Крещение короля Хлодвига в свете «брачной дипломатии» эпохи Великого переселения народов
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу факторов обращения короля салических франков Хлодвига (V-VI в. н.э.) в христианство и принятия им крещения по ортодоксальному обряду. Автор подвергает критике распространенную точку зрения о том, что мотивы короля носили преимущественно политический характер, высказывая предположение о том, что в подобном случае выбор короля должен был остановиться на принятии арианства. В качестве предпосылки принятия Хлодвигом христианства по никео-константинопольскому обряду, автор рассматривает тайную дипломатию Авита Вьеннского и Ремигия Реймсского, обеспечивших Хлодвигу династический брак с бургундской принцессой. Решающее значение в обращении короля имела личность его супруги Хродехильды (Клотильды Бургундской), сумевшей продемонстрировать Хлодвигу преимущество христианской веры и обеспечить принятие королем крещения по ортодоксальному обряду.
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of factors of the conversion and orthodox baptism of the king of the Salic Francs Clovis. The author criticizes the widespread point of view that the conversion was politically motivated, suggesting that in such case the choice of the king would shift to Arianism. As a factor of the king’s conversion to orthodox Christianity the author considers a secret diplomacy of Avitus of Vienne and Remigius of Reims who have arranged a dynastic marriage of Clovis with the Burgundian princess. King’s spouse Clotilde of Burgundy, who has managed to show to her husband the advantage of Christian belief and inspired the king to accept a baptism according to the orthodox ceremony, is considered to be the main person responsible for the conversion of Clovis.
История обращения в христианство короля салических франков Хлодвига является, пожалуй, одним из наиболее знаменитых романтических сюжетов, связанных с вопросом о роли женщины в истории. Описанная Григорием Турским история принятия королем христианства под влиянием благочестивой и мудрой супруги настолько архетипична, что невольно вызывает определенные сомнения со стороны историков.
Исследователи неоднократно обращались к анализу факторов обращения короля в христианство, называя в числе основных мотивов стремление заручиться поддержкой галло-римского населения и обеспечить союз с влиятельным католическим епископатом[1]. В отечественной научной традиции преобладает точка зрения о преимущественно политическом значении данного обращения: «Принятие католичества, которое для Хлодвига было прежде всего политическим актом, имело первостепенное значение для дальнейшего развития Франкского государства. Во-первых, Хлодвиг обрел с помощью католической церкви большее влияние на свой народ, хотя вначале его примеру последовали только 3 тыс. франков, по-видимому, его дружина. Во-вторых, укрепилось его положение в глазах его романских подданных, которые уже были католиками, и в-третьих, сам Хлодвиг рассматривал свой переход в католицизм как повод для будущего – если это будет необходимо, то насильственного – обращения или изгнания из Галлии вестготов и бургундов арианского исповедания» [10, 143].
Пожалуй, именно это обстоятельство и стало основной причиной обращения автора статьи к столь популярной теме. Сложившийся стереотип относительно превалирования политических мотивов в процессе религиозного выбора германских королей не только не вполне соответствует исторической действительности, но и влечет российского читателя к трансляции ряда научных практик, методологическая односторонность которых оставила свой неизгладимый след в развитии российской научной мысли прошлого столетия.
В настоящем исследовании мы предлагаем придерживаться подхода, основанного на принципах семиотики культуры, содержание которого удачно сформулировал Б.А. Успенский: «Культурно-семиотический подход к истории предполагает апелляцию к внутренней точке зрения самих участников исторического процесса: значимым признается то, что является значимым с их точки зрения. Речь идет, таким образом, о реконструкции тех субъективных мотивов, которые оказываются непосредственным импульсом для тех или иных действий (так или иначе определяющих ход событий)» [16, 11].
Приступая к деконструкции современного историографического мифа о том, что принятие ортодоксальной формы христианства являлось для Хлодвига политически обусловленным шагом, необходимо начать с того, что роль ортодоксального исповедания с точки зрения возможности укрепления политического влияния в Галлии конца V – начала VI века является, как минимум, спорной. Галльские епископы в рассматриваемый период формально подчинялись Риму, который находился под властью Теодориха Амала, остготского короля-арианина, поставившего своей целью «объединение не только имений, но и самих душ готов и римлян» [21: II, 16], и не без оснований претендовавшего на роль официального проводника интересов византийского императора в западной части римско-германского мира. Согласно оценкам представителей византийской бюрократии рассматриваемого периода, Теодорих в своей политике управления Италией был «самым настоящим императором, ничуть не ниже наиболее прославленных» [13: I, 1, 29], а современные ему хроники сообщают, что «даже римляне звали его Траяном или Валентинианом, временам которых он стремился подражать» [18: 59-60].
Как отмечает И.А. Дворецкая, в остготской Италии «благожелательное отношение к римской церкви сочеталось с покровительством арианской… Главной причиной длительного сосуществования католической и арианской церквей в варварской Италии VI-VIII вв. были глубокие религиозные традиции в среде военно-служилой знати и ее дружин, которые принимали обряд крещения от арианских священников, не требовавших отправления сложного культа» [5, 132]. Необходимо также отметить, что «арианская вера Теодориха не была помехой во взаимоотношениях с римской аристократией и более того – не было никаких попыток со стороны Теодориха обратить римских магистратов в арианство (в противовес Вандальской Африке, где переход в арианство был неотъемлемой частью укрепления дружеских отношений – amicitia – т. е. системы горизонтальных связей, базировавшейся на полном доверии обеих сторон по отношении друг к другу)» [8, 54-72].
Большая часть территории Восточной Галлии в рассматриваемый период находилась под властью бургундов-ариан, поддерживавших партнерские, если не сказать дружеские, отношения с руководством поместных ортодоксальных церквей [17, 34]. Как показывает «Житие Цезария Арелатского», религиозная принадлежность светского правителя на фоне весьма непростых отношений внутри католического мира отнюдь не являлась определяющим фактором симпатии или антипатии со стороны ортодоксального клира – в частности, в восприятии агиографов король остготов Теодорих Амал, придерживавшийся арианства, предстает скорее более позитивной фигурой, чем, например, короли франков, принявшие к тому времени христианство в никео-константинопольской его форме [12, 215]. Подобное отношение можно проследить и в более ранних свидетельствах. В частности, «Папа Гиларий (461-468) называл короля Гундиоха, несмотря на то что тот был арианином, «сыном нашим» (films noster). Столь же лестным обращением был почтен папой Гелазием (452-496), несмотря на приверженность арианству, и остготский король Теодерих» [10, 88].
Очевидно, что крещение Хлодвига по ортодоксальному обряду позволило снять ряд проблемных моментов в отношениях короля с галло-римским населением (оказывавшим до этого продолжительное вооруженное сопротивление франкам в городах Суассон, Верден, Нант, Париж), снизить неприятие жителей Парижа, ставшего резиденцией Хлодвига, по отношению к перспективе признания легитимности власти короля. В связи с этим, однако, необходимо отметить, что основным фактором отторжения нового правителя со стороны галло-римского населения являлась скорее «варварская дикость» его народа, вышедшего из франкских лесов, нежели возможная приверженность конкретного короля арианской вере. В отношении вопроса о приверженности галло-римской элиты христианской религии можно привести в качестве примера эпизод из «Жития святой Женевьевы», когда во время приближения войск Аттилы состоятельные жители Парижа вынашивали план принесения католической подвижницы Женевьевы в жертву, по всей видимости, для умилостивления языческих богов.
Достаточно также вспомнить отношение галло-римского населения к бургундам, чтобы представить себе восприятие ими франков: «Несмотря на приверженность части галло-римской аристократии Бургундскому королевству, многие лишь неохотно мирились с изменением политических условий. Для них бургунды по-прежнему оставались диким и вероломным народом. Выразителем их настроений стал Аполлинарий Сидоний, высказавший в 60-е годы V в. в стихотворении к своему другу сенатору Катуллину свое высокомерное презрение к германцам: «Что просишь ты меня, надеясь, что я в добром здравии, сложить стихи во славу Венеры, любимицы фесценнинских песен, когда я нахожусь среди полчищ длинноволосых варваров, вынужден слушать германскую речь, с мрачным видом выносить многократно похвалу тому, что поет обожравшийся бургунд, смазывающий волосы прогорклым маслом? Сказать тебе, что мешает вдохновению? Муза, изгнанная щипковыми инструментами варваров, пренебрегает шестистопным ямбом с тех пор как она видит семифутовых патронов… Тебя ведь не преследует отвратительный запах чеснока и вонючего лука, который отрыгивается, отравляя воздух, с раннего утра в течение десяти трапез, тебя не обременяет целый день – будто ты их престарелый дед или муж их кормилицы – толпа таких великанов и в таком количестве, что прокормить их не могла бы даже кухня Алкиноя» [10, 87-88].
Формирование потенциального альянса Хлодвига с арианскими правителями представляется гораздо более значимым фактором королевской политики рассматриваемого периода, нежели поиск союза с галло-римской аристократией. Об этом говорит, в частности, брак сестры Хлодвига Аудофледы с королем остготов Теодорихом Амалом и принятие сестрами короля (Лантехильда, Аудофледа) крещения по арианскому обряду. Не исключено, что об этом свидетельствует и имя первенца Хлодвига – Теодорих, этимологически восходящее к готской антропонимической традиции. С политической точки зрения выбор религии был не в пользу ортодоксального христианства, и письма епископа Авита Вьеннского подтверждают, что Хлодвиг до принятия ортодоксальной формы крещения находился под сильным влиянием арианства, и возможно, даже готовился к принятию крещения по арианскому образцу [32, 34-35].
При этом, распространенная точка зрения о том, что арианство было догматически ближе и понятнее германскими народам, а также являлось значимым фактором их культурной идентичности, представляется не вполне однозначной. Известно, что германцы в ряде случаев переходили из арианства в католицизм или наоборот. В частности, как отмечает И.А. Дворецкая, «переход от язычества к арианству и обратно, принятие христианства по католическому обряду, отход от христианства официального направления – все эти изменения в религии зависели от политической ориентации военачальника и настроений в войске» [5, 133]. В частности, «как ариане пришли в Италию лангобарды, хотя, возможно, некоторые из них принимали обряд крещения по католическому образцу. Во время пребывания лангобардов на Дунае они были известны византийцам как христиане по римскому официальному обряду. По крайней мере, этот аргумент выдвигали их послы на переговорах с византийским императором, прося того о помощи в войне с язычниками-гепидами» [5, 132]. Также «по мнению некоторых итальянских историков, лангобардские короли в Паннонии до 548 г. принимали крещение по католическому обряду, хотя официально переход к католицизму произошел позже» [5, 133].
Исследователи полагают, что вандалы в период своего расселения в Паннонии «были православными более 90 лет, пока, судя по всему, не заимствовали арианство от вестготов. Примечательно, что определенный процент вандалов (в том числе и из числа королевской свиты и даже из числа родных детей короля) продолжал исповедовать православие, о чем свидетельствует ряд мест у Виктора, как-то: постановление Гейзериха о том, что из числа его свиты и его сыновей только ариане имеют право быть назначаемы на различные государственные посты, рассказ о мученичестве вандалов-православных из королевской свиты (в частности, об Армогасте, прокураторе имения сына короля) и, наконец, публичное обвинение в адрес епископа Евгения в том, что он якобы изгнал из своей церкви людей с внешностью вандалов. Этот эпизод комментируется многозначительным высказыванием Виктора, что «велико было число наших католиков, которые выглядели точно так же, как и эти вошедшие, потому что они служили в свите короля» [9, 309-310].
Обстоятельства оглашения Хлодвига и дата принятия им крещения остаются не вполне ясными, представляя отдельную исследовательскую проблему. Григорий Турский сообщает о практически незамедлительном крещении короля после боя с алеманнами, в ходе которого королем под влиянием драматических обстоятельств было принято соответствующее спонтанное решение [4: II, 31], тогда как «Хроника» Фредегара содержит сведения о принесении королем соответствующего обета перед сражением [27: III, 20-21], а письмо епископа Трирского вообще связывает принятие решения о крещении с паломничеством короля к гробнице Мартина Турского [3, 128].
Последнее свидетельство имеет особенное значение в разрезе ряда культовых практик, осуществлявшихся германцами в рамках традиционных верований, для которых была характерна доксологическая дискретность и значительная территориальная обусловленность [19]. Святой Мартин мог восприниматься в данном контексте как гений места или военный заступник, дарующий своим почитателям победу в бою, поскольку германские культы тяготели к подобной модели отношений с военным патроном: «Бог-заступник в военных предприятиях варваров воспринимался ими по аналогии с великим Одином (Вотаном), языческим покровителем военных дружин. Впоследствии, после официального перехода к католицизму, функцией военного покровителя и патрона лангобардских королей был наделен св. Иоанн» [5, 132].
Несмотря на то, что Хлодвиг был не первым христианским правителем франков (до него франками был признан в качестве правителя римский наместник Эгидий) [23, 73], легитимность франкского короля, оставляющего веру предков, могла значительно пострадать с точки зрения утраты поддержки дружины и войска. Период вступления Хлодвига во власть, по всей видимости, совпадал с глобальной для германского мира эпохой сокращения роли короля-жреца и возвышением фигуры избираемого вооруженным народом правителя-воина, способного привести свой народ к победам в бесконечных захватнических походах [14]. Связь семьи Хлодвига с культом Ингви-Фрейра, на которую указывает имя, данное первенцу Хлодвига и Хродехильды – Ингомер, может служить возможным свидетельством принадлежности короля к древнему роду правителей-жрецов (дроттинов), которые, согласно германским преданиям, были поставлены Одином во главе северных земель в качестве посредников между богами и людьми. Утрата связи с богами, в этом случае, могла носить для Хлодвига во всех отношениях драматичный характер.
Таким образом, очевидно, что элементарная констатация политической целесообразности крещения короля по ортодоксальному обряду, обосновываемая перспективами союза короля с влиятельным католическим епископатом и обретением симпатий галло-римского населения франкского королевства, представляется не вполне состоятельной. Выбор религии, несомненно, имел более глубокие мотивы, неизбежно связанные с экзистенциальным выбором и соответствующими жизненными обстоятельствами, требующими дополнительного анализа.
Принимая во внимание, что анализ политических факторов обращения не способствовал достижению желаемых результатов, попробуем действовать, отталкиваясь в дальнейшем анализе от фактов биографии короля. В частности, нам достоверно известен факт появления в жизни короля Хлодвига перед его крещением православной супруги (Хродехильды), в связи с чем ответ на вопрос о критериях выбора жены может с высокой степенью вероятности объяснить и причины обращения короля.
В научной литературе существует несколько версий женитьбы Хлодвига на Хродехильде, включая идею союза Гундобада и Хлодвига [24, 81-82], тайную дипломатию Авита Вьеннского и Ремигия Реймсского [31, 110], заинтересованность Хлодвига в союзе с католической церковью [20], включение Хлодвига в европейскую политику брачной дипломатии, формировавшуюся в рассматриваемый период под влиянием Теодориха Амала [22, 22]. Скорее всего, каждая из этих версий имеет под собой основания и содержит долю исторической истины, однако случай Хлодвига и Хродехильды далеко не очевиден.
Прежде всего, необходимо отметить, что Хлодвиг уже имел сына, который стал впоследствии наследником большей части королевства отца, что указывает на сохранение за ребенком права первородства. «Житие святого Генезия» сообщает, что женщиной короля была некая Эвохильда [25, 129]. Э.Эвиг полагает, что первая супруга Хлодвига вела свое происхождение из рода кельнских (рипуарских) франков [26, 49-50]. Вероятно, она умерла, но не исключено, что могло произойти и расторжение брака по какой-либо причине, поскольку такие случаи имели место в среде германской аристократии.
Для того, чтобы понять подлинное значение фигуры Хродехильды, представляется важным уточнить, кто же еще мог стать второй супругой Хлодвига, если бы его женой не стала бургундская принцесса. Исследователи называют разные даты второго брака Хлодвига – от периода между 492 и 494 гг. до периода 500-501 гг. [22, 61-62], но более убедительной представляется все же аргументация в пользу первой половины 90-х годов.
Возможной кандидатурой, без сомнения, в данный период являлась дочь короля Теодориха Амала Тиудигото, которая вышла замуж за короля вестготов Алариха в 493 году. Принимая во внимание, что в этом же году состоялся брак сестры Хлодвига Аудофледы с Теодорихом Амалом, очевидно, что остготы и франки готовились к заключению союза, в связи с чем Хлодвиг мог в 492-493 гг. рассматриваться в качестве потенциального супруга Тиудигото (при этом Хлодвиг и Аларих были ровесниками). В случае брака с дочерью Теодориха Амала некрещеный король франков оказался бы в окружении арианских союзников, получающих благодаря супруге Хлодвига неограниченное влияние в Галлии. Очевидно, что средства остготской дипломатии были достаточны для реализации подобного сценария.
Принимая во внимание, что епископ Ницетий Трирский в одном из своих писем 565 года к ломбардской королеве Хлодосвинде убеждал ее последовать примеру Хродехильды, которая «сумела добиться того, что властитель Хлодвиг стал следовать католическим законам» [11, 52], очевидно, что брачная дипломатия являлась одним из важных направлений церковной политики, которая находилась под пристальным вниманием высшего руководства церкви. По всей видимости, понимая всю драматичность складывающегося союза франков и арианских властителей южной Европы, епископы Авит Вьеннский и Ремигий Реймсский действовали стремительно, продемонстрировав Хлодвигу перспективу господства над Галлией в противовес альянсу с Теодорихом и Аларихом, а принцессе Хродехильде – возможность превращения вчерашнего «варвара» в триумфального обладателя римских консульских регалий.
Юной бургундской принцессе было, вероятно, непросто принять мысль о браке с язычником. Достаточно вспомнить эпизод из истории средневековой Скандинавии, связанный с обсуждением перспективы брака конунга Олава Трюгвассона, придерживавшегося христианской веры, и Сигрид Гордой, сторонницы традиционных германских культов, закончившийся тем, что Олав ударил Сигрид по лицу в ответ на ее отказ принимать христианство (чем заслужил в будущем свою гибель, нажив могущественных врагов) [15], чтобы понять возможный сценарий развития контактов Хродехильды и посланников Хлодвига. «Книга истории франков» свидетельствует о том, что «невеста первоначально воспротивилась брачному предложению, отвечая франкскому послу Аврелиану: «не позволено христианке выходить замуж за язычника» [3, 128]. Вероятно, Авит Вьеннский лично дал бургундской принцессе подсказку не упорствовать, обещав в случае ее согласия поддержку реймсского епископа на новой родине.
В письме Авита Вьеннского, адресованного Хлодвигу по случаю его крещения, ни слова не говорится о бургундской принцессе, ставшей супругой короля, и способствовавшей его обращению. При этом, епископ сдержанно сокрушается, что не смог лично присутствовать на торжественном исполнении обряда крещения. Представляется, что и то, и другое присутствует в тексте умышленно. Авит понимал, что содержание письма станет известно разведке короля Гундобада, и меньше всего хотел обвинения в государственной измене, в связи с чем не стремился лишний раз афишировать свою причастность к организации брака Хлодвига. По этой же причине, вероятно, он не поехал на крещение Хлодвига в Реймс. Бесспорным аргументом в пользу признания исключительной роли Хродехильды в обращении короля Хлодвига является то, что модель отношений короля франков с его супругой (возвышение правителя благодаря христианской супруге) становится архетипом политической культуры рассматриваемого периода. В частности, римский понтифик Григорий Великий, оценивая личный вклад супруги короля Кента в христианизацию Англии, отмечает ее исключительную роль, сравнивая королеву с императрицей Еленой [30: XI, 29], а епископ Ницетий Трирский призывает королеву лангобардов следовать примеру Хродехильды, которая сумела добиться принятия своим супругом Хлодвигом таинства святого крещения по ортодоксальному обряду.
Подобные высказывания церковных иерархов VI века могут служить, пожалуй, лучшей оценкой личного вклада королевы Хродехильды в формирование нового типа европейского монарха, преодолевающего «варварское» прошлое своего народа через обращение в христианскую веру.
[1] Принимая во внимание, что рассматриваемые события имели место задолго до разделения церквей, в данной статье понятия «православие», «католицизм» и «ортодоксальное христианство» могут использоваться в отдельных случаях как синонимы. Несмотря на то, что определенные культурные различия могут прослеживаться в западной и восточной традициях христианства с первых столетий н.э., до эпохи высокого средневековья церковь официально сохраняла единство. Как справедливо отмечает В.П. Буданова, «разделение церквей отражает расхождение путей цивилизационного развития Византии и Запада, которое складывалось столетиями» [1, 31].
Список литературы:
1. Буданова В.П. 2004: Варварские «королевства» на оси Восток-Запад // Византия и Запад. М., 31-34.
2. Веселовский А.Н. 1870: Старинный театр в Европе. М.
3. Византийская мозаика, 2013: Сборник публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме / Ред. проф. С.Б. Сорочан; сост. А.Н. Домановский. Харьков.
4. Григорий Турский 1987: История франков / Изд. подгот. В.Д. Савукова; Отв. ред. М.Л. Гаспаров; Филол. ред. A.A. Архипов; Ред. изд-ва Д.П. Лбова, O.K. Логинова; Худож. В.Г. Виноградов, Ф.Н. Буданов. М.
5. Дворецкая И.А. 1991: Из Паннонии в Италию (христианизация завоевателей и генезис варварской государственности в Италии VI–VIII вв.) // Античность и Раннее Средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы. Межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. В.М. Строгецкий. Н. Новгород, 128-142.
6. Древние германцы, 1937: Сборник документов / Составлен Б.Н. Граковым, С.П. Моравским, А.И. Неусыхиным. Вводная статья и редакция А.Д. Удальцова. Москва.
7. Житие святой Женевьевы, 1996: Пер. М. Тимофеева // Альфа и Омега, № 11.
8. Копылов И.А. 2013: «Арианский фактор» во взаимоотношениях Рима и варварской периферии // «Вестник РГГУ. Серия Исторические науки. История / Studia classica et mediaevalia». Вып. 17 (118). М., 54-72.
9. Копылов И.А. 2009: Этнический облик арианской церкви в Вандальской Африке (V – VI века) //Античный мир и археология. Саратов. Вып. 13, 309-310.
10. Корсунский А.Р., Гюнтер Р., 1984 Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М.
11. Лебек С. 1993: История Франции. Том I. Происхождение франков. V-IX века. М.
12. Омельченко Д.М. 2014: Арианские правители как «Значимые другие» в «Житии Цезария Арелатского» // Метаморфозы истории. № 5, 195-216.
13. Прокопий из Кесарии 1950: Война с готами / Прокопий из Кесарии; пер. с греческого С.П. Кондратьева, вступ. статья З.В. Удальцовой. М.
14. Санников С.В. 2016: Рождение и смерть «короля-жреца»: проблема экзистенциального выбора и деконструкции // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. № 12(34). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4037
15. Снорри Стурлусон 1980: Круг Земной. Heimskringla / Ответственный редактор: М.И. Стеблин-Каменский. Издание подготовили: А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М.
16. Успенский Б.А. 1996: История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) // Успенский Б.А. Избранные труды. М. Т.1., 9-70.
17. Шилина С.В. 2017: Авит Вьеннский как позднеантичный эпистолограф // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. № 1 (250). Выпуск 41, 31-36.
18. Anonymi Valesiani 1892: Pars Posterior // MGH. AA. T.IX. Berlin, 249–339.
19. Brink S. 2007: How uniform was the Old Norse religion? // Learning and Understanding in the Old Norse World: Medieval Texts and Cultures of Northern Europe. Brepols, 105-136.
20. Bury J.B. 1928: The Invasion of Europe by the Barbarians. London.
21. Cassiodori Aurelii 1894: Variarum libri XII in MGH. AA T.XII, Berlin, Weidmann.
22. Crisp R.P. 2003: Marriage and alliance in the Merovingian Kingdoms, 481-639. PhD Dissertation, Ohio State University.
23. Cusack C.M. 1998: Conversion among the Germanic peoples. Published. London; New York: Cassell.
24. Dailey E.T. 2015: Queens, consorts, concubines: Gregory of Tours and women of the Merovingian elite. Leiden.
25. De Prade J.R. 1684: Sommaire de l’histoire de France, Т.1.
26. Ewig E. 1991: Bonn Die Namengebung bei den ältesten Frankenkönigen und im merowingischen Königshaus Mit genealogischen Tafeln und Notizen // Francia 18/1, 21-69.
27. Fredegari et aliorum 1888: Chronica // MGH. Script. rer. Merov. II, Hannoverae, 1-168.
28. James E. 1991: The Franks. Oxford: Basil Blackwell.
29. Moorhead J. 1985: Clovis’ motives for becoming a Catholic Christian // Journal of religious history vol. 13, 329-339.
30. St. Gregory the Great 1895: Epistles. Translated by James Barmby // Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Vols. 12-13. Edited by Philip Schaff and Henry Wace. (Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co.) Revised and edited for New Advent by Kevin Knight. Электронный источник. URL: http://www.newadvent.org/fathers/360211029.htm
31. Scherman K. 1987: The Birth Of France: Warriors, Bishops, and Long-Haired Kings. New York: Random House.
32. Shanzer D. 1998: Dating the Baptism of Clovis: the Bishop of Vienne Vs the Bishop of Tours // Early Medieval Europe 7 (1), 29-57.
33. Wood I. 1994: The Merovingian Kingdoms. London and New York: Longman.
Крещение Хлодвига. Варвары и Рим. Крушение империи
Крещение Хлодвига
Вскоре после покорения алеманнов произошло еще более важное событие — обращение Хлодвига в христианство. Церковная традиция связывает эти два события, представляя дело так, что Хлодвиг решил принять религию своей супруги, если одержит победу. Возможно, в этом есть некая доля правды. Но мы должны понимать, в каких обстоятельствах жил Хлодвиг. Христианство уже начало прививаться у франков. Его родственник король салических франков Харарих к этому времени стал христианином. Две сестры, одна из которых вышла замуж за остготского короля Теодериха, были христианками, хотя с уклоном в арианство, еще одна осталась язычницей. Его супруга Хродехильда (Клотильда) была католичкой (в описываемое время разделения церкви на католическую и православную не было. Имеется в виду ортодоксальная церковь, соответствующая решениям Вселенских соборов. — Ред.



Огромная важность принятия Хлодвигом католической (ортодоксальной. — Ред.) веры признается практически всеми историческими авторами. Они неизменно подчеркивают, что это событие мирового значения — Welthistorische Bedeutung. Но они не видели того, что это событие не случайное и не является результатом внезапного озарения. Это было, как я себе представляю, венцом последовательной расчетливой политики, поступком, достойным умного государственного деятеля. Предположить, что Хлодвиг не осознавал политических аспектов того, что сделал, верить, что бросок костей или простое стечение обстоятельств решило, принять ему католичество (ортодоксальное христианство) или арианизм, значит принижать умственные способности Хлодвига, которые были очень высоки, чему свидетельство — его великие достижения. Понять, что поступок Хлодвига никоим образом не был случайным, и распознать зачатки будущих великих свершений можно сразу, с первого взгляда. Он стал результатом широкого государственного взгляда на политическую ситуацию, трезвой оценки условий, в которых существовало его королевство, стремления проводить политику, способствующую его консолидации.
Я передал вам общепризнанный рассказ об обращении короля Хлодвига в христианство, основанный на повествовании Григория Турского. Думаю, в основных моментах он правилен. Но я должен заметить, что есть документ значительно более авторитетный, чем «История франков», и он создает некоторые трудности. Это не что иное, как письмо от Ремигия, епископа Реймсского, лично Хлодвигу. По сути это политический документ, обладающий неоспоримым авторитетом, но следует убедиться, что мы его правильно понимаем. До наших дней сохранилось два письма епископа Ремигия Хлодвигу. Одно из них, менее важное, — это послание с соболезнованиями по поводу смерти сестры короля, которая была христианкой, и по его тону невозможно предположить, что лицо, которому адресовано письмо, не является христианином. Но другое письмо, на которое я хочу обратить ваше внимание, практически не оставляет сомнений в том, что Хлодвиг был христианином в тот момент, когда оно было написано. Епископ увещевает короля всегда прибегать к советам священнослужителей: «Sacerdotibus tuis debebis deferre, et ad eorum consilia semper recur-геге». Он говорит ему: «Нос imprimis agendum ut Domini judicium a te non vacillet». В письме не было даты, но с ее установлением не было никаких трудностей. Оно, несомненно, было написано после 496 года и обращения Хлодвига в христианство.

Итак, если эта точка зрения верна, мы встречаемся с существенной трудностью. Почему церковная традиция, прославляющая Хлодвига как первого христианского короля франков, вредила его репутации, представляя его язычником в течение первых пятнадцати лет его правления, если он в действительности почти весь этот период был христианином? Это представляется мне серьезной трудностью, и я не могу не думать, что общий смысл церковной традиции должен быть верным. Но как же нам тогда интерпретировать письмо? Должны ли мы сказать, что тон послания и выражения, подразумевающие христианство Хлодвига, являются лишь мнимыми? И епископ имел намерение навести на мысль, что Хлодвиг не был удовлетворен изъявлением доброй воли по отношению к христианству и теперь должен принять новую религию лично? Предвидя возможность конечного обращения короля, епископ мог принять решение и обратиться к нему так, словно тот уже был христианином.
Конечно, самый простой выход — сказать, что Secunde Belgice — всего лишь вариант исправления. Однако вероятность этого исправления очень высока. Контекст требует обозначения территории провинции, и, поскольку в манускрипте указано Secundum bellice, сразу приходит на ум именно Secunde Belgice. Невозможно избавиться от мысли, что епископ хотел указать именно это название, тем более что его собственный приход — Реймсский — находился в этой провинции. По моему мнению, мы должны признать, что епископ Ремигий в этом письме ссылался на провинцию Белгика Секунда, но я не готов принять вывод Гундлаха как единственный возможный. Наоборот, я считаю, что свидетельства указывают на другой вывод, чрезвычайно важный и интересный. Если считать в целом верной церковную традицию, утверждающую, что обращение Хлодвига имело место после 496 года, значит, упомянутое выше письмо Ремигия тоже написано после 496 года. То есть именно после этого года Хлодвиг взял на себя управление провинцией Белгика Секунда.
Следовательно, после победы при Суасоне в 486 году Хлодвиг не сразу взял в свои руки управление провинциями, включенными в так называемый regnum Сиагрия. Он оставил управление имперским функционерам, позволил старой организации остаться неизменной и удовлетворился общим контролем.
Итак, во-первых, такой вывод сам по себе вероятен, и он показывает, что рост франкского могущества при Хлодвиге шел более постепенно, чем обычно считалось. Только после победы над алеманнами он почувствовал себя в силах оказывать прямое и непосредственное влияние на Белгику, в которой сверг режим Сиагрия, и включить ее полностью в свои владения. Во-вторых, мне представляется, что этот вывод более гармонично согласовывается с содержанием письма Ремигия. Мне очень трудно поверить, что это письмо могло быть написано сразу после победы при Суасоне. Оно не содержит ни намека на сражение, нет в нем ни одного упоминания и о Сиагрии. Это письмо человека, который симпатизирует Хлодвигу, а не того, кто только что получил известие о крайне неприятном факте и теперь размышляет, как с честью выйти из затруднительного положения. Будь оно написано сразу после поражения Сиагрия, нам пришлось бы поверить, что епископ стал предателем римского правительства и втайне симпатизирует франкскому захватчику. Тогда нам пришлось бы предположить, что слова «ты взял на себя управление в Белгика Секунда» — это хорошо продуманный эвфемизм для «ты разгромил нашего военачальника».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
72. Крещение князя и крещение народа
72. Крещение князя и крещение народа
Вспомним, что после освобождения Руси от иудео-хазарского данничества в Киеве возникли две партии: православная, во главе которой стояли Ольга и ее внук Ярополк, и неоязыческая, вождем которой был Святослав. Пока шли победоносные войны
2.1. Крещение в Иордане и крещение в Днепре
2.1. Крещение в Иордане и крещение в Днепре По-видимому, история Иоанна Крестителя из XII века потом размножилась на несколько версий и «расползлась» по оси времени. Одно из таких отражений мы указали в [МЕТ2], ХРОН2, гл. 2:1.2. Речь идёт об истории римского Иоанна Кресцентия,
3.8. Крещение Христа описано в «Энеиде» Вергилия как «крещение Аскания»
3.8. Крещение Христа описано в «Энеиде» Вергилия как «крещение Аскания» Вероятно, Вергилий описывает во второй книге «Энеиды» крещение Христа. Приведём ещё раз соответствующий фрагмент поэмы. Тут изумлённым очам ЯВИЛОСЬ НЕЖДАННОЕ ЧУДО. … Вдруг привиделось нам, что
ПОТОМСТВО КОРОЛЯ ХЛОДВИГА
ПОТОМСТВО КОРОЛЯ ХЛОДВИГА
Оплакав отца, четыре его сына: Теодорих (у которого у самого был уже взрослый и деятельный сын Теодоберт), Хлодомер, Хильдеберт и Хлотарь поделили Франкское королевство на четыре примерно равные по доходам части. Старшему сыну Теодориху
3.8. Крещение Иисуса Христа описано в Энеиде Вергилия как «крещение Аскания»
3.8. Крещение Иисуса Христа описано в Энеиде Вергилия как «крещение Аскания» Вероятно, Вергилий описывает во второй книге Энеиды крещение Христа. Приведем еще раз соответствующий фрагмент поэмы.«Тут изумленным очам ЯВИЛОСЬ НЕЖДАННОЕ ЧУДО… Вдруг привиделось нам, что
Дробление государства при преемниках Хлодвига
Дробление государства при преемниках Хлодвига Рост крупного землевладения и частной власти крупных земельных собственников уже при сыновьях Хлодвига привел к ослаблению королевской власти. Лишившись вследствие щедрых земельных раздач значительной части своих
В) Некоторые проблемы правления Хлодвига
В) Некоторые проблемы правления Хлодвига
Правление Хлодвига всегда занимало историков, в то время как посредственность источников приводила в отчаяние. Отсюда и появление, сменяемое безвременной кончиной, стольких интерпретаций, построенных на слишком шатком
2.1. КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ И КРЕЩЕНИЕ В ДНЕПРЕ
2.1. КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ И КРЕЩЕНИЕ В ДНЕПРЕ По-видимому, история Иоанна Крестителя из XII века потом размножилась на несколько версий и «расползлась» по оси времени. Одно из таких отражений указано в книге «Методы», гл. 2:1.2. Речь идет об истории римского Иоанна Кресцентия,
КРЕЩЕНИЕ ХЛОДВИГА. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА
КРЕЩЕНИЕ ХЛОДВИГА. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА ХлодвигВ год падения Западной Римской империи обширные территории в Галлии еще не имели одного хозяина. В свое время им станет правитель сильнейшего материкового европейского государства — Франции, получившей
11. КРЕЩЕНИЕ ЛИТВЫ И КРЕЩЕНИЕ ПЕРМИ ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ
11. КРЕЩЕНИЕ ЛИТВЫ И КРЕЩЕНИЕ ПЕРМИ ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ
Как отмечает Н. М. Карамзин, при Дмитрии Донском произошло два массовых крещения народа. А именно, была крещена Литва и была крещена Пермь. Далеко не при каждом русском великом князе происходят крупные, массовые
Крещение Хлодвига (25 декабря 498 года?)
Крещение Хлодвига (25 декабря 498 года?) Нет исторического события, которое заслужило бы стольких комментариев, как крещение Хлодвига. В определенном смысле можно сказать, что мысль о крещении возникла с начала правления Хлодвига: в упомянутом выше письме Реми просит его
Глава 2. «ДЕЯНИЯ» ХЛОДВИГА
Глава 2. «ДЕЯНИЯ» ХЛОДВИГА Франки впервые упоминаются в римских источниках в III веке нашей эры. Это был большой племенной союз, сложившийся из нескольких более древних германских племен. В III—V веках племена франков разделились на две ветви — салических, живших по берегам
Глава 13 Правление Хлодвига
Глава 13
Правление Хлодвига
Свержение Сиагрия
В предыдущей главе я говорил о первых попытках салических франков мигрировать в Северо-Восточную Галлию при королях Хлодионе и Хильдерике. Точнее, я лишь кратко обозначил их передвижения, поскольку в нашем распоряжении
Свадьба Хлодвига и Хродехильды (Клотильды)
Свадьба Хлодвига и Хродехильды (Клотильды) Вероятно, в начале девяностых годов Хлодвиг отпраздновал свадьбу с христианской принцессой Клотильдой Бургундской, племянницей короля Гундобада, законодателя Бургундии. Спустя поколение после этого бракосочетания появилась
Крещение Хлодвига
Крещение Хлодвига 496 год В 496 г. король франков Хлодвиг (от этого имени происходит французское имя Людовик) принял католическую религию.Он был крещен епископом Реймса Святым Реми. Много позже этот прецедент будет взят за образец французскими королями, которые станут
Жизнь Карла Великого | Институт христианской истории
«Этот самый могущественный король». Карл Великий ( ок. 742-814), Сильный христианский король
Жизнь Карла Великого Эйнхарда Перевод Сэмюэля Эпеса Тернера. Сокращено, модернизировано и представлено Стивеном Томкинсом. Отредактировано и подготовлено для Интернета Дэном Грейвсом.
Хотя такие миссионеры, как Патрик и Августин, сделали христианство чрезвычайно успешным на Британских островах, на самом деле во всей континентальной Европе существовало только одно племя, которое исповедовало христианство, — франки, чей король обратился в христианство в 496 году. Все остальные были язычниками. или арийцы.
Все изменилось, когда Карл Великий, или «Карл Великий», стал королем франков, правившим с 771 по 814 год. В Западной Европе и на большей части востока он использовал военную силу, чтобы заставить все подвластные ему народы стать христианами. Он также спонсировал более изощренные миссионерские усилия и поощрял распространение бенедиктинских монастырей, особенно копирование богословских рукописей.
Папа короновал его римским императором в 800 году, спустя столетия после того, как древняя Римская империя рухнула в Европе — шаг, который привел в ярость восточного императора, который все еще претендовал на власть как на востоке, так и на западе. Его «Священная Римская империя» быстро сократилась после его смерти, но оставалась главной силой в Европе в эпоху Реформации. Хотя его центр находился в современной Германии, его влияние распространилось гораздо шире.
Эйнхард, написавший эту биографию, был дворянином, дипломатом и советником на службе у Карла Великого более двадцати трех лет. На самом деле, эти двое были личными друзьями. Это делает его отчет бесценным источником информации об Императоре из первых рук, но также предупреждает нас о необходимости следить за личной предвзятостью.
Карл Великий ставит современных христиан перед дилеммой. С одной стороны, спрашиваем мы, не являются ли кровожадные способы распространения церкви Карла Великого совершенно чуждыми благовестию Христову? С другой, интересно, уцелела бы церковь, если бы не он?
Исходный материал
[Эйнхард описывает завоевания Карлом Великим Аквитании и лангобардов, а также его отвоевание и возвращение земель, захваченных у папства. Пронумерованные разделы ниже соответствуют избранным разделам из жизни Эйнхарда Карла Великого. ]
7. Саксонская война
Теперь Карл Великий возобновил войну против саксов. Франки никогда больше не вели войны с таким упорством, ожесточением или усилием, потому что саксы, как и почти все германские племена, были свирепым народом, поклонявшимся дьяволам и враждебно относившимся к нашей религии. Они не считали бесчестным нарушать какой-либо закон, человеческий или божественный.
Каждый день были бои. За исключением тех мест, где леса или горные хребты образовывали четкие границы, вся граница между нами и саксами проходила по открытой местности, так что убийствам, кражам и поджогам не было конца с обеих сторон. Поэтому франки так озлобились, что в конце концов решили больше не мстить, а вступить в открытую войну с саксами [772].
Война длилась тридцать три года с большим ожесточением, и саксы оказались хуже франков. Она закончилась бы раньше, если бы не двуличие саксов. Их неоднократно побеждали, и они смиренно подчинялись королю, обещая выполнять его приказы. Иногда они так ослабевали, что обещали отказаться от поклонения бесам и принять христианство, но так же быстро нарушали эти условия, как и принимали их. Так было почти каждый год войны. Но непоколебимая цель Карла Великого одинаково сталкивалась с удачей и несчастьем, и его непостоянство никогда не утомляло его и не отвлекало от его задачи. Он никогда не позволял их вероломному поведению оставаться безнаказанным, ни сражаясь с ними лично, ни посылая армии своих графов, чтобы отомстить и получить праведное удовлетворение.
Наконец, победив и покорив всех сопротивлявшихся, он расселил десять тысяч своих подданных с их женами и детьми по всей Галлии и Германии [804]. Эта долгая война в конце концов закончилась тем, что саксы подчинились на условиях Карла Великого, отказались от своих национальных религиозных обычаев и поклонения дьяволам, приняли таинства христианской веры и религии и объединились с франками в один народ.
[Завоевание бретонцев, беневентанцев, баварцев, славян, гуннов, богемцев, линонийцев…]
15. Масштабы завоеваний Карла Великого
Это были войны, столь искусно спланированные и успешно проведенные, которые этот самый могущественный король вел во время своего сорокасемилетнего правления. Он так увеличил Франкское королевство — хотя оно уже было большим и сильным, когда он получил его от своего отца, — что к нему прибавилась более чем вдвое его прежняя территория.
…
17. Общественные работы
Король Карл Великий, как я показал, значительно расширил свою империю и сильно покорил чужие народы, и постоянно был занят такими планами. Но он также начал много общественных работ, чтобы украсить и принести пользу своему королевству, и довел некоторые из них до конца. Величайшими были церковь Пресвятой Богородицы в Экс-ла-Шапель, самое впечатляющее здание, и мост через Рейн в Майнце, хотя этот мост сгорел за год до смерти Карла, а с тех пор как он умер вскоре после этого его нельзя было починить, хотя он намеревался перестроить его в камне. Он начал строительство двух прекрасных дворцов в Ингельхейме и Нимегене. Но больше всего он заботился о священных зданиях во всем своем королевстве. Всякий раз, когда он обнаруживал, что они приходят в негодность, он приказывал ответственным священникам и монахам чинить их. Он также снарядил военно-морской флот для защиты Галлии и Германии от викингов, а Италию от мавров.
18. Личная жизнь
После смерти отца Карл Великий разделил королевство с братом, терпеливо перенося его недружественную ревность и, ко всеобщему изумлению, ни разу не рассердился на него.
Он женился на дочери Дезидерия, короля лангобардов, по настоянию матери, но развелся с ней через год по неизвестным причинам и женился на Хильдегарде, швабской аристократке. У него было три сына от нее, Чарльз, Пипин и Луи, и три дочери, Хруодруд, Берта и Гизела. У него было еще три дочери: две от его третьей жены, Фастрады, немки, и третья от наложницы, чье имя пока ускользает от меня. После смерти Фастрады [794], он женился на Лиутгард, алеманке, которая не родила ему детей. После ее смерти [800] у него было три наложницы, каждая из которых родила ему сыновей.
…
22. Внешний вид
Карл Великий был большим, сильным и высоким. Его рост был в семь раз больше длины его стопы. Верхняя часть его головы была круглой, глаза очень большие и живые, нос немного длинный, волосы светлые, лицо веселое и смеющееся. Таким образом, его вид всегда был величавым и достойным, независимо от того, стоял он или сидел. Правда, шея у него была толстая и несколько короткая, а живот довольно выдающийся; но стройность остального тела скрывала эти дефекты. Его походка была твердой, вся осанка мужественной, а голос ясным, но удивительно тонким.
Здоровье у него было отличное, за исключением четырех лет перед смертью, когда он часто болел лихорадками и немного хромал. Даже тогда он следовал своим собственным наклонностям, а не советам врачей. Они были ему почти ненавистны, потому что хотели, чтобы он ел вареное мясо, а не жаркое.
23. Платье
Он всегда придерживался откровенного национального костюма. Это была полотняная рубаха и штаны в качестве нижнего белья, прикрытые туникой с шелковой бахромой, и штаны, подвязанные тесьмой, на ногах туфли, а зимой шуба из шкуры выдры на плечах. Поверх всего он накинул синий плащ и всегда носил меч, обычно с золотой или серебряной рукоятью и поясом, иногда украшенный драгоценностями, но только в большие праздники или когда принимал иностранных послов.
24. Привычки
Карл Великий был умерен в еде, и особенно в питье, потому что ненавидел пьянство в ком бы то ни было, а тем более в себе и своих домочадцах. Но он не мог долго воздерживаться от пищи и часто жаловался, что голодание вредит его здоровью. Он очень редко устраивал пиры, за исключением больших праздников, но когда он это делал, он приглашал большое количество людей. Его обед обычно состоял из четырех блюд, не считая жаркого, которое его охотники приносили на вертеле. Он любил это больше, чем любое другое блюдо. Во время еды он слушал чтение или музыку. Чтения были рассказами о былых временах, и он также очень увлекался сочинениями святого Августина, особенно «О граде Божьем».
Он был настолько умерен в употреблении вина, что редко позволял себе больше трех чашек за едой. Летом после обеда он съедал немного фруктов, выпивал одну чашку, раздевался и отдыхал часа два-три. Он просыпался и вставал с постели четыре или пять раз за ночь. Пока он одевался и обувался, он не только давал аудиенцию своим друзьям, но и, если граф Дворцовый говорил ему о деле, требующем его решения, он тут же вызывал их в свою комнату и судил дело справедливо. как если бы он был при его дворе и произносил приговор. В это время он вообще выполнял любые дневные обязанности.
25. Учеба
Карл Великий свободно говорил и мог с предельной ясностью выразить все, что хотел. Он не довольствовался тем, что говорил на родном языке, а выучил иностранные. Он был мастером латыни, но понимал греческий лучше, чем говорил на нем. Он мог сойти за учителя красноречия. Он увлекался искусством и очень уважал учителей, воздавая им большие почести. Петр Пизанский, пожилой дьякон, научил его грамматике. Алкуин, англосакс из Британии и величайший ученый своего времени, преподавал ему и другие предметы. Король проводил с ним много времени, изучая риторику, диалектику и особенно астрономию. Он самым тщательным образом исследовал движение звезд. Он также пытался научиться писать и обычно держал планшеты и тетради в постели под подушкой, чтобы в свободное время практиковаться в написании букв. Но, хотя он очень старался, он поздно начинал в жизни и не имел большого успеха.
26. Благочестие
Карл Великий был горячо предан христианским принципам, привитым ему с младенчества. Он построил прекрасную церковь в Экс-ла-Шапель, которую украсил золотом и серебром, светильниками, перилами и дверьми из цельной меди. Он приказал привезти колонны и мрамор из Рима и Равенны, так как больше нигде не мог найти подходящих. Он молился там постоянно, пока позволяло здоровье, ходил утром и вечером, даже ночью, не считая обедни. Он следил за тем, чтобы все богослужения там проводились должным образом во всех отношениях, и часто предупреждал пономарей, чтобы они не пускали в здание ничего неподобающего. Он предоставил много священных сосудов из золота и серебра и столько священнических облачений, что даже самым скромным привратникам не приходилось носить свою повседневную одежду. Он приложил большие усилия, чтобы улучшить чтение и пение там, потому что он хорошо умел и то, и другое, хотя он никогда не читал публично и не пел, кроме как тихо вместе с собранием.
27. Карл Великий и Римская церковь
Карл Великий много раздавал милостыню бедным, и не только в своей стране. Где бы он ни слышал, что есть христиане, живущие в нищете, — Сирия, Египет, Африка, Иерусалим, Александрия, Карфаген, — он сжалился над ними и посылал им деньги за моря. Вот почему он стремился подружиться с иноземными царями, чтобы оказать помощь христианам, живущим под их властью.
Он дорожил церковью св. Петра в Риме превыше всех других святых мест и наполнил ее сокровищницу огромным богатством золота, серебра и драгоценных камней. Он посылал папам бесчисленные большие подарки; и во все время своего царствования самым искренним его желанием было восстановить древнюю власть Рима под своей опекой и своим влиянием, а также защищать и оберегать собор св. Петра, украшая и обогащая его сам более всех других церквей. Но хотя он относился к нему с таким благоговением, он только четыре раза ездил в Рим, чтобы произнести обеты и молитвы, за все время своего сорокасемилетнего царствования.
28. Карл Великий стал императором
Его последнее путешествие имело другую цель. Папа Лев был изуродован римлянами, которые вырвали ему глаза и отрезали язык, и он призвал короля на помощь. Поэтому Карл Великий отправился в Рим, чтобы привести в порядок эти дела церкви, потому что все было в беспорядке, и провел там всю зиму. Именно тогда ему был присвоен титул императора и Августа. Сначала у него было такое отвращение к титулу, что он заявил, что не ступил бы в церковь в тот день, когда они были присвоены, если бы он знал, что намеревался Папа, даже несмотря на то, что это был великий праздник. [Рождество 800]
Римские императоры были недовольны тем, что он принял этот титул, но он очень терпеливо переносил их зависть. Благодаря частым посольствам и письмам, в которых он называл их братьями, он заставил их высокомерие уступить место своему великодушию, в котором он, несомненно, намного их превосходил.
29. Реформы
Получив титул императора, Карл Великий понял, что законы его народа несовершенны. У франков два совершенно разных свода законов, и он решил добавить недостающее, разобраться в несоответствиях и исправить то, что было не так. Он так и не продвинулся далеко с этим проектом, но ему нужно было записать неписаные законы всех племен, находящихся под его властью. У него также были старые песни, воспевающие деяния и войны древних королей, записанные для потомков.
30. Смерть Карла Великого
Под конец своей жизни [813], сломленный нездоровьем и старостью, он призвал своего сына Людовика, короля Аквитании, и собрал вместе всех знатных людей всего королевства Франки в торжественном собрании. Он назначил Людовика с их единодушного согласия править вместе с собой над всем королевством и сделал его наследником императорского титула.
Остаток осени он провел на охоте, а в январе его поразила сильная лихорадка, и он слег в постель. Как только он заболел, он решил воздержаться от пищи, как делал всегда, когда у него была лихорадка, надеясь, что болезнь можно будет отогнать или хотя бы смягчить голоданием. Кроме лихорадки, он страдал еще и плевритом, но продолжал голодать и поддерживать свои силы лишь изредка выпивкой. Он умер 28 января, через семь дней после того, как лег в постель, в девять часов утра, после причастия, в возрасте семидесяти двух лет и процарствовав сорок семь лет.
Библейские стихи
1 Samuel 8
Псалом 72
Haggai 1: 1—8, 14—15
Матфея 5: 38—48
Римлянам 13: 1—7
Вопросы исследования
700127
0000000000000000000000000000000000000 7. Мормоны крестят Анну Франк – Почему эволюция верна24 февраля 2012 г. • 10:45 утра
Как и некоторые религии, мормоны практикуют одиозное крещение по доверенности, при котором можно крестить живого человека во имя мертвых язычников, тем самым гарантируя, что эти язычники попадут на небеса. Как Wall Street Journal примечания:
Крещение по доверенности уходит своими корнями в ранний мормонизм, когда приверженцы были обеспокоены тем фактом, что их предки умерли до основания в 1830 году того, что стало Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. Мормонский пророк Джозеф Смит учил, что крещение необходимо для спасения и что засчитываются только те крещения, которые совершает истинная, восстановленная церковь. Это оставило подавляющую часть человечества снаружи, смотрящей внутрь.
Смит хотел дать второй шанс тем, кто умер. Оживив малоизвестный отрывок из Нового Завета о верующих, «крестившихся для мертвых», он объявил, что его последователи могут искать крещения от имени своих умерших родственников.
Это, кстати, объясняет увлечение мормонов генеалогией, ведь им нужно знать своих предков, чтобы эти предки вошли в Царство Божье.
Мормонская церковь сходит с ума от крещения по доверенности, даруя его всем, от Альберта Эйнштейна и Джорджа Вашингтона до матери Барака Обамы. Они даже крестили родителей пережившего Холокост и охотника за нацистами Симона Визенталя.
Одержимость мормонов крещением евреев и переживших Холокост (действительно, зачем им делать что?) наконец подняли еврейские нервы, и Церковь поклялась прекратить превращать евреев в посмертных мормонов. И все же безумие продолжается — в одержимости крестить Анну Франк. Как сообщает USA Today (и другие места),
Рэдки [Хелен Рэдки, бывшая мормонка, занимающаяся вопросами крещения по доверенности] сообщила, что обнаружила Аннелис Мари «Энн» Франк, которая умерла в лагере смерти Берген-Бельзен в 1945 г. в возрасте 15 лет крестился по доверенности в субботу. Мормоны представляли версии ее имени не менее дюжины раз для обрядов по доверенности и проводили ритуал не менее девяти раз с 19 по 19 век.По словам Рэдки, с 89 по 1999 год. Но Рэдки говорит, что впервые за более чем десятилетие имя Фрэнка было обнаружено в базе данных, которую можно использовать как для генеалогии, так и для представления имени умершего человека для рассмотрения при крещении по доверенности — отдельный процесс, согласно представитель церкви.
База данных открыта только для мормонов.
На снимке экрана базы данных, отправленной Рэдки, показана страница для Фрэнка с пометкой «завершено» рядом с категориями «Крещение» и «Конфирмация», датой 18 февраля 2012 года и названием храма в Санто-Доминго, Доминиканская Республика. .
Из статьи HuffPo (нажмите, чтобы увеличить):
Что ж, это все безумие, ибо рвение мормонов к крещению (основанное, конечно, на Писании) так же очевидно необоснованно, как и еврейское принятие оскорбление во имя их бога, но, право же, мормонам следовало бы иметь здесь хоть какое-то приличие и уволиться.
Читатель Диана Г. отмечает, что мы можем отомстить, потому что на этом сайте вы можете превратить мертвого мормона в гея . Я обратил Джозефа Смита:
И обязательно посмотрите забавный рассказ Билла Махера о некрещении умершего тестя Митта Ромни (который при жизни был атеистом).
Но это поднимает серьезный вопрос: как мы поступаем с политическими кандидатами, которые являются религиозными? Конечно, им не следует мешать баллотироваться на посты, но насколько мы можем оценивать их на основании их убеждений?
У Соединенных Штатов есть оскорбительная история этого: Джона Ф. Кеннеди широко критиковали за то, что он католик, и ему пришлось сделать прямое заявление о том, что он отделит свою веру от своего правления. У нас не было евреев в качестве президента, и в июле будет холодный день, когда у нас будет президент-атеист.
Но можем ли мы по-прежнему привлекать кандидатов к ответственности за их убеждения? Можем ли мы хотя бы спросить их об их убеждениях? The Wall Street Journal сообщает следующее:
Но г-н Ромни не может взять на себя ответственность за всех членов своей церкви или ее иерархии. Безусловно, можно было бы разумно попросить его прокомментировать отказ его церкви в течение века с четвертью от полного членства лиц африканского происхождения, запрет, который не закончился, пока г-ну Ромни не исполнилось 30 лет. Как и любому другому человеческому учреждению, мормонской церкви предстоит многое объяснить и извиниться за свои прошлые ошибки. Однако в этом случае крещения по доверенности уровень возмущения просто не соответствует предполагаемому оскорблению.