«Бедная Лиза» краткое содержание: сюжет повести Карамзина
Содержание
- Краткая характеристика основных персонажей
- Пересказ сюжета тезисно
- Краткий пересказ повести
«Бедная Лиза» – бессмертный рассказ Николая Карамзина, изменивший развитие отечественной литературы. Это одно из главных произведений той эпохи, посвященных теме социального неравенства. Далее представлено описание основных персонажей и краткое содержание рассказа Карамзина «Бедная Лиза».
Краткая характеристика основных персонажей
В содержании повести «Бедная Лиза» представлены 2 основных персонажа:
- Лиза – красивая и молодая крестьянка. Она богата внутренне, чувствительна и открыта. Девушка искренне любит мать и заботится о ее здоровье. Всем сердцем она влюблена в Эраста, ожидая возвращения возлюбленного.
- Эраст – дворянин, полюбивший и обманувший крестьянку. Это добрый, однако слабохарактерный человек.
Из второстепенных лиц в сюжете произведения Николая Михайловича были:
- Рассказчик – человек сочувствующий и понимающий своих персонажей. Он присваивает Лизе образ многострадального народа.
- Мать Лизы – крестьянка и вдова. Болеет, и постепенно ее состояние только ухудшается. Она мечтает о том, как дочь выйдет замуж за достойного мужчину.
Пересказ сюжета тезисно
Отец Лизы скончался, и теперь молодой девушке нужно много работать, чтобы обеспечить семью. Ее мать не может работать из-за болезни, поэтому девушка берет на себя роль кормилицы. Зимой она занимается рукоделием, а летом – продает цветы.
Продавая в городе цветы, она знакомится с дворянином Эрастом. Он покупает у нее корзину и через день приходит к дому крестьянки.
Молодые люди обещают вечно любить друг друга, а юноша восхищается красотой и нежностью возлюбленной. Однажды девушка сообщила Эрасту, что крестьянин попросил ее руки. Дворянин пообещал скоро забрать ее к себе.
Эраста призывают на войну, и он говорит, что заберет возлюбленную по возвращении. Через 2 месяца девушка случайно встречает его в городе. Оказалось, что юноша женится на богатой дворянке, т.к. промотал состояние за карточными играми.
Не в силах пережить страдания, она утопилась. Мать девушки, услышав о трагедии, тут же умирает. А Эраст обречен вечно страдать из-за случившегося.
Автор присваивает Лизе образ многострадального русского народа, беззащитного перед дворянствомКраткий пересказ повести
Юная Лиза вместе со старой матушкой живет на окраинах Москвы. После похорон отца девушки семья обеднела. Здоровье вдовы постепенно ухудшалось, и она уже не могла работать. Поэтому Лизе приходилось трудиться, чтобы прокормить семью. Зимой она занималась рукоделием, а летом продавала цветы.
Встреча Лизы и ЭрастаПродавая ландыши в Москве, она встретила молодого юношу Эраста в дворянской одежде. Узнав, что девушка торгует ландышами, он протянул ей рубль, тогда как цветы стоили всего 5 копеек. В ответ на ее возражения юноша ответил, что собранные ее руками ландыши стоят дороже. Однако Лиза эти деньги все равно не приняла, поэтому юноша уступил. Но отныне он обещал покупать у нее цветы и попросил девушку срывать их для него.
На следующее утро она снова сорвала цветы и ушла в город, но молодого человека там не оказалось. Опечаленная, она выбросила свой товар и вернулась домой. На следующий день дворянин самостоятельно явился к дому Лизы. Едва заметив его, девушка с волнением кинулась к матери и рассказала о незваном госте. Вдове юноша показался ей весьма обходительным. Позже Эраст заверил, что и дальше желает приобретать цветы у девушки. Юноша сказал, что Лизе не нужно больше идти для этого в город, он сам будет за ними приезжать.
Так начались их вечерние встречи. Молодые люди стояли в обнимку на берегу реки, однако объятия эти были невинными.
Шли недели, и не было силы, способной разрушить счастье юной крестьянки. Но как-то вечером девушка явилась на свидание грустная. Дело в том, что к ней посватался сын обеспеченного крестьянина, а мать, желая выдать замуж свою дочь, дала добро на эту свадьбу. Эраст был против этого и уверял возлюбленную, что заберет ее. Однако Лиза чувствовала, что их союзу не суждено случиться, ведь они из разных миров: он – богач из знатного рода, а она еле сводит концы с концами, ухаживая при этом за старушкой. Обеспокоенной девушке Эраст ответил, что различия в социальных слоях его не беспокоят, ведь главное для него – это любовь.
Их встречи продолжались, но что-то в этих отношениях изменилось. Эраст перестал восхищаться невинностью возлюбленной, она стала казаться ему обыкновенной. Лиза чувствовала перемены в поведении юноши, и это ее тревожило. Позже Эраст сообщил ей, что его призывают в армию защищать Родину, поэтому их ожидает разлука. Однако по его возвращении они будут вместе.
Прошло 2 месяца. Дни и ночи напролет голову Лизы посещали мысли о любимом мужчине, пока однажды девушка не заметила Эраста на одной из улиц Москвы. Он подъехал на роскошной карете к огромному дому. Девушка побежала к возлюбленному, однако он вдруг побледнел и молча отвел ее в комнату, заперев дверь на ключ. Как оказалось, вместо защиты государства молодой безрассудный дворянин проиграл свое состояние в карты и, чтобы поправить свое материальное положение, заключил выгодный брак. Спустя некоторое время Эраст приказал выгнать девушку из дома, и та очутилась на улице одна.
Происходящее настолько потрясло ее, что Лиза не понимала, куда идет. Убежав из города, она оказалась рядом с прудом, окруженным теми самыми старыми дубами, возле которых они с возлюбленным обнимались, мечтая о будущем. Воспоминания оказались столь невыносимыми, что дальнейшая жизнь показалась юной крестьянке бессмысленной. Поблизости она увидела девочку и подозвала ее. Лиза передала через нее остаток денег своей матери и попросила извиниться перед старушкой. После этого она бросилась в воду и утонула.
Услышав весть о гибели дочери, старушка умирает от горя. Заканчивается же повествование на том, как Эраст, узнав о произошедшем, винит себя в этой трагедии. Отныне ему придется нести эту ношу до конца своих дней.
В своем произведении Николай Карамзин повествует о времени, когда низшие социальные слои подавлялись высшими, более широко эта проблематика определяется противопоставлением города и деревни. Высокородный дворянин Эраст не считается с чувствами бедной крестьянки Лизы, отбрасывая ее в сторону, как только та перестает быть ему интересной. Трагизм истории заключается в том, что изначально отношения молодых людей были обречены. Однако девушка с присущей ей наивной сентиментальностью поверила, что все может быть иначе, а, жестоко разочаровавшись в своем идеале, потеряла смысл жизни.
Повесть Бедная Лиза краткое содержание читать онлайн Николай Карамзин
Книги→ Классика → Николай Карамзин → Бедная Лиза краткое содержание
Select rating Дать оценку 1/5Дать оценку 2/5Дать оценку 3/5Дать оценку 4/5Дать оценку 5/5
Изменить размер шрифта — +
Главные герои
Лиза – девушка-крестьянка, самозабвенно любит Эраста. Душевно богатая, открытая, чувствительная натура. Эраст – дворянин. Добр, но слаб характером, не способен думать о последствиях своих поступков.
Другие персонажи
Рассказчик – сентиментальный человек, сопереживает своим героям. Любит «те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби». Мать Лизы – простая крестьянка, мечтает о счастливом замужестве дочери.
Краткое содержание
Рассказчик, от лица которого ведется повествование, прекрасно знает окрестности Москвы. Наиболее любимое им место – гора, где расположен Симонов монастырь. Отсюда открывается изумительной красоты вид на Москву. Чаще других влекут автора к монастырю мысли о горькой участи «бедной Лизы». По соседству с монастырем, стоит, разрушаясь, пустая лачуга. Лет тридцать назад жили в ней Лиза с матерью. После смерти отца, зажиточного крестьянина, жена его и дочь жили бедно. Вдова горевала о смерти мужа, слабела с каждым днем и не могла работать. Лиза, которой в год смерти отца было всего пятнадцать, «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь». Она ткала холсты, вязала, собирала ягоды, цветы и продавала все это в Москве. Как-то раз героиня, как обычно, пришла в город – продавать ландыши. На одной из улиц она встретила молодого человека приятной внешности и предложила ему купить цветы. Вместо пяти копеек, которые просила Лиза, молодой человек хотел отдать рубль за «ландыши, сорванные руками прекрасной девушки», но Лиза не взяла лишних денег. Тогда он сказал девушке, что хотел бы всегда быть единственным ее покупателем. Незнакомец спросил Лизу, где она живет, и девушка ответила. Придя домой, Лиза рассказала матери о встрече. На следующий день, насобирав лучших ландышей, Лиза отправилась в Москву, но так и не встретила вчерашнего незнакомца. Вечером, с грустью сидя за пряжей, девушка неожиданно увидела под окном недавнего знакомого (его звали Эраст) и очень обрадовалась. Старушка-мать рассказала ему о своем горе и «о милых свойствах» своей дочери. Матери очень понравился Эраст, и она мечтала, чтобы жених Лизы был именно таким. Однако Лиза возразила, что это невозможно: ведь он «барин», а они – крестьяне. Эраст, дворянин по происхождению, «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным», жаждал только развлечений. Красота и естественность Лизы настолько поразили его, что молодой человек решил: он обрел свое счастье. Лиза беспокойно спала ночью: образ Эраста тревожил и волновал воображение. Еще до восхода солнца девушка пошла на берег Москвы-реки и, присев на траву, наблюдала за просыпающейся природой. Неожиданно тишину утра нарушил звук весел, и Лиза увидела Эраста, плывущего в лодке. Через мгновенье молодой человек выпрыгнул из лодки, подбежал к Лизе, взял ее за руки, поцеловал и признался в любви. Восхитительной музыкой отозвалось это признание в душе девушки – и Эраст услышал от нее, что тоже любим. Молодой человек поклялся Лизе в вечной любви. С тех пор каждый вечер встречались Лиза и Эраст, говорили о любви своей, целовались, «чисты и непорочны были их объятия». Девушка вызывала у Эраста восхищение, и все былые светские забавы казались ничтожными. Он был уверен, что никогда не сможет причинить зла своей возлюбленной «пастушке». По просьбе Лизы Эраст часто бывал в гостях у матери ее, та всегда радовалась приходу молодого человека. Свидания молодых людей продолжались. Однажды Лиза пришла к любимому в слезах. Оказалось, на ней хочет жениться сын богатого крестьянина, и мать Лизы этому рада, ведь она не знает, что у дочери есть «милый друг». |
Русская новелла (Зима 2015 г.)
«Бедная Лиза»
(Марина Киселева)
Бедная Лиза — это простая история о молодой крестьянской девушке, в которую влюбился дворянин, а затем ее бросил дворянин.
История начинается с того, что Карамзин ставит мрачную сцену, описывая Данилов монастырь, депрессивных монахов и старцев, пытающихся спастись от жизни. Далее он поясняет, что вся эта грусть напоминает ему разграбление Москвы татарами и литовцами. Обращение к Москве как к «беззащитной вдове» здесь может выступать как предчувствие грядущего.
Далее он начинает рассказ о Лизе, красивой крестьянке, которая живет со своей пожилой матерью. Лиза выполняла почти всю работу по дому и, чтобы заработать деньги, ездила в Москву продавать свои ландыши. Во время одной из поездок в город мужчина попросил купить у нее цветы дороже их стоимости, а затем попросил, чтобы она продавала свои цветы только ему. Когда она идет домой, ее мать немного обеспокоена, но вскоре мужчина приходит прямо к ним домой и говорит, что ей больше не нужно ехать в город, так как он придет прямо к ним за цветами. При этом Эраст (мужчина) завоевывает доверие матери как респектабельный джентльмен и вызывает глубочайшее восхищение Лизы. Позже той же ночью она пошла к реке, злясь на себя за то, что ей нравился мужчина из высшего общества, и мечтая, что вместо этого она полюбила пастуха, которого увидела.
В этот момент Эраст спускается по реке на лодке и причаливает к Лизе. Она очарована тем, как он смотрит на нее, и полностью влюбляется в него, а его, следовательно, приводит в восторг ее невинность и чистая любовь к нему. Однако, когда она уходит домой, он запрещает ей рассказывать об этом матери, так как она, вероятно, заподозрит что-то неладное. Они продолжают видеться так некоторое время, пока однажды ночью она не приходит к нему встревоженная, так как ее мать хотела бы, чтобы она вышла замуж за кого-то другого. При этом она бросилась на Эраста и потеряла невинность. Эраст уже не видел ее прежней с этой минуты, и та невинность, которая раньше сводила его чуть ли не с ума от любви, исчезла. Он был слишком знаком с этой формой любви и потерял то самое, что влекло его к Лизе, ее чистоту.
Их визиты становились все реже и реже, пока однажды Эраст не сказал, что должен идти воевать. Лиза была убита горем и хотела пойти за ним, но ее сдерживали обязательства перед матерью. Тем не менее Эраст пообещал вернуться и продолжать любить ее.
Через два месяца Лиза поехала в город, чтобы купить маме немного розовой воды для глаз. Находясь в городе, она натыкается на Эраста, который теперь женился на какой-то богатой вдове средних лет, так как проиграл свои деньги, играя в карты. Он отсылает ее со 100 рублями, говоря ей, что у них больше не может быть того, что у них когда-то было. Она ковыляет домой и бросает деньги в руки другой крестьянской девушки с посланием для своей матери. С этим, убитая горем и почти не для чего жить, она топит себя в реке. Ее мать умирает по тем же причинам, что и Лиза, а Эраст проживает остаток своей жизни в нищете, рассказывая историю Лизы любому прохожему.
Символика в рассказе легкая, но эффективная. С самого начала у нас настроено мрачное настроение, зловещее представление о том, что грядет. Цветы Лизы и цветы, связанные с ее крестьянской жизнью, являются повторяющейся темой, скорее всего, связанной с ее невиновностью. В ту ночь, когда она теряет девственность, разразится ужасная буря, которая легко олицетворяет разрушение ее чистоты. Молодой пастух также упоминается несколько раз. Сначала он поет заунывные песни, а потом Лиза мечтает, чтобы она влюбилась в него, а не в Эраста. Пастух мог олицетворять самые разные вещи, но наиболее очевидно, что это простая крестьянская жизнь, которой она могла бы заниматься.
Нравится:
Нравится Загрузка…
- «Бедная Лиза» (2)
- «Фаталист» (1)
- «Станционный смотритель» (1)
- Чехов, «Любимая» (1)
- Достоевский, «Сон смешного человека» (2)
- Гаршин, «Красный цветок» (2)
- Гоголь, «Нос» (1)
- Карамзин, «Бедная Лиза» (2)
- Лермонтов (1)
- Лермонтов, «Фаталист» (1)
- Пушкин, «Станционный смотритель» (3)
- Без рубрики (1)
Карамзин, бедная Лиза, главная мысль. Темы, идеи, образы рассказа Николая Карамзина «Бедная Лиза
» Когда человек хочет услышать максимально сжатый отзыв о произведении, он спрашивает о его основном идейном содержании. Поскольку Н. М. Карамзин стоит у нас на повестке дня, тема будет звучать так : «Бедная Лиза»: основная мысль и ее вариации», ведь всем также прекрасно известно, что основная мысль обычно в произведении не одна — основных авторских посылов, как правило, несколько.
Итак, начнем.
Сюжет
Подробно события здесь рассматривать не будем, просто стоит напомнить читателю, что это крайне драматичная история о бедной наивной девушке по имени Лиза и богатом красивом, но беспринципном юноше по имени Эраст.
Сначала он показывает ей, что любит, что доволен ее чистотой и невинностью, затем, когда Эраст добивается своего, он под разными предлогами бросает девушку.
Лиза расстраивается, находит глубокий пруд и сводит счеты с жизнью.
Н. М. Карамзин хочет убедить читателя, что юный Эраст тоже страдал и прожил жизнь без счастья, но в это почему-то верится с трудом. Если жизнь чему-то и учит, так это тому, что люди беспринципные и эгоистичные живут гораздо лучше тех, у кого есть хоть какие-то моральные принципы и убеждения. Произведение «Бедная Лиза», основная мысль, скрытая в нем, не приводит читателя к такому пониманию, а жаль.
«Любовь зла…»
И мы знаем, кто им пользуется. А если серьезно, то зло только тогда, когда «один любит, а другой позволяет себя любить» (Ларошфуко). Взаимная любовь прекрасна, но обычно она повседневна и заканчивается счастливым браком и детьми. Кто хочет прочитать об этом? Траг ли случай, как в произведении «Бедная Лиза», основная мысль которого находится в поле нашего зрения.
Насколько свежа история, рассказанная Карамзиным?
История бедной Лизы вечна. Всегда найдутся глупые и наивные девушки и сладострастные парни, которые захотят соблазнить этих девушек. Сейчас в определенных кругах модно говорить о любом классике, что он, мол, предостережение – «роман-предупреждение», «повесть-предостережение» и т. д. Если можно сказать, что сочинение «Бедная Лиза» (главная его мысль) то предупреждающая, то пустая, потому что девушки так или иначе попадут в сети к парням черствым, бездушным. Почему? Потому что молодые женщины всегда будут хотеть большой и чистой любви, и это стремление проведет их через лабиринт страданий.
Есть ли противоядие от несчастной судьбы?
Конечно да, и это только одно — тренировка ума, воспитание. Если бы Лиза была цинична, умна, образованна (к тому же она еще и красива, как ангел), разве нужен был бы ей такой пустой и бессмысленный человек, как Эраст? Ответ отрицательный. Конечно, размышление, представленное в этом абзаце, не является основной идеей произведения «Бедная Лиза», но при чтении его такой вывод напрашивается сам собой.
Лиза была связана с тем, что ее с малых лет учили: «Твоя судьба — жить на коленях и не спорить с господами». К сожалению, в те времена (18 век) этому нельзя было учить по-другому. Итак, остановимся на том, что основной мыслью рассказа «Бедная Лиза» является «любовь ко злу». В свою очередь, мы надеемся, что история Лизы все же послужит предостережением для современных девушек.
- Категория: Сборник рефератов 5-11 классы
Рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» был одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века. Сюжет ее очень прост – безвольный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: юноша быстро забывает о возлюбленной, намереваясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду. Но главное в рассказе не сюжет, а чувства, которые он должен был пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится рассказчик, который с грустью и сочувствием говорит о судьбе. Бедная девушка. Образ сентиментального рассказчика стал открытием в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался «за кадром» и был нейтрален по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны краткие или расширенные отступления, на каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровью…», «слеза катится по лицу моему».
Обращение к социальным проблемам было чрезвычайно важно для писателя-сентименталиста. Он не обвиняет Эраста в смерти Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин, пожалуй, первым в русской литературе внушил «живую душу» представителю низшего сословия. «А бабы любить умеют» — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных — вот главная нравственная задача художников слова.
«Бедная Лиза» сразу же стала чрезвычайно популярной в российском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чутким оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской темы, характерной для Просвещения, перешла к теме личного, частного лица и главного предмета. ее внимания был внутренний мир отдельной личности.
Карамзин сделал еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя ярко и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин проложил дорогу писателям XIX в.век.
Необычное чувство охватывает читателя, прочитавшего старинный рассказ Н. Карамзина «Бедная Лиза». Казалось бы, судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, может ее коснуться — банальный сюжет и, конечно, такая же очередная развязка. Особенно на фоне современных событий: разгула преступности, политической разбалансированности, террора и морального падения.
Да и книги в наше время уже не те, что раньше, теперь полки книжных магазинов заполнены приключенческой, фэнтезийной, остросюжетной литературой.
На мой взгляд, читаешь и начинаешь читать, и постепенно непонятное обаяние захватывает гораздо больше, чем надуманные истории о женщинах-следователях или суперменах, спасающих планету. В конечном счете точные фразы, как дурманящее кружево, затягивают нас в мир иного измерения, в мир искренних чувств и жестокого предательства, в мир простой и сложный одновременно, насколько проста и сложна реальная жизнь.
Сентиментальный роман. Кажется, что он изжил себя вместе с кринолинами и каретами, ничто не вечно, все когда-нибудь исчезнет. Он реален и жесток, роман искусно воссоздан гениальным писателем и потому вечен.
В рассказе присутствует и образ самого писателя, переданный через описание Москвы, такой объективной, как будто смотришь на выцветшую фотографию, и разнообразную природу, и мысли автора.
«…Я часто прихожу в это место и почти всегда встречаю там весну; Я тоже прихожу туда в хмурые осенние дни, чтобы погоревать вместе с природой. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между заросшими высокой травой гробами и в темных переходах келий. Там, опираясь на развалины надгробий, я слушаю глухой стон времен, поглощенных бездной прошлого, — стон, от которого содрогается и трепещет сердце.
Я думаю, что героиня великолепна. «Лиза, оставшаяся после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не жалея своей нежной юности, не жалея своей редкой красоты, день и ночь трудилась — ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом взял ягоды — и продал в Москву», — от этой девушки веет свежестью самой природы, недоступной нынешним пустоголовым красавицам.
Сюжет сюжета описан одним предложением, сатирическое мастерство которого поражает: «Лиза приехала в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый, приятного вида мужчина встретил ее на улице. Она показала ему цветы — и покраснела. «Ты продаешь их, девочка?» «Продам, — ответила она. — Что тебе нужно?» — «Пять копеек…» — «Слишком дешево. Вот тебе рубль.
Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, покраснела еще больше и, глядя в землю, сказала ему, что ни рубля не возьмет. «Для чего?» «Мне не нужно слишком много».
Столь же лаконична и точна характеристика молодого господина, который «…вел рассеянную жизнь, думал только об удовольствии своем, искал его в светских увеселениях, но часто не находил: скучал и жаловался на его судьба. Красота Лизы при первой встрече произвела впечатление в его сердце.
В рассказе также есть описание падения девушки. Если сравнить его с подробными, натуралистичными эротическими сценами в современной литературе, с эпизодами, иллюстрирующими непристойность и безвкусицу, больше напоминающими медицинский атлас, то деликатность Карамзина может послужить уроком для сегодняшних писак.
«Она бросилась в его объятия — и в этот час должна была погибнуть чистота! Эраст почувствовал необыкновенное волнение в своей крови — Лиза никогда не казалась ему такой прелестной… ее ласки никогда не трогали его так… ее поцелуи никогда не были такими пламенными… она ничего не знала, ничего не подозревала, не была ничего не боялся… тьма вечерняя питала желания… ни одна звезда не сияла на небе… никакой луч не мог осветить заблуждений. Эраст чувствует в себе трепет — тоже Лиза, не зная почему, но зная, что с ней происходит… Ах, Лиза, Лиза! Где твой ангел-хранитель?
Так же лаконично комментирует смерть Лизы писательница. Но скупость словесного выражения не уменьшает силы воздействия на наши чувства: «Так началась ее прекрасная жизнь душой и телом. Когда мы встретимся там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза! Ее похоронили у пруда, под хмурым дубом, а на ее могиле поставили деревянный крест. Здесь я часто сижу в раздумье, опираясь на сосуд с прахом Лизы; в моих глазах течет пруд; Листья шуршат надо мной.