий после них. Вместо этого эти философы жили своей неортодоксальной жизнью среди общества и на его глазах. Таким образом, они всегда «проповедовали» свои взгляды, указывая на заблуждения и заблуждения общества. Циники также приняли фигуру Геракла в качестве своего символа и героя-покровителя, заявив, что он воплощает в себе все достоинства совершенного циника.

«Геркулес как победитель раздора» (1610) Питера Пауля Рубенса. ( Public Domain ) Циники приняли фигуру Геракла в качестве своего символа и героя-покровителя.

Безусловно, самым важным философом-циником — и наиболее известным сегодня — является Диоген Циник, известный в Древней Греции как (Διογένης ὁ Κυνικός, Диогенес хо Киникос) . Прежде чем стать циником, у Диогена было уникальное прошлое: он родился в ионийской колонии Синопа на Черном море около 412 г. до н. э. в семье банкира Гикесия, который чеканил монеты, чтобы жить.Хотя это не точно, вполне вероятно, что Диоген тоже был вовлечен в банковский бизнес вместе со своим отцом.

Достоверно то, что Диоген и его отец были замешаны в скандале с обесцениванием валюты. Как следствие, Диоген был изгнан из Синопа и потерял гражданство и все свое имущество. Впоследствии кажется, что Диоген поставил своей целью критиковать аморальные социальные действия и коррумпированные институты, которые он приписывал гнилому и запутанному обществу.

«Диоген ищет честного человека» (1780-е годы) Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна. ( Общественное достояние )

Ученик: Диоген Циник

Диоген Циник прославился своим крайним аскетическим образом жизни и яростной критикой человеческой жизни того времени. Он сделал свою крайнюю бедность добродетелью и неоднократно отрицал какое-либо владение. Он известен тем, что жил на рыночной площади Афин в огромном керамическом кувшине, известном как пифос .

Как часть философии киников, Диоген упивался своим бесстыдством и высокомерием. Он осмеливался критиковать важных деятелей и часто нарушал публичное учение Платона. Один анекдот — возможно, не соответствует действительности — рассказывает о встрече Александра Македонского и Диогена. Первый пришел отдать дань уважения великому философу и встал перед сидящим Диогеном. Александр спросил, не может ли он что-нибудь сделать для него, а Диоген ответил в типичной киникской манере: «Да, стоять подальше от моего солнечного света.

Другая, иная интерпретация этого анекдота, может быть, даже менее верная, описывает встречу так: Александр приходит к Диогену, в то время как тот внимательно рассматривает несколько человеческих костей, сложенных в кучу. На вопрос Александра, что он делает, он ответил: «Я ищу кости твоего отца, но не могу отличить их от костей простого раба». Это подчеркивало веру Диогена в то, что после смерти все люди равны и, таким образом, равны по своей природе.

«Александр и Диоген» (1625-1630) Гаспара де Крайера.( Общественное достояние )

Но самым известным анекдотом, связанным с Диогеном, был рассказ о том, как он носил лампу днем. На вопрос, почему он делает такие странные вещи, он просто ответил: «Я ищу честного человека».

Кто был первым циником?

Но хотя он был действительно известен своей философией, Диоген не был первым циником. Родоначальником кинизма часто называют учителя Диогена – Антисфена.Он был учеником Сократа — одной из ключевых фигур классической греческой и западной философии — и одним из его ярых последователей. Его называют «одним из самых выдающихся среди философов-сократиков», и это, безусловно, становится очевидным, когда он позднее становится циником.

Первоначально он стал поклонником Горгия, древнегреческого софиста и ритора, но затем Антисфен был учеником Сократа, за которым он следовал с невероятным рвением.

Антисфен не был известен при жизни как создатель цинизма как такового.На самом деле термин «цинизм», обозначающий философское течение, возможно, даже не использовался в его время. Тем не менее Антисфен заложил основы этой философии для всех, кто пришел после него, как, например, его ученик Диоген. Антисфен был известен своей бесстыдной критикой своих высокопоставленных современников, таких как афинский оратор и полководец Алкивиад, или его бывший учитель Горгий, и даже Платон.

Антисфен, отец философского цинизма.Отлит в Пушкинском музее. (шако/ CC BY SA 3.0 )

Этот философ был хорошо известен своим остроумием и остротой в использовании слов, часто используя словесные игры, чтобы передать более глубокий философский смысл. Антисфен утверждал, что добродетели можно научить и достичь с помощью строгой моральной дисциплины, причем высшая добродетель означает высочайшее благородство. Кроме того, он делал все возможное, чтобы подчеркнуть, что не удовольствие приносит счастье, а добродетель.

Антисфен считал удовольствие «положительным» злом, поэтому избегал его.Своими учениями он заложил самые важные ступеньки для более позднего появления философии киников, какой мы ее знаем.

Бедные и чистые: Ящики Фив

Фивские ящики — еще одно важное имя, связанное с цинизмом, и, безусловно, заслуживающее упоминания. Родившийся примерно в 365 г. до н.э. в Фивах, примерно в то время, когда умер Антисфен, Кратес был наследником огромного состояния. Но при неизвестных обстоятельствах своей жизни Кратес отказался от этого состояния или раздал его, чтобы вести бедную и добродетельную жизнь в Афинах.

Говорят, что однажды в Афинах он стал учеником Диогена Циника, что, хотя и не подтверждено, возможно. Он прожил свою жизнь в истинно циничном стиле и стремился к тем же добродетелям, на которых основывалась эта философия. Не имея ничего, кроме трости и плаща, он проводил свои дни на улицах Афин.

На этих улицах он нашел и свою любовь, Гиппархию из Маронии, которая отказалась от своего богатого воспитания, чтобы жить той же жизнью, что и Кратес. Говорят, что она влюбилась как в его образ жизни, так и в его учение, и их брак основывался на равенстве и взаимном уважении.Это было выдающимся достижением для того времени. Они также зачинали своих детей прямо на улице, так как занимались сексом на публике — без всякого стыда — большая часть философии киников.

Настенная живопись I века с изображением философов-киников Кратеса и Гиппархии. Из сада виллы Фарнезина, Термальный музей, Рим. ( Общественное достояние )

Ящик из Фив также известен как учитель знаменитого Зенона из Китиума, основателя стоицизма, еще одной очень важной школы древнегреческой философии.Он оказал огромное влияние на Зенона и его будущие учения. Кроме Зенона, у него были и другие выдающиеся ученики-киники, добившиеся успеха, среди них знаменитый Моним Сиракузский, Клеомен и Феомброт.

Сохранилось несколько важных фрагментов его учений, а также 36 посланий циников, которые приписываются ему, но были составлены в 1 веке нашей эры. В этих произведениях мы видим, что Кратес учил простому, «весёлому» пути аскетизма и стремления к добродетели, несколько «мягче», чем это делали Антисфен или Диоген.

Необходимый критический взгляд

Несмотря на то, что в свое время он считался неортодоксальным и нетрадиционным, цинизм, тем не менее, является очень важной школой мысли, которая сформировала многие последующие философии и проложила путь к высоконравственному, более чистому образу жизни во времена, когда он был лишь возникающее понятие. Из него возник стоицизм, в равной степени стремящийся к морали и чистоте, и он остается одним из краеугольных камней западной философии.

И, прежде всего, такие, как Диоген и Ящик из Фив, говорят нам, что и мы в 21 веке должны более глубоко и критически взглянуть внутрь себя и на свою собственную жизнь — возможно, мы сможем увидеть что-то, что отчаянно нуждается фиксация.

Верхнее изображение: Греческий философ Диоген был известным учеником основателя кинизма Антисфена. Источник: Public Domain

Алекса Вучкович

Ссылки

Navia, L. 1996. Классический цинизм: критическое исследование. Издательская группа Гринвуд.

Принц, С. 2015. Антисфен Афинский: тексты, переводы и комментарии. Издательство Мичиганского университета.

Седдон, К.и Yonge, CD 2010. Очерк философии киников: Антисфен Афинский и Диоген Синопский в шестой книге Лаэрция. Lulu.com

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

Диоген Синопский

Бен Бест

Меня давно вдохновляла апокрифическая история о том, что «Диоген Синопа» ходил по древней Греции в тщетных поисках честного человека. Но я не заинтересован в том, чтобы быть его апологетом. Поскольку нет достоверных исторических документов о нем я расскажу некоторые традиции о его жизни больше с точки зрения внутренней интерес, чем из-за заботы об исторической достоверности.Основной источник сведения третьего века (н.э.) римского доксографа Лаэция Диогена, от которого многое из того, что следует, взято.

«Цинизм» Древней Греции и Рима получил свое название от греческого слово «собака». Аристотель называет Диогена «Собакой», а Диоген кажется принять прозвище. Цинизм был не «философской школой», а скорее «беспорядочная последовательность индивидуумов», которая, можно сказать, началась с философом Антисфеном. Антисфен, близкий и почитатель Сократ, отвергнутый изысканный философия, полагающая, что простой человек может знать все, что нужно знать.Антисфен, вероятно, более сознательно философский, хотя и менее умный, чем его ученик Диоген. Антисфен подчеркивал моральное самообладание и, как говорят, отвергал правительство, собственности, брака и религии. Но пока собственность рассматривалась как обременение Антисфеном, Диоген не гнушался воровства, требуя «все вещи принадлежат мудрым».

Целью циника была самодостаточность («автаркея») и цинические добродетели были качествами, посредством которых достигалась свобода.То самой главной добродетелью была черствость или апатия, которых нужно было достичь через обучение. Еще одним достоинством была прочность или выносливость. Нижний животные должны были подражать в той мере, в какой они были независимы от одежды, жилье и искусственное приготовление пищи. Циники стремились игнорировать законы, обычаи, условности, общественное мнение, репутация, честь и бесчестье. Греческий сатирик Лукиан изображает киника говорящим: «Не стесняйтесь творить дела тьмы средь бела дня.Выберите свои любовные приключения в целях общественного развлечения».

Диоген родился в Синопе, ионийской колонии на Черном море. Его отец отвечал за чеканку монет, и когда Диоген взялся за за фальсификацию монет неблагородными металлами он был изгнан из города. Он отправился в Афины со своим рабом Манесом. Вскоре после этого Манес сбежал. Когда Диоген когда ему посоветовали преследовать беглого раба, он ответил: «Было бы абсурдно, если бы Манес может жить без Диогена, но Диоген не может обойтись без Манеса».

В Афинах Диоген искал Антисфена как своего наставника. Антисфен приказал его прочь и в конце концов избили его посохом. Диоген цитируется как говоря: «Бей, потому что ты не найдешь достаточно твердого дерева, чтобы удержать меня от вас, пока я думаю, что вам есть что сказать». настойчивость Диогена сломила сопротивление Антисфена.

Записи о явной философии Диогена скудны. Он заметил, что если бы флейтист или спортсмен посвятил свои усилия обучению их ум или моральное поведение результаты не были бы убыточными.Он также заметил, что так же, как те, кто привык к жизни в удовольствиях, испытывают отвращение когда они испытывают обратное, люди, привыкшие к отсутствию удовольствия, кажутся получать больше удовольствия от пренебрежения удовольствием. Раньше он называл демагоги лакеи народа. Он сказал, что плохие люди повинуются своим похотям, как слуги подчиняются своим хозяевам. Он называл любовь делом праздных и говорили, что влюбленные получают удовольствие от своего несчастья.

Диоген мало философствовал, но стремился жить примерной жизнью автономии.Он жил в ванне и, как говорят, получал огромное удовольствие. во всем, что он делал. Он сказал, что лекции Платона были пустой тратой времени. Платон определил Человека как «двуногого без перьев». Диоген ощипал птицу и принес его в аудиторию со словами «Вот человек Платона». В результате из которых к определению было добавлено «имеющий широкие ногти». В течение речи Демосфена Диоген поднял средний палец и провозгласил: «Это великий демагог».

Поскольку Диоген был известен во всех Афинах как «Собака», на пиру некоторые люди бросали ему все кости, как собаке.Он сыграли злую шутку и помочились на них. Говорят, что Диоген растоптал на коврах Платона со словами «Я попираю гордость Платона», который возразил: «Да, Диоген, с гордостью другого рода».

Когда его спросили, является ли смерть злом, он ответил: «Как это может быть зло, когда в его присутствии мы не осознаем его?» Когда кто-то объявил что жизнь есть зло, он сказал: «Не жизнь сама по себе, а дурная жизнь». Тому, кто возразил, что он плохо приспособлен для изучения философии, он сказал: «Почему то живешь ли ты, если не хочешь хорошо жить?» Увидев юношу, одевающегося с подчеркнутой осторожностью сказал он: «Если это для мужчин, ты дурак; если для женщин, лжец.Когда его спросили, укус какого существа самый страшный, он сказал: «Из тех дикие, подхалимские; из ручных — льстеца».

Приглашенный на обед, он заявил, что не пойдет — ибо в прошлый раз, когда он уезжал, хозяин не выразил должной благодарности. Кто то отвел его в великолепный дом и предупредил, чтобы он не отхаркивал, после чего откашлявшись, он выпустил мокроту в лицо мужчине, будучи не в состоянии, сказал он, найти более подлый прием.

Платон увидел, как он моет салат, подошел к нему и тихо сказал ему: «Если бы ты ухаживал за Дионисием, ты бы сейчас не мыл салаты». Диоген с таким же спокойствием ответил: «Если бы ты мыл салат, ты бы не стал бы ухаживать за Дионисием».

Однажды он кричал на мужчин, а когда люди собрались, ударил по палкой, говоря: «Я призывал людей, а не негодяев». Дио Златоуст описал Диогена как завершающего речь, присев на корточки. опорожнение кишечника в присутствии слушателей.Также сказано что он не стеснялся мастурбировать или совершать другие половые акты на публике.

Когда его спросили, почему люди дают нищим, а не философам, он сказал: «Потому что они думают, что однажды станут хромыми или слепыми, но никогда не ожидают, что они обратятся к философии». Он просил милостыню у человека с сердитым сказал: «Да, если ты сможешь убедить меня». «Если бы я мог убедить вас,» сказал Диоген: «Я бы убедил тебя повеситься».

Во время путешествия на Эгину он был захвачен пиратами, доставлен на Крит и выставлен на продажу как раб.Когда его спросили, что он может сделать, он ответил: «Управляйте мужчинами». И он велел глашатаю предупредить, если кто-нибудь захочет купить мастера для себя. Ксениаду, купившему его, он сказал: «Ты должен подчиняться мне, хотя я и раб; ибо, если бы врач или штурман были в рабстве ему будут подчиняться». Ксениад отвел его в Коринф, поставил над своих детей и доверил ему весь свой дом.

Однажды подошел Александр, встал напротив него и сказал: «Я Александр великий король.«А я, — сказал он, — Диоген Циник». восхваляя удачу и великолепие, которые другой испытал, разделив свите Александра, Диоген сказал: «Не так, а скорее несчастье — ибо он завтракает и обедает, когда Александр считает нужным».

Александр встал напротив него и спросил: «Ты меня не боишься?» «Почему, что ты, — сказал Диоген, — хорошо или плохо?» Александр ответил: «Хорошее дело», на что Диоген сказал: «Кто же боится добра?» В другой раз Диоген загорал, когда Александр остановился над ним и сказал: «Проси у меня любую милость, какую пожелаешь.«На что он ответил: «Отойди от моего света».

Говорят, что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я бы любили быть Диогеном». Как оказалось, и Диоген, и Александр умер в тот же день в 323 г. до н.э. Александру было 33 года, а Диогену — 90.

Поскольку Диоген символизирует восстание против цивилизации, я хочу маленькая часть его. Но я считаю честность высшей добродетелью. То различие между «искусственностью» цивилизованного поведения и честностью а притворство и притворство парадоксальны.Диоген держит этот вопрос перед моим взором.

(см. мое эссе «Немного философствования»). о лжи.)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Древний цинизм | Philosophy Talk

Джон и Кен начинают шоу, рассказывая о Диогене — величайшем древнем кинике, как выразился Джон. Диоген, по словам Кена, жил около 300 г. до н. э. Джон начинает разговор с того, что, судя по тому, как он вел себя, можно подумать, что он настоящий придурок. Кен говорит о Диогене в другом свете, указывая на то, что он был принципиальным человеком, который считал, что философы должны сосредоточиться на физическом мире и основных человеческих потребностях.

Объясняя беспокойство Джона по поводу того, как Диоген обращался с Александром Великим и действовал — публично мочился, испражнялся и мастурбировал, — Кен объясняет, что он просто жил своей верой в бесполезность произвольных условностей. Иоанн, теперь соглашаясь с тем, что Диоген был принципиальным философом, указывает, что теперь мы используем это слово немного по-другому.

К ним присоединяется Луис Навиа, профессор философии Нью-Йоркского технологического института и автор книги «Диоген Циник: Война против всего мира».Навиа рассказывает, что его привлекал Диоген, возможно, из-за присущего ему самого цинизма, поскольку многие вещи сегодня он рассматривает как фундаментально вредные для того, что, по его мнению, является естественным способом быть человеком. Кен задается вопросом, как, если вообще, Диоген может примириться то, что кажется неотъемлемым противоречием между философией радикального индивидуализма Диогена и характеристикой Аристотеля людей как обязательно социальных существ. Это кажется особенно сомнительной частью его философии, добавляет Джон. Навия в ответ на это поясняет, что, в отличие от Платона и Аристотеля, Диоген не был систематическим философом и часто преувеличивал свои доводы, чтобы установить высокую планку.

Тем не менее, он по-прежнему был привержен разуму и принадлежал к древней школе философии. Опираясь на характеристику Навии, Кен формулирует мысль как таковую: для Диогена философия заключалась не в записи мыслей и безупречных аргументов, а скорее в их исполнении и представлении.

Руководствуясь электронными письмами аудитории и телефонными звонками, все трое переходят к рассмотрению того, как эта философия может применяться в 21 веке. Навиа показывает, что он такой же пессимистичный, как и Шопенгауэр, но Кен бросает ему вызов, задаваясь вопросом, действительно ли есть способ улучшить ситуацию.В том, что Джон называет утешением, а Кен — проектом самосовершенствования, они заключают с идеей Навии, что все, что мы можем сделать, это внести изменения на нашем собственном индивидуальном уровне и сделать вещи немного лучше в этом маленьком пути.

  • Roving Philosophical Reporte r (стремитесь к 5:31): Кейтлин Эш исследует определения и понимания современного использования слова «цинизм» разными людьми. В разговоре с Джеффом Нанбергом, адъюнкт-профессором Школы информации Калифорнийского университета в Беркли, она узнает, что, хотя сегодня этот термин используется почти как критика, во времена Диогена он отражал определенный моральный кодекс, а именно протест против потакания своим слабостям и жадности.Неудивительно, что греческий корень переводится как «собачья жизнь».
     
  • 60-секундный философ (искать до 49:06): Иан Шолс быстро размышляет о том, как много того, что мы знаем о Диогене, было передано в форме небольших анекдотов.

Мой герой Диоген Циник

[Статья обновлена ​​6 сентября 2017 г.]

Диоген ищет человека

Источник: Wikicommons

Диоген Синопский или Диоген Киник (ок.412-323 до н. э.) был современником ученика Сократа Платона, которого Платон назвал «Сократом, сошедшим с ума».

Подобно Сократу и, в меньшей степени, Платону, Диоген отдавал предпочтение прямому словесному общению, а не письменному отчету. Когда человек по имени Гегесий попросил одолжить ему одну из его дощечек для письма, он ответил: «Ты простофиля, Гегесий; вы выбираете не нарисованные фиги, а настоящие; и все же вы пропускаете настоящее обучение и применяете письменные правила ».

После того, как Диоген был изгнан из родной Синопы за то, что испортил ее чеканку, он переехал в Афины, стал нищим и поставил перед собой задачу метафорически исказить чеканку обычаев и условностей, которые, как он утверждал, были фальшивыми. монета нравственности.Он пренебрегал необходимостью в обычном убежище или любых других подобных «лакомствах» и предпочел жить в кадке и выживать на диете из лука.

Диоген доказал, к позднейшему удовлетворению стоиков, что счастье не имеет никакого отношения к материальному положению человека, и считал, что люди могут многому научиться, изучая простоту и бесхитростность собак, которые, в отличие от людей, не усложнял каждый простой дар богов». Термины «циник» и «циничный» происходят от греческого kynikos, прилагательного к kyon или «собака».

Диоген поставил разум и природу выше обычаев и условностей, которые он считал несовместимыми со счастьем. Для человека естественно действовать в соответствии с разумом, а разум требует, чтобы человек жил в согласии с природой. Соответственно, он учил, что если действие не постыдно в частном порядке, то оно не должно быть постыдным и публично.

Когда Диоген бросил вызов мастурбации на рынке, он ответил: «Если бы можно было так легко утолить голод, потирая пустой живот».Когда в другой раз его спросили, откуда он родом, он ответил: «Я гражданин мира» (космополиты), радикальное заявление в то время и первое зарегистрированное использование термина «космополит».

Хотя Диоген отдавал предпочтение разуму, он презирал тот вид абстрактной философии, который практиковался где-то еще, в частности в Платоновской академии. Когда, к большому успеху, Платон определил человека как животное, двуногое и лишенное перьев, Диоген ощипал птицу и принес ее в Академию со словами: «Вот! Я привел вам человека Платона. Платон впоследствии пересмотрел свое определение, добавив к нему «с широкими ногтями».

Диоген не был впечатлен своими ближними, даже Александром Македонским, который пришел встретить его однажды утром, когда он лежал на солнце. Когда Александр спросил его, может ли он оказать ему какую-нибудь услугу, он ответил: «Да, встань подальше от моего солнечного света». К его чести, Александр по-прежнему заявлял: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».

В другом рассказе о разговоре Александр нашел Диогена, внимательно смотрящего на груду человеческих костей.Диоген объяснил: «Я ищу кости твоего отца (царя Филиппа Македонского), но не могу отличить их от костей раба».

Старый пес гулял среди бела дня по Афинам, размахивая зажженной лампой. Всякий раз, когда любопытные люди останавливались и спрашивали, что он делает, он отвечал: «Я просто ищу человека».

Однажды, когда Диогена попросили назвать самое прекрасное из всех вещей, он ответил: parrhesia , термин, означающий свободу слова или полное выражение.

Когда его спросили, как он хочет, чтобы его похоронили, он оставил указание выбросить его за городскую стену, чтобы дикие звери могли полакомиться его телом. После его смерти в городе Коринфе коринфяне воздвигли в его память столб, на котором покоили собаку из паросского мрамора.

Диоген на живом примере учил, что мудрость и счастье принадлежат тому, кто независим от общества. Он был, я думаю, ярким примером Искусства Неудачи.

Нил Бертон является автором книги «Искусство неудачи: руководство по борьбе с самопомощью » и других книг.

Скептический блендер, Диоген Циник

Циник Диоген — мы все могли бы чему-то у него научиться

Вот его краткая биография из Википедии: 

Диоген Синопский был неоднозначной фигурой. После изгнания из родного города за порчу валюты он переехал в Афины, чтобы развенчать культурные условности. Диоген подражал Гераклу. Он считал, что добродетель лучше раскрывается в действии, чем в теории. Он использовал свой образ жизни и поведение, чтобы критиковать социальные ценности и институты того, что он считал коррумпированным обществом. Он объявил себя космополитом. Есть много рассказов о том, как он пошел по стопам Антисфена и стал его верным псом, но ни в коем случае нельзя быть уверенным, что эти двое мужчин когда-либо встречались.Диоген сделал добродетелью бедность. Он попрошайничал и спал в ванне на рыночной площади. Он прославился своими философскими выходками, такими как ношение лампы днем, утверждая, что ищет честного человека. Он публично издевался над Александром и жил. Он смущал Платона, оспаривал его интерпретацию Сократа и саботировал его лекции. Попав в плен к пиратам и проданный в рабство, Диоген в конце концов поселился в Коринфе.

В каком-то смысле Диоген был одним из первых глушителей культуры, что по умолчанию делало его крутым парнем. Я не думаю, что рекомендовал бы точно подражать ему. Личное здоровье и самореализация – важные вещи. Тем не менее, я думаю, что он что-то хотел упростить.

Иногда полезно просто сидеть сложа руки и наслаждаться тем, что ты жив. Иногда полезно просто сказать: «Да пошли вы на хуй» и помочиться во дворе. Или что угодно. Знаменитый предполагаемый обмен мнениями между Диогеном и Александром Македонским шел примерно так:

«Я Александр Македонский», — сказал монарх Диогену.«А я Диоген Циник», — ответил Диоген

Диоген спросил Александра, каковы его планы. Александр ответил, что планирует завоевать и подчинить себе Грецию. Тогда что? — спросил Диоген. Александр сказал, что планирует завоевать и подчинить себе Малую Азию. А потом? Александр сказал, что планирует завоевать и покорить мир.

Диоген, которого было нелегко отговорить от направления расследования, снова задал вопрос: что дальше? Александр Македонский сказал Диогену, что после всех этих завоеваний и подчинения он планирует расслабиться и повеселиться. Диоген ответил: Почему бы не избавить себя от многих неприятностей, расслабившись и получая удовольствие прямо сейчас?

Мне это нравится. Если когда-либо вы слишком поглощены своей жизнью и подвергаете себя стрессу, помните, что иногда выполнение работы действительно того не стоит. Зачем ломать себе спину из-за нескольких дополнительных баксов или чего бы то ни было?

Так что, хотя я люблю думать, философию, интеллектуализм и так далее, иногда я думаю, что было бы неплохо взять пример с Диогена Пса.

(PDF) Философия глобализации.

Избранные статьи. — М.: МАКС Пресс, 2010.

149

развитие науки в целом, но различных

сфер общественной жизни: экономики, политики, культуры и в известной степени и самой идеологии. В последнее десятилетие на первый план вышли культурно-цивилизационные различия в понимании тенденций и противоречий современного мира. В России возникло значительное число различных течений, получивших благосклонное отношение в научной и

специальной литературе.Важнейшими из которых являются:

1) философско-методологическое течение, изучающее

философские основы, сущность и генезис мировых процессов и анализирующее

важнейшие социально-политические и экономические преобразования

, необходимые для эффективное решение проблем, вытекающих из

им. Здесь особо следует отметить работы В. Вернадского, И. Фролова,

Н. Моисеева, Д. Гвишиани, В. Загладина, Г. Хозина и др. 2) естественно-научное течение

, где представители

занимаются решением конкретных теоретических и прикладных задач

изучения глобализации с позиций биологии, физики,

химии, климатологии и др. (А. Яншин, Е. Федоров, В. Соколов, М. Будыко).

3) технико-экономическое течение, где анализируется специфика современного

этапа экономического развития, связанного, как правило,

с глобализацией экономики, торговли, банковской системы,

научно-технический процесс (Н. Иноземцев, М. Максимова, М. Ле-

мешев) 4) социально-природное течение охватывает широкий круг

проблем, из которых наибольшую озабоченность и тревогу вызывает эко-

огы, охрана сырья для человечества, энергии, воды и

земельных ресурсов.В этой области заметное влияние оказывают работы

авторов, таких как В. Виноградов, Н. Реймерс, И. Герасимов, В. Анучин,

А. Урсул, Н. Касимов и другие. 5) общественное течение, в рамках которого решаются вопросы демографии, питания, здравоохранения

ухода, образования, права, противодействия бедности, международного терроризма и др.

(Е. Гирусов, Г. Гудожник, В. Лось , О. Колбасов). 6) политическое течение, где международные отношения, в последнее время все чаще называемые «политическими

исследованиями глобализации», рассматриваются в свете процессов

глобализации (А. Панарин, И. Василенко). 7) культурологическое течение,

, где в центре внимания находятся проблемы, возникающие в результате влияния

процессов глобализации на различные сферы культуры,

средства массовой информации, ценностные критерии, массовое сознание и др. (Э Маркарян,

Диоген Синопский: безумный гений

Этот философ по имени Сократ сошёл с ума. Он был умен и увлечен языком, тонко подмечал все недостатки личности и общества.Диоген Синопский, сочинения которого дошли до нас только в виде пересказов более поздних авторов, считается загадкой. Он одновременно искатель истины и мудрец, которому она открылась, скептик и критик, объединяющее звено. Словом, с большой буквы, у которого можно многому научиться и у современных людей, привыкших к благам цивилизации и технологий.

Диоген Синопский и его образ жизни

Многие помнят со школьной скамьи, что Диогеном называли человека, который жил в бочке посреди Афинской площади.Философ и чудак, он тем не менее прославил свое имя в веках собственным учением, впоследствии названным космополитом. Он резко критиковал Платона, указывая этому древнегреческому ученому на недостатки его философии. Он презирал славу и роскошь, смеялся над теми, кто воспевал сильных мира сего, чтобы удостоиться чести. Он предпочитал вести аскетический образ жизни: его жилищем была глиняная бочка, которую часто можно было увидеть на агоре. Диоген Синопский много путешествовал по греческим полисам и считал себя гражданином всего мира, то есть космоса.

Путь к истине

Диоген, философия которого может показаться противоречивой и странной (а все из-за того, что мы не получили его сочинения в первоначальном виде), был учеником Антисфена. История гласит, что учитель поначалу сильно невзлюбил юношу, искавшего истину. Все потому, что он был сыном менялы, который мало того, что сидел в тюрьме (за денежные сделки), так еще и имел не самую лучшую репутацию. Почтительный Антисфен попытался прогнать нового ученика и даже поколотить его палкой, но Диоген не двинулся с места.Он жаждал знаний, и Антисфен должен был открыть их ему. Своим кредо Диоген Синопский считал, что он должен продолжать дело отца, но в другом масштабе. Если его папа испортил монету в прямом смысле, то философ решил испортить все установленные штампы, разрушить традиции и предрассудки. Он хотел как бы стереть из сознания людей те ложные ценности, которые были им насаждаются. Честь, слава, богатство – все это он считал фальшивой надписью на монетах из низкопробного металла.

Гражданин мира и друг собаки

Философия Диогена Синопского особенная и гениальная в своей простоте. Пренебрегая всеми материальными благами и ценностями как таковыми, он поселился в бочке. Правда, некоторые исследователи считают, что это была не обычная бочка, в которой хранилась вода или вино. Скорее всего, это был большой кувшин, имевший ритуальное значение: в первобытном обществе они использовались для погребения. Философ высмеивал устоявшиеся нормы одежды, правила поведения, религию, образ жизни горожан.Он жил как собака — на милостыню, и часто называл себя четвероногим животным. За это его прозвали циником (от греческого слова собака). Его жизнь опутана не только множеством тайн, но и комическими ситуациями, он герой многих анекдотов.

Общие черты с другими учениями

Всю суть учения Диогена можно уместить в одну фразу: живи, довольствуйся тем, что имеешь, и будь за это благодарен. Диоген Синоп отрицательно относился к искусству, как к проявлению ненужных благ.Ведь человек должен изучать не призрачное дело (музыку, живопись, скульптуру, поэзию), а самого себя. Прометей, принесший людям огонь и научивший их создавать разные нужные и ненужные предметы, считал это справедливо наказанным. Ведь титан помог человеку создать в современной жизни сложность и искусственность, без которых жить было бы гораздо проще. В этом философия Диогена близка даосизму, учению Руссо и Толстого, но более устойчива во взглядах.

Бесстрашный до безрассудства, он спокойно попросил Александра Македонского (завоевавшего его страну и пришедшего навстречу славному чудаку) отойти назад и не загораживать солнце. Учения Диогена помогают избавиться от страха и всем, кто изучает его труды. Ведь на пути стремления к добродетели он избавился от земных благ, которые ничего не стоили, обрел нравственную свободу. В частности, именно этот тезис был взят на вооружение стоиками, которые развили его в отдельную концепцию. Но сами стоики не могли отказаться от всех преимуществ цивилизованного общества.

Как и его современник Аристотель, Диоген был весел. Он не проповедовал уход от жизни, а лишь призывал к отстранению от внешних, хрупких благ, закладывая основы оптимизма и позитивного мироощущения на все случаи жизни.Будучи очень энергичным человеком, философ из бочки был полной противоположностью скучным и добропорядочным мудрецам, с их учениями, предназначенными для уставших людей.

Значение философии мудреца из Синопа

Зажженный фонарь (или факел, по другим данным), с помощью которого древнегреческий философ разыскивал человека днем, еще в древности стал образцом неуважения к нормам общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.