Казаки национальность: «Казак — это не национальность, это рыцарь православия» – Власть – Коммерсантъ

национальность или?.. – Энциклопедия Новочеркасска − Новочеркасск.net

Казаков хоть и называли ВОЙСКОВЫМ (а не военным) СОСЛОВИЕМ, но были в казачьей среде и отнюдь не военные люди, которые относились к другим имевшимся в Российской империи сословиям. Были среди казаков и дворяне (все казачьи офицеры и чиновники), купцы (торговые казаки), духовенство (священнослужители разного уровня). А собственно казаки как таковые, жившие в донских станицах и хуторах, да в немногих донских городах, по роду своих повседневных занятий соответственно могут быть соотнесены с крестьянами среднерусских сёл и деревень и с мещанами уездных городов.

Небезызвестный донской писатель Фёдор Крюков, например, был учителем словесности и перемещался по службе в гимназии различных среднерусских городов. Он имел чин надворного советника (что соответствовало подполковнику), то есть был дворянином и получал соответствующее этому чину казённое жалованье. Но на Дону у него был выделяемый станицей, к которой он был приписан, земельный пай, который сдавался станичным обществом в аренду, а получаемая за него арендная плата пересылалась владельцу этого земельного надела.

Приписка же к войсковому сословию в этот период была весьма затруднена. Ведь это было связано с наделением каждого претендента паем земли из войскового запаса, который был небезграничен. Достаточно сказать, что офицеры-неказаки, служившие преподавателями в Донском кадетском корпусе и в Новочеркасском казачьем военном училище, могли получить такое право лишь после пяти лет службы в них. Но вот всем известный генерал Мамантов, когда он ещё командовал казачьим полком, в котором проходили службу казаки нескольких казачьих станиц (1-го Донского округа) за свою отеческую заботу о них стал почётным казаком сразу двух донских станиц.

Но во всех дореволюционных документах слово «казак» фигурировало лишь в отношении рядовых казаков. Те же из них, которые имели унтер-офицерское звание, либо военный (офицерский) или статский (чиновничий) чин, казаками уже не назывались, а именовались лишь в соответствии с имевшимся у них званием либо чином. А члены их семьи упоминались исключительно как жёны, сыновья и дочери носителей этих званий либо чинов. Вот пример одного из таких документов.

Какой-то одной национальностью казаков считать нельзя по той простой причине, что были они смесью самых различных наций и народностей. Это можно проследить хотя бы по носителям таких фамилий, как Греков, Литвинов, Поляков, Хохлов, Черкасов, Калмыков, Татаринов, Мещеряков (из мещерских татар), Жидков, Юдин, Грузинов, Турчанинов, Персианов…. А вот предки казака Москаленкова проделали следующий путь. Его далёкий пращур попал на Украину из Московии и был прозван там «москалём». Его потомки получили фамилию Москаленко. Затем кто-то из потомков как-то попал на Дон и тут был причислен к войсковому сословию (в 1805 году, например, было такое многочисленное причисление для поселения вдоль ведшего на Кавказ тракта с целью его охраны). А войсковой писарь, в соответствии с требованиями того времени, добавил в конце его украинской фамилии букву «в». И получился в итоге донской казак Москаленков.

В метрических книгах дореволюционной России не было графы «Национальность».
Там была лишь графа, в которой указывались звание и вероисповедание родителей.
Если у отца было звание рядового казака, то сын его до совершеннолетия звался
сыном казака такого-то такой-то станицы. Если же отец был урядником, то его сын звался
уже не сыном казака, а сыном урядника. И так далее — в соответствии с имевшимися
у их отцов унтер-офицерскими званиями либо классными чинами офицеров и чиновников.

Так что казаки – это исторически сложившаяся общность вольных поселенцев из числа наиболее вольнолюбивых и отважных представителей самых разнообразных наций и народностей. Разумеется, что собирались они не на пустом месте, так как народонаселение в таком благодатном крае, как Дон, было всегда. Но представители этих (проживавших на Дону в момент зарождения там казачества) народов настолько ассимилировались с более поздним казачьим населением, что говорить о каком-то одном народе, составляющем стержень исторической общности людей, звавшихся до 1920 года донскими казаками, в наши дни уже не приходится.  

А вот потомственными казаками вполне могут считать себя все те, чьи прямые (по мужской линии) предки до марта 1917 года официально числились в так называемом ВОЙСКОВОМ СОСЛОВИИ.

Фамилии у русских, произошедшие от национальности: Казаков, Украинцев, Цыганков и прочие говорят о том. что русский не может являться национальностью. В России вообще небыло национальностей. В ней можно кому-то принадлежать. Т.е. нет личности. Есть русский человек. Уже даже не обязательно Православный.  Если это бред, то и выше написанные строки тоже бред. Так, что не надо твердить нам о том, что казаки не национальность.

— Вот последний абзац самый натуральный бред и есть.

зачем в Ростовской области разделяют русских — rostovgazeta.ru

18 октября 2021, 08:29

Фото: statedeptdss/CC0/flickr.com / instagram.com/departamentpodelamkazachestva

коллаж

С 15 октября в России стартовала перепись населения, которую неоднократно переносили из-за ограничений пандемии коронавируса. Как и в прошлые годы, основной темой для Ростовской области станет тот факт, что некоторые люди хотят записать себя там «казаками» по национальности.

Сюжет

Эксклюзив

К чему приведет разделение Донского края на русских и казаков и кому это выгодно — в материале корреспондента RostovGazeta.

Официально, основная задача Всероссийской переписи населения заключается в том, чтобы собрать максимально полные данные о проживающих жителях. Особенностью 2021 года для донской территории станет и тот факт, что все, кто считает себя казаками будут отражены в результатах, как казаки. По информации Медиаофиса ВПН, в ходе переписи человек, определивший себя «казаком» будет внесен в одну из подгрупп раздела «русские».

«Перепись населения позволит узнать точное количество казаков, проживающих на Дону. Однако в России живут не только донские казаки, но и много других. Какие именно — покажут нам результаты переписи населения», — сообщил заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Павел Смелов.

На что «купились»

Но нашлись в регионе люди, которые считают, что казакам надо записываться в переписные листы отдельно. Ничего нового тут нет: так происходит каждую перепись населения. Их противники уверяют, что таким образом они хотят ослабить Россию, искусственно выделив из государствообразующих русских еще один этнос. Депутат Государственной Думы от «Единой России» Виктор Водолацкий — активно поддерживает эти начинания. Ему не нравится низкое количество «казаков» в прошлые годы.

Виктор Водолацкий

Фото: duma.gov.ru

«Тогда были предложения, на которые, мягко говоря, „купились“ казаки. Им было предложено написать, например, „русский казак“ или „украинский казак“. А машинка электронная считывала лишь первое слово. Таким образом, ключевое слово — „казак“, автоматически отпадало, — поясняет Водолацкий. — В итоге, в Белокалитвенском районе Ростовской области 74% указали, что они казаки или казачки. Но когда посчитали данные, оказалось, что казаков в Белокалитвенском районе всего 5-10%. Все это произошло только из-за системной неграмотности. Специально так было сделано для того, чтобы ввести в заблуждение людей. Естественно, по большому счету мы не пострадали. Как жили, так и живем. Но именно государству необходимо знать точные показатели, для того, чтобы учитывать их в работе, которая проводится в отношении российского казачества».

Депутат добавляет, что сегодня в России реализуется государственная стратегия развития казачества до 2030 года. Есть закон о Российском казачестве, создан Президентский Совет по делам казачества. И для того, чтобы дальше развивать отношения, которые государство предлагает казакам, важным направлением переписи населения 2021 года якобы стало выявление числа казаков.

Всевеликое войско

«У нас в стране действительно идет процесс нивелировки слияния народов, а параллельно с ним — процесс зарождения новых народов. Он шел всегда, просто его надо было отслеживать», — отмечает доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории XX–XXI веков Южного федерального университета Андрей Венков.

Он рассказывает, что начиная с XIX века на Дону появилось сообщество донских казаков, которые, попав в определенные условия, стали очень сложным явлением.

«Тогда их объявили отдельным сословием. Это была огромная самоуправляющаяся община со своей землей и капиталом. В определенной мере сложилось государство в государстве. При этом казаки стали особой социально-экономической группой. То есть по факту, это были воины, которых пытались сделать земледельцами, — отмечает Андрей Венков. — Но когда мы проводили исследования за 1806 год, выяснилось, что на 90 хозяйств у них оказалась только одна пара быков. Это говорит о том, что казаки очень хорошие администраторы, хорошие воины, но на земле у них привыкли работать за счет женских рук».

Профессор добавляет, что исторически казаки сложились как особый род войск.

2-й Донская конно-артиллерийская рота, обр. 1812 года

Фото: instagram.com/departamentpodelamkazachestva

«В Российской империи это были лучшие, элитные войска, которые при минимальных потерях получили огромное количество наград. Из них выковали такое войско, какое не имела ни одна страна. А когда они жили в особых условиях, были замкнуты, и, фактически, попали под департамент военных поселений, им нельзя было отлучаться из дома больше, чем на три месяца. Естественно, что оказавшись в таких условиях, среди казаков стал вырисовываться образ народа. Тогда им не хватало лишь одного субъективного фактора — осознания своего народа. И мое мнение таково, что по своему поведению они действительно стали напоминать отдельный народ», — делится мыслями Андрей Венков.

На уровне генетики

Историк полагает, что казаки на генетическом уровне являются воинами, с определенным антропометрическим типом человека и теми физическими качествами, которые помогали выживать в степи.

«И хотя в годы советской власти казаков не признавали и не жаловали, я жил возле военкомата и видел, что подавляющее большинство посылали служить в погранвойска, в морскую пехоту. А почему? Да потому что учитывалось, что это бывшие морские разбойники, — отмечает Андрей Венков. — Однако сегодня хоть и обещали создать казачьи части, но ни одна из них не пропагандируется. Хотя формально в Российской Армии еще в 90-е годы вроде было создано шесть казачьих формирований на уровне полков».

Фото: instagram.com/departamentpodelamkazachestva

При этом наличие казачьих кадетских корпусов собеседник не считает основой казачьих формирований.

«Мы провели исследование. Из 46 районов Ростовской области казачье население в большинстве присутствует пока в семи. Из них, в некоторых доходит до 90%. Любопытно, но в этих районах нет ни одного кадетского корпуса. Кадетские корпуса у нас размещены если не в крупных городах, то в непосредственной близости от них. Например, в шахтерском городе. Ну и кто там кадеты в Шахтах? В Новочеркасске и Аксае тоже население смешанное. Кадетские корпуса созданы для подготовки квалифицированных военных или чиновников для России, а отнюдь не для воспроизводства казачьего населения. Это опять как бы своего рода дань от казаков российскому государству. Крепче всего держится Белокалитвенский казачий кадетский корпус. На этой территории много старообрядцев, они всегда были воинствующие, поэтому кадетский корпус тут к месту».

Создание этничности

Тем не менее, эксперты отмечают, что в Ростовской области есть люди, которые себя записали в переписи так, как они хотят.

«Но тут надо подходить взвешенно, не исключая, что наш народ любит и пошутить. И когда идет перепись населения, одни могут написать, что они гоблины или эльфы, другие утверждают, что они скифы. Кого только может не оказаться. Но бывает разная степень формирования народа. И если группа людей искренне считает себя народом — этот народ существует», — убежден Андрей Венков.

Фото: instagram.com/departamentpodelamkazachestva

Профессор приводит пример, что в начале нулевых в России, на стыке Татарстана и Башкортостана появился новый народ — бессермены. И хотя они не были записаны в Конституции, это выяснилось при переписи населения, когда компактно проживающие 50 тысяч пар заявили, что они бессермены. Так и появился в России новый народ.

Разделение на части

И хотя в переписи населения решено «казаков» определять в подгруппу «русские». Но некоторые не согласны с таким подходом.

«Когда русский рождается русским, кем он себя считает? Конечно же русским. А я родился казаком. У меня дедушка — казак, мать — казачка. Так почему я должен считать себя русским?» — недоумевает основатель школы казачьего языка Вячеслав Бублеев.

Фото: instagram.com/departamentpodelamkazachestva

Он отмечает, что в этом вопросе нет никакого конфликта, а видна только лишь констатация факта.

«Еще Ленин говорил, что казачество, как класс, надо ликвидировать. А все потому, что мы изначально были непокорны, и не согласны с общей политикой. Не продавались никому. За это нас стали уничтожать, — говорит Вячеслав Бублеев. — Только представьте, нас осталось всего 400 человек на всем свете, включая и Европу, которые могут „гутарить“ по-казачьи. Мы вынуждены выживать. И если сейчас это не сделать, то в современных условиях развития интернета, мы потеряем свою идентичность, став „не богу свечкой, ни черту кочергой“. Русскими мы так и не станем. Поэтому сейчас мы лишь спасаем нашу великую нацию, о которой еще Лев Толстой говорил, что Русь сделана казаками».

Как политическая партия

Однако далеко не все опрошенные корреспондентом RostovGazeta жители Ростовской области и федеральные эксперты позитивно восприняли выделение казаков в отдельную национальность. Многие думают, что без иностранных спецслужб и недружественной Украины тут не обошлось. По их мнению, недругам нашей страны выгодно, чтобы в будущем и на юге России развивался новый сепаратизм по украинскому образцу.

«Это не более чем неумное политическое потворство весьма влиятельным казачьим организациям. В перспективе выделение казаков в отдельный этнос может обернуться проблемой сродни украинской», — делится мнением российский политический и общественный деятель, писатель Захар Прилепин.

Захар Прилепин

Фото: Svklimkin/CC BY-SA 4.0 / wikimedia.org

Он подчеркивает, что казаки, которые в момент своего становления на рубеже XVII-го столетия действительно являлись смешением в основном беглого русского, и отчасти татарского и малорусских сегментов (чуть позже был добавлен калмыцкий элемент) — полностью обрусели уже к началу XVIII века.

«Говорить же „субэтнос“ о современном казачестве — просто смехотворно. Казачество сегодня — это своеобразная политическая партия, иногда, как в данном случае, спекулирующая на историческом наследии. С тем же успехом можно и ЛДПР объявить субэтносом», — добавляет Захар Прилепин.

Резюмируя, он отмечает, что в профессиональном историческом кругу разговоры о «древнейшем происхождении казачества» давно проходят по разряду казуса.

«Печально, что никто это не объяснит ростовским политическим властям. Хотя они с Украиной соседи, ума это им так, видимо, не прибавило», — делится выводами писатель.

#Аналитика#Эксклюзив

Подпишитесь

В школы Ростова хотят вернуть курсы начальной военной подготовки

Сегодня, 15:15

Суд в Ростове оставил в силе приговор Жоре Хачунцу за кражу из «самолета Судного дня»

Сегодня, 15:27

Не перепутай: аграрии в Ростовской области выдавали баранов за коров

Сегодня, 15:11

Ростовский врач рассказал, чем и для кого опасен новый мутант коронавируса «Цербер»

Сегодня, 15:09

Детскую площадку в Ростове-на-Дону назвали самой депрессивной в России

Сегодня, 15:07

ЖК «Измаильский экоквартал» стал лучшим ЖК бизнес-класса Ростовской области

Вчера, 12:30

Казак | Определение, история и факты

Запорожские казаки

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Стенька Разин Алексей Максимович Каледин Иван Мазепа Петр Николаевич Краснов Ермак Тимофеевич
Похожие темы:
Донской казак Волжский казак Запорожский казак старшина Яицкий казак

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Казак , русский Казак , (от тюркского ка зак, «авантюрист» или «свободный человек»), представитель народа, проживающего в северных внутренних районах Черного и Каспийского морей. Они имели традицию независимости и, наконец, получили привилегии от российского правительства в обмен на военные услуги. Первоначально (в 15 веке) термин относился к полусамостоятельным татарским группам, сформировавшимся в Поднепровье. Термин применялся также (к концу 15 в.) к крестьянам, бежавшим от крепостного права в Польше, Литве и Московии в Поднепровье и Дон, где они создали вольные самоуправляющиеся воинские общины. В 16 веке существовало шесть крупных казачьих войск: Донское, Гребенское (на Кавказе), Яицкое (на среднем Урале), Волжское, Днепровское и Запорожское (в основном к западу от Днепра).

Польские короли в начале 16 века начали организовывать запорожских казаков в военные колонии для защиты границ Польши. На протяжении 16 века и первой половины 17 века эти казаки сохраняли свою политическую автономию, ненадолго образовав полунезависимое государство при Богдане Хмельницком ( ок. 1649). Под угрозой польского господства запорожцы подписали договор с Россией в 1654 году, по которому должна была уважаться их автономия. Русские также использовали казаков сначала в качестве защитников российской границы, а затем в качестве авангарда для территориального расширения Российской империи. Внутренне казаки обрели больше своих заветных свобод при русских, чем они знали при поляках. Русский престол оставлял за собой право одобрять переговоры казаков с поляками и турками, народами, с которыми русские отношения были наиболее деликатными. В противном случае главный правитель, или гетман (атаман) казачьего войска имел полную свободу действий во внешней политике. Таким образом, в обмен на некоторые военные обязательства казаки восстановили часть своей автономии — в краткосрочной перспективе. Однако с годами в России все больше господствовало казачество.

Подробнее по этой теме

Украина: Казаки Украины

В XV веке возникло новое воинское общество — казачьих с (от тюрк.

Под эгидой России казаки расширились на восток от своего дома на Дону и стали первыми колонизаторами Сибири.

Действительно, предводитель казаков Ермак Тимофеевич стал русским народным героем за свою роль в завоевании этого края. К концу 1920-го века количество казачьих отрядов увеличилось до 11, включая донских, кубанских, терских, оренбургских и уссурийских казаков.

Когда их привилегии оказались под угрозой, казаки подняли восстание, их самыми известными предводителями повстанцев XVII и XVIII веков были Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев. Гетман Иван Мазепа предоставил 5000 казаков делу шведского Карла XII во время Второй Северной войны. В результате они постепенно утратили свой автономный статус. К концу 18 века все казаки мужского пола были обязаны служить в русском войске 20 лет, и, хотя каждая казачья станица ( станица ) продолжал избирать собственное собрание, гетмана назначало центральное правительство. Социальная структура казаков, традиционно основанная на равенстве и общинном землевладении, ухудшилась, особенно после 1869 г., когда казачьим офицерам и государственным служащим было разрешено владеть землей в частном порядке и сдавать ее в аренду посторонним.

В 19 и 20 веках русские широко использовали казаков в военных действиях и для подавления революционной деятельности. Во время Гражданской войны в России (1918–20), казаки разделились. Те, кто находился на юге России, составляли там ядро ​​​​белых армий, и около 30 000 человек бежали из России вместе с белыми армиями. При советской власти казачьи общины перестали функционировать как административные единицы. В 21 веке при Российском Прес. Владимир Путин, казаки возобновили свою историческую связь с Москвой. Вспомогательные казачьи отряды поддерживали местные полицейские силы в России, особенно на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, но использование ими жесткой тактики и соблюдение консервативного морального кодекса вызвало обеспокоенность у правозащитных организаций. Казачьи военизированные формирования сражались вместе с российскими войсками во время вторжения 2008 года. Грузии, и они участвовали в вооруженной аннексии Россией украинской автономной республики Крым в 2014 году, а также в последующем поддерживаемом Россией повстанческом движении на востоке Украины.

По данным переписи населения России 2010 года, около 68 000 человек идентифицировали себя как этнические казаки.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Рефмир | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов


Профиль


Казаки были социальной группой, которая начала формировать некоторую этническую идентичность до русской революции. Тесно связанные с боевыми искусствами и верховой ездой и яростно преданные Российскому государству, казаки исторически играли важную роль в колонизации приграничных регионов как местные стражи уязвимых границ. По данным переписи населения 2010 года, в Российской Федерации насчитывается 647 732 казака.


Исторический контекст


казачьих общины ( войск ) были образованы в шестнадцатом-восемнадцатом веках беглыми крепостными крестьянами. Традиционно казаки охраняли границы Российской империи и взамен получали земельные привилегии. Казаки также использовались для подавления восстаний против Русского государства. К концу девятнадцатого века казачьи поселения простирались от юга России до Тихого океана. В девятнадцатом веке казаки образовали Донскую казачью республику в нижнем и среднем течении реки Дон.

При советской власти казаков депортировали и репрессировали. Коммунистический режим никогда не признавал казаков национальной или этнической группой, и они числились русскими или украинцами.

В конце 1980-х гг. начали возрождаться казачьи отряды, и в июле 1990 г. была образована Ассоциация казаков. Казаки представили себя охранниками границ России, особенно на Северном Кавказе. Казаки сражались с сепаратистскими силами в Приднестровском конфликте в Молдавии в 1992.

В июне 1991 г. президент Борис Ельцин издал указ о политической реабилитации казачества, а 11 марта 1993 г. Ельцин подписал еще один указ о предоставлении им государственной поддержки. В августе 1995 года Ельцин объявил о формировании казачьих частей в Пограничных войсках Российской Армии. В 2005 году конные казачьи части были включены в состав местных сил милиции в Ростовской области.

Казаки имеют сильное стремление к местному самоуправлению, а также стремятся к национальной автономии. Возглавил эти требования Великий совет донских казаков. Терские казаки, чьи земли охватывали территории Северной Осетии, Дагестана, Чечни и Ингушетии, агрессивно преследовали земельные претензии, что привело их к конфликту с северокавказскими народами.

В мае 2005 г. Государственная Дума РФ приняла президентский закон об официальном закреплении призыва российских казаков на государственную службу в милицию, воинские части и пограничные формирования. Законопроект был призван легализовать нерегулируемую практику вербовки казаков путем создания правовой базы, регулирующей роль казаков на военной службе и в борьбе с терроризмом. Также определены как юридические лица казачьи войска и станицы. Законопроект также предоставил казачьим общинам право выбирать членов для службы в определенных казачьих частях. Тем не менее, когда в ноябре 2005 г. донские казаки вновь заявили о своем требовании территориальной формы автономии в форме воссозданной Донской казачьей республики, которая также предоставила бы казакам статус отдельной этнической группы, источники в администрации президента категорически отвергли любые такая возможность.

Стремление федерального правительства приблизить казачество к рукам привело к созданию в 2009 году Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Совет, состоящий из общественных деятелей и ведущих и пограничная охрана.


Текущие вопросы


В то время как казачьи общины стремятся возродить историческую традицию своей роли элитной кавалерийской гвардии, деятельность некоторых частей общины вызывает критику со стороны российских правозащитников. Законодательно нерегулируемые казачьи военизированные формирования и группы самообороны активно участвовали в насилии в отношении иммигрантов и этнических меньшинств в регионах юга России, часто при молчаливой официальной поддержке.

Грузия также обвинила российских казаков в содействии сепаратизму в Южной Осетии.

На фоне все более консервативной политики российского правительства казачьи группы пользуются сильной политической и финансовой поддержкой центрального правительства. В 2012 году казакам было официально разрешено входить в состав полицейских подразделений, патрулирующих улицы страны. Однако так называемое казачье возрождение, наряду с полномочиями и правами, которые оно дает членам группы, является серьезной причиной для беспокойства среди других этнических меньшинств. Существующая напряженность между казаками и мусульманами в различных регионах Российской Федерации, скорее всего, только усугубится. Например, некоторым казакам де-факто были даны полномочия охранять «темнокожих» мигрантов-мусульман. По всей стране зафиксированы многочисленные локальные столкновения.

Кроме того, чтобы продемонстрировать свою лояльность правительству и сильное чувство патриотизма, казаки вступают в прямую конфронтацию с российской оппозицией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *