Картинки древнегреческий театр: Древнегреческий театр в детских рисунках и картинках.

Творческий проект «Театр Древней Греции». – Учительская газета

Цель проекта: изучение структуры древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.

Состав проектной группы: преподаватель театрального отдаления Я.А.Магомедова,  учащиеся театрального отделения ДШИ (дети 9-14 лет).

Тип проекта: творческий, комплексный, долгосрочный.

Задачи проекта:

– формирование у обучающихся представления о театре Древней Греции;

– установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции и ее культурой;

– развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;

– развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации;

– стимулирование творческой активности.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

Какова история возникновения театра в Древней Греции?

Из каких частей состоял театр?

Кто играл в древнегреческом театре?

Какие пьесы исполнялись?

В результате проекта учащиеся смогут: рассказать о появлении театра; назвать некоторые особенности театра Древней Греции; находить общее и различное в современном и древнегреческом театрах; различать жанры пьес; проявить свое актерское мастерство.

Отчет о проекте: открытое занятие, оформление проектной папки, создание компьютерной презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА

1      этап.  Постановка проблемы, определение цели и задач.

Изучая тему «Античный театр», один из учащихся рассказал о том, что был с родителями в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей заинтересовали подробности строения здания древнегреческого театра; как играли актеры, во что были одеты; драматургия того времени. И в чем отличие театра Древней Греции от театра наших дней? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Как возник театр в Древней Греции? Каково гго влияние на современный театр?»

В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с преподавателем поставили задачи для дельнейшего решения проблемы:

1)      узнать про театр Древней Греции как можно больше.

2)      по возможности полученные знания применить на практике (изготовление масок, постановка, состязание и т. п.).

2                    этап.  Организация работы в рамках проекта.

1.    Сбор, анализ и систематизация информации об истории, драматургии, архитектуре и устройстве театра Древней Греции.

2.    Беседы и презентации об истории театра.

3.    Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих произведений.

4.    Практически применить знания:

– Постановка отрывков из произведений древнегреческих авторов.

– Создание театральной маски.

– Участие в состязании.

5.    Выставка масок, изготовленных учениками.

3                    этап.  Презентация результатов творческой работы.

1.    Открытый урок – состязание.

2.    Оформление проектной папки и компьютерной презентации.

Цикл уроков по теме «Театр Древней Греции» состоит из 4 занятий, которые знакомят учащихся с возникновением и развитием древнегреческого театра; с творчеством выдающихся драматургов того времени, театральными жанрами и сюжетами пьес; особенностями архитектуры театров и ролью театральной маски в актерской игре. Развивают у учащихся культуру речи, умение инсценировать драматические произведения, умение анализировать и высказывать свое мнение. Воспитывают интерес и уважительное отношение к истории древнейшей цивилизации и театральному искусству в целом.

№ П\\П

Тема урока

Цели урока

«Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции,  терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.

Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

«Актерское искусство и маски древнегреческого театра»

Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.

Развивающие: развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.

Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого и современного театра, углубление эстетических потребностей учащихся.

«Жанры древнегреческого театра»

Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.

Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение.

Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.

«Театр Древней Греции»

Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.

Развивающие: обобщить и систематизировать представления о театре Древней Греции.

Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности.

По окончании проекта учащимся задавались вопросы:

Понравилось ли вам работать над проектом «Театр Древней Греции»?

Что запомнилось больше всего?

Изменилось ли отношение к истории Древней Греции?

Что нового для себя вы узнали о культуре древнегреческого народа?

Понятна ли вам разница между современным театром и древнегреческим?

Можете назвать драматургов Древней Греции?

Хотите ли вы еще участвовать в подобных проектах?

В ходе этого опроса выяснилось, что кому-то больше понравилась прикладная работа – изготовление маски; кому-то работа с текстами – эпизодами пьес; кто-то наибольшее удовольствие получил от выступления на сцене.   Это говорит о том, что проект – это та форма работы с детьми, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Всем понравилось обилие наглядного материала, работа с макетом. Даже домашнее задание – подготовить маленькие сообщения о театре Древней Греции – не вызвало возмущения и недовольства. Благодаря тому, что дети сами подсказали тему проекта, они и работали над ней с энтузиазмом.

1 урок  «Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции,  терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.

Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики для каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, текст для чтеца.

Содержание урока

I.                   Организационный момент.

Преподаватель: Рада приветствовать всех интересующихся историей театра. Тема урока не совсем обычная, она раскрывает возникновение не только театра Древней Греции, но и истоки современного театра. Но обо всем по порядку.

II.                Изучение нового материала.

Преподаватель: Во время наших встреч вы узнаете много новых и уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить  и уместно употреблять, у каждого из вас будет заведен словарик.

Запишите первое слово в ваши словарики:

ТЕАТР – место для зрелищ.

Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия – сочетание музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длились несколько дней и представлявляли собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии,  а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник.

Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации: Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и показывали маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.

Преподаватель: давайте запишем значения новых слов в словарик.

ДИОНИС – бог виноделия.

ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.

КОРИФЕЙ – предводитель сатиров  (позже главный в хоре).

САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Преподаватель: Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеями сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до н.э. Эта  дата сегодня нам известна как «День театра».

Театральное здание обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.

Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.

Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей  – театрона (от глагола «смотрю») и скены (от существительного «палатка»).

Демонстрируется схема театра, и учащиеся работают с макетом.

Преподаватель: Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене, ее стали ограничивать двумя пристроенными по бокам флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.

Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства.  В V  веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.

Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» – условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.

Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.

Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.

В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.

Известны театры, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.

Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.

Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V  века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «зрелищных денег» – теорикон.

Преподаватель: Продолжаем заполнять наш словарик.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).

СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»).

ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».

Преподаватель:  Вам эти слова кажутся знакомыми? На какие слова они похожи?

III.              Закрепление нового материала.

Презентация  «ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ».

IV.              Итог урока.

Вопросы к учащимся:

– Какова история возникновения театра в Древней Греции?

– Из каких частей он состоял?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что особенно понравилось на уроке?

2 урок «Актерское искусство и маски древнегреческого театра».

Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.

Развивающие: развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.

Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого и современного театра, углубление эстетических потребностей учащихся.

Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики для каждого учащегося, фотографии масок и актеров, термины в печатном виде, бумага формата А-3 белая, бумага гофрированная, цветная, ножницы, клей, карандаши, шаблоны для лица.

Содержание урока:

Преподаватель: мы продолжаем знакомство с театром Древней Греции. Сегодня мы поговорим об особенностях актерской игры, еще у нас будет творческая работа, о которой вы узнаете позже.

Преподаватель: Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора раскрывался смысл спектакля. Первоначально актерами были авторы-драматурги, о них мы поговорим на отдельном уроке, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом.

Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

Все актеры были мужчинами, они меняли несколько раз костюмы и маски. К ним впоследствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов – пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (хламида).

Давайте запишем новые слова в словарики.

ХИТОН – верхняя одежда греков.

ХЛАМИДА – плащ.

КОТУРНЫ – сапоги с высокими подставками под подошвами.

ПРОТАГОНИСТ – актер на первые роли.

Преподаватель: Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом. Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четко и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.

Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными. Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов – подражателей, скоморохов – болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов – шутовство.

На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функция масок – донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

III.             Закрепление пройденного материала.

Презентация «МАСКИ».

IV.             Творческое задание.

Преподаватель:  Так что же такое маска? Давайте запишем в словарики:

МАСКА –  специальная накладка на лицо с вырезами для глаз и рта, изображавшая человеческое лицо, звериную морду, бога или духа и т. п.

Преподаватель:  Маски были комические и трагические. Давайте проведем маленький опыт: я вам раздам шаблоны лица, а вы с помощью картонных заготовок изобразите какие-то эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство…

А теперь обещанное творческое задание. Давайте попробуем сделать маски для древнегреческого театра.

Перед началом изготовления дети знакомятся с этапами создания маски, выбирают комическую или трагическую маску для изготовления, украшают маску с помощью цветной и гофрированной бумаги.

Преподаватель:  Теперь мы можем оформить выставку «Маски Древней Греции».

V.                Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие маски бывают?

– Кто играл в древнегреческом театре?

3 урок  «Жанры древнегреческого театра»

Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.

Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение, понимать особый вид драматургии.

Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, тексты для актеров.

Преподаватель: Сегодня мы с вами попадем в театр Древней Греции на Великие Дионисии. Сегодня в театре будут показаны пьесы: комедия и трагедия. Давайте с вами разберемся, что это за пьесы такие и откуда они берут свое начало, кто их придумал.

Преподаватель: В Афинах Великие Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен – комедия. На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

Трагедия по-гречески – песнь козлов («трагос и оде»). Аналогично комедия производится от «космос и оде» – песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты из жизни города; героем трагедии был человек, борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Хор сатиров заменил хор людей - появилась сатировская драма, новый жанр. Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью тетралогии.

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Давайте запишем новые слова.

КОМЕДИЯ – (от греч. Komos – веселая толпа и oide – песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.

ТРАГЕДИЯ – (от греч. tragos – козел и – oide песнь – буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.

ДРАМА – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.

Преподаватель: Все театральные постановки проводились в виде состязаний – агона. Зрители аплодисментами, свистом и криками выбирали победителя, венчала его венком из плюща. Если пьеса не нравилась, то зрители могли освистать автора, и закидать актеров оливками или камнями. Эсхил – отец древнегреческой трагедии – в театральных состязаниях не избежал поражений и вынужден был переселиться из Афин в Сицилию. Меньше всего побеждал Еврипид. Софокл считался баловнем судьбы, одержал 24 полные победы.

Демонстрируются фотографии, иллюстрации.

Преподаватель: Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью. Сейчас мы с вам отправимся в Древнюю Грецию, а чтобы все понимать, нам нужно повторить словарные слова.

Работа со словариками.

Преподаватель: А теперь возьмите ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги» и скорее в театр.

IV.             Постановки учащимися трагедии и комедии.

Просмотр эпизодов из трагедии Еврипида «Елена» и комедии Аристофана «Лягушки».

Вопросы учащимся:

– что нового вы узнали на уроке?

– какой отрывок вам больше понравился?

– есть ли общее у древнегреческого театра и современного?

4 урок  «Театр Древней Греции»

Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.

Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.

Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности, стимулирование творческой активности.

Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики для каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, кроссворды, выставка масок.

Преподаватель: Из предыдущих занятий вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес и актеров. Поэтому наше итоговое открытое занятие имеет форму агона – состязания команд, состоящего из трех туров – по количеству дней Великих Дионисий. Судить состязание будут зрители своими аплодисментами, свистом и криками как в настоящем древнегреческом театре.

II.                Интеллектуальная игра.

1 тур. Решение кроссворда для закрепления изученных терминов.

2 тур. Показ любого мифа о подвигах Геракла (домашнее задание).

3 тур. Составление таблицы «Общее и различное в театре Древней Греции и современном театре».

Преподаватель: Я вам буду зачитывать особенности театра, а вы их заносить в нужную графу:

играют комедии и трагедии;

играют только в масках;

есть билеты;

представления 3 раза в год;

играют только мужчины;

играют женщины и мужчины;

представления только днем;

представления длятся 3 дня;

много разных жанров;

играют без масок;

представление в любое время года;

есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;

места для зрителей;

отдельное здание;

представление в любое время суток.

Учащиеся составляют схему, в которую заносятся отличия и общее между современным театральным искусством и древнегреческим, потом вместе проверяют и обсуждают.

Общее:

Различия:

играют только мужчины.

играют женщины и мужчины.

III.             Подведение итогов.

Слово предоставляется жюри.

Яна Магомедова, преподаватель отделения театрального искусства Детской школы искусств нп. Африканда 2 Мурманской области

Фото с сайта http://stadies.ucoz.org

Древнегреческий театр

Вернуться в раздел «Всемирная история»

«Наконец они отправились в путь. Леонт, держа в руке трость, шел впереди вместе с сыновьями, мать и Ника следовали за ним, а Парменон с корзиной и охапкой подушек замыкал шествие. Парменон был единственным рабом, которого брали в театр, но ведь он был педагогом. Его обязанностью было провожать мальчиков в школу и в гимнасий, ожидать там, пока не кончатся занятия, и сопровождать их домой. Он хорошо читал и писал и вообще был образованным человеком. <…>

Чтобы добраться до театра, им надо было обойти холм Акрополя. Над крутыми, поросшими травой склонами вздымались скалы из лиловатого мрамора, увенчанные мощными стенами. Дорога была проложена прямо под ними, так что прохожим не были видны колонны храмов на вершине холма, – только высокие кровли да острие копья и шлем богини Афины. Эта сверкающая бронзовая статуя высотой в двадцать локтей служила путеводным знаком мореходам, когда их корабли находились еще далеко в море. Теперь дорога шла поперек склона. Внизу лежала рыночная площадь, расположенная в самой оживленной части города. Они вступили на одну из великолепнейших улиц Афин – по обеим ее сторонам тянулись статуи и другие памятники победителям прошлых театральных состязаний. Отсюда за крышами домов и городскими стенами открывался чудесный вид на север: зеленые поля и луга, среди которых струилась река Кефис в уборе из серебристо-серых тополей и ярко зеленых платанов.

Там и сям виднелись сельские усадьбы и деревушки, окруженные хлебными полями и фруктовыми садами: Колон, знаменитый своими соловьями, а дальше – Ахарны, где живут угольщики. За Ахарнами вздымались еще белеющие зимними снегами горы, чьи подножия были опоясаны темными сосновыми лесами или более светлыми дубовыми, – Эгалей, Парнет, а позади них Киферон уходил высоко в небо, защищая Афины от северных ветров и от вражеских набегов. Где-то там, на одной из застав в горах, бедняга Филипп сердито чистит свой щит и думает о том, что вот сейчас они все идут в театр без него. А его родные – о чем думали они, когда обогнули уступ и увидали под южной стеной Акрополя скамьи амфитеатра, врезанного в склон холма? <…>
Отец заплатил за вход, и они влились в толпу, заполнявшую крутые проходы. Передние ряды предназначались для должностных лиц, знатных чужестранцев и отличившихся граждан — победителей на Олимпийских играх. Если бы Леонт победил, а не пришел вторым, отстав всего на шаг, он до самой смерти сидел бы на почетном месте в первых рядах.

Жрец Диониса встал со своего почетного места в первом ряду и вышел вперед. Началось жертвоприношение, и двенадцать тысяч человек поднялись со своих мест. Затем, когда они вновь опустились на скамьи, опять раздался громкий и ясный голос глашатая:
— Еврипид, сын Мнесарха, предлагает свою трагедию…
По спине Алексида пробежала блаженная дрожь. Представление началось.
И до полудня окружающий мир более не существовал для Алексида. Он забыл и о жесткой скамье, и о своих соседях. Все, что лежало вне пределов сцены, словно исчезло: он не видел ни палевых круч Гиметтского кряжа, ни блестящего белого песка Фалера, ни синей бухты за ним, усеянной парусами. Он не замечал даже чаек, проносившихся порой над самыми головами зрителей.
Узкие подмостки и примыкающая к ним спереди круглая орхестра, где располагался хор, заменяли теперь для Алексида весь мир. Актеры в высоких головных уборах и масках казались выше и величественнее обыкновенных людей благодаря котурнам и особой одежде.
Да, это были не обыкновенные люди, а настоящие боги и богини, герои и героини седой старины, о которых он столько слышал в школе. Созданию этой иллюзии помогала и музыка флейт, то печальная и жалобная, то бурная и угрожающая, и плавные движения хора, который в промежутках между эписодиями трагедии, танцуя, переходил от одного края орхестры к другому и пел звучные строфы. Но главные чары таились в стихах, то слагавшихся в страстную речь или задумчивый монолог, то, как мячик, перелетавших от актера к актеру в выразительных строках диалога.
Алексид и в школе всегда любил стихи — длинные повествования Гомера, коротенькие эпиграммы — десяток строк, заключавшие в себе законченный прекрасный образ, шутку или глубокую мысль. Но больше всего он любил стихи из трагедий. Их он выучивал наизусть и даже сам тайком сочинял, не признаваясь в этом никому, кроме своего лучшего друга. Написать простым стихом речь героя было не так уж трудно, но над строфами для хора приходилось долго ломать голову — так сложны были их ритмы, да к тому же каждая полустрофа должна была точно соответствовать другой, до последнего слога.

Но как замечательно получается это у Еврипида — словно само собой! Вот слушаешь стихи и даже не вспомнишь о ритме, о том, что все эти строки были задуманы, сочинены и записаны много месяцев назад! Слова срываются с губ актеров, словно только сейчас порождены их сердцами.
По правилам театральных состязаний были показаны три трагедии. Их представление длилось до полудня, и только тогда Алексид немного пришел в себя.
Комедий было представлено две. Первая, хотя Теон и хохотал до упаду, никуда не годилась, и публика открыто выражала неодобрение. Зрители свистели, прищелкивали языком, а те, кто сидел поближе, начали даже швырять на сцену ореховую скорлупу и гнилые яблоки. Актерам еле удалось доиграть до конца.
— Как им, наверно, неприятно! — сказал Алексид. — Да и автору — каково-то ему сейчас?
— Раз они показывают всякую чепуху, — возразил его отец, — то пусть не обижаются, если народ прямо высказывает свое мнение. Мы, афиняне, считаем, что каждый вправе говорить свободно.


Вторая комедия оказалась намного лучше. Ее сочинил Аристофан, уже много лет писавший комедии и не раз выходивший победителем на театральных состязаниях. Это была на редкость интересная комедия со сказочным сюжетом и нелепыми действующими лицами, которые попадали в такие смешные положения, что Алексид просто корчился от смеха, а по щекам его катились слезы. И какая удивительная смесь; тонкие, остроумные шутки, шпильки по адресу политических деятелей, карикатуры на знаменитых государственных мужей, пародии на строки прославленных трагедий, поговорки, прибаутки, намеки, которые Алексид далеко не всегда понимал, грубые площадные остроты, вроде тех, которые его товарищи шепотом сообщали друг другу в школе, и строфы хора, не уступавшие по красоте стиха утренним трагедиям.

Публика просто неистовствовала, особенно когда корифей подошел к самому краю орхестры и, обращаясь прямо к амфитеатру, произнес длинную, написанную звонкими стихами речь о самых злободневных событиях с упоминанием всем известных лиц. После каждой строчки зрители разражались рукоплесканиями и ревели от восторга.
— Послушай, — шепнул Теон с благоговейным ужасом после одного особенно дерзкого выпада против влиятельного политического деятеля, — и как только он не боится?
— Мы, афиняне, считаем, что каждый вправе говорить свободно, — передразнивая Леонта, с торжественной важностью шепнул Алексид. Теон одобрительно фыркнул, но тут же опасливо покосился на отца.
Однако тот тоже смеялся, правда — шутке актера.
Но вот комедия закончилась (гораздо раньше, чем хотелось бы Алексиду) буйным пиршеством, на котором плясали мужчины в костюмах танцовщиц, и шутовской свадебной процессией. Когда хор удалился с орхестры, раздались громкие рукоплескания».
// Триз Дж. Фиалковый венец: повесть.

      

Словарь:
Котурны — особая обувь на высокой подошве, которую надевали трагические актеры, чтобы казаться выше ростом.

Локоть – мера длины, около 0,5 метра.
Педагог — в Древней Греции раб, обязанностью которого было водить детей в школу и следить за их учением.
Эписодии — части, на которые разделялась древнегреческая трагедия.
Иллюстрации:
Георгиевский М. Древне-классические реалии. Часть II.: Рисунки. — СПб.,1914.
Никифоров Д.Н. Альбом по Древней истории / Д.Н.Никифоров, под ред. А.В.Мишулина. — М., 1948.
Театр Диониса в древних Афинах // Нива. — 1880. — № 6.

Вернуться в раздел «Всемирная история»

изображений греческий театр | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

Греческий театр картинки | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
  • A Photophotos 3.7k
  • Степка фотосколков 10K
  • Группа людей 1

здание

АРХИТЕКТУ

Ута Шолль

пелопоннес, греция, история

Роджер Липера

сиракузы, провинция сиракуз, театр

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

elCarito

Hd grey wallpapersepidaurus theatreepidavros

Walter Martin

athensruinshistory and culture

Alexis Subias

sicilytaorminaprovince of messina

Emy Nguyen

athens greecegreek mythologymythology

Kyle Head

theatrestageHd red wallpapers

Felix Mooneeram

theatercinemamovie

Walter Martin

acropolisTravel imagestraveling

Caleb Kastein

point lomacausa

Antonio Sessa

sritaliasicilia

Walter Martin

athens acropolisgreece ruinsgreek history

Greg Rakozy

berkeleythe greek theatreunited states

Justin Ziadeh

ScarboroughCanadaon

Andrew Neel

greensborocarolina theatrebuilding

Adam Rhodes

outdoorsclock buildingclock tower

Regös Környei

Italy pictures & imagesmetropolitan city of messinaarchitecture

Regös Környei

via del teatro grecofilm photographyancient greek theatre

Regös Környei

teatro antico di taorminaanalogue photographygolden hour

Rebecca Грузия

Турция изображения и картинки i̇zmireral view

peloponnesegreecehistory

athensruinshistory and culture

athens greecegreek mythologymythology

theatercinemamovie

point lomacausa

athens acropolisgreece ruinsgreek history

scarboroughcanadaon

outdoorsclock buildingclock tower

teatro antico di taorminaanalogue photographygolden hour

–––– –––– – ––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

сиракузы, провинция сиракузы, театр0011

sicilytaorminaprovince of messina

theatrestageHd red wallpapers

acropolisTravel imagestraveling

sritaliasicilia

berkeleythe greek theatreunited states

greensborocarolina theatrebuilding

Italy pictures & imagesmetropolitan city of messinaarchitecture

Related collections

greek

1.9k photos · Curated by Pet Pan

Театр

546 фото · Куратор Пенелопа Томсон

My first collection

82 photos · Curated by Lykagos Nothos

via del teatro grecofilm photographyancient greek theatre

Turkey images & picturesi̇zmiraerial view

peloponnesegreecehistory

athens greecegreek mythologymythology

acropolisTravel imagestraveling

athens acropolisgreece ruinsgreek history

гринсборокаролина театрреконструкция

виа дель театр грекокинофотографиядревнегреческий театр

Turkey Images & Picturesizmiraerial View

Siracusaprovince of Syracuseteatro

— Athensruinshistory и Culture

TheAtreestagehd Red Walpapers

Point Lomacausa

Berkeleythe

Point Lomacausa

BerkeLeythe

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *