Киник диоген: Диоген-Киник

Философия киников. Диоген Синопский и Антисфен Афинский

«Всего как можно меньше.»
Антисфен Афинский

Киники — древнегреческая философская школа, основанная Антисфеном Афинским и другими учениками Сократа. Киники провозглашали свободу от условностей общества, возврат к простоте и избавление от всего лишнего.

Простота киников

Антисфен (ок. 444–370 до н. э.), последователь Сократа, ученик Горгия, критик идей Платона. Основал в Афинах собственную школу. Вел крайне аскетический образ жизни

Философия — очень простая наука, считал основатель школы киников Антисфен Афинский. Никакие сложные умственные построения не нужны, человек просто должен быть как можно ближе к природе. Не нужны ни государства, ни правительства, ни частная собственность, все это только мешает человеку быть счастливым.

Антисфен постоянно критиковал политику, проводимую греческим правительством. Однажды он предложил своим соотечественникам издать указ, по которому все ослы будут считаться конями. На удивленные вопросы, зачем это нужно, он сказал: «Но ведь вы простым голосованием делаете невежественных людей полководцами?»

Самый известный ученик Антисфена, Диоген Синопский, пошел еще дальше. Он сделал свою жизнь демонстрацией идей киников, отказавшись не только от роскоши и излишеств, но от элементарных удобств. Он жил в бочке, из одежды имел только плащ, а питался тем, что ему подавали добрые люди. Как-то придворный философ сказал Диогену, сидевшему на земле с миской чечевицы: «Если бы ты научился прославлять царя, тебе бы не пришлось питаться чечевицей», на что Диоген ответил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, тебе бы не пришлось прославлять царя».

Во время посещения коринфа Александр Великий предложил Диогену попросить у него все, что тот ни пожелает. Все, чего хотел философ, чтобы великий правитель перестал заслонять ему солнце.

Слово «киник» переводится как «собака». Почему же эта философская школа взяла себе такое странное название? Киники считали своим идеалом жизнь «подобно собаке» — животному, которое обходится малым и при этом всегда довольно своей судьбой. А еще они ценили такие качества собаки, как верность, смелость и умение постоять за себя и свои интересы. Антисфен называл себя «настоящим псом», а на могиле Диогена его последователи установили скульптуру собаки.

«Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них» (Диоген)

Теория и концепции киников

Кинизм — практическая философия, главным способом доказать свои воззрения киники считали свой повседневный образ жизни. Для них имело значение только то, что можно увидеть, почувствовать или понять. Антисфен, как и его последователи, критиковал теорию Платона о существовании двух миров. Раз идеальный мир увидеть нельзя, значит, его нет; реален лишь тот мир, в котором мы живем. Все умозрительные теории вредны, считали киники. «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения», — говорил Антисфен.

«Быстрее всего стареет благодарность» (Диоген)

Но все же у школы киников, как и у других философских школ, была своя теоретическая база. В чем же она заключалась? Они провозглашали три основных принципа существования. Первый принцип, аскесис — упрощение и ограничение своих потребностей, доходящее до предела; сила духа и характера, позволяющая обходится малым. Второй принцип, апедевсия — свобода от любых догм: религиозных, культурных, общественных. Культура и образование, считали киники, убивают истинное знание, поэтому идеал — невежество. Третий принцип, автаркия — автономность и независимость. Киникам не нужны ни семья, ни государство, ни другие общественные образования.

«Диоген» (Ж.-Л. Жером, 1860)

Таким образом, в центре философии киников находится человек с его внутренним миром и естественными потребностями. Киники пытаются обнаружить, что для человека является истинным благом, и приходят к выводу, что это — предельная естественность. Человек должен следовать внутренним потребностям и оставаться самим собой.

«Справедливого человека цени больше, чем родного» (Антисфен)

Поделиться ссылкой

Диоген Синопский: философия, биография, основные идеи

Про «Диогена, живущего в бочке» слышал любой человек, знакомый хотя бы со школьным курсом древнегреческой истории. Философ-бунтарь, споривший с Платоном и дерзивший Александру Великому, произвёл такое впечатление на современников, что ещё при жизни стал легендой. Поступки Диогена могут показаться вычурными и нелепыми, однако, они проистекали из самой сути популярной в то время кинической философии: следовать своим путём, не поддаваться давлению общества, различать важное и малозначительное.

Биография Диогена

О жизни мыслителя известно очень мало, если не считать многочисленных анекдотов и слухов, возникших ещё в IV в. до н. э. Диоген родился около 412 г. до н. э. в Синопе – богатом портовом городе, старой милетской колонии. Он происходил из состоятельной семьи. Отец Диогена был городским ростовщиком и не последним человеком в городе. Но однажды стало известно, что отец и сын изготавливают фальшивые деньги. После предъявленных обвинений Диоген был вынужден бежать из Синопы. Киники позже оправдывали своего учителя, утверждая, что подделкой денег молодой Диоген занимался вовсе не из корысти, а получив от дельфийского оракула наставление «Перечеканивай монету!». Прорицатель имел в виду изменение общественных нравов, но тогда будущий философ якобы понял эту фразу буквально. Есть и другая версия изгнания Диогена, связанная не с уголовными, а политическими причинами. Примерно в это время власть в Синопе захватил сатрап Датам, и семья Диогена могла войти в конфликт с новым правителем.

Из Синопы Диоген между 390 и 385 годами перебирается в Афины. В пути его сопровождал раб по имени Манес. Позже Диоген отпустил его. В Афинах Диоген познакомился с Антисфеном, учеником Сократа и основателем кинической философской школы. Ученику предстояло превзойти учителя по известности и значительно дополнить его учение, став самым ярким из известных философов-киников. По легенде, Антисфен долго не хотел брать Диогена в ученики и даже избил его, чтобы прогнать, но тот был очень упорен и всё же настоял на своём.

После долгих лет проведённых в Афинах Диоген стал странствующим проповедником. Во время своих скитаний он был схвачен пиратами и продан в Коринф некому богачу Ксениаду, сделавшего Диогена учителем своих детей. Но и в Коринфе Диоген быстро прославился. Считается, что именно в Коринфе произошла легендарная встреча Диогена и Александра Македонского, во время которой философ сказал царю и завоевателю: «Не загораживай мне солнце!».

Умер Диоген в Коринфе в 323 году до н. э. По странному совпадению, в этом же году умер и Александр Македонский, поэтому некоторые исследователи считают, что эту дату ученики Диогена придумали специально. Смерть Диогена, как и его жизнь, породила множество слухов и пересудов. Ученики говорили, что мыслитель умер, намеренно задержав дыхание, а злопыхатели – что причиной смерти стала холера, которой Диоген заразился, съев сырого осьминога. По преданию, Диоген хотел, чтобы его тело отдали на съедение зверям, но ученики торжественно похоронили его и установили на могиле статую собаки.

В отличие от Антисфена, ведшего социально одобряемый образ жизни, Диоген считал, что жизнь философа должна быть подчинена пропагандируемым им идеям. За это он даже укорял своего учителя в лицемерии. Сам Диоген прославился эпатажными выходками против общественной морали и устоев. Это была своеобразная форма бунта против того, что Диоген считал искусственным, ханжеским и нелепым, уводящим человека от его первоначального свободного и гармоничного состояния.

Часть современников считала Диогена великим мудрецом, отбросившим условности, а часть – городским сумасшедшим и возмутителем спокойствия. Самая известная история о Диогене связана с «домом» мыслителя. Якобы Диоген жил в огромном глиняном пифосе (сосуде) во дворе храма Кибелы. Часть писателей, впрочем, сообщает, что Диоген не имел даже такого постоянного места жительства и временно жил, то в общественной бане, то в районе портика, то в каком-нибудь храме. Также широко известен эпизод, в котором Диоген ходил днём по улицам Афин с зажжённым фонарём. На вопросы прохожих Диоген отвечал, что он ищёт человека (впрочем, героями подобного сюжета становились и многие другие древнегреческие философы).

Философия и идеи Диогена

Какие-либо работы, написанные самим Диогеном, современным учёным неизвестны. Некоторые современники говорили, что он был ленив, презирал учёность и письмо, а некоторые, напротив, приводят целые библиографии написанных Диогеном сочинений. Известно лишь то, что Диоген не любил многословную учёность, а предпочитал конкретные краткие формулировки. К тому же он считал, что учить нужно не словами, а конкретным примером. Возможно, поэтому его работ и не существовало. Необходимо понимать, что философия Диогена это не некое стройное учение с понятийным аппаратом и набором определённых категорий, а «жизненная» философия, набор принципов, которыми нужно руководствоваться в быту, а не во время научных диспутов. Поэтому вывести некую систему взглядов Диогена практически невозможно.

Для того чтобы понять поведение и речи Диогена, нужно помнить, что он был учеником Антисфена. Антисфен считал, что человек должен жить подобно собаке: отбросить лишние условности, следовать своей природе, оставаться верным своим принципам и быть честным. Даже само название кинической философии образовано от греческого слова «собака» (изначально Антисфен проводил свои занятия в гимнасии на холме Киносарг – «Белая собака»). Диоген был последователен в применении принципов Антисфена в собственной жизни. Он отбросил блага цивилизации и жил в пифосе на подаяния, потому что для него это был своеобразный путь нравственного роста и закалки духа.

Как и остальные киники, Диоген считал, что главным предметом науки является бытие здесь и сейчас, а не умозрительные абстракции. Наиболее доходчивым объяснением любого явления Диоген считал эмпирический факт. Так, утверждение Зенона о том, что движения нет, он опроверг собственной ходьбой, а концепция Платона о мире идей была и вовсе чужда ему. «Чашу вижу, а чашности не вижу» – высмеивал Диоген идеальный мир Платона. Плутание в высоких материях, считал Диоген, отдалило человека от природы, заставило его забыть о своих истинных целях и желаниях. Диоген показывал, как можно вернуться к изначальной природной гармонии и непосредственности, отказываясь от бесполезных ценностей цивилизации. Так, например, увидев мальчика, пьющего воду из горсти, Диоген вскричал: «Ребёнок превзошёл меня!» и выбросил из сумы глиняную плошку.

Основные черты философии Диогена это:

  • нигилизм и скептицизм. Диоген отрицал семью, религию, государство. Себя он считал космополитом. Как и другие киники, он критически относился к ценностям современного ему общества;
  • прямолинейность и сатира. Диоген не стеснялся использовать грубые и вульгарные приёмы, жесты и слова, чтобы сорвать с окружающих маску благопристойности, шокировать публику и заставить её задуматься;
  • аскетизм. Диоген учил, что для счастья человеку необходимы самые простые вещи, погоня за богатством и материальными ценностями превращает свободного в раба. Каждому желающему стать у него учеником Диоген предлагал испытание: встать в центре Афин и начать просить милостыню;
  • стремление к независимости и от вещей, и от догм;
  • индивидуализм мышления;
  • стремление к достижению счастья и удовлетворённости.

В целом, учение Диогена, как и идеи остальных киников, возникло из-за кризиса полисной системы. Во власть всё чаще проникали тираны и диктаторы, попиравшие полисную демократию.

Увеличивался разрыв между богатыми и бедными, усиливалась эксплуатация рабов. В этой обстановке кинизм Диогена был дерзким вызовом. Мыслитель хотел обратить внимание греков на недостатки системы, в которой они живут, и постараться найти путь к искоренению этих недостатков.

Диоген | Биография, философия и факты

Диоген

Смотреть все СМИ

Умер:
около 320 г. до н.э. Коринф

См. все связанные материалы →

Диоген (родился в Синопе, Пафлигония — умер в ок. 320 г. до н. э., вероятно, в Коринфе, Греция), архетип киников, греческой философской секты, подчеркивавшей стоическую самодостаточность и отказ от роскоши. Некоторые приписывают ему начало кинического образа жизни, но сам он признает, что многим обязан Антисфену, чьи многочисленные сочинения, вероятно, повлияли на него. Именно личным примером, а не какой-либо последовательной системой мысли, Диоген передал философию киников.

Его последователи позиционировали себя как сторожевых псов нравственности.

Диоген является героем многочисленных апокрифических историй, одна из которых описывает его поведение после продажи в рабство. Он заявил, что его профессия — управление людьми, и был назначен наставником сыновей своего господина. Предание приписывает ему знаменитый поиск честного человека, проведенный средь бела дня с зажженным фонарем. Почти наверняка вынужденный бежать из Синопа вместе со своим отцом, он, вероятно, уже принял аскетическую жизнь (греч. аскесис, «обучение»), когда прибыл в Афины. Названный Аристотелем знакомой фигурой, Диоген начал практиковать крайний антиконвенционализм. Он поставил перед собой задачу «испортить валюту», что, возможно, имело в виду «вывести из обращения фальшивые монеты». То есть он стремился разоблачить ложность большинства общепринятых стандартов и верований и призвать людей вернуться к простой, естественной жизни.

Викторина «Британника»

Философия 101

Для Диогена простая жизнь означала не только пренебрежение роскошью, но и пренебрежение законами и обычаями организованных, а потому и «условных» сообществ. Семья рассматривалась как неестественный институт, который должен быть заменен естественным состоянием, в котором мужчины и женщины будут беспорядочными половыми связями, а дети будут общей заботой всех. Хотя сам Диоген жил в бедности, спал в общественных зданиях и просил подаяние, он не настаивал на том, чтобы все люди жили одинаково, а просто намеревался показать, что счастье и независимость возможны даже в стесненных обстоятельствах.

Программа жизни, отстаиваемая Диогеном, началась с самодостаточности, или способности иметь в себе все, что нужно для счастья. Второй принцип, «бесстыдство», означал необходимое игнорирование тех условностей, согласно которым действия, безобидные сами по себе, не могут совершаться в каждой ситуации. К этому Диоген добавил «прямодушие», бескомпромиссное рвение к разоблачению порока и самомнения и побуждению людей к исправлению. Наконец, нравственное совершенство достигается методическим обучением или аскетизмом.

Среди утерянных сочинений Диогена есть диалоги, пьесы и Республика , описывающая анархистскую утопию, в которой люди жили «естественной» жизнью.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

Диоген Синопский | Internet Encyclopedia of Philosophy

Самый прославленный из философов-киников, Диоген Синопский служит образцом для мудреца-киника в древности. Предполагаемый ученик Антисфена, Диоген сохраняет аскетизм своего учителя и упор на этику, но привносит в эти философские позиции динамизм и чувство юмора, не имеющие себе равных в истории философии. Хотя он родом из Синопа, большинство историй, составляющих его философскую биографию, происходят в Афинах, и в некоторых из самых известных из них Александр Великий или Платон упоминаются как его фон. Спорный вопрос, оставил ли Диоген что-либо в письменном виде. Если он это сделал, тексты, которые он сочинил, с тех пор были утеряны. В цинизме жизнь и письмо являются двумя компонентами этической практики, но Диоген очень похож на Сократа и даже на Платона в своих чувствах относительно превосходства прямого вербального взаимодействия над письменным описанием. Диоген ругает Гегесия после того, как тот просит одолжить ему одну из письменных табличек Диогена: «Ты простак, Гегесий; вы выбираете не нарисованные фиги, а настоящие; а между тем вы пренебрегаете истинным воспитанием и прибегаете к письменным правилам» (Диоген Лаэртский, 9).0017 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 48). Таким образом, реконструируя этическую модель Диогена, жизнь, которую он прожил, является его философской работой в такой же степени, как и любые сочиненные им тексты.

Содержание

  1. Life
  2. Философская практика: Сократ сошел с ума
  3. Ссылки и дополнительная литература

1. Жизнь

Исключительный характер жизни Диогена создает некоторые трудности для определения точных событий, которые ее составляют. Он был гражданином Синопа, который либо бежал, либо был сослан из-за проблемы, связанной с порчей валюты. Благодаря нумизматическим свидетельствам фальсификация синопских монет является событием, в отношении которого есть уверенность. Детали порчи темнее: «Диокл рассказывает, что [Диоген] отправился в изгнание, потому что его отцу были доверены государственные деньги, и он фальсифицировал монеты. Но Эвбулид в своей книге о Диогене говорит, что это сделал сам Диоген и был вынужден покинуть дом вместе с отцом» (Диоген Лаэртский, 9).0017 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 20). Будь то Диоген или его отец, которые испортили валюту, и по каким-то причинам они могли это сделать, этот акт привел к переезду Диогена в Афины.

Биография Диогена исторически становится лишь схематичнее. Например, в одной истории утверждается, что оракул в Дельфах убедил Диогена фальсифицировать политическую валюту, но неправильно понял и испортил государственную валюту (Diogenes Laertius, Lives of Eminent Philosophers 9).0018, Книга 6, Глава 20). Вторая версия рассказывает о том, как Диоген путешествовал в Дельфы и получил того же оракула после того, как уже изменил валюту, превратив свое преступление в призвание. Наконец, сомнительно, советовался ли когда-либо Диоген с оракулом; Дельфийский совет удивительно близок к собственному наставлению Сократа, и переплетение жизни и легенды в случае Диогена столь же существенно.

Однажды в Афинах Диоген, как известно, взял в качестве жилища кадку, или пифос . В Жизнеописания выдающихся философов , сообщается, что Диоген «написал кому-то, чтобы попытаться достать для него хижину. Когда этот человек долго был об этом, он поселился в кадке в Метрооне, как он сам поясняет в своих письмах» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 23). Очевидно, Диоген обнаружил, что ему не нужны обычные укрытия или какие-либо другие «лакомства» после наблюдения за мышью. Урок, который преподает мышь, состоит в том, что она способна приспособиться к любым обстоятельствам. Эта приспособляемость является источником легендарного 9 Диогена.0017 askēsis или обучение.

Диоген Лаэртский сообщает, что Диоген Синопский «сошелся» с Антисфеном, который хотя и не имел привычки брать учеников, но был измучен настойчивостью Диогена ( Жития выдающихся философов , Книга 6, Глава 22). Хотя это сообщение было встречено с подозрением, особенно учитывая вероятные даты прибытия Диогена в Афины и смерти Антисфена, оно подтверждает представление о том, что основа философской практики Диогена лежит на Антисфене.

Другой важный, хотя, возможно, вымышленный эпизод в жизни Диогена связан с его порабощением в Коринфе после захвата пиратами. Когда его спросили, что он может сделать, он ответил: «Управлять людьми», что он и сделал, когда-то купленный Ксениадом. Ему поручили заботиться о сыновьях Ксениада, которые научились следовать его аскетическому примеру. Одна история рассказывает об освобождении Диогена после того, как он стал любимым членом семьи, другая утверждает, что Ксениад немедленно освободил его, а третья утверждает, что он состарился и умер в доме Ксениада в Коринфе. Какая бы версия ни была верной (и, конечно, все они могут быть ложными), цель одна: раб Диоген свободнее своего господина, которого он справедливо убеждает подчиниться его повиновению.

Хотя большинство свидетельств сходятся во мнении, что он дожил до весьма преклонного возраста (некоторые предполагают, что он дожил до девяноста), рассказов о смерти Диогена не меньше, чем рассказов о его жизни. Возможная причина смерти включает добровольную смерть из-за задержки дыхания, болезнь, вызванную употреблением в пищу сырого осьминога, или смерть от укуса собаки. Учитывая приукрашенность каждого из этих отчетов, более вероятно, что он умер от старости.

2. Философская практика: Сократ, сошедший с ума

Когда Платона спрашивают, что за человек такой Диоген, он отвечает: «Сократ, сошедший с ума» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 54). Ярлык Платона показателен, поскольку адаптация сократовской философии Диогеном часто рассматривалась как деградация. Некоторые ученые понимают Диогена как крайнюю версию сократовской мудрости, представляющую увлекательный, хотя и грубый момент в истории древней мысли, но который не следует путать с серьезным делом философии. На это прочтение влияет смесь бесстыдства и askēsis , которые загадывают биографию Диогена. Это понимание, однако, упускает из виду центральное место разума в практике Диогена.

Чувство бесстыдства Диогена лучше всего видно в контексте цинизма в целом. В частности, однако, это происходит из-за того, что условность ставится ниже природы и разума. Один из руководящих принципов заключается в том, что если действие не является постыдным наедине, то такое же действие не становится постыдным, если оно совершено публично. Например, было противно афинскому обычаю есть на рыночной площади, и тем не менее он ел там, потому что, как он объяснял, когда его упрекали, именно на рыночной площади он чувствовал голод. Самым скандальным из подобных действий является его непристойное поведение на рынке, на что он ответил: «Он хотел бы, чтобы было так же легко утолить голод, потирая пустой желудок» (Диоген Лаэртский, 9).0017 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 46).

Его называют сумасшедшим за то, что он действует против условностей, но Диоген указывает, что именно условности лишены разума: «Большинство людей, — сказал бы он, — настолько близки к безумию, что все решает палец. Ибо если ты будешь ходить с вытянутым средним пальцем, кто-нибудь сочтет тебя сумасшедшим, но если это мизинец, то он так не подумает» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 35). . В этих философских фрагментах разум явно играет определенную роль. Есть сообщение, что Диоген «постоянно говорил, что для ведения жизни нам нужен правильный разум или недоуздок» (Диоген Лаэртский, 9).0017 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 24). Для Диогена каждый человек должен либо позволить разуму руководить своим поведением, либо, как животное, его нужно будет вести на поводке; разум уводит человека от ошибок и ведет к лучшему образу жизни. Таким образом, Диоген не презирает знание как таковое, но презирает претензии на знание, которые не служат никакой цели.

Особенно пренебрежительно относится к софизмам. Он опровергает аргумент о том, что у человека есть рога, касаясь своего лба, и аналогичным образом опровергает утверждение о том, что при ходьбе не существует такой вещи, как движение. В другом месте он оспаривает платоновские определения, и отсюда следует одно из его наиболее запоминающихся действий: «Платон определил человека как животное, двуногое и лишенное перьев, и ему аплодировали. Диоген ощипал курицу и принес ее в аудиторию со словами: «Вот человек Платона». Вследствие чего к определению было добавлено «имеющее широкие ногти»» (Диоген Лаэртский, 9).0017 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 40). Диоген является резким критиком Платона, регулярно осуждая метафизические поиски Платона и тем самым сигнализируя о явном разрыве с преимущественно теоретической этикой.

Талант Диогена подрывать социальные и религиозные условности и подрывать политическую власть может соблазнить читателей рассматривать его позицию как просто негативную. Однако это было бы ошибкой. Диоген явно спорит, но он делает это ради продвижения разума и добродетели. В конце концов, для человека быть в согласии с природой значит быть разумным, ибо в природе человека поступать согласно с разумом. Диогену трудно найти таких людей, и он театрально выражает свои чувства по поводу своих трудностей. Сообщается, что Диоген «среди бела дня зажег лампу и сказал на ходу: «Я ищу человека»» (Диоген Лаэртский, 9). 0017 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 41).

Для киников жизнь в соответствии с разумом проживается в соответствии с природой, и поэтому жизнь в соответствии с разумом выше границ условности и полиса . Более того, циники утверждают, что такая жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Будучи бездомным и бедным изгнанником, Диоген испытал величайшие несчастья, о которых пишут трагики, и все же он настаивал на том, что прожил хорошую жизнь: «Он утверждал, что судьбе он может противопоставить мужество, условность — природу, страсть — разум» (Диоген Лаэртиус, Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 38).

3. Ссылки и дополнительная литература

  • Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung . Амстердам: BR Грюнер, 1991.
  • Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие . Беркли: University of California Press, 1996.
  • .
  • Дадли, Д. Р. История цинизма от Диогена до VI века н. э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль. L’Ascèse cynique: Un commentaire de Diogene Laërce VI 70-71 , Deuxième édition. Париж: Libraire Philosophique J. VRIN, 2001.
  • .
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993.
  • .
  • Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 19.79.
  • Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред. Эллинистические философы, том 1 и том 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
  • .
  • Malherbe, Авраам Дж., изд. и транс. Послания киников . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Диоген Синопский: Человек в ванне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1990.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *