«Средневековые ногайцы называли себя татарами, чтобы спастись от калмыков» 29.06.2021
Наука 08:00 | 29 июня 2021
9
Фото: KazanFirst, соцсети
Автор материала: Ильнур Ярхамов
В институте Марджани учёные обсудили проблемы и аспекты письменных источников, которые отображают историю татарского народа.
С одним из самых интересных докладов на конференции выступил главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Вадим Трепавлов. Его выступление было посвящено свидетельствам татарской идентичности в тюркских дипломатических документах XVII века. Другими словами, каким образом тюркская аристократия постордынского государства называла себя татарами при переписке с Русским государством.
Сразу отметим, что все высказанные рассуждения и выводы у Трепавлова носят исключительно гипотетический характер. Он не претендует на исчерпывающее объяснение, почему именно тюркские князья, царевичи и мирзы/мурзы себя именовали «татарами». По словам ученого, для более однозначных и конкретных выводов нужно расширять круг изученных средневековых письменных источников. А пока он озвучил предположения на основе считанного количества документов.
Трепавлов свой доклад начал с постановки проблемы: «Понятие «татары» множество раз упоминается в разных средневековых текстах. Однако до сих про остаётся вопрос: насколько оно было самоназванием тем многочисленным племенам и политическим сообществам, которых русские и европейские современники обозначали как «татары»?
Специалист предлагает обратить внимание на определенную территорию постордынского пространства — Западную Сибирь XVII века. Есть документ — столбцы Сибирского приказа, где отображён оригинал послания правнука хана Кучука, то есть послание хана Кучума к русскому царю Алексею Михайловичу Романову и тобольским воеводам от 1668 года.
Текст не на русском языке. Но Трепавлов процитировал его в переводе:«Я передавал своё слово через посла Икечака о том, что, если Москва позволит показать моего младшего брата Кансюэра [он был в плену у русских], будет мир. Если так не произойдёт, то будет вражда. Боярин [т.е. тобольский воевода] об этом обстоятельно совещался. Похоже, что татарам это совещание не помогло. Если хан обломит русского на скачках, то русский угощает нас, татар. А если хан не сможет обогнать русского, то русский не станет угощать».
Трепавлов прокомментировал этот письменный источник.
— Здесь видно, что сибирский царевич себя и сообщество, к которому он принадлежал, определяет как «татары». Показательно, что кочующие потомки хана Кучума к тому времени установили тесное культурное и брачное отношение с калмыками. От них они перенимали язык и внешний облик. В то время происходила активная миграция калмыцких (западно-ойратских) племён в Дешт-и-Кипчак. Поколение кучумовых внуков, которое осталось в Сибири, включая тех, кто жил в Европейской России, представляло собой этнокультурный сплав.
Сибирские чингизиды не причисляли себя к калмыкам. И в то же время они не причисляли себя ни к одному из сформировавшихся в то время этносов Дешт-и-Кипчаков — к ногаям, казахам, узбекам и ни к одному из племен Дешт-и-Кипчака. Но обстоятельства складывались таким образом, что потомки Кучумов в третьем поколении оказывались наполовину уже калмыками. Однако это не мешало им помнить о своём царственном происхождении. И время от времени оно служило знаменем борьбы местных народов за освобождение от российской власти, — рассуждал ученый.
Он напоминает, что в первые два столетия после монгольских завоеваний, то есть в XIII и XIV века, этнополитическая идентичность высшей правящей элиты, то есть клана Чингизидов, на евразийском пространстве была монгольской. Однако исходя из послания хана Кучума можно сделать вывод, что к XVII веку монгольская идентичность уже уступила место татарской идентичности в среде тюркской аристократии.
— Возможно, это был доминирующий уровень их идентичности, может быть, наряду с мусульманской. В отличие от рядовых тюрок-сибирцев, для которых главной тогда считалась принадлежность к конкретному племенному сообществу. Широкое распространение термина татары тогда всё же не очевидно. Тюркские хронисты XVI-XVII веков редко употребляют понятие «татары». А в татарских родословных сеитов, которые Радлов записал в 80-х годах XIX века, общность населения сибирского юрта, которое в будущем станет «сибирскими татарами», названа в фольклорных произведениях как сибирский народ, то есть сибир халкы, — говорит Трепавлов.
Академик предполагает, что в Золотой Орде складывалась и в постордынских государствах сохранялась общность привилегированного военно-служилого сословия, которое обозначалось как «татары». Трепавлов задаётся вопросом: не являлось ли отнесение Кучума себя к татарам рудиментом этого явления?
В своём докладе он предлагает перенести взор на другие территории постордынского пространства, а именно территории Нижней Волги и Крыма.
— Многословная титулатура Крымских ханов Гиреев с перечислением подвластных народов и территорий отличалась от более лаконичных и титульных обозначений других постордынских владений. Она являла подражание османам и в то же время демонстрировала амбиции этой периферийной ветви Джучидского клана. Прочие владельцы на земле Улуса Джучи расценивали свою принадлежность как к золотому роду как достаточное основание для монархических прерогатив, не называя в титулах определенный стольный город или общность подданных, которыми они управляли, как, например, «казахский хан», «узбекский хан». В ханском титуле Гиреев понятие «татары» утверждается только с начала XVII века, в одном ряду с перечислением ногаев и черкесов, как равновеликое им понятие, хотя и первое в перечне подданных народов. А вот столетием раньше хан Мухаммад Гирей пока не указывал своё господство над татарами, — рассказывает Трепавлов.
Далее историк сообщает, какая именно была титулатура у крымского хана в XVI веке.
— Вот титуляция 1520 года, где он представляет себя как «хан Великой Орды», «падишах Дешт-и-Кипчака и всех монголов. Выражение «падишах всех монголов» в русском переводе этого текста XVIвека передаётся как «всем землям татарским господарь». Следовательно, «монголов» русский переводчик заменил на «татар». И не исключено, что в более ранних латинских и русских переводах вот этих крымских грамот в действительности в оригинале писались «монголы», но были исправлены переводчиками на «татары», — говорит Трепавлов.
Историк делает предположение, что, возможно, сибирские царевичи-кучумовичи (конкретно хан Кучук) понятия «татары» и «монголы» видели синонимами.
— В таком случае «татары» являлись в глазах Кучумовичей вовсе не одним из этнонимов, но обозначением принадлежности к элите элит, в высшей правящей страте бывшей Монгольской империи, Золотой Орды и орд. Татары было рудиментом монгольской идентичности, — рассуждал Трепавлов.
Затем историк предложил обратить внимание уже на территории Ногайской Орды и на ногайцев и их практику использования понятия «татары».
— Известно, что в головах тогдашних русских управленцев сложилась довольно упрощенная этнополитическая картина мира. В ней почти все тюркоязычные народы для простоты и из-за малой осведомленности именовались обобщенно как «татары». Поэтому адресант хан Кучук обращался к царю и русским воеводам на понятном для них языке. И «татары» в данном контексте могли не иметь отношения ни к этнокультурной самоидентификации Кучука и его родни, ни к осознанию Кучумовичами своей причастности к истаявшему имперскому величию, — говорил Трепавлов.
Далее он приводит в пример грамоты от двух ногайских мирз XVII века.
— Именно обобщённо-примитивной этнической терминологией, которая была присуща русской речи начала XVII века, можно объяснить титулование царя Михаила Фёдоровича в отдельных посланиях ногайских грамот как «Всей Руссии, всех татар государю». Ногайцы творчески перерабатывали малый царский титул — «Государь всея Руси», добавляя туда титулатуру «Государь татар». Здесь видится употребление лексики, которая была понятна для русских адресатов, то есть для русского правительства. А в данном случае это было следствием увеличивающейся зависимости ногайцев от российских властей.
Трепавлов также считает, что ногайцы при написании челобитной (то есть обращения) к царю использовали слово «кулыныз», что переводится как «холоп ваш».
— Подобострастная тональность в прошении — всё это показывает, что ногаями были переняты каноны русского бюрократического официоза. И явно просматривалась готовность говорить с адресатами на привычном им языке. А на этом языке тюрки-кочевники обозначались как татары, — добавляет эксперт.
После выступления журналист KazanFirst задал Трепавлову ряд уточняющих вопросов. В частности, чем именно было продиктовано, что ногайцы в своей дипломатической переписке с Русским государством использовали понятие «татары» в заискивающем тоне? Почему в XVII веке ногайцы при дипломатической переписке не демонстрировали свой этноним? Отметим, что Трепавлов является сторонником того, что средневековый татарский этнос и средневековый ногайский этнос — это два разных этноса.
— Челобитная ногайцев составлена абсолютно так, как это бывает у обращающегося на коленях подданного перед царём. И обращающийся называет свой народ как «татары». Ногайцы тогда очень сильные притеснения от астраханской администрации претерпевали. Сюда же тогда с Востока на ногайцев наступали калмыки, которые ранее уничтожили Ногайскую Орду. Калмыки почти всех ногайцев вытеснили в Крым. Те ногайцы, что прижались к Астрахани, не рассчитывали на помощь местных воевод и на помощь московского правительства. Поэтому ногайцы и писали такие челобитные, в которых ради своего спасения и помощи от русских были готовы назваться «татарами». Ногайцы просили, чтобы русские стрельцы защищали их во время кочевок, просили дать пастбища подальше от Калмыков. Желательно, чтобы калмыки остались на другом берегу Волги, а у ногайцев были пастбища на противоположном. Калмыки тогда выбили ногайцев из территории практически современного Казахстана. Тогда на этой территории не было казахов — там были ногайцы, — ответил историк.
Раз ногайцы смогли отрефлексировать такую дипломатическую игру с понятием «татары» при переписке с русской администрацией, значит, у них должна быть своеобразная интеллектуальная прослойка. То есть должны быть люди, обученные грамоте и со своими историческими мифологемами и рефлексией своего этнического происхождения. Журналист KazanFirst спросил: что же за группа ногайских интеллектуалов отвечала за письменную коммуникацию?
— У ногайцев были какие-то писцы. Вот сибирские царевичи, когда сидели в русских тюрьмах, откровенно признавались, что грамоты они не знают. Жены в качестве доказательств просили, чтобы пленённые мужья резали свои косы и отсылали их домой, жёнам. У ногайцев метания по степям, постоянные угрозы, развал Ногайской Орды не предрасполагали к интеллектуальной грамотности. Вот, например, когда татары Астрахани писали челобитные, то они были понятны русской администрации. По этим тестам понятно, что они, астраханские татары, либо диктовали русским писцам, либо русские писцы сами писали с их слов. А вот с ногайцами всё не так. Они составляли жалобные послания в Москву. Конечно, у них были какие-то образцы, как нужно государю писать. Ногайцы консультировались у астраханских воевод. Видимо, всё-таки какие-то мирзы были грамотными, но не все, — ответил Трепавлов.
Ученый также отметил, что ногайцы в средние века демонстрировали свою лояльность Русскому государству на фоне обострившихся отношений с татарской аристократией Крымского ханства.
— У ногайцев XVII века три поколения назад была великая держава — Ногайская Орда, которая держала в страхе всех. К XVII веку же они остались небольшим количеством улусников на берегу Волги, прижатые калмыками к Астрахани. У них была альтернатива уходить в Крым. И тысячи ногайцев в Крым ушли. Но это ушли рядовые улусники. Потому что у мирз с крымскими мирзами была кровная вражда 200-летняя. Ногайцы обращались в Стамбул, просились султану в подданство. Они готовы были подчиняться астраханским воеводам — ради Бога, но только не Крыму. Ногайцы принципиально себя отделяли от крымских татар. Ногайское население Крымского ханства многократно возросло, потому что рядовым улусникам не было никакого дела до кровной вражды их элиты. Хан им давал пастбища, поэтому селили на пять крымских дворов одного ногайца. Оружия ногайцам не давали. Поэтому когда поляки описывали набеги крымских татар, то с сарказмом писали, что татарские воины вооружены были только палками и верёвками. На самом деле это был ногайский авангард, вооружённый арканом и дубинкой. В целом этого было достаточно, если, например, стояла задача напасть на сельских жителей, их грабёж и увод в плен, а затем продажа в рабство, — резюмировал Трепавлов.
Новости СМИ2
Теги:
история, татары, ногайцы, ученые, Вадим Трепавловотношения ногайцев с калмыками, Крымским ханством и Российской империей
«Миллиард. Татар» продолжает серию публикаций украинского историка Ярослава Пилипчука, посвященную истории ногайцев и их отношениям с другими народами Евразии времен позднего средневековья (XV-XVIII вв). В пятой, последней части своего исследования наш постоянный автор рассказывает о том, как этот народ стал абсолютным меньшинством на своих родных землях.
Начало:
1 часть
2 часть
3 часть
4 часть
Юртовские татары, карагаши и ногайско-калмыцкие отношения
Около Астрахани кочевали юртовские и кундуровские (карагаши) татары, которые были ногайцами по происхождению. Они просили русского царя Алексея Михайловича назначить им бия, однако это не нашло отклика у русских. Юртовские татары считались подданными русских, а кундуровцы — калмыков. В 1723 году часть кундуровцев ушла от калмыков на Терек. В 1736-1739 гг. другая часть во главе с Адиль-мирзой Темирбулатовым перешла в русское подданство. В 40-х гг. XVIII века кундуровцев передали калмыкам вместе с султанаульцами. До 1771 г. они находились под властью калмыцких ханов.
Однако это была только треть от общего числа их улусов. Две трети остались под Тереком под начальством мирз Тамжала и Бислана. Их задержал М. Черкасский. Сам Чебан-мирза скоро бежал из-под Астрахани через Кабарду во владения крымского хана Ислам-Гирея III. Апогея калмыцкое могущество достигло в 1644 году, когда они пришли на Северный Кавказ и ногайцы были вынуждены искать укрытия в Кабарде. Однако крымцы, кабардинцы, черкесы и ногайцы смогли в том году нанести поражение калмыкам. В битве погиб Хо-Урлюк.
М. Черкасский. Источник: wikipedia.org
Ногайцы активно взаимодействовали с соседними народами. В черкесских и вайнахских языках есть ряд заимствований из ногайского. Под давлением калмыков ногайцы вынуждены были седентаризироваться (перейти к оседлому образу жизни, — прим. ред.) на Куме. Однако в 1655 году калмыки стали твердой ногой в степях Северного Кавказа и фактически основали свое ханство на просторах между Кумой и Уралом. В 1661 году часть ногайцев приняла ультиматум тайши Дайчина и стала кочевать с калмыками. Однако другая часть ногайцев в 50-60-х гг. XVII века сбегала от калмыков через Дон во владения крымского хана. Также ногайцы откочевывали в земли черкесов. В 1671 году мирза малых ногайцев Йамгурчи откочевал на Терек. Потом он вернулся на Кубань с войсками из черкесов, больших ногайцев и крымцев. Он увел с собой ногайцев едисанцев и юртовских татар Мурзы-бека Орлашева. Однако в 1672 году Аюка вернул этих ногайцев в свои улусы. Малых ногайцев он разместил в Кабарде на Тереке, а больших ногайцев расселили на Волге.
В 1696 г. мирзы Джакшит и Агаш оставили калмыков, перекочевали во владения Крымского ханства и влились в состав Малых Ногаев под властью Гиреев. В начале XVIII века джембойлуки находились под властью калмыков в Северном Прикаспии. Крымские ногайцы же жили на Кубани рядом с черкесами. Это соседство также отмечали Ксаверио Главани и Иоганн Густав Гербер. В 1715 г. кубанский султан Бахты-Гирей увел в улусы Кубанской орды улусы едисанов и джембойлуков, однако в 1717 и 1719 гг. калмыцкий хан Аюка смог их вернуть.
Черкесская кавалерия, гравюра О. Барнарда. Источник: wikipedia.org
В 1723 году часть едисанцев и джембойлуков откочевала на Кубань из-за усобиц среди калмыков. В 1724 году их оставшихся соплеменников вывел на Кубань Бахты-Гирей. В 1728 году калмыки организовали поход на Кубань, чтобы возвратить себе улусы едисанцев и джембойлуков, однако османы перевели их до этого в Буджак. В 30-х гг. XVIII века русские вернули калмыкам ногайцев-салтанаульцев. В 1747 году крымский хан перевел на Кубань часть джембойлуков и едисанцев. Салтанаульцы же, бывшие частью малых ногайцев, были поселены около Кизляра.
Интеграция в Крымское ханство
Что касается ногайцев, состоявших в подданстве Крымского ханства, то первые из них появились там уже в XV веку вместе с мангытским беком Мансуром. Его владения лежали в степях около Днепра. Мансур расправился с Ваккасом около 1447 года. В 1509 году Менгли-Гирей I вынудил часть ногайцев откочевать от Волги и поселиться на запад от Днепра в отвоеванных у литовцах землях. Во время Сахиб-Гирея I уже различали мангытов Мансур-улы, которые жили между Ором и Гезлевом (Евпаторией). Мансур-улы имели должность карачи-бека в диване Крымского ханства. Ногайцы же управлялись своим беком. Мансур-улы конкурировали в Крымском ханстве за первенство с беями Ширинов. Мангыты принадлежали к правому крылу ханства.
Сахиб-Гирей I предпринял реформу и способствовал оседанию подданных ханства, однако они не распространялись на земли севернее Ора, где кочевали ногайцы. В 1547 году он совершил поход на Хаджи-Тархан и часть ногайских подданных хаджи-тарханского хана Йамгурчи вынудил бежать к себе. Во время усобицы в Ногайском Орде в 50-х гг. XVI века Девлет-Гирей I принял детей Исмаила Динбая и Кутлубая, а также девятерых Уразалиевых детей с их улусами. Ногайцы усилили военную силу Крымского ханства и во многом благодаря им поход на Москву 1571 года был успешен.
Переговоры с ханским послом. Источник: wikipedia.org
В 20-х гг. XVII века большая масса ногайцев под давлением ойратов откочевала в пределы Крымского ханства. Джанибек-Гирей заявлял в 1628 году, что принял к себе под покровительство ногайский народ. В 1636 году многочисленные улусы Урмаметевых были приняты под власть калгой Хусам-Гиреем. Ногайцам предоставлялись степи между Днепром и Доном с правом организовывать походы на земли Русского государства и Речи Посполитой. Ногайские улусы получали из Крыма наместников – сераскера и каймакама. Главой крымских мангытов же считался калга. Также перекопскому ор-бею были подвластны кочевья на Нижнем Днепре.
Ногайцы давали в Крым аманатов и ясак. Такое положение возмущало их, и в 20-30-х гг. XVII века буджакский ногайский вождь Кантемир-мирза повел борьбу за самостоятельность, которая, однако, закончилась поражением. Во второй половине XVI века крымскими ногайцами управлял мирза Дивей. К началу XVII века ногайцы выставляли большую часть конницы Крымского ханства. Потомки Дивея стали мангытскими карачи-беями. В 30-х гг. XVII века хан Бахадыр-Гирей I перебил всех беев Мансур-улу за то, что они поддержали Кантемира.
Во второй половине XVII века ногайцы делились на четыре части. Первую составляли Большие Ногаи, которые возглавлялись Урмаметевыми, вторую — мангыты Мансур-улы в Крыму, третья — Шайдак-тамгасы, которые были частью Малых Ногаев, ну и четвертой частью были непосредственно Малые Ногаи из кланов Ураковых и Мамаевых. Крымцы воспринимали ногайцев как своих рабов и слуг, что указывало на их подчиненное положение. Однако ногайцы кочевали на широких просторах степей от Кубани до Дуная. В 1660 году они отказались платить дань крымскому хану Мехмед-Гирею IV, за что тот осуществил карательный поход на них.
Карта Московии, опубликованная Герберштейном в 1549 г. Источник: wikipedia.org
Просьбы о принятии в русское подданство
В 1699 году буджакские ногайцы отправили посольство к русским, прося принять их в русское подданство. В 1728 году кубанские ногайцы возмутились и вместо того, чтобы переселяться в Крым, мигрировали в Буджак. В 1754 году едисанские мирзы Канай и Шинуши просили принять их орду в русское подданство. Императрица Елизавета I отказала им в кочевьях. В 1757 году ногайцы враждовали с запорожскими казаками, которые были подданными Российской империи. Это было осуществлено вопреки воле крымского хана Халим-Гирея и он наказал многих мирз. Это вызвало восстание едисанских ногайцев, которые снова обратились за подданством к русским. В 1771 году едисанцы и буджакцы просили о русском подданстве. То же сделали в 1770 году джембойлуки и едишкульцы. Большая часть из них в 1771 году была переведена русскими на Кубань, где потом состоялось ногайское восстание.
Кубанские, едисанские, джембойлукские, едишкульские ногайцы были против планов Г. Потемкина выселить их на Урал. Русские под командованием А. Суворова устроили резню и вырезали многих из них. 1 октября 1771 года отмечается ногайскими организациями как День скорби ногайского народа. В 1769 году султанаульских ногайцев прикрепили к кабардинскому ведомству. В 1771 году касаевские и наврузовские аулы были разорены генералом И. Ф. де Медемом. В 1771-1773 гг. ногайцы находились под властью пристава Стремоухова. В 1774 году приставом ногайцев был назначен И. Лешкевич. В 1777 году началось строительство азово-моздокской линии и от ногайцев была отторгнута часть кочевий. В 1779-1780 гг. в степи были голод и пандемии, а донцы отторгли от ногайцев часть земель по Манычу. В 1781 году ногайский пристав был переподчинен азовскому губернатору.
И. Ф. де Медем. Источник: wikipedia.org
Параллельно с русской властью над ногайскими ордами формально существовала власть крымского хана Шахин-Гирея. Ханские чиновники ограничивались судебными делами и ясаком. Ногайцы восставали против власти пристава, и в 1776 году бригадир И. Бринк перевел часть ногайцев в район Ейска. В 1782 году ногайцы снова кочуют между Еей и Кагальником, утверждая, что эти степи подарены им Шахин-Гиреем. В 1781 году на ногайцев хотел напасть кабардинский пши Девлет-Гирей Касаев, но русские запретили ему это делать.
В 1782 году провозглашенный крымцами ханом Бахадыр-Гирей II начал поднимать ногайцев на борьбу против русских. И. Лешкевич убеждал едисанцев и джембойлуков не откочевывать от Еи. От восстания ногайцев удержало только перемещение войск генерал-майора И. Пиля с Дона на Ею: они боялись повторения кровавых событий 1771 года. Бахадыр-Гирею II удалось поднять на борьбу кочевников, живущих на Кубани, и они восстали против русской марионетки Шахин-Гирея. В апреле 1783 года русские аннексировали Крымское ханство и в июне того же года вынудили джембойлуков и едисанцев принести присягу русской императрице Екатерине II.
Бегство в Турцию
В 1783 году русские снова захотели переселить ногайцев на Урал, что вызвало новые волнения среди ногайцев. В июле-августе 1783 года восстали джембойлуки, и против них был направлен А. Суворов во главе сводной армии из пехотинцев, драгун и казаков. В ходе военных действий погибло 3 тыс. ногайцев. Над ногайцами главным поставили Халила-ага-эфенди. Впрочем, пристав И. Лешкевич следил за ногайцами в 1783-1790 гг. Халилу-ага же были оставлены судебные вопросы и вопросы самоуправления.
На 1782 год ногайцев было 73,2 тыс. семей. Из них 20 тыс. едисанов, едишкулей — 25 тыс., джембойлуков – 700. Наиболее тяжкие потери понесли джембойлуки и кубанцы. В Закубанье насчитывалось 8 тыс. семей наврузовцев и 4 тыс. семей касаевцев. В неподвластном России Буджаке было 5 тыс. семей. Во время русско-османской войны 1806-1812 гг. русские переселили часть буджакцев в приазовские степи. 3945 человек поселили на Молочных водах, а 2459 человек в границах Екатеринославской и Херсонской губерний. В 1812 году буджакцы восстали. Многочисленные злоупотребления русской власти привели к тому, что большинство буджакцев ушли в Добруджу и потом сформировали крымскотатарскую диаспору Румынии.
Буджак — историческая область между устьями Дуная и Днестра. Источник: wikipedia.org
На Северном Кавказе в начале XIX века ногайцы были организованы в четыре приставства – Бештово-Кумское на верховьях реки Калаус (там проживали едисанцы, едишкульцы и касаевцы), Калаусо-Джембойлукское в низовьях реки Калаус (джембойлуки), Ачикулак-Джембойлукское на территории Кизлярского и Моздокского уездов (джембойлуки, едишкульцы, караногайцы, едисанцы) и Караногай-Едишкульское (караногайцы, едишкульцы). Во главе ногайцев в 1803 году поставили Султан Менгли-Гирея.
В 1813 году часть подвластных русским ногайцев откочевала к родственникам в Закубанье и стала абреками. Вместе с черкесами они нападали на Кавказскую линию. В 1828 году после подчинения русскими Карачая ногайцы были сконцентрированы в районе Малого и Большого Зеленчуков. Местные ногайцы дали начало ногайцам современной Карачаево-Черкесии. В Таврической губернии ногайцы кочевали между реками Бердой, Конскими и Молочными водами. сначала они были организованы в Ногайское казачье войско, а потом преобразованы в приставство. В него входило четыре волости. В 1821 году был организован административный центр для таврических ногайцев — город Ногайск. При царях Александре I и Николае I был выпущен ряд нормативных документов, которые регулировали положение ногайцев под русской властью. На 1844 год всех ногайцев на Северном Кавказе было 96 тыс., что было чуть больше десятой части принятых в русское подданство в 1771-1772 гг.
После Крымской войны ногайцы воспринимались враждебно и вытеснялись из кочевий. За 1858–1859 гг. в Турцию переселились около 70 тыс. ногайцев Калаус-Джембойлукского, Калаус-Саблинского и Бештово-Кумского приставств, 39,6 тыс. прикубанских ногайцев и около 50 тыс. ногайцев из Таврической губернии. Выселение ногайцев в Османскую империю продолжалось вплоть до 1877-1878 гг. В 1888 году караногайское приставство передали Терской губернии. Караногайцев было около 22 тыс, кубанских ногайцев же — около 40 тыс.
В результате всех событий XVIII-XIX вв. многочисленный народ стал абсолютным меньшинством на своих родных землях. Ногайцы были угнетаемы русской имперской властью. В 1916 году они подняли восстание на Северном Кавказе.
Ногайцы и калмыки
Поскольку ее призывы к султану обуздать его крымскотатарских вассалов обычно выполнялись, для Москвы имело смысл попытаться ослабить ханство в военном отношении, подчинив себе его кочевых союзников, в первую очередь Великих ногайцев. Исмаил и Иштетек, беи Великой Ногайской Орды, присягнули на верность (шерть) царю; они могли не понимать, что Москва относилась к ним как к залогам вассалитета, но в целом воздерживались от агрессии против Московии в 1557—1563 и 1616—1630 годах. Иштерек получил 1064 рубля) и периодические военные интервенции, чтобы гарантировать их победу в борьбе за престолонаследие внутри их Орды. Меньшие ногайские дворяне также были кооптированы или принуждены путем дарения , регистрации на царской службе из поместий в Касимове и Романове (работавших у Крисуана Финника и русских крестьян) или по договору, требующему от них передачи родственников в качестве элитных заложников для размещения под властью пристальное наблюдение в Москве или Астрахани. Русским градоначальникам в Астрахани было поручено охранять ногайцев от насилия и обращать в рабство мужчин из русских, уважать их права кочевать на своих традиционных пастбищах в восточноволжских степях и защищать их от нападений калмыков и волжских и донские казаки.
Основная проблема в управлении ногайцами заключалась не в том, чтобы найти бея, готового к подкупу, а в том, чтобы найти бея для поддержки, который контролировал большую часть Ногайской Орды. Дары, посланные Исмаилу, а вслед за ним Тинахмету и Урнсу, могли бы помочь им укрепить свой контроль над меньшими беями и мицами, если бы были разделены между последними как щедрость, доступная только благодаря силе верхнего бея, который один мог обращаться с царь; но Исмаил и его преемники так и не получили возможности установить свою монополию на поток щедрот, потому что меньшие беи и мурзы с самого начала требовали от Москвы свои дары в соответствии с их генеалогическим статусом в Орде. Москва попыталась перестраховаться, откупившись и от них. В долгосрочной перспективе это укротило Ногайскую Орду, но ценой ее единства; опасность, которую она представляла для Московии, уменьшилась с политическим распадом Орды, но это также означало, что Орда потеряла военную ценность как противовес Крымскому ханству.
В целом именно стратегическая уязвимость великих ногайцев удерживала их в вассальной зависимости от царя. Периодически давление донских казаков или калмыков вынуждало великих ногайцев покинуть нижние волжские степи и перейти через Дон в крымские степи только для того, чтобы быть отбитыми крымцами или малыми ногайцами, не желавшими делить с ними эти пастбища (1574 г.). В 1588—1590 годах крымский хан подстрекал ногайцев к нападениям на русские города, но затем отказался их поддержать. В 1646 году один ногайский мурза даже просил царя устроить в степи три новых острога для защиты своего улуса от крымцев, калмыков и малых
Ногайцы. В таких условиях великие ногайцы чувствовали пределы мусульманской солидарности и необходимость мирных отношений с Московией, прочно обосновавшейся в Астрахани, посреди их исконных пастбищ, и посылавшей к ним талантливых дипломатов вроде Маля. цев, свободно говорящих по-татарски и неустанно доказывающих, что Московия была истинным правопреемником Золотой Орды. Не было большого риска, что московская дипломатия, сближающая ногайцев с Крымским ханством, вызовет антагонизм с османами, поскольку у османов были свои собственные опасения, что слишком близкое крымско-ногайское сближение может сделать крымских ханов менее зависимыми от османской защиты и не готовыми заложить притязания Османской империи на Крым.
Завоевание Иваном IV Астрахани и формирование Донского казачьего войска способствовали усмирению великих ногайцев, продемонстрировав в военном отношении растущие риски и снижающуюся доходность участия великих ногайцев в крымской работорговле, а также с течением времени расширяющиеся масштабы Ногайская торговля с Московией представляла собой весьма привлекательную альтернативу продаже рабов крымским татарам. Ногайский скот пользовался в Москве большим спросом; в отдельные годы ногайские торговцы, сопровождавшие посланников в Москву, привозили на продажу до 27 000 лошадей и 4 000 овец.
Вообще говоря, московские купцы, торгующие метизами, огнестрельным оружием, сукном и зерном, могли предложить степнякам немного больше, чем крымские татары. … Аграрная экономика, в которой есть квалифицированные городские мастера, и общество, основанное на пастушеской экономике, могли бы в короткие сроки выработать симбиотические отношения, выгодные для обоих.
… Османские торговцы могли восполнить экономический пробел, но крымские татары, продолжая фикцию золотоордынских прерогатив и чиня препятствия на пути ровных отношений с османами, могли оттолкнуть степной рынок, а также османские торговцы».
Однако некоторые препятствия для дальнейшего московско-ногайского сближения оставались. Пока южная граница Московии оставалась уязвимой для татарских чамбуев, было невозможно полностью подавить набеги ногайских рабов; Москве по-прежнему нужно было изыскать способы пристально следить за астраханскими губернаторами, чтобы они не притесняли ногайцев и не спровоцировали их на то, чтобы сломать их шкуры». Прежде всего нарастала опасность со стороны калмыцких орд, покинувших свои пастбища в Джунгатии, чтобы двинуться на запад, к Лаику, где они стали долбить великих ногайцев, иногда оттесняя их через Волгу на территорию Москвы. Ранние калмыцкие набеги были спорадическими и краткими, так что великие ногайцы в конце концов смогли вернуться в свою резервацию на восточном берегу Волги. Но калмыки предприняли совместный натиск под предводительством Тах/ии’Дайчина в 1634 г., вытеснив великих ногайцев через Волгу и Дон в массовом порядке, чтобы они напали на донских казаков, объединились с малыми ногайцами из восточного крыла Крымского ханства и начать нажимать
Вверх по Дону, Хоперу и Медведице найти себе новые пастбища. Это привело их к конфликту с московскими приграничными городами. Тем временем калмыки стали доминирующей кочевой державой к востоку от Волги и в конечном итоге последуют за великими ногайцами в их собственных набегах на русские города.
Империя сборки: первые века | Российская империя 1450-1801
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Коллманн, Нэнси Шилдс,
‘Сборная империя: первые века
,
Российская империя 1450-1801
, Оксфордская история ранней современной Европы
(
Оксфорд,
;
онлайн Edn,
Oxford Acadecmone.
, 19 января 2017 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199280513.003.0005,
, по состоянию на 29 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В главе рассматривается расширение России в многонациональную империю с середины шестнадцатого до семнадцатого века, развивается концепция имперских «посредников», посредством чего империя формировалась с помощью полунезависимых группы, которые работали на имперский центр, но сохраняли некоторые автономии. В истории России это были казаки, явление, которое исследуется в этой главе в различных сообществах на южной границе расширяющегося Российского государства (украинские, слободские, донские, уральские казаки и другие группы). Кочевой образ жизни также находится в центре внимания главы, как и завоевание Россией Казани (1552 г.), Астрахани (1556 г.), Волжского торгового пути и последующая постепенная миграция православных восточных славян в мусульманские, в основном тюркоязычные общины в Среднее Поволжье, Башкирия и Сибирь. В главе также подробно рассказывается о восстании Хмельницкого и переходе части современной Украины (Казацкой Гетманщины) под власть России с 1654 года.
Ключевые слова: Казань, Астрахань, колониальная политика, колониальные посредники, степь, Срединная земля, казаки, Сибирь, работорговля, кочевничество
Предмет
Раннее Новое время (1500-1700)Европейская историяСоциальная и культурная история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.