Кем был иван сусанин википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

жена, дочь Антонида, сын Иван

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Дом в деревне Деревеньки,
стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным.

В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин.
а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.

23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П . Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.

25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”.

б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида, бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Фото Н. М. Бекаревича. 1895 г.

Деревня Деревеньки — родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора,

29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” “Собина, собинка ты моя!” – ласково приговаривала мать, и значило это: “Милый ты мой, родной!”[31] В литературе сусанинского зятя называют то Собининым, то Сабининым. Правильным, конечно, является написание “Собинин” – так пишется всегда в источниках XVII века. «>

в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки

Последнее название нужно считать за несомненно настоящее, так как в писцовые книги вносились данные после проверки их писцами лично на местах, а в грамоты, написанные дьяками в Москве и переписанные с малоразборчивых оригиналов, легко могли войти ошибочные наименования. Я не говорю уже о документах местного характера, писцам которых непростительно было не знать географического названия той местности, о которой идёт речь, а в них везде встречается название Деревеньки. За большую достоверность последнего чтения говорит и тот факт, что родина потомков Сусанина называется Деревеньками и в настоящее время”.32 Н.Н. Виноградов, наверное, прав, однако возможно и другое объяснение. Заметим, что впервые деревня названа “Деревнище” в 1619 году (повторение названия в грамоте 1633 года вызвано тем, что в тексте последней переписана значительная часть грамоты 1619 года), в более позднем документе – завещании Марфы Ивановны 1631 года – деревня названа “Деревеньки”. Вполне возможно, что здесь имеет место ошибка, о которой пишет Н.
Н. Виноградов, но возможно и то, что между 1619 и 1631 гг. произошло переименование деревни. Слово “деревнище” означает место, на котором была деревня33 (так же, как и городище – место, где был город, церковище – место, где была церковь, усадище – место где была усадьба и т.д.). Вполне возможно, что на этом месте когда-то была деревня, потом она исчезла и возродилась вновь под именем Деревнище. Затем по какой-то причине Деревнище могли переименовать в Деревеньки.»>г
, но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Село Спас-Хрипели. В центре — Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели

«>д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец.

Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.


Опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя): содержание, видео, интересные факты

М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

 

«Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» — первая русская национальная опера, созданная великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Получив всеобщее признание, она заслуженно вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Данное гениальное творение, самим автором охарактеризованное, как «отечественное героико-трагическое произведение», такую высокую оценку получило за глубину и силу художественного воздействия на зрителя. Это не случайно, ведь в основу сюжетной линии произведения было положено реальное историческое событие – героический подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина. Его жизненная драма стала выражением истинного патриотизма, любви и преданности Отчизне.

Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Иван Сусанин бас крестьянин из села Домнино
Антонида сопрано дочь Ивана Сусанина, невеста Богдана Собинина
Ваня контральто приёмный сын Ивана Сусанина
Богдан Собинин тенор ополченец, жених Антониды
Сигизмунд Третий бас король поляков

 

 

Краткое содержание оперы «Иван Сусанин» по либретто С. М. Городецкого

1 акт

Действие происходит в 1612 году в селе Домнино, расположенном близ города Костромы.

Жители поселения по доброму обычаю с хлебом и мёдом встречают народных ополченцев, вернувшихся с победой после сражения с польскими захватчиками, вероломно напавшими на Русь. Полные решимости воины обещают отстоять родную землю и прогнать врага. Народ поддерживает своих защитников, ведь всем незваным гостям на Руси не рады и их ждёт погибель. Все люди радуются, грустит только Антонида – дочь крестьянина Ивана Сусанина. Среди воинов нет её жениха, с которым девушка, мечтая о свадьбе, нетерпеливо дожидается встречи. Сусанин усмиряет свою дочь, ведь пока вражьи шайки грабят и жгут сёла, ни о какой свадьбе не может быть и речи.  Вдруг внимание всех собравшихся привлекает причалившая к берегу реки большая ладья. Из неё с дружинниками выходит суженый Антониды Богдан Собинин. Он сообщает народу отрадную весть: Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский по всей Руси собирают большое ополчение. Затем Богдан заводит разговор о свадьбе, но Сусанин не приклонен: пока враг топчет родную землю, о венчании не может быть и речи.

2 акт

Тронный зал старинного польского замка.

Король Сигизмунд III для польской знати устроил роскошный бал. Звучит полонез, а затем краковяк, вальс и мазурка. Вельможи расхваливают войну с Московией, ведь она обогащает шляхтичей. Несмотря на то, что они еще не победили, польская знать все равно радуется успехам армии на русских землях. Внезапно появляется гонец с плохой вестью: нижегородский мужик Минин собрал большое ополчение для борьбы против поляков. Празднество приостанавливается, гости начинают волноваться, однако самонадеянные рыцари успокаивают всех присутствующих: они Минину путь на Москву заградят, а самого мужика возьмут в плен. После таких хвастливых обещаний веселье возобновляется вновь.

3 акт

Изба Ивана Сусанина.

Ваня, приёмный сын Ивана Сусанина, мастерит копьё и поёт песню о том, как остался сиротой, но добрый человек взял его в свою семью и любит как родного. Вскоре приходит Сусанин и сообщает Ване, что ночью на их земле станом стало ополчение Минина. Юноша, услышав такую хорошую новость, рассказывает приёмному отцу о своей заветной мечте: быть воином и защищать Родину. Сусанин одобряет желание сына, но для этого ему нужно немного подрасти. Разговор Сусанина и Вани прерывает Антонида и пришедшие крестьяне, которые поздравляют хозяина дома с предстоящей свадьбой его дочери. Они желают добра и благоденствия молодым. С приходом Собинина любящий отец благословляет дочь и её жениха на счастливую совместную жизнь. Крестьяне уходят в лес на работу, а оставшиеся одни: Сусанин, Собинин, Ваня и Антонида радуются предстоящему семейному празднику. Собинин вскоре уходит, а Ваня слышит топот лошадей. В избу входят поляки и требуют, чтобы им указали, где находится ополчение Минина. Сусанин, встретив незваных гостей с лукавым радушием, пытается оттянуть время, но затем отвечая на зловещие угрозы, соглашается за вознаграждение указать шляхтичам дорогу. В действительности он замыслил отвести врагов в окружённую топкими болотами непроходимую глушь, а Ване тихонько велит быстрее скакать к Минину и предупредить о надвигающейся опасности. Поляки уводят Сусанина, а Антонида, упав на скамью горько рыдает. Вернувшийся Собинин, расспрашивает свою возлюбленную: «Что случилось?». Услышав ответ, он обещает ей поднять народ и пойти на выручку Ивану.

4 акт

Действие первой картины происходит в глухом лесу. Собинин, с отрядом, состоящим из вооружённых крестьян, стараются найти поляков, чтобы, разгромив их, спасти Ивана Сусанина.

Вторая картина переносит зрителей к монастырским стенам. Там Ваня, загнав коня, старается достучаться в двери монастырской обители. Когда ворота открылись, он рассказывает, что его отец обманом повёл шляхтичей в лесную глушь и просит сообщить Минину, что поляки близко. Юноша призывает окружить и разбить врага, чтобы спасти отца.

Третья картина акта происходит в непроходимом лесу. Шляхи, измученные скитаниями по лесу, проклинают своего проводника. Выйдя на прогалину, они решают в этом месте отдохнуть. Поляки разводят костёр и вокруг него устраиваются на ночлег. Сусанин, оставшись один, в своём воображении обращается к Богу. Скорбно размышляя, он просит Всевышнего укрепить и дать силы в тяжёлый предсмертный час. Затем Сусанин вспоминает своих детей и мысленно прощается с ними.  Усиливающаяся буря будит поляков, которые наконец-то понимают, что проводник их обманул и ложным путём завёл в неведомую глушь. Поляки в ярости убивают Сусанина.

Эпилог

На Красной площади празднично одетый народ празднует победу над врагом. Все радуются, кроме Антониды, Вани и Богдана Собинина. Один из воинов, проходящего мимо отряда, задаёт вопрос: почему они так грустны. Все трое подробно рассказывают, как спасая Отчизну героически погиб их отец Иван Сусанин. Люди, услышав про подвиг простого крестьянина, прославляют героя и народ Руси, одержавших победу над жестоким врагом.

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
40 мин. 25 мин. 55 мин. 55 мин.

 

 

 

 

Интересные факты

  • Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
  • Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» — такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия — «Смерть за царя».
  • Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.
  • Существует два варианта либретто музыкальной драмы об Иване Сусанине. Первый с названием «Жизнь за царя» барона Георгия Розена, второй с заглавием «Иван Сусанин» Сергея Городецкого. Эту редакцию использовали в постановках во времена СССР.
  • Капельмейстер Катерино Кавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на громкие событии 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.
  • Несмотря на такую ошеломляющую реакцию публики на премьеру «Жизни за царя», второе оперное произведение Глинки «Руслан и Людмила» потерпело крах. Император акцентированно вышел из зала, не досмотрев постановку до конца.

  • Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
  • Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
  • Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня стал комсомольцем. Интересно, что враги-поляки сохранились, так как и в конце 10-ых годов шли военные действия с Польшей. Гимн в финале «Славься, славься, ты Русь моя» превратился в «Славься, Славься, советский строй». Но такая вариация оперы не очень понравилась зрителю, поэтому данная редакция не имела популярности.
  • В один и тот же день на одном и том же месте всего лишь с разницей в 6 лет были поставлены две оперы М.И. Глинки. (Петербургский Большой театр, оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в 27.11.1836 и 27.11.1842 по новому времяисчислению).

  • У Михаила Ивановича Глинки было два любимых ученика Осип Петров и Анна Воробьева (в будущем, ставшая Петровой-Воробьевой). Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.
  • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
  • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

 

Популярные арии и номера из оперы «Иван Сусанин»

Каватина и рондо Антониды из 1 действия «Ах поле, поле ты мое» (слушать)

Песня Вани из 3 действия «Как мать убили…» (слушать)

Романс Антониды из 3 действия «Не о том скорблю подруженьки» (слушать)

Сцена Сусанина с поляками из 3 действия «Велик и свят наш край родной» (слушать)

Речитатив и ария Вани из 4 действия «Бедный конь» (слушать)

Финальный хор «Славься» (слушать)

 

Музыка

Иван Сусанин – это первая отечественная опера, отличающаяся драматическим и музыкальным единством. В основе сюжета данного произведения лежит противостояние русского народа и польских захватчиков. Данный конфликт автор раскрывает, сопоставляя музыкальный материал, основанный на русских народно-песенных мотивах и ритмованных танцах поляков. Непрерывно развиваясь, тематическая ткань претерпевает постоянное трансформирование, что связано с беспрестанной драматизацией сюжета и указывает на использовании автором в опере принципов симфонического развития. Помимо этого, композитор отказался в опере от разговорного диалога, заменив его на распевный речитатив.

Оперу «Иван Сусанин» открывает увертюра. В её величественном вступлении, а затем и во взволнованном и динамичном основном разделе Глинка настраивает зрителя на драматические события, которые далее разворачиваются в опере.

Первый акт произведения представляет не только целостный образ русского народа, но и главных героев. Так в хоре «Страха не страшусь» композитор выражает духовную силу и сплочённость русичей в их решимости защищать Отчизну. Затем композитор рисует музыкальный портрет Антониды – дочери Ивана Сусанина. Её нежность, искренность, душевная простота и грациозность отображены в лирической каватине и оживлённом рондо «Ах ты, поле, поле». Далее речитативом «Что гадать о свадьбе композитор представляет главного персонажа оперы, национального героя Ивана Сусанина. Жениха Антониды Богдана Собинина автор характеризует удалой песней «Эх, когда же с поля чести», а также хоровой композицией «После битвы молодецкой», в которой он является запевалой.

Второй акт оперы, обобщённо характеризуя поляков, представлен в виде большой и эффектной танцевальной сюиты, состоящей из украшенного женским хором воинственного полонеза, темпераментного краковяка, лирического вальса и мазурки, бравурный мотив которой в дальнейшем становится лейтмотивом вражеского стана.   

Третий акт разделён на два раздела. В первой части представлена умиротворённая картина, в которой господствует настроение покоя. Изначально она представлена душевной песней приёмного сынишки Ивана Сусанина Вани «Как мать убили», однако высшее выражение благоденствия проявляется в квартете Сусанина, Собинина, Антониды и Вани. Затем, в процессе развития музыкального материала, вырисовывается «тема семейного счастья», которая впоследствии в опере будет играть значимую роль.

Далее настроение безмятежности прерывает вторжение поляков. Музыка наполняется напряжённым драматизмом. Интонации полонеза и мазурки вступают в конфликт с «темой семейного счастья». Здесь же в ответах полякам: «Страха не страшусь, смерти не боюсь», музыкальный образ Сусанина – патриота представлен композитором во всём объёме. Следом, после того, как поляки увели Сусанина, напряжённость продолжает оставаться и Антонида, горюя за судьбу любимого отца, все свои чувства передаёт в романсе «Не о том скорблю подруженьки».

В третьей картине четвёртого акте происходит трагическая кульминация всего произведения — это сцена с поляками, в которой решается судьба главного героя. Короткий речитатив «Чуют правду враги» и ария «Ты придёшь, моя заря» отображают мужество и твёрдость духа Сусанина, жертвующего своей жизнью ради Родины.

Опера завершается грандиозным эпилогом, представляющем картину народного празднества на Красной площади в Москве. Венчает финал хор «Славься» в исполнении трёх хоров и двух оркестров в сопровождении колоколов. Данная композиция ярко воплощает героический образ народа – победителя, одержавшего победу над коварным врагом.

 

История создания

Стоит отметить, что первая написанная опера «Иван Сусанин» принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось «Опера комик» — это французский стиль, где музыкальная и речитативная часть занимают одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса Иван Сусанин остается жив.

На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее… Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского «Марьина роща», но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера «Жизнь за царя». Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу Василий Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! Одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».

 

Постановки

1836 — этот год стал знаменательным для русского вокального искусства. В этом году состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя». 27 ноября (по новому календарю) Петербург смог оценить первую русскую оперу в Большом театре города. Первыми исполнителями стали такие оперные певцы, как: Мария Степанова, Лев Леонов, Осип Петров и Анна Воробьева, первый дирижер — Катерино Кавос.

Прошла революция 1917 года, в СССР музыкальная драма долго не ставилась. Либретто хотели изменить, подстроить под историю революции, но успех такого варианта не постиг. Впоследствии поэт Сергей Городецкий спас эту печальную ситуацию, переписав либретто Георгия Розена, на «советский» лад. В 1939 году состоялась новая постановка, дирижером был Самуил Самосуд, а режиссер — Борис Мордвинов.

В Большом театре с 1945 года появилась ежегодная традиция — оперная постановка «Иван Сусанин» открывал сезон очень длительное время. Партия Ивана Сусанина исполнялась такими великими басами, как: Максимом Михайловым, Иваном Петровым, Александром Ведерниковым и Евгением Нестеренко.
На Российских сценах опера пользовалась и пользуется популярностью до нынешних дней. Были попытки ставить оперу по первоначальному либретто, но такие постановки не приживались.

Самая знаменитая постановка «Ивана Сусанина» за рубежом была в театре Ла Скала (город Милан). Федор Шаляпин в роли Иван Сусанина покорил итальянских слушателей.

Опера «Жизнь за царя» — великое произведение, которое заслуживает всех тех похвал и восхищений, упоминающих о ней. Это гуманистическое, истинно русское и патриотичное произведение Глинки сделало Ивана Сусанина очень знаменитым в нашей стране, и, благодаря опере, его образ стал бессмертным.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


М. И. Глинка «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

Жизнь за царя

Акт I
Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня счастливо живут среди близких друзей и семьи в отдаленном уголке России. Антонида ждет возвращения своего жениха Богдана Собинина из борьбы с врагами. Собинин приносит радостную весть о победах России и просит Сусанина больше не откладывать женитьбу на Антониде. Но Сусанин считает, что время для торжеств и счастья неподходящее: покоя нет и будущее неопределенно. Только известие о том, что есть молодой царь, будоражит народ и дает Сусанину и его семье надежду на будущее.

Акт II
Враги собираются на пир в великолепном зале. Все ждут легкой победы. Приходят новости о юном царе, и пир заканчивается. Принимается решение послать отряд и захватить Царя.

Акт III
Семья Сусаниных предвкушает счастливое будущее с подготовкой к свадьбе и приездом гостей. Красота и уединенность их жизни внезапно нарушается прибытием чужеземного отряда. Их уговоры, угрозы, шантаж и подкуп раскрывают Сусанину их темный план – они намерены обнаружить тайный тайник царя. Тогда Сусанин принимает смелое решение: он уйдет с врагами. Но поведет он их не к Царю, а вглубь непроходимого леса.
В отчаянии из-за отъезда отца Антониду не трогают ни приезд друзей, ни обещание жениха найти отца. Собинин собирает крестьян, и они отправляются вслед за Сусаниным.

Акт IV
Ночь. Собинин пытается следовать за врагами и Сусаниным, но метель заметает их следы.
Ване удается передать опасность, грозящую Царю – на рассвете враги обнаружат предательство Сусанина и найдут истинный путь, ведущий к Царю. Все готовятся защищаться.
Вражеский отряд, ведомый по ложному следу через непроходимый лес, в изнеможении падает. Только у Сусанина есть силы идти дальше. Зная, что смерть близка, он с мужеством вспоминает всю свою семью и прощается с ними. Враги начинают понимать свою позицию и требуют объяснений от Сусанина. Сусанин признается в своем отчаянном решении пожертвовать собой. Понимая, что смерть неизбежна, враги в ярости убивают Сусанина.

Эпилог
Глубоко оплакивая потерю Сусанина, его семья прибывает на праздник, посвященный спасению молодого царя.

Жизнь за царя не первая опера, созданная в России, но это первая русская опера. Это не каламбур, а суть того поворота, который произошел в истории русской музыки после премьеры этого оперного шедевра 27 ноября 1836 года в Большом (Каменном) театре (ныне на этом месте находится здание Санкт-Петербургской консерватории). Оперы писались русскими композиторами задолго до Глинки: Авария кареты Василия Пашкевича, Мельник, который был волшебником, мошенником и сватом Михаила Соколовского и Новгородский герой Боеслаевич и Ямщики на конном посту Евстигнея Фомина. Но даже русские сюжеты и робкий и просвещенный пафос этой деятельности не смогли лишить оперный жанр его статуса импортного произведения, где все — и драматургия, и музыкальный язык, и манера пения — оставались верными «рафинированным» итальянским рамкам. Более того, в 18 -й век опера оставалась развлечением для высшего общества.

19-й -й век был другим делом. Россия вступила в 19 -й -й век как крупная европейская держава, подтвердив свой новый статус, освободив Европу от наполеоновской экспансии. Великая сила требовала большого искусства. Для России пришло время заявить о себе не только экономическим ростом и победами в конфликтах и ​​политике. Пришло время популяризировать русское искусство, под которым подразумевалось не просто искусство, произведенное в России, а именно русское искусство, одновременно оригинальное и имеющее европейское значение.

Все это, без сомнения, чувствовал и Михаил Глинка, когда искал сюжет для своей «большой драматической оперы». История подвига простого костромского крестьянина, пожертвовавшего собой ради спасения жизни юного царя Михаила Федоровича и спасения России от иноземных захватчиков, как нельзя лучше подходила для экспансивной и героически-патриотической драмы; в сюжете есть война, есть любовь, есть сцены народной жизни и есть контрастный образ культуры захватчиков. В сюжете для современников неожиданно было увидеть, что орудием победы на войне были не таланты коронованного военачальника, а смелость провинциального простолюдина. В конечном итоге публику потряс тот мир, который Глинка вывел на сцену Императорского театра, — крестьянский быт, портреты простых людей и поэзия русского быта. И соответствующий музыкальный язык: русские народные напевы, разнозвучное хоровое многоголосье и православные молитвы. Народные герои и народная музыка опустились до забавных пасторальных сценок, но никак не допускались в серьезной музыкальной драме, на сцене воплощающей идею и дух триады «Православие, Самодержавие и Народность», только недавно принятой в качестве основы. оружие защиты национальной идеи: гибнет народная героиня Сусанина, спасая не только русского самодержца, но и русское православие от католиков иного вероисповедания.

В новой постановке Жизнь за царя (2004) Мариинский театр обратился к оригинальной версии оперы на либретто барона Розена. Целые поколения зрителей привыкли к « Ивану Сусанину » Сергея Городецкого, в котором идеологические акценты и мотивация действий персонажей перемешаны и адаптированы к концептуальным рамкам советской оперы. Оригинальное либретто возвращает в оперу Самодержавие и Православие — составляющие знаменитой триады, в которой, по словам режиссера и художника-постановщика Дмитрия Чернякова, «познала себя русская совесть». Вот почему Глинка Жизнь за царя стал «верным выражением в вечном сознании русской души и русской судьбы» (Дмитрий Черняков). Владимир Раннев

Постановка на средства Фонда друзей Мариинских театров (Германия)

Мировая премьера: 27 ноября 1836 г., Большой (Каменный) театр
Премьера в Мариинском театре: 2 октября 1860 г. (на открытии Мариинского Театр)
Премьера постановки: 30 мая 2004 г.

Продолжительность: 4 часа 05 минут
Спектакль в двух антрактах

Знакомство с Костромой — Путеводитель по России

Tweet

Очарование старинного торгового города осталось в Костроме, и ее особое расположение, прямо на берегу такой большой реки придает ей особый свет.

 

Кострома — центр Костромской области, расположенный в 350 км к северо-востоку от Москвы. Он был основан в 1152 году на месте впадения реки Костромы в Волгу. Как и любой пригород города с 300 000 жителей, окраина Котромы угрюма и сера. Однако приближаясь к старинному центру города, ощущения иные: переходя мост, идущий от вокзала, открываешь для себя более старую часть Костромы, прямо на берегу большой реки Волги.

 

История Костромы

 

Кострома была основана в 1152 г. на слиянии рек Волги и Костромы Юрием Долгоруким (он же основал и Москву) для закрепления северо-восточной части своего Ростово-Костромского княжества .

Много раз Кострома была полностью опустошена. В начале 13 века Кострома была сожжена из-за ссоры между русскими князьями, которые не смогли разделить страну, в 1238 году вторглись татары и разграбили город, в 1318 году московские князья снова разграбили Кострому, в 1375 году город был захвачен речные разбойники, пришедшие из Новгорода и разграбившие город.

К концу 17 века Кострома стала третьим по величине городом России после Москвы и Ярославля. Он перестал быть значительным фортом и стал важным культурным и торговым центром. Кострома была одним из первых городов, где начали изготавливать сукна и полотна для русского флота.

 

До конца 18 века центр Костромы состоял в основном из деревянных домов. В 1773 году в городе случился опустошительный пожар, во время которого были уничтожены почти все деревянные постройки и сооружения.

 

Итак, в 1781 году российская императрица Екатерина II издала указ о восстановлении и перестройке Костромы. Процесс строительства нового города и восстановления занял не одно десятилетие, в результате были построены новые церкви, торговые места и дома.

 

Сегодня Кострома — это красивый и спокойный провинциальный город на реке Волге, с сохранившимся историческим центром. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, лесное хозяйство и текстильная промышленность.

 

Чем знаменита Кострома?

Кострома – истинно русский город, хранящий глубокие исторические и религиозные корни русской культуры. Этот город много упоминается в книгах по истории России, так как был важным стратегическим пунктом во время различных войн и разделов территорий. Это также место, откуда берут свое начало известные национальные легенды и истории.

Прежде всего, это «колыбель дома Романовых», ибо здесь был помазан на царство первый царь Михаил Федорович Романов. Царь тоже жил с матерью в селе под Костромой, пока не кончились Смутные времена.

Кострома известна как родина Ивана Сусанина, национального героя России Смутного времени. Когда в 1613 году польские войска вторглись в Кострому, чтобы убить царскую семью, крестьянин Сусанин указал им неверный путь, ведущий в заболоченный лес, и спас царю жизнь, пожертвовав собой.


Этот бесплатный независимый путеводитель по России существует благодаря комиссии, которую мы получаем, когда вы заказываете эти проверенные сторонние услуги или покупаете нашу книгу. Пожалуйста, поддержите нас!

Russian Visa

Билеты на поезда

РУКОВОДСТВО

Отели

Аренда автомобилей

Страхование для путешествий

11111

.

Точных фактов об этой истории нет, но она стала известной легендой русского патриотизма, сделав Сусанина символом верности Родине («Родине»). В русском языке есть и ироническое выражение, где Сусанин – это человек, который ведет куда-то, говоря, что знает дорогу, но в итоге оказывается, что не знает.

Костома также является домом для Снегурочки («Снегурочки»), известной героини русского фольклора и внучки Деда Мороза (так называемый русский Дед Мороз). Образ Снегурочки появляется в творчестве многих русских художников — известный русский писатель А.Островский написал в 1873 году пьесу «Снегурочка», которая легла в основу сюжета оперы «Снегурочка. Весенняя сказка» Н. Римский-Корсаков.

В конце 19 века Снегурочка была связана с празднованием Рождества и являлась фигуркой для украшения елок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *