сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
В романе «Обломов» Гончаров показывает нам своеобразную болезнь общества – «обломовщину», когда люди, в основном богатые, ведут чрезвычайно ленивый способ жизни.
Главный герой Илья Обломов – ленивый барин, для которого проблематично даже встать с дивана. Однако он не глуп, и в мечтах строит планы на будущее, но не воплощает их в жизнь из-за лени и апатии. Обломов ленив во внешних проявлениях, а внутри себя, в мыслях и мечтах, он ведет насыщенную жизнь. Герой – созерцатель, который анализирует деятельность других, но ничего не делает сам. К нему в гости часто заходят приятели, типичные горожане. Все они – деятельные натуры, однако Обломов замечает, что от их деятельности мало пользы. И поэтому он решает, что лучше ничего не делать. Автор акцентирует внимание на том, что главного героя очень сложно заставить хоть что-то сделать.
И все же на определенный период Обломов становится более активным человеком.
Кульминацией в романе является их прощальный разговор. В этом диалоге каждый проявляет себя настоящего. Автор хорошо раскрывает в данном эпизоде внутренний мир героев, «оголяет» главную проблему в романе — противостояние активного способа жизни и «обломовщины».
Сцену с прощальным разговором можно условно разделить на три части: приход Обломова к Ольге, внутренний монолог главного героя, диалог Ильи и Ольги.

В первой части автор показывает внешне обычный разговор влюбленной пары. Однако каждый из них слышит только себя и «глух» к чувствам другого. Ольга осознает, что Илья никогда не изменится и в ее потупленном взгляде уже видится отстраненность. Из-за внутреннего напряжения девушка падает в обморок.
Во второй части Илья находится на сцене один. Он размышляет о том, что надо поехать в деревню, собрать оброк и сыграть свадьбу с Ольгой. Герой настолько воодушевлен своим решением, что почти закричал об этом.
В третьей части автор показывает, насколько разные главные герои. Илья счастлив из-за того, что наконец принял решение жениться и не замечает настроения Ольги. Героиня приняла окончательное решение – они расстаются. Обломов вначале пытается ее отговорить, но потом признает то, что она права. Девушка говорит о том, что всему виной непонятное зло, поглотившее Илью, а он тихо отвечает, что имя этому злу «обломовщина».
Прощальный разговор Обломова и Ольги – поворотный момент в их жизнях. После этого каждый идет своей дорогой, не такой счастливой, но близкой для них. Обломов жениться на Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, а Ольга выходит замуж за Андрея Штольца, друга главного героя.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»). (Обломов Гончаров)
В романе И. А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов — Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания. Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
В тот момент Обломов находился на распутье — либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд — полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: „Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль“ — вот, что следовало бы мне сказать вам».
Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.
критических очерков Обломова — eNotes.com
Начать бесплатную пробную версию
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться Последнее обновление: 6 мая 2015 г. , редакция eNotes. Количество слов: 1009
«Сон Обломова», который Иван Гончаров назвал увертюрой к полному роману «Обломов », был опубликован в 1849 году. Писателю понадобилось еще десять лет, чтобы закончить всю книгу. Когда он появился в 1859 г., за три года до освобождения крепостных, Обломов имел немедленный и шумный успех. Это был период роста политической активности в феодальной России. Прогрессивные демократические силы проповедовали пробуждение от инерции и застоя, выражали общую надежду на реформы. Хотя Гончаров не преследовал никаких политических целей, его реалистическое изображение русской жизни примерно четырех десятилетий первой половины XIX века открывало глаза тем, кто не хотел видеть опасностей крепостного права и необходимости кардинальных перемен. Гончаров показал, как и почему русское дворянство постепенно приходит в упадок, и доказал необходимость сильных, деятельных вождей, чтобы подняться и принести новую эпоху, в которой будут преодолены лень и косность.
Илья Ильич Обломов, главный герой романа, — продукт и жертва распавшейся русской культуры и примитивного натурального хозяйства. Его жизнь представляет собой страшный процесс духовно-нравственной деградации. Любопытный и подвижный мальчик, он становится жертвой чар Обломовки, своего родового поместья, где работа и скука — синонимы, а еда и сон — все, что имеет значение. Ему не нужно проявлять никакой инициативы, так как сотни слуг всегда на его зове.
К тридцати двум годам он представляет собой инертное и апатичное существо, закутанное в халат и приклеенное к кушетке. Он удаляется от мира и оправдывает свое безделье тем, что готовится к жизни. Его приготовления — не что иное, как суетные мечты, в которых мирное и счастливое детство перемешано с несбыточным будущим без страстей, конфликтов, бурь и требований. Ленивый, некомпетентный, неуклюжий и ни на что не годный Захар дополняет своего хозяина и разделяет его ностальгию по Обломовке. Капризы и образ жизни Обломова нисколько не ненормальны для Захара; они вызывают его уважение и восхищение.
Ничто и никто не может разбудить Обломова и привести его к активной и нормальной жизни. Его друг Андрей Штольц не жалеет сил, чтобы Обломов жил во всем лучшем и реализовывал себя как личность. Штольц знакомит Обломова с красивой и жизнерадостной Ольгой Ильинской, которая вносит свежесть и цель в жизнь Обломова. Первоначально увлеченный любовью, Обломов не хочет ни страдать от этого чувства, ни брать на себя какую-либо ответственность за другого человека. Страх изменить свой жизненный уклад побеждает чувство любви и приводит к разлуке. Любовь к Ольге и дружба со Штольцем — испытание способности Обломова вернуться к жизни, но Обломов не выдерживает этого испытания, потому что тиски его лени и меланхолии слишком сильны. В отношениях и характерах Обломова и Штольца Гончаров показывает различия и коллизии старой патриархальной России и новой европейской России. Умный и практичный, Штольц — один из лучших представителей капиталистического течения, которого, по мнению Гончарова, России уже не избежать.
В романе нет сложных интриг. В центре внимания оказывается психология человека, постепенно впадающего в апатию, и условия, которые приводят его к такому существованию. Действия в романе тоже мало. Даже природа безмятежна и тиха. Бездеятельность природы сочетается с царящим повсюду бездействием и застоем. Предельно простой сюжет, тематически основанный на бездействии, развивается медленно. Это позволяет читателю отметить детали, которые в противном случае могли бы ускользнуть от внимания. Гончаров мастерски использует каждую деталь, движение, жест и позу, чтобы досконально изобразить всех персонажей. Истинный реалист в своих портретах, Гончаров сочетает конкретные телесные детали с биографическими фактами и описанием внутреннего мира своих персонажей. Гончаров проявляет большой талант укладывать каждого персонажа и каждую сцену в одну вполне развернутую, законченную картину.
Между жизнью Гончарова и его творчеством существует тесная связь. Гончаров и его герой Обломов провели детство в провинциальной усадьбе; оба учились в Московском университете; оба работали на госслужбе, и оба пережили разочарование в любви. Гончаров открыто сочувствует своему герою и жалеет его. Он показывает Обломова как порядочного, милого человека, ослабленного неподвластными ему силами. Обломов, при всех его недостатках, умный, честный, правдивый и верный человек, умеющий вызывать любовь и преданность. Он понимает свой личный упадок и его причины, но не имеет ни силы, ни мужества, чтобы что-то с этим поделать. Замену своей Обломовке он находит в доме Пшеницыной, где и проводит всю свою жизнь под материнским оком Агафьи Матвеевны, своей квартирной хозяйки, а затем и жены. Конфликты между мечтой и реальностью, застоем и стремлением, традицией и модернизацией, деревней и городом, настоящей любовью и чувственной терпимостью подкрепляют главную тему романа — пустоту и инертность русского дворянства.
« Обломов » — один из лучших реалистических романов русской литературы и вершина литературной деятельности Гончарова. Это вызвало много споров и вызвало противоречивые интерпретации всех крупных русских литературных критиков. Одни обвиняли Гончарова в злостной клевете на русское дворянство; другие хвалили его за искренность и достоверность. Первую и наиболее известную трактовку Обломова дал Николай Александрович Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» Статья была опубликована в 1859 г., сразу после публикации романа. Добролюбов дает блестящий анализ книги, показывая ее значение как подлинного изображения распада России. «Обломовщина» сразу вошла в русский язык, обозначая пассивность, праздность, апатию, разгильдяйство, инертность, недисциплинированность.
Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Обломов — Критическая оценка» Критический обзор литературы для студентов Эд. Лоуренс В. Маццено. eNotes.com, Inc.
2010 eNotes.com 18 марта 2023 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
- Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
См. eNotes без рекламы
Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Похожие вопросы
Просмотреть всеСпросите репетитора
Исследовать учебные пособия
мечты
Лэнгстон Хьюз
Тем не менее я встаю
Майя Энджелоу
Удивляться
Р. Дж. Паласио
Декларация Независимости
Томас Джефферсон
выселен
Мэтью Десмонд
Возвращение домой
Яа Гьяси
Между миром и мной
Та-Нехиси Коутс
Я Малала
Малала Юсуфзай
Готов первый игрок
Эрнест Клайн
Рожденный преступлением
Тревор Ноа
The Lit Quest: Обломов, еще один русский
Поскольку мой последний пост был о весёлом и популярном Great Gatsby , позволю себе снова поговорить о малоизвестной русской книге. Пожалуйста, простите меня, если это начинает сводить вас с ума, но я верю, что некоторые из вас могут найти эти книги действительно интересными и заслуживающими вашего времени. Я действительно не пытаюсь показаться претенциозным и академическим; Просто у меня появилась близость к русской литературе. На этот раз я хочу поговорить о Обломов Иван Гончаров. На самом деле довольно сложно найти хороший обзор этой книги в Интернете, но, возможно, я смогу предложить вам достойный обзор.
Хотя многие носители английского языка не знакомы с этим романом, он прочно укоренился в русской культуре. Например, оно вдохновило слово «обломовщина», что означает что-то вроде «ленивый, вялый и вялый». Это была очень популярная книга в России в свое время, то есть примерно в 1860-х годах, в эпоху литературного бума в русской истории с выдающимися современниками, такими как Достоевский и Толстой.
Я думаю, что номер Обломов во многом воплощает в себе квинтэссенцию русского стиля. Во-первых, рассказ написан с точки зрения рассказчика, который не существует в рассказе, но тем не менее время от времени вмешивается, чтобы высказать свое мнение. Мне нравится этот стиль, потому что рассказчик может «объективно» пересказать историю, но его разрозненные комментарии юмористичны и дополняют содержание. Точно так же большая часть взаимодействия между Обломовым и его слугой Захаром забавна и иронична.
Если когда-либо существовал персонаж, проявляющий потенциально экзистенциальную депрессию вялости, если хотите, «лишний человек», то это Илья Ильич Обломов. Его история очень проста — это история человека, который, кажется, не может встать с дивана. Дело не в том, что он физически прикован к дивану, а в том, что ему не хватает желания и мотивации встать и начать действовать в своей жизни. С самого начала мы узнаем, что в его лице заметно «отсутствие какой-либо определенной мысли», а также «полное отсутствие концентрации». На протяжении всей истории Обломов часто решает, что ему следует встать, но почему-то кажется, что он никогда не сможет этого сделать.
Несмотря на ограничение на кушетку, Гончаров может поддерживать сюжет. Частично это происходит от множества посетителей, которые останавливаются и разговаривают с Обломовым. Также мы многое узнаем о прошлом Обломова, что помогает нам понять, как он попал в эту ситуацию. Интересная динамика романа — его отношения с двумя выдающимися женщинами в его жизни — Ольгой, его бывшей любовью, и Агафьей, хозяйкой, на которой он женится. Они представляют две природы внутри него, а также ту, которая побеждает.
Я не хочу больше говорить о сюжете, потому что я думаю, что именно язык делает роман таким замечательным. Дело не столько в том, что происходит, сколько в том, как рассказывается история. Конечно, есть ряд интересных тем для рассмотрения, и любому, кто заинтригован лишним человеком, понравится этот персонаж. Но я особенно люблю книгу за само повествование.
Поскольку рецензии на Обломов довольно трудно найти, я хочу включить отличную ссылку, которая предоставляет гораздо больше информации о книге, если хотите: http://www.