Калиныч был одарен преимуществами которые признавал сам хорь например: человек положительный, практический, административная …➤ MyBook

Характеристика Калиныча в рассказе «Хорь и Калиныч», образ, описание

Хорь и Калиныч.
Художник П. П. Соколов

Крестьянин Калиныч является одним из центральных персонажей рассказа «Хорь и Калиныч» Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Калиныча в рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите: 
— Все материалы по рассказу «Хорь и Калиныч»


Характеристика Калиныча в рассказе «Хорь и Калиныч», образ, описание

Калиныч является крепостным крестьянином помещика Полутыкина, живущего в Жиздринском уезде Калужской губернии.

Калиныч является бедным крестьянином:

«…Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как.»

Калиныч — одинокий бездетный вдовец.

Судя по всему, его жена умерла много лет назад:

«…у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.»

Возраст Калиныча — около 40 лет:

«…за деревней догнал нас человек лет сорока…»

О внешности Калиныча известно следующее:

«…человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч.» 
«Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда.» 
«…улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду.» 
«Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо.»  
«…лапоть подвязываю…»

Калиныч говорит немного в нос и ходит с палкой:

«. ..говорил немного в нос…»
«Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.» 

Калиныч — добрый человек:

«Его добродушное смуглое лицо…» 
«Калиныч — добрый мужик, — сказал мне г. Полутыкин…»

Крестьянин Калиныч — наивный, доверчивый человек, не любящий рассуждать самостоятельно:

«…Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо…»

Калиныч — пылкий, эмоциональный человек:

«…Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек…» 

Калиныч — грамотный крестьянин, умеющий читать:

«… [ Хорь] читать он не умел; Калиныч — умел. «Этому шалопаю грамота далась, — заметил Хорь, — у него и пчелы отродясь не мерли». «

Калиныч — веселый, кроткий, беззаботный человек,

«Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны…» 
«Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо.»

Калиныч все время напевает что-то вполголоса (например, идя по лесу или сидя в телеге):

«…беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны…» 
«Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и всё глядел да глядел на зарю…»

Крестьянин Калиныч — идеалист, романтик, восторженный и мечтательный человек:

«Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных.»

Калиныч — усердный, услужливый крестьянин:

«. ..усердный и услужливый мужик…»

Крестьянин Калиныч каждый день ходит со своим барином Полутыкиным на охоту и всячески помогает ему. При этом хозяин редко дает Калинычу денег на новые лапти. Сам Калиныч покорно терпит такое положение вещей:

«Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог.»
 
«…за барином наблюдал, как за ребенком.» 
«…Каждый день со мной на охоту ходит…» (барин о Калиныче)

Из-за помощи барину Калиныч не успевает заниматься своим личным хозяйством:

«…хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его всё оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит… Какое уж тут хозяйство, — посудите сами».»

Известно, что Калиныч содержит свою пасеку в лесу, которой занимается в свободное от охоты время:

«. ..он свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот.»
 
«…пчелы ему дались, рука у него была легкая.»

Калиныч благоговеет перед своим барином Полутыкиным и расстраивается, когда о нем говорят плохо, даже если это заслуженно:

«…Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином.» 
«Но особенно любопытно было послушать спор Калиныча с Хорем, когда дело доходило до г-на Полутыкина. «Уж ты, Хорь, у меня его не трогай», — говорил Калиныч.»

Калиныч дружит с зажиточным крестьянином Хорем. Несмотря на различия в характерах, Хорь и Калиныч любят друг друга и с удовольствием общаются:

«. ..Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал. Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких «нежностей» от мужика.»
 
«Оба приятеля нисколько не походили друг на друга.» 
«Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря.» 

Калиныч якобы умеет лечить болезни с помощью заговоров. Окружающие считают, что у него «легкая рука»:

«Но Калиныч был одарен преимуществами, которые признавал сам Хорь, например: он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая. Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика.»

Судя по всему, Калиныч является чистоплотным человеком (в отличие от Хоря). Известно, что он содержит свою пасеку в чистоте:

«Особенной чистоты он [Хорь], однако, не придерживался и на мои замечания отвечал мне однажды, что «надо-де избе жильем пахнуть».
— Посмотри-ка, — возразил я ему, — как у Калиныча на пасеке чисто.»

Крестьянин Калиныч любит природу больше, чем людей:

«Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же — к людям, к обществу…» 
«…Калиныча более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов; Хоря занимали вопросы административные и государственные.»

Калиныч разбирается в приметах и, судя по всему, умеет предсказывать погоду:

««Нет, дождь пойдет, — возразил мне Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».» 

Веселый Калиныч неплохо поет и играет на балалайке:

«Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал вдруг голову набок и начинал подтягивать жалобным голосом.» 

Таков цитатный образ и характеристика Калиныча в рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите: 
Все материалы по рассказу «Хорь и Калиныч»

Все материалы по произведениям Тургенева

Краткое описание произведения тургенева хорь и калиныч. И.С.Тургенев

Название: Хорь и Калиныч

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 9мин 08сек

Аннотация:

Автор рассказывает о своей поездке на охоту в Жиздринский уезд Калужской губернии. Там он познакомился с мелким помещиком Полутыкиным. Помещик пригласил Тургенева к себе ночевать. По дороге в усадьбу они заехали к мужику, который жил в одинокой усадьбе посреди леса со своей большой семьей. Звали мужика Хорь. Живет Хорь достаточно зажиточно, умеет вести хозяйство. Он мог бы откупиться у помещика и стать вольным человеком, но не делает этого. Хорь был человеком себе на уме, выражался он осторожно и мудрено.

На другой день г-н Полутыкин поехал с Тургеневым на охоту и по дороге заехал в свою деревню. Там проживал мужик, который всегда сопровождал барина на охоту. Это был Калиныч. Без Калиныча Полутыкин и шагу не мог ступить. Калиныч имел веселый беззаботный нрав, всегда улыбался.
Тургенев на несколько дней остановился у Хоря. Вскоре к Хорю в гости пришел и Калиныч. Тургенев увидел, что они большие друзья и что Калиныч относится к Хорю с нежностью, которую трудно было ожидать от мужика. Они были очень разными, часто спорили. Калиныч знал грамоту, Хорь нет. Калиныч был романтик, Хорь был рационалист и жил рассудком. При разговоре с Тургеневым о заграничных путешествиях писателя, Калиныча интересовали описания природы, водопады. А Хорь расспрашивал о государственных и административных делах. Хорь накопил деньжонок, был обустроен. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как.
Беседы с обоими приятелями были для Тургенева занимательны и интересны.

И.С. Тургенев — Хорь и Калиныч. Прослушать краткое аудио содержание онлайн.

Иван Сергеевич Тургенев

ХОРЬ И КАЛИНЫЧ

Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью… И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку.

В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым, а родителям невест продолжал посылать в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один я тот же анекдот, который, несмотря на уважение г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба — грибами, макароны — порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.

В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня на ночь к себе.

До меня верст пять будет, — прибавил он, — пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю. (Читатель позволит мне не передавать его заиканья.)

А кто такой Хорь?

А мой мужик… Он отсюда близехонько.

Мы отправились к нему. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединенных заборами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками. Мы вошли. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый.

А, Федя! Дома Хорь? — спросил его г-н Полутыкин.

Нет, Хорь в город уехал, — отвечал парень, улыбаясь и показывая ряд белых, как снег, зубов. — Тележку заложить прикажете?

Да, брат, тележку. Да принеси нам квасу.

Мы вошли в избу. Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой, наполненной хорошим квасом, с огромным ломтем пшеничного хлеба и с дюжиной соленых огурцов в деревянной миске. Он поставил все эти припасы на стол, прислонился к двери и начал с улыбкой на нас поглядывать. Не успели мы доесть нашей закуски, как уже телега застучала перед крыльцом. Мы вышли. Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий, сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца. Кругом телеги стояло человек шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга и на Федю. «Все дети Хоря!» — заметил Полутыкин. «Все Хорьки, — подхватил Федя, который вышел вслед за нами на крыльцо, — да еще не все: Потап в лесу, а Сидор уехал со старым Хорем а город… Смотри же, Вася, — продолжал он, обращаясь к кучеру, — духом сомчи: барина везешь. Только на толчках-то, смотри, потише: и телегу-то попортишь, да и барское черево обеспокоишь!» Остальные Хорьки усмехнулись от выходки Феди. «Подсадить Астронома!» — торжественно воскликнул г-н Полутыкин. Федя, не без удовольствия, поднял на воздух принужденно улыбавшуюся собаку и положил ее на дно телеги. Вася дал вожжи лошади. Мы покатили. «А вот это моя контора, — сказал мне вдруг г-н Полутыкин, указывая на небольшой низенький домик, — хотите зайти?» — «Извольте». — «Она теперь упразднена, — заметил он, слезая, — а все посмотреть стоит». Контора состояла из двух пустых комнат. Сторож, кривой старик, прибежал с задворья. «Здравствуй, Миняич, — проговорил г-н Полутыкин, — а где же вода?» Кривой старик исчез и тотчас вернулся с бутылкой воды и двумя стаканами. «Отведайте, — сказал мне Полутыкин, — это у меня хорошая, ключевая вода». Мы выпили по стакану, причем старик нам кланялся в пояс. «Ну, теперь, кажется, мы можем ехать, — заметил мой новый приятель. — В этой конторе я продал купцу Аллилуеву четыре десятины лесу за выгодную цену». Мы сели в телегу и через полчаса уже въезжали на двор господского дома.

Является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов «Записки охотника». Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале «Современник», и начался цикл. Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе «Смесь», и по первым строкам вполне соответствовал практической направленности этой части журнала.

Автор сравнивал особенности развития хозяйства крестьян Орловской и Калужской губернии. Но важнее было восприятия этого быта и крестьян автором. Проявлявшийся в каждой строчке его пытливый и наблюдательный ум, симпатия к простому человеку, поведения героев, их манер, речи, привычек, взглядов на жизнь — всё воспринималось читателем тех лет как нечто новое, ценное, прогрессивное. И это вторая и главная причина, почему рассказ «Хорь и Калиныч» стал визитной карточкой всего цикла рассказов писателя. Много в этом рассказе познавательного.

Автор сообщает нам, что, по его наблюдениям, уровень жизни калужского крестьянина куда выше, чем орловского. Для примера он рассказывает историю жиздринских крестьян г-на Полутыкина — Хоря и Калиныча. Он рассматривает их как по отдельности, по мере знакомства с ними, так и в сравнении. Эти мужики давно дружны между собой, но при этом полностью различны по характеру и своим увлечениям.

Хорь — оброчный мужик, сумевший отделиться со своим хозяйством от всего остального крестьянского двора и разбогатеть. Он сознательно не желает выкупать себе свободу и исправно раз в год платит немалую сумму оброка барину. На вопрос рассказчика, почему он не откажется от такой зависимости, отвечает уклончиво. Смотрит на собеседника внимательно, иной раз отшучивается, зато сам задаёт много вопросов про житьё-бытьё барина. Рассказчик делает вывод, что перед ним человек себе на уме. Внешне Хорь мужик мощный, крутолобый, как Сократ.

Калиныч гораздо больше, чем Хорь, уделяет внимание их общему помещику Полутыкину, помогая ему на охоте в ущерб собственным хозяйским делам. И несмотря на то, что он держит в чистоте и порядке свою пасеку, на остальные дела у него остаётся совсем мало времени. Да и во внешнем облике Калиныча сказывается отсутствие личных амбиций. На ногах у него круглый год лапти, и даже в праздники он, в отличие от Хоря, не надевает сапог. В то же время именно его простота приходится по душе охотнику. Он видит в Калинче добродушного лирика, хорошо чувствующего понимающего и людей и окружающую природу.

Когда между рассказчиком и героями заходит разговор о том, кто чем живёт и что на своём веку видел, Калиныча интересуют именно те подробности в рассказе охотника, которые связаны с природой, архитектурой и нравами людей других стран. А вот Хорь интересуется чисто практическими вопросами бытового устройства жизни общества и государственного строя. Есть и другая разница. Хорь безграмотен. У него много детей, но только один из них умеет читать. Калиныч одинок и не имеет детей. Но знание грамоты помогает ему лучше понимать некоторые вещи в жизни и расширяет его кругозор.

Сюжет произведения строится вокруг общения рассказчика в основном с тремя героями рассказа — Хорем, Калинычем и г-ном Полутыкиным. Невольно сравнивая этих персонажей, приходишь к выводу, что простые крестьяне куда ближе к природе и естественным, ненадуманным вопросам бытия, чем их хозяин. Полутыкин, хоть и является, по словам автора, отличным человеком, всё же часто чудит: то начинает ухлёстывать за богатыми барышнями из округи, а потерпев неудачу, жалуется о своей «беде» всем соседям. То задаривает родителей несостоявшихся невест кислыми персиками. Везде и всюду рассказывает один и тот же совершенно не весёлый анекдот. А повара своего заставляет менять естественный вкус традиционных блюд. Словом, праздная жизнь портит его натуру.

Произведение заканчивается описанием трогательного прощания охотника со своими новыми приятелями-крестьянами. Концовка довольно лаконична. Она намечена несколькими штрихами, детализирующими образ самого обаятельного героя рассказа Калиныча. Рассказчик, глядя на небо, предвещает, что назавтра будет хорошая погода, а Калиныч, хорошо знакомый с народными приметами, возражает ему. Говорит, что утки плещутся и трава очень сильно пахнет, стало быть, ясной погоды не жди. И всё же он долго и с видимым удовольствием глядит на вечернюю зарю.

В рассказе есть доля романтизации крестьян. Но всё же произведение можно назвать реалистическим. Оно является предвестием будущих творений русских писателей о буднях, заботах и проблемах простого народа.

  • «Хорь и Калиныч», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня на ночь к себе.

До меня верст пять будет, — прибавил он, — пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю. (Читатель позволит мне не передавать его заиканья.)

А кто такой Хорь?

А мой мужик… Он отсюда близехонько.

Мы отправились к нему. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединенных заборами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками. Мы вошли. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый.

А, Федя! Дома Хорь? — спросил его г-н Полутыкин.

Нет, Хорь в город уехал, — отвечал парень, улыбаясь и показывая ряд белых, как снег, зубов. — Тележку заложить прикажете?

Да, брат, тележку. Да принеси нам квасу.

Мы вошли в избу. Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой, наполненной хорошим квасом, с огромным ломтем пшеничного и с дюжиной соленых огурцов в деревянной миске. Он поставил все эти припасы на стол, прислонился к двери и начал с улыбкой на нас поглядывать. Не успели мы доесть нашей закуски, как уже телега застучала перед крыльцом.

Скажите, пожалуйста, – спросил я Полутыкина за ужином, – отчего у вас Хорь живет отдельно от прочих ваших мужиков?

А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришел он к моему покойному батюшке и говорит: дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить хороший. — «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не извольте, а оброк положите, какой сами знаете». — «Пятьдесят рублев в год!» — «Извольте». – «Да без недоимок у меня, смотри!» — «Известно, без недоимок…» Вот он и поселился на болоте. С тех пор Хорем его и прозвали.

Ну, и разбогател? — спросил я.

Разбогател. Теперь он мне сто целковых оброка платит, да еще я, пожалуй, накину. Я уж ему не раз говорил: «Откупись, Хорь, эй, откупись!..» А он, бестия, меня уверяет, что нечем; денег, дескать, нету… Да, как бы не так!..

На другой день мы тотчас после чаю опять отправились на охоту. Проезжая через деревню, г-н Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю». Мы поехали шагом; за деревней догнал нас человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребенком. Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчел и болтливый лепет листьев.

Легкий порыв ветерка разбудил меня… Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезывал ложку. Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо. Г-н Полутыкин тоже проснулся. Мы не тотчас встали. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза. Наконец мы встали и опять пошли бродить до вечера. За ужином я заговорил опять о Хоре да о Калиныче. «Калиныч — добрый мужик, — сказал мне г. Полутыкин, — усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его всё оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит… Какое уж тут хозяйство, — посудите сами». Я с ним согласился, и мы легли спать.

На другой день г-н Полутыкин принужден был отправиться в город по делу с соседом Пичуковым. Сосед Пичуков запахал у него землю и на запаханной земле высек его же бабу. На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Мы вошли вместе в избу. Тот же Федя принес мне молока с черным хлебом. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор. Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Дома Хорь? — раздался за дверью знакомый голос, — и Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал. Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких «нежностей» от мужика.

Я в этот день пошел на охоту часами четырьмя позднее обыкновенного и следующие три дня провел у Хоря. Меня занимали новые мои знакомцы. Не знаю, чем я заслужил их доверие, но они непринужденно разговаривали со мной. Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними. Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек… Но Калиныч был одарен преимуществами, которые признавал сам Хорь, например: он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая. Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же — к людям, к обществу; Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо; Хорь возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь. Он много видел, много знал, и от него я многому научился.

Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. Его познанья были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел; Калиныч — умел. «Этому шалопаю грамота далась, — заметил Хорь, — у него и пчелы отродясь не мерли».

Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал вдруг голову набок и начинал подтягивать жалобным голосом. Особенно любил он песню: «Доля ты моя, доля!» Федя не упускал случая подтрунить над отцом. «Чего, старик, разжалобился?» Но Хорь подпирал щеку рукой, закрывал глаза и продолжал жаловаться на свою долю… Зато в другое время не было человека деятельнее его: вечно над чем-нибудь копается — телегу чинит, забор подпирает, сбрую пересматривает. Особенной чистоты он, однако, не придерживался и на мои замечания отвечал мне однажды, что «надо-де избе жильем пахнуть».

Посмотри-ка, — возразил я ему, — как у Калиныча на пасеке чисто.

Пчелы бы жить не стали, батюшка, — сказал он со вздохом.

«А что, — спросил он меня в другой раз, — у тебя своя вотчина есть?» — «Есть». — «Далеко отсюда?» — «Верст сто». — «Что же ты, батюшка, живешь в своей вотчине?» — «Живу». — «А больше, чай, ружьем пробавляешься?» — «Признаться, да». — «И хорошо, батюшка, делаешь; стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще».

На четвертый день, вечером, г. Полутыкин прислал за мной. Жаль мне было расставаться с стариком. Вместе с Калинычем сел я в телегу. «Ну, прощай, Хорь, будь здоров, — сказал я… — Прощай, Федя». — «Прощай, батюшка, прощай, не забывай нас». Мы поехали; заря только что разгоралась. «Славная погода завтра будет», — заметил я, глядя на светлое небо. «Нет, дождь пойдет, — возразил мне Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет». Мы въехали в кусты. Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и всё глядел да глядел на зарю…

На другой день я покинул гостеприимный кров г-на Полутыкина.

Текст для читательского дневника

На этот раз охотник едет в гости к своему приятелю Полутыкину. По дороге он знакомится с двумя абсолютно разными мужиками – крестьянами приятеля. Хорь зажиточный и серьёзный человек, очень материальный. Калиныч – человек, не обращающий внимания на жизненные удобства, комфорт, он любит природу, понимает лес, стремится к искусству. Такие разные люди, на удивление охотника, оказались близкими друзьями, хотя они часто подтрунивают друг над другом. Просто, вероятно, оба представляют два типичных характера для представителей, соответственно, один Калужской губернии, а другой – Орловской.

Рассказ о дружбе, которая, несмотря на разницу во всём (характер, положение, состояние), помогает людям дополнить друг друга, помочь друг другу. Герою так хорошо в компании друзей, в этой атмосфере, что он с трудом уезжает от них.

В рассказе сравниваются характеры и образ жизни мужиков разных губерний, в частности, Калужской и Орловской. Калужский мужик живёт более вольно и весело, ходит по праздникам даже в сапогах, дом его (из брёвен) более просторный. Мужик из Орловской губернии хил, ходит в лаптях, дома тесно, темно.

Читать краткое содержание рассказа Тургенева Хорь и Калиныч

Главный герой вместе со своим другом Пултыкиным заезжает к одному из его мужиков – к Хорю. Помещик этот добрый малый, хотя немного увлечен западничеством, но это выражается в том лишь, что повар его меняет вкус пищи кардинально (мясо на вкус – грибы, а грибы – мясо), а овощи режет фигурно на «французский манер».
Возвращаясь к Хорю, нужно подчеркнуть, что дом его оказался целой лесной усадьбой, сыновья – семеро великанов. Герой охотник заинтересовался, почему Хорь живёт отдельно от других крестьян. Оказалось, что четверть века назад дом Хоря сгорел, так он попросил у барина участок на болоте, пообещав хороший оброк. Разбогатев, Хорь не спешил выкупаться из рабства. Все дети его, хоть уже и выросли, завели семьи, но не хотят уезжать из крепкого отцовского гнезда. Впрочем, крестьянин этот, как говорится, себе на уме, рациональный.

По контрасту Полутыкин знакомит друга с ещё одним своим крестьянином – Калинычем. Тот худ и тонок, нрав кроткий, даже несколько сентиментальный, изба маленькая. Детей у него не было, жена умерла. Он ездит с барином на охоту, помогает, понимает природу. Он может и мёд диких пчёл раздобыть, и коренья лечебный найти, травы отличить друг от друга целебные. Ещё Калиныч прекрасно поёт. Он похож на птицу в поле, вполне свободен, терять-то ему точно нечего. Однако о том, чтоб спорить с барином речи никогда не было.

После охотник решил заехать к Хорю, так его заинтересовал этот человек. Как же удивился герой, узнав, что Калиныч – лучший друг этого крестьянина. Во всем разные они всё же дружили. Разнилось их отношение к барину: Хорь понимал его, предугадывал, слегка презирал, а Калиныч благоговел перед Полутыкиным. Также, например, Хорь презирал женщин, а Калиныч, скорей, опасался их.

Возможно, именно из разницы характеров и получилась такая крепкая дружба, как у этих двух интересных крестьян.

Краткое описание рассказа «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева (из Записок охотника)

Мужики из Орловской губернии угрюмы, плохо едят, живут в дряхлых избах. Калужские же мужики живут хорошо, чистые и сытые, в больших избах.

Как-то довелось автору охотиться в Жиздринском уезде, там он имел честь познакомиться с одним калужским помещиком Полутыкиным. Несмотря на свои некоторые мелкие недостатки, он был хорошим человеком. Он пригласил автора переночевать у себя.

По дороге они зашли к Хорю, это был один из мужиков Полутыкина. В его избе не было ничего лишнего, все было вымыто и вычищено. Самого хозяина не было, но дома находились шесть его сыновей. Они снарядили автору и Полутыкину телегу и те отправились к дому помещика.

Утром следующего дня они опять отправились на охоту. По дороге заехали к Калинычу. Это был мужик средних лет, веселый и добрый человек. Он помогал Полутыкину охотиться. Когда жара одолела охотников, Калиныч привел их на свою пасеку. Вдоволь наевшись меда, они уснули.

В следующий раз Полутыкин уехал по делам, а автор сам отправился на охоту. Вечером, возвращаясь к дому помещика он зашел к Хорю. Это был небольшого роста, плечистый, лысый старик. Автор стал расспрашивать Хоря о его жизни, стал интересоваться почему он не откупился от помещика. Тот отвечал на вопросы с достоинством и замысловато.

Утром они сели пить чай, беседуя о сыновьях хозяина. К ним пришел Калиныч с земляникой для своего приятеля Хоря.

Еще три дня автор провел у Хоря. Ему понравились новые знакомые. Они, хоть и дружили, но были абсолютно разные. Хорь был положительным, рациональным человеком. У него была семья и нажитое имущество. Калиныч же являлся романтиком и мечтателем, у него не было детей и достатка. Однако, он тянулся к природе, умел обращаться с пчелами, заговаривал испуг и бешенство. С Хорем было интересно общаться и узнавать от него что-то новое.

Но несмотря на то, что Хорь много чего знал, он не умел читать, а вот Калинычу грамота далась. Хорь не любил женщин и раньше часто тешился над ними. Жена его была сварливой особой, невестки ее боялись. Хорь считал, что не стоит влазить в бабские скандалы, однако жена его побаивалась и если он делал ей замечание умолкала.
Еще спорили приятели за господина Полутыкина. Хорь не понимал почему у Калиныча до сих пор нет сапог, ведь он постоянно помогает помещику.

Калиныч играл на балалайке и не плохо пел, Хорь подпевал ему.

Краткое описание истории о хорьке и калиныче. Сочинение о сравнительной характеристике хорька и Калинича в рассказе о хорьке и Калиниче Тургенев читать бесплатно

В портретной живописи Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева иные. Во-первых, это подробный портрет с точным описанием отдельных внешних признаков, рассчитанный в основном на зрительное впечатление и сопровождаемый небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляется, как у Гоголя, когда соответствующий фон уже нарисован и читатель от предшествующего описания ситуации […]

  • Базаров Е.В. Кирсанов П.П. Внешность Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная и неопрятная. Не обращает внимания на собственный внешний вид. Красивый мужчина средних лет. Аристократичная, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец — военный врач, из небогатой простой семьи. Дворянин, сын генерала. В молодости он вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос плоский сверху и заостренный снизу. Длинные светлые волосы, песочные бакенбарды, самоуверенная улыбка на тонких губах. Голые красные руки. Благородная осанка, стройная фигура, высокий рост, красивые покатые плечи. Яркие глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, 45 лет. Модная, по-молодежному стройная и грациозная. […]
  • Кирсанов Н.П. Кирсанов П.П. Внешность Невысокий мужчина лет сорока. После старого перелома ноги он хромает. Черты лица приятные, выражение печальное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается он нарядно, на английский манер. Легкость в движениях выдает спортивного человека. Семейное положение Вдовец более 10 лет, очень счастлив в браке. Есть молодая хозяйка Фенечка. Два сына: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. Раньше был популярен среди женщин. После […]
  • Дуэльный тест. Пожалуй, нет более противоречивой и интересной сцены у И.С. Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (на самом деле английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами есть гнусное явление, которого не может быть, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль – это борьба двух людей, равных по происхождению. Базаров и Кирсанов — люди разных сословий. Они не принадлежат одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • Какой на самом деле конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? Вечный спор поколений? Оппозиция сторонников разных политических взглядов? Катастрофическое несоответствие между прогрессом и стабильностью, граничащее с застоем? Отнесем споры, переросшие потом в дуэль, в одну из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поставлена ​​впервые в истории русской литературы, актуально и сегодня. И сегодня они требуют перемен и […]
  • Отношения между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой, героями романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», по разным причинам не получились. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения между мужчиной и женщиной, он считает, что любовь «есть все романтика, вздор, гниль, искусство». Поэтому он сначала оценивает Одинцову только с точки зрения ее внешних данных. «Такое богатое тело! Даже сейчас в анатомический театр, […]
  • В «Отцах и детях» Тургенев применил прием раскрытия характера главного героя, уже отработанный в предшествующих повестях («Фауст», 1856 г., «Ася», 1857 г.) и романах. Сначала автор изображает мировоззренческие убеждения и сложную духовно-психическую жизнь героя, для чего включает в произведение разговоры или споры идейных противников, затем создает любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью». , который Н.Г. Чернышевский назвал «русским человеком на рандеву». То есть герой, уже продемонстрировавший значимость своего […]
  • Роман И.С. Тургеневские «Отцы и дети» заканчиваются смертью главного героя. Почему? Тургенев почувствовал что-то новое, увидел новых людей, но не мог представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев начать никакой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую автор не принимает. Умирая, главный герой не изменил ни своего сарказма, ни своей прямоты, но стал мягче, добрее и говорит иначе, даже романтично, что […]
  • Идея романа возникает у И. С. Тургенева в 1860 году в маленьком приморском городке Вентнор, в Англии. «…Это было в августе 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль об «Отцах и детях»…» Это было трудное время для писателя. Он только что порвал с журналом «Современник». Причиной стала статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина разрыва была глубже: отказ от революционных идей, «крестьянской демократии […]
  • Споры между Базаровым и Павлом Петровичем представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад по всем параметрам. Базаров – разночинец, выходец из небогатой семьи, вынужденный самостоятельно пробиваться в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель родственных связей и […]
  • И. С. Тургенев художник проницательный и проницательный, ко всему чуткий, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел искусством описания. Все его картины живые, четко прорисованные, наполненные звуками. Пейзаж Тургенева психологичен, связан с переживаниями и обликом героев повести, с их бытом. Несомненно, пейзаж в повести «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, определяющими […]
  • Рассказ И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, ведь автора интересуют не внешние события, а духовный мир героев, у каждого из которых есть своя тайна. В раскрытии глубины душевных состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Здесь мы имеем первую картину природы, знакомящую нас со сценой немецкого городка на берегу Рейна, данной через восприятие главного героя. […]
  • Тургеневские девушки — героини, ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, сохранили чистоту чувств, простоту и искренность сердца; это мечтательные, непосредственные натуры без всякой фальши, лицемерия, сильные духом и способные на трудные свершения. Т. Виныникова И. С. Тургенев называет свой рассказ по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Подумаем о значениях имен: Анна – «грациозность, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему автор […]
  • Н. Г. Чернышевский начинает свою статью «Русский человек на рандеву» с описания впечатления, произведенного на него рассказом И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне господствовавших в то время рассказов делового, разоблачительного толка, оставляющих тяжелое впечатление на читателя, эта повесть — единственная хорошая вещь. «Действие происходит за границей, вдали от всей нехорошей атмосферы нашей домашней жизни. Все персонажи рассказа одни из лучших среди нас, очень образованные, чрезвычайно гуманные, […]
  • Повесть И. С. Тургенева «Ася» повествует о том, как знакомство главного героя, г-на Н. Н. с Гагиными, перерастает в любовную историю, оказавшуюся для героя источником как сладкой романтической истомы, так и горьких мук, затем, с годами, потеряли свою остроту, но обрекли героя на судьбу боба. Интересен тот факт, что автор отказался от имени героя, и нет его портрета. Этому есть разные объяснения, но несомненно одно: И. С. Тургенев переносит акцент с внешнего на […]
  • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам множество разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже чуть ли не с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова — любимая героиня писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Мария Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Не знаю, как ответить на ваш вопрос. Я совершенно не знаю, что это за девушка; Я вообще не умею анализировать. Она очаровательна. И почему, […]
  • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте мне обратиться к вам лично и изложить свои мысли на бумаге, так как произнесение некоторых слов вслух для меня является непреодолимой проблемой. Меня очень трудно понять, но я надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к Вам. До встречи с вами я был противником культуры, моральных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-иному взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, ставшие классикой. Рассказ «Весенние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и исканий. В основе сюжета — отношения российского интеллектуала Дмитрия Санина и молодой итальянской красавицы Джеммы Роселли. Раскрывая характеры своих героев на протяжении всей повести, Тургенев приводит […]
  • «Записки охотника» — книга о русских людях, крепостных. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых набросков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Пейзаж Тургенева психологичен, он связан с переживаниями и обликом героев повести, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писателю удалось воплотить в […]
  • /// Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча (по повести Тургенева «Хор и Калиныч»)

    Иван Сергеевич Тургенев в своем рассказе показал читателю образы двух противоположных типов крестьян, которые, несмотря на различие характеров и взглядов на окружающий мир, относились друг к другу с дружеской теплотой.

    Изображенный как практичный и интеллигентный человек, он понял, что надо жить вдали от хозяина, и лучше платить оброк, чем работать на хозяина. Много лет назад он жил в деревне, но после того, как его дом сгорел, попросил хозяина поселиться в лесу у болота, договорившись, что будет платить дань.

    Построив себе избу с дворовыми постройками, он сумел разбогатеть на торговле «маслом и дегтем». Он мог бы откупиться от барина, но не захотел, так как выгоднее было жить за барином.

    Хор создал большую семью, живя отдельно от других крестьян. У него было много сыновей, но он учит грамоте только одного, потому что знает, что мастер мог взять к себе грамотных людей, и он не хотел, чтобы его семья распалась. Все его женатые сыновья с женами жили в имении Хорья. Работали смиренно и дружно, преумножая богатство всего большого рода, главой которого был Хорь. Женщин он считал людьми глупыми, но трудолюбивыми, помогающими крестьянину.

    Хор умеет ладить с начальством и с барином. Он обладал довольно обширными знаниями, несмотря на то, что не знал букв. Разговаривая с барином Полутыкиным и другими господами о заграничных делах, он интересовался государственными делами, как отечества, так и заграницы.

    Характер у Хоря был деловой и твердый. Он всегда говорит вдумчиво и мало. Дружит с Калиничем, хотя иногда посмеивается над его непрактичностью, но отдает должное его талантам.

    Тургенев изображает друга Хоря Калинича романтиком и идеалистом. У него восторженный и мечтательный характер. Любит природу лес, поле.

    Калиныч жил на пасеке, в глубине леса. Изба его была чиста, увешана пучками сухих целебных и приятно пахнущих трав, хозяйство было в порядке, но без должного ухода. Мало внимания уделяет своему внешнему виду, носит старые лапти. Он когда-то был женат, но боялся жены. У Калиныча детей нет. Знает грамматику. Своей избе он уделяет мало внимания, так как это не его призвание. Да и времени на наведение порядка у него мало.

    Каждый день сопровождает своего хозяина Полутыкина на охоту. Для Полутыкина он был незаменимым помощником: и мешок нести, и костер разводить, и воду находить, и клубнику собирать. Калиныч заботился о барине как о ребенке, без холопства.

    У Калиныча не было семьи, ему было около сорока лет, он был худощав, высок, ходил, чуть запрокинув голову. С кротким выражением лица, с ясными голубыми глазами. Он шел медленно, опираясь на тонкую палку.

    Барин не оценил бескорыстной ласки и заботы Калинича, на вопрос автора ответил, что Калиныч ответственный и старательный человек, содержит хозяйство в порядке, ходит с ним на охоту. Помещик Полутыкин ценил крепостных по тому, как они занимались хозяйством и какой доход приносили барину.

    Показывая образы простых людей в повести «Хор и Калиныч», Тургенев доносит до читателя мысль о том, что все люди, будь они богаты или бедны, имеют право на нормальное существование. Крепостные отличались и ясным умом, и преданностью, и практичностью. Они любили природу, умели дружить и ценили дружеские отношения. Хорь и Калинич разные по характеру и даже по мировоззрению, но одинаковы по нравственным нормам.

    » — Тургенев дал психологическую параллель, изобразив из простонародья две совершенно противоположные по типам натуры: в Хоре он вывел практического реалиста, позитивиста по мировоззрению, в Калиниче — идеалиста-мечтателя, поэта в душе; первый живет прежде всего умом и волей, второй — чувством. 0003

    Даже в тяжелое крепостное время хорек умеет благополучно устроить свое земное существование. Он достигает этого благодаря тому, что обладает критическим и практичным умом, знает жизнь, умеет к ней приспособиться и, благодаря выдержке и трезвости ума, умеет выйти из трудной жизненной борьбы. Он «видит» своего хозяина, не идеализирует людей; Вооруженный недоверием к ним, он осторожен в обращении с ними, силен в языке и, богато одаренный опытом и расчетом, умеет их понимать. Он всегда хладнокровно взвешивает преимущества и недостатки своего положения и живет «мудро», не допуская в жизни ошибок. Он селится в лесу, на болоте, с семьей — чтобы быть «вдали от барского двора»; он богат, но не хочет расплачиваться со своей волей, потому что рассудил, что на свободе он будет лишен покровительства своего господина, и тогда всякий чиновник будет для него «величе».

    Хор и Калинич. аудиокнига

    Как рабочий, трудолюбивый, энергичный и домашний. Такова его большая семья, работающая весело и дружно. Сам старик и его сыновья «Корки» являются образцом зажиточной крестьянской семьи, для которой труд является смыслом всей жизни. В семейном плане Хорь тоже любопытен: живя под одной крышей с женатыми сыновьями, он сумел своей твердой рукой держать в повиновении несколько семей, установив строго патриархальный быт: младшим старшим — жизнь сытую и домашнюю , в меру деспотичный, допускающий в семейных отношениях не только страх и уважение, но и любовь (его отношения с младшим сыном Федей), — такой образ жизни поддерживал Хорем в своей семье. Но не только хорошие, светлые вещи он позаимствовал у древности — оттуда он унаследовал и традиционное презрение к женщине, и взгляд на нее как на бессловесную рабыню («женщина — служанка у крестьянина»), и веру в приметы , и склонность к суевериям…

    Но, за исключением этих характерных старозаветных черт, Хоря никак нельзя назвать «консерватором» — он смотрит на всякие «нововведения» с разумной критикой, но не стоит слепо за старину; все полезное, даже в новом и чужом, с его стороны полное одобрение. Тургенев рассказывает, как этот необразованный, но разумный человек интересовался рассказами о государственной жизни западноевропейских государств; как, примеряя на русскую жизнь разные черты политической жизни зарубежных стран, одно уверенно одобрял, другое отвергал, говоря, что первое «у вас бы получилось», а второе «не получится»! ..Глядя на этого умного, спокойного, уверенного в себе человека, «министра», как в шутку называл его помещик Хорий, Тургенев невольно вспомнил, по его словам, Петра Великого, который тоже умел понимать чужое, умел взять то, что было нужно его родине, так как «он был преимущественно русским человеком, русским именно в своих превращениях…» — «Русский человек, — продолжает Тургенев, — настолько уверен в своей силе и силе, что не прочь сломать себя: что хорошо, тому и подай, а откуда оно, все ему равно». Итак, образ Хория заставляет Тургенева вспомнить о Петре Великом и говорить об основах русской души. Хор «значим» в историческом смысле9.0003

    Однако суровый, несколько резковатый образ Хория, практики, лукавого и расчетливого, смягчается некоторыми чертами добродушия, даже сентиментальности — оказывается, в свободную от работы минуту он любит петь чуткие народные песни — и с трогательным радушием относится к своему любимому сыну — Феде и его другу Калиничу.

    Композиция

    КАЛИНЫЧ — герой И.С. Тургенева «Хор и Калиныч» (1847) из серии «Записки охотника». В отличие от Хоря, героя той же повести, К. символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Быт героя, не обладающего деловой хваткой, устроен плохо: у него нет семьи, ему приходится все время проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т. д. В то же время в нем нет холопства. поведения К., он любит и уважает Полу-тыкина, всецело доверяет ему и наблюдает за ним, как за ребенком. Лучшие черты характера К. проявляются в его трогательной дружбе с Хоремом. Так, рассказчик впервые встречает его, когда К. приносит своему другу пучок полевой земляники, и признается, что не ожидал от крестьянина такой «нежности». Образ К. открывает в «Записках охотника» ряд «свободных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. К числу таких героев относятся Касьян из «Прекрасной шпаги», Ер-молай, спутник рассказчика-охотника, фигурирующий в повестях «Ермолай и мельничиха», «Мой сосед Радилов», «Льгов» и других. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: оба они представляют разные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Следуя традиции Тургенева, А.И. Куприн создает двух противоположных персонажей, подобных Хорию и К., в повести «В глуши» (первоначально «В глуши», 1898). Это сотский Кирилл и дровосек Талимон, но такой тип, как К., оказывается более привлекательным для Куприна, поэтому его непрактичный, добрый и скромный Талимон выше в своем духовном облике, чем самовлюбленный и болтливый Кирилл.

    Почему «Записки охотника» И. С. Тургенева так понравились читателям и напугали власти (по рассказам «Бежин луг» и «Бирук») Сравнение Павлуши с Илюшей. Какие чувства вызывают у автора эти мальчики? (И.С.Тургенев «Записки охотника»)

    12.10.2012

    Калинич изображен здесь без подобных сравнений, но это персонаж, «пара» Хорю, противоположный ему по психологическому складу, но равный по масштабу. Калиныч ориентируется на мир народной поэзии, легенд, старинных притч, житийной литературы. Идеалист Калинич предстает «охотником», странствующим по крестьянской и помещичьей России, окруженным уютом чистой и бедной, похожей на келью, избы, увешанной целебными травами. Он напоит путника родниковой водой и накормит медом. Он приходит к своему другу Хорю с гроздью земляники, как посол природы, и природа, признавая его родство с собой, наделяет его таинственной силой: он говорит о крови и болезнях, жалеет людей и животных, «пчелы его никогда не умирали». », с ним мир и покой входят в дом. Бедный, ничего не имеющий и не заботящийся о земных благах, он может одарить благополучием богатого: «Хори просил его привести в конюшню только что купленную лошадь, и Калиныч с совестливой важностью исполнил просьбу старого скептика. Калиныч стоял ближе к природе; Хорек — к людям, к обществу…» (IV, 15). Таким образом, Хор олицетворяет историческое существование народа, а Калинич — «естественное». Изображая Россию исконную, крепостную, привязанную к земле, учтенную ревизскими сказками и обреченную законодательными мерами жить неподвижно, Тургенев в то же время рисует непрекращающееся движение, происходящее в массах. Такое движение осуществляется представителями народа, наделенными особым характером, и связано с «тайными», скрытыми, неизвестными, а может быть, и непонятными, как кажется Тургеневу на данном этапе, процессами, происходящими в массе народа. люди. Это искатели, бродяги, путешественники (Калиныч, Степушка, Касьян и др.). Они выразители мечты массы, ее поэтического сознания.

    Тургенев придал свойство таинственности не только поэтическому, странствующему характеру человека из народа, но и крестьянству в целом. В изображении народа он выразил ощущение великого богатства и таинственности духовного мира простого человека; в народной среде он видит многообразие характеров и «неожиданность» их проявлений. Поэт-охотник, блуждая по родным полям, на каждом шагу делает удивительные открытия, любое его столкновение с крестьянином оставляет в нем вопрос, ощущение таинственности, непонятных ему до конца возможностей и мотивов простых людей, кого он узнает. Так, описывая в рассказе «Ермолай и мельничиха» нрав беззаботного и добродушного Ермолая, наблюдательный «охотник» вдруг замечает в нем неожиданные вспышки демонизма, «проявления какой-то сумрачной свирепости». Как полеты птицы, необъяснимы и загадочны внезапные переходы из деревни в деревню этого, казалось бы, прозаического человека. В рассказе «Малиновая вода» два дворовых человека и случайный прохожий крестьянин полчаса провели у источника с поэтичным названием в компании автора. Как многозначительны их простые, бытовые разговоры, как самобытны характеры!

    В «Записках охотника» постоянно звучат авторитетные суждения крестьян о том или ином помещике, о приказчике, о нравственной сущности поведения людей, о русской жизни и о жизни других народов. ссылается на мнение крестьян как на решающий аргумент в пользу любой точки зрения и, желая придать своей оценке больший вес, подкрепляет свою точку зрения фразой, услышанной из уст крестьян.

    В этом отношении позиция Тургенева в его рассказах конца 40-х — начала 50-х годов резко отличается от позиции Григоровича. Конечно, Григорович изображал и крестьянина с симпатией, а его преследователя, будь то помещик, управляющий или кулак-мельник, — с антипатией, но и крестьянин, и помещик представляли в его рассказах прежде всего свое положение. Главным в характеристике Акулина («Деревня») и Антона («Антон Горемыка») была травля, его кротость, рисуя которую, он утверждал мысль о неоправданности своего жестокого обращения. Страдания крестьянина есть прямое следствие его крепостничества.

    Народные герои Тургенева не являются выразителями положения, даже если это такое важное для общества положение, как крепостное право. Имеют высокие моральные качества. Это думающие, чувствительные личности, обреченные быть «собственностью» того или иного — по большей части ничтожного, глупого и вульгарного — хозяина. Всякий раз, когда в тексте писателя появляются фразы типа «Ермолай принадлежал одному из моих соседей…», это поражает читателя не потому, что герой повести испытывает обиду и угнетение, хотя проявлений социальной несправедливости, произвола и насилия много. в книге, а несоответствием между тем, как изображен герой, и тем, что он существует в состоянии вещей. Крестьяне, показанные Тургеневым во всем сложном богатстве их натур, выступая представителями нации, ее исторического бытия и ее будущих загадочных судеб, утверждали нравственную неоправданность, бесчеловечность и обреченность крепостного права гораздо красноречивее любых пламенных публицистических тирад или картины насилия.

    Гоголь, восклицая: «Русь, куда ты идешь, дай мне ответ? Не дает ответа, — обратил он свои мысли на всю страну; Тургенев же видел источник исторического движения в крестьянских массах. Показав богатство внутреннего духовного мира простого человека, Тургенев, однако, изобразил такого героя синтетически, не вникая в его психологический «механизм». Крестьянство Тургенев воспринимал как силу, многое решающую в жизни нации, силу притягательную и красивую, но цельную и не поддающуюся анализу.

    В центре поэтической строки «Записок охотника» — «Бежин луг». Автора окружает ночная природа, живущая своей, независимой от него, человека, жизнью. «Темное чистое небо торжественно и безмерно высоко стояло над нами во всем своем таинственном великолепии. Грудь сладко смущалась, вдыхая тот особый, протяжный и свежий запах — запах русской летней ночи. Даже собаки, принадлежащие мальчикам, которые пасут лошадей по ночам, не принимают «незнакомца»: «Они долго не могли смириться с моим присутствием и, сонно щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необычайным самодовольством.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *