Карта племен славянских: Восточно-славянские племена в 8-9 веках. Карта

Раннесредневековая точка на карте (страница 4)

Ниже приведена устойчивая зарубежная карта раннесредневекового мира 600 года.

Карта пораньше истины отдала земли у низовий Дуная одним болгарам (как тюркам) , хотя почти все источники отмечают здесь славян. Византийские военные наставления подробно описывали, как именно у низовий Дуная надо воевать со славянами. Поэтому уточним карту так (рассеянный цвет указывает взаимопроникновение населения, да и на славян — споров).

 

Уточнения к карте 600 г.

Аварины и омброны восточнее Вислы указывались Птолемеем еще во II в. н.э.


Император Константин VII в середине Х в., на основе устойчивой византийской традиции, считал, что «славяне, они же авары» пытались захватывать Далмацию почти со времен императора Диоклетиана, с конца III в. н.э. Уже в ту пору римляне-«диоклетианы» находили севернее Дуная «славянские безоружные племена, которые называются также аварами». Славяне веками составляли большинство населения Аварии (будущей Венгрии) и ее армии.

Когда войска Приска в 601 г. смогли разбить у Тисы отборные силы Аварии, то погиб «очень большой отряд славян», а среди пленных оказалось 8000 славян, 6200 — «остальных варваров», 3000 — «аваров» (полиэтничных наемников, близких сред невековым русам). 

Пленных отправили в город Томы (Констанцу), столицу Малой Скифии, где еще около 400 г. был известен епископ Теотим, славянин. Славяне-авары, сарматы и саксы помогли лангобардам короля Альбоина начать в 568 г. завоевания в Италии, где функции рухнувшего Остроготского королевства перешли Лангобардскому, частью выражавшему и интересы народов Скифии. Натиск «гуннов, славян и антов» во многом определил смены императоров в Византии, влиял на состояние всего раннесредневекового мира. И этому все больше археологических и других подтверждений. Вышедшие из округи Скифии народы чтили свои законы и права, выражая их в «варварских правдах», где среди последних по времени была Русская. И все это имеет экономические соответствия, подкрепленные обилием археологических находок на территории нашей страны.

Достаточно посетить российские музеи.

Новгородская земля на таких картах как бы никакого общеисторического интереса не представляет. Со всеми своими средневековыми В-образными рифлеными пряжками, лунницами и т.п. Тем более, ныне активно повторяются ранние работы тогда молодых амбициозных лингвистов, которые в советский период не учитывали вероятные националистические выводы, которые на основе их работ будут делаться в постсоветский период.

Это повтор работы Топорова B. Н. и Трубачева О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962.

Но ныне с учетом ностратики требуется переосмысление многотысячелетних корней этих гидронимов. В частности, многие крестики, включая Ильмень – это следы ностратических корней, а не только финно-угорских. Обратный путь аргонавтов, Глубины слов.

В.В.Седов о культуре длинных курганов замечал:

«Миграционный поток населения, достигший бассейнов озер Псковского и Ильменя, первоначально, …не был этнически однородным. Среди переселенцев были не только славяне, но и, по всей вероятности, более или менее многочисленные группы западнобалтского населения, о чем свидетельствует топонимика южных районов Новгородско-Псковского края. Исследователи неоднократно обращали внимание на присутствие в ареале псковских длинных курганов немалого числа водных названий балтского происхождения . Какая-то часть их, может быть, восходит к периоду раннего железа, когда в регионе прибалтийских памятников культуры текстильной керамики получила распространение штрихованная глиняная посуда, свидетельствуя об инфильтрации балтского этнического компонента в среду прибалтийско-финского населения . Вместе с тем среди водных названий Русского Северо-Запада многие должны быть отнесены к более позднему времени, поскольку отражают явно западнобалтские особенности . Их появление в этих землях может быть объяснено только миграцией более или менее крупных групп населения из западнобалтского ареала. И это вполне объяснимо: миграционные волны, исходившие из Повисленья, должны были пересечь земли судавско-ятвяжских племен и, по-видимому, втянули в себя группы этого населения».

 

Общих констатаций языковых различий много, а вот конкретных рассмотрений здесь нет. Например, к балтским гидронимам относят ононимы типа Ловать (вариации славянских: ловить, мотать, ввергать-верготь и т.п.). Однозначной привязки к балтам здесь нет. При этом славянская письменность известна с 10 – 11 вв. (включая берестяные грамоты), а балтская и финно-угорская лишь преимущественно с конца средневековья.

Понимания ущербность финно-балтской подосновы длинных курганов, В.В.Седов отметил:

«Об этнической принадлежности населения культуры псковских длинных курганов в научной литературе было высказано несколько предположений, ныне представляющих чисто историографический интерес. Доводы исследователей о неславянской принадлежности псковских длинных курганов были рассмотрены и отвергнуты мною в монографии, посвященной этим древностям, а затем и в статье, специально написанной по этому поводу. В настоящее время мысль о неславянской атрибуции рассматриваемых памятников все же встречается в региональных работах».  

Отвергнуты – и соответствующие работы В.В.Седова из Интернета исчезают.

«Для этнического определения носителей культуры псковских длинных курганов существенно то, что эта культура никак не может быть выведена из предшествующих ей прибалтийско-финских древностей. По всем показателям эти древности существенно отличны между собой. Это может быть объяснено только тем, что создателями их были различные этносы, а культура псковских длинных курганов принадлежит не местному населению, а пришлым племенам. В определении места этой культуры наиболее существенным является достаточно определенная генетическая преемственность ее с достоверно славянскими древностями, пришедшими на смену псковским длинным курганам. Детальное сопоставление всех особенностей строения и погребальной обрядности длинных и полусферических (круглых) курганов IX-Х вв. выявляет полное единообразие. Большинство длинных курганов Псковской земли расположено в одних могильниках с достоверно славянскими (древнерусскими) насыпями.

Погребальный обряд культуры псковских длинных курганов по всем своим параметрам сопоставим с достоверно славянским ритуалом других территорий раннесредневекового славянского мира и существенно отличается от прибалтийско-финского и летто-литовского. 

Относя культуру псковских длинных курганов к славянскому этносу, необходимо иметь в виду, что в составе населения, оставившего эти памятники, были не только славяне, но и балты, пришедшие вместе с ними, а также местные прибалтийские финны. На первых порах население культуры псковских длинных курганов было пестрым в этническом отношении, но славянский этнический компонент оказался более активным и в конечном итоге неславянские элементы были славянизированы и вошли в состав древнерусской народности». 

Допускается, что вклад предшествующего (отчасти и прибалтийско-финского ) населения в формирование культуры псковских длинных курганов несомненен. При сооружении курганов площадка, избранная для погребальной насыпи, нередко предварительно выжигалась с культовыми целями — «очищалась огнем» (истоки этого обряда в палеолите, известны по захоронениям Костенок и Сунгири).

Ритуал не свойствен другим регионам славянского мира начала средневековья и находит параллели в ранних погребальных памятниках этносов Северо-Запада России. Но чистую этническую подоснову в многотысячелетней традиции «очищения огнем», отчасти идущей от почитания божеств типа Прометея, выявить невозможно.

Это касается и использования в погребальной обрядности камня. В могильниках Северик, Лосицы, Лоози и Верепково встречена обкладка камнями оснований курганов. Один из курганов в Северике имел, кроме того, сверху покров, сложенный из валунных и плитняковых камней, что обычно и для ятвяжских (прибалтийских) памятников. В отдельных курганах, раскопанных в Кудове, Тайлове и Северике, камнями были обставлены погребения, а в курганах в Верепкове, Северике, Лосице и Михайловском они прикрывали остатки захоронений. Курган, целиком сложенный из камней, полностью сопоставимый с ятвяжскими погребальными насыпями, раскопан в Выбутах на левом берегу р. Великой в 13 км выше Пскова. Среди камней насыпи найдены кальцинированные кости и фрагменты двух сосудов тюльпановидной формы, сопоставимых с тушемлинско-банцеровской керамикой.

 

Затем В.В.Седов вернулся к славянским чертам культуры длинных курганов.

По его мнению, о раннем расселении славян в Новгородско-Псковской земле независимо от археологии говорят данные лингвистики и топонимики. Раннесредневековый новгородский диалект, восстанавливаемый на основе анализа текстов берестяных грамот из раскопок в Новгороде и некоторых характерных черт современных говоров, в частности псковских, был ответвлением именно праславянского языка. Отсутствие в диалекте элементов второй палатализации дает основание утверждать, что группировка славянского населения, осевшая в бассейнах озер Псковского и Ильменя, оторвалась от основного славянского ареала не позднее I тыс. н.э. и какое-то время проживала изолированно от него. 

Согласно данным Р.А.Агеевой, в гидронимии Новгородско-Псковского ареала имеется целый ряд прямых и косвенных указаний на очень раннее расселение здесь славян . Освоение славянами этого края протекало еще во время, когда были продуктивны праславянские модели водных названий. Среди гидронимов этой территории исследовательница выявляет множество «первичных» славянских гидронимов, характерных, согласно С.Роспонду, для прародины славян, то есть зоны «А» (Повисленье). В Ильменско-Псковском крае на основании гидронимии Р.А.Агеевой выделены регионы наиболее раннего славянского расселения. Это — бассейн р. Великой, земли к югу от Ильменя, а также области между побережьем Псковского и Чудского озер и средним течением р. Луги, то есть участки, где наблюдаются скопления ранних длинных курганов. 

Индикатором миграции славян В.В.Седов указал славянскую группировку, представленную браслетообразными  сомкнутыми височными кольцами 

Одновременно с мигрантами в бассейнах озер Псковского и Ильменя крупные массы переселенцев из Повисленья появились также в Полоцком Подвинье, Смоленском Поднепровье и далее двинулись на восток в междуречье Волги и Клязьмы. В землях Западнодвинского и Днепровского бассейнов они осели среди местного населения, представленного тушемлинско-банцеровской культурой . В отличие от ареала псковских длинных курганов здесь пришлое население обычно не создавало новых поселений, а подселялось на уже существующие. Оно быстро осваивало местный хозяйственный уклад. Взаимоотношения со старожилами, по-видимому, было в основном мирными. 

Стоит отметить, что тушемлинско-банцеровская культура в округе Смоленска и Полоцка сформировалась в результате эволюции днепро-двинской культуры раннего железного века, тяготеющей в местам расселения венедов времен Тацита, Плиния, Птолемея. В первой четверти I тыс. н.э. днепро-двинские общины испытали некоторое влияние со стороны зарубинецкой культуры, но их этноязыковая сущность – по В.В.Седову —  осталась неизменной. Переходный период, когда днепро-двинская культура трансформировалась в тушемлинско-банцеровскую, по-видимому, продолжался не одно столетие. Согласно Е.А.Шмидту, эта культура датируется промежутком от перехода местного населения днепро-двинской культуры с городищ на неукрепленные поселения до появления в этом регионе нового типа погребальных памятников — длинных» курганов смоленско-полоцкого типа. Переход днепро-двинских племен на селища завершился к IV в., поэтому тушемлинско-банцеров-скую культуру исследователь датирует IV-VII вв., что подтверждается и вещевыми находками . 

Одним из существенных показателей появления в тушемлинско-банцеровском ареале нового, «небалтского населения» стали находки браслетообразных височных колец (рис. 62 и 63) . 

Височные кольца были наиболее распространенным и весьма характерным украшением раннесредневековых славян. Это — относительно надежный этнографический индикатор для вычленения славянских древностей из синхронных материалов соседних этносов. Это было подмечено еще во второй половине прошлого столетия и впоследствии подтверждено многими фактами. Л.Нидерле рассматривал височные кольца как один из важнейших культурных признаков славян раннего средневековья, а А.А.Спицын показал, что разные типы этих украшений являются существеннейшим элементом в изучении истории и расселения восточнославянских племен, известных по информациям русских летописей . Эти наблюдения стали основой исследований по восточнославянской археологии. 

Средневековые полиэтничные древности, с преобладанием финно-угорских и летто-литовских племен, составлявших наряду со славянами основу раннесредневекового населения лесной зоны Восточной Европы, ныне довольно обстоятельно изучены. И они со всей определенностью свидетельствуют, что ни одному из этносов балтов или финно-угров, не затронутых славянским влиянием, не было свойственно ношение височных колец. Женское головное убранство эстов и корелы, ливов и суоми, коми и югры, удмуртов, эрзи и мокши, как и всех летто-литовских племен, не включало височные кольца. Единичные височные украшения славянского облика или производные от них, иногда обнаруживаемые в финно-угорских или балтских землях Прибалтики, Волго-Камья или Приуралья, явно принадлежат к инородным элементам, отражающим вероятные контакты со славянским миром. 

Браслетообразные с сомкнутыми или заходящими концами (хорошо известны по памятникам X-XIII вв. лесной зоны Восточной Европы. В большом количестве они встречены в погребениях и на поселениях в северовосточных регионах Руси — в Ростово-Суздальской земле. Тверском и Ярославском Поволжье, на северной и восточной окраинах Новгородчины (рис. 64). Здесь они, наряду с перстнеобразными кольцами, распространенными по всему восточнославянскому ареалу, являются характерными украшениями славянского населения. 

Они не могут быть отнесены ни к ильменским словенам, поскольку для последних характерен другой тип височных украшений (ромбощитковые кольца) и в их коренных землях — в ареале концентрации сопок такие кольца почти полностью отсутствуют, ни к смоленско-по-лоцким кривичам, которым свойственны были браслетообразные завязанные кольца, Правда, вместе с ними в Смоленском Поднепровье и Полоцком Подвинье встречено и сравнительно небольшое число браслетообразных сомкнутых колец, но это вполне объяснимо, поскольку носители последних в какой-то части вошли в состав и смоленско-полоцких кривичей и словен ильменских.

Рис. 62. по В.В.Седову. Распространение браслетообразных сомкнутых височных колец около середины I тысячелетия н.э. а — памятники с находками браслетообразных колец. Ареалы: б – условно летто-литовских племен; в — культуры псковских длинных курганов; г — каменно-земляных курганов IV-V вв.; д — тушем-линско-банцеровской культуры; е — колочинской культуры; 

ж — позднедьяковской культуры; з — мощинской культуры; и — пражско-корчакской культуры; к — пеньковской культуры; л – условно регионы финноязычных племен (А — эсто-ливских; Б — веси; В — мери; Г — муромы; Д — рязанско-окских могильников; Е — мордвы; Ж — марийцев. Некоторые регионы очерчены по более поздним данным) 

1 — Городня; 2 — Казиха; 3 — Прудники; 4 — Свила; 5 — Бельчицы; 6 — Микольцы; 7 — Мядельское городище; 8 — Васильковка; 9 — Дедиловичи; 10 — Аздятичи; 11 — Рудня; 12 — Вороники; 13 — Акатово; 14 — Близнаки; 15 — Демидовка; 16 — Отмичи; 17 — Топорок; 18 — Бородинское; 19 — Троицкое; 20 — Дьяково; 21 — Луковня; 22 — Щербинка; 23 — Боршева; 24 — Попадьинское; 25 — Попово; 26 — Безводнинский могильник; 27 — Сужда 

Рис. 63. Браслетообразные височные кольца середины I тысячелетия н.э.

1 — Эйкотишкес; 2 — Демидовка; 3 — Попово: 4 — Попадьинское; 5 — Отмичи; 6 — Микольцы 

Браслетообразные сомкнутые височные кольца обнаружены в целом ряде курганов с трупосожжениями и на поселениях VIII-Х вв. [39], а восходят к еще более раннему времени. Серия таких височных украшений встречена при раскопках городища Демидовка на Смоленщине в напластованиях V-VII вв., относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре . Среди них есть бронзовые, серебряные и железные, диаметры колец колеблются от 4 до 8 см. Концы их сходящиеся — тупые или имеют слабое коническое утолщение. Подобные височные украшения различного диаметра, в том числе и довольно крупные, с сомкнутыми или заходящими концами найдены и на других памятниках тушемлинско-банцеровской культуры. 

Если это 5 век, то вполне вероятно появление здесь славян во времена Аттилы.

Рис. 64. Распространение браслетообразных сомкнутых височных колец в XI-XIII вв.  

а — памятники с находками этих украшении. Ареалы; б — ильменских словен; в — смоленско- полоцких кривичей; г — дреговичей; д — радимичей; е — вятичей  

Источники: hrono.info, ru.wikipedia.org, russika.ru,ufo-com.net, nostratic.ru

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 

Карта расселения племен. Расселение славян

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Начало многим современным народам дали индоевропейцы, племена которых издавна населяли огромные территории от Индии до Западной Европы (отсюда и происходит их название). Когда-то все индоевропейцы составляли единый народ с одним языком. Но в ходе многочисленных переселений они стали распадаться на отдельные группы племен, начали различаться их языки. Примерно 2 тыс. лет до н. э. из индоевропейских племен выделились балтские и славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы.

Славянский поселок. Реконструкция

К началу новой эры древние славяне освоили территорию в верховьях рек Вислы, Буга и Припяти. Во II-III вв. вследствие движения германских племен готов на юг славяне стали расселяться по Днепру, Десне и Днестру. В IV-VI вв. в ходе Великого переселения народов, а после падения в V в. придунайского государства гуннов особенно, славянские племена мощными потоками устремились на юг в районы Дуная и Северного Причерноморья, на запад — за реку Одер, на восток и север — в верховья Волги и Оки. Славяне заселили обширные пространства Европы от Эльбы на западе до Днепра и Оки на востоке. На юге

Полевое оборонительное сооружение славян

они заняли почти весь Балканский полуостров, а на севере дошли до берегов Балтийского моря.

Расселение славян на огромной территории стало одной из причин распада праславянской языковой общности. В VII-VIII вв. происходит формирование отдельных славянских языков. Некогда единое славянство разделилось на три ветви (группы): западные, южные и восточные славяне. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

К началу IX в. восточные славяне заселили огромную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Северного Причерноморья и от Восточных

Карпат до Волги, т. е. большую часть Восточно-Европейской равнины. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством, вели торговлю с соседними народами.

Верховная власть в племени принадлежала народному собранию (вече). В случае общей опасности или во время походов славяне собирали войско (ополчение) и выбирали его предводителя (князя).

В VI — начале VII в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род — группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, рыбными ловлями и бортями (ульями), вместе трудились и поровну делили результаты труда (родовая община). Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей. Три — пять близких по происхождению родов составляли племя.

Основным типом поселений являлись села из нескольких домов. Строили восточные славяне и укрепленные поселки — городища. Древнейшие городища были небольшими, но к IX в. они разрослись; за их рвами и забором из кольев стали укрываться десятки домов. На месте некоторых из них выросли города, ставшие центрами племен.

Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Сварог — бог вселенной (вроде древнегреческого Зевса), Велес — покровитель скотоводства, богиня Макоша олицетворяла плодородие, Стрибог — повелитель ветра. В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. С появлением у восточных славян князей, воевод, дружин, с началом военных походов на первый план выходит бог молнии и грома Перун. Со временем он становится главным языческим божеством восточных славян.

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьми головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия «Сибирь». Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары. Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно — золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов». Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем «ven-t» (влажный), или с праславянском «vęt» (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями. По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск. Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи — это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши. Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь. В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ильменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу. От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов. Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией. Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов. Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». Вторая говорит о том, что русы — отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян. Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» — было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», — так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

«Славяне» — это формация, понятие только языковое, а не антропологическое. Его основой был именно готский этносубтракт. В Полябье , где окончили к VI веку свой поход готы и гепиды, появился праславянский язык. Расселение славян на все более обширные территории естественным образом вело к становлению славянских наций/народностей, развитию местных наречий и отказу от славянского-латинского языков как не народных для данной страны (до XVI-XVIII веков европейские страны использовали два языка в качестве государственных: латынь и церковнославянский-солунский, оба вымершие), часть из которых затем претерпела превращение в самостоятельные языки — создаются официальные национальные языки: польский, чешский, словацкий, литвинский-беларуский, русинский-украинский, и т. д.. Церковные книги были переведены на национальные языки.

Однако, применительно к древним славянам, нам хотелось бы знать, где находилась так называемая прародина славян.


Прародину (славян, и не только славян) не следует понимать как исконную область обитания единого народа с единым языком. Прародина — это условная, с размытыми рубежами территория, на которой происходил как правило запутанный и трудноопределимый этногенический процесс.

В вопросах славянского этногенеза существует значительная разноголосица: процесс формирования народности настолько сложен и многообразен, что ожидать полной определенности, точности этнических границ, чёткости этнических признаков, разумеется, нельзя. Антропология, исследующая многообразие физических типов человека, показала, что полного совпадения с лингвистическими ареалами нет, что язык и физический тип могут совпадать, но могут и не совпадать.

Одних историко-лингвистических материалов, на которые опирались ученые XIX в., было недостаточно для решения проблемы этногенеза. Значительно более устойчивые данные были получены при сочетании лингвистических материалов с антропологическими и археологическими. Таким серьезным обобщением был труд Л.Нидерле. Прародина славян, по Нидерле (применительно к первым векам н.э.), выглядела так: на западе она охватывала верхнюю и среднюю Вислу, на севере граница шла по Припяти, на северо-востоке и востоке включала в себя низовья Березины, Ипути, Десны и по Днепру доходила до устья Сулы. Южный рубеж славянского мира шел от Днепра и Роси на запад по верховьям Южного Буга, Днестра, Прута и Сана. В последующее время другие исследователи предпочитали и западную половину — на запад от Буга и Вислы до Одера (т.е. на территории современной Польши). Степень убедительности аргументов висло-днепровской и висло-одерской гипотез примерно одинакова. Отсюда возникала мысль о возможности объединения обеих гипотез с тем, что прародиной славян можно считать все пространство от Днепра до Одера.


Древнеевропейццы и становление славян во II и начале I тыс. до н.э

Облако этногенеза славян в период зарождения и их соседей — ок. 1000 г. до н.э.


Старинная карта Европы → Увеличить .


Районы, населенные славянами в начале средневековья на немецком карте.


Славяне в высоком средневековье — около 800-950 годов → Увеличить .


Археологические культуры восточной части Европы в V-IV вв. н.э.

Расселение племён в V-IV вв. н.э. → Увеличить .


VI в.


Славянская формация и их соседи


Начало большого расселения славян . V — первая половина VI в. н.э.. На карте освещены события , к которым привело завоевание протогосударства остроготов гуннами . → Увеличить .


Киевская Русь в IХ в.


Великое Княжество Литовское ХII-ХV вв. н.э.. См. больше → .


ВКЛ при Гедымине, 1341 год. См. больше → .

Великое Княжество Литовское до 1462 года → Увеличить . См. больше → .


Речь Посполита, 1572 год. См. больше → .


Этнографическая карта русинского (украинского) племени, 1903 год → Увеличить .

Территория Украины до 1954 года → Увеличить . См. больше → .


Этнографическая карта беларуского племени, 1903 год → Увеличить . Читать больше → Беларусы — древнейшие жители Европы .

Имеющиеся историко-лингвистические, археологические, антропологические материалы и современные генетические исследования, на которые опираются ученые, не уменьшают дискуссии и споры касающиеся формации и этногенеза славян.

Перетягивание ордынской Московией/Россией на себя всего славянского и так называемого «русского» — возвеличивание придуманной «великорусской» нации, объясняется просто: с целью захвата территорий Европы, лишить национальной идентичности славянские народы Европы, для опеки их с высоты своего «высокородного» положения и ассимилировать их в метрополию « » на правах младших братьев — колониальных народов.

Доказано, что так называемые . Нельзя на основании некоторых славянских черт в так называемом «русском» языке — смешение финно-угорских, тюрских, и др. языков с болгарским (церковно-славянским) книжным (привнесённый религией извне, отнюдь не преобладающих в лексике и грамматике так называемого «русского» языка), относить его к «славянским».

Никакой единой славянской общности и(или) «древнерусской народности» никогда не существовало. Формирование славянских народов происходило на разных территориях и с участием разных этнических компонентов. Не было в прошлом и никаких «русичей». Идеологи ордынской Московии/России в XIX веке выдумали слово «русич», потому что в реальности принадлежность человека Руси определялась в средние века совсем другим словом: «русин». Оно означало вовсе не русских (тогда московитов), а только одних русинов (украинцев) — жителей Киевщины, Подолья, Волыни, Галиции. Этот научный факт не афишируется в России только потому, что он полностью опровергает миф о «Русском мире» и каком-то общем происхождении угро-финской и азиатской ордынской Московии/России с исторической формацией славянских народов Европы.

Местом обитания восточнославянского союза племен вятичи стал бассейн течения Оки — верхнего и среднего и побережье реки Москва.
Расселялись вятичи, покидая территорию Днепровского левобережья либо верховья Днестра. Субстрат вятичей представлен был местным балтским населением. Вятичам удавалось дольше иных славянских племен сохранять языческие верования, сопротивляясь влиянию киевских князей. А визитной карточкой племени вятичей стала непокорность и воинственность.

Карта расселения славянских племен

Кривичи были племенной унией славян Востока, существовавшим в 6-11 веках. Местом их проживания стали территории современных областей, таких как Витебская, Могилёвская, Псковская, Брянская и Смоленская. В этот список входит также восточная Латвия. Основой для формирования Тушемлинской культуры стало пришлое славянского и балтского общества. Проходил этногенез кривичей с участием остатков финно-угорских и местных балтских — эстов, ливов, латгалов — племен, смешавшихся с пришлым многочисленным славянским населением. Кривичи подразделены на две огромные группы: это псковская и полоцко – смоленская группа.
Словене ильменские считаются племенным союзом, организованным восточными славянами на некоторых из области Новгородской территории, в том числе на территории около озера Ильмень, соседствующей с кривичами. Как гласит «Повесть временных лет», вместе с кривичами словене ильменские принимали участие в призвании варягов, родственных словенам, что считались беженцами с Балтийского Поморья. По мнению ряда историков, прародиной словен стало Поднепровье, иными выводятся из Балтийского Поморья предки ильменских словен, поскольку по преданиям, верой и традициями, типу жилья новгородцы и полабские словяне очень близки. В дальнейшем произошло формирование вятичей, кривичей и словен ильменских в великороссов.

Территории расселения славянских племен.

Дулебы выступают в качестве племенной унии славян Востока. Ими была населена зона бассейна реки, именуемой Буг, а еще правые притоки Припяти. Объединение дулебов распалось с наступление десятого столетия, а их области были в составе Киевской Руси.
Восточнославянский союз племен волыняне проживал на территории, местом расположения которой стали два побережья Западного Буга и исток р. Припять. О волынянах в русских летописях упоминаются впервые в 907 году. 10 век стал периодом образования на землях волынян Владимиро-Волынское княжество.
Древляне представляют восточнославянскую племенную унию, которым были заняты в 6-10 вв. зоны Полесья, Правобережного Днепра, места вдоль реки Тетерев, Уж. Наименование свое оно приобрели соответственно месту своего проживания — жили они в лесах.


проживания — жили они в лесах.
Племенной союз дреговичи. Не установлены точные границы обитания восточных славян, причисляющихся к этому союзу. Но как утверждают некоторые исследователи, в 6-9 веках дреговичами занималась территория в части расположенной посредине бассейна реки Припять, позднее южная граница расселения прошла южнее Припяти, а западная — в верховьях Неман. Когда происходило заселение Беларуси, движение дреговичей осуществлялось на север к той же реке Неман, и это указывает на южное происхождение племенного союза дреговичи.
Славянское племя Полочане считается составной племенной унии кривичей, проживающих на побережье реки Двина и притоках Полота. Отсюда название племени. Центр земли полочан — город Полоцк.
Местом обитания полян — племенной унии славян Востока, стал Днепр, примерно район современного Киева. Остается невыясненным происхождение полян, так как местом расположения их территория проживания стала граница между несколькими культурам области арехеологии.
Радимичи выступает в качестве унии племен славян Востока, живших на востоке Верхнего Поднепровья, по течению реки Сож в 9 веке. Земли радимичей стали местом прохождения путей по рекам, соединявших их с Киевом. Радимичи и вятичи аналогично проводили погребения — прах прятали в срубе. По мнению археологов и лингвистов материальная культура радимичей создавалась с участием племен балтов, обитавших в верховьях Днепра.

Восточнославянский союз племен северяне обитал примерно в 10 столетии на побережье реки Десна, Сейм, Сула. Происходит название северяне от скифско-сарматского направления, возводится к слову «чёрный», что и подтверждено наименованием города северян — Чернигов. В основном северяне занимались земледелием.
Тиверцы представляют восточнославянское племя, что было расселено в 9 веке на территории междуречья Днестра, Прута, Дуная, у Буджакского побережья на Чёрном море.

Уличи, выступают в качестве восточнославянского союза племени, существовавшего примерно в 10 столетии. Местом проживания уличей стала территория, расположенная в местах нижнего течения Днепра, Буга, на побережье Чорного моря. Роль центра племенного союза исполнял г. Пересечен. Уличам долго удавалось успешно противостоять действиям князей, желающих подчинить союз племени своей власти.

Удобная навигация по статье:

Согласно информации, большая часть которой была получена в результате исследования древних письменных источников и археологических находок, племена восточных славян отделились из индоевропейской общности приблизительно в сто пятидесятом году до нашей эры, после чего их численность и влияние стали стремительно увеличиваться.

Как возникли племена восточных славян?

Первые упоминания о многочисленных племенах венедов, а также склавинов и антов (именно так в те времена называли первые славянские этносы) присутствуют в рукописях греческих, византийских, римских, а также арабских авторов. О ранних временах также можно почерпнуть информацию из русских летописей.

Само же дробление этого народа на восточных, западных и южных, согласно утверждениям некоторых учёных, происходит из-за их оттеснения иными народами, что было не редкостью в тот период (времена великого переселения народов).

Южнославянские (болгарские, словенские, а также сербохорватские и македонские) племена – это те общины, которые предпочли остаться на территории Европы. Сегодня они считаются прародителями сербов, черногорцев, хорват, болгар, а также словенцев и боснийцев.

К племенам западных славян (сленжанам, полянам, поморянам, а также богемам и полабам) учёные причисляют славян, переселившихся в северные широты. От этих общин, согласно авторам самых популярных версий появления славянских народов, произошли чехи, поляки и словаки. Южные и западные славянские племена были, в свою очередь, захвачены и ассимилированы представителями других народов.

Восточнославянские племена, к которым учёные относят тиверцев, белых хорват, северян, волынян, полочан, древлян, а также уличей, радимичей, бужан, вятичей и дреговичей, состоят из славян, переселившихся на территорию так называемой Восточноевропейской равнины. Потомками вышеперечисленных племён сегодняшние историки и исследователи-славянофилы считают украинцев, русских и белорусов.

Таблица: восточнославянские племенные союзы

Схема: восточные славяне в эпоху “Великого переселения народов”

Как племена славян сосуществовали с иными народностями?

Большая часть славянских племён была вынуждена перебраться на территории центральной Европы, в частности, на земли когда то великой римской империи, распавшейся в 476 году. При этом, завоеватели этой империи формировали в этот период новую государственность, которая хоть и базировалась на опыте наследия Римской империи, но отличалась от неё. В то же время территории, выбранные восточнославянскими племенами, не были так развиты в культурном плане.

Некоторые племена славян поселились на берегах озера Ильмень, впоследствии основав на этом месте город Новгород, другие – решили продолжить путь и обосновавшись на берегах реки Днепр, основали там город Киев, ставший впоследствии матерью городов русских.

Примерно к шестому-восьмому столетию восточные славяне смогли занять всю территорию Восточноевропейской равнины. Соседями их были финны, эстонцы, литовцы, лаьыши, мансы, ханты, а также угры и коми. Стоит отметить, что согласно имеющимся историческим данным, заселение и освоение новых территорий проходило мирно, без каких-либо военных действий. Сами же восточные славяне не враждовали с вышеперечисленными народами.

Противостояние восточных славян кочевникам

А вот на территориях, располагающихся на востоке и юго-востоке складывалась в это же время совершенного другая ситуация. В данных регионах равнина соседствовала со степью и соседями славянам там стал кочевой народ, называющийся тюрки. Регулярные набеги степных кочевников разоряли славянские поселения около тысячи лет. При этом, тюрки формировали свои государства на юго-восточных и восточных границах восточных славян. Их самое большое и мощное государство Аварский каганат, существовало в середине пятисотых годов и пало в 625 году, после распада Византии. Однако в седьмом-восьмом столетии на той же территории расположилось Булгарское царство. Большая часть булгар, обосновавшихся у среднего течения Волги, образовали государство вошедшее в историю как Волжская Булгария. Оставшиеся булгары, которые обосновались у Дуная сформировали Дунайскую Булгарию. Немного позже, вследствие ассимиляции представителей южнославянских племён с переселенцами-тюрками появился новый народ, назвавшийся болгарами.

Территории, освобождённые булгарами, заняли новые тюрки – печенеги. Этот народ впоследствии основали Хазарский каганат, на степных территориях, располагающихся между берегами Волги и Азовским с Каспийским морями. Позже племена восточных славян были порабощены хазарами. При этом восточные славяне обязались выплачивать Хазарскому каганату дань. Такие отношения славянских восточных племён с хазарами продолжались вплоть до девятого столетия.

Марш славян

Марш славян

Мы, и большинство других люди с корнями в Малопольше или на юго-востоке Польши, являются потомками западнославянского племени, известного как Wislanie . Славянские народы, как известно, были индоевропейцами, и есть немало свидетельств того, что из-за определенного обнаруживаемого языкового сходства наши протославянские предки произошли на Ближнем Востоке в окрестностях современного Ирана. Это было около 6000-8000 лет до нашей эры, и протославяне мигрировали на северо-запад в бассейн Черного моря. (См. карту слева.) Черного моря в то время не существовало. Его бассейн находился ниже уровня моря и содержал пресноводные озера и болота.

Естественная плотина, сдерживающая воды Средиземного моря, рухнула около 5600 г. до н.э., и бассейн был затоплен, что привело к образованию Черного моря. Это событие заставило наших праславянских предков мигрировать на север в поисках новых земель. Их путь в конечном итоге привел их к Припятским болотам около 4000 г. до н.э., и многие антропологи считают Припятские болота «славянской родиной». Около 2000 г. до н.э. протославяне распространились на прилегающие территории сегодняшней Украины, Польши и Белоруссии. Некоторое время спустя старая басня о трех первобытных славянских братьях — Лехе, Чехе и Руси — берет свое начало, и западные славяне и восточные славяне начинают свои отдельные путешествия.

К 1000 г. до н.э. западные славяне начали миграцию на запад и заселили пустующие земли в Центральной Европе. В первом и втором тысячелетиях нашей нынешней эры племена, принадлежащие к западным славянам предстояло большее разнообразие судеб, чем другим. Два племени, включая велеци/велети и лужичане/сорбы, почти полностью исчезли в неуклонно расширяющаяся германская нация. Два племени удерживали свои позиции; в Чехи и моравцы стали Чешским королевством, а словаки веками подчинялись Венгерскому королевству. Висланцы — одно из семи славянских племен, объединились в польскую нацию. Помимо Вислании, другие входили поляне, мазовцы, куявцы, поморжане, мазурцы и силезцы.

На карте слева показано местонахождение западнославянских племен в IX веке. Увеличенная версия этой карты представлена ​​на связанной «странице карт».

Итак, в конечном счете оказывается, что правдива старая басня о трех первобытных славянских братьях (Лехе, чехи и русы), которые пошли своим путем, чтобы найти свою судьбу. Это кажется, что все славяне в Европе, вероятно, имеют общую «славянскую родину» на общей территории. Польши (между реками Одра и Буг или Припятскими болотами) и распространились оттуда во всех направлениях с весьма разной степенью успех.

Дополнительная вспомогательная информация (2014 г.): группа исследователей из Копенгагенского университета обнаружила единственную мутацию, вызывающую загадочный феномен голубых глаз. А все голубоглазые люди генетически связаны с человеком, который жил в Причерноморье где-то между 6 10 000 лет назад.

Исследование было опубликовано в Журнале генетики человека. Мутация в гене под названием OCA2 возникла почти 8000 лет назад. Его можно окончательно проследить до предка из Черного моря.
&nbsp
Доктор Ханс Эйберг утверждает, что до этого времени у каждого человека были карие глаза. По словам Эйберга, генетическая мутация, затрагивающая ген ОСА2 в наших хромосомах, привела к созданию переключателя, который буквально отключил способность производить карие глаза.
Комментарий автора: Хотя вышеизложенное действительно является теоретическим и, возможно, несколько спекулятивным, оно прочно укоренилось в современных исследованиях, проведенных культурными антропологами, археологами, географами и морскими биологами в Европе и Северной Америке. Я с нетерпением жду, когда через пятьдесят лет смогу сказать: «Я же говорил вам».

Деннис Бенарз, Chicagoland USA 2002, 2007

Обзор ПРИМЕЧАНИЯ
FORBES Seeley
Примечания
Benarz


Карты
Фотографии

наследия — Sugar Creek Slavic Festival

В конце 1800-х и начале 1900-х политическая и экономическая напряженность вызвала волну иммиграции в Соединенные Штаты из славянских народов Восточной Европы. Эти трудолюбивые люди поселились в городах и районах, таких как Шугар-Крик, где их появление приветствовалось работой и возможностью осуществить американскую мечту. Сегодня миллионы американцев прослеживают свое семейное наследие до славянских народов. Такие праздники, как Славянский фестиваль Шугар-Крик, напоминают нам об этих корнях и жертвах, принесенных теми, кто пришел до нас в поисках лучшей жизни.

 

История славянского народа

Ранние славяне пришли из индоевропейских земель, расселяясь из разных частей Азии в Восточную Европу около 2000 г. до н.э. Под напором кочевых орд славянские племена пересекли Карпаты и пробились на Балканы. Другие двинулись на запад, к верхнему Дунаю, а третьи — на восток, к Днепру и Черному морю. Эта миграция продолжалась с четвертого по восьмой век, породив славянские народы, которые мы знаем сегодня.

На протяжении многих веков славянские племена использовали один и тот же общий язык. Начиная с миграции в Восточную Европу, между племенами стали развиваться диалектические различия. В целом лингвисты делят славян на три основные группы:

  • Западные славяне — чехи, словаки, лузитские сербы и поляки.

  • Южные славяне — сербы, хорваты, словенцы, македонцы и болгары.

  • Восточные славяне — подразделяются на три отдельные ветви: русские (или москвичи), белые (или белорусы) и русины (или украинцы).

 

Славянское наследие Шугар-Крик

Славянские иммигранты прибыли в Америку в поисках работы и способов улучшить свою жизнь. Промышленная экспансия, прокатившаяся по Соединенным Штатам, дает именно эту возможность. В начале 1900-х вокруг нового нефтеперерабатывающего завода Standard Oil, расположенного на берегу реки Миссури в Шугар-Крик, штат Миссури, формировалось поселение. Для многих славянских семей это принесло обещание американской мечты – возможность работать, дать хорошее образование своим детям и исповедовать религию по своему выбору. По мере распространения слухов словаки, чехи, венгры, хорваты, сербы, словенцы и поляки покинули свою родину и перебрались в Шугар-Крик и Строберри-Хилл в Канзас-Сити, штат Канзас.

Путешествие было непростым. Часто мужчины приезжали в одиночку, чтобы работать, строить дома и копить достаточно денег, чтобы отправить их семьям. Общий язык и общая тоска по дому объединили этих новых жителей, образовав сплоченное сообщество. А к 1920 году родился город Шугар-Крик, и семьи обосновались в своей новой жизни в Америке.

Новый городок Шугар-Крик напомнил жителям родной дом холмистой местностью, просторами и климатом, похожим на их славянскую родину. Это была идеальная обстановка для развития прочных традиций, которые они разделяли.

Работая по выходным и в нерабочее время, община построила новую церковь, вручную выкопав фундамент и уложив каждый кирпич. В 1926 году был освящен Кирилловский приход, названный в честь покровителя славянского народа.

Славянские обычаи также передавались через празднование. На Рождество и Пасху готовили особые блюда из традиционных славянских продуктов. Традиции также распространялись на свадьбах и крестинах. Свадебные торжества могли длиться несколько дней, когда община собиралась вместе, чтобы подготовить свадебный пир, потанцевать под традиционную славянскую музыку и поделиться своими подарками.

 

Сохранение наследия

Из поколения в поколение славянское наследие Шугар-Крик передавалось через уроки народных танцев, танцы полька и другие общественные мероприятия. В 1969 году началась группа Sugar Creek Tamburitzans, познакомившая с музыкой и танцами целое новое поколение. В течение почти десяти лет группа выступала по всей стране и продолжает делиться своей музыкальной историей ежегодным выступлением на славянском фестивале Sugar Creek.

В 1970-х годов в Кирилловском приходе прошел фольклорный праздник. Это успешное мероприятие поделилось славянской музыкой, едой и танцами с посетителями со всего мегаполиса, включая процветающие славянские общины Канзас-Сити, штат Канзас. Фольклорный фестиваль вырос за пределы возможностей прихода Св. Кирилла и закончился в середине 1970-х годов. . В однодневном мероприятии, 4 июля 19 г.86 родился Славянский фестиваль Шугар-Крик. Вскоре Совет ярмарок и фестивалей Sugar Creek был сформирован как некоммерческая организация для координации Славянского фестиваля с целью использования доходов на благо общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *