Карамзин годы жизни: Краткая биография Карамзина – творчество поэта и историка Николая Михайловича, самое главное

Николай Карамзин | биография и творчество

Роль и место в литературе

Значение творчества Карамзина в русской литературе огромно. Он отказался от употребления устаревшей церковнославянской лексики и широко внедрял в литературу живой язык своего народа. Карамзин ввел много неологизмов того времени: благотворительность, достопримечательность, влюбленность и т. д. Кроме этого, писатель был одним из первых, кто стал активно использовать на письме букву Ё.

Происхождение и детство

Дом Карамзиных в селе Знаменское

Н.М. Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Российской империи, неподалеку от города Симбирска (сейчас Ульяновск). Происхождение – дворянин.

Отец – Михаил Егорович Карамзин, отставной капитан. Он был дворянином из рода Карамзиных, имел собственную усадьбу, в которой провел детство его сын – будущий писатель.

Образование

Начальное образование, как и большинство детей дворян, Николай получил дома. Потом его отдали на учебу в Симбирский дворянский пансион. А в 1778 году его переводят в Московский частный пансион. Кроме того, юноша занимался изучением иностранных языков и посещал лекции в Московском университете.

Творчество

Просвещенное общество читает “Историю государства Российского”

Супруга Екатерина Андреевна

В 1783 году состоялся дебют Карамзина как писателя. Он представил миру свое произведение «Деревянная нога». В 1785 году он переезжает в Москву, где увлекается идеями масонов. Карамзин становится одним из издателей первого российского детского журнала.

Вначале литературной карьеры Карамзин занимается переводами. В 1789 году в издании «Детское чтение» он публикует оригинальное произведение «Евгений и Юлия».

В 1789-1790-ых годах Николай Михайлович путешествует по Европе. В результате наблюдений он пишет свои знаменитые «Письма русского путешественника».

В 1791 году Карамзин работает над изданием «Московского журнала».

Николай Михайлович считается основателем русского сентиментализма.

Основные произведения

Памятник знаменитому произведению

К главным произведениям автора стоит отнести повесть «Бедная Лиза», которая была опубликована в «Московском журнале». Эта повесть стала первым примером нового направления того времени в литературе, сентиментализма. Автор мастерски сумел отобразить жизнь сердца на фоне быта.

Главное произведение, над которым Карамзин работал на протяжение долгого времени, – это «история государства Российского». Этот труд включает в себя 12 томов и повествует о периоде от древности до Смутного времени.

Последние годы

До последних дней писатель работал над «Историей государства Российского». Не стало Карамзина 22 мая 1826 года из-за обострения после перенесенной простуды.

Хронологическая таблица
Год (годы) Событие
1766 Год рождения Николая Карамзина
1783 Год окончания Карамзиным Московского частного пансиона
1787 Публикация переводов
1789 Первое оригинальное произведение – «Евгений и Юлия»
1789-1790 Период путешествия по Европе
1790 Карамзина признают главой нового направления в литературе, сентиментализма
1821 Издание 9-го тома, посвященного царствованию И. Грозного
1826 Не стало Николая Карамзина
Интересные факты из жизни писателя
  1. Карамзин стал первым, кто использовал в произведениях неологизмы.
  2. Повесть «Бедная Лиза» стала образцом сентиментализма.

    Памятные знаки с указанием мест родового имения

  3. Николай Карамзин был дважды женат.
Память о писателе

В городах России именем писателя названы некоторые улицы и проезды. В Ульяновске Карамзину установили памятник. И там же есть Карамзинская общественная библиотека, открытая на честь знаменитого земляка.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.4k

Карамзин, Николай Михайлович — ПЕРСОНА ТАСС

Родился 12 декабря 1766 г. с. Михайловка Бузулукского уезда, а по др. данным, — в с. Богородское Симбирского уезда Казанской губернии (ныне — Ульяновская или Оренбургская обл.) в дворянской семье. Его отец был помещиком, вышел в отставку с военной службы в звании капитана.

Обучался в частном пансионе профессора Московского университета Иоганна Шадена в Москве, в 1779-1780 гг. посещал лекции в Московском университете.

В 1781-1784 гг. служил в Лейб-гвардии Преображенском полку в Санкт-Петербурге, где подружился с поэтом Иваном Дмитриевым. Литературную деятельность начал в 1783 г. переводом с немецкого языка идиллии Соломона Геснера «Деревянная нога».
Вскоре после выхода в отставку поселился в Москве и сблизился с масонским кружком Николая Новикова. В 1787–1789 гг. в качестве сотрудника участвовал в издававшемся Новиковым журнале «Детское чтение для сердца и разума», опубликовал в нем свою первую повесть «Евгений и Юлия» (1789), стихи и переводы. В эти же годы перевел трагедии Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь» (1787) и Готхольда Лессинга «Эмилия Галотти» (1788). Позднее познакомил русских читателей с творчеством античных авторов, Вольтера, Иоганна Гердера, Анны-Луизы де Сталь и др. европейских писателей и философов.
В 1789-1790 гг. путешествовал по германским государствам, Швейцарии, Франции, Великобритании, встречался с учеными и писателями, в частности, с Иммануилом Кантом и Иоганном Гердером. Находился в Париже в разгар Великой французской революции, слушал выступления Максимилиана Робеспьера и др. Во время путешествия вел записи, послужившие затем основой «Писем русского путешественника», над которыми Карамзин работал позднее несколько лет (первое полное издание 1797–1801 гг.).
В 1791-1792 гг. редактировал «Московский журнал», принесший ему литературную известность. Опубликовал в нем свои прозаические сочинения, ставшие образцами русского сентиментализма — повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» (обе 1792 г.) и др.
В 1790-х гг. издавал первые русские литературные альманахи — «Аглая» (1794-1795) и «Аониды» (1796-1799).
В 1802-1803 гг. был редактором журнала «Вестник Европы». Много внимания уделял воспитанию в согражданах интереса и уважения к своему национальному прошлому, русской культуре и языку. В журнале печатались первые исторические сочинения Карамзина, в частности, повесть «Марфа посадница, или Покорение Новагорода» (1803).
В 1803 г. был назначен императором Александром I официальным российским историографом. Занимал этот пост до конца своей жизни. Тогда же приступил к написанию «Истории государства Российского», работу над которой продолжал до конца своих дней. Первые восемь томов «Истории» вышли в 1818 г., последний — 12-й — уже после смерти автора в 1829 г.
В своей работе Карамзин использовал ранее неизвестные Лаврентьевскую и Троицкую летописи, Судебник Ивана Грозного, многие иностранные источники. Свой труд автор адресовал всем слоям русского общества — от императора до «простых граждан». Первые 8 томов «Истории» были изданы огромным для своего времени тиражом в 3 тыс. экземпляров и были проданы в течении месяца; сразу же потребовалось второе издание. Работа Карамзина оказала огромное влияние на современников. По словам Александра Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную… Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Исследование Карамзина вызвало волну подражаний, полемических сочинений, способствовало популяризации исторических исследований.
В 1800-1810-х гг. Карамзин успешно работал над развитием современного русского литературного языка и стал одним из его создателей (наряду с Александром Пушкиным и др.). Его усилия были направлены на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества. Писатель ограничивал употребление славянизмов, широко использовал языковые заимствования из европейских языков, ввел в оборот множество неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный» и др.).
В 1811 г. Николай Карамзин подал императору Александру I историко-публицистическое сочинение — записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (с 1811 г. ходила в списках; впервые частично опубликована в Берлине в 1861 г.; первая полная публикация — 1914 г.). В ней историк изложил свою программу просвещенного консерватизма, подверг резкой критике реформы Михаила Сперанского, полагая, что они способствуют усилению власти чиновников и гибельной для России бюрократии. В «Записке» утверждалось, что Россия не созрела для отмены крепостного права, реальная степень развития страны соответствует просвещенному самодержавию, а любые попытки изменения государственного строя угрожают ее существованию.
В последние годы жизни Карамзин был свидетелем восстания декабристов и в силу своих политических убеждений отнесся к нему с неодобрением. Однако заступался за арестованных участников восстания перед императором Николаем I. В 1825 г. историк подготовил проект манифеста о восшествии на престол Николая I, который был отвергнут императором, так как в нем проводилась мысль о том, что монарх обязан соблюдать законы.
Николай Карамзин скончался 3 июня (22 мая по старому стилю) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (могила сохранилась до наших дней).
При жизни Карамзина и позднее его литературные и исторические произведения переводились на европейские языки и китайский язык. Они также вошли в учебные хрестоматии, став обязательным элементом детского и юношеского чтения. Собрания сочинений Николая Карамзина издавались в 1803-1804, 1820, 1843, 1862, 1964, 1984 гг.
Литературная деятельность Карамзина оказала большое влияние на творчество Александра Пушкина, Василия Жуковского, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Льва Толстого и др. русских писателей.

Действительный статский советник (1824).

Награжден орденами Святой Анны I степени (1816), Святого Владимира III степени (1818).

Член Российской академии (1818), почетный член Петербургской Академии наук (1818).

Был дважды женат. В 1801 г. его супругой стала Елизавета Протасова (1767-1802), в 1804 г. — Екатерина Колыванова (1780–1851), единокровная сестра поэта Петра Вяземского.
В первом браке имел дочь Софью (1802-1856). Во втором браке родилось девять детей, четверо из которых умерли в детстве. Дочери — Екатерина (1806-1867) и Елизавета (1821-1891). Сыновья – Андрей (1814-1854), Александр (1815-1888), Владимир (1819-1879).

Факты из жизни Карамзина

Писатель Николай Карамзин за свою жизнь не только написал несколько гениальных произведений, но и значительно обогатил словарный запас русского языка, воплотив в практику немало слов, которые теперь всем нам кажутся знакомыми и одним стопроцентный русский. На исторической ниве он тоже отметился, доказав и себе, и потомкам, что он действительно многодарный человек.

Писатель имел татарские корни по отцовской линии.
В юности Карамзин, как и положено дворянину, поступил на военную службу, но через 3 года оставил ее. Именно в этот период он написал свои первые небольшие произведения.
При жизни Карамзин состоял в одной из масонских лож.
Известность Николаю Карамзину принесла публикация «Письма русского путешественника», основанная на его впечатлениях от поездки в Европу. Учитывая, что он был в Париже, когда там бушевала революция, впечатлений, наверное, было много.
Н. Карамзин принял активное участие в издании первого российского журнала для детей.
Немалую часть своей жизни Карамзин посвятил работе над титаническим трудом «История государства Российского», ставшим первым подобным историческим глобальным изданием. Книга в 12 томах писалась им 17 лет, но издание так и осталось незаконченным.

Именно Николай Карамзин еще при жизни ввел в обиход такие слова, как «влюбленность», «впечатление», «катастрофа» и многие другие.
Исследователи биографии Карамзина отмечают любопытный факт: самое известное его произведение «Бедная Лиза» впервые было опубликовано в основанном им журнале.
Император пожаловал ему звание официального историка Российской империи. После смерти Николая Карамзина этот титул больше никому не приходилось носить.
Писатель придерживался консервативных взглядов, утверждая, что благосостояние страны напрямую связано с ее монархическим устройством и самодержавием.

При жизни Карамзин прославился даже самой краткой характеристикой светской жизни. Когда во время поездки по Европе русские эмигранты задали ему вопрос о том, что происходит на его родине, писатель коротко ответил «ворует».
По воспоминаниям брата жены, Николай Карамзин всегда был очень сдержан в еде и напитках, но очень любил кофе.
Однажды писателя в доносе императору обвинили в шпионаже в пользу Франции, но это обвинение даже не приняли всерьез из-за его беспочвенности.
За свою работу Николай Карамзин получил два почетных государственных ордена.
С женой Карамзин прожил всего год, после чего она умерла при родах.
Всего был дважды женат, и в двух браках у него было 10 детей.

Единственная дочь Карамзина от первого брака Софья была дружна с Пушкиным и Лермонтовым.
Сам Николай Карамзин был одним из наставников Пушкина. Он даже успел влюбиться в свою жену.
Писатель сам был свидетелем попытки восстания декабристов.
На протяжении всей жизни Карамзин нуждался в деньгах, поэтому часто зарабатывал на переводах.
Во время пожара 1812 года, когда горела Москва, оставленная Наполеоном, писатель потерял всю свою библиотеку – она погибла в огне.
С императором Александром I Карамзин был дружен, насколько мог дружить с императором рядовой дворянин. Он не боялся с ним спорить, не соглашаться и давать советы самодержцу. Историк неизменно отказывался от чинов и других милостей за свою помощь.
Почти всегда Николай Карамзин включал в обеденное меню отварной рис.
При жизни он перевел на русский язык несколько важных произведений Шекспира.
Именем Карамзина названы улицы в Москве и Калининграде.

Проект MUSE — Русские спектакли

  • Борис Вольфсон, Джули Кэссидей, Джули Баклер
  • Университет Висконсина Press
  • книга
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

131 k Игра на публике Карамзин, Ростопчин и С. Глинка, 1802–1808 Белла Григорьян Подводя итоги развития интеллектуальной жизни в России конца XVIII в., Юрий Лотман (1987, 253) появление все более крепкой, образованной читающей публики называет «чудо» (чудо), происшедшим между 1780-ми и 1800-ми годами и заслуга в котором принадлежит в значительной степени писателю, журналисту и историку Николаю Карамзин. Переписка между читающей и политической общественностью стала основой культурных исследований во многом благодаря работе Юргена Хабермаса.

Идеи, развитые в его фундаментальной «Структурной трансформации общественной сферы», могут быть полезны для изучения имперской России, даже несмотря на то, что отсутствие политически мощной российской буржуазии делает их прямое применение нецелесообразным. Я утверждаю, что русское чтение и до- и квазиполитические паблики — понимаемые как дискурсивные, а не исторические формации — сформировались благодаря риторическим практикам, выдвигавшим на первый план перформативное измерение публичного дискурса1. Карамзин, Федор Ростопчин, Сергей Глинка и Василий Жуковский использовал общий набор стратегий для создания совокупного чувства российской публики посредством деятельности, близкой к перформативному письму — термин, придуманный Деллой Поллок. Использование его в отношении периода между 1802 и 1808 годами может показаться поразительным, но я имею в виду довольно узкий аспект Поллока (19).98, 95) «перформативное письмо», а именно способность риторической игры создавать дискурсивные сообщества или паблики.
) отношения между незнакомцами, образуемые рефлексивным обращением дискурса. «Ни один текст не может создать публику», — пишет Майкл Уорнер, который определяет «внешние информационные бюллетени и другие формы, структурированные во времени, ориентированные на их собственное распространение: не только противоречивые памфлеты, но… . . журналы, 132 «Выступление: исполнители и интервенции», альманахи, ежегодники и очерки» как «ключевое событие в появлении современной публики» (2005, 94–95). Как я здесь показываю, примерно в первое десятилетие царствования Александра I нексус русских памфлетов и публицистических текстов репетировал сценарии гласности и гласности. Далее Уорнер указывает, что «перформативное измерение публичного дискурса… . . рутинно неузнаваемо», потому что публичная речь должна обращаться к своей аудитории «как уже существующие реальные лица» и «не может работать, откровенно декларируя свой сослагательно-творческий проект» (114). Как в русском 1800-х годах, так и в раннем современном американском контексте Уорнера это «перформативное измерение публичного дискурса» частично обеспечивается преобладанием родовых и культурных форм, которые представляют одновременно точного/интимного и рассеянного/анонимного адресата (Warner 19).
90). Письма в редакцию и брошюры представляют собой особенно важную арену для перформативного письма, которое создает публику, чревовещая ее предполагаемых членов. На заключительных страницах последнего номера «Вестника Европы» за 1803 г. — последний из двух лет, в течение которых Карамзин стоял у руля основанного им в 1802 г. периодического издания, — редактор признал, что многие прозаические произведения опубликованные в журнале под псевдонимом, были его собственными. В журнале с богатым и разнообразным содержанием, в том числе с большим количеством переведенных европейских изданий, что придавало периодическому изданию космополитическую направленность, Карамзин подготовил для своих читателей галерею рядовых сотрудников, которые артикулировали последовательная идеологическая позиция, которая была описана как патриотическая и «консервативная» в той мере, в какой публикация поддерживала абсолютистский статус-кво, поощряя рациональный дискурс и вежливое общение (Cross 19).71, 193–217). Тактика Карамзина не была ни необычна, ни необычна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *