Кантемир сатиры: Сатиры Кантемира как код русской поэзии. — Тула : Аквариус, 2018

Сатиры

Главная / Краткие содержания / Кантемир Антиох Дмитриевич / Сатиры

В первой сатире «На хулящих учение» описаны аргументы противников науки. Критон считает их причинами церковных распрей и расколов. Раньше люди стояли на службе, потому что должно так делать, не понимая ее сути и полагаясь на мудрость священников, а теперь начали самостоятельно изучать Библию. Теперь народ пренебрегает постами, поклонами святыням, и даже начинает полагать, что не пристало отписывать монастырям земли. Скопидом Сильва полагает, что учения также приносят с собой голод, ибо неученые крестьяне собирали больший урожай. Дворянству тоже нет смысла постигать суть мироздания, всяческие управленческие и торговые приемы можно и без наук освоить. К тому же, науки скучны и мешают веселью, что разрушает веселую компанию. Щеголь Медор сетует, что на производство книг уходит много бумаги, что ему уж некуда завернуть свои витые кудри. А Цицерон и Виргилий и гроша не стоят по сравнению с рукастым портным или сапожником.


Без лишних знаний и место теплое найти проще. Вот чтобы епископом стать, достаточно бороду отрастить да клобук на голову натянуть, судьей чтоб быть, можно и вовсе надеть парик с узлами и отсылать каждого, кто без взятки приходит. А законы знать — дело подьячих.
Вторая сатира «На зависть и гордость злонравных дворян» описывает разговор добродетельного Филарета с Евгением, обладающим высоким чином. Филарет находит Евгения в чрезвычайно дурном расположении духа и угадывает причину этого: многие люди рангом пониже достигают успехов, в то время Евгений с высоты своих благородных корней ничего не добился. Это и тревожит Евгения, стыдно с такими предками быть во всем последним.
Филарет отвечает как на духу, что благородство, не подкрепленное собственными достижениями, мало что значит. Грамоты должны подтверждать заслуги человека, а не быть его единственными заслугами, полученными при рождении. Евгений и сам говорит, что предки заработали почет собственными силами и свершениями. У него же ничего подобного за душой нет, ибо когда предки с войском шли на неприятеля, он возлегает на перинах, окруженный многочисленными слугами.
Потом автор описывает день из жизни барина. С постели он встает поздним утром, после чаепития или чашечки кофе прихорашивается, с помощью слуги натягивает тесные башмаки, наряд в деревню ценой, а после предается чревоугодию вместе с мнимыми друзьями, которые покинут его, стоит ему потерять свое состояние. А Евгений и сам приближает этот день, играя в карты каждый божий день, проиграв таким образом уже несколько деревень.


А для высоких должностей нужны знания и способности. Для мореходства у Евгения нет ни знаний, ни мужества править кораблем, судья должен усердно изучать законы и быть милосердным, а Евгений невежественен и жесток: бьет крестьян за любой проступок, пока кости не затрещат, а из-за постоянных проигрышей в карты не брезгует никакими способами добычи денег. Евгений слишком ленив даже для придворного, ибо для этого требуется терпение и трудолюбие. Например, Клит, что работает при дворе, круглые сутки обивал пороги передних, осторожно выбирал слова, дабы не вызвать ничье недовольство. У него следует поучиться, чтобы потом использовать это умение во благо.
Невежество Евгения только усложняет его жизнь. Сперва ему стоит исправиться, и потом уже пытаться найти себе место под солнцем. Корни же, знатные они или нет, мало значат. Сколь знатен не был бы род, а имя доброе подкреплять делами надобно, не наоборот.


В седьмой сатире «О воспитании» автор рассуждает о значимости общественного мнения. например, существует такое мнение, что знание доступно лишь людям в возрасте, и юноша совета дельного не может дать. А почему? Также считается, что любой человек склонен к обману, но на самом деле все зависит от воспитания: какую черту развивать — та и проявится в характере. Потому Сам Петр ездил по заграничным странам, высматривая лучшее в них и открывая учебные заведения для своих подданных. Правильно воспитай человека — и он многого добьется.
Независимо от талантов и положения нужно быть добродетельным человеком: способности, на которые опирается злой ум, не доведут их владельца до добра. Уж лучше быть человеком невыдающимся, но добрым, чем злобным гением.


Воспитывать детей нужно не догмами, а примером. Чуть проявилась у ребенка дурная черта, нужно показать ему того, кто испытывает от нее вред: богача, чахнущего над своим богатством, больного блудника. Также нужно аккуратно выбирать его окружение, недаром народ говорит «С волками жить — по-волчьи выть». Но самое главное — родители должны сами представлять собой то, чему пытаются научить дитя, потому что, видя от отца зло, сын только злу и научится. Большинство не воспримет серьезно такие советы молодого человека, подытоживает автор, но они тогда могут и вовсе не читать эти стихи.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сатиры». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание Кантемир Сатиры для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Первая сатира в книге называется «На хулящих учение». Сатира описывает аргументы людей, которые были против науки. По словам Критона, противники науки стали первопричиной духовных расколов. Люди стали самопроизвольно учить Библию, не обращаясь за помощью к священнику. Народ стал считать, что монастыри не достойны получать земли, и начали презирать поклоны и посты святынь.

Скопидом Сильва считал, что наука и учение могут принести только голод, поскольку простые крестьяне получали большую жатву. Дворянам тоже не нужна наука. С делами управления и торговли дворяне справлялись и без учения. Кроме того наука приносила только скуку и разрушала веселье. Сатирик Щеголь Медор написал, что наука излагается в книге. А на одну книгу тратится много бумаги. Сатирики считали, что простые портные и сапожники  умнее, чем Виргилий и Цицерон. Сатирики считали, что жить станет намного легче без науки. Для того, чтобы стать эпископом надо только отрастить бороду и одеть клобук.    

Вторая сатира книги называется «На зависть и гордость злонравных дворян». Сатира рассказывает про разговор Евгения и Филарета. Евгений работал на высокой должности. Филарет обнаружил, что Евгений находится в дурном настроении. Причиной такого настроения стал успех работников, которые были рангом ниже, чем Евгений. Они повышались по карьерной лестнице, а Евгений не достиг ничего, несмотря на благородные корни. Евгению было стыдно за свое положение. Филарет объясняет, что благородство предков без собственных достижений ничего не значит. Евгений сказал, что прародители заслужили почет своим трудом. У Евгения ничего подобного не было.

Позже писатель описывает бытие богатого барина. Барин просыпается поздно утром. Он за завтраком пьет кофе и прихорашивается. Его слуги натягивают  ему тесные башмаки и кафтан. Он играл в карты с мнимыми друзьями каждый день. Жизнь Евгения была почти такой же. Он не мог получить высокую должность. Для занятия мореплаванием у Евгения не было знаний и мужества. Чтобы стать судьей человек должен иметь милосердие и знать законы. А Евгений был жестоким и невежественным.

  Он проигрывал много денег в карты, бил своих крестьян и пользовался всеми способами добычи финансовых средств.

Евгений был очень ленивым и ничего не хотел делать. При этом у него отсутствовало трудолюбие и терпение. У Клита простого работника было большое терпение. Он целыми днями обивал пороги и осмотрительно подбирал слова при общении с богатым обществом. Евгению не хватало его терпения. Его необразованность только портило ему жизнь. Своими делами он позорил своих предков.   

Седьмая сатира была написана про воспитание. В сатире говорится о значении мнения всего общества. В обществе есть подобное суждение, что получение знания посильно только людям в солидном возрасте. Слишком молодые люди не могут дать совета. Кроме знаний каждый человек склонен обманывать. Приобретение качеств зависит от воспитания. При воспитании каждая черта проявляется в нраве человека. Великий царь Петр создавал учебные курсы  для своих подданных. По словам автора, правильное воспитание поможет многого достигнуть.

Несмотря на положение и таланты надо всегда быть добрым человеком.

Оцените произведение:

  • 2.69
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 62

Читать краткое содержание Кантемир — Сатиры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Кантемир — Сатиры

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гайдар Школа

    В произведении «Школа» рассказано об исторических событиях 16 – 18 годов 20 века. Мы знакомимся с главным героем Арзамаса – молодым юношей Борисом.

  • Краткое содержание Аксаков Облако

    Набегавшись на лугу, десятилетний Лотарий бросился на траву и залюбовался небом. Неожиданно появилось облачко, в котором угадывался прекрасный женский силуэт, и ребенок не мог отвести от него глаз.

  • Краткое содержание Зимовье зверей русская народная сказка

    В предчувствии зимы шел по лесу бык искать теплый угол. Попался ему баран навстречу. Рассказал бык, куда он идет и захотел баран присоединиться. Так и пошли они вместе, пока не встретили свинью

  • Краткое содержание Беккер Гном

    Сестры Марта и Магдалена рано осиротели. Терпя нужду и страдания, они сближаются, но, вместе с тем, они слишком разные и между ними сквозит вражда и антипатия. Марта – высокомерна, с копной черных волос и такими же черными глазами.

  • Краткое содержание Арсеньев Дерсу Узала

    Жанровая направленность произведения представляет собой приключенческую книгу, написанную непрофессиональным писателем, а знаменитым путешественником, географом и ученым.

  • Краткое содержание Гранатовый браслет по главам (Куприн)

    1 глава. Рассказ начинается с описания непогоды, которая наступила в конце лета на берегу Черного моря. Основная масса жителей начала второпях переезжать в город, покидая сады. Княгиня Вера

Румынский астрогуманизм (XIV) — Кантемир

Румынский астрогуманизм (XIV) — Кантемир

 

РУМЫНСКИЙ АСТРОГУМАНИЗМ (XIV)

КАНТЕМИРС


Статья Андрея Дориана Георге
впервые опубликовано как
Дмитрий Кантемир, румынский правитель и астропоэт
в Звезда*Линия
(Журнал Ассоциации научно-фантастической поэзии),

Январь-февраль 2008 г. , США

Дизайн (включая фото Cursing the Heavens )
Габриэль Иванеску

 

.


Дмитрий Кантемир (1673-1723)
был правителем Молдавии
(одно из трех румынских средневековых государств,
г. сегодня делится на
Румынская Молдавия и Молдавская Республика —
известный также как Бессарабия или Бессарабия)
между 1710 и 1711
(его правильный титул — Домнитор и Воевод, что эквивалентно местному король),
а также великий писатель, ученый, философ и даже музыкант.


Его основными произведениями были впечатляющая история Османской империи
года. и Описание Moldaviae ,
за что он был избран членом престижной Берлинской академии.


В 1705 г.
он также написал в прозе и стихах захватывающую аллегорию
(что тоже можно считать прототипом научной фантастики),
Иероглифическая история,
в котором, в данный момент, главный герой Единорог так лишен
османского владычества в Юго-Восточной Европе,
г. что он проклинает в стихах всю Вселенную.


Я выбрал из этого проклятия, как образец для этой темы,
Отрывок Дмитрия Кантемира о зодиакальных созвездиях:

Лев рычит,
Бык мычит,
Ослабление Барана,
Соус крабовый в черной коре,
Козерог сгибает рога,
Рыбы тонут без воды,
Братья-близнецы бросают друг друга,
Дева, изображающая свою красоту и окрашивающая свои желтые волосы в черный цвет,
Скорпион портит острое жало,
Лучник не попал в цель из-за сломанного лука,
Баланс не показывает справедливости,

Водяной плавит себя


В 1711,
гг. после того, как его христианский (молдавско-русский) союз проиграл битву
против османской армии,
г. Дмитрию Кантемиру пришлось покинуть свою страну
и принимал у себя знаменитый русский царь Петр I (Петр Великий),
г. который назвал его князем Российской империи за его культурные заслуги.


Крайне интересно, что впоследствии его сын
Антиох (1708-1744, Антиох Дмитриевич Кантемир)
стал важным имперским дипломатом
и считался первым культурным поэтом русской литературы.


Чтобы завершить восхваление этой яркой восточноевропейской семьи,
Я закончу эту статью двумя важными цитатами Антиоха Кантемира:

— одной о космическом креационизме:

Бог сказал луне и планетам

Занять свет у солнца;
Он приказал, чтобы сотни звездных факелов
Осветить ночью после захода солнца.
Он мудро устроил меру времени,
И все вещи соблюдают эти правила.

(Ода I)

-и один зеркальный
фундаментальный астрономо-философский вопрос того времени,
ссылаясь на спор между адептами геоцентрической теории
и адепты гелиоцентрической теории:

Стоит ли менять наш покой на любопытство
и узнать, движется ли Земля непрерывно,
или светящееся Солнце?

(Сатира I)


2008 САРМ
(Румынское общество метеоров и астрономии)

СТАМБУЛ, Протянувшийся на два континента: МУЗЕЙ ДМИТРИЯ КАНТЕМИРА

Балат, Фатих — Стамбул — Турция

GPS: 41°01’48. 0″N 28°56’58.0″E / 41.030000, 28.949444

АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ

Один из домов, где проживал Дмитрий Кантемир во время его ссылки в Константинополе, был отреставрирован и открыт как музей в 2007 году. Он находится в квартале Фенер города-крепости между Фанарским колледжем и бухтой Золотой Рог. . Музей Дмитрия Кантемира в Стамбуле вызывает значительный интерес как у румынского и турецкого культурных сообществ, так и у турецких и европейских властей.

Димитрий или Деметриус Кантемир (1673–1723), также известный под другими вариантами написания, был молдавским солдатом, государственным деятелем и литератором. Дважды был воеводой Молдавии (март – апрель 169 г.3 и 1710–1711). Во время своего второго срока он объединил свое государство с Россией в их войне против османских повелителей Молдавии; Поражение России вынудило семью Кантемира покинуть страну и заменить местных воевод греческими фанариотами. Кантемир был также плодовитым писателем, философом, историком, композитором, музыковедом, лингвистом, этнографом и географом.

Его сын Антиох, посол России в Великобритании и Франции, друг Монтескье и Вольтера, впоследствии будет известен как «отец русской поэзии». Димитрий — румынская форма имени, латинизированная как Деметриус и, реже, англизированная как Деметра. Русская форма его имени была Дмитрий Константинович Кантемир. Он также известен как Дмитрий Кантемироглу в турецком контексте, Димитр Кантемир в польском и Деметриос Кантимерес в греческом.

Дмитрий родился в Силистрень, Молдавия (ныне уезд Васлуй, Румыния) 26 октября 1673 года в семье Константина Кантемира и Аны Банташ. Его пожилой отец был из дворянского рода крымскотатарского происхождения, пришедшего в Молдавию в середине XVII века. Его мать была ученой дочерью местного дворянского рода. В 1685 году Константин был назначен воеводой Молдавии ее турецкими повелителями.

Хотя сам Константин был неграмотным, он хорошо обучил своих сыновей Димитрия и Антиоха. В детстве Дмитрий выучил греческий и латынь, чтобы читать классиков. Одним из его наставников был ученый Иоанн Комненос Моливдос. Между 1687 и 1710 годами Димитрий провел большую часть своего времени в качестве заложника или посланника в Константинополе, где он выучил турецкий язык и изучал историю Османской империи в Греческой академии Патриархата. Находясь там, он также сочинял турецкую музыку.

После смерти Константина в 1693 году Дмитрий ненадолго сменил его на воеводстве, но в течение трех недель уступил место Константину Дуке, чью кандидатуру поддержал его тесть, валашский воевода Константин Брынковяну. Когда его брат Антиох в конце концов получил контроль над Молдавией, Димитрий служил его посланником в Порте. В эти годы он также с отличием служил в турецкой армии в ее походах.

В 1710 году Димитрий был назначен воеводой самостоятельно. Полагая, что Османская Турция рушится, он поставил Молдавию под контроль России посредством секретного соглашения, подписанного в Луцке. Затем он присоединился к Петру Великому в его войне против турок. Это закончилось неудачей в Станилешти (18–22 июля 1711 г.), и Кантемиры были вынуждены покинуть Россию. Затем Турция заменила воеводство правлением греческих фанариотов.

В России Димитрий был провозглашен русским князем (князем) Петром и князем Священной Римской империи Карлом VI. Он жил в имении на Дмитровке под Орлом, с многочисленной боярской дружиной (включая летописца Иона Некулче). Там он и умер 21 августа 1723 года, в тот самый день, когда ему было присвоено немецкое звание. В 1935 году его останки были возвращены в Яссы.

Кантемир был дважды женат: на принцессе Кассандре Кантакузин (1682–1713), дочери принца Шербана Кантакузино и предполагаемом потомке византийского Кантакузена, в 169 г.9, и княгине Анастасии Трубецкой (1700–1755) в 1717 году.

Дети Кантемира были довольно заметными в русской истории. Его старшая дочь Мария Кантемир (1700–1754) настолько привлекла Петра Великого, что он якобы планировал развестись со своей женой Екатериной, чтобы быть с ней. Однако после восхождения Екатерины на престол Мария была вынуждена уйти в монастырь. Сын Кантемира Антиох (1708–1744) был русским послом в Лондоне и Париже, другом Вольтера и Монтескье.

И настолько влиятельный поэт, сатирик и эссеист, что считается «отцом русской поэзии». Другой сын Константин (1703–1747) был замешан в голицынском заговоре против императрицы Анны и был сослан в Сибирь. Младшая дочь Дмитрия Смарагда (1720–1761), считавшаяся одной из величайших красавиц своего времени, была женой князя Дмитрия Михайловича Голицына и подругой императрицы Елизаветы Петровны.

Кантемир был полиглотом, известным как один из величайших лингвистов своего времени, говорившим и писавшим на одиннадцати языках. Хорошо разбирающийся в восточной науке, его творчество объемно, разнообразно и оригинально, хотя некоторые из его научных трудов содержат неподтвержденные теории или простые неточности. Между 1711 и 1719 гг.он написал свои самые важные творения. В 1714 году он был назначен членом Берлинской королевской академии.

Самой известной работой Кантемира была его «История роста и распада Османской империи». Этот том в течение ряда лет распространялся по Европе в рукописном виде. Наконец, он был напечатан в 1734 году в Лондоне, а затем переведен и напечатан в Германии и Франции. Он оставался основополагающим трудом об Османской империи до середины 19 века; в частности, он использовался в качестве отсылки к собственному « Упадку и падению Римской империи» Эдварда Гиббона .

Более поздняя стипендия оспаривает многие пункты из-за сомнительности некоторых источников Кантемира. Он также опубликовал первую критическую историю Румынии в целом, Хронику древности романо-молдаво-валахов (Hronicul vechimei a romano-moldo-vlahilor) с 1719 по 1722 год. В ней утверждалось латинское происхождение румынского языка. и римское происхождение людей, живших на бывшей земле Дакии.

Кантемир составил свое «Описание Молдавии» в 1714 году по заказу Королевской академии в Берлине. Охватывая географические, этнографические и экономические аспекты Молдавии, он также был распространен в рукописи и опубликован гораздо позже. Он появился в немецком географическом журнале в 1769 году.и был опубликован в виде книги в 1771 году. Его ок. Рукописная карта Молдовы 1714 года была первой настоящей картой страны, содержащей как географические детали, так и административную информацию. Напечатанная в 1737 году в Нидерландах, она на десятилетия легла в основу большинства европейских карт страны.

Некоторые из примерно сорока османских произведений Кантемира до сих пор исполняются как часть турецкого репертуара, но его величайшая заслуга заключалась в сохранении 350 традиционных инструментальных произведений путем публикации их в нотной записи, которую он разработал на основе османско-турецкого алфавита в своей работе «Эдвар- i Musiki , подаренный султану Ахмеду III в 1703 или 1704 году и недавно переизданный с современными пояснениями.

В 1999 году ансамбль Безмара записал Yitik Sesin Peşinde («В поисках утраченного звука») из транскрипций Кантемира с использованием старинных инструментов. В 2000 году Golden Horn Records выпустили компакт-диск Cantemir, посвященный его сочинениям, его европейским современникам и народной музыке Молдавии в исполнении Ихсана Озгена и ансамбля Lux Musica под руководством Линды Бурман-Холл. В нем представлены сольные импровизации на турецкой смычковой скрипке ( kemençe или lăută ) и лютне с длинной шеей ( tanbur ), и он был предназначен для объединения стилей и инструментов ранней европейской музыки с современной турецкой художественной музыкой и инструментами.

Семь композиций Кантемира также были представлены на концерте Hespèrion XXI в Стамбуле в 2009 году под руководством Жорди Саваля. Запись и сопроводительный буклет посвящены «Книге науки о музыке» Кантемира, а также турецким, сефардским и армянским музыкальным традициям.

Его роман с ключом 1705 года «Иероглифическая история» был первым румынским романом, представляющим историю валашских династий Бранковяну и Кантакузино через аллегорических и мифологических животных. Он также написал введение в ислам для европейцев, биографию Яна Баптиста ван Гельмонта, философский трактат на румынском и греческом языках и незаконченный второй трактат «Неописуемый образ священной науки».

Благодаря своим многочисленным уважаемым работам он снискал большую известность при высоких дворах Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *