Николай Гоголь не любил Петербург за холод и туманы
Комсомольская правда
ЗвездыКультураКультура: литература
Давид ГЕНКИН
31 марта 2014 15:47
Хотя именно здесь он написал свои лучшие произведения [видео + фото]
Николай Гоголь не любил Петербург за холод и туманы
Сюжет КП-ТВ
Монумент на Малой Конюшенной.Фото: Тимур ХАНОВ
1 апреля исполняется 205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, одного из самых загадочных русских писателей.
Люди без характера
Из прожитых 43 лет восемь Гоголь провел в Петербурге, снимая квартиры в различных частях нашего города. Здесь началась его литературная деятельность, здесь были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба», «Невский проспект», «Ревизор», а также задумана и напечатана поэма «Мертвые души».
В бывшей столице Российской империи разворачиваются и действия знаменитых «Петербургских повестей», тут живут их герои: мелкие чиновники Акакий Акакиевич Башмачкин, Поприщин, майор Ковалев.
Но между тем сам Николай Васильевич не очень любил Петербург, причем с годами неприязнь усиливалась.
«При виде, то есть при мысли о Петербурге, мороз проходит по моей коже, и кожа моя проникается насквозь страшною сыростью и туманною атмосферою», — писал Гоголь.
Как говорят литературоведы, ничто не приносило ему радости в нашем городе, одиночество и болезни все сильнее давали о себе знать.
Едва приехав в столицу, двадцатилетний Гоголь написал матери:
«Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, — на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в свою очередь обыностранились и сделались ни тем, ни другим». В Москве великий писатель чувствовал себя гораздо лучше.
По этой ли причине или по какой-то другой, но в Москве есть Музей Гоголя, а в Петербурге нет.
Гоголевский центр проработал недолго
Впрочем, в Петербурге одно время работал Гоголевский центр, но совсем недолго. Меньше семи лет назад жильцы дома 1/3 по Малой Конюшенной улице, где неподалеку стоит памятник писателю, создали ТСЖ, которое открыло в одном из помещений Гоголевский центр.
— Мы посчитали, что это подходящее место, — рассказал «Комсомолке» один из организаторов центра Валерий Егиазаров.
Помещение отремонтировали, создали в нем гоголевскую атмосферу. Расставили по полкам книги писателя, закупили аппаратуру, с помощью которой можно было смотреть фильмы, снятые по его произведениям, повесили на стены картины.
Тот самый дом на Малой Морской, где жил Гоголь.Фото: Тимур ХАНОВ
Но вскоре ТСЖ распустили, а центр чуть позже закрыли. Сейчас на его дверях висит замок.
Судебные тяжбы, которые тянутся уже несколько лет, пока не дали положительного результата. Согласитесь, эта история достойна пера Николая Васильевича.
Памятник ждали почти полвека
Монумент знаменитому писателю в Северной столице есть, и находится он, как уже говорилось, на Малой Конюшенной. Его открыли в 1997 году по инициативе ассоциации «Клуб «Невский проспект». Автор — Михаил Белов, ученик знаменитого Михаила Аникушина.
Памятник стоит практически на Невском. Что и неудивительно: проспект воспет в произведениях писателя. Сам монумент словно служит иллюстрацией к строкам из повести «Невский проспект»:
«…О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
Но что любопытно. Памятник Гоголю в Ленинграде планировали установить еще в 1952-м, к 100-летию со дня смерти писателя. На Манежной площади в торжественной обстановке заложили камень с соответствующей надписью. Он простоял почти полвека, однако монумент на площади так и не появился. То предложенные на конкурс проекты не отвечали пожеланиям городских властей, то в казне не было денег.
Еще один памятник — бронзовый бюст писателя — установлен в Александровском саду. Решение об этом Городская Дума приняла еще в 1891-м. Бюст выполнен скульптором Василием Крейтаном. Его открыли 17 июня 1896 года.
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Среди петербургских зданий, связанных с Николаем Гоголем, следует выделить Александринский театр. Здесь 19 апреля (по новому стилю 1 мая) 1836 года состоялась премьера бессмертной комедии «Ревизор», которую написал 26-летний автор.
На спектакле присутствовал император Николай I c наследником. После премьеры император воскликнул: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» При этом мудрый монарх высоко оценил комедию, что спасло ее в дальнейшем от цензурных нападок. А вот сам автор был не очень доволен постановкой.
Нравы российского чиновничества не меняются веками. И фраза городничего: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!» — уже давно стала крылатой.
Фото: Тимур ХАНОВ
ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Кто украл нос?
Есть в Петербурге и памятники героям Гоголя. Первый, который официально называется «Нос майора Ковалева», появился в октябре 1995 года. Скульптуру установили на фасаде дома № 11 по проспекту Римского-Корсакова. В сентябре 2002-го памятник украли, примерно через двенадцать месяцев его восстановили на прежнем месте.
Еще один памятник Носу был открыт 23 мая 2008 года в здании Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
КСТАТИ
А вот улицы Гоголя в Петербурге нет, она исчезла в 90-х. В 1902 году в связи с пятидесятилетием со дня смерти писателя его имя присвоили Малой Морской улице, на которой он жил. Однако в 1993-м по рекомендации городской Топонимической комиссии эта магистраль опять стала Малой Морской.
Между тем сегодня улицы Гоголя есть в 28 российских городах, а также в Армении, Белоруссии, Казахстане, Украине, Латвии. Плюс Гоголевский бульвар в Москве.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
«Друзья Николая Васильевича Гоголя» из цикла «Вокруг Гоголя»
Николай Васильевич Гоголь писал в последние дни жизни: «Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя». На протяжении его не такой уж долгой жизни, писателю удалось свести дружбу со многими прекрасными людьми, ставшими для него надежной опорой и семьей. Многие из них, как и Гоголь, были яркими представителями культуры и искусства. Для выставки мы выбрали предметы из музейных фондов, связанные с именами тех, кто сыграли важную роль не только в жизни писателя, но и являлись знаковыми для своей эпохи: В. А. Жуковский – поэт и переводчик, М. П. Погодин – историк и журналист, С. Т. Аксаков – писатель и театральный критик, М. С. Щепкин – актёр, А. А. Иванов – художник и А. О. Смирнова-Россет – фрейлина императорского двора и признанная муза для многих современников. Все они были близко знакомы с Гоголем, поддерживали с ним переписку и в сложные моменты его жизни протягивали руку помощи.
Портрет Н. В. Гоголя Гравёр: М. В. Рундальцов
Портрет Н. В. Гоголя Гравёр: М. В. Рундальцов
Россия. 1902 г.
Бумага, офорт. 77×59; в свету: 55×44. см.
ДГ КП-58
Г-49
Созданный с дагерротипа 1845 года*, погрудный портрет Николая Васильевича Гоголя в сюр¬туке, в черном галстуке и белой манишке. Под портретом ремарка: дом в Васильевке. На паспарту справа подпись: «Мих. Рундальцов. 1902».
Михаил Викторович Рундальцов (1871-1935) — один из крупнейших мастеров русской оригинальной и репродукционной гравюры конца XIX — первой трети ХХ века. Основное направление изобразительного искусства, в котором работал М. В. Рундальцов — литографии и офорты. Что-то он рисовал сам и потом делал отпечатки, что-то воспроизведено им с фотографий и картин известных художников. Создал множество гравированных портретов деятелей русской культуры (А. С. Пушкина, А. Г. Рубинштейна, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, К. Т. Солдатенкова, Г. И. Семирадского, И.
Его произведения пользовались успехом благодаря скрупулезной тщательности исполнения, тонкому штриху и «высокой» графической культуре.
* Наряду с живописными и графическими портретами Н. В. Гоголя, представление о его внешности можно получить благодаря дагерротипу Сергея Львовича Левицкого (1819-1898, русский придворный фотограф). С. Л. Левицкий в 1845 году приезжает в Рим и встречается с художниками и Гоголем. Он уговорил Гоголя сняться на дагерротип вместе с группой художников-соотечественников.
В. А. Жуковский в Швейцарии. Автор рисунка: Е. Р. Рейтерн Гравёр: Н. И. Уткин
В. А. Жуковский в Швейцарии. Автор рисунка: Е. Р. Рейтерн Гравёр: Н. И. Уткин
Россия. 1835-1837
Бумага, офорт, гравюра резцовая. 23×14,1. В свету: 13,2×10,2 см.
ДГ КП-189
Г-141
Н. В. Гоголь познакомился с В. А. Жуковским в Петербурге в 1830 году.
Василий Андреевич Жуковский (1784-1852) — поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, литературный критик, педагог. В 1817 — 1841 гг. учитель русского языка Великой княгини, а затем императрицы Александры Федоровны, и наставник цесаревича Александра Николаевича. Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!».
Портрет Василия Андреевича Жуковского работы художника, академика Императорской Академии художеств Евграфа Романовича Рейтерна (1794-1865). Жуковский был женат на дочери Е. Р. Рейтерна Елизавете. Летом 1832 поэт жил в Швейцарии на берегу Женевского озера на краю Симплонской дороги. Известно несколько вариантов акварельного портрета (в собраниях ГМИИ, ГМП, ГРМ, ВМП). Гравюра выполнена по рисунку Рейтерна Н. И. Уткиным. Николай Иванович Уткин (1780 — 1863) — гравер, крупнейший мастер портретной резцовой гравюры I половины XIX в., хранитель гравюр в Эрмитаже и смотритель Музея Академии художеств. В 1840 получил звание заслуженного профессора. Член Стокгольмской, Анверпенской, Дрезденской Академий художеств.
В. А. Жуковский Гравёр: Э. Паннемакер
В. А. Жуковский Гравёр: Э. Паннемакер
Россия. Типография М. М. Стасюлевича. 1886
Бумага, литография. 23,2×15,2. В свету: 14,5×11,5. см.
ДГ КП-188
Г-140
Имя Василия Андреевича Жуковского было известно Гоголю еще со школьной скамьи. Легко вообразить, с каким трепетом в конце 1830 года в Петербурге Гоголь впервые предстал перед Жуковским, достав от кого-то рекомендательное письмо к нему. Поручив Плетневу хлопоты об устройстве Гоголя, Жуковский вскоре обратил внимание на его литературные дарования. Он хлопотал о Гоголе перед наследником престола. С помощью Жуковского удалось получить одобрение Николаем I рукописи «Ревизора». Сближению Гоголя с Жуковским много содействовала их встреча в Риме (1838), куда Жуковский приехал, сопровождая наследника в его путешествии по Европе. Целыми днями Жуковский и Гоголь бродили по Риму, рисовали с натуры, вспоминали о Пушкине.
На протяжении двадцати двух лет знакомства Жуковский всегда оставался для Гоголя безусловным авторитетом в литературных вопросах.Гравюра с портретом Жуковского выполнена Э. Паннемакером для сборника «Русские деятели в портретах» 1886 г., вероятно, сделана с дагерротипа 1850-1851 гг., где снят В. А. Жуковский.
Портрет М. П. Погодина Гравёр: Л. А. Серяков
Портрет М. П. Погодина Гравёр: Л. А. Серяков
Россия. Светопечать Рейнгардта. 1876
Бумага, печать фототипная. 27,7×19,7. В свету: 17,4×12,3
ДГ КП-191
Г-143
Знакомство Н. В. Гоголя с М. П. Погодиным произошло в последних числах июня 1832 года, когда Гоголь, по пути из Петербурга на родину, впервые посетил Москву.
Михаил Петрович Погодин (1800-1875) — одна из примечательных фигур в русской литературно-общественной жизни прошлого века. Выходец из крепостной семьи, получившей отпускную в 1806 году, он в двадцать шесть лет становится профессором Московского университета (вначале по кафедре всеобщей, затем — русской истории), а в сорок избирается академиком. Человек одаренный и деятельный, Погодин приобрел известность не только как ученый-историк: своими простонародными и светскими повестями он выдвинулся в число наиболее значительных прозаиков эпохи 1820-1830-х годов, а его историческая драматургия вызвала пристальный интерес и сочувствие Пушкина. Заметную роль играл Погодин и как издатель журналов «Московский вестник» и «Москвитянин». Наконец, несомненны его заслуги как знатока и собирателя исторических источников, создателя знаменитого «Древлехранилища», эта коллекция русских древностей была приобретена впоследствии Императорской Публичной библиотекой в Санкт-Петербурге.
Почтовая карточка. Погодин. 1800 — 1875
Почтовая карточка. Погодин. 1800 — 1875
Россия. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко. 1895-1917
Бумага, печать типографская. 13,5×8,3 см.
Г-2051
На открытке, изданной в фототипии Шерер, Набгольц и Ко помещена репродукция портрета М. П. Погодина работы В. Г. Перова. В конце 1860 — начале 1870-х годов Василий Григорьевич Перов (1834-1882), признанный жанрист, глава московской живописной школы, обращается к портрету. В портретах художника проявляется мышление жанрового живописца. В отличие от Крамского, который фокусируется прежде всего на голове модели, Перов внимателен к костюму, позе, жестам, рукам — все это не менее важные элементы характеристики человека в его портретах. Стасов в рецензии на 2-ю выставку Товарищества передвижных художественных выставок писал о портрете историка М. П. Погодина: «Портрет, снятый… с г. Погодина, замечателен не только по исполнению, но и по тому совершенству, с каким художник понял характер московского писателя, окружив его старческое лицо подходящею обстановкой: никакой другой костюм, кроме этого запахнутого патриархального халата, никакой другой аксессуар, кроме этого посоха, как бы взятого из некоего древлехранилища, никакое другое седалище, кроме этого кресла, не соответствовали бы представлению, которое выносишь об этом писателе из его сочинений».
Личность Михаила Петровича Погодина (1800-1875) — крупного русского историка, писателя, журналиста — тесно связана с почвенническим движением в русской исторической науке и общественной мысли. Дом Погодина на Девичьем поле в Москве был местом встреч писателей, историков, художников, актеров. (источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20365)Фототипия Шерер, Набгольц и Ко — знаменитая полиграфическая фирма, была создана в 1863 году. Выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выпускала каталоги различных выставок. В 1867 году фирма была продана фотографу Альберту Ивановичу Мею (1842-1913) на правах аренды, позволявшей сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени она стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко». Особенным в жизни А. И. Мея стал 1894 г. — были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем.
Погодинская изба. Авторский оттиск Художник: А. И. Мищенко
Погодинская изба. Авторский оттиск Художник: А. И. Мищенко
СССР. 1976 г.
Бумага, ксилография. 15×10,7. В свету: 10,3×7,3 см.
ДГ КП-53/7
Г-22
С 1836 г. Погодин поселился на окраине Москвы вблизи Новодевичьего монастыря на Девичьем поле. Его обширная усадьба начиналась от угла Саввинского переулка и доходила почти до улицы Плющихи. Здесь бывал Пушкин, подолгу жил Гоголь — редактировал «Тараса Бульбу» и писал первый том «Мертвых душ». Вот описание именин Гоголя в доме Погодина на Девичьем поле из дневника А. И. Тургенева от 9 мая 1840 г.: «Стол накрыт в саду: Лермонтов, кн. Вяземский, Баратынский, Свербеевы, Хомяков, Самарин, актер Щепкин… приехал и Чаадаев». В 1941 г. во время Великой Отечественной войны в главный дом усадьбы попала бомба, и он был разрушен, а вот бревенчатая изба с резными наличниками и декоративным балкончиком хоть и пострадала, но сохранилась. К сожалению, Н. В. Гоголь не бывал в ней, так как в усадьбе Погодина она появилась в 1856 г. Дом построил архитектор Н. В. Никитин по всем правилам русского деревянного зодчества, которую в качестве подарка преподнесёт Погодину крупный предприниматель В. А. Кокорев. Погодинская изба представляет собой высокий сруб со светёлкой второго этажа, украшен узорной пропильной резьбой (ставни, «полотенца», «подзоры» и другие детали), выполненной, предположительно, по рисункам князя Г. Г. Гагарина. Изба служила «древлехранилищем», где Погодин хранил исторические реликвии. Здесь собирались славянофилы. В 1972 году здание избы было отреставрировано Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Это один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества в Москве.
Автор гравюры с изображением Погодинской избы — Алексей Иванович Мищенко (1907-1981) — график, экслибрисист, книжный художник. После учебы в Орловской изостудии (ныне художественное училище) начал работать в газете «Орловская правда» и других местных изданиях. Затем работал в столичных издательствах и газете «Правда», рисовал плакаты, иллюстрировал книги. В послевоенные годы Мищенко художественный редактор издательств «Искусство», «Молодая гвардия», Академии педагогических наук.
Портрет М. С. Щепкина. Гравер: П. Ф. Борель
Портрет М. С. Щепкина. Гравер: П. Ф. Борель
Россия. Литографская мастерская А. Э. Мюнстера. 1865-1869 гг.
Бумага, литография. 40×28,2 см.
ДГ КП-237
Г-156
Великий русский актер, один из основоположников русской актёрской школы, Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) был одним из самых близких и любимых друзей Гоголя. Их знакомство состоялось в Москве летом 1832 г. и вскоре переросло в личную и творческую дружбу, закрепленную частыми встречами и в высшей степени интересной перепиской. Щепкин славился как прекрасный чтец прозаических сочинений Гоголя, с успехом играл в инсценировках гоголевских «Вечеров…», глав второго тома «Мертвых душ» и, разумеется, в пьесах, составляющих основу драматургического наследия писателя, — «Ревизоре», «Женитьбе», «Игроках», «Тяжбе».
Автор портрета — Пётр Фёдорович Борель (1829-1898) — русский живописец, акварелист, литограф, портретист. С конца 1859 года в основном занимался литографическими работами в жанре портрета.
Михаил Семенович Щепкин (1788 — 1863). С портрета работы Т. Шевченко
Михаил Семенович Щепкин (1788 — 1863). С портрета работы Т. Шевченко
Из комплекта «Настольная литературная игра. Кто лучше знает».
Москва. Росгизместпром. 1952
Бумага, печать типографская. 16,4×10,3 см.
ДГ КП-2860/11
Г-2062
Настольная литературная игра «Кто лучше знает» издана в Росгизместпроме (издательство выпускало настольные игры для детей, альбомы для раскрашивания, детские книжки-раскладушки, всевозможные альбомы для рукоделия, много познавательной литературы) в 1952 году к 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. Она состоит из пятидесяти карточек, на которых помещены репродукции картин, портретов и иллюстраций, отражающие жизнь и творчество Гоголя. На каждой карточке — три вопроса, связанные по своему содержанию с изображением. Настоящая карточка посвящена знаменитому русскому актеру Михаилу Семеновичу Щепкину (1788-1863), который был очень дружен с Николаем Васильевичем Гоголем и много играл в спектаклях, поставленных по произведениям Гоголя.
На карточке репродукция портрета Щепкина. Это рисунок Тараса Григорьевича Шевченко (1814-1861, украинский поэт, прозаик, художник) выполненный на тонированной бумаге, итальянским и белым карандашами в 1858 году. В дневнике от 16 марта 1858 г. Шевченко записал: «Нарисовал портрет, не совсем удачно, Михайла Семеновича». Знакомство Щепкина с Шевченко состоялось в 1843 году и переросло в дружбу. Тарас Григорьевич посвятил знаменитому актеру поэму «Неофиты».
Дом М. С. Щепкина. Авторский оттиск Художник: А. И. Мищенко
Дом М. С. Щепкина. Авторский оттиск Художник: А. И. Мищенко
СССР. 1976 г.
Бумага, ксилография, рисунок. 7,6×7 см.
ДГ КП-53/18
Г-33
На гравюре Алексея Мищенко (1907-1981, график, экслибрисист, книжный художник) изображен дом, где жил Михаил Семенович Щепкин.
В Москве Щепкин сменил несколько адресов. Дольше всего, с 1830 года по 1847, он прожил в своем собственном доме в Большом Спасском (ныне — Большом Каретном) переулке. К сожалению, этот уютный двухэтажный особнячок был снесен в 1980 году. Не сохранился и дом, который Михаил Семенович снимал в 1850-е годы в Воротниковском переулке. Дом на улице Щепкина (бывшей 3-й Мещанской улице) — единственное сохранившееся обиталище великого актера, здесь прошли последние четыре года его жизни. Допожарный деревянный особняк, переживший «грозу двенадцатого года», в своей основе имеет бревенчатый сруб, сложенный «без единого гвоздя». При доме был густой, тенистый сад. Сейчас здесь находится Дом-музей М. С. Щепкина, включенный в объединение театральных музеев Москвы имени А. А. Бахрушина.
Открытое письмо. Портрет С.Т. Аксакова работы В. Перова
Открытое письмо. Портрет С.Т. Аксакова работы В. Перова
Россия, г. Санкт-Петербург. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, Издательство Общины святой Евгении («Издательство Красного Креста»). 1902-1918
Бумага плотная, печать типографская. 14×9 см.
ДГ КП-2806
Г-2005
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791- 1859) — русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек. Отец русских писателей и общественных деятелей: Константина, Веры, Григория и Ивана Аксаковых.
Друзьями Аксакова были писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другие знаменитые современники. В дом Аксаковых, один из центров московской жизни той эпохи, Н. В. Гоголь был впервые введен М. П. Погодиным в июле 1832 года. Это знакомство стало переломным в жизни С. Т. Аксакова — по свидетельству И. Панаева, именно под влиянием Гоголя он стал пробовать себя в реалистической прозе, именно Гоголь постоянно побуждал его к написанию автобиографии. Смерть Гоголя стала для Аксакова потрясением; вскоре он разместил в «Московских ведомостях» «Письмо к друзьям Гоголя» (1852) и «Несколько слов о биографии Гоголя» (1853), призывающие к предельной осторожности в публикации материалов о его жизни. Аксаков и сам почти сразу же приступил к мемуарам о Гоголе, но позже эта работа застопорилась, возобновившись лишь после того, как он ознакомился с «Записками о жизни Н. В. Гоголя» П. А. Кулиша.
На старинной открытке репродукция портрета С. Т. Аксакова работы Василия Григорьевича Перова (1833-1882) — русского живописца, одного из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. «Создавая для потомков живописный образ Аксакова, Перов опирался на фотографический портрет 1856 года, выполненный в фотоателье А. Бергнера в Москве, ограничив его поясным изображением на нейтральном коричневом фоне. Во второй половине XIX века фотография активно вторгалась в сферу изобразительного искусства. Художники часто использовали её для создания живописных произведений. В данном случае Перов использовал фотографию для написания портрета вынужденно — Аксакова в то время уже не было в живых. Перов мастерски передал внешнее сходство: мягкие черты лица, спокойный взгляд светло-серых глаз, но без глубокого проникновения в психологию изображенного. Лицо, обрамленное тщательно выбритой бородой, бесстрастно, взгляд устремлен вдаль. Одежда Аксакова проста, в чем-то напоминает крестьянское одеяние. Портрет написан в лаконичной охристо-коричневой гамме, характерной для Перова. Портрет неподписной, традиционно датируется 1872 годом. Портрет находится в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева (Радищевский музей). В 1901 году он был подарен вдовой художника Е. Е. Перовой, и по сей день является единственным живописным произведением замечательного художника-реалиста в собрании Радищевского музея». (источник: https://radmuseumart.ru)
Марка почтовая. Выдающийся русский писатель С.Т. Аксаков
Марка почтовая. Выдающийся русский писатель С.Т. Аксаков
СССР, г. Москва. 1959
Бумага, печать типографская цветная. 3×4
ДГ КП-1608
Г-839
С марта по август 1959 года в СССР была выпущена серия из семи марок «Писатели нашей Родины», одна из миниатюр которой посвящена 100-летию со дня смерти Сергея Тимофеевича Аксакова. На марке размещены: портрет писателя (реплика работы В. Г. Перова 1872 г.) и иллюстрация к его книге «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852).
Оформлял серию художник: В. В. Завьялов. Василий Васильевич Завьялов (1906-1972) — русский советский художник, график, один из первых создателей почтовых марок СССР, заслуженный художник РСФСР. Автор более 600 знаков почтовой оплаты. Он учился в художественной школе при типографии Сытина, в школе гравёров на фабрике «Гознак», где и работал в течение многих лет. За это время Василий Васильевич подготовил сотни почтовых миниатюр.
Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем с включением всей переписки с 1832 по 1852 годы. — Москва: тип. М.Г. Волчанинова, 1890 г.
Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем с включением всей переписки с 1832 по 1852 годы. — Москва: тип. М.Г. Волчанинова, 1890 г.
Бумага, кожа, печать типографская, переплет. 26,5×17,5×1,5 см.
ДГ КП-293
КД-65
Воспоминания о Гоголе Аксаков писал весь остаток жизни и так и не успел довести эту работу до конца. Написанная часть мемуаров охватывает период знакомства с 1832 по 1842 год. Её дополняет переписка отца и детей Аксаковых с Гоголем в последующие годы с небольшими комментариями Сергея Тимофеевича. Полностью «История моего знакомства с Гоголем» увидела свет только в 1890 году, именно это издание представлено на выставке.
Над мемуарами автор начал работать в 1852 году. Смерть Гоголя сильно потрясла Аксакова: великий писатель сыграл колоссальную роль в его судьбе, содействовал рождению в нем выдающегося художника-реалиста. «Я погружен в одно занятие: я пишу или диктую о Гоголе. Я сначала писал без плана, что приходило мне в голову, но потом начал писать «Историю моего знакомства с Гоголем», — сообщал он друзьям. Он считал Гоголя самым большим писателем современности. Хотя и не мог оценить его с такой политической остротой, как Белинский, но сердцем художника сразу ощутил, что в литературу вошел писатель огромного масштаба, призванный совершить переворот в искусстве. Не удивительно, что своим мемуарам Аксаков придавал исключительное значение. «Это пишется искренне — следственно, для потомства», — заметил он.
Открытка почтовая с репродукцией цветной фотографии М.В. Альперта «Музей-усадьба Абрамцево (Московская область). Бывшее имение Аксаковых, где часто гостил Н.В. Гоголь.»
Открытка почтовая с репродукцией цветной фотографии М.В. Альперта «Музей-усадьба Абрамцево (Московская область). Бывшее имение Аксаковых, где часто гостил Н.В. Гоголь.»
Из комплекта открыток «По Гоголевским местам»
СССР, г. Москва. Издательство «Искусство». 1951
Бумага плотная, печать типографская цветная. 10,5×14,8
ДГ КП-1626/20
Г-883
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Получил образование в Казанской гимназии, преобразованной за время его учебы в университет (1801-1807). Затем служил в Петербурге, а в 1812 г. Аксаков вернулся в родное имение и провел там следующие полтора десятилетия, периодически посещая Петербург и Москву. В 1826 г. Аксаков переехал с семьей в Москву и вновь поступил на службу. После смерти отца он получил наследство и вскоре окончательно ушел в отставку с государственной службы. За эти годы он завязал знакомства в литературной и театральной среде Москвы и Петербурга, приобрел известность как театральный критик. В конце 1843 г., после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, Аксаков приобрел Абрамцево. При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения — людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель — единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами. В Абрамцево у Аксаковых бывали писатели И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин, Н. В. Гоголь, поэт Ф. И. Тютчев, актёр М. С. Щепкин, историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин, другие известные современники. Гоголь останавливался у них, как и другие гости, в одной из комнат мезонина, окнами выходившей на двор. Позже в ней был кабинет Ивана Аксакова.
На открытке — репродукция фотографии работы М. В. Альперта. Макс Владимирович Альперт (1899-1980) — известный советский фотограф и фоторепортер, работал в газете «Правда», ведущий фотокорреспондент агенства печати «Новости». Один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии, так данная фотография из серии «По гоголевским местам».
Открытка. О. А. Кипренский. Портрет А. О. Смирновой. 1830-е гг.
Открытка. О. А. Кипренский. Портрет А. О. Смирновой. 1830-е гг.
СССР, г. Ленинград. Издательство «Советский художник». 1966
Бумага плотная, печать типографская цветная. 15×10,5
ДГ КП-2903
Г-2134
Александра Осиповна Смирнова-Россет (1809-1882), фрейлина императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Образование, начатое дома, Александра Россет с успехом продолжила в Екатерининском Петербургском Дворянском Институте, где учителем русской словесности был Петр Александрович Плетнев, знаменитый ученый, друг Пушкина. Благодаря своей образованности и обходительности она становится всеобщей любимицей. Александра Осиповна была дружна с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и другими литераторами. С Гоголем Смирнова подружилась в 1837 году в Париже. Смирнова смотрела на него как на учителя жизни, указывающего ей верный путь в христианстве, а сам Гоголь писал об Александре Осиповне: «Это перл всех русских женщин, каких мне случалось знать, а мне многих случалось из них знать прекрасных по душе. Но вряд ли кто имеет в себе достаточные силы оценить ее. И сам я, как ни уважал ее всегда и как ни был дружен с ней, но только в одни страждущие минуты и ее, и мои узнал ее. Она являлась истинным утешителем, тогда как вряд ли чье-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собою». Гоголь часто навещал Смирнову в ее имениях в Московской и Калужской губерниях.
На открытке напечатана цветная репродукция портрета А. О. Смирновой в итальянском народном костюме, написанного знаменитым художником-портретистом Орестом Кипренским. Портрет находится во Владикавказе в Республиканском художественном музее Северной Осетии им. М. Туганова.
Гравюра. Портрет А.А. Иванова Гравёр: Борель П.Ф.
Гравюра. Портрет А.А. Иванова Гравёр: Борель П.Ф.
Россия, г. Санкт-Петербург. Литографская мастерская А. Э. Мюнстера, издатель. 1860-1869 гг.
Бумага, литография. 20,4×17,1 см.
ДГ КП-94
Г-53
Александр Андреевич Иванов (1806-1858) — русский художник, академик. Увлекался рисованием с раннего детства. Иванов успешно окончил Академию художеств и уехал за границу — изучать изобразительное искусство. В 1830 году поселился в Риме. С 1837 года начинает работу над полотном «Явление Мессии» («Явление Христа народу»). Он выполнил к картине несколько сотен этюдов. Эту масштабную работу Иванов писал почти 20 лет.
Гоголь познакомился и подружился с Ивановым в Италии в конце 1838 года. В своей картине Иванов изобразил Гоголя в фигуре, ближайшей к Иисусу.
Гоголь очень ценил Иванова и посвятил ему статью «Исторический живописец Иванов в книге «Избранные места из переписки с друзьями».
Гравюра с портретом художника, скорее всего, была выполнена для издания А. Э. Мюнстера (1824-1908, петербургский литограф, издатель) «Портретная галерея русских деятелей» 1864-1869 гг. Автор — Пётр Фёдорович Борель (1829-1898) — русский живописец, акварелист, литограф, портретист.
Открытка. Н. В. Гоголь. Акварель А. Иванова, 1841 г.
Открытка. Н. В. Гоголь. Акварель А. Иванова, 1841 г.
СССР, г. Москва. Государственный литературный музей. 1937
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,8×10,5.
ДГ КП-2607
Г-1795
В Италии судьба свела Гоголя с художником А. Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве. Обоими владела идея духовного возрождения человечества, освобождения его от зла. Иванов писал о Гоголе: «Это человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство. Как поэт, он проникает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом — человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства». В 1841 году Александр Иванов написал портрет Гоголя. Портрет известен в двух экземплярах. Кроме этих двух портретов, вернее сказать, одного в двух вариантах, исполненных масляными красками, имеется еще карандашный и акварельный портреты Гоголя, рисованные Ивановым, но их соотношение с масляными портретами не установлено. На открытке репродукция акварельного портрета.
Эскиз. Гоголь у Иванова. Художник: Прибыловский В.А.
Эскиз. Гоголь у Иванова. Художник: Прибыловский В.А.
СССР, г. Москва. 1946?
Холст, масло. 81,5×65,5 см.
ДГ КП-2672
Ж-28
Настоящий эскиз выполнен В. А. Прибыловским предположительно в 1946 году для картины «Н. В. Гоголь в мастерской А. А. Иванова», отражающей известный факт творческой биографии писателя и художника во время их пребывания в Риме в 1840-х годах. Известно два варианта картины 1948 и 1950 гг. с этим сюжетом, отличающихся друг от друга по композиционному, образному и цветовому решению. Фигуры Гоголя на рисунках несколько сходны с фигурами сидящего писателя у картины «Явление Христа народу», как было выполнено на одном и другом вариантах. Есть композиционное сходство портрета Иванова (в рост) с вариантом картины 1948 года.
Виктор Александрович Прибыловский (1919-1973) — художник-живописец. Член Союза художников СССР. Закончил живописное отделение Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (преподаватель Грабарь И. Э.).
Миф о Петербурге в советском кинематографе в экранизациях гоголевской «Шинели» La poética del filme, Paidós, Barcelona, 1998.
АНЦИФЕРОВ, Николай, Душа Петербурга (El alma de San Petersburgo), YCMA Press, Париж, 1978.
БАНЬО, Всеволод, «Петербург и су литература: juego de reflejos» , Revista de Occidente, 155, апрель 1994 г., стр. 51–62.
БЕАРДОУ, Франк, «Козинцев и советское кино», Очерки поэтики 1, 1977, стр. 8-26.
БРОДСКИЙ, Джозеф, Menos que uno, Versal, Barcelona, 1986.
BUCKLER, Julie E., Mapping Saint Petersburg: Imperial Text and City Shape, Princeton University Press, Princeton, NJ, 2005.
CLARK, Katherina, Санкт-Петербург, горнило культурной революции, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1995.
КОНДИ, Нэнси, Имперский след. Недавнее русское кино, издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 2009.
КРОН, Анна Л. и ДЕЙ, Дженнифер Дж., Мой Петербург / Я: ментальная архитектура и образное пространство в современных русских письмах, издательство Slavica Publishers, Блумингтон, Индиана, 2004.
ДОСТОЕВСКИЙ, Федор, Memorias del subsuelo, Bruguera, Barcelona, 1979.
EICHENBAUM, Борис, «Cómo está hecho el Capote de Gógol», en TODOROV, Tzvetan (ed.), Teoría de los formalistas rusos, Siglo XXI, Буэнос-Айрес, 1970, стр. 159–175.
ГИЛЛЕСПИ, Дэвид, «Новая версия старой классики: новейшие кинематографические интерпретации русской литературы», en BEUMERS, Brigit (ed.), Russian on Reels. Русская идея в постсоветском кино, Таврида, Лондон, 1999.
ГИЛЛЕСПИ, Дэвид и СМИРНОВА, Елена, «Александр Сокуров и русская душа», Исследования европейского кино, том. 1.1, 2004, стр. 57-64.
GOGOL, Николай, Historias de San Petersburgo, Alianza, Madrid, 1998.
GOODWIN, James, Eisenstein, Cinema and History, University of Illinois Press, Urbana, IL, 1993 GRAFFY, Julian, Gogol’s The Overcoat, Bristol Classical Press , Лондон, 2000.
ЭРНАНДЕС, Мария В., «Эль-Сан-Петербурго реален и воображаем Н.В. Гоголя», Revista de Filología Romanica, 2008, Anejo VI (II), стр. 207-211.
ХАТЧОН, Линда, Теория адаптации, Рутледж, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2006 г., ХАТЧИНГС, Стивен, Русская литературная культура в эпоху фотокамер. Слово как образ, Routledge, New York, NY, 2004.
ХАТЧИНГС, Стивен и ВЕРНИЦКИ, Анат, Русская и советская киноадаптация литературы 1900-2001: Показ слова, Рутледж, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2005.
КЕНЕС, Питер, Кино и советское общество. От революции до смерти Сталина, Таурис, Лондон, 2001.
КОЗИНЦЕВ, Григорий, «Плащ», en КРИСТИ, Ян и ДЖИЛЛЕ, Джон (ред.), Футуризм/формализм/Фекс: «Эксцентризм» и советское кино 1918–36, BFI, Лондон, 1978, стр. 24–28.
КОЗИНЦЕВ, Григорий, «Ниньо де ла Революция», en SCHNITZER, Luda y Jean, y MARTIN, Marcel (ред. ), El cine soviético visto por sus creadores, Sígueme, Salamanca, 1975, стр. 111-136.
КИРШЕНБАУМ, Лиза А., Наследие блокады Ленинграда, 1941-1995 гг. Миф, воспоминания и памятники, издательство Кембриджского университета, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2006.
ЛОРАН, Наташа, «Le Modèle soviètique des studios, L’example de Lenfilm», Vingtième Siècle. Revue d’Histoire, № 46, апрель-июнь 1995 г., стр. 107-116.
ОБУЧЕНИЕ, Барбара, Козинцев, Twayne Publishers, New York, NY, 1980.
LEITCH, Thomas, Film Adaptation and its Discontents: From Gone with the Wind to The Passion of the Christ, Johns Hopkins University Press, Baltimore, MD , 2007.
ЛЕЙДА, Джей, Кино. Historia del film ruso y soviético, Editorial Universitaria de Buenos Aires, Buenos Aires, 1965.
ЛИНКОЛЬН, Брюс В., Солнечный свет в полночь: Санкт-Петербург и подъем современной России, Basic Books, New York, NY, 2002.
ЛОТМАН, Юрий М., «Символы Петербурга и проблемы городской семиотики», Revista de Occidente, 155, апрель 1994 г. , стр. 5-22.
ЛУРИ, Карен и МАССИ, Дорин, «Установление связей», Screen, vol. 40, № 3, осень 1999 г., стр. 229.-238.
МАРГОЛИТ Евгений, «Монументальная скульптура в советском кино 1920-х», Кинокультура, № 26, 2009, http://www.kinokultura.com/2009/issue26.shtml, 10-3-2010.
МАРТЕН, Марсель, Советский кинотеатр Хрущева Горбачева, L’Age d’Homme, Paris, 1993.
Муратов, Леонид, Образ блокадного Ленинграда в советском кинематографе, Лениздат, Ленинград, 1986.
Леонид, МУРАТОВ «Экранный образ Петербурга-Петрограда-Ленинграда», Нева, № 1, 1978, стр. 15-31.НИЛЬСОН, Нильс А., «Шинель Гоголя и топография Петербурга», Scandoslavica, 21, 1975, стр. 5-18.
ПОЛИВОДА, Бернадетт, FEKS-Fabrik des exzentrischen Schauspielers. Vom Excentrismus zur Poetik des Films in der frühen Sowjetklutur, Sagner, München, 1994.
RUBLE, Blair A., Ленинград: формирование советского города, University of California Press, Беркли, Калифорния, 1990.
SCHNITZER, Luda y Jean y МАРТИН, Марсель, El cine soviético visto por sus creadores, Sígueme, Salamanca, 1975.
STAM, Роберт, «За пределами верности: диалоги адаптации», en NAREMORE, Джеймс (редактор), Film Adaptation, Rutgers, New Brunswick, NJ, 2000, стр. 54-76.
ТЕЙЛОР, Ричард, ВУД, Нэнси, и другие (ред.), The BFI Companion to Eastern European and Russian Cinema, BFI Publishing, London, 2000.
ТОПОРОВ, Владимир, Петербургский текст русской литературы, (El texto de Petersburgo en la literatura rusa), Искуцсво, Санкт-Петербург, 2003.
ТРАУБЕРГ, Леонид, «Интервью с Бартлеми Аменгуалом», en CHRISTIE, Ян и ЖИЛЛЕ, Джон (ред.) Футуризм/Формализм/Фекс: «Эксцентризм» и советский Кинотеатр 1918-36, BFI, Лондон, 1978, стр. 29-30.
ТЫНЯНОВ, Юрий, «Presentación del guión de El abrigo», en ALBÉRA, François (comp.), Losformalistas rusos y el cine. La poética del filme, Пайдос, Барселона, 1998, стр. 171-174.
ВОЛКОВ, Соломон, Санкт-Петербург: история культуры, Free Press, New York, NY, 1995.
WIDDIS, Emma, Visions of a New Land. Советский фильм от революции до Второй мировой войны, издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, 2003.
ВОЛЛ, Жозефина, Реальные изображения: советское кино и оттепель, Таурис, Лондон, 2000.
Поэтика комического в произведениях Николая Гоголя
Аннотация
Данная статья посвящена анализу комедийных новелл Н.В. Гоголя. Комедийные рассказы Гоголя представляют собой цикл пьес, связанных общей мыслью, сходством формы и композиции. На них изображены явления, типичные для русской жизни, показаны ситуации, повторяющиеся в разные исторические периоды. Черты жизни, показанные в этих пьесах, являются не только внешними чертами, но можно сказать, что это и есть сущность их природы. Материалом нашего исследования являются комедийные рассказы Николая Гоголя «Утро делового человека», «Судебный процесс», «Лакейская комната» и «Осколок». Комедийные рассказы, созданные Н. В. Гоголем, представляют собой необычные рассказы, ранее не проиллюстрированные в драматургии. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что поэтика комического в комедийных новеллах Н. В. Гоголя изучена недостаточно. Анализ особенностей комизма в комедийных новеллах Николая Гоголя позволяет сделать вывод, что предметом обличения являются не только «социальные пороки» (развращенность чиновников, бюрократия и др.), но и неустроенность мира в целом. . Комические приемы, используемые Гоголем, создают ощущение абсурда. Традиционные образы комедии — слуга и хозяин — обретают новые функции. В настоящее время не угасает интерес к комедийным рассказам Николая Гоголя. В произведениях Гоголя раскрываются такие пороки, как лицемерие, лесть, подхалимство, жадность, зависть и др. Это нравственные проблемы человечества.
Ключевые слова: Маленькие комедии, Н.В. Гоголь, комизм, художественные особенности
Введение
Комедийные рассказы Гоголя — это цикл пьес, связанных общим замыслом и сходством формы и композиции. На них изображены явления, типичные для русской жизни, показаны ситуации, повторяющиеся в разные исторические периоды. Черты жизни, показанные в этих пьесах, являются не только внешними чертами, но можно сказать, что это и есть сущность их природы. Наверное, поэтому комедийные рассказы Николая Гоголя уникальны и актуальны во все времена. На наш взгляд, эпизоды из жизни, показанные в этих пьесах, очень убедительны и творчески различны.
Комедийные рассказы можно охарактеризовать как произведения, способствовавшие развитию реалистической драматургии.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что поэтика комического в комедийных новеллах Н.В. Гоголя изучена недостаточно.
Постановка задачи
Произведения Гоголя (1952) представляют большой интерес для исследователей русской литературы (Долинин, 2018; Хашеми, 2017; Путни, 2001). О литературной деятельности Гоголя писали такие ученые, как Манн (2007), Виролайнен и Карпов (2011). Художественные особенности маленьких трагедий Н. В. Гоголя стали предметом изучения в фундаментальных трудах таких известных ученых, как Степанов (1959), Падерина (2011) и Вишневская (1976). Современные литературоведы в основном подробно рассматривают знаковые драматические произведения, лишь изредка изучая проблемы маленьких трагедий Гоголя.
Исследовательские вопросы
Материалом нашего исследования являются комедийные рассказы Николая Гоголя «Утро делового человека», «Судебный процесс», «Лакейская комната» и «Осколок».
1. Объектом исследования являются тексты этих произведений – комедийных новелл Н.В. Гоголя.
2. Предметом исследования является поэтика комического в комедийных новеллах Н.В. Гоголя.
Цель исследования
Цель исследования — выявить черты комического в комедийных новеллах Н.В. Гоголя.
Методы исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ведущих литературоведов, специалистов по истории русской литературы. В статье анализируется литературоведческая критика по исследуемой проблематике. Использовался описательный метод, комплексный анализ текста, а также метод литературной герменевтики.
Находки
Комедийные новеллы, созданные Н.В.Гоголем, – это необычные рассказы, которых раньше не было в драматургии. Небольшие одно- и двухактные сценки изображали чисто русские явления, т. е. то, что было типично для русской жизни. Они давали полную картину типично русского характера. В комедиях наглядно показаны ситуации, повторяющиеся в разные периоды жизни России.
Русская жизнь. Они давали полное представление о типично русском характере. В комедиях наглядно показаны ситуации, повторяющиеся в разные периоды жизни России.
В этих комедиях персонажи показаны очень реалистично: они живут настоящей жизнью. Им свойственны пороки, и это не внешние черты, а суть, содержание их природы. Вероятно, именно это и делает героев произведения такими убедительными и такими жизненными. Четыре пьесы составили некий цикл, связанный общей мыслью, сходством формы и композиции. Их можно назвать комедийными рассказами.
Во-первых, все они небольшие по объему («Утро делового человека» состоит из пяти миниатюрных эпизодов, «Судебный процесс» — из четырех, занимающих шесть страниц книги, «Комната лакея» — из восьми, а «Фрагмент» из двух).
Во-вторых, верное изображение драматургом целого букета типичных персонажей русской жизни в каждой небольшой пьесе. Таким образом, оба персонажа комедии «Тяжба» — Пролетов и Христофор Петрович Бурдюков — имеют свои черты, свой стиль, но в то же время являются мошенниками и негодяями, готовыми на любые подлости ради достижения своей цели. Это типичные представители бюрократического мира того времени. На наш взгляд, именно эти персонажи актуальны во все времена, а не только в то время, которое показал Гоголь.
В-третьих, Гоголь пользуется особым художественным приемом, благодаря которому создается пьеса, где действуют два-три действующих лица (например, в «Утре делового человека» это Иван Петрович Бурдюков, Александр Иванович Пролетов и Шредер; в «Отрывке» — Марья Александровна, Миша, Собачкин) стали «густонаселенными», оставаясь небольшими по размерам. Это прием включения в диалог или монолог, рассказывающие о чем-то значимом; рассказы о неизвестных людях или нелепых происшествиях. Тот же прием мы находим и в других произведениях Гоголя. Например, в «Женитьбе», «Ревизоре» и «Мертвых душах». Этот прием использовали и другие авторы, такие как Островский, Тургенев, Толстой, Чехов.
В-четвертых, в гоголевских пьесах нет деления на главных и второстепенных персонажей, так как все они участвуют в постановке и последующем развитии действия, «каждый из них живет на сцене и раскрывает свой характер по отношению к конфликт.
В 1842 году «Утро делового человека», «Судебный процесс», «Лакейская комната» и «Осколок» стали самостоятельными одноактными пьесами, подготовленными Гоголем для печати и сцены без всякой связи друг с другом. Вишневская (1976) считает, что не следует рассматривать их как продолжение одного в следующем. Три часа ночи в домах деловых людей: «Утро делового человека», «Судебный процесс» и «Лакеевская комната». Можно предположить, что действие происходит во Фрагменте утром. Анатомию утра деятельных бездельников преподносит читателю Гоголь, он не думает здесь о повторяемости событий, ему важнее всесторонне разглядеть явление. В «Утре делового человека» много рассказывается о жизни людей, о петербургской жизни. Утро начинается со встречи двух вечных закованных врагов — барина и лакея. В большинстве гоголевских пьес именно здесь начинается действие. Диалог Ивана Петровича с лакеем заканчивается взаимным раздражением. Умышленное желание лакея состоит не в том, чтобы сделать то, что просит барин; постоянное желание хозяина — унизить лакея.
Разговор о неровных полях в комедии «Утро делового человека» происходит с таким азартом и напряжением, как будто это самое главное в бизнесе и значит больше, чем неровные поля. Но «министр не будет обращать внимания на эти мелочи, — робко возражает чиновник, — мелочи! … Я и сам так думаю: министр точно в это вникать не будет. Ну а если он так сделает? .. Полностью с вами согласен: он этими пустяками заниматься не будет. Ну, а если он должен? Позвольте мне посмотреть, много ли осталось места для полей?».
Комната лакея. Здесь та же ситуация: Утро, раздраженный барин и лакей. Они встречаются друг с другом. Мастер ругался; слуга нашел предлог. Столько же молчаливого игнорирования Степана в Судебном процессе в его кратких, как бы обрубленных ответах: был, шил, не пришел, купил и т. д. С барином он ни в разговор, ни с удовольствием ответил. .
Во многих произведениях русской и зарубежной литературы XIX века отношения слуги и хозяина почти всегда изображались как дружеские, а иногда и идиллические. Враждебные отношения между слугой и барином впервые показал Н. В. Гоголь. Слуги открыто не возмущаются, не бунтуют, но и не любят своих господ, не помогают им. Хозяева больше не могут рассчитывать на преданность своих слуг.
Гоголевские лакеи открыто не критикуют своих господ, но могут позволить себе шутливое слово или прикинуться дураком, чтобы вывести из себя добропорядочного барина. В произведениях Гоголя господа изображены капризными детьми. В комедийных новеллах Гоголя чаще всего отношения между слугой и хозяином показаны в социальной среде.
В «Утре делового человека» и в «Судебном процессе» герои утром читают в основном бюрократические издания и календари. Они ищут одно и то же, т.е. кого наградили, кто получил более высокий чин.
Гоголь поместил Петербург, деревню и окрестности в комедийную новеллу «Тяжба». Эта маленькая комедия занимает особое место в творчестве Гоголя. Эта работа посвящена страшному для России явлению – судебным тяжбам. «Судебный процесс» — небольшая пьеса, подвергшаяся таким цензурным мытарствам, о которых не знали ни Ревизор, ни Брак.
В комедийных новеллах Гоголя есть признаки новых творческих манер. Например, в комедии «Осколок» Марья Александровна рассказывает сыну, как она обиделась в гостях у Рогожинского. Вот как это было: «Губомазова, дура такая, позавчера у Рогожинских что-то говорила, чтобы я слышал. А я сидел на третьем, передо мной была Софья Вотрушкова, княгиня Александрина, а я был за княгиней Александриной. Что, по-твоему, осмелилась сказать эта ничтожная женщина? Я очень хотел встать; и если бы не принцесса Александрина, я бы не знал, что бы я мог сделать. Она говорит: «Я очень рада, что гражданских не пускают на придворные балы. Я рада, говорит, что мой Алексей не носит этого противного фрака»… Такой противный подонок!..» И Марья Александровна собирается перевести сына с гражданской службы на военную, лишь бы она не похвастаться перед ней Алексеем Губомазовым. Из-за мнения Губомазовой могут разыгрываться драмы, ломаться человеческие судьбы. Трагизм человеческих судеб раскрывается в комизме мелкого существования.
Сцена Лакейская комната изображает праздность лакеев, делающих вид, что они заняты мыслями о доме, когда появляется хозяин. Гоголь удивительным образом передает неповторимый колорит, язык, манеру конкретной среды. Это придает особый комический эффект, ведь основной темой разговора в комнате для прислуги является барская тема – предстоящий бал. Мяч бросают вместе лакеи из разных домов. Аннушка, горничная из другого дома, прибегает поговорить с дворецким о бале. Разговор между ними совершенно светский. Болтовня о бале отражает пустую болтовню о балах и светских гостиных.
В маленьких комедиях Гоголя раскрывается комизм мелкого бытия, тем самым автор раскрывает трагедию человеческих судеб.
Заключение
Анализ особенностей комического в комедийных новеллах Николая Гоголя позволяет сделать вывод, что предметом обличения являются не только «социальные пороки» (коррупция чиновников, бюрократия и т.п.), но и неустроенность мира как целое. Комические приемы, используемые Гоголем, создают ощущение абсурда. Традиционные образы комедии – слуга и хозяин – обретают новые функции. В наши дни не угасает интерес к маленьким комедиям Николая Гоголя. В произведениях Гоголя раскрываются такие пороки, как лицемерие, лесть, подхалимство, жадность, зависть и др. Это нравственные проблемы человечества. Вопросы и проблемы, поднятые автором, остаются актуальными во все времена.
Ссылки
Долинин А. А. (2018). Кто сказал, что «Все мы из гоголевской «Шинели»?» Русс. Литер. Ж., 3, 163–170.
Гоголь Н.В. (1952). Полный комплект сочинений: 14 томов. Опубл. дом акад. наук. СССР.
Хашеми, О. (2017). Мифы символистов о Н. В. Гоголе (на материалах литературной критики рубежа XIX и XX веков) Мифы символистов о Н. В. Гоголе (на материалах литературной критики рубежа ХХ веков). Русь. Лит., 93–94, 153–198.
Манн, Ю. В. (2007). творчества Гоголя. Смысл и форма. Санкт-Петербург.
Падерина, Э. Г. (2011). Современные проблемы изучения драматургии Гоголя. В М. Н. Виролайнен и А. А. Карпов (ред.), Феномен Гоголя (стр. 574–589). Санкт-Петербург.
Putney, CR (2001). Acedia и Daemonium Meridianum в повести Николая Гоголя «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Русь. Лит., 49(3), 235–257.
Степанов Н.