«А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 10 главы «Осада города».
А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».
Анализ 10 главы «Осада города».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
способствовать вчитыванию учащихся в повесть
А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно — художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
- способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно — художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Словарная работа:
- Колодник – арестант, узник в колодках.
- Таможня – учреждение для контроля над провозом товаров через границу.
- Глазет – узорчатая шёлковая ткань.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Прапорщик – младший офицерский
чин в царской армии.
- Тактика – наука о ведении боя.
- Коммуникации – сообщение,
связь, здесь: пути сообщения.
- Парапет – здесь: вал, прикрытие от вражеских пуль и ядер.
- Протекция – покровительство, поддержка.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
1 эпизод
«Военный совет у генерала».
Учимся понимать текст
1 эпизод
«Военный совет у генерала».
— Что увидел П.Гринёв, подъезжая к Оренбургу?
— Как встретился Гринёв с генералом?
Учимся понимать текст
1 эпизод
-Что происходило в городе на военном совете?
— Кто присутствовал на военном совете?
— Какую тактику предложил П.Гринёв?
— О каком «подкупательном движении» говорили на совете?
— Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала?
-Как это объяснил генерал?
Учимся понимать текст
2 эпизод
«Осада города».
— Что происходило при осаде города Оренбурга?
-Составьте выборочный пересказ.
Учимся понимать текст
Самостоятельная (творческая) работа
«Осада города».
Осада была … для жителей. Они претерпели … и … . Жизнь в Оренбурге была … . Все ждали … ; все охали от … . Жители привыкли к …, залетавшим на их дворы. Приступы Пугачёва … общего любопытства.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
3 эпизод.
«Письмо от Марьи Ивановны».
-Кто передал письмо П.Гринёву от Марьи Ивановны?
— О чём писала Марья Ивановна?
— О чём просит Марья Ивановна Гринёва?
Учимся понимать текст
3 эпизод.
— О чём П.Гринёв просит генерала?
-Что отнёсся генерал к просьбе П.Гринёва о спасении дочери Миронова?
— Какое решение принимает генерал?
Учимся понимать текст
Генерал советует взять терпение; узнав, что Гринёв любит эту девушку всё равно отказывает в содействии (помощи).
ВЫВОД: Он проявляет равнодушие и бессердечие.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 10 главе «Осада города».
Прочитать 11 главу романа «Мятежная слобода». Составить план главы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!
Идейно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Перед Вами сочинение, посвященное анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Особое внимание в данном сочинении уделяется идейно-композиционным особенностям.
Вы можете также посмотреть и другие сочинения по данному произведению.
«Капитанская дочка» отличается такими же стройностью и логичностью композиции, что и роман «Евгений Онегин«. Композиционной структурой произведения раскрываются основные идеи и проблемы полвести, представляются события и образы героев.
Повесть содержит 14 глав. Первые две заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых будет представлен основной внутренний конфликт. Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты смысловые нити повести. Интересно, что во 2-й главе Пушкин использует прием «пророческого” сна. Гринев видит во сне будущее, представленное в аллегорической форме.
Следующие семь глав повествуют о пребывании Гринева в Белогорской крепости. Первые три главы спокойны по своему содержанию по сравнению с последующими, а 4-я глава, «Пугачевщина«, является кульминацией, смысловым центром пребывания Гринева в крепости. Первые три главы (жизнь Гринева в крепости) относятся по смысловой нити к 1-й главе « Сержант гвардии«. Далее, в «Пугачевщине» — перемена событий, и следующие три главы («Приступ”, «Незваный гость«, «Разлука«) связаны со 2-й главой «Вожатый«. В этих трех главах рассматриваются образ, поступки Пугачева, его устремления, надежды, внутренние качества. В последующих четырех главах (до последней) пересекаются две линии — Пугачев и Гринев. Здесь происходит кульминационный момент в развитии внутренней темы — Гринев обращается к Пугачеву по поводу судьбы Маши Мироновой.
В расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода» также использован композиционный прием. Контрастно (методом антитезы) противопоставляются принципы, методы правления: генерал отказывает Гриневу в помощи, а Пугачев даже сам лично ее осуществляет. Следующие главы, «
Последующая глава является развязкой. Действие возвращается в поместье к родителям Гринева. Можно сказать, что композиция кольцевая (как и в «Евгении Онегине»). Пушкин использует симметричные способы развертывания сюжета и действия. Гринев едет к Пугачеву просить о смягчении участи Маши Мироновой — Маша едет просить о смягчении участи Гринева императрицу. Так же симметрично расположены образы Екатерины и Пугачева. Они представляют собой две разные власти. Мне кажется, неверно говорить о том, что Пушкин рисует кого- то из них в положительных, а кого-то — в отрицательных тонах. Он только показывает столкновение двух непримиримых сил. И Пугачев, и Екатерина суровы, а в определенных ситуациях жестоки и непреклонны, но они могут быть великодушны и справедливы. И Пугачев, и Екатерина помогают Гриневу.
Основной внутренний конфликт — взаимоотношения Гринева и Пугачева — раскрывается именно во время их встреч, разговоров. Чувство долга побеждает в Гриневе, что Пугачева, как сильную личность, не может не восхищать. Гринев сам замечает реакцию Пугачева на свои ответы, и, может быть, это придает ему силы:
— Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в Фельдмаршалы, в князья. Как ты думаешь?
— Нет,- отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне…
M. Цветаева назвала эту сцену ’поединком в великодушии, соревнованием в величии’. Гринев не может изменить долгу (перед Отечеством, перед самим собою), и Пугачев не хочет изменить себе, поэтому идет до конца, возможно, чувствуя свою обреченность (притча о вороне и соколе). Их судьбы в данном смысле очень схожи: находясь перед выбором, они выбирают долг перед своей совестью. Они понимают друг друга, поэтому Гринев жалеет Пугачева, поэтому Пугачев кивнул Гриневу в последнюю минуту.
Пушкин как бы проводит параллель между суровыми расправами Пугачева и государственным правлением (вспомним заседание военного совета). По существу, народ мстит за себя, на жестокость отвечая еще большей жестокостью. Жестокость порождает жестокость — Екатерина сурово расправилась с бунтовщиками.
Наверное, при написании повести Пушкина интересовали не только вопросы долга, но и проблемы свободы — извечного стремления человеческой души. Каждый волен выбирать между страхом и совестью, предательством и честью.
ОСАДКА.
Пугачев, верный своему словом, осадили Оренбург. Подъезжая к Оренбургу, мы увидели толпу арестантов с остриженными головами, и лица, обезображенные клешнями палача. [1] Работали на укреплениях места под
ветераны гарнизона. Часовые остановили нас у ворот, чтобы потребовать наши паспорта. Когда сержант узнал, что мы пришли из форта Белогорск, он взял нас непосредственно генералу. Я нашел его в саду. Он рассматривал яблони, которые дыхание осени уже лишило их листвы, и с помощи старого садовника, он бережно заворачивал их в солому. Его лицо выражали спокойствие, добродушие и здоровье. Он, казалось, был очень рад меня видеть и начал расспрашивать меня по поводу страшные события, свидетелем которых я был. Я связал их. Старик выслушал меня внимательно, и, слушая, зарубил мертвого ветви. «Бедный Миронов!» сказал он, когда я сделал мой печальный рассказ; — Жаль! Он был хорошим офицером! И Матаме Миронофф, она была хорошей дамой и первого сорта у маринованных грибов. А что стало с Машей, капитанской дочь?» Я ответил, что она осталась в крепости, на попечении жены священника. «Айе! Айе! Айе!» — сказал генерал. — Плохо! Очень плохо, совсем невозможно рассчитывать на дисциплину разбойников». Я обратил его внимание на то, что Форт Белогорск был недалеко далеко, и что, вероятно, его превосходительство не замедлит отправить отряд войск для доставки бедных жителей. Генерал покачал головой с видом нерешительности— «Посмотрим! Посмотрим!» сказал он, «У нас есть много времени, чтобы поговорить об этом. Я умоляю вас прийти и выпить чаю со мной. Этим вечером там будет военный совет; вы можете дать нам точную информацию об этом мошенник Пугачев и его войско. А пока иди и отдохни». Я ушел в отведенную мне квартиру, где Савельича уже поставили. Там я с нетерпением ждал часа зафиксированный. Читатель вполне может поверить, что я стремился не пропустить этот совет
война, которая должна была иметь такое большое влияние на мою жизнь. я пошел в
назначенный час к генералу, где я нашел одного из гражданских
чиновников Оренбурга, начальник таможни, если не ошибаюсь,
маленький старичок, толстый и краснолицый, одетый в пальто из муарового шелка. Он стал расспрашивать меня о судьбе Ивана Кузьмича, которого он назвал свои сплетни, и он часто перебивал меня многими вопросами и сентенциозные замечания, которые, если они не показывают человека, сведущего в ведения войны, но показал, что он обладал природным умом и интеллект. Он рассказал, что Иван Кузьмич был крестным отцом одного из его детей. За это время собрались другие гости. Когда все сидели, и каждому было предложено по чашке чая, генерал долго и подробно объяснял, в чем дело. «Теперь, господа, мы должны решить, как мы будем действовать против повстанцев.
В нападении или в защите? У каждого способа есть свои недостатки
и его преимущества. Наступательная война дает больше надежды противнику
быть быстро раздавленным; но оборонительная война надежнее и менее опасна.
Следовательно, мы будем собирать голоса в установленном порядке,
то есть начните сначала советоваться с младшими относительно ранга.
А теперь, мистер прапорщик, — продолжал он, обращаясь ко мне, — будьте так любезны дать нам
Твое мнение. Я встал и, обрисовав в нескольких словах Пугачева и его банду, Я заявил, что узурпатор не в состоянии сопротивляться дисциплинированному войска. Мое мнение было получено гражданскими чиновниками с видимым недовольство. Они увидели в нем упрямую дерзость юности. Поднялся ропот, и я отчетливо услышал сказанные вполголоса слова: «безбородый мальчик». Генерал повернулся ко мне и с улыбкой сказал: «Господин энсин, досрочное голосование в военном совете обычно проводится за наступательные меры. Теперь мы продолжим. Мистер советник колледжа, скажите нам Твое мнение?» Старичок в мокром шелковом пальто поспешил проглотить свою третья чашка чая, которую он сильно разбавил ромом. — Я думаю, ваше превосходительство, — сказал он, — мы не должны действовать ни на ни в обороне, ни в наступлении». «Как так, господин советник?» — удивился генерал. «Есть
ничего другого в тактике нам не открывается — надо действовать либо в обороне,
или наступление». «Ваше превосходительство, постарайтесь подкупить.» «Э! Э! Ваше мнение очень разумно; допускается правилами войны, и мы воспользуемся вашим советом. Мы мог предложить за голову подлеца семьдесят, а то и сто рублей, а взять их из секретных фондов». — А потом, — прервал начальник таможни, — вместо этого я киргиз коллежского советника, если эти разбойники не выдадут своего атамана, скованные по рукам и ногам». «Мы подумаем об этом и поговорим об этом снова,» возразил генерал. «Все-таки, во всяком случае, мы должны принять и военные меры. Господа, отдайте свои голоса в надлежащем порядке». Мнение всех было противоположным моему. Присутствующие наперебой другое о ненадежности войск, неуверенности успех, необходимость благоразумия и так далее. Все были своего мнения что лучше оставаться за прочной стеной, безопасность их обеспечена пушки, чем искушать судьбу войной в чистом поле. Наконец, когда все мнения были высказаны, генерал потряс пепел из трубки и произнес следующую речь: «Господа, я должен сказать вам, со своей стороны, я полностью придерживаюсь мнения
нашего друга прапорщика, ибо это мнение основано на заповедях
хорошая тактика, в которой почти всегда предпочтительнее наступательные движения
к оборонительным. Настала очередь чиновников насмешливо смотреть на меня. совет распался. Я не мог не сожалеть о слабости честного солдат, который, вопреки своему собственному мнению, решил соблюдать советы невежественных и неопытных людей. Через несколько дней после памятного военного совета Пугачев, верный своему
словом, подошел к Оренбургу. Я далек от намерения описывать осаду Оренбурга, которая принадлежит истории, а не семейным мемуарам. В нескольких словах, поэтому я скажу, что вследствие плохого расположения властям, осада была губительной для жителей, которые были вынуждены терпеть голод и лишения всех видов. Жизнь в Оренбурге была становится невыносимым; каждый с тревогой ждал участи, которая должна была постичь его. Все жаловались на голод, который был действительно ужасен. Жители в конце концов привыкли к снарядам, падающим на
их дома. Даже нападки Пугачева уже не волновали великих
нарушение. Я умирал от тоски. Время шло, но медленно. Благодаря Пугачеву у меня была неплохая лошадь, с которой я делил скудные пайки. Каждый день я проходил за крепостной вал, и я шел и стреляли по разведчикам Пугачева. В таких стычках повстанцы вообще взяли над нами верх, так как еды у них было предостаточно и были капитально смонтированы. Наша исхудавшая, изможденная кавалерия не могла противостоять им. Иногда наша изголодавшаяся пехота вышла на поле, но глубина снега предотвратил какие-либо успешные действия против летучей кавалерии враг. Напрасно гремела артиллерия с высоты валов, а в полевых условиях пушки не могли работать из-за слабости изношенные лошади. Вот как мы воевали, и это то, что чиновники Оренбурга называли благоразумием и предусмотрительностью. Однажды, когда нам удалось разойтись и прогнать перед собой довольно многочисленный отряд, я подошёл к одному из самых задних казаков, и я собирался ударить его своей турецкой саблей, когда он снял шапку и плакала— «Добрый день, Петр Андреич, как здоровье?» Я узнал нашего «урядника». — Добрый день, Максимыч, — сказал я, — давно вы уехали из Белогорска? «Нет, недолго, мой батюшка Петр Андреич; я только вернулся вчера. У меня есть для тебя письмо». «Где это?» Я плакала, обрадовалась. — Понял, — отозвался Максимыч, приложив руку к груди. — Я обещал Палашке отдать тебе. Он вручил мне сложенную бумагу и тут же помчался галопом. Я открыл ее и с волнением прочитал следующие строки: «Богу угодно было лишить меня сразу отца и матери. Я
не имеют больше на земле ни родителей, ни защитников. я прибегаю к
вас, потому что я знаю, что вы всегда желали мне добра, а также что вы
всегда готовы помочь нуждающимся. Я молю Бога, чтобы это письмо дошло
ты. Максимыч обещал мне, что позаботится о том, чтобы оно дошло до вас. Палашка
тоже слышал, как Максимыч говорил, что он часто видит вас издалека в
вылазки, и чтобы вы не берегли себя и не думали о тех,
которые молят Бога за вас со слезами. «Я долго болел, а когда наконец выздоровел, то Алексей Иваныч, который команды здесь, в комнате моего покойного отца, заставили отца Гарасима выдать меня ему, угрожая ему Пугачевым. я живу под его опекунство в нашем доме. Алексей Иваныч пытается заставить меня выйти замуж ему. Он утверждает, что спас мне жизнь, не разоблачив Акулину. Хитрость Памфиловны, когда она говорила обо мне разбойникам, как о своей племянница, но мне было бы легче умереть, чем стать женой человек, подобный Чвабрину. Он обращается со мной с большой жестокостью и угрожает, если я не передумай, привести меня в разбойничий стан, где я должен постигла участь Елизаветы Харлофф. [2] «Я просил Алексея Иваныча дать мне время подумать. Он
дал мне три дня; если по истечении этого времени я не стану его
Жена, мне не следует ожидать от него больше внимания. Ой! Мой отец,
Петр Андреич, ты моя единственная опора. Защити меня, если хочешь, бедную девушку. Прошу
генералу и всему вашему начальству прислать нам помощь как можно скорее, и
приезжайте сами, если сможете. «Я остаюсь, твоя покорная сирота, «МАРЬЯ МИРОНОВА». Я чуть не сошел с ума, когда прочитал это письмо. Я бросился в город, пришпорив без жалости мою бедную лошадь. Во время поездки я перевернулся в думать о тысяче проектов по спасению бедной девочки, но не в состоянии решать по любому. Приехав в город, я пошел прямо к генералу, и я действительно побежал в его комнату. Он ходил взад и вперед, курил его пенковая трубка. Увидев меня, он остановился; моя внешность несомненно, поразил его, потому что он расспрашивал меня с некоторым беспокойством о причиной моего резкого входа. — Ваше превосходительство, — сказал я, — я пришел к вам, как к моему бедному отцу. Не отвергай мою просьбу; счастье всей моей жизни в вопрос.» «Что это такое, отец мой?» — спросил пораженный генерал. «Что я могу сделать для вас? Говорить.» «Ваше превосходительство, позвольте мне взять батальон солдат и пятьдесят
казаки, а ступайте зачищать Белогорский острог». Генерал смотрел, думая, наверное, что я сошел с ума; и он не ошибся. «Как? Что! Что! Зачистить форт Белогорск!» — сказал он наконец. «За успех отвечу!» Я ответил, горячо. — Только отпусти меня. «Нет, молодой человек,» сказал он, качая головой; «это так далеко. противник легко заблокировал бы все коммуникации с главным стратегическим пункт, который быстро позволит ему победить вас полностью и решительно. Заблокированная связь, понимаете?» * * * * * Я испугался, когда увидел, что он ввязывается в военную диссертацию, и я поспешил прервать его. — Дочь капитана Миронова, — сказал я, — только что написала мне письмо с просьбой о помощи. Чвабрин обязывает ее стать его женой». «В самом деле! О! этот Чвабрин великий негодяй. Если он попадет мне в руки Я прикажу судить его через двадцать четыре часа, и мы расстреляем его на гласис форта. А пока нам нужно набраться терпения». «Наберитесь терпения!» Я плакала, вне себя. «О!» — ответил генерал. «И все же это не было бы таким ужасным несчастье для нее. Лучше бы она была женой Чвабрине, который теперь может ее защитить. И когда мы его расстреляем, тогда, с помощью небес, обрученные снова сойдутся. Симпатичный маленькие вдовы недолго остаются одинокими; Я имею в виду вдову больше легко находит себе мужа». «Я лучше умру, — яростно воскликнул я, — чем оставлю ее Швабрину». «Ах! Ба!» — сказал старик. — Теперь я понимаю. Вероятно, вы влюблены с Марьей Ивановной. Тогда другое дело. Бедный мальчик! Но все же это Невозможно мне дать вам батальон и полсотни казаков. Этот экспедиция неразумна, и я не могу взять ее на себя ответственность.» Я склонил голову; отчаяние охватило меня. Вдруг идея блеснула через меня, и что это было, читатель увидит в следующей главе, как — говорили старые романисты. СНОСКИ: [Сноска 1: В то время осужденным отрезали ноздри. [Сноска 2: Дочь другого коменданта форта, которого Пугачев оскорблен и убит.] Вернуться к тексту |
Enduring Word Bible Commentary Jeremiah Chapter 52
Video for Jeremiah 52:Иеремия 52 – Падение Иерусалима, изгнание Иудеи
Некоторые комментаторы полагают, что эта последняя глава была написана не Иеремией, а, возможно, Варухом. Это свидетельствует об правдивости и честности долгой и добросовестной работы Иеремии как пророка Бога.
«Похоже, что следующая глава не является работой этого пророка: это не его стиль. Автор его пишет Jehoiachin ; Иеремия всегда пишет ему Иехония , или Кония . Это просто историческое событие, и оно очень похоже на 4 Царств 24:18-25:30». (Кларк)
«Почти каждый стих Иеремии 52 — это исполнившееся пророчество. На самом деле, чтение главы — это хороший способ просмотреть всю книгу Иеремии. Факты говорят сами за себя: Иеремия говорил истинные слова Божьи». (Райкен)
«В нынешнем контексте глава как бы говорит: божественное слово как исполнилось, так и исполнится!» (Брайт, процитировано у Киднера)
«Септуагинта дала ему такое название: И было, после того как Израиль был взят в плен и Иерусалим был опустошен, сидел пророк Иеремия, плача и рыдая, и горько рыдая дело его народа. Таким образом, они связывают воедино эту главу и последующие Плач, которые иудеи до сих пор, как говорят, читают вместе в своих синагогах в девятый день месяца ав, что соответствует нашему июлю, потому что в этот день город был взят и разрушен. халдеями [Иеремия 52:7]». (Trapp)
A. Осада и завоевание Иерусалима.
1. (1-3) Злое правление и восстание Седекии.
Седекии был двадцать один год, когда он стал царем, и он правил одиннадцать лет в Иерусалиме. Имя матери его было Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны. И он делал злое в очах Господних, как и все, что делал Иоаким. Ибо из-за гнева Господа это произошло в Иерусалиме и Иудее, пока Он окончательно не изгнал их от Своего лица. Тогда Седекия восстал против царя Вавилона.
а. Седекии был двадцать один год, когда он стал царем. : 4 Царств 24:17 объясняет, что Навуходоносор поставил молодого Седекию на трон Иудеи в качестве своего марионеточного царя после восстания Иехонии.
я. Во 2 Царств 24:17 также говорится, что первоначально имя Седекии было Матфания , а Навуходоносор изменил его на Седекия . Имя Седекия означает Господь Праведный . Праведный суд Божий вскоре должен был явиться над Иудой.
б. Он также делал зло в очах Господа : 2 Паралипоменон 36:11-20 говорит нам больше о зле Седекии, в частности, о том, что он не слушал Иеремию или других посланников Бога. Вместо этого он высмеял и проигнорировал сообщение.
я. « зло Седекии (ст. 19) полностью объяснено во 2 Паралипоменон 36:12-14. (i) Он не хотел слушать Божье слово через Иеремию; (ii) он нарушил клятву, данную именем Яхве как вассал Вавилона; (iii) он не раскаивался и не смог удержать лидеров и священников от осквернения храма повторным введением идолопоклонства». (Уайзман)
в. В конце концов Он изгнал их из Своего присутствия : Божье терпение и долготерпение наконец исчерпали себя, и Он позволил – даже подтолкнул – вавилонское завоевание Иудейского царства.
я. «Отсутствие всякого выражения эмоций поражает больше всего. В одном предложении указывается на гнев Божий как на причину всего, а в остальном трагические факты, терзавшие сердце писателя, излагаются краткими, бесстрастными фразами». (Макларен)
ii. «Книга Плача плачет и рыдает от горя набожного еврея; но историк душит чувство, рассказывая о праведном суде Божием». (Макларен)
д. Седекия восстал против царя Вавилона : Иеремия говорит нам, что в те дни было много лжепророков, которые проповедовали Седекии весть о победе и триумфе, и он поверил им вместо Иеремии и других благочестивых пророков, подобных ему. Поэтому он восстал против царя Вавилона .
я. Например, Иеремия 32:1-5 говорит нам, что Иеремия ясно сказал Седекии, что его восстание против Вавилона не преуспеет. Седекия арестовал Иеремию и заключил его за это в тюрьму, но пророк стойко оставался верным посланию, которое дал ему Бог.
2. (4-6) Последняя осада Иерусалима.
И было, в девятый год его царствования, в десятый месяц, в десятый день месяца, , что Навуходоносор, царь Вавилона, и все войско его пришли к Иерусалиму и расположились станом против него; и они построили вокруг него осадную стену. Так город находился в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. К четвертому месяцу, в девятый день месяца, голод в городе сделался настолько сильным, что не было пищи для жителей земли.
а. Вокруг него построили осадную стену : Навуходоносор применил обычный в те времена метод нападения на города, обнесенные надежной стеной, – осадную стену . Осада была предназначена для того, чтобы окружить город, помешать любому бизнесу и торговле войти в город или покинуть его и, в конечном итоге, заставить население сдаться голодом.
я. «Это событие было настолько важным, что Ветхий Завет упоминает о нем четыре раза — во 2 Царств 25; 2 Паралипоменон 36:11-21; Иеремия 39:1-14; и в этом отрывке». (Файнберг)
б. Голод в городе стал настолько сильным. : Это была предполагаемая цель осады. Это указывает на то, что Навуходоносор и вавилоняне были на пороге победы над Иерусалимом.
я. «Восемнадцать месяцев агонии сжаты в три стиха (Иеремия 52:4-6)». (Макларен)
3. (7-11) Седекия схвачен и казнен.
Тогда городская стена была прорвана, и все воины обратились в бегство и ночью вышли из города через ворота между двумя стенами, которые был у царского сада, хотя халдеи были возле города со всех сторон. И они пошли по равнине. Но войско халдейское преследовало царя и настигло Седекию на равнинах Иерихонских. Вся его армия была рассеяна от него. И взяли царя, и привели его к царю Вавилонскому в Ривлу, в земле Емаф, и он произнес над ним суд. Тогда царь Вавилонский убил сыновей Седекии на его глазах. И он убил всех князей Иуды в Ривле. Он также выколол глаза Седекии; и царь Вавилонский сковал его медными цепями, отвел его в Вавилон и посадил в темницу до дня смерти его.
а. Затем городская стена была прорвана : В этот отчаянный момент для Иуды при осаде Иерусалима Седекия предпринял последнюю попытку вырваться из тисков почти полностью успешной осады. Они планировали тайный прорыв городских стен и линий осады вавилонян, используя отвлекающую тактику.
б. Войско халдеев преследовало царя и настигло его на равнинах Иерихонских : Это было на значительном расстоянии от Иерусалима. Седекия, вероятно, думал, что его стратегия увенчалась успехом и что он избежал суда, который обещали такие пророки, как Иеремия. Однако истинность Божьего слова была доказана, и он был схвачен на равнинах Иерихона .
я. «Кажется ироничным, что именно здесь, в том самом месте, где Израиль впервые ступил на землю обетованную, последний из царей Давида был захвачен в плен и его монархия рухнула. Здесь, где Израиль пережил свою первую победу, когда стены Иерихона пали перед безоружными людьми, доверившимися Богу, было место его последнего поражения». (Дилдай)
гр. Затем они убили сыновей Седекии на его глазах, выкололи глаза Седекии : Вавилоняне не были известны такой жестокостью, как ассирийцы, завоевавшие северное Израильское царство примерно 150 лет назад, но они все еще были знатоками жестокость по-своему. Они позаботились о том, чтобы последним зрелищем, которое увидел царь Седекия, было убийство его собственных сыновей, после чего он провел остаток своей жизни во тьме.
и. Это исполнило таинственное обещание, данное Богом через Иезекииля относительно Седекии незадолго до падения Иерусалима: Я также раскину на него Мою сеть, и он попадется в Мою сеть. Я приведу его в Вавилон, в землю Халдейскую; но он не увидит его, хотя и умрет там. (Иезекииль 12:13)
ii. «С выколотыми глазами, скованный кандалами, он был отнесен ко двору победителя, символа народа, восставшего против Бога и разбитого на куски». (Морган)
III. «Глаза чьего разума давно уже выколоты; в противном случае он мог бы предвидеть и предотвратить это зло, поскольку предвидение — лучшее средство предотвращения, — если бы он предупредил то, что было предсказано». (Трапп)
iv. «Иосиф Флавий ( Antiquities x.8.8) говорит, что Навуходоносор «держал Седекию в темнице, пока он не умер; а затем пышно похоронили его». Это согласуется с Иеремией 34:5». (Кнапп)
4. (12-14) Разрушение Иерусалима.
Сейчас на пятом месяце, на десятом день месяца (который был девятнадцатым годом царя Навуходоносора, царя Вавилонского), Навузардан, начальник телохранителей, , который служил царю Вавилонскому, пришел в Иерусалим. Он сжег дом Господень и дом царя; все дома Иерусалима, то есть все дома великих, он сжег огнем. И все войско Халдейское, которое было с начальником телохранителей, разрушило все стены Иерусалима вокруг.
а. Он сжег дом Господень : Великий храм Соломона превратился в руины. Он оставался в руинах в течение многих лет, пока не был смиренно восстановлен вернувшимися изгнанниками во времена Ездры.
я. В десятый день : «Для десятого дня (Иеремия 52:12) во 2 Царств 25:8 есть седьмой день, разница, возможно, охватывает интервал между прибытием Навузардана и началом разрушения». (Харрисон)
ii. «Талмуд говорит, что когда вавилоняне вошли в храм, они устроили там двухдневный пир, чтобы осквернить его; затем, на третий день, они подожгли здание. Талмуд добавляет, что огонь горел весь тот день и следующий». (Дилдай)
III. Девятнадцатый год царя Навуходоносора : «Кажущееся противоречие между Иеремия 52:12 и Иеремия 52:29 легко объяснимо; в первом был включен год воцарения Навуходоносора, во втором — нет». (Кандалл)
б. Разрушены стены Иерусалима вокруг : Стены Иерусалима — физическая безопасность города — теперь разрушены. Иерусалим больше не был безопасным местом. Стены останутся в руинах, пока они не будут восстановлены вернувшимися изгнанниками во дни Неемии.
и. О Навузардане, начальнике стражи : «Этот титул на иврите буквально означает «главный палач» или «убийца». Методично он приступил к разрушению прекрасного города, сжег дворец и главные здания, стены и разрушить храм». (Дилдай)
B. Иудея и Иерусалим под вавилонянами.
1. (15-23) Пленники, оставшиеся в земле и добыча.
Тогда Навузардан, начальник стражи, увел пленника около бедняков, остальных людей, оставшихся в городе, перебежчиков, перешедших на сторону царя Вавилона, и остальных ремесленников. А Навузардан, начальник телохранителей, оставил и бедняков земли виноградарями и земледельцами. Столбы медные, что было в доме Господнем, и колесницы и море медное, что было в доме Господнем, Халдеи разбили на куски и отнесли всю медь свою в Вавилон. Они также забрали кастрюли, лопаты, триммеры, миски, ложки и всю бронзовую посуду, с которой священников служили. Чаши, сковороды, чаши, горшки, подсвечники, ложки и чашки, что бы ни было из чистого золота , а что бы ни было из чистого серебра , начальник стражи забрал. Два столба, одно море, двенадцать медных тельцов, которые были под им, и колесницы, которые царь Соломон сделал для дома Господня, — меди всех этих вещей не было меры. Теперь относительно столбов: высота одного столба было восемнадцать локтей, мерная линия в двенадцать локтей могла измерить его окружность, а его толщина равнялась четырем пальцам; это был полый. Капитель из бронзы был на ней ; а высота одной капители была пять локтей, с сетью и яблоками вокруг венца, все из меди. Второй столб, с гранатами, был таким же. По бокам было девяносто шесть гранатов; все гранаты, все вокруг в сети, были сто.
а. Увезли в плен остальных людей, оставшихся в городе : Это была третья крупная волна захвата в плен оставшихся людей, всех, кроме бедняков земли .
б. И отнесли их медь в Вавилон…. вещи из чистого золота и чистого серебра забрал начальник стражи : Как остальные люди были взяты в плен в Вавилон, так и оставшиеся ценности из храма были взяты. Иерусалим был опустошен, полностью разграблен под судом Божьим.
и. Иеремия 52:17-23 представляет собой подробный перечень всего, что вавилоняне украли из храма. «Материал в Иеремии 52, таким образом, является просто кратким изложением, и неудивительно, что не всегда возможно сопоставить это повествование с 3 Царств 7. Цель состояла не в том, чтобы дать подробное техническое описание, а в том, чтобы подчеркнуть два факта. во-первых, что бронзы было очень много, а во-вторых, что столбы были очень красивы, что делало их разрушение тем более трагичным». (Томпсон)
2. (24-27) Власть Навуходоносора над Иерусалимом и Иудеей.
Начальник телохранителей взял Сераию первосвященника, Софонию второго священника и трех привратников. Он также вывел из города военачальника, ведавшего над воинами, семерых приближенных царя, находившихся в городе, главного армейского писца, который собирал жителей страны, и шестьдесят человек из народ земли, находившийся посреди города. И взял это Навузардан, начальник телохранителей, и привел к царю Вавилонскому в Ривлу. И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. Так Иуда был взят в плен из своей земли.
а. Царь Вавилона поразил их и предал смерти : Эти последние вожди Иерусалима и Иудеи также были схвачены и преданы смерти. Царь Вавилона года имел, казалось бы, полную власть над бывшим Иудейским царством.
я. Ударил их : «Корень нх трудно перевести. Hiphil часто переводится как «поражать», но может означать «ранение, боль, пытки, порка» и т. д.». (Томпсон)
б. Так Иуда был взят в плен из своей земли 902:33: Это была земля, которую Бог дал Своему народу, коленам Израиля. Они владели этой землей около 860 лет; они взяли его верой и послушанием, но потеряли через идолопоклонство и грех.
я. «Читателя не может не поразить бесстрастный тон повествования в этой главе. Ни разу автор не показывает своих чувств, хотя и описывает трагическую гибель своей страны. Мы должны обратиться к Книге Плача о плаче и воздыхании». (Дилдай)
3. (28-30) Журнал заключительного этапа ссылки.
Эти суть людей, которых Навуходоносор увел в плен: в седьмом году три тысячи двадцать три еврея; в восемнадцатый год правления Навуходоносора он увел в плен из Иерусалима восемьсот тридцать два человека; В двадцать третий год Навуходоносора Навузардан, начальник телохранителей, взял в плен из Иудеев семьсот сорок пять душ. Все лица были четыре тысячи шестьсот.
а. Это люди, которых Навуходоносор увел в плен : Это описывает часть окончательного изгнания и принудительного обезлюдения земли. Завоевание и изгнание Иудеи шли волнами, и это было последним.
б. Всего было четыре тысячи шестьсот человек. : Это относительно небольшое число обычно понимается как относящееся к части изгнанников и только к взрослым мужчинам этой части.
и. «Если в Иеремии 52:28-30 учитываются только евреи или только мужчины, то окончательное число изгнанников, несомненно, было намного больше». (Файнберг)
ii. «Цифры, приведенные здесь, отличаются от цифр во 4 Царств 24:14, 16. 3023 человека могут быть фактическим числом депортированных взрослых мужчин, в то время как цифры Царств могут включать общее количество депортированных». (Харрисон)
4. (31-34) Небольшой лучик надежды, увиденный в Иехонии, улучшил ситуацию в Вавилоне.
И было в тридцать седьмом году пленения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатом месяце, в двадцать пятый день месяца, тот Злой-Меродах, царь Вавилонский, в первый год своего царствования поднял голову Иехонии, царя Иудейского, и вывел его из темницы. И он говорил с ним ласково и дал ему более видное место, чем те цари, которые были с ним в Вавилоне. И переоделся Иехония из тюремной одежды своей и регулярно ел хлеб пред царем во все дни своей жизни. А что касается его провизии, то царь Вавилонский дал ему регулярный паёк, часть на каждый день до дня его смерти, на все дни его жизни.
а. На тридцать седьмом году пленения Иехонии, царя Иудейского : Этот царь Иехония не был последним царем Иудейским; Седекия последовал за ним. Но его увезли в Вавилон в бронзовых оковах (4 Царств 24:10-12). Это произошло, когда Иехония много лет находился в плену.
я. «Тридцать семь лет тюрьмы! И такой долгий срок на царствование в три месяца. (Киднер)
б. Поговорил с ним ласково и дал ему более видное место : Это описывает небольшую доброту и благословения, данные в худших обстоятельствах. Иуда все еще оставался безлюдным; народ Божий все еще был изгнан; а царь Иудейский все еще находился в плену в Вавилоне. Тем не менее, ища даже небольшие намеки на благодать и милосердие как свидетельство ответной благосклонности Бога, божественный историк отметил, что к царю Иехонии в Вавилоне стали относиться лучше.
я. Поднял голову Иехонии, царя Иудейского : «Эта фраза взята из Бытие 40:13. Оно основано на наблюдении, что те, кто в печали, склоняют голову, и когда они утешены или причина их печали устранена, они поднимают головы . Фраза на иврите подними голову означает утешение, ободрение, осчастливление ». (Кларк)
ii. «Таблички, обнаруженные в разрушенных воротах Иштар в Вавилоне, подтверждают, что Иехония был получателем царской награды». (Харрисон)
iii. «Тот факт, что Иехония прожил еще много времени после изгнания и что его, наконец, освободили из тюрьмы, мог показаться первым признаком исполнения обещания Иеремии о дне восстановления». (Томпсон)
iv. Это было небольшое, но, тем не менее, свидетельство того, что Бог еще не закончил благословлять и восстанавливать Свой народ, предвещая еще большее благословение и грядущее восстановление. «Бог, наконец, обрушил обещанное наказание на Свой отступнический и идолопоклоннический народ, и началось наказание изгнанием. Несмотря на это ужасное бедствие, остается надежда, что Бог восстановит Свой народ, вернув верный остаток, чтобы вновь заселить родину». (Харрисон)
v. «Никакое войско, расположившееся лагерем против народа Божьего, не может получить над ним никакого преимущества, пока они остаются верными сердцем, разумом и волей своему Единому Царю.