Кант иммануил биография кратко – Иммануил Кант — краткая биография, факты, личная жизнь

Кант, Иммануил — Википедия

Иммануил Кант
Immanuel Kant

Кант на картине Иоганна Готлиба Бекера (1768)
Дата рождения 22 апреля 1724(1724-04-22)
Место рождения Кёнигсберг, Пруссия
Дата смерти 12 февраля 1804(1804-02-12) (79 лет)
Место смерти Кёнигсберг, Пруссия
Страна Королевство Пруссия Королевство Пруссия (1724—1758; 1762—1804)
Российская империя Российская империя (1758—1762)
Альма-матер
  • Кёнигсбергский университет
Язык(и) произведений немецкий
Школа/традиция кантианство
Направление немецкая классическая философия
Период
философия XVIII века
Основные интересы эпистемология, метафизика, этика
Значительные идеи категорический императив, трансцендентальный идеализм, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения,

ru.wikipedia.org

Иммануил Кант — краткая биография.

Иммануил Кант — крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после — ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики — «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо, Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем. Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

www.wisdoms.one

Иммануил Кант – краткая биография

Кант Иммануил, знаменитый немецкий философ, род. 22 апреля 1724 г.; он был сыном шорника. Первоначальное образование и воспитание Канта имело строго религиозный характер в духе царившего тогда пиетизма. В 1740 г. Кант поступил в кенигсбергский университет, где он с особенной любовью занимался философией, физикой и математикой и лишь впоследствии стал слушать богословие. По окончании университета Кант занялся частными уроками, а в 1755 г., получив докторскую степень, был назначен приват-доцентом в своем родном университете. Лекции его по математике и географии пользовались большим успехом, и популярность молодого ученого быстро росла. Как профессор, Кант старался побуждать своих слушателей к самостоятельному мышлению, менее заботясь о том, чтобы сообщать им готовые результаты. Вскоре Кант расширил круг своих лекций и стал читать антропологию, логику, метафизику. Ординарную профессуру он получил в 1770 г. и преподавал до осени 1797 г., когда старческая слабость принудила его прекратить свою педагогическую деятельность. До самой смерти своей (12 февраля 1804 г.) Кант ни разу не выезжал далее окрестностей Кенигсберга, и весь город знал и уважал его своеобразную личность. Это был в высшей степени правдивый, нравственный и строгий к себе человек, жизнь которого шла с пунктуальной правильностью заведенных часов. Характер Иммануила Канта отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты.

Иммануил Кант в молодости

 

Литературная деятельность Канта была очень плодовита и отличалась разносторонностью, но неоценимое значение для философии имеют только три главных произведения: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Величайшая заслуга Иммануила Канта, как философа, заключается в том, что он предложил глубокомысленное решение той задачи теории познания, которая издавна разделяла мыслителей на приверженцев эмпиризма и рационализма

Кант задался целью показать односторонность обеих этих философских школ и выяснить то взаимодействие опыта и интеллекта, из которого и состоит все человеческое знание.

 

Гносеология Канта

Свою гносеологию Кант развивает в работе «Критика чистого разума». Прежде чем приступить к решению основной проблемы, прежде чем охарактеризовать наше познание и определить область, на которую оно распространяется, Кант задает себе вопрос о том, как возможно само познание, каковы его условия и происхождение. Этого вопроса вся предшествовавшая философия не касалась и, поскольку она не была скептической, довольствовалась простой и ни на чем не основанной уверенностью, что предметы нами познаваемы; вот почему Кант и называет ее догматической, в противоположность своей, которую он сам характеризует, как философию критицизма.

Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, иформы, которая существует в уме до всякого опыта. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находить в нашем  разуме априорные формы, заранее данные условия всякого познавания; поэтому, прежде всего надо исследовать эти неэмпирические условия эмпирического знания, и такое исследование Кант называет трансцендентальным.

О существовании внешнего мира нам раньше всего сообщает наша чувственность, и ощущения указывают на объекты, как на причины ощущений. Мир вещей познается нами интуитивно, путем чувственных представлений, но эта интуиция возможна только потому, что материал, приносимый ощущениями, вставляется в априорные, независимые от опыта, субъективные формы человеческого ума; эти формы интуиции, согласно философии Канта, – время и пространство. Все, что мы познаем посредством ощущений, мы познаем во времени и пространстве, и только в этой временно-пространственной оболочке является пред нами физический мир. Время и пространство – не идеи, не понятия, их происхождение не эмпирическое. По Канту, они – «чистые интуиции», формирующие хаос ощущений и обусловливающие чувственный опыт; они – субъективные формы ума, но эта субъективность общечеловеческая, и поэтому вытекающее из них познание имеет априорный и для всех обязательный характер. Вот почему и возможна чистая математика, геометрия с её пространственным, арифметика с её временным содержанием. Формы пространства и времени приложимы ко всем предметам возможного опыта, но и только к ним, только к явлениям, а вещи в себе для нас скрыты. Если пространство и время – субъективные формы человеческого ума, то понятно, что и обусловливаемое ими познание тоже субъективно-человеческое. Отсюда, однако, не следует, что объекты этого знания, явления, представляют собою одну лишь иллюзию, как учил Беркли: нам доступна вещь исключительно в форме явления, но само явление реально, оно – продукт объекта в себе и познающего субъекта и стоит посредине между ними. Надо, впрочем, заметить, что взгляды Канта на сущность вещи в себе и явления не совсем выдержаны и неодинаковы в различных произведениях его. Таким образом, ощущения, становясь интуициями или восприятиями явлений, подчиняются формам времени и пространства.

Но, согласно философии Канта, познание на интуициях не останавливается, и вполне законченный опыт мы получаем тогда, когда синтезируем интуиции посредством понятий, этих функций рассудка. Если чувственность воспринимает, то рассудок мыслит; он связывает интуиции и придает единство их разнообразию, и подобно тому, как чувственность имеет свои априорные формы, так имеет их и рассудок: эти формы – категории, т. е, самые общие и независимые от опыта понятия, при помощи которых все остальные, подчиненные им, понятия соединяются в суждения. Кант рассматривает суждения с точки зрения их количества, качества, отношения и модальности, и показывает, что категорий существует 12:

 

Категории количества: 1) единичность, 2) множество, 3) цельность.

Категории качества: 4) действительность, 5) отрицание, 6) ограничение.

Категории отношения: 7) субстанция и принадлежность, 8) причина и следствие, 9) взаимодействие.

Категории модальности: 10) возможность и невозможность, 11) бытие и небытие, 12) необходимость и случайность. 

 

Только благодаря этим категориям, априорным, необходимым, всеобъемлющим, возможен опыт в широком смысле, только благодаря им есть возможность мыслить предмет и создавать объективные, для всех обязательные суждения. Интуиция, говорит Кант, констатирует факты, рассудок обобщает их, выводит законы в виде самых общих суждений, и вот почему его следует считать законодателем природы (но только природы, как совокупности явлений), вот почему возможно чистое естествознание (метафизика явлений).

Для того чтобы из суждений интуиции получить суждения рассудка, надо первые подвести под соответственные категории, а это делается посредством способности воображения, которая умеет определять, под какую категорию подходит то или другое интуитивное восприятие, благодаря тому, что каждая категория имеет свою схему,в виде звена, однородного как с явлением, так и с категорией. Этой схемой в философии Канта считается априорное отношение времени (наполненное время – схема действительности, пустое время – схема отрицания и т. д.), отношение, которое и указывает, какая категория приложима к данному предмету. Но хотя категории по своему происхождению нисколько не зависят от опыта и даже обусловливают его, однако употребление их не выходит за пределы возможного опыта, и они совершенно неприложимы к вещам в себе. Эти вещи в себе могут быть только мыслимы, но не познаны, они для нас – ноумены (объекты мышления), но не феномены (объекты восприятия). Этим философия Канта подписывает смертный приговор метафизике сверхчувственного.

Тем не менее, человеческий дух стремится все-таки к своей заветной цели, к сверхопытным и безусловным идеям Бога, свободы, бессмертия. Эти идеи возникают в нашем уме, благодаря тому, что разнообразие опыта получает высшее единство и конечный синтез в разуме. Идеи, минуя предметы интуиции, распространяются на суждения рассудка и придают им характер абсолютного и безусловного; так, согласно Канту, градирует наше познание, начинаясь с ощущений, переходя к рассудку и заканчиваясь в разуме. Но безусловность, характеризующая идеи, является только идеалом, только задачей, к решению которой человек постоянно стремится, желая найти условие для каждого обусловленного. В философии Канта идеи служат регулятивными принципами, которые управляют рассудком и ведут его вверх по бесконечной лестнице все больших и больших обобщений, ведут к высшим идеям души, мира и Бога. И если мы будем пользоваться этими идеями души, мира и Бога, не упуская из виду, что мы не знаем соответствующих им объектов, то они сослужат нам великую службу в качестве надежных руководительниц познания. Если же в объектах этих идей видят познаваемые реальности, то является основание для трех мнимых наук, составляющих, по убеждению Канта, оплот метафизики, – для рациональной психологии, космологии и теологии. Разбор этих псевдонаук показывает, что первая зиждется на ложной предпосылке, вторая запутывается в неразрешимых противоречиях, а третья тщетно пытается рационально доказать бытие Бога. Итак, идеи позволяют обсуждать явления, они расширяют пределы употребления разума, но и они, как все наше познание, не выходят за границы опыта, и перед ними, как и перед интуициями и категориями, вещи в себе не раскрывают своей непроницаемой тайны.

 

studfiles.net

Краткая биография Иммануила Канта

ПЛАН

В в е д е н и е

I. Аналитика прекрасного.

а. Суждение вкуса по его качеству и количеству.

б. Суждение вкуса по отношению к целям.

в. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.

II. Аналитика возвышенного.

а. Характеристика чувства возвышенного.

б. Возвышенное в природе.

III. Дедукция чистых эстетических суждений.

а. Субъективный принцип способности суждений вкуса.

б. Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном.

в. Характеристика изящных искусств и гения

IV. Диалектика эстетической способности суждения.

а. Антиномия вкуса.

б. Об идеализме природы и искусства.

З а к л ю ч е н и е

П р и м е ч а н и е

Самый главный предмет в мире —

это человек, ибо он для себя —

своя последняя цель. Право чело-

века должно считаться священным.

И. Кант.

«Критика способности суждения» Канта является основной его работой, как по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию, какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о целесообразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетия решался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики и астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснению всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление о целях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути современной ему науки. В своем раннем трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755 г. он одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силе механического причинного объяснения явлений неорганической природы, и смиренное признание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям природы органической. Пока наука подчинялась религии, то естественно все явления и процессы объяснения органического мира она объясняла с религиозной точки зрения, но все настойчивее наука искала пути для научного, не религиозного объяснения природы. Так возникло в научном мировоззрении XVIII века одно из основных для него противоречий. Наука не смогла признать, как факт, существование целесообразности в природе, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этого факта пока невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще продолжалось вплоть до середины нашего столетия, пока физические и математические методы не проникли в биологию. В эпоху Канта указанное противоречие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии, но также в первой из его «критик» — в «Критике чистого разума» 1781 г., а также в последующих его работах «Критика практического разума» и явилось всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе — «Критика способности суждения» 1790 г. «Критика способности суждения» завершает построение философии Канта. Если «Критика чистого разума» изучала законодательства рассудка, а «Критика практического разума» изучала законодательства разума, то «Критика способности суждения» исследует способность суждения, которая представляет, как теперь полагает Кант, промежуточное звено между рассудком и разумом.

Учение Канта о целесообразности в органической природе с его достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании. Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа механической причинности в качестве способа теоретического объяснения, Кант и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом /см Примечание #1/ мотив, а именно критика односторонности и недостаточности механизма как метода, призванного объяснить происхождение органических форм, но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он с большой настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познания вопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкой проницательностью пока зал, что наука не вправе остановиться перед загадкой целесообразности и не может и не должна сложить перед ней оружие причинного теоретического исследования и объяснения, однако агностицизм Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает на необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическим принципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетики убедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был Кант, защищая право все более широкого применения к органической природе и к ее целесообразным структурам методов физической причинности..

Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе Кенигсберге, в семье мастерового — мастера седельного цеха. Окончил гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем. с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет / в 1770 году/ получил профессорскую кафедру логики и метафизики /был деканом факультета и дважды избирался ректором университета/. В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году Иммануил Кант избирается членом Российской академии.

Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские исследования.

В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге /Калининграде/ на Острове Канта.

Первый раздел

Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим представление не с объектом посредством рассудка ради познавания, а с субъектом и его чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения. Суждение вкуса поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым подразумевается то суждение, определяющее основание которого может быть только субъективным. Кант далее подчеркивает, что удовольствие, которое определяет эстетическое суждение вкуса, свободно от всякого интереса. Он пишет: «Каждый должен согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса. /В первом издании «Критики способности суждения» Канта, вышедшей на русском языке в 1798 году, слово «пристрастно» переведено как «партийно», поэтому смысл фразы звучит так: «…суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, партийно»/. Поэтому для того, чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным.», стр.205./Все ссылки в последующем на высказывания Иммануила Канта будут даваться по собранию сочинений в шести томах, т.5, «Критика способности суждения», издательство «Мысль», Москва, 1966./ Всякая заинтересованность ведет не к эстетическому наслаждению, а к практическому удовольствию от приятной или хорошей вещи, далее Кант отмечает: «Через это ощущение оно возбуждает желание обладать

такими предметами…», стр.207. Суждение о предмете удовольствия может быть совершенно незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть, оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: таковы все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Несмотря, однако, на все это различие между приятным и хорошим /первое то, что нравится внешним чувством в ощущении, второе то, что нравится посредством разума через одно лишь понятие/ они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью в своем предмете.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойства с чувством удовольствия и неудовольствия.

Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных соотношения представлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по отношению к которому мы отличаем друг от друга предметы или способы представления, первые два: приятное то, что доставляет наслаждение, хорошее — то, что ценят, одобряют, является не эстетическими, так как в первом случае заинтересованы внешние чувства, во втором — заинтересован разум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой заинтересованности — прекрасное — то, что только нравится и поэтому оно свободно, а, значит, и эстетическое. «Приятное и доброе ощущают и животные, лишенные разума, красоту — только люди»,стр.211. Кант выводит дефиницию прекрасного: «Вкус есть способность судить о предмете или о способности представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным».

Из этой дефиниции можно судить о том, что суждение, свободное от всякого интереса, содержит в себе основания удовольствия для каждого. В этом субъективном представлении о предмете субъект может предположить, что тот или иной предмет может или должен вызвать у другого индивида такое же суждение — удовольствие или неудовольствие. и «хотя оно только эстетическое суждение и содержит лишь в себе отношение представления о предмете к субъекту, оно сходно с логическим суждением о том, что можно предполагать его значимость для каждого»,стр.213, однако из понятий эта всеобщность также не может проистекать. Следовательно, суждению вкуса, полностью отрезанное от всякого интереса, должно быть присуще притязание на значимость для каждого, но без всеобщности, направленной на объекты, то есть, с ним должно быть связано притязание на субъективную всеобщность. Из трех видов удовольствия хорошее и приятное базируются на личных чувствах, поэтому субъект охотно соглашается с другими, несовпадающими с ним мнениями о данном предмете. Но в прекрасном субъект свои представления старается выдавать за всеобщие и отстаивает свою точку зрения в споре с собеседником, требуя от него тех же эстетических суждений, что и у него, но всеобщность удовольствия в суждении вкуса представляется только как субъективная. В суждении вкуса о предмете, представление об этом предмете может быть лишь душевным состоянием в свободной игре воображения и рассудка, предшествует чувство удовольствия от этого предмета и является основой этого удовольствия. «Прекрасно то, что всем нравится без /посредства/ понятия». стр.222.

Всякий интерес портит суждение вкуса и лишает его беспристрастности, особенно если он, в отличие от интереса разума, не предпосылает целесообразность чувству удовольствия, а основывает ее на этом чувстве. Поэтому суждение, на которое оказывается такое воздействие, не может притязать на общезначимость вкуса. Вкус всегда оказывается варварским там, где он для удовольствия нуждается в добавлении возбуждающего и трогательного, а тем более, если он делает критерии своего одобрения, тем более часто то, что возбуждает, причисляется к красоте и даже выдается за красоту. Суждение вкуса, на которое возбуждающее и трогательное не имеет никакого влияния есть чистое суждение вкуса.

В понятии вкуса существуют два вида красоты: свободная красота — не предполагающая в себе никакой цели и своего внутреннего совершенства — к этому понятию Кант относит продукты природы и непрограммную музыку. Если же красота предполагает понятие цели, которое определяет, чем должна быть вещь, а значит и предполагает ее совершенство, это красота привходящая /обусловленная красота/, к таким понятиям Кант относит различные продукты человеческой деятельности. Суждение о свободной красоте является чистым, суждение о привходящей есть прикладное суждение вкуса. В суждении о прекрасном не может быть никакого объективного правила вкуса, в самом деле, любое эстетическое суждение есть чувства субъекта, а не понятие об объекте, хотя эмпирический опыт народов создавал во все времена такие понятия об идеале красоты, вернее, нормы рода красоты, но она, идея, слаба, и едва ли может претендовать на критерии прекрасного, хотя на некоторые произведения искусства смотрят как на образцовые.

Как далее пишет Кант, идеалом красоты может быть только то,«что имеет цель существования в себе самом, а /именно/ человек, который разумом может сам определить себе свои цели, или где он должен заимствовать их из внешнего восприятия, все же в состоянии соединить их с существенными и всеобщими целями и затем также и эстетически судить о согласии с ними — только человек, следовательно, может быть идеалом красоты, также как среди всех предметов в мире /только/ человечество в его лице, как мыслящее существо, может быть идеалом совершенства»,стр.237.

О прекрасном всегда думают, что оно имеет необходимое отношение к удовольствию, но эта необходимость особого рода: нетеоретическая объективная необходимость и непрактическая необходимость. Это, как отмечает Кант, «удовольствие есть необходимое следствие некоего объективного закона и означает только то, безусловно / без дальнейшего намерения/ должно действовать определенным образом»,стр.241.

Скорее, это необходимость образца, которая базируется на чувстве субъекта, но этот субъект выдает свое личное суждение вкуса не за частное, а за общее и являясь как бы чистой идеальной нормой. При предположении этой нормы можно по праву делать правилом для каждого суждения, которое с этой нормой согласится, хотя эта норма более чем неопределенна. Таким образом, суждение вкуса есть незаинтересованность субъекта предметом, основанное на его чувстве — свободной игры воображения без привлечения каких-либо понятий и законов, только в этом случае переживания субъекта будут носить эстетический характер.

Второй раздел

Прекрасное имеет то сходство с возвышенным, что оба нравятся сами по себе, они оба предполагают не существенно определяющие и не логически определяющие суждения, а суждения рефлексии. Вместе с тем у этих категорий есть и существенные различия, так, например: прекрасное в природе касается формы предмета, возвышенное может находится и в безобразном. Таким образом, как констатирует Кант: «Прекрасное, по-видимому, берется для изображения неопределенного понятия разума. Следовательно, там удовольствие связано с представлением о качестве, а здесь — с представлением о количестве»,стр.250.

Основание для прекрасного в природе мы должны искать вне нас, для возвышенного же — только в нас и в образе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе.

Если прекрасное вызывает в человеке чувство удовольствия или неудовольствия, то возвышенное вызывает в человеке идею о возвышенном Кант пишет: «Отсюда следует, что возвышенное надо искать не в вещах природы, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено — решение этого вопроса надо предоставить дедукции»,стр.256.

Возвышенное не надо искать в продуктах человеческой деятельности, так как величина /размеры этих предметов/ предопределены целью, возвышенное не надо искать и в целесообразных продуктах природы, определенных природой, возвышенное необходимо искать только в грубой природе, которая представляет собой величины идее возвышенной души субъекта. Если эстетическая способность суждения в оценке прекрасного соотносит с рассудком воображение в его свободной игре, что быть в согласии с понятием рассудка, точно также в суждении о возвышенном суждение соотносится с понятиями разума, чтобы субъективно соответствовать его идеям. Возвышенное, как и прекрасное, необходимо искать не в объекте, а в самом человеке — в способности его души, только в первом случае это необходимо искать в идее, а во втором случае — в чувстве удовольствия или неудовольствия. В первом случае душа находится в возбужденном состоянии, во втором — она в спокойном созерцании.

Подводя итог возвышенному чувству, Кант выводит дефиницию:

«Качество чувства возвышенного состоит в том, что оно есть чувство неудовольствия эстетической способностью рассмотрения предмета, которое в то же время представляется в нем как целесообразное; а это возможно потому, что /наша/ собственная неспособность обнаруживает сознание неограниченной способности того же самого субъекта и что душа может эстетически судить о ней только благодаря этому сознанию»,стр.267.

Сила природы часто в нас вызывает страх, но если человек испытывает только страх перед ней, он никогда не может судить о возвышенности этой природы. «Кто боится, тот вообще не может судить о возвышенности природы, как не может судить о прекрасном тот, кто во власти склонности и влечения»,стр.269.

Наше суждение о возвышенном в природе возникает не тогда, когда она вызывает в нас страх, а тогда, когда будит в нас нашу силу, сопоставляя ее без всякого опасения, возвышая наше воображение до изображения тех случаев, в которых душа может ощущать возвышенность своего назначения по сравнению с природой.

studfiles.net

Биография Иммануила Канта кратко (жизнь и творчество)

Иммануил Кант являлся великим немецким философом, заложившим основы классицизма в философии. Большинство трудов философа разобраны на цитаты потомками.

22.04.1724 М.Кант появился на свет в  Германии в семье очень религиозных ремесленников. Отец мальчика делал седла для лошадей, а мать была домохозяйкой и смотрела за детьми, которых было 12 человек. Философ родился четвертым по счету. Большинство из детей умерли в детстве от различных болезней.

Кант все детство вращался в среде рабочих и крестьян, но его родители были очень религиозными лютеранами. Они верили в существование постоянного контроля за каждым человеком со стороны Бога.  При этом детей в семье воспитывали в такой строгой традиции. Мать постоянно водила детей в церковь на службы и разные проповеди. Также семью периодически посещал теолог Ф.Шульц, который первым обратил внимание на способности маленького Канта к обучению и риторике. Иммануила отправили в очень перспективную гимназию, которая располагалась в Кенигсберге, где мальчик обучался в течение 8 лет. Так Кант увлекся философией, но полагал, что ее неправильно толкуют и развивают как науку.

В 1740 Кант пошел учиться в университет в этом же городе. Здесь он впервые узнал о работах современных ему ученых, таких как Ньютон. Теории и открытия последнего в значительной степени повлияли на формирование мировоззрения И.Канта, который углубился в познание естественных наук.

Исследователи делят работы И.Канта на докритический период и критический период. На первом этапе философские убеждения ученого только формировались, избавлялись от наплыва авторитетов в данной области. Следующий этап характеризуется разработкой Кантом идей метафизики, предложения основ нового философского течения, связанного с активностью человеческого сознания.

Из-за смерти отца и необходимости обеспечивать своих младших братьев и сестер Иммануилу пришлось бросить учебу в высшем учебном заведении и трудится на поприще репетиторства, позволяя себе в личное время творить свои философские трактаты.

В 1755г. Кант написал и защитил диссертацию в университете, после чего его пригласили стать преподавателем в нем.

В первых трудах, посвященных устройству мира, ученый больше основывался не на религиозные учения и теологию, а на научные знания и, в частности, физику. Затем И.Кант стал менять свое мнение о времени и пространстве, предлагая новые идеи их сосуществования.

Идеи Канта подвергались постепенному изменению на протяжении всей его жизни. Самую важную работу И.Канта «Критика чистого разума» была написана им уже в солидном возрасте. Здесь он ввел определение категорического императива.

Ученый никогда не связывал  себя узами брака, но очень любил женщин и старался проводить много времени в их обществе. Кант также был страшным педантом, никогда не терпел опозданий, любил делать все в одно и тоже время. Философ очень заботился о своем здоровье, поэтому прожил очень долгую жизнь по меркам той эпохи.

12.02.1804 И.Кант умер от старения организма, хронических заболеваний. По свидетельствам современников, в конце жизни философ страдал от болезненных симптомов, схожих с деменцией.

О Канте

Иммануил Кант без преувеличения считается великим философом, его взгляды и идеи не только дали развитие философии в целом, но и породили отдельную ветвь философии названную его именем. Этим именем стало кантианство, которое далее развивало идеи Канта.

Философия Канта является ярким образцом и фактически зарождением классической немецкой философии, но не русской, которая появится немного позже. Тем не менее, Кант не испытывал какого-либо отторжения к русской культуре и, как известно, даже состоял в переписке с императрицей Елизаветой Петровной.

Особенностью Канта было довольно простое происхождение, он был из семьи кожевеника, который тем не менее, сумел отправить детей в университет. После именно на Канте как старшем ребенке в семье осталась забота о младших детях. Как говорят исследователи его биографии, во многом именно этот факт повлиял на его бездетность и отсутствие собственной семьи, он заботился о младших родственниках.

В университете философ изучал метафизику и логику, увлекся идеями Лейбница и других известных философов. В итоге он получил многомерное философское образование, которое дополнял юридическим. После он сам стал профессором логики и метафизики в 1770 году, к слову, для того чтобы получить звание он написал трактат на латыни, который стал открытием того времени.

Нужно отметить многомерность кантианских работ, он писал не только о философии, но также изучал природные феномены, физику и многое другое. Тем не менее, все его работы были с акцентом на философское понимание мира и сохранял концентрацию на философии в целом. Длительный период до 1781 года он пишет Критику чистого разума – работу, которая до сих пор представляет интерес.

Отметим невероятную строгость Канта как простого человека. Расхожая история говорит о жителях Кенигсберга, которые сверяли по нему часы, Кант всегда выходил и возвращался из дома по строгому распорядку.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Грибоедов Александр Сергеевич

    Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков

  • Успенский Эдуард

    Успенский известен в узких кругах, как писатель культовых детских произведений. Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей. В творческий мир, он ворвался за счет таких произведений как Крокодил Гена и Чебурашка, Дядя Федор

  • Блок Александр Александрович

    16 ноября 1880 года появился на свет писатель в городе Санкт-Петербург. Родился в культурной семье профессора и писательницы. В 1889 году отдали в гимназию, закончил ее в 1898 году

  • Виктор Гюго

    Виктор родился 26 февраля 1802 года в городе Безансоне. Отец его был военным. Когда была первая французская буржуазная революция, служил простым солдатом.

  • Заболоцкий Николай Алексеевич

    Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.

chitatelskij-dnevnik.ru

Кант, Иммануил – краткая биография

Иммануил Кант – один из величайших философов Нового времени. Он родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге, умер там же 12 февраля 1804 и был сыном седельщика, чьи предки, по преданию, происходили из Шотландии, Кант получил строго религиозное воспитание и в университете своего родного города ревностно изучал математику, физику и философию. Плодом занятий Канта первыми двумя науками было первое его сочинение: «Мысли к истинной оценке живых сил» (Кенигсберг, 1747). Потом 9 лет Кант был домашним учителем и 1755 получил докторскую степень за диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В другом своем сочинении, относящемся к этому же году (1755) – «Всеобщая естественная история и теория неба» (Кенигсберг), он предвосхитил позднейшую лапласовскую теорию происхождения нашей солнечной системы и пытался соединить в нем механическую теорию с телеологической. В этот первый период своей деятельности Кант находился под влиянием Христиана Вольфа.

Иммануил Кант

 

Второй период его развития может быть назван эмпирическо-скептическим. Кант внимательно изучал английских философов, особенно Хатчесона и Юма. Последний разбудил Канта (по его собственным словам) «от догматического сна». Ко второму периоду принадлежат сочинения Канта: «О единственно возможном доказательстве бытия Бога» (1762), «Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали» (1763) и некоторые другие.

Целых 15 лет Кант был приват-доцентом и лишь в 1770 получил кафедру логики и метафизики в университете своего родного города, защитив диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира». Это сочинение составляет переход к третьему периоду деятельности Иммануила Канта и содержит некоторые мысли о трансцендентальной эстетике, отчасти, о трансцендентальной аналитике и, вообще, о критике чистого разума, которые были широко развиты им позднее; но в этом сочинении Кант еще в значительной степени стоял на почве старой метафизики. Однако, внутренняя философская работа продолжалась еще в Канте целые 10 лет, прежде чем он издал свое главное сочинение, написанное им в четыре месяца: «Критика чистого разума» (1781). За этим сочинением, в короткие промежутки времени, последовали другие главные сочинения: в 1783 г. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», в 1785 «Основы метафизики нравов», в 1788 «Критика практического разума», в 1790 «Критика способности суждения», в 1793 «Религия в пределах только разума», в 1797 «Метафизические начала учения о праве» и «Метафизические начала учения о добродетели» (в совокупности составляющие «Метафизику нравов», в 1798 «Антропология с прагматической точки зрения». Кроме того, Кант написал много мелких сочинений.

Читайте также статью Философия Канта — кратко.

 

rushist.com

Краткая биография Иммануила Канта самое главное

Иммануил Кант это один из самых известных представителей немецкой философской школы. Помимо философии Кант увлекался физикой и математикой. Родился будущий великий философ в 1724 году. Получил типичное, по тем временам, классическое образование. Высшее образование получал в Кенигсбергском университете. Обучался на теологическом факультете.

1747-1755 года-были символом его дальнейшего успеха. Именно в этот промежуток времени он работал над своей теорией о происхождении нашей вселенной из туманности.

Вскоре начался новый момент в жизни Канта, момент его работ над социальной философией.  С 1700 года он активно работал над развитием, так называемой, «критической философии». Именно в этот период он выпустил наиболее знаменитые свои работы («Критика чистого разума», «Критика практического разума»).Кант ценил время. Он предполагал, что значение времени в жизни объектов и субъектов настолько велико, что их существование возможно лишь в определенное время их существования. Время не зависит от объектов и субъектов, а субъекты и объекты зависят от времени Такова основная теория Канта на счет отношения субъектов и объектов с временем.

Основную роль в познании Кант отводил интуиции. Именно предчувствия человека, по мнению великого философа, и есть настоящая истина. Именно человек и его мнения о происходящем есть истина. То есть, можно сказать, у каждого человека своя истина. Кант считал, что долг есть начало успеха. Ибо если человек связан обязательствами, то он будет вынужден эти обязательства выполнить.

Иммануил Кант был выдающимся философом, одним из  основателей «критической философии» и диалектики. Его труд на благо социологии и философии трудно оценить, ведь он очень значительный. Он посветил большую часть своей жизни на философские теории и гипотезы. Он стоит в одном ряду с такими философами, как: Макиавелли, Сократ, Платон, Фрейд, Маркс и Энгельс. Именно он смог развить античную философию и  философию возрождения, дав толчок для развития современной философии. Трудно представить мир без «Критики чистого разума», кто то соглашается с мнением Иммануила Канта, а кто то высказывает полностью противоположное мнения. Но в этом и есть суть философии. Приходить к истине с помощью споров, искать истину совместно с собеседником, спорить и отстаивать свою точку зрения, но в чем то и соглашаться. Без Канта невозможно представить современную философию.

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *