Владимир Святославич. Принятие христианства
Назовите основные традиционные для России религии.
Христианство, ислам.
Пользуясь дополнительными источниками, составьте сравнительную таблицу организации византийской и русской православных церквей в этот период.
Русская православная церковь являлась метрополией Византийской церкви.
Была ли при князе Владимире церковь на Руси независимой организацией? Аргументируйте свою позицию.
Нет, потому что глава церкви – митрополит – назначался из Константинополя. Епископы подчинялись митрополиту.
Проверяем свои знания
1. Как князь Владимир расширил и укрепил границы Древнерусского государства?
В результате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей.
После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. В 981 году Владимир завоевал польские города Червень, Перемышль и др., значительно расширив территорию своего государства.
Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.
Также этому способствовало крещение Руси.
2. Каковы были причины принятия христианства Древнерусским государством?
Стремление сплотить все восточнославянские племена и укрепить власть киевского князя. Укрепить международный авторитет Руси.
3. Какие события предшествовали Крещению Руси? О чём они свидетельствовали?
Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя — до сих пор ещё ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсунъ), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить.
4. Каково значение принятия Русью христианства?
Христианство изменило быт наших далёких предков и их нравы. Церковь решительно запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и другие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим. На Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Древнерусское государство встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси.
5. Используя материал параграфа, опишите процесс крещения киевлян.
Сбросил в Днепр всех идолов языческих богов. Устроил массовое крещение жителей Киева.
6. Что общего было в деятельности Владимира и первых киевских князей? Чем Владимир отличался от них?
Стремились укрепить власть на присоединенных территориях и на территории всех восточнославянских племен.
Учимся быть историками
1. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Языческие традиции дохристианской Руси».
Культ предков, анимизм, различные энергетические практики и гадания черпают свою.
2. С помощью Интернета проведите исследование, подтверждающее необходимость принятия князем Владимиром христианства.
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам, воспринятым первоначальным христианством.
Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие и летнее солнцестояние. Осеннее равноденствие очень слабо отмечено в этнографических записях.
Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым элементом были дни поминовения предков (радуницы). Пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.
В результате постепенно создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников.
Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах.
Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во вторую их половину — от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.
После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное замещение и столкновение древних языческих праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на первобытной астрономической основе, на солнечных фазах, совпадали по срокам (рождество христово, благовещенье), нередко они расходились.
Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины, говядины, кур и яиц.
Так как многие языческие праздники совпадали или календарно соответствовали с православными, то внешне приличия были почти соблюдены: пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня рождества богородицы, но продолжался и на следующий день уже как «беззаконная вторая трапеза».
3. Подсчитайте, сколько лет существует христианство в России.
1029 лет.
Документ
1. В каком году и в каком городе происходят описываемые события?
988 г, город Киев.
2. Как восприняли идею крещения наши предки?
Одни были недовольны отходом от традиций (вооруженное столкновение в Новгороде), другие с радостью приняли христианство, потому что так сделал великий князь.
Trojden | Владимир Святославич. Принятие христианства: Косулина Л. Г.
Начало правления князя Владимира. После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич (980—1015).
Владимир начал княжение с наведения порядка в собственном государстве. Ведь после гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В результате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.
Русские оборонительные укрепления от набегов кочевников, восстановленные по данным археологических раскопок
После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.
При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — только что возникшим государством западных славян. В 981 году Владимир завоевал польские города Червень, Перемышль и др., значительно расширив территорию своего государства.
Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.
Причины принятия христианства на Руси. Владимир понял, что удерживать иод своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в христианстве.
Владимир ставит идолов богов в Киеве. Миниатюра из русской летописи
Назовите основные традиционные для России религии.
Ещё в 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной бородой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов, так же как киевский князь — среди славян.
Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из европейских стран.
Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие Византийскую империю. При Игоре киевские христиане возвели для себя храм Святого Ильи. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга.
Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала сё укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.
Пользуясь дополнительными источниками, составьте сравнительную таблицу организации византийской и русской православных церквей в этот период.
К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.
Крещение Руси. Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, по потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя до сих пор ещё ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император нс спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсупь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить.
В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с Перуном.
Новая религия стала распространяться но всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгороде, в результате ожесточённых столкновений язычников с княжеской дружиной, принявшей христианство вслед за Владимиром.
Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М. Макарова
По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.
По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жён, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.
Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей посылать в них сыновей.
Русская православная церковь. Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась чёткая церковная организация. Во главе церкви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя.
Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами, подчинёнными митрополиту.
Духовенство подразделялось на белое и чёрное. К белому относились священники, служившие в городских и сельских церквях. Чёрное духовенство жило в монастырях. Монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитвах.
Была ли при князе Владимире церковь на Руси независимой организацией? Аргументируйте свою позицию.
При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, языческие моления, а также за все проступки нравственного характера.
Значение принятия христианства. Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека.
Христианство изменило быт наших далёких предков и их нравы. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и другие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим.
Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство.
Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.
Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.
Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси.
Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры.
Проверяем свои знания
1. Как князь Владимир расширил и укрепил границы Древнерусского государства? 2. Каковы были причины принятия христианства Древнерусским государством? 3. Какие события предшествовали Крещению Руси? О чем они свидетельствовали? 4. Каково значение принятия Русью христианства? 5. Используя материал параграфа, опишите процесс крещения киевлян. 6. Что общего было в деятельности Владимира и первых киевских князей? Чем Владимир отличался от них?
Учимся быть историками
1. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Языческие традиции дохристианской Руси».
2. С помощью Интернета проведите исследование, подтверждающее необходимость принятия князем Владимиром христианства. 3. Подсчитайте, сколько лет существует христианство в России.
Документ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ РУСИ
Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:
«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры [идолы]. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.
1. В каком году и в каком городе происходят описываемые события? 2. Как восприняли идею крещения наши предки?
Запомните новые слова
ЕПИСКОП — высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа.
ЕРЕСЬ — учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике. МИТРОПОЛИТ — титул главы Русской православной церкви.
ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ — свод правил, регулирующих деятельность церкви.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Терпимость и напряженность: ислам и христианство в странах Африки к югу от Сахары
Менее чем за столетие религиозный ландшафт стран Африки к югу от Сахары резко изменился. По состоянию на 1900 год и мусульмане, и христиане составляли относительно небольшое меньшинство в регионе. Подавляющее большинство людей исповедовали традиционные африканские религии, а приверженцы христианства и ислама вместе взятые составляли менее четверти населения, согласно историческим оценкам из базы данных мировых религий.
Однако с тех пор число мусульман, проживающих между пустыней Сахара и мысом Доброй Надежды, увеличилось более чем в 20 раз, увеличившись с примерно 11 миллионов в 1900 году до примерно 234 миллионов в 2010 году. выросло еще быстрее, увеличившись почти в 70 раз с примерно 7 миллионов до 470 миллионов. В Африке к югу от Сахары в настоящее время проживает примерно каждый пятый христиан в мире (21%) и более чем каждый седьмой мусульман мира (15%). 1
В то время как в Африке к югу от Сахары христиан почти в два раза больше, чем мусульман, на африканском континенте в целом эти две религии примерно сбалансированы, и у каждой из них от 400 до 500 миллионов последователей. Поскольку в северной Африке преобладают мусульмане, а в южной части — христиане, большое место встречи находится посередине, в 4000 миль от Сомали на востоке до Сенегала на западе.
Для некоторых сторонних наблюдателей это изменчивая религиозная линия разлома — место, например, первого крупного террористического удара «Аль-Каиды», взрыва посольств США в Кении и Танзании в 1919 году.98 г., а совсем недавно — кровопролития на этнической и религиозной почве в Нигерии, где были убиты сотни мусульман и христиан.
Для других религия является не столько источником конфликтов, сколько источником надежды в странах Африки к югу от Сахары, где религиозные лидеры и движения являются главной силой в гражданском обществе и ключевым поставщиком помощи и развития для нуждающихся, особенно учитывая широко распространенную реальность несостоявшихся государств и краха государственных служб.
Но как живут африканцы к югу от Сахары сами видят роль религии в своей жизни и обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, Форум по религии и общественной жизни Исследовательского центра Пью при щедром финансировании Благотворительных фондов Пью и Фонда Джона Темплтона провел крупный опрос общественного мнения, в ходе которого было проведено более 25 000 личных интервью в более чем 60 странах мира. языков или диалектов в 19 странах, что составляет 75% всего населения Африки к югу от Сахары. (Просмотрите карту 19 опрошенных стран в формате PDF.)
В рамках нашего опроса людей просили описать свои религиозные убеждения и обычаи. Мы стремились оценить их знание и отношение к другим конфессиям. Мы попытались оценить степень их политической и экономической удовлетворенности; их опасения по поводу преступности, коррупции и экстремизма; их позиции по таким вопросам, как аборты и полигамия; и их взгляды на демократию, религиозное право и место женщин в обществе.
Итоговый отчет предлагает подробный и в некотором смысле удивительный портрет религии и общества в самых разных странах, некоторые из которых являются преимущественно мусульманскими, некоторые — христианскими, а некоторые — смешанными. Африканцы долгое время считались набожными и морально консервативными, и опрос во многом это подтверждает. Но поскольку общепринятое мнение заключалось в том, что африканцам не хватает терпимости к людям других вероисповеданий, оно, возможно, нуждается в переосмыслении.
Отчет также может содержать некоторые очевидные парадоксы, по крайней мере, для западных читателей. Результаты опроса показывают, что многие африканцы глубоко привержены исламу или христианству, но продолжают исповедовать элементы традиционных африканских религий. Многие поддерживают демократию и говорят, что хорошо, что представители других религий могут свободно исповедовать свою веру. В то же время они также выступают за то, чтобы Библия или законы шариата стали официальными законами страны. И хотя и мусульмане, и христиане признают положительные качества друг друга, напряженность лежит на поверхности.
Мы надеемся, что опрос поможет лучше понять роль религии в частной и общественной жизни примерно 820 миллионов человек, живущих в странах Африки к югу от Сахары. Этот отчет является частью более крупного проекта Pew-Templeton Global Religious Futures Project, целью которого является расширение знаний людей о религии во всем мире.
— Луис Луго и Алан Куперман
Загрузить полное предисловие (5-страничный PDF, <1 МБ)
Подавляющее большинство людей во многих странах Африки к югу от Сахары глубоко привержены практике и основным принципам той или иной из двух крупнейших религий мира, христианства и ислама. Подавляющее большинство говорит, что они принадлежат к одной из этих конфессий, и, в отличие от Европы и Соединенных Штатов, очень мало людей не принадлежат к какой-либо религии. Несмотря на господство христианства и ислама, традиционные африканские религиозные верования и обычаи не исчезли. Скорее, они сосуществуют с исламом и христианством. Независимо от того, влечет ли это за собой некоторую теологическую напряженность, это реальность в жизни людей: большое количество африканцев активно исповедуют христианство или ислам, но также верят в колдовство, злых духов, жертвоприношения предкам, традиционных религиозных целителей, реинкарнацию и другие элементы традиционной религии. африканские религии. 2
Христианство и ислам также сосуществуют друг с другом. Многие христиане и мусульмане в странах Африки к югу от Сахары описывают представителей другой веры как терпимых и честных. В большинстве стран относительно немногие видят свидетельства широко распространенной антимусульманской или антихристианской враждебности, и в целом они высоко оценивают свои правительства за справедливое отношение к обеим религиозным группам. Но они признают, что относительно мало знают о вере друг друга, и значительное число африканских христиан (примерно 40% и более в дюжине стран) говорят, что считают мусульман агрессивными. Мусульмане значительно более позитивно оценивают христиан, чем христиане в своих оценках мусульман.
Однако существует несколько существенных пробелов в степени поддержки демократии христианами и мусульманами. Независимо от своей веры, большинство африканцев к югу от Сахары говорят, что они поддерживают демократию и считают, что хорошо, что представители других религий могут свободно исповедовать свою веру. В то же время как мусульмане, так и христиане в равной степени поддерживают правительство, основанное либо на Библии, либо на законах шариата, а также значительную поддержку среди мусульман введения суровых наказаний, таких как забрасывание камнями людей, совершивших прелюбодеяние.
Это один из основных результатов более чем 25 000 личных интервью, проведенных от имени Форума по вопросам религии и общественной жизни Исследовательского центра Пью на более чем 60 языках или диалектах в 19 странах Африки к югу от Сахары с декабря 2008 г. по Апрель 2009 г. (Для получения дополнительной информации см. методологию исследования (PDF).) Страны были выбраны так, чтобы охватить этот обширный географический регион и отразить различную колониальную историю, языковое происхождение и религиозный состав. В общей сложности в обследованных странах проживает три четверти всего населения стран Африки к югу от Сахары.
Другие данные
Кроме того, результаты опроса в 19 странах:
-
- Африканцы обычно считают безработицу, преступность и коррупцию более серьезными проблемами, чем религиозный конфликт. Однако значительное число людей (включая почти шесть из десяти нигерийцев и руандийцев) говорят, что религиозный конфликт является очень большой проблемой в их стране.
- Степень обеспокоенности религиозными конфликтами варьируется от страны к стране, но тесно связана со степенью обеспокоенности этническими конфликтами во многих странах, предполагая, что они часто связаны между собой.
- Многие африканцы обеспокоены религиозным экстремизмом, в том числе внутри своей веры. Действительно, многие мусульмане говорят, что их больше беспокоит мусульманский экстремизм, чем христианский экстремизм, а христиане в четырех странах говорят, что их больше беспокоит христианский экстремизм, чем мусульманский экстремизм.
- Ни христианство, ни ислам не развиваются значительно в странах Африки к югу от Сахары за счет друг друга; практически нет чистых изменений в любом направлении из-за смены религии.
- По крайней мере, половина всех христиан в каждой опрошенной стране ожидают, что Иисус вернется на землю еще при их жизни, в то время как примерно 30% или более мусульман ожидают дожить до восстановления халифата, золотого века ислама. правило.
- Людей, которые говорят, что насилие против гражданских лиц в защиту своей религии редко или никогда не бывает оправданным, намного больше, чем тех, кто говорит, что оно иногда или часто бывает оправданным.
Но значительное меньшинство (20% и более) во многих странах говорят, что насилие против гражданских лиц в защиту своей религии иногда или часто оправдано.
- В большинстве стран, по крайней мере, половина мусульман говорят, что женщины не должны иметь права решать, носить ли ей чадру, говоря вместо этого, что решение должно приниматься обществом в целом.
- Обрезание девочек (обрезание женских половых органов) наиболее распространено в преимущественно мусульманских странах Мали и Джибути, но чаще встречается среди христиан, чем среди мусульман в Уганде.
- Большинство людей почти в каждой стране говорят, что западная музыка, кино и телевидение наносят ущерб нравственности в их стране. Тем не менее, большинство в большинстве стран также говорят, что им лично нравятся западные развлечения.
- В большинстве стран более половины христиан верят в евангелие процветания – что Бог дарует богатство и крепкое здоровье людям, у которых достаточно веры.
- По сравнению с населением многих других регионов мира африканцы к югу от Сахары гораздо более оптимистичны в отношении того, что их жизнь изменится к лучшему.
Приверженность исламу и христианству
Подавляющее большинство во всех опрошенных странах говорят, что они верят в единого Бога, в рай и ад, и большое число христиан и мусульман одинаково верят в буквальную истинность своих священных писаний (будь то Библия или Коран). Большинство людей также говорят, что посещают богослужения не реже одного раза в неделю, молятся каждый день (в случае мусульман, как правило, пять раз в день), постятся в священные периоды Рамадана или Великого поста и раздают религиозную милостыню (десятину для христиан, закят для мусульман; см. глоссарий терминов для получения дополнительной информации о десятине и закяте).
Действительно, Африка к югу от Сахары явно является одним из самых религиозных мест в мире. Во многих странах континента примерно девять из десяти человек или более говорят, что религия очень важна в их жизни. По этому ключевому показателю даже наименее религиозные страны региона имеют более высокие баллы, чем Соединенные Штаты, которые входят в число самых религиозных из развитых индустриальных стран.
Сохранение традиционных африканских религиозных практик
В то же время многие из тех, кто указывает, что они глубоко привержены практике христианства или ислама, также включают в свою повседневную жизнь элементы традиционных африканских религий. Например, в четырех странах (Танзании, Мали, Сенегале и Южной Африке) более половины опрошенных людей считают, что жертвоприношения предкам или духам могут защитить их от вреда.
Значительный процент как христиан, так и мусульман — четверть или больше во многих странах — говорят, что верят в защитную силу джуджу (амулетов или амулетов). Многие люди также говорят, что обращаются к традиционным религиозным целителям, когда кто-то из членов их семьи болен, а значительные меньшинства в некоторых странах хранят в своих домах священные предметы, такие как шкуры и черепа животных, и участвуют в церемониях в честь своих предков. И хотя относительно немногие люди сегодня идентифицируют себя прежде всего как последователей традиционной африканской религии, многие люди в нескольких странах говорят, что у них есть родственники, которые отождествляют себя с этими традиционными верованиями.
Краткое определение: традиционные африканские религии |
Религии коренных африканцев, передаваемые из поколения в поколение, не имеют формальных вероучений или священных текстов, сравнимых с Библией или Кораном. Вместо этого они находят выражение в устных традициях, мифах, ритуалах, праздниках, святынях, искусстве и символах. В прошлом жители Запада иногда описывали их как анимизм, язычество, поклонение предкам или просто суеверие, но сегодня ученые признают существование сложных африканских традиционных религий, основная роль которых заключается в обеспечении человеческого благополучия в настоящем, а не в спасении в будущем. будущий мир.
Поскольку верования и обычаи различаются в зависимости от этнических групп и регионов, некоторые эксперты считают, что в Африке существует множество различных традиционных религий. Другие указывают на объединяющие темы и, таким образом, предпочитают думать о единой вере с местными различиями.
В целом, традиционная религия в Африке характеризуется верой в высшее существо, которое создало и упорядочило мир, но часто воспринимается как далекое или недоступное для людей. Иногда считается, что более доступные низшие божества или духи действуют как посредники. Ряд традиционных мифов объясняет сотворение и устройство мира и дает объяснение современным социальным отношениям и нормам. Широко распространено мнение, что утрата социальных обязанностей или нарушение табу приводят к лишениям, страданиям и болезням для отдельных лиц или сообществ, и им необходимо противодействовать ритуальными действиями для восстановления порядка, гармонии и благополучия.
Считается, что предки, находящиеся в духовном мире, являются частью человеческого сообщества. Верующие считают, что предки иногда действуют как посланники между живыми существами и божественным, помогая поддерживать общественный порядок и лишая их поддержки, если живые ведут себя неправильно. Религиозные специалисты, такие как прорицатели и целители, призваны определить, какие нарушения лежат в основе несчастий, и прописать соответствующие ритуалы или традиционные лекарства, чтобы исправить положение.
Традиционные африканские религии склонны олицетворять зло. Верующие часто обвиняют ведьм или колдунов в нападении на их жизненную силу, причинении болезней или другого вреда. Они стремятся защитить себя ритуальными действиями, священными предметами и традиционными лекарствами. Африканские рабы принесли эти верования и практики в Америку, где они превратились в такие религии, как вуду на Гаити и сантерия на Кубе. (обратно к тексту)
Терпимость, но также и напряженность
Исследование показало, что по ряду показателей многие мусульмане и христиане положительно относятся друг к другу. Мусульмане обычно говорят, что христиане терпимы, честны и уважительны к женщинам, а в большинстве стран половина или более христиан говорят, что мусульмане честны, набожны и уважительны к женщинам. Примерно в половине опрошенных стран большинство также заявляют, что доверяют людям, чьи религиозные ценности отличаются от их собственных.
Значительное большинство в каждой опрошенной стране говорят, что люди разных вероисповеданий могут свободно исповедовать свою религию, и большинство добавляет, что это скорее хорошо, чем плохо. В большинстве стран большинство говорит, что это нормально, если их политические лидеры исповедуют другую религию, чем их собственная. И в большинстве стран значительное меньшинство (20% и более) людей, посещающих религиозные службы, говорят, что их мечети или церкви работают вопреки религиозным принципам для решения проблем общества.
С другой стороны, опрос также выявил явные признаки напряженности и разделения. В целом христиане менее позитивно относятся к мусульманам, чем мусульмане к христианам; значительное количество христиан (от 20% в Гвинее-Бисау до 70% в Чаде) говорят, что считают мусульман жестокими. В нескольких странах треть или более христиан говорят, что многие или большинство мусульман враждебно настроены по отношению к христианам, а в нескольких странах треть или более мусульман говорят, что многие или большинство христиан враждебно настроены по отношению к мусульманам.
Что такое медиана? |
Медиана — это среднее число в списке чисел, отсортированных от большего к меньшему. Для многих вопросов в этом отчете медианы показаны, чтобы помочь читателям увидеть различия между мусульманскими и христианскими субпопуляциями и населением в целом или выделить различия между странами Африки к югу от Сахары и другими частями мира.
В диаграммах, показывающих результаты всех 19 стран по конкретному вопросу, медиана для «всех стран» занимает 10-е место в списке. В диаграммах, где в списке четное число стран и нет страны точно посередине, медиана вычисляется как среднее двух стран в середине списка (например, там, где показаны 16 стран, медиана — это среднее 8-го и 9-гостраны в списке).
Чтобы помочь читателям понять, существенно ли различаются мусульмане и христиане по определенным вопросам, также показаны отдельные медианы для христиан и мусульман. Медиана для христиан основана на результатах опроса христиан в каждой из 16 стран с достаточно большим христианским населением для анализа. Медиана для мусульман основана на результатах опроса мусульман в каждой из 15 стран с достаточно большим мусульманским населением для анализа.
По их собственным подсчетам, ни христиане, ни мусульмане в этом регионе почти ничего не знают о вере друг друга. В большинстве стран менее половины христиан говорят, что знают об исламе немного или очень много, и менее половины мусульман говорят, что знают о христианстве немного или очень много. Более того, люди в большинстве опрошенных стран, особенно христиане, склонны рассматривать эти две религии как очень разные, а не как имеющие много общего. И многие люди говорят, что их не устраивает мысль о том, что их дети женятся на супругах, не принадлежащих к их религии.
Люди во всем регионе обычно считают конфликт между религиозными группами небольшой проблемой по сравнению с другими проблемами, такими как безработица, преступность и коррупция. Тем не менее значительное число опрошенных во всех странах, за исключением Ботсваны и Замбии, говорят, что религиозный конфликт является очень серьезной проблемой в их стране, достигая 58% в Нигерии и Руанде. Кроме того, значительное меньшинство (20% и более) во многих странах говорят, что насилие в отношении гражданских лиц в защиту своей религии иногда или часто может быть оправдано. И большое количество (более 40%) почти в каждой стране выражают озабоченность по поводу экстремистских религиозных групп в своей стране, в том числе в некоторых случаях в рамках своей собственной религиозной общины. Действительно, почти во всех странах, где мусульмане составляют не менее 10% населения, мусульмане больше обеспокоены мусульманским экстремизмом, чем христианским экстремизмом, в то время как в нескольких преимущественно христианских странах, включая Южную Африку, христиане больше обеспокоены христианским экстремизмом. экстремизм, чем о мусульманском экстремизме. И во многих странах значительное число людей выражает обеспокоенность как мусульманским, так и христианским экстремизмом.
Поддержка как демократии, так и религиозного права
В регионе к югу от Сахары большое количество людей выражают решительную поддержку демократии и говорят, что хорошо, что люди, принадлежащие к религиям, отличным от их собственной, могут свободно исповедовать свою веру . На вопрос, предпочтительнее ли демократия любому другому типу правления или «в некоторых обстоятельствах недемократическое правительство может быть предпочтительнее», подавляющее большинство в каждой стране выбирает демократию. В большинстве мест нет существенной разницы между мусульманами и христианами в этом вопросе.
В то же время как мусульмане, так и христиане пользуются существенной поддержкой для того, чтобы основывать гражданские законы на Библии или законах шариата. Это может просто отражать важность религии в Африке. Но, тем не менее, поразительно, что практически во всех исследованных странах большинство или существенное меньшинство (треть или более) христиан выступают за то, чтобы Библия стала официальным законом страны, в то время как такое же большое количество мусульман говорят, что они хотели бы закрепить шариат. , или исламское право.
Большинство мусульман почти во всех опрошенных странах поддерживают разрешение лидерам и судьям использовать свои религиозные убеждения при разрешении семейных и имущественных споров, как и значительное меньшинство (30% и более) христиан в большинстве стран. Точно так же опрос находит значительную поддержку среди мусульман в нескольких странах в отношении применения уголовных наказаний, таких как забрасывание камнями людей, совершивших прелюбодеяние, и порка или отсечение рук ворам. Поддержка таких видов наказаний среди христиан неизменно ниже, чем среди мусульман. Опрос также показывает, что в семи странах примерно одна треть или более мусульман говорят, что они поддерживают смертную казнь для тех, кто покидает ислам.
Конец христианской и мусульманской экспансии?
Хотя исследование показывает, что и христианство, и ислам процветают в странах Африки к югу от Сахары, результаты показывают, что ни одна из религий не может распространяться в этом регионе так быстро, как это было в 20-м веке, за исключением, возможно, естественного прироста населения. . Для такого вывода есть две основные причины. Во-первых, опрос показывает, что большинство людей в регионе привержены христианству или исламу, а это означает, что количество потенциальных новообращенных из-за пределов этих двух религий резко сократилось. В большинстве опрошенных стран 90% или более называют себя христианами или мусульманами, а это означает, что менее одного из десяти идентифицируют себя как приверженцы других религий (включая традиционные африканские религии) или неверующие.
Во-вторых, в результатах опроса мало свидетельств того, что христианство или ислам развиваются в странах Африки к югу от Сахары за счет друг друга. Хотя относительно небольшой процент мусульман стал христианами, а относительно небольшой процент христиан стали мусульманами, исследование не обнаруживает существенных сдвигов ни в том, ни в другом направлении. Единственным исключением является Уганда, где примерно треть респондентов, выросших в мусульманской среде, теперь называют себя христианами, в то время как гораздо меньше угандийцев, выросших в христианской среде, называют себя мусульманами.
Интенсивный религиозный опыт и влияние пятидесятничества
Многие христиане и мусульмане в странах Африки к югу от Сахары испытывают свою веру очень интенсивно, непосредственно и лично. Например, трое из десяти или более людей во многих странах говорят, что они пережили божественное исцеление, были свидетелями изгнания дьявола из человека или получили прямое откровение от Бога. Более того, в каждой опрошенной стране со значительным христианским населением по крайней мере половина христиан ожидает, что Иисус вернется на землю еще при их жизни. И в каждой опрошенной стране со значительным мусульманским населением примерно 30% или более мусульман ожидают лично стать свидетелями восстановления халифата, золотого века исламского правления, наступившего после смерти Мухаммеда.
Многие из этих интенсивных религиозных переживаний, включая божественные исцеления и экзорцизмы, также характерны для традиционных африканских религий. В христианстве такого рода переживания особенно связаны с пятидесятничеством, которое подчеркивает такие дары Святого Духа, как говорение на языках, дарование или истолкование пророчеств, получение прямых откровений от Бога, изгнание зла и исцеление через молитву. Около четверти всех христиан в четырех странах к югу от Сахары (Эфиопия, Гана, Либерия и Нигерия) в настоящее время принадлежат к пятидесятническим конфессиям, как и каждый десятый христианин в восьми других странах. Но опрос показывает, что божественные исцеления, экзорцизмы и прямые откровения от Бога обычно сообщают африканские христиане, которым 9 лет. 0019, а не , связанных с пятидесятническими церквями.
Нравственность и культура
Почти во всех опрошенных странах подавляющее большинство считает, что необходимо верить в Бога, чтобы быть нравственным и иметь хорошие ценности. Явное большинство почти в каждой стране считает, что западная музыка, фильмы и телевидение наносят ущерб моральным устоям. Южная Африка и Гвинея-Бисау являются единственными исключениями из этого вывода, и даже в этих странах многие респонденты считают, что западные развлечения оказывают пагубное моральное влияние. С другой стороны, большинство в большинстве стран говорят, что лично им нравится западное телевидение, фильмы и музыка, причем христиане особенно склонны говорить об этом. И во многих странах люди больше склонны говорить, что между набожным религиозным человеком и жизнью в современном обществе нет конфликта, чем говорить, что конфликт есть.
В странах Африки к югу от Сахары как христиане, так и мусульмане решительно выступают против гомосексуального поведения, абортов, проституции и секса между неженатыми людьми. Однако между двумя религиозными группами существуют ярко выраженные различия в вопросе полигамии. Мусульмане гораздо более склонны, чем христиане, одобрять полигамию или говорить, что это не моральный вопрос.
Оптимизм и прогресс
Африканцы к югу от Сахары обычно называют безработицу серьезной проблемой. В большинстве стран более половины опрошенных говорят, что недовольны тем, как обстоят дела в их стране. И по сравнению с людьми, опрошенными в 2007 году в других регионах мира, сегодня несколько меньше африканцев к югу от Сахары указывают, что они очень довольны своей жизнью. По меньшей мере 30% в каждой стране говорят, что за последний год у них были времена, когда у них не было достаточно денег, чтобы купить еду для своих семей. И все же многие африканцы к югу от Сахары говорят, что их жизнь улучшилась за последние пять лет. Фактически, процент африканцев к югу от Сахары, указавших в 2009 г.что их жизнь улучшилась за предшествующие пять лет, соперничает или превышает количество людей во многих других регионах мира, которые сказали то же самое в 2007 году. И люди в опрошенных африканских странах чаще, чем люди во многих других регионах, выражают оптимизм что их жизнь в будущем улучшится.
Об отчете
Эти и другие выводы более подробно обсуждаются в оставшейся части этого отчета, который разделен на пять основных разделов:
- Религиозная принадлежность
- Приверженность христианству и исламу
- Традиционные африканские религиозные верования и обычаи
- Межрелигиозная гармония и напряженность
- Религия и общество
Этот отчет также включает глоссарий ключевых терминов, описание методов, использованных для этого опроса, и основную информацию, включая полные формулировки вопросов и результаты опроса.
Опрос проводился среди не менее 1000 респондентов в каждом из 19страны. В трех преимущественно мусульманских странах (Джибути, Мали и Сенегал) было проведено слишком мало интервью с респондентами-христианами, чтобы можно было проанализировать христианскую подгруппу. В четырех преимущественно христианских странах (Ботсвана, Руанда, Южная Африка и Замбия) было проведено слишком мало интервью с мусульманами, чтобы можно было проанализировать мусульманскую подгруппу. Таким образом, остается 12 стран, в которых возможны сравнения между христианами и мусульманами.
Читатели должны учитывать, что 19национальные опросы, на которых основан этот отчет, не были предназначены для получения подробных демографических профилей домохозяйств в каждой стране. Скорее, целью исследования является сравнение взглядов различных религиозных групп и населения стран в целом по широкому кругу вопросов, касающихся религиозных верований и обычаев, а также роли религии в обществе. В других исследованиях, таких как «Карта мусульманского населения мира» (2009 г.), Pew Forum предоставляет оценки религиозного состава стран Африки и других стран на основе очень больших наборов данных (таких как национальные переписи населения, демографические и медицинские исследования), которые иногда отличаются от данных о населении, представленных здесь. В приложении (PDF) представлены сравнительные оценки религиозного состава на основе некоторых недавних опросов и переписей населения.
Загрузить полное резюме (18-страничный PDF, 1 МБ)
Сноски
1 Оценка в 15% основана на данных из отчета Pew Forum за 2009 г. «Карта мусульманского населения мира»; другие оценки основаны на данных World Religion Database. (обратно к тексту)
2 Прочтите анализ Pew Forum 2009 года о степени, в которой американцы также смешивают и сочетают элементы различных религиозных традиций. (обратно к тексту)
Фото: Sebastien Desarmaux/GODONG/Godong/Corbis
Часть проекта Pew-Templeton Global Religious Futures Project
Традиционные христианские ценности и репродуктивные права женщин в современной России. Возможен ли консенсус?
В последнее время в России нарушаются права на аборт. На протяжении десятилетий российские женщины могли сделать аборт по выбору до 12-й недели беременности; между 12 и 22 неделями для аборта требовались медицинские или социальные основания.
В середине 2011 года группа парламентариев объединилась с активистами Русской православной церкви и заявила о своем желании запретить аборты, и была принята новая редакция закона о здравоохранении с ограничительными поправками: обязательный период ожидания, отказ от врачей по соображениям совести и ограничение социальных показаний к прерыванию беременности на поздних сроках.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что ограничение законодательных изменений, основанных на «традиционных» ценностях, может значительно ограничить репродуктивный выбор женщин (например, доступ к аборту), нарушив права женщин на контроль над своим телом и своей жизнью.
ДО НЕДАВНЕГО ЗАКОНА РОССИИ гарантировала женщине свободу в отношении репродукции и репродуктивного здоровья. Однако это право медленно, но неуклонно подрывается. Силы, стоящие за этой тенденцией, активно стремятся кардинально изменить действующее законодательство.
В мае 2006 года в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сделал страстное заявление о тяжелой демографической ситуации в России. Он назвал сокращение населения России возможной угрозой национальной безопасности и самой острой проблемой, стоящей сейчас перед страной. При общем коэффициенте рождаемости, который оценивается примерно в 1,3–1,4, и быстро растущем стареющем населении демографические тенденции в России аналогичны тенденциям в других европейских странах. Однако, в отличие от других европейских стран, в России гораздо выше смертность, особенно среди мужского населения. В России примерно 45% мужчин, достигших 15-летнего возраста в 2009 г.предполагается, что они не доживут до 60 лет. Непосредственным следствием этих тревожных тенденций стало сокращение численности населения: к 2009 г. население России сократилось до 143 млн человек1 по сравнению со 148,6 млн человек в 1993 г., т. е. потеря 5,6 млн человек.
Другие демографические, социально-экономические показатели и показатели репродуктивного здоровья для России следующие:
-
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2011 г.): 75,61 для женщин, 64,04 для мужчин2;
-
Доля населения моложе 15 лет (2010 г.
): 15 083;
-
Население с доходом ниже черты бедности в размере 1 доллара США в день: 13,3% населения живет ниже прожиточного минимума (первый квартал 2012 г.)4;
-
Расходы на здравоохранение на душу населения в год (2010 г.): 9984 долл. США;
-
Основные этнические группы (2010 г.): русские (80,9%), татары (3,87%), украинцы (1,41%), башкиры (1,15%), чуваши (1,05%), чеченцы (1,04%), другие (< 1%;10,58%)5;
-
Основные религии (2010 г.): православные (41%), атеисты (12,9%).%), мусульмане (6,5%), кроме православных (4,1%)6;
-
Основные языки (2010 г.): русский (99,41%), многие коренные и малочисленные группы (< 50 000 человек), помимо русского, используют свои этнические языки7;
-
Отношение шансов материнской смертности (на 100 000 живорождений; 2010 г.) = 34 [95% доверительный интервал = 26, 42]8; и
-
Частота абортов (2008 г.): 32,2 на 1000; (2010 г.): 28,1 на 1000,9
Многие эксперты связывают убыль населения с разрушительными социально-экономическими условиями, сопровождавшими переход от социализма к рыночной экономике. Другое и значительно более популярное объяснение связывает низкий уровень рождаемости с наследием советской политики, которая изменила «нормативную потребность населения иметь детей». Ориентируясь на моральные обязательства членов российского общества, а не на их экономические трудности, эта интерпретация поддерживала государственную политику, направленную на укрепление семейных ценностей для повышения рождаемости. Консервативные эксперты утверждают, что повторное включение «нормативной потребности в детях» в репродуктивные стратегии женщин и вознаграждение женщин за выполнение своих моральных и социальных обязанностей усилит значение семьи как ценного социального института и изменит демографическую динамику независимо от материального положения людей. Сторонники этого аргумента заявляют, что новые политические предложения и попытки правительства изменить текущую демографическую динамику существенно недооценивают фундаментальные изменения в моделях рождаемости и брака, происходящие в современном российском обществе.
Российские феминистские активистки называют гендерное неравенство главной причиной убыли населения. Эти активисты по-прежнему скептически относятся к нынешним попыткам правительства решить демографическую ситуацию. Вместо этого они подчеркивают важность политики, которая способствует более равноправным родительским ролям и совершенствованию системы ухода за детьми. Однако мнения российских феминисток редко признаются в России.
В 2007 году, после обращения президента Путина к нации, российское правительство приняло новую высокоприоритетную «Демографическую политику Российской Федерации — до 2025 года». Это было направлено на создание стимулов для женщин иметь больше детей. Политика включала денежные поощрения за второго ребенка и за каждого ребенка после этого. Эта политика была почти исключительно построена вокруг единовременной денежной меры — «материнского капитала» в размере 365 000 российских рублей (13 000 долларов США) с ежегодной поправкой на инфляцию, выплачиваемого женщинам, родившим второго или последующих детей. , ребенок. Несмотря на эти новые правительственные стимулы для повышения рождаемости, результаты оказались не такими обнадеживающими, как ожидалось. Показатели рождаемости остаются низкими, среди российских женщин отмечается высокий уровень абортов. Численность медленно уменьшается, но по-прежнему составляет почти 1 миллион в год.
На протяжении многих десятилетий закон об абортах в Советском Союзе, в том числе и в России, был очень либеральным. Россиянки могли сделать аборт до 12-й недели беременности. Между 12 и 22 неделями аборт можно было сделать только по медицинским или так называемым социальным показаниям, как это определено Минздравом. Впервые в 2003 году правительство резко ограничило количество допустимых оснований. Например, он отменил право на аборт во втором триместре по причинам социальной уязвимости (т.е., когда родители безработные или заключенные или имеют ограниченные финансовые возможности). В 2007 году правительство делало акцент на моральных ценностях и пронаталистском подходе и продолжало нападать на права на аборт по медицинским и социальным причинам, хотя на практике доля абортов, сделанных по этим причинам, никогда не превышала двух-трех процентов всех абортов. .
В прошлом некоторые консервативные политики в Государственной Думе (российском парламенте) нередко выступали спонсорами законопроекта, еще больше ограничивающего права женщин на аборт. Несколько раз предлагалось, чтобы замужние женщины требовали прямого разрешения от своих мужей. Кроме того, было предложено полностью запретить аборты, за исключением ситуаций, угрожающих жизни. Было даже предложение признать, что жизнь человека начинается с момента зачатия и поэтому аборт следует рассматривать как убийство. Ни одно из этих предложений не было принято и даже не поставлено на голосование. Все они были отклонены комитетом Думы по здравоохранению. Однако в 2010–2011 годах ситуация изменилась. Под эгидой Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей создана рабочая группа по изучению ограничений на аборты. Глава этого комитета вместе с группой парламентариев объединилась с клерикальными группами, выступающими против абортов, полового воспитания и контроля над рождаемостью. Большинство из них связаны с Русской православной церковью, имеющей большое политическое влияние в современной России. В течение 18 месяцев рабочая группа сосредоточилась на мерах по ограничению доступа женщин к абортам. Это включало отмену существующих прав женщины и передачу их ее законным опекунам (то есть ее мужу и правительству). С момента своего создания отдельные члены рабочей группы, выступая на христианских мероприятиях, публично выражали желание полностью запретить аборты в России.
В середине 2011 года Дума начала обсуждение пересмотренного закона о здравоохранении. Дмитрий Медведев, бывший президент (2008–2012 гг.), выразил полную поддержку предлагаемому новому закону, который должен был быть принят к концу 2011 г. Дебаты об абортах были сосредоточены на предложениях против выбора. Недоброжелатели указывали, что антивыборные меры никак не помогут решить насущные проблемы России. Сторонники антилиберальных мер обычно выдают себя за защитников традиционных христианских ценностей. Хотя они, как правило, без колебаний обвиняют женщин, желающих сделать аборт, в убийцах, в их риторике отсутствуют какие-либо упоминания о сексуальном насилии. В предложениях не признается и даже не обсуждается высокий уровень изнасилований в России и его последствия. Тот факт, что случаи изнасилований в России никогда серьезно не изучались, свидетельствует о характере проблемы. Отметим также, что правительство ничего не делает для того, чтобы российские врачи выполняли рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по абортам, несмотря на доступ к современным методам и оборудованию. В рамках проекта «Стратегическая оценка качества медицинской помощи в службах абортов и контрацепции» в 2009 году проведено исследованиеВОЗ, Минздравсоцразвития России (МЗСР) и неправительственные партнеры, такие как Российская ассоциация населения и развития (РАНР). В ходе оценки был сделан вывод о том, что российские врачи часто допускают ошибки, приводящие к совершенно ненужным осложнениям, при выполнении установленных процедур аборта и не обладают знаниями о консультировании по вопросам контрацепции.
К сожалению, результаты опроса не были официально одобрены Минздравсоцразвития и не использовались для разработки дальнейших планов по улучшению обеспечения контрацепцией и услуг по прерыванию беременности.
Наоборот, вызывает озабоченность то, что авторы законодательных поправок в новый закон о здравоохранении не предусмотрели меры по предотвращению нежелательной беременности или контрацепции. Многочисленные участники законопроекта, особенно из церкви, категорически против любых современных методов контрацепции, включая все формы гормональной контрацепции, экстренную контрацепцию и внутриматочные спирали. Тщательные, хорошо проведенные исследования показали, что предоставление информации о противозачаточных средствах и доступ к ним — лучший способ уменьшить количество незапланированных беременностей и абортов. Американский колледж акушеров и гинекологов (в 2009 г.) обнаружили, что сокращение числа незапланированных беременностей явно способствует снижению как уровня небезопасных абортов, так и общего уровня абортов. 10 Несмотря на это, поддерживая свои предложения так называемыми фактами, выступающие против выбора могут предоставлять средствам массовой информации вводящие в заблуждение данные и заявления. , тогда как мнения настоящих экспертов, взгляды которых могут идти вразрез с мышлением правительства, не публикуются в подконтрольных государству СМИ.
Консерваторы, выступающие за лишение женщин их прав, заявляют, что это повысит уровень рождаемости, игнорируя то, что демографы могут доказать, что достижение этой цели путем ограничения абортов невозможно. Например, в 2009 г., исследование, проведенное Институтом Гуттмахера в 197 странах, показало, что ограничение доступа к легальным абортам не уменьшает число женщин, пытающихся прервать нежелательную беременность.11 Уровень абортов примерно одинаков при сравнении регионов мира, независимо от законодательства. В странах, где аборт строго ограничен, он часто стоит женщинам здоровья и жизни. Данные демографов, проводивших исследования в Румынии, показывают, что ограничение абортов не увеличивает рождаемость и не способствует общему здоровью населения.
Существует высокий риск того, что плохие примеры из России могут негативно повлиять на соседние страны. Антивыборные предложения уже были отмечены на Украине и в странах Центральной Азии. Это может привести к изменениям в законах об абортах; изменения, вдохновленные примером России, основанным на сомнительных моральных и религиозных обоснованиях, а не на рациональном мышлении, основанном на надежных научных знаниях.
Члены ранее упомянутой рабочей группы вместе с влиятельными церковными группами и представителями Минздравсоцразвития выступили категорически против предложений Комитета Госдумы по здравоохранению. Им удалось заставить главу комитета Ольгу Борзову дважды изменить позицию Комитета по здравоохранению, чтобы удовлетворить требования этих лоббистов. Три встречи, проведенные с должностными лицами Русской православной церкви, привели к включению в законопроект ряда ограничительных изменений (например, ко всем прерываниям беременности должен применяться период ожидания, обязательна консультация психолога, возражения врача на основании по совести будет допустимо).
Группа неправительственных партнеров, выступающих за выбор, подготовила альтернативный набор предложений по поправкам, основанных на фактических данных. Они были направлены на решение реальных, а не воображаемых проблем, чтобы помочь женщинам, а не атаковать их. Сторонники права женщин на выбор хотели разоблачить ложь, распространяемую теми, кто хотел ограничить репродуктивные права женщин, и убедить правительство не принимать поправки, направленные против выбора. Общественная кампания была организована массовыми активистами, выступающими за выбор, и феминистскими группами, возглавляемыми коалицией сторонников выбора «Rowan Bunch». Они мобилизовали опыт и человеческие ресурсы, чтобы противостоять нападению на права женщин. Предложенные ими альтернативные поправки были отклонены.
Предложенные поправки, ограничивающие право на аборт, были проголосованы в ноябре 2011 года. Они были приняты при подавляющей поддержке представителей Думы. Новый Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» вступил в силу в январе 2012 года. Статья 56 устанавливает обязательный период ожидания перед выполнением аборта: 48-часовой период ожидания требуется в период с 4 по 7 или с 11 по 2012 год. 12-я неделя беременности, а между 8-й и 11-й неделями требуется 7-дневный период ожидания. Считается, что период ожидания начинается с даты направления женщины в медицинское учреждение и до самого прерывания беременности.
Согласно Руководству по абортам, разработанному Международной федерацией планирования семьи12, ошибочно полагать, что женщинам требуется время после консультации, чтобы принять обоснованное решение о прерывании беременности. На самом деле обязательные отсрочки предназначены для предотвращения абортов, а не для решения проблем со здоровьем. В общем, женщина, обратившаяся с просьбой об аборте, уже приняла решение. Дальнейшие задержки являются препятствиями для женщин, поскольку они могут повлечь за собой увеличение расходов, трудности с поездкой и медицинские риски.13
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что психологическое консультирование, связанное с абортом, используется для принуждения женщин к продолжению беременности до срока против их воли. Например, в 2009 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Федеральным агентством по делам молодежи было опубликовано Руководство по психологическому консультированию перед абортом .14 В этой публикации аборт трактуется как « убийство живого ребенка». Женщина, желающая сделать аборт, оценивается здесь как «заблуждающаяся и заблуждающаяся», тогда как беременность и деторождение трактуются как удел женщины. Авторы методических указаний рекомендуют психологам показывать пациентам графические фильмы об абортах. В 2010 г. МЗСР выпустило официальное письмо, в котором рекомендовало эту публикацию женским медицинским учреждениям.15 Возможно, было бы полезно, если бы недавно опубликованный документ, основанный на фактических данных,0019 Руководство ВОЗ по безопасному аборту: обновления и рекомендации 2012 г. было выпущено ранее. В этой публикации рекомендуется, чтобы женщины, принявшие решение сделать аборт до обращения за медицинской помощью, не подвергались обязательному консультированию16.
Это могло повлиять на решение российских парламентариев.
Хотя новые нормы закона негативно сказываются на женщинах, желающих сделать аборт, женщины из сельской местности сталкиваются с особенно тяжелыми обстоятельствами. Фонд Генриха Белля сообщил:
Введение обязательного периода ожидания все же наносит существенный вред, особенно женщинам, проживающим в малых городах и сельской местности, так как дополнительное посещение врача означает для них выезд в другой или более крупный город, а также работающим женщинам, которые не могут легко получить свободное от работы время, чтобы посетить врача несколько раз в разные дни. Между тем доступ в женские консультации на практике весьма ограничен из-за их недостаточного количества: даже в таких столицах, как Москва и Санкт-Петербург, в некоторых районах женщинам приходится записываться на прием к гинекологу за 2–4 недели. Учитывая, что, хотя дополнительные 2 или 7 дней ожидания, требуемые новым законом, могут показаться относительно невинными, они неизбежно превратятся в недели, если не в месяцы.
17
Помимо введенных в начале 2012 г. ограничений на аборт по желанию, Правительство РФ издало постановление, ограничивающее допустимые социальные основания для аборта на поздних сроках с четырех (при лишении или ограничении родительских прав женщины; при наличии у женщины лишение свободы в результате совершения преступления; если беременность наступила в результате изнасилования; если она состояла в браке с полностью или частично инвалидом, или если она была разведена или ее муж умер во время беременности)18 только к одному ( а именно, если беременность наступила в результате преступления, предусмотренного статьей 131 УК РФ, т. е. изнасилования)19.Даже инцест не признается социальным основанием для прерывания беременности на поздних сроках.
Еще одно новое законодательное ограничение на аборт допускает отказ врача по соображениям совести. Врач может отказаться от проведения искусственного прерывания беременности при условии, что он направит свой отказ в письменной форме соответствующему руководителю, например, руководителю соответствующего медицинского учреждения. Затем для данного случая может быть назначен подходящий альтернативный врач.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что предлагаемые законодательные изменения значительно ограничат доступ женщин к аборту, могут предотвратить преждевременное прерывание беременности и, вероятно, приведут к увеличению числа случаев криминального аборта. Даже при прежних, менее строгих законах на их долю приходилось до пяти процентов материнской смертности в России. Изменения в законодательстве поставят под угрозу автономию женщин. Ограничения станут серьезным препятствием для прав женщин на контроль над своим телом и своей жизнью. В отличие, например, от Европейского Союза, который реально поддерживает семьи и законы, способствующие гендерному равенству и равноправию, вряд ли демографическая ситуация в России волшебным образом изменится, учитывая преобладающую ограничительную политику.
В задачи РАПД, лидера в области сексуального и репродуктивного здоровья и прав в России, входит мониторинг состояния абортов в России. Мы с нетерпением ждем выхода нового Приказа (Порядка) Минздрава, потому что он должен включать недавно утвержденные Рекомендаций ВОЗ по абортам .16 Это может помочь повлиять на предоставление абортов в России, но не быть в состоянии противостоять недавно обнародованным законодательным барьерам.
1. Федеральная служба государственной статистики. Демография. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. Дата обращения 28 марта 2013 г.
2. Федеральная служба государственной статистики. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. Дата обращения 28 марта 2013 г.
3. Федеральная служба государственной статистики. Распределение населения по возрастным группам. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. По состоянию на 28 марта 2013 г.
4. Всемирная организация здравоохранения. Профиль страны для Российской Федерации. 2012. Режим доступа: http://www.who.int/countries/rus/en. По состоянию на 28 марта 2013 г.
5. Перепись А-Р. Госкомитет по переписи населения 2010. Основные этнические группы. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/search.php. Дата обращения 11 марта 2013 г.
6. Итоги переписи: окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php. По состоянию на 11 марта 2013 г.
7. Перепись AR. Госкомитет по переписи населения 2010. Основные языки. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/search.php. По состоянию на 11 марта 2012 г.
8. Тенденции материнской смертности: с 1990 по 2008 год: оценки, подготовленные ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА и Всемирным банком . Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; 2010.
9. Федеральная служба государственной статистики. Население. Показатели здоровья матери и ребенка, показатели деятельности службы охраны здоровья детей и материнства. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. По состоянию на 28 марта 2013 г.
10. Американский колледж акушеров и гинекологов. Мнение Комитета ACOG № 427: Мизопростол для послеабортного ухода. Акушерство Гинекол . 2009; 113 (2 пт. 1): 465–468. [PubMed]
11. Сингх С., Дарроч Дж. Э., Эшфорд Л. С., Власофф М. Добавление: затраты и выгоды от инвестиций в планирование семьи и здоровье матерей и новорожденных . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Институт Гуттмахера; 2009.
12. Международная федерация планирования семьи. Доступ к безопасному аборту: инструмент для оценки правовых и других препятствий. 2009 г. Доступно по адресу: http://www.ippf.org/resource/Access-Safe-Abortion-tool-assessing-obstacles. По состоянию на 11 мая 2013 г.
13. Центр репродуктивных прав. Доступ к аборту: обязательная отсрочка и предвзятые информационные требования. 2010. Доступно по адресу: http://www.crlp.org/pub_fac_medabor2.html. По состоянию на 11 мая 2013 г.
14. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи. Руководство по психологическому консультированию перед абортом. Доступно по адресу: http://www.coi.su/docs/docs/metod_consult.pdf. По состоянию на 11 мая 2013 г.
15. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Письмо [на русском языке]. 3 октября 2010 г. (15–0.10.2–9162). Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=526414. По состоянию на 11 мая 2013 г.
16. Всемирная организация здравоохранения. Безопасный аборт: техническое и политическое руководство для систем здравоохранения . Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; Август 2012 г. [PubMed]
17. Фонд Генриха Белля (Московское представительство) Ограничение репродуктивных прав в России, 2011–2012 гг.: популистская политика в ущерб здоровью и благополучию женщин. 2012. Режим доступа: http://genderpage.ru/?p=588. По состоянию на 20 апреля 2013 г.
18. Правительство Российской Федерации. Приказ о социальном показании к искусственному прерыванию беременности. 2003. Режим доступа: http://base.