Восстание декабристов. Первые декабристские организации
Первые декабристы много говорили и мало делали. Выясним, как дворяне начали обсуждать запретные темы и почему в их мыслях не было единства.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Сергей Соловьев
Историк-архивист, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории
В этой части урока поговорим о первых преддекабристских и декабристских организациях.
🇫🇷 Первые подпольные организации в России были созданы по образцу масонских лож, скопированному из Франции. По этому же масонскому принципу был организован
💪 Во главе этих организаций стояли генералы и даже приближенные Александра Первого. Например, генерал-майор Михаил Орлов, принявший в 1814 г. капитуляцию Парижа, или граф Матвей Дмитриев-Мамонов. Входил в состав этих обществ и известный военачальник Алексей Ермолов.
😌 Программ у этих обществ пока не было, и о конкретных действиях речи не шло. Это были собрания людей, просто мечтавших о том, «как изменить зло существовавшего порядка вещей». Собрания напоминали дискуссионные клубы.
☝️ Среди молодых офицеров Генерального штаба в 1814 г. сформировалась «Священная артель». Ее лидерами стали братья Муравьевы. Николай — полководец, впоследствии участник Крымской войны, позже он отошел от декабристских дел. А вот его брат Александр станет создателем первой декабристской организации.
🧐 Кстати, Муравьевых в истории декабристского движения было много: как шутил историк Эйдельман — «целый муравейник».
🔥 В «Священную артель» вступала молодежь. Например, лицейские друзья Александра Пушина: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг. По сравнению с «Орденом», эта организация была посерьезнее — они серьезно относились к конспирации, создали казарму, где жили члены артели. Члены артели собирались на беседы: обсуждали крепостное право, французскую философию и будущее страны.
⚔️ Еще одна организация того времени — «Семеновская артель», которую основали офицеры Семеновского гвардейского полка. В нее вошло около 20 человек. Большинство впоследствии стали лидерами декабристского движения.
❌ Просуществовали эти организации недолго: Александр I довольно быстро о них узнал и потребовал прикрыть.
Первая серьезная тайная организация — это объединение членов «Священной артели» и «Семеновской артели». Ее название — «Общество истинных и верных сынов Отечества», более известное как «Союз спасения».
📃 У «Союза спасения» была программа и устав, который написал Павел Пестель. Главная идея организации — патриотизм, а главная задача — уничтожение крепостного права и ликвидация самодержавия.
👑 Взамен предлагалась монархия, ограниченная Конституцией по английскому образцу. Члены «Союза спасения» хотели сформировать у образованных людей общественное мнение, которое вынудит царя мирно пойти на уступки.
🔥 Но были в обществе и радикалы. Например, Михаил Лунин. Именно он предложил один из первых планов цареубийства.
🗺 В 1815 году Александр I дал Конституцию Польше и Финляндии, включенным в состав Российской империи. Пока в остальной России было самодержавие, в Финляндии и Польше провозгласили конституционную монархию. Такой шаг предприняли, чтобы привязать к Российской империи народы, которые раньше не имели к ней отношения. С другой стороны, это могло рассматриваться как эксперимент. Потом эти реформы можно было провести в остальной России.
⏳ Время шло, но ничего не происходило. Будущими декабристами такое пренебрежение интересами русского народа было воспринято как оскорбление.
🌍 Сам Александр I уделял все больше внимания внешней политике и все меньше — внутренней. Она ушла на откуп временщиков, из которых самый известный — Аракчеев. Реформы, которые проводились в начале царствования Александра, были остановлены или даже отменены.
😱 Это усилило радикализм одной части «Союза спасения». Других же план цареубийства ужаснул. Дело зашло в тупик, и «Союз» развалился. Наиболее активные участники решили создать новую организацию, которая должна была стать более массовой и более дисциплинированной.
☝️ В 1817 году появилось «Военное общество». Те, кто прошел через него, в 1818 году становятся членами нового «Союза благоденствия».
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
У «Союза благоденствия» та же идеология, что и у предыдущих обществ. Участники выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Только на этот раз их гораздо больше — около 200.
📃 У организации был устав — «Зеленая книга». Она ориентируется на программу немецкого патриотического общества «Союз Добродетели».
🗺 «Союз благоденствия» разделен на управы. Главная находится в Петербурге, а остальные подчиняющиеся ей управы действуют в других городах, где были расквартированы крупные воинские соединения. Подавляющее большинство участников — офицеры.
💡 Параллельно создается сеть кружков, которые обсуждают литературу, а под этим соусом — и политические темы. В одно из таких обществ «Зеленая лампа» вошел Александр Пушкин.
🤔 В 1820 году Павел Пестель на заседании общества аргументирует идею республики. Обсуждается военный переворот и ликвидация крепостного права. Военный переворот предпочитают из-за боязни повторения ужасов Французской революции, поэтому народные массы к революции, и вообще к делам политическим решено не подключать.
❄️ Радикализм многих пугает, к тому же учащаются доносы на организацию. Общество решено ликвидировать и заменить его еще более конспиративной организацией.
☀️ Этому решению подчиняются не все управы. Южные отказываются распускать «Союз благоденствия», и на его основе формируется Южное тайное общество. Оно концентрируется в Тульчине — там располагается штаб 2-й армии (территория Украины и нынешней Молдавии).
🔎 Решения в обществах принимаются коллегиально, но самым авторитетным участником в Южном обществе становится Павел Пестель. Помимо него в руководящую южанами Директорию входят генерал Алексей Юшневский и Никита Муравьев (потом его заменил Сергей Муравьев-Апостол). Среди лидеров Северного общества: Никита Муравьев, Кондратий Рылеев и Сергей Трубецкой.
1 — Съезд «Союза благоденствия»
2 — Павел Пестель
3 — Александр Пушкин вступает в общество «Зеленая лампа»
⠀
💰 В Российской империи в тот период революционное движение (будущие декабристы) практически полностью состояло из представителей господствующего слоя.
Все они были дворянами, многие — очень богатыми людьми.🔥 Они задумали революцию против своих привилегий. Ни в одной европейской стране такого не было — чтобы представители правящего класса массово готовились уничтожать основы своей власти и благосостояния.
🤔 Подумайте, почему именно в России стал возможен этот феномен: сравнительно массовая революционность членов правящего сословия?
курс Level One
История тайн: теории заговоров от древности до наших дней
Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
подробнее о курсе
Масонские ложи были питательной средой декабризма · Родина на Неве
На исходе своего царствования Александр I понял, что «тайные общества» уже представляют серьёзную опасность
Двести лет назад, 13 августа 1822 года (по новому стилю), был опубликован рескрипт – так в Российской империи именовался документ, лично подписанный императором – Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел Виктора Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ».
В документе, в частности, говорилось: «Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими – закрыть и учреждения их впредь не дозволять». При этом все государственные служащие обязаны были давать подписку, что они ни в каких обществах не состоят.
Что сподвигло Александра I на такой шаг? Тем более что, по мнению некоторых специалистов, например, русского историка, правоведа и публициста Михаила Зызыкина, выпустившего в 1952 году в Буэнос-Айресе труд «Тайна Александра I», какое-то время император сам был масоном. (Впрочем, документально подтвержденных сведений на сей счёт нет).
Прежде чем искать ответ на этот вопрос, немного об истории российского масонства в восемнадцатом веке и начале девятнадцатого. Доводилось читать, что масоны появились в России ещё при Петре I. Однако первые документальные упоминания о существовании масонства в Российской империи относятся только к 1731 году.
Императрица Елизавета Петровна, которая правила страной в 1741 – 1762 годы, хоть и относилась к масонам негативно, их не преследовала. Оказывали ли тогда масоны влияние на государственную политику, сказать трудно.
По мнению специалистов, расцвет русского масонства в XVIII веке пришёлся на период от начала до середины царствования Екатерины Великой. Ложи тогда возникали одна за другой, переманивая адептов и конфликтуя между собой.
Однако постепенно отношение императрицы к масонам стало меняться в худшую сторону. В 1792 году её указом ложи фактически были запрещены. Основанием для этого послужили следующие обстоятельства: первое – московские масоны во главе с просветителем и общественным деятелем Николаем Новиковым контактировали с наследником престола Павлом Петровичем, и у императрицы возникли подозрения, что готовится государственный переворот; второе – в разгаре Великая Французская революция, в которой активное участие принимают масоны, и ни в коем случае нельзя допустить в России подобные потрясения.
В первые годы царствования Александра I продолжали действовать введённые его предшественниками запреты, однако молодой император не преследовал масонов. Как и в годы правления бабушки монарха, число масонских лож росло. По выражению историка Алексея Щербакова, тогда в большинстве своём члены лож были людьми аполитичными. «Кто-то увлекался мистикой, кто-то мечтал о свободе, равенстве и братстве, то есть выступал за всё хорошее и против всего плохо», – утверждает Щербаков. Однако после войны с Наполеоном ситуация стала меняться.
В 1815 году генерал-майоры Михаил Орлов и Матвей Дмитриев-Мамонов создали общество масонского типа – Орден русских рыцарей. У этой организации уже просматривались политические цели. Его активисты, в частности, выступали за отмену крепостного права и введение в России некоторых демократических свобод. В какой-то конкретной деятельности организация не была замечена. Но в её состав входили будущие декабристы. Например, Николай Тургенев.
В следующем году возникла ещё одна организация – Союз спасения, которая тоже напоминала масонскую ложу. Неофиты произносили клятвы хранить всё в тайне и не выдавать друг друга. Существовали три степени посвящения: бояре, старшины и братья. В Союзе состояли будущие руководители Северных и Южных обществ декабристов: Сергей Трубецкой, Павел Пестель, братья Муравьёвы-Апостолы. Целями организации были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этого мирным путём через формирование общественного мнения. (Хотя были и те, кто предлагал действовать решительно, вплоть до цареубийства).
В 1818 году Союза спасения и Орден русских рыцарей объединились в новую структуру – Союз благоденствия. Его эмблемой был пчелиный улей – один из распространённых символов масонства. Структура организации была следующей: все её члены делились на «бояр» и «братьев». Региональные отделения назывались управами. Они существовали в Петербурге, Москве, Кишинёве, Одессе и других городах империи. Руководящий орган назывался Коренной управой и располагался в столице империи. Программный документ Союза благоденствия состоял из двух частей. Первая получила название «Зелёная книга» – по цвету переплёта. Участникам организации предлагалось нести в общество мир, добро и любовь, создавать приюты для сирых и убогих, а также убеждать помещиков гуманно обращаться с крестьянами.
Вторая часть программы была известна лишь членам Коренной управы. «Этот документ не дошел до наших дней, – говорит Алексей Щербаков. – Но с большей долей вероятности можно говорить о том, что речь там шла об отмене крепостного права, замене абсолютной монархии на конституционную или даже о введении республиканской формы правления».
«Далеко не все масоны стали впоследствии декабристами, – напоминает директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена доктор исторических наук Роман Соколов. – Но именно в масонских ложах формировалось мировоззрение будущих участников восстания на Сенатской площади. Можно сказать, что эти ложи были питательной средой для декабризма».
Отметим, что из 121 человека, привлечённых к уголовной ответственности после подавления восстания на Сенатской площади и выступления Черниговского полка, не менее 25 состояли в масонских ложах. Кроме того, масонами был ещё целый ряд членов тайных обществ, привлечённых следствием в качестве свидетелей.
О существовании Союза благоденствия императору и высокопоставленным чиновникам стало известно из поступавших доносов в конце 1820 года. Однако никаких мер принято не было. «Вероятно, членов Союза посчитали обычными болтунами-идеалистами», – предполагает Алексей Щербаков.
А вот в руководстве Союза почувствовали опасность. Организация была распущена. Вскоре возникли Северное и Южное общества декабристов, которые начали тайно готовиться к революционному выступлению.
Так что же всё же побудило Александра I резко ужесточить свою позицию по отношению к масонским ложам? По мнению Романа Соколова, на императора большое влияние оказывал военный и государственный деятель, который уже после выхода рескрипта был назначен министром народного просвещения, Александр Шишков. Будучи членом Государственного Совета, он резко проводил в жизнь свои убеждения консервативно-патриотического характера: представлял государю план нового устройства цензуры, защищал крепостное право. Вероятно, Шишков продавливал и рескрипт от 13 августа 1822 года. Хотя комедия «Горе от ума» к тому времена ещё не была написана, можно сказать, что сей государственный муж руководствовался такими её строками: «Вот меры чрезвычайны, Чтоб взашей прогнать и вас, и ваши тайны».
Была и другая причина. В 1820 году в Испании началась революция, целью которой была отмена в стране феодальных отношений. Существовали свидетельства того, что в революционных событиях активное участие принимали тайные общества масонского типа. Терпеть у себя в стране подобные организации Александр I не желал.
Но что показательно: хотя «масонские ложи и всякие тайные общества были запрещены», никакие репрессий в отношении их членов не предпринимались. Император якобы высказался так: «Вы знаете, что я сам разделял и поддерживал эти иллюзии; не мне их карать!».
Александр I скоропостижно скончался в Таганроге по старому стилю 19 ноября 1925 года. 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге, произошло не раз упоминавшееся в этом тексте восстание декабристов, существенно повлиявшее на всю дальнейшую историю нашей страны.
Давид Генкин
Первый республиканский в России в каталоге SearchWorks
Библиотеки Стэнфорда будут работать по сокращенному графику в период зимнего закрытия Стэнфорда (среда, 21 декабря 2022 г. — вторник, 3 января 2023 г.). Подробнее о часах
- Ответственность
- Патрик О’Мира.
- Выходные данные
- Houndmills [Англия] ; Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003.
- Физическое описание
- xi, 234 с. ; 23 см.
Доступно онлайн
В библиотеке
Зеленая библиотека
Найти Стеки
Телефонный номер | Статус |
---|---|
ДК209.6 .П42 О45 2003 | Неизвестный |
Описание
Создатели/участники
- Автор/создатель
- О’Мира, Патрик, 1947-
Содержание/Резюме
- Библиография
- Включает библиографические ссылки (стр. 224-228) и предметный указатель.
- Содержимое
- ЧАСТЬ I: РАННЯЯ БИОГРАФИЯ Происхождение, происхождение, семейное положение Воспитание, образование, военная служба Политическая и общественная среда ЧАСТЬ II: В ДВИЖЕНИИ ДЕКАБРИСТОВ Ранние тайные общества в Тульчине с 1816 г. В Южном обществе с 1821 г. Отношения с Северным обществом в Санкт-Петербурге Контакты с польским тайным обществом Запланированный государственный переворот и его последствия ЧАСТЬ III: РОССИЙСКОЕ ПРАВОСУДИЕ Его генезис и состав Анализ его центральной идеологической направленности Казнь Пестеля в Петропавловской крепости и итоги ее воздействия: Пестель: указатель легенд и наследия.
- (источник: данные книги Нильсена)
- Сводка издателя
- Павел Пестель (1793–1826) был ключевой фигурой Южного общества декабристов, базировавшегося на Украине, и автором «Русского правосудия», республиканского манифеста России. Уже находясь под арестом во время двух декабрьских восстаний 1825 г., он был судим и казнен в Санкт-Петербурге за руководящую роль в заговоре, стоявшем за беспрецедентным вызовом царскому самодержавию. Удивительно, но Пестель так и не получил должного научного внимания, которого он бесспорно заслуживает, ни в России, ни на Западе. Поэтому декабрист Павел Пестель стремится восполнить этот пробел в литературе. На основе исследований в архивах и библиотеках России, США и Великобритании было проведено всестороннее исследование деятельности Пестеля, политического деятеля и идеолога. Сосредоточив особое внимание на весьма оригинальном республиканском манифесте Пестеля, книга анализирует его идеологический вклад в русское революционное движение девятнадцатого века, дает отчет о годах его становления и военной карьере, а также переоценивает его противоречивую роль в тайных обществах декабристов.
(источник: данные книги Нильсена)
Субъекты
- Субъекты
- Пестель, Павел Иванович, 1793–1826.
- декабристы > Биография.
- Россия > История > Декабрьское восстание 1825 года.
Просмотр связанных элементов
Начните с номера телефона:
Посмотреть всю страницу
Библиотечный вид | Кошка: 5558956
Проект MUSE — Новейшая российская историография о декабристах: от «освободительного движения» к «общественному мнению»
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
Новейшая российская историография о декабристахОт «Освободительного движения» к «Общественному мнению»
Патрик О’Мира (биография)
Татьяна Васильевна Андреева, Тайные общества в России в первой трети XIX в.: Правительственная политика и общественное мнение . 911 стр. СПб: Лики России, 2009. ISBN-13 978-5874173258.
Эдельман Ольга Валериановна, Следствие по делам декабристов . 354 стр. Москва: Модест Колеров, 2010. ISBN-13 978-5918870013.
Ольга Валериановна Эдельман и Сергей Владимирович Мироненко, ред., Восстание декабристов: Документы (Восстание декабристов: Документы), вып. 21. 559 стр. Москва: Росспен, 2008. ISBN-13 978-58244310337.
Оксана Ивановна Киянская, Очерки из истории общественного движения в России в правление Александра I . 301 стр. СПб: Нестор-История, 2008. ISBN-13 978-5981873232.
Оксана Ивановна Киянская, изд., Декабристы: Актуальные проблемы и новые подходы (Декабристы: актуальные проблемы и новые подходы). 721 стр. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2008. ISBN-13 978-5728109457.
После заметного снижения интереса российских историков к «эпохе декабристов» в первое постсоветское десятилетие в последние десять лет наблюдается возрождение внимания и публикаций, о чем свидетельствует недавнее появление из пяти томов, обсуждаемых здесь. Новое поколение ученых-декабристов ( декабристоведы ) расширил исследовательскую повестку русской оппозиции начала XIX века, выведя ее за узкие марксистско-ленинские рамки «освободительного движения» ( освободительное движение ). Вместо этого они стремились поместить его в более широкий контекст того, что А. Н. Пыпин еще в 1870 г. называл «общественным движением» ( общественное движение ). В своем исчерпывающем исследовании темы Татьяна Андреева отдает предпочтение современному (хотя и оптимистичному) термину «общественное мнение» ( общественное мнение ). Учитывая сложность выявления точек соприкосновения между различными категориями лиц, формирующих общественное мнение, способствовавших процветанию (хотя и подвергавшихся цензуре) периодической печати, состоявших в масонских ложах и неформальных учебных кружках ( кружков ) или тайных декабристских обществах, казалось бы, сложно с уверенностью ссылаться на единое «общественное мнение» и, следовательно, осмысленно обобщать его. Тем не менее введение ею этого термина — одно из многих указаний на то, насколько современные специалисты отошли от своих советских предшественников, продолжая исследовать, по существу, одни и те же исторические явления — проблемы политики и реформ в царствование Александра I, а также Политическая культура декабристов и тайные общества. Различия будут выделены ниже. Они также возрождают имена, утраченные в российской историографии на протяжении большей части ХХ века, такие как Пыпин, В. О. Ключевский и М. Н. Покровский, поддерживая взгляды своих вновь открытых предшественников.
Бесспорно, наиболее оригинальным и важным из рецензируемых здесь произведений является монументальное исследование Андреевой о тайных обществах, государственной политике и общественном мнении в первые три десятилетия XIX века. Столь же амбициозный, сколь и объемный, он начинается с спорного положения о том, что этот период российской политической истории стоит рядом с Великими реформами в его попытках, официальных и неофициальных, модернизировать Россию (3). В частности, Андреева подчеркивает его значение в формировании политической роли дворянства и его взаимоотношений с престолом. Место в этом процессе «общественного мнения», отраженного главным образом в зафиксированных взглядах различных слоев дворянства, хотя и является решающим, но, по мнению Андреевой, изучено недостаточно. Ее цель, следовательно, состоит в том, чтобы восполнить этот недостаток (10). Ее монография начинается с подробного 117-страничного обзора литературы и источников, свидетельствующего об огромном масштабе последующего тома. Те, кто ищет ускоренный курс по русской историографии того периода, должны начать здесь. Поворотный пункт в постсоветском декабристиковедении, получивший наиболее полное обсуждение, Андреева датирует концом XIX в.90-х годов с выходом в свет первого номера журнала 14 декабря 1825 года: Источники, исследования, историография , [Конец страницы 806] библиография (14 декабря 1825: Источники, Исследования, Историография, Библиография), которую она описывает как освежающе «свободное от идеологических предубеждений» и знаменующее собой новый шаг к новаторским исследованиям и интерпретациям (61).