Jeр-ээзи – «Хозяйка Земли» — Алтайский биосферный заповедник
Рисунок Н. ЧепоковаМогучая и богатая природа Алтая с его сливающимися с небом белоснежными горными вершинами, бурными и полноводными реками, труднопроходимой черневой тайгой, исподволь формировала эстетическое чувство, основанное на почитании и благодарности.
Истоки основного, непрерывного существующего верования коренного населения Горного Алтая уходят к древнему шаманизму тюркско-монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири. В процессе исторического развития он эволюционировал, приобретая более сложный и систематизированный характер. Мифологическое сознание скотовода-кочевника связывало в одно целое природу (макрокосмос) и человека (микрокосмос), а образ горы выполнял в этом очень важные функции, играя роль посредника между различными началами и силами (стихиями) мироздания – человеком и природой, небом и землей и т.д.
Как у многих народов мира, у древних тюрков и алтайцев истоки культа восходят к почитанию и обожествлению таких явлений природы, как небо, Земля, солнце, луна и т.
В мифологии и эпосе алтайцев их горная страна представляется как территория треугольной формы (Уч толыкту Каан Алтай), а высочайшая гора Белуха – «Мировой горой», соединяющей Землю и Небо. По представлениям алтайцев природа и все явления природы олицетворяются ээзи — «хозяева» (дух, божество, покровитель). Все «хозяева» подразделяются по своему иерархическому положению на ряд категорий: «хозяйка Земли», местные ээзи (родовые, территориальные), «хозяева» отдельных гор, водоемов и т. д. В эту систему входят также божества – покровители разных видов хозяйственных занятий, домашнего быта и пр. В конце иерархии находились низшие демоны, населяющие лесные чащобы, пещеры и т.д.
Главным ээзи была Jeр-ээзи – «Хозяйка Земли», символизировавшая плодородие и богатство. В эпосе она представлялась в виде старухи, живущей внутри сакральной горы, но изредка выходившей оттуда, например, по просьбе богатыря-охотника. По земле она перемещалась верхом на огромном горном козле (теке).
Так весь окружающий мир был освоен и населен своими «хозяевами». От их благосклонности зависела судьба семьи, рода и этнотерриториальной группы алтайцев, проживающих в данной местности и веривших, что молитвами и жертвенными дарами можно обеспечить удачу в хозяйственной деятельности и личной жизни.
Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие /редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов, НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2014.
Материал подготовила С.И. Белекова, методист отдела экологического просвещения и познавательного туризма Алтайского заповедника.
армянский ковер и культ лягушки — Армянский музей Москвы и культуры наций
Мифология, Декоративное искусство, КультураРедакциямифология Армении, ковроткачество, легенда, предки
Мифология, Декоративное искусство, КультураРедакциямифология Армении, ковроткачество, легенда, предки
Ковроделие – древнейшее ремесло в Армении, с которым связано множество преданий, в том числе и о гибели мира. Проводились различные обряды с шерстяными нитями, а на коврах аж до начала XX века нередко изображались умершие. Особую связь с потусторонним имела лягушка, что отразилось в народной армянской сказке. Подробнее – в нашем материале.
Образ лягушки в древнеармянских поверьях
В армянской народной сказке «Девица-лягушка», которая была записана в Арцахе, царевич преподносит отцу дары – символы потустороннего мира: гранат, ковер и ключ. Помогают герою жена-лягушка и ее отец. Так, в сказке просматривается тесная связь с культом лягушки, широко распространенным с древнейших времен, причем не только в Армении. В образе лягушки фигурирует хтоническое божество подземного мира, культ которого связан с силой земли.
В области Арагацотн есть священные камни гортнкар – то есть лягушачьи. Им поклонялись, когда просили о дожде. Специалисты считают, что эти неотесанные камни, напоминающие своей формой лягушку, даже древнее вишапакаров II, а то и III тысячелетия до нашей эры. Они возникли если не в палеолите, то несомненно в период неолита, поскольку культ лягушки с развитием земледелия приобретает особое значение. Например, в египетской мифологии богиня плодородия Хекет часто изображалась как женщина с головой лягушки.
Богиня Хекет. Фото: wisconsinwetlands.org
Форму лягушки имели и многие золотые и серебряные ожерелья, подвески, налобники и застежки армянских женщин. Такие украшения служили оберегами от порчи, сглаза и болезней. В верованиях армян, как и у других народов, божество в образе лягушки помогает роженицам, подобно древнеегипетской Хекет, и защищает детей. С той же целью ткались сюникские ковры с изображением лягушек.
Орнаменты и символы появлялись на армянских коврах издревле и имели то же смысловое значение, что и их архетипы, изображенные на других предметах. Так, на ковре второй половины XIX века из Сюника с левой стороны можно увидеть стилизованные медальоны в виде лягушки, на которых изображена женщина с головой ребенка ниже пояса – вероятно, будущая мама.
Ковер «Хоран», 1910-1912.
Образ лягушки в мифопоэтических системах означает связь с водой, поэтому в схеме мирового древа она как хтоническое существо находится у корней. На ковре «Хоран», вытканном в 1910-1912 годы в Одзуне, лягушка представлена у корней кипариса, слева от центральной композиции.
Изображение лягушки обычно имеет двоякое значение: с одной стороны – это символ плодородия, с другой – подземного мира. Это хтоническое существо относили к потустороннему миру, так как оно выходит из-под земли, а значит, связано с умершими, в первую очередь с предками. Об этом свидетельствует золотая фигурка культовой лягушки XV-XIV века до нашей эры, которая была найдена в погребении селения Лчашен.
Лягушка XV-XIV вв. до н.э. Фото: pinterest.ru
Ковроделие как магический ритуал
Вообще культ предков у земледельческих народов имел особое значение. Считалось, что лежащие в земле предки даруют плодородие и помогают родным, высылая земные плоды.
Люди верили, что изображения предков обладали той же силой, что и сами предки «по ту сторону», поэтому эти изображения считались священными. Например, в XIX-XX веке в Арцахе ткали ковры с изображениями умерших. Известны изделия с памятными надписями – фамилиями Аветикянц и Оганджанян. Покойников изображали с открытыми глазами в момент отправление в загробный мир. Функцию проводника выполнял конь, символизировавший переход из одного состояния в другое. Армянские ковры с орнаментами, символизировавшими смерть и возрождение, по сути выполняли ту же функцию, что и надгробные хачкары.
Фото: wikipedia.orgОрнаменты армянских ковров архаичны и в основном являются знаковыми символами. В сказке «Анаит» царь Вачаган научился ковроделию у своей жены. Оказавшись запертым в подземелье, царь выткал ковер, узоры которого могла прочитать только мастерица Анаит. Так она узнала местонахождение мужа и спасла его.
Важное значение в сакрализации предметов имеет материал, из которого они изготовлены. Шерсть и овечье руно считались символами плодородия. Например, хетты использовали шерсть в обряде вызывания богов, чтобы те подарили благополучие и урожай. В Арцахе существовал обряд маланч, когда с помощью шерсти определяли, в каком месте необходимо совершить жертвоприношение, чтобы пошел дождь.
Фото: armeniasputnik.am
К магическим действам относился и сам процесс ткачества. Нить соотносили с человеческой жизнью, а прядение – с ее течением. Проводились также особые обряды очищения от болезней. Символическим значением наделялись и орудия – веретено, чесалка и другие. Пряслице армяне называли колесом судьбы, которое, согласно преданию, находится глубоко в пещере неподалеку от города Ван. Остановка колеса означала гибель мира. Именно поэтому на орудиях ковроделия изображались символы жизни солнца, дождя и плодородия.
Максим Кулешов. Царевна-лягушка. Фото: bogislavyan.ru
Таким образом, в сюжете сказки «Девица-лягушка» отражены древнейшие представления о хтоническом божестве, символом которого стала лягушка, и о подземном мире, из которого в наш мир приходят волшебные дары.
Аванесян Л. Ковер из подземного царства (По мотивам армянской сказки «Девица-лягушка») / Армянский гуманитарный вестник, 2009
В оформлении обложки использована иллюстрация из Памплонской Библии, 1197. Из коллекции Городской библиотеки Амьена, Франция
Редакция
Легенды о загробном царстве: армянский ковер и культ лягушкиExploratorium: Лягушки: Мифы о лягушках в разных культурах: стр. 4
Страница 4 | ||||||||
Пошли дожди, обновилась земля и вернулась жизнь: Лягушки как символы плодородия Но лягушки и жабы были
не всегда и не во всех местах поносят как зло.
В древнем
В Египте лягушка выступает как символ плодородия, воды и обновления.
Богиня воды Хекет часто появлялась в образе женщины с головой
лягушка. Лягушки также были символом богини-акушерки Хекит, правившей
зачатия и рождения, а египтянки часто носили металлические амулеты в
в виде лягушек, чтобы заручиться ее благосклонностью. Лягушки появились в большом
числа каждый год при разливе Нила, событии, которое имело решающее значение
к сельскому хозяйству в том смысле, что она обеспечивала водой многие отдаленные поля. В доколумбовой Мезоамерике,
многие племена поклонялись богине, известной как Сенеотль, покровительнице деторождения.
и плодородие, принявшее форму лягушки или жабы с множеством вымени.
Также лягушки и жабы считались духами дождя и использовались
во многих ритуалах, призванных вызвать дождь. Племя аймара в Перу
а Боливия сделала маленькие изображения лягушек, которые разместили на вершинах холмов, чтобы
зови дождь. Ранние ацтеки видели
жаба как Тлалтекухти,
богиня-мать земли, олицетворявшая бесконечный цикл смерти и
возрождение. Она появляется либо в виде настоящей жабы, либо в квазичеловеческой форме, с
когтистые лапы и зияющий клыкастый рот, а ее суставы украшены
человеческие черепа. Обычно она появляется в положении на корточках, рожая
в новый мир, в то время как умирающие души проходят через ее клыкастую пасть к
преисподняя. В одной легенде она является источником всей вселенной:
Кецалькоатль, бог-птица-змей, и Тескатлипока, маг-ягуар
Боже, найди ее плывущей в одиночестве по первобытному морю. Они разрывают ее тело
пополам, причем одна половина образует небо, а другая — землю.
Известно, что некоторые обычные мезоамериканские жабы поедают своих и
другие виды жаб, что может объяснить использование жабы в качестве изображения
разрушения, а также плодородия или возрождения. Древние китайцы видели жаба как преимущественно женская сила, отрицательный «инь» в оппозиции к положительному мужскому «ян». Луна была высшим символом Инь, и так много китайских сказок относятся к жабе, чье лицо видно на полная луна. Интересно, что эта лунная жаба иногда проглотить луну, вызывая затмения. | ||||||||
Лягушки и жабы – наши спутники
на земле, как они были в течение бесчисленных столетий. Они живут в
истории и мифы почти каждой человеческой культуры, принимая почти все
мыслимая роль, от обманщика, до дьявола, до матери
Вселенная. Человеческое воображение с его потребностью в смысле, его
жажда историй, слепки и переделки лягушки и жабы в качестве главных персонажей
в разворачивающейся истории мира. Но по мере роста населения
уничтожает все больше и больше их среды обитания, поскольку их численность уменьшается с
причины, до сих пор загадочные для нас, мы все реже слышим от этих спутников. [конец]
|
Лягушка-солнечный символизм и другие значения
Выдержки из Знаний о Солнце всех веков , Уильяма Тайлера Олкотта, [1914], на священном-тексте.com, Глава V. Солнечный фольклор:
«Индусы часто называли солнце «глазом Митры, Варуны и Агни», а на восходе или закате солнца, когда казалось, что оно сидит на корточках в воде, они уподобляли его лягушке. Это сравнение породило санскритскую историю, которая встречается также в немецком и гэльском языках.
«Бхеки (лягушка) была красивой девушкой. Однажды, когда она сидела у колодца, мимо проезжал король и, очарованный ее красотой, попросил ее руки. Она согласилась при условии, что он никогда не покажет ей ни капли воды. Он согласился, и они поженились. Однажды, уставшая и жаждущая, она попросила у короля стакан воды, и, забыв о своем обещании, он удовлетворил ее просьбу, и его невеста тотчас же исчезла. То есть солнце исчезло, когда коснулось воды».
Солнце также считалось колодцем, а в семитском, персидском и китайском языках слова «колодец» и «глаз» являются синонимами. Считавшиеся колодцем солнечные лучи уподоблялись влаге, вытекающей из колодца».
Лягушки в Японии, как и в Китае, являются благоприятными существами, приносящими дождь, плодородие и удачу… из-за обильного количества яиц, производимых лягушкой (около 1500). Лягушка считается богом дождей, связанных с сезоном дождей цую и хорошими урожаями в Японии (дожди особенно важны для обильных урожаев риса). В Китае трехлапая жаба была традиционным домашним животным лягушки бога богатства, и часто можно найти статуи лягушки с золотой монетой во рту.
Для японцев лягушкам приписываются магические силы, и они являются популярными амулетами на удачу, потому что слово, обозначающее лягушку, на японском языке «каэру» звучит как «каэру», что означает «возвращение», поэтому подразумевает много счастливых возвращений (денег и состояния), безопасный обратный путь и т. д. Сайт «Символика» объясняет это так:
«В Японии водятся 27 видов лягушек. Из-за сельскохозяйственной экономики, основанной на затопленных рисовых полях, считается, что присутствие лягушек приносит удачу. Кроме того, лягушка стала любимым существом в поэзии и искусстве. Керамические лягушки часто продаются в храмах, так как японское слово «лягушка» означает «возвращаться».
Наконец, лягушка или, скорее, жаба в Японии имеет ту же связь с луной, что и в нескольких культурах, таких как Индия, Непал и Китай:
«И то, и другое [Рана-, Буфо-] связано с благополучием и процветанием. Похоже, что Хоу I , правитель племени, который, возможно, жил 4500 лет назад, получил Эликсир Бессмертия от Си Ван Му , богини Королевы-Матери Запада. Когда его завистливая жена Чан О , украла его, она сбежала на Луну, где была превращена в жабу , изображение которой можно увидеть там и по сей день.
Это Трехлапая жаба , живущая на Луне. Его цифры обозначают три лунные фазы. Некоторые считают, что число 3 представляет отношения неба и земли и возможность процветания. Как и Заяц-на-Луне, он является хранителем эликсира бессмертия. Говорят, что во время лунного затмения она/он проглатывает луну».
Показания и ссылки из других источников:
Лягушка (Каэру) (веб-сайт Hyotan)
Олкотт, Уильям Тайлер Знания Солнца всех веков солнце, как ребенок, когда оно восходит, и как старик, когда оно садится вечером. Эти идеи были перенесены и на годовое движение солнца. Макробий утверждает, что египтяне сравнивали годовой ход солнца с фазами человеческой жизни; таким образом, маленький ребенок означал зимнее солнцестояние, юноша — весеннее равноденствие, бородатый мужчина — летнее солнцестояние, а старик — осеннее равноденствие.