«Собиратель Русской земли» Иван III Васильевич в исторических материалах Президентской библиотеки
22 января 2017 года исполняется 577 лет со дня рождения московского князя Ивана III Васильевича, которого потомки позже назовут Великим. В фонде Президентской библиотеки собрано большое количество электронных копий исторических документов и исследований, касающихся эпохи правления этого самодержца, анализа его деятельности и значения для становления и развития Русского государства.
Иван III Васильевич родился в то время, когда государственный порядок на Руси ещё носил название «удельного»: в XIII и XIV веках Русская земля была поделена между многими правителями-князьями, которые правили самостоятельно своими княжествами или уделами. Один из князей признавался старшим над другими, он назывался великим князем и сидел в главном городе, которым был в то время Владимир-на-Клязьме. «Князья были все в родстве между собой; это не мешало им постоянно ссориться и воевать друг с другом. Сознание единства родины и общности интересов было сильно затемнено у удельных князей благодаря дроблению Русской земли на множество отдельных княжеств, иногда очень маленьких и бедных», – так описывает историческую ситуацию О. Линд в работе «Иоанн III», изданной в 1910 году, электронная копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки.
Великим князем Иван Васильевич стал в 22 года. «Счастливый потомок целого ряда умных, трудолюбивых предков, Иоанн III вступил на московский престол, когда дело собирания Северо-Восточной Руси могло почитаться уже оконченным; старое здание было совершенно расшатано в своих основаниях, и нужен был последний, уже лёгкий удар, чтобы дорушить его», – читаем в цифровой копии труда С. М. Соловьёва «История России с древнейших времён», доступной в электронном читальном зале.
Молодой самодержец показал себя достойным преемником: Н. М. Карамзин подчёркивает, что с начала его правления «история наша приемлет достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеския, но деяния Царства, приобретающего независимость и величие.
Разновластие исчезает вместе с нашим подданством; образуется Держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которые, видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитое место в их системе политической».О самом великом князе известно не так много. С. М. Соловьёв в «Истории России с древнейших времён» пишет, что «благодаря известиям венецианца Контарини, мы можем иметь некоторое понятие о физических свойствах Иоанна: он был высокий, худощавый, красивый мужчина; из прозвища Горбатый, которое встречается в некоторых летописях, должно заключать, что он при высоком росте был сутуловат». Н. М. Карамзин в «Истории Государства Российского», представленной на портале Президентской библиотеки, отмечает: «Ему первому дали в России имя Грозного, но в похвальном смысле: грозного для врагов и строптивых ослушников. Впрочем, не будучи тираном подобно своему внуку, Иоанну Васильевичу Второму, он без сомнения имел природную жестокость во нраве, умеряемую в нём силою разума. <…> Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного пламенного взора Иоаннова; что просители боялись идти к трону; что вельможи трепетали и на пирах во дворце не смели шепнуть слова, ни тронуться с места, когда Государь, утомлённый шумною беседою, дремал по целым часам за обедом: все сидели в глубоком молчании, ожидая нового приказа веселить его и веселиться», – дополняет портрет самодержца Н.
Историк отмечал, что в личности Ивана III наблюдается разительное сходство с другим русским монархом, также прозванным Великим – Петром Первым. И действительно, и тот и другой внесли значительный вклад в развитие и укрепление государства Российского. Эпоха Ивана Великого стала переломным периодом в истории нашей страны. Русские земли были не только объединены, но и освобождены от власти ордынских ханов. «При вступлении Ивана III на трон отца вся московская территория заключала в себе не более 15 тысяч квадратных миль. Приобретения, сделанные Иваном III и его сыном, увеличивали эту территорию, по меньшей мере, тысяч на 40 квадратных миль», – пишет В. О. Ключевский в своей знаменитой работе «Русская история». Именно при Иване Васильевиче страна из множества разрозненных княжеств превратилась в единое государство. С этого момента усиливается значение России и на международной арене.
Деятельность великого князя коснулась не только территориального вопроса. Важным этапом стало проведение судебной реформы и принятие в 1497 г. Судебника – общегосударственного свода законов. Подробнее об этом документе можно узнать на портале Президентской библиотеки, где хранится цифровая копия раритетного издания 1878 года «Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича с дополнительными указами».
Стоит также отметить, что при Иване III начался культурный подъём, в частности, проводится масштабное строительство при участии иностранных специалистов, в Москве был возведён Успенский собор.
Н. М. Карамзин в «Истории Государства Российского» подводит следующий итог: «Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где не имела ни твёрдого образа, ни полного бытия государственного. <…> Иоанн… дал себе мудрые правила в политике внешней и внутренней; силою и хитростию восстановляя свободу и целость России, губя Царство Батыево, тесня, обрывая Литву, сокрушая вольность Новгородскую, захватывая Уделы, расширяя владения Московския до пустынь Сибирских и норвежской Лапландии, изобрёл благоразумнейшую, на дальновидной умеренности основанную для нас систему войны и мира, которой его преемники долженствовали единственно следовать постоянно, чтобы утвердить величие Государства».
Иван III Васильевич
Первый из великих
«Марфа Посадница. Уничтожение новгородскоговеча». Клавдий Васильевич Лебедев
И у эволюции есть свои великие: герои и жертвы.
И для них, что не век, то «век железный».
О них и будем рассказывать в нашем новом
проекте «Русские эволюционеры».
Иван III
«Великих» в отечественной истории немало. Кто-то оказался «великим» просто в силу своей родословной (одних только великих князей не счесть). Кто-то из государей стал великим лишь потому, что этот титул ему преподнес льстивый ближний круг. Однако первым подлинно «великим» из российских правителей стал Иван III (1462-1505). Собственно мы и сегодня живем в государстве, созданном именно этим человеком. И хотя у многих из нас есть к нашему государству весьма серьезные вопросы, это уже не его вина – фундамент Иван заложил основательный. Все вопросы к его последователям, многие из которых действительно катастрофически не поспевали за временем.
Карамзин ставил его даже выше Петра I, ибо Иван III сделал великое государственное дело, не прибегая к насилию над народом. Некоторое преувеличение в таком утверждении, конечно, есть. Созидать государство в белых перчатках не дано никому. Вот и Иван III, чтобы присоединить к остальным русским землям своевольный Новгород, не раз ходил на него с мечом. Но в целом мысль Карамзина справедлива, поскольку не насилие было главным инструментом государственного строительства во времена Ивана III. Кого-то он побеждал дипломатически, а кое-что по-хозяйски прикупил, например, ростовские земли. Поэтому в целом его смело можно причислить к эволюционерам.
Битва между Новгородом и Суздалью
Для начала, чтобы оживить память, несколько коротких исторических штрихов. Это Иван стал первым именовать себя «государем всея Руси». Причем, по праву, поскольку именно он собрал в единый кулак русские земли, составившие ядро нового национального государства. Это при Иване произошло знаменитое стояние на Угре, которое поставило точку на притязаниях Орды диктовать Москве свою волю.
Это после женитьбы Ивана на Софье Палеолог государственным гербом русских стал двуглавый орел, благополучно долетевший до нынешних времен
Это при Иване преобразился московский Кремль, перестроенный итальянскими зодчими.
Белый город. Аполлинарий Васнецов
Успенский собор, Грановитая палата и многое другое как раз из того времени. Это в ту эпоху появилось знаменитое «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Это при Иване появился Судебник – уникальный по тем временам свод законов, который и сцементировал новое государство.
«Иван III разрывает ханскую грамоту и басту перед татарскими послами». Кившенко Алексей Данилович
При Иване Великом появилась и русская внешняя политика.
«Боролись Москва с Тверью, Рязанью, теперь борются Русь с Польшей, со Швецией, с немцами. Прежние войны Москвы – это усобицы русских князей – теперь это борьба народов. Внешние отношения Москвы к иноплеменным соседям получают одинаковое общее значение для всего великорусского народа. Они не разъединяли, а сближали его местные части в сознании общих интересов и опасностей и поселяли мысль, что Москва – общий сторожевой пост, откуда следят за интересами и опасностями, одинаково близкими и для москвича, и для тверича, для всякого русского». Тогда же, само собой, родилась и наша дипломатия, сразу же завязавшая отношения с западноевропейскими государствами. И в первую очередь с Литвой, Польшей, германским императором, Тевтонским и Ливонским орденами»
Василий
Осипович Ключевский
Наконец, ощущение прибывающей силы, заставило русских именно в ту пору вспомнить о болезненных потерях прошлого. И открыто заявить, что это уже не только воспоминание, но и притязание, право русских вернуть утерянные когда-то ими земли. Когда литовский князь Александр стал жаловаться Ивану, что русские не возвращают ему захваченные литовские земли, то получил следующий ответ: «А мне разве не жаль своей вотчины, Русской земли, которая за Литвой: Киева, Смоленска и других городов?» Именно Иван и поставил задачу: вернуть свое. При этом русские честно предупредили: пока своего не вернем, мира не будет, возможны лишь временные перемирия. Здесь, полагаю, и следует искать корни начала русского противостояния с Западом: Смоленск был все-таки на западе, а не на востоке.
К Ивану III тянутся корни и доктрины «Москва – Третий Рим». Разумеется, к этой доктрине можно относиться по-разному, однако, в данном случае важна не столько ее суть, сколько сам факт появления подобной идеи в русской голове. Ни Москва, ни Тверь, ни Суздаль в отдельности не могли даже помыслить о том, чтобы сравнивать себя с Римом. А вот государство, созданное Иваном III, почувствовав в себе немалые силы, оказалось уже способно ставить перед собой крупнейшие задачи. Как политические, так и идеологические.
Не случайно, озадачившись после смерти первой жены, выбором новой супруги, Иван отдал предпочтение племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Это был политический и религиозный выбор. Однако, если с политикой все ясно – родство с императором власть русского государя, безусловно, укрепляло, то с религией все обстояло куда сложнее. Хотя по незнанию большинство об этом у нас даже не догадывается: раз православная Византия, то какие тут могут быть сложности. Между тем, на самом деле Иван серьезно колебался и решение о браке с Софьей Палеолог далось ему не просто. Ключевский пишет даже о «религиозной брезгливости», поскольку православное наследие Царьграда, по мнению русских, к тому времени себя изрядно запятнало. А потому не вполне «чистой» казалась и сама Софья.
Москва — третий рим.
Как мудрый политик, Иван III прекрасно знал, где надо проявить жесткость, а где гибкость. Составляя для себя новую родословную, достойную царя, он ее вывел от Августа. Как утверждалось, Рюрик (а Иван III был, разумеется, Рюриковичем) это потомок брата римского императора Пруса в четырнадцатом колене. На ход мысли тогдашних политтехнологов стоит обратить внимание. При всем уважении к Царьграду, Иван III счел необходимым связать себя пуповиной с Римом, то есть, с Западом. Думается, причина не только в желании добавить несколько веков к родословной. Можно было убежденно верить в превосходство православия над католицизмом, однако отдавать себе при этом отчет в том, что Запад во многом ушел вперед по сравнению с Русью. Не способная пока еще перебросить мостик в будущее, чтобы догнать Европу (это произошло только в эпоху Петра Великого), Москва выстроила мостик в прошлое. Чтобы хотя бы породниться с Западом. И это могло оказаться полезным.
«Несмотря на то, что греки со времени Флорентийской унии сильно уронили себя в русских православных глазах, несмотря на то, что Софья жила так близко к ненавистному папе, в таком подозрительном церковном обществе, Иван III, одолев свою религиозную брезгливость, выписал царевну из Италии».
Василий
Осипович Ключевский
Кстати, кроме прозвища «Великий», у Ивана III было и два других: «Грозный» и «Правосуд». Под именем Грозного русская история, правда, запомнила другого — его внука Ивана IV (тоже Ивана Васильевича). Это понятно, тот подобное прозвище заслужил больше. А вот «Правосуд» Ивану III подходит вполне. Судебник, созданный в его эпоху, сыграл в российской жизни немалую роль. Параллельно с появлением на Руси новой политической системы, возникла, поддерживая ее, и новая правовая система. Судебник не только обобщил существовавшие ранее судебные акты, но и включил в себя нормы, не имевшие аналогов в предшествующем законодательстве. Изменилась Русь, изменилось и законодательство. В упрек многим последователям Ивана III можно заметить, что, в отличие от него, другие Рюриковичи, а затем и Романовы за переменами в реальной жизни не успевали. Отсюда и столь частый в нашей истории законодательный хаос. Однако это не о временах Ивана Правосуда.
Вечевой колокол увозят из Новгорода в Москву по приказу Ивана III.
Единственным «черным пятном» в правлении Ивана III обычно называют то, что при нем начинается и история крепостного права, которое стало серьезнейшей проблемой для России на многие века. Ну что тут скажешь? Демократом и либералом Иван Васильевич точно не был. Однако в те далекие века подобных политиков не было и в Западной Европе. А по ту сторону океана еще приносили человеческие жертвы: Колумб открыл Америку только в 1492 году. Так что здесь Ивана III за «политическую безграмотность» придется все же простить.
А в остальном спасибо ему за Россию. Действительно великий был государь.
© 2015 МИА «Россия сегодня»
Иван III: первый великий царь и один из трагических
Президентская библиотека подготовила редкие материалы в ознаменование дня рождения русского царя Ивана III, отмечаемого 22 января. утвержденный византийским императором Иоанном VIII, проходил в Ферраре, Флоренции и Риме с 1438 по 1445 год. По благословению Вселенского Константинопольского Патриарха Иосифа II на Соборе присутствовал митрополит Московский и всея Руси грек Исидор, новоиспеченный назначен самим Иосифом.
Политическая цель Собора для Ватикана состояла в том, чтобы вернуть православных правителей в католицизм (и, следовательно, восстановить покровительство римского понтифика над своими землями), а для Византии — получить поддержку Ватикана (и, следовательно, , из католических армий) в борьбе с турками. В июле 1439 года во Флоренции была подписана желанная уния. Однако уже на пути в Москву Исидор увидел непонимание и волнение людей, потому что, по словам С. Платонова в его «Лекциях по русской истории» 1917: «Сами греки тратят века на то, чтобы заставить русских ненавидеть католицизм». Прибыв в столицу, Исидор был взят под стражу. Через полгода после подписания унии, суровой зимой 1440 года, родился князь Иван.
Сложная религиозно-политическая обстановка, вызванная попытками сближения двух христианских религий, а также лютые морозы нового 1440 года, упоминаемые Никоновской летописью, окружали рождение и взросление Князя: непрекращающиеся потуги (В. Ключевские числа 90 из них в период с 1228 по 1462 год), пограничные споры с Польшей и Ливонским королевством, постоянные дипломатические столкновения (уплата дани ордынскому хану) и военные столкновения с Ордой. В 1445 году, после сокрушительного поражения в одном из таких столкновений, раненый отец Ивана, Василий II вместе со своими многочисленными боярами и детьми попал в плен.
Панический страх перед нашествием татар охватил Москву. Воспользовавшись этим страхом, власть захватил дворянин Дмитрий Шемяка. Дмитрий, давно вынашивавший план мести за брата, распустил слух, что Василий готов отдать Москву хану за свободу; в результате заговора Василий II, отпущенный Ордой за выкуп, был схвачен, заточен в доме Шемяки и ослеплен там конюхом по имени Берестенья. В такой атмосфере рос молодой принц, бывший соправителем своего отца в последние годы его жизни.
28 марта 1462 года князь Иван стал великим князем Московским и всея Руси. Согласно лекциям Ключевского по «Российской истории», изданным в 1902 году и имеющимся в фондах Президентской библиотеки, Иван III «продолжил прежнее собирание территорий России, но не по-старому». «Не по-старому» означало, что уже не нужно было, чтобы князь московский вел войну или плел интриги для присоединения новой земли, но часто случалось, чтобы сама земля в лице ее владельцев добровольно сдавалась великому князю.0003
Так было, например, в 1463 году, когда ярославские князья явились к нему с протянутой рукой. Так же был завоеван Новгород в 1470 году; Пермь в 1472 г.; в 1474 г. ростовские князья продали свои оставшиеся земли Москве; Тверь окончательно присоединилась к Московии в 1485 году; Вятка в 1489 г.; в 1490-х годах под власть Московии перешел ряд князей. В целом при Иване III Московия увеличилась почти в два раза. Однако примечательно было не только это. Великорусская нация входила в состав Московского княжества со времен Дмитрия Донского, но именно в царствование Ивана III она образовала государство, то есть собирание земель становится народным делом.
«Москва была генеральным форпостом для бдения интересов и опасностей, одинаково знакомых и москвичу, и тверицу, и всякому русскому», — пишет Ключевский в своей «Русской истории». В связи с этим изменением изменился и характер внешних сношений: появились не враждебные княжества (или подписавшие мирный договор, но все же суверенные), имевшие свои частные связи, а огромное (более двадцати тысяч квадратных километров) ) национальное государство, имеющее внешние отношения с другими державами.
Прежде всего феномен национального государства отразился в представлении народа о себе, своем месте. На царствование Ивана III приходится окончательное отделение от Орды (которая к тому времени представляла собой фактически три враждующие Орды) и взятие Константинополя турками в 1453 году. Как уже упоминалось, народ не принял союза с латинянами, так что русский православный царь оставался единственным защитником истинной веры – «царем-католиком» (по И. Жданову), а русский народ был единственным приверженцем православия.
Неудивительно тогда, что старец Зосима после собора 1490 года сравнил Ивана III с Константином Великим, а Москву назвал «новым Иерусалимом». Пройдет совсем немного времени, и старец Фелофей открыто и громко объявит Москву Третьим Римом.
Важным этапом царствования Ивана III стала судебная реформа и принятие в 1497 г. Судебника – народного Судебника. С другой стороны, в результате отказа от назначения греков на митрополичьи кафедры произошло резкое сближение власти церковной и власти светской — первая фактически находилась в подчинении или конфликте со второй. Так, именно в XV веке начались перманентные споры о церковных землях (вплоть до царствования Екатерины Великой) и гонения на еретиков (в том числе и по политическим мотивам).
Ключевский говорил в своих лекциях: «Московским князьям <. ..> давались имена Иван, Симон, иной Иван, Димитрий, Василий, иной Василий. <...> Все московские князья до Ивана III были похожи друг на друга, как две капли воды, так что наблюдатель иногда затруднялся определить, кто из них Иван, а кто Василий». Действительно, эпоха Ивана III нашла свое своеобразие.
Эта идентичность, иногда уродливая и кровавая, как завоевание Новгорода, смотрит в будущее глазами опричнины, Малюты Скуратова, игрушечной армии Петра I, а иногда, наоборот, смотрит на тебя сквозь петровские реформы (именно Н, Карамзин в «Истории государства Российского» сравнил Ивана III (Великого) с Петром Великим).
Это трагическое противоречие не умерило бы дальше своего пыла в русской истории, скорее наоборот; однако если раньше оно начиналось с непонимания самого себя, то оно будет продолжаться как некий спор с самим собой, который был понят, но не принят до конца.
Свадьба Ивана III и Софии Палеологиной доступны в виде репродукций в рамке, фотографий, настенных рисунков и фотоподарков #15023876
Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, при этом большинство других товаров отправляются через несколько дней. днями позже.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления
Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления
Рамка для печати в рамке
8
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого
Печать на холсте
Печать на холсте придаст цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готов к подвешиванию
Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай текстурированная натуральная поверхность, наши репродукции произведений изобразительного искусства соответствуют стандартам самых требовательных хранителей музеев
Антикварные рамы
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и рамах — профессионально изготовленные и готовые к подвешиванию
Фото в рамах
Фотопечати поставляются в специально вырезанных карточках, готовых к рамке
Real Wood 9 FSC 903 Frameing 903 и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением.
Открытки
Фотооткрытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.
Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей
Acrylic Blox
Обтекаемый односторонний современный и привлекательный принт на столешнице
Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных печатных технологий, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству
Подушка
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками
Стеклянная рамка
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке.