Казнь степана разина год: Вопросы для допроса Стеньки Разина готовил сам царь

Содержание

Вопросы для допроса Стеньки Разина готовил сам царь

Автор: Игорь Дмитриев

Атаман, предводитель «чорных людей», почти боготоворил царя, утверждая, что он справедлив и милосерден. Но проявить свои качества и защитить народ ему мешают бояре. Устранить их, расчистив путь делам и помыслам царя-батюшки, по-своему пытался Степан Разин. Вот только Алексей Михайлович этого не оценил и судил атамана строго…

Предводитель крестьянской войны донской атаман Степан Разин был казнен 6 июня 1671 года в Москве, на Лобном месте. Казнь была чудовищной. На глазах у толпы палач сначала отрубил ему часть правой руки, потом – часть левой ноги…

Легенды о казацкой вольнице

Экономические и социальные условия, сложившиеся в XVII веке в России, ставили крестьян и простой люд в крайне сложное положение. Они страдали от бесчисленных повинностей и пошлин.

В 1649 году было введено Соборное уложение, и после этого положение крестьян еще больше ухудшилось: наравне с холопами они полностью стали зависеть от владельцев. Как пишут историки, в народных массах росло недовольство. Им необходим был лидер, который бы сплотил их и выражал их позицию.

«Весь порядок тогдашней Руси, управление, отношение сословий, права их, финансовый быт, – пишет историк Костомаров, – все давало казачеству пищу в движении народного недовольства, и вся половина XVII века была приготовлением эпохи Стеньки Разина».

По Руси тогда ходили слухи о казацких вольницах на Дону. Порядки там были свободные, но справедливые. Якобы там нет помещиков и воевод, все казаки равны, а важные вопросы решаются на кругах – общих сходках. Должностных лиц – атаманов и есаулов, а также их помощников – выбирают всей вольницей.

Поэтому крестьяне все чаще убегали на Дон, в казацкие вольницы. Особенно массовым такое бегство стало после отмены Юрьева дня. Хотя побеги жестоко карались, недовольство среди крепостных было настолько сильным, что никакие наказания не могли их остановить. Количество беглецов стремительно увеличивалось.

«Голутва» и «домовитые»

Постепенно среди казаков произошло расслоение на бедных (голутва) и богатых (домовитых). Те беглые, которые приходили на Дон в то время, были разочарованы: не имея средств к существованию, они вынуждены были идти в кабалу к «домовитым» казакам.

Среди осевших на хуторах и в станицах беглых людей начало нарастать недовольство подневольной жизнью. Как следствие произошел социальный взрыв: в царствование Алексея Михайловича в 1667 году на Дону поднялся стихийный крестьянский бунт, вскоре превратившийся в настоящую войну. Ее предводителем стал Степан Разин. Заметьте: он защищал интересы именно бедных казаков! Богатые затаили за это зло на атамана и припомнят потом ему это.

Поход в Персию «за зипунами»

В народе Степан Разин, или Стенька, как его по-простому называли крестьяне, был известен как смелый атаман с непреклонной волей к победе. Такую репутацию он снискал, совершив два успешных похода: под Перекоп против крымских татар и в Персию «за зипунами».

Под Перекоп против крымских татар Разин пошел в 1663 году с казачьим отрядом, поддерживаемый запорожцами и калмыками.  Он хорошо знал татарский и калмыцкий языки, неоднократно участвовал в переговорах с калмыцкими тайшами (предводителями).

В знаменитый поход «за зипунами» по Волге на берега Каспийского моря в Персию Степан Разин отправился в 1667-1669 годах. Взяв крупную добычу, он вернулся из похода и обосновался в Кагальницком городке на Дону. Но слухи о нем, как об опасном вольнодумце, дошли до Московского государства. Ведь царь запрещал совершать грабительские походы «за море».

«Итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь…»

В мае 1670 года на «большем круге» Разин объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», «за великого государя стоять» и дать свободу «чорным людем».

Речь Разина была встречена с большим воодушевлением, в представлении крестьян все зло в государстве шло именно от бояр – «государевых неприятелей и изменников». Царь же добр, справедлив и милосерден, но не может проявить к народу свою государеву милость из-за препятствий, чинимых боярским окружением.  Рассылаемые «прелестные письма» Разина, говоря современным языком – листовки с обращением атамана к простому люду, увеличивали количество его сторонников. Стихийный бунт превратился в масштабное крестьянское восстание, охватившее большую часть страны.

«Войска» восставших казаков, двинувшиеся на Москву, были разбиты под Симбирском. Раненого в голову атамана сотоварищи успели отвезти в Кагальницкий городок.

Зажиточные казачьи старейшины затаили злобу на Разина за то, что он поддержал бедных казаков во время бунта на Дону. В отместку так называемые домовитые казаки в апреле 1671 года захватили и сожгли Кагальницкий городок, а самого Разина и его младшего брата Фрола взяли в плен и выдали московским властям.

Конвой для «бережения» Разина и его брата

По царскому указу в Москву братьев Разиных сопровождал конвой из 76 человек. Возглавлял его отличившийся при разгроме Кагальницкого городка войсковой атаман Яковлев. В грамоте из Разрядного приказа, которую получил в конце мая Яковлев, оговаривался порядок следования братьев Разиных.

Надлежало особо позаботиться, чтоб у них «сторожа была самая крепкая, чтоб… в дороге и на станех сами они над собою какова дурна не учинили и до Москвы б довесть их вцеле». К пленникам строжайше запрещалось кого-либо «припускать».

21 мая 1671 года пленников привезли в Курск. По распоряжению боярина и городового воеводы Ромодановского для их охраны были приняты дополнительные меры предосторожности: выделены «для береженья воров и изменников» подводы с провожатыми под началом некоего дворянина. Этот усиленный конвой сопровождал братьев Разиных до Серпухова. В Серпухове к станице Яковлева «для береженья» пленников по предписанию из Разрядного приказа присоединился отряд московских стрельцов из 100 человек во главе со стрелецким сотником Терпигоревым.

Допрос атамана в «судилще»

2 июня 1671 года братьев Разиных привезли в Москву. Весь их путь по столице был превращен в дорогу позора для побежденных. «В миле от Москвы,– пишет оставшийся неизвестным англичанин, который, возможно, был очевидцем событий,– Стеньку ожидала заготовленная для сего случая телега…»

В задней части телеги была воздвигнута виселица, с мятежника сорвали бывший на нем до того шелковый кафтан, обрядили в лохмотья и поставили под виселицу, приковав железной цепью за шею к верхней перекладине. Обе руки его были прикованы к столбам виселицы, ноги разведены. Брат его Фролка привязан был железной цепью к телеге и шел сбоку ее. Эту картину наблюдало «великое множество народа высокого и низкого звания».

Братьев Разных, по свидетельству иностранных хроникеров, «тотчас же доставили прямо в судилище, где был разведен огонь. Как только они туда прибыли, главаря мятежников вздернули на дыбу и дали ему 18 – 20 ударов кнутом, но он не обратил на это особого внимания».

Он держался очень мужественно также и в то время, когда его положили спиной в огонь и стали жечь, а боярин Долгоруков и некоторые другие спрашивали его при этом о различных вещах. На одни вопросы он отвечал очень дерзко, на другие же совсем не давал ответа. А именно речь шла о том, чтобы он выдал неких знатных людей, имевших с ним связь. Но все это осталось тайной.

В застенке в здании Земского приказа в Кремле Степана Разина и его брата Фрола четыре дня практически круглосуточно подвергали самым жестоким пыткам: били плетьми (каждому по 30 ударов), поднимали на дыбу, жгли раскаленным железом, лили по капле холодную воду на их обритые головы.

«Был обольщаем надеждой, что будет говорить с самим великим государем»

В государственных архивах сохранились стенограммы допроса Разина с собственноручными пометками государя Алексея Михайловича. Он не чурался самостоятельно формулировать вопросы для атамана и просил тщательно фиксировать ответы, а затем показывать их. На сами допросы царь не приходил.

Верный своим монархическим взглядам, Разин с того момента, как попал в руки палачей, ожидал, что его поведут к царю. Оставшийся неизвестным английский автор пишет, что весь долгий путь до Москвы Разин «был обольщаем надеждой, что будет говорить с самим великим государем и перед ним изустно защитит свое дело». Однако ожидание Разина было безрезультатным.

В первую очередь государь интересовался отношениями Разина и астраханского воеводы. Были сведения, будто воевода выпросил у атамана дорогую шубу («О княз Иване Прозоровском и о дьяках, за што побил и какая шюба?»).

Кроме того, царь хотел побольше узнать о возможной связи повстанцев с опальным патриархом Никоном («За что Никона хвалил, а нынешнева [патриарха] бесчестил?», «Старец Сергей от Никона по зиме нынешней прешедшей приезжал ли?»).

Но особенно трогательно и трагично одновременно прозвучал сформулированный Алексеем Михайловичем вопрос: «На Синбир жену видел ли?». Иначе говоря, государь интересовался, встречался ли Разин перед разгромным для него сражением под Симбирском с женой.

Фрол на допросе о связи с опальным патриархом Никоном дал те же показания, что и Степан. «Да и брат Стеньки Фролко,– говорится в наказной памяти по делу о патриархе Никоне, – с пыток говорил те же речи…». Возможно, братья заранее согласовали свои показания.

На допросах Разин настолько мужественно и твердо переносил пытки, что, несмотря на множество изобличавших его улик и свидетельств, не мог рассматриваться как изобличенный и осужденный на основании своих собственных показаний. С точки зрения судопроизводства того времени Разин своей стойкостью и молчанием при пытках сорвал основной довод доказательности – признание вины подсудимым, даже если это признание получено в результате пытки.

«Казнить злою смертью – четвертовать»

Из документа в документ с небольшими вариациями переходит одна и та же формула обвинения, выдвигаемая против Степана Разина и его брата Фрола: «В прошлом во 177-м (1669 году) году изменщики воры донские казаки Стенька да Фролко Разины с товарыши своими, с такими ж ворами, забыв православную христианскую веру… великому государю и всему Московскому государству изменили…».

В сказке, или обвинительном заключении, объявленном Степану и Фролу Разиным перед казнью, персонально Фролу ставится в вину то, что он, «пристав к воровству брата своего и соединясь с такими ж ворами, ходил, собрався, к украинным городам и в иные места и многое разоренье чинил и людей побивал».

Обоим братьям царь и бояре вынесли общий обвинительный приговор и назначили одинаковую меру наказания: «казнить злою смертью – четвертовать».

6 июня Степана Разина вместе с братом Фролом вывели на Лобное место. Во время мучительной казни мятежный атаман до конца сохранял самообладание и не показал, что чувствует боль. Палач отрубил ему конечности, голову, затем рассек его туловище на части и насадил их на копья, а внутренности скормил собакам.

В поисках клада, «ухороненного» Разиным в землю

Страшная участь Стеньки сломила волю младшего брата Фрола, и он пошел на сотрудничество со следствием.

Уже через два дня Фрола жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля, и его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу: «…и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все брат его, Стенька, ухоронил в землю… поклал в кувшин и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы».

О показаниях Фрола Разина без промедлений докладывали царю, который проявил большой интерес к историям о несметных кладах Стеньки, ибо, по «отпискам» воевод, у бояр и богатого люда «разбойник награбил зело много добра всякого».

В пыточной, на дыбе, орущий от нестерпимой боли в вывороченных суставах Фрол показал, что после разгрома восстания при бежавшем в Кагальник атамане был «сундук с рухлядью» и драгоценностями. Однако предпринятые по наказу царя поиски закопанного кувшина не дали. По сведениям иностранных хроникеров, Фрол был осужден на вечное тюремное заключение. По другим сведениям, его казнили шесть лет спустя.

После смерти Степана Разина казачья война продолжилась под предводительством атаманов Василия Уса и Федора Шелудяка. Лишь 27 ноября 1671 года правительственные войска с трудом овладели столицей повстанцев Астраханью – восстание потерпело поражение. Победители беспощадно расправлялись с бунтовщиками, было убито около 140 тысяч восставших. До этого времени Россия не знала настолько жестоких массовых расправ.

Шостакович. «Казнь Степана Разина» (The Execution of Stepan Razin, Op. 119)

The Execution of Stepan Razin, Op. 119

Композитор

Год создания

1964

Дата премьеры

28.12.1964

Жанр

Страна

СССР

Вокально-симфоническая поэма на слова Е.Евтушенко для баса, хора и оркестра

История создания

Август 1964 года Шостакович проводил в Венгрии, на озере Балатон. Там он начал работу над вокально-симфонической поэмой на стихи Евгения Евтушенко (р. 1933). Композитор и поэт очень сблизились во время совместной работы над Тринадцатой симфонией в 1962 году. И теперь Шостаковича привлекла его поэма «Братская ГЭС». В произведении, посвященном гигантской «стройке коммунизма» — гидроэлектростанции на Ангаре, — есть эпизоды, говорящие о нашем прошлом. Один из них повествует о вожде повстанцев XVII века казацком атамане Степане Разине, одной из самых колоритных фигур русской истории. В свое время Герцен писал о нем: «Прибавьте Стеньке Разину определенную цель, дайте ему вместо казацкой голи армию и посадите его на престол, вот вам и Петр I». Характеризуя Разина, Герцен говорил, что ему присущи «… удаль, дерзость, злодейство, отвага».

Собственно, Разина в поэме нет. Поэт рисует картину волнующегося человеческого моря. Возбуждение, злорадство, стихийный разгул страстей и противостоящее ему мудрое человеческое достоинство. Смысл взятого композитором эпизода в нескольких ключевых фразах:

Вы всегда плюете, люди,
В тех, кто хочет вам добра.
\<…>
Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы,
Приговаривал, ретив:
«Супротив народа вздумал?
Будешь знать, как супротив!..»

Ох, как, должно быть, ныли зубы у Шостаковича! Он-то помнил, как в 48-м году ему били камнями окна на даче: ведь он был объявлен антинародным композитором. В середине августа Шостакович вернулся в Москву, где закончил сочинение. В сентябре у себя на квартире он показал его друзьям и поэту, 28 декабря 1964 года состоялась премьера «Казни Степана Разина» — в Большом зале Московской консерватории.

Музыка

По своему стилю «Казнь Степана Разина» приближается к опере. Критика называла ее «театральной симфонией», отмечая зримость, пластичность образов, яркую сценичность. В ней использованы арии-монологи, типично оперные речитативы, хоры, оркестровые интермедии. Музыка чутко рисует оттенки настроения как героя, так и толпы, ее отдельных частей. Роль хора и солиста двояка. Хор одновременно — народ и голос совести героя, выражение его внутренней сущности. Солист же — сам Стенька, но и та часть народа, в которой проступает человечность («Лица… у безликих на лице»).

После неторопливого эпического оркестрового вступления рассказчик-солист начинает свое повествование. Суровое и сдержанное, оно прерывается оркестровыми интермедиями, рисующими возбужденную ликующую толпу в предвкушении кровавого зрелища. Нагнетается напряжение, растет динамика. К оркестру присоединяется хор, звучат издевательски приплясывающий мотивчик, выкрики и завывания толпы. Вступает скорбная мелодия монолога Степана Разина — монолога-размышления, раздумья, исповеди.

Кульминация поэмы — симфонический пролог к сцене казни, исполненный могучей красоты. После него звучит затаенно-тихий хор «Над Москвой колокола гудут», исполненный удивительной нежности.

И сквозь рыла, ряшки, хари
Целовальников, менял
Стенька ЛИЦА увидал…
\<…>
Прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице…

Еще один конфликт впереди: народу приказано праздновать! Дудки заливаются заказанным весельем, но захлебываются. Застыла площадь, замерла.

Площадь что-то поняла,
Площадь шапки сняла.

Бьет набат. «Еще жила голова». Мрачны тяжелые колокольные удары. Замученный казненный более жив, чем его палачи. Всплеском гневных, возмущенных, угрожающих звучаний заканчивается поэма.

Л. Михеева

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Главный бунтовщик Руси XVII века — Статьи

«Вор и богоотступник» Стенька Разин


Даже после казни «изменника» его судьба и судьба восстания приковывали к себе внимание. Почему же жизнь Степана Разина и восстание под его предводительством стали темами песен Пушкина, поэмы Гиляровского и немецкой диссертации XVII века?

Чтобы понять, почему личность Разина волновала многих, нужно узнать, кем же был этот выдающийся человек. В народной памяти и её выразителе — фольклоре Стенька Разин — герой и бунтарь, эдакий «благородный разбойник». Без сомнения, Разин был личностью яркой и сильной. Хороший военный и организатор. Что самое главное, Разин смог объединить в себе два образа: вождя народа, настоящего ненавистника крепостничества и царя, и, конечно, Стенька Разин — это удалой казачий атаман. Настоящий казак со всеми казачьими обычаями и привычками, не чета тем, кто будет после служить царям-крепостникам.

Чтобы понять, кто такой Степан Разин, надо знать, чем вообще занималось казачество XVII века. Для пропитания, кроме известных набегов, казаки занимались ловлей рыбы, бортничеством и охотой. Кроме этого, держали скот и выращивали овощи на огороде. Что интересно, до конца XVII века донские казаки не сеяли хлеб. Считали, что с хлебопашеством придёт и крепостное право.

 Б. Кустодиев. «Степан Разин». (wikipedia.org)

Уклад жизни Дона имел элементы архаической демократии: своя власть с войсковым кругом, выборными атаманами и казацкой старшиной. Причём все атаманы и старшины были выборными. Все важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе казаков («круг», «рада», «коло»).

Набег — единственный способ выжить

С ужесточением крепостного права в XVII веке на Дону скопилось огромное количество голутвенных казаков, то есть тех, у которых не было своей земли и дома. Жили они в верховьях Дона, в низовьях же проживали «домовитые» казаки. Они, к слову, и сдали Разина, когда тому не удалось взять Симбирск. Примечательно то, что главой «домовитых» казаков был крёстный отец Степана Разина Корнила Яковлев.

Голутвенным казакам, предводителем которых стал Разин, для пропитания приходилось ходить в набеги, или походы «за зипунами». Ходили в Турцию, Крым, Персию. Таким же походом был и поход 1667−1669 годов в Персию, который возглавил Разин. В советской историографии его называют первым этапом восстания, но это было не так. Поход 1667−1669 годов — обыкновенное безнаказанное проявление казачьей вольницы.

Гравюра XVII века из книги Яна Стрейс. (wikipedia.org)

На пути в Персию Разинцы разграбили на Волге царские и патриаршие караваны судов, а потом учинили кровавую резню в Яицком городке, разорили города и селения от Дербента и Баку до Решта. В результате казаки вернулись с богатой добычей, их струги были забиты дорогими восточными товарами. Отличительной чертой разинского похода «за зипунами» является то, что он отправил послов к шаху с просьбой дать казакам землю для заселения. Но скорее всего это была всего лишь уловка. Так подумал и шах, поэтому послов затравили собаками.

Личность Степана Разина

Итак, Разин был из лихой, удалой и по-настоящему вольной казацкой среды. Не удивительно, что его образ был романтизирован и во многом идеализирован. Но что же с семьёй Разина? Он родился около 1630 года. Возможно, матерью Степана была пленная турчанка. Отец Тимофей, имевший прозвище Разя, был из «домовитых» казаков.

Степан Тимофеевич Разин. (wikipedia.org)

Степан видел многое: трижды посещал Москву в составе казачьих посольств, участвовал в переговорах с московскими боярами и калмыцкими князьями — тайшами. Дважды был на богомолье в Соловецком монастыре. К сорока годам, когда Разин возглавил голытьбу, крестьян и казаков, он был человеком с военным и дипломатическим опытом, и, конечно, это был человек с неиссякаемой энергией.

Голландский парусный мастер Ян Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: «Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька».

История с персидской княжной

Тому, как Степан Разин утопил персидскую княжну, посвящена песня «Из-за острова, на стрежень». Легенда жестоком поступке Разина берёт своё начало в 1669 году, когда Стенька Разин разгромил шахский флот. В плен к казакам попали сын командующего Мамед-хана Шабан-Дебей и, как говорит легенда, его сестра, настоящая персидская красавица. Её Разин якобы сделал любовницей, а затем бросил в Волгу. Что ж, Шабан-Дебей действительно был привезён разинцами в Астрахань. Пленник писал письма на имя царя с просьбой, чтобы его отпустили домой, но сестру не упоминал.

Гравюра из книги Стрейса. (wikipedia.org)

Есть также свидетельство Яна Стрейса об этом: «При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя».

В. Суриков. «Стенька Разин». (wikipedia.org)

К словам Стрейса надо относиться очень аккуратно. В те годы в Европе были популярны книги путешественников с подробными описаниями мест, и авторы частенько разбавляли факты со слухами. Стрейс не был путешественником, к слову, он был наёмным рабочим. У него был друг и в будущем спаситель из персидского рабства Людвиг Фабрициус, наёмный офицер, служивший в Астрахани. Фабрициус описывает похожий слух, но без романтического флёра («персидская дева», «река Волга», «грозный и гневный мужчина»).

Пойма осетровых в Волге в XVII в. (wikipedia.org)

Итак, по словам Людвига Фабрициуса осенью 1667 года разинцы захватили знатную и красивую «татарскую деву», с которой Стенька Разин делил ложе. И перед тем, как отплыть из Яицкого городка, Разину якобы явился во сне «водяной бог Иван Горинович», которому подвластна река Яик. Бог стал упрекать атамана в том, что он не сдержал обещания и не отдал ему самой ценной добычи. Разин приказал девушке надеть свои лучшие наряды, и когда челны выплыли на речной простор Яика (не Волги) бросил красавицу в реку со словами: «Прими это, покровитель мой, Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар…».

В 1908 году был снят фильм «Стенька Разин» на сюжет песни «Из-за острова на стрежень». Песня, к слову, основана на стихотворении Д. М. Садовникова:

Казнь Степана Разина. За расправой над мятежников наблюдала вся Европа

К крестьянской войне, возглавленной Стенькой Разиным, было приковано внимание если не всей Европы, то торговой точно. От исхода сражения зависела судьба важнейших торговых путей по Волге. По ним в Европу попадали товары из Персии и русский хлеб.

Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года. (wikipedia.org)

Ещё до того, как восстание завершилось, в Англии, Нидерландах и Германии появились целые книги о мятеже и его предводителе. И, как правило, это была фантастика, но иногда в них сообщались ценные сведения. Главным европейским свидетельством восстания казаков и крестьян является книга «Три путешествия» Яна Стрейса, цитата из которой приводилась выше.

Многие иностранцы, бывшие в Москве во время казни Разина, стали свидетелями четвертования главного врага государства. В том, чтобы европейцы всё увидели было заинтересовано правительство Алексея Михайловича. Царь и приближённые стремились уверить Европу об окончательной победе над восставшими, хотя на тот момент до победного конца было ещё далеко.

Титульный лист диссертации Марция. (wikipedia.org)

В 1674 году в Виттенбергском университете, Германия, была защищена диссертация о восстании Стеньки Разина в контексте всей российской истории. Работу Иоганна Юстуса Марция затем много раз переиздавали в XVII — XVIII веках. Даже Александр Пушкин ей интересовался.

Миф о Стеньке Разине

Личность Разина, несмотря на свидетельства и поступки, всё равно мифологизирована, от этого не уйдёшь. В русских народных песнях жестокий атаман часто смешивается с другими знаменитым казаком — Ермаком Тимофеевичем, захватившем Сибирь.

Степана Разина везут на Казнь. (wikipedia.org)

Интересовавшийся судьбой Степана Разина Александр Сергеевич Пушкин написал три песни, стилизованные под народные. Вот одна из них:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:

«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».

С. А. Кириллов. «Степан Разин». (wikipedia.org)

В 1882 — 1888 годах Владимир Гиляровский, известный бытописатель Москвы, пишет пронзительную поэму «Стенька Разин», кончающуюся, конечно, казнью легендарного человека:

Голова по помосту сверкает,
тело Разина рубят в куски.
Изрубили за ним есаула,
На кол головы их отнесли,
А в толпе, среди шума и гула,
Слышно женщина плачет вдали.
Знать её-то своими глазами
Атаман средь народа искал,
Знать её-то, в тот миг, как устами,
Он огнем этих глаз целовал.
От того умирал он счастливый,
Что напомнил ему ее взор
Дон далекий, родимые нивы,
Волги-матушки вольный простор.
И напомнил, что пожил недаром,
А всего совершить хоть не мог,
Так свободу широким пожаром
В сердце рабском он, первый, зажег.

РАЗИН • Большая российская энциклопедия

РА́ЗИН (Ра­зя) Сте­пан Ти­мо­фее­вич [? – 6(16).6.1671, Мо­ск­ва], дон­ской ка­зак, пред­во­ди­тель Ра­зи­на вос­ста­ния 1670–71 в Рус. го­су­дар­ст­ве. Сын кре­сть­я­ни­на, бе­жав­ше­го на р. Дон и став­ше­го за­жи­точ­ным ка­за­ком; мать Р., ско­рее все­го, плен­ная крым­ская та­тар­ка. Впер­вые упо­мя­нут в ис­точ­ни­ках в 1652. Два­ж­ды полу­чал раз­ре­ше­ние на па­лом­ни­че­ст­во в Со­ло­вец­кий мон. (1652, 1661). Чл. ста­ни­цы (по­соль­ст­ва) Дон­ско­го вой­ска, по­се­тив­шей Мо­ск­ву в 1658–59 для по­лу­че­ния цар­ско­го жа­ло­ва­нья. В 1661 совм. с ка­за­ком Ф. Бу­да­ном на­прав­лен Дон­ским вой­ском вес­ти пе­ре­го­во­ры с калм. тай­ша­ми (ста­рей­ши­на­ми), при­няв­ши­ми рус. под­дан­ст­во, о со­вме­ст­ных дей­ст­ви­ях про­тив Крым­ско­го хан­ст­ва и но­га­ев. Во гла­ве от­ря­да дон­ских ка­за­ков уча­ст­во­вал вме­сте с за­по­рож­ски­ми ка­за­ка­ми и кал­мы­ка­ми в по­хо­де 1662–63 про­тив крым­ских та­тар; объе­ди­нён­ные си­лы вы­иг­ра­ли сра­же­ние близ уро­чи­ща Мо­лоч­ные Во­ды (не­по­да­лё­ку от совр. г. Ме­ли­то­поль). При­ня­то счи­тать, что идея вы­сту­п­ле­ния про­тив рус. вла­стей и зем­ле­владель­цев ро­ди­лась у Р. вслед­ст­вие се­мей­ной тра­ге­дии: в 1665, во вре­мя рус.-польск. вой­ны 1654–67, за де­зер­тир­ст­во из дей­ст­вую­щей рус. ар­мии был каз­нён его стар­ший брат Иван (при­каз от­дал кн. Ю. А. Дол­го­ру­ков). По­сле окон­ча­ния вой­ны Р. ор­га­ни­зо­вал по­хо­ды ка­за­ков (св. 1 тыс. чел.) за до­бы­чей на Вол­гу, Яик (ны­не р. Урал) (1667) и Кас­пий­ское м. (1668–69). Вес­ной 1670 воз­гла­вил но­вый по­ход на Вол­гу, пре­вра­тив­ший­ся в мощ­ное вос­ста­ние. Во вре­мя оса­ды Сим­бир­ско­го крем­ля 1(11).10.1670 по­лу­чил 2 ра­не­ния, а че­рез 3 дня по­сле од­но­го из не­удач­ных штур­мов кре­по­сти с груп­пой со­рат­ни­ков был вы­ну­ж­ден вер­нуть­ся на Дон. Оп­ра­вив­шись от ра­не­ния, Р. стал со­би­рать си­лы для но­во­го по­хо­да. Од­на­ко 14(24).4.1671 до­мо­ви­тые (бо­га­тые) ка­за­ки во гла­ве с ата­ма­ном Дон­ско­го вой­ска К. Яков­ле­вым взя­ли Р. в плен в Ка­галь­ниц­ком го­род­ке на р. Дон (ны­не не су­ще­ст­ву­ет). В Мо­ск­ву Р. (вме­сте с бра­том Фро­лом, так­же пле­нён­ным на До­ну) был дос­тав­лен под кон­во­ем 2(12) ию­ня то­го же го­да. Каз­нён че­рез чет­вер­то­ва­ние на Бо­лот­ной пло­ща­ди.

С. Т. Разина везут на казнь. В цепях идёт его брат Ф. Т. Разин. В верхнем углу – портрет С. Т. Разина. Английская гравюра. 1672.

Об­раз Р. как сим­вол воль­но­лю­би­во­го че­ло­ве­ка от­ра­зил­ся в рус. лит-ре, му­зы­ке, фольк­ло­ре: «Пес­ни о Стень­ке Ра­зине» А. С. Пуш­ки­на (1824–26), по­эмы «Стень­ка Ра­зин» В. А. Ги­ля­ров­ско­го (1882–88) и «Ра­зин» В. В. Хлеб­ни­ко­ва (1920), стих. «Из-за ост­ро­ва на стре­жень…» Д. Н. Са­дов­ни­ко­ва (1883), во­каль­но-сим­фо­нич. по­эма «Казнь Сте­па­на Ра­зи­на» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1964), ро­ма­ны «Сте­пан Ра­зин» С. П. Зло­би­на (1951) и «Я при­шёл дать вам во­лю» В. М. Шук­ши­на (1971) и др. Имя Р. но­сит ряд на­се­лён­ных пунк­тов и ули­цы во мно­гих го­ро­дах Рос­сии, а так­же утёс на Вол­ге. Па­мят­ник Р. ус­та­нов­лен в пос. Сред­няя Ах­ту­ба Вол­го­град­ской обл. (2009; скульп­тор С. А. Щер­ба­ков).

РАЗИН Степан Тимофеевич — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Биография

Степан Тимофеевич Разин — атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Смутное время

В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем Алексеем Михайловичем Романовым, на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.

Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы Ю. А. Долгорукова догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.

С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Крестьянская война

1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда. В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.

Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный патриарх Никон. Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью. За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.

Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.

Личная жизнь

О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.

В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.

Смерть

В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади. После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.

После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено. Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.

Память

История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер». Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как А. С. Пушкин, А. А. Соколов, М. И. Цветаева, В. А. Гиляровский, Е. Евтушенко.

Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница». В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.

События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, Д. Д. Шостаковича.

Этот день в истории 24 апреля 1671 года — пленение Степана Разина

24 апреля 1671 года на Дону пал последний оплот Степана Разина — Кагальницкий городок. Сам атаман был захвачен в плен, выдан царским властям и вскоре казнен.

Степан Разин — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1670−71 годов. Центром этого восстания явилось донское и волжское казачество, где было много недовольных московским правительством и его порядками. Помимо казаков, в ряды восставших входили крестьяне, посадский люд и народы Поволжья (чуваши, мари, мордва, татары).

Разин и его сторонники призывали «побить» бояр, дворян, воевод, торговых людей «за измену», дать «черным людям» свободу.

Приобретя хороший военный опыт и авторитет в походах против Крымского ханства и Османской империи в 1662−63 годах и благодаря личным качествам, Разин получил широкую известность на Дону. Под его руководством в 1667−69 годах были осуществлены удачные грабительские походы казацкой голытьбы на нижнюю Волгу и в Персию.

Взяв крупную добычу, Разин обосновался в Кагальницком городке на Дону, куда к нему с разных сторон стекались казаки и толпы беглых из России. Его имя стало легендарным. Попытка царского правительства наказать строптивое казачество лишь добавила Степану сторонников, его ряды постоянно ширились.

Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Письма собирали массу сторонников, и поход превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую значительную часть территории России.

Были взяты Царицын, Саратов, Самара, Астрахань, а также ряд второстепенных крепостей, где вводилось казачье устройство, представителей власти убивали, купцов грабили.

Но осенью 1670 года восставшие не смогли взять Симбирск, где правительственным войскам и удалось нанести поражение Разину, его войско было разгромлено. Самого раненого атамана едва успели спасти и увезти на Дон, со своими сторонниками он укрепился в Кагальницком городке.

К январю 1671 года восточная Украина уже утихла, и на Дону господствовали иные настроения. Авторитет и влияние Разина резко упали, усилилось его противостояние с низовыми казаками. В Черкасске одержал верх атаман Яковлев, всегда остававшийся верным Москве.

В феврале 1671 года Разин попытался захватить Черкасск, но ему это не удалось. В это же время в Москве патриарх Иосиф предал Разина анафеме, и казаки решились действовать против Степана.

24 апреля 1671 года Степан Разин был захвачен казачьими старшинами в плен, которые взяли штурмом и сожгли Кагальницкий городок, а плененного Степана Разина и его брата Фрола выдали царским властям.

После пыток Степан Разин 16 июня 1671 года был публично казнен четвертованием в Москве возле Лобного места.

Смерть Степана Разина не принесла покоя царскому правительству. Казачьи и крестьянские войны продолжались на Волге и в Поволжье, а Астрахань повстанцы удерживали до ноября 1671 года. Романовыми было приложено немало усилий, чтобы отыскать и уничтожить документы повстанцев. Потому и с казнью Фрола тянули в течение пяти лет, пытаясь добиться от него сведений о том, где разинцы спрятали документы. Из архивов Астрахани, Казани документы о разинской войне пропали.

Русские народные песни славят Разина как идеального казачьего вождя, хотя иногда его образ переплетается с чертами другой героической фигуры — казачьего атамана Ермака Тимофеевича, завоевавшего Сибирь. Легенды о Степане Разине и предания о разинских кладах живы до сих пор.

День в истории: 334 года назад казнен Степан Тимофеевич Разин » AstrakhanFM

334 года назад (1671) на Красной площади в Москве казнен Степан Тимофеевич РАЗИН, донской атаман, предводитель Крестьянской войны 1670-1671 годов. Отец Степана Разина — знатный казак Тимофей Разин, крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. Уже в юности Степан занимал видное место среди донских старшин. В 1652 и 1661 годах совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. В составе зимовых станиц — донских посольств — в 1652,1658 и 1661 годах побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями. В 1663 году возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой в 1665 году князя Ю.А.Долгорукова над старшим братом Степана – Иваном за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков. Благодаря своей удачливости и личным качествам Степан Разин получил широкую известность на Дону. Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс: «Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью».
В 1667 году Степан Разин становится походным атаманом крупного отряда «голутвенных» казаков и «новоприходцев» из России. Во главе отряда он совершил в 1667-1669 годах свой знаменитый поход «за зипунами» по Волге на берега Каспийского моря в Персию. В то время Разин командовал армией в 1200 человек. Выйдя в Каспийское море на 30 судах-стругах, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад. Казаки разграбили город, после чего отправились в Астрахань, где разбили царское войско и разграбили несколько монастырей. Взяв крупную добычу, Разин вернулся из похода и обосновался в Кагальницком городке на Дону, куда к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России. Хотя номинально войсковой атаман Корнила Яковлев сохранил свою должность, самым влиятельным человеком в войске стал Разин, его ряды постоянно ширились.
Весной 1770 года Степан Разин возглавил новый поход на Волгу, в его руках оказалось все Нижнее Поволжье. Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Но главные силы восставших не смогли взять Симбирск, и здесь же правительственным войскам удалось нанести поражение Разину. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок. В 1671 году на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между Разиным и низовыми казаками. После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. В конце апреля низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченного в плен Разина выдали московским властям. После пыток Степан Разин 16 июня 1671 года был публично казнен в Москве возле Лобного места.
Источник: http://www.rian.ru

Стенька Разин | Казачий предводитель

Стенька Разин , по имени Степан Тимофеевич Разин , (родился ок. 1630, Зимовейская-на-Дону, Россия — умер 16 июня [6 июня по старому стилю] 1671, Москва), вождь о крупном казацко-крестьянском восстании на юго-восточной границе России (1670–1671 гг. ).

Стенька Разин родился в обеспеченной семье донских казаков. Он рос в напряжении, вызванном неспособностью беглых крепостных, которые постоянно убегали из Польши и России в районы донского казачества, найти землю и с комфортом поселиться в ней. зажиточные казачьи общины.

В 1667 году Разин возглавил (гетман) небольшой отряд безземельных пришельцев и авантюристов и основал новую казачью заставу на верхнем Дону, у русла Волги. В течение следующих трех лет он совершал дерзкие набеги на русские и персидские поселения, захватив большую Волжскую флотилию с товарами, принадлежащими царю, захватил (1668 г.) город Яик на реке Яик (ныне Урал), напав на море и уничтожение мусульманских поселений Дербент, Баку и Рашт на Каспийском море в Персии, а также разгром флота, посланного против него персидским шахом (1669 г.).

Приобретя большую известность и богатство, Разин вернулся на Дон и в 1670 году начал новый поход на царские города-крепости на Волге. С силой около 7000 казаков он захватил Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. В обоих городах Разин и его люди устраивали пьяные оргии и творили зверства против знати и военных; он также заменил органы местного самоуправления казачьими институтами самоуправления. Ободренный своим успехом, он решил продолжить свое продвижение вверх по Волге и по пути подстрекал крестьянство и городские низы присоединиться к своему восстанию против дворянства и бюрократии (но не против царя).Он захватил Саратов и с отрядом, увеличившимся до 20 000 человек, направился к Симбирску, в то время как его восстание распространилось по Поволжью, на земли, прилегающие к рекам Дон и Донец, и даже в некоторые центральные области Российского государства.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Встревоженный успехом Стеньки Разина, царь Алексий (годы правления 1645–1676 гг.) Послал войско под командованием князя Юрия Барятинского для освобождения Симбирска.Войска принца, обученные западноевропейским военным методам, нанесли решающее поражение в основном грубым, недисциплинированным и плохо экипированным войскам Разина (октябрь 1670 г. ). Разин бежал на Дон; но 24 апреля (14 апреля) 1671 г. он был схвачен лояльными казаками и передан царской власти. Привезенный в Москву и подвергнутый пыткам, Разин был казнен расквартированием на Красной площади. Царские войска сожгли деревни повстанцев и казнили их лидеров при подавлении восстания, а Астрахань, последний оплот повстанцев, сдалась в декабре 1671 года.

Восстание Разина объединило две отдельные силы: казаков и крестьян. Первые были вдохновлены тем, что можно назвать анархистскими идеалами, вторые — ненавистью к крепостному праву, которое было окончательно узаконено в 1649 году. Хотя в восстании присутствовал элемент социального протеста, тон был задан анархическим элементом, чья цель был простой грабеж и разрушение. По этой причине большинство российских и советских историков склонны отводить Разина на второстепенное место в своих повествованиях о российской истории.Однако в русском фольклоре Разин — популярный герой, воплощение свободного человека, побеждающего как общество, так и природу. Его подвиги увековечены в многочисленных народных песнях и легендах.

Шостакович: Казнь Степана Разина, Две басни о Крылове, Леди Макбет


Дмитрий Шостакович Творческое сотрудничество выдающегося композитора Советского Союза Шостаковича и молодого поэта Евгения Евтушенко начинается с забавной (но дружеской) иронии.Поэма Евтушенко « Бабий Яр » появилась в «Литературной газете», и Шостакович позвонил и попросил у поэтов разрешения поставить ее на музыку. Естественно, воодушевленный мыслью о стихотворении всемирно известного композитора, Евтушенко с готовностью согласился, а затем Шостакович робко признался, что на самом деле музыку он уже сочинил.

Шостакович выбрал четыре стихотворения Евтушенко для своей Тринадцатой симфонии; пятый, Страхи , поэт написал по просьбе Шостаковича специально для этого нового опуса.Евтушенко почти не скупился на слова в своей резкой критике Рабочего рая. Действительно, премьера «Тринадцатого» (18 декабря 1962 г.) была встречена бурными аплодисментами, которые были немногим меньше политической демонстрации. (Годом ранее, на 22-м съезде Коммунистической партии, Хрущев произнес вторую антисталинскую речь, и останки диктаторов вскоре были удалены из мавзолея на Красной площади.) Напоминая о впечатлениях от той премьеры, Евтушенко написал, что Шостакович зачитывает пьесу. мои стихи были настолько точны по интонации и смыслу, что казалось, будто он был внутри меня, когда я писал стихотворение, и он сочинял музыку, когда рождались строки.

Казнь Степана Разина — интересное продолжение, хотя и немного сложное для понимания. На первый взгляд, это соответствует целям хорошей советской поэзии и музыки; Однако Шостакович немного опасался, что произведение может натолкнуться на цензоры (Евтушенко был вынужден после премьеры «Тринадцатого» переделать восемь строк из Бабьего Яра , хотя это существенно не повлияло на партитуру Шостаковича). Тон Степана Разина заимствует некую жестокость у этого архисоветского поэта Маяковского; и доводит гоголевскую сатиру до жуткого края, с отрубленной головой Разина, смотрящего на царя и смеющегося над притворным триумфом. И общая история, популярный народный герой Степан Разин, который противостоял аристократии и богатым купцам, легко интерпретируется как притча о революции против коррумпированного правительства и презрение к эгоистичным капиталистам.


Степана Разина ведут на расстрел

Идет диалог Стеньки Разина с Народом, поворотный момент для последнего. На протяжении всей первой части Народ является вспомогательным составом царского спектакля публичной казни; Люди ругают Стеньку, плюют на него и обвиняют в неповиновении им.Стенька объясняет свои действия, видимо, исправляя заблуждения, которыми питались москвичи. Он воображал, что хороший царь может чего-то добиться, но хороших царей не бывает. И толпа эхом ругает его: дурак, Стенька! Нет хороших царей!

Обличение только монархии (и, следовательно, здравой социалистической доктрины)? Или всех автократов, будь то монархических или … коммунистических (а значит, потенциально крамольных)?

У рокового блока Стенька собирается и демонстративно кричит: «Да упадет топор!» В людях происходит перемена, они молчат и неподвижны, даже после того, как им приказывают танцевать (команда, проиллюстрированная музыкально, в некотором роде напоминающая ироничную фразу из «Свидетельства»: «Наше дело — быть счастливым!»). Как один, они снимают шляпы. в дань уважения.

Десятилетия туманных западных исследований Шостаковича дали скудные упоминания о Казнь Степана Разина , и это скупое внимание обычно выражается в случайном увольнении. Мрак начался несколько десятилетий назад как сочетание невежества и идеологии холодной войны. Сегодня остается что-то вроде тумана войны, поскольку ожесточенная приверженность делу захватывает большую часть музыковедческих публикаций о Шостаковиче. Ирония равных, но противоположных источников дезинформации не ускользнула бы от Шостаковича, к которому внешние обстоятельства были столь стойко враждебны, что к последним годам жизни он был весьма озлоблен.И все же справедливость по отношению к композитору должна оставаться идеалом, хотя сам он перестал на это надеяться.


Михаил Юровский Этот перформанс раскрывает « Казнь Степана Разина» как достойного преемника Тринадцатой симфонии, пьесы, которую Запад с готовностью воспринял как однозначно диссидентскую. И такие документы, как превосходная запись Юровского здесь, будут более убедительными аргументами в пользу Разина, чем любая книга, эссе или рецензия.

Две басни после Крылова — это очаровательно уверенные настройки и захватывающий снимок студента-композитора, отображающий черты, которые в значительной степени остаются неизменными в период его зрелости (в этом сочетание с Opus 119 поразительно).Бездумное пренебрежение этими очаровательными баснями (предположительно, подростковым произведением) я объясняю тем, что они были баснями, и тем, что Шостаковичи сочинили музыку одновременно поддерживающим и интерпретирующим образом их игнорирование, которое, возможно, выдает предвзятое отношение к ним. современный Запад, где многие думают (немного наивно), что детские сказки не годятся для размышлений взрослых. Стоит задуматься, как иначе обстоит дело в России, где зрелые оперы Римского-Корсакова и зрелые балеты Чайковского — сказки; и чей народный поэт Пушкин написал много изящных стихотворных басен.

Пять интермецци из оперы Шостаковича « Леди Макбет Мценского уезда » (сочинение 1930-32 гг.) Задействованы более чем на одном уровне. Есть ироническое противопоставление массивной, интенсивной пассакалии с четырьмя другими, которые намеренно легкие, почти тривиальные. И есть ирония в том, что это грандиозное сочинение Шостаковича, на самом деле первое произведение, в котором он построил композиционное обещание своей Первой симфонии (этой выдающейся выпускной пьесы, написанной 17-летним студентом консерватории), датируется более ранними временами. печально известная передовая статья «Правды» без подписи, которая очень сильно снизила его звезду.Не то чтобы жизнь Шостаковича до этой передовой статьи была сплошной легкостью и весельем; но по сравнению с испытаниями, которые он пережил впоследствии, в ретроспективе это должно было показаться легким и веселым. Эти (возможно, несколько преувеличенно) веселые интермецци представляют собой одну из самых душераздирающих невесомых историй музыки. Последний из них содержит как предвзятые эхо Десятой симфонии (и, соответственно, Степана Разина ), так и безжалостную перкуссию, заканчивающуюся довольно резкими ударами литавры … любопытно подходящий жест-занавес для диска в целом.

~ Карл Хеннинг
http://members.tripod.com/~Karl_P_Henning/

Поддержите Good-Music-Guide.com
, купив этот компакт-диск по этой ссылке.

Трек-лист


Дмитрий Шостакович
Исполнение Степана Разина
и другие произведения
Klner Rundfunk-Sinfonie-Orchester
Klner Rundfunkorchester
Михаил Юровски

1. Казнь Степана Разина , кантата, для баса, хора и оркестра, соч.119 Sachte, Freund, i ruhig dein geraubtes Brot (Тихо, друг, ешь свой украденный хлеб с миром)

2. Басни (2), для меццо-сопрано и оркестра, соч. 4

3. Катерина Измайлова a.k.a. Леди Макбет из Мценска, сюита из оперы, соч. 114a

Обзор | Граммофон

В произведении Шостаковича «Казнь Степана Разина », примерно на том же языке, что и в симфониях № 11, 12 и 13, рассказывается история казачьего вождя XVII века, который заплатил за свое неповиновение царям своей головой. В своем кричащем демагогическом тоне кантата является классическим примером того, как Шостакович пытается изменить правила как социалистического реализма, так и свои собственные принципы, пытаясь найти точки соприкосновения. Некоторые подозревают, что он также думал о желательности противовеса, чтобы компенсировать нонконформизм симфонии Бабий Яр , используя слова того же автора, тогда еще молодого головореза Евтушенко.

Каждому, кто вырос, как и я, с чистой энергией Кондрашина на «Мелодии» в 1965 году, может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к чистой утонченности и форме записи Ашкенази.Однако в этом случае выигрыш легко перевешивает любые потери — так музыка просто становится более музыкальной. Китайский басовый баритон Shenyang (Кардиффский певец мира 2007 г.) и латвийский хор, возможно, не обладают качеством своих советских коллег, но их намного легче слушать, особенно в записи Ондины, в которой есть примерно идеальная глубина и перспектива.

Я тоже был бы удивлен, если бы сюита из пяти частей к фильму Льва Арнштама 1944 года « Зоя » — о 18-летнем партизане, который боролась с нацистским вторжением — когда-либо была сформулирована или окрашена с большей любовью, как здесь. Заслуживает ли сама партитура такого внимания, учитывая, что это в значительной степени смесь цитат, аранжировок, откровенного патриотизма и слезливого героизма, может быть спорным вопросом. Но без знания этого и множества других саундтреков к фильмам военных лет и вскоре после этого (некоторые из которых еще грубее) невозможно получить трехмерное представление об искусстве Шостаковича.

Сюита из семи частей на финскую тематику была заказана в первые дни русско-финляндской войны 1939 года, была проведена до неудач Красной Армии, но затем, по понятным причинам, забытая, чтобы вновь появиться из архивов в 2001 году.По характеру задачи музыка даже более анонимная, чем Зоя . Тем не менее, даже когда он занимается такой халтурой, в профессионализме Шостаковича никогда нельзя сомневаться, а его тонко оцененный опыт звучит именно так, как заказывала партия.

Шостакович: Казнь Степана Разина, соч. 119 (страница 1 из 1)

Результаты фильтра

Показать фильтры результатов Скрыть фильтры результатов Скрыть фильтры результатов
  • Бас Алексея Тановицкого мог бы быть более тонким, но открытые, жгучие звуки эстонцев нельзя упрекнуть. .. Яркие, открытые детские голоса сочетаются с подлинным хоровым рвением, а инженерия дает … — BBC Music Magazine, август 2015 г., 4 из 5 звезд