Какой век древняя русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Древняя Русь • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Аудиолекции

i

1/8

Читает Федор Успенский

Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии

Как скандинавский род стал русской династией

Читает Федор Успенский

Расшифровка

Поделиться:

    2/8

    Читает Петр Стефанович

    Крещение Руси и наследие язычества

    Почему Владимир выбрал христианство

    Читает Петр Стефанович

    Расшифровка

    Поделиться:

      3/8

      Читает Сергей Иванов

      Византия и Русь

      Что и зачем заимствовала Русь у Константинополя

      Читает Сергей Иванов

      Расшифровка

      Поделиться:

        4/8

        Читает Павел Лукин

        Древний Новгород: от призвания варягов до республики

        Как была устроена Новгородская республика и была ли она демократией

        Читает Павел Лукин

        Расшифровка

        Поделиться:

          5/8

          Читает Дмитрий Добровольский

          Что такое древнерусская литература

          Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве»

          Читает Дмитрий Добровольский

          Расшифровка

          Поделиться:

            6/8

            Читает Александр Преображенский

            Первые святые и рождение русской иконы

            Кого и за что канонизировали в первые века после крещения Руси — и как их изображали

            Читает Александр Преображенский

            Расшифровка

            Поделиться:

              7/8

              Читает Федор Успенский

              Русь между Западом и кочевниками

              Как русские князья породнились с западными королями и степными вождями

              Читает Федор Успенский

              Расшифровка

              Поделиться:

                8/8

                Читает Антон Горский

                Монгольское иго и его последствия

                Как Орда изменила Русь

                Читает Антон Горский

                Расшифровка

                Поделиться:

                  Где узнать больше про Древнюю Русь

                  Ключевые образы Древней Руси

                  Русская культура

                  Русская история

                  Западная культура

                  Западная история

                  Общий таймлайн

                  Готовы проверить свои силы?

                  Сложный тест для тех, кто хочет проверить свои знания

                  Партнеры проекта

                  Древняя Русь

                  IX–XIV века

                  Истоки русской культуры

                  Куратор: Федор Успенский

                  Московская Русь

                  XV–XVII века

                  Независимость и новые территории

                  Куратор: Константин Ерусалимский

                  Петербургский период

                  1697–1825

                  Русская культура и Европа

                  Куратор: Андрей Зорин

                  От Николая I до Николая II

                  1825–1894

                  Интеллигенция между властью и народом

                  Куратор: Михаил Велижев

                  Серебряный век

                  1894–1917

                  Предчувствие катастрофы

                  Куратор: Олег Лекманов

                  Между революцией и войной

                  1917–1941

                  Культура и советская идеология

                  Куратор: Илья Венявкин

                  От войны до распада СССР

                  1941–1991

                  Оттепель, застой и перестройка

                  Куратор: Мария Майофис

                  Радио ArzamasНемцы против Гитлера

                  Новый курс Татьяны Тимофеевой — о том, как военная элита, христианские круги, интеллектуалы и простые немцы сопротивлялись режиму национал-социалистов и почему это было сложно

                  ДРЕВНЯЯ РУСЬ И ФРАНЦИЯ В XI ВЕКЕ СУДЬБА РУССКОЙ ЦАРЕВНЫ АННЫ ЯРОСЛАВНЫ

                  События, о которых пойдет речь, охватывают двухсотлетний отрезок — X-XI века — истории Франции и России. Об этом периоде и особенно о судьбе русской царевны Анны Ярославны (1032-1082) в последние десятилетия немало написано. Но, к сожалению, и журналисты и литераторы подходили к теме без достаточного научно-исторического анализа. В предлагаемой статье выбран подход от частного к общему, метод дедукции. Он позволяет через описание отдельных событий более ярко и образно представить картину исторического развития. Воссоздать образы одаренных, исключительных для своего времени людей, а главное — посмотреть на женщину в средневековом обществе, на роль, которую она играла на фоне основных событий, характеризующих ту эпоху. К таким событиям относятся изменение границ государств, преобразование институтов власти, ускорение денежного обращения, усиление роли церкви, строительство городов и монастырей.

                  Великий князь Ярослав Мудрый — строитель. Реконструкция по сохранившимся фрагментам фрески Софийского собора в Киеве. Время его правления считается ‘Золотым веком’ Киевской Руси.

                  Киевский Софийский собор в XI веке. Современная реконструкция.

                  Золотые ворота ‘города Ярослава’ в Киеве (реконструкция С. А. Высоцкого).

                  Члены семьи Ярослава Мудрого, изображенные на фресках киевского Софийского собора.

                  Генрих I, король Франции. Надгробие в церкви Сен-Дени.

                  Анна Ярославна, королева Франции. Скульптура из монастыря Святого Винцента в Санли. Внизу подпись королевы: ‘Ана Ръина’ — ‘Анна королева’.

                  Старинная миниатюра, запечатлев осаду одной из крепостей, дает представление о бесконечных войнах, которые шли в раннем Средневековье.

                  Лишь спустя 86 лет после смерти королевы Анны в Париже, на острове Сите, начали возводить грандиозный собор, получивший название ‘Собор Парижской богоматери’.

                  Открыть в полном размере

                  ЖЕНЩИНА И КОНСОЛИДАЦИЯ ВЛАСТИ

                  В Х веке в России произошло объединение многих славянских племен (их было более тридцати) в единое Древнерусское государство. При этом интересно проследить социально-экономические и иные причины, вызвавшие тогда изменения в истории Франции и России. Они почти одинаковы. От раннефеодальной раздробленности обе страны переходят к централизованной власти. Это обстоятельство особенно важно, поскольку общепризнано, что до нашествия монголов Древняя Русь развивалась по законам, единым с Европой.

                  Это было время, когда важнейшее, основополагающее значение приобретает власть. Изначально она имела как бы «домашний», придворный характер. В исторических документах того периода традиционно освещается власть мужчины на разных уровнях и конечно же как главы государства. О присутствии рядом с ним женщин говорят только их имена и даты жизни. О роли, ими исполняемой, можно судить лишь косвенно, по тем конкретным событиям, что происходили в стране и во дворцах государей. И тем не менее особая роль женщины уже тогда была очевидна. Даже церковь (как институт), определяя место духовной власти в государстве, использовала образ женщины-матери и объявила, что церковь — это мать, которая дает людям духовную жизнь через своих верных сынов-епископов.

                  Власть и ее формы в государстве устанавливались прежде всего на основе имущественных, экономических отношений, но и под влиянием неравенства. Опыт неравенства традиционно приобретался в семье, в семейных взаимоотношениях. Поэтому неравенство мужчины и женщины воспринималось как ниспосланное свыше, сотворенное Богом — как разумное распределение обязанностей. (Лишь с XVIII века под влиянием революционных идей и идей Просвещения понятие неравенства начинает рассматриваться с негативных позиций.)

                  Отношения супругов (особенно во властных, государственных сферах) означали, что женщинам, вступающим в брак, определен один лишь долг — защищать интересы мужа и помогать ему. Исключение составляли вдовы, которые после потери супруга выполняли роль главы семьи, а иногда и государства. Тем самым от «женских» обязанностей они переходили к исполнению обязанностей «мужских». Такую миссию с успехом выполняла лишь женщина, обладающая талантом, характером, волей, например великая княгиня Ольга, новгородская посадница Марфа, вдовствующая царица Елена Глинская. .. Однако и здесь речь не идет о «равенстве женщин», ибо перед нами, по сути, понятие иного порядка.

                  С возникновением крупных феодальных империй потребовалась строгая преемственность власти. Именно тогда встал вопрос о контроле за институтом брака. Чье слово будет при этом решающим? Короля, священников? Оказалось, что главное слово часто оставалось за женщиной, продолжательницей рода. Увеличение семьи, заботы о подрастающем потомстве, о его физическом и духовном развитии и о том положении, которое оно займет в жизни, как правило, ложились на плечи женщин.

                  Вот почему так много значил выбор невесты, будущей матери наследников. От этого выбора зависели то место и влияние, которые мать могла приобрести в семье, а не только благодаря уму и таланту. Немалую роль играло и ее происхождение. Если же говорить о семьях государей, то здесь важна была степень отношения жены к царскому роду своей или иной страны. Именно этим во многом определялись международные и экономические отношения между государства ми Европы. Вынашивая царское дитя, женщина воссоединяла две родительские крови, две родословные, предопределяя не только характер будущей власти, но часто и будущее страны. Женщина — супруга и мать — уже в раннее Средневековье была основой миропорядка.

                  ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ ПРИ КНЯЖЕСКОМ ДВОРЕ

                  На Руси, так же как и в Европе, брачные союзы составляли важную часть внешней политики. Семейство Ярослава I, названного Мудрым (годы великого княжения: 1015-1054), породнилось со многими королевскими домами Европы. Его сестры и дочери, вступив в брак с европейскими королями, помогали Руси устанавливать дружественные отношения со странами Европы, решать международные проблемы. Да и формирование менталитета будущих государей во многом определялось мировоззрением матери, ее родственными связями с королевскими дворами других государств.

                  Будущие великие князья и будущие королевы европейских государств, вышедшие из семьи Ярослава Мудрого, получили воспитание под надзором матери — Ингигерды (1019-1050).

                  Ее отец — король шведский Олав (или Олаф Шетконунг) — дал в приданое дочери город Альдейгабург и всю Карелию. Скандинавские саги передают подробности женитьбы Ярослава на принцессе Ингигерде и замужества их дочерей. (Пересказ некоторых из этих скандинавских саг сделала С. Кайдаш-Лакшина.) Легенды и мифы, вошедшие в сборник «Круг земной», подтверждают упомянутые исторические события. Несомненно, родственные и дружественные связи великой княгини Ингигерды оказали влияние на брачные союзы дочерей. Королевами европейских стран стали все три дочери Ярослава: Елизавета, Анастасия и Анна.

                  Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Гарольда, в юные годы служившего ее отцу. Чтобы быть достойным Елизаветы Ярославны, Гарольд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поэтически поведал нам А. К. Толстой:

                  Гарольд в боевое садится седло,
                  Покинул он Киев державный,
                  Вздыхает дорогою он тяжело:
                  «Звезда ты моя, Ярославна!»

                  Гарольд Смелый, совершив походы на Константинополь, Сицилию и в Африку, с богатыми дарами вернулся в Киев. Елизавета стала женой героя и королевой Норвегии (во втором замужестве — королевой Дании), а Анастасия Ярославна — королевой Венгрии. Об этих браках было уже известно во Франции, когда княжну Анну Ярославну посватал король Генрих I (он царствовал с 1031 по 1060 год).

                  Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), — за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян. Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 год).

                  Путь Ярослава к великокняжескому престолу был далеко не прост. Первоначально отец, Владимир Красное Солнышко (980-1015), посадил Ярослава княжить в Ростове Великом, потом в Новгороде, где уже через год Ярослав решил стать самостоятельным государем обширной Новгородской земли и освободиться от власти великого князя. В 1011 году он отказался посылать в Киев по 2000 гривен, как это делали до него все новгородские посадники.

                  Когда Ярослав княжил в Новгороде «под рукою» Владимира, появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной ее стороне изображен Христос, на другой — Святой Георгий, покровитель Ярослава. Эта первая чеканка русских монет продолжалась до смерти Ярослава Мудрого. В ту пору Древняя Русь находилась на одном уровне развития с соседними европейскими странами и играла заметную роль в формировании облика средневековой Европы, ее политической структуры, экономического развития, культуры и международных отношений.

                  После смерти Владимира Красное Солнышко между его сыновьями развернулась упорная борьба за великокняжеский престол. Победил в конце концов Ярослав, ему исполнилось тогда 37 лет. И надо было быть воистину Мудрым, чтобы раз за разом преодолевать многочисленные противостояния удельных князей во имя объединения Руси: за свою жизнь Ярослав несколько раз завоевывал престол великого князя и терял его.

                  В 1018 году он заключил союз с Генрихом II Германским — то был высокий уровень международных отношений Руси. Не только Генрих II считал за честь вести переговоры с Русью, но и Роберт II Благочестивый, король французский, отец будущего мужа Анны Ярославны. Два государя договаривались в 1023 году о реформе церкви и установлении среди христиан мира Божьего.

                  Правление Ярослава Мудрого — время экономического процветания Руси. Это дало ему возможность украшать столицу по примеру Константинополя: в Киеве появились Золотые ворота, Софийский собор, в 1051 году был заложен Киево-Печерский монастырь — высшая школа русского духовенства. В Новгороде в 1045-1052 годах возвели храм Святой Софии. Ярослав Мудрый, представитель нового поколения грамотных, просвещенных христиан, создал большую библиотеку русских и греческих книг. Любил и знал церковные уставы. В 1051 году Ярослав сделал русскую православную церковь независимой от Византии: самостоятельно, без ведома Константино поля, назначил русского митрополита Иллариона. Ранее митрополиты-греки назначались только византийским патриархом.

                  АННА ЯРОСЛАВНА — КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ

                  Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Послы короля Франции, недавно овдовевшего Генриха I, отправились в Киев весной, в апреле. Посольство продвигалось медленно. Кроме послов, ехавших верхом, кто на мулах, кто на лошадях, обоз составляли многочисленные повозки с припасами на долгий путь и повозки с богатыми дарами. В подарок князю Ярославу Мудрому предназначались великолепные боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши…

                  На ладьях спустились по Дунаю, потом на лошадях прошли через Прагу и Краков. Путь не самый ближний, но самый проторенный и безопасный. Эта дорога считалась наиболее удобной и многолюдной. По ней шли торговые караваны на восток и на запад. Возглавлял посольство шалонский епископ Роже из знатного рода графов Намюрских. Вечную проблему младших сыновей — красное или черное — он решил, выбрав сутану. Незаурядный ум, знатное происхождение, хозяйская хватка помогли ему успешно вести земные дела. Его дипломатические способности не раз использовал король Франции, посылая епископа то в Рим, то в Нормандию, то к германскому императору. И теперь епископ приближался к цели своей великой исторической миссии, на тысячелетия вошедшей в историю.

                  Кроме него в посольстве был епископ города Мо, ученый богослов Готье Савейер, который станет вскоре учителем и духовником королевы Анны. Французское посольство прибыло в Киев за невестой, русской княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Брат Анны, Всеволод Ярославич, встречал послов и легко объяснялся с ними на латыни.

                  Прибытие Анны Ярославны на землю Франции обставили торжественно. Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс. Король в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев Анну, улыбнулся. К чести высоко образованной русской княжны надо сказать, что она свободно владела греческим языком, да и французский выучила быстро. На брачном контракте Анна написала свое имя, ее же супруг король вместо подписи поставил «крестик».

                  Именно в Реймсе с давних времен короновали французских королей. Анне была оказана особая честь: церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. Уже в начале своего королевского пути Анна Ярославна совершила гражданский подвиг: проявила настойчивость и, отказавшись присягать на латинской Библии, принесла клятву на славянском Евангелии, которое привезла с собой. Под влиянием обстоятельств Анна затем примет католичество, и в этом дочь Ярослава проявит мудрость — и как французская королева, и как мать будущего короля Франции, Филиппа Первого. А пока на голову Анны была возложена золотая корона, и она стала королевой Франции.

                  Приехав в Париж, Анна Ярославна не сочла его красивым городом. Хотя к той поре Париж из скромной резиденции каролингских королей превратился в главный город страны и получил статус столицы. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый; она сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев.

                  ДИНАСТИЯ КАПЕТИНГОВ УКРЕПЛЯЕТСЯ НА ПРЕСТОЛЕ

                  В начале XI века во Франции на смену династии Каролингов пришла и утвердилась династия Капетингов — по имени первого короля династии Гуго Капета. Через три десятилетия королем из этой династии стал будущий муж Анны Ярославны Генрих I, сын короля Роберта II Благочестивого (996-1031). Свекор Анны Ярославны был человеком грубым и чувственным, однако церковь ему все прощала за набожность и религиозное рвение. Он считался ученым богословом.

                  Вступление на престол Генриха I не обошлось без дворцовой интриги, в которой главную роль играла женщина. Роберт Благочестивый был женат дважды. С первой женой, Бертой (матерью Генриха), Роберт по настоянию отца развелся. Вторая жена, Констанца, оказалась женщиной мрачной и злобной. Она потребовала от мужа, чтобы он короновал в качестве соправителя их юного сына Гуго II. Однако принц бежал из дома, не вынеся деспотичного обращения матери, и стал грабителем на дорогах. Он умер совсем юным, в 18 лет.

                  Вопреки интригам королевы соправителем отца в 1027 году стал смелый и энергичный Генрих I, коронованный в Реймсе. Констанца возненавидела пасынка лютой ненавистью и, когда умер его отец — Роберт Благочестивый, попыталась низложить молодого короля, но тщетно. Именно эти события заставили Генриха подумать о наследнике, чтобы сделать его своим соправителем.

                  Овдовев после первого брака, Генрих I решил жениться на русской княжне. Главный мотив такого выбора — желание иметь крепкого, здорового наследника. И второй мотив: его предки из дома Капетов были в кровном родстве со всеми соседними монархами, а церковь возбраняла браки между родственниками. Так судьба предназначила Анну Ярославну продолжить королевскую власть Капетингов.

                  Жизнь Анны во Франции совпала с экономическим подъемом в стране. Во время царствования Генриха I возрождаются старые города — Бордо, Тулуза, Лион, Марсель, Руан. Процесс отделения ремесла от земледелия идет быстрее. Города начинают освобождаться от власти сеньоров, то есть от феодальной зависимости. Это повлекло за собой развитие товарно-денежных отношений: налоги с городов приносят государству доход, который способствует дальнейшему укреплению государственности.

                  Важнейшей заботой мужа Анны Ярославны было дальнейшее воссоединение земель франков. Генрих I, как и его отец Роберт, вел экспансию на восток. Внешняя политика Капетингов отличалась расширением международных отношений. Франция обменивалась посольствами со многими странами, в том числе с Древнерусским государством, Англией, Византийской империей.

                  Верный путь укрепления власти королей состоял в приращивании, увеличении королевских земель, превращавших королевский домен в компактный комплекс плодородных земель Франции. Домен короля — это земли, на которых король полновластен, здесь ему принадлежали право суда и реальная власть. Этот путь осуществлялся с участием женщин, через продуманные брачные союзы членов королевской семьи.

                  Чтобы укрепить свою власть, Капетинги утвердили принцип наследственности и соправительства королевской власти. Для этого наследника, сына, приобщали, как уже говорилось, к управлению страной и короновали еще при жизни царя. Во Франции в течение трех веков именно соправительство сохраняло корону.

                  Роль женщин в поддержании принципа наследования была немалая. Так, жена государя после его смерти и перехода власти к малолетнему сыну становилась регентшей, наставницей молодого короля. Правда, это редко обходилось без борьбы между дворцовыми группировками, которая иногда приводила к насильственной смерти женщины.

                  Практика соправительства, утвердившаяся во Франции, использовалась и на Руси. Например, в 969 году Ярополк, Олег и Владимир стали соправителями отца, великого князя Святослава I Игоревича. Иван III (1440-1505) объявил соправителем старшего сына Ивана от первого брака, но вторая жена, византийская принцесса Софья из семьи Палеологов, осталась недовольна этим. После ранней загадочной смерти сына, Ивана Ивановича, Иван III назначил соправителем своего внука Дмитрия Ивановича. Но и внук и невестка (супруга покойного сына) попали в ходе политической борьбы в опалу. Тогда соправителем и наследником престола был объявлен сын, рожденный Софьей, — Василий Иванович.

                  В тех же случаях, когда такой порядок нарушался и отец раздавал сыновьям уделы, после его смерти начиналась братоубийственная борьба — путь к феодальной раздробленности страны.

                  ТРУДНАЯ ДОЛЯ КОРОЛЕВЫ-МАТЕРИ, ЕСЛИ ОНА ВДОВА

                  Овдовела Анна Ярославна в 28 лет. Генрих I умер 4 августа 1060 года в замке Витри-о-Лож, недалеко от Орлеана, в разгар приготовлений к войне с английским королем Вильгельмом Завоевателем. Но коронование сына Анны Ярославны, Филиппа I, как соправителя Генриха I состоялось еще при жизни отца, в 1059 году. Генрих умер, когда юному королю Филиппу исполнилось восемь лет. Филипп I царствовал почти полвека, 48 лет (1060-1108). Он был умным, но ленивым человеком.

                  Завещанием король Генрих назначил Анну Ярославну опекуншей сына. Однако Анна — мать молодого короля — осталась королевой и стала регентшей, но опекунство, по обычаю того времени, она не получила: опекуном мог быть только мужчина, им и стал шурин Генриха I граф Фландрский Бодуэн.

                  По существовавшей тогда традиции вдовствующую королеву Анну (ей было около 30 лет) выдали замуж. Вдову взял в жены граф Рауль де Валуа. Он слыл одним из самых непокорных вассалов (опасный род Валуа и раньше старался низложить Гуго Капета, а потом Генриха I), но тем не менее всегда оставался приближенным к королю. Граф Рауль де Валуа — сеньор многих владений, да и воинов имел не меньше, чем король. Анна Ярославна жила в укрепленном замке мужа Мондидье.

                  Но есть и романтическая версия о втором замужестве Анны Ярославны. Граф Рауль влюбился в Анну с первых дней ее появления во Франции. И только после смерти короля осмелился открыть свои чувства. Для Анны Ярославны на первом месте был долг королевы-матери, но Рауль проявил настойчивость и похитил Анну. Со своей прежней женой граф Рауль расстался, уличив ее в неверности. После развода брак с Анной Ярославной был заключен по церковному обряду.

                  Жизнь Анны Ярославны с графом Раулем была почти счастливой, ее беспокоили лишь отношения с детьми. Любимый сын, король Филипп, хотя и относился к матери с неизменной нежностью, но в ее советах и участии в королевских делах уже не нуждался. А сыновья Рауля от первого брака, Симон и Готье, не скрывали своей неприязни к мачехе.

                  Анна Ярославна овдовела во второй раз в 1074 году. Не желая зависеть от сыновей Рауля, она покинула замок Мондидье и вернулась в Париж к сыну-королю. Сын окружил стареющую мать вниманием — Анне Ярославне было уже больше 40 лет. Младший ее сын, Гуго, женился на богатой наследнице, дочери графа Вермандуа. Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа.

                  ВЕСТИ ИЗ РОССИИ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

                  О последних годах жизни Анны Ярославны мало что известно из исторической литературы, поэтому интересны все имеющиеся сведения. Анна с нетерпением ожидала вестей из дома. Вести приходили разные — то плохие, то хорошие. Вскоре после ее отъезда из Киева умерла мать. Через четыре года после смерти жены, на 78-м году жизни, скончался отец Анны, великий князь Ярослав.

                  У старого больного Ярослава не хватило решимости оставить верховную власть кому-то одному из сыновей. Европейский принцип соправительства им не был использован. Свои земли он поделил между сыновьями, завещая им жить в согласии, почитая старшего брата. Владимир получил Новгород, Всеволод — Переяславль, Вячеслав — Суздаль и Белоозеро, Игорь — Смоленск, Изяслав — Киев, а поначалу и Новгород. Таким решением Ярослав заложил новый виток борьбы за великокняжеский престол. Трижды смещали Изяслава, дважды возвращался на престол любимый брат Анны Всеволод Ярославич.

                  От брака Всеволода с дочерью византийского императора Анастасией в 1053 году родился сын Владимир, племянник Анны Ярославны, который войдет в историю как Владимир Мономах (великий князь киевский в 1113-1125 годах).

                  Анне Ярославне жилось теперь тоскливо, ее больше не ждали никакие значительные события. Ушли из жизни отец и мать, многие братья, родные и близкие люди. Во Франции умер ее учитель и наставник епископ Готье. Погиб муж любимой сестры Елизаветы, король Норвегии Гарольд. Не осталось никого, кто некогда прибыл с юной Анной Ярославной на французскую землю: кто умер, кто возвратился на Русь.

                  Анна решила путешествовать. Ей стало известно, что старший брат, Изяслав Ярославич, потерпев поражение в борьбе за киевский престол, находится в Германии, в городе Майнце. Генрих IV Германский был дружен с Филиппом I (оба конфликтовали с Папой Римским), и Анна Ярославна отправилась в путь, рассчитывая на добрый прием. Она напоминала осенний лист, оторвавшийся от ветки и гонимый ветром. Прибыв в Майнц, узнала, что Изяслав уже перебрался в город Вормс. Настойчивая и упрямая, Анна продолжила путешествие, но заболела в дороге. В Вормсе ей сообщили, что Изяслав уехал в Польшу, а его сын — в Рим к Папе. По мнению Анны Ярославны, не в тех странах следовало искать друзей и союзников для Руси. Огорчения и болезнь сломили Анну. Она умерла в 1082 году в возрасте 50 лет.

                  Возникновение раннесредневековых государств

                  Перейти к содержимому

                  Сложные вопросы возникновения государств в Древней Руси и Средневековой Европе были в центре внимания конференции 2012 г. Материалы опубликованы

                  Древняя Русь и Средневековая Европа: возникновение государств
                  Под ред. Татьяны Джексон Серия
                  : Древнейшие государства Восточной Европы 2014
                  Издательство Университета Дмитрия Пожарского 2016
                  ISBN 978-5-91244-147-9

                  Ежегодник: Древнейшие государства Восточной Европы 2014, посвящен проблеме возникновения и формирования средневековых государств. В него вошли доклады, сделанные на Международной конференции «Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств» (ИВИ РАН, 2012). Основные задачи тома – представить общетеоретическое состояние современных исследований ранних государств и осветить историю конкретных государственных образований в Европе, в том числе и Древней Руси.

                  СОДЕРЖАНИЕ:

                  Введение. Елена Мельникова. Генри Дж. М. Классен.

                • Политическая антропология о происхождении государства. Николай Николаевич Крадин

                Происхождение и формирование средневековых европейских государств

                • Миграции и государственное образование в раннем средневековье: Взгляд с Запада. Генрих Харке.
                • Строительство кургана и государственное строительство: поэтический дискурс. Мартин Карвер.
                • Возвращение в английское государство, ок. 700–1100. Гренвилл и Г. Астилл
                • Norðvegr – Норвегия: от морских королей к сухопутным. Дагфинн Скре.
                • Политические устройства булгар в IV–IX вв. : от вождества к раннегосударственному. Цветелин Степанов.
                • Истоки восточнославянского государственного устройства. П.П. Толочко.
                • Происхождение Руси и вопрос о балто-финской роли в этом процессе. Марика Мяги.
                • Гнездово как раннегородской центр в эпоху становления раннерусского государства: некоторые проблемы его интерпретации. Н.В. Ениосовой и Т.А. Пушкина.
                • К вопросу о формировании посаднического строя на Руси. А.А. Горский
                • Этапы формирования государства в Западной Померании. Б.Н. Флория.

                Русь и Западная Европа

                • История как пропаганда, протоосновной миф и «трактат времени» в долгом одиннадцатом веке (ок. 1000 – ок. 1130) Джонатан Шепард.
                • Западные миссионеры в Восточной Европе, 962–1009 гг. Ян Вуд.
                • Оттонцы и Киевская Русь. Был ли Киев объектом оттоновской политики в Восточной Европе? Анджей Поппе.
                • Брачный союз Генриха I, короля Франции, и Анны, дочери Ярослава Мудрого, князя Киевского: причины, предпосылки, последствия. Александр Мусин.

                Византийский Херсон

                • Императорское управление Херсоном: от архонтии к катепанату (свидетельства печатей) Николай Алексеенко.
                • От фемы Климата к феме Херсонской: характеристика византийской военно-административной модели в Таврике середины IX – начала X вв. В.Е. Науменко.

                Рецензии

                • Новое издание древнейших смоленских грамот XIII-XIV веков (по изданию А. Иванова и А. Кузнецова). Автор Любовь Столярова. 507
                • Библиографические материалы (2006–2014 гг.)
                • Сокращения
                • Заметки об участниках

                ПОДПИСАТЬСЯ

                Получайте наши еженедельные новости о средневековых исследованиях, книгах и выставках

                Адрес электронной почты *

                Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности для получения дополнительной информации.

                Почему Россия постоянно коверкает историю?

                Склонность к политическому мифотворчеству и откровенной фальсификации истории — одна из отличительных черт современной России. Однако это не является чем-то уникальным для путинского преступного режима. Это просто продолжение многовековой империалистической политики сначала Российской империи, а затем и Советского Союза.

                Помните, как в 2014 году информационное пространство было завалено многочисленными историями, якобы доказывающими историческую принадлежность Крыма России? Или утверждение, что украинцы и русские — « один народ»? » Это яркие примеры того, как Россия прибегает к упорному мифотворчеству и фальсификациям истории для прославления себя и оправдания своих агрессивных противоправных действий.

                В этой статье мы рассмотрим корни этого явления и попытаемся объяснить его мотивы.

                Как возник в России ревизионизм истории?

                В своей статье « Современная история как инструмент политического манипулирования », Анатолий Подольский писал: «Властные структуры (…) используют исторические истории прошлого для достижения своих текущих, тактических или стратегических политических целей».

                Россия давно занимается фальсификацией прошлого. Одним из первых примеров является «Иллюстрированная летопись Ивана Грозного». Номинально документ представлял собой летопись Московского царства с древнейших времен до наших дней, но с «поправками» на текущую политическую ситуацию.

                Последний том летописи, известный как «синодальный список», описывает правление Ивана Грозного. Однако в документ регулярно вносились поправки в зависимости от того, кого царь в данный момент любил или не любил из своего окружения. В какой-то мере можно провести параллель с отношением советского правительства к новой истории в 1930-е и 1950-е годы.

                Например, некоторые историки считают, что боярский бунт 1533 года был отчасти вымышленным, поскольку упоминается только в «синодальном списке». Борьба за престол после смерти Василия III действительно имела место, и Елена Глинская с помощью бояр нейтрализовала брата Василия III Дмитрия Ивановича, князя Дмитровского. Но она была вдовой царя, пытавшейся сохранить свое положение.

                Впрочем, это мелочь по сравнению с тем, что произошло дальше.

                Россия начала формироваться как имперское образование при царе Петре I. Его правление было направлено на модернизацию отсталой политической системы, концентрацию власти в руках «самодержца» и укрепление его позиций на международной арене. Со временем это правило стало отождествляться с «изначальным мифом» о «величии» России после длительного периода «смутного времени» и бурной консолидации Московского царства в XVII веке. Это один из примеров русского исторического мифотворчества.

                В 1701 году Петр I издал указ об изъятии письменных памятников порабощенных народов. В основном это касалось европейской части империи. Ограничение доступа к историческим памятникам дает свободу действий для манипуляций. Так составлена, например, Радзивилловская летопись, в которую входит «Повесть временных лет». Он стилистически отличается от памятников рассматриваемого периода.

                Через несколько царей и дворцовых переворотов Российскую империю возглавил Софи Огюст Фридерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, более известная как Екатерина II.

                За время ее правления Российская империя расширила свои границы, ведя многочисленные войны. Она захватила Крым и почти всю южную часть Украины, части современной Грузии и Латвии, несколько раз разделяла Речь Посполитую. Экспансия стала движущей силой системного исторического ревизионизма.

                Екатерина понимала историю не только как науку о прошлом. Для нее это был еще и важный политический инструмент, способный повлиять на судьбу многих будущих поколений. По словам ее статс-секретаря Александра Храповицкого, Екатерина потратила много времени на изучение и обсуждение различных исторических документов, чтобы создать всеобъемлющую историю Российской империи.

                Екатерина II ясно изложила свои внутренние мотивы в письме, которое она написала Григорию Потемкину в мае 1790 года:

                «Российское очарование я хранила всю свою жизнь. Поэтому неудивительно, что я не могу молча терпеть или скрывать нанесенные ей оскорбления и обиды, как это делали мы до сих пор ради минутного предостережения, требующего этого. Однако очень часто подавляя такие чувства внутренней горечи, мы еще больше их усиливаем».

                В своем письме Фридриху Гримму в марте 1783 г. Екатерина отмечала, что делит русскую историю на «пять эпох»: «1. [Россия] развивающаяся; 2. разделенный; 3. угнетенный; 4. победоносный; 5. процветающий».

                Такая периодизация навеяна работами Августа Людвига фон Шлёцера (историка, известного как сторонник «норманнской теории происхождения Руси»).

                По мнению Екатерины, так называемая «вторая эпоха» охватывала период с первой половины девятого века до второй половины двенадцатого века. Этот период представлял для Екатерины особый концептуальный интерес. В письме Фридриху Гримму она даже изложила свой план обобщения этого периода:

                1. революционных событий;
                2. последовательных изменений порядка вещей;
                3. населения и финансов;
                4. договоров и документов;
                5. примеров намерений или пренебрежения со стороны правителей и последствия;
                6. замечаний о том, как это можно было предотвратить;
                7. примеров мужества и других выдающихся достоинств;
                8. особенностей различных дефектов и их последствий.

                Позднее в том же году, 4 декабря 1783 года, Екатерина II издала указ об учреждении «комиссия по составлению заметок по древней истории, в основном России» под председательством графа Андрея Шувалова. Задача заключалась в том, чтобы реализовать екатерининское видение истории.

                Зачем России понадобился исторический ревизионизм и фальсификация истории?

                В статье « Интерпретация истории как инструмент манипулятивного воздействия на общественное сознание » Анатолий Михненко и Михаил Месюк отмечают, что «человек, ничего не помнящий из истории своих коллективов (народа, страны, семьи) получает исключен из команды и совершенно беззащитен перед манипуляциями. Это предварительное условие для возможных настроек и замены предмета. Если люди быстро забудут реальность, любая проблема может быть неверно истолкована вне контекста реального мира».

                Это всесторонне объясняет, почему Российской империи нужна «правильная история» для настоящего и будущего.

                Как концептуальное единство государство и его народ опираются не только непосредственно на настоящее, но и на прошлое как совокупность документальных свидетельств. В глобальном плане прошлое определяет, «кто мы есть» и «куда мы идем», т. е. история консолидирует и идентифицирует.

                По этой причине преемственность прошлого играет существенную роль в политическом пространстве. Прошлое определяет репутацию государства и создает соответствующий информационный фон, придающий смысл (или окраску) его действиям. Это то, что Джордж Оруэлл называл « контроль настоящего ».

                Тем не менее, необходимы соответствующие документальные свидетельства, чтобы иметь преемственность истории от прошлого к настоящему.

                Российское государство не имело исторических памятников для удовлетворения своих имперских амбиций. В связи с этим Екатерина II в 1783 г. учредила «комиссию для заметок». Основу работы комиссии положил Герхард Миллер, собрав различные исторические памятники из Сибири и Поволжья, а затем сформировав главный архив Московии.

                Технически комиссия занималась отбором исторических документов для формирования связного повествования об истории страны.

                До этого, в 1790 году, Екатерина намеревалась попросить Сенака де Мелиана, чиновника, бежавшего из революционной Франции, написать историю России XVIII века, в частности екатерининского царствования.

                В черновике письма русскому резиденту в Венеции А. Мордвинову Екатерина изложила свое намерение доказать единство развития Российской империи и европейских стран сверх установленных фактов, особенно до царствования Петра I.

                В этом контексте следует упомянуть Василия Татищева и его «Российскую историю», впервые изданную в 1768 году (Август Шлецер, чьи труды повлияли на екатерининское видение истории, способствовал изданию труда Татищева).

                Татищев стремился составить всеобъемлющую хронологию страны («сводную летопись») с использованием всех возможных источников. По словам Татищева, он просто скопировал тексты из разных источников в один документ.

                Однако к его работе с источниками возникает много вопросов. Татищев злоупотреблял анахроничными, старорусскими стилизациями, которые часто указывали на авторские выдумки.

                Алексей Толочко отмечает, что Татищев работал с известными источниками, но для целостной «отчетности» «кое-что добавил» в местах, где не хватало фактов. Толочко приводит в пример Иоакимовскую летопись, оригинал которой утерян и на которую ни разу не ссылались в других памятниках того периода.

                Что было не так с русской историей с точки зрения Екатерины II?

                Переписывание истории Екатериной II преследовало две цели.

                Сначала нужно было срочно «обеляет» неоднозначные события прошлого. Ведь значительная часть русской истории с 13 по 15 века была связана с Монгольской империей.

                Например, Александр Невский сыграл решающую роль в 240-летнем подчинении Московии монголам. Московское царство платило дань монгольским ханам и сражалось на их стороне в военных походах. Такая связь выглядит постыдной для номинально «прогрессивного европейского государства». Из-за этого был придуман нарратив о «монгольском иге». Коллекция исторических памятников Поволжья Герхарда Миллера пригодилась для «корректировки» повествования.

                В отличие от Франции, Австро-Венгрии, Литовского княжества и Великобритании русское государство не имело сакраментального, «великого древнего основания» , которое придавало бы империи солидность.

                Киевская Русь была в этом плане очень удобным решением. В «Иллюстрированной летописи Ивана Грозного» упоминается о связи Московского царства с Киевской Русью, но без достаточных доказательств. Суздальское княжество стало Суздальской Русью, а Москва якобы была основана при участии киевских князей. В своей статье «Как Московия присвоила себе историю Киевской Руси» Ярослав Дашкевич отмечал, что москва упоминается только в третьей переписи Золотой Орды (1272 г.), но не в первой (1237-1238 гг.) и второй (1254-1259 гг.).) переписи.

                Второй целью ревизионизма было номинальное оправдание его агрессивной экспансионистской политики и территориальных претензий.

                « историческая принадлежность » тех или иных земель кажется лучшим аргументом в пользу банального «потому что хочу». Вспомните российскую риторику в 2014 году, когда они вторглись в Крым.

                Кроме того, преподавание « исправленного » истории будущим поколениям должно задушить национально-освободительные движения порабощенных народов (в частности, украинского народа). В этом корень мифологии « одна нация » и другие идеи « освобождения.

                Комиссия формально завершила работу в 1792 г. Им в основном удалось концептуализировать основные направления русской истории в имперский нарратив. Это создало благодатную почву для дальнейших манипуляций с историей в XIX и XX веках.

                Выводы

                Россия начала заигрывать с историческим ревизионизмом и откровенной фальсификацией истории в XVI веке, чтобы «обелить» репутацию страны и оправдать ее всегда агрессивную политику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *