Кем был гоголь: Краткая биография Гоголя, самое главное, интересные факты творчества Николая Васильевича всем классам

Гоголь – биография и творчество

Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого, гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями. (См. статью Детство Гоголя.)

См также: Гоголь – биография для школьников, Гоголь – хронология жизни.

Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина, устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

 

Гоголь. Биография. Иллюстрированная аудиокнига

 

Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого.

Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», а затем «Нос», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» (в первой редакции), «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели» и «Записок сумасшедшего», – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора», – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

 

Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

 

Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

 

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский, «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова.

Белинский, Собрание сочинений.

 

Русский или украинец? Кем по национальности был Николай Гоголь, его настоящая фамилия — Книги: читаем и обсуждаем! — 23 марта — 43470866388

Одна из самых ярких тем для споров в русской литературе — вопрос о происхождении великого писателя Николая Гоголя. Давайте вместе разберемся в его национальных корнях.

КОРОТКО О НИКОЛАЕ ГОГОЛЕ

Один из самых знаменитых отечественных писателей, звезда золотого века русской литературы. Автор таких бессмертных произведений как «Вечера на Хуторе близ Диканьки» , «Ревизор» , «Вий» , «Тарас Бульба» и множества других. Короче, имя Николая Гоголя знает любой мой читатель, у которого в школе было больше двойки по литературе.

 

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ

Гоголь появился на свет в Сорочинцах, в Малороссии. Настоящая фамилия его предков по отцу польская, шляхетская — Яновский. Но отец Николая Васильевича добавил к фамилии Яновский еще и фамилию Гоголь, дабы указать на свое будто бы имевшееся происхождения от знаменитого запорожского казака, гетмана Остапа Гоголя.

А Николай Гоголь-Яновский уже в молодости откинул это самое Яновский — по одной из версий, из-за начала в Польше антирусского восстания 1830-х годов.

Кстати, истинное значение слова «гоголь» ныне уже почти забыто — его затмил великий классик. На самом деле, «гоголь» — небольшая утка. В русском языке осталось лишь выражение — ходит гоголем, т.е вразвалочку. Но многие наши современники почему-то полагают, что названный так человек ходит, как тот самый автор «Тараса Бульбы» . 🙂

Тот самый птица-гоголь

Мама Николая Гоголя — Мария Ивановна Косяровская, дочь дворян Ивана Матвеевича Косяровского и Марии Ильиничны Шостак. Родом с Орловщины, имеет русские, украинские и польские корни.

 

 

***

Известный наш философ Николай Бердяев называл Гоголя «самым загадочным и самым мистическим русским писателем». Достоверно известно, что Николай Васильевич, помимо русского и французского, владел и украинским языком. Но все свои произведения написаны Николаем Васильевичем на русском, пусть даже и с вкраплением малороссийского наречия (например, в эпиграфах).

Известен лишь один-единственный полноценный текст Гоголя на украинском языке. Это — короткая записка, адресованная им Юзефу Богдану Залесскому.

А что же сам о себе говорил великий писатель? В анналах писем классика можно отыскать ответ и на этот вопрос.

ИТОГО

В общем, родившийся в Малороссии знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь имеет русские, польские, украинские (малороссийские корни). Однако сам себя считал равномерно и русским, и украинцем. Говорил и писал на русском языке, хотя знал и украинскую мову.

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница недоступна

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Викторина «Страшные истории По»

22 картины, которые стоит увидеть в Гамбурге

«Экономическая война» Иди Амина стала жертвой как африканцев, так и азиатов Уганды 

Nikolay Gogol — IMDB

Back
  • Биография
  • Награды
  • ПРИБОВАЯ

IMDBPRO

ПРИПРЕДА на

OVER (4). Родился

31 марта 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии, Российская империя [ныне Великие Сорочинцы, Полтавская область, Украина]

  • Died

    March 4, 1852 in Moscow, Russian Empire [now Russia] (self-inflicted starvation)

  • Birth name

    Nikolay Vasilyevich Yanovskiy

  • Nickname
    • Mykola
  • Mini Bio

      • Николай (Микола) Гоголь был русским юмористом, драматургом и писателем украинского происхождения. Его предки носили фамилию Гоголь-Яновский и претендовали на принадлежавший к высшему сословию польской шляхты. отец Гоголя, Украинский писатель, живущий в своем старом родовом поместье, имел еще пятерых дети. Он умер, когда Гоголю было 15 лет. Юный Гоголь любил драматический класс в своей средней школе в Нежине, Украина. Он был сильно под влиянием его религиозной матери, а также чарующей красоты украинского фольклора. Он также называл себя «вольным казаком».

        В 18 лет Гоголь переехал в Петербург, стал студентом, а позже профессор истории Санкт-Петербургского университета. Его короткий рассказы, действие которых происходит в Петербурге, имели успех. Его пьеса «Ревизор». (1836, Ревизор) состоялась премьера в Санкт-Петербурге. присутствовал царь Николай I. Но это также сделало его многими могущественными врагов, ненавидевших его сатиру на развращенное российское общество. Это был его друг Александр Пушкин, подсказавший ему тему для «Ревизора». Пушкин также предложил основную идею «Мертвых душ» (1842 г.), горькую сатирический рассказ о мошеннике, скупавшем у различных жадных землевладельцев для схемы уклонения от уплаты налогов. В другом своем известном в рассказе «Шинель» (1842, «Шинель») бедный приказчик запуган как ворами и правительством.

        Недовольство Гоголя против рабства и социальная несправедливость в России доставляла ему неприятности. Он сбежал в Европе на 12 лет, ненадолго вернувшись в Россию, чтобы опубликовать 1-й часть «Мертвых душ».

        Его религиозные убеждения использовались подконтрольной государству православной церковью. возложить на него вину и помешать его литературной работе. В 1848 году совершил паломничество в Иерусалим. По возвращении в Россию, он поселился в Москве, где попал под контроль фанатичных Православный священник Константиновский, требовавший, чтобы Гоголь перестал писать и уничтожить рукопись 2-й части «Мертвых душ». Разорван его внутренний конфликт с чувством вины и нахождение под давлением со стороны фанатичный священник, Гоголь сжег свою рукопись. Он умер девять дней спустя в боли без еды в последние дни. В 1931 раскопок его могилы, его тело было найдено лежащим лицом вниз, что вызвало подозрение, что Гоголя похоронили заживо.

        Его стиль включает в себя элементы фантастики и гротеска, с вкус к мрачному и абсурдному, следуя традиции Э. Т.А. Хоффманн. Федор Достоевский провозгласил: «Мы все вышли из-под его шинели». имея в виду влияние Гоголя на русских писателей. Иногда сравнивают с Францем Кафкой у Гоголя были такие последователи, как Евгений Замятин, Владимир Набоков и Михаил Александрович Булгаков.

        — Мини-биография IMDb Автор: Стив Шелохонов

      • В Советском Союзе считался отцом русского реализма; сейчас большинство сочло бы его отцом сюрреализма (набоковской книга о Гоголе оказала влияние в этом отношении).

      • Группа Gogol Bordello названа в честь Николая Гоголя.

      • Родившись с фамилией Яновский, он использовал фамилию Гоголь потому, что его дед взял это имя, чтобы иметь возможность претендовать на дворянское казачье происхождение.

      Quotes

      • Этот джентльмен явно принадлежал к категории людей, которые хотят, чтобы правительство вмешивалось во все, даже в их ежедневные ссоры с женами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *