Киевский князь олаф: Два короля Олафа, или рождение Святой Руси. Докиевская Русь

Два короля Олафа, или рождение Святой Руси. Докиевская Русь

Два короля Олафа, или рождение Святой Руси

Варяги сыграли выдающуюся роль в крещении наших предков.

Король Олаф Трюггвасон в последней битве. Тело великого конунга, дружившего с князем Владимиром, так и не было найдено. Погибший пополнил ряды «вечно живых героев»

Князь Святослав погиб у Порогов в марте 972 года. От него осталось предание о чаше, сделанной из его головы печенежским ханом Курей, и три сына от разных матерей — Ярополк, Олег и Владимир. Один из мало цитируемых древнерусских хронистов, близких к так называемому Тверскому летописцу, как бы между прочим упомянул: «Есть чаша сия и доныне хранима в казнах князей печенежских, пьют же из нее князья со княгинею в чертоге, егда поимаются, говоря так: «Каков был сий человек, его же лоб есть, таков будет и родившийся от нас».

Пока князья печенежские «поималися» со своими княгинями, ожидая похожего на Святослава породистого приплода, его собственные сыновья устроили междоусобицу, решив сократить на Руси носителей Рюрикова семени до оптимума, а заодно выяснить, кто из них генетически сильнее.

Как известно, победил князь Владимир, в очередной раз подтвердив ставшую уже привычной истину: за кем Новгород, тому достанется и Киев. А остальное и так никуда не убежит.

Я не собираюсь пересказывать о Владимире то, что большинству известно из школьной программы — любой мало-мальски интересующийся историей человек и так знает, что это он крестил Русь и стал прототипом былинного князя Владимира Красное Солнышко. Все же пикантные подробности его правления вы можете почерпнуть, заглянув в мою «Тайную историю Украины-Руси», восьмое издание которой на днях вышло в свет. Меня интересует другое — связи Владимира Святого и его сына Ярослава Мудрого с соотечественниками их предков по мужской линии — скандинавами и участие норманнов в крещении Руси.

Последним святым западного происхождения, почитаемым Русской Православной церковью стал король Норвегии Олаф II — «креститель и просветитель норвежцев». Как и наш князь Владимир, Олаф носит прозвище Святой.

Олаф Святой был современником сына Владимира — Ярослава. «Прядь об Эймунде» называет его любовником шведской жены Ярослава — княгини Ингигерды. Во время пребывания Олафа в Новгороде на службе у Ярослава Олаф (тогда еще не Святой) имел с ней тайную любовную связь. Но прославился в истории этот персонаж не только этим. Он крестил Норвегию и погиб в битве при Стикластадире в 1030 году с восставшей норвежской знатью, которая решила поддержать датского короля Кнуда Великого. Любовные шашни Олафа Святого с Ингигердой оказались весьма кстати для его посмертного почитания — храмы в честь этого короля были освящены в Новгороде и Ладоге. Как видим, иногда полезно не только Богу послужить, но и завести «правильную» любовницу. Княгиня Ингигерда никогда не любила своего официального мужа Ярослава Мудрого (или Ярицлейва, как называют его скандинавские саги). Ее сердце принадлежало Олафу Святому. Именно за него обещал выдать юную Ингигерду ее отец, но политические соображения заставили шведского короля остановиться на кандидатуре новгородского князя. Новгород был куда богаче бедной Норвегии.

К тому же, Ярослав имел хорошие шансы победить в очередной «войне братьев» на Руси и установить власть над Киевом. Расчет этот оказался верным. Потомство Ярослава Мудрого от Ингигерды еще долго правило Русью. А неудачливому политику Олафу достался утешительный приз — пресловутая «святость».

Крещение ни одной страны не является одномоментным актом. Подобно тому, как у нашего Владимира Святого были предшественники в виде княгини Ольги и князя Аскольда, чья дружина приняла христианство, Олаф II не был первым королем Норвегии, попытавшимся привить этой стране веру в далекого Бога родом из Палестины. Любопытно, кстати, подмечать, как религия распространяется по торговым артериям вместе с обычными материальными товарами. Думал ли Иисус Христос, когда поднимался на крест, что через тысячу лет он победно дойдет до далекой Скандинавии через Русь прямо по пути «из Варяг в Греки»? Наверняка даже не догадывался. А ведь получилось именно так.

Христианство прошло из Византии на Русь и Скандинавию на ладьях викингов по пути «из варяг в греки»

Еще до Олафа Святого Норвегию попытался окрестить современник князя Владимира — король Олаф Трюггвасон — то есть, Олаф Трюггвасонович. «Сон» — это сын на древнескандинавском. Обратите внимание, что в именах северных конунгов очень часто, как и у русских князей, присутствуют отчества. У нас Владимир Святославович. У них — Олаф Трюггвасонович. Это общая династическая традиция, характерная для норманнских правящих династий — как ославянившихся, так и сохранившихся в первозданном состоянии. Недаром эти харизматические кланы так переплелись в родственных связях.

В «Повести временных лет» упоминается некий варяг, вернувшийся в Киев из Греческой земли при князе Владимире и с презрением отозвавшийся о языческих идолах, которым еще тогда поклонялся этот правитель и большинство его подданных. В словах варяга явно сквозит неприкрытое превосходство, характерное для новообращенных: «Боги ваши есть дерево. Сегодня есть, а завтра сгниют! Они не едят, не пьют и не говорят и сделаны руками из дерева. А Бог есть един, ему же служат Греки и кланяются». Высказывание летописного варяга почти дословно совпадает с одной из речей Олафа Трюггвасона из так называемой «Большой саги».

Летописная версия крещения Руси князем Владимиром — рассказ о выборе веры из трех возможных вариантов (иудаизма, мусульманства и христианства) является позднейшим историческим анекдотом. По схеме он точь-в-точь повторяет такой же сюжет о хазарском кагане Булане, тоже призвавшем муллу, раввина и попа, чтобы выбрать наиболее подходящую религию для своего государства. Только Владимир остановился на христианстве, а Булан — на иудаизме. Вот и вся разница. Именно в этих неудачных для последователей Христа «хазарских прениях» о вере принимали участие изобретатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Наш летописный рассказ — это отчет о реванше христианства на Руси в отместку за проигранный «матч» в Хазарии.

Но в реальности все не могло быть так просто. Чтобы решиться на отказ от язычества, Владимиру было нужно хотя бы элементарно познакомиться с основами конкурирующих мировых религий. Экономические связи государства при этом играли решающую роль. Язычество было местной религией — верой домоседов, поклонявшихся своим болотам и рощам.

Стоило выбраться из глухомани, как вы попадали на торговые тропы купцов, исповедовавших совсем другие веры и хорошо знавших, что такое деньги.

Все мировые религии непременно высказывают свое отношение к тому, что мы называем твердой валютой, и интересному процессу приумножения ее. Давать в рост или нет? Копить или пускать в оборот? Бедность — порок или блаженство? Богатство — счастье или наказание? Язычеству все эти проблемы были неведомы. Оно — продукт предшествующей «натуральной» эпохи — дал идолу жертву, заколол ему соплеменника или пленника-иноземца по выбору, и гуляй! Никакой денежной замены кровавой жертве в виде церковной десятины язычество не предусматривало. Хочу, мол, человеческой крови и все!

По свидетельствам некоторых арабских авторов, князь Владимир в бытность правителем Новгорода проявлял живой интерес к исламу и даже разрешил построить в своей северной столице мечеть. Это объяснимо. Через Новгород проходил торговый путь на Волгу и Каспий — в Арабский халифат.

Оттуда новгородцам поступала твердая серебряная монета в обмен на меха и рабов — дирхем. Разрешение построить мечеть в Новгороде означало жест доброй воли Владимира по отношению к его тогдашним основным торговым партнерам.

Но вскоре ситуация изменилась. Владимиру удалось захватить Полоцк, а вслед за ним и Киев, который он отобрал у своего старшего брата Ярополка. Весь путь «из Варяг в Греки» со всеми его ответвлениями оказался в руках будущего крестителя Руси. Главным торговым партнером вместо Халифата стала Византия. Тут-то и пришло время подумать о выборе веры. Ведь в отличие от Святослава, его сын предпочитал вести с Константинополем партнерские взаимовыгодные отношения, основанные не на открытом грабеже, а на экономическом расчете.

Согласно «Большой саге», одним из рекламных агентов христианства в Киеве, где утвердился после междоусобной войны Владимир, и стал будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон.

Он прожил необычную жизнь, полную злоключений и радостей. Родился в начале 960-х годов и приходился правнуком первому королю Норвегии. Его отец — Трюггви погиб в борьбе за власть еще до рождения сына. Беременная Олафом мать — Астрид — была вынуждена бежать из страны в Швецию, а потом в Новгород, где в варяжской дружине, нанятой князем Владимиром для борьбы с Ярополком, служил ее брат Сигурд Эйриксон. Но по пути в Новгород корабль, на котором плыли Астрид с маленьким сыном, захватили пираты из прибалтийского племени эстов — предки нынешних эстонцев. Олаф провел в рабстве у эстов шесть лет, пока его не выкупил Сигурд, случайно увидевший племянника на одном из базаров, где продавали живой товар.

После этого Олаф, которому исполнилось двенадцать, по протекции дяди, попал в дружину князя Владимира. Норвежского «сына полка», отличавшегося храбростью и веселым нравом, любили. Ценил его и сам «конунг Вальдамар», как называли новгородского князя в скандинавских сагах, что, впрочем, не помешало Олафу завести роман с одной из многочисленных жен своего покровителя — Аллогией.

Захватив Киев, Владимир сплавил варягов в Византию. Об этом эпизоде единогласно повествуют и «Повесть временных лет», и саги, уточняющие, что завистникам удалось убедить нового правителя Киева в опасности пребывания подросшего Олафа Трюггвасона в его ближайшем окружении. В общем, шел обычный дележ захваченного. Победы (даже над Киевом!) на всех не хватило. Юному Олафу пришлось оставить Русь и отправиться в землю вендов — балтийских славян, где он, забыв Аллогию, женился на дочери некоего князя Бурицлава.

Молодой викинг очень любил свою славянскую супругу. Но прожил с ней всего три года. Неожиданно заболев, жена Олафа умерла. И он с горя снова отправился в далекое путешествие — на Русь. Там якобы ему приснился сон о Рае и Аде. А какие еще должны были сниться сны молодому человеку, никогда не видевшему отца, познавшему рабство, войну, любовь и только что потерявшему молодую жену? Во сне ему явилась мысль пойти в Константинополь и принять христианство — ту религию, которая, как никакая другая, утешает познавших горечь страдания.

На обратной дороге из Византии в Норвегию Олаф в Киеве снова встретился с князем Владимиром и обратил его внимание на преимущества религии Христа. Не думаю, что Олаф Трюггвасон был единственным защитником христианства в окружении князя, хотя сага именно ему приписывает крещение Владимира. Вокруг киевского правителя было много проповедников. Но кому мог довериться правитель Руси больше — неизвестному монаху или своему брату-викингу — вояке из королевского рода, уже ступившему на тот путь, который Владимира одновременно пугал отказом от традиций и манил перспективами, открывавшимися за вратами храма? Конечно же, Олафу — товарищу буйной молодости, ставшему христианином!

Пример Владимира, не только лично принявшего христианство, но и крестившего всю Русь вплоть до Новгорода, особенно рьяно стоявшего за старых богов, вдохновил и Олафа. Неожиданно у него появился стимул — вернуть корону отца и поднять крест над Норвегией! В Нортумберленде на земле Англии, где он в очередной раз воевал как наемник, сын Трюггви встретил предсказателя, словно посланного Небесным Отцом. «Ты будешь знаменитым конунгом, — предрек тот, — и совершишь славные дела. Ты обратишь многих людей в христианскую веру и тем поможешь и себе, и многим другим».

В 995 году на всеобщем тинге (народном собрании) Олаф Трюггвасон был избран королем Норвегии. Памятник ему как крестителю страны до сих пор стоит в основанном Олафом городе Тронхейме, чье название в переводе означает «Дом сильных». Тронхейм стал столицей Норвегии в то время. В его церковь, построенную Олафом Первым, ровно через одно поколение положат мощи Олафа Второго Святого, к которым устремятся толпы христианских паломников.

Именно от Олафа Трюггвасона принял крещение Лейф Эриксон, открывший Америку, Исландия, Гренландия и Оркнейские острова. Но сам король погиб в сражении холодной осенью 1000 года в морской битве у Свольдера, наткнувшись на огромный шведско-датский флот с эскадрой всего в 11 кораблей. Олаф Трюггвасон утонул в пучине, выпрыгнув за борт дракара. Тело его так и не нашли. Он происходил из той же древней династии Скьелдунгов — «потомков Одина», как и наши Рюриковичи. Языческий и христианский круги истории словно сплелись в его судьбе.

От Америки до Константинополя. Король Олаф пожимал руку и Владимиру, и первооткрывателю Нового Света Лейфу Счастливому, первым открывшему путь в Винланд — Землю Вина — будущую Америку

Видите, как все связано в нашем прошлом, благодаря одному викингу? Даже шире, чем можно представить — и Русь, и Визания, и земли вендов — нынешнего польского Поморья, и Норвегия, и Англия, и даже Северная Америка, о которой тогда в Киеве, да и во всей Европе, никто не имел ни малейшего представления! Всего одна человеческая судьба, а сколько звеньев между странами и идеями замкнулось на ней!

Чтобы подтвердить эту мысль о наших скрытых, таинственных славяно-скандинавских связях, напомню вам одно известнейшее стихотворение — пушкинское вступление к «Руслану и Людмиле» — одной из самих ранних его юношеских поэм, написанной, когда ему было всего двадцать:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый.

Все ходит по цепи кругом…

Где находился этот сказочный дуб? И кто повесил на него золотую цепь?

Описывая великолепие главного языческого храма, посвященного богам Одину, Тору и Фрикко, в шведском городе Упсала германский хронист XII века Адам Бременский упоминает огромное священное дерево (символ Мирового древа в скандинавской мифологии), «широко простирающее свои ветви» и… «золотую цепь, окружающую храм, висящую на крыше здания, так что, идущие к храму издали видят ее блеск».

Рассказы об этом гигантском древе и золотой цепи по соседству с ним так поразили воображение древних славян и финнов, внимавших рассказам викингов, что навсегда остались в их народных сказках. Няня Пушкина происходила из родственного эстам племени ижора, в плен к которым попал будущий король Олаф. Ну, думал ли он, что вполне реальная золотая цепь из Упсалы через какую-то крепостную Арину Родионовну перекочует в стихи великого русского поэта, который появится на свет через восемьсот лет(!) после гибели короля-крестителя от рук язычников? Да ни в жизнь! Пушкину останется только убрать лишние детали и перевесить цепь с храма прямо на дуб, пустив по нему ученого кота — персонажа финской мифологии, переносящего души умерших в мир теней. А может, и уже до Пушкина цепь повисла прямо на Мировом Древе, как представляли мироздание и скандинавы, и славяне, и финны — наша летописная Чудь.

Чудеса, да и только! А дальше вас ждет «чудо» о Ярославе, из братоубийцы превратившегося в самого «мудрого» русского князя и строителя Софии Киевской, к которой он, если честно, не имеет НИКАКОГО отношения.

Проходя мимо Софии, еще раз взгляните на ее вызолоченные купола. Золотая цепь на крыше языческого скандинавского капища стала прообразом православного русского обычая покрывать золотом крыши церквей. Цепь из Упсалы словно расплавилась на маковках наших храмов под славянским солнцем.

Но сначала вернемся к отцу Ярослава Мудрого — князю Владимиру.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Святой Андрей был на Руси и крестил славян

3.  Святой Андрей был на Руси и крестил славян Отметим, что святой Андрей, входя в устье Днепра и поднимаясь ВВЕРХ ПО РЕКЕ, двигался, как нам сообщают, по направлению к Риму. Посмотрите на карту. Если считать, что «античный Рим» занимает его скалигеровское положение в

ГЛАВА 1. ОТ СВЯТОЙ РУСИ К ТРЕТЬЕМУ РИМУ 

ГЛАВА 1. ОТ СВЯТОЙ РУСИ К ТРЕТЬЕМУ РИМУ  О проектах национальных и цивилизационных   У каждого великого народа есть собственный проект.Что такое «цивилизационный» или «национальный проект»? Вы, поди, не раз слышали это словосочетание. Постройка этакого гиперболоида?

Традиции святой Руси

Традиции святой Руси Образ жизни и взгляды Григория Распутина не представляли собой ничего необычного. Напротив, они полностью укладывались в традиционное мировоззрение русского народа, воплощенное в понятие «Святая Русь», высокие духовно-нравственные ценности

3.

 СВЯТОЙ АНДРЕЙ БЫЛ НА РУСИ И КРЕСТИЛ СЛАВЯН

3. СВЯТОЙ АНДРЕЙ БЫЛ НА РУСИ И КРЕСТИЛ СЛАВЯН Отметим, что святой Андрей, входя в устье Днепра и поднимаясь ВВЕРХ ПО РЕКЕ, двигался, как нам сообщают, по направлению к Риму. Посмотрите на карту. Если считать, что «античный Рим» занимает его скалигеровское положение в

ТАЙНА СВЯТОЙ РУСИ

ТАЙНА СВЯТОЙ РУСИ Книга московского писателя Дмитрия Александровича Урушева посвящена истории русского церковного Раскола XVII века и дальнейшей истории староверия. Центральная тема повествования — внутренняя уверенность человека, опирающегося на старинные

«Свет вдохновения Святой Руси» (Вместо предисловия)

«Свет вдохновения Святой Руси» (Вместо предисловия) Не бе той свет, но да свидетельствует о свете. Ин. 1,8 Кому с детских лет не знакома ставшая уже хрестоматийной картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова»?! На фоне

Послесловие. Страж Святой Руси

Послесловие. Страж Святой Руси Итоги правления первого русского царя были поистине грандиозными. Территория нашей страны увеличилась вдвое, с 2,8 млн до 5,4 млн кв. км. Были присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западная Сибирь, освоены лесостепные и степные

Последняя битва Святой Руси

Последняя битва Святой Руси На кону всё Историческая ситуация в связи с тем, как развертываются события на Украине, достигла критической точки. Это уже не эксцесс и форс-мажор. Это итог, это результирующий момент. На кону, как часто бывает в русской истории, поставлено

Этапы становления Святой Руси

Этапы становления Святой Руси Такая идентичность начала складываться еще в Киевский период, после Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Она вызревала в монгольский период и достигла своей кульминации в форме официального учения о Москве — Третьем

Рождение Великой Руси

Рождение Великой Руси В правление князя Кия было создано то самое государство «Киевская Русь», о котором знает любой школьник. И уже применительно к тем временам можно говорить о могучей державе славяне-русов, ведущей активную экспансию. Так, в 375 г. (по данным

Рождение Киевской Руси

Рождение Киевской Руси Единственным логичным объяснением успеха переворота, совершенного Олегом, можно считать недовольство руси религиозными реформами Аскольда. Олег был язычником и возглавлял языческую реакцию. Выше, в главе «Загадки Вещего Олега», уже

6. Рождение Ромула и Рождение Христа Дева Мария, Дух Святой и Непорочное Зачатие

6.  Рождение Ромула и Рождение Христа Дева Мария, Дух Святой и Непорочное Зачатие 6.1. Свидетельство Плутарха Плутарх посвятил Ромулу специальную главу «Ромул» в своих знаменитых «Сравнительных жизнеописаниях». Напомним, кстати, что, согласно нашим результатам,

Воспитанник князя Владимира — норвежский король Олаф I

Одной из малоизвестных и неприметных страниц в жизни святого равноапостольного князя Владимира является эпизод принятия на воспитание норвежца, эстонского пленника, будущего конунга Норвегии Олава Трюгвассона.

Князь Владимир сыграл важную роль в жизни будущего норвежского правителя тем, что воспитал в нем мужество и силу, помог проявится тем человеческим качествам, которые были задавлены образом жизни в плену.

Самый ранний норвежский письменный источник, «История Норвегии» (XII в.), утверждает, что Олав родился на Оркнейских островах, где скрывалась его мать, спасаясь от убийц отца Олава. Другой источник того же времени, «Обзор саг о норвежских конунгах», утверждает, что мать Олава бежала в Оркни с Олавом, когда ему было три года по той же причине. Все саги сходятся во мнении о том, что Олав в конце концов пришел в Киевскую Русь, и находился при дворе князя Владимира в Киеве[1].

История об Олаве изложенная в «Круге Земном», своде скандинавских саг XIII в. является самой сложной, но также и самой последней, и вводит элементы истории, которых нет в более ранних источниках. В нем говорится, что Олав родился вскоре после убийства его отца в 963 г., на островке во Фьорландсватне, где его мать Астрид Эйриксдоттир, дочь Эйрика Бьодаскалле, скрывалась от убийц своего мужа во главе с Харальдом Серый Плащ, сыном Эйрика I Кровавая Секира. Харальд Серый Плащ и его братья захватили трон у Хакона Доброго. Астрид бежала в дом своего отца в Опланде, а затем отправилась в Швецию, где, как она думала, они с Олавом будут в безопасности. Харальд послал эмиссаров к королю Швеции и попросил разрешения забрать мальчика обратно в Норвегию, где он будет воспитан матерью Харальдf Серый Плащ, Ганхильдой. Шведский король дал им людей, чтобы помочь им требовать мальчика, но безрезультатно. После короткой драки Астрид (со своим сыном) снова убежала. На этот раз их пунктом назначения был Гардарик (Киев), где брат Астрид Сигурд служил королю Вальдемару (Владимиру I).

Олаву было три года, когда они отправились на торговом корабле в Новгород. Путешествие не увенчалось успехом: в Балтийском море они были захвачены эстонскими викингами; люди на борту были либо убиты, либо взяты в рабство. Олав стал рабом человека по имени Клеркон вместе со своим приемным отцом Торольфом и его сыном Торгилсом. Клеркон считал Торольфа слишком старым, чтобы быть полезным в качестве раба, и убил его, а затем продал двух мальчиков человеку по имени Клерк за барана. Затем Олава продали человеку по имени Реас за прекрасный плащ[2]. Шесть лет спустя Сигурд Эйриксон отправился в Эстонию, чтобы собрать налоги для князя Владимира. Он увидел мальчика, который, казалось, не был уроженцем. Он спросил мальчика о его семье, и мальчик сказал ему, что он Олав, сын Трюггве Олавсон и Астрид Эйриксдоттир. Затем Сигурд отправился к Реас и выкупил Олава и Торгилса из рабства и взял с собой мальчиков в Новгород, чтобы те жили под защитой князя Владимира. «Олаву было девять лет, когда он попал в Гардарики, и он провел у Вальдамара конунга еще девять лет. Олав был самым красивым, статным и могучим, а также самым искусным из всех норвежцев, о которых рассказывается»[3], сообщает сага

Тем не менее, по словам «Круга Земного», однажды на новгородской ярмарке Олав столкнулся с Клерконом, его поработителем и убийцей своего приемного отца. Олав убил Клеркона ударом топора по голове. Толпа последовала за молодым мальчиком, когда он бежал к своей княгине-защитнице чешке Аллогии с намерением убить его за проступок. Только после того, как Аллогия заплатила за Олава кровавые деньги, толпа успокоилась. Когда Олав подрос, Владимир назначил его главнокомандующим, но через пару лет князь стал опасаться Олава и его популярности среди солдат. «При Владимире Олав не бездействовал. Его темперамент, воспитание и тщеславие подталкивали  к участию в военных походах Владимира против славян, булгар и печенегов»[4]. Опасаясь, что Олав может стать угрозой безопасности его правления, Владимир перестал относиться к нему как к другу. Олав решил, что ему лучше искать счастья в другом месте, и отправился в Прибалтику.

Сага об этом повествует так. Олав сын Трюггви был все это время в Гардарики и был в большой чести у Вальдимара конунга и пользовался расположением его жены. Вальдимар конунг сделал его начальником войска, которое он посылал на защиту своей страны. Олав дал там несколько битв и был хорошим военачальником. У него самого была большая дружина. Он содержал ее на средства, которые давал ему конунг. Олав был щедр со своими людьми, и поэтому его очень любили. Но случилось, как это обычно бывает, когда чужеземцы достигают могущества или большей славы, чем туземцы, что многие стали завидовать тому, что конунг и еще больше — жена конунга так благоволят к Олаву. Люди стали нашептывать конунгу, что он должен остерегаться слишком возвышать Олава… Случилось так, что конунг поверил наговорам и стал сдержанным и недружелюбным в обращении с Олавом. Олав заметил это и сказал жене конунга, добавив, что хочет уехать в Северные Страны. Он сказал, что у его родичей была там раньше держава и что, вероятно, он там всего больше преуспеет. Конунгова жена пожелала ему счастливого пути и сказала, что он всюду будет пользоваться почетом, где бы он ни был. И вот Олав снарядился в поход, сел на корабль и направился в Восточное море. Он плыл на запад и, подойдя к Боргундархольму, стал его разорять. Местные жители вышли ему навстречу и завязали битву. Но Олав одержал победу и взял там богатую добычу[5]. Произошло это в 983 г.

Спустя годы успешных битв, альянса с королем Оттоном, позднейшим завоеванием Норвегии, в 995 г. Олав стал королем Норвегии, крестив народ той верой, к которой он приобщился, будучи на службе у князя Владимира. Центром Норвегии был город Тронхейм.

Олав продолжал проповедовать христианство на протяжении всего своего правления. Он крестил исследователя Лейфа Эриксона, который взял с собой священника в Гренландию, чтобы обратить в христианство своих родственников. Олав также обратил людей и графа Оркнейских островов в христианство. В то время Оркнейские острова были частью Норвегии. Олав погиб в 1000 г. в походе против польского князя Болеслава.

Таким образом, норвежец Олав, взращенный в Киевской Руси при князе Владимире, обрел утерянную в рабстве внутреннюю свободу, став христианином, крестил свой народ и управлял им до своей смерти. Как и многие правители своего времени, ему не было чуждо властное правление, которое и привело к смерти.

Протоиерей Андрей Ухтомский

Примечания:

1. Bagge S. The Making of a Missionary King: The Medieval Accounts of Olaf Tryggvason and the Conversion of Norway // The Journal of English and Germanic Philology, 2006. 105 (4). Рр. 486–487.
2. Сага об Олаве, сыне Трюггви. // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. Сс. 97–150.
3. Сага об Олаве, сыне Трюггви (VIII). // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 101.
4. Jones G. The Legendary History of Olaf Tryggvason: The Twenty-second W. P. Ker Memorial Lecture. Glasgo, 1968. Pр. 17–18..
5. Сага об Олаве, сыне Трюггви (XXI). // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. Сс. 110–111.

Елисов Киева – История… интересные штучки!

Елисив Киевский

Один из моих любимых персонажей истории 1066 года — норвежский король Харальд Хардрада. Харальд вел увлекательную жизнь еще до своей злополучной попытки занять английский престол; сосланный в Киев в 15 лет, в поисках счастья на востоке он стал капитаном знаменитой варяжской гвардии, прежде чем вернуться в свою родную Норвегию, чтобы стать королем.

Когда я начал писать Шелк и меч: женщины норманнского завоевания Я обнаружил, что существует несколько киевских ссылок на историю 1066 года. Маленькие сыновья недолговечного короля Англии Эдмунда II Айронсайда, правившего и умершего в 1016 году, получили убежище и защиту в Киеве, спасая их от когтей преемника Эдмунда, короля Кнута. А после Завоевания собственная дочь Гарольда II Годвинсона, Гифа, устроит свою жизнь в Киеве как жена Владимира II Мономаха; она была матерью Мстислава Великого, последнего правителя единой Киевской Руси. Владимир приходился племянником первой жене Харальда Хардрада, русской княжне Елисив.

История Харальда Хардрады была историей почти постоянного конфликта с тех пор, как он был подростком. В возрасте 15 лет он сражался вместе со своим сводным братом, королем Олафом, в битве при Стиклестаде в безуспешной попытке Олафа вернуть себе трон. В англо-саксонских хрониках записано: «В этом году король Олав вернулся в Норвегию; но народ собрался против него и воевал против него; и он был убит там, в Норвегии, своим народом, и впоследствии был канонизирован». [1]

После смерти Олафа Харальд Хардрада сначала бежал в Швецию, а затем перебрался в Киевскую Русь. Харальд провел 3 или 4 года при дворе киевского князя Ярослава I (Мудрого). Ярослав был мужем невестки Олафа, Ингергерд (сестры жены Олафа, королевы Астрид). В 15 лет военные навыки Харальда уже впечатляли, и Ярослав сделал его капитаном в своем войске; молодой норвежец сражался вместе с киевским князем в его походах против поляков в 1031 году.

Монета Харальда

Завоевав репутацию, распространившуюся по всей Восточной Европе, в 1034 или 1035 году Харальд и его отряд из 500 человек двинулись в Константинополь, где он вступил в ряды варяжской гвардии на службе у византийского императора Михаила IV (правил 1034–1041). Грозный воин и полководец, Харальд со временем стал предводителем всей варяжской стражи, участвуя в боевых действиях против арабских пиратов и поддерживавших их городов Малой Азии. Во время своих приключений в Византии Харальд отправлял свою добычу обратно князю Ярославу в Киев; сокровища, которые, учитывая количество захваченных им городов, должны были быть довольно значительными.

После смерти Михаила IV Константинополь оказался менее дружелюбным местом для скандинавов, и после непродолжительного заключения и дерзкого побега из своей камеры Хардрада решил, что пора вернуться домой. Говорят, что новая императрица Зоя отказала ему в разрешении на отъезд, но норвежцу удалось бежать из Константинополя с двумя кораблями и своими самыми верными сторонниками. Один из кораблей был разрушен железными цепями, которые блокировали морской вход и выход в Константинополь, но другой выжил, сместив вес корабля, так что он действовал как качели и эффективно перепрыгнул через цепь.

Харальд вернулся к своему другу Ярославу I в Киев, которому он отправил свою огромную добычу. В 1044 г., еще при дворе Ярослава, Харальд женился на дочери киевского князя Елисив (также известной как Элисифа, Елизавета или Елизавета). Елисив родилась около 1025 г. и, вероятно, встретилась бы с Харальдом, когда он впервые появился при дворе ее отца, в 1034–1035 гг.; когда ей было 9 или 10 лет, а он 15-летний беглец от завоевания Кнутом Норвегии. Елисив, вероятно, была старшей дочерью из одиннадцати детей Ярослава от его жены Ингегерд. По матери Элисив приходилась внучкой шведскому королю Улофу Скётконунгу. Ее отец, великий князь Ярослав, был ответственен за рост могущества и влияния Киева в 11 веке; его двор считался современным и культурным.

Дети Ярослава были хорошо образованы и умели читать и писать, в том числе девочки; Сестра Елисива, Анна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, продемонстрировала высокий уровень образования, когда собственноручно подписала брачный контракт своим полным именем; Королю Генриху, ее новому мужу, удалось только поставить крест. Хотя описания Елисив у нас нет, мы знаем, что Анна славилась «изысканной красотой, грамотностью и мудростью», и можно предположить, что Елисив, разделив воспитание сестры, была не менее образованной. [2]

Возможно, что о браке между Харальдом и Елисив шла речь во время первого визита норвежца в Киев в 1035 году. Однако, учитывая, что ей было всего девять или десять лет, когда Харальд уехал в Константинополь, в это трудно поверить. утверждения о том, что Элисив отказала ему на том основании, что он недостаточно богат, чтобы жениться на ней; ее отец, с другой стороны, вполне мог это сделать. Это также может объяснить, что Харальд отправил свою добычу обратно в Киев на хранение в качестве доказательства его растущего богатства и права быть мужем Елисива, даже если он все еще не имел княжеского титула и был изгнан со своей родины. Таким образом, в 1044 году не было финансовых возражений против женитьбы Харальда и Елисив, и есть свидетельства того, что Харальд искренне любил свою киевскую невесту. Харальд написал стихи своей принцессе:

Мы пролетели мимо широких равнин Сицилии,
Бесстрашный, никогда не уставший экипаж;
Наш конь-викинг несся по морю,
Как викинги быстро, быстро плыли мы.
Никогда, я думаю, вдоль этого берега
Никогда раньше не плавали северяне;
Но киевской царице я боюсь,
Мой златоукрашенный, я не дорог. [3]

Современное изображение Ярослава Мудрого с его печати

Благодаря сокровищам, накопленным Харальдом во время его пребывания в Константинополе, и приданому Елисив, у Харальда теперь были средства вернуться домой. Первоначально он направился в Швецию, прибыв туда в 1046 году. К концу года он был соправителем Норвегии при Магнусе Добром, который оставил Харальда, чтобы править Норвегией, в то время как он сосредоточился на Дании; у двух королей были отдельные дворы. При дворе Харальда в Норвегии председательствовала его королева Элисив. Через несколько лет после прибытия в Норвегию у пары родились две дочери, Ингегерд и Мария Харальдсдоттир. Ингергерд, вероятно, родилась в 1046 году, а Мария прибыла на два года позже.

Семейная жизнь вот-вот должна была осложниться, когда Харальд взял вторую жену, не оставив Элисив. Согласно Снорри Стурлусону, «зимой после смерти короля Магнуса Доброго король Харальд взял Тору, дочь Торберга Арнасона, и у них было два сына; старшего звали Магнус, а другого Олаф». родился, как только Харальд вернулся в Скандинавию, это кажется невероятным. Дочери Харальда вряд ли были дочерьми Торы, поскольку Мария была помолвлена ​​с Эйстейном Орре, который был бы ее дядей, если бы она была дочерью Торы. У Харальда одновременно две жены кажется наиболее вероятным объяснением. Как показали король Англии Кнут и король Гарольд II, две жены и, следовательно, две семьи не были редкостью в скандинавской культуре; хотя в этих двух других случаях прежняя жена была отвергнута ради более престижного брака, тогда как первый брак Харальда Хардрады был самым престижным, а второй был политически целесообразным. И именно этот второй брак дал Харальду его сыновей; Магнус и Олаф, оба более поздние короли Норвегии.

Битва при Фулфорде, 1066 г., взято из «Жизни Эдуарда Исповедника». дочери ждать новостей о событиях. Существует некоторая путаница в отношении того, какая жена осталась на Оркнейских островах, некоторые источники говорят, что это была Элисив, которая, как жена и королева Харальда, должна была стать королевой Англии, если бы он добился успеха. Некоторые историки утверждают, что, поскольку Тора была родственницей графа Оркнейских островов, она с большей вероятностью путешествовала с Харальдом, чем с Элисив.

Из того, что Тора присоединился к одной из экспедиций Харальда в Данию, мы знаем, что он был не прочь взять с собой на войну своих жен. Однако, учитывая, что молодой Магнус был оставлен править Норвегией в возрасте всего шестнадцати лет, вполне вероятно, что его мать тоже осталась, чтобы давать ему советы. По словам Снорри; Осталась и Тора, дочь Торберга; но он взял с собой королеву Эллисиф [Элисив] и двух ее дочерей, Марию и Ингегерд. Олаф, сын конунга Харальда, тоже сопровождал своего отца за границу». [5]

Битва при Стэмфорд Бридж, 1066 г., взято из «Жития Эдуарда Исповедника». смерть ее отца. Хотя в этом нет смысла, если только Мария не путешествовала в Риккал, где Харальд пришвартовал свои корабли перед походом в Йорк, с армией и ждала исхода битвы с кораблями; или время ее смерти было изменено для драматического эффекта. Мария была обручена с Эйстейном Орре, братом Торы, второй жены Харальда; Эйстейн также был среди погибших на «Стэмфорд Бридж». Сестра Марии, Ингегерд, вернулась в Норвегию с матерью и сводным братом. Впервые она вышла замуж за Олафа I, короля Дании, умершего в 109 г.5, от которого у нее родилась дочь Ульвхильд. После смерти Олафа Ингегерд вышла замуж за Филиппа, короля Швеции. Она снова овдовела в 1118 году и умерла около 1120 года, будучи последовательно королевой Дании и Швеции.

О королеве Харальда Элисив мало что известно после смерти короля Харальда, даже год ее собственной смерти. Эта киевская принцесса, покорившая сердце одного из величайших воинов-викингов всех времен, просто исчезает в тумане истории.

Примечания:

[1] The Anglo-Saxon Chronicle в переводе Джеймса Ингрэма; [2] Выдающиеся россияне: Анна Ярославна (статья), russiapedia.rt.com; [3] Цитируется по книге Чарльза Джонса «Фулфорд: забытая битва 1066 года»; [4] Хеймскрингла. «Хроника королей Норвегии» Снорре Стурлусона; [5] там же.

Фотографии:

Предоставлено Википедией

Источники:

Английское и норманнское завоевание  от доктора Энн Уильямс; Британский королевский двор пивовара  Дэвида Уильямсона ; Британские королевские семьи, Полная генеалогия Элисон Вейр ; Словарь Вордсворта по британской истории Дж. П. Кеньона; Норманнское завоевание Марка Морриса;  Гарольд, король, павший при Гастингсе  , Питер Рекс; англо-саксов в 100 фактах Мартина Уолла; The Anglo-Saxon Age Мартина Уолла; Kings, Queens, Bones and Bastards Дэвида Хиллиама; Мамонтовая книга британских королей и королев Майка Эшли; The Oxford Companion to British History Под редакцией Джона Кэннона; The Anglo-Saxon Chronicles , переведенный и отредактированный Майклом Сватоном; The Anglo-Saxon Chronicle в переводе Джеймса Ингрэма; Королева Эмма и викинги Харриетт О’Брайен; Гобелен из Байе  Каролы Хикс; На стороне веретена: родственницы графа Годвина Уэссекского Энн Уильямс; oxforddnb. com.

*

Доступны подписанные специальные экземпляры всех моих книг. Свяжитесь со мной, заполнив форму обратной связи.

Защитники норманнской короны: Взлет и падение Уореннов, графов Суррей  рассказывает захватывающую историю династии Уореннов, успехов и неудач одной из самых могущественных семей Англии с момента ее возникновения. в Нормандии, благодаря завоеваниям, Великой хартии вольностей, войнам и бракам, которые привели к ее окончательному упадку в правление Эдуарда III. Защитники норманнской короны: Взлет и падение графов Суррей Варенн Книга в Великобритании, Books и Smazon the Books & Pen. и Книгохранилище.

1 семья. 8 графов. 300 лет английской истории!

Также Шарон Беннетт Коннолли:

Дамы Великой хартии вольностей: влиятельные женщины в Англии тринадцатого века исследует отношения различных дворянских семей 13 века и то, как на них повлияли баронские войны, Великая хартия вольностей и их последствия; связи, которые образовались, и те, которые были разорваны. Теперь он доступен в мягкой и твердой обложке на Pen & Sword, Amazon, Bookshop.org и в Book Depository по всему миру.

Героини Средневековья рассказывает истории самых выдающихся женщин Средневековья, от Элеоноры Аквитанской до Джулианы Норвичской. Сейчас доступно в Amberley Publishing и Amazon, Bookshop.org и Book Depository.

«Шелк и меч: женщины нормандского завоевания» прослеживает судьбу женщин, сыгравших значительную роль в важных событиях 1066 года. Сейчас доступно на Amazon,  Amberley Publishing, Bookshop.org и Book Depository.

*

Вы можете первым читать новые статьи, нажав кнопку «Подписаться», поставив лайк на нашей странице Facebook или присоединившись ко мне в Twitter   и Instagram.

© 2020 Шэрон Беннетт Коннолли

Нравится:

Нравится Загрузка…

Харальд Хардрада и Елисив из Киева – История… интересные кусочки!

Елисив Киевский

Один из моих любимых персонажей истории 1066 года — норвежский король Харальд Хардрада. Харальд вел увлекательную жизнь еще до своей злополучной попытки занять английский престол; сосланный в Киев в 15 лет, в поисках счастья на востоке он стал капитаном знаменитой варяжской гвардии, прежде чем вернуться в свою родную Норвегию, чтобы стать королем.

Когда я начал писать Шелк и меч: женщины норманнского завоевания Я обнаружил несколько киевских ссылок на историю 1066 года. Младшие сыновья недолговечного короля Англии Эдмунда II Айронсайда, правившего и умерли в 1016 г., получили убежище и защиту в Киеве, спасая их от когтей преемника Эдмунда, короля Кнута. А после Завоевания собственная дочь Гарольда II Годвинсона, Гифа, устроит свою жизнь в Киеве как жена Владимира II Мономаха; она была матерью Мстислава Великого, последнего правителя единой Киевской Руси. Владимир приходился племянником первой жене Харальда Хардрада, русской княжне Елисив.

История Харальда Хардрады была историей почти постоянного конфликта с тех пор, как он был подростком. В возрасте 15 лет он сражался вместе со своим сводным братом, королем Олафом, в битве при Стиклестаде в безуспешной попытке Олафа вернуть себе трон. В англо-саксонских хрониках записано: «В этом году король Олав вернулся в Норвегию; но народ собрался против него и воевал против него; и он был убит там, в Норвегии, своим народом, и впоследствии был канонизирован». [1]

После смерти Олафа Харальд Хардрада сначала бежал в Швецию, а затем перебрался в Киевскую Русь. Харальд провел 3 или 4 года при дворе киевского князя Ярослава I (Мудрого). Ярослав был мужем невестки Олафа, Ингергерд (сестры жены Олафа, королевы Астрид). В 15 лет военные навыки Харальда уже впечатляли, и Ярослав сделал его капитаном в своем войске; молодой норвежец сражался вместе с киевским князем в его походах против поляков в 1031 году.

Монета Харальда

Завоевав репутацию, распространившуюся по всей Восточной Европе, в 1034 или 1035 году Харальд и его отряд из 500 человек двинулись в Константинополь, где он вступил в ряды варяжской гвардии на службе у византийского императора Михаила IV (правил 1034–1041). Грозный воин и полководец, Харальд со временем стал предводителем всей варяжской стражи, участвуя в боевых действиях против арабских пиратов и поддерживавших их городов Малой Азии. Во время своих приключений в Византии Харальд отправлял свою добычу обратно князю Ярославу в Киев; сокровища, которые, учитывая количество захваченных им городов, должны были быть довольно значительными.

После смерти Михаила IV Константинополь оказался менее дружелюбным местом для скандинавов, и после непродолжительного заключения и дерзкого побега из своей камеры Хардрада решил, что пора вернуться домой. Говорят, что новая императрица Зоя отказала ему в разрешении на отъезд, но норвежцу удалось бежать из Константинополя с двумя кораблями и своими самыми верными сторонниками. Один из кораблей был разрушен железными цепями, которые блокировали морской вход и выход в Константинополь, но другой выжил, сместив вес корабля, так что он действовал как качели и эффективно перепрыгнул через цепь.

Харальд вернулся к своему другу Ярославу I в Киев, которому он отправил свою огромную добычу. В 1044 г., еще при дворе Ярослава, Харальд женился на дочери киевского князя Елисив (также известной как Элисифа, Елизавета или Елизавета). Елисив родилась около 1025 г. и, вероятно, встретилась бы с Харальдом, когда он впервые появился при дворе ее отца, в 1034–1035 гг.; когда ей было 9 или 10 лет, а он 15-летний беглец от завоевания Кнутом Норвегии. Елисив, вероятно, была старшей дочерью из одиннадцати детей Ярослава от его жены Ингегерд. По матери Элисив приходилась внучкой шведскому королю Улофу Скётконунгу. Ее отец, великий князь Ярослав, был ответственен за рост могущества и влияния Киева в 11 веке; его двор считался современным и культурным.

Дети Ярослава были хорошо образованы и умели читать и писать, в том числе девочки; Сестра Елисива, Анна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, продемонстрировала высокий уровень образования, когда собственноручно подписала брачный контракт своим полным именем; Королю Генриху, ее новому мужу, удалось только поставить крест. Хотя описания Елисив у нас нет, мы знаем, что Анна славилась «изысканной красотой, грамотностью и мудростью», и можно предположить, что Елисив, разделив воспитание сестры, была не менее образованной. [2]

Возможно, что о браке между Харальдом и Елисив шла речь во время первого визита норвежца в Киев в 1035 году. Однако, учитывая, что ей было всего девять или десять лет, когда Харальд уехал в Константинополь, в это трудно поверить. утверждения о том, что Элисив отказала ему на том основании, что он недостаточно богат, чтобы жениться на ней; ее отец, с другой стороны, вполне мог это сделать. Это также может объяснить, что Харальд отправил свою добычу обратно в Киев на хранение в качестве доказательства его растущего богатства и права быть мужем Елисива, даже если он все еще не имел княжеского титула и был изгнан со своей родины. Таким образом, в 1044 году не было финансовых возражений против женитьбы Харальда и Елисив, и есть свидетельства того, что Харальд искренне любил свою киевскую невесту. Харальд написал стихи своей принцессе:

Мы пролетели мимо широких равнин Сицилии,
Бесстрашный, никогда не уставший экипаж;
Наш конь-викинг несся по морю,
Как викинги быстро, быстро плыли мы.
Никогда, я думаю, вдоль этого берега
Никогда раньше не плавали северяне;
Но киевской царице я боюсь,
Мой златоукрашенный, я не дорог. [3]

Современное изображение Ярослава Мудрого с его печати

Благодаря сокровищам, накопленным Харальдом во время его пребывания в Константинополе, и приданому Елисив, у Харальда теперь были средства вернуться домой. Первоначально он направился в Швецию, прибыв туда в 1046 году. К концу года он был соправителем Норвегии при Магнусе Добром, который оставил Харальда, чтобы править Норвегией, в то время как он сосредоточился на Дании; у двух королей были отдельные дворы. При дворе Харальда в Норвегии председательствовала его королева Элисив. Через несколько лет после прибытия в Норвегию у пары родились две дочери, Ингегерд и Мария Харальдсдоттир. Ингергерд, вероятно, родилась в 1046 году, а Мария прибыла на два года позже.

Семейная жизнь вот-вот должна была осложниться, когда Харальд взял вторую жену, не оставив Элисив. Согласно Снорри Стурлусону, «зимой после смерти короля Магнуса Доброго король Харальд взял Тору, дочь Торберга Арнасона, и у них было два сына; старшего звали Магнус, а другого Олаф». родился, как только Харальд вернулся в Скандинавию, это кажется невероятным. Дочери Харальда вряд ли были дочерьми Торы, поскольку Мария была помолвлена ​​с Эйстейном Орре, который был бы ее дядей, если бы она была дочерью Торы. У Харальда одновременно две жены кажется наиболее вероятным объяснением. Как показали король Англии Кнут и король Гарольд II, две жены и, следовательно, две семьи не были редкостью в скандинавской культуре; хотя в этих двух других случаях прежняя жена была отвергнута ради более престижного брака, тогда как первый брак Харальда Хардрады был самым престижным, а второй был политически целесообразным. И именно этот второй брак дал Харальду его сыновей; Магнус и Олаф, оба более поздние короли Норвегии.

Битва при Фулфорде, 1066 г., взято из «Жизни Эдуарда Исповедника». дочери ждать новостей о событиях. Существует некоторая путаница в отношении того, какая жена осталась на Оркнейских островах, некоторые источники говорят, что это была Элисив, которая, как жена и королева Харальда, должна была стать королевой Англии, если бы он добился успеха. Некоторые историки утверждают, что, поскольку Тора была родственницей графа Оркнейских островов, она с большей вероятностью путешествовала с Харальдом, чем с Элисив.

Из того, что Тора присоединился к одной из экспедиций Харальда в Данию, мы знаем, что он был не прочь взять с собой на войну своих жен. Однако, учитывая, что молодой Магнус был оставлен править Норвегией в возрасте всего шестнадцати лет, вполне вероятно, что его мать тоже осталась, чтобы давать ему советы. По словам Снорри; Осталась и Тора, дочь Торберга; но он взял с собой королеву Эллисиф [Элисив] и двух ее дочерей, Марию и Ингегерд. Олаф, сын конунга Харальда, тоже сопровождал своего отца за границу». [5]

Битва при Стэмфорд Бридж, 1066 г., взято из «Жития Эдуарда Исповедника». смерть ее отца. Хотя в этом нет смысла, если только Мария не путешествовала в Риккал, где Харальд пришвартовал свои корабли перед походом в Йорк, с армией и ждала исхода битвы с кораблями; или время ее смерти было изменено для драматического эффекта. Мария была обручена с Эйстейном Орре, братом Торы, второй жены Харальда; Эйстейн также был среди погибших на «Стэмфорд Бридж». Сестра Марии, Ингегерд, вернулась в Норвегию с матерью и сводным братом. Впервые она вышла замуж за Олафа I, короля Дании, умершего в 109 г.5, от которого у нее родилась дочь Ульвхильд. После смерти Олафа Ингегерд вышла замуж за Филиппа, короля Швеции. Она снова овдовела в 1118 году и умерла около 1120 года, будучи последовательно королевой Дании и Швеции.

О королеве Харальда Элисив мало что известно после смерти короля Харальда, даже год ее собственной смерти. Эта киевская принцесса, покорившая сердце одного из величайших воинов-викингов всех времен, просто исчезает в тумане истории.

Примечания:

[1] The Anglo-Saxon Chronicle в переводе Джеймса Ингрэма; [2] Выдающиеся россияне: Анна Ярославна (статья), russiapedia. rt.com; [3] Цитируется по книге Чарльза Джонса «Фулфорд: забытая битва 1066 года»; [4] Хеймскрингла. «Хроника королей Норвегии» Снорре Стурлусона; [5] там же.

Фотографии:

Предоставлено Википедией

Источники:

Английское и норманнское завоевание  от доктора Энн Уильямс; Британский королевский двор пивовара  Дэвида Уильямсона ; Британские королевские семьи, Полная генеалогия Элисон Вейр ; Словарь Вордсворта по британской истории Дж. П. Кеньона; Норманнское завоевание Марка Морриса;  Гарольд, король, павший при Гастингсе  , Питер Рекс; англо-саксов в 100 фактах Мартина Уолла; The Anglo-Saxon Age Мартина Уолла; Kings, Queens, Bones and Bastards Дэвида Хиллиама; Мамонтовая книга британских королей и королев Майка Эшли; The Oxford Companion to British History Под редакцией Джона Кэннона; The Anglo-Saxon Chronicles , переведенный и отредактированный Майклом Сватоном; The Anglo-Saxon Chronicle в переводе Джеймса Ингрэма; Королева Эмма и викинги Харриетт О’Брайен; Гобелен из Байе  Каролы Хикс; На стороне веретена: родственницы графа Годвина Уэссекского Энн Уильямс; oxforddnb. com.

*

Доступны подписанные специальные экземпляры всех моих книг. Свяжитесь со мной, заполнив форму обратной связи.

Защитники норманнской короны: Взлет и падение Уореннов, графов Суррей  рассказывает захватывающую историю династии Уореннов, успехов и неудач одной из самых могущественных семей Англии с момента ее возникновения. в Нормандии, благодаря завоеваниям, Великой хартии вольностей, войнам и бракам, которые привели к ее окончательному упадку в правление Эдуарда III. Защитники норманнской короны: Взлет и падение графов Суррей Варенн Книга в Великобритании, Books и Smazon the Books & Pen. и Книгохранилище.

1 семья. 8 графов. 300 лет английской истории!

Также Шарон Беннетт Коннолли:

Дамы Великой хартии вольностей: влиятельные женщины в Англии тринадцатого века исследует отношения различных дворянских семей 13 века и то, как на них повлияли баронские войны, Великая хартия вольностей и их последствия; связи, которые образовались, и те, которые были разорваны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *