Какие вероучения эпохи реформации вы знаете что в них было общего: Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские…

Trojden | Западная Европа: новый этап развития: Загладин Н. В.

В XV, а особенно в XVI веке облик большинства европейских стран претерпел значительные изменения. Они были вызваны развитием мануфактурного производства, изменениями в социальной и политической жизни. Произошла духовная революция, связанная с эпохой Возрождения и Реформацией. Эти перемены подготовили почву для буржуазных революций, промышленного переворота. Не случайно позднее Средневековье, когда на жизни европейских народов стали сказываться качественно новые реальности, часто характеризуется как раннее Новое время.

Переход к мануфактурному производству

Развитие прибыльной колониальной торговли (например, пряности на рынках Индии стоили примерно в 100 раз меньше, чем в Европе) содействовало быстрому росту тортового капитала. Крупные акционерные компании, такие, как Ост-Индская, вели операции на рынках десятков стран, имели не только торговый флот, но и снаряжали военные экспедиции. Торговля требовала создания системы банковского кредита, операций с акциями торговых компаний, векселями, безналичными платежами, услуг по переводу и размену денег.

Все это содействовало развитию банковского дела, появлению первых бирж. Антверпен, Амстердам, Генуя, Лион, Лондон в XVI веке стали крупнейшими центрами финансовой деятельности. Ведущие банковско-торговые дома превратились в основных кредиторов монархов, предоставляя им займы под высокие проценты, получая на откуп право сбора налогов, беря в залог земли и недвижимость.

Стремясь расширить масштабы своих операций, торговые компании вкладывали средства в развитие производства. Его цеховая организация, хотя она сохранялась еще около двух веков, в значительной мере изжила себя. Жесткая регламентация работы мастеров и подмастерьев, количества выпускаемой продукции, приемов ремесла препятствовала повышению производительности труда и внедрению новой техники.

Несмотря на то что в этих условиях технический прогресс развивался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции.

В XV веке вместо традиционного горна стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а каменный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило его качество, были созданы новые сплавы Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовершенствованы водяные и ветряные мельницы. В горном деле стали применяться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. Глубина шахт и штолен измерялась теперь сотнями метров.

Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книгопечатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (1399—1468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Европы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс. наименований книг. С изобретением механических (пружинных) часов стала развиваться часовая промышленность. Новые, более производительные технологии появились в традиционных для Европы текстильном и стекольном производствах.

Новое, мануфактурное, производство частично поглощало прежнее, цеховое, частично вытесняло его.

Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфактуры. Торговые дома, стремясь обойти цеховые ограничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по городским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о закупке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции. Такого типа мануфактуры преобладали в текстильной промышленности.

Смешанные мануфактуры получили распространение при изготовлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера, а сборка осуществлялась в мастерской предпринимателя.

Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с использованием станков и инструментов, принадлежащих предпринимателю, и труда наемных работников. В централизованных мануфактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась производительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у отдельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфактуры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства.

Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества.

Во-первых, увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стремились заменить повинности крестьян-арендаторов денежным оброком. В условиях, когда мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под технические культуры и овцеводство.

В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемого огораживания. Лендлорды сгоняли арендаторов с земель. Общинные земли по решению парламента отводились под пастбища. Земельные наделы мелких собственников скупались предпринимателями и также использовались для животноводства или товарного производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Англии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей».

Во-вторых, происходили изменения в социальной структуре общества. Возросла значимость предпринимателей — банкиров, купцов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих — ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфактурами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под пастбища. Население Европы с 1500 по 1600 г. возросло почти вдвое — с 80—100 млн. до 180 млн. человек. Особенно быстро развивались города. В крупнейших из них (Антверпене, Брюсселе, Гамбурге, Лионе, Лиссабоне, Лондоне, Неаполе, Париже, Праге, Риме, Флоренции, Севилье и др.) численность жителей превысила 100 тыс. человек.

Основные торговые пути в Европе к концу Средневековья

Все это обострило проблему сельской и особенно городской бедноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жизненных благ людей. В Лондоне начала XVII века около 1/4 населения составляли неимущие, не имеющие работы.

В-третьих, развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало разделение труда между отдельными районами и городами крупных европейских государств. Одновременно начало развиваться разделение труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгрии. Центрами металлургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие общеевропейское значение центры производства стеклянных изделий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия.

Эпоха Возрождения

Перемены в кругозоре и характере деятельности европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание и отношение к окружающей действительности.

Взгляд на жизнь большинства людей классического Средневековья определялся в основном рутиной повседневности. Жизненный путь, кругозор каждого человека был связан с его сословным происхождением, профессией родителей.

Для основной массы населения достоинством считалось подчинение обстоятельствам, воле сеньора. Грамотных людей было немного, в их число входили служители церкви, интересы которых ограничивались изучением богословской литературы и теологическими диспутами.

Развитие новой, светской, культуры не случайно началось в Италии в XIV—XV вв. В ее крупных городах возросло значение торговли, возникли первые мануфактуры, сложилась прослойка грамотных, образованных людей, не связанных с церковью. Наступающее время порождало новых героев — людей предприимчивых, инициативных, не боящихся риска, приключений, связанных с торговлей, вложением капиталов, путешествиями в заморские страны.

Эпохой Возрождения (Ренессанса) принято считать время, когда возникший интерес к личности человека, его индивидуальности, его свершениям реализовался в обращении к духовной культуре и искусству античности. Начали переиздаваться затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков античности. Творения скульпторов древности, ранее забытые и погребенные под руинами дворцов римской знати и языческих храмов, стали вызывать восхищение.

Складывается представление, в значительной мере иллюзорное, что античная эпоха была временем героев, расцвета культуры и торжества человеческого гения. Многие художники, скульпторы, писатели, поэты эпохи Возрождения, создающие подлинные шедевры, считали себя лишь подражателями мастеров античности.

В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей — Данте Алигьери (1265—1321), Франчески Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1340—1400) и драматург У. Шекспир (1564—1616), в Нидерландах — Э. Роттердамский (1466—1536), во Франции — Ф. Рабле (1494-1553).

При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде всего новый облик героев их произведений — людей не обязательно знатного происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремления, познать окружающий мир во всем его многообразии, нередко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом.

Именно в эпоху Возрождения зародился термин «гуманизм», который первоначально означал не «человеколюбие», а «изучение человека».

Обращение к человеку, красоте человеческого тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения — С. Боттичелли (1445—1510), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Рафаэля Санти (1483—1520).

Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе

Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ослабило влияние римско-католической церкви на светских государей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церкви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские епископы избрали своего папу, а итальянские — своего. Церковный собор, созванный в 1409 г.

, низложил обоих пап и избрал своего кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы — Англии, Франции и Испании.

В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникло движение за создание национальной церкви с более демократичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Основатель этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360—1430), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420—1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако крестоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов наносили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с особым порядком службы.

Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Наиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена августинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483—1546). Он выступил против продажи индульгенций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека.

Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.

В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522—1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524—1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, церковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его духовных лидеров Т. Мюнцер (1490—1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, реформа церкви.

Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгромили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.

Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват церковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был заключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья.

Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, выходец из Франции Жан Кальвин (1509—1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Христианские церкви в Европе после Реформации

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509—1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства соблюдения обета безбрачия.

Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491—1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации.

Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации — борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астронома Я. Коперника (1473—1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548—1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.

§ 25 Вопросы и задания

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья?

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница