Продолжаем рассматривать иллюстрации разных художников к стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Сегодня — картинки послевоенного периода (1946-1961). К моему удивлению, изданий набралось довольно много. К моей досаде, ни одного из этих изданий нет в моей коллекции. Пушкина я собирал тщательно, но, видать, отпугивали цены букинистов на тонюсенькие брошюрки сомнительной полиграфии. Так что сегодня — только сканы из Интернета от добрых людей. Послевоенный бум иллюстраций к «Вещему Олегу» Перед самой войной в СССР наметился интерес к военной истории Древней Руси, во время войны этот интерес кристаллизовался. После войны отблески культа Александра Невского и Дмитрия Донского пали и на совсем уж легендарного князя Олега. Тема художниками освоена — главное, что шлемы островерхие. Вот иллюстрация к истории про Олега из апрельского номера «Мурзилки» 1946 года. И это не пушкинское стихотворение, а изложение по летописным первоисточникам. Рисунок известного советского художника А.Гончарова. И посмотрим сюиты к пушкинской «Песни о вещем Олеге». Нашёл на сайте Violity одну практически полностью отсканированную книжку — отдельное издание «Песни о вещем Олеге». Больше нигде в Интернете ничего из этой книжки нет — значит, редкость. В описании не указывался художник, отсутствовали данные об издательстве и годе выпуска. Датировка условная — довоенная. Однако в каталогах такого довоенного издания нет. Отсутствие выходных данных на обложке и титуле свидетельствует о том, что издание не государственное, а артельное или общественной организации. Видимо, вот это описание из каталога подходит под такую книжку: Будем считать, что перед нами книга изданная в Ленинграде Пушкинским обществом в 1948 году. Художник мне неизвестный — М.Грачёв. При очень скромных полиграфических возможностях — хорошая школа и большая экспрессия. 1) Мастерство Пушкина: без всякой раскачки сразу переходит к кудеснику из леса. События настолько плотные, что художник расходует на кудесника сразу две иллюстрации. 2) Прощание с конём — и тут же встреча с его останками через много лет (князь Олег стал совсем седым). Необычно в композиции второго рисунка, что много места занимает новый княжеский конь, вставший на дыбы в ужасе (видать, змею почувствовал). 3) Задняя сторона обложки. Видимо, тризна по умершему Олегу (но кто тот могучий старик, сидящий между молодыми Игорем и Ольгой?). В 1950 году отдельным изданием вышла «Песнь о вещем Олеге» с иллюстрациями известного и плодовитого художника Д. Шмаринова. Судя по библиографическому описанию, иллюстраций было не очень много. Небольшие картинки в тексте. Страничные и полустраничные иллюстрации. Только такие фотографии с неудачного ракурса. Есть хороший скан страничной иллюстрации — прощание Олега с конём. Цвета яркие, насыщенные. Книжка была отменного полиграфического качества. Правильный академизм Шмаринова приятно радует глаз. Понятен его успех в поздне-сталинское время. Специалисты, вероятно, отметят, что лошадей Шмаринов рисует лучше, чем В.Васнецов. Хотя для «Вещего Олега» более ценным представляется умение рисовать лошадиные черепа. В базе Фантлаба отражена книга 1951 года со сканами нескольких иллюстраций: https://fantlab.ru/edition255055. На титульном листе указано, что иллюстрации выполнил выдающийся советский художник К.Рудаков (умерший за несколько лет до выхода книги), а оформление делала Т. Цинберг. Авторитетный каталог-справочник «Пушкин в русской и советской иллюстрации» считает, что иллюстрации принадлежат Т.Цинберг, а Рудакова вообще не упоминает. Или составители каталога имели какую-то инсайдерскую информацию, или, что более вероятно, техническая ошибка, неизбежная даже для изданий такого рода. Будем считать, что презумпция авторства на титульном листе не опровергнута. Итак, художник К.Рудаков. Три страничных иллюстрации из четырёх. Иллюстрации стандартные для позднего сталинского времени — индивидуальность художников была тогда стёртой. Но мягкая рудаковская растушёвка вроде бы подтверждает его авторство. В 1955 году был выпущен такой сборник пушкинских стихов и сказок с чёрно-белыми рисунками. В библиографическом описании указаны многие советские художники. Иллюстрации к «Вещему Олегу» — самого Н.Кочергина. Из шести крупных иллюстраций пять отыскались в Интернете. 1) Конная дружина. Выбор фрагментов для иллюстрирования, в общем-то, типовой. Но вот конницу, несущуюся по полю/степи ещё никто не рисовал. У Пушкина указание на то, что «с дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет» (а не мчится). Но Кочергин в этот период активно осваивал тему русских богатырей, где коннице положено было нестись вскачь. Думаю также, что к 1955 году в советском обществе появились первые признаки ностальгии по романтике гражданской войны с её конными лавами. 2) Олег и кудесник. 3) Прощание с конём и встреча со смертью. Иллюстрации правильные и энергичные. Но всё та же поздне-сталинская подгонка разных художников под один стандарт. Вот и в этих рисунках непросто опознать карандаш Кочергина. А вот издание с ярко выраженной индивидуальностью художника. 1961-й год. «Оттепель». Макет необычный: узкие полосы иллюстраций вверху и внизу страницы. Но иллюстратор не из новой волны. Перед нами — художник-монументалист А.Бубнов. Хрестоматийной является его картина «Утро на Куликовом поле». Это во многом объясняет тот размах, с которым художник проиллюстрировал стихотворение. Сканы взяты отсюда: https://kid-book-museum.livejournal.com/9… 1) Кровавые закаты, идолы и полноценное конное войско, идущее среди несжатых хлебов. И вороньё, вороньё… Баталист иллюстрирует фаталиста. 2) Случайная встреча. 3) Речь кудесника — хвалебный гимн воинским подвигам Олега. Набор штампов, который художники игнорировали до сих пор. Но Бубнов видит за этими словесными штампами свои изобразительные штампы: вот морской поход Олега, а вот битва на суше («и волны, и суша покорны тебе»). 4) Прощание с конём на глазах у дружины. 5) Счастливое время для отставного коня: «Теперь отдыхай! уж не ступит нога в твое позлащенное стремя». 6) После окончания похода пирует Олег. И вдруг вспомнил про коня. 7) Точная, согласно Пушкину, локализация места успокоения коня: «На холме, у брега Днепра, лежат благородные кости». 8) Кульминация. Но художник избежал общего плана: если соблюдать пропорции, на этом плане змея, вылезающая из плоского черепа, будет незаметна. Бубнов использует кинематографический приём: отдельно мрачный Олег, отдельно — «гробовая змея». 9) И вновь пир на высоком берегу Днепра. |
Вещий Олег
Князь новгородский с 879 г и великий князь киевский с 882 г
О человеке Деятельность: князь Дата рождения: гр. 850 Умерло: 912 Дети: Олег, Ольга Изображения 1 из 6
Прощание Олега с лошадью. Иллюстрация В. М. Васнецова к «Песне о Вещем Олеге» А. С. Пушкина
ВМ Васнецов. Песня о вещем Олеге. Фрагмент
Князь Олег прибивает щит к воротам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г
В. М. Васнецов, «Иллюстрация к «Песне о Вещем Олеге» А. С. Пушкина», 1899 г
В.М. Васнецов, «Встреча Олега с волшебницей. Иллюстрация к “Песне о Вещем Олеге” А.С. Пушкина, 1899 г
Ф. А. Бруни, «Смерть Олега», 1839 г
Содержание
- Вещий Олег — биография
- Происхождение
- Правление
- Внешняя политика
- Браки и дети
- Смерть князя
- Итоги деятельности
Вещий Олег — биография
Вещий Олег : древнерусский князь с 879 по 912 год. Как и другие ранние исторические фигуры, он во многом кажется фигурой полулегендарной.
Исследователи не сомневаются, что Олег был реальным человеком и жил в те годы. Однако кем именно он был, откуда пришел, кем были его предки – эти вопросы остаются открытыми, и с большой долей вероятности найти ответы с годами уже не представляется возможным.
Не менее противоречивы и деяния Вещего Олега. По большей части историки черпают знания о том периоде из летописей. Самым известным документом была и остается «Повесть временных лет».
Однако верить на сто процентов в это нельзя, так как Нестор, автор документа, во многом готовил литературное произведение, а не чисто историческое. Он полон неточностей, мифологических и религиозных отсылок, что делает информацию не совсем достоверной.
Восстановление хотя бы части правды стоило историкам огромных усилий. Работы, направленные на описание биографии Олега, велись на протяжении многих веков, со времен Петра Великого, если не раньше.
Можно лишь с уверенностью сказать, что один из первых правителей России сыграл значительную роль в политическом развитии, становлении единого государства.
- Источник
- правление
- Внешняя политика
- Браки и дети
- Смерть принца
- Результаты деятельности
Происхождение
Когда родился Вещий князь Олег, историки не знают. Эти сведения не могут быть установлены даже приблизительно, так как источники летописи умалчивают о его родителях. Вопрос о самом происхождении князя остается неоднозначным. Есть две основные версии.
По первой, не очень популярной у историков, Олег был воеводой сначала при Рюрике, а потом при малолетнем сыне Игоре. Другая позиция, которой придерживаются историки, гласит, что князь был членом племени основателя Руси.
Если следовать той же “Повести временных лет”, славянские народы, чтобы прекратить конфликты и жить в мире, призвали на княжение варягов, так как они были нейтральной и бескорыстной стороной.
Рюрик появился из-за моря с двумя братьями и стал княжить над славянскими племенами. Если верить самой популярной версии, Олег был родственником Рюрика и приехал с ним на Русь. Некоторые исследователи считают, что он был зятем, он приходился братом жене основателя Российского государства.
Князь Рюрик
Однако все вышеперечисленное — лишь домыслы, которые основаны на косвенной информации. Никто не мог сказать наверняка, и я до сих пор не могу. Также имейте в виду, что Рюрик — фигура полумифическая. Ходят легенды о призвании иноземных вождей княжить среди самых разных народов. Поэтому верить словам летописца совершенно нельзя.
Поэтому нельзя точно сказать, кто такой Олег. Иногда выдвигаются мнения, что князь был выходцем из одного из славянских племен, а потому не имел никакого отношения к скандинавам (варягам).
Правление
Как бы то ни было, в 879 году Рюрик умер. При каких обстоятельствах летописец молчит? Игорь, прямой наследник, был слишком молод, чтобы самостоятельно заниматься служебными делами.
Власть получил в свои руки Олег, ставший регентом (временным правителем) при Игоре Рюриковиче. Именно на этот период приходятся легендарные деяния князя Олега.
Если почитать летописи, то можно сделать вывод, что новый правитель был человеком деятельным и чрезвычайно честолюбивым. В области внутренней политики он предпринял ряд смелых шагов.
Сначала он подчинил себе Киев. Первоначально первые правители в древнерусской истории исключительно управляли Новгородом и прилегающими к нему территориями. Киевские земли находились под контролем других варягов.
В 882 г князь Олег Вещий хитростью победил политических противников. Летописный источник описывает, как правитель со своей верной свитой подошел на лодках почти к самым стенам Киева.
Чтобы усыпить бдительность Аскольда и Дира, князей их племен, правивших городом, их послы представились купцами, приносящими много богатств. Они также сказали, что Олег хочет обсудить с ними важные вопросы.
Аскольд и Дир считали княжеских людей. И как только они прорывались сквозь городские стены, их зверски убивали. По преданию, вместе с Олегом в этом походе принял участие молодой Игорь, которого представил царственным князем и только потом столкнулся с политическими конкурентами.
Убийство Аскольда и Дира
В 882 году поход князя Олега на киев завершился взятием города и подвластных ему земель. Образовалось единое Древнерусское государство. Пусть это будет в вашем детстве.
Тот же захваченный Киев, по версии того же летописца, Олег называл «матерью городов русских». С большой долей вероятности князь этого не говорил. Эту фразу Нестор приписал ему для создания нужного исторического образа.
Объединение Киева и Новгорода было лишь первым шагом к развитию древнерусского государства. Однако Россию тех далеких лет можно назвать единой страной лишь условно. Под контролем находились очень небольшие территории. Вокруг было полно недружелюбно настроенных людей.
Следующим шагом княжения Олега было покорение соседних славянских племен. В первую очередь это коснулось радимичей, древлян и северян, находившихся в подчинении у хазар, тюркоязычных кочевников. Князь обещал защищать их и взамен потребовал перестать платить дань своим господам.
Вместо этого Олег сам облагал новые города налогами. Конечно, до сих пор о едином государстве речи не шло. Отдельные города и поселки были слишком разбросаны. Однако с взятием Олегом Киева и налаживанием связей с соседями начало положено.
ВМ Васнецов. Песня о вещем Олеге. Фрагмент
При князе начала формироваться фискальная политика будущего Российского государства. Именно в его правление ежегодно появлялась практика поездок по подвластным территориям вместе со свитой для сбора причитающейся дани. Этот процесс назывался полюдья (от сочетания – идти в народ).
Несмотря на достаточно простую модель, эта система в дальнейшем потерпела неудачу. Племена не были защищены от княжеского произвола. При этом сами правители не могли сказать, что, посещая территории других славянских народов, находились в полной безопасности.
Трудности возникли после смерти Олега. Именно из-за неустановленного размера дани и собственной жадности умер князь Игорь Рюрикович. Только княгине Ольге удалось решить проблему и предотвратить дальнейшие инциденты.
При князе Олеге Вещем велось активное строительство. По его инициативе были возведены мощные оборонительные сооружения киев, как и другие города, были сильно укреплены. Поскольку погода все еще была очень неспокойной, дело было важным.
Известно, что Олег первым из древнерусских правителей присутствовал на официальных знаках власти. Можно смело сказать, что он носил титул великого князя. Достоверно это следует из текста договора, который славяне подписали с Византией в 912 году.
Это была серьезная претензия на широкую власть над всеми подчиненными территориями. Факт говорит о том, что Русь в начале X века уже была единым государственным образованием.
Внешняя политика
Не менее активен был Олег и на международной арене. После освобождения нескольких племен от хазарского ига князь отправился дальше. Он решил подчинить своей воле другие славянские народы. Однако они не стремились подчиняться власти единого правителя.
Серьезные проблемы возникли с племенами дреговичей, уличей и тиверцев. С 883 по 912 год Олегу все же удалось их покорить. Обещания использовались так же, как и угрозы. Благодаря тонкой и умелой дипломатической работе князю удалось добиться своего.
Византийская империя была сильным противником России. Это государство было одним из самых передовых во всех аспектах. В 907 году Вещий Олег начал поход против могущественного соседа. Какие цели преследовал князь, рассказы умалчивают. Легенда, описанная летописцем, гласит, что русские воины шли в Византию по воде.
Вещий князь Олег, гравюра
Чтобы остановить продвижение славян, противники заблокировали порт цепями. Вот и решился Олег на военную хитрость. Он приказал сделать колеса и поставить на них лодки. А потом, когда дул хороший ветер, корабли по чистому полю направились к Царьграду. Тогда византийцы испугались и предпочли заключить мир со славянами.
По мнению историков, это всего лишь миф. О походе русов на Византию сведений нет ни в одном источнике. Другая часть легенды гласит, что после победы правитель прибил свой щит к стенам Константинополя. Этим князь Олег и прославился в массах.
Не последнюю роль в популяризации легендарных деяний правителя сыграл Александр Сергеевич Пушкин, посвятивший часть своего творчества вещему Олегу.
Князь Олег прибивает щит к воротам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г
Куда более реальным кажется договор 912 г. , который русские подписали с Византией. В основном это был торговый договор, предоставлявший привилегии славянским купцам.
Этот документ считается подлинным. О нем говорят даже зарубежные источники. Кроме того, сохранилась русскоязычная копия документа, которая впоследствии была переведена и понята. Судя по всему, военного противостояния до момента его празднования не было.
Большой проблемой во время правления Олега был Хазарский каганат. Государство, основу которого составляли кочевые тюркские племена, в то время было достаточно сильным, чтобы нанести России серьезный урон.
Благодаря склонению большинства славянских племен на свою сторону, Олег смог радикально сократить размер дани, поступающей к хазарам. По мере роста и укрепления государства противники не решались на открытую агрессию. Теперь.
Хазарский воин с пленником. Реконструкция.
Вместо Хазарского каганата Олег переориентировал внешнюю политику на гораздо более перспективную Византийскую империю, которая была центром культуры и достижений цивилизации. Будущее показало, что эта ставка была правильной.
Браки и дети
О женах Олега ничего не известно. Что касается потомства, то вопрос не менее туманен, чем вся остальная биография бывшего российского правителя. Но некоторые выводы историки все же делают.
Примечательно, что Олег в договоре с Византией именует себя великим князем. Однако он был только регентом сына основателя России Игоря. Следователи считают, что это прямое свидетельство того, что он не собирался отказываться от власти. Если бы не его смерть, он правил бы еще.
Из этого следует, что у Олега должно было быть потомство. В противном случае он не смог бы основать собственную династию и посадить на престол своих наследников. До сих пор довольно популярна и правдоподобна версия о том, что у князя был собственный сын.
По этому положению сына князя назвали Олегом, как и самого отца. Однако в какой-то момент у них произошел конфликт, и сын был вынужден сбежать от отца. По той же версии, он принял имя Александр и принял православие. Что с ним стало потом: история ничего не говорит.
Не менее популярна версия, что у князя была и дочь Ольга. Тот, кто правил после смерти Игоря Рюриковича и жестоко отомстил древлянам за его убийство.
Месть Ольги древлянам. Капюшон. Дмитриев-Оренбургский
Историки считают, что после бегства сына правитель изменил вектор политики и сделал ставку на потомство от брака Ольги и Игоря. Именно он свел их вместе, чтобы они стали дедушкой будущего великого князя.
Эта версия кажется вполне правдоподобной. Однако у нее все еще нет 100 подтверждений.
Смерть князя
О смерти правителя известно не больше, чем об остальной его жизни. Информацию приходится извлекать из той же хроники. Автор рассказывает, что Олегу была предсказана смерть из-за его лошади. Затем он приказал убрать животное.
Прощание Олега с лошадью. Иллюстрация В. М. Васнецова к «Песне о Вещем Олеге» А. С. Пушкина
Только через несколько лет, когда зверь умер, Олег посмотрел на его кости и похвастался, что пророчество оказалось ложным. Но как только он встал на череп лошади, случилось непредвиденное. По преданию, Вещий Олег умер от укуса ядовитой змеи, вышедшей из останков животного в 912 году.
Ф. А. Бруни, «Смерть Олега», 1839 г
Однако эта версия не внушает доверия. Потому что точно такие же легенды есть и у других народов: в исландской саге об Орваре Одде и сэре Роберте из Шурланда. Однако они появились позже. Поэтому они вполне могли быть основаны на реальном событии, случившемся с князем Олегом.
Итоги деятельности
За годы деятельности правителю удалось добиться немалых результатов. Среди его достижений:
- Создание единого Древнерусского государства. После похода князя Олега на Киев два крупнейших города были объединены. Благодаря этому родился прообраз будущей могущественной страны.
- Подчинение окружающих племен.
- Уменьшить влияние хазар в делах Руси.
- Установление отношений с Византией.
- Укрепление обороноспособности городов, подчиненных территорий.
Олега заслуженно называют одним из величайших деятелей древнерусской истории.
Вещий Олег. Найдено верно | Фильм Михаила Задорнова
щит Вещий Олег — князь Новгородский (с 879 г.) и Киевский (с 882 г.), Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Рис. ESY-034502634
Купите это изображение от
$ 10
только за 0,27 долл. США по максимальному разрешению с EasySubScription
См. Наши планы подписки
REALTY Лицензия
Выберите решающее значение, которое требует ваших потребностей
С 1 МБ А8 | 637 х 549 пикселей 22,5 х 19,4 см | 72 | $10.00 | |
М 6 МБ А6 | 1559 х 1345 пикселей 13,2 х 11,4 см | 300 | 20 долларов США |
Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ESY-034502634 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: до М 6 МБ А6 (1559 г.
х 1345 пикселей — 5,2 «х 4,5» — 300 точек на дюйм)Специальная коллекция: Низкий бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.
×
Образ композиций
Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Картина акварелью Песня о Вещем Олеге Александре
Дорогие друзья, несмотря на военные действия в нашей стране, отгрузки осуществляются регулярно и без задержек. Среднее время доставки занимает 2-4 недели (до точного адреса в любую точку мира).
Картина акварелью Песня о Вещем Олеге Александре Аркадьевиче Литвинове картина художник портрет искусство произведение и предметы коллекционирования
№1398ААА
Если вы хотите получить свою картину в течение 2-4 дней — мы можем отправить ее UPS.
20-60 $ больше за доставку. Просто свяжитесь с нами, и мы рассчитаем для вас цену.Дорогие друзья, этот товар мы отправим в течение 3-5 дней, так как мы должны сделать экспертизу в министерстве культуры для международных перевозок
*** ОБ ЭТОЙ КАРТИНЕ ***
* НАЗВАНИЕ: «Песнь о вещем Олеге»
* ХУДОЖНИКИ: Александр Аркадьевич Литвинов
* РАЗМЕР: 38х24 см/’ 14,96х9,44 дюйма’
* МАТЕРИАЛ: перо, акварель, бумага
* РУЧНАЯ РОСПИСЬ: Оригинальная картина из наша коллекция
* СОСТОЯНИЕ: мы постарались передать максимум информации с помощью фото о данном изделии
О художниках: Литвинов Александр Аркадьевич родился 18 мая 1967 года в городе Лубны. Окончил Лубенскую среднюю школу № 1. Одним из любимых занятий было рисование. Еще больше меня привлекала учеба в художественной школе, где мальчиков и девочек приобщали к высокому искусству благодаря мудрым педагогам Василию Семенюте, Анатолию Харчуку, Николаю Кораблеву, Тамаре Мошниковой. Особенно своим художественным развитием Александр обязан Василию Ивановичу Семенюте, его классической педагогической школе, которую он обогатил в свое время благодаря знакомству с известными художниками Алексеем Асауленко и Петром Лихиным.
А после окончания школы Александр служил в армии, где и пригодился его художественный талант — в советское время наглядная агитация ценилась очень высоко. Служил в Днепропетровске, где были организованы две персональные выставки его картин. Еще учась в школе, Александр начал оформлять книги, в частности, детскую литературу. Первый творческий гонорар получил в десятом классе от издательства «Радуга» за оформление книги Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша». Позже училась в Одесском театрально-художественном училище по специальности «Оформление кукольных представлений и художественно-бутажирское искусство».
Учеба в школе и увлечение с детства исторической и библейской литературой сильно повлияли на творческую манеру художника. Он работает в стиле так называемого фигуративного искусства, где главным является изображение человеческого тела.
Дорогие друзья, все наши винтажные картины в единственном экземпляре, поэтому вы будете единственным владельцем. Возможно, вы найдете что-то похожее, но такого вы не найдете больше нигде в мире 🙂
Телефон (WhatApp, Viber, Telegram): +380956090337
Почта: ukrainianvintage [!at] gmail.com
Сайт: samovary-vishivanku.com.ua/
Презентация: https://drive.google.com/open?id =1i3s4o9dC1MnL9dwm0vdPxaG-jtMPFLcq
Видео о нашем офлайн-магазине: https://youtu.be/N9GV-hmYX7g
Пожалуйста, посетите нашу витрину, чтобы увидеть больше: https://www.etsy.com/shop/UkrainianVintageCo/items
Мы имеют опыт работы в антикваре более 30 лет. Вот почему у нас есть огромное количество
картин, произведений искусства и предметов коллекционирования,
оригинальная картина, картина маслом
оригинальная абстракция, советская живопись
художественная работа, кухонный декор, пейзажная живопись, винтажная картина маслом,
лесной пейзаж, пейзажное искусство
Украинские художники, гуашь, советская пропаганда, большевики, Октябрьская революция, полевой пейзаж, летний пейзаж, зимний пейзаж, горный пейзаж.