Казнь стрельцов петром 1: Стрелецкие казни: ад на Красной площади

Стрелецкие казни: ад на Красной площади

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881 г., Государственная Третьяковская галерея)

320 лет назад произошло одно из самых мрачных событий в истории России — стрелецкие казни.

Местом публичных экзекуций в Москве являлась Болотная площадь. Именно на ней сложили головы Степан Разин и Емельян Пугачев. Красная площадь обагрялась кровью дважды: 25 июля 1570 года, когда массовую расправу учинил Иван Грозный, и в октябре 1698-го.

О давней трагедии поговорили петербургский историк, профессор Евгений Анисимов и обозреватель Би-би-си Артем Кречетников.

Би-би-си: Что случилось: заговор или бунт? Спланированная попытка посадить на престол царевну Софью или стихийное выступление против тягот службы?

Евгений Анисимов: Это был поход отчаяния. Не для захвата власти, а как бы коллективное челобитье с просьбой решить их проблемы, и прежде всего, вернуть их в Москву.

Хотя, конечно, среди них были люди разной степени радикальности, ненавистники Петра и Нарышкиных, обиженные, что те после прихода к власти начали стрельцов, как теперь выражаются, прессовать. Велись всякие разговоры, выражались политические мечтания.

Будучи отправлены на западную границу, стрельцы отчетливо понимали, что это форма ссылки. Стояние в лагерях было для них изнурительно.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Би-би-си: Надо пояснить, что стрелецкий уклад был ближе к казачьему, чем к солдатскому. Они сражались в военное время, а в мирное жили в слободах с семьями, в порядке дежурства выполняли охранные и полицейские функции, но в основном, как сказали бы сейчас, занимались мелким бизнесом.

По необходимости правительство могло передислоцировать стрельцов в другой город, но не больше, чем на год.

Налоговые льготы, наряду с жалованьем, были важной частью их социального пакета. Тем более что жалованье постоянно задерживали, это и до Петра было.

Е.А.: Петр крайне отрицательно относился к стрелецким полкам, ибо с 1682 года (стрелецкого мятежа, во время которого на глазах 10-летнего Петра были растерзаны члены и сторонники семьи Нарышкиных. — Прим. Би-би-си) они представляли в его сознании постоянную угрозу.

Впоследствии он запрещал даже употреблять слово «стрельцы». А когда в 1707 году начали строить новые укрепления Москвы, и пришлось снести одну церковь, заявил: «И правильно, она Стремянного полка, это предатели!».

  • Великое посольство: как Петр I рубил окно в Европу
  • Смерть царевича Алексея: политический конфликт или семейная драма?
  • Губернатор Потомский: «Я считаю Сталина, Ивана Грозного и Петра I великими людьми»

Би-би-си: В 1689 году Петр одержал верх в борьбе с Софьей в основном потому, что тогда стрельцы встали на его сторону. Интересно, почему?

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Царевна Софья после стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны и умерла в 1704 году в возрасте 46 лет

Е.А.: Петр победил, потому что он был легитимен. Законный наследник мужского пола вошел в возраст, регентство закончилось. Это очевидно было для всех, в том числе для стрельцов. Да и принять женщину у власти Россия была не готова. Софью терпели, пока других вариантов не было, понимая, что эта власть временная.

Би-би-си: После Азовских походов государь приписал всю заслугу своим потешным войскам, в честь которых в Москве воздвигли триумфальную арку и провели парад. А четыре стрелецких полка послал в болотистую местность, где они сами обустраивали себе городки, не дав хоть немного побыть дома, и не объявив, на какой срок.

Одновременно Петр надолго уехал в Европу с «Великим посольством«, оставив страну без царя. Напрашивается мысль, что стрельцов нарочно подталкивали к бунту.

Е.А.: Об этом Петр вряд ли думал, просто делал, что ему хотелось.

Би-би-си: В марте 1698 года стрельцы отправили в столицу делегатов, но их, по выражению того времени, выбили со дворов. Когда посланцы возвратились ни с чем, примерно 2,2 тысячи человек взбунтовались и двинулись к Москве. Шанс у них был?

Е.А.: Никакого. Против них выступило восьмитысячное войско: состоявший из отборных профессионалов солдатский полк генерала Патрика Гордона, конница, 25 орудий.

А стрельцы не представляли собой грозной силы. У них не было единства и дисциплины.

При первом же столкновении 18 июня под Новым Иерусалимом они побежали после трех пушечных залпов. Кавалеристы их быстро переловили.

Боя фактически не было: на стороне стрельцов 22 убитых и 40 раненых, на стороне властей ранены четверо.

Би-би-си: На что же стрельцы рассчитывали?

Е.А. Коллективные челобитные мятежной толпой в России издавна подавали, уж там удовлетворялись они, или нет. Примеры — Соляной и Медный бунты при отце Петра Алексее Михайловиче.

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Князь-кесарь, судя по его поведению, понимал, что никакого заговора не было, но не спорил с царем

И стрельцы привыкли, чуть что, врываться в Кремль, размахивать оружием, материться, и в результате получать если не все, чего хотели, то бесплатную выпивку, жалованье за несколько месяцев и отпущение всех грехов, включая убийства бояр и полковников.

Би-би-си: Да не тут-то было. Остававшийся «на хозяйстве« князь-кесарь Федор Ромодановский и воевода Алексей Шеин повесили 56 человек, 140 перепороли кнутом, остальных погнали в ссылку.

С одной стороны, за дезертирство и неподчинение приказам никого и нигде по головке не гладят, с другой стороны, требования стрельцов выглядели во многом обоснованными. Так что казалось бы, куда уж жестче! Но тут вернулся Петр…

Е.А.: Из-за границы, где пришел в восторг от европейского порядка и культуры. Вернулся и вся прежняя Москва с ее бунтами, опасностями, нечистотой, весь русский XVII век снова обрушились на него. И он сорвался. Это, конечно, не единственная, но важная причина его жестокой реакции.

Петр прискакал в Москву 28 августа, и в тот же вечер на пиру у князя-кесаря напустился на хозяина: «у вас не розыск был — преступное попущение», «щуку съели, а зубы остались», «помнишь, о чем мы перед моим отъездом говорили на крыльце?». О чем, нам неизвестно.

Би-би-си: По словам некоторых авторов, участники пира решили, что царь просто выпил лишнего.

Е.А.: Как оказалось, нет. Последовали указы: везти сосланных стрельцов в Преображенское (всего доставили 1714 человек), срочно строить там новые пыточные избы с дыбами. Срубили 14 застенков, при том, что чиновников, уполномоченных самостоятельно вести допросы, в ведомстве Ромодановского насчитывалось лишь десять: два дьяка и восемь подьячих.

Би-би-си: Сам-то Петр в заговор верил? Или ему просто хотелось пытать и казнить ненавистных с детства стрельцов?

Е.А.: Вполне мог верить и искать в деле «семя Милославских».

Авторитарные правители вообще подозрительны. Когда началось восстание Пугачева, Екатерина II очень боялась, что вдруг, как она писала, какой-то чертик выпрыгнет в Москве. Не стоит ли за его спиной кто-нибудь из придворных, или заграница? Не может простой мужик такое удумать!

С другой стороны, допросам с пристрастием подверглись около 150 человек, а казнили 1182. Следствие заняло не больше месяца, каждый допрос длился в среднем 15 минут. Похоже, Петр не стремился особенно глубоко копать, ему и так все было ясно.

Би-би-си: Есть версия, согласно которой упомянутые выше стрелецкие делегаты установили контакт с жившей в Новодевичьем монастыре опальной Софьей и заручились ее поддержкой.

Е.А.: Мы не имеем никаких документов, которые исходили бы от стрельцов или от Софьи. Заслуживающих доверия свидетельств тоже нет. По протоколам допросов очень трудно прояснить, что было на самом деле. Во многих случаях стрельцы теряли сознание, не успев понять, чего от них добиваются.

Софья все отрицала, а пытать ее Петр не решился.

Би-би-си: В романе Алексея Толстого «Петр Первый« говорится, что перед окнами Софьиной кельи в Новодевичьем монастыре повесили трех стрельцов, и к мертвым рукам среднего была прикручена челобитная «идти ей на царство против прежнего«, которую мятежники якобы везли с собой.

Е.А.: Это была не челобитная, а протоколы допросов, в ходе которых некоторые стрельцы под пытками заявили, что слышали, будто такая челобитная существовала.

Би-би-си: Говорят, Петр все-таки намеревался казнить Софью, но его отговорил Лефорт, сказав, что в Европе не поймут.

Е.А.: Думаю, это из разряда слухов. Пролить царскую кровь, тем более женщины царского рода, было не так просто.

Би-би-си: Зато нетитулованных людей — легко.

Первая массовая казнь состоялась 10 октября. Колонну из 200 стрельцов повели пешим ходом из Преображенского на Красную площадь. Когда шли мимо Преображенского дворца, царь выскочил на улицу и приказал срубить головы пятерым прямо на обочине.

21 октября обезглавили 144 человека. Для ускорения процесса изготовили плахи в виде длинных сосновых бревен, на которые одновременно укладывали до пятидесяти осужденных, и палач шагал от одного к другому, взмахивая топором.

На следующий день состоялась самая массовая расправа — 205 человек. 23 октября — 141. В этот день Петр велел доставить стрельцов в черных санях, увитых черными лентами, с возницами в черных полушубках. Стрельцы сидели в санях по двое, держа в руках зажженные свечи.

Е.А.: Именно этот день изображен на картине Василия Сурикова, который опирался на подробные записки очевидца — секретаря австрийского посольства Иоганна Корба.

Би-би-си: 27 октября расстались с жизнью еще 109 человек, 28-го — 65, и 29-го — 106.

Е.А.: Имущество московских стрельцов было конфисковано, их жен и детей в разгар зимы выгнали из домов и особым указом запретили подавать им милостыню.

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Меншиков утверждал, что отсек 30 голов, но, возможно, хвастал

Би-би-си: Иван Грозный во время знаменитой казни в 1570 году помиловал на эшафоте 184 из трехсот приговоренных, а Петр лишь одного — Степана Орла, деда будущих екатерининских фаворитов Григория и Алексея Орловых. Тот на пути к плахе откатил ногой чью-то только что отрубленную голову, Петр восхитился бесстрашием и богатырской статью стрельца, сказал: «Жалко такую породу переводить!» и велел зачислить в гвардию.

Е.А: Петр приказывал боярам собственноручно казнить приговоренных — хотел повязать кровью.

Би-би-си: Или просто сделать «бородачам» неприятно. Некоторые после этого слегли. Пяти стрельцам Петр отрубил головы лично.

Е.А.: Только Лефорт, Гордон и другие иностранцы отговорились тем, что народ и так их не любит, и что у них на родине такое не принято.

Би-би-си: Кстати: а как выглядели действия Петра на фоне тогдашней мировой практики? Время везде было жестокое…

Е.А.: Поведение Петра выходило из ряда вон: во-первых, массовостью казней, во-вторых, личным участием монарха в допросах. Датские дипломаты, которые самовольно отправились в Преображенское, чтобы убедиться, насколько правдивы гулявшие по Москве страшные слухи, были шокированы, увидев царя перед висящим на дыбе человеком. А Петр выглядел очень недовольным, что иностранцы застали его за таким занятием.

Франция Людовика XIV, Англия Вильгельма Оранского, конечно, были гуманнее. Правда, французы еще не дожили до своей революции.

Би-би-си: Затем Петр уехал на воронежские верфи. В его отсутствие Ромодановский отправил на каторжные работы около 600 стрельцов, но не умертвил ни одного. В канун Нового года царь вернулся в Москву, выразил князю-кесарю неудовольствие, и казни возобновились. Только теперь стрельцов не обезглавливали, а вешали, в том числе на бревнах, закрепленных на стенах Кремля и Новодевичьего монастыря: «что ни зубец, то стрелец«.

В январе-феврале такая участь постигла еще 212 человек.

Последняя казнь по стрелецкому розыску — некоего Артемия Маслова, который якобы подстрекал товарищей к бунту, а потом сумел скрыться — состоялась аж в 1707 году.

А вот интересный вопрос: в России стрельцов насчитывалось более 20 тысяч. Что случилось с остальными?

Е.А.: Удивительно, но факт: формального решения о ликвидации стрелецкого войска никогда не принималось. Нет конкретного указа.

В 1698-1699 годах была репрессирована приближенная к Кремлю элита. Остальные 16 полков Петр раскассировал постепенно. Молодых и неженатых стрельцов переводили в солдаты, оставшихся записывали в посадские.

На протяжении всего дополтавского периода стрельцы участвовали в боевых действиях: в Нарвской битве 1700 года, в штурмах Нарвы и Ивангорода в 1703-1704 годах, в польском походе корпуса Корсакова. А в провинции отдельные стрелецкие части дожили до 1720-х годов.

Би-би-си: Чем объяснить жестокость Петра? Что это было? Подозрительность и стремление обезопасить себя? Месть за убитых родственников и собственный детский ужас? Акция устрашения?

Е. А.: Все вместе.

Я называю реформы Петра реформами ненависти к России XVII века. Его указы похожи на приказы коменданта оккупационных войск. Страхи детства и юности стали компенсироваться мщением.

Би-би-си: Порой закрадывается мысль, что Петр и реформы-то начал проводить не только потому, что был убежден в их необходимости, а потому, что реформаторская политика дает особую возможность ломать людей через колено. Ах, вам не нравится? А еще вот так не хотите? Какие высокие государственные соображения заставляли Петра рвать кому-то зубы или насильно поить уксусом и оливковым маслом? Да ему просто нравилось куражиться!

Е.А.: И конечно, это была обдуманная попытка напугать общество. И она вполне удалась.

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Имя Франца Лефорта носит район Москвы, где в XVII веке была Иноземная слобода

Би-би-си: Как писал через двести с лишним лет другой безжалостный революционер, Владимир Ленин, «проучить эту публику так, чтобы ни о каком сопротивлении они не смели и думать«.

Е.А.: Страшная атмосфера повисла над Москвой, и все, народ и знать, поняли: с этим царем не шутят.

Со стрелецких казней наступает диктатура Петра. Произошел переход от самодержавия к самовластью. Николай Карамзин четко разделял два понятия: самовластье — это когда даже законы, изданные самим государем, его не ограничивают, он может исполнить любой свой каприз.

С этого же момента, по материалам Преображенского приказа, в народе появляется крайне негативная оценка Петра. Мне попадалось множество следственных дел, по которым брали людей за слова вроде: «Если государь с утра крови человеческой не изопьет, то ему и хлеба не естся».

Би-би-си: Посадская женщина, проходя с мужем мимо повешенных стрельцов, сказала: «Бог ведает, виноваты ли вы«. Кто-то услыхал, донес. Пытали и сослали и жену, и мужа.

Е.А: Появилась даже легенда, что «царя в Неметчине подменили». Достойно сожаления, что в наши дни эту глупость всерьез обсуждают в интернете.

Би-би-си: Действия Петра не были бессмысленными, но можно ли оправдать интересами власти что угодно?

Легко представить диалог апологета и критика Петра: «Стрельцы вместо боевой подготовки сидели в лавках и являлись внутренней угрозой, Петр правильно решил от них избавиться. — Убивать-то зачем? — А что с ними было делать? Отправить на все четыре стороны тысячи молодых здоровых мужчин, привычных к оружию и насилию и ненавидящих правительство? — Но в конечном итоге это было сделано, а ничего не случилось. — Потому и не случилось, что предварительно преподали урок!«.

Е.А.: Это напоминает споры о сталинских репрессиях: одни говорят, что правильно вождь устроил перед войной 37-й год, иначе полицаев и власовцев было бы больше, а другие — что без террора, раскулачивания и голода их было бы на порядок меньше.

Казнь стрельцов: как Пётр I расправился с «русскими янычарами»

1 декабря 2019

Русская семерка

В истории России было немало крайне противоречивых личностей, но государь-император Пётр I Алексеевич может по праву претендовать на звание наиболее неоднозначного правителя. С одной стороны, его деятельность во многом укрепила позиции нашей страны на мировой арене.

Фото: Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни»Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни»

Но с другой, многие методы, к которым прибегал царь-реформатор, отличались неоправданной жестокостью. В том числе и при казни стрельцов, обвинённых в попытке государственного переворота.

Видео дня

Исторические предпосылки

Известный художник Василий Суриков в 1881 году написал свою знаменитую картину «Утро стрелецкой казни». Несмотря на весь пугающий реализм этого полотна, настоящая картина произошедшего, если верить воспоминаниям очевидцев, была ещё ужаснее. Российский историк Александр Брикнер написал пятитомник «История Петра Великого» (Санкт-Петербург, 1882-1883). Первый том этой научной работы посвящён становлению неоднозначного правителя.

В главе 2 «Стрелецкий бунт 1698 года» автор приводит многочисленные свидетельства и отрывки из дневниковых записей современников Петра I, среди которых были перебравшийся в Россию шотландский военачальник Патрик Гордон и австрийский дипломат Иоганн Корб.

Как отметил А. Г. Брикнер, реформирование армии, организованное Петром I, неизбежно вело к расформированию стрелецкого войска: такой тип организации военных частей на рубеже XVII-XVIII веков уже заметно устарел и не соответствовал честолюбивым замыслам молодого государя.

Стрельцов называли «русскими янычарами» неспроста.

Как их турецкие «коллеги», они были привилегированными профессиональными воинами, которые всегда являлись весомым аргументом в политической борьбе. В Москве стрельцы могли заниматься торговлей и различными промыслами помимо службы, где получали приличное жалованье. Служивые люди женились, растили детей, являясь зажиточными жителями замоскворецких слобод, они были освобождены от уплаты податей в казну. При Петре I такая вольница закончилась.

Кровопролитный поход на Азов 1695 года, урезанное жалованье, тяготы службы вызвали недовольство у профессиональных военных, привыкших к другому отношению. С южной границы царь сразу же отправил этих служивых людей на западную – в Великие Луки. Стрельцы не смогли повидаться с семьями, что тоже их возмутило.

К тому же власть Петра I ещё не утвердилась окончательно. Его старшая сестра Софья Алексеевна, правившая с 1682-го по 1689-й год, пока будущий царь не достиг совершеннолетия, всё ещё в народном сознании ассоциировалась с образом мудрой государыни.

После отрешения от власти царевна жила в Новодевичьем монастыре.

В марте 1697 года в Москву прибыли 175 стрельцов, самовольно оставивших место службы, чтобы «искать правды». Поскольку царь был в отъезде, не найдя поддержки у бояр, служивые люди передали свои жалобы царевне Софье, которая всё равно ничем им помочь не могла: сама находилась в заточении.

А был ли бунт?

До сих пор осталось неизвестным: решила ли сестра Петра I вернуть себе власть, воспользовавшись недовольством стрельцов? Впоследствии многие из них под пытками признавались, что были участниками заговора, нацеленного на свержение законного монарха. Но эти показания, скорее всего, являлись самооговором. Реальных писем от царевны Софьи к стрельцам или иных документов так и не нашлось, а сама она упорно отрицала все обвинения.

Так или иначе, а вернувшиеся в начале апреля в расположение своих частей стрельцы-переговорщики рассказали своим боевым товарищам, что царь Пётр I совсем «онемечился», уехал в Европу, а может быть, там и умер.

В начале июня 1698 года «русские янычары» двинулись к Москве.

Вышеупомянутый австрийский дипломат Иоганн Корб написал в своём дневнике, что москвичи испугались, услышав о мятеже стрельцов. Хотя достоверных данных, что служивые люди намеревались напасть на столицу, не существует. Возможно, уставшие от служебных тягот, неустроенности, задержек скудного жалованья и разлуки с семьями люди просто хотели вернуться домой.

Их менталитет не принимал очевидного факта: для царя они больше не привилегированные воины, а части регулярной армии нового образца, в которой самое главное – это порядок и дисциплина. Самовольно оставив место дислокации, стрельцы автоматически стали в глазах представителей власти изменниками.

18 июня четыре полка «русских янычар» (примерно 2 200 человек) встретились у Новоиерусалимского монастыря, что находится в 40 км от Москвы, с восьмитысячной регулярной армией. В ходе переговоров представители стрельцов пытались убедить противников в мирном характере своего протеста.

Дескать, они идут домой за причитающимся жалованьем, а дальше готовы служить государю, где он прикажет. Вернуться обратно стрельцы отказались.

Тогда шотландский военачальник Патрик Гордон, который после переезда в Россию пользовался благоволением Петра I, приказал дать по «русским янычарам» артиллерийский залп. 25 орудий решили исход противостояния в течение часа. Стрельцы сдались в плен.

Дыба, плети, раскалённое железо

Милосердием к тем, кого считали бунтовщиками, органы власти в России никогда не отличались. Лидеры стрельцов были казнены сразу же: в июне 1698 года у стен Новоиерусалимского монастыря повесили 56 человек. Ещё 140 служивых людей избили кнутами и сослали в Сибирь, и примерно 2 тысячи «русских янычар» пополнили ряды сидельцев разных острогов и казематов.

Пётр I вернулся из своего европейского вояжа в августе и решил, что следственные действия по делу бунтовщиков были недостаточно тщательными.

По решению молодого царя в селе Преображенском начали работу 14 (а по некоторым – 20) пыточных приказов. Туда стали массово свозить бывших стрельцов.

Вздёргивали на дыбе, били плетьми, мучили раскалённым железом, ломали пальцы не только мужчинам. Допросам «с пристрастием» подверглись жены стрельцов, царевна Софья и её прислужницы.

Глава 13 книги Николая Костомарова «История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей» посвящена этим трагическим событиям. Многие исследователи были шокированы решением царских приспешников мучить стрелецких жен, которые не виделись со своими мужьями с момента их отправки в поход на Азов. Эти женщины никак не могли участвовать в заговоре.

Как установили историки, Пётр I присутствовал при допросе своей старшей сестры, но лично ли он истязал бывшую правительницу России, осталось неизвестным.

Затем царевну насильно постригли в монахини и заточили в Новодевичьем монастыре, где она скончалась в 1704 году.

Это было в характере царя-реформатора – лично участвовать во всех государственных делах. Разумеется, он не изобрёл новых пыток, но по количеству истязаемых людей, многие из которых подвергались мучениям снова и снова (пока не признаются), подавление стрелецкого бунта не имеет себе равных в русской истории. Никогда ещё подобным экзекуциям не подвергали всех участников протеста, обычно ограничиваясь лишь главарями и зачинщиками. Особенно рьяно царские приспешники искали письмо царевны Софьи к стрельцам, которое могло послужить документальным доказательством существования заговора.

Известно, что в сентябре 1698 года некий стрелец Маслов под пытками подтвердил существование этого письма, тогда лица, занимавшиеся сыском, схватили и начали пытать его родственника по фамилии Жуков.

Они надеялись найти документ. Маслова 2 раза вздёргивали на дыбе и дали ему 97 ударов кнутом, Жуков пережил 4 встречи с дыбой и 99 ударов. К тому же его жгли раскалённой головнёй.

Однако все эти показания, данные под пытками, не подтвердились. Письма царевны Софьи у стрельцов всё равно не было.

Палачи-добровольцы

Учитывая характер 26-летнего Петра I, никто не удивился его решению казнить стрельцов.

«История России с древнейших времён» Сергея Соловьёва содержит интересные сведения о том, как происходили эти трагические события. В томе 14 академического издания говорится:

«30 сентября была первая казнь: стрельцов, числом 201 человек, повезли из Преображенского в телегах к Покровским воротам; в каждой телеге сидело по двое и держали в руке по зажжённой свече; за телегами бежали жёны, матери, дети со страшными криками».

Впрочем, самые первые казни произошли в селе Преображенском.

По свидетельствам очевидцев, пятерым стрельцам головы отрубил лично Петр I. Дальнейшие события выдались на редкость кровавыми. Словно бы включился страшный конвейер по лишению людей жизни.

Как указал Н. И. Костомаров, с 11 по 21 октября на Красной площади каждый день происходили массовые казни. Одних стрельцов вешали, другим рубили головы, третьих колесовали: им ломали кости и оставляли медленно умирать. И всё это происходило на глазах стрелецких жен и детей.

Перед окнами кельи Новодевичьего монастыря, где содержалась царевна Софья, повесили в разные дни 195 человек, а в насмешку в руки трупов вложили бумаги – как будто эти несчастные пришли к сестре царя со своими челобитными (прошениями). Так Пётр I недвусмысленно намекал Софье Алексеевне, что в гибели всех этих людей виновна именно она.

Впрочем, многих стрельцов казнили прямо в Преображенском. Австрийский дипломат Иоганн Корб записал в своём дневнике, что 330 человек были лишены жизни 17 октября руками непрофессиональных палачей. Царь приказал боярам, думным дьякам, всем своим приближённым казнить бунтовщиков, а сам наблюдал. Никто из представителей русской знати не отказался выступить в такой необычной для себя роли. Неумелые палачи-добровольцы причиняли стрельцам неимоверные мучения: некоторые бояре просто не попадали по шее, из-за чего казнь превращалась в пытку.

А. Г. Брикнер указал, что в сентябре-октябре 1698 года были лишены жизни около тысячи человек, в феврале следующего года – ещё несколько сотен отправились на тот свет.

Среди несчастных, подвергнутых медленной смерти через колесование, были священники Новоиерусалимского монастыря, которые отслужили молебен 18 июня, перед битвой. Их обвинили в том, что те молились за стрельцов.

Поскольку палачей действительно катастрофически не хватало, Пётр I предложил попробовать себя в этой роли всем желающим, а для поднятия народного энтузиазма распорядился бесплатно разливать на Красной площади водку. В пьяном угаре палачи-добровольцы рубили головы бунтовщикам в присутствии самого государя.

Возможно, некоторые прохожие, пришедшие посмотреть на казнь из любопытства, и не хотели никого убивать, но боялись разгневать Петра I. Так он утвердил в народе свою абсолютную волю: бесплатная водка, непомерное насилие, безнаказанное убийство сотен людей. Как оказалось, таков рецепт монаршей власти.

Конец стрелецких полков

На иностранцев, которые поспешили сообщить об учинённых в Москве зверствах в свои страны, такая картина произвела ужасающее впечатление.

Ещё бы, трупы казнённых лежали на Красной площади до февраля 1699 года – почти пять месяцев. Разумеется, в назидание другим.

Затем тела закопали неподалёку от столицы у дорог, как издревле было принято на Руси хоронить преступников. Многие семьи стрельцов были сосланы в Сибирь.

Остальные умерли от голода и холода, ведь жёнам и детям бунтовщиков, пережившим все эти страдания, запретили оказывать хоть какую-то помощь. Тысячи ни в чём не повинных людей были обречены на смерть.

Изгнанные из своих домов старики, женщины и дети погибали на московских улицах на глазах у всех.

Все 16 стрелецких полков, находившихся в отдалённых регионах России, были расформированы. Если ранее Пётр I планировал использовать их для охраны границ, то теперь он опасался, что эти «русские янычары» замышляют отомстить за своих боевых товарищей.

Тем более что такие настроения среди них были. У стрельцов забрали оружие, и из служивых они стали обычными посадскими людьми, которых было запрещено принимать на военную службу. В России началась масштабная военная реформа, и на смену привилегированным воинам пришла регулярная армия.

Истории,Жизнь после смерти,Патрик Гордон,Василий Суриков,Николай Костомаров,Сергей Соловьев,

4

Новая утренняя казнь стрельцов Картина Виктора Овсянникова

Новая утренняя казнь стрельцов Картина Виктора Овсянникова | Saatchi Art

26 Просмотров

Просмотр в моей комнате

Виктор Овсианников

Соединенные Штаты

Живопись, акрил на холсте

Размер: 23,6 Вт x 35,4 ч. X 0,8 D в

С. В коробке

Информация

. Это произведение не продается.

Основное изображение Основное изображение Основное изображение Основное изображение Основное изображение

Оценка Trustpilot

26 просмотров

Заинтересованы в лицензировании этого изображения?

Подробнее

О произведении

Изображен исторический сюжет одного из эпизодов массовой казни стрельцов царем Петром Великим в 1698-99 гг.

Детали и размеры

Картина: Холст, акрил

Оригинал: Единственная в своем роде работа

Размер: 23,6 Ш x 35,4 В x 0,8 Г

Доставка и возврат0028

Срок доставки: обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

Работаю в разных жанрах живописи: природные пейзажи, архитектурные пейзажи, исторические темы, жанровые сцены, фигуратив и другие. Основными материалами моих картин являются акрил и акварель. На мой стиль влияют различные направления живописи: критический реализм, новый импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм и другие. Профессиональную деятельность художника я начал в конце 2014 года. Получив архитектурное образование 30 лет назад, рисовал и изображал лишь периодически, а свои работы представлял только совместно с другими архитекторами. С 2015 года выставляю свое искусство на многих интернет-площадках России и США, участвую в конкурсах живописи. Я выполнил несколько картин по заказам организаций и частных лиц в России. Я родилась в Москве. Детство и юность я провел в центре города, принимая участие в культурной и политической жизни российской столицы. Я был близок к молодежным оппозиционным политическим движениям. Я женат, у меня две дочери и двое внуков. В последние годы большую часть времени я живу в США со своей семьей. Здесь я написал большую часть своих картин. Я много путешествовал по России и США. У меня всегда были демократические убеждения.

Я пытаюсь реализовать свои гуманистические принципы и идеалы в своих картинах. Имею статус постоянного жителя США. https://www.artist-v-ovsyannikov.com

Тысячи пятизвездочных отзывов

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.

глобус

Global Selection

Исследуйте непревзойденную коллекцию произведений искусства художников со всего мира.

Гарантия качества

Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.

Поддержите художника каждой покупкой

Мы платим нашим художникам больше за каждую продажу, чем другие галереи.

Нужна дополнительная помощь?

наслаждайтесь бесплатным консультированием искусства контакт с поддержкой клиентов. Во что мы верим

1. О ПИСАНИЯХ
Мы верим, что Писания Ветхого и Нового Заветов в том виде, в каком они были изначально написаны, были богодухновенными как в устной форме, так и в каждой части. Мы верим, что Бог общался через людей, находящихся под контролем Духа, так что Писание безошибочно, авторитетно и полно. Мы верим, что Библия является высшим откровением Божьей воли для человечества и представляет собой единственное непогрешимое руководство для веры и жизни.

Псалом 119:128; Матфея 5:18; 2 Петра 1:19-21; Иоанна 17:17; Откровение 22:18, 19; Иоанна 10:34, 35; 2 Тимофею 3:16; Евреям 4:12

2. ОБ ИСТИННОМ БОГЕ
Мы верим в единого вечного Бога, Творца всего сущего; что в единстве Божества есть три Лица: Отец, Сын и Святой Дух, тождественные по существу и равные по силе и славе.
Бытие 1:1; Исаия 46:9; 1 Коринфянам 8:6; Исход 20:2, 3; Матфея 3:16, 17; Второзаконие 4:35, 6:4; Иоанна 1:1-3; Евреям 1:8

3. О БОГЕ-ОТЦЕ
Мы верим, что Бог-Отец свят и любящ. Неограниченный во времени, пространстве, знании и силе, Отец запланировал для Своей славы все, что происходит, и замыслил от вечности искупить людей для Себя. В Своем суверенитете Он не является ни виновником, ни одобряющим грех, и Он не отрицает ответственности нравственных, разумных существ. Хотя Он и отличается от Своего творения, Он неизбежно действует в нем, вмешиваясь по Своему усмотрению.

Псалом 103:19; Ефесянам 1:4; Иакова 1:13; Аввакум 1:12, 13; Иоанна 8:38, 47; 1 Петра 1:17; Псалом 139: 1-16; 1 Коринфянам 8:6; Иоанна 5:17

4. О ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ
Мы верим, что Господь Иисус Христос есть вечный Сын Божий. Зачатый Святым Духом и рожденный от Девы Марии, Он стал «Богом, явившимся во плоти». Как полноценный Бог и как полноценный человек Он прожил абсолютно безгрешную жизнь. Он добровольно умер, чтобы совершить полное и заместительное искупление за наши грехи. Он воскрес из мертвых на третий день и вознесся телесно на небо.
Исаия 7:14; 1 Петра 2:22; 3:18; Матфея 1:18-25; 28:6; Иоанна 1:1

5. О СВЯТОМ ДУХЕ
Мы верим, что Святой Дух есть обещанный Утешитель, посланный Отцом и Сыном, обладающий полной личностью и божественностью. Он обличает мир во грехе, праведности и суде. Он является посредником нового рождения, когда Он крестит верующих в тело Христово, и Его работа среди верующих состоит в том, что Он запечатлевает, пребывает, наполняет, направляет и учит. Дары знамений пророчества, говорения на языках, истолкования языков, чудес и исцелений были мощными индикаторами в новозаветные времена, благодаря которым подлинность Евангелия была установлена ​​на земле, но эти дары не являются нормативными для сегодняшнего дня.
Иоанна 7:39; 14:16-17, 26; 16:7-11; 1-е Коринфянам 12:8-13, 28-31; 13:8-12; Евреям 2:1-4, 9:14; Деяния 1:4,5; Откровение 22:18-19; Римлянам 12:3-8; Ефесянам 1:13-14, 4:7-11

6. О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
Мы верим, что Писание учит, что мужчины и женщины созданы по образу Божьему.

Адам был создан прямым действием Бога, как описано в Бытие 1, а не из какой-либо ранее существовавшей формы жизни. Добровольным преступлением он выпал из своего состояния невинности, вследствие чего все человечество стало теперь грешником по природе и по своему выбору, а потому под справедливым осуждением на вечное, сознательное наказание, отделенным от Бога.
Бытие 1:27; Римлянам 3:23, 5:12-19; Исаия 53:6; 2 Фессалоникийцам 1:7-9

7. ОТНОСИТЕЛЬНО СПАСЕНИЯ
Мы верим, что Писание учит, что спасение грешников инициируется любящим Богом, полностью по благодати и совершается только через посредническую работу Сына Божьего. Только при условии веры в Господа Иисуса Христа. Грешник должен родиться свыше, быть возрожденным силой Святого Духа, тем самым получив новую природу. Верующий, проявляющий личную веру в Господа Иисуса Христа, оправдан и обладает спасением, которое надежно навеки. Доказательством спасения является жизнь в послушании Богу, совершающая добрые дела.


Иоанна 3:3-6, 16; 10:28, 29; 2 Коринфянам 7:9, 10; Ефесянам 2:8-10; Титу 3:8; Деяния 13:39, Ефесянам 2:8-10, 1 Петра 1:18-23, Римлянам 5:1,9; Римлянам 2:4 1 Тимофею 2:5, 6; 2 Петра 1:4

8. О ЦЕРКВИ
Мы верим, что Писание учит, что Церковь Иисуса Христа, отличная от Израиля в Ветхом Завете, была открыта в Пятидесятницу и должна рассматриваться в двух аспектах: поместная церковь и «церковь, которая есть Тело Его». Это «тело» — все общество верующих во Христа. Поместная церковь – это организованное собрание крещеных верующих, объединенных приверженностью вере, общению и провозглашению Евангелия, а также соблюдением таинств крещения верующих погружением в воду и Вечерей Господней. Писание определяет два служения в поместных церквях. Термины «надзиратель», «старейшина» и «пастор» или «пастырь» относятся к одному и тому же служению. Другая – должность дьякона. Новый Завет конкретно отводит главенство и власть в поместной церкви мужчинам.

Матфея 28:19, 20; 1 Коринфянам 12:13; Титу 1:5-9; Филиппийцам 1:1; Деяния 1:5; 2:1-4; 10:44, 45; 11:15, 16; Ефесянам 1:22, 23; Евреям 12:23; 1 Тимофею 2:11-14; 3:1-13

9. О КРЕЩЕНИИ И ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕМ
Мы верим, что Писание учит, что крещение – это погружение верующего в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа, представляющее смерть для греха и его воскресение к новой жизни. Мы верим, что Вечеря Господня — это воспоминание смерти Христа, которое верующие должны соблюдать до Его возвращения, и ей должен предшествовать честный самоанализ.
Матфея 28:19, 20; Деяния 2:41-47; 8:36-39; Римлянам 6:3-5; 1 Коринфянам 11:23-28

10. ОБ АНГЕЛАХ
Мы верим, что Бог создал безгрешных духовных существ, называемых ангелами, для поклонения и служения Ему. Сатана и некоторые из ангелов возгордились и восстали, и Бог их осудил. Сатана теперь правит этими падшими ангелами, также называемыми демонами. Они постоянно стремятся сорвать намерения Бога и поймать в ловушку сынов человеческих. Они были побеждены Христом на кресте и приговорены к вечному наказанию, которое еще предстоит казнить.

2 Коринфянам 4:4; Ефесянам 2:2 Откровение 12:9; Евреям 1:14; 2:14; 12:22; Иезекииль 28:11-19; 4 Царств 6:16,17; Исаия 14:12-17; Колоссянам 2:15

11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *