15 апреля – 570 лет Леонардо да Винчи (1452–1519)
15 апреля – 570 лет со дня рождения итальянского художника, мыслителя и ученого Леонардо да Винчи (1452–1519)
Перечислять все, кем был Леонардо да Винчи, можно долго. Он архитектор, художник, скульптор, ученый, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, музыкант, писатель, философ – одним словом, он признанный гений эпохи Возрождения.
Сегодня мы хотим поговорить о его самой знаменитой картине «Мона Лоза», или «Джоконда» (итал. Mona Lisa, La Gioconda), полное название – «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»). Точная дата написания неизвестна (по некоторым сведениям, написана между 1503 и 1505 годами). Ныне хранится в Лувре.
На картине изображена женщина в темной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю.
Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям – атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Зеленое платье в тонких сборках, с желтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повернута.
Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у нее выбриты брови и волосы на верхушке лба.
Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, которая выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окруженным снежными горами.
Загадочная улыбка Моны Лизы завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи – вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном – в ней есть нечто таинственное и притягательное.
В чем же секрет Джоконды? Прежде всего в том, кто на ней изображен. Версий относительно этого множество.
Одной из самых распространенных версий является то, что на картине на Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Он в 1495 году женился в третий раз на молодой неаполитанке из знатной семьи Герардини – Лизе Герардини.
Между тем есть много других предположений, кто это мог быть, а именно:
Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца.
Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская.
Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника – «Дамы с горностаем»).
Констанца д’Авалос, которая также имела прозвище «Веселая», то есть La Gioconda по-итальянски. Вентури в 1925 году предположил, что «Джоконда» – портрет герцогини Костанцы д’Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
Пачифика Брандано – другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи. (По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий).
Изабела Галанда.
Просто идеальная женщина.
Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо).
Сам Леонардо да Винчи (автопортрет).
Тем не менее версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение.
Ученые из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо – Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае ученые, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.
Кстати, 31 марта 2022 года в читальном зале Российской государственной библиотеки для слепых прошла презентация нескольких масштабных проектов Леонардо да Винчи: эксклюзивных плакатов-постеров, выполненных в рамках международного конкурса, посвященного юбилею великого мастера «Гений, неподвластный времени!», 3D-моделей, выполненных Музеем-мастерской 3 DaVinci в рамках проекта РГБС «Библиотека тактильных образов», а также состоялась премьера инклюзивного аудиоспектакля «ВИЖУ», посвященного Леонардо да Винчи.
15 апреля 2022
Леонардо Да Винчи — краткая биография
Полное имя: | Леонардо ди сер Пьеро да Винчи |
Дата рождения: | 15 апреля 1452 г. |
Место рождения: | Анкиано, Италия |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Художник, изобретатель, ученый, музыкант |
Дата смерти: | 5 мая 1519 г. (67 лет) |
Содержание:
- Детство и юность
- Краткая биография
- Личная жизнь
- Итоги жизни
Детство и юность
Один из самых известных итальянских художников и изобретателей эпохи Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи, родился 15.04.1452, о чём его дед, Антонио да Винчи, сделал запись в своём дневнике, указав даже время рождения внука – 3 часа ночи (22.30 на современный манер). Местом его рождения стало небольшое село рядом с городком Винчи в окрестностях Флоренции.
Отцом будущего художника был Пьеро – известный в городе нотариус. А матерью стала простая крестьянка по имени Катерина. Вскоре Пьеро женился на девушке из знатной и состоятельной семьи, но детей в этом браке не было. Сначала маленький Леонардо жил у матери, а когда мальчику исполнилось 3 года, его забрал к себе отец.
Мачеха Леонардо умерла во время родов, когда тому было 13 лет. Отец женился вновь. Всего Пьеро да Винчи был женат 4 раза и имел 12 детей. Прожил он довольно долго по тем временам – 77 лет.
Отец хотел, чтобы Леонардо продолжил семейное дело и стал юристом, но у юноши рано проявились склонности и талант к рисованию.
Молодой Леонардо (автопортрет)
Краткая биография
- В 1466 г. во Флоренции Леонардо поступает в мастерскую художника Андреа дель Верроккьо в качестве подручного.
Молодой подмастерье обучался вместе с Перуджино, Аньоло ди Поло и пр., познакомился с Сандро Боттичелли, Гирландайо и другими известными мастерами. Помимо рисования он изучал черчение, скульптуру, моделирование, гуманитарные науки и приобретал важные технические навыки.
- В 1473 г. Гильдией Святого Луки Леонардо да Винчи была присвоена квалификация мастера.
- Примерно в 1475 г. Верроккьо совместно со своим учеником закончил работу над картиной «Крещение Христа» для бенедиктинского монастыря. Леонардо мастер доверил написать на картине одного из ангелов, и тот справился настолько великолепно, что превзошёл своего учителя. После этого Верроккьо перестал заниматься живописью.
- Ещё работая в мастерской Верроккьо, примерно в 1472-1475 гг., молодой художник создаёт одну из первых своих картин – «Благовещение».
- В 1476 г. у Леонардо появляется собственная мастерская во Флоренции.
- В 1481 г. художник получил первый большой заказ – монахи-августинцы из монастыря Сан Донато в Скопето попросили Леонардо написать алтарный образ «Поклонение волхвов».
Картина осталась незаконченной, т.к. через год мастер вынужден был уехать, и монахи, не став дожидаться его возвращения, обратились к другому мастеру.
- В 1482 г. по просьбе Лоренцо Медичи Леонардо отправился в Милан к герцогу Лодовико Сфорца в качестве придворного инженера. Лодовико заказал да Винчи статую, посвящённую своему отцу, Франческо Сфорца. Она должна была стать самой большой конной статуей в мире. Глиняную модель для этой статуи Леонардо выполнил в 1490 г.
- В 1483 г. художник приступил к картине «Мадонна в скалах».
- В 1489-1490 гг. была написана картина «Дама с горностаем».
- Также в 1490 г. Леонардо выполнил свой знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Это была иллюстрация для книги об античном римском архитекторе Витрувие.
- В 1490-1491 гг. для правителей Милана художник написал картину
- С 1495 по 1498 гг. мастер работает над фреской «Тайная вечеря» в миланском доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Фреска расположена на задней стене в монастырской трапезной.
- В 1499 г. Леонардо уезжает из Милана, т.к. город захватывают французы.
- В 1502-1503 гг. возвращается во Флоренцию, служит придворным архитектором у Чезаре Борджиа.
- Во Флоренции художнику заказывают написать батальную сцену на стене во дворце Синьории. Темой фрески Леонардо выбрал сражение при Ангиари. Примечательно, что противоположную стену должен был расписывать Микеланджело. Оба мастера представили на суд публики подготовительные картоны, которые произвели сильнейшее впечатление, это были шедевры. По ряду причин фреска Леонардо не была закончена и в дальнейшем не сохранилась, а Микеланджело к самой росписи так и не приступил.
- В период между 1503 и 1505 гг. Леонардо да Винчи создаёт свою самую известную картину – «Мона Лиза».
- В 1506 г. художник снова прибывает в Милан и поступает на службу к французскому королю. В этот период маэстро изучает строение глаза человека, создаёт эскизы для памятника Джакомо Тривульцио.
- В 1512 г. Леонардо приезжает в Рим, где проводит 4 года. Ему покровительствует папа Лев X (Джованни Медичи).
- В 1513-1516 гг. маэстро работает над картиной «Иоанн Креститель».
- В 1516 г. художник вместе со своим учеником Франческо Мельци по приглашению французского короля Франциска I уезжает во Францию и поселяется в замке
- 5 мая 1519 г. в возрасте 67 лет Леонардо да Винчи скончался.
Леонардо Да Винчи
Личная жизнь
Точных сведений о личной жизни гениально живописца нет, он не афишировал эту часть своей жизни. Женат Леонардо да Винчи не был. Есть версия, что у художника был роман с Чечилией Галлерани – моделью для картины «Дама с горностаем».
«Дама с горностаем»
Ряд исследователей предполагает, что Леонардо был неравнодушен к юношам и состоял в интимных отношениях со своими учениками, в частности с Салаи (ученик Леонардо, который позировал для картин «Вакх» и «Иоанн Креститель»).
«Вакх»
По другой версии художник вообще не интересовался этой стороной жизни и не имел близких отношений ни с кем.
Итоги жизни
Леонардо да Винчи был не только гениальным живописцем, но и инженером, и учёным. Всю свою жизнь он изучал природу во всех её проявлениях, пытался сконструировать летательный аппарат, создал первую схему телескопа, придумал колесцовый замок для пистолета, изучал анатомию человека, делая точные и подробные зарисовки и заметки. Также Леонардо приписывают изобретение парашюта, велосипеда, танка, прожектора, катапульты и многого другого.
Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи неоценим. Благодаря его открытиям в области перспективы, изображения пейзажа, анатомии, колорита, живописное искусство сделало серьёзный скачок на качественно новый уровень.
Леонардо да Винчи | Artble.com
- Полное название:
- Leonardo di Ser Piero da Vinci
- Дата рождения:
- 16 апреля 1452
- Дата смерти:
- 02 мая 1519
- Фокуса:
- . Материалы:
- Масло, Темпера, Дерево, Другое
- Предметы:
- Рисунок, Пейзаж
- Искусство Направление:
Ренессанс
- Флоренция Родной город:
0031
- Содержание Леонардо да Винчи
- ВВЕДЕНИЕ
- Биография
- Стиль и техника
- ВОЗ ИЛИ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕДЕЛИ.
Флоренция
Крещение Христа
Андреа дель Верроккьо
Богородица в скалах
Леонардо да Винчи
Франческо Мельци
Милан
Ранние годы:
Леонардо да Винчи родился 15 апреля, область Винчи, Италия, в. Незаконнорожденный сын мессера Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, богатого флорентийского законного представителя, и Катерины, крестьянки, Леонардо не имел фамилии — «да Винчи» означает просто «из Винчи».
Существует мало информации о молодости Леонардо, но известно, что его родители разошлись, и он жил с обоими. Его мать снова вышла замуж, и у обоих родителей были дети от своих партнеров, то есть у Леонардо было в общей сложности 17 сводных братьев и сестер.
Выросший в доме своего отца Винчи, Леонардо был погружен в традиции городской живописи, и в возрасте 15 лет он поступил в ученики к Андреа дель Верроккьо, чья мастерская пользовалась особым уважением во Флоренции. Среди других известных художников, которые посетили его, были Боттичелли, Перуджино, Доменико Гирландайо и Лоренцо ди Креди.
Вазари утверждает, что Леонардо блистал как ученик и часто помогал своему учителю с его заказами, особенно с Крещением Христа. Да Винчи было поручено нарисовать молодого ангела, держащего мантию Иисуса, и Вазари утверждает, что его работа настолько превзошла работу его учителя, что Верроккьо поклялся никогда больше не рисовать.
К двадцати годам Леонардо получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки, союза художников и врачей. Его отец открыл для него мастерскую, но он продолжал рисовать с Верроккьо, их явно связывала тесная связь. Первой признанной работой Леонардо является рисунок долины Арно пером и тушью, который он закончил 5 августа 1473 года.
Леонардо провел следующие десять лет, работая во Флоренции. Немногие из его картин этого периода сохранились, но он создал несколько рисунков, которые продемонстрировали его большой интерес к другим дисциплинам, таким как анатомия, геометрия и инженерия.
Через десять лет он переехал в Милан, полагая, что там есть более захватывающие возможности. Там братство поручило ему создать запрестольный образ, результатом которого стала Дева в скалах.
Средние годы:
Главным достижением Леонардо того времени была «Тайная вечеря», которая прекрасно иллюстрирует его веру в то, что позы, жесты и выражения лица должны отражать движения души и разума. Точно так же его портрет Моны Лизы был чрезвычайно популярен благодаря загадочному выражению лица натурщицы.
Пребывание художника в Милане продолжалось до 1513 года, после чего он провел три года в Риме. В какой-то момент в этот период ему предложили работу в качестве «первого художника и инженера» при королевском дворе, и он согласился. Он переехал в замок Клу, недалеко от Амбуаза, в 1517 году и оставался там до конца своей жизни.
Спустя годы:
Леонардо страдал от слабого здоровья, и после инсульта он был парализован на правой стороне тела. Тем не менее, он был занят и полагался на своих помощников, которые выполняли большую часть физической работы. Однако его настроение ухудшилось, и считается, что его переполнял цинизм.
Да Винчи посвящал больше времени своим экспериментам и научным заданиям, что мешало его художественным заказам, и он заканчивал все меньше и меньше своих работ. За свою карьеру он написал так мало картин, что было трудно отличить его оригинальные работы от подражаний и копий.
В апреле 1519 года 67-летний Леонардо составил завещание и оставил большую часть своей коллекции своему известному ученику и компаньону Франческо Мельци. Он умер в том же году и был похоронен в Амбуазе. Вазари записывает, что король Франциск, верный друг художника, держал его голову в руках, когда умирал, но другие оспаривают это.
Да Винчи провел научное исследование света и тени в природе и понял, что объекты не состоят из очертаний, а на самом деле трехмерны и характеризуются светом и тенью. Техника, известная как светотень, эта реализация и эксперименты придали его картинам мягкое, реалистичное качество, из-за которого старые работы кажутся плоскими.
Леонардо также понимал, что цвет и детали объекта меняются по мере его удаления. Такая техника, называемая сфумато, впервые была разработана фламандскими и венецианскими художниками, но благодаря художественному гению да Винчи она стала мощным инструментом, создававшим атмосферу и глубину.
Ранние работы:
В 1480-х годах Леонардо получил два жизненно важных поручения и приступил к другому, очень важному из-за своего состава. Одной из таких картин был «Святой Иероним в пустыне». Несмотря на то, что картина едва начата, композиция очень необычная. Элементы пейзажа, драматургия и расположение фигур, представленных в этой работе, воспроизведены в другом великом незаконченном шедевре Леонардо, «Поклонении волхвов».
Картины 1490-х годов:
Самым известным произведением этого периода была «Тайная вечеря». Несмотря на опасения Леонардо по поводу изображения лиц фигур, картина была признана шедевром. К сожалению, «Тайная вечеря» быстро испортилась из-за того, что Леонардо использовал материалы, склонные к плесени и отслаиванию. Тем не менее, это изображение остается одним из наиболее воспроизводимых произведений искусства.
Картины 1500-х годов:
Да Винчи использовал технику сфумато (позднее названную Леонардо дымом) для создания своего самого известного произведения искусства — Моны Лизы. Другими качествами этой картины являются простое платье, драматические пейзажи, приглушенная цветовая палитра и чрезвычайно гладкая природа работы, где масло было смешано с поверхностью, чтобы скрыть любые следы мазка кистью.
В картине «Богоматерь с младенцем и святой Анной», в которой также используется тонкая техника сфумато, композиция похожа на «Мону Лизу» тем, что фигуры расположены в очень красивом окружении. Однако Богородица с младенцем и святой Анной встречается редко, потому что две фигуры расположены под углом и наложены друг на друга.
Эта работа многократно копировалась и оказала влияние на Микеланджело, Рафаэля, Андреа дель Сарто, Понтормо и Корреджо. Причем эти тенденции в композиции переняли венецианские живописцы Тинторетто и Веронезе.
Рисунки:
Леонардо создал серию композиций Богородицы с Младенцем, и прежде чем рисовать, он прорабатывал их композицию в эскизе. Он был творческим рисовальщиком, и у него было множество блокнотов, набитых мелкими рисунками.
Он провел несколько исследований, названных «карикатурами» , потому что, хотя они и приукрашены, они, похоже, нарисованы с живых моделей. Вазари заявил, что Леонардо часто следовал за людьми, которых считал интересными, и целый день делал их зарисовки.
Верроккьо:
Леонардо начал свою карьеру под руководством Верроккьо примерно в 1466 году, в том же году, когда скончался учитель Верроккьо, Донателло. Особенностью Верроккьо была перспектива, которую в то время художники только начинали постигать. Леонардо вскоре преодолел свои трудности и к двадцати годам уже был выдающимся художником.
Флоренция:
Когда Леонардо рос, Флоренция была центром христианской гуманистической теории и культуры, и вместе с Альберти он посещал дом Медичи и познакомился со старыми философами-гуманистами, такими как Марсильо Фичино и Джон Аргиропулос.
Среди известных художников того времени были Пьеро делла Франческа, Фра Филиппо Липпи, скульптор Лука делла Роббиа, архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти. Среди современников Донателло были Мазаччо и Гиберти. Все эти художники вдохновляли начинающих художников, но систематическое изучение света делла Франческа и диссертация Альберти сильно повлияли на собственные исследования и работы Леонардо.
Изображение Адама и Евы, выходящих из Эдемского сада, созданное Мазаччо, изображало чрезвычайно выразительные фигуры, а использование света и тени означало, что оно стало трехмерным. Позднее эта техника была расширена Леонардо и оказала влияние на ход живописи. Кроме того, Давид Донателло оказал гуманистическое влияние на более поздние работы Леонардо, особенно на Святого Иоанна Крестителя.
Небольшие запрестольные изображения были очень традиционны во Флоренции, особенно те, что изображали Богородицу с младенцем, и ранние произведения Леонардо, такие как Мадонна Бенуа, соответствовали этой традиции, но все же были уникальными. Композиционные идеи, заложенные в этом произведении, получили развитие в более поздних картинах художника, в том числе «Богоматерь с младенцем и святой Анной».
Другие художники:
В 1476 году алтарь Портинари Хьюго ван дер Гуса представил Флоренции новые техники, которые оказали большое влияние на искусство Леонардо и его современников, таких как Гирландайо и Перуджино.
Три года спустя, в 1479 году, сицилийский художник Антонелло да Мессина, работавший исключительно маслом, отправился на север по пути в Венецию, и, увидев его работы, Джованни Беллини занялся масляной живописью, и вскоре она стала излюбленным средством в городе. Позже Леонардо посетил Венецию, и на него повлияли такие достижения.
Наука:
Стремясь улучшить свои художественные работы, Леонардо обратился к науке. Его изучение природы и анатомии проявилось в его великолепно реалистичных картинах, а его понимание человеческого тела проложило путь к удивительно точным фигурам. Он был первым художником, изучившим физические пропорции человеческого тела и применившим этот анализ для определения «идеальная» форма .
В отличие от многих своих современников, например, Микеланджело, Леонардо не увлекался рисованием чрезмерно мускулистых фигур.
Обожание маги (картины)
Несмотря на его незаконченное состояние, эта работа составляет …
- Дата создания1481
- высота (CM) 246.00
- ДЛИНА (CMAIL) 243.0041414141414141414141414141
- (CM)
- SupportWood
- SubjectFigure
- Ассистент Доменико Гирландайо, Филиппино Липпи
Anunciation (Paintings)
The angel holds a Madonna lily which represents…
- Date of Creationcirca 1475
- Height (cm)98.
00
- Length (cm)217.00
- MediumOil
- SupportWood
- SubjectScenery
- При содействии Андреа дель Верроккьо
Дама с горностаем (Картины)
Модель идентифицирована как Сесилия Галле…
- Дата создания около 49 0
- Высота (CM) 54,00
- Длина (см) 39,00
- Средняя полость
- Поддержка
- Объект.
- Дата создания1480
- Альтернативные названия Мадонна с вазой, Мадонна с младенцем, Мадонна с гвоздикой0004
- Объект.
- Высота (см) 77,00
- Длина (см) 53,00
- Среднее масло
- Подложка из дерева
- Тематическая фигурка
- В рамке Да
0031
Один из самых преданных студентов Леонардо, SALA …
- Дата CreationCirca 1503
- Высота (CM) 37.00
- Длина (CM) 29,00
- Midailoil
- .
Креститель (Картины)
Это последняя картина Леонардо.0041 SupportWood
- SubjectFigure
St. Jerome in the Wilderness (Paintings)
Another of Leonardo’s unfinished works
- Date of Creationcirca 1480
- Height (cm)103.00
- Length (cm)75.00
- MediumOil , Темпера
- ПодставкаДерево
- ТемаФигурка
Мадонна Бенуа (Живопись)
Композиция этой работы оказалась одной из…
- Дата создания1478
- Альтернативные названия Мадонна и ребенок с цветами
- Высота (см) 49,50
- Длина (см) 33.00
- Средняя полость
- поддержка
- .
Художнику понадобилось три года, чтобы написать эту…
- Дата создания1498
- Высота (см)460.00
- Длина (см)880.00
- MediumTempera
- SupportOther
- SubjectFigure
- FramedNo
The Virgin and Child with Saint Anne (Paintings)
An excellent example of Leonardo’s experimentat.
..
- Height (cm)168.00
- Length (cm)130.00
- ПодставкаДерево
- ТемаФигурка
- В рамкеДа
Дева в скалах (Картины)
Это была первая работа Леонардо, выполненная после…
- Дата CreationCirca 1486
- Высота (CM) 199,00
- Длина (см) 122,00
- Поддержка. Младенец Христос в сопровождении Ангела) (Картины)
Второй вариант этой темы. Первый был c…
- Дата создания около 1508
- Высота (см)189,50
- Длина (см)120,00
- Средняя лавша
- Supportwood
- SubjectFigure
- RADMANNO
Аллегория с волком и орелом (Dravings)
. Аллегория с волком и орлом0004
Crossbow Sketch (Drawings)
Leonardo’s sketches made him one of the first m.
..
- Date of Creationcirca 1500
- SubjectAbstract
- FramedNo
Neptune (Drawings)
Leonardo da Винчи был плодовитым рисовальщиком и …
- Дата создания около 1504
- Высота (см) 25,10
- Длина (см) 39,20
- Среднее Другое
- Тема Аннотация
- РАБЕДА
Портрет Изабеллы Д’Эсте (рисунки)
Один из лучших вдворных и смягченных в складе. см)46,50
- МатериалДругое
- ПодложкаБумага
- ТемаФигурка
- Рамка№
Поклонение волхвов (рисунки)
… 90 90Подготовительная картина Леонарда0040
- Дата создания1481
- Высота (CM) 28,40
- Длина (см) 21,30
- Средний больше
- . Полноразмерный подготовительный этюд к картине
- Дата создания около 1500
- Высота (см) 141,50
- Длина (см) 104,60
- Среднее Другое
- Поддержка Холст, Бумага
- Объект.
MediumOther
- SubjectFigure
Вазари о Леонардо:
чудесно наделен Небом красотой, изяществом и талантом в таком изобилии, что он оставляет других людей далеко позади, все его действия кажутся вдохновенными, и действительно все, что он делает, явно исходит от Бога, а не от человеческого мастерства.Все признавали, что это было верно для Леонардо да Винчи, художник выдающейся физической красоты, проявлявший бесконечное изящество во всем, что он делал, и который так блестяще развивал свой гений, что все проблемы, которые он изучал, он решал с легкостью» .
Витрувианский человек
Леонардо да Винчи
Бернар Беренсон
Бутримонис
Леонардо да Винчи известен прежде всего своими картинами. Такие произведения, как «Мона Лиза», «Тайная вечеря» и «Витрувианский человек», являются одними из самых уважаемых и тиражируемых произведений в истории искусства, с которыми могут соперничать только шедевры Микеланджело.
Если бы Леонардо не умел отказываться от своих заказов, он, возможно, расширил бы свое творчество, но это, вместе с его экспериментами с новыми техниками, означает, что сохранилось только около пятнадцати его картин.
Историк искусства Хелен Гарднер утверждает, что широта и глубина интересов Леонардо были беспрецедентными и «его разум и личность кажутся нам сверхчеловеческими, сам человек загадочным и далеким» .
Помимо своих новаторских произведений искусства, Леонардо восхищают своими технологическими способностями. Несмотря на то, что немногие из его проектов были построены или осуществимы при его жизни, он сделал важные открытия, среди прочего, в области гражданского строительства и гидродинамики, но тот факт, что он не опубликовал эти сведения, означает, что они практически не повлияли на науку.
Тем не менее к 19 веку объем тетрадей Леонардо, наполненных набросками и идеями, был известен, и в 1866 году Ипполит Тэн писал: «В мире не может быть примера другого гения, столь универсального, столь неспособного к осуществлению , такой полный стремления к бесконечности, такой естественно утонченный, так далеко опередивший свой век и последующие века».
В 1896 году искусствовед Бернар Беренсон прокомментировал: «Леонардо — единственный художник, о котором можно сказать с совершенной буквальностью: все, к чему он прикасался, не превращалось в вещь вечной красоты. Будь то поперечное сечение черепа. , структуру сорняка или исследование мускулов, он своим чувством линии и света и тени навсегда превратил ее в жизнесообщающие ценности».0149
По сей день сохраняется интерес к гению Леонардо да Винчи. Лиана Бортолон, писавшая в 1967 году, сказала: «Из-за множества интересов, которые побуждали его заниматься всеми областями знаний … Леонардо можно совершенно справедливо считать универсальным гением по преимуществу, и со всеми тревожный подтекст, присущий этому термину. Человеку сегодня так же неудобно перед лицом гения, как и в 16 веке. Прошло пять столетий, но мы все еще смотрим на Леонардо с благоговением».
ArtbleЛеонардо да Винчи. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи был ярким примером человека, который на протяжении всего итальянского Высокого Возрождения полностью посвятил себя изучению гуманитарных наук, чтобы постоянно совершенствоваться как член общества.
Хотя достижения Леонардо да Винчи охватывают множество различных принципов и сред, он наиболее известен своими картинами, такими как портрет Леонардо да Винчи, известный как Мона Лиза (1503). Итак, где родился Леонардо да Винчи? Где он умер? В этой статье мы рассмотрим биографию Леонардо да Винчи и ответим на эти и другие вопросы.
- 1.3.3 Интерес к науке
- 2.1. да Винчи
- 4.2 Полные записные книжки Леонардо да Винчи (2016) Леонардо да Винчи
- 5.1 Где родился Леонардо да Винчи?
- 5.2 Чем был известен Леонардо да Винчи?
Leonardo da Vinci’s Biography
Nationality | Italian |
Date of Birth | 15 April 1452 |
Date of Death | 2 Май 1519 |
Место рождения | Анкиано (недалеко от Винчи), Тоскана, Флоренция |
Ненасытное любопытство и творческое воображение Леонардо да Винчи задействовали как левое, так и правое полушария его мозга в полной мере, чтобы создать ряд инноваций, которые намного опередили свое время. Ему приписывают самые ранние наброски, предсказавшие появление вертолета, парашюта и военного танка. Его дневники ценятся почти так же хорошо, как и его произведения искусства. В них представлены научные графики, эскизы и идеи живописи, и они являются итогом работы всей его жизни и блестящего интеллекта.
Сегодня ученые, художники и ученые со всего мира продолжают восхищаться и изучать их.
Портретная гравюра Леонардо да Винчи 1760 года работы Косомо Коломбини; Коломбини, Косомо, -1812, гравер, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Детство и образование
В деревушке недалеко от тосканского города Винчи Леонардо да Винчи — один из самых талантливых и творческих людей в история – родился в 1452 году. Сын флорентийского адвоката по имени Пьеро да Винчи и бедной крестьянки по имени Катерина, он вырос у своего деда в родовом поместье в Анкиано. Леонардо да Винчи был близок с Альбиерой, 16-летней девушкой, на которой женился его отец, но которая рано скончалась.
Леонардо да Винчи был старшим из 12 детей, и его семья никогда не относилась к нему иначе из-за того, что он родился вне брака.
Герб семьи Да Винчи из Тосканы; См. страницу автора, CC BY 4.0, на Wikimedia Commons
Раннее обучение и работа
Леонардо да Винчи переехал во Флоренцию в возрасте 14 лет, чтобы пройти стажировку у Андреа дель Верроккьо, художника, который учился у Донателло, вундеркинд Раннее Возрождение . Верроккьо был значительным художником при дворе Медичи, богатой семьи, которой иногда приписывают содействие Ренессансу благодаря щедрой поддержке искусства и участию в политической жизни. Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Лоренцо де Креди были среди многих выдающихся молодых художников, которых привлекала Флоренция, важный творческий центр Италии эпохи Возрождения.
Способность Леонардо да Винчи начать свое обучение в такой известной художественной студии является признаком влияния его отца в обществе.
![]()
Поясной портрет Андреа дель Верроккьо, итальянского художника и скульптора, выгравированный Николя де Лармессеном на медной пластине и напечатанный в книге Académie des Sciences et des Arts , написанной Исааком Буллартом и опубликованной в Амстердаме издательством Elzevier. в 1682 г.; Николя де Лармессен, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Чтобы полностью понять роль человека в мире, художники этой эпохи погрузились в гуманитарные науки. Леонардо да Винчи получил значительное наставничество от Верроккьо, который помог развить его ранний талант. Он заинтересовался биологией, архитектурой, химией, арифметикой и инженерией в дополнение к рисованию, рисованию и скульптуре.
Это обучение помогло ему развить острое воображение, которое впоследствии привело к разработке замечательных изобретений, о чем свидетельствуют многочисленные эскизы механических устройств и военного оружия, которые сегодня поддерживают его имидж гения.
![]()
Производство в мастерской Верроккьо должно было быть совместным усилием учеников и мастера, как это было принято в то время. Историки искусства, такие как Джорджио Вазари , считают, что некоторые картины, приписываемые Верроккьо, действительно показывают следы более мягких мазков Да Винчи, контрастирующих с более тяжелой рукой Верроккьо. Проработав шесть лет подмастерьем, да Винчи вступил в Гильдию Святого Луки, организацию флорентийских художников и врачей, в 1472 году. Хотя его отец предоставил ему собственную мастерскую, да Винчи провел следующие четыре года, работая помощником в мастерской Верроккьо.
Леонардо да Винчи подозревался в содомии в 1476 году вместе с тремя другими мужчинами, но из-за отсутствия подтверждающих доказательств был оправдан. Иногда это связывают с тем, что соратники Леонардо да Винчи происходили из богатых семей. В то время гомосексуальность был противозаконным и мог привести к смерти, тюрьме и общественному позору. Возможно, он вел себя сдержанно в течение следующих нескольких лет, о которых мало что известно, из-за последствий, наступивших после такого ужасного инцидента.
Монахи Сан-Донато-а-Скопето предоставили ему один из его первых сольных контрактов на изображение Поклонение волхвов между 1480 и 1482 годами. Приняв предложение о работе от герцога Миланского, чтобы служить при его дворе, да Винчи приостановит работу комиссии, чтобы переехать в Милан. Было выдвинуто множество теорий относительно того, почему переезд в Милан потребовался именно в это время, некоторые из них относятся к обвинению в гомосексуализме, выдвинутому несколькими годами ранее.
Однако более вероятно, что да Винчи соблазнился экстравагантным приглашением миланского двора и возможностью продвинуть свое имя и профессию.
![]()
Поклонение волхвов (1480-1482) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Викисклад. Он был известным перфекционистом, посвятившим много времени изучению анатомии человека, особенно тому, как двигались тела людей, как они складывались и имели пропорции, как они взаимодействовали друг с другом во время социальных взаимодействий и общения, а также как они выражали себя. через жесты.
Это, несомненно, был трудоемкий процесс, который может частично объяснить, почему так мало завершенных работ, несмотря на необычайное количество замысловатых эскизов и рисунков, которые служили полномасштабными предварительными рисунками для холстов.
Помимо демонстрации его непревзойденной наблюдательности, эти наброски также демонстрируют его способность как художника расшифровывать и выражать человеческие эмоции.
СЛЕВА: Поверхностная анатомия плеча и шеи (ректо) (ок. 1510) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Витрувианский человек (ок. 1492) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Развитие техник
Леонардо да Винчи все это время баловался совершенно новыми и самобытными подходами к живописи. Художник известен рядом навыков, в том числе способностью создавать дымчатый эффект, известный как 9.0651 сфумато .
Он создал метод, который позволил краям цвета и контура сливаться воедино, чтобы подчеркнуть нежные вариации кожи и материала, а также удивительную прозрачность твердых поверхностей, таких как кристалл или текстуры волос, благодаря его глубокому пониманию мазки и глазури.
Темы и персонажи Леонардо да Винчи обладали интимной искренностью, которая, казалось, по-новому отражала реальность. Картина да Винчи, Salvator Mundi (1500), на котором он изображает шар, является хорошей иллюстрацией этого.
Спаситель мира (1500) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Однако некоторые из его экспериментов, как и многие другие новаторские открытия, стали проблематичными только впоследствии. Тайная вечеря (1498 г.), один из величайших фресковых шедевров того времени, был самым выдающимся.
Однако да Винчи использовал масляные краски на влажной штукатурке, чтобы создать эстетику сфумато, что в конечном итоге привело к тому, что пигмент отслаивался от стены трапезной монастыря Санта-Мария-дель-Грацие в Милане.
Тайная вечеря (1498) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
В 1485 году от имени герцога он был отправлен на встречу с могущественным Матиасом Корвинусом, королем Венгрии. Находясь там, он должен был использовать свои строгие творческие способности, чтобы начать подготовку придворных праздников, а также архитектурных и инженерных проектов, таких как дизайн купола Миланского собора.
Продолжая работу для монархов
Леонардо да Винчи получил заказ на изготовление пятиметровой бронзовой скульптуры лошади под названием Gran Cavallo в 1482 году в честь основателя семьи Сфорца в качестве его последнего незавершенного проекта перед отъездом из Милана.
Во время свадьбы императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца в 1503 году была представлена глиняная модель задуманной скульптуры, что подчеркивало значимость предстоящей работы.
Однако проект так и не был завершен, и победившая французская армия использовала фигурку для учебных целей после взятия Милана в 1499 году. Согласно легенде, бронза, предназначенная для скульптуры, была повторно использована для производства пушек во время неизбежного провала Карла VIII. оборона Милана во время войны с Францией.
Эскиз конного памятника (лицевая сторона) (ок. 1485-1490) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
После французского вторжения в 1499 году и падения герцога Миланского Да Винчи отправился в Венецию с Салаи, своим давним компаньоном и помощником, который жил с Да Винчи с 10 лет и оставался с ним до тех пор, пока ему не исполнилось 10 лет. его смерть. Да Винчи работал военным инженером в Венеции, где его основной задачей было строительство военно-морских оборонительных систем для города, которому угрожали турецкие военные достижения в Европе. Он вернулся во Флоренцию в 1500 году, где вместе со своим партнером жил среди монахов-сервитов в аббатстве Сантиссима Аннунциата.
В 1502 году да Винчи получил работу при дворе Чезаре Борджиа, видного члена влиятельной семьи, сына папы Александра VI и лидера папской армии. Как военный инженер, он следовал за Борджиа на его путешествия по Италии.
В его обязанности входило создание карт для военной обороны и строительство плотины для обеспечения непрерывного стока воды из реки Арно в каналы.
Схема канала в обход Арно (лицевая сторона) (ок. 1503) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Интерес к науке
Во время проекта по отводу реки он встретил Никколо Макиавелли, известного в то время писателя и политического аналитика из Флоренции. Считается, что Леонардо да Винчи познакомил Макиавелли с понятиями прикладной науки.
Таким образом, да Винчи, похоже, оказал значительное влияние на человека, которого впоследствии будут называть основателем современной политической науки.
В 1503 году Да Винчи приехал во Флоренцию во второй раз и был встречен как суперзвезда, когда он вернулся в Гильдию Святого Луки. Это возвращение на родину положило начало одному из самых творческих лет творчества художника, например, подготовительной работе над его Богородицей с младенцем и святой Анной (1519).
СЛЕВА: Монтаж этюдов к картине «Святая Анна» Леонардо да Винчи; Crijam, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Богородица с младенцем и святой Анной (1519) Леонардо да Винчи; Crijam, Public domain, via Wikimedia Commons
Да Винчи вернулся в Милан в 1508 году, где провел следующие пять лет под покровительством французского губернатора Милана Шарля д’Амбуаза и короля Людовика XII. В это время он активно занимался научными исследованиями, такими как анатомические, математические, механические и ботанические исследования, а также разработкой своего знаменитого летательного аппарата.
За это время среди известных проектов были строительство виллы для Чарльза, строительство моста и проект развития канала между озером Комо и Миланом.
Он также изобрел эффективное боевое оружие, в том числе ранний прототип пулемета и знаменитый огромный арбалет. В этот период да Винчи также познакомился со своим учеником Франческо Мельци, который стал его партнером до самой смерти. Вполне возможно, что в этот момент своей карьеры и жизни да Винчи в конце концов смог открыто жить как гомосексуалист, а его успехи и известность стали убежищем от того болезненного и карательного осуждения, с которым он столкнулся в юности.
Поздний период
После того, как французы были временно изгнаны из Милана в 1513 году, да Винчи отправился в Рим и провел там следующие три года. На него обратил внимание французский король Франциск I, который предоставил ему постоянную должность главного художника и инженера французского королевского двора. Его отправили в Кло-Люсе, недалеко от королевского замка Амбуаз. Франциск I, значительный персонаж французского Возрождения, не только стал покровителем, который требовался да Винчи в его более поздние годы, требуя мало времени да Винчи, но и, как говорили, был хорошим другом художника. «Король привык регулярно и радушно встречаться с ним», — сказал Вазари о связи.
Леонардо да Винчи провел большую часть своих последних лет, систематизируя свои научные статьи и заметки, а не рисуя.
Старик с водой Этюды (ок. 1513 г.), возможный автопортрет Леонардо да Винчи; Public Domain, ссылка
Его последняя картина, Святой Иоанн Креститель (1513), скорее всего, была завершена примерно в это время. Эта коллекция заметок, отражающая ценность выдающихся исследований и способностей в самых разных областях, оказалась его самым непреходящим наследием.
Его взгляды на математику, архитектуру, инженерное дело, анатомию человека и физику, а также его взгляды на искусство и гуманизм продемонстрировали глубину гениальности, которая принесла ему титул настоящего гения.
Святой Иоанн Креститель (1513) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года в Кло-Люсе, оставив свои творческие и академические активы своему партнеру Франческо Мельци. Салаи и его братья делили между собой его виноградники. Мифическое повествование о Франциске I, присутствовавшем на его смерти, олицетворяет почитание, с которым к нему относились.
«Леонардо да Винчи испустил последний вздох в объятиях монарха», по словам Вазари.
Леонардо да Винчи был похоронен в церкви Святого Флорентина в замке Амбуаз, но строение было повреждено из-за последствий Французской революции . Хотя считается, что он был перезахоронен в меньшей часовне Святого Юбера в Амбуазе, точное место неизвестно.
Могила Леонардо да Винчи (и настенные надписи) в часовне Святого Юбера в Амбуазе; ManoSolo13241324, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons
Наследие да Винчи
Трудно описать наследие Леонардо да Винчи в нескольких словах. Он совершенствовал свои творческие способности. Мягкий эффект размытия в его подходе сфумато, использование им точки схода, его мастерство взаимодействия между тьмой и светом в светотени и его таинственное выражение лица придавали его работам захватывающий и реалистичный вид, которого никогда раньше не видели.
Хотя большая часть его картин была посвящена религии и портретной живописи в эпоху Высокого Возрождения, которая ознаменовала конец средневековой эры в западной культуре, именно его навыки, наряду с его мастерской композицией, оказали наибольшее влияние на западную культуру.
искусство.
Действительно, Мона Лиза и Тайная вечеря до сих пор остаются одними из самых известных и знаковых шедевров искусства в мире, постоянно воспроизводятся на гравюрах и прочно вошли в современную поп-культуру как произведения вечной исторической важности.
Картина Леонардо «Мона Лиза» (1863 г.) Чезаре Маккари; Чезаре Маккари, общественное достояние, через Wikimedia Commons
А как насчет его инноваций, анатомических исследований, топографических зарисовок, технических, промышленных и архитектурных достижений? В то время как многие из его изобретений, такие как вертолет, летательный аппарат и парашют, остались в концептуальной форме и были непрактичными на практике, пытливый ум да Винчи, как было признано, опережал свое время на столетия.
То же самое можно сказать о точности его рисунков, его ранних исследованиях топографии, интересе к кровообращению и другим чудесам машиностроения.
![]()
Нельзя забывать о его вкладе в разработку точного хронометража или устройства для намотки бобин, которые в то время оказали значительное влияние на местную промышленность. Его исследования по совершенствованию боевого оружия также привели к появлению танков и орудий, которые так хорошо известны нам сегодня.
Достижения Леонардо да Винчи
Изобретение, искусство, наука, архитектура, музыка, инженерное дело, математика, литература, геология, астрономия, анатомия, письмо, ботаника, история и картография — вот лишь некоторые из дисциплин, в которых Леонардо да Винчи отличился.
Согласно приписываемой ему цитате, обучение никогда не истощает интеллект.
![]()
Несмотря на его обширные экскурсии в другие области специализации, да Винчи больше всего известен как художник. Некоторые из его картин, такие как портрет Леонардо да Винчи, Мона Лиза , всегда считались нестареющими и всемирно известными.
Портрет Моны Лизы дель Джокондо (ок. 1503–1516) работы Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
На принципы раннего Возрождения, такие как светотень, линейная перспектива, натурализм и эмоциональный экспрессионизм, повлиял его вклад в эстетику и методы живописи Высокого Возрождения.
Благодаря своей тщательной технике и использованию новаторских методов он превзошел многих предыдущих художников, например, своим методом сфумато, его новым подходом к комбинированию глазурей, которые создавали настолько реалистичные работы, что казалось, что его фигуры живут внутри живописного пространства.
самолет.
Известные произведения Леонардо да Винчи
Теперь, когда мы рассмотрели биографию Леонардо да Винчи, давайте взглянем на некоторые из его наиболее примечательных работ. Это всего лишь список, так как у нас также будет статья с более подробным описанием его работ. Мы все знаем о Leonardo da Vinci’s portrait Mona Lisa , but let’s see what else he is known for:
Artwork | Date | Medium | Location |
Virgin of the Камни | 1483 – 1508 | Дерево, масло, перенесенное на холст | Лувр, Париж |
Витрувианский человек 7 2 2 1485 | Перо и тушь на бумаге | Академия, Венеция, Италия | |
Тайная вечеря | 1498 | Монастырь Фреска | 5 Maria delle Grazie, Milan, Italy |
The Virgin and Child with St.![]() | 1500 | Charcoal and chalk drawing on paper | The National Gallery, London |
Спаситель мира | 1500 | Oil on wood panel | Louvre, Abu Dhabi |
Mona Lisa | 1503 | Oil on wood panel | Musée du Louvre, Paris |
Virgin of the Rocks (1483-1508) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи и мастерская, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Рекомендуемая литература
Если вы хотите узнать больше о достижениях и искусстве Леонардо да Винчи, то мы можем порекомендовать прочитать эти книги. Они дают еще больше информации о биографии и произведениях искусства Леонардо да Винчи.
Являетесь ли вы уже поклонником его работ или только знакомитесь с этим мастером, нет лучшего способа отметить его работы, чем книга.
![]()
Портрет мужчины красным мелом (предположительно автопортрет) (ок. 1512 г.) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Леонардо да Винчи: записные книжки (2008) Леонардо да Винчи
Большая часть того, что известно о Леонардо да Винчи, получено из его знаменитых записных книжек, собранных вокруг с 1487 по 1490. Сохранилось около 6000 страниц заметок и набросков, что составляет примерно пятую часть фактически созданных им работ. Он с зорким глазом художника и любопытством ученого записал в этих томах свои исследования течения воды и развития горных пород, физики авиации и оптики, анатомии, строительства, живописи и скульптуры.
Леонардо да Винчи: записные книжки (Oxford World’s Classics)
- Сборник знаменитых записных книжек Леонардо да Винчи
- Включает около 6000 листов заметок и рисунков художника.
- Полностью обновленное издание с предисловием эксперта по да Винчи Мартина Кемпа. da Vinci
Многие считают Леонардо да Винчи, возможно, ведущую фигуру эпохи Возрождения, человеком-загадкой. Несмотря на то, что у нас есть непревзойденная коллекция записей, иллюстрирующих его интеллектуальные интересы, процессы и сокровенные убеждения. Этот сборник позволяет читателю ознакомиться с сотнями его заметок, рисунков, рисунков, размышлений, даже списков книг и финансовой информации.
Полное собрание записных книжек Леонардо да Винчи
- Включает все известные работы да Винчи середины XIX века
- Освещает мыслительный процесс, интересы и убеждения художника
- Сотни страниц заметок, набросков, размышлений, и многое другое
Посмотреть на Amazon
На этом мы завершаем наше исследование невероятно талантливого человека эпохи Возрождения, известного миру как Леонардо да Винчи.
Достижения Леонардо да Винчи, человека многих навыков, сделали его одной из самых известных фигур в истории человечества. Тем не менее, именно своим искусством он наиболее известен, особенно своими картинами.
Часто задаваемые вопросы
Где родился Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи, один из самых одаренных и новаторских вундеркиндов в истории человечества, родился в 1452 году в маленькой деревне недалеко от города Винчи. Он вырос в очень большой семье и был старшим из 12 братьев и сестер. Затем он переехал во Флоренцию, когда ему было всего 14 лет. Он скончался 2 мая 1519 года.
Чем был известен Леонардо да Винчи?
У него было много талантов и интересов, и он был исключительно умным человеком.