Какова мечта скалозуба: какова мечта скалозуба? — ответ на Uchi.ru

Содержание

Система уроков по комедии «Горе от ума»

Система уроков литературы в 9 классе

1794

Быт и нравы старинной дворянской семьи,

домашнее воспитание и образование

Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к литературе и истории

1803

Благородный пансион

1806

Московский университет

Словесное отделение философского университета, естественно-математический и юридический факультеты, студенческая среда, увлечение освободительными идеями

1812

Служба в армии

Коллегия

иностранных

дел

Дипломатиче-

ская служба

в Персии

Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев и будущие декабристы.

«Всё в нём было необыкновенно привлекательно» (А. С. Пушкин)

1822

«Горе уму» (1823)

«Горе от ума» (1824)

Секретарь по

иностранным делам

в штабе генерала

Ермолова.

Семья Чавчавадзе

«Лучше быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов»

(А. С. Грибоедов)

1825

Политическая ссылка

в Персию

1826

«Смерть постигла его

посреди смелого

неравного боя»

А. С. Пушкин

1829

  • Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии…» . Портреты становились типами.
  • В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь»
    .
  • История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».
  • в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах.
  • «…Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей» (Кюхельбекер)
  • Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича .
  • «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: »
    я
    , брат!»».
  • А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю
  • По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи . Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.
  • Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».
  • Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого , был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.
  • Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»

Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА

  • Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.

В роли Чацкого Олег Меншиков

  • Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой.
  • По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова.
  • Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.

А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».

  • Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой . Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.

«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: «Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!»»

  • По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?» — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.
  • В указаниях на оригиналы
    Загорецкого
    имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва ,
  • другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом.
  • Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка…»
  • Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича . «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,— Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором.
  • Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»
  • Выучить факты биографии А. С. Грибоедова
  • Прочитать комедию «Горе от ума»
  • Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина, гостей на балу, Скалозуба; положить закладки

Урок 2.

  • Какие роды литературы вы знаете?
  • Эпос, лирика и драма
  • Что такое драма?
  • Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц.
  • Какие виды (жанры) драмы вы знаете?
  • Комедия, драма, трагедия
  • Из каких частей состоит драматическое произведение?
  • Действия (акты), сцены (явления)
  • Что такое авторские ремарки?
  • Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа
  • Что называется комедией?
  • Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств.
  • В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера
  • Что такое сюжет?
  • Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении

Герой или героиня

Счастливый любовник

Несчастливый любовник

Обманутый отец

субретка

резонёр

Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в литературе романтизм и зарождался реализм. Вспомним амплуа героев классицистической комедии

Главных

Второстепенных

Герои, необходимые для связи

Сценического действия

Внесценические

Герои-пародии

Герои-маски, эпизодические герои

  • Софья
  • Чацкий
  • Молчалин
  • Фамусов
  • Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.
  • Лиза
  • Скалозуб
  • Хлёстова
  • Горичи
  • Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
  • Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.
  • В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества.
  • Какую роль они играют в действии комедии?
  • Кто эти герои?
  • те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
  • Кто является внесценическими персонажами?
  • Максим Петрович
  • Марья Алексевна
  • Брат Скалозуба
  • Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор
  • Фома Фомич
  • Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец
  • Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.
  • Кто они? Назовите их.
  • Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни.
  • Тугоуховские
  • Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка
  • Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?»
  • Софья – мудрая
  • Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).
  • Репетилов – повторяет
  • Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом
  • Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.
  • Выучить теорию
  • Заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

«Век нынешний»

1. Представители

2. Отношение к крепостному праву

«Век минувший»

Чацкий, князь Фёдор, брат Скалозуба

3. Отношение к засилию иностранного и иностранцев

Фамусов, гости на балу, Молчалин, Скалозуб

4. Отношение к нынешней системе воспитания

5. Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

6. Отношение к службе

7. Отношение к чинам

8. Отношение к покровительству и протекции

9. Отношение к свободе суждений

10. Идеалы

Максим Петрович, Фома Фомич

Урок 3

  • Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия?
  • Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии
  • Какие две сюжетные линии вы может выделить?

Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого»

Кульминация

Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине

Завязка

Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина

Развязка

Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи

Экспозиция

Объявление Чацкого сумасшедшим

Кульминация

Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами

Завязка

Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим

Развязка

Экспозиция

  • С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении?
  • Почему Софья находится в замешательстве?
  • Что Чацкий вспоминает из детства?
  • Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся?
  • Каких внесценических персонажей он упоминает?
  • Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится?
  • Почему он в «строгом чине»?
  • Как воспитывали дворян в те времена?
  • Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
  • Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?
  • Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий?
  • За что Чацкий обвиняет Молчалина?
  • Какой смысл в слова о сумасшествии вкладывают Софья и Чацкий?
  • Что Софья ценит в Молчалине?
  • Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий?
  • Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина?
  • Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам):
  • Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера»
  • Монолог Чацкого о Москве из 1 действия
  • Монолог Чацкого «А судьи кто?»
  • Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»
  • Монолог Чацкого о французике из Бордо
  • План анализа:
  • Чем вызван данный монолог?
  • Какие темы затронуты в нём?
  • Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
  • Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова об этом говорят?
  • Как построен монолог?
  • Каков его пафос?
  • Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя эти средства?
  • С какой целью драматургом введён этот монолог?

Урок 4

  • Как Фамусов относится к Скалозубу и почему?
  • Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи
  • Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб?
  • Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи?
  • Как Скалозуб сделал карьеру?
  • Какова мечта Скалозуба?
  • Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его правила жизни
  • Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?»
  • Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога?
  • Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий?
  • Каково отношение в высшем свете к молодым людям, занимающимся наукой и искусством?
  • Когда завязывается общественный конфликт?
  • Между кем он завязывается? Почему?
  • Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите свою позицию

Век минувший

Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.

  • Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.
  • Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».

Век минувший

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

  • Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.
  • С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».

Век минувший

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс

Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи Прок-то не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Учение – вот чума, учёность – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…»

Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.

Век минувший

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?

Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.

Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству

Век минувший

  • Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить».
  • Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.
  • Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.

Век минувший

В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.

Век минувший

Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?»

Молчали говорит:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь

Выучить один из монологов

Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»

Вопросы

Цитаты

1. О конфликте комедии

2. О Чацком

3. О Софье

4. О Молчалине

5. О новаторстве комедии

6. О языке комедии

Урок 5.

  • Что такое монолог?
  • Монолог – это речь одного лица
  • С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог?
  • В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция
  • Какова тема монолога?
  • Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов
  • Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»?
  • Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления?
  • Какие черты героя проявились в этом монологе?
  • Какую цель преследовал автор, включив монолог?
  • Какое место занимает монолог в композиции пьесы?
  • Результатом чего явился этот монолог Чацкого?
  • Каков его пафос?
  • Какова его тема?
  • Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий?
  • Какие пороки он обличает в этом монологе?
  • Какова тема этого монолога?
  • Каков его пафос?
  • Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос
  • Какова его основная мысль?
  • Как этот монолог связан с предыдущим действием?
  • Какую роль он занимает в комедии?
  • Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов?
  • Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога?
  • Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?
  • В чём комизм и трагизм этой сцены?
  • В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
  • Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
  • Почему Молчалин не любит Софью?
  • Какие заветы он получил от отца?
  • Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
  • Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?
  • Что в этой сцене узнаёт Чацкий?
  • Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза?
  • Справедливо ли он обвиняет Софью?
  • Чем он возмущён, каким качеством Софьи?
  • Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?
  • В чём «мильон терзаний» Чацкого?
  • Каков пафос (чувство) его монолога?

Составить характеристики главных действующих лиц:

  • Скалозуба
  • Молчалина
  • Фамусова
  • Чацкого

По плану:

  • Кто он такой по своему социальному положению?
  • Его предыстория
  • Как его характеризуют другие персонажи?
  • Как он сам себя характеризует в словах и действиях
  • Что о нём говорит автор в ремарках?
  • Сделайте выводы о качествах характера

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829) — презентация онлайн

1. Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)

Система уроков
литературы в 9
классе
900igr.net
1794
Быт и нравы старинной дворянской семьи,
домашнее воспитание и образование
Благородный пансион
1803
1806
Московский университет
Удивительные способности к
иностранным языкам,
серьёзное занятие музыкой,
любовь к литературе и
истории
Словесное отделение философского
университета, естественноматематический и юридический
факультеты, студенческая среда,
увлечение освободительными идеями
1812
Служба в армии
Коллегия
иностранных
дел
Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев
и будущие декабристы.
«Всё в нём было необыкновенно
привлекательно» (А. С. Пушкин)
Дипломатическая служба
в Персии
«Горе уму» (1823)
«Горе от ума» (1824)
1822
«Лучше быть пламенным мечтателем в
краю вечных снегов»
(А. С. Грибоедов)
Секретарь по
иностранным делам
в штабе генерала
Ермолова.
Семья Чавчавадзе
1825
1826
«Смерть постигла его
посреди смелого
неравного боя»
А. С. Пушкин
Политическая ссылка
в Персию
1829

4. Образы-портреты, типы

Грибоедов указывает, что в «Горе от
ума» «характеры портретны»: «И я,
коли не имею таланта Мольера, то, по
крайней мере, чистосердечнее его;
портреты и только портреты входят в
состав комедии и трагедии…».
Портреты становились типами.
В портретах «есть черты, свойственные
многим другим лицам, а иные всему
роду человеческому настолько,
насколько каждый человек похож на
всех своих двуногих собратий.
Карикатур ненавижу, в моей картине ни
одной не найдешь».
История прототипов в русской
литературе началась с «Горя от ума».

5. Прототипы

в художественных образах
поэта не было простого
копирования с определенных
лиц, хотя яркая типичность
его героев невольно
вызывала в современниках
догадки об их оригиналах.
«…Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне, но крайней мере мне
первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как
оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать
подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей»
(Кюхельбекер)

6. Фамусов

Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва)
называли дядю Грибоедова, Алексея
Федоровича.
«Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как
лев дрался с турками при Суворове, потом
пресмыкался в передних всех случайных
людей в Петербурге, в отставке жил
сплетнями. Образец его нравоучений: «я,
брат!»».
А. Ф. Грибоедова же напоминают слова
Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с
пелен, для замыслов каких-то непонятных,
дитей возили на поклон». Сохранился рассказ
С. Н. Бегичева, что именно так поступал с
юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое
гостеприимство Фамусова также напоминает
Грибоедова-дядю

7. Софья

По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым
прототипом Фамусова, в его же семье искали
прототип Софьи. Возможно, некоторые черты
Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну
из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью
Алексеевну, вышедшую замуж за С. А.
Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума»
был так тесно связан с семьей своего дяди, так
дружен со своими двоюродными сестрами, что
никогда не решился бы подобные
обстоятельства сделать мотивом сценической
интриги.

8. Молчалин

Догадок о прототипе Молчалина
современниками высказано много. В. В.
Каллаш сообщил, что на полях одной
старинной рукописи «Горя от ума» им был
назван некто Полуденский, секретарь
почетного опекуна Лунина. Кроме этого
свидетельства мы располагаем еще только
одним глухим указанием А. Н. Веселовского:
«Молчалин срисован с одного усердного
посетителя всех знатных прихожих,
умершего уже давно в сане почетного
опекуна».

9. Чацкий

Лицом, на которое указывали
как на прототип Чацкого, был П.
Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А.
Вяземскому: «Что такое
Грибоедов? Мне сказывали, что
он написал комедию на
Чедаева; в теперешних
обстоятельствах это
чрезвычайно благородно с его
стороны» . Но сближение
Чацкого с Чаадаевым
сохранилось в устной, потом в
печатной традиции.

10. Чацкий

Чацкий – Качалов. Постановка
МХАТА
Развернута аргументация об
отражении в образе Чацкого
характера и биографии В. К.
Кюхельбекера. О значении
Кюхельбекера, вернувшегося
из-за границы, опального,
неудачливого — для
конструирования образа
Чацкого и деталей «Горя от
ума» Ю. Н. Тынянов писал
также в статье «Французские
отношения Кюхельбекера»

11. Чацкий

Несомненно, что в образе
Чацкого отразились подлинные
черты характера и воззрений
самого Грибоедова, каким он
рисуется в его переписке и в
воспоминаниях современников:
горячий, порывистый, подчас
резкий и независимый. В речи
Чацкого Грибоедов вложил все
лучшее, что сам думал и
чувствовал. Можно с
несомненностью сказать, что
взгляды Чацкого на
бюрократию, жестокости
крепостного права, подражание
иноземцам и т.п. — подлинные
взгляды Грибоедова.
В роли Чацкого Олег
Меншиков

12. Скалозуб

Яркая типичность образа Скалозуба поощряла
современников к бесконечным предположениям о
его оригинале. Смутное московское предание
считало таковым Сергея Александровича
Римского-Корсакова, женившегося на Софье
Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь
называли прототипом Софьи Фамусовой.
По другой версии, оригиналом Скалозуба следует
считать полковника (или генерала) Фролова.
Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н.
Скобелева.
А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе
тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят
с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной
определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва),
представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый
класс подобных людей».

13. Хлёстова

Наиболее единодушны современники и
историки в определении прототипа
Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее
оригиналом называют Настасью
Дмитриевну Офросимову, большую
московскую барыню, известную своим
умом, крутым характером,
откровенностью и причудами. Она была
чрезвычайно популярна в большом
обществе допожарной Москвы, и о ней
сохранилось много рассказов и анекдотов.
«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья
Дмитриевиа Офросимова; <…> ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой,
описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и
благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное
пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков,
выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным
старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила
первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке,
громко, на всю церковь, дав ему приказание: «Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!»»

14.

РепетиловПо сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом
Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил
Николай Александрович Шатилов, с которым
Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в
Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по
словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и
одержимый несчастной страстью безпрестанно
острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так
надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов
Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас
обращался с вопросом: ,,На какой странице?» — Свое,
ей богу, свое,— отвечал он всегда.

15. Загорецкий

В указаниях на оригиналы Загорецкого
имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов,
специально собиравший на этот счет
сведения, писал, что «одни признавали в нем
только что начинавшего свою карьеру, ловко
втиравшегося в знать, не брезгавшего
никакими средствами для наживы
московского и ярославского откупщика А-ва
<…>,
другие видели в нем тоже откупщика, по
московского, *-ва, впоследствии ставшего
крупным капиталистом.
Третьи думали, что выведен в Загорецком
один из содержателей игорных домов, шулер,
обыгрывавший всех наверняка…»
Разных лиц называют также прототипом Платона
Михайловича. «В лице добродушного и
неповоротливого, честного малого Платона
Михайловича Горичева,— писал А. Н.
Веселовский,— Грибоедов не задумался изобразить
своего старого приятеля и родственника, Илью
Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам
же приехал к другу и признался, что вставил его в
свою комедию». С Огаревым Грибоедов
встречался на Кавказе, где тот служил на военной
службе. Впоследствии Огарев был архангельским и
пермским губернатором.
Другим прототипом Платона Михайловича
называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым
Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н.
Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся
необычайным добродушием в обхождении,
казалось, должен был навсегда оставаться добрым
московским семьянином»

17.

Домашнее заданиеВыучить факты биографии А. С.
Грибоедова
Прочитать комедию «Горе от ума»
Выделить по ходу прочтения
характеристики и самохарактеристики
Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина,
гостей на балу, Скалозуба; положить
закладки

18. Система образов комедии.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ
КОМЕДИИ.
Урок 2.

19. Повторение:

Какие роды литературы вы знаете?
Эпос, лирика и драма
Что такое драма?
Это род литературы, отражающий жизнь в действиях,
поступках, литературное произведение, написанное в форме
разговора действующих лиц.
Какие виды (жанры) драмы вы знаете?
Комедия, драма, трагедия
Из каких частей состоит драматическое произведение?
Действия (акты), сцены (явления)
Что такое авторские ремарки?
Это авторские замечания, набранные курсивом или
заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и
месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа

20. Повторение:

Что называется комедией?
Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и
человеческих несовершенств.
В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие
между характерами, или характерами и обстоятельствами, или
заключённое внутри характера
Что такое сюжет?
Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном
произведении

21. Герои классицистической комедии

Герой или героиня
Счастливый
любовник
Несчастливый
любовник
Обманутый отец
субретка
резонёр
Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она
обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в
ту пору направления в литературе. Хотя уже
главенствовал в литературе романтизм и зарождался
реализм. Вспомним амплуа героев классицистической
комедии

22. Герои делятся в комедии Грибоедова делятся

Главных
Герои, необходимые для
связи
Сценического действия
Второстепенных
Внесценические
Герои-пародии
Герои-маски,
эпизодические
герои

23. Кто является главными героями комедии?

Софья
Чацкий
Молчалин
Фамусов
Сюжет комедии
строится на их
взаимоотношениях.
Взаимодействие этих
персонажей друг с
другом и движет ход
пьесы.

24. Кто является второстепенными героями?

Лиза
Скалозуб
Хлёстова
Горичи
Они тоже участвуют
в развитии действия,
но прямого
отношения к сюжету
не имеют.

25. Персонаж-пародия

Репетилов — от
слова «повторять».
Это пародийный
двойник Чацкого.

26. Герои, необходимые для связи сценического действия

В III действии, в момент
появления выдумки, у Софьи
являются безымянные
господа N и D. Оба
действующих лица
замечательны тем, что ничем
от всех остальных не
отличаются. Однако
отдельные их личные черты
напоминают отдельные
социальные портреты
общества.
Какую роль они играют в
действии комедии?
Кто эти герои?

27. Внесценические персонажи

те, чьи имена
называются, но сами
герои на сцене не
появляются и
участия в действии
не принимают.
Кто является
внесценическими
персонажами?
Максим Петрович
Марья Алексевна
Брат Скалозуба
Племянник княгини
Тугоуховской, князь Фёдор
Фома Фомич
Дуэлист, который «шумит» в
Английском клубе. Его
прототипом был Фёдор
Толстой Американец

28. Герои-маски

Образы героев-масок
максимально обобщены.
Автору не интересна их
психология, они занимают
его лишь как важные
«приметы времени» или как
вечные человеческие типы.
Их роль особая, ибо они
создают социальнополитический фон для
развития сюжета,
подчеркивают и разъясняют
что-то в главных героях.
Кто они? Назовите их.
Шесть княжон Тугоуховских.
Автора не интересует
личность каждой из них, они
важны в комедии лишь как
социальный тип московской
барышни.
Тугоуховские
Хрюмины, графиня-бабушка
и графиня-внучка

29. Говорящие имена

Фамусов – известный, от
слова «молва». Кроме того,
он боится молвы. «Что
скажет княгиня Марья
Алексевна?»
Софья – мудрая
Чацкий – Чадский – Чаадаев
–прямая аналогия с
передовым человеком
времён Грибоедова. Чадский
— тот, кто находится в чаду
(неадекватно расценивает
ситуацию).
Репетилов – повторяет
Хлёстова – от «хлестать»,
всех готова отхлестать
словом
Тугоуховские – туги на ухо,
то есть глухи как в прямом
смысле, так и в переносном.
Выучить теорию
Заполнить таблицу:
Вопросы сравнения
«Век нынешний»
«Век минувший»
1. Представители
Чацкий, князь Фёдор, брат
Скалозуба
Фамусов, гости на балу,
Молчалин, Скалозуб
2. Отношение к крепостному
праву
3. Отношение к засилию
иностранного и иностранцев
4. Отношение к нынешней
системе воспитания
5. Как проводят время и
отношение к
времяпрепровождению
6. Отношение к службе
7. Отношение к чинам
8. Отношение к
покровительству и протекции
9. Отношение к свободе
суждений
10. Идеалы
Максим Петрович, Фома
Фомич

31. Сюжет и конфликт комедии

СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ
КОМЕДИИ
Урок 3

32. Соответствие классицистическим канонам

Соблюдаются ли в комедии
единство места, времени и
действия?
Не соблюдается только единство
действия, так как здесь два
конфликта и две сюжетные линии
Какие две сюжетные линии вы
может выделить?

33.

Любовный конфликтСцена на балу. «Мильон
терзаний
Чацкого»
Кульминация
Чацкий задел Софью за
живое, Завязка
плохо отозвавшись о
Молчалине
Чацкий прозревает: Софья
Развязка
любит
Молчалина
Сцена утром, приезд Чацкого,
рассказ Экспозиция
о соискателях на руку
Софьи

34. Социально-политический конфликт

Объявление Чацкого
сумасшедшим
Кульминация
Приезд Чацкого и его первый
разговорЗавязка
с Фамусовым. Обмен
монологами
Подслушанный Чацким
разговор
Развязка
о том, что его
объявили сумасшедшим
Экспозиция

35. Завязка любовного конфликта

С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и
поведении?
Почему Софья находится в замешательстве?
Что Чацкий вспоминает из детства?
Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и
над чем смеётся?
Каких внесценических персонажей он упоминает?
Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как
она к нему относится?
Почему он в «строгом чине»?
Как воспитывали дворян в те времена?
Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?
Завязка любовного конфликта

36.

Развитие любовного конфликтаКакие характеристики Молчалину
и Скалозубу даёт Чацкий?
За что Чацкий обвиняет
Молчалина?
Какой смысл в слова о
сумасшествии вкладывают Софья
и Чацкий?
Что Софья ценит в Молчалине?
Какие выводы из слов Софьи о
Молчалине делает Чацкий?
Почему Чацкий не понимает, что
Софья любит Молчалина?
Развитие любовного конфликта

37. Домашнее задание

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам):
Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера»
Монолог Чацкого о Москве из 1 действия
Монолог Чацкого «А судьи кто?»
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»
Монолог Чацкого о французике из Бордо
План анализа:
Чем вызван данный монолог?
Какие темы затронуты в нём?
Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова
об этом говорят?
Как построен монолог?
Каков его пафос?
Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя
эти средства?
С какой целью драматургом введён этот монолог?
Домашнее задание

38.

общественный конфликт в комедииОБЩЕСТВЕННЫЙ
КОНФЛИКТ В КОМЕДИИ
Урок 4

39. Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция и завязка общественного конфликта

Как Фамусов относится к Скалозубу и почему?
Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи
Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб?
Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для
Софьи?
Как Скалозуб сделал карьеру?
Какова мечта Скалозуба?
Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его
правила жизни
Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?»
Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога?
Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий?
Каково отношение в высшем свете к молодым людям,
занимающимся наукой и искусством?
Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция
и завязка общественного конфликта
Когда завязывается
общественный конфликт?
Между кем он завязывается?
Почему?
Конфликт между «веком
нынешним» и «веком
минувшим» формируется по
возрастному принципу?
Докажите свою позицию

41.

Отношение к крепостному правуЧацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник
– ярый защитник крепостногоВек
права»,
а как противник
Век нынешний
минувший
злоупотреблений крепостным правом
и русский барин 18 века, для
Чацкий резко осуждает и
Эти люди живут,
которого
распоряжение
крепостными«разливаются
– самое естественное
обличает
крепостное право.
в пирах идело.
В своём монологе «А судьи
кто» он рассказывает о
«Несторе негодяев знатных»,
который всех своих
крепостных, «которые и
жизнь и честь его спасали»,
выменял на борзые две
собаки. Для таких людей, как
Чацкий, немыслимо угнетать
народ.
мотовстве» за счёт
крепостных рабов. Один из
них, у которого раскрашен
дом в виде рощи, «сам толст,
его лакеи тощи».

42. Отношение к засилию иностранцев и иностранного

Взаимоотношение национального и европейского – важная для
Век
Век минувший
тогонынешний
времени проблема. Национальная
самобытность – идеал
декабристов.
Отношение
к засилию
Чацкий
и передовые
люди «века
минувшего»
С одной стороны,
Фамусов
его времени
относились
тоже
недоволен
иностранцев
и иностранного
неоднозначно.
негативно к моде на всё
иностранное. Так, в своём
последнем монологе Чацкий
говорит о французике из
Бордо, который ехал в
Россию с испугом, а приехал
и увидел и услышал всё
родное: родную
французскую речь,
привычную моду. Герой
обличает «тошноту по
стороне чужой», что уж без
иностранцев мы будто и не
можем прожить.
французскими модами. Он
говорит: «А всё Кузнецкий
мост, и вечные французы,
оттуда моды к нам, и …, и
музы, губители карманов и
сердец…» Здесь он
искренен, его речь
показывает, что он человек
неглупый. Но с другой
стороны, желая понравиться
Скалозубу, изрекает: «Дверь
отперта для званых и
незваных, особенно из
иностранных».

43. Отношение к нынешней системе воспитания

Век нынешний
Век минувший
А тот чахоточный, родня вам,
книгам враг,
В учёный комитет который
поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и
не учился?
Здесь Чацкий иронизирует над
нежеланием дворян быть
глубоко образованными,
обличает стремление
тормозить прогресс
Для Фамусовых образование –
основная причина безумия,
которым одержим Чацкий и им
подобные. Так, например,
Фамусов говорит Лизе о Софье:
Скажи-ка, что глаза ей портить не
годится,
И в чтеньи Прок-то не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Учение – вот чума, учёность – вот
причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел,
и мнений…

44. Отношение к нынешней системе воспитания

Век нынешний
Княгиня Тугоуховская
вспоминает своего
племянника, князя Фёдора,
который «чинов не хочет
знать, он химик, он
ботаник…»
Брат Скалозуба в деревне книги
стал читать, отказавшись от
повышения в чин.

45. Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

Век нынешний
Век минувший
Что нового покажет мне
Москва?
Вчера был бал, а завтра будет
два.
Тот сватался – успел, а тот дал
промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в
альбомах.
Да и кому в Москве не затыкали
рты
Обеды, ужины и танцы?
Фамусовское общество не
представляет жизни иначе,
как в развлечениях. Обед,
балы, приёмы сменяют один
другой. Достаточно
вспомнить, как Фамусов
говорит о том, что ему
предстоит сделать: то он
зван на форели, то у
докторши крестить, то на
похороны. Жизнь пестра и
бессмысленна.

46. Отношение к чинам и службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма.
Классицисты считали необходимой службу государству, то есть
Векмонарху,
нынешний
Век минувший
а декабристы ставили на первое место служение
Эти люди не служат, а проводят время
Чацкий уважает людей, Отечеству
которые «служит делу, а не
лицам». Он не служит, так
как «Служить бы рад,
прислуживаться тошно». В то
время невозможно было
сделать себе карьеру без
протекции, кумовства,
подхалимажа. А всё это
претит Чацкому.
на службе. Фамусов говорит: «Обычай
мой такой: подписано – так с плеч
долой». Он мечтает, чтобы у него как
можно меньше бумаг скапливалось.
Подписывая бумаги, он, видимо, даже
не обращает внимания, что в них. Для
таких людей важно «и награжденья
брать, и весело пожить».
Многие делают карьеру нечестными
путями. Так, Скалозуб сделал карьеру
так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то
убили, тех, кто не отсиживался в
окопах.

47. Отношение к протекции и покровительству

Век нынешний
Век минувший
Чацкий не понимал в детстве, В фамусовском обществе ценят
людей не за их личные качества,
зачем Фамусов возил его на
не за ум, а за умение пробиться.
поклон к «Нестору негодяев
Многие делаю себе карьеру за
знатных». Теперь-то он
счёт связей. Так Максим Петрович
понимает, что без протекции «был почтенный камергер, с
и кумовства в этом обществе ключом, и сыну ключ сумел
не пробиться.
доставить». Сам же он окружил
себя своими родственниками,
считая, «Как станешь
представлять к крестишку ли, к
местечку, ну как не порадеть
родному человечку!..»

48. Отношение к свободе суждений

Век нынешний
Век минувший
Давая отповедь Мочалину,
Чацкий говорит:
«Помилуйте, мы с вами не
робяты, зачем же мнения
чужие только святы?»
Молчали говорит:
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь

49. Домашнее задание

Выучить один из монологов
Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»
Вопросы
Цитаты
1. О конфликте комедии
2. О Чацком
3. О Софье
4. О Молчалине
5. О новаторстве комедии
6. О языке комедии
Домашнее задание

50. Семинар. Анализ монологов действующих лиц

СЕМИНАР.
АНАЛИЗ МОНОЛОГОВ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
Урок 5.

51. Монолог

Что такое монолог?
Монолог – это речь одного
лица
С какой целью автор вводит
в драматургическое
произведение монолог?
В нём герой обнаруживает
взгляды, часто в нём
проявляется авторская
позиция

52. Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1.

Какова тема монолога?
Восстановите по этому монологу,
как проводит время Фамусов
Как вы понимаете фразу «С
ключом, и сыну ключ сумел
доставить»?
Каковы идеалы Фамусова и его
жизненные устремления?
Какие черты героя проявились в
этом монологе?
Какую цель преследовал автор,
включив монолог?
Какое место занимает монолог в
композиции пьесы?

53. Монолог Чацкого. Действие 2 явление 2.

Результатом чего явился этот
монолог Чацкого?
Каков его пафос?
Какова его тема?
Какие взгляды здесь
обнаруживает Чацкий?
Какие пороки он обличает в
этом монологе?

54. Монолог Чацкого Действие 3 явление 21

Какова тема этого монолога?
Каков его пафос?
Найдите хлёсткие, экспрессивные
слова и выражения, которые
придают монологу остроту и
обличительный пафос
Какова его основная мысль?
Как этот монолог связан с
предыдущим действием?
Какую роль он занимает в
комедии?

55.

Монолог Репетилова Действие 4, явление 4Каких внесценических
персонажей упоминает
Репетилов?
Каким образом Грибоедов
достигает комичности
монолога?
Какие пороки высмеивает в
этом монологе автор?

56. Развязка любовного конфликта

В чём комизм и трагизм этой
сцены?
В чём здесь Грибоедов отходит
от канонов классицизма?
Какие качества в этой сцене
обнаруживает Молчалин?
Почему Молчалин не любит
Софью?
Какие заветы он получил от
отца?
Какие качества в этой сцене
проявляет Софья?
Как вы понимаете фразу
Чацкого «Молчалины
блаженствую на свете?
Развязка любовного конфликта

57. Развязка обоих конфликтов

Что в этой сцене узнаёт
Чацкий?
Проанализируйте последний
монолог Чацкого. На что у
него открываются глаза?
Справедливо ли он обвиняет
Софью?
Чем он возмущён, каким
качеством Софьи?
Как вы думаете, простит ли
Софья Молчалина?
В чём «мильон терзаний»
Чацкого?
Каков пафос (чувство) его
монолога?
Развязка обоих конфликтов

58.

Домашнее заданиеСоставить характеристики главных действующих лиц:
Скалозуба
Молчалина
Фамусова
Чацкого
По плану:
1.
Кто он такой по своему социальному положению?
2.
Его предыстория
3.
Как его характеризуют другие персонажи?
4.
Как он сам себя характеризует в словах и действиях
5.
Что о нём говорит автор в ремарках?
6.
Сделайте выводы о качествах характера

Рыба фугу Символизм и значение

Вы чувствуете себя запуганным или хотите дать отпор обидчикам? Хотели бы вы наслаждаться радостями жизни, не чувствуя себя попираемыми другими? Если вам нужна помощь в развитии уверенности и уверенности в себе, но без ложной гордости и хвастовства, Иглобрюх может стать для вас идеальным помощником.

Рыба фугу Содержание

  • Рыба фугу Символизм и значение
  • Духовное животное рыбы фугу
  • Тотемное животное рыбы фугу
  • Рыба фугу Power Animal
  • Мечты о рыбе фугу
  • Назад ко всем рыбам и ракообразным
  • Назад ко всем значениям духовных животных

Рыба-фугу Символика и значение

Рыба-фугу, также называемая иглобрюхом или рыбой-жабой, обладает очень умными средствами самозащиты. Способные надувать все свое тело воздухом или водой, их надутый вид более устрашает хищников. Если вы когда-нибудь хотели стать больше или выглядеть сильнее, чем вы себя чувствовали, вы можете относиться к защите Иглобрюха.

Но дело не только в размере Иглобрюха. Это изменение внешнего вида также удлиняет их шипы, давая понять, что они не Рыбы, с которыми можно связываться. Символика здесь связана с использованием языка тела, чтобы показать свои границы и дать другим понять, что есть последствия, если перешагнуть черту.

Иглобрюх напоминает нам о том, что нужно использовать внутренний колодец мужества, когда возникает необходимость. Иглобрюх также может напомнить нам, чтобы наша аура была чистой, сильной и здоровой. Тем не менее, Pufferfish также предлагает предупреждение о выборе ваших сражений. Они не агрессивны, и с таким же успехом им не нужно было бы возмущаться из-за вещей, если бы их не довели до предела.

Иглобрюх преподносит нам уроки о том, что нам нужно находить эмоциональное, умственное и духовное удовлетворение, чтобы мы не опускались до поверхностных уровней, чтобы «надувать» себя. Демонстрировать ложную гордость и силу из-за глубокой неуверенности — это не то же самое, что на самом деле быть храбрым и сильным. Иглобрюх может помочь вам увидеть разницу.

Здорово хотеть выпячивать грудь и праздновать достижения. Тем не менее, у Pufferfish есть важное предупреждение. Слишком большая гордость может стать ядовитой. Аллегорически Иглобрюх — это пресловутый Кот, который съел канарейку (подвинься, Китти!)

Рыба-фугу напоминает нам, что нужно держать свое эго под контролем. Если ваше эго раздувается, Иглобрюх может что-то сказать по этому поводу. Рыба-фугу символически связана со способностью надуваться или переоценить свои способности или таланты. Иглобрюх также может быть связан с грандиозным взглядом на себя или мир вокруг вас.

Конечно, все может быть хорошо в вашем мире, и вы можете иметь полное право почивать на лаврах, но если другие в вашем кругу все еще борются, вы можете свести хвастовство к минимуму. Иглобрюх приходит к вам с важными уроками о том, как не слишком увлекаться.

Иглобрюх также напоминает вам о необходимости наслаждаться радостями жизни. Секс, гедонизм, хорошая еда, вы можете опьянеть от радостей жизни, и важно праздновать радость и удовольствие в меру. Когда поблизости есть иглобрюх, вам стоит остерегаться чрезмерного баловства. В то же время, не будьте уксусом сейчас. Отложите ограничительную диету на другой раз и наслаждайтесь чудесами и вкусами, которые может предложить вам жизнь.

Элементы, связанные с Иглобрюхом, — это Воздух и Вода. Таким образом, иглобрюх может помочь разжечь ваше воображение, улучшить ваши коммуникативные навыки, расширить интуицию и залечить более глубокие эмоциональные раны.

Духовное животное рыбы-фугу

Когда в вашей жизни появляется духовное животное-рыба-фугу, возможно, пришло время совместить работу и отдых. Вас могут призвать наслаждаться чувственными удовольствиями, которые вы упускали, включая еду, развлечения и секс. Иглобрюх также может появиться в вашей жизни, чтобы побудить вас справиться со своими эмоциями и помочь вам самоутвердиться.

Возможно, вам придется постоять за себя или действовать настойчиво в отношениях с другими. Возможно, вы стали слишком пассивны или уклоняетесь от трудных разговоров. Если вы избегаете внимания и предпочитаете слиться с фоном, Pufferfish может помочь вам больше гордиться собой и своими достижениями.

Рыба-фугу также может помочь вам найти правильный баланс между хвастовством и застенчивостью. Если вы были слишком скромны и застенчивы в своих дарах, Pufferfish может помочь вам добиться признания, которого вы заслуживаете, не заходя слишком далеко в царство ядовитой гордыни.

Тотемное животное-рыба-фугу

Если ваше тотемное животное-рыба-фугу, вы можете получить важные жизненные уроки, которые помогут понять, когда нужно гудеть в собственный рог, а когда не претендовать на всеобщее внимание. Возможно, у вас есть способность сделать так, чтобы ваш голос был услышан, и донести свое сообщение, даже если для этого вам придется изображать колючую личность.

У вас может быть большой аппетит к жизненным удовольствиям, но вы также знаете, что нельзя переходить определенные границы. Если вы чувствуете, что другие подталкивают вас слишком близко к вашим границам, вы не боитесь сопротивляться. У вас могут быть постоянные проблемы и уроки, связанные с уверенностью. Сколько слишком много? Сколько достаточно? Часть вашего пути — понять это.

Ваш путь умеренности и раскрытия ваших талантов. У вас также может быть дар к гламуру. Это не мода, а гламур в старом смысле этого слова — способность маскировать свою внешность и изображать определенные атрибуты через внешний образ. Иногда вы можете выглядеть круче, чем вы себя чувствуете, и этот стиль энергичного изменения формы пригодится, когда вам нужно поплавать с рыбой, которая кажется больше, сильнее или успешнее вас. Внешность — это не все, чем кажется, и это становится очевидным для вас.

Рыба-фугу Power Animal

Если вам нужна помощь в нахождении баланса между избытком снисходительности и недостатком, обратитесь к Pufferfish за вдохновением. Иглобрюх также может помочь вам, когда вам нужно изменить свой внешний вид или имидж, чтобы другие знали, что вы настроены серьезно. Если вас запугивают, запугивают или вторгаются в вашу жизнь другие, позвольте Иглобрюху вдохновить вас дать отпор, не переусердствуя, чтобы отстаивать свою точку зрения.

Иглобрюх Сила Животное может помочь вам сделать правильные движения, чтобы вы использовали свою силу, не переусердствуя и не оказывая слишком большого давления. Если вам нужно перейти в оборону, а напористость не является вашей сильной стороной, Pufferfish Power Animal может помочь вам вырасти в свой собственный талант уверенности и самообороны.

Независимо от того, защищаете ли вы свои уязвимые эмоции или чувствуете себя более комфортно, донося свое сообщение, позвольте Pufferfish помочь вам воплотить свою внутреннюю силу, чтобы другие научились не злоупотреблять и не преступать ваши границы.

Рыба-фугу Сны

Если вам снится рыба-фугу, возможно, вам нужно «взорвать» что-то в своей жизни, преувеличив или подчеркнув свои сильные стороны. Сны о рыбе-фугу также могут быть предвестниками необходимости защищать себя, отталкиваясь от противников.

Рыба-фугу во сне может также напомнить вам, что вам нужно исследовать жизненные удовольствия и не относиться к жизни так серьезно. Если вы слишком много занимали оборонительную позицию, сны о иглобрюхах могут напомнить вам о том, что нужно наслаждаться тем, что очаровывает и опьяняет вас, но не впадать в крайности.

Иглобрюх во сне может указывать на необходимость использовать свою защиту или, по крайней мере, продемонстрировать свои границы. Иногда все, что вам нужно, — это увидеть доказательство того, что вы не потерпите запугивания. Например, выдвинуть ультиматум просто для того, чтобы высказать свое мнение, даже если вам не нужно его выполнять и навязывать. Если вам снится эта колючая Рыба, возможно, вам нужно что-то сказать или вы зашли слишком далеко, чтобы донести свое сообщение.

Это может быть важным моментом для вас, чтобы замедлиться и балансировать между уверенностью и смирением. Вы можете впадать в крайности и хвастаться целями, которые еще не полностью реализованы. Вы также можете рискнуть отвернуться от людей, потому что ваше Эго или представление о ваших достижениях чрезмерно раздуты.

Символическое значение рыбы фугу

  • Подшипник
  • Мужество
  • Уверенность
  • Исполнение
  • Смирение
  • Модерация


Иглобрюх Духовное значение и толкование

Рыба-фугу

Рыба-фугу, также известная как иглобрюх или рыба-жаба, обитает в более теплых водах по всему миру.

Отличается сверхъестественной способностью приспосабливаться и защищаться от более крупных хищников.

Рыба Фугу обладает уникальной способностью надувать свое тело, потягивая воду или воздух, в результате чего оно становится круглее. Еще одна защита, которую использует рыба-фугу, — это ее крошечные острые шипы, которые выделяются наружу, когда рыба-фугу надувается.

Некоторые рыбы фугу известны своим ядом, опасным даже для здоровья человека. А вот рыба фугу – излюбленная часть японской кухни, хотя ядовитость ее больше, чем у цианида, японцы очень любят ее есть, особенно печень, где обыкновенно встречается огромная концентрация яда. Японцы могут потреблять фугу (рыбу фугу) в количестве около 10 000 тонн в год.

Когда это существо появилось перед вами, оно говорит вам иметь мужество, чтобы защитить себя. Это признак того, что небольшие движения могут повлиять на любого, хотя они могут и не показывать этого. Есть вероятность, что окружающие вас люди издеваются над вами, а рыба-фугу говорит вам, что у вас есть возможность защитить себя и оружие, чтобы защитить вас от любых опасностей.

Если вам нужна помощь в связи с низкими оценками, вам может помочь рыба-фугу. Рыба-фугу также указывает на знания из-за своей области, это существо может помочь вам расслабиться и сосредоточиться на том, что вам нужно сделать. Следовательно, из-за своей среды обитания это животное также связано со слухом, люди, у которых так много проблем с разумом, могут обратиться за помощью к этому существу, чтобы исцелить их и омолодить свою выносливость, чтобы продолжать жить.

Эта рыба также является символом того, что вы хотите, чтобы вас любили, несмотря на ваши недостатки, вы хотите, чтобы они поняли, что у всех есть недостатки, и никто не может быть идеальным для кого-то, но как только они дадут вам шанс, вы останетесь с ними до тех пор, пока они хотят вас. Посмотрите на рыбу фугу, несмотря на ее яд; это любимая часть рациона корейцев и японцев.

Если вы хотите наладить отношения со своими близкими, призовите эту рыбку, есть вероятность, что у вас возникло недопонимание в семье и вы хотите все исправить. Никогда не беспокойтесь, потому что эти вещи временны, и вы скоро найдете точки соприкосновения, которые вернут ваши прошлые отношения.

Рыба фугу может быть опасной, некоторые морские животные, попробовавшие эту рыбу, потерпят неудачу, но если мы внимательно посмотрим на это животное, то даже его печень, полная нейротоксинов, может почувствовать вкус лучше самого дорогого мяса.

Рыба фугу появляется как дух-проводник, когда

  • Вам нужна сила, чтобы постоять за себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *