Какие труды философа платона вы знаете: Труды Платона — Sapere aude! — LiveJournal

Труды Платона — Sapere aude! — LiveJournal

Начало
Что же такое философия?
В чём смысл философии?
Любовь к мудрости
Что такое истинное знание?
Три вида знания
Мир вокруг нас
Носки Локка
Беркли, Гилас и Филонус
Беркли, Гилас, Филонус и Эйнштейн
Фалес пачкает руки
Время
Пространство
Исследуем пространство силой воображения
Дарвинизм и философия
Наведение порядока в беспорядочном мире
Свободная воля и детерминизм
Открытие логики: философия и математика
Законы мышления
В поисках чистого знания вместе с Платоном
Поиск сущностей
Понимание таинственных форм
Правила и исключения
Сомнение в неизвестном
Секреты философского мышления
Спор с Сократом
Мысленный эксперимент
Платон и Сократ
Смешение стилей
Заглянем внутрь философского разума
Бей профессоров!
Парадоксы
Об ощущениях
Первые античные философы
Гераклит
Пифагор
Немного о Платоне
Разберёмся в отношениях между Платоном и Сократом

В то время, как идеи многих античных философов потеряны для истории, труды Платона составляют несколько томов. Многие учёные считают их не только как величайшими философскими работами, но и прекрасными литературными произведениями.

Труды Платона представляют собой серию небольших диалогов с участием Сократа, в которых записаны беседы Сократа и разных других персонажей, часто остроумные и всегда утончённые. Сам Платон никогда не появляется в диалогах, но невозможно сказать, чьё мнение и где там действительно услышано. Отражают ли диалоги мнение Платона или Сократа, или Пифагора, или…? В наши дни самым известным диалогом Платона является «Государство», включающее в себя теорию государства, а большинство специалистов считают, что это есть собственное мнение Платона. Но независимо от того, чьим это мнением является, никто всерьёз не воспринимает изложенные там политические рецепты.

Сочинения Платона столь важны в философии, что люди часто ссылаются не только на конкретный диалог в книге, но на его часть и номер строки. Очень интересно, как много до сих пор обсуждаются книги, которым уже 2300 лет! Стиль споров в диалогах можно назвать приятельским — часто это даже не споры вообще. За одним или двумя исключениями Платон позволяет победить все споры слишком легко, а его оппоненты большую часть времени просто соглашаются с ним. В действительности, все персонажи, включая Сократа, — лишь проводники для важных мнений Платона, которые он хотел озвучить в живой беседе.

Его диалоги, предположительно представляющие собой исторические беседы между Сократом с его согражданами, охватывают широкий круг тем: от различия между разумом и материей (чем позже займётся Декарт) до странных теорий о небесных идеях или формах (эйдосах). Особое место Платон уделяет идее блага. Очень часто цитируют, хотя и неоднозначно, его метафору пещеры, в которой рассказывается, что узники пещеры могут освободиться только благодаря свету знаний о благе, которое осветит их жалкое земное существование.

Обычно диалоги Платона делят на три периода:

✓ Философы верят, что первые написанные в ранней молодости диалоги отражают влияние Сократа. Они считают, что в них содержатся настоящие мысли настоящего Сократа. Важнейшим из ранних диалогов является «Апология Сократа», написанная через короткое время после казни Сократа.
✓ Второй период — средние диалоги, включают в себя, как считают философы, самые важные философские работы, которые Платон написал на пике своей славы. Важнейшие из них: «Государство», «Пир» и «Федр». В «Государстве» говорится не только об устройстве и структуре идеального государства, но также о природе знания и идей. «Пир» посвящён природе красоты, любви и смыслу жизни. А в «Федре» рассматриваются вопросы бессмертия и души.
✓ Третий период включает в себя диалоги, в которых Платон меняет свою точку зрения, критически подходя к мнениям из его ранних трудов, а бедный старый Сократ оказывается в стороне. К поздним диалогам относятся «Критий», «Законы», «Филеб», «Софист», «Политик» и «Тимей».

Вы не можете взять что-нибудь у Платона в том виде, как оно есть. Например, в «Государстве» содержится ясное осуждение поэзии и даже секса (в идеальном государстве детей производство детей не отдано на произвол супругов), но в «Пире» Платон даёт совершенно другую точку зрения. В «Пире» после описания психологического возбуждения, которое вызывает физическое присутствие любимого (В «Государстве» это возбуждение сильно осуждается, как «тиран»), Платон устами Сократа утверждает, что только любовь не даёт крыльям любви потерять силу, а эрос представляет, как всемогущего бога.

Единственное, что кажется ясным о взглядах Платона, это то, что у него, как и у других греков, знания выстроены в иерархию. На первом месте стоит этика. Второе место занимает чистая математика. А на последнем месте находятся практические знания, полученные в опыте.

Труды Платоны в действительности включают в себя мысли нескольких античных философов, а не только мнения реального Сократа. В них можно увидеть теории Пифагора, а также объединение разных направлений античной мысли. Но не забывайте, что он противоречит самому себе и в каждой работе вводит новые идеи. Не существует никакого единого платонизма.

Tags: Платон, Сократ, философия для чайников

Платон «Диалоги» — история Гордеева Ольга

Изучая труды гениальных писателей разных стран и эпох, мы редко задумываемся над тем, как формировалась традиция построения великих текстов. А ведь проследить этот путь и исследовать эти механизмы может быть очень интересно. Сегодня я предлагаю сделать это на примере произведений некоторых русских писателей и античного философа Платона. На первый взгляд, кажется, что сопряжений у текстов этих гениальных авторов может быть весьма немного. Но когда мы вспоминаем о том, какое колоссальное влияние оказал Платон и его «Диалоги» на мировое искусство, подобная задача вовсе не кажется напрасной.

Не станем углубляться в разговоры о значении и величии Платона, а также его влиянии на культуру, философию, искусство. Полагаю, это достаточно общеизвестный факт. Вместо этого поразмыслим о том, как некоторые философские концепции «Диалогов» Платона находят свое гармоническое отражение в классической литературе. Поясню, что под «механикой» в данном эссе имеются в виду технические элементы построения текстов. Т.е., своего рода, концепции, опираясь на которые, писатель создает текст. Уточню, мы говорим тут не о замысле, а о технической стороне построения текста и мы вовсе не хотим сказать, что какие-то отдельные русские писатели поддерживали или раскрывали у себя именно философию Платона.

Итак, приступим. В своих «Диалогах» Платон выступает анонимно (как вы знаете, через Сократа) и главные вещи он не говорит. «Диалоги» построены таким образом, что тексты не раскрывают некие философские истины перед читателем напрямую, вместо этого, философ предлагает нам пуститься в интеллектуальное расследование и через намеки, наводящие вопросы, заключения тех или иных героев, самостоятельно сделать выводы о том, что хочет сказать автор. Такую же методику использовал и Достоевский, который говорил: «Я не для глупых пишу. Пусть читатели сами потрудятся». Как и тексты Платона, тексты Достоевского созданы не для потребления, а для осмысления и прохождения духовного и интеллектуального пути. Именно поэтому столь тщетны и наивны попытки многих читателей найти у Ф.М. какие-то готовые рецепты и однозначные выводы. Часто кажется, что что-то даже лежит на поверхности, но вот, высказанная точка зрения опровергается оппонентом и становится ясно, что, возможно, Достоевский говорил о чем-то другом. Вариативность смыслов его текстов поистине поражает и не только простых читателей, но и опытных исследователей. А потому каждый простой вывод должен быть подвергнут сомнению и тщательному осмыслению.

Значение хронотопа. Все диалоги Платона происходят в определенном месте и в определенное время. Это имеет колоссальное значение для их понимания. Также и великие писатели используют хронотоп в качестве важнейшего смыслового конструкта, который раскрывает произведение на различных уровнях, а часто (как в случае с Достоевским, Гоголем или Булгаковым) и зашифровывает определенные смыслы романов. Не только в большой прозе, но и в малых своих произведениях Достоевский часто использовал хронологию для обозначения неких смыслов, которые могут быть понятны только при изучении хронологии произведения и восстановлении (иногда не по дням и часам, а даже по минутам) временной канвы повествования. Я часто пишу об этом в своих исследовательских работах о произведениях Федора Михайловича. Также существует немало работ филологов и литературоведов на тему хронологии тех или иных романов или повестей. В качестве примера можно привести хронологию романа «Мастер и Маргарита» Булгакова, которую многие исследователи тщательно восстанавливают для раскрытия смыслов романа и об этом опубликовано множество материалов. Данный механизм построен на принципах античной философии, в частности принципах «Диалогов» Платона. Значение имеют и место, и время, и контекст беседы.

В «Диалогах» нет ничего случайного. Часто может показаться, что отдельные отрывки рассуждений у Платона чрезмерно затянуты и не нужны. На самом деле, каждое (порою, на первый взгляд, лишнее и абстрактное) ответвление от основной темы Диалога работает на итоговый замысел автора. То же мы видим у Достоевского, например, в романе «Братья Карамазовы», когда отдельные сцены (например, с Дмитрием Карамазовым) кажутся чрезмерными. Но не заблуждайтесь, там нет ни одного лишнего предложения и при анализе произведения, все складывается в единую мозаику и получается так, что каждое (даже сказанное в эмоциях) слово Дмитрия в итоге помогает понять (например) кто же на самом деле убил Федора Карамазова.

Часто в своих «Диалогах» Платон использует персонажей, которые находятся лишь на пути к поиску истины, мало понимают и более задают вопросы. Платон не представляет нам носителей абсолютных истин, он представляет героев ищущих и вопрошающих. Это же мы видим и в хорошей литературе, когда автор не предлагает читателю героев, которые вещают истину в последней инстанции, а предлагает нам набор персонажей, каждый из которых ищет истину. Эти персонажи спорят, вступают в рассуждения и через это раскрываются смыслы. Причем, интеллектуальный и духовный уровень этих героев сильно разнится. Вы видите, как стара эта традиция – философские поиски. Философ не предлагает истину, он дает вам лишь возможность найти ее. Также поступают и хорошие писатели (а также художники и композиторы). При этом автор всегда держит нити рассуждений в своих руках и контролирует формирование мыслей и целых философских концепций. Он точно знает свой замысел и знает, что хочет сказать.

В своих «Диалогах» Платон учитывает наличие разных типов людей с разными мнениями и разным представлением об истине. А потому он разрабатывает свои тексты так, чтобы разные типы персонажей могли вносить свои размышления в беседу. Невольно вспоминается знаменитая сцена на Патриарших прудах в романе «Мастер и Маргарита», когда в своеобразном философско-теологическом споре сходятся такие разные персонажи. Есть носитель истины (Воланд), есть его оппоненты Бездомный и Берлиоз, есть диалог о вере и существовании Бога и Дьявола, и каждый тип читателей этого диалога невольно занимает ту или иную сторону. Приводятся аргументы, доказательства, а в конце сцены происходит кульминация, которая показывает правоту тех или иных героев.

«Диалоги» Платона являются гипертекстом. Т.е. они содержат в себе множество отсылок и связаны сотнями нитей с другими философскими произведениями. Так и великие романы (Достоевского, Пушкина, Толстого и других) всегда являются гипертекстом. В литературоведческих исследованиях мы часто читаем об отсылках, реминисценциях, цитатах из каких-то великих литературных произведений, о сопряжениях текстов русской литературы с текстами Данте, Гете или многих других. Все это формирует из художественного произведения (романа или повести) объемный гипертекст. Любопытно отметить, что такая, в общем-то, типичная и общеизвестная особенность классической литературы берет свои корни в трудах античных философов.

«Сокрытие» или «умалчивание» в текстах Платона. Этот прием мы часто встречаем в «Диалогах», когда Сократ умалчивает о самых важных вещах, словно бы пряча их за мифами, намеками, аллюзиями, но никогда не говорит об этих самых важных вещах напрямую. Платон считал, что самые главные мысли нельзя напрямую размещать при письме, поскольку тогда текст будет беззащитен перед невеждами. Отсюда возникает понятие о «неписаном учении Платона». Тот же прием используют великие писатели и именно с этим «предметом умолчания» работают исследователи при герменевтике произведений и работе с так называемым «таинственным смысловым уровнем», который содержит в себе каждый великий роман и в том числе тексты упоминаемых нами сегодня Достоевского, Булгакова, Гоголя или Пушкина. Данный прием побуждает к поиску истины, как никакой другой. Поскольку, иной читатель, почувствовав в произведении наличие существующих, но спрятанных смысловых пластов, уже не остановится в попытках найти и понять их.

Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые созвучия принципов построения «Диалогов» Платона с принципами построения великих романов русской литературы. Мы видим, что древняя философская и писательская традиция всегда остается актуальной для творцов, работающих с действительно глубокими смыслами и понимаем, что изучение античной философии может открыть двери в тексты гораздо более современные нам.

Платон — Школа Жизни

Афины, 2400 лет назад. Это компактное место: здесь проживает около 250 000 человек. Есть прекрасные бани, театры, храмы, торговые ряды и спортивные залы. Искусство процветает, и наука тоже. Вы можете поймать отличную рыбу в гавани в Пирее. Тепло уже больше полугода.

Лео фон Кленце,
Акрополь , 1846 

Здесь также живет первый в мире истинный и, вероятно, величайший философ: Платон.

Родившись в знатной и богатой городской семье, Платон посвятил свою жизнь одной цели: помочь людям достичь состояния, которое он назвал: перевод: оно почти означает «счастье», но на самом деле ближе к «исполнению», потому что «счастье» предполагает непрерывную болтовню, тогда как «исполнение» более совместимо с периодами сильной боли и страдания, которые кажутся неизбежной частью даже жизни. хорошая жизнь.

Как Платон предлагал сделать людей более наполненными? В его работах выделяются четыре центральные идеи.

1. Думай усерднее

Платон предположил, что наша жизнь идет не так, как надо, в значительной степени потому, что мы почти никогда не даем себе времени тщательно и достаточно логически обдумать наши планы. И так мы заканчиваем с неправильными ценностями, карьерой и отношениями. Платон хотел внести порядок и ясность в наш разум.

Он заметил, как много наших идей вытекает из того, что думает толпа, из того, что греки называли «докса», а мы бы назвали «здравым смыслом». И все же Платон неоднократно, в 36 написанных им книгах, показывал, что этот здравый смысл пронизан ошибками, предрассудками и суевериями. Популярные представления о любви, славе, деньгах или доброте просто не выдерживают критики.

Платон также заметил, как люди гордятся тем, что ими руководят их инстинкты или страсти (принимая решения на основе не более чем «того, что они чувствуют»), и он сравнил это с опасностью, которую тащит за собой группа диких животных с завязанными глазами. лошади.

Как с радостью признал Фрейд, Платон был изобретателем терапии, настаивая на том, чтобы мы научились подчинять все наши мысли и чувства разуму. Как неоднократно писал Платон, суть философии сводилась к повелению:

γνῶθι σεαυτόν

«Познай себя».

2. Люби разумнее

Платон — один из великих теоретиков отношений. Его книга « Симпозиум » — это попытка объяснить, что такое любовь на самом деле. В нем рассказывается история званого обеда, устроенного Агафоном, красивым поэтом, который приглашает группу своих друзей, чтобы поесть, выпить и поговорить о любви.

Ансельм Фейербах, Симпозиум, 1874

У всех гостей разные взгляды на то, что такое любовь. Платон дает своему старому другу Сократу — одному из главных героев этой и всех его книг — самую полезную и интересную теорию. Это звучит так: когда вы влюбляетесь, на самом деле происходит то, что вы видите в другом человеке какое-то хорошее качество, которого у вас нет. Возможно, они спокойны, когда вы волнуетесь; или они самодисциплинированы, в то время как вы повсюду; или они красноречивы, когда вы косноязычны.

Основная фантазия любви заключается в том, что, сблизившись с этим человеком, вы можете стать немного похожим на него. Они могут помочь вам полностью раскрыть свой потенциал.

В глазах Платона любовь — это, по сути, своего рода образование: вы не можете по-настоящему любить кого-то, если не хотите, чтобы он улучшал вас. Любовь должна быть двумя людьми, пытающимися расти вместе и помогающими друг другу в этом. Это означает, что вам нужно встретиться с человеком, в котором содержится ключевой недостающий элемент вашей эволюции: достоинства, которых у вас нет.

В наши дни это звучит совершенно странно, когда мы привыкли интерпретировать любовь как поиск идеального человека таким, какой он есть. В пылу споров влюбленные иногда говорят друг другу: «Если бы ты любил меня, ты бы не пытался меня изменить».

Платон думает диаметрально противоположно. Он хочет, чтобы мы вступали в отношения гораздо менее воинственно и гордо. Мы должны признать, что мы несовершенны, и позволить нашим возлюбленным учить нас чему-то. Хорошие отношения должны означать, что мы не будем любить другого человека таким, какой он есть. Это означает обязательство помочь им стать лучшей версией самих себя — и выдержать бурные переходы, которые это неизбежно влечет за собой — и в то же время не сопротивляться их попыткам улучшить нас.

3. Важность красоты

Почти все любят красивые вещи. Но мы склонны считать их немного загадочными в их власти над нами и, по большому счету, не очень важными.

Но Платон предположил, что очень важно, какие дома или храмы, горшки или скульптуры вас окружают.

Портрет Сапфо

Никто до Платона не задавался ключевым вопросом: почему нам нравятся красивые вещи? Он нашел увлекательную причину: мы признаем в них часть «хорошего».

Есть много хороших вещей, которыми мы стремимся быть: добрыми, нежными, гармоничными, уравновешенными, миролюбивыми, сильными, достойными. Это качества в людях. Но они также являются качествами объектов. Мы взволнованы и взволнованы, когда находим в предметах качества, которые нам нужны, но отсутствуют в нашей жизни.

Таким образом, красивые предметы выполняют очень важную функцию. Они приглашают нас развиваться в их направлении, стать такими, как они. Красота может воспитывать наши души.

Из этого следует, что уродство — тоже серьезный вопрос, поскольку оно выставляет перед нами опасные и ущербные качества. Это побуждает нас быть такими: резкими, хаотичными, дерзкими. От этого намного труднее быть мудрым, добрым и спокойным.

Платон рассматривает искусство как терапевтическое средство: долг поэтов и художников (а сегодня и писателей, телепродюсеров и дизайнеров) — помогать нам жить хорошей жизнью.

Платон верил в цензуру искусства. Кажется, это не парадокс. Если художники могут помочь нам жить хорошо, они, к сожалению, могут в равной степени придать престиж и гламур бесполезным взглядам и идеям. Просто быть художником не гарантирует, что сила искусства будет использована с умом.

Вот почему Платон считал, что художники должны работать под руководством философов, которые будут давать им правильные идеи и просить сделать их убедительными и популярными. Искусство должно было быть своего рода пропагандой — или рекламой — добра.

4. Изменение общества

Платон провел много времени, размышляя о том, какими в идеале должны быть правительство и общество. Он был первым в мире мыслителем-утопистом.

Эдгар Дега, Тренировка молодых спартанцев, 1860

В этом он был вдохновлен великим соперником Афин: Спартой. Это была машина размером с город для производства великих солдат. Все, что делали спартанцы — как они воспитывали своих детей, как было организовано их хозяйство, кем они восхищались, как занимались сексом, что ели, — было приспособлено к этой единственной цели. И Спарта имела огромный успех с военной точки зрения.

Но Платона это не заботило. Он хотел знать: как общество может лучше производить не военную мощь, а эвдемонию? Как это могло бы надежно помочь людям достичь самореализации?

В своей книге Республика Платон выделяет ряд изменений, которые необходимо произвести:

а) Нам нужны новые герои

спортивные знаменитости, такие как боксер Майло из Кротона. Платона это не впечатлило: действительно важно, кем мы восхищаемся, ведь знаменитости влияют на наше мировоззрение, идеи и поведение. А плохие герои придают шик недостаткам характера.

Поэтому Платон хотел дать Афинам новых знаменитостей, заменив нынешний урожай идеально мудрыми и хорошими людьми, которых он назвал Хранителями: образцами для всеобщего хорошего развития. Эти люди отличались бы своим послужным списком на государственной службе, скромностью и простыми привычками, нелюбовью к свету и большим и глубоким опытом. Они были бы самыми уважаемыми и уважаемыми людьми в обществе.

б) Нужна цензура

Сегодня нас беспокоит цензура. Но Платона беспокоила неправильная свобода: Афины были свободой для всех, кто мог торговать мнениями. Сумасшедшие религиозные представления и приятно звучащие, но опасные идеи поглотили массовый энтузиазм и привели Афины к катастрофическим правительствам и ошибочным войнам (таким как роковое нападение на Спарту).

Надгробная речь Перикла

Постоянное воздействие бури сбивчивых голосов было, по мнению Платона, очень вредным для нас, поэтому он хотел ограничить деятельность публичных ораторов и опасных проповедников. В наше время он бы очень скептически отнесся к силе средств массовой информации.

c) Лучшее образование

Платон страстно верил в образование, но хотел переориентировать учебную программу. В первую очередь нам нужно научиться не только математике или орфографии, но и тому, как быть хорошим: нам нужно научиться мужеству, самообладанию, рассудительности, независимости и спокойствию.

Академия Платона

Чтобы реализовать это на практике, Платон основал школу под названием Академия в Афинах, которая процветала более 400 лет. Вы отправились туда, чтобы узнать не что иное, как хорошо жить и умереть.

Удивительно и немного грустно, как современные академические институты поставили эти амбиции вне закона. Если сегодня в Оксфордском или Гарвардском университетах появится студент, который хочет, чтобы его научили жить, профессора вызовут полицию или психиатрическую больницу.

d) Лучшее детство

Семьи стараются изо всех сил. А иногда детям везет. Родители у них уравновешенные, хорошие воспитатели, надежно зрелые и мудрые. Но довольно часто родители передают свои заблуждения и недостатки своим детям.

Бой минойской молодежи (1500 г. до н.э.), фреска Кносса

Платон считал, что хорошее воспитание детей является одним из самых сложных (и самых необходимых) навыков. Он остро сочувствовал ребенку, которого сдерживает неправильная домашняя обстановка.

Итак, он предположил, что многим детям на самом деле было бы лучше, если бы они могли брать свое видение жизни не от родителей, а от мудрых опекунов, которых оплачивает государство. Он предположил, что значительная часть следующего поколения будет воспитана людьми более квалифицированными, чем их собственные родители.

Заключение

Идеи Платона остаются глубоко провокационными и увлекательными. Их объединяет их честолюбие и идеализм. Он хотел, чтобы философия была инструментом, который поможет нам изменить мир. Мы должны продолжать вдохновляться его примером.

Книги Платона — Биография и список произведений

Платон (греч.
Πλάτων, Платон) (ок. 427–347 до н. э.) был чрезвычайно влиятельным древнегреческим философом, учеником Сократа, автором философских диалогов и основателем Академии в Афинах, где учился Аристотель.

Платон много читал лекции в Академии и писал по многим философским вопросам. Самыми важными сочинениями Платона являются его диалоги, хотя сохранилось и несколько эпиграмм, а некоторые письма дошли до нас под его именем. Считается, что все подлинные диалоги Платона сохранились. Однако некоторые диалоги, приписываемые греками Платону, теперь, по общему мнению ученых, либо подозрительны (например, Первый Алкивиад, Клитофон), либо, вероятно, ложны (например, Демодок или Второй Алкивиад). Все буквы считаются, вероятно, поддельными, за исключением, возможно, Седьмой буквы.

Сократ часто появляется в «Диалогах Платона». Какая часть содержания и аргументации любого данного диалога является точкой зрения Сократа, а какая — Платоном, является предметом серьезных споров, поскольку сам Сократ не записывал своих учений; это часто называют «проблемой Сократа».

Однако Платон, несомненно, находился под сильным влиянием учения Сократа, поэтому многие идеи, представленные, по крайней мере, в его ранних работах, вероятно, были заимствованы.

Платон родился в Афинах или на Эгине в мае или декабре 428 или 427 г. до н.э. Он вырос в достаточно обеспеченной аристократической семье. Его отца звали Аристон, а мать Периктиона. Его семья утверждала, что происходит от древних афинских царей, и он был связан — хотя существуют разногласия относительно того, как именно — с известным политиком Критием. Согласно позднему эллинистическому отчету Диогена Лаэртского, Платона звали Аристокл, тогда как его тренер по борьбе, Аристон Аргосский, окрестил его Платоном, что означает широкий из-за его крепкой фигуры. Диоген упоминает альтернативные версии, согласно которым Платон получил свое имя из-за широты ( platutês ) своего красноречия или из-за того, что у него был очень широкий ( platus ) лоб. Согласно Дикеарху, Платон боролся на Истмийских играх. Таковы были его ученость и способности, что древние греки объявили его сыном Аполлона и рассказали, как в младенчестве пчелы поселились на его губах, как пророчество медовых слов, которые должны были исходить из них.

Платон в юности стал учеником Сократа и, по крайней мере, по его собственным словам, присутствовал на суде над своим учителем, но не на его казни. На него глубоко повлияло отношение города к Сократу, и большая часть его ранних работ содержит его воспоминания о своем учителе. Предполагается, что большая часть его этических произведений посвящена обществу, в котором подобная несправедливость невозможна. В течение двенадцати лет после смерти Сократа он много путешествовал по Италии, Сицилии, Египту и Кирене в поисках знаний.

Вернувшись в Афины в возрасте 40 лет, Платон основал одну из первых известных организованных школ западной цивилизации на участке земли в Роще Академии. Академия представляла собой «большой участок земли, который когда-то был собственностью гражданина Афин по имени Академус … некоторые, однако, говорят, что он получил свое название от древнего героя» (Robinson, Arch. Graec. I i 16) , и он действовал до 529 г. н.э., когда он был закрыт Юстинианом I Византийским, который увидел в нем угрозу распространению христианства. В Академии учились многие интеллектуалы, самым выдающимся из которых был Аристотель.

Платон также находился под сильным влиянием ряда предшествующих философов, в том числе: пифагорейцев, чьи представления о числовой гармонии имеют явные отголоски в платоновском понятии Форм; Анаксагор, учивший Сократа и считавший, что разум, или разум, пронизывает все; и Парменид, который выступал за единство всех вещей и, возможно, повлиял на концепцию Платона о душе.

В отличие от Сократа, Платон записал свои философские воззрения, оставив после себя значительное количество рукописей.

В сочинениях Платона ведутся споры о наилучшей возможной форме правления с участием сторонников аристократии, демократии, монархии, а также по другим вопросам. Центральной темой является конфликт между природой и условностями, касающийся роли наследственности и окружающей среды в человеческом интеллекте и личности задолго до того, как во времена Томаса Гоббса и Джона Локка начались современные дебаты «природа против воспитания», с их современным продолжением в такие спорные работы, как «Неправильное измерение человека» и «Гаустическая кривая».

Другим ключевым отличием и темой Платоновского корпуса является дихотомия между знанием и мнением, которая предвосхищает современные дебаты между Дэвидом Юмом и Иммануилом Кантом и была подхвачена постмодернистами и их оппонентами, чаще как различие между «объективным » и «субъективное».

Даже история о затерянном городе или материке Атлантиде дошла до нас как наглядная история, рассказанная Платоном в его «Тимее и Критии».

Платон писал в основном в форме, известной как диалог. В ранних диалогах несколько персонажей обсуждают тему, задавая вопросы друг другу. Сократ занимает видное место, и присутствует живая, более неорганизованная форма эленхоса/диалектики; они называются Сократическими диалогами.

Характер этих диалогов сильно изменился на протяжении жизни Платона. Принято считать, что более ранние работы Платона более тесно связаны с мыслью Сократа, тогда как его более поздние произведения все больше отходят от взглядов его бывшего учителя. В средних диалогах Сократ становится рупором собственной философии Платона, а стиль вопросов и ответов более формальный: главная фигура представляет Платона, а второстепенным персонажам почти нечего сказать, кроме «да», «конечно» и «очень верно».

Поздние диалоги больше похожи на трактаты, а Сократ часто отсутствует или молчит. Предполагается, что, хотя некоторые из ранних диалогов могли быть основаны на реальных разговорах Сократа, более поздние диалоги были полностью написаны Платоном. Вопрос о том, какие из диалогов, если таковые имеются, действительно сократовы, известен как проблема Сократа.

Мнимая мизансцена диалога отдаляет Платона и данного читателя от обсуждаемой философии; можно выбирать по крайней мере между двумя вариантами восприятия: либо участвовать в диалогах, в обсуждаемых идеях, либо рассматривать содержание как выражение личностей, содержащихся в произведении.

Формат диалога также позволяет Платону излагать непопулярные мнения в устах несимпатичных персонажей, таких как Фрасимах в «Государстве».

Платонизм традиционно интерпретируется как форма метафизического дуализма, иногда называемого платоническим или преувеличенным реализмом. Согласно этому прочтению, метафизика Платона делит мир на два отдельных аспекта: умопостигаемый мир «форм» и мир восприятия, который мы видим вокруг себя. Воспринимаемый мир состоит из несовершенных копий умопостигаемых форм или идей. Эти формы неизменны и совершенны и постижимы только посредством применения интеллекта или понимания, т. е. способности ума, не включающей в себя чувственное восприятие или воображение. Это разделение также можно найти в зороастрийской философии, в которой дихотомия упоминается как миры Мину (разум) и Гити (восприятие). Идеальный город зороастрийцев, Шахривар, также имеет определенное сходство с платоновской республикой. Существование и направление влияния здесь неясны; в то время как Зороастр жил задолго до Платона, немногие из самых ранних произведений зороастризма сохранились без изменений.

В Республиканских книгах VI и VII Платон использует ряд метафор для объяснения своих метафизических воззрений: метафору солнца, хорошо известную аллегорию пещеры и, что более подробно, разделительную линию.

В совокупности эти метафоры передают сложную, а местами и трудную теорию: существует нечто, называемое Формами Добра (часто интерпретируемое как Бог Платона), являющееся конечным объектом познания и которое, так сказать, проливает свет на все другие формы (т. е. универсалии: абстрактные виды и атрибуты) и из которых «исходят» все другие формы. Форма Добра делает это примерно так же, как солнце проливает свет или делает видимыми и «порождает» вещи в воспринимаемом мире. (См. Платоновскую метафору солнца)

В перцептивном мире отдельные объекты, которые мы видим вокруг себя, имеют лишь отдаленное сходство с более реальными формами умопостигаемого мира Платона; это как если бы мы видели тени вырезанных фигур на стенах пещеры, которые являются простыми изображениями реальности вне пещеры, освещенной солнцем. (См. аллегорию Платона о пещере)

Мы можем представить себе все во вселенной, представленное на линии возрастающей реальности; его делят один раз посередине, а затем еще раз в каждой из получившихся частей. Первое деление представляет собой деление на умопостигаемый и воспринимаемый миры. Затем следует соответствующее деление в каждом из этих миров: сегмент, представляющий мир восприятия, делится на сегменты, представляющие «реальные вещи», с одной стороны, и тени, отражения и представления — с другой.

Точно так же сегмент, представляющий умопостигаемый мир, делится на сегменты, представляющие первоначала и наиболее общие формы, с одной стороны, и более производные, «отраженные» формы, с другой. (См. разделённую линию Платона)

Форма правления, вытекающая из этой философии, оказывается одной из жестко фиксированной иерархии наследственных социальных классов, в которой искусства большей частью подавляются на благо государства, определяется размер города и его социальных классов математическими формулами, а евгенические меры применяются тайно путем фальсификации лотерей, в которых распределяется право на размножение. Точная связь такого правительства с возвышенной философией, представленной в книге, обсуждалась.

Платоновская метафизика, и особенно ее дуализм умопостигаемого и воспринимаемого, вдохновила более поздних мыслителей-неоплатоников, таких как Плотин и гностики, а также многих других метафизических реалистов. Хотя философы-платоники, такие как Плотин, осуждали гностицизм (см.

«Эннеады» Плотина). Одной из причин является гностическое очернение природы и платоновского Демиурга из Тимея. Платон также оказал влияние на святого Иустина Мученика. Чтобы узнать больше о платоновском реализме в целом, см. «Платонический реализм и формы».

Хотя такая интерпретация сочинений Платона (особенно «Государства») пользовалась огромной популярностью на протяжении всей долгой истории западной философии, его предложения также можно интерпретировать более консервативно, отдавая предпочтение более эпистемологическому, чем метафизическому прочтению таких известных метафор, как «Пещера». и разделительная линия. Между аллегорией Пещеры и жизнью учителя Платона Сократа (убитого при попытке «открыть глаза» афинянам) очевидны параллели. Этот пример раскрывает драматическую сложность, которая часто лежит под поверхностью сочинений Платона (помните, что в «Государстве» историю рассказывает Сократ).

Философские взгляды Платона имели множество социальных последствий, особенно в отношении идеи идеального государства или правительства. Есть некоторое несоответствие между его ранними и поздними взглядами. Некоторые из самых известных доктрин содержатся в Республике в его средний период.

Платон утверждает, что общества имеют трехчастную классовую структуру, соответствующую структуре аппетит/дух/разум индивидуальной души.

* Продуктивные (Рабочие) — Рабочие, плотники, сантехники, каменщики, торговцы, фермеры, владельцы ранчо и т. д. Они соответствуют «аппетитной» части души.
* Защитные (Воины) — Авантюрные, сильные, смелые, влюбленные в опасности; в вооруженных силах. Они соответствуют «духовной» части души.
* Управляющие (Правители) — Те, кто умны, рациональны, владеют собой, влюблены в мудрость, хорошо подходят для принятия решений для общества. Они соответствуют «разумной» части души, и их очень мало.

Согласно этой модели, принципы афинской демократии (в том виде, в каком она существовала в его дни) отвергаются, поскольку лишь немногие способны править. Платон говорит, что вместо риторики и убеждения должны править разум и мудрость. Однако это не равнозначно тирании, деспотизму или олигархии. Как говорит Платон:

«До тех пор, пока философы не будут править как цари или те, кого ныне называют царями и правителями, будут действительно и адекватно философствовать, т. так что городам не будет покоя от зла… и, я думаю, роду человеческому». (Republic 473c-d)

Платон описывает этих «царей-философов» как «любящих видеть истину» (Republic 475c) и поддерживает эту идею аналогией с капитаном и его кораблем или доктором и его лекарством. Парусный спорт и здоровье — это не то, что каждый имеет право практиковать по своей природе. Затем большая часть Республики решает, как должна быть устроена система образования, чтобы воспитать этих королей-философов.

Однако следует принять во внимание, что идеальный город, намеченный в Республике, определяется Сократом как идеальный роскошный город, исследованный, чтобы определить, как растет несправедливость и справедливость в городе (Республика 372e). Согласно Сократу, «истинный» и «здоровый» город — это город, впервые описанный в книге II «Республики», 369c-372d, в котором есть фермеры, ремесленники, торговцы и наемные работники, но в котором отсутствует класс стражей из царей-философов. а также деликатесы, такие как «парфюмированные масла, благовония, проститутки и выпечка», помимо картин, золота, слоновой кости, кушеток, множество занятий, таких как поэты и охотники, и война.

Мысль Платона часто сравнивают с мыслью его самого известного ученика Аристотеля, чья репутация в западном средневековье настолько затмила репутацию Платона, что философы-схоласты называли Аристотеля «Философом». Однако в Византийской империи изучение Платона продолжалось.

Средневековые философы-схоласты не имели доступа к трудам Платона, а для их чтения не требовалось знание греческого языка. Первоначальные сочинения Платона были практически утеряны для западной цивилизации, пока они не были привезены из Константинополя за столетие до его падения Георгием Гемистосом Плетоном. Средневековые ученые знали о Платоне только благодаря переводам на латынь с переводов на арабский язык персидских и арабских ученых. Эти ученые не только перевели тексты древних, но и расширили их, написав обширные комментарии и толкования на произведения Платона и Аристотеля (см. Аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс).

Только в эпоху Возрождения, с общим возрождением интереса к классической цивилизации, знание философии Платона снова получило широкое распространение на Западе. Многие из величайших ученых и художников раннего Нового времени, порвавшие со схоластикой и способствовавшие расцвету Ренессанса при поддержке вдохновленного Платоном Лоренцо Медичи, видели в философии Платона основу для прогресса в искусстве и науке. К 19 веку репутация Платона была восстановлена, по крайней мере, наравне с Аристотелем.

С тех пор известные западные философы продолжали опираться на работы Платона. Влияние Платона было особенно сильным в математике и естественных науках. Это вдохновило на величайшие достижения в области логики со времен Аристотеля благодаря Готлобу Фреге и его последователям Курту Гёделю, Алонзо Черчу и Альфреду Тарскому, последний из которых резюмировал свой подход, перевернув знаменитое заявление Асистотеля о мятеже из Академии: Inimicus Plato, sed magis инимика фальситас; Платон — враг, но ложь — еще больший враг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *