Карамзин бедная лиза кратко: «Бедная Лиза» краткое содержание повести Карамзина – читать пересказ онлайн

Краткое содержание: «Бедная Лиза» — ReadRate

Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», краткое содержание которой вы здесь найдёте, рассказывает историю несчастной любви крестьянки к дворянину.

Николай Карамзин в повести «Бедная Лиза» пытается донести до читателя одну важную мысль: каждый имеет право на любовь, уважение и сострадание. Ни происхождение, ни общественный статус не должны стать помехой для обретения простого человеческого счастья.

Краткий пересказ повести «Бедная Лиза» может выглядеть так. 

После смерти отца Лиза остаётся единственной кормилицей для пожилой больной матери. Летом девушка продаёт в городе ягоды и цветы. Однажды она знакомится с молодым дворянином Эрастом. Богатый юноша очарован Лизой. Он обещает в будущем покупать цветы только у неё. 

Через день Эраст приходит к девушке в дом. Ему удаётся расположить к себе её мать, благодаря чему он может спокойно видеться с милой его сердцу цветочницей.

Однажды девушка говорит возлюбленному, что её руки просит зажиточный крестьянин.

Эраст запрещает принимать его предложение. Поддавшись чувствам, он даже обещает Лизе взять её в жены. Она бросается в объятия любимого. В тот же вечер герои переживают момент близости. После этого чувства юноши к крестьянке быстро остывают. Вскоре он исчезает из её жизни.

Спустя некоторое время Лиза случайно встречает Эраста в городе. Тот сообщает ей, что скоро женится. Девушка топится в реке, не выдержав позора. 

Произведение Карамзина – образец прозы в жанре сентиментализм. На первом месте в подобных историях стоят чувства и внутренние переживания героев. Сам рассказчик явно сентиментальная личность, он сопереживает как Лизе, так и Эрасту. Скромная крестьянка доверяет любимому и отдаётся ему не столько телесно, сколько духовно. Эраст – слабохарактерный и ветреный человек, но при этом он от природы добр. Поэтому после кончины девушки дворянин терзается чувством вины до конца своих дней. 

Повесть «Бедная Лиза», краткое содержание которой вы прочитали, содержит ряд деталей, которые часто включают в тестирования и опросники по литературе.

Предлагаем их прочесть и запомнить, они пригодятся на уроке или экзамене:

  • Место действия произведения – Москва.
  • На момент событий Лизе 15 лет.
  • Зимой главная героиня повести ткёт холсты и вяжет чулки.
  • Лиза продаёт Эрасту ландыши.
  • Молодой дворянин поражён чистотой и невинностью крестьянской девушки.
  • Перед тем как оставить Лизу, юноша врёт ей, что уезжает на войну.
  • Перед самоубийством героиня через знакомую девушку оставляет старушке-матери деньги и просит прощения.
  • Мать Лизы умирает от тоски по дочери.
  • Эраст женится по расчёту на богатой даме в возрасте.
  • Чаще всего в произведении повторяется восклицание «Ах!».

Также читайте краткое содержание «Старухи Изергиль» Максима Горького.

Краткое содержание – «Бедная Лиза» Карамзин Н.М.

Краткое содержание

«Бедная Лиза» Карамзин Н.

М.

Повесть начинается с описания Москвы: «мрачных готических башен монастыря», реки, рыбачьих лодок и «грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи» и везут хлеб (зерно) в алчную Москву. На другом берегу реки пасутся стада, а еще дальше — «блистает златоглавый Данилов монастырь, почти на краю горизонта синеются Воробьевы горы». Вдали виднеется «село Коломенское с высоким дворцом своим».

Рассказчик повествует о том, что часто приходит в «опустевший монастырь» и вспоминает о прошлом. Но чаще всего его привлекает к стенам монастыря «воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».

Рассказчику дороги именно «те предметы, которые трогают его сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби».

Около тридцати лет тому назад (относительно времени качала повествования) неподалеку от монастырской стены в бедной хижине жила девушка Лиза со своей старушкой-матерью. Отец ее, простой работящий человек, умер. Лизе тогда было всего пятнадцать лет. Мать с дочерью привыкли надеяться на кормильца и вскорости обеднели.

Они были вынуждены отдать землю, на которой прежде трудился отец, внаем. Мать Лизы была очень расстроена смертью мужа, плакала и с каждым днем становилась слабее. Она не могла работать. Любящая дочь Лиза, несмотря на юный возраст, неутомимо работала, чтобы прокормить мать. Однако иногда и она не могла сдержать слез.

Прошло два года после смерти отца Лизы. Однажды весной девушка собрала ландыши и пришла в Москву продавать букетики. На улице ей встретился молодой человек приятного вида. Лиза приглянулась горожанину. Услышав, что девушка продает букетик ландышей всего за пять копеек, молодой человек сказал, что это очень дешево, и предложил ей рубль за букет. Скромная Лиза покраснела и отказалась. Тогда этот юноша дал ей пять копеек, но признался, что хотел бы всегда покупать у нее цветы. Так в разговоре он узнал, где живет Лиза.

Придя домой, Лиза по обыкновению обо всем рассказала матери. Та всполошилась и предположила, что это, возможно, был какой-то дурной человек. Лиза стала возражать, ведь этот юноша пришелся ей по сердцу. Мать с тревогой поучает дочку, что все же «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Бедная женщина всегда ставит свечу перед образом, когда Лиза уходит в город, так как у нее «сердце не на месте». В городе множество соблазнов, которые неизвестны юной и неопытной девушке.

Чрезмерная забота матери не возмутила покорную и любящую дочь, «у Лизы навернулись на глаза слезы; она поцеловала мать».

На другой день Лиза опять собрала ландыши, пошла в Москву и целый день прождала молодого человека. Никому она не продавала цветов, ждала своего единственного покупателя. Но он так и не появился. Ближе к вечеру Лиза выбросила увядшие цветы в реку.

Однако на следующий день молодой человек объявился под окнами их дома. Он попросил напиться, и Лиза дала ему молока.

Юноша произвел хорошее впечатление на мать Лизы, которая рассказала ему о «своем горе и утешении — о смерти мужа и о милых свойствах дочери своей». Лиза и молодой человек долго смотрели друг на друга. В конце концов гость договорился, чтобы старушка никому, кроме него, не продавала рукоделия Лизы (полотно и вязаные чулки).

Перед уходом молодой человек представился: его звали Эрастом. После его ухода старушка стала вздыхать, что было бы хорошо, если бы и жених Лизы был такой же.

«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Милая, простая, неиспорченная Лиза с первого взгляда понравилась ему, «ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Лиза после встречи с Эрастом плохо спит ночью, утром идет на берег Москвы-реки и задумчиво смотрит на воду. Стараясь как-то утешиться, девушка наблюдает за пастухами, потом ее внимание привлекает лодка.

Кто же в лодке? Эраст. Он выходит на берег, подходит к девушке и говорит, что полюбил ее. Лиза отвечает, что и она любит его.

Молодые люди клянутся любить друг друга всегда. Два часа проходит в нежных излияниях. Лиза вспоминает, что надо возвращаться домой. Наивная красавица говорит, что мать обрадуется, узнав, что Эраст и Лиза поклялись друг другу во взаимной любви. Однако молодой человек велел матери ничего не рассказывать.

Краткое описание эпохи. Характеристика Лизы из рассказа «Бедная Лиза». Психологический анализ характеров главных героев в сочинении Н.М. Карамзина

Одним из главных героев произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

Писатель описывает Эраста как приятного вида юношу, хорошо одетого, с добрым лицом и нежными милыми глазами. Молодой человек отличается добротой натуры, ласковым отношением к окружающим, улыбкой и незаурядным умом.

Эраст отличается наличием яркого воображения, увлеченно читает книжные романы. В то же время Эраст демонстрирует светскую развратность, легкомыслие, безрассудство и слабоволие. Характерной чертой молодежи является щедрость, отсутствие жадности, готовность потратить крупную сумму, чтобы произвести впечатление.

Будучи состоятельным аристократом, Эраст склонен к неправильному образу жизни, в котором присутствует страсть к карточным играм и легкомыслие по отношению к женскому полу, наслаждению удовольствиями и развлечениями. Размышляя о своем сладострастном существовании, Эраст иногда презрительно относится к собственной персоне, скучающей среди представителей светского общества.

Встретив однажды крестьянскую девушку по имени Лиза, Эраст с первого взгляда влюбляется в очаровавшую его женщину, восхищаясь ее красотой, простотой и естественностью. Будучи мечтательной натурой, Эраст воображает, что нашел свою настоящую вторую половинку, являющуюся символом чистоты и непорочности, но понимает, что никогда не сможет жениться на Лизе, принадлежащей к низшему сословию.

Он дает девушке обещание увезти ее далеко в деревню, чтобы вместе провести счастливую и спокойную жизнь, но однажды он понимает, что любовные отношения с Лизой начинают его тяготить, поэтому Эраст решает пойти служить в армия.

В военном походе молодой человек оказывается проигравшим в карточной игре все свое состояние и вынужден согласиться жениться на богатой вдове, которая оказывает ему знаки внимания.

Отчаявшаяся Лиза, осознавая предательство опозорившего ее возлюбленного, решает покончить жизнь самоубийством, утонув в пруду. Молодой человек вспоминает о чистых и нежных отношениях с бедной Лизой до самой смерти, виня себя в ее смерти.

Рассказывая о трагической судьбе девушки и раскрывая в романе образ Эраста, писатель сравнивает героя с развратом большого города, уничтожающего в людях естественность и человечность.

Очерк об Эрасте

«Бедная Лиза» — рассказ Николая Михайловича Карамзина, изданный в 1792 году. Рассказ положил начало новому стилю письма и открыл новую отрасль русской литературы.

Одним из главных героев этого произведения является Эраст. Это был красивый и приятный молодой человек, с которым было приятно общаться любому, он умел располагать к себе людей.

Эраст был богатым дворянином и популярной светской львицей. Он был очень добрым, но ветреным и непостоянным. Эраст тратил огромное количество времени на развлечения, личное удовлетворение и развлечения — главное волнение этого персонажа.

Он всегда пытался воспользоваться своим положением в обществе. Наш герой был участником всех светских мероприятий. Но даже такая жизнь может надоесть. Эраст пытался найти что-то новое, светлое — чувство настоящей любви. Нашему герою это удалось.

Однажды, встретив Лизу, наш герой почувствовал, что такое настоящая любовь. Он был одержим красотой девушки, ее простотой, добротой и искренностью. Он, романтик и мечтатель в душе, постоянно блуждал в своем мире, где олицетворял счастливую любовь, где они с Лизой жили счастливо и любили друг друга. Его мечты были основаны на романтических историях того времени, в которых описывались самые яркие истории любви, они вдохновляли его. Эраст искренне верил, что их любовь будет вечной и что он не перестанет любить ее.

Лиза и их любовь, которую он часто представлял себе, были плодом его романтических фантазий. Однако, когда Лиза влюбилась в него и полностью отдалась ему, его чувства начали угасать. Он стал очень холоден к ней, тогда решает отправиться в военный поход.

Эраста нельзя считать отрицательным персонажем, он не хотел предавать и обманывать девушку. Он искренне верил в свои чувства, в их счастливое будущее. Даже когда он отправился в поход, он очень сожалел о своем поступке, его мучила совесть.

Для этого персонажа деньги были почти всем. Эраст решает подкупить Элизу. Однако в походе он потерял свое состояние, потеряв все деньги. Это послужило причиной его женитьбы на богатой вдове. Встретив Лизу, он решает дать ей 100 рублей, чтобы откупиться от ее любви. Он думал, что деньги решают все, но для Лизы это было как нож в сердце.

Опция 3

Главный герой произведения – дворянин Эраст, он происходит из аристократической семьи. Он красивый молодой человек, красивый внешне, с добрым сердцем и хорошими манерами. Он легко находит общий язык со всеми, поэтому круг его общения достаточно широк и разнообразен, его любят в обществе.

Единственными недостатками молодого дворянина являются ветреные поступки и слабая сила воли. Встретив Лизу, он влюбился в нее с первого взгляда, но если рассматривать это чувство подробнее, то это была обычная любовь. Ведь после некоторого времени, проведенного с Лизой, они гуляли по полям, наслаждаясь обществом друг друга.

Многие действия и слова, которые он говорит своей возлюбленной, он читал в романах, но вскоре понимает, что эти отношения были всего лишь хобби. Лиза, напротив, полюбила Эраста сильно, глубоко и настоящей любовью. Эраст не испытывает к ней этого чувства, после долгого знакомства с крестьянкой и получения от нее желаемого он понимает, что она уже надоела ей.

Самое главное в этой истории то, что Эраст изначально считал, что любит Лизу и не собирается ее предавать. Даже после того, как Эраст расстался с ней, он терзал себя мыслью, что обманул молодую девушку. Чтобы хоть как-то ей помочь, он предлагает ей 100 рублей, но Лиза ужасно обиделась на это предложение.

Эраст из обеспеченной семьи и привык решать все проблемы с помощью денег, как только он увидел Лизу, то захотел купить ей все цветы, потом хотел помочь ей деньгами, но она отказалась. После расставания Лиза не взяла с Эраста ни копейки. Он хотел помочь ей материально, но потерял все свои деньги и, чтобы не стать нищим, ему пришлось жениться на богатой вдове.

Здесь он рассказал Лизе, что пошел служить в армию, но потеряв состояние, вынужден был оставить военную службу и жениться. Но из-за своей слабости он не мог сказать Лизе, что вскоре вынужден жениться. Лиза случайно узнала о его женитьбе и, не выдержав такого предательства, покончила жизнь самоубийством.

Лиза бродила по городу и нашла водоем, в который бросилась, Эраст, узнав об этой трагедии, не мог простить себе предательства юной девушки. Он не мог простить себе того, что Лиза умерла.

В результате Эраст так и не смог порадоваться и не простил себе вины в смерти Лизы. Эраст добрый, но слишком ветреный, безвольный, из-за его слабости Лиза и он сам не смогли стать счастливыми.

Также большую роль в этой истории сыграло то, что Лиза и Эраст из разных сословий, он дворянин, она обычная крестьянка. Это и стало причиной такой трагической истории, в финале которой погибла Лиза. Ведь даже если бы Эраст захотел жениться на ней, общество не приняло бы этот брак и осудило бы Лизу и Эраста до конца его жизни.

Образец 4

В своих произведениях Карамзин всегда преследовал цель написать такой текст, чтобы он задел читающего за живое, заставив задуматься о той или иной стороне своей жизни. Он часто говорил о несправедливости жизни, о боли, причиняемой добрым и доверчивым людям, и о судьбе, которой как таковой вообще не существует. Таким образом, мы видим, что атмосфера в произведениях Карамзина наполнена мрачной, грустной атмосферой, из-за которой немного меняется мировоззрение и взгляд читателя на некоторые вещи. Примером такого произведения является «Бедная Лиза».

В произведении повествование рассказывает нам историю девушки по имени Лиза, которая, мечтая о глубокой, высоконравственной, а главное, настоящей любви, встречает молодого человека с достаточно красивой внешностью, статусом и богатым внутренним миром. . И сначала все идет хорошо, даже слишком, но потом выявляются самые неприятные черты характера и образа Эраста.

Эраст – молодой приятный на вид дворянин, с богатой семьей, который, как и Лиза, всю жизнь мечтал о настоящей любви, которая затмила бы всю нелепость его жизни, но, однако, эта идея и стремление сильно искажены , не то что у Лизы… У Эраста представление о любви как о некой материальной вещи, которую можно купить за деньги, или, наоборот, заплатить деньги за то, чтобы кого-то не любить. Такое мнение отчасти имеет место благодаря его воспитанию, так как он вырос в знатной семье и все в его жизни имеет цену. По самой своей натуре Эраст хороший, добрый, но недолговечный человек, который при малейшей потере интереса тут же сменяет свой объект внимания, будь то человек или простая вещь. .. Эраст привык жить так, как он хочет, и очень часто даже не задумывается о том, какую боль он может причинить доверившимся ему людям, что также характеризует его как недальновидного человека. Эраст также увлекается азартными играми.

В творчестве Эраста она носит скорее антиидеалистический характер, и автор стремится показать, что к такому образу жизни не стоит стремиться, даже если его ведет довольно большое количество людей. Таким образом, автор подталкивает читателя к размышлению, внося свои коррективы для дальнейшего развития своей мысли. И, передав таким образом образ Эраста, автор создал в своем произведении некий прообраз того, как низко может пасть человек, просто следуя на поводу у своих желаний и инстинктов.

Я считаю, что именно эти черты преобладают в образе Эраста из произведения «Бедная Лиза» Карамзина.

Несколько интересных композиций

  • История — мой любимый предмет Рассуждение сочинения в 5 классе

    Мне нравится учиться. Новые знания открывают новые впечатления, новые возможности, новые территории. Человеческий мозг требует постоянного развития. Я очень люблю изучать историю

  • Доброта спасет мир. Это выражение действительно верно. Сострадание и бескорыстная помощь людям всегда помогает в трудных жизненных ситуациях, делает людей терпимее друг к другу и поднимает настроение.

  • Чичиков на губернаторском балу в поэме «Мертвые души» Гоголя

    В городе, который просто буквой Н. обозначен, жили разные люди… Кто толстый, кто худой. Худощавые мужчины старались окружить красивых девушек заботой и вниманием

  • Сон Григория Мелехова в романе Тихий Дон Композиция Шолохова

    Тихий Дон — невероятно интересное и легендарное произведение. Роман полон интересных персонажей, сюжетных линий и драм.

  • Композиция по картине Сурикова «Портрет дочери Оли» (описание)

    На картине я вижу маленькую девочку (она где-то моего возраста). Это собственная дочь художника Сурикова. Девушка красивая, сильная.

Эраст был богатым молодым дворянином, пресытившимся и уставшим от жизни. У него были хорошие наклонности, и он старался быть честным в меру своих способностей; по крайней мере, он понимал, что он делал искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство портило его, потому что он привык ни в чем себе не отказывать. Точно так же, когда он влюбился в бедную девушку из подмосковья, он сделал все возможное, чтобы завоевать расположение ее и ее матери.

Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюбленность в бедную девушку, такую ​​красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой, выхолощенной столичной жизни. Он читал иностранные сентиментальные рассказы и фантазировал себе о тихой пастырской любви к крестьянской девушке. Некоторое время он был вполне доволен этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза отвечала на его ухаживания со всей пылкостью своей первой любви. Но время шло, и игра стала утомлять Эраста, он не был готов отказаться от своего богатства, к тому же стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что поступает подло, он придумал рассказ об уходе на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить свое положение. О том, что свой жизненный выбор между деньгами и душевным счастьем он сделал вполне осознанно и понимал, что делает, свидетельствует его реакция на самоубийство Лизы. Попытка ее уговорить и откупиться оказалась безнадежной, и Эраст остался несчастным на всю жизнь, ведь он не был злым и циничным человеком, просто у него не хватило душевных сил идти с Лизой до конца. и полностью изменить свою жизнь.

Рассказ «Бедная Лиза» является произведением сентиментальным, поскольку построен на раскрытии особенностей человеческой души, внимания к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворяне; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет ее; язык рассказа приближается к разговорному языку образованного общества того времени.

    1. Литературное направление «Сентиментализм». 2. Особенности сюжета произведения. 3. Образ главного героя. 4. Образ «злодея» Эраста. В литературе второй половины 18 — начала 19 вв.века литературное течение «сентиментализм» было очень популярно…

    Литература этого направления действительно повлияла на читающих людей как в Европе, так и в России. Герои произведений стали объектом поклонения, им сочувствовали, как реальным людям, им подражали и в поведении, и в одежде, стремились попасть в те места…

    Как и в предыдущие годы, с небольшим с котомкой на плече, Карамзин уходил на целые дни бесцельно скитаться и планировать по прелестным подмосковным лесам и полям, подходившим вплотную к белокаменным заставам. Особенно его привлекали окрестности старого монастыря, который …

    Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце XVIII века, оно обращалось в основном к проблемам человеческой души. В рассказе Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет…

    Эраст — молодой дворянин, ведущий бурную светскую жизнь. Устав от нее, он пытается «сменить обстановку» и увлекается Лизой. Сначала ему кажется, что он любит девушку «любовью брата». Но вскоре это чувство перерастает в страсть, которая быстро проходит…

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Сентиментальные писатели интересовались изображением обычных людей и обычных человеческих чувств.

По словам самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка не очень сложная».
Сюжет рассказа прост. Это история любви бедной крестьянки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.

Эраст — светский юноша «со светлым умом и добрым сердцем, добрый по натуре, но слабый и ветреный». Он устал от светской жизни и светских удовольствий. Он постоянно скучал и «жаловался на свою судьбу».
Эраст «читал идиллические романы» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизаций, беззаботно жили на лоне природы. Думая только о собственном удовольствии, он «искал его в увеселениях».

С появлением в его жизни любви все меняется. Эраст влюбляется в чистую девятку0110 «Дочь природы» — крестьянка Лиза. Он решил, что «нашел в Лизе то, что давно искало его сердце».

Чувственность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятия друг друга, дарит им миг счастья. Картина чистой первой любви нарисована в рассказе очень трогательно.
Эраст восхищается своей пастухой. «Все блестящие забавы большого мира казались ему ничтожными по сравнению с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала его сердце». Но когда Лиза сдается ему, измученный юноша начинает остывать в своих чувствах к ней.

Лиза тщетно надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. И Лиза, обманутая в лучших надеждах и чувствах, забывает свою душу» — бросается в пруд близ Си. .. нового монастыря. Эраст тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он вечно будет корить себя за ее смерть». Он не мог утешиться и считал себя убийцей». Их встреча, «примирение» возможны только на небесах.

Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедным селянином очень велика, но Лиза в повести менее всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую львицу, воспитанную на сентиментальных романах.

Работ, похожих на эту историю, было много. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Это работы А.С. Пушкин; «Воскресенье» Л.Т. Толстой. Но именно в этом рассказе рождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской беллетристики.

    Повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая значительное влияние на становление и развитие новой русской литературы, пользовалась огромным успехом у русских читателей в начале XIX века. Сюжет этой повести очень прост: она сводится к грустной истории любви…

    1. Литературное направление «сентиментализм». 2. Особенности сюжета произведения. 3. Образ главного героя. 4. Образ «злодея» Эраста. В литературе второй половины 18 — начала 19 вв.века, литературное течение «сентиментализм» было очень популярно…

    Как и в прежние годы, с небольшим вещмешком на плече, Карамзин уезжал на целые дни бесцельно скитаться и планировать по прелестным подмосковным лесам и полям, которые вплотную подошли к белокаменным заставам. Особенно привлекал антураж старого монастыря, который…

Лиза и Эраст противопоставлены в повести Карамзина «Бедная Лиза» как два мира: жизнь-праздник богатых аристократов и неприхотливые будни крестьянских рабочих . Карамзин намеренно противопоставляет героев друг другу во всем. Лиза, бедная крестьянка, способна на возвышенную и самоотверженную любовь; дана авторская восторженная оценка глубине чувств и матери Лизы, день и ночь оплакивающей смерть мужа («Ибо бабы умеют любить!»).

Когда Лиза всю себя отдавала Эрасту, ничего не подозревая, так чиста и невинна была ее душа! — Кого она винит в случившемся? Только себя. Она называет себя преступницей. И кто из двоих более чем виновен? Эраста, так как для него такие отношения с женщинами не были в новинку, ведь он ни в чем себе не отказывал. Ему пришлось позаботиться о репутации Лизы: ведь в то время такие отношения для девушки были предосудительны.

После этой роковой близости все изменилось: Лиза только жила и дышала ими, «повинуясь его воле», и Эраст стал реже приходить на свидания, а однажды «пять дней подряд она его не видела и была в величайшее беспокойство». Эраст больше не боится потерять любовь Лизы, он уверен, что Лиза всегда будет его ждать. Неужели Эраст пропал без вести на пять дней только потому, что готовился к войне? Значит ли это, что Лиза теперь занимает не самое главное место в его жизни? Встреча с ней ему приятна, но он находит и другие удовольствия. Эраст ведет себя неискренне, фальшиво, рисуется, старается казаться лучше, благороднее, чем он есть на самом деле.

Отправляясь на войну, при прощании с Лизой говорит, что не может не пойти, так как это будет для него величайшим позором, говорит о чести, о служении отечеству. А на самом деле «вместо того, чтобы бороться с врагом, он играл в карты и проиграл все свое состояние». А вот и лицо аристократа: в любви — трус и предатель, в отношении к отечеству — безответственный и ненадежный. Но Лиза полюбила его за что-то! Действительно, в Эрасте много хорошего, сам автор говорит о нем: «богатый дворянин, со светлым умом и добрым сердцем, добрый по натуре, но слабый и ветреный». Что повлияло на появление слабости и легкомыслия в его характере?

Рассмотрим образ жизни героев. В каких условиях они живут, чем занимаются? О Лизе мы читаем в начале рассказа: «она работала день и ночь», отвечала за мать, старалась утешить ее в горе, «чтобы успокоить мать, старалась скрыть печаль сердечную и казаться спокойная и веселая», боялась ее расстроить, взволновать, даже во время посещения Эраста я думала о маме. А Эраст «вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах… скучал и жаловался на свою судьбу». И в любви, и в образе жизни Лиза и Эраст совершенно разные люди. В чем основное различие между ними?

Карамзин подводит читателя к пониманию этого: они принадлежат к разным классам, а значит, и нравственные ценности у них неодинаковы. Задумаемся над вопросом: почему Эраст ушел от Лизы? Не мечтал ли он «жить с ней неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю»? Даже проиграв имение в карты, Эраст не умер с голоду, и у него, кроме имения, вероятно, было еще богатство. В чем смысл жизни для Эраста? В деньгах. Для него они самое главное. А в рассказе Карамзина тема денег проходит через весь сюжет. Знакомство Лизы и Эраста началось с того, что Лиза продавала букет цветов, а Эраст, желая познакомиться с хорошенькой девушкой, решил купить у нее ландыши, предложив рубль вместо пяти копеек.

Ценя только деньги, он верит, что порадует бедную девушку, которая ему понравилась. По тем же причинам Эраст изъявил желание заплатить за работу Лизы в десять раз больше, чем она стоила
. На деньги он играет в карты в армии. Ради денег он без любви женится на пожилой богатой вдове. А в эпизоде ​​последнего расставания с Лизой он дает ей сто рублей, кладет их ей в карман, как бы откупаясь от нее ради своего благополучия, ради возможности иметь много денег .

Он променял любовь на деньги. И продал себя за деньги. Как Лиза относится к деньгам? Если для Эраста деньги — источник удовольствия и забавы, то для Лизы они — средство существования, но не самоцель. Она твердо усвоила уроки матери, которая учила: «…лучше питаться своими трудами и ничего не брать даром». Сколько достоинства и благородства в этих простых бедняках, задавленных нуждой, но не теряющих гордости!

В чем смысл жизни Лизы? Смысл ее жизни – любовь, преданность. До встречи с Эрастом это любовь к матери, забота о ней, затем – безрассудная любовь к «милому другу». Лиза никогда не променяет любовь на деньги. Об этом свидетельствует поступок девушки, когда она отказывает покупателям, говоря, что цветы не продаются, надеясь, что за ними снова придет замечательный мастер, а в конце дня, не дожидаясь Эраста, бросает их в реку со словами: «Ты никому не принадлежишь! Но она могла бы выручить за них деньги, в которых так нуждалась она и ее больная мать. Для Лизы цветы — символ любви, ведь именно с букета ландышей началось ее знакомство с Эрастом.

Характеристика Эраста.

Сентиментализм — одно из самых значительных литературных течений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н. М. Карамзин. Сентиментальные писатели интересовались изображением обычных людей и обычных человеческих чувств.
По словам самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка не очень сложная». Сюжет рассказа прост. Это история любви бедной крестьянки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
Эраст — светский юноша «со светлым умом и добрым сердцем, добрый по натуре, но слабый и ветреный». Публичная жизнь и светские
ему надоели удовольствия. Он постоянно скучал и «жаловался на свою судьбу». Эраст «читал романы идиллии» и мечтал
о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизаций, беззаботно жили
на лоне природы. Думая только о собственном удовольствии, он «искал его в увеселениях».
С появлением в его жизни любви все меняется. Эраст влюбляется в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что давно искало его сердце».
Чувственность — высшая ценность сентиментальности
— толкает героев в объятия друг друга, дарит им миг счастья. Картина
чистой первой любви нарисована по сюжету очень трогательно. Эраст восхищается своей пастухой. «Все блестящие забавы большого мира казались ему ничтожными по сравнению с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала его сердце». Но когда Лиза сдается ему, измученный юноша начинает остывать в своих чувствах к ней. 901:10 Лиза тщетно надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты
все свое состояние и в конце концов женится на богатой вдове.
И Лиза, обманутая в своих лучших надеждах и чувствах, забывает свою душу» — бросается в пруд близ Си… нового монастыря. Эраст
тоже наказал за свое решение уйти от Лизы: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и уважать себя
убийцей. Их встреча, «примирение» возможны только на небесах.
Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной деревенщиной
очень велика, но Лиза в повести менее всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую даму, воспитанную на
сентиментальных романах.
Работ, похожих на эту историю, было много. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Это работы А.С. Пушкин; «Воскресенье» Л.Т. Толстой. Но именно в этом рассказе рождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской беллетристики.

КОНЕЦ НАПИСАННАЯ РАБОТА НАПИСАНА ГЛОТОВЫМ И.С. ПО «5»

Проект МУЗА — Три русские сказки восемнадцатого века: «Славный повар», «Ванька Каин» и «Бедная Лиза» изд. Давид Гасперетти (рецензия)

Рецензировал:

  • Три русские сказки восемнадцатого века: «Симпатичный повар», «Ванька Каин» и «Бедная Лиза» изд. Дэвид Гасперетти

  • Мелвин Нью

Три русские сказки восемнадцатого века: «Славный повар», «Ванька Каин» и «Бедная Лиза », изд. и транс. D жадный G асперетти . ДеКалб: Северный Иллинойс, 2012. Стр. ix + 238. $24,95.

Все три собранных здесь коротких рассказа были написаны ближе к концу века и, следовательно, выходили за рамки обычного Скриблера поля зрения. Однако рассказ «Бедная Лиза» — одно из лучших коротких произведений, вдохновленных сентиментализмом Стерна; два других романа демонстрируют проникновение художественной литературы начала восемнадцатого века в Россию вплоть до девятнадцатого века.

Николай Карамзин (1766–1826), автор «Бедной Лизы» (1793), сразу был признан в России подражателем Стерна, как из-за его первого произведения, Письма русского путешественника (1791), сентиментальное путешествие, и потому, что он опубликовал свою собственную критическую похвалу Стерну: «О несравненный Стерн!… В каком ученом университете вас учили чувствовать так нежно?» Перевод мистера Гасперетти «Бедной Лизы» — первый, который я прочитал, и как подражание Стерну он превосходен (я не в состоянии оценить его превосходство по сравнению с оригиналом). Почти «предыстория» скорбной Марии в обоих Тристрам Шенди и Сентиментальное путешествие , в нем рассказывается о соблазнении крестьянской девушки Лизы (и почти наверняка Карамзин имел доступ к письмам Стерна к Элизе и придуманному сборнику ее ответов), ее отказе, ее открытии, что он женат другой, и ее самоубийство. Сентиментализм Карамзина прямолинеен (в отличие от стерновского), но очень эффектен. Он особенно улавливает использование тире, пауз, апострофов, восклицательных знаков и, прежде всего, слез для передачи эмоциональных сцен; и он весьма кстати вставляет свой повествовательный голос: «Мое сердце обливается кровью в этот момент… Я смотрю в небо, и слеза катится по моему лицу. О! Почему я не написал роман вместо этой меланхолической истории».

Можно было бы надеяться, что специфическое отношение Карамзина к Стерну будет замечено г-ном Гасперетти, но вместо этого он выбирает обобщенное обсуждение, где Стерн указан среди многих других, от Ричардсона до Макферсона, от Руссо до Гёте. Хотя очевидно, что сентиментализм захлестнул континент, в случае с «Бедной Лизой» необходимо было подчеркнуть прямое отношение к Стерну. Кроме того, деление истории литературы на «рационалистическое, объективное миросозерцание, служившее пробным камнем неоклассического движения» подменяется «культом чувств», где «эмоции теперь превалируют над разумом», кажется довольно наивным и наивным. от.

Вредит этому изданию и зацикленность г. Гасперетти на Бахтине и карнавале, возможно, естественная для русского ученого, но переходящая в нервный тик, как во вступлении, так и в примечаниях. Проще говоря, «Милая кухарка» Михаила Чулкова (1770) — это история молодой вдовы, которой удается подняться в обществе благодаря своей хитрости, своей аморальности и своей сексуальной свободе; подзаголовок откровенен: «Приключения развратницы». Несомненно, в нем есть небольшой элемент бахтинского карнавала, но лишь в той мере, в какой это можно найти в произведениях Бена, Мэнли, Хейвуда и Дефо — ограничиваясь английской традицией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *