Преступление и наказание
Ставить диагнозы литературным персонажам — рискованное занятие, но многое о психологическом состоянии Раскольникова можно сказать определённо. Попытки проанализировать «Преступление и наказание» с точки зрения медицины делались: психиатр Андрей Петрушин вообще считает роман Достоевского точной историей болезни, которую можно сверять с академическим «Руководством по . В работе Петрушина можно встретить термины «шизоидная акцентуация», «аутизация», «синдром Кандинского — Клерамбо», «ментизм»; всё это, по мнению врача, складывается в картину шизофрении или, мягче, шизотипического расстройства. Различные попытки определить расстройство героя есть и в самом романе. На суде над Раскольниковым защита прибегает к «новейшей модной теории временного умопомешательства»; до этого родные Раскольникова, друг Разумихин, даже следователь Порфирий Петрович постоянно подозревают у него «горячку», «белую горячку»; эти слова встречаются и в авторских репликах, и в замечаниях критиков романа. Но белая горячка — обиходное название алкогольного делирия, а алкоголизмом Раскольников отнюдь не страдает. Его болезненную раздражительность, сменяющуюся апатией, можно приписать неврастении, которая связана с переутомлением и полуголодным образом жизни (единственный врач в романе, Зосимов, так и говорит — с поправкой на просторечие Разумихина: «Нервный вздор какой-то, паёк был дурной, говорит, пива и хрену мало отпускали, оттого и болезнь»). Но обострённое чувство гордости сюда, пожалуй, уже не вписывается.
Раскольников бросается из крайности в крайность: сначала хочет спасти от приставаний девочку на бульваре, потом бросает: «Пусть его позабавится»; сначала отдаёт Мармеладовым все деньги, потом укоряет себя: «Тут у них Соня есть, а мне самому надо»; перед убийством продумывает такую деталь, как петля для топора под пальто, а затем совершает одну оплошность за другой. Японский исследователь Достоевского Кэнноскэ Накамура пишет, что Раскольников «пребывает в жестокой . В поведении героя легко заметить параноидальные черты, его реакции резки и импульсивны, хотя и проникнуты ощущением моральной правоты: мать Раскольникова явно опасается своего сына, когда просит его не судить поспешно о Лужине и объясняет, почему не рассказала о том, что к Дуне приставал Свидригайлов. В «наполеоновской» теории, конечно, можно углядеть признаки мегаломании; Порфирий Петрович употребляет и термин XIX века «мономания».
Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге
Фёдор Достоевский
Достоевский не любил, когда его называли психологом, и «к современной ему психологии — и в научной и в художественной литературе и в судебной практике… относился . Страдания, «нерешённость» души в его прозе — не предмет медицинского анализа; Раскольников в той же мере исключителен, в какой и является человеком вообще. Разумеется, его психика до крайности расшатана, и в этом состоянии болезненная идея преступить закон, нарушить людские установления становится для него важнее, чем какие-либо материалистические мотивы. Его будто несёт к цели, к роковому поступку; жизнь даёт ему возможности подсознательно подыскать себе оправдание. В книге о Достоевском Виктор Шкловский относит к таким возможностям встречу с Мармеладовым: «Пьяненький оказался человеком, затоптанным жизнью; он связан с судьбой Раскольникова не только тем, что Родион видит его и его семью, но и тем, что негодование за участь семьи Мармеладова на время помогает Раскольникову снять с себя бремя .
В первоначальном замысле Достоевского основным мотивом преступления было желание обеспечить мать и сестру. Но затем, по мере усложнения образа Раскольникова, деньги уходят на второй план (хотя письмо от матери, ещё больше подогревшее взвинченное состояние героя, конечно, сыграло роль в его решении). Главным становится желание переступить через себя, через социальный запрет, полагаемый естественным; слово «преступление» здесь приобретает буквальный смысл, высвобождает свою внутреннюю форму. Нужно вспомнить, что по всему роману разбросана система «триггеров», случайностей, которые обусловливают действие, «двойников», которые словом или делом копируют Раскольникова. Например, вполне возможно, что он не решился бы на убийство, если бы не подслушал в трактире ещё одного студента — говорившего о той же самой старухе-процентщице:
— Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт. Понимаешь? Понимаешь?
— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.
— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на её деньги. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?
Раскольникова чрезвычайно волнует, что студент высказывает «такие же точно мысли», которые мучат его самого. «Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела» — и, вполне возможно, дело как раз в том, что Раскольников не мог стерпеть конкуренции. Наполеоном, который ценой жизни ничтожной старухи сотворит величайшее добро, достигнет истинного величия и, главное, посмеет презреть людские установления, мог быть только он, а не какой-то другой студент.
Преступление и наказание в Средние века • Arzamas
Конспект
В 1440 году в Нанте, столице герцогства Бретонского, шел процесс над Жилем де Ре, которого мы знаем под именем Синяя Борода. Он был одним из самых известных людей XV века, богатейшим человеком Бретани, бароном и маршалом Франции, принимал участие в Столетней войне. Обвиняли его в занятиях алхимией и колдовством, в том, что он заключил договор с дьяволом, и в многочисленных убийствах мальчиков.
Зачитав перед ним обвинение, ему предложили признаться во всем в присутствии судей и свидетелей. Жиль де Ре признаваться отказался и предложил, чтобы его испытали в суде каленым железом. Судьи отказали ему в этой просьбе и предложили отправить его на пытку. Тогда Жиль де Ре признался во всех преступлениях и был казнен.
«С одной стороны, этот казус достаточно прост, поскольку большинство средневековых преступников признавались в cвоих преступлениях в суде даже без применения пытки, достаточно было продемонстрировать им пыточные орудия. Но для нас он очень интересен потому, что в нем, как в капле воды, отражаются противоречия, которые были свойственны средневековой судебной процедуре».
Ольга Тогоева
Испытание, которое предложил Жиль де Ре, относилось к так называемой обвинительной процедуре, или «божьему суду». Она возникла в раннем Средневековье и до какого-то времени была принята во всех судах Западной Европы. Обвинительная — потому что ни одно дело при ней не могло начаться без наличия истца, приносящего клятву в том, что его обвинение истинно. В ответ обвиняемый имел право предложить провести испытание, которое называлось ордалией.
Ордалия могла выглядеть как очистительная клятва в том, что он невиновен, принесенная на Библии. Если по каким-то причинам обвиняемый не мог принести такую клятву, он мог предложить так называемую одностороннюю ордалию, которая проводилась при помощи каленого железа (человек держал в руке раскаленный брусок железа), холодной воды (человек должен был выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться), так называемого плаванья (человека бросали в воду и смотрели, утонет он или нет) и так далее. Кроме того, существовала двусторонняя ордалия, когда обвиняемый вызывал своего обвинителя на судебный поединок либо они оба выдвигали своих представителей.
Существовали также специфические ордалии, которые назывались божественными: например, когда человека вешали, обрывалась веревка, или не находилась лестница, или чудесным образом открывались двери тюрьмы, или какая-нибудь девица выступала вперед из толпы и говорила: «Я хочу этого обвиняемого себе в мужья», в таком случае судьи были обязаны отдать ей этого преступника.
«Проблема заключалась в том, что при всех этих ордалиях судьи выступали лишь свидетелями высшей воли. Главным судьей был Господь. Это он давал людям знать, виновен или невиновен тот или иной человек. Судьям оставалось лишь это засвидетельствовать. И конечно, в какой-то момент эта ситуация перестала их устраивать».
Ольга Тогоева
Причин, по которым начали происходить изменения в судебной сфере, несколько: это рост населения, в результате которого возникала необходимость в мощных судебных органах, изменение позиции правителя, низкая раскрываемость преступлений при обвинительной процедуре. Кроме того, к XII веку в Западной Европе образовалось огромное количество еретических сект, с членами которых бороться с помощью обвинительной процедуры было невозможно. Наконец, в XI–XII веках в Западной Европе активно стали вспоминать о римском праве, из которого в результате и была заимствована новая процедура.
Она называлась инквизиционной. Теперь судья мог возбуждать дело, основываясь на собственных подозрениях, и, таким образом, становился главным оппонентом обвиняемого: он мог провести допрос и применить пытку.
«Новая процедура дала судьям огромные полномочия, но она также способствовала развитию многих других правовых институтов. Адвокаты, прокуроры, развитие делопроизводства, развитие самих тюрем — все это было связано с рождением новой инквизиционной процедуры».
Ольга Тогоева
Этот переход от обвинительной к инквизиционной процедуре в современной истории права называют инквизиционной революцией.
Конечно, далеко не все считали, что новая процедура хороша: для многих высшим судией все равно оставался Христос. Именно такую позицию занимал Жиль де Ре, предложивший провести ордалию каленым железом. Но для его судей новая процедура была уже нормой. Этот казус демонстрирует, насколько живучими были старые правовые нормы, несмотря на то что уже была официально введена новая процедура.
Жестокий век • Arzamas
Как менялись преступления и наказания от Петра I до Павла I
Подготовил Виталий Рыжов
Кремль и наказания. Гравюра Адама Олеария из «Описания путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию». Шлезвиг, 1647 годИллюстрация из российского переиздания книги «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» 1906 года. © booksite.ruXVIII век в России был веком развития уголовного права. Власти пересматривали свое отношение к преступлениям, вводились новые нормы, в том числе смягчающие наказание. Тем не менее в документах, заменявших в то время Уголовный кодекс, можно найти наказания за проступки, которые сегодня выглядят по меньшей мере странно, необычно или несоразмерно. Хотя для того времени подобные наказания и преступления были в порядке вещей.
Петр I
При Петре функции Уголовного кодекса выполнял Воинский устав 1716 года. Несмотря на изначальную его подготовку в качестве нормативно-правового акта для армии, положения устава, касающиеся наказаний, применялись начиная с апреля 1716 года и в судах общего производства, то есть для всех. Правда, далеко не все положения устава могли быть применимы к гражданским лицам, а потому суды руководствовались специальными выборками из основного уголовного закона того времени. Стоит отметить, что по сравнению с также действовавшим в то время Соборным уложением 1649 года устав существенно расширил список преступлений, за которые полагалась смертная казнь или членовредительство.
Преступления против государя Артикул воинский. Параллельное издание на русском и немецком языках. 1753 год © dic.academic.ru
Артикул воинский 1715 года, в числе других документов входящий в состав Воинского устава, был главным источником уголовного права того времени и захватывал широкий круг преступлений. Уже с самых первых строк документ предписывал наказания за преступления, которые сегодня преступлениями не являются. Среди них — колдовство, чернокнижие и идолопоклонство, которые наказывались заключением в кандалы и шпицрутенами, а в особо тяжелых случаях, когда колдовство причинило ущерб, они могли привести на костер. Участь колдуна могла быть смягчена, если ему удавалось доказать в суде, что он хоть и колдовал, но ни в какие отношения с дьяволом не вступал.
Особое внимание в законодательстве XVIII века уделялось охране монаршей особы. Даже брошенные в адрес государя «непригожие речи» уже считались преступлением, так как слову все еще приписывалась магическая сила.
Одно неосторожно или умышленно сказанное о государе или государыне злое слово или, того хуже, угроза в их адрес расценивались как попытка покушения на жизнь монарха и карались соответственно: кнутом, ссылкой в Сибирь, смертной казнью.
Нередко доходило до курьезов. В 1703 году дмитровского посадского Михаила Большакова сурово наказали за опрометчиво брошенную своему портному фразу относительно введенной царем одежды: «Кто это платье завел, того бы я повесил». Тщетно пытался доказать Большаков следствию, что под «заводчиками» платья он имел в виду немцев, а вовсе не государя Петра Алексеевича.
Быть врачом при дворе в XVIII веке было так же опасно, как и несколькими столетиями раньше. В 1740 году казнили придворного лекаря Вахтлера, который недостаточно заботился о здоровье императрицы.
Наказание палками. Иллюстрация из «Путешествия по России». 1731 год © Bridgeman Images / FotodomНаказание полагалось не только тем, кто бросался пустыми угрозами. Уже после смерти Петра, в 1744 году, Аксаков, придворный шут Елизаветы Петровны, решил порадовать и насмешить императрицу, принеся ей в шапке ежика. Царица же испугалась, а шута отправили под следствие. Причем Елизавета Петровна допускала, чтобы к шуту были применены пытки. Следствие постановило, что Аксаков с помощью ежа пытался напугать царицу, подорвав ее здоровье вызванным страхом.
Даже оговорка могла стать причиной для наказания. В 1729 году в Ярославле купец Пастухов, который в ссоре пригрозил своему сыну кнутом. Сын вполне резонно ответил, что без указа государева кнутом наказывать не полагается. Отец ответил: «Ваш то-де Пилат в Москве, а я-де дома». Как потом он показывал на следствии, вместо «Пилат» он хотел назвать титул — «инпилатор», да не выговорил. Несмотря на подтверждение его слов двумя свидетелями, наказания избежать купцу не удалось. Купец Пастухов был бит кнутом.
Много внимания уделялось тем, кто распевал «непристойные песни». При этом содержание их варьировалось от действительно скабрезного до вполне невинного, но рассказывающего о жизни монарших особ. Таких певцов сначала жестоко пытали на следствии, а затем отправляли в ссылку в Сибирь, часто уже без языка.
Преступлением против власти государя считалось приравнивать себя к царю, пусть даже иносказательно, в пьяном запале или в шутку, или, что еще хуже, ставить себя выше царя. Людей приговаривали к различным наказаниям и за «название своего житья царством», как это отмечалось в юридических документах того времени.
Наказание без преступления
Наказанию в XVIII веке можно было подвергнуться, даже не совершая преступления: достаточно было подозрения, которое являлось вполне официальным юридическим термином той эпохи. Людей наказывали только за то, что они могли совершить преступление или состояли в дружеских или родственных связях с преступником. Показателен случай Андриса Фалька, слуги лифляндца Стакельберга, сосланного в Оренбург только за то, что он мог слышать крамольные речи своего господина, ранее отправленного в ссылку в Сибирь. Расследование в таких случаях проводилось поверхностно либо не проводилось вовсе.
Подданный, какого бы сословия он ни был, считался собственностью государя, а потому даже самоубийство было провинностью, за которую следует наказывать. «Ежели кто сам себя убьет, то подлежит тело его палачу в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу», — гласил Воинский устав. Курьезно, что за попытку самоубийства полагалась смертная казнь.
Человек — государственная собственность
Отношение императора к своим подданным как к собственности особо распространялось на солдат и офицеров, и любые попытки ее «испортить» жестко пресекались. Любая драка или дуэль были прямым покушением на государственную собственность.
При этом наказания для солдат применялись средневековые. За угрозу другому оружием провинившемуся могли отсечь руку, за участие в поножовщине — пробивали руки насквозь ножом или гвоздями.
Воровство казенного имущества, грабеж и разбой карались архаичными способами: отсечением ушей и носа, колесованием и смертной казнью. Хотя можно было отделаться и заключением в кандалы или ссылкой — все зависело от степени тяжести преступления.
Наказывали офицеров и солдат и за «все непристойные, подозрительные сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких-нибудь (хотя и не для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать» Артикул воинский, 1715 год.. Подобное поведение расценивалось как попытка бунта и каралось смертной казнью. К попытке поднять бунт приравнивалось даже высказанное вслух недовольство не выплаченным вовремя жалованьем.
Для проштрафившихся офицеров, помимо таких привычных наказаний, как арест, лишение жалованья и чина, предполагались и более экстравагантные меры. Например, за брань или легкие побои, нанесенные другому офицеру, преступнику, помимо прочего, предписывалось «у обиженного, стоя на коленках, прощения просить и в готовности быть от обиженного равную месть принять». То есть сохранялся древний принцип талиона Lex talionis (лат.) — закон возмездия. — закон равного воздействия, «око за око, зуб за зуб».
Дуэли, согласно Воинскому уставу, были под строжайшим запретом. Наказанию за один только вызов могли подвергнуться и сам инициатор дуэли, и принявший его, и даже слуга, это послание доставивший. Последний, впрочем, освобождался от ответственности, если не знал о содержании письма. Если же дуэль все-таки состоялась, но никто не был ранен или убит, наказание за подобное предполагалось одно — смертная казнь, в том числе и для секундантов и свидетелей дуэли. Погибшего же на дуэли приговаривали к посмертному повешению вместе с оставшимися в живых дуэлянтом и свидетелями.
Недонесение о преступлении также было серьезным преступлением. Так, услышавший богохульство из уст другого, но не сообщивший об этом подвергался такому же наказанию, как и сам богохульник. Подобная норма действовала и в отношении тех, кто знал о готовящейся измене, сношениях с неприятелем, призывах к бунту и ряде других тяжких преступлений против государства.
Наказание кнутом. Иллюстрация из «Путешествия по России». 1731 год © Bridgeman Images / FotodomПосле Петра I
Во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны продолжали действовать петровские законы и, соответственно, наказания. Особенно широко их применяли при Анне Иоанновне, которая вошла в историю как жестокая правительница. Казнили при Анне Иоанновне не только за преступления против государственной власти — так же продолжали преследовать за переход в другую веру, старообрядчество, чернокнижие и колдовство.
При Елизавете членовредительские наказания и каторга стали применяться более широко вместо смертной казни, отмененной императрицей. Сделано это было из-за обета Елизаветы Петровны, которая зареклась лишать кого бы то ни было жизни в случае, если взойдет на престол. Однако в самом начале правления Елизаветы смертная казнь все-таки применялась за некоторые государственные преступления. Согласно указу от 13 марта 1742 года смертная казнь полагалась «перебежчикам в Швецию».
Екатерина II
Эпоха Екатерины II характеризовалась смягчением уголовного наказания за преступления. Смертная казнь применялась редко, а орудия пытки и наказания, за исключением кнута, были запрещены. Также появилось разделение преступлений на «вредные» (или «важные») и совершенные без умысла, в нетрезвом виде или по неосторожности. За последние тоже полагалось наказание, но цели его были не карательные, как раньше, а воспитательные.
Тем не менее даже в воспитательных целях можно было получить свою долю ударов плетью, и список таких проступков был обширным. В их числе — называть себя «государем» или «императором», называть императорский указ «воровским», сквернословить или не снимать шапки при чтении указа, отказываться без уважительной причины от прослушивания государева указа, вслух сочувствовать преступникам, не праздновать торжественных дней без уважительной причины, отказ выпить за здравие государя и ряд других. За подобные проступки раньше можно было подвергнуться жестокой экзекуции или вовсе лишиться жизни. Теперь же в качестве меры наказания избиралось «посечение плетью».
Похвала розге. Лубок из собрания Дмитрия Ровинского. 1881 годАтлас «Русские народные картинки», том I, лист 240. © grafika.ru/FotodomПавел I
Следующий виток назначения суровых наказаний за проступки и преступления, которые сегодня таковыми не выглядят, начался после вступления на престол Павла I. Новый государь старательно начал уничтожать все наследие своей матери, в том числе и в сфере наказаний. Как писал литератор и государственный деятель Дмитрий Николаевич Блудов, «это была ломка всего екатерининского, порывистые проявления безумия и своеволия — работа страшная и непрестанная!».
Из попытки восстановить расшатанное, как ему казалось, матерью самодержавие вытекали многочисленные анекдотические запреты Павла I. Среди них такие, как запрет на фраки, ботинки со шнурками, вальс, на круглые шляпы и многое-многое другое. Сохранилась записка царя Петру Палену Петр Алексеевич Пален (1745–1826) — сподвижник Павла I, генерал кавалерии, правитель Рижского наместничества, генерал-губернатор Курляндии и военный губернатор Петербурга. Позднее возглавил заговор против Павла I.: «Офицера сего нашел я в тронной у себя в шляпе. Судите сами. Павел». Какая конкретно шляпа навлекла на себя гнев государя и что стало с проштрафившимся офицером — неизвестно. Но учитывая, что едва ли не каждое брошенное Павлом I слово принималось окружением как приказ к действию, судьбе провинившегося вряд ли можно позавидовать.
После опубликования указа о том, что всем служащим необходимо появляться в общественных местах исключительно в положенном по должности мундире, многие попросту не успевали или не имели возможности пошить себе новый костюм. Доходило до курьезов: чтобы избежать наказания за неисполнение царского указа, люди закалывали булавками круглые шляпы на манер треуголок, подворачивали длинные брюки до колен, напудривали волосы и прикалывали сзади накладную косицу, чтобы создавалось впечатление парика. Для надзора за выполнением царского указа по улицам ходили солдаты и мушкетеры, которые палками сшибали с людей неуставные головные уборы, а неподобающую одежду разрывали в клочья прямо на владельце.
Под запрет попали не только предметы гардероба, но и некоторые слова: из словарей вычеркнули «клуб», «общество», «гражданин», так как они были тесно связаны с Французской революцией. Соответственно, употребление этих слов в разговоре, нарочно или случайно, приравнивалось едва ли не к попытке поднять мятеж.
В столице был введен комендантский час: в девять вечера приказывали гасить огни, а перекрытые рогатками улицы патрулировались солдатами.
Бунтарские идеи, попытки обратиться к «просвещению» Павел I не мог простить даже собственному сыну. Однажды, обнаружив на столе у старшего сына — будущего императора Александра I — пьесу Вольтера «Брут», царь молча поднялся в свои покои, нашел в библиотеке книгу о жизни Петра I, отметил страницу с описанием суда над царевичем Алексеем, пыток над ним и казни и велел передать фолиант Александру.
Больше всего доставалось обласканному в екатерининское время дворянству и придворным. Согласно воспоминаниям Федора Головкина, церемониймейстера при дворе Павла I, государь очень любил разнообразные церемонии, нарушителей которых карали достаточно строго. Так, Павел требовал, чтобы «государеву руку целовали и становились перед ним на одно колено при всяком случае, и не так, как раньше, только для вида; требовалось, чтобы государь слышал стук колена об пол и чувствовал поцелуй на своей руке».
Немецкая муштра, которую ввел Павел I в армии, проявлялась и в усиленном внимании к поведению офицеров. Наказать могли за пьянство, за «нерадение», за «упущение по службе». Нередко случалось, что провинившихся в чем-то офицеров прямо со смотра отправляли в ссылку в отдаленные полки. Нормой того времени стало, что, собираясь на парад или смотр, офицеры брали с собой крупную сумму денег, чтобы не остаться без средств в случае внезапной ссылки.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ — Александринский театр
Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
по итогам сезона 2016-2017 года в номинации «Мужская роль второго плана» — Дмитрий Лысенков.
«Для меня предложение поставить в Александринском театре спектакль по Достоевскому очень почетно. И я очень рад, что это происходит. Для венгров до сих пор «Преступление и наказание» – главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы. Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский. Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают. Правильный ответ». Аттила Виднянский
Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского.
Аттила Виднянский в 1992 году окончил режиссерский курс Театрального института им. Карпенко-Карого (Киев). В 1993-м стал основателем и художественным руководителем Венгерского театра имени Дьюлы Ийеша на Западной Украине, в закарпатском Берегове, созданного на базе венгерского курса киевского театрального института. В Венгрии его творческая биография развивается с начала нового века. В 2004 году Виднянский был назначен арт-директором Венгерской оперы в Будапеште; в 2006 – художественным руководителем Театра им. Михая Чоконаи в Дебрецене, где серьезно реформировал репертуар и организовал фестиваль, одной из главных задач которого являлось развитие современной драматургии. В июле 2013 года возглавил Национальный театр Венгрии. Петербургскому зрителю работы режиссера знакомы по Международному театральному фестивалю «Александринский», в 2014 году Национальный театр представлял в его программе спектакли «Человек летающий» и «Йоханна на костре», в 2015-ом в офф-программе фестиваля был показан фильм Аттилы Виднянского «Сын, ставший оленем. Крики из врат таинств».
Премьера — 10 сентября 2016 года
Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем Анастасию Фёдорову и Андраша Козьму
Пресса о спектакле
Аттила Виднянский поставил образцовый спектакль психологического театра виртуозного актерского мастерства (сценическая традиция, начавшаяся «Братьями Карамазовыми» Немировича-Данченко). Центральной темой александринского спектакля стал вызов маленького человека, решившего исправить мир при помощи топора.
Ольга Егошина. «Я себя убил»
Виднянский вернулся к роману во всем его объеме. Классический текст бережно сохранен. На сцене звучит подчеркнуто многоголосый и многотембровый ансамбль, состоящий из сложных, ярких партий исполнителей.
Елена Омеличкина. «Преступление и наказание». Полная версия
«Преступление и наказание» Виднянский находит созвучным сегодняшнему дню: проклятые или последние вопросы не только остались, но приобрели еще большую остроту и еще большую беспощадность. Не случайно топор, которым в романе зарубил Раскольников процентщицу и ее безропотную сестру Лизавету, в спектакле обретает гомерический масштаб и зависает в пространстве над всеми без исключения действующими лицами.
Ольга Галахова. Уроки топора
…вообще в работе этого ансамбля нет ни на грош мелодрамы, герои «умозрительны» в самом благородном смысле этого слова. Холодный «умственный» Достоевский наконец-то появился на петербургских подмостках.
Наталья Скороход. Евангелие от топора
Тарасова Наталья Александровна — Пушкинский Дом
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Группы Достоевского.
Член редакционной коллегии научного журнала «Проблемы исторической поэтики» (http://poetica.pro/).
E-mail: [email protected]
Область научных интересов: текстология, творчество Достоевского, история русской литературы, история русского литературного языка XIX века.
Избранные публикации:
1. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского за 1876–1877 годы. Критика текста [научная монография]. М.: Квадрига, 2011. 392 с.
Рец.: Степанян К. А. Правильно читать Достоевского. Наталья Тарасова. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского (1876–1877): критика текста. М.: Квадрига; МБА, 2011. 392 с. // НГ-Ex libris. 2012. 19 янв. URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2012-01-19/7_dostoevsky.html; Жожикашвили С. В. Аспекты современного достоевсковедения: (Обзор новых книг о Достоевском) // Новое литературное обозрение. 2013. № 2 (120). URL: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/120-2013/18876-aspekty-sovremennogo-dostoevskovedeniya.html
2. Неопубликованный отрывок рукописи к «Дневнику писателя» за 1876 год (Подготовительные материалы) [публикация рукописи и комментарий к тексту] // Достоевский: Материалы и исследования / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2001. Т. 16. С. 303–319.
3. Неизвестный источник «Дневника писателя» 1876 г. и романа «Братья Карамазовы» [публикация текста в составе статьи] // Достоевский и мировая культура / Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. СПб.: Серебряный век, 2001. № 16. С. 215–221.
4. «Абадонны, от земли отставшие»: непрочитанная запись Достоевского [статья] // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. Вып. 3. С. 368–381.
5. Проблема установления текста «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского 1876 г. [статья] // The Dostoevsky Journal: An Independent Review / Idyllwild, California: Charles Schlacks, Jr. 2002–03. Vol. 3–4. P. 31–46.
6. Условные знаки Достоевского (на материале записных тетрадей 1875-1876 и 1876-1877 гг.) [статья] // Достоевский и мировая культура / Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского; Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. Комиссия по изучению творчества Достоевского. СПб.; М.: Серебряный век, 2004. № 20. С. 375–394.
7. Графология – биография – контекст: Новое имя в черновиках к роману Достоевского «Подросток» [статья] // Новое литературное обозрение. 2007. № 85. С. 219–231.
8. Значение заглавной буквы в наборной рукописи рассказа «Сон смешного человека» («Дневник писателя» Ф. М. Достоевского за 1877 год) [статья] // Русская литература. 2007. № 1. С. 153–165.
9. «Преступление и Наказание»: от рукописи к печатному тексту [статья] // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: Канонические тексты / под ред. проф. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. Т. VII. С. 575–600.
10. Вычеркнутый текст в наборной рукописи «Дневника писателя» 1877 г. [публикация текста в составе статьи] // Достоевский и мировая культура / Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. СПб.: Серебряный век, 2007. № 23. С. 215–230.
11. «Кроткая» Ф. М. Достоевского и «Бесприданница» А. Н. Островского (сюжетные взаимосвязи) [статья] // Филологические науки. 2008. № 6. С. 4–13.
12. Семантика и идеография условных знаков в черновых рукописях романа Ф. М. Достоевского «Подросток» [статья] // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия Общественные и гуманитарные науки. 2009. Ноябрь. № 10 (104). С. 45–52.
13. Новое имя в черновых набросках к «Дневнику писателя» за 1877 г. Ф. М. Достоевского [статья] // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 7 (112). С. 59–65.
14. История отечественной периодики XVIII века [учебное пособие]. Петрозаводск: Изд–во ПетрГУ, 2009. 180 с.
15. Интермедиальные связи в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» (икона – картина – храм) [статья] // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 139–145.
16. «Дневник писателя» за 1877 год [дополнения к комментарию] // Достоевский: Материалы и исследования / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2010. Т. 19. С. 458–473.
17. Фаустовская сцена в романе Достоевского «Подросток» [статья] // Русская литература. 2010. № 1. С. 171–187.
18. Проблема установления последовательности записей в рукописном тексте Ф. М. Достоевского (на материале романа «Подросток» и «Дневника писателя» за 1876–1877 гг.) [статья] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. III:2 (24). Июль-август-сентябрь. С. 96–106.
19. Библейские аллюзии и цитаты в творчестве Ф. М. Достоевского: художественно-публицистический контекст [статья] // Филологические науки. 2011. № 4. С. 14–22.
20. Образ заходящего солнца в романе «Подросток»: Достоевский и Диккенс [статья] // Русская литература. 2012. № 1. С. 124–132.
21. «Я ставлю запятую, где она мне нужна…» О пунктуации в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского за 1877 год [статья] // Русская речь. 2012. № 5. С. 18–23.
22. Интертекстуальные связи в рукописном тексте Достоевского: постановка вопроса [статья] // Достоевский: философское мышление, взгляд писателя / под ред. Стефано Алоэ. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2012. C. 99–129. (Серия Dostoevsky Monographs; Вып. 3). (1 п. л.).
23. Проблемы текстологического изучения рукописного наследия Ф. М. Достоевского: первые публикации рукописей «Дневника писателя» за 1876 год [статья] // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 2 (29). С. 251–260.
24. Журнальная концепция «Дневника писателя» Достоевского за 1876–1877 гг.: вопросы текстологии и поэтики текста [статья] // Достоевский и журнализм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. С. 179–192. (Серия «DOSTOEVSKY MONOGRAPHS»; Вып. 4).
25. Основы текстологии [учебное пособие]. Петрозаводск: Изд–во ПетрГУ, 2014. 47 с.
26. Особенности творческого процесса Достоевского (На материале рукописей романа «Подросток») [статья] // Достоевский и мировая культура / Общество Достоевского. Московское отделение. М.: Изд. С. Т. Корнеев, 2014. № 31. С. 13–37.
27. Неопубликованные записи к роману Ф. М. Достоевского «Подросток» [статья] // Неизвестный Достоевский: Электронный научный журнал. 2015. № 3. С. 3–21.
28. Специфика функционирования библейского текста в романном сюжете: К проблеме интерпретации библейских цитат и аллюзий в романе Достоевского «Преступление и наказание» [статья] // Проблемы исторической поэтики: Сб. ст. Вып. 13: Актуальные аспекты. Петрозаводск: Изд–во ПетрГУ, 2015. С. 253–270.
29. Христианская тема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблемы изучения [научная монография] / ИРЛИ (Пушкинский Дом ) РАН. М.: Квадрига, 2015. 192 с.
30. Концепция героя в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: христианский аспект образа Раскольникова [статья] // Русская литература. 2016. № 1. С. 64–79.
31. Проблемы публикации рукописного текста Достоевского (на материале черновых рукописей) [статья] // Неизвестный Достоевский: Электронный научный журнал. 2016. № 4. С. 3–22.
32. Графика — семантика — фактография: проблемы текстологии записных тетрадей Достоевского [статья] // Неизвестный Достоевский: Электронный научный журнал. 2016. № 4. С. 23–46 (в соавторстве с Т. В. Панюковой).
33. Французский язык в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»: Текстологические аспекты исследования (на материале рабочих тетрадей) [статья] // Русская литература. 2016. № 4. С. 229–233.
34. N. Tarasova’s Lecture “The Present State of the Study of Dostoevsky” [лекция; перев. на япон. яз.] / Ed. by Japanese Dostoevsky Society; tr. Naohito Saisu // ドストエーフスキイ広場 Dostoevsky Square. 2016. № 25. P. 67–83.
35. Критика текста и проблема «трудных чтений» (на материале черновых записей 1864–1865 годов) [статья] // Русская литература. 2017. № 4. С. 51–61.
36. Графические особенности рукописей Достоевского: материалы для информационной базы данных [статья] // Неизвестный Достоевский: Электронный научный журнал. 2018. № 4. С. 17–69. (в соавторстве с Т. В. Панюковой и М. В. Заваркиной). URL: http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1545737853.pdf
37. Черновой автограф романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: история текста и контекстуальный анализ [статья] // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал / ИМЛИ РАН. 2018. № 4. С. 83—106.
38. Проблемы изучения рукописного и печатного текста романа «Идиот» [статья] // Достоевский и мировая культура: Филологический журнал / ИМЛИ РАН. 2018. № 2. С. 10–43.
39. Цифровой архив Достоевского: проблемы публикации рукописного текста в электронном издании [статья] // Филологические науки. 2019. № 2. С. 81–91.
40. Рецензия на книгу: Богданов Н. Н. Вокруг Достоевского. Поиски, находки, размышления. СПб.: Серебряный век, 2019 [рецензия] // Филологические науки. 2020. № 1. С. 136–140.
41. «Воскресение» и «воскрешение» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» [статья] // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 2. С. 190–216.
42. Текстологический анализ и новые факты истории текста (на материале рукописей Ф. М. Достоевского) [статья] // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал/ ИМЛИ РАН. 2020. № 2(10). С. 153–169.
43. From Graphics to Calligraphy: Textological Study of the Semantics and Poetcis of F. M. Dostoevsky’s The Idiot[статья] // The Dostoevsky Journal. AComparativeLiterature Review. 2020. Vol. 21. P. 24–45.
44. Семантика и идеография рукописного текста Достоевского: от почерка к смыслу [статья] // Неизвестный Достоевский: Электронный научный журнал. 2020. №4. С. 222–292. (В соавторстве с Т. В. Панюковой). URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1607609576.pdf
Онлайн-марафон «Преступление и наказание в каменном веке». Часть пятнадцатая.
Регион: | Воронежская область |
Источник: | ГБУК Воронежской области «Государственный археологический музей-заповедник «Костёнки» |
Адрес: | Хохольский район, с Костенки, ул Кирова, д 6А |
Стоимость: | Бесплатно ₽ |
Категория: | Прочие |
Время проведения: | События завершились |
Место проведения: | Государственный археологический музей-заповедник «Костенки» |
Автор фотографии: Л. Дьякова; Источник: https://www.facebook.com/profile.php?id=100003131508029&sk=photos
Музей-заповедник продолжает онлайн-читку по роману выдающегося археолога-палеолитчика Михаила Аниковича «Закон крови». Главный герой – Мал, имеет под собой археологический прототип – на стоянке Костенки 14 в середине ХХ века было обнаружено погребение молодого человека. Именно о нем и идет речь в произведении.
Перед зрителями разворачивается кульминация наказания преступника. Совершенное преступление поражает своей жестокостью, но и наказание для Мала выбрали не менее суровое.
С новым фрагментом можно познакомить в аккаунтах в социальных сетях и на официальном сайте музея-заповедника.
| / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Образ времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества. Это был очень тяжёлый период в истории нашей страны. Ожидание возрождения России после отмены крепостного права сменилось разочарованием. С особой очевидностью стала видна несправедливость общественного устройства жизни. Именно в эти годы разворачиваются события романа «Преступление и наказание», в котором время и пространство так тесно переплетаются между собой, соединяя все части романа, что перед читателем возникает единая, целостная картина. Добавил: Ristanija
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Образ времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»: |
Готика / Ужасы
| Романтика
| Приключение
| Фантазия
|
Чему «Преступление и наказание» могут научить, чего не может Интернет
В возрасте 28 лет Федор Достоевский, приговоренный к смертной казни за революционную деятельность, предстал перед расстрелом. Молодой писатель и агитатор поцеловал крест, который разносили среди заключенных.Царские солдаты подняли ружья. Тогда всадник ворвался на площадь и объявил о помиловании: осужденных, в том числе Достоевского, отправили на каторгу в Сибирь.
У очень немногих из нас когда-либо будет ужасный, нереальный момент, подобный Достоевскому: убежденный, что он вот-вот умрёт, а затем спасённый в последнюю минуту. Когда Достоевский вернулся из Сибири и написал свои великие романы, его почти смерть отозвалась эхом в его творчестве. Он чувствовал себя обязанным представить убийц и их жертв самым ярким и даже отвратительным образом.
Пребывание наедине с Достоевским и его извращенными, беспокойными персонажами может быть ужасным испытанием. Но все же мы читаем, не в силах оторваться от столь несчастного и чуждого нашим надеждам мира. Достоевский показывает нам, что может сделать для нас чтение книги, чье видение является экстремальным и неудобным: расширить наши знания о других.
Психологи и нейробиологи все чаще обращают внимание на сочувствие как на важную часть того, что делает нас людьми.Нравственная жизнь немыслима без способности отождествлять себя с другими людьми, чувствовать их переживания. Но как насчет людей, внутренняя жизнь которых нам невыносима: мучителей и убийц, которых мы осуждаем как зло, даже бесчеловечное? Каждый день мы глотаем заголовки и жуткие бульварные истории о таких плохих людях, но это вуайеризм, а не выход в другой мир. Достоевский действительно изображает плохих людей бесподобно и на сотнях страниц: террористов, убийц, негодяев.В последнее время психологические исследования показали, что чтение серьезной художественной литературы увеличивает сочувствие, позволяя нам стоять на месте других. Это особенно ценно, когда мы читаем о тех, кто кажется совершенно непохожим на нас: не только о людях другой нации, расы или религии, но и о тех, кто отличается морально, то есть, если использовать неизбежное слово, злом.
Достоевский не единственный среди великих реалистов в своем умении изображать зло. Когда я читаю «Войну и мир » Толстого «», меня всегда больше всего заинтриговал пугающий портрет Наполеона в романе.В руках Толстого Император похож на ребенка-переростка, но он знает только холодное удовлетворение, а не детскую радость. И все же Наполеон Толстого, который способен без колебаний отправить на смерть тысячи людей, остается частью спектра человечества. Он не монстр, а один из нас.
Когда читаешь роман серьезно, ты наедине с его персонажами, слушаешь и чувствуешь как можно внимательнее. Иногда, как в случае с Достоевским, читатель попадает в мир, который может показаться чуждым и даже отталкивающим, но также завораживающим.Мы рады, но чувствуем беспокойство, когда оказываемся в ловушке с людьми, от которых обычно отворачиваемся, злодеями жизни. Иногда телесериал вроде « Во все тяжкие» «» способен, как реалистический роман, заставить нас сочувствовать герою, которого мы также хотим осудить. Но романы, поскольку они требуют, чтобы мы погружались в жизнь других медленнее и тщательнее, чем телевидение или кино, дают нам более полный портрет темной стороны.
Чтение романа заставляет нас испытать жизнь персонажей, которые радикально отличаются от нас, чего мы не можем получить в других формах искусства.Только проведя долгое время в голове персонажа, мы можем узнать что-то обо всем спектре человеческой жизни. Чем больше мы можем это делать, тем лучше мы видим мир, потому что во время чтения мы провели серьезное время с другими людьми.
Романы представляют непохожее, инопланетянина, как противоядие от нашего комфорта и наших повседневных предрассудков. Мы все больше и больше погружаемся в наши мировоззрения. Консерваторы видят все синим, прогрессисты — красным. Кажется, что Интернет создан для того, чтобы подтверждать наше мнение, потому что, когда мы в сети, мы приобретаем привычку искать единомышленников.Мы объединяемся с теми, с кем не согласны, вместо того, чтобы внимательно прислушиваться к противоположным мнениям. Когда Интернет показывает нам ужасы войны и домашнего насилия, мы быстро смотрим и идем дальше. Отвлеченные кадрами ужаса, мы думаем, что следим за ужасными событиями. Но это не так, потому что мы не берем на себя обязательство узнавать о людях, стоящих за ними. Читать роман — значит посвятить себя автору и персонажам. Взгляд на зло и трагедию, к чему нас побуждает Интернет, позволяет нам избежать сложных вопросов о мотивации и человеческой личности, с которыми мы сталкиваемся в романах.
Поскольку Интернет подстраивается под наши прихоти, позволяя нам идти туда, где мы хотим и когда мы хотим, он мешает нам по-настоящему ощутить инаковость так, как это может предложить роман, самая длинная из длинных форм. Роман имеет структуру, а сеть — нет; роман отталкивает и требует, чтобы мы продолжали участвовать. Погрузиться в книгу и подчиниться автору — это шоковое лечение, которое нам необходимо, чтобы избавиться от привычки отвлекаться в сети, которая может лишить нас способности видеть, как люди развиваются с течением времени.Без этой способности мы теряем способность идентифицировать себя с окружающими нас людьми, особенно с теми, кого мы считаем морально беспокоящими.
Читая Преступление и наказание , мы против своей воли сочувствуем убийце Раскольникову. Но Достоевский, помня о своей предвкушении казни, также заставляет нас смотреть на убийство с точки зрения потерпевшего. Достоевский представляет себе, каково на самом деле убить кого-то, чего не делают фильмы, телевидение и онлайн-игры. Раскольников убивает сначала старуху-ростовщика, а затем ее сестру Лизавету, неожиданно прибывшую на место происшествия.Пока Раскольников поднимает топор, автор показывает нам парализованную страхом Лизавету. Мы внезапно видим убийство глазами жертвы после того, как прочувствовали внутреннюю жизнь убийцы на стольких захватывающих страницах.
В обычной жизни мы склонны выбирать сторону. Не хотелось бы думать сразу об убийце и его жертве. Но Достоевский заставляет нас отождествлять себя с обоими. Мы не можем оттолкнуть ни одного из них; наши моральные суждения откладываются, чтобы мы действительно могли видеть жизни других людей.Мы провели так много времени с убийцей, в нашем медленном, увлеченном чтении книги, что мы не можем просто отвергнуть его сейчас. Но мы также знаем, что, пренебрегая святостью человеческой жизни, он совершил непростительное.
Мы нравственные существа, и поэтому мы должны разделить человечество на невинных и виноватых, жертву и злых хищников. Но в таких различиях есть что-то, что отделяет нас от дальнейшего познания. Когда нам не дают выбирать чью-то сторону, как это бывает, когда мы читаем романиста, такого как Достоевский или Толстой, мы узнали кое-что важное: нам нужно выйти за рамки утешительных моральных суждений, если мы действительно заботимся о познании мира.
Через несколько часов после своего воздержания от смерти Достоевский написал в письме к брату: «Жизнь, жизнь везде, жизнь внутри нас … Рядом со мной будут люди, а быть мужчиной среди людей — значит оставаться человеком навсегда … »Эти слова предполагают, что Достоевский знал, что его сверхъестественная сила, с того момента, будет его способность представлять других людей, а также помогать нам вообразить других людей.
Дэвид Микикс — автор книги Медленное чтение в эпоху спешки (Гарвард / Белкнап).Он живет в Бруклине и Хьюстоне, где является профессором английского языка Джона и Ребекки Мур в Хьюстонском университете .
Преступление и наказание: установление и срок
Место действия: Санкт-Петербург, Россия
Преступление и наказание Действие происходит в Санкт-Петербурге, Россия. Санкт-Петербург расположен на средней западной границе России между Финляндией и Эстонией. Это портовый город и крупный культурный центр, который когда-то был столицей России. Он был основан в 1703 году Петром Великим, русским царем конца семнадцатого века (король или государь).Он был построен в основном западноевропейскими и итальянскими архитекторами как «окно в Европу» и содержит каналы, а также улицы.
Достоевский был хорошо знаком с Санкт-Петербургом. Он был отправлен туда в молодом возрасте, чтобы учиться в школе-интернате, прожил там большую часть своей жизни и использовал ее как декорацию для большинства своих романов.Во времена Достоевского в городе происходил стремительный и интенсивный процесс урбанизации, который привел к перенаселению, стесненным условиям жизни, преступности и болезням. В романе он пишет об «особой петербургской вони», вызванной жарким летом, а также о «безвоздушности, суете и штукатурке, строительных лесах, кирпичах и пыли вокруг него».
Однако Санкт-Петербург также выявил литературные способности Достоевского, и он признает, что это важный в культурном отношении город и родина новых идей.Петр Петрович Лужин (богатый жених Дуни, сестры Раскольникова) упоминает о значении Санкт-Петербурга как эпицентра перемен в России, отмечая, что «все новинки, реформы, идеи дошли до нас в провинции, но чтобы увидеть тем более ясно, что нужно быть в Петербурге ». Свидригайлов отмечает, что« [t] здесь мало мест, где так много мрачных, сильных и причудливых влияний на душу человека, как в Петербурге ».
Наконец, Санкт-Петербург известен своими «белыми ночами» с конца мая до начала июля.Поскольку город расположен так далеко на севере, солнце не заходит полностью в летнее время, и небо не темнеет. В этот период город наслаждается знаменитой и необычной ночной жизнью. Достоевский ссылается на этот факт около начала Преступления и наказания , отмечая, что «летом в Санкт-Петербурге нет настоящей ночи».
8 фактов о «Преступлении и наказании», которых вы не знали
Федор Достоевский, картина Василия Перова в 1872 году. | © Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
В этом месяце исполняется 150 лет со дня публикации книги Федора Достоевского «Преступление и преступление». «Наказание », роман, первоначально опубликованный двенадцатью ежемесячными частями в течение 1866 года.Другими словами, это прекрасная возможность освежить свои знания в русской классике. Вот небольшая закуска.
Это, вероятно, самый очевидный факт о Преступление и наказание , но если вы читаете исходный текст или его точный перевод, вы обнаружите, что Достоевский вычеркнул названия большинства упомянутых им мест (ибо Например, «V-й проспект» — это Вознесенский проспект). К счастью, приведенная выше карта, адаптированная с оригинального русского языка хороших специалистов из «Яндекса», должна исправить ситуацию за вас.
Вот и точность: жена Достоевского Анна Григорьевна в своих мемуарах вспоминала, что вскоре после свадьбы писатель отвел ее во двор во время прогулки и показал ей камень, под который его самый известный убийца положил украденные вещи. . Мы считаем, что с тех пор камень исчез, но вы можете найти его сами.
Раскольников — далеко не случайная, скрипучая, зловещая фамилия. Оно происходит от русского слова «раскол», раскол и производного от него раскольники , , что относится к особой группе раскольников, а именно к старообрядцам, которые откололись от Русской Православной Церкви в середине XVII века. век.Между тем, Разумихин происходит от razum — разум, разум, интеллект, — а Лебезятников образован из глагола lebezit , что означает нетерпеливо и суетливо льстить.
Хотя исторический Свидригайлов, насколько нам известно, не был таким же неверным, насильным и растлителем детей, как его вымышленный коллега, у него нет и каких-либо искупительных черт — помогать проститутке Соне и находить дом для ее семья. Настоящего Свидригайлова знали в петербургской газете.Петербург 1860-х годов как приспешник провинциального помещика. Фактически, это имя часто использовалось в разговоре для обозначения типа ненадежного торговца и интригана.
Это особенно заметно, когда Раскольников просматривает бумаги, сидя в трактире, а также в последующем бредовом разговоре, который он ведет с молодым полицейским Замётовым. Точный инцидент, о котором они в итоге заговорили, действительно произошел: история банды из 50 фальшивомонетчиков, в том числе преподавателя университета, была опубликована в Московском вестнике в 1865 году.Как и рассказ о нервном сообщнике, который пошел в банк, вызвал подозрения и провалил всю операцию.
Обложки различных изданий: типография «Случайный дом» 1956 г., оригинальное полное русское издание 1867 г. и современное винтажное издание. | Предоставлено издателями.
Ближе к концу «Преступление и наказание» сестра Раскольникова Дуня ведет памятный разговор со своим потенциальным женихом и бывшим работодателем Свидригайловым, который показывает, что ее брат — убийца.В русском оригинале Дуня в шоке начинает обращаться к мужчине в знакомом втором лице единственного числа, что обычно подходит только для семьи и близких друзей. Это подсказало российским читателям, что их отношения были чем-то большим, чем показалось на первый взгляд. Она заканчивает тем, что пытается застрелить его (конечно), прежде чем сбежать сама, оставив его совершить самоубийство вскоре после этого.
Утопический социализм француза Фурье, очень влиятельный в то время, упоминается в книге. От «фаланстера», концепции, использовавшейся для обозначения будущего общинного общества и высмеиваемой Разумихиным, до прямой цитаты Виктора Консидерана, известного последователя фурьеризма: «Я несу кирпичик всеобщего счастья, и поэтому возникает ощущение мира в моем сердце »- используется Раскольниковым и считая всего персонажа Лебезятникова: его влияние вездесуще.То же самое с нигилизмом, который замечательно проявился во время одного из многих напряженных разговоров между Раскольниковым и Петровичем, а также тех, которые главный герой ведет с Соней.
Возможно, неудивительно, но стоит отметить — Преступление и наказание содержит три важных мемуарных отрывка. Первый — это рассказанный ранее сон, в котором молодой Раскольников становится свидетелем того, как хозяин забивает свою лошадь до смерти; Память по крайней мере частично автобиографична. В своих записях автор сообщает, что он живо помнит лошадь со сломанным дыханием, которую он видел в детстве.
То же самое чувство испытывает персонаж после того, как помог вдове Мармеладова и ее детям — «можно сравнить с ощущением человека, приговоренного к смерти, который внезапно и неожиданно получает помилование». Этот образ полностью отражает почти смертный приговор Достоевскому в 1849 году, когда его приговор был заменен письмом царя за несколько минут до предполагаемой казни после ареста за связь с фурьеристскими кругами.
Наконец, конечно, заключение Раскольникова в Сибирь связано с четырьмя годами, которые Достоевский провел в Омске за политические преступления, упомянутые выше: «Сибирь.На берегу широкой пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе есть крепость; в крепости тюрьма ».
Преступление и наказание Введение | Шмооп
Преступление и наказание Введение
Добро пожаловать в роман, название которого звучит как нечто среднее между игровым шоу и эпизодом из сериала Закон и порядок: SVU … но на самом деле это одно из самых читаемых, наиболее изученных и наиболее известных литературных произведений. в мире.
Давления нет?
На самом деле, лучший способ прочитать Преступление и наказание — это не только почувствовать все это давление, но и упиваться им. Это роман о тисках сильного давления: давления общества, класса, психологии, морали, христианства и того, что значит быть человеком в этом мире.
Легко? Ха. Награждение? О, черт возьми, да … хотя бы потому, что вы можете сказать: «О, Преступление и наказание ? Да, я читал это.
Федор Достоевский впервые опубликовал Преступление и наказание в 1866 году в 12 ежемесячных выпусках в консервативном журнале Русский Вестник ( Русский Вестник ). Роман всегда был популярен, хотя реакция на него может упасть где угодно. по всему спектру
Что, на наш взгляд, является еще одним поводом проглотить эту книгу, как хеллоуинские конфеты вашего кузена на Хэллоуин…. потому что вы просто знаете, что спорный русский роман очень вкусный, беспорядочный и сложный.
Это еще и сверх психологическое. Преступление и наказание — как и большинство сочинений Достоевского — невероятно подвижен и открыт для самых разных интерпретаций. Как предлагает Саймон Карлински в своем эссе «Достоевский как тест Роршаха» (крутое название эссе или самое крутое название эссе?), То, как мы интерпретируем «Преступление и наказание» , может быть отражением нашей собственной психологии. (Источник)
Это что-то вроде викторины BuzzFeed…. но вместо того, чтобы сказать вам, какой вы злодей Диснея, он позволяет вам узнать, где вы попадаете в спектр от «убийцы с топором» до «святого».
Но не волнуйтесь : Преступление и наказание Герой / антигерой — Раскольников — одновременно и немного святой, и много убийца топором. В этом романе рассказывается о его пути от депрессивного бывшего студента к подавленному потенциальному благодетелю, подавленному убийце пожилых женщин и (чуть менее) подавленному влюбленному мужчине.
Звучит скучно? Не думал.Но если вам нужно убедить вас, вы также получите экскурсию по захудалой изнанке Санкт-Петербурга: мы говорим о пьяницах, проститутках и подонках всех мастей. Похоже на документальный фильм VICE . Но на самом деле это даже лучше , потому что, когда Достоевский пишет эту вещь, самые грязные персонажи выглядят немного ангельскими, а самые ангельские персонажи — немного грязными.
Вкратце: персонаж в этом романе — откровенный гений.
Ведь это написал Достоевский: гениальный писатель-фантаст, журналист и издатель.У него также были проблемы с азартными играми, он страдал эпилепсией и имел постоянные финансовые проблемы. Как и герой нашего романа, он отсидел в тюрьме в Сибири. Впрочем, его посадили не за убийство, а за то, что он был членом прогрессивной литературной группы под названием «Петрашевский кружок». (Источник)
Ага. Достоевский был посажен в тюрьму отчасти за то, что был литературным чуваком, который мыслил нестандартно. И Преступление и наказание является убедительным доказательством того, что это обвинение на 100 процентов верно: вы не станете более интенсивным, психологически богатым и структурно инновационным, чем старый добрый C&P.
Что такое преступление и наказание и почему я должен волноваться?
Мы собираемся сказать то, что на поверхности звучит невероятно:
Преступление и наказание должно вас волновать, потому что вы человек.
Фу, да? Мы знаем: это звучит так, как если бы мы просто назвали вас особой снежинкой и заверили вас, что Преступление и наказание принесет больше пользы для вашей особой снежинки, чем чтение каждого когда-либо написанного сборника эссе Куриный суп для души .
Мы хотим сказать следующее: пройдя Преступление и наказание , вы собираетесь , нужно несколько вдохновляющих эссе Куриный суп . Вам нужно , нужно несколько десятков видео YouTube о маленьких ленивцах. Вам понадобится , вам понадобится тот рукав теста для печенья Pillsbury, который остывает в вашем холодильнике.
Потому что Преступление и наказание заставит вас заглянуть глубоко внутрь вашего человеческого, индивидуального существа. И велики шансы, что вам не понравится на 100 процентов то, что вы видите.
(Кстати, насколько уныло мы сейчас говорим по-русски?)
Цитирую The New York Times — , вы знаете, самую уважаемую газету в Америке: об апокалиптическом «. (Источник)
И вот почему: Достоевский не писатель, который разбирается в тонкостях. Но он — это большой человек в целом серой зоне морали — его персонажи населяют как худшие, так и лучшие аспекты человечества … обычно в одно и то же время.В « Преступление и наказание » вы встречаетесь с хладнокровным убийцей, стремящимся помочь несчастным. Вы встречаетесь с растлителем малолетних, который, тем не менее, делает довольно хорошие вещи. Вы встречаетесь с одинокой старухой, которая также полна ненависти. Вы встречаетесь с многострадальной женой пьяницы, которая заставляет свою дочь заниматься проституцией, чтобы семья могла поесть.
По сути, в C&P вы вынуждены противостоять людям в их худших проявлениях … и в их лучших проявлениях. Вы будете колебаться между ненавистью к ним, сочувствием к ним, симпатией к ним и сочувствием к ним.Да: вы посочувствуете убийце с топором и женщине, которая бьет своих детей.
Конечный результат? Долгий и упорный взгляд в зеркало. Потому что то, что вы чувствуете по отношению к этим персонажам, покажет вам масштабы и размах человеческих действий. Без сомнения, это тяжелая штука. Но, в конце концов, мы гарантируем, что вы будете чувствовать себя более милосердным по отношению к человечеству, более осторожным по отношению к человечеству и более человечным.
Уф.
Просто убедитесь, что у вас есть несколько видеороликов с милыми маленькими ленивцами, когда вы закончите.
12 фактов о преступлении и наказании Федора Достоевского
В романе Федора Достоевского 1866 года бывший студент по имени Раскольников планирует и совершает жестокое убийство, чтобы проверить свою теорию о том, что он необычный человек. Его последующее погружение в мучительную вину и духовную суматоху заставило многих рассматривать книгу «Преступление и наказание» как одно из наиболее глубоких психологических произведений художественной литературы.
1. ДОСТОЕВСКИЙ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВОЕННОЙ КАРЬЕРЫ.
Отец будущего автора, хирург на пенсии с суровым и непреклонным характером, организовал для своего сына подготовку к карьере военного инженера. Однако Достоевского всегда тянуло к готической и романтической литературе, и он очень хотел попробовать свои силы как писатель. Несмотря на то, что Достоевский окончил Военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге в 1834 году и получил звание младшего лейтенанта, Достоевский подал в отставку, чтобы полностью посвятить себя своему делу.
2. ЕГО РАННЯЯ РАБОТА ХВАЛИЛА ЗА ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ.
В 1846 году Достоевский опубликовал свою первую повесть « Бедный народ ». В письмах говорится, что бедный клерк обменивается любовью с такой же бедной девушкой, которая согласилась выйти замуж за никчемного, но богатого жениха, история описывает тяжелое психологическое напряжение бедности. Достоевский подарил копию другу, который показал ее поэту Николаю Некрасову. Оба были потрясены глубиной и эмоциональностью книги, и сразу же привлекли внимание к книге Виссариона Белинского, ведущего литературного критика России.Белинский назвал Достоевского следующим великим русским талантом.
3. ДОСТОЕВСКИЙ ОТЛУЧИЛ ВРЕМЯ В ТЮРЬМЕ.
Примерно в то время, когда он написал Бедный народ , Достоевский начал посещать дискуссии с другими молодыми интеллектуалами о социализме, политике и крепостном праве, российской системе, которая держала сельских рабочих под контролем богатых землевладельцев. В 1849 году Достоевский и другие участники дискуссионной группы были арестованы по подозрению в революционной деятельности. Он провел несколько месяцев в убогой тюрьме, а затем был вывезен на городскую площадь, где его расстреляли.В последний момент царь получил помилование; вся эта шарада была частью наказания. Этот опыт оказал на него огромное влияние, подтвердив его глубокие религиозные убеждения и вдохновив на моральные вопросы, поднятые в Преступление и наказание .
4. ИСХОДНО,
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ИМЕЕТСЯ СКАЗАТЕЛЬ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.Достоевский задумал Преступление и наказание как повествование от первого лица и исповедь. В конце концов он переключился на всеведущий голос от третьего лица, который погружает читателя прямо в измученную психику главного героя.
5. ПРОТАГОНИСТ КНИГИ, Раскольников, был не единственным, у кого были проблемы с деньгами.
Его создатель, Достоевский, боролся с постоянной зависимостью от азартных игр, которая часто вынуждала его писать поспешно, чтобы он мог выплатить свои игровые долги. Вскоре после публикации «Преступление и наказание » Достоевский опубликовал полуавтобиографический рассказ « Игрок ».
6. РАСКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗУЕТ ТОПОР — ТРАДИЦИОННОЕ ОРУЖИЕ РУССКОГО КРЕСТЬЯНА.
Более чем за столетие до того, как Патрик Бейтман ушел. Американский психопат Раскольников с помощью топора убил ростовщика Алену Ивановну, скупую, но беззащитную старуху, и ее несчастную младшую сестру Лизавету Ивановну.Согласно книге Джеймса Биллингтона «Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры» , топор представляет собой основополагающий инструмент русской цивилизации — средство, с помощью которого человек покоряет лес, и символ труда. Таким образом, выбор оружия Раскольниковым впоследствии высмеивается преступниками-крестьянами, с которыми он отбывает наказание за убийство в Сибири. Поскольку Раскольников — образованный мыслитель, ему говорят: «Ты джентльмен! Не надо было ходить топором на работу; это совсем не то, что нужно джентльмену.”
7. РАСКОЛЬНИКОВ РАЗДЕЛЕН ПО ИМЕНИ.
Раскол означает «раскол» или «раскол». Это относится к разногласиям, имевшим место в Русской Православной Церкви в 17 веке. Достоевский был ярым христианином, который старался внедрить в свои произведения православные символы; имя «Раскольников» также является удачным выбором для раздвоения личности, которое может проявить себя как сверхчувствительный интеллектуал или маньяк, размахивающий топором.
8. РАСКОЛЬНИКОВ — ПРОТИВОРЕЧИЕ НРАВСТВЕННЫХ И НЕММОРАЛЬНЫХ ИМПУЛЬСОВ.
Обладая щедростью и героизмом, Ракольников становится жертвой собственной идеологии. Его опьяняет мысль о том, что он может совершить конкретное убийство с моральной безнаказанностью, потому что финансовые доходы, которые он получает от этого, позволят ему использовать свои выдающиеся таланты на благо человечества — тем самым оправдывая свое жестокое преступление. Тем не менее, на суде над его убийством всплывают подробности того, как он оказал обширную помощь своему сокурснику, заболевшему туберкулезом. Когда чахоточный студент умер, Раскольников помогал обездоленному отцу молодого человека, а затем, когда он умер, оплатил его похороны.
9. РАСКОЛЬНИКОВ ПОЛУЧИЛ СВЕТОВОЙ ПРИГОВОР.
В начале XIX века телесные наказания (например, порка ветвями деревьев) за серьезные преступления были типичными, но к тому времени, когда Достоевский написал Преступление и наказание , движение к реформе набирало обороты. Ссылка в Сибирь на определенное количество лет, иногда с каторжными работами, стала обычным наказанием за умышленное убийство. Относительно легкий приговор Раскольникову к восьми годам, возможно, был вызван доброжелательными чертами характера, проявившимися на суде.Раскольникову помогают другие факторы: он признался добровольно, «не воспользовался украденным», и было решено, что он страдал «ненормальным психическим состоянием», когда совершил преступление.
10. ОТЗЫВЫ БЫЛИ СМЕШАННЫМИ.
Преступление и наказание , впервые появившееся в журналах, сразу же привлекло всеобщее внимание. Однако не все были фанатами; среди менее почтительных были политически радикальные студенты, которые, казалось, считали, что роман приписывает им склонность к убийству.Один критик задал следующий риторический вопрос: «Был ли когда-нибудь случай, когда студент совершал убийство с целью ограбления?»
11.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПРИНЯТО БОЛЕЕ 25 ФИЛЬМОВ …Немой фильм 1923 года « Раскольников », снятый немецким режиссером Робертом Виене (который также снял шедевр экспрессионистов « Кабинет доктора Калигари »), дебютировал в 1923 году как одна из первых экранизаций романа. За ним последовало еще много фильмов и телесериалов, включая американские, японские, финские, индийские, советские и британские.
12. … НО НЕ АЛЬФРЕДОМ ХИЧКОКОМ.
Это произошло не потому, что Хичкок считал роман ниже его таланта. Как написал Джонатан Коу в The Guardian , кинорежиссер Франсуа Трюффо однажды спросил Хичкока, почему он никогда не сделает киноверсию фильма Преступление и наказание . «В романе Достоевского очень много слов, и все они имеют функцию», — ответил Хичкок. «Чтобы действительно передать это в кинематографических терминах, заменив письменное слово языком камеры, нужно было бы снять 6-10-часовой фильм.Иначе ничего хорошего не будет «.
NRS: ГЛАВА 194 — ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ К НАКАЗАНИЮ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ
[Ред. 21.12.2019 10:56:04 AM — 2019]
ГЛАВА 194 — ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ К НАКАЗАНИЮ ЗА ПРЕСТУПНОСТЬ
НРС 194.010 человек способный к совершению преступлений.
НРС 194.020 Лица подлежит наказанию.
NRS 194.040 Юрисдикция государства по поводу публичных преступлений, совершенных индейцами или против них в районах Индийская страна.
_________
НРС 194.010 Лица, способные к совершению преступлений. Все наказанию подлежат лица, за исключением лиц, принадлежащих к следующим классов:
1. Детский возраст до 8 лет.
2. Дети в возрасте от 8 лет. и 10 лет, если ребенку не предъявлено обвинение в убийстве или сексуальном преступлении, как определено в NRS 62F.100.
3. Дети в возрасте от 8 лет. и 14 лет при отсутствии четких доказательств того, что на момент совершения деяние, предъявленное им, они знали его противоправность.
4. Лица, совершившие деяние, обвиняются или совершил бездействие в состоянии безумия.
5. Лица, совершившие действие или совершившие упущение, обвиненное в незнании или фактической ошибке, что опровергает любые преступный умысел, когда для составления преступления требуется конкретное намерение.
6. Лица, совершившие деяние, обвиняются не осознавая этого.
7. Лица, совершившие действие или совершившие упущение, обвиненное в результате несчастного случая или случайно, когда оказывается, что не было злого умысла, намерения или виновной халатности.
8. Лица, если преступление не наказуемо со смертью, кто совершил действие или допустил бездействие под угрозой или угроз, достаточных, чтобы показать, что у них были разумные основания полагать, и они считают, что их жизнь будет в опасности, если они откажутся, или что они получить тяжелые телесные повреждения.
[1911 C&P 3; RL 6268; NCL 9952] — (NRS A 1979, 145; 1981, 1660; 1995, 2467; 2001 Специальная сессия, 136; 2003, 1480; 2015, 787)
НРС 194.020 Лица, подлежащие наказанию. В следующие лица, за исключением случаев, предусмотренных в NRS 194.010, подлежат наказанию:
1. Лицо, совершающее в Государстве какие-либо преступление, полностью или частично.
2. Лицо, совершающее за пределами штата любое действие, которое, если бы оно было совершено, было бы воровством, и впоследствии было бы обнаружено в государстве с любым украденным имуществом.
3. Лицо, которое, находясь за пределами государства, советует, побуждает, обеспечивает, помогает или подстрекает к совершению преступления в этом Государство.
4. Лицо, находящееся за пределами штата, похищает или похищает, силой или обманным путем, любое лицо, вопреки законам место, где совершено действие, и доставляет, отправляет или переправляет такое лицо в это государство.
5. Лицо, совершившее действие без Государство, которое затрагивает людей или собственность в пределах Государства, или общественное здоровье, морали или порядочности государства, которые, если бы они были совершены в пределах государства, были бы преступление.
[1911 C&P 2; RL 6267; NCL 9951]
НРС 194.040 Юрисдикция государства в отношении публичных преступлений, совершенных против индейцев в районах индийской страны.