Престолонаследие на Руси – порядок передачи власти
Наследование престола правнуки Рюрика решали довольно просто – убийством других конкурентов, то есть братьев, дядей и т. д. Такая мясорубка не могла продолжаться дальше, поэтому, наученные ошибками отцов и дедов, умудрённые князья решили договориться, как власть будет переходить между поколениями и от одного претендента к другому.
Содержание
- 1 Лествичное право
- 2 Особенности изменений
- 3 Ранние Рюриковичи
- 4 Триумвират Ярославичей
- 5 Любечский съезд
- 6 Престолонаследие потомства Мономаха
- 7 Престолонаследие в других княжествах
Лествичное право
Применялось во второй половине XI века. Основной принцип этого правила заключается в том, что с начала власть распределяется от старшего брата по старшинству к младшим братьям. Далее, идёт наследование детям старшего брата. Но лишь при условии, что не останется никто из поколения старшего брата, то власть перейдёт к следующему по старшинству сыну самого старшего брата из первого поколения. Довольно простая схема, если представить по горизонтали братьев, а по вертикали их сыновей.
Особенности изменений
В истории ранней русской монархии были особенные события, когда от лествичного права отступали, и на княжение приходил другой человек. Например, нередки были случаи наследования трона по женской линии. Считалось, что муж может наследовать княжение через жену, которая приходится правителю дочерью, то есть муж становится названным сыном князя. Так же такая особенность работала в отношении внуков и внучек.
В дальнейшей истории Российского государства появляется такое определение, как майорат – это особый порядок наследования, при котором право на престол получает самый старший представитель правящего рода, ветки.
Ранние Рюриковичи
Феодальная раздробленность ведёт своё начало от разветвления рода Рюрика, легендарного великого князя, пришедшего из западных земель, положившего начало монархии на Руси. После смерти его внука Святослава Игоревича, власть разделяется на Олега, Ярополка и Владимира. В междоусобице выживает только последний. К сожалению, именно лествичное право чаще всего было предметом споров, так как амбиции потомков великих князей не давали им смириться с тем, что власть передаётся не им, а брату отца.
Триумвират Ярославичей
Подразумевалось, что младшие братья должны признавать старшего, как своего отца, когда тот был на престоле. Скорее всего, это и были первые попытки центрирования Киевской власти, которые предпринимал Ярослав Мудрый в 1054 г. Сам же триумвират существовал во время правления Киевской Русью тремя братьями Ярославичами: Изяслав, Святослав и Всеволод. С утроенной силой братья продолжают дело своего отца: объединить в кулак всё окрайные русские волости, а также ведут борьбу за земли с другими ответвлениями рода Рюрика.
Любечский съезд
Предпосылки этого знакового собрания русских князей заключались в том, что междоусобицы не приносили княжествам ничего, кроме разрухи. Фиктивная причина съезда было заключение мирного договора между братьями Олегом Гориславичем с одной стороны и Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем с другой. На съезде было решено, что потомок правителя наследует только его земли. Если во владении у князя-отца было несколько княжеств, то все они переходят князю-сыну неразрывно, как одна земля. Ранее это право было ограничено тем, что земли наследовались лишь определённой ветвью рода Рюриковичей.
Престолонаследие потомства Мономаха
Старшее поколение наследников планировали не отдавать власть младшим братьям, а сделать передачу власти вертикальной, от отца к сыну. Последние взбунтовались и стали всячески противодействовать старшим Мономаховичам. Но, вскоре оказалось, что, таким же образом, младшие собирались удержать в своих владениях починенные им княжества. Итогом прений стало частичное признание одной из ветки династии как постоянных претендентов на киевский трон, то есть право первородства имело место быть в виде исключения в лествичном праве.
Престолонаследие в других княжествах
Бардак, который сопровождал феодалов Руси на протяжении практически всего XI века, затронул не только главные линии династии Рюриковичей, но и другие ветви правящего рода. Из-за постоянных междоусобиц между претендентами на престол трудно было соблюдать порядок наследования, так как наследник часто не доживал до «коронации».
В каждом княжестве были свои особенности наследования власти. Например, на киевские земли претендовали сразу несколько домов. Поэтому правящему князю, на тот момент, приходится отбиваться от амбициозных сородичей, которые планируют завладеть всей землёй Киева, оставив действующей главе лишь столицу. На защиту территорий поднимается вся правящая ветвь, либо Великий князь сам пытается отбиться от родственников. В первом случае князья редко моли договориться между собой, так как одни желают остаться правящим родом, а другие преследуют свои личные интересы в конфликте. Отсюда возникает огромное количество распрей, из-за которых Киев был разрушен в 1169 году.
В Черниговском княжестве ситуация с престолонаследием была немного проще, так как чаще всего трон уступался мирно, но предыдущий правитель продолжал контролировать обширные территории княжества. Такой расклад устраивал всех и как таковой грызни за черниговский трон не было.
Использованная литература
- Соловьёв С. М. – «История России с древнейших времён»
- Карамзин Н. М. – «История государства Российского»
Сложности очередного порядка наследования престола на Руси
Эпиграф: престол переходил от отца к старшему сыну – это понятно. Но что же означал на Руси «лествичный» порядок наследования?
Мы продолжаем путешествие по истории древней Руси. В статьях «О военной подготовке славян» и «Об одежде древних славян кратко» подчеркивались особенности славянской самобытности. Теперь говорим о вариантах наследования, которые усложнились на Руси в период феодальной раздробленности, породив много обид и кровавых противоречий.
Вспомним, что Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря. Статья «О князе Олеге Вещем кратко». Малышу было рано управлять государством. За него правил Олег Вещий (степень родства с Рюриком учеными точно не установлена). Можно было бы назвать Олега регентом. Но мы знаем, что регентство заканчивалось при совершеннолетии сына прошлого правителя. Кстати, на Руси совершеннолетие наступало не в 18 лет, а сразу после женитьбы. В этом случае, Олег должен был передать престол Игорю.
Но мы видим другую картину. Князь Игорь женился на Ольге в 903 году, но Олег продолжал править до 912 года. К тому времени Игорю было уже около 35 лет. Затем правили Игорь, Ольга, Святослав, Ярополк, Владимир Креститель, Святополк Окаянный. Соблюдалось правило перехода великокняжеского престола к самому старшему из присутствующих наследников. Вспомним, как Борис и Глеб признали великим князем своего двоюродного брата Святополка по праву старшинства. Святополк был сыном Ярополка – брата Владимира Крестителя. Статья «О князе Владимире кратко».
В тяжелой борьбе за власть с 1015 по 1019 годы Святополка Окаянного победил Ярослав Мудрый. Статья «О Ярославе Мудром кратко». Карты «Древняя Русь IX – XI веков. Русь 1015 – 1113 годов. Правление Ярослава». Он правил Русью сначала совместно с братом Мстиславом Тьмутараканским (пока тот не умер в 1036 году), затем единолично.
Передача престола от отца к старшему сыну и далее по старшинству была во многих странах мира. Но на Руси с середины XI века сложилась «лествичная» система передачи престола (лествица – лестница в древности).
Кратко изложу, в чем ее смысл по схеме: Киев – Чернигов – Переяславль. Например, живут три брата. Старший сидит на престоле в столичном Киеве. Средний брат вместе со своей свитой правит в Чернигове. Младший со свитой в Переяславле.
Вдруг, умирает старший брат. Тогда его дети и вся администрация должны освободить Киев для среднего брата из Чернигова. Соответственно младший брат со своей администрацией переезжал в Чернигов из Переяславля. Такая схема существовала более века. Карта «Русские княжества в конце XII века».
Обидно было детям старшего брата – они теряли все привилегии. Ведь княжеская власть передавалась не старшему сыну, а старшему мужчине во всем роде (чаще всего брату). Теперь старший сын умершего Великого князя мог вступить на престол только после смерти всех братьев своего отца! Представьте, сколько на Руси было недовольных таким «лествичным» порядком. Междоусобные войны разгорались и не утихали десятки лет.
Мы могли бы критиковать этот вариант, указав на более простой – передача престола от отца к старшему сыну (как в других странах). Но, дорогие мои, покажите страну, где не было междоусобных войн, уничтоживших десятки городов и тысячи жизней! Статьи: «Вандалы едут в гости», «Подробности трагедии 455 года», «Лизать или перегрызть», «Перед Троянской войной».
Вывод простой – какую систему не придумай, как ни старайся, все равно «куча» недовольных будет протестовать. Такова человеческая природа. Путешествие по истории Руси будет продолжено.
Содержание многих понятий Вы можете найти в Тезаурусе нашего сайта. Об исторических личностях можете узнать в рубрике Персоналии. В конце каждой статьи есть вопрос с шутливыми вариантами ответов. Правильный ответ Вы найдете очень легко. Удачи Вам!
Средневековая Россия, сказки и история
Действие «Обрученной сестры» происходит в средневековой России, где дочь короля Гарольда II Гита (Тея в романе) выдается замуж двоюродным братом ее отца, королем Дании Свейном, за принца Руси. правящая семья, династия Рюриковичей, основанная в десятом веке. Какую землю открыла Тея около 1070 г.?
Средневековая Россия всегда представлялась мне страной сказок, снега, замков и саней. На самом деле с годами я был настолько очарован русскими сказками, что создал Тею, героиню «Обрученной сестры», как рассказчицу. Уместно, что на девичьем празднике перед свадьбой с Владимиром Мономархом я ввожу конкурс на рассказывание сказок, так как в этом рассказе я стремился к «сказочной» атмосфере. Эти события произошли так давно, что узнать, что случилось с Теей, было сложно. Однако с воображением и тщательным исследованием времени я построил для нее возможную историю.
Средневековая Русь сильно отличалась от англо-саксонской Англии, еще одного чрезвычайно культурного общества. При этом многие изгнанники из англо-саксонского мира оказались в Киеве и Новгороде после нормандского завоевания. Если Москва и существовала, то это была простая деревня, совершенно незначительная. Киев, центр Русского царства, был космополитичным и богатым за счет торговли по Днепру с Византией. Новгород тоже был столь же богат, и обнаружение в Новгороде березовых табличек со списками покупок и любовными письмами, относящимися к этому периоду, предполагает высокий уровень грамотности, который часто встречается в устоявшихся богатых обществах.
Тея отплыла в страну, где Церковь уже стала вторым институтом. По мере того, как правящая династия Рюриковичей формировала зарождающееся Русское государство, правители смотрели на Византию в поисках ряда культурных влияний, связанных с христианством. Таким образом, прекрасным примером является развитие русского православного вероучения и литературы, находящейся под сильным влиянием византийского стиля.
Письменность и грамотность существовали на Руси в Х веке. Восточнославянский язык использовался для практической, административной и личной письменной корреспонденции прикладного типа. Под греческим православным влиянием церковнославянский язык опирался на славянские слова и грамматику и использовал их в византийском стиле, став литургическим и формальным литературным языком Киевской Руси. С середины XI века грамотность и тексты стали более распространенными. Священнослужители использовали греческие формы в качестве моделей для своих композиций. Летописи, фиксирующие первую письменную историю Руси, были написаны на церковнославянском языке. Это дало племенам, составлявшим Русское государство, общий культурный фон. Это также дало династии Рюриковичей идеологическую основу для исключительного правления Киевской Русью. Большая часть этой литературы сегодня вызывает восхищение. «Слово о полку Игореве» — эпическая поэма, написанная на старославянском языке и описывающая поход князя Игоря на половцев в XII веке. Оно единодушно признано высшим достижением русской литературы киевской эпохи. Поэтому, чтобы не остаться в неведении на своей новой земле, Тея научилась читать и писать на литературном языке своей приемной страны.
Согласно Русской хронике, частично записанной в Киеве, в годы, охватываемые моим рассказом, в одиннадцатом веке преобладали годы братоубийства, часто связанные с битвами русов против куманов, собирательное название для проживания степных племен на границах Руси. Воюющие княжеские братья-русы будут искать поддержки у этих организованных, изощренных и милитаристских пограничных племен. Такое соперничество между членами семьи ее мужа преследовало первое десятилетие Теи на Руси. Все дело было в престолонаследии в Киеве. Член семьи, коронованный великим князем Киевским, правил Русским царством.
Принципом престолонаследия Киева было то, что престол наследовал старший из князей Рюриковичей их поколения. Таким образом, он мог перейти к дяде, а не к старшему сыну старшего сына. Братья и племянники вскоре оспорили этот порядок старшинства, установленный прадедом князя Владимира, другим Владимиром. Например, определялся ли старшинство хронологическим возрастом или статусом жены? Русские князья были моногамны, но, несмотря на войны, казалось, что многие русские князья рано овдовели и женились повторно, иногда на куманских принцессах, не говоря уже о династических браках с великими европейскими семьями. Тея вышла замуж в такой ситуации. В 1068 г. старшему князю Изяславу, жениху ее дяди Владимира, бросил вызов его двоюродный брат Всеслав. Это имело военный исход, который длился несколько лет.
В начале брака Теи с князем Владимиром, сыном младшего брата, был период острых споров о престолонаследии Киева. В конце концов, в 1078 году отец Владимира занял престол, но был втянут в сражения со своими племянниками, которые считали, что должны унаследовать престол от своего отца, второго дяди Владимира.
Тея, к сожалению, умерла до того, как ее муж унаследовал киевский престол от своего отца в 1113 году. Муж Теи стал ключевой фигурой в династической политике, которым восхищались как лидером, поскольку он провел серию успешных походов против степных племен, обеспечив безопасность Южные границы Руси. Сыновья Теи один за другим следовали за своим отцом как великие князья и в свою очередь становились правителями Руси. На самом деле Тея — много раз удаленная прабабушка Романовых, русской царской семьи, правившей Россией в первые годы двадцатого века. Можно также сказать, что, хотя династия Годвинов не удерживала Англию в 1066 году, старшая дочь короля Гарольда, Гита/Гита/Тея, оставила им долгое царственное наследство.
Обрученная сестра издается Accent Press для всех электронных устройств и в мягкой обложке. Ее можно купить во всех хороших книжных магазинах.
Путин выступает за Православную Церковь в фильме, посвященном празднованию годовщины Киевской Руси
Global
Как недавние документальные фильмы показывают склонность России к евразийству и византинизму.
Петр Ельцов
После боя Игоря Святославича с половцами (1880 г.) экспонируется в Третьяковской галерее в Москве. (Wikimedia Commons)
На этой неделе Украина, Россия и Беларусь отмечают 1025-летие христианизации Киевской Руси, средневекового государства, существовавшего между 9 и 13 веками, которое, в зависимости от исторической и политической позиции, как предшественник этих трех народов. В России к празднованию этой важной годовщины был выпущен документальный фильм « Второе христианство Руси» 9.0036 . Этот фильм, наряду с другими недавними событиями, показывает, как политическая культура современной России склоняется в сторону византизма и евразийства, политических течений, противопоставляющих Россию и Запад и подчеркивающих роль Восточной Православной Церкви в построении российской идентичности. В то время как византизм изображает Россию как политическую и культурную наследницу Византийской империи, евразийство отводит России мессианскую роль в соединении Востока и Запада.
Произведено митрополитом Волоколамским, председателем Отдела внешних церковных связей Иларионом Алфеевым, Вторая христианизация Руси была показана на прошлой неделе на государственном телеканале Россия-1. Название говорит само за себя: годы после распада Советского Союза изображаются как время великого религиозного возрождения в России, то есть возвращения русской православной веры. Президент России Владимир Путин на протяжении всего фильма говорит о значении Восточной Православной Церкви для построения новой духовной идентичности России. Путин говорит, что в детстве его крестила мать втайне от отца и что это событие повлияло на него на всю оставшуюся жизнь. «После распада Советского Союза возник духовный вакуум… истинные ценности — это религиозные ценности… возвращение к религии знаменует собой естественное возрождение русского народа», — говорит он в фильме.
Патриарх Кирилл, который также выступает на протяжении всего фильма, изображается как духовный лидер русского народа. И Путин, и Кирилл явно отказываются от принципа отделения церкви от государства, предлагая сотрудничество между Русской православной церковью и Российским государством. Предполагаемая религиозность России противопоставляется упадку религии на Западе. Патриарх предлагает построить в Москве еще 200 церквей. Ни слова о том, что Москва сегодня является крупнейшим мусульманским городом Европы после Стамбула.
Как это ни парадоксально, но несмотря на понятную критику советского периода (когда религия жестоко подавлялась коммунистической властью), фильм напоминает советскую пропаганду. Ни одного критического комментария о роли Русской Православной Церкви в истории не делается. Поддержка крепостного права, сожжение книг, участие в погромах и отлучение Льва Толстого от церкви должны были быть незначительными событиями. Патриарх много говорит о важности строительства русских православных церквей в Сибири, не упоминая о постсоветском возрождении коренных религий и самобытности в этой части страны.
Этот фильм связан с другим документальным фильмом, показанным на том же телеканале несколько лет назад. Под названием «Падение империи: урок Византии » он проводит параллели между Византией и Россией. Автор фильма, архимандрит Тихон Шевкунов, якобы является священником, к которому приходит исповедоваться Владимир Путин. Шевкунов, рассказчик фильма, постулирует, что Византия превосходила Запад как в культуре, так и в экономике. «Варварский» Запад, по его словам, стал «цивилизованным и капиталистическим» только после планомерного разграбления Константинополя. Утверждают, что русские захватили главное сокровище Византии: православную веру. Таким образом, для процветания, утверждает Шевкунов, Россия не должна доверять ни Западу, ни Востоку. Утверждается, что Запад унаследовал ненависть к ценностям России. Шевкунов даже неявно намекает на институт президентства США, высмеивая тех византийских императоров, которые пробыли у власти всего четыре года.
Оставляя в стороне вопрос исторической достоверности, нельзя не поразиться тому, насколько непосредственны и многочисленны исторические аналогии этого фильма. Отделение сербов и болгар от Византии преподносится как спровоцированное Западом с целью ослабления империи (очевидный намек на независимость Косово и вступление в НАТО ряда славянских народов). Ренессанс изображается как странное явление (имплицитная критика влияния западной массовой культуры на русские эстетические ценности). Императора, сдерживавшего власть олигархов, превозносят как великого патриота (четкая параллель с крестовым походом Путина против олигархов: Михаила Ходорковского, Владимира Гусинского и Бориса Березовского).
Учитывая, что ни один из этих фильмов не был бы показан на подконтрольном государству телеканале без политической поддержки на высоком уровне, заявление Путина о том, что «Россия — неотъемлемая и органическая часть Большой Европы и европейской цивилизации» является наглым лицемерием . За европеизм русской культуры выступали многие русские интеллектуалы, в том числе патриарх русской интеллигенции, покойный академик Дмитрий Лихачев, идеи которого разделяли Горбачев и Ельцин. Сегодня Россия рассматривается ее лидерами как великая и уникальная империя с обширными геополитическими интересами. У него нет ни настоящих союзников, ни друзей: и Восток, и Запад якобы жаждут получить контроль над его огромными территориями и природными ресурсами.
В связи с этим неудивительно, что в последние годы в России наблюдается рост интереса к идеям историка Льва Гумилева, называвшего себя «последним евразийцем». В прошлом году широко отмечалось и отмечалось 100-летие со дня рождения Гумилева. Сын двух известных русских поэтов, Гумилев сильно пострадал от советского гнета. 18 лет (1938-1956) — большую часть юности — провел в ГУЛАГе. Однако его концепции, в том числе модная идея «пассионарности» (термин, который он придумал для обозначения критической способности нации к выживанию и процветанию), были развенчаны многими профессиональными историками. Гумилев называет славянские и тюркские народы «сверхэтносом», а европейцы, по его словам, веками находились в состоянии «инерции и затемнения» (термины, которые Гумилев употребляет для обозначения исторически «незначительных» наций). Жизнеспособный этнос, по Гумилеву, определяется через его исконные земли. Следовательно, «паразитный этнос» или «паразитарное государство» либо лишены, либо теряют свои корни.
При этом печальная реальность такова, что все большее число политиков и национальность» — знаменитый политический лозунг графа Сергея Уварова (1786–1855) — мог бы работать и сегодня. Интересно, заботит ли их вообще то, что Николай I (1796–1855), при котором Уваров был министром культуры, наиболее известен за жестокое обращение с декабристами — русскими аристократами-революционерами, пытавшимися в 1825 году ввести в России либо республику, либо конституционную монархию.