Экономиеское развитие страны в начале 20 века
Экономическое развитие страны в начале XX века
Подготовил: учитель истории
и обществознания
Дудникова Ольга Александровна
Цель урока
Рассмотреть основные аспекты развития экономики страны в начале XX века
План урока:
1. Российская экономика на рубеже XIX – XX вв.
2. Роль государства в экономике.
3. Иностранный капитал.
4. Российский монополистический капитализм.
5. Сельское хозяйство.
1. Российская экономика на рубеже XIX – XX вв.
- Индустриальное общество характеризуется преобладанием промышленного производства над сельским хозяйством. Россия в конце 19 – начале 20 вв. оставалась аграрной страной. Но ее промышленность переживала бурный подъем.
- Толчком к росту производства стало железнодорожное строительство, которое возобновилось в 1893 году.
Великая Сибирская магистраль «Транссиб»
1. Российская экономика на рубеже XIX – XX вв.
1. Прочитайте текст учебника на стр. 11.
2. Ответьте на вопрос: Как строительство железных дорог способствовало развитии промышленности?
Задание 2. Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.»
Прочитайте документ:
Молодые страны имеют то преимущество, что могут немедленно воспользоваться плодами прогресс, добытыми долгими годами опыта в старых промышленных странах. Вот почему шахты и металлургические предприятия, созданные в пустынных степях южной России, были сразу оснащены по образцу наиболее усовершенствованных предприятий Западной Европы.
Ответьте на вопрос:
Каким преимуществом обладала российская промышленность?
Задание 3. Работа с картой
Ответьте на вопросы после изучения карты:
1. Назовите основные центры промышленности:
А) в каком районе была сосредоточена металлургическая, машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность?
Б) Где была сосредоточена текстильная промышленность?
2. Перечислите центры нефтяной монополии.
3. Кому принадлежали железные дороги?
А) Какие железные дороги преобладали?
Карта: «Экономическое развитие России в начале XX века»
Таким образом, Россия являлась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной, имеющая значительный потенциал.
2. Роль государства в экономике
Задание 4. Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте стр. 12-13 учебника и ответьте на вопрос:
1. Какова роль государства в экономике?
Проверяем выполнения задания 4.
1 . Государство финансировало заводы;
2. Правительство влияло на хозяйственную деятельность частных предприятий:
- Регулировало цены;
- Вводило высокие таможенные пошлины;
- Раздавало казенные заказы частными компаниями и фирмам;
- Представляло им кредиты через Государственный банк.
3. Иностранный капитал
Задание 5. Прочитайте документ «Из доклада министра финансов С.Ю. Витте Николаю II»:
При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей… промышленности может совершаться не иначе, как при непосредственном содействий иностранных капиталов.
Вопрос:
Почему по мнению Витте, в России необходимо привлекать иностранный капитал?
3. Иностранный капитал
Задание 6. Посмотрите схему и ответьте на вопросы:
Схема. 1. Иностранный капитал в России.
- Какие страны вкладывали капиталы?
- В какие сферы промышленности иностранные государства вкладывали капитал?
4. Российский монополистический капитализм.
В 1900-1903 гг. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Он ударил и по российской экономике. Ответом капиталистической экономики на кризис стало усиление концентрации производства и создание монополий. Формы монополий были различными.
4. Российский монополистический капитализм.
Задание 7. С помощью текста учебника стр. 14, составьте схему «Формы монополий».
Проверяем правильность выполнения задания 7.
5. Сельское хозяйство
К началу XX века Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. Быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, технических культур. Росли поголовья и продуктивность скота. Успехи были, но были отрицательные стороны.
5. Сельское хозяйство
Задание 8. Прочитайте текст учебника стр. 15-16, ответьте на вопрос?
1. Какие отрицательные стороны сельского хозяйства существовали?
Итог урока:
Таким образом, Россия в начале XX века по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой. Первоочередной являлась задача модернизации сельского хозяйства.
Закрепление пройденного материала
Выполните тест:
1. Каковы особенности экономики России в н. 20 в.
а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики;
в) отсутствие коллективных форм собственности.
2. В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте?
а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г.
3. Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте?
а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны;
в) повысилась кредитоспособность страны.
Закрепление пройденного материала
4. В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал?
а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность;
в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство.
5. Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.?
а) синдикаты; б) тресты; в) концерны.
6. В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?
а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная;
д) верно только, а) и г).
7. Какова основная проблеме крестьянского хозяйства?
а) низкая урожайность по причине климатических трудностей;
б) крепостная зависимость; в) крестьянское малоземелье.
Проверяем выполнения задания
Ключи к тесту:
1- б,
2 – а,
3 – в,
4 – а, б,
5 – а, б,
6 – а, б, в, г,
7 – в.
Спасибо за внимание!!!
3. Экономический рост, ведущий к увеличению занятости (Восточная Европа и Центральная Азия)
Устойчивое развитие | Достойный труд | |||||
Экономика | Общество | Экология | Занятость | Защита | Права | Диалог |
Актуальные задачи ЦУР 1.b, 8.3, 8.5, 8.6, 8.8, 8.b | Актуальные результаты политики 1, 10 |
На этой странице: Взаимосвязь ПДТ и ЦУР | Абсолютные приоритеты политики | Партнерства | Возможности МОТ | Дополнительная информация |
Экономический рост сам по себе не обязательно означает увеличение количества и качества рабочих мест, особенно для малоимущих, незащищенных категорий населения — всех, кому угрожает опасность остаться за бортом жизни. Это скорее предварительное условие роста производительной занятости, объединенный результат повышения производительности труда и увеличения занятости. Поэтому темпы экономического роста задают абсолютный потолок, в пределах которого может происходить рост занятости и производительности труда. При этом большое значение также имеет структура или характер роста. Влияние экономического роста на производительную занятость зависит не только от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Последнее в свою очередь зависит от ряда факторов, таких как отраслевая структура роста и капиталоемкость (трудоинтенсивность) роста внутри отдельных секторов. Обычно нужно не только увеличивать количество рабочих мест, но и повышать производительность труда, а также уровень дохода от занятости. Поэтому предметом анализа экономического развития с точки зрения занятости должна быть оценка того, в какой степени экономический рост удовлетворяет потребность в увеличении количества рабочих мест и повышении производительности труда (дохода).
Для такого, чтобы такая оценка была значимой, ее нужно выполнять в отраслевом разрезе. При этом главное значение для устойчивости экономического развития в средней и долгосрочной перспективе имеет то, в какой мере экономический рост ассоциируется с производительной трансформацией и направляется ею (19).Особое внимание следует уделять положению «работающих бедных», особенно в тех странах, где формальная экономика мала и где многие мужчины и женщины, несмотря на то, что они заняты — подчас тяжелым и ненормированным трудом — неспособны заработать достаточно средств для того, чтобы преодолеть собственную нищету и нищенское положение их семей. Среди тех, кто сочетает оплачиваемый труд с неоплачиваемым, женщины работают дольше мужчин, что не только усугубляет их материальное положение, но и еще больше подрывает их возможности получить достойную работу (8).
За последние пятнадцать лет МОТ, ПРООН, ОЭСР, ДЭСВ ООН, Всемирный банк и другие органы выполнили значительный объем аналитической работы, посвященной взаимосвязям между занятостью, ростом и бедностью [см., например: (20)]. В своем докладе о мировом развитии 2013 года, озаглавленном «Создание рабочих мест», Всемирный банк отметил ключевую роль занятости в повышении уровня жизни, социальной интеграции и производительности труда (21). ПРООН в своем докладе о человеческом развитии 2015 года, озаглавленном «Труд во имя человеческого развития», стремилась установить взаимосвязь между трудом (понимаемым в расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, состоявшаяся в Осло в 2010 году, была посвящена изучению взаимосвязей между ростом, занятостью и социальной интеграцией. Связь между ростом, занятостью и бедностью также была центральной темой внеочередного совещания на высшем уровне Африканского союза, состоявшегося в Уагадугу в сентябре 2004 года и посвященного проблеме занятости и нищеты. В декларации, принятой по этому поводу главами государств-участников, указывалось, что «создание рабочих мест составляет очевидную и определяющую цель нашей экономической и социальной политики на национальном, региональном и континентальном уровне, которая направлена на сокращение масштабов бедности и повышение уровня жизни наших народов» (23).
Для того, чтобы добиться трансформации роста в занятость, МОТ выступает за разработку глобальных программ и формирование партнерств, имеющих целью создание возможностей для более качественного трудоустройства, и способствует этому процессу. На уровне стран ее целью является поддержка усилий трехсторонних участников по разработке, реализации и контролю выполнения согласованных и учитывающих национальную специфику программ и мер, которые способствуют созданию качественных рабочих мест при помощи стратегий экономической диверсификации и инвестиций, подготовки кадров, отвечающих текущим и перспективным потребностям рынка труда, а также активной политики содействия занятости и посреднических услуг на рынке труда в интересах наиболее уязвимых категорий населения. К таковым относятся программы и меры, способствующие переходу в формальную экономику, а также созданию возможностей трудоустройства и получения дохода в сельской экономике (по этому вопросу см. отдельный раздел).
Взаимосвязь ПДТ и ЦУР
В самой формулировке ЦУР 8 — «содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» — признается, что экономический рост может быть всеохватным лишь в том случае, если создает рабочие места и содействует достойному труду. В силу тесных взаимосвязей между ростом, занятостью и сокращением бедности мероприятия, поддерживающие ЦУР 8, одновременно поддерживают ЦУР 1 (снижение бедности) и ЦУР 10 (достижение равенства). При этом задачи, связанные с ЦУР 8, охватывают широкий круг аспектов, относящихся к ПДТ, таких как производительность труда (8.2), предпринимательство (8.3), «зеленые» рабочие места (8.4), создание рабочих мест (8.5), молодежная занятость (8.6), детский и принудительный труд (8.7), охрана труда (8.8), трудоинтенсивное развитие (8.9) и доступ к финансированию (8.10). Задача 8.b предполагает реализацию Глобального пакта МОТ о рабочих местах (2009), фундаментальная цель которого состоит в том, чтобы заложить международно согласованную основу политики, призванной сократить промежуток времени между подъемом экономики и появлением возможностей для достойного труда.
С точки зрения достойного труда тема трудоинтенсивного экономического роста, разумеется, преимущественно связана с компонентом занятости ПДТ; но в силу комплексного характера данной программы МОТ, выступая за повышение трудоинтенсивности экономического роста, одновременно принимает во внимание три другие составляющие.
Абсолютные приоритеты политики
Многие из документов МОТ так или иначе связаны с проблемами занятости. С точки зрения трудоинтенсивного экономического роста главные из них — Конвенция 1964 года о политике в области занятости (№ 122) (считается одним из приоритетных актов МОТ и ратифицирована 111 государствами-членами) и Рекомендация № 122 к ней (дополняет Конвенцию № 122), а также Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168) и дополняющая ее Рекомендация № 176, а также дополнительная Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (№ 169). Применение трудовых норм является составной частью программ МОТ по содействию занятости.
Содействие занятости и связь между ростом и занятостью особенно интересуют государство и социальных партнеров и поэтому во всех странах являются предметом социального диалога, особенно в ситуации экономического кризиса или промышленного спада.
Стратегия МОТ в области занятости объединяет в себе гендерный подход, который учитывает результаты исследований, проводимых в рамках Инициативы МОТ «Женщины в сфере труда», и укрепление потенциала в области гендерного равенства и недопущения дискриминации.
С точки зрения занятости изменение климата и экологические тенденции в экономике можно одновременно рассматривать и как возможности, и как риски, так как это меняет отраслевую структуру экономики страны. Для того, чтобы переход к новой экономике был справедливым, такие изменения должны сопровождаться макроэкономической политикой, способствующей созданию рабочих мест, а также инвестициями в отраслевую, промышленную и торговую инфраструктуру и, кроме того, реализацией экологических стратегий, создающих как можно больше качественных рабочих мест и одновременно содействующих развитию и структурной трансформации предприятий.
Партнерства
МОТ работает над созданием почвы для глобальных усилий по обеспечению согласованных подходов к трудоинтенсивному макроэкономическому росту и наращивает свою поддержку мероприятиям, имеющим целью увеличить количество качественных рабочих мест, в том числе с помощью возглавляемой ею Глобальной инициативы по созданию достойных рабочих мест для молодежи, которая является общей для всей системы ООН. Глобальные усилия по защите интересов трудящихся также предпринимаются в составе Группы двадцати и БРИКС20, способствуя политике занятости в рамках кооперации «юг-юг». Партнерства и сотрудничество внутри системы ООН, международных финансовых организаций, региональных экономических комиссий, банков развития и субрегиональных экономических сообществ предполагается расширять для решения задач, связанных с занятостью, и достижений целей Повестки дня до 2030 года. Для реализации этой стратегии на национальном уровне необходимо, в частности, участие таких ведомств, как министерство экономики, министерство финансов и министерство промышленности при тесном взаимодействии со страновыми группами ООН.
Возможности МОТ
Работой МОТ по содействию такому экономическому росту, который создает рабочие места, руководит Департамент МОТ по вопросам политики занятости, отвечающий за разработку комплексной политики занятости, развития и подготовки кадров, имеющей целью обеспечить максимальное влияние экономического роста, инвестиций и развития на занятость. В состав этого департамента входят три отдела: отдел по развитию и инвестициям (DEVINVEST), отдел политики в области занятости и рынка труда (EMPLAB), а также отдел по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства (SKILLS). DEVINVEST обеспечивает координацию мероприятий — в том числе в рамках флагманской программы МОТ «Рабочие места в целях обеспечения мира и потенциала противодействия» — по преодолению кризисных ситуаций, в том числе в странах с неустойчивой экономикой. Последняя Рекомендация МОТ, принятая в 2017 году для замены и пересмотра Рекомендации 1944 г. (№ 71), называется Рекомендация о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия (№ 205).
Многие другие департаменты и подразделения МОТ также вносят свой вклад в достижение трудоинтенсивного экономического роста: среди них прежде всего стоит назвать департамент по развитию предприятий, за которым следуют подразделения по сельской и неформальной экономике, миграции и отраслевой деятельности, а также департамент исследований.
Дополнительная информация
Департамент по вопросам политики занятости имеет собственный информационный центр, доступный по следующей ссылке. Центр включает в себя несколько баз данных о
- молодежной занятости
- индикаторах состояния рынка труда
- трудоинтенсивных технологиях
Другие материалы можно найти в разделе содействие занятостибиблиотеки сайта МОТ.
19. ILO. Decent Work Country Diagnostics — Technical Guidelines to draft the Diagnostics Report. Geneva : ILO, 2015.
8. ILO. Women at Work Trends. Geneva : ILO, 2016.
20. Osmani, S.R. Exploring the Employment Nexus: Topics in Employment and Poverty. New York & Geneva : UNDP and ILO, 2002.
21. World Bank. World Development report — Jobs. Washington : World Bank, 2013.
22. UNDP. Human Development Report 2015: Work for Human Development. New York : UNDP, 2015.
23. African Union. Declaration on employment and poverty aleviation in Africa. Addis Ababa : African Union, 2004.
20 — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.
Пять важных фактов об экономике России
Майкл В. Алексеев
Черчилль однажды сказал, что Россия — это «загадка, окутанная тайной, внутри загадки». Хотя это определение было основано главным образом на поведении России в международной политике в конце 1930-х годов, его можно было бы применить и к современной российской экономике. Россия — космическая держава, которая, похоже, не в состоянии производить достойные легковые автомобили; это рыночная экономика с всепроникающим государственным влиянием, как формальным, так и неформальным, почти во всех сферах экономической деятельности; это страна с первоклассными учеными, но при этом довольно отсталая во многих отношениях. Можно ли решить эту загадку? Многие книги и научные статьи пытались дать ответ. Каковы некоторые из основных выводов из анализа этой тайны?
(1) Советское наследие живо.
Спустя двадцать лет после распада советской системы он продолжает тормозить развитие России, но при этом дает некоторые временные преимущества экономике и обществу. Советское наследие можно разделить на три типа: физическое (старый физический и человеческий капитал, его распределение по отраслям и регионам), институциональное (формальные и неформальные правила, в том числе касающиеся права частной менталитет народа, в том числе руководства). Эти наследия взаимодействуют и увековечивают себя. Например, в холодных районах страны по-прежнему имеется большой запас географически неправильно распределенного и технологически устаревшего физического капитала, и нынешняя система делает целесообразным в краткосрочной перспективе продолжать эксплуатировать старые активы и инвестировать в их техническое обслуживание, а не утилизировать. использование преимуществ новых технологий в более гостеприимных районах. Пожалуй, труднее всего преодолеть советское наследие — это образ мышления людей, который препятствует инициативе и риску, по крайней мере, в официальном секторе экономики. Тем не менее некоторый прогресс был достигнут, и есть надежда, что Россия со временем избавится от худших черт советского наследия и присоединится к клубу стран с развитой рыночной экономикой.
(2) Большинство новых учреждений работают не слишком хорошо.
За последние 20 лет появилось много институтов рыночной экономики. Разработано договорное право; определены права частной собственности; налоговая система похожа на таковую в развитых западноевропейских странах. Однако эти институты часто не функционируют должным образом, в основном из-за отсутствия независимости судебной системы от государства и повсеместной коррупции. Согласно рейтингу Всемирного банка, Россия находится в последних 15% стран по уровню контроля над коррупцией. В целом Россия отстает от большинства других стран с переходной экономикой и даже от многих бедных стран с точки зрения институционального качества. Единственными процветающими институтами являются те, которые используются для извлечения ренты от природных ресурсов (например, финансовая инфраструктура и службы безопасности).
(3) Нефть и газ по-прежнему являются основой экономики, которая, как представляется, зависит от ренты за природные ресурсы.
Общеизвестно, что нефтегазовый сектор экономики России является доминирующим. Что может быть менее известно, так это то, что зависимость от этого сектора значительно возросла с начала века, несмотря на очевидные усилия правительства по диверсификации. В результате, если всего шесть лет назад федеральный бюджет был с профицитом при цене на нефть в 69 долларов за баррель, то теперь, чтобы избежать дефицита, ему требуется цена в 117 долларов за баррель. Зависимость от нефтяной и газовой ренты ослабляет стимулы к реструктуризации экономики, субсидирует и увековечивает неэффективное производство и другие сектора, а также поддерживает раздутую государственную бюрократию и армию. Кроме того, зависимость от нефти и газа подвергает экономику значительной волатильности из-за заведомо нестабильных цен на эти товары.
(4) География и демография создают серьезные долгосрочные проблемы.
Большинство из вышеперечисленных проблем могут быть преодолены с помощью государственной политики, если есть достаточные навыки для диагностики проблем и решимость их устранить. Проблемы, связанные с географией и демографическими тенденциями, решить труднее или, по крайней мере, дороже. Россия на сегодняшний день является самой большой страной в мире. Более того, большая часть природных ресурсов России и значительная часть населения находятся в отдаленных районах с суровым климатом (опять же советское наследие). Несмотря на ранние ожидания, миграция из этих районов в более теплые районы страны была незначительной. Его географические проблемы усугубляются относительно небольшим и быстро стареющим населением, которое сокращается каждый год между 1993 и 2009 из-за высокой смертности и низкой рождаемости. В конечном итоге эти демографические и географические факторы могут оказаться решающими в определении будущего России и ее экономики.
(5) Экономика значительно выросла с 1999 года.
Несмотря на все трудности, ВВП России на душу населения с 1999 года увеличился примерно вдвое. Тем не менее, это был один из самых высоких темпов экономического роста в мире до кризиса 2009 года замедлился до уровня ниже 2% в первом квартале 2013 года и нулевого роста в июне, по предварительным данным. Замедление частично вызвано стабильными ценами на нефть и, следовательно, может быть временным, но все описанные выше вызовы требуют смелой политики, чтобы вывести российскую экономику на траекторию устойчивого роста, менее зависимого от капризов мировых цен на сырьевые товары.
Майкл В. Алексеев — профессор экономики Индианского университета в Блумингтоне. Его исследовательские интересы включают экономику институтов, государственную экономику и экономику переходного периода. Вместе с Шломо Вебером он является соредактором Оксфордского справочника российской экономики.
Подпишитесь на OUPblog по электронной почте или RSS.
Подпишитесь только на статьи о бизнесе и экономике в OUPblog по электронной почте или RSS.
Наша Политика конфиденциальности определяет, как издательство Oxford University Press обрабатывает вашу личную информацию, а также ваши права возражать против использования вашей личной информации для маркетинга или обработки в рамках нашей коммерческой деятельности.
Мы будем использовать вашу личную информацию только для регистрации вас для получения статей OUPblog.
Или подпишитесь на статьи в теме по электронной почте или RSS
Экономика России на грани? Борьба Москвы за продолжение войны на Украине
В апреле, всего через несколько недель после того, как он начал вторжение в Украину, российский президент Владимир Путин заявил, что Запад никогда не сможет задушить российскую экономику. Шквал американских и европейских санкций не смог и не сможет поставить его страну на колени. «Мы уже можем с уверенностью сказать, что эта политика в отношении России провалилась», — сказал он своим чиновникам. «Стратегия экономического блицкрига провалилась».
Такой вызывающей позы можно ожидать от Путина и других российских лидеров. Но сейчас, спустя шесть месяцев после начала войны и введения санкций, многие наблюдатели задаются вопросом, дали ли западные санкции те жесткие последствия, которые обещали их создатели. Международные наблюдатели, такие как Международный валютный фонд, пересмотрели свои прогнозы ВВП России в сторону повышения по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с первоначальными прогнозами, сделанными сразу после введения санкций, российская экономика показала себя лучше, чем ожидалось, отчасти из-за искусной технократической российской политики, а отчасти из-за жесткости мировых энергетических рынков, которая поддерживала высокие цены на нефть и газ.
Однако экономическое превосходство России следует рассматривать в контексте. Мало кто из наблюдателей и политиков ожидал, что санкции причинят достаточно боли, чтобы вынудить Россию выйти из конфликта в течение нескольких месяцев, поэтому продолжающаяся война России не должна быть неожиданностью. Тем не менее, экономика России все еще страдает; он переживает более резкое замедление роста, чем наблюдалось во время финансового кризиса 2008 года, и вряд ли за ним последует посткризисный подъем. Уровень жизни поддерживается за счет социальных расходов, которые будет трудно поддерживать и которые, вероятно, заставят принять жесткие решения о государственном бюджете на предстоящий год. До сих пор Путин обещал россиянам, что ведет «специальную военную операцию», а не войну, которая может принести населению тяжелые жертвы. Однако со временем цена войны и последствия санкций для простых россиян будут только расти.
В РОССИИ ЗАТЯНУТ РЕМНИ
Для проверки состояния российской экономики начните с некоторых макроэкономических данных. ВВП России сократился примерно на пять процентов по сравнению с прошлым годом, причем темпы снижения увеличиваются каждый месяц с начала войны. Промышленное производство, включающее в себя нефтегазовую промышленность России, сократилось лишь примерно на два процента по сравнению с прошлым годом (отражение высоких цен на энергоносители), хотя производственный сегмент российской промышленности сократился на 4,5 процента. Инфляция составляет чуть более 15 процентов, что несколько ниже почти 18-процентного пика после резкого падения рубля, а затем его восстановления в марте. С поправкой на инфляцию ежемесячная заработная плата снизилась примерно на шесть процентов по сравнению с прошлым годом. (Некоторые аналитики скептически относятся к официальным данным России, однако нет никаких доказательств того, что Госстат занимается масштабными манипуляциями.)
Статистика инфляции в России может не полностью отражать реальность того, что покупка определенных продуктов сейчас иногда затруднена (в случае iPhone) или почти невозможна (в случае автомобилей Lexus). Точно так же данные об инфляции не могут дать количественную оценку влияния снижения качества. Правительство России, например, изменяет правила, чтобы разрешить продажу автомобилей без подушек безопасности или антиблокировочной системы тормозов, которые сейчас трудно производить из-за проблем с цепочкой поставок, вызванных санкциями. Это ухудшение качества не отразится в данных об инфляции, но в конечном итоге оно почувствуется россиянами, особенно городскими, более состоятельными россиянами, которые потребляют больше импортных товаров, доступ к которым сейчас затруднен.
Даже с учетом инфляции, зафиксированной государственной статистикой, заработная плата имеет тенденцию к резкому снижению, примерно на шесть процентов ниже, чем в прошлом году. Выплаты социального обеспечения, такие как пенсии, которые являются основным источником дохода для пожилых россиян, с начала войны были подорваны инфляцией. Правительство увеличило пенсионные выплаты более чем на восемь процентов в июне, чтобы компенсировать это, но без такого дорогостоящего увеличения социальных расходов в ближайшие месяцы доход типичного россиянина снизится во второй половине года. Тот факт, что розничные продажи упали почти на десять процентов, говорит о том, что потребители уже начали экономить в ожидании сокращения бюджета.
НЕФТЬ ПРОДОЛЖАЕТ ТЕЧИТЬСЯ
Хотя домохозяйства только начинают ощущать влияние снижения уровня жизни, некоторые отрасли уже сильно пострадали. Вместо того, чтобы рассматривать сводные данные о промышленном производстве, которые включают как сырьевые товары, так и производственные предприятия, более целесообразно анализировать каждый сектор отдельно. Сырьевой сектор пострадал лишь незначительно, что неудивительно, учитывая высокие цены и западные санкции, направленные на то, чтобы обеспечить свободное движение большинства товаров, включая нефть.
Российская экономика во многом обязана своей устойчивостью торговле природными ресурсами. При тихой дипломатической поддержке Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и ЕС смягчают санкции, которые должны были вступить в силу в отношении экспорта российской нефти в конце этого года. Чтобы не допустить резкого скачка цен на энергоносители, Запад отказался от некоторых усилий, направленных на то, чтобы помешать России перенаправить экспорт нефти на других потребителей, таких как Китай и Индия. Теперь, в соответствии с недавними поправками к санкциям, европейским фирмам будет разрешено поставлять российскую нефть третьим сторонам.
Поскольку Запад ввел несколько серьезных санкций в отношении экспорта нефти и газа из России, а запрет ЕС на импорт нефти вступает в силу только в декабре, объем экспорта российской нефти практически не изменился с момента введения санкций. Санкции вынуждают Россию продавать нефть со скидкой около 20 долларов за баррель по сравнению с мировыми эталонными ценами. Тем не менее, последние ежемесячные данные, опубликованные российским правительством о своих доходах от налогообложения нефти, показывают, что страна получает примерно столько же доходов от экспорта, сколько и в январе. Напротив, доходы от экспорта природного газа, гораздо менее важного для России, чем экспорт нефти, резко упали после того, как Кремль ограничил его продажу в Европу.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В отличие от российской энергетики, остальной промышленный сектор России сильно пострадал. Среди наиболее пострадавших секторов были автомобили, грузовики, локомотивы и оптоволоконные кабели, производство каждого из которых сократилось более чем вдвое. В других секторах, менее подверженных иностранному владению или сложным цепочкам поставок, таких как текстильная или пищевая промышленность, объем производства не изменился или в некоторых случаях увеличился по сравнению с прошлым годом.
Одной из причин этого промышленного сбоя является уход японских, американских и европейских фирм, имевших заводы в России. Некоторые из этих заводов вновь откроются в новом российском владении, но самостоятельное управление ими может оказаться затруднительным. Производители также изо всех сил пытаются найти необходимые материалы. Доступ к компонентам из-за рубежа теперь намного сложнее, потому что даже продукты, не подпадающие под формальные ограничения, сложнее получить, отправить и оплатить. «Я не могу сказать, что мы сталкиваемся с полной блокадой», — заявил российским СМИ генеральный директор «Трансмашхолдинга», московской компании по производству железнодорожного оборудования, имея в виду трудности, с которыми сталкивается его фирма с доставкой и оплатой импортных комплектующих. «Но мы сталкиваемся с усилением трения».
Ключевой вопрос в ближайшие месяцы заключается в том, будут ли эти производственные сбои усиливаться или будут решены. С одной стороны, у России было почти полгода на то, чтобы создать альтернативные платежные и логистические сети, которые должны позволить некоторым важнейшим несанкционированным импортным товарам попасть в страну. С другой стороны, опрошенные российские компании говорят, что они продолжают использовать существующие запасы, подразумевая, что они все еще испытывают трудности с поиском необходимых компонентов. Ежемесячные данные показывают, что российский импорт промышленных товаров и компонентов остается намного ниже довоенного уровня.
Последствия санкций для простых россиян будут только усиливаться.
Судьба промышленного сектора России важна по нескольким причинам. Промышленность является важнейшим источником занятости, особенно в том, что Россия называет моногородами , или городами, часто на Урале или в Сибири, которые зависят от единственной фабрики или отрасли. В прошлом увольнения в таких городах вызывали крупные протесты и социальные потрясения, которые оказывались политически дестабилизирующими. Недавнее исследование российского аналитического центра показало, что половина всех моногород столкнется с прямым негативным воздействием из-за санкций. Правительство России будет изо всех сил пытаться найти средства для поддержки осажденных отраслей, учитывая ограниченный бюджет правительства.
Российские государственные финансы стало труднее анализировать после того, как Кремль перестал публиковать подробности о расходах, предположительно, чтобы скрыть расходы на войну. В апреле, последнем месяце, за который Россия опубликовала подробные данные, расходы на оборону выросли на 40 процентов по сравнению с прошлым годом. В дополнение к более высоким зарплатам и операционным расходам для финансирования нападения на Украину Кремлю также потребуется выделить значительные ресурсы в будущем на восстановление огромного количества техники, поврежденной или уничтоженной на украинских полях сражений. Расходы на войну увеличиваются не только на балансе центрального правительства, но и для региональных правительств, которым предлагается создать добровольческие батальоны.
Рост расходов усилит инфляционное давление в следующем году. Правительство не приносит столько доходов, сколько раньше. Небольшое снижение мировых цен на нефть с июня — плюс значительные скидки, по которым Россия теперь должна продавать свою нефть, — привели к тому, что доходы России от налогов на нефть снизились до более нормального уровня по сравнению с небывалыми доходами, которые она получала в первые месяцы после вторжения. Тем не менее, доходы от налогов, не связанных с нефтью, резко упали. С поправкой на инфляцию за первые семь месяцев 2022 года ненефтяные доходы сократились примерно на 15 процентов, и эта цифра, вероятно, еще больше возрастет в течение оставшейся части года.
В результате бюджет России склоняется к значительному дефициту, если текущие тенденции сохранятся. Эта ситуация может измениться в ближайшие месяцы, особенно если цены на нефть и, следовательно, налоговые поступления вырастут. Тем не менее спрос на расходы вряд ли исчезнет, пока продолжается война и снижается уровень жизни.
Если размер дефицита бюджета будет расти, Кремль окажется в сложном положении. Она вступила в войну практически без долга, но западные санкции заблокировали ее возможность выпускать новые облигации для большинства иностранных инвесторов. Это может привести к снижению курса рубля по отношению к доллару, что, поскольку все государственные расходы России номинированы в рублях, поможет сбалансировать бюджет. Но падение рубля приведет к росту инфляции и, в свою очередь, к снижению уровня жизни, а также подорвет позицию Кремля о том, что санкции не работают и что российская экономика стабильна.
РАСХОДЫ НА МОНТАЖ
В некотором смысле Кремль прав, утверждая, что экономика России стабилизировалась. Его банки платежеспособны, большинство отраслей промышленности работают в обычном режиме, а важнейший энергетический сектор продолжает качать нефть. На полках магазинов полно еды, даже если роскошных автомобилей не хватает. Производство автомобилей и стиральных машин будет намного меньше, чем ожидалось, поэтому потребители будут откладывать крупные покупки, если смогут. Оптимистичный сценарий для Кремля заключается в том, что русские затянут пояса потуже и выбиваются из сил.
Тем не менее, затраты на войну и санкции увеличиваются, даже если первоначальное воздействие было менее драматичным, чем надеялся Запад или опасалась Россия. На данный момент российские лидеры довольны тем, что пережили шесть месяцев западных санкций.