Горе от ума грибоедов образ чацкого: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика героя для сочинения по теме

Содержание

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика героя для сочинения по теме

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

У нас появилась новая характеристика Чацкого.

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина.

Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимур Ханбекян

    15/15

  • Татьяна Паскар

    15/15

  • Анастасия Якименко

    11/15

  • Арыстан Мынбаев

    13/15

  • Ирина Дубовская

    13/15

  • Egor Glazunov

    15/15

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Вариант 1

Главным героем новаторской комедии А. Грибоедова является молодой дворянин – Александр Андреевич Чацкий. Он вырос в среде богатых помещиков, да и сам получил в наследство 300 или

 400 душ крепостных крестьян. Оставшись рано без родителей, Александр воспитывался в семье друга отца, Фамусова.  Однако общество крепостников ему было чуждо и не интересно, поэтому, повзрослев, он отправляется странствовать по свету.

Семейное положение

Чацкий – молодой холостой мужчина. Семьи у него нет, поэтому он очень одинок. Возможно, это и стало одной из причин его возвращения в дом Фамусовых. Он хочет жениться на Софье, дочери Фамусова. Они вместе росли, и были в детстве дружны. Герой считает, что искренне влюблен в девушку. Однако, она справедливо упрекает его в том, что за три года отсутствия он не написал ей и строчки. Желание заполучить руку Софьи у героя подкрепляется ревностью. Чацкий замечает, что она влюблена в другого мужчину, секретаря Молчалина. Этот человек кажется герою крайне низким и раболепным существом, недостойным Софии. Однако в обществе того времени больше ценились такие, как Молчалины. Это разочаровывает главного героя – и он так и не женится на любимой девушке.

Положение в обществе

Некоторое время Александр Чацкий, как было принято у дворян, находился на военной службе. Но скоро ему это надоело и он ее оставляет. Вариант служить чиновником он тоже отбросил. Герою претило, что в их обществе приветствовалась только военная и чиновничья карьера. Чацкий считал, что передовой человек лучше реализует себя в творчестве или науке. Однако на него смотрели с недоумением, узнав, что он отставной.

Качества главного героя

Чацкий показан весьма умным человеком. Но его передовой ум приносит ему скорее горе в обществе невежественных дворян.

В разговоре с другими героями Александр возвышается благодаря своему красноречию и остроумию. Однако, далеко не все могли это оценить. А его колкие замечания скорее воспринимали, как прямую обиду, потому что не понимали истинного посыла слов. Даже его возлюбленная Софья, которая считает себя умной девушкой, не воспринимает шуток Чацкого. Именно она распространяет слух, что он сумасшедший.

Чацкий прослыл гордецом, потому что не желал раболепствовать и притворяться ради чина.  «Вот то-то, все вы гордецы!», – восклицает Фамусов.

Александр – независимый, ценящий свободу человек. В отличие от Молчалина, который считал, что все должны от кого-то зависеть, главный герой считал себя свободной личностью. В этом и было их главное отличие.

Чацкий всегда обо всем имеет собственное мнение, что выдает в нем сильную личность.

Конфликт героя с обществом

Московское фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком из-за вольнодумства и передовых взглядов. А его нежелание преклоняться и притворяться вообще расценивается, как признаки сумасшествия.

Несмотря на то, что герой любит свой народ и страну, он ненавидит людскую толпу. Общество, таких людей, как Фамусовы и Молчалины, кажется ему ограниченным и морально падшим.

Прототип главного героя

Есть несколько версий, кто же является прототипом Александра Чацкого. Современники Грибоедова полагали, что им мог быть П.Я. Чаадаев или же В.К. Кюхельбекер. Но изучив биографию Александра Грибоедова, становится ясной связь между его личностью и личностью героя. Во фразах Чацкого отчетливо слышны слова автора, выражающие его идеи и взгляды на общество.

Вариант 2

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из ярчайших изображений русского дворянского общества начала 19 века. Писатель показывает исторически закономерную смену устоявшихся идеалов и идей новыми мыслями, которые выглядят чуть ли не революционными, противостояние «века минувшего» в лице представителей фамусовского общества и «века нынешнего» в образе Чацкого. Среди первых — самые разные персонажи: богатые и влиятельные вельможи, такие как сам Фамусов или Скалозуб, а также молодые, но стремящиеся занять их место, а пока вынужденные лишь прислуживаться и лестью добиваться снисхождения старших. Одним из таких персонажей в комедии является Молчалин.

Образ Молчалина

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление услужить. Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, имеют значение в фамусовской среде.

В комедии «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока он в небольшом чине, надо зависеть от других. Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае. Также он преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника только из выгоды. Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». В отличие от Софьи, которая не боится молвы и готова идти наперекор всему высшему свету ради любви.

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…». Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете». Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие– определяющие черты в характере этого героя. Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин достигнет желаемого, потому что в фамусовском обществе любят «бессловесных».

Речевая характеристика

Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство – это главные черты характера  персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с».

Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.

Отношение к Софье

Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице – именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».

Молчалин и его поколение

Aлeкceй Cтeпaнoвич – типичный пpeдcтaвитeль мoлoдoгo пoкoлeния «фaмycoвcкoгo oбщecтвa», в кoтopoм вaжны нe дocтoинcтвo, yм и caмocтoятeльнocть, a титyлы и чины. Caм Moлчaлин – дитя этoгo oбщecтвa. Он выpoc в бeднocти, нo в дoмe cвoeгo влиятeльнoгo нaчaльникa cвoдит знaкoмcтвo c людьми, нaдeлeнными влacтью. Moлoдoй чeлoвeк быcтpo пoнимaeт, кaк нyжнo вecти ceбя, чтoбы дoбитьcя ycпexa и пoлoжeния в oбщecтвe.

Заключение

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется Молчалиных, готовых за деньги продать свою душу.

Вариант 3

Комедия «Горе от ума» уже давно волнует сердца читателей и заставляет их смотреть на проблемы общественности через призму видения А. С. Грибоедова. Не удивительно, ведь писатель вводит в своё произведение персонажей, чьи имена стали нарицательными. Одним из них является Молчалин.

Молчалин – представитель «века минувшего»

Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ. Молчалин относится к первой категории. Из-за своего низкого положения он вынужден прислуживать высоким чинам. Фамусов взял его к себе в секретари, и теперь он практически живет в его доме.

Молчалин тайно встречается с дочерью своего начальника. Однако Фамусов не готов дать согласие на их женитьбу, поскольку считает, что зять должен быть богатым и занимать высокое положение в обществе. Но, несмотря на то, что Молчалин не соответствует этим требованиям, фамусовское окружение ценит его как человека, готового всегда услужить. Молчалин также обладает талантом находить нужных людей, которые могли бы оказать ему содействие в продвижении по службе. Удивительно, но молодой дворянин готов выслужиться до такой степени, что берется хвалить гладкую шерсть собаки Хлёстовой. Он уверен, что должен зависеть от других до того момента, пока не получит высокое звание.

Молчалин гордится своими карьерными достижениями, и всякий раз этим хвастается.  Он прекрасно умеет налаживать полезные связи, поэтому не преминул  познакомиться с влиятельной княгиней Татьяной Юрьевной. Кроме того, подобную манеру поведения Молчалин также предлагает и главному герою пьесы – Чацкому.

И все же, несмотря на все эти высоко ценимые в фамусовском обществе качества, Молчалин опасен для него. Он обманывает дочь Фамусова, так как лишь притворяется влюбленным ради собственной выгоды. Читатель видит истинное лицо этого героя при разговоре со служанкой, к которой он проявляет особый интерес. В этот момент выясняется, что Молчалин на самом деле – коварный лицемер и опасный человек. Он не испытывает ни любви, ни уважения к Софье. Он буквально разрывается между тем, чтобы понравится Фамусову, разыгрывая любовь к его дочери, и тем, чтобы ни в коем случае не выдать свою связь с Софьей. Последнее может сильно подорвать его репутацию в обществе. Выходит так, что своим двуличием Молчалин наносит вред тому окружению, частью которого он является сам. Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть и положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

  • Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.
  • Застенчивость и тактичность. Находясь рядом с дочерью хозяина, Молчалин не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.
  • Неразговорчивость. Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая: «он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
  • Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.
  • Умение дружить. Молчалин может найти подход к любому человеку, поэтому он находится в дружеских отношениях практически со всеми окружающими.
  • Мирно улаживает любые проблемы и споры, ради других способен забыть про себя.
  • Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

  • Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.
  • Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.
  • Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.
  • Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Роль в обществе

На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. Молчалин живет так, как ему советовал отец – всем угождает.

Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он отравляет девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только собственным благополучием, богатствами и званиями.

Вывод

Таким образом, Молчалин — типичный представитель общества, который ради личной выгоды готов пойти на самые мерзкие поступки. Этот типаж вечен, потому что и в наши дни многие люди избирают такую стратегию поведения: лицемерят, пресмыкаются, угождают, а за это получают хорошие отзывы, повышение по службе и другие выгоды. Но писатель еще тогда показал на примере своего героя, что этот путь ведет в никуда. Подхалимы никогда не смогут занять место тех, кому они непрерывно льстят.

Список литературы:

  1. Гладыш, И. А. «Горе от ума». Страницы истории / И. А. Гладыш, Т. Г. Диннесман.- М.: Книга, 1971
  2. Петров, С. М. «Горе от ума» комедия А. С. Грибоедова. Пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Просвещение, 1981 г.
  3. Радомская, Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова/ Татьяна Радомская // Литература в школе.- 2007 г.
  4. Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса / Юлий Халфин // Литература.-2008 г.

Даниил Романович | Просмотров: 9k

Личная конфликтная комедия Горе от ума цитата. Главный конфликт в комедии «Горе от ума»

В спектакле «Горе от ума» несколько конфликтов, тогда как обязательным условием классического спектакля было наличие только одного конфликта.
«Горе от ума» — комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и Фамусовским обществом).
Спектакль начинается с начала любовного конфликта — Чацкий приезжает в Москву к своей девушке. Постепенно любовный конфликт перерастает в публичный. Узнав, любит ли его Софья, Чацкий сталкивается с обществом Фамуса. В комедии образ Чацкого представляет новый тип личности начала XIX века. Чацкий противостоит всему консервативному, закостенелому миру Фамусовых. В своих монологах, высмеивая быт, нравы, идеологию старого московского общества, Чацкий пытается открыть Фамусову и всем остальным глаза на то, как они живут и чем живут. Публичный конфликт «Горе от ума» неразрешим. Старое барское общество не слушает свободолюбивого, интеллигентного Чацкого, не понимает его и объявляет сумасшедшим.
Социальный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова связан с другим конфликтом — между «веком текущим» и «веком прошлым». Чацкий — тип нового человека, он выразитель новой идеологии нового времени, «настоящего века». А старое консервативное общество Фамусовых принадлежит «прошлому веку». Старое не хочет сдавать своих позиций и уходить в историческое прошлое, а новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового — один из главных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза». Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.
Среди героев пьесы Грибоедова, пожалуй, нет глупых людей, у каждого из них свой житейский ум, то есть представление о жизни. Каждый из героев «Горе от ума» знает, что ему нужно от жизни и к чему следует стремиться. Например, Фамусов хочет прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, чтобы не дать повода к осуждению со стороны могущественных светских львиц, таких как Марья Алексевна и Татьяна Юрьевна. Поэтому Фамусов так озабочен поиском дочери достойного мужа. Цель жизни Молчалина – тихо, пусть медленно, но верно продвигаться по карьерной лестнице. Он даже не стыдится того, что будет немало унижать себя в борьбе за достижение своих целей: богатства и власти («брать награды и жить счастливо»). Он не любит Софью, а смотрит на нее как на средство для достижения своих целей.
София, как одна из представительниц общества «Фамус», начитавшись сентиментальных романов, мечтает о робком, тихом, нежном возлюбленном, за которого выйдет замуж и сделает из него «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Именно Молчалин, а не Чацкий подходит под стандарты ее будущего мужа.
Итак, Грибоедов в своей комедии не только показывает, насколько безнравственны и консервативны типичные представители московского общества. Для него также важно подчеркнуть, что все они по-разному понимают жизнь, ее смысл и идеалы.
Если мы обратимся к заключительному акту комедии, то увидим, что каждый из персонажей в конце несчастлив. Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья — все остались со своим горем. И они несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни, неправильного понимания жизни. Фамусов всегда старался жить по законам мира, старался не вызывать осуждения, неодобрения мира. И что он получил в итоге? Его опозорила собственная дочь! «О! Боже мой! что скажет княжна Марья Алексевна», — восклицает он, считая себя несчастнейшим из всех людей.
Молчалин не менее несчастен. Все его старания были напрасны: Софья больше не будет ему помогать, а может быть, и того хуже, пожалуется папочке.
И у Софии свое горе; ее любимый человек предал ее. Она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но несчастнее всех Чацкий, пламенный, свободолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель косности и консерватизма русской жизни. Самый умный в комедии, он не может при всем своем уме заставить Софью влюбиться в него. Чацкий, веривший только в свой ум, в то, что умная девушка не может выбрать дуру умной, так разочаровался в конце. Ведь все, во что он верил — в свой разум и передовые идеи — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, а, наоборот, навсегда оттолкнуло ее от него. Кроме того, именно из-за его свободолюбивых взглядов общество Фамуса отвергает его и объявляет сумасшедшим.
Таким образом, Грибоедов доказывает, что причина трагедии Чацкого и несчастий других героев комедии заключается в несоответствии их представлений о жизни и самой жизни. «Ум не в ладу с сердцем» — вот главный конфликт «Горя от ума». Но тогда возникает вопрос, какие представления о жизни верны и возможно ли вообще счастье. Образ Чацкого, на мой взгляд, дает отрицательный ответ на эти вопросы. Чацкий глубоко симпатизирует Грибоедову. Выгодно отличается от общества Famus. Его образ отражает типичные черты декабриста: Чацкий пылок, мечтателен, свободолюбив. Но его взгляды далеки от реальной жизни и не приводят к счастью. Возможно, Грибоедов предвидел трагедию оторванных от жизни декабристов, поверивших в свою идеалистическую теорию.
Таким образом, в «Горе от ума» несколько конфликтов: любовный, социальный, конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», но главный, на мой взгляд, — это конфликт идеалистических представлений о жизни и реальных жизнь. Грибоедов был первым писателем, поднявшим эту проблему, на которую в будущем будут ссылаться многие писатели XIX века. век: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

Паскевич толкается, опальный Ермолов клевещет. .. Что ему остается? Честолюбие, холодность и гнев… От чиновничьих старух, От жалящих светских инъекций Он катится в телеге, Опираясь подбородком на трость.

Д. Кедрин Александр Сергеевич Грибоедов приобрел большую литературную и всенародную известность, написав комедию «Горе от ума». Это было новаторством в русской литературе первой четверти XIX века. Классическая комедия характеризовалась делением героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была благом, а отрицательные высмеивались и побеждались.

В комедии Грибоедова герои распределены совсем по-другому. Основной конфликт пьесы связан с делением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», причем первый — это фактически некий Александр Андреевич Чацкий, к тому же он часто оказывается в смешном положении, хотя и является положительный герой. При этом его главный «оппонент» отнюдь не какой-нибудь отъявленный подонок, наоборот, заботливый отец и добродушный человек. Интересно, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова.

Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины… Сватался — сделал, да ошибся. Все тот же смысл, и те же стихи в альбомах. Женщины в основном занимались нарядами.

Любят все иностранное, французское. У дам общества Фамуса одна цель — выдать или выдать замуж своих дочерей за влиятельного и богатого человека. При всем этом, по словам самого Фамусова, женщины «всем и везде судьи, судей над ними нет». За покровительством все идут к некой Татьяне Юрьевне, потому что «чиновники и чиновники все ее друзья и все ее родственники».

Княжна Алексеевна, напротив, имеет такой вес в высшем свете, что Фамусов как-то испуганно восклицает: Ах! Боже мой! Что скажет княгиня Марья Алексевна! Но как насчет мужчин? Все они заняты тем, что пытаются продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот легкомысленный солдафон Скалозуб, который все измеряет военными мерками, шутит по-военному, являясь образцом глупости и ограниченности.

Но вот что значит хорошая перспектива роста. У него одна цель — «дойти до генералов». Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит, что «получил три награды, числится в Архиве», и ему, конечно, хочется «дойти до известных степеней». Сам московский «ас» Фамусов рассказывает молодежи о дворянине Максиме Петровиче, служившем при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявил ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что его шея часто « согнуты» в поклонах. Но «имел сто человек к его услугам», «все в строю».

Это идеал общества Фамус. Московские дворяне заносчивы и заносчивы. Они относятся к людям беднее, чем они сами, с презрением. Но особое высокомерие слышится в замечаниях, обращенных к крепостным.

Это «петрушки», «фомки», «болваны», «ленивые тетерева». Один разговор с ними: «За работу! Устройтесь!». Сомкнутым строем фамузиты противостоят всему новому, передовому. Они могут быть либеральными, но кардинальных перемен боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова: Учение чума, учение причина, Что теперь больше, чем когда-либо, Безумно развелись люди, и дела, и мнения.

Таким образом, Чацкий хорошо чувствует дух «прошлого века», отмеченный пресмыкательством, ненавистью к просвещению, опустошенностью жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь. «Желание путешествовать напало на него…» Его душа жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми того времени. Он уезжает из Москвы и едет в Петербург.

«Высокие мысли» для него превыше всего. Именно в Петербурге сформировались взгляды и стремления Чацкого. Похоже, он интересовался литературой. Даже до Фамусова доходили слухи, что Чацкий «хорошо пишет и переводит».

В то же время Чацкий увлекается общественной деятельностью. У него есть «связь с министрами». Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему служить, он хотел служить делу, а не отдельным лицам. После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где, по свидетельству Фамусова, «кайфовал», неумело управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу.

В то время на «путешествие» смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития. И вот мы уже встречаемся со зрелым Чацким, человеком со сложившимися представлениями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный феодальный строй. Он не может спокойно говорить о «благородных негодяях Несторе», который меняет слуг на собак, или о том, кто «на крепостной балет тянул… от матерей, отцов отвергнутых детей» и.

обанкротившись, он продал их всех по очереди. Вот те, кто дожил до седины! Вот кого мы должны уважать в пустыне! Вот наши строгие ценители и ценители! Чацкий ненавидит «подлые черты прошлой жизни», людей, которые «выводят свои суждения из забытых газет времен Очаковских и завоевания Крыма». Резкий протест вызывает у него дворянское холопство ко всему иностранному, французское воспитание, обычное в барской среде.

В своем знаменитом монологе о «французе из Бордо» он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку. Как истинный просветитель, Чацкий страстно защищает права разума и глубоко верит в его силу. В уме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейно-нравственного воздействия он видит главное и мощное средство переделки общества, изменения жизни. Он отстаивает право служить просвещению и науке: Теперь пусть один из нас Из молодежи будет враг исканий, — Не требуя ни мест, ни чинов, В науку вложит ум, жаждущий знаний; Иль в душе его сам Бог возбудит жар К творческим, высоким и прекрасным искусствам — Они тотчас: грабеж!

Огонь! И они будут известны как мечтатель! Опасный!!! К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, еще и двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Ту-гоуховской — «химика и ботаника».

Но в пьесе они упоминаются вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка. — Конечно, Чацкий наживает себе врагов.

Ну простит ли его Скалозуб, если услышит о себе: «Хрип, задушен, фагот, созвездие маневров и мазурок!» Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в Деревня? Или Хлестов, над которым Чацкий откровенно смеется? Но больше всего достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его «самым несчастным существом», подобным всем дуракам. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим.

Все радостно подхватывают эту новость, искренне верят сплетням, ведь, действительно, в этом обществе он кажется сумасшедшим. А. С. Пушкин, прочитав «Горе от ума», заметил, что Чацкий метает бисер перед свиньями, чего никогда не И Ни в чем он не убедит тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод.

Да у него и не было цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел увидеть Софью, к которой с детства имел сердечную привязанность. Другое дело, что за время, прошедшее с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он изо всех сил пытается понять, как могло случиться, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта. В результате происходит полный разрыв Чацкого с миром, в котором прошло его детство и с которым он связан кровными узами.

Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личный, не случайный. Этот конфликт социален. Мы столкнулись не только с разными людьми, но и с разными мировоззрениями, с разными социальными позициями. Внешней завязкой конфликта стал приезд Чацкого в дом Фамусова, он получил развитие в спорах и монологах главных героев («Кто судьи?», «Всё, вы все гордые!»). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают невменяемым. И тогда он осознает для себя, что все его слова и душевные движения были напрасны: Безумный ты прославил меня весь в унисон.

Ты прав: он выйдет из огня невредимым, Кто сумеет остаться с тобой на день, Тот же воздух дышит, И его разум выживет. Исход конфликта – отъезд Чацкого из Москвы. Отношения между обществом Фамусов и главным героем выясняются до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто выигрывает. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир.

А тема страдания умного, образованного человека в России актуальна и сегодня. И по сей день больше страдают от ума, чем от его отсутствия. В этом смысле А. С. Грибоедов создал комедию на все времена.

Толкаясь с Паскевичем,
Опальный Ермолов клевещет…
Что ему осталось?
Честолюбие, холодность и злоба…
От официальных старух,
От едких светских инъекций
Он катается в телеге,
Упрись подбородком в трость. Д. Кедрина
Александр Сергеевич Грибоедов приобрел большую литературную и всенародную известность, написав комедию «Горе от ума». Это произведение было новаторским в русской литературе первой четверти XIX века.
Классическая комедия характеризовалась делением героев на положительных и отрицательных. Победа всегда доставалась хорошим парням, а плохих высмеивали и побеждали. В комедии Грибоедова персонажи распределяются совсем по-другому. Основной конфликт пьесы связан с разделением действующих лиц на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», причем первый — это фактически некий Александр Андреевич Чацкий, причем часто оказывающийся в смешном положении, хотя он положительный герой. При этом его главный «оппонент» Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный подонок, наоборот, он заботливый отец и добродушный человек.
Интересно, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, обеды, крестины…
Женился — успел, да промазал.
Все тот же смысл, и те же стихи в альбомах.
Женщины в основном занимались нарядами. Они любят все иностранное, французское. У дам общества Фамуса одна цель — выдать или выдать замуж своих дочерей за влиятельного и богатого человека. При всем этом, по словам самого Фамусова, женщины «всем и везде судьи, судей над ними нет». За покровительством все идут к некой Татьяне Юрьевне, потому что «чиновники и чиновники все ее друзья и все ее родственники». Княгиня Марья Алексеевна имеет в высшем свете такой вес, что Фамусов как-то испуганно восклицает:
О! Боже мой! Что скажет княгиня Марья Алексевна!
А как же мужчины? Все они заняты тем, что пытаются продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот легкомысленный солдафон Скалозуб, который все измеряет военными мерками, шутит по-военному, являясь образцом глупости и ограниченности. Но это всего лишь означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — «дойти до генералов». Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит, что «получил три награды, числится в Архиве», и ему, конечно, хочется «дойти до известных степеней».
Сам московский «ас» Фамусов рассказывает молодежи о дворянине Максиме Петровиче, который служил при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявил ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что его шея часто « согнуты» в поклонах. Но «имел сто человек к его услугам», «все в строю». Это идеал общества Фамуса.
Московские дворяне заносчивы и заносчивы. Они относятся к людям беднее, чем они сами, с презрением. Но особое высокомерие слышится в замечаниях, обращенных к крепостным. Это «петрушки», «фомки», «болваны», «ленивые тетерева».

«фомки», «болваны», «ленивые тетерева». Один разговор с ними: «За работу! Устройтесь!». Сомкнутым строем фамузиты противостоят всему новому, передовому. Они могут быть либеральными, но кардинальных перемен боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:
Учение чума, учение причина
Что нынче больше, чем когда-либо,
Безумные разведенные люди, и дела, и мнения.
Таким образом, Чацкий хорошо знает дух «прошедшего века», отмеченного пресмыкательством, ненавистью к просвещению, опустошенностью жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом родных и начинает самостоятельную жизнь.
«Желание путешествовать напало на него…» Его душа жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми того времени. Он уезжает из Москвы и едет в Петербург. «Высокие мысли» для него превыше всего. Именно в Петербурге сформировались взгляды и стремления Чацкого. Похоже, он интересовался литературой. Даже до Фамусова доходили слухи, что Чацкий «хорошо пишет и переводит». В то же время Чацкий увлекается общественной деятельностью. У него есть «связь с министрами». Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему служить, он хотел служить делу, а не отдельным лицам.
После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где, по свидетельству Фамусова, «кайфовал», неумело управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. В то время на «путешествие» смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.
И вот мы уже встречаемся со зрелым Чацким, человеком со сложившимися представлениями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный феодальный строй. Он не может спокойно говорить о «Несторе благородном негодяе», который меняет прислугу на собак, или о том, кто «в крепостной балет тянул… от матерей, отцов отвергнутых детей» и т. д. обанкротившись, он их всех продал по одному.

Вот те, кто дожил до седых волос!
Вот кого мы должны уважать в глуши!
Вот наши строгие ценители и ценители!
Чацкий ненавидит «самые подлые черты прошлой жизни», людей, которые «выводят свои суждения из забытых газет времен Очаковских и завоевания Крыма». Резкий протест вызывает у него дворянское холопство ко всему иностранному, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о «французе из Бордо» он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.
Как истинный просветитель, Чацкий страстно защищает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейно-нравственного воздействия он видит главное и могучее средство переустройства общества, изменения жизни. Он отстаивает право служить просвещению и науке:
Теперь пусть один из нас
Из молодых людей есть враг исканий, —

Им немедленно: грабеж! Огонь!

Среди таких молодых людей в пьесе, кроме Чацкого, пожалуй, можно назвать и двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Ту-гоуховской — «химика и ботаника».

yy,-
Не требуя ни мест, ни повышений,
В науках застрянет ум, жаждущий знаний;
Иль в душе его сам Бог возбудит жар
К творчеству, высокому и прекрасному, —
Им тотчас: грабеж! Огонь!
И они будут известны как мечтатели! Опасный!!!
К числу таких молодых людей в пьесе, кроме Чацкого, можно, пожалуй, отнести и двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Ту-гоуховской — «химика и ботаника». Но в пьесе они упоминаются вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка.
— Конечно, Чацкий наживает себе врагов. Ну простит ли его Скалозуб, если услышит о себе: «Хрип, задушен, фагот, созвездие маневров и мазурок!» Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий откровенно смеется? Но больше всего достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его «самым несчастным существом», подобным всем дуракам. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все радостно подхватывают эту новость, искренне верят сплетням, ведь, действительно, в этом обществе он кажется сумасшедшим.
А. С. Пушкин, прочитав «Горе от ума», заметил, что Чацкий метает бисер перед свиньями, что он никогда не убедит тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да у него и не было цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел увидеть Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, прошедшее с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он изо всех сил пытается понять, как могло случиться, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.
В результате происходит полный разрыв Чацкого с миром, в котором прошло его детство и с которым он связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личный, не случайный. Этот конфликт социален. Сталкивались не просто разные люди, а разные мировоззрения, разные социальные позиции. Внешней завязкой конфликта стал приезд Чацкого в дом Фамусова, он получил развитие в спорах и монологах главных героев («Кто судьи?», «Всё, вы все гордые!»). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают невменяемым. И тогда он осознает для себя, что все его слова и душевные движения были напрасны:
Безумный ты меня все хором прославил.
Ты прав: он выйдет из огня целым и невредимым,
Кто успеет провести с тобой день,
Вдохнет воздух один
И его разум выживет.
Исход конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения между обществом Фамусов и главным героем выясняются до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто выигрывает. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России актуальна и сегодня. И по сей день больше страдают от ума, чем от его отсутствия. В этом смысле А.С. Грибоедов создал комедию на все времена.

Образ горечи в комедии Горе от ума. Загорецкий, «Гора от ума»

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века настоящего. На Фамусовский бал приезжают люди, составляющие своего рода московскую столичную элиту. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостей, полны невежества, пошлости, корестолобия и доброты. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий посвятит им свои крылатые высказывания.

Характеристика гостей Фамусова на балу

В доме Фамусова перед приходом гостей появляется полковник Рокозуб — огромный невежа и карьерист, мечтающий — заставить все русское общество жить по шквалу . Он убежденный сторонник старых порядков, богат и прославился в генералы. Он стал самым желанным гостем в доме Фамусова. Причиной приезда рокозубы стали поиски богатой невесты. Поэтому Фармус сразу пережил его и посчитал очень перспективным женихом для своей дочери Софии.

Коричи

Затем гости Фамусова один за другим стали отправляться на бал. Первым приходит Сеут Горичи. В этом нет ничего заметного, типичного в целом, характеристика гостей Фамамова на балу весьма интересна: Грибоедов тонко подчеркивал их в них людям того времени. Итак, в продолжение Чацкий хорошо знаком с Платоном Михайловичем Горичем, служили они вместе и даже дружно. Это был очень веселый, энергичный и энергичный мужчина, но после женитьбы на женщине с характером — Наталье Дмитриевне — он изменился, стал подкабабликом и мальчиком-слугой. Теперь она даже не дает ему открыть рот. Но богатый к этому уже привык и даже смирился со своим положением. Чаткома Платон Михайлович жалуется, что, мол, не он уже, что когда-то был.

Тогуховский

Вслед за родом горизонта на балу к Фамусову приходит княжеский род Тогуховских. Мать семейства очень озабочена поиском жениха для своих дочерей. Она тотчас же увидела молодого Чацкого и хотела пригласить его к себе в гости, но, узнав, что он нехорош и не имеет кайфа, тотчас передумала. По ее мнению, лучше пусть будет плохо, но хоть тысячу крепостных душ имел.

Хрюмина

И тут на бал заявились две чрумины дамы. Это внучка Хрумина, вечно всем недовольная и измученная на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, а ее полуглухая бабушка. Не успев приехать на бал, Хрумина-внучка тут же пожалела, что появилась очень рано и что ей не с кем поговорить и не потанцевать. Да и познакомиться с кем-то, за кого можно было бы выйти замуж, я не видел случая. Она выражает восхищение со стороны всего зарубежья и выдает свое пристрастие к «модным магазинам». Ее заносчивость задевает Чацкого, и тот трепет в ее адрес прогрессивных замечаний.

Загорецкий и Хлестов

Балет Фамусова тоже Загорецкий — верный, лжец, картежник, плуг и мошенник. Однако, несмотря на всю свою разрушающую характеристику, она все же была принята в Высшем обществе, и двери Фамусова также оказались открытыми. Его невысокий, но очень услужливый характер в буквальном смысле всех располагает и соблазняет. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь знатному вельможе.

Деспотический грубиян Барына Герстеков наверняка пьян на балу. Она всегда придерживается своего мнения и знает цену. С крепостью не церемонится. А я на Хлестов Бал взял собаку и арапку-девочку. Для этого человека нет разницы между крепостным и собакой, вся она в развлечениях.

Остальные гости Фамусова

Последним гостем Балы стали перехитры. Он представляет собой человека весьма неблагонадежного, порочащего и смакующего идеи того времени. Reetales постоянно рассказывает о каких-то «тайных союзах» и «тайных встречах», где много шампанского и говорят на запрещенные темы. Он использует людей из высшего общества в своих корыстных целях.

Характеристика гостей Фамамова на балу не была исчерпана, было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов обозначил их буквами Н и Д. Они были распространителями слуха о безумии Чацкого, хотя и не верили в это, но были рады слушать, Что говорят другие. В образе этих маленьких сплетников проявляются интересы в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий — один из немногих, кто отличался от гостей Голодомора. В его натуре прослеживаются типичные декабристские черты. Угробил, победил и открыто высказывает свое мнение. Он не любит отрочества перед иностранцами, он против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не службу.

Чацкий

Характеристика гостей Фамомова на балу буквально классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего сутки и сразу осознал свои истинные ценности, после чего надежд встретить единомышленников не осталось совсем. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это и в конце концов, после нескольких одновременных реплик, требует карету и уезжает из Москвы.

Бал в доме Фамусова – очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий три года не приезжал в Москву и не сообщал ему о себе никаких известий. И вдруг, очень неожиданно для всех, он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совершенно не устраивает, а может даже и шокирует.

Характеристика гостей Фамомова на балу показывает, что такое общество постепенно ломало себя, его взгляды уже сильно устарели, а передовые идеи стали прорываться сквозь толпу лицемерия, выгоды и хитрости. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку за то, что в обществе он тоже чувствовал себя «сумасшедшим» Чацкого, не мирившимся с существующим положением дел.

Наталья Дмитриевна — жена Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова «Гора от ума»; Яркий пример воплощения женской силы. Чацкий был знаком с Платоном Михайловичем задолго до встречи на Балу Голода. Они вместе служили в полку и были хорошими приятелями. Поэтому перемены, произошедшие в характере друга после замужества, не могли укрыться от его проницательных глаз.

Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа, обратилась к нему в детстве, то есть его еще называют, вызывая его. Она убила в нем жизненный азарт своей чрезмерной заботой о здоровье Платона Михайловича, он увидел то, что видел Чацкий в его глазах раньше. Теперь он стал абсолютно бородатым мужчиной и скучным собеседником. Наталья Дмитриевна молода. Он принадлежит к дворянскому сословию. Внешне он привлекательный, хороший, хотя и немного законченный.

Как и многие молодые барыни, она обожает балы и хуевые вечера. Чего нельзя сказать о ее супруге, но он старается угодить ей во всем, поэтому терпеливо выезжает с ней на все светские мероприятия. Из разговора с князьями Тогуховскими становится ясно, что Наталья Дмитриевна любит обсуждать дорогие наряды. Она не дает мужу и рта открыть, всячески дрессируя собаку. Судя по ее ложному беспокойству о здоровье Платона Михайловича, можно сказать, что эта героиня полна проявления сентиментальности.

Яркими представителями дам среди действующих лиц комедии являются Хлестов и Наталья Дмитриевна Горич , а среди незначительных — Татьяна Юрьевна. Они убедительно подтверждают значения слов Фамусова. Герсестова — важная, влиятельная, интеллигентная московская дама. Она говорит кратко, категорично. Речь ее резкая и бесцеремонная, комментарии Геста: «Лыгуншка он, картежник, вор», — характеризует она, например, Загорецкого; «В конце концов, отец поллиуотер», — говорит она Софи. Хлестава блестяще владеет родным языком. Язык его красочен и ярок, в нем нет иностранных слов и выражений, а много русизмов и народных слов и выражений: час пробил, сил нет, сил нет, хоть брось; Авось, чай, шипение, правда. В речах виста слышится голос мощного нападающего, видного человека в Обществе Фамоу.

Образ нагайки , уважаемой и зажигательной старушки, дополняется индивидуальной «известной» Татьяной Юрьевной, которая имеет «чины и всех своих друзей и всех своих родственников», а потому имеет большое влияние в мире обслуживания. Строящий карьеру Молчанин все чаще ухаживает за такими влиятельными дамами, как Хельдов, и отзывается о Татьяне Юрьевне как о представительнице высшей власти.

Наталья Дмитриевна Горич. — Молодая женщина недавно вышла замуж. Власть ее еще не распространяется на официальный мир, но в своей семье она полностью подчинилась мужу, сделав его «мальчиком-мужем, ее мужем, из брачного пакета», лишив его всякой активности и независимости от здоровья.

«Горе от ума» — произведение поистине гениальное, навсегда сделавшее его автора великим классиком русской литературы. Эта сатирическая пьеса буквально сразу разлетелась на крылатые фразы, цитаты и выражения уже тогда, когда она еще не была так известна широкой публике. Грибоедов очень правдиво изобразил быт московского дворянства и точно описал характеры характеров, присущих людям века. А главное, я дал столько мудрости и великолепной сатиры, что вот уже почти два века мы учимся познавать мир предков на всем этом.

«Горе от ума.» Комедия А.С. Грибоедов

Главные герои произведения «Горе от ума» показывают, что в светском обществе начала XIX века образовался раскол между молодым, передовым, с прогрессивными взглядами поколением, представленным в образе Чацкий, а целенаправленные консерваторы старого поколения в образ Фамомова. «Горе от ума» — комедия, где эти два главных героя показаны очень ярко и красочно, и каждый в своей правде принципиален и непреклонен. Однако есть и второстепенные герои комедии, которые тоже вносят свой вклад в сюжет своими красками. Их можно разделить на три типа: «фамусы», претендующие на «фамусовцев» и «фамоу-неудачники».

Загорецкий, «горе от ума». Характеристика этого героя

Среди гостей гостей в Доме Фамусова в третьем действии появляется Антон Антонович Загорецкий в третьем действии — «Оформление светского человека», который представляет собой тип «Фамусов — неудачников». У него нет чинов и званий, все его считают «избранным мошенником и Плутоном», «лыгунишкой, картежником и вором».

Раскрытие темы «Загорецкий», Гора от ума. Характерно, «Можно сказать, что в обществе Фамусова он определил для себя роль всеобщего дома и слуги, который всегда ищет случая угодить своим поведением и лестью и, еще лучше, неожиданными подарками, поэтому, это всегда вызывает большее сочувствие и одобрение у всего окружения. Например, гость кнута два «арапченка» вынул на ярмарке или, скорее всего, взяли в карту, а Софья достала билет в театр, когда никто не мог этого сделать.

Нелегал богатырь

Характер Городской тоже постоянно нелестно отзывается о Загорецком, правда, считает, что хоть все ругает, да с охотой везде берут. Этот герой действительно есть во всех приличных домах столицы. Образ Загорецкого — это собирательный образ дворянского общества, ставшего постепенно вращающимся и выглядевшим крайне безнравственно. Этот персонаж всегда актуален, чтобы упокоить что-то, а не напомнить правду. Он действительно настолько привык врать, что никто не обращает внимания на его ложь.

Загорецкому, как перехитлу, в комедии «Горе от ума» отводится особое место. Хоть критики и ссылаются на них, но они не его защитники. Однако именно с их молчаливого согласия могут решаться судьбы других людей.

Роль в обществе

Возвращаясь к теме «Загорецкий», Гора от ума. Характерно, «я даже выскажу мнение, что Загорецкий — человек, по характеру «близкий к политическому сыру». И совсем не случайно. На эту мысль наталкивают цитаты Загорецкого, который говорит, что если бы он получил должность цензора, то прежде всего «Лаеж» был бы на Баснях, где царят вечные насмешки над львами и орлами: «Хоть и звери, но все-таки цари. »

Загорецкий быстро и с «горячей» речью, любит все преувеличивать и любой слух можно раздуть до неимоверных размеров. А на резкое высказывание о своей персоне он не реагирует злобно, а просто доводит их до обыкновенной шутки.

Горич еще раз говорит об этом: «Оригинально, тучно и без малейшего злого умысла».

Грибоедов берет на себя роль человека, распускающего ложные слухи о Чазкоме. Загорецкий толком не понимал, о ком идет речь, но в его голове уже рождались разные версии безумия. Хелдоу высказался о Чазкоме, что, мол, он выпил много «предсказанных бутылок», Загорецкий добавляет, что он выпил «бэмбодов сорока».

Предложения

Загорецкий — один из экстратентивных персонажей и новаторский прием Грибоедовского драматурга. Такие герои еще шире раскрывают картину «прошедшего века» и очерчивают его ценности и идеалы. Роль незначительных героев заключается в том, что они помогают лучше понять и раскрыть поведение главных героев и всего общества Форм. Именно фигура Загорецкого показывает аморальное поведение дворянского общества. Кстати, от Корича узнаем, что Загорецкий — глушилка. Да и Чацкий сразу же получает желтое предупреждение, о котором лучше не говорить откровенно.

В заключении темы «Загорецкий», горе из ума. «Характеристика » Важно отметить, что статус дворянина в России был защищен самим этим фактом, и если он следовал традициям и поголовью, то имел хорошие перспективы сделать успешную карьеру и за счет этого разбогатеть Главное, чтобы не быть таким неудачником и пепельно-сумасшедшим, как Загорецкий, который все знает и следует заветам отца «всем угождать людям, не уклоняясь».0032

Ну, я неправду, я сказал, что мы одно поле ягод.

Ф.М.Достоевский

«От Менандры, Александрийской драмы, Поплавка и до Сервантеса, Шекспира и — через Достоевского — Романова ХХ века проводится тенденция снабжать героев близнецовой спутницей, а иногда и целой балкой — спутниковой парадигмой , — сказал Ю. М.Лотман.

Парадигма близнецов раскрывается и в комедии «Горе от ума». Своеобразным близнецом Александра Андреича Чацкого является Платон Михайлович Горич, «Друг Старый». Но богат пе. в настоящее время — «москвичи и женатые», а последние которых Чацкий «знал в полку». Таким образом, каток височный Близнец хатский.

Оттолкнув от себя Чацкого, Софья, как ни парадоксально это прозвучит, спасает его от участи Корича. Вероятность превратить Чацкого в богача крайне мала, но все же допустима: бывший гусар Давыдовский толк, возможный московский комендант превращается в помещика, чему сам удивляется, но с которым уже сбылось: «Да, брат , теперь не так», «теперь, брат, я не тот», «Эх! Бранц, приятно тогда было что-то. Без меньшего, чем ваш старый друг, это преображение всего за год («Не был я в прошлом году, в конце концов, я знал в полку?») Удивил и Чацкий, видевший воплотившийся идеал московского мужа — мальчик-муж, муж, прислуга, сведенная перед Комнатной собакой. «Мой муж — прелестный муж…», — говорит Наталья Дмитриевна о муже, неся его на яйцах, к которым он «смертельно не ударный». «Ваш шпиц — прелестный шпиц…» — говорит Молчанин о собаке, которую Хлеостов берет с собой на бал «от скуки». Позднее А.С. Пушкин соединяет в один ряд и мужа, и собаку, и любовника:

Пелагея Николаевна
Все тот же друг Мосело Финмуш,
И тот же шпиц, и тот же муж…

Брат лицом к Чаткоме — показатель не только дружной пусковой, но и духовной близости, общности, что связала эти люди в прошлом. Нынешний богач, которому от скуки рассказывают на флейте «Дуэт А-Расплавленный, рассказывал, что пять лет», ближе к играющему три года на Флейте Солчалину…

Является ли звук флейты своего рода сигналом к ​​повороту правящий во второй тишине?

Софи, придуманная Софьей и Молчаниным, реально существующие, — совершенно разные люди. Быть близнецом убийцы — мальчиком, мальчиком, слугой — может быть умным, робким, застенчивым, застывшим, готовым «на забвение других». .. воображение Софии. Настоящий Молчанин, чья цель достичь «степеней знаменитости», никогда на это не пойдет. Кроме того, здесь нет подлинного благородства и глубокой порядочности, присущих богачам. Так, сотворив игрушку в руках женщины, Платон Михайлович не опускается до упреков, лишь изредка вспыхивает:

Наташа-матушка, я на баласе усну я,
Перед ними смертельный ужас,
И не наоборот, твой работник,
Долг за полночь иногда
За тебя, как ни грустно,
Я вздрогнул команда танцевать.

Находясь в положении обожаемого мужа Шпица по прозвищу Шутка прекрасно осознает свое положение и вооружается с ним до поры до времени.

Если Чацкий, видя в лошадях свое потенциальное будущее, сумеет этого избежать: я могу стать таким, но не стану, то избежать столкновения с моим очередным двойником в замкнутом пространстве Знаменитого дома крайне сложно .

Именно в этом ограниченном пространстве Чацкий сталкивается с повторяющимся — его последним настоящим пространственным Двойником.

«Кстати, что такое reheetles? В нем 2, 3, 10 символов, «А.С. заметил Пушкин.

Пародия на образ повторяющегося — факт литературной критики. Пародийный близнец, нигде и нигде не упоминаемый, он возникает перед Чацким внезапно, когда он уже готов уйти. Обращение Рееталова: «Сердечный друг! Гориальный друг! Mon Cher!», — заменено уменьшительно-ласкательным «Брат» (ср. Обращение Корич). Подтверждая своеобразную близость этих людей, обращение «брата» Грибоедова вкладывает в уста Чацкого. Но «Пародия — это создание дойного двойника, это же «мир наизнанку». «Поэтому пародия амбивалентна».

С первых слов Рееталовой Чацкий узнает себя — утренняя пушка, горячая, задорная, пыльная и несдержанная в речах (болтливая?). Холодные, инсультные и язвенные реплики Софьи, сдерживающие, охлаждающие и оскорбляющие порывистый Чацкий, теперь, в общении с рехетлом, становятся достоянием самого Чацкого.

Лиственный драматург и жесток по отношению к своему герою: Он не только беспощадно и беспристрастно напоминает Чацкому о его утренних поручениях, он заставляет заново переживать ситуацию внезапного появления не очень желательного и не очень дождавшегося гостя, положив Чацкого на место Софии.

Reetales — кошмарный кошмар, его воплощенное, хотя и мнимое безумие. Он не только объяснялся влюбленным Чаткомом («Ты меня не любишь, естественное дело…»), как прежде, это делал Чацкий («Ни на Волосах любви! Куда как хорошо!) , Но и заряжает энергией реплики Чацкого:

Чуть-чуть свет — на ноги!А у меня ноги…
Мне сорок пять часов, глаз Миг нет она ,
Верт больше седьмой ругается — ветер , буря
И задавались вопросом все , I. padal сколько раз….
(тут же выделили мне — С.Т.).

Reheetles (убегает с крыльца, в самый подъезд падает Со всех ног и спешно выздоравливает).

Фу! Заблокировано. — О, мой создатель!
Давай протрем глаза ; Отделение? Друг!..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Как будто я знала, я торопилась,
Вместе порог ныла,
И тянулась во все высоты.

Как Чацкий иногда не замечает, что никто не слушает, и слышит, и не слышит, и репетиторы не замечают, что Чацкий заменяет чесотку, которая в свою очередь заменяет Загорецкого:

Немного вида одного, смотри не другого.
Был Чацкий, вдруг пропал, потом скалы.

В качестве охлаждающих шнуров, Софья мало действует на Чацкого и иронические замечания Чацкого не трогают рехэттелов. Практически ни тот, ни другой их просто не слышат.

Как Чаткоме все равно, перед кем произносить очередную проповедь — София, Фамовов, Рокозуб и т. д. и повторяющийся собеседник не очень важен. Монологи Чацкого и Рееталова прекращаются лишь с исчезновением собеседника, даже пассивного слушателя, заткнувшего уши Фамуса, — устраивает Чацкого, как репетал — слушателя, постоянно меняющегося.

В реплике рехетил, как в зеркале кривой, мысли Чацкого о долге, службе, чинах… Иллюзорные высокие мечты и идеалы Чацкого профанируются рехетлом, становятся кошмарным человеком.

Теперь выпусти из нас один ,
Из молодых есть — враг искания,
Не требующий ни места, ни усиленный в Чине.
В науку он вводит разум, тем острее знания.
Иль в душе он сам возбудит тепло
К искусству творческому высокому
И красивому, —
Им сразу: грабеж! огонь!
И он будет искать мечтателя! Опасный !! —

страстно произносит Чацкий, не подозревая о наличии « горячая дюжина голов «Для кого Английский клуб, «древний и верный член», становится оплотом свободы и свободы, которая является единственным и достойным времяпрепровождением членов Секретаря Союза — написание Уотервилля.

Как в свое время весь индуктивный монолог Чацкого «А судьи кто?» Полковник Рокозуб потянул к своим близким и к первой армии и репетиции всего разговора с Чацким довел до воды вод.

Загорецкого

Что вы думаете о Чапе?

Reheetles

Он не дурак.
Сейчас столкнулись, есть какие туры.
И хороший разговор пошел о гидроблоке.
Да, Водевиль есть вещь, и так все гил.
Мы и я… с нами… Одни и те же вкусы.

Легкость, водно-водная чистота рехетлов обнаруживается в его внезапном появлении, сопровождающемся падением, в манере общения, склонностью к преувеличению. Водянистый характер главного героя менее очевиден. Ю.Н.тынянов отмечал: «Комедийный центр находится в комическом положении самого Чарцкого, и здесь комедия есть средство трагического, а комедия есть тип трагедии». Риталес делает положение Чацкого не трагическим, а вотервильным. Примечательно, что после отъезда рехетыля, такого же внезапного, как и появление, сюжет комедии «Горе от ума» насыщается водоуборочными эпизодами, а образ Чацкого приобретает водяные приборы.

Но опасность рехетлова не только в том, что он материализует и сдвигает идеи Чацкого, не только в том, что он повторяет, он живет, но и в том, что он удивительно, парадоксально соединяет невидя: Чацкий, наверное, будущий декабрист, Скалозуба , Николаевский слуга (Генеральным уже при Николае I станет Скалоус), и Загорецкий, будущий III отдела («С ним завалено: перевести Моста»).

Даже драматическое напряжение финальной реплики quotsky:

Выиграл из Москвы! Здесь я уже не езжу.
Беги, не смотри по сторонам, иди искать свет,
Где обиженный, там чувство угол! . .
Позови меня, карета! —

убавляется и ослабевает, потому что раньше эти слова произносит перехитывает, выходя из дома Фамусова перед Чацким:

Куда направить путь теперь?
И дело идет к рассвету.
Смотри, колдуй мне в карете,
Весы где-то.

«Мифология двойственности, восходящая к мифам о близнецах, в контексте христианской культуры связана с представлением о дьявольском подражании благородной силе Творца…», — сказал В.И.Тюпа.

«Какое будущее должно быть всем, катастрофическая фигура рептилий налицо», — писал Ж. Нтынянов.

На этом и закончим.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Эд. 4-й. — М.: ОВ. Россия, 1979.
2. Грибоедов А.С. «Горе от ума». Комедия. Драматические сцены. — Л.: Искусство, 1987.
3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — Текст — Семиосфера — История. — М.: «Языки русской культуры», 1996.
4. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10т. Эд. 3. Т.Х. — М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *