Калмыки и ногайцы: Калмыки, ногайцы и другие народы Волго-Каспийского региона в сочинении Яна Потоцкого «Путешествие в Астрахань» | Бурыкин

«Средневековые ногайцы называли себя татарами, чтобы спастись от калмыков» 29.06.2021

Наука 08:00 | 29 июня 2021

9

Фото: KazanFirst, соцсети

Автор материала: Ильнур Ярхамов

В институте Марджани учёные обсудили проблемы и аспекты письменных источников, которые отображают историю татарского народа.

С одним из самых интересных докладов на конференции выступил главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Вадим Трепавлов. Его выступление было посвящено свидетельствам татарской идентичности в тюркских дипломатических документах XVII века. Другими словами, каким образом тюркская аристократия постордынского государства называла себя татарами при переписке с Русским государством.

Сразу отметим, что все высказанные рассуждения и выводы у Трепавлова носят исключительно гипотетический характер. Он не претендует на исчерпывающее объяснение, почему именно тюркские князья, царевичи и мирзы/мурзы себя именовали «татарами». По словам ученого, для более однозначных и конкретных выводов нужно расширять круг изученных средневековых письменных источников. А пока он озвучил предположения на основе считанного количества документов.

Трепавлов свой доклад начал с постановки проблемы: «Понятие «татары» множество раз упоминается в разных средневековых текстах. Однако до сих про остаётся вопрос: насколько оно было самоназванием тем многочисленным племенам и политическим сообществам, которых русские и европейские современники обозначали как «татары»?

Специалист предлагает обратить внимание на определенную территорию постордынского пространства — Западную Сибирь XVII века. Есть документ — столбцы Сибирского приказа, где отображён оригинал послания правнука хана Кучука, то есть послание хана Кучума к русскому царю Алексею Михайловичу Романову и тобольским воеводам от 1668 года.

Текст не на русском языке. Но Трепавлов процитировал его в переводе:

«Я передавал своё слово через посла Икечака о том, что, если Москва позволит показать моего младшего брата Кансюэра [он был в плену у русских], будет мир. Если так не произойдёт, то будет вражда. Боярин [т.е. тобольский воевода] об этом обстоятельно совещался. Похоже, что татарам это совещание не помогло. Если хан обломит русского на скачках, то русский угощает нас, татар. А если хан не сможет обогнать русского, то русский не станет угощать».

Трепавлов прокомментировал этот письменный источник.

— Здесь видно, что сибирский царевич себя и сообщество, к которому он принадлежал, определяет как «татары». Показательно, что кочующие потомки хана Кучума к тому времени установили тесное культурное и брачное отношение с калмыками. От них они перенимали язык и внешний облик. В то время происходила активная миграция калмыцких (западно-ойратских) племён в Дешт-и-Кипчак. Поколение кучумовых внуков, которое осталось в Сибири, включая тех, кто жил в Европейской России, представляло собой этнокультурный сплав.

Они вырастали в кочевых ставках калмыков, впитывали всё от своих калмыцких матерей и воспитывались по нормам жизни ойратов. Принадлежность к династическому дому Чингизидов возносила этих султанов над всеми тюркскими и монгольскими племенами. Они не испытывали никакой рефлексии по поводу отсутствия формально родовой солидарности ни с племенными отрядами ойратов, ни с тюркскими кланами. 

Сибирские чингизиды не причисляли себя к калмыкам. И в то же время они не причисляли себя ни к одному из сформировавшихся в то время этносов Дешт-и-Кипчаков — к ногаям, казахам, узбекам и ни к одному из племен Дешт-и-Кипчака. Но обстоятельства складывались таким образом, что потомки Кучумов в третьем поколении оказывались наполовину уже калмыками. Однако это не мешало им помнить о своём царственном происхождении. И время от времени оно служило знаменем борьбы местных народов за освобождение от российской власти, — рассуждал ученый.

Он напоминает, что в первые два столетия после монгольских завоеваний, то есть в XIII и XIV века, этнополитическая идентичность высшей правящей элиты, то есть клана Чингизидов, на евразийском пространстве была монгольской. Однако исходя из послания хана Кучума можно сделать вывод, что к XVII веку монгольская идентичность уже уступила место татарской идентичности в среде тюркской аристократии.

— Возможно, это был доминирующий уровень их идентичности, может быть, наряду с мусульманской. В отличие от рядовых тюрок-сибирцев, для которых главной тогда считалась принадлежность к конкретному племенному сообществу. Широкое распространение термина татары тогда всё же не очевидно. Тюркские хронисты XVI-XVII веков редко употребляют понятие «татары». А в татарских родословных сеитов, которые Радлов записал в 80-х годах XIX века, общность населения сибирского юрта, которое в будущем станет «сибирскими татарами», названа в фольклорных произведениях как сибирский народ, то есть сибир халкы, — говорит Трепавлов.

Академик предполагает, что в Золотой Орде складывалась и в постордынских государствах сохранялась общность привилегированного военно-служилого сословия, которое обозначалось как «татары». Трепавлов задаётся вопросом: не являлось ли отнесение Кучума себя к татарам рудиментом этого явления?

В своём докладе он предлагает перенести взор на другие территории постордынского пространства, а именно территории Нижней Волги и Крыма.

— Многословная титулатура Крымских ханов Гиреев с перечислением подвластных народов и территорий отличалась от более лаконичных и титульных обозначений других постордынских владений. Она являла подражание османам и в то же время демонстрировала амбиции этой периферийной ветви Джучидского клана. Прочие владельцы на земле Улуса Джучи расценивали свою принадлежность как к золотому роду как достаточное основание для монархических прерогатив, не называя в титулах определенный стольный город или общность подданных, которыми они управляли, как, например, «казахский хан», «узбекский хан». В ханском титуле Гиреев понятие «татары» утверждается только с начала XVII века, в одном ряду с перечислением ногаев и черкесов, как равновеликое им понятие, хотя и первое в перечне подданных народов. А вот столетием раньше хан Мухаммад Гирей пока не указывал своё господство над татарами, — рассказывает Трепавлов.

Далее историк сообщает, какая именно была титулатура у крымского хана в XVI веке.

— Вот титуляция 1520 года, где он представляет себя как «хан Великой Орды», «падишах Дешт-и-Кипчака и всех монголов. Выражение «падишах всех монголов» в русском переводе этого текста XVIвека передаётся как «всем землям татарским господарь». Следовательно, «монголов» русский переводчик заменил на «татар». И не исключено, что в более ранних латинских и русских переводах вот этих крымских грамот в действительности в оригинале писались «монголы», но были исправлены переводчиками на «татары», — говорит Трепавлов.

Историк делает предположение, что, возможно, сибирские царевичи-кучумовичи (конкретно хан Кучук) понятия «татары» и «монголы» видели синонимами.

— В таком случае «татары» являлись в глазах Кучумовичей вовсе не одним из этнонимов, но обозначением принадлежности к элите элит, в высшей правящей страте бывшей Монгольской империи, Золотой Орды и орд. Татары было рудиментом монгольской идентичности, — рассуждал Трепавлов.

Затем историк предложил обратить внимание уже на территории Ногайской Орды и на ногайцев и их практику использования понятия «татары».

— Известно, что в головах тогдашних русских управленцев сложилась довольно упрощенная этнополитическая картина мира. В ней почти все тюркоязычные народы для простоты и из-за малой осведомленности именовались обобщенно как «татары». Поэтому адресант хан Кучук обращался к царю и русским воеводам на понятном для них языке. И «татары» в данном контексте могли не иметь отношения ни к этнокультурной самоидентификации Кучука и его родни, ни к осознанию Кучумовичами своей причастности к истаявшему имперскому величию, — говорил Трепавлов.

Далее он приводит в пример грамоты от двух ногайских мирз XVII века.

— Именно обобщённо-примитивной этнической терминологией, которая была присуща русской речи начала XVII  века, можно объяснить титулование царя Михаила Фёдоровича в отдельных посланиях ногайских грамот как «Всей Руссии, всех татар государю». Ногайцы творчески перерабатывали малый царский титул — «Государь всея Руси», добавляя туда титулатуру «Государь татар». Здесь видится употребление лексики, которая была понятна для русских адресатов, то есть для русского правительства. А в данном случае это было следствием увеличивающейся зависимости ногайцев от российских властей.

В обращениях ногайцев просматривается заискивающий тон, уничижительный тон обращения к царю и его наместникам. На протяжении первой половины XVII века представители ногайской элиты овладели мастерством общения с московскими приказными чинами и астраханскими воеводами. И в том числе  искусством составления документов особого жанра — челобитных на высочайшее имя, тщательным выписыванием малого царского титула, — рассуждал историк.

Трепавлов также считает, что ногайцы при написании челобитной (то есть обращения) к царю использовали слово «кулыныз», что переводится как «холоп ваш».

— Подобострастная тональность в прошении — всё это показывает, что ногаями были переняты каноны русского бюрократического официоза. И явно просматривалась готовность говорить с адресатами на привычном им языке. А на этом языке тюрки-кочевники обозначались как татары, — добавляет эксперт.

После выступления журналист KazanFirst задал Трепавлову ряд уточняющих вопросов. В частности, чем именно было продиктовано, что ногайцы в своей дипломатической переписке с Русским государством использовали понятие «татары» в заискивающем тоне? Почему в XVII веке ногайцы при дипломатической переписке не демонстрировали свой этноним? Отметим, что Трепавлов является сторонником того, что средневековый татарский этнос и средневековый ногайский этнос — это два разных этноса.

Хотя казанские историки считают, что ногайцы являются частью средневекового татарского ордынского этноса.

— Челобитная ногайцев составлена абсолютно так, как это бывает у обращающегося на коленях подданного перед царём. И обращающийся называет свой народ как «татары». Ногайцы тогда очень сильные притеснения от астраханской администрации претерпевали. Сюда же тогда с Востока на ногайцев наступали калмыки, которые ранее уничтожили Ногайскую Орду. Калмыки почти всех ногайцев вытеснили в Крым. Те ногайцы, что прижались к Астрахани, не рассчитывали на помощь местных воевод и на помощь московского правительства. Поэтому ногайцы и писали такие челобитные, в которых ради своего спасения и помощи от русских были готовы назваться «татарами». Ногайцы просили, чтобы русские стрельцы защищали их во время кочевок, просили дать пастбища подальше от Калмыков. Желательно, чтобы калмыки остались на другом берегу Волги, а у ногайцев были пастбища на противоположном. Калмыки тогда выбили ногайцев из территории практически современного Казахстана. Тогда на этой территории не было казахов — там были ногайцы, — ответил историк.

Раз ногайцы смогли отрефлексировать такую дипломатическую игру с понятием «татары» при переписке с русской администрацией, значит, у них должна быть своеобразная интеллектуальная прослойка. То есть должны быть люди, обученные грамоте и со своими историческими мифологемами и рефлексией своего этнического происхождения. Журналист KazanFirst спросил: что же за группа ногайских интеллектуалов отвечала за письменную коммуникацию?

— У ногайцев были какие-то писцы. Вот сибирские царевичи, когда сидели в русских тюрьмах, откровенно признавались, что грамоты они не знают. Жены в качестве доказательств просили, чтобы пленённые мужья резали свои косы и отсылали их домой, жёнам. У ногайцев метания по степям, постоянные угрозы, развал Ногайской Орды не предрасполагали к интеллектуальной грамотности. Вот, например, когда татары Астрахани писали челобитные, то они были понятны русской администрации. По этим тестам понятно, что они, астраханские татары, либо диктовали русским писцам, либо русские писцы сами писали с их слов. А вот с ногайцами всё не так. Они составляли жалобные послания в Москву. Конечно, у них были какие-то образцы, как нужно государю писать. Ногайцы консультировались у астраханских воевод. Видимо, всё-таки какие-то мирзы были грамотными, но не все, — ответил Трепавлов.

Ученый также отметил, что ногайцы в средние века демонстрировали свою лояльность Русскому государству на фоне обострившихся отношений с татарской аристократией Крымского ханства.

— У ногайцев XVII века три поколения назад была великая держава — Ногайская Орда, которая держала в страхе всех. К XVII веку же они остались небольшим количеством улусников на берегу Волги, прижатые калмыками к Астрахани. У них была альтернатива уходить в Крым. И тысячи ногайцев в Крым ушли. Но это ушли рядовые улусники. Потому что у мирз с крымскими мирзами была кровная вражда 200-летняя. Ногайцы обращались в Стамбул, просились султану в подданство. Они готовы были подчиняться астраханским воеводам — ради Бога, но только не Крыму. Ногайцы принципиально себя отделяли от крымских татар. Ногайское население Крымского ханства многократно возросло, потому что рядовым улусникам не было никакого дела до кровной вражды их элиты. Хан им давал пастбища, поэтому селили на пять крымских дворов одного ногайца. Оружия ногайцам не давали. Поэтому когда поляки описывали набеги крымских татар, то с сарказмом писали, что татарские воины вооружены были только палками и верёвками. На самом деле это был ногайский авангард, вооружённый арканом и дубинкой. В целом этого было достаточно, если, например, стояла задача напасть на сельских жителей, их грабёж и увод в плен, а затем продажа в рабство, — резюмировал Трепавлов.

Новости СМИ2

Теги:

история, татары, ногайцы, ученые, Вадим Трепавлов

войны крымских татар с калмыками, персами и Надир-шахом — Реальное время

Общество

07:00, 07. 03.2018 Сюжет: История от Ярослава Пилипчука

Политика Крымского ханства на Северном Кавказе (1475—1769 гг.). Часть 2

Колумнист «Реального времени» Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодняшний материал украинского историка это продолжение публикаций об эволюции отношений крымских Гиреев с племенами Северного Кавказа — давней арены столкновения народов и цивилизаций. Актуальность этому сюжету придают последние кадровые назначения татарстанцев в Карачаево-Черкесии (вице-премьером республики стал крымский татарин из Пестрецов) и Дагестане (Артем Здунов).

Война с персами на стороне турков

Еще во время Ивана Грозного крымские войска могли ходить по Северному Кавказу достаточно далеко. В 1578 г. русский воевода Терского городка был вынужден пропустить войска Адиль-Гирея, которые вторглись в Ширван, но там они были разбиты кызылбашами (объединение тюркских кочевых племен устаджлы, шамлу, румлу, афшар, зулькадар, текели, каджар и др. , говоривших на азербайджанском языке, — прим. ред.). Ибрахим Печеви сообщал, что крымцы пришли на помощь туркам, сражающимся в Ширване. Адиль-Гирей вместе с кумыками пересек Дербент и выдвинулся в район Шемахи, где его ожидали враги в числе 30-40 тыс. Указывалось, что крымцы были окружены множеством врагов и бились насмерть, но ханский сын попал в плен. По сведениям Халим-Гирея, Адиль-Гирей умер в плену у персов. В 1579 г. русские были вынуждены снести Терский городок, а крымцы в том же году организовали новый поход в Закавказье, как и в предыдущем году действуя в качестве союзников Османов в турецко-иранской войне. В 1579 г. поход повел сам хан Мехмед-Гирей II вместе с Гази-Гиреем. Сафа-Гиреем, Сеадетом-Гиреем. Хану приписано управление огромным войском, а его сыну Гази-Гирею — блестящая победа над многочисленными врагами у Баку. Поход был удачным. Крымцы оказали османам большую помощь в битвах за Ширван, Однако в одном из таких столкновений Гази-Гирей оказался в плену у персов.

В последующие годы Мехмед-Гирей II отказывался идти в походы против Сефевидов, за что был сменен османами на Ислам-Гирея в 1584 г. (после усобицы, в которой хан Мехмед-Гирей II был свергнут, Мурад-Гирей бежал к русским, а Сафа-Гирей — к черкесам, сначала к кабардинцам, потом к жанеевцам). В 1584 г. союзниками Сефевидов стали кумыки, так что на пути крымцев в Ширван появилась преграда. Карту изгоев русские разыграли в 1585 г., когда послы шведского короля Сигизмунда Ваза грозили русским союзом с Крымским ханством, на что те ответили, что Сеадет-Гирей в Астрахани, а Мурад-Гирей в Москве. В 1586—1587 гг. хан послал против черкесов Фетх-Гирея, стараясь помочь Малой Ногайской Орде. В 1606 г. османский султан обещал помощь ширванцам силами крымцев против Сефевидов. В 1608 г. в русском посольском донесении отмечалось, что хан готов идти на персов с помощью не только от черкесов, но и от кумыков. В 1616 г. была осуществлена попытка похода на Иран. В 1629 г. Джанибек-Гирей отправлял послов к кумыкам для того, чтобы готовиться к походу против Сефевидов. В 1635 г. также планировался поход против персов. Нужно сказать, что отношения кумыков с Ираном были изменчивыми. В конце XVI в. иранские шахи старались приблизить к себе кандагарского правителя, кумыкского шамхала и грузинского царя. Это было необходимо, чтобы противостоять экспансии Османов. В 20-х гг. XVII в. шах Аббас Мирза хотел подчинить кумыков, но умер в начале похода. Сын Аббаса Сефи продолжил дело, но полноценному вторжению помешала консолидация правителей Северного Кавказа и поддержка со стороны русских. В 40-х гг. XVII в. шахские послы захотели построить персидскую крепость в районе владений кумыков, и это вызвало вражду между кумыками и Сефевидами, которая продолжалась 20 лет и стоила кумыкам многих жертв. У кумыков находился изгнаник из Крыма Адиль-Гирей из династии Чобан-Гиреев.

Калмыцкое нашествие

Малая Ногайская Орда стремилась поддерживать дружественные отношения с Крымским ханством. Правитель Малой Ногайской Орды старался наладить с крымцами равноправные отношения, а не отношения зависимости вассала от сюзерена. В 1574 г. Гази отвоевал черкесов, которые были данниками крымцев. При этом Гази отказался отдать ясырь из черкесов и присоединиться к крымскому хану. Гибель Гази в войне с кабардинцами опечалила хана Мехмеда-Гирея II. В 80-х гг. XVI в. в Бахчисарай прибыли два кузена Гази мирзы, а к ногайцам прибыли крымские царевичи Девлет-Гирей, Мурад-Гирей, Фетх-Гирей. В 80-х гг. XVI в. ногайцы наладили обменную торговлю с кумыками.

Крымский татарин XVI века

В 20-х гг. XVII в. из состава Малой Ногайской Орды выделился улус Касая (Касима). В это время Малая Ногайская Орда поддержала изгоя Шагин-Гирея, и за это крымский хан собрался идти войной на Малую Ногайскую Орду. Еще в 1619 г. войска Малых Ногаев были разбиты крымцами. Касай же бежал к горам. В 1615 г., во время похода Малых Ногаев на русских, на их кочевья напали черкесы. В 20—30-х гг. улусы Ураковых и Мамаевых двинулись в крымские владения и расселились в окрестностях Аюва и на Кубани. Переселение этих кланов совпало с общим отступлением больших ногайцев под ударами калмыков в 30—40-х гг. XVII в. В 1625 г. крымцы совершили поход на Дагестан. К нему примкнули силы бия Малых Ногаев Касима, а также Ураковы. Когда хан примирился с Шагин-Гиреем, Касим озадачился сооружением форпоста против русских и горцев. В 1629 г. Джанибек-Гирей принудил Малых Ногаев подчиниться. Хан Касим лавировал, то кочуя в Крыму, то предоставляя убежище вновь бежавшему Шагин-Гирею. В конце концов ногайцы признали свою зависимость от крымцев. Малая Ногайская Орда поддерживала союзные отношения с князем Алегуком Шегануковым и Идаровыми (темрюцкими черкесами). Противниками были правитель Малой Кабарды Шолох Тапсаруков и его родичи. Кумыкское шамхальство служило связующим звеном в контактах Крымского ханства с Сефевидским Ираном. С Алегуком контактировал Али Ураков. В 1639 или в 1640 г. умер Касим, и его наследники стали известны как касаевцы. Остатки Малой Ногайской Орды под их руководством противодействовали калмыкам в 40—60-х гг. XVII в.

На протяжении первой половины XVlI в. ногайцы Ногайской Орды (Большого Ногая) смещались на запад. В начале XVII в. Иштерек кочевал около Терека. В начале 10-х гг. XVII в. Большие Ногаи уже кочевали по Кубани, Тереку и Куме, а их ставка находилась в Бештау. В 1608 г. Иштерек сватал свою дочь за Гази Пшеапшокова. В 30-х гг. XVII в. были установлены тесные контакты между кумыками и ногайцами. Ногайцы нападали на кабардинские земли, а кабардинцы отвечали набегами на кочевья Большого Ногая. Под давлением калмыков ногайцы Ногайской Орды расселились по всему Предкавказью, потеснили бесленеевцев, хлынув в их земли. Ногайские отряды принимали участие в горских междоусобицах. Так, в 1641 г. на реке Малке кумыкский шамхал Айдемир и кабардинский князь Кельмамет Куденетов воевали против Алегука и Ходокжука. На обеих сторонах сражались ногайцы, В 10—20-х гг. XVII калмыки нанесли поражение ногайцам в коренных землях Ногайской Орды. В 1632 г. ставка калмыцкого таиши Хо-Урлюка уже находилась на Волге. Бий Малой Ногайской Орды старался наладить отношения с калмыками, но мира достичь не удалось. В 1642 г. калмыки наводнили Сальские степи. Калмыцкая экспансия сдвинула многие улусы Больших и Малых Ногаев, вынужденных принимать сюзеренитет крымского хана, который назначал в их земли сераскеров, но оставлял ногайцам автономность. Ногайцы Алтыулы же покорились калмыкам. В 1644 г. Хо-Урлюк вмешался в дела Кабарды и сложил там голову.

В 1655 г. отряды калмыков как союзники русских начали проникать в крымские владения. Во время набегов они доходили до реки Молочной. Зимой 1659—1660 гг. к калмыкам прибыло крымское посольство, впрочем, не имевшее у них успеха. В 1660 г. калмыки значительными силами выдвинулись в разных направлениях. Дайчин и Мончак двинулись на Малых Ногаев, на Темрюк и Крым, Азов, Тамань, Темиргой и Бесленей. Мончак в урочище Бачигиз разгромил отряды Навруза Шидякова, а Дайчин — темрюкских, таманских, темиргоевских, бесленеевских черкесов и мирз Ураковой половины. Зимой 1661—1662 гг. калмыки атаковали крымцев и убили Сары-мирзу. В 1662 г. калмыки атаковали возвращавшегося из похода на Украину крымского хана. Осенью 1662 г. и зимой 1662—1663 гг. калмыки кочевали поблизости от Крыма. В 1663 г. калмыки совместно с запорожцами удачно воевали у Цыбульника и разбили тумен крымцев. Осенью того же года И. Сирко с калмыками напал на Буджак, В 1665 г. калмыки совершали набеги на кубанских ногайцев, а потом на крымцев. Появление калмыков на Северном Кавказе привело к росту влияния русских в северокавказском регионе, усилению прорусских настроений и повышению роли баксанской партии в Кабарде, позволило стабилизировать границу русских этнических земель.

Кумыки. Фото fadn.gov.ru

Кумыки: между молотом и наковальней

Кумыки были естественными союзниками крымцев. В союзе с ханом они видели возможность противодействовать экспансии иранского шаха Аббаса Мирзы, который угрожал Кумыкии в 10—20-х гг. XVII в. и с которым взаимодействовали русские. Однако наиболее активными были отношения с Малой Ногайской Ордой, обеспечивавшей крымское влияние в Центральном Кавказе. Во время войн русских с кумыками ногайцы продолжали с ними торговать. В 1604 г. ногайцы и кумыки остановили экспедицию русских, отправленную на усмирение шамхальства. Нужно сказать, что крымцы в 1603—1604 гг. приложили усилия, дабы помочь кумыкам. На помощь прибыли крымцы, кубанские ногайцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы и балкарцы. Между Тарки и Казы-Юртом в Караманском сражении был уничтожен русский отряд, а воеводы Бутурлин и Плещеев полегли в битве. В 1635 г. кумыкский Султан-Мут Эндиреевский советовал кочевать ногайцам ближе к горам, чтобы отразить вторжение врагов. В 1605 г. шамхалы Эльдар и Адиль-Гирей вместе с Султан-Мутом выступили против русских. В 30-х гг. уже престарелый Султан-Мут побывал в Бахчисарае и попросил у хана людей, чтобы уничтожить русский форпост в Дагестане. Отметим, что кумыки заняли земли равнинной Чечни, и их земли соприкасались с Кабардой и ногайцами. Ряд чеченских обществ находился в зависимости от кумыкского шамхала. Кумыки смогли остановить русское продвижение на Северном Кавказе и стали важными партнерами крымцев. Грузинский царь в начале XVII в. жаловался на набеги турок, персов и кумыков и просил русских о помощи. Султан объединил в одно государство несколько кумыкских княжеств. Уникальное упоминание о кумыках в польско-крымской переписке указывает, что кумыки играли значительную роль в реализации татарской политики на Северном Кавказе.

С прибытием калмыков ситуация изменилась коренным образом. В 1644 г. калмыки напали на Брагуны, находившиеся во владении кумыков. Последние предоставили убежище ногайцам, чем и был обусловлен конфликт. В 1660 г. калмыки угнали стада у ногайских мирз, кочующих в кумыкских владениях. В 1673 и 1682 гг. калмыки совершали набеги на кумыков. Союз калмыков с кабардинцами и грузинами лишил возможности шамхалов поддерживать отношения с Крымским ханством и вынудил поддерживать тесные отношения с русскими, дабы через терских и астраханских русских просить защитить шамхальство от набегов калмыков. Нужно отметить, что калмыцкие предводители сроднились с соседними кавказскими народами. Так, женой калмыцкого тайши Допдук-Омбо была дочь Магомета Кургокина, однако часть кабардинцев, представляющая кашкатавскую партию, была враждебна в отношении калмыков. Их союзниками были представители баксанской партии. Сообщалось, что многочисленные тургуты опрокинули кабардинцев в местности Кашкатау при слиянии Малки и Терека. У калмыков находили прибежище политические мигранты из Крымского ханства, как, например, Джан-Темир из рода Ширинов.

Отмечалось, что калмыки участвовали в русско-турецких войнах, однако в войне 1768—1774 гг. калмыки воевали крайне неохотно. Предметом спора между калмыками и крымцами был ногайский вопрос. Стороны воевали между собой за контроль над ногайскими ордами Едисан, Едишкуль, Джамбойлук. В начале XVIII в. набеги крымцев и калмыков друг на друга были частными, а не государственными предприятиями.

Поражение от черкесов

Обострение отношений между народами наблюдалось только при правлении Девлет-Гирея II и втором правлении Каплан-Гирея.

В 1701 г. крымцы совершили поход на черкесов. В 1707 г. к чеченцам, а потом в Крым прибыли послы восставших башкир, которые просили помощи против русских. На помощь башкирам крымское войско не отправилось, зато активизировалось в кавказском секторе. В 1708 г. крымцы были разбиты в Канжальской битве кабардинскими войсками. Масштабы и значение битвы существенно преувеличены в современной историографии кавказских народов. При этом Мехмедом Рашидом указывалось, что собственно крымцев и крымских ногайцев в битве участвовало около 11,5 тыс., а также 5 тыс. черкесов, 20 тыс. ногайцев из разных орд.

Совещание черкесских князей в 1839—1840 гг., Григорий Гагарин. Репродукция wikipedia.org

Во время этого похода крымцев 5 тыс. черкесов изменили крымцам, а калга Менгли-Гирей не стал добивать кабардинцев в местности Балх-Неджан (местность Канжал, то есть «кровавый путь»). Кабардинцы ночью напали на крымцев и разгромили их. Сам хан Каплан-Гирей бежал и был потом заменен Девлет-Гиреем II, освобожденным из заточения на Родосе. Сообщалось еще, что Каплан-Гирей принял в Хан-Тепе бежавших от русских донских казаков К. Булавина. Причиной войны турецкий хронист Мехмед Рашид считал то, что кабардинцы откочевали из Бештау, где ранее проживали. Силахдар Фындыклылы сообщал, что причиной войны было убийство черкесами Шахбаза-Гирея в 1707 г., после чего в Черкесию отправили сейменов, которых также после некоторого времени там убили. Хан также требовал невольников, провоцируя черкесов на войну, с помощью которой хотел покорить черкесов и прославить свое имя. По сведениям Сайда Мухаммеда Ризы Каплан-Гирей из Крыма пришел в Тамань, а оттуда в Кабарду. Черкесы устроили крымцам засаду в одной горной долине и многих из них перебили. Сам хан еле спасся и был низложен султаном, а вместо него теперь правил Девлет-Гирей II.

Д. Кантемир считал, что война была вызвана кровной враждой и что черкесы были правы. Э. Кемпфер писал, что хан требовал двойную дань с черкесов и пошел на них войной. Он отмечал, что они язычники и торгуют рабами. И.-Г. Гербер отмечал, что с 1708 г. черкесы завоевали свободу, перестали платить крымцам дань невольниками и они настолько вольнолюбивы, что с трудом покоряются своим кабардинским князьям. По явно преувеличенным данным молдавского историка, войско Каплан-Гирея составляло 80 тыс. , к нему присоединились еще 15 тыс. кубанцев. Вождем черкесов был назван Кабарда, а его войско, по данным хрониста, насчитывало 7 тыс. пеших, 300 всадников и 3 тысячи черкесов. Указывалось, что черкесы прибегли к хитрости и устроили крымцам бойню. Сообщалось, что на них нападали и кубанские татары. Немецкие мемуаристы указывали, что в Черкесию прибыли 30 тыс. крымцев во главе с визирем. Черкесские проводники завели их в засаду, и черкесы напали на крымцев со всех сторон. Главани отмечал, что Черкесия делилась на 14 княжеств, а против крымского хана черкесы выступили в 1723 г. В битве с ними Каплан-Гирей потерял 5 тыс. человек. А де ла Мотрэ утверждал, что татары потеряли 40 тыс. воинов. Отмечалось, что в поход отправился калга (титул второго по значимости после хана лица в иерархии Крымского ханства, — прим. ред.). Причиной войны было то, что черкесы отказались платить дань невольниками и конями, как было прежде заведено.

Возвращение крымцев

Равнинные черкесы по сведениям француза были врагами горных черкесов, которые оставались идолопоклонниками. Э. Д. д’Асколи сообщал, что для черкесов было обычаем приглашать поучаствовать в своих усобицах хана с войском в 40—50 тыс. Взамен черкесские правители отдавали определенное количество невольников. Д. Да Лука предупреждали, чтобы он не ездил к черкесам, чтобы не попасть в рабство. III. де Пейсонель отмечал, что хану пришлось приложить большие усилия, чтобы подчинить своей власти черкесов, и что, скорее, они данники, а не подданные хана. Сообщалось, что крымский правитель делал запрос черкесским князьям и те поставляли в его войска определенное количество воинов. Среди черкесов, по тем же данным, насчитывалось 14 племен, причем абазины и кабардинцы не были вассалами хана. Кабардинцы упоминались как подданные русских, черкесские племена непрестанно нападали друг на друга. Ш. де Пейсонель сообщал, что обычная дань составляла 300 невольников, но Селим-Гирей I довел это количество до 700. Отмечалось, что только у пяти из четырнадцати племен получил распространение ислам, в частности, это бесленеевцы, темиргойцы, бжедуги и загадочные адели и адеми. Французский наблюдатель описал время правления Кырым-Гирея и касающиеся его события. А Канжальская победа кабардинцев и черкесов, по мнению автора, была локальной и лишь на время избавила черкесов от власти крымцев.

После этого сражения, по сведениям Мехмеда Рашида, Хурреми Челеби Акая и Саид-Мухаммеда Ризы, крымцы пришли в Кабарду. К ним присоединились многие, кроме кайтуковцев. Крымцы пришли в Кызыл-бурун, а кабардинцы бежали в Кашкадаг к Джап-Булат-оглу. Туда был отправлен отряд БахтымГирея. В 1725 г. по воле Щиринов ханом стал Меигли-Гирей II. В Иран в 1725 г. хан отправил калгу Сафа-Гирея, других неспокойных подданных было решено отправить в Черкесию, однако это только отсрочило бунт в 1726 г., и крымские войска принялись возвращаться. В кубанских степях Бахты-Гирей предотвратил вторжение калмыков и воевал в Черкесии. В 1734—1735 гг. черкесские правители покорились Каплан-Гирею, который во главе восьмидесятитысячного войска привел к подчинению черкесов и кабардинцев, прорвал русские укрепления при помощи чеченцев и подошел к Дербенту. В 1718 г. Бахты-Гирей подбивал кабардинцев на поход против русских. Правители Кабарды же хотели расколоть альянс ногайцев с калмыками, предлагая Чакдрожапу напасть на владения Бахты-Гирея. В 1718 г. войска кубанцев вместе с некрасовцами и черкесами были разбиты в битве на Кубани войсками крымского хана Саадет-Гирея. В 1720 г. Бахты-Гирей примирился с Бахчисараем, а в 1721 г. выступил в поход против Кабарды вместе с ханом. Только в 1723 г. он был отстранен от власти на Кубани. В 1725 г. Бахты-Гирей поддержал мятежного Джан-Тимура из рода Ширин и просил помощи у калмыков, но был разбит и бежал в 1726 г. в Малую Кабарду.

Течение реки Терека, большой и малой Кабарды по странам, лежащим рядом с Кавказом, 1772 г. Фото время верить.рф

Война с Надир-шахом

В 1736—1739 гг. Крымское ханство приняло на себя основную тяжесть русско-турецкой войны. Надир-шах из племени афшаров в 1740 г. высказал претензии на территории, которые когда-то принадлежали Тамерлану. Иранский и кавказский театры военных действий отвлекали на себя внимание крымцев. Крымцы в усобицах в Кабарде поддерживали кашкатавскую партию, а русские — баксанскую. В 1743 г. при Селим-Гирее II калга Шагин-Гирей совершил удачный поход на черкесов и привел ясырь из 800 человек. В 1747 г. против крымцев восстали темиргойцы, абадзехи, бжедуги, шапсуги, убыхи. В 1751 г. абадзехи были независимы от крымцев. В 1753 г. абазины и шапсуги также были независимы. В 1758 г. темиргойцы поддержали восстание ногайцев, возведшее на престол Кырым-Гирея. В сильной зависимости от крымцев были жанеевцы, которые приняли ислам, В 1760 г. Кырым-Гирей переманил на свою сторону часть представителей баксанской партии, русские же в это время возобновили строительство терской оборонительной линии.

В 1761 г. Кырым-Гирей осуществил поход на темиргойцев и был разбит ими на реке Пшаде, что послужило причиной его низложения. Перед этим (в 1760 г.) темиргоевцы напали на свиту абазинского князя Игебокова, сестра которого была матерью хана. В стычке погиб князь. В 1767 г. крымцы убедили князей Большой Кабарды выступить против кубанских ногайдев. В 1769 г. от принятия подданства России уклонились М. Баматов, X. Рослабеков, Е. Канаматов, Д. Кайтукин. За год до этого кабардинцы разбили войско кубанского Сокур Арслан-бека. прорывавшегося к Моздоку и Кизляру. Француз барон де Тотт сообщал, что во время похода на Новосербию к хану с просьбой заключения союза прибыл посол от лезгин. Но его предложение было оставлено без ответа.

Подводя общий итог, отметим, что черкесы были постоянным объектом крымских нападений еще в XV в. и являлись источником пополнения числа рабов. Черкесские княжества зависели от крымского ханства и платили дань невольниками. Во второй половине XVI в. вожди Кабарды старались уравновесить крымское влияние русским. XVII в. был обозначен доминированием Гиреев на Северном Кавказе, которое смогли пошатнуть только прибывшие с востока калмыки. В XVIII в. влияние крымцев на Северном Кавказе оказалось под вопросом вследствие поражения в Канжальской битве 1708 г. и нападений черкесов на Крымское ханство в середине XVIII в. Однако и после этого крымцы активно участвовали в усобицах на Северном Кавказе, вмешиваясь в черкесские и кабардинские дела, участвуя в них как союзники одной из сторон. С отдельными черкесскими лидерами Гиреи были связаны отношениями аталычества. Кумыкские княжества стали союзниками Крымского ханства в начале XVII в. Союз был продиктован противостоянием русской экспансии, а также опасностью со стороны иранских Сефевидов.

​Ярослав Пилипчук

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

ОбществоИстория

Ногайцы и калмыки

Поскольку ее призывы к султану обуздать его крымскотатарских вассалов обычно выполнялись, для Москвы имело смысл попытаться ослабить ханство в военном отношении, подчинив себе его кочевых союзников, в первую очередь Великих ногайцев. Исмаил и Иштетек, беи Великой Ногайской Орды, присягнули на верность (шерть) царю; они могли не понимать, что Москва относилась к ним как к залогам вассалитета, но в целом воздерживались от агрессии против Московии в 1557—1563 и 1616—1630 годах. Иштерек получил 1064 рубля) и периодические военные интервенции, чтобы гарантировать их победу в борьбе за престолонаследие внутри их Орды. Меньшие ногайские дворяне также были кооптированы или принуждены путем дарения , регистрации на царской службе из поместий в Касимове и Романове (работавших у Крисуана Финника и русских крестьян) или по договору, требующему от них передачи родственников в качестве элитных заложников для размещения под властью пристальное наблюдение в Москве или Астрахани. Русским градоначальникам в Астрахани было поручено охранять ногайцев от насилия и обращать в рабство мужчин из русских, уважать их права кочевать на своих традиционных пастбищах в восточноволжских степях и защищать их от нападений калмыков и волжских и донские казаки.

Основная проблема в управлении ногайцами заключалась не в том, чтобы найти бея, готового к подкупу, а в том, чтобы найти бея для поддержки, который контролировал большую часть Ногайской Орды. Дары, посланные Исмаилу, а вслед за ним Тинахмету и Урнсу, могли бы помочь им укрепить свой контроль над меньшими беями и мицами, если бы были разделены между последними как щедрота, доступная только благодаря силе верхнего бея, который один мог обращаться с царь; но Исмаил и его преемники так и не получили возможности установить свою монополию на поток щедрот, потому что меньшие беи и мурзы с самого начала требовали от Москвы свои дары в соответствии с их генеалогическим статусом в Орде. Москва попыталась перестраховаться, откупившись и от них. В долгосрочной перспективе это укротило Ногайскую Орду, но ценой ее единства; опасность, которую она представляла для Московии, уменьшилась с политическим распадом Орды, но это также означало, что Орда потеряла военное значение как противовес Крымскому ханству.

В целом именно стратегическая уязвимость великих ногайцев удерживала их в вассальной зависимости от царя. Периодически давление донских казаков или калмыков вынуждало великих ногайцев покинуть нижние волжские степи и перейти через Дон в крымские степи только для того, чтобы быть отбитыми крымцами или малыми ногайцами, не желавшими делить с ними эти пастбища (1574 г.). В 1588—1590 годах крымский хан подстрекал ногайцев к нападениям на русские города, но затем отказался их поддержать. В 1646 году один ногайский мурза даже просил царя устроить в степи три новых острога для защиты своего улуса от крымцев, калмыков и малых

Ногайцы. В таких условиях великие ногайцы чувствовали пределы мусульманской солидарности и необходимость мирных отношений с Московией, прочно обосновавшейся в Астрахани, посреди их исконных пастбищ, и посылавшей к ним талантливых дипломатов вроде Маля. цев, свободно говорящих по-татарски и неустанно доказывающих, что Московия была истинным правопреемником Золотой Орды. Не было большого риска, что московская дипломатия, сближающая ногайцев с Крымским ханством, вызовет антагонизм с османами, поскольку у османов были свои собственные опасения, что слишком близкое крымско-ногайское сближение может сделать крымских ханов менее зависимыми от османской защиты и не готовыми заложить притязания Османской империи на Крым.

Завоевание Иваном IV Астрахани и формирование Донского казачьего войска способствовали усмирению великих ногайцев, продемонстрировав в военном отношении растущие риски и снижающуюся доходность участия великих ногайцев в крымской работорговле, а также с течением времени расширяющиеся масштабы Ногайская торговля с Московией представляла собой весьма привлекательную альтернативу продаже рабов крымским татарам. Ногайский скот пользовался в Москве большим спросом; в отдельные годы ногайские торговцы, сопровождавшие посланников в Москву, привозили на продажу до 27 000 лошадей и 4 000 овец.

Вообще говоря, московские купцы, торгующие метизами, огнестрельным оружием, сукном и зерном, могли предложить степнякам немного больше, чем крымские татары. … Аграрная экономика, в которой есть квалифицированные городские мастера, и общество, основанное на пастушеской экономике, могли бы в короткие сроки выработать симбиотические отношения, выгодные для обоих.

… Османские торговцы могли восполнить экономический пробел, но крымские татары, продолжая фикцию золотоордынских прерогатив и чиня препятствия на пути ровных отношений с османами, могли оттолкнуть степной рынок, а также османские торговцы».

Однако некоторые препятствия для дальнейшего московско-ногайского сближения оставались. Пока южная граница Московии оставалась уязвимой для татарских чамбуев, было невозможно полностью подавить набеги ногайских рабов; Москве по-прежнему нужно было изыскать способы пристально следить за астраханскими губернаторами, чтобы они не притесняли ногайцев и не спровоцировали их на то, чтобы сломать их шкуры». Прежде всего нарастала опасность со стороны калмыцких орд, покинувших свои пастбища в Джунгатии, чтобы двинуться на запад, к Лаику, где они стали долбить великих ногайцев, иногда оттесняя их через Волгу на территорию Москвы. Ранние калмыцкие набеги были спорадическими и краткими, так что великие ногайцы в конце концов смогли вернуться в свою резервацию на восточном берегу Волги. Но калмыки предприняли совместный натиск под предводительством Тах/ии’Дайчина в 1634 г., вытеснив великих ногайцев через Волгу и Дон в массовом порядке, чтобы они напали на донских казаков, объединились с малыми ногайцами из восточного крыла Крымского ханства и начать нажимать

Вверх по Дону, Хоперу и Медведице найти себе новые пастбища. Это привело их к конфликту с московскими приграничными городами. Тем временем калмыки стали доминирующей кочевой державой к востоку от Волги и в конечном итоге последуют за великими ногайцами в их собственных набегах на русские города.


Калмыки — группа защиты прав меньшинств

Профиль

По данным переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 183 372 калмыка. Калмыки в основном расселены в Калмыцко-Халмг Тангчской республике, бывшей Калмыцкой, с поселениями в Астраханской, Ростовской и Волгоградской областях и Ставропольском крае. Калмыки исповедуют различные виды тибетского буддизма, на которые сильно повлиял шаманизм, и говорят на монгольском языке.

Исторический контекст

Калмыки жили как кочевники-скотоводы в западной Монголии до начала семнадцатого века, когда они мигрировали на северные берега Каспийского моря. В 1771 году большая часть населения решила вернуться в Монголию. Большинство было убито в пути. Одна община не пошла на поход и вошла в состав донских казаков.

В ноябре 1920 года в Нижнем Поволжье Российской Федерации была образована Калмыцкая автономная область (АО). 19 октября35 область получила статус АССР. В 1920-х и 1930-х годах были разрушены буддийские храмы и монастыри, арестованы почти все духовные лидеры. В 1938 г. калмыцкий литературный язык был переведен на кириллицу. В 1943 г. весь народ был выслан в Сибирь якобы за коллаборационизм. Считается, что пятая часть населения погибла во время и сразу после депортации. Калмыцкая АССР была упразднена в декабре 1943 г. После «секретной речи» советского премьера Никиты Хрущева в 1919 г.56 года калмыкам было разрешено вернуться на родину. 9 января 1957 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о воссоздании Калмыцкой АО, которая 29 июля восстановила свой прежний статус АССР. Численность населения не восстановилась до уровня, существовавшего до депортации, до 1970 года.

Перестройка привела к возникновению в республике множества различных политических движений. Народный фронт Калмыкии был создан в 1990 году. В 1990 году Республика Калмыкия приняла Декларацию о суверенитете. Независимость привела к возрождению изучения калмыцкого языка и, с помощью буддийских монахов из-за границы, религиозных практик. Буддизм и христианство получили статус государственных религий. Местный Верховный Совет постановил в 1992 об изменении названия республики на Халмг Тангч. В июне 1993 года калмыцкие власти предъявили претензии на 3900 квадратных километров дельты Волги, которые не были возвращены калмыкам при воссоздании Калмыцкой АССР в 1957 году. Народы, земли, в настоящее время находящиеся в Астраханской области и Дагестане, с 1 июля 1993 года формально перейдут в Калмыкию.

В 1993 году Кирсан Илюмжинов, местный магнат, стал президентом Калмыкии. Поощряя возрождение буддизма, с одной стороны, Илюмжинов также был связан с укреплением авторитарного правления. В 2002 г. он был переизбран еще на один семилетний срок9.0003

В ноябре 2004 года Далай-лама посетил Калмыкию, вызвав дипломатический конфликт с Китаем, который считает Далай-ламу тибетским сепаратистом.

В августе 2005 года сообщалось о жестоких столкновениях между калмыками и чеченцами в селе Яндыки после гибели молодого калмыка в драке в баре. Сообщается, что один человек погиб, несколько получили ранения и несколько домов сгорели. Чеченцы поселились в регионе после начала Второй чеченской войны. Один даргинец и трое чеченцев были арестованы в связи с боевыми действиями, после чего астраханская чеченская община выступила с заявлением с требованием ареста и суда над молодыми калмыками, которые, по их утверждениям, нападали на дома чеченцев в селе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *