Какое произведение не является басней квартет свинья под дубом – Олимпиада по литературному чтению для 4 класса.

Олимпиада по литературному чтению для 4 класса.

Олимпиада по литературному чтению. 4 класс.

1. Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность? 
а) былина 
б) сказка 
в) басня 
г) роман 

2. Восстановите повторы из сказок: 
жили — … 
хлеб — … 
чудо — … 
царство — …

3. Какое произведение не является басней?
а) Квартет 
б) Свинья под дубом 
в) Лиса, заяц и петух 
г) Слон и Моська 

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро «Красная ________________________” 
Рассказ В. Бианки «Оранжевое ________________________” 
Рассказ В. Осеевой «Синие ______________________” 
Рассказ А. Куприна «Белый _________________________” 
Сказ. повесть А. Волкова «Желтый _________________________” 
Сказка Ш. Перро «Синяя _______________________”

5. Соедини литературное произведение о его автора:

С. Михалков Сказка о потерянном времени 
Н. Некрасов Винни-Пух и все-все-все 
В. Губарев Маленький принц 
А. Толстой Королевство кривых зеркал 
С. Я. Маршак Приключения капитана Врунгеля 
А. де Сент-Экзюпери Праздник непослушания 
А. Некрасов Золотой ключик 
А. Милн Кузька 
Е. Шварц Дедушка Мазай и зайцы 
В Александрова Кошкин дом

6. Узнай по описанию. Назови автора и название произведения:

«Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове. Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все препятствия” ______________________________________________________

7. Составь толковый словарь : 
ланиты — ____________________ десница -________________________ 
чело — ______________________ шелом — _________________________ 
кичка — _____________________ перст — _________________________ 

супостат — __________________

8. На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья____________________________________

б) За медом Винни-Пух ___________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка_________________________________

г) На крышу Малыш __________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка _________________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька ___________________________________

9. Разгадай анаграммы «Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях: 
Рак + слон =……………………………………………………………………………… 
Лось + ас = ………………………………………………………………………………. 
Лига + ум = ……………………………………………………………………………….. 
Куш + лоза =……………………………………………………………………………….

10. Придумай стихотворение с рифмами:

ученики-мученики, раздевалка-свалка, урок-впрок, учитель-повелитель,звонок-срок.

Ответы:

1. б) сказка 
2. Восстановите повторы из сказок: 
жили — были 
хлеб — соль 
чудо — юдо 
царство — государство 

3. в) Лиса, заяц и петух
4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка” 
Рассказ В. Бианки «Оранжевое горлышко” 
Рассказ В. Осеевой «Синие листья” 
Рассказ А. Куприна «Белый пудель” 
Сказ. повесть А. Волкова «Желтый туман” 
Сказка Ш. Перро «Синяя борода”

5. Соедини литературное произведение о его автора:

С. Михалков Праздник непослушания 
Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы 
В. Губарев Королевство кривых зеркал 
А. Толстой Золотой ключик 
С. Я. Маршак Кошкин дом 
А. де Сент-Экзюпери Маленький принц 
А. Некрасов Приключения капитана Врунгеля 
А. Милн Винни-Пух и все-все-все 
Е. Шварц Сказка о потерянном времени 
В Александрова Кузька

6. Даниэль Дефо » Робинзон Крузо”

7. Составь толковый словарь : 
ланиты – щеки десница — рука 
чело – лоб шелом — шлем 
кичка – головной убор перст — палец 
супостат – противник, враг

8. Совершили путешествия:
а) на воздушном шаре 
б) на воздушном шарике 
в) на ласточке 
г) на Карлсоне 
д) на утках 
е) на ковре-самолёте 

9. Разгадай анаграммы «Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях: 
Карлсон ( А. Линдгрен) 
Ассоль (А. Грин) 
Маугли ( Р. Киплинг) 
Золушка ( Ш. Перро) 
10. Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его.

infourok.ru

Олимпиадные задания по литературе( 4 класс).

Литература.

1. Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность? 

а) былина 
б) сказка 
в) басня 
г) роман 

2. Какое произведение не является басней?

а) Квартет 
б) Свинья под дубом 
в) Лиса, заяц и петух 
г) Слон и Моська 

3)Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро «Красная ______________________________” 
Рассказ В. Бианки «Оранжевое __________________________” 
Рассказ В. Осеевой «Синие ______________________________” 
Рассказ А. Куприна «Белый ______________________________” 
Сказ. повесть А. Волкова «Желтый _________________________” 
Сказка Ш. Перро «Синяя _________________________________”

4). Узнай по описанию. Назови автора и название произведения:

«Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове. Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все препятствия»__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5). Составь толковый словарь : 
ланиты — ____________________ десница -________________________ 
чело — ______________________ шелом — _________________________ 
кичка — _____________________ перст — _________________________ 
супостат — __________________

6). На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья____________________________________

б Из норы крота в теплые края Дюймовочка_________________________________

в) На юг лягушка-квакушка _________________________________________________

г) В Индию старик Хоттабыч и Волька ___________________________________

7). Разгадай анаграммы «Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях: 
Рак + слон =……………………………………………………………………………… 
Лось + ас = ………………………………………………………………………………. 
Лига + ум = ……………………………………………………………………………….. 
Куш + лоза =……………………………………………………………………………….

8). Придумай стихотворение с любой рифмой: ученики-мученики, раздевалка-свалка, урок- впрок, учитель-повелитель, звонок-срок.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9).Прочитай отрывок из фантастического рассказа Рэя Брэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс:

«Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озёрах трав… И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двенадцать тысяч лет, точно забитые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер».

Задание: Представь, что ты – космонавт. Ты прилетел на незнакомую планету, где тебя поразил незнакомый пейзаж. Попробуй кратко описать то, что увидит твой взгляд на новой планете.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Олимпиадные задания по чтению (4 класс) на тему: олимпиада по литературному чтению в 4 классе

Олимпиада по литературному чтению 4 класс.

1. Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность?

а) былина

б) сказка

в) басня

г) роман

2. Восстановите повторы из сказок:

жили — …

хлеб — …

чудо — …

царство — …

3. Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

4. . Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро «Красная ________________________”

Рассказ В. Бианки «Оранжевое ________________________”

Рассказ В. Осеевой «Синие ______________________”

Рассказ А. Куприна «Белый _________________________”

Сказ. повесть А. Волкова «Желтый _________________________”

Сказка Ш. Перро «Синяя _______________________”

5. Соедини литературное произведение о его автора:

С. Михалков Сказка о потерянном времени

Н. Некрасов Винни-Пух и все-все-все

В. Губарев Маленький принц

А. Толстой Королевство кривых зеркал

С. Я. Маршак Приключения капитана Врунгеля

А. де Сент-Экзюпери Праздник непослушания

А. Некрасов Золотой ключик

А. Милн Кузька

Е. Шварц Дедушка Мазай и зайцы

В Александрова Кошкин дом

6. Узнай по описанию. Назови автора и название произведения:

«Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове.

Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все

препятствия” ______________________________________________________¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬

7. Составь толковый словарь :

ланиты — ____________________ десница -________________________

чело — ______________________ шелом — _________________________

кичка — _____________________ перст — _________________________

супостат — __________________

8. На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья____________________________________

б) За медом Винни-Пух ___________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка________________________________

г) На крышу Малыш __________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка _________________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька ___________________________________

9. Разгадай анаграммы «Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях:

Рак + слон =………………………………………………………………………………

Лось + ас = ……………………………………………………………………………….

Лига + ум = ………………………………………………………………………………..

Куш + лоза =……………………………………………………………………………….

10. Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его.

1. На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только ………..………

2. Вперёд чужой беде ………………………,голубок.

3. А вы, друзья, как ни ………………………………., Всё в музыканты не годитесь!

11. Придумай стихотворение с рифмами: ученики-мученики, раздевалка-свалка, урок-впрок,

учитель-повелитель,звонок-срок.

Продолжи список известных тебе жанров и приведи пример (4 балла – за каждый правильный ответ)

а) ск…………, например, ………………………………………………………….

б) ст…………, например, ………………………………………………………….

в) р …………., например, ………………………………………………………….

г) б ………….., например, ………………………………………………………….

2.Соедини линиями фамилии авторов и их произведения. (5 баллов – за каждое соответствие)

       В. Гаршин                               «Заплатка»

       Н. Носов                                  «Трудолюбивый медведь»

       Мамин-Сибиряк                     «Тарас и Соболько»

       А. С. Пушкин                           «Лягушка-путешественница»

       И. Крылов                                «Уж небо осенью дышало …»                                                      

3. Отгадай загадку. (1 балл)

        Если б не было его, не сказал бы ничего. (………………….)

4. Напиши, из какого произведения И. Крылова эти строки: (1 балл)

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»      (…………………………)

5. Продолжи пословицы и поговорки. (3балла)

        а) В гостях хорошо, …………….не воин

        б) Сделал дело, ………………… а дома лучше

        в) Один в поле  ………………… гуляй смело

6. Соедини линиями в правильном порядке. (4 балла)

             а)     Баю-баю, баюшки,

                Прискакали заюшки.                              Загадка.

                     Сели на скамеечку,

                     Попросили леечку

        б)   На дворе трава,

                      На траве дрова                                                                        Считалка.

         в)   1,2,3,4,5

                    Будем в прятки мы играть.                                                    Скороговорка.

                     Небо, звезды, луг, цветы-

                     Ты поди-ка, поводи.

        г)    Свою косичку без опаски                                                      Колыбельная песня

                      Она обмакивает в краски.

                      Потом окрашенной косичкой

                      В альбоме водит по страничке.                                

7. Прочитай тексты, соедини линиями в правильном порядке. (3 балла за каждый правильный ответ)

Жили-были на одном дворе

Козёл да Баран. Жили между

собой дружно: сена клок и                                 стихотворение

тот пополам, а коли вилы в бок –

так одному коту Ваське.                                  

Коля кубики достал.

Новый дом он строить стал.                                            рассказ

Дом высокий, дом с окном –

              Хватит кошке места в нём.

     Однажды ребята  пошли строить

              горку. Коля и Витя взяли лопату и принялись                 сказка

накидывать снег. Петя и Ваня ровняли горку.

8. Соедини части одного выражения. (6 баллов)

Упрямый, как                            черепаха.

Жить, как                            курица лапой.

Плестись, как                            осёл.

Писать, как                           кошка с собакой.

Болтливый, как                           глаз.

Не смыкать                           сорока.

Олимпиада по литературе

Ключ

1. б) сказка

2. Восстановите повторы из сказок:

жили — были

хлеб — соль

чудо — юдо

царство — государство

3. в) Лиса, заяц и петух

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка”

Рассказ В. Бианки «Оранжевое горлышко”

Рассказ В. Осеевой «Синие листья”

Рассказ А. Куприна «Белый пудель”

Сказ. повесть А. Волкова «Желтый туман”

Сказка Ш. Перро «Синяя борода”

5. Соедини литературное произведение о его автора:

С. Михалков Праздник непослушания

Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы

В. Губарев Королевство кривых зеркал

А. Толстой Золотой ключик

С. Я. Маршак Кошкин дом

А. де Сент-Экзюпери Маленький принц

А. Некрасов Приключения капитана Врунгеля

А. Милн Винни-Пух и все-все-все

Е. Шварц Сказка о потерянном времени

В Александрова Кузька

6. Даниэль Дефо » Робинзон Крузо”

7. Составь толковый словарь :

ланиты – щеки десница — рука

чело – лоб шелом — шлем

кичка – головной убор перст — палец

супостат – противник, враг

8. Совершили путешествия:

а) на воздушном шаре

б) на воздушном шарике

в) на ласточке

г) на Карлсоне

д) на утках

е) на ковре-самолёте

9. Разгадай анаграммы «Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях:

Карлсон ( А. Линдгрен)

Ассоль (А. Грин)

Маугли ( Р. Киплинг)

Золушка ( Ш. Перро)

10. Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его.

1. На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука

2. Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь!

nsportal.ru

Литературная олимпиада в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Литературная олимпиада в начальной школе – это своеобразное соревнование в знаниях литературных произведениях, умении анализировать их, итог предварительной работы в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Все участники олимпиады по литературному чтению должны пройти несколько туров различной степени трудности. Для проведения олимпиады избирается жюри, которое оценивает ответы участников. В первом и втором турах участвуют все желающие учащиеся. В третьем туре принимают участие только те, кто в первом и втором турах вошли в “десятку” лучших. В первом туре ученики заполняют карточку, вставляя букву правильного ответа. По количеству правильных ответов определяются победители первого тура. Во втором и третьем турах дети отвечают на вопросы, комментируя свои ответы. Данная олимпиада дает возможность детям раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности; развивает интерес к учебе и уверенность в своих силах; создает для одаренных детей атмосферу радости и праздника. По результатам олимпиады победители награждаются грамотами и ценными подарками.

Литературная олимпиада начальная школа (3-4 классы)

1 тур

1. Что можно отнести к устному народному творчеству?

А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды Б) сказки, анекдоты, летописи.
В) летописи, авторские произведения Г) рассказы, скороговорки, сказки

2. Укажи, какое произведение не относится к XX веку.

А) Н. Матвеева “Лето”

Б) А. Майков “Утро”

В) Б. Заходер “Дождик”

3. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина

“А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее”

А) царевна

б) Елисей

в) зеркальце

г) царица

4. После какого “щелчка лишился поп языка”?

А) первого

б) второго

в) четвертого

г) третьего

5. Сколько раз ходил старик к морю с приказами и просьбами старухи?

А) три

б) пять

в) семь

г) четыре

6. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?

А) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Петербургский университет

7. Кто написал строки о наступлении весны?

“Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…”

А) А. А. Фет

б) Ф. И. Тютчев

в) И. С. Никитин

г) И. А. Бунин

8. Сколько лет “сиднем сидел” Илья Муромец”?

А) 21 год

б) 50лет

в) 7 лет

г) 33 года

9. Кого из богатырей князь Владимир посылал в ханскую землю?

А) Илью Муромца

б) Тугарина

в) Добрыню Никитича

г) Алешу Поповича

10. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки. Персонажи- животные?

А) былина

б) сказка

в) басня

г) роман

11. Какое произведение не принадлежит Н. Н. Носову?

А) «Веселая семейка»

б) «Фантазеры»

в) «Два друга»

г) «Корзина с еловыми шишками»

12. Какому жанру соответствуют признаки: Наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность?

А) былина

б) сказка

в) басня

г) роман

13. Дворец Кощея Бессмертного был из:

а) золота

б) малахита

в) карбункула

г) железа

14. Сколько было лет П. П. Ершову, когда он написал сказку “Конёк-Горбунок”?

а) 18

б) 19

в) 23

г) 33

15. Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

2 тур

1. Соедини правильно автора и его произведение:

А. Милн Карлик Нос
Г. Х. Андерсен. Винни-Пух и все-все-все
Ф. Зальтен Пеппи Длинныйчулок
Ш. Перро Бемби.
Х. К. Андерсен Муха -Цокотуха
В. Гауф Дюймовочка
К. Чуковский Снежная королева
А. Лингрен Ослиная шкура

2. Подчеркните лишнее слово в каждой строке:

а) Знайка, Тюбик, Пилюлькин, Сиропчик, Авоська, Лялька, Винтик, Кнопочка, Гунька

б) Джим Хокинс, Смоллетт, Робинзон Крузо, Ливси, Трелони, Джон Сильвер

в) Д. Дефо, Р. Киплинг, Р. Стивенсон, Э. Распэ, Д. Свифт,

г) Гадкий утёнок, Карлик Нос, Дюймовочка, Дикие лебеди, Новый наряд короля

д) К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер, Л. Кэрролл, С. Михалков

3. Определи жанры произведений:

“Квартет” — __________________________

“Спящая царевна” — ________________________

“Мы с приятелем” — ________________________

“Тимур и его команда” — ________________________

“Мишкина каша” — ___________________________

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро “Красная ________________________”

Рассказ В. Бианки “Оранжевое ________________________”

Рассказ В. Осеевой “Синие ______________________”

Рассказ А. Куприна “Белый _________________________”

Сказ. повесть А. Волкова “Желтый _________________________”

Сказка Ш. Перро “Синяя _______________________”

5. Узнай по описанию. Назови автора и название произведения:

а) “Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове. Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все препятствия” ______________________________________________________

б) “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты автором, остальные мальчиками, учившимися вместе с ним. Один герой списан с натуры, другой представлял собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых знал автор” ________________________________________________________________________

в) “Юный капитан не останавливаясь ни перед какими трудност

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Басня Крылова Свинья под дубом

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня Свинья под дубом — анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
  • Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

deti-online.com

Конспект урока по литературному чтению на тему «Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под дубом»

Дата:24.01.18

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Учитель: Батракова Дарья Евгеньевна

Тип урока: Изучение нового материала

Цели

Создать условия для осмысления четвероклассниками особенностей жанра басни на основе анализа произведений И.А.Крылова.

Планируем.результат

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:

Метапредметные:

РегулятивныеУУД: ф.у. высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД: ф.у делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя , находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:ф. у выразительно читать и пересказывать текст,

способность выражать свои мысли в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, умение работать в группах.

Основные понятия

Басня, баснописец, квартет, олицетворение, аллегория

Межпредмет.Связи

Музыка, русский язык

Ресурсы:

— основные

— дополнит.

Презентация, музыкальная композиция (Квартет имени Чурлёниса — М. К. Чурлёнис. Струнный квартет До-бимоль. III. Menuetto)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке. Повернитесь друг к другу, положите ладошки на ладошки соседа и скажите:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

Приветствие

II. Формулирование темы урока, постановка цели

— Послушайте отрывок из стихотворения Петра Вяземского и скажите, кому оно посвящено:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

— О ком пишет поэт?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

— Урок наш необычен. Мы будем исследовать литературный жанр. Для этого нам нужно будет совершить путешествие: из настоящего отправиться в прошлое, а потом заглянуть в будущее…

— С каким произведением И.А.Крылова мы познакомились на прошлом уроке?

Каково было ваше домашнее задание?

И.А.Крылов

Слон и Моська

Приготовить инсценирование басни.

III. Изучение нового

— Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

— Мы разделились на группы и проводили исследования, работая над проектом «Басни И.А.Крылова».

— Первая группа исследователей узнала, что такое басня, кто такие баснописцы и готова рассказать нам об этом.

Внимательно слушаем рассказ рабят и по ходу будем заполнять таблицу в рабочей

тетради Стр.37 № 1

— Что же нового и интересного вы узнали о творчестве И.А.Крылова, исследуя его биографию ребята 2 группы?

— Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И.А.Крылов в действие басен «комические эпизоды»?

— Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?

— Понятны ли вам эти басни?

— Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?

Какие ещё особенности басенного жанра выделила следующая группа исследователей, мы сейчас узнаем.

— Используя новые знания, давайте познакомимся с ещё одной басней Крылова.

-Рассмотрите иллюстрацию к басне стр.92

— Кто изображён?

— Сколько животных? Назовите их.

— Предположите, что обозначает слово квартет.

— Где можно найти значение этого слова? В каком порядке расположены слова?

— Кто нашел значение этого слова?

— На каких инструментах играют животные?

Эти инструменты являются смычковыми, т.к. звук извлекается смычком.

Как вы думаете о чём пойдёт речь?

Прочитайте текст басни про себя.

Вопросы после чтения:

– Интересно ли вам было читать басню?

– Может быть, эта басня вам что-то или кого-то напомнила? Поделитесь своими мыслями.

– Какие признаки басни вы видите в этом тексте?

2) Повторное чтение вслух. Комментированное чтение.

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Затеяли – то есть …

А Квартет – это?(музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4 музыканта).

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, –

Пленять своим искусством свет.

То есть для чего они решили сыграть вместе, вы поняли? Пленять весь свет своим искусством – (восхищать, поражать).

Ударили в смычки, дерут,

Ударяют обычно во что? (Правильно, в барабан, в литавры, а у наших музыкантов какие инструменты?) А вот ещё слово – «дерут», то есть какие звуки извлекают?

а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Почему именно такая мысль пришла Мартышке в голову?

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Мартышка по-прежнему уверена, что они прекрасно сыграют!

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет, –

Интересно, какой? Неужели догадался?

Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Вы догадались, почему появляется именно Соловей?

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» –

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, –

Им отвечает Соловей, –

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

3) Анализ басни.

– Где происходят события?

– Какая история описывается?

– Кто герои басни?

– Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет

— Почему эти звери собрались вместе?

— Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять».

— Достигли ли они своей цели? Почему?

– Какие советы дают друг другу горе музыканты?

— В каких строках басни заключена мораль? Прочитайте. Кто произносит эти слова?

— Как вы думаете, почему её произносит соловей?

— Так чего же не хватает героям для осуществления мечты?

— О ком же эта басня, кого она высмеивает?

– Выберите подходящие к басне пословицы (задание 2 в тетради стр. 37), объясните выбор.

ФИЗМИНУТКА

Покажите с помощью пантомимы как играют на скрипке, а на кантробасе.

— А теперь закройте глаза и послушайте, как на самом деле звучит квартет в исполнении профессиональных музыкантов.

(Квартет имени Чурлёниса — М. К. Чурлёнис. Струнный квартет До-бимоль. III. Menuetto)

Да/нет

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

— Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.

— Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение ко взрослым, чем к детям.

— И да, и нет. Не всегда понятна мораль басни.

— Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет. Герои – животные. У басни есть мораль.

Выступление 3 группы

— Толковый словарик (стр. 97)

Квартет – музыкальное произведение из четырёх исполнителей.

-Бас, альт, скрипки

.

Читают

— Олицетворение, аллегория, строчки разной длинны, есть мораль.

… решили сыграть, такая вот мысль им пришла

— музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4 музыканта

Дёргают струны, звуки резкие, неприятные, громкие…

Соловей понимает толк в музыке, это настоящий профессионал, он услышал не музыку, а шум.

Сели на лужок под липки

— Проказница – Мартышка – существо несерьёзное, вертлявое, неусидчивое;

— Осёл – упрямый;

— Козёл – лишённый каких-либо музыкальных способностей;

Косолапый Мишка – увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»)

— «Затеяли сыграть Квартет…»,

«Пленять своим искусством свет.»)

-Восхищать, очаровывать

Соловей – самая музыкальная птичка

— Нужно учиться

— Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за своё дело.

IV. Контролирующее задание

Давайте послушаем басню в исполнении мастера художественного слова

1) Вопросы после чтения:

– Можно ли было ожидать другого от басни с таким названием?

– Поняли ли вы, почему слово Дуб в басне пишется с большой буквы?

— Какой приём использует автор?

— Объясните значение слов невежда и невежа.

– Как бы вы назвали свинью из этой басни: только невеждой или ещё и невежей?

– О чём рассказывает басня?

Задание на карточках:

— Обсудите в парах. Подумайте, могут ли быть верны оба ответа.

Запись в тетради (задание.5 стр. 38).

— Так какой же ответ вы дали?

— Олицетворение

Невежа – грубый невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек.

— Свинья малообразованная, грубая и невоспитанная, значит, верны оба ответа.

V.

Итог урока.

– Перечислите характерные особенности жанра басни, которые мы наблюдали на уроке.

«Образная рефлексия»

— Сравни своё настроение с образом какого – либо животного (растения) из прочитанных басен.

— Ребята, мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.

infourok.ru

Литературная олимпиада начальная школа (4 класс)

Литературная олимпиада начальная школа (4 класс)

1. Что можно отнести к устному народному творчеству?

 

А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды Б) сказки, анекдоты, летописи.
В) летописи, авторские произведения Г) рассказы, скороговорки, сказки

Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина

 

“А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее”

 

А) царевна

б) Елисей

в) зеркальце

г) царица

3. После какого “щелчка лишился поп языка”?

 

А) первого

б) второго

в) четвертого

г) третьего

4. Сколько раз ходил старик к морю с приказами и просьбами старухи?

А) три

б) пять

в) семь

г) четыре


5. Кто написал строки о наступлении весны?

“Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…”

 

А) А. А. Фет

б) Ф. И. Тютчев

в) И. С. Никитин

г) И. А. Бунин

 

6.Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

7.Какое произведение не принадлежит Н. Н. Носову?

А) «Веселая семейка»

б) «Фантазеры»

в) «Два друга»

г) «Корзина с еловыми шишками»

 

Соедини правильно автора и его произведение

 

Ш. Перро Винни-Пух и все-все-все
В. Гауф Дюймовочка
К. Чуковский Кот в сапогах
А. Лингрен Снежная королева
Г. Х. Андерсен. Карлик Нос
А. Милн Муха -Цокотуха
Г. Х. Андерсен. Пеппи Длинныйчулок

Дата добавления: 2015-09-05; просмотров: 157 | Нарушение авторских прав


Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним | Задания литературной викторины для 4-го класса | Задания литературной викторины для 4-го класса (письменно) для учителя | Тест по литературному чтению. 2 класс | Тест по литературному чтению 3 класс | Тест по литературному чтению. 4 класс | Прочитай. | Литературная олимпиада начальная школа (3 класс) | Продолжи названия произведений | День сюрпризов |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *