Форма правления в Российской Федерации
Форма правления — это элемент формы государства, который охватывает порядок формирования высших органов государства, их компетенции, структуру, а также принципы взаимоотношения органов власти между собой и с населением [1].
Иными словами, форма правления отвечает, кто правит и как осуществляет верховную власть в государстве.
Дискуссионным представляется вопрос о форме правления в России, поскольку Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года (далее — Конституция РФ, КРФ), не определяет вид республики, к которой относится Российская Федерация (Статья 1 КРФ). Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме. Сторонники первой утверждают, что Россия — президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской. Так, например, доктор юридических наук О.
Также следует отметить поддержку данной позиции Председателем Конституционного Суда России В. Д. Зорькиным, который в докладе на юбилейной Конференции РАН сказал следующее: «Я сам, когда эта Конституция обсуждалась, многое в ней резко критиковал. И Президента, роль которого была гипертрофирована, критиковал тоже. … И я твердо убеждён, что только акцент Конституции 1993 года на полномочиях президентской власти спас нашу Россию от государственного распада.
Я хорошо вижу те процессы, которые продолжают создавать угрозы этого распада. И я считаю, что для отражения этих угроз в стране должна быть сильная президентская власть» [3].Председатель Правительства РФ, Д. А. Медведев в докладе на конференции, посвящённой пятнадцатилетию Конституции РФ, высказал мысль о том, что Россия носит президентский характер государства и что это является оптимальным [4].
Сторонники иной позиции говорят о смешанном характере республики в Российской Федерации. Доктор юридических наук В. Е. Чиркин обращает внимание на то, что отношения, складывающиеся внутри государства, фактически имеют более важное значение, чем юридические нормы [5]. Так, правовед отмечает: в форме правления РФ есть не только некоторые черты парламентарной республики, но и «существенные черты президенциализма». Это приводит автора к выводу о том, что Россия — полупрезиденсткая республика с доминирующим положением Президента в структуре власти.
Прежде чем переходить к анализу упомянутых видов республики, нужно обозначить признаки, присущие республике как форме правления в целом.
Во-первых, выборность высших органов власти. Кроме того, указанные органы избираются на определённый законом срок.
Во-вторых, реальное разделение властей. В зависимости от вида республики глава государства может возглавлять исполнительную власть, однако законодательная и судебная всегда осуществляется иными органами.
В-третьих, юридическая и политическая ответственность главы государства и иных должностных лиц. Например, правомочие законодательного органа отрешить главу государства в установленных случаях. Это один из наиболее ярких примеров отличия республики от монархии, где политическую ответственность за монарха несут министры.
Президентская республика представляет собой вид республики с перевесом полномочий в пользу главы государства.
Главной отличительной чертой является внепарламентский метод избрания главы государства. Это может быть всенародное избрание или же избрание коллегией выборщиков, что является примером непрямых выборов.
Следующим признаком является внепарламентский метод формирования правительства: глава государства назначает главу исполнительной власти, либо сам замещает указанную должность. Также стоит отметить, что правительство несёт ответственность только перед президентом и может быть распущено только им: законодательный орган не задействован в этих процессах.
Зачастую в президентских республиках глава государства обладает следующими правомочиями: правом вето на принимаемые парламентом законы, правом вводить военное или чрезвычайное положение в стране (ограниченное, либо неограниченное), правом издавать нормативные правовые акты, имеющие силу закона (не подзаконного акта), а также он занимает пост главнокомандующего вооружёнными силами (не только номинально).
Смешанная республика сочетает в себе черты президентской и парламентской.
Смешанная республика схожа с президентской в том, что глава государства избирается внепарламентским путём, может наложить право вето на принимаемые парламентом законы, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, имеет право (ограниченное или неограниченное) на введение военного и/или чрезвычайного положения в стране.
Однако от президентской республики смешанная отличается тем, что президент не является главой исполнительной власти. Данная должность замещается главой правительства (премьер-министром), назначаемым главой государства с утверждением кандидатуры парламентом. Продолжая говорить о правовом положении органов исполнительной власти, нужно отметить, что для смешанных республик характерна двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом, несмотря на его самостоятельность и независимость от иных органов.
Глава государства в смешанной республике не единолично определяет внешнюю политику и руководит ей — нужно учитывать внешнеполитические позиции правительства.
Наличие механизма «сдержек и противовесов» обеспечивает равенство ветвей власти. Так, например, парламент обладает правом отправить в отставку правительство, а избранный глава государства может выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган.
Некоторые авторы не выделяют смешанную республику как самостоятельный вид, говоря о том, что это переходная форма либо к президентской, либо к парламентской республике [6].
В контексте смешанной республики можно говорить о её подвидах — полупарламентской (парламентско-президентской) и полупрезидентской (президентско- парламентской) — в зависимости от усиления роли законодательного органа или главы государства.
Учёные-политологи отмечают схожесть формы правления в Российской Федерации с формой правления Пятой Французской республики — полупрезидентской республикой, которая была установлена в 1958 году с принятием новой Конституции. Об однородности формы правления в указанных странах говорит доктор юридических наук В. Е. Чиркин [7]. Доктор юридических наук М. А. Краснов также затрагивает соотношение французской и российской моделей управления [8].
Сравнивая полномочия глав государств, установленные конституцией Пятой Французской Республики (далее — КФР) и конституцией Российской Федерации, можно найти много общего.
Так, оба президента являются гарантами Конституции (ст. 5 КФР, п.2 ст 80 КРФ), являются верховными главнокомандующими Вооружёнными силами (ст. 15 КФР, п. 1 ст. 87 КРФ) и осуществляют назначение на высшие военные должности (ст. 13 КФР, п. «л» ст. 83 КРФ), осуществляют помилование (ст. 17 КФР, ст. 89 КРФ), заключают и ратифицируют международные договоры (ст. 52 КФР, п. «б» ст. 86 КРФ), могут инициировать пересмотр конституции (ст. 89 КФР, ст. 134 КРФ), обладают правом промульгации законов (ст. 10 КФР и п. «д» ст. 84 КРФ), имеют право присутствовать на заседаниях исполнительного органа (ст. 9 КФР и п. «б» ст. 83 КРФ), по представлению Председателя Правительства назначают и освобождают от должности министров (ст. 8 КФР, п. «д» ст. 83 КРФ).
Процедура отрешения Президента от должности в обеих республиках довольно сложная: это касается и порядка отрешения, и самого выдвижения обвинения против главы государства (ст. 68 КФР, п. 1 ст. 93 КРФ).
Однако существуют и важные различия в компетенциях упомянутых глав государств. В отличие от Франции, в России для роспуска нижней палаты парламента президент не должен консультироваться с Премьер-министром и председателями обеих палат (ст. 12 КФР, п. «б» ст. 84 КФ).
В вопросе назначения судей Президент Франции имеет больше полномочий, так как возглавляет орган по подбору судейских кадров (Высший совет магистратуры), в то время как в России Президент может только представлять их кандидатуры (ст. 65 КФР и п. «е» ст. 83 КРФ).
Французский Президент назначает Премьер-министра единолично (ст. 8 КФР), в России же Президенту требуется согласие Государственной Думы РФ. Однако нужно обратить внимание на правомочие Президента РФ распустить нижнюю палату парламента в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур (п. 4 ст. 111 КРФ). Таким образом, можно сделать вывод, что фактически данный пост будет занимать кандидатура, избранная Президентом РФ.
Немаловажным является тот факт, что Правительство Франции ответственно только перед Народным Собранием — нижней палатой парламента. В Российской Федерации предусмотрена двойная ответственность высшего исполнительного органа (пп. «а» п. 1 ст. 114 КРФ, п. 2 ст. 117 КРФ).
Особое внимание хочется обратить на те полномочия, которыми обладает глава Российской Федерации, но не обладает глава Французской Республики.
Президент РФ имеет право самостоятельно назначать референдум (ст. 11 КФР, п. «в» ст. 84 КРФ).
Во Франции Президент формально не обладает правом законодательной инициативы, в России же, согласно статье 104 КРФ, глава государства такое право имеет.
В Российской Федерации вопросы гражданства рассматриваются Президентом (п. «а» ст. 89 КРФ), во Франции — Парламентом (ст. 34 КФР).
Одной из функций созданного в 1958 году Конституционного совета является урегулирование споров между высшими государственными органами (ст. 41 КФР). В России согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти может использовать Президент (п. 1 ст. 85 КРФ).
Осадное положение во Франции вводится декретом Совета министров, продолжается — только Парламентом (ст. 36 КФР), в России Президент вводит военное, чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам парламента (п. 2 ст. 87, ст. 88 КРФ).
В целом, подсчитывая количество властных полномочий, которыми наделён глава государства, можно обнаружить, что практически в два раза их больше у Президента РФ.
Обратимся к взаимоотношению ветвей власти внутри Российской Федерации. Рассматривая соотношение полномочий Президента РФ и Федерального Собрания РФ (далее — ФС РФ), установленных Конституцией РФ, можно прийти к выводу, что некоторые полномочия Совета Федерации ФС РФ и Государственной Думы ФС РФ носят номинальный характер. Так, например, назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ (пп. «ж» п. 1 ст. 102 КРФ), а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей (пп. «з» п. 1 ст. 102 КРФ) происходит по представлению Президента РФ (п. «е» и п. «е.1» ст. 83 КРФ). К полномочиям Совета Федерации ФС РФ относится утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения (пп. «б» и пп. «в» п. 1 ст. 102 КРФ), но принимая во внимание положения пункта 2 статьи 87 и статьи 88 КРФ о том, что Президент вводит военное, чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания РФ, представляется, что данные указы не могут быть не утверждены.
Однако к ведению Совета Федерации отнесены такие компетенции, как назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности (пп. «д» и пп. «е» п. 1 ст. 102 КРФ), что свидетельствует о важной роли участия данного органа в судьбе государства.
Говоря о полномочиях Государственной Думы ФС РФ, а именно о даче согласия Президента на назначение Председателя Правительства РФ (пп. «а» п.1 ст. 103 КРФ) и о решении вопроса доверии Правительству РФ (пп. «б» п.1 ст. 103 КРФ), нужно отметить право Президента РФ распустить нижнюю палату парламента (п. «б» ст. 84 КРФ, п. 4 ст. 111 КРФ, ст. 117 КРФ).
Для определения вида республики имеет значение тот факт, что Государственная Дума ежегодно заслушивает отчёты Правительства (пп. «в» п. 1 ст. 103 КРФ).
Подводя итог, хочется ещё раз обратить внимание на следующее. Избрание главы государства и формирование правительства происходит внепарламентским путём. Президент РФ обладает большим количеством властных полномочий: в их числе право роспуска Государственной Думы или отставки Правительства в предусмотренных законом случаях, право вето на законы Федерального Собрания РФ, право законодательной инициативы и вынесения вопросов на рассмотрение референдумом. Глава государства является гарантом Конституции и верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. Несмотря на то, что Президент России не является главой исполнительной власти, фактически его роль в управлении делами государства гораздо больше, нежели роль Правительства или Федерального Собрания. Таким образом, можно говорить о том, что в Российской Федерации установилась смешанная полупрезидентская республика, так как совсем отрицать роль высшего законодательного органа представляется невозможным: в государственном строе определённо присутствуют элементы парламентаризма, такие как двойная ответственность правительства, подзаконный характер актов, издаваемых Президентом РФ, назначение на должность Председателя Правительства с согласия Государственной Думы РФ.
Литература:
- Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 1999. — С. 138.
- Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — 5-е изд. — М.: Проспект, 2014. — 592 с.
- Доклад В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10 декабря 2003 года «Конституция России» // Конституционный Суд Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=11 (дата обращения: 29.12.2018).
- Выступление на научно-практической конференции, посвящённой 15-летию принятия Конституции Российской Федерации // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/2445 (дата обращения: 28.12.2018).
- Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Зерцало, 1998. — 448 с.
- Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 560 с.
- Чиркин В. Е. Какая форма правления существует в современной России? // Российский журнал правовых исследований. — 2014. — № 4 (1). — С. 32–40.
- Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. — 2003. — № 10. — С. 16–20.
- Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. — М.: Книжный мир, 2010. — 960 с.
- Крутоголов М. А. Президент Французской Республики: правовое положение. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
- Кутафин О. Е. Основы государства и права. — 6-е изд. — М.: Юристъ, 1998. — 384 с.
- Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств. — 3-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2000. — 564 с.
- Морозова Л. А. Теория государства и права. — 5-е изд. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 464 с.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс
Основные термины (генерируются автоматически): глава государства, Россия, Российская Федерация, Президент РФ, президентская республика, смешанная республика, чрезвычайное положение, вид республики, законодательный орган, нижняя палата парламента.
какие бывают формы правления, территориального устройства и политического режима государства
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.Любое государство должно обладать следующими признаками:
- Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
- Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
- Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
- Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое.
- Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
- Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.
<<Форма демодоступа>>
Понятие формы государства
Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:
- форма правления,
- форма государственного устройства,
- политический режим.
Рассмотрим все пункты по порядку.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду
SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Правительство России
Россия — государство в Евразии, площадь которого составляет 6 612 100 квадратных миль, это самая большая страна в мире, на долю которой приходится более одной восьмой общей населенной площади Земли и охватывать одиннадцать часовых поясов. только девятое место по численности населения с населением 144,5 млн человек (не считая Крыма). 77% населения проживает на западе России; столица, Москва, является одним из крупнейших городов мира. Россия граничит по суше с рядом стран, включая Норвегию, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Беларусь, Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголию и Северную Корею, а также имеет общие водные границы с Японией и США. Состояния.
Россия имеет двенадцатую по величине экономику в мире, которая также является шестой по покупательной способности. Россия, считающаяся великой державой, обладает крупнейшим в мире запасом оружия массового уничтожения и уже давно характеризуется как потенциальная сверхдержава. Россия сохраняет членство в ряде международных организаций, включая Совет Безопасности ООН, АСЕАН, Шанхайскую организацию сотрудничества, «Группу двадцати», Совет Европы, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. , и Всемирная торговая организация.
Законодательная власть
Конституционно Россия характеризуется как федеративная и полупрезидентская республика, в которой Президент является главой государства, а Премьер-министр — главой правительства.
Федеральное Собрание (парламент) России состоит из 616 депутатов и состоит из двух палат: Государственной Думы (нижняя палата) из 450 и Совета Федерации (верхняя палата) из 166.
Федеральное Собрание продолжает свою постоянную сессию, хотя и ненадолго прерывается на весенний и осенний сезоны. По конституции две палаты собрания должны собираться на отдельные заседания, открытые для публики, хотя при необходимости могут проводиться совместные заседания (например, в случае важной речи президента). График ассамблеи разработан таким образом, чтобы сохранить бросающуюся в глаза разницу между ее нынешним состоянием и правительством советской эпохи, которое собиралось лишь несколько раз в год для утверждения новой политики.
Собрание каждой палаты избирает председателя для надзора за работой этой палаты, а также формирует комитеты для решения конкретных вопросов. Ни одному депутату не разрешается заседать более чем в одном комитете одновременно.
Из двух палат Государственная Дума сильнее. Основная забота Совета Федерации связана с субнациональной юрисдикцией, а также с утверждением или увольнением высокопоставленных должностных лиц, таких как генеральный прокурор или судьи судов, по рекомендации действующего президента. Совет также должен принять окончательное решение, если Дума рекомендует отставку президента, и отвечает за тщательный анализ всех принятых нижней палатой законопроектов, касающихся финансов и внешней политики.
Все законопроекты сначала должны быть приняты Государственной Думой, однако при этом нижняя палата сохраняет за собой право в случае необходимости обойти верхнюю палату большинством в две трети голосов. Дума также утверждает назначение премьер-министром, хотя ее полномочия в этом отношении ограничены и в конечном итоге находятся в руках президента, который может распустить Думу при определенных условиях.
Исполнительная власть
Президент России является главой государства, а премьер-министр – главой правительства. Президент сохраняет за собой право руководить всей внутренней и внешней политикой России и представлять страну за границей. Он также может назначать и отзывать российских послов, принимать верительные грамоты от иностранных представителей и подписывать международные договоры.
Российское президентство в прошлом подвергалось критике за то, что оно было слишком диктаторским. Президент назначает премьер-министра председателем правительства (или кабинета министров) с одобрения Государственной Думы, хотя он может уволить членов правительства и саму Думу при определенных условиях. Он также отвечает за назначение и освобождение от должности судей и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации с правом объявлять военное положение в стране или регионе, а также чрезвычайное положение в стране.
Судебная власть
Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд возглавляют судебную власть российского правительства; районные суды несут ответственность за рассмотрение уголовных дел. Судебная власть находится в ведении Всероссийского съезда судей и его Совета судей – Генеральный прокурор является главой российской судебной системы.
Правительство России
Какой политический режим в России?
Бальцер, Х. 2003. «Управляемый плюрализм: формирующийся режим Владимира Путина», Post-Soviet Affairs , 19(3): 189–227.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Браун, А., изд. 2001. Современная российская политика. Читатель , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Банс, В. 1995а. «Должны ли транзитологи быть заземлены?», Славянское обозрение , 54(1): 111–27.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Банс, В. 1995б. «Бумажные занавески и бумажные тигры», Slavic Review , 54 (4): 979–87.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Карозерс, Т. 2002а. «Конец переходной парадигмы», Journal of Democracy , 13(1): 5–21.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Карозерс, Т. 2002b. «Обсуждение парадигмы перехода. Ответ моим критикам», Journal of Democracy , 13(3): 33–8.
Перекрёстная ссылка Google ученый
de Keghel, I. 1999. «Die Moskauer Erlöserkathedrale als Konstrukt nationaler Identität. Ein Beitrag zur Geschichte des «patriotischen Konsenses», Osteuropa , 49(2): 145–59.
Google ученый
de Keghel, I. 2003. Die Staatssymbolik des neuen Russland im Wandel. Vom antisowjetischen Impetus zur russlänsich-sowjetischen Mischidentität , Бремен, декабрь (Forschungsstelle Osteuropa an der Universität Bremen. Arbeitspapiere und Materialien. No. 53).
Google ученый
Каждое Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации . 2001, President.kremlin.ru/appears/2001/04/03/0000type6337228514.shtml, 7 июля 2005 г.
Ганс-Морс, Дж. 2004. «Посткоммунистические переходы и миф о доминирующей парадигме», Постсоветские дела , 20(4): 320–49.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Гельман В. 2000. «Демократизация, структурный плюрализм и неустойчивый центр: Волгоградская область», Политические исследования , 2: 111–32.
Google ученый
Гельман В. 2001а. «Столкновение с айсбергом»: Формирование концепций в изучении российской политики, Политические исследования , 6: 6–17.
Google ученый
Гельман В. 2001б. «Постсоветские политические трансформации: наброски к теории», , «Общественные науки и современность», , 1: 55–69..
Google ученый
Горшков М. К., Тихонова Н.Е., Горшков А.Ю. Чепуренко, изд. 1999. Средний класс в современном российском обществе , Москва: РНИСиНП/РОССПЭН.
Google ученый
Хэнсон, П. 1997. «Сколько России? Регионы России и их адаптация к экономическим изменениям», в L’Evoluzione della Russia e i suoi rapporti con alcuni paesi Europei , изд. Istituto Affari Internazionali. Laboratorio di Politico Internazionale, Gruppo Россия, Рим, стр. 35–44.
Google ученый
Heinemann-Grüder, A. 2000. Der heterogene Staat. Föderalismus und Regionale Vielfalt in Rußland , Берлин: Berlin Verlag Arno Spitz GmbH.
Google ученый
Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук (ИКСИ РАН). 2003. Российский средний класс: динамика изменений (1999–2003 гг.) Аналитический доклад , Москва: ИКСИ РАН.
Google ученый
Кирков, П. 1998. Провинции России. Авторитарная трансформация против местной автономии ? Бейзингсток: Макмиллан.
Google ученый
Качинс А.С., изд. 2002. Россия после падения , Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир.
Google ученый
Левицкий С. и Л. А. Уэй. 2002. «Возвышение конкурентного авторитаризма», Journal of Democracy , 13(2): 51–65.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Меркель, В. 1999. «Дефект демократии», в «Демократия на Востоке и Западе». Für Klaus von Beyme , изд. В. Меркель и А. Буш, Франкфурт-на-Майне: Suhrkamp Taschenbuch Verlag, стр. 361–81.
Google ученый
Меркель, В. и Круассан, А. 2000. «Формальные и неформальные институты в нарушении демократии», Politische Vierteljahresschrift , 41: 3–30.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Merkel, W. et al. 2003. Дефект демократии , Vol. 1: Теория , Опладен: Леске + Будрич.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Мигранян А. 1997. Россия в поисках идентичности (1985–1995) , Москва Международные отношения.
Google ученый
Mommsen, M. 2003. Wer herrscht in Russland. Der Kreml und die Schatten der Macht , München: Verlag CH. Бек.
Google ученый
О’Доннелл, Г. 1994. «Делегативная демократия», Journal of Democracy , 5: 55–69.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Perovic, J. 2001. Chancen und Gefahren des Regionalismus für Russland , Берн: Peter Lang. Europäischer Verlag der Wissenschaften.
Google ученый
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации . 2002 г., President.kremlin.ru/appears/2002/04/18/0000type6337228876.shtml 7 июля 2005 г.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации . 2003 г., President.kremlin.ru/appears/2003/05/16/1259type6337244623.shtml 7 июля 2005 г.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации . 2004 г., президент. kremlin.ru/appears/2004/05/26/2003type6337271501.shtml 7 июля 2005 г.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации . 2005 г., President.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223type63372type8263487049.shtml 7 июля 2005 г.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации . 2000, President.kremlin.ru/appears/2000/07/08/0000type6337228782. shtml 7 июля 2005 г.
Пшеворски, А. 1988. «Демократия как условный результат конфликтов», в J. Elster and R. Slagstag, eds, Конституционализм и демократия , Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google ученый
Патнэм, Р. Д. 1993. Как заставить демократию работать. Гражданские традиции в современной Италии , Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google ученый
Роуз Р., Н. Манро и В. Мишлер. 2004. «Покорное принятие неполной демократии: политическое равновесие в России», Post-Soviet Affairs , 20(3): 195–218.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Российский Статистический Ежегодник 1995 . 1995. Москва: Госкомстат России.
Google ученый
Российский Статистический Ежегодник 1997 . 1997. Москва: Госкомстат России.
Google ученый
Российский Статистический Ежегодник 2000 . 2000. Москва: Госкомстат России.
Google ученый
Российский Статистический Ежегодник 2003 . 2004. Москва Госкомстат России.
Google ученый
Российский Статистический Ежегодник 2004 . 2004. Москва: Госкомстат России.
Google ученый
Российский Статистический Ежегодник 2005 . 2005. Москва: Госкомстат России.
Google ученый
Россия в цифрах 1999 . 1999. Москва: Госкомстат России.
Google ученый
Россия в цифрах 2006 . 2006. Москва: Госкомстат России.
Google ученый
Руб, Ф. В. 2002. «Гибридный режим — Politikwissenschaftliches Chamäleon oder neuer Regimetypus? Begriffliche und konzeptionelle Überlegungen zum neuen Pessimismus in der Transitologie», в Zwischen Demokratie und Diktatur. Zur Konzeption und Empirie demokratischer Grauzonen , изд. П. Бендель, А. Круассан и Ф. В. Рюб, Opladen: Leske + Budrich, стр. 93–118.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Саква Р. 2004. Путин. Выбор России , Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
Google ученый
Саква, Р. 2005. «Российские выборы 2003–2004 гг. и перспективы демократии», Европейско-азиатские исследования , 57 (3): 369–98.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Шевцова, Л. 2005. Путинская Россия , Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир.
Google ученый
Зибер, Б. 1998. « Russische Idee und Identität ». ‘ Philosophisches Erbe’ und Selbstthematisierung der Russen in der öffentlichen Diskussion 1985–1995. Studien zur russischen Konservatismus , Vol. 1, Бохум: Projekt Verlag.
Google ученый
Сил, Р. и Ч. Чен. 2004. «Государственная легитимность и (не)значение демократии в посткоммунистической России», Europe-Asia Studies , 56(3): 347–68.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Шлапентох, Владимир, Р. Левита и М. Лойбсерг, изд. 1997. От подчинения к восстанию. Провинции против центра в России , Боулдер, штат Колорадо: Westview Press.
Google ученый
Солженицын, А. 2005. Телеинтервью с Александром Солженицыным, ТВ Россия, 5 июня, www.fednews. ru, цитируется в Johnson’s Russia List No. 9174, 10 июня, пункт 1.
Stoner-Weiss , К. 1997. Местные герои. Политическая экономия российского регионального управления , Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google ученый
Тихонова Н. Е. 2000. «Влияние рыночных реформ на самоидентификацию россиян», доклад, представленный на конференции BASEES 2000, Кембридж.
Google ученый
Улиг, К. 1997. «Национальная идентификационная конструкция для просоветских предприятий России», Osteuropa , 47(12): 1191–206.
Google ученый
Вуячич, В. 2004. «Восприятие государства в России и Сербии: роль идей в советском и югославском коллапсе», Постсоветские дела , 20(2): 164–94.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Way, L.