ИВАН IV РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
Ключевые слова: Иван 4, Избранная Рада, Реформы Избранной Рады, Причины реформ Ивана 4, Реформы Избранной Рады: реформа местного управления, реформа центрального управления, военная реформа, стрелецкое войско, уложение о службе, налоговая реформа, церковная реформа, Сильвестр, Адашев, Макарий, Андрей Курбский, Реформы Избранной Рады: участники Избранной Рады, Реформы Избранной Рады: итоги и последствия
Реформы Избранной Рады были проведены в конце 1540-х – первой половине 1550-х гг. Важно отметить, что общество Русского Царства в эти годы находилось в тяжелом социально-экономическом кризисе. Реформы Избранной Рады должны были решить проблемы неуплаты налогов, низкого качества местного управления, конфликтов различных социальных групп и т.д.
Борьба между боярскими родами привела к невиданным злоупотреблениям, беззаконию и взяточничеству. Резко ухудшилось положение широких слоёв населения.
Чашу терпения переполнил грандиозный московский пожар, уничтоживший почти весь город.
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
ИЗБРАННАЯ РАДА
В конце 1540-х гг. в окружении Ивана IV сложился кружок, который позже князь А. М. Курбский (куда он сам также входил) назвал Избранной радой. В Избранную Раду входили Алексей Адашев, Андрей Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр. Помимо этих ярких личностей в Избранную Раду также входили князья Курлятов, Воротынский, Серебряный, Горбатый, Шереметев.
Это были люди, которым Иван 4 всецело и разносторонне доверял. Они были разных возрастов, статусов и происхождений. Но каждый из них имел опыт государевой службы, разносторонние таланты в принятии решений и корректировке советов царю.
Так, Избранная Рада приступила к разработке реформ, в которых нуждалось российское общество XVI века.
БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ |
РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались в первую очередь управления и суда. Именно здесь более всего ощущались недостатки и последствия боярского правления. В 1549 г. молодой царь собрал совещание представителей различных областей своего царства, на котором обличал неправды и злоупотребления боярского правления.
Царь объявил, что отныне сам будет «судьею и обороною» для всех. Бояре покаялись, обещали служить честно и просили давать на них суд. Этот собор нередко называют Собором примирения.
Историки рассматривают его как первый Земский собор— высший представительный орган при царе, на котором он мог услышать чаяния разных слоев населения и заручиться их поддержкой в разных начинаниях.
Первый Земский Собор в России был созван в 1549 г. По легенде, на нем были все сословия, кроме крестьян. Якобы крестьяне не пришли, сославшись на высокую занятость. В последующем крестьян не приглашали на подобные обсуждения.
РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Почему Иван 4, Курбский, Адашев и другие взялись за коррекцию системы местного управления? Единственного верного ответа скорее нет. Но у прежней системы управления было несколько изъянов.
Во-первых, приезжие наместники, которым поручалось управление уездом, не знали глубоко местных региональных проблем.
Во-вторых, приезжие наместники были не заинтересованы в результатах своей работы. Они отвечали перед князем (позже царем), но в отношениях с местными жителями они часто демонстрировали служебное превосходство. Напомним, что местные жители содержали наместников в прямом смысле этого слово, так как наши слуги государевы никаких жалований и зарплат по Судебнику 1497 г. не получали. Со времен Ивана 3 наместника могли одарить подарками, но это уже был вопрос настроения московского государя.
И, наконец, в-третьих, работа наместников была чрезвычайно медлительной, она провоцировала социальное недовольство. Отчеты для московского государя также доходили не быстро.
Кроме того, наместники жаловались землей за службу, а в середине XVI в. земельные раздачи сокращаются (мы говорим о ситуации до 1552 г., т.е. до взятия Казани). Мало хорошей, пригодной для сельского хозяйства земли.
Одним словом – служба наместника теперь московскому государю в тягость. Она неэффективна и слишком дорога для российского государства. Поэтому Избранная Рада стремится сократить издержки. Реформы проводятся таким образом, чтобы сэкономить ресурсы, сократить недовольство на местах и повысить качество местного управления для скорейшего набора войска, сбора налогов и других важных для царя и его окружения вопросов.
МЫ СОБРАЛИ КАРТОЧКИ И ТАБЛИЦЫ ПО САМЫМ ВАЖНЫМ ТЕМАМ ЭПОХИ ИВАНА IV ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ВТОРОЙ ЧАСТИ ОГЭ И ЕГЭ ПО ИСТОРИИ |
ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ И УПРАЗДНЕНИЕ НАМЕСТНИКОВ
В 1550 г. была проведена реформа местного управления. Кормления упразднили, наместников отменили. В тех уездах, где располагались поместья бояр и дворян создавались выборные должности. Из местных жителей выбирали лучших людей – которые становились губными старостами. Губной староста возглавлял
Изменилось и управление городами. Городами стали управлять городовые приказчики. Они вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, собирали налоги.
Права самоуправления получило и духовенство. Органы самоуправления защищали интересы избравшего их населения.
Были установлены единые и общеизвестные размеры судебных пошлин. Взяточничество получило не только формальное осуждение — за него было назначено наказание. Все это сужало поле для произвола и беззакония.
В структуре преобразований реформа самоуправления была очень важна. |
ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂 |
СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И СУДЕБНИК 1550 г.
Избранная Рада скорректирована и социальную политику. Так, для духовенства были урезаны многие привилегии, мелкие священники должны участвовать в городских сборах. Боярство и дворянство наоборот укрепили в своих привилегии. Запрещено было холопить или принимать в добровольное холопство дворян.
А вот положение крестьян ослабло. Право на крестьянский переход в Юрьев день было оставлено за земледельцем. Однако сам выход был затруднен увеличением размера пожилого: если при Иване 3 пожилое составляло 1 серебряный рубль, то теперь 1 рубль и 25 копеек.
Выполняя решения Земского собора, правительство в 1550 г. приняло новый Судебник. Судебник Ивана 4 закрепил все нововведения Избранной Рады. Значение Судебника огромно. Впервые было не только создано, но стало действующим законодательство общегосударственного масштаба. Он стал правовой базой централизующегося государство. В правосознании происходило сближение положения бесправного холопа с крестьянином.
Очень скоро отдельные статьи Судебника утратили свою силу. Произошло это в середине 50-х гг., когда правительство вообще упразднило систему кормлений вместе с наместниками. Это произошло потому, что наместническая система по самой своей основе не соответствовала централизованному управлению.
РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В годы правления Избранной рады в Москве складывается настоящая система приказов — органов центральной исполнительной власти. Управляли ими приказные судьи — бояре, окольничие, дьяки:
- Посольский приказ ведал внешними сношениями.
- Разрядный приказ, или Разряд, — поместным войском и служебными назначениями, управлял служилыми людьми и непосредственно руководил военными действиями.
- Поместный приказ наделял служилых людей землей.
- Большой приход занимался сбором части налогов.
- В ведении Ямского приказа была организация и содержание ямской гоньбы — почтовой службы, отсутствие которой могло парализовать деятельность государства.
- Судом над «лихими людьми» занимались в Разбойном приказе. Ему же подчинялись губные старосты.
- Стрелецкий приказ занимался московскими и городовыми стрельцами.
- Посадский люд столицы шел судиться в Земский приказ.
- Алексей Адашев возглавил Челобитный приказ, куда приходили все те, кто не находил «правды».
На первый взгляд не столь важный Челобитный приказ на самом деле мог контролировать деятельность остальных приказов: выявив «неправду», Адашев мог донести о ней государю, доложить дело в Думе.
Приказы появлялись по мере надобности. После завоевания Казанского и Астраханского ханств появился Казанский приказ.
Он управлял присоединенными территориями, а с покорением Сибирского ханства его компетенция распространилась на Западную Сибирь. В сравнении с прежней системой более разветвленная и совершенная приказная система была огромным шагом вперед.
УЧИМ ВОИНЫ И МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ |
ВОЕННАЯ РЕФОРМА. ПОЯВЛЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА
Активная внешняя политика Русского царства требовала современных и конкурентных вооруженных сил. Если ваше войско не соответствует современным стандартам вооружения и комплектования, военных кампаний вам не выиграть.
Поэтому военная реформа была одной из самых важных, содержательных и одновременно дорогих для российского бюджета.
Правительство уделило большое внимание укреплению вооруженных сил. Было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием – пищалями.
Периодически войско проходило обучение, спецподготовку для ведения тяжелых военных кампаний. Например, когда начались утомительные и затяжные походы на Казань, новое войско получилось значительный и серьезный опыт, который пригодился и в Поволжье, и на западных границах.
В 1556 г. было принято Уложение о службе – документ о правилах несения военной службы. Впервые вводился четкий регламент несения военной службы с вотчин и поместий. Так, каждый дворянин с первых 150 десятин земли являлся на службу сам, с остальных приводил своих служилых людей.
Уложение о службе 1556 г. регламентировало и порядок проведения военных учений. Так, время от времени проводились специальные смотры, во время которых присланные из центра воеводы проверяли служебную пригодность дворян.
Все эти меры сильно повысили боеспособность и численность русского войска и стали основой для внешнеполитических успехов в середине столетия. Но главным итогом этой реформы стали военные победы в Поволжье в 1550-е годы: взятие Казани в 1552 г. и Астрахани в 1556 г. |
НАЛОГОВАЯ ИЛИ ПОДАТНАЯ РЕФОРМА
Реформа вооруженных сил и аппарата требовала денег. Избранная рада увеличила доходы казны, проведя податную реформу. Важную статью дохода составляли прямые налоги. Чтобы полнее учесть их, в середине века было организовано описание земель.
За единицу поземельного налога была взята большая соха, размеры которой колебались в зависимости от качества земли и ее принадлежности. Самые тяжелые подати приходились на черносошных крестьян. Меньше всего платили частновладельческие, т.е. они еще содержат помещиков и вотчинников, составляющих основу войска.
Смысл нового обложения сводился к тому, чтобы получать как можно больше доходов, не разоряя при этом тяглецов.
Стоит отметить, что реформы 50-х гг. XVIв. сопровождались ростом государственных налогов. Были увеличены размеры одной из главных повинностей – ямских денег – платы за содержание почты, дорог и государственного извоза, а ряд повинностей заменен денежными платежами, что привело к резкому увеличению денежных поступлений в пользу государства. По расчетам историков, специализирующих на изучении этой эпохи, размер денежных выплат в 1550-е гг. увеличился более чем в 4,5 раза.
КАК ИЗМЕНИЛОСЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В XVI ВЕКЕ
Особенно увеличился налоговый гнет после отмены кормлений. За освобождение от власти наместников и волостелей население волостей и посадов было обложено новым налогом — кормленым окупом, т.е. своеобразным выкупом за отмену кормлений.
Была проведена перестройка и унификация системы налогообложения с повсеместным введением новой единицы поземельного обложения — большой московской сохи.
В состав «большой московской сохи» входило определенное количество четвертей земли, разное для земель разного качества. Вся земля делилась по качеству (в зависимости от плодородия) на «добрую», «середнюю» и «худую».
За земли должны были вносить налоги в государственную казну, но один и тот же по величине налог платили с разной площади пашни: например, монастыри и дети боярские уплачивали налоги с большего количества пашни (и населения), а черные крестьяне — с меньшей пашни и населения.
РЕФОРМА ЦЕРКВИ
Церковь как важнейший институт духовной жизни общества также нуждался в переменах. Вместе с централизацией светского управления необходимо было упорядочить и службу в русской православной церкви.
В 1551 г. был созван церковный собор для улучшения церковного порядка и благочиния. Царь представил собору целый список недостатков и непорядков в жизни церкви и прихожан, для устранения которых собор составил постановления, изложенные в 100 главах. Отсюда и его название — Стоглав.
Стоглав укреплял дисциплину, сводил к единообразию службу и унифицировал обряды. Все это усиливало церковь и вместе с тем укрепляло единство страны, поскольку связано было с духовным и нравственным единством общества.
С именем митрополита Макария связана канонизация святых. Канонизированы ученики Сергия Радонежского. Этой мерой подчеркивалось значение Руси — единственного православного царства. Она сохранила и приумножила благочестие, прибавив к общехристианским святым и своих святителей и подвижников.
Сподвижником Макария, священником Сильвестром, был составлен свод советов и наставлений русским семьям – Домострой, который давал образцы поведения в семье. Именно Домострой формировал моральную составляющую социальных норм в XVI в. и по сути дополнял правовые нормы нормами средневековой морали.
ИВАН ЧЕТВЕРТЫЙ И ИТОГИ РЕФОРМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
Реформы носили структурный характер, они затронули почти все сферы жизни общества и государства.
Изменилось многое: власть, носившая до того многие черты раннефеодальной монархии, обрела новую форму. Сложилась сословно-представительная монархия, которая появляется в эпоху создания единых государств.
Несравненно более масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в стадии становления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах. В Русском государстве высшими сословно-представительными органами стали уже упомянутые Земские соборы и Боярская Дума.
Власти отводили им преимущественно совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших вопросах внутренней и внешней политики. Земские соборы отражали социальную структуру русского общества.
Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые со временем стали посылать на соборы своих выборных. Огромное значение имели органы местного самоуправления.
Опираясь на их помощь, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. Реформы сильно продвинули страну по пути централизации.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.
СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ
СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.
ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV – XVII вв.
Урок истории в 10-м классе по теме «Реформы середины XVI века. Опричнина»
Цель урока: усвоение знаний о реформах Избранной рады и опричнине Ивана Грозного.
Задачи:
- Образовательная: раскрыть содержание реформ Избранной рады, причины и последствия опричнины.
- Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческими источниками.
- Воспитательная: формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, презентация, схемы, таблица.
Учебник: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2006.
План изучения нового материала
1. Начало правления Ивана IV.
2. Венчание на царство.
3. Реформы Избранной рады.
4. Опричнина, ее причины и итоги.
5. Последние годы правления Ивана Грозного.
Основные понятия:
Опричнина (от древнерусского “оприч”- кроме)- значительная часть государства, выделенная в личное владение.
Земщина – остальная часть государства со старыми порядками и прежними боярской думой, приказами.
Опричное войско-карательный инструмент в руках царя.
Местничество — система распределения служебных мест по происхождению и знатности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока:
“Реформы середины XVI в. Опричнина”. Данные
события связаны с личностью первого русского
царя Ивана Грозного. Изучение роли Ивана IV
Грозного – один из “трудных вопросов”
Отечественной истории. Иван Грозный как человек
и как политический деятель был сложной и
противоречивой фигурой. Споры о его деятельности
не утихают среди историков до сих пор. Обратите
внимание на следующие оценки деятельности Ивана
Грозного:
Н.М. Карамзин (русский историк XIX века): “… добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы…”.
К.Д. Кавелин (русский историк и юрист XIX века):
“Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, даже до
сих царствование его, конечно, одно из
замечательнейших в русской истории”.
В.О. Ключевский (русский историк XIX–XX в.): “…положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям… Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него…Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец”.
Перед учащимися учитель ставит проблемные вопросы:
1) Иван Грозный – реформатор или тиран?
2) Реформы Избранной рады: успех или неудача?
1. Начало правления Ивана IV.
Учитель: В ночь с 3 на 4 декабря 1533 г. умер
великий князь всея Руси Василий III. На престол был
возведен его малолетний сын Иван IV. Поскольку
Ивану было всего три года, регентшей при
малолетнем князе стала его мать Елена Васильевна
Глинская. Елена Глинская продолжала курс
политической и экономической стабилизации
государства: укрепила города на западных
рубежах, провела денежную реформу 1535 г., по
которой была введена серебряная копейка,
заменившая многочисленные деньги удельных
земель; была сооружена Китайгородская стена,
заключено перемирие с Литвой в 1536 г.
При Елене Глинской активизировалась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. “Боярское правление” (1538-1547) после смерти Елены Глинской оказало пагубное влияние на Ивана IV и на развитие страны.
Иван IV Грозный (1533-1584) – запись в тетрадях.
2. Венчание на царство.
Учитель: 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля венчался на царство Иван IV. По “чину венчания”, составленному митрополитом Макарием, Иван Васильевич стал именоваться “царем и великим князем всея Руси”.
Царь ( от лат. Caesar — цезарь)-наследственный монарх, государь.
Вопрос: Какое значение имело провозглашение Ивана IV царем?
(Ответы учащихся: повышался авторитет
российского правителя, титул царя возвышал его
над другими князьями).
Учитель дополняет ответы учащихся: царский титул подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследство, уровнял по чину Ивана IV с восточными соседями — астраханским и казанским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.
3. Реформы Избранной рады.
Учитель сообщает, что примерно в 1548-1549 гг. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, который вместе с ним энергично занялся проведением в государстве реформ. Андрей Курбский назвал это новое правительство “Избранная рада”. Видную роль в ней играли думный дворянин Алексей Федорович Адашев, глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, думный дьяк, духовник царя Сильвестр. Какие же реформы были проведены Избранной радой?
Класс предварительно разделен на четыре группы. Каждая группа получает задание познакомиться с текстом источника, проанализировать и составить схему реформ Избранной рады, используя ватман и маркеры.
- 1 группа “Реформы государственного управления”
- 2 группа “Правовая реформа”
- 3 группа “Церковная реформа”
- 4 группа “Военная реформа”
Два представителя от группы защищают
составленные схемы-таблицы.
Дополнительный материал для первой группы
Реформы государственного управления
В сфере государственного управления Избранной
радой были проведены серьезные реформы.
Создаются первые функциональные органы
центрального управления – приказы, служащие
которых всецело зависели от царя. Приказы
становятся основными органами центрального
управления, полностью заменяя прежнюю систему
«дворцов». Это было связано с тем, что
развивающееся государство требовало
специализации государственных органов, четкого
оформления их компетенции. Наиболее важными были
приказы: Челобитный, в котором принимались
жалобы на имя царя и проводилось расследование
по ним. Во главе этого высшего органа
государственного контроля стоял Алексей Адашев. Посольский
приказ — его возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный
приказ — ведал делами поместного
землевладения, Разбойный — уголовный розыск, Разрядный — ведал дворянским ополчением и назначал воевод, Приказ
большой казны — ведал финансами. Это
способствовало укреплению монархической власти
и централизации страны.
В 1549 г. был созван Земский собор — первый в русской истории орган представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) Собор 1549 г. историки называют “собором примирения”: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды.
Была осуществлена реформа местного управления: наместничество ликвидировано и заменено выборной администрацией — земским самоуправлением. Вместо «кормленщиков» в уездах, где было развито поместное землевладение, дворяне выбирали из своей среды » губных старост», в уездах с крестьянским землевладением — » земских старост» из зажиточных крестьян. В их ведении находились суд, управление податным населением и сбор налогов с него. В помощь старостам избирались «целовальники»(целовали крест перед вступлением в должность).
Дополнительный материал для второй группы
Правовая реформа
В 1550 г. Избранной радой был принят новый Судебник. Он включал около 100 статей, большая часть которых
посвящена вопросам управления и суда. Новый
кодекс законов усиливал контроль над судебной
деятельностью наместников и волостелей в
городах, уездах и волостях. Судебник ставил
действенные преграды произволу наместников. Они
могли теперь вести судебные разбирательства
только при участии выборных лиц от сословий, т.н.
«судных мужей». Выборным вменялось в
обязанность следить, чтобы представители не
брали взяток от судящихся. Судебник требовал, для
исключения произвола, обязательно
протоколировать заседания суда и один экземпляр
отдавать судным мужам. Все это означало контроль
выборных от населения лиц за деятельностью
наместников.
Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума. На местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных дворян, посадских людей и черносошных (свободных крестьян).
По Судебнику 1550 г. ликвидировали привилегию
монастырей не уплачивать подати в казну,
запретили превращать в холопов детей боярских
(дворян). Затруднялся переход крестьян от
одного владельца к другому в Юрьев день путем
увеличения размера взимаемого с них пожилого.
Проводится реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Была введена единица поземельного налога – большая соха. Одинаковую сумму налога брали с 500 четвертей (четверть-половина десятины) “доброй” (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей — с церковных земель; с 800 четвертей – со служилых феодалов (помещиков и вотчинников).
Дополнительный материал для третьей группы
Церковная реформа
Процесс усиления государственной власти вновь
выдвинул вопрос о положении церкви в
государстве. В 1551 г. был созван церковный собор, на котором были зачитаны вопросы царя. Ответы на
них составили сто глав приговора собора
(Стоглав). Стоглав запретил монастырям давать
деньги и хлеб под проценты, прекратил царскую
помощь монастырям, имеющим владения, были
унифицированы церковные пошлины по всей России,
регламентированы нормы внутрицерковной жизни. Стоглав
укреплял дисциплину в церковной среде. Важное
национально-духовное значение имело утверждение
собором пантеона общерусских святых.
Однако расчеты Ивана IV на то, что удастся получить в государственный фонд монастырские земли, не осуществились. Раздраженный этим, Иван сразу после завершения собора своим указом запретил покупку монастырями вотчинных земель «без доклада царю». У монастырей отбирались все земли, переданные им боярами с 1533 г. Тем самым, не получив сами церковные земли, Иван IV установил свой контроль над их движением.
Дополнительный материал для четвертой группы.
Военная реформа
Избранная рада начала преобразования с военных
реформ. В 1550 г. запретили местнические споры
между воеводами во время походов. Как прежде
удельные князья спорили об уделах, ссылаясь на
свое старшинство в роде, так теперь спорили их
потомки – бояре о начальственных местах в
войске. Избранная рада хотела уничтожить
местничество, так как оно причиняло много вреда и
хлопот. По её указам только начальники полков
могли “местничаться” между собой, остальные же,
не дослужившиеся еще до начальственных
должностей, должны были служить “без мест”.
Из общей массы детей боярских и дворян Иван Грозный и Избранная рада в 1550 выбрали тысячу лучших (“Избранная тысяча), дали им земли около Москвы (“подмосковные”) и устроили из них особый полк “московских дворян” в отличие от “городовых” (провинциальных). Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с его уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы и т.п.). Избранная рада постановила поделить эти отряды на “сотни” и поставить под начальство особых “голов”.
В 1550 г. появляется войско из стрельцов-воинов,
вооруженных не только холодным оружием, как
дворянская конница, но и огнестрельным
(пищалями). В отличие от дворянского войска,
которое созывали как ополчение в случае
необходимости, стрельцы служили постоянно,
получали обмундирование, денежное и хлебное
жалование.
Уложение о службе 1556 г. установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении. Каждый прибывший на службу помещик должен был явиться к воеводе своего города на смотр; воевода отмечал в списке, кто и как приходил на службу. Тех, которые являлись в исправности “конны, людны и оружны”, записывали в высший разряд; им выдавались от царя награды – прибавка поместий; у неисправных уменьшали земли. “Нети”, т. е. вовсе не явившиеся на службу, наказывались еще строже, если не было уважительных причин неявки. Для заведования военной службою помещиков был учрежден разряд, или разрядный приказ, т. е. присутственное место, где вели дело обыкновенно боярин и дьяк с подьячими, которым царь приказывал ведать то дело.
4. Опричнина, ее причины.
Учитель сообщает, что 3 февраля 1565 г. был
принят указ о введении опричнины. Страна была
разделена на две части: “опричнина” во главе с
Иваном IV и “земщина” во главе с Боярской думой.
Причины, факты и итоги Опричнины рассматриваются с помощью схемы Фишбоун (Презентация 1). Каждая группа учащихся читает текст учебника на с. 181-184. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. Заполняя схему, учащиеся исследуют причины опричнины, находят факты, подтверждающие наличие данных причин, и делают выводы.
Причины опричнины:
1) Противоречия с боярской оппозицией.
2) Стремление Ивана IV к неограниченной власти.
3) Боярские измены.
4) Неудачи в Ливонской войне.
Факты:
1) Возражения Избранной рады курсу Ивана IV во внутренней и внешней политике.
2) 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование.
3) Переход князя А. Курбского на сторону Литвы.
4) 1564 г. Поражение русских войск под Полоцком и Оршей.
Итоги:
1) Укрепление личной власти царя.
2) Хозяйственное разорение страны.
3) Начало закрепощения крестьян.
4) Ухудшение положения России в Ливонской войне.
5. Последние годы правления Ивана Грозного.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что последствия опричнины стали причиной ужесточения и окончательного складывания системы крепостного права. В стране широкое распространение получили волнения, разбои. Пытаясь спасти положение в 1581 г. Иван Грозный издает Указ “О заповедных летах”, по которому запрещался переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день.
III. Закрепление изученного материала.
Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, заданные в начале урока.
Вывод: Деятельность Ивана IV Грозного носила
противоречивый характер. С одной стороны, Иваном
IV и Избранной радой были проведены реформы,
которые охватили все стороны русской жизни,
способствовали укреплению режима власти царя,
централизации страны, ликвидации пережитков
удельной системы. Реформы положили начало
складыванию на Руси сословно-представительной
монархии, что отвечало интересам всех слоев
общества, привели к крупным военным и
внешнеполитическим успехам. С другой стороны,
мрачным эпизодом правления Ивана Грозного стала
опричнина. Опричнина способствовала
централизации страны, нанесла удар по остаткам
феодальной раздробленности, однако оставила
тяжелое наследство и привела к печально
знаменитому в истории России Смутному времени.
IV. Домашнее задание: П.25, 27.
- 1 уровень (базовый) – “3”: заполнить таблицу “Организация государственного управления в годы опричнины”.
Российское государство | ||
Опричнина | Земщина | |
Территория | ||
Столица | ||
Система органов управления |
- 2 уровень (повышенной сложности) – “4”:
составить исторический портрет Ивана Грозного.
- 3 уровень (сложный) — “5”: написать историческое сочинение по периоду 1533-1584 гг.
The Progressives
1890-е годы сегодня часто рассматриваются как счастливый период времени, когда американцы вели несложную жизнь с небольшим количеством проблем, о которых нужно было беспокоиться. Но у времени есть способ скрыть негатив и уродство. 1890-е годы были не «счастливым временем», а одним из худших для американцев.
Во-первых, 1890-е годы были временем, когда очень немногие люди и семьи наживали фантастические состояния и жили жизнью королей. К началу века сталелитейный магнат Эндрю Карнеги зарабатывал более 20 миллионов долларов в год без уплаты налогов (тогда подоходного налога не было). Тем не менее, подавляющее большинство американцев едва выживали. Один из сталеваров Карнеги зарабатывал бы около 450 долларов в год, работая по 12 часов в смену шесть дней в неделю.
Это было также время, когда в страну хлынули тысячи иммигрантов из Европы. Многие из этих иммигрантов остались в восточных промышленных городах, работая за низкую заработную плату на грязных и опасных работах. В 1890-х годах в Соединенных Штатах был один из самых высоких показателей промышленных аварий в мире. Тем не менее, рабочие, которые были серьезно ранены или искалечены, редко могли получить какую-либо компенсацию.
В то время забастовки были незаконными. Рабочих, пытавшихся объявить забастовку, часто арестовывали или даже избивали головорезы компании. Особенно безобразная ситуация сложилась на сталелитейном заводе Эндрю Карнеги в Хоумстеде за пределами Питтсбурга, штат Пенсильвания, в 189 году.2. Вспыхнула открытая война между забастовщиками и частной охраной, нанятой Карнеги для подавления забастовки. Винтовки и даже пушки использовались в серии сражений между двумя сторонами, в результате которых погибло 10 человек.
Тяжелые времена были и для сельских жителей Америки. Фермеры постоянно жаловались, что их жизнью управляют восточные банкиры и железнодорожники. Фермерам приходилось бороться с высокими процентными ставками по кредитам, чтобы купить землю, семена и сельскохозяйственное оборудование. Им также приходилось платить возмутительные фрахтовые ставки, установленные железными дорогами, чтобы доставить свою продукцию на рынок. Многие фермы были лишены права выкупа заложенного имущества в результате неурожая или падения цен на сельскохозяйственную продукцию.
Все эти экономические проблемы усилились в 1893 году, когда разразилась тяжелая экономическая депрессия. Многие тысячи американцев потеряли работу, фермы и дома. Однако преобладающая позиция правительства заключалась в том, чтобы держаться подальше от частного бизнеса. Правительство, от Конгресса до городских советов, мало что сделало для уменьшения экономических страданий людей.
Коррупция и реформы
В первые годы нового века те люди, которые пытались обратиться к правительству с предложениями улучшить положение фабричных рабочих, фермеров и мелких предпринимателей, не имели большого успеха. Особенно на местном и государственном уровнях власти законодатели часто контролировались политическими машинами и группами с особыми интересами. В это время местное правительство и правительство штата достигли низшей точки в американской истории. Жадность, коррупция и откровенное взяточничество были обычным явлением среди многих политиков.
В редакционной статье New York Times от 3 июля 1911 года жаловались, что «респектабельные и благонамеренные люди по всему штату и особенно в этом городе говорят: «Какой в этом смысл? другим, как правило, хуже ». По всей стране, в Калифорнии, Южно-Тихоокеанская железная дорога контролировала законодательный орган штата и диктовала, как следует управлять штатом. Это всегда было на руку железной дороге. В то время во многих штатах железные дороги и другие крупные корпорации следили за тем, чтобы законодательные органы не вмешивались в их прибыли, власть и привилегии.
К началу 1900-х годов настроенные на реформы отдельные лица и группы все чаще выступали против «баронов-разбойников», как называли крупных банкиров, промышленников и железнодорожников. Группы фермеров, рабочих и малого бизнеса вместе с министрами и журналистами утверждали, что огромное богатство крупного бизнеса было получено за счет эксплуатации трудолюбивых американцев. Политические карикатуристы изображали крупные корпорации, такие как Южно-Тихоокеанская железная дорога, цепкими осьминогами. Особой целью реформаторов были правительства городов и штатов, которые часто сотрудничали или регулярно получали деньги от интересов крупного бизнеса.
Период с 1890 по 1917 год был временем интенсивной реформаторской деятельности в Соединенных Штатах. В то время существовало множество различных движений за реформы, от фермеров, которые хотели регулировать тарифы на железнодорожные перевозки, до женщин, борющихся за право голоса, до городских социальных работников, пытающихся улучшить здоровье детей иммигрантов. Как правило, этими сторонниками реформ были профессионалы среднего класса и мелкие бизнесмены, как республиканцы, так и демократы. Они хотели, чтобы в американском обществе произошли перемены, но не радикальные или революционные. Они хотели, чтобы правительство играло более активную роль в регулировании крупного бизнеса. Они также осознали, что прежде чем значимые изменения смогут произойти, необходимо сломать мертвую хватку коррумпированных политиков и огромных корпораций над местным правительством и правительством штата. Реформаторы того времени называли себя «прогрессивными».
Прогрессивное движение
Первые успехи прогрессивных реформаторов были достигнуты в городских самоуправлениях. Коррумпированные городские чиновники были публично разоблачены, отстранены от должности и заменены лидерами реформ. При прогрессивных администрациях такие города, как Толедо, штат Огайо, установили минимальную заработную плату, восьмичасовой рабочий день и оплачиваемый отпуск для рабочих.
Некоторые города перешли в собственность газо-, водо- и электроснабжения. Во многих городах сотрудники нанимались и продвигались по службе через систему государственной службы, которая упразднила старый метод погашения политических долгов за счет переплачиваемых городских должностей. Само городское самоуправление было реформировано. Партийная политика была отменена в некоторых городах, когда кандидаты в мэры, городской совет и школьный совет баллотировались на беспартийных выборах. Несмотря на свои успехи на местном уровне управления, прогрессисты осознали, что наиболее важные изменения должны произойти на государственном уровне.
Прогрессивное движение одержало свою первую важную победу на государственном уровне, когда Роберт М. Ла Фоллет был избран губернатором штата Висконсин в 1900 году. Республиканец «Боевой Боб» Ла Фоллет трижды занимал пост губернатора по два года. С 1901 по 1906 год Лафоллет возглавил многочисленные прогрессивные реформы. Его руководство помогло Висконсину создать комиссию по регулированию железных дорог, чтобы установить справедливые фрахтовые ставки. Был принят закон о дифференцированном государственном подоходном налоге, который облагал богатых налогом по более высокой ставке. Был принят закон о чистых продуктах питания. Законом стал закон о коррумпированных политических практиках. Была введена в действие система прямых первичных выборов, позволяющая членам политических партий, а не партийным боссам, выдвигать кандидатов. «Битва с Бобом» также модернизировала правительство штата с помощью так называемой «Висконсинской идеи». Это предполагало участие в правительстве таких экспертов, как политологи, экономисты и педагоги.
Поразительный успех прогрессивизма Ла Фоллетта в Висконсине прокатился по стране. Вскоре другие лидеры, настроенные на реформы, адаптировали идеи Лафоллета к своим государствам. Когда Вудро Вильсон, демократ, стал губернатором штата Нью-Джерси в 1911 году, он претворил в жизнь многие реформы Лафоллета. В Калифорнии Хирам Джонсон был избран губернатором в 1910 году после того, как выступил против господства Южно-Тихоокеанской железной дороги в правительстве штата. На замечательной законодательной сессии в 1911 году Джонсон протолкнул множество прогрессивных изменений, вдохновленных опытом Ла Фоллетта в Висконсине. Джонсон пошел еще дальше, когда он успешно поставил штат в тупик в отношении поправки к конституции штата, предусматривающей инициативу, референдум и отзыв.
Прогрессивное движение также повлияло на национальную политику. Когда республиканец Теодор Рузвельт стал президентом после убийства Мак-Кинли в 1901 году, он продвинул ряд реформ на национальном уровне правительства. Федеральные законы касались регулирования корпораций и железных дорог, государственной инспекции мяса, компенсации рабочим за несчастные случаи на производстве и сохранения дикой природы. Когда Вудро Вильсон стал президентом, он тоже преобразовал многие из своих прогрессивных идей в национальное законодательство.
Возможно, кульминацией национального прогрессивного движения стало формирование Прогрессивной партии в 1912 году. Эта партия состояла в основном из республиканцев, которые считали, что партийные лидеры отвернулись от прогрессивных целей. Кандидатом в президенты от Прогрессивной партии был Теодор Рузвельт, который считал, что человек, сменивший его в Белом доме, республиканец Уильям Говард Тафт, не смог продвигать прогрессивные реформы.
Платформа Прогрессивной партии 1912 года содержала большинство идей, которые были дороги сердцу прогрессистов. Платформа подвергла критике «нечестивый союз коррумпированного бизнеса и коррумпированной политики». Он продолжал поддерживать такие реформы, как прямые выборы сенаторов США, избирательное право женщин, законы о промышленной безопасности, минимальную заработную плату для женщин, восьмичасовой рабочий день, страхование по безработице, налог на наследство, коллективные переговоры для рабочих, запрет на детскую жизнь. труда и инициативы, референдума и отзыва. Платформа была повесткой дня для необходимого законодательства в новом столетии. Почти все идеи, выдвинутые Прогрессивной партией в 1912 в конечном итоге стал законом. Это было наследием Прогрессивной партии. Это привело Соединенные Штаты в новое время.
Несмотря на широкую популярность, Тедди Рузвельт и его кандидат на пост вице-президента Хирам Джонсон из Калифорнии проиграли Вудро Вильсону. В течение следующих нескольких лет многие кандидаты от Прогрессивной партии потерпели поражение. К 1917 году партия прекратила свое существование. С вступлением США в Первую мировую войну в 1917 году интересы американцев были направлены за границу. Прогрессивное движение незаметно исчезло, хотя Ла Фоллет и другие прогрессисты еще много лет оставались видными деятелями политики.
The Swiss Connection
В 1909 году Джордж Джадсон Кинг, офицер Прямой законодательной лиги штата Огайо, посетил Швейцарию. Прогрессивный король интересовался изучением различных форм прямой демократии, практикуемых швейцарцами. Он обнаружил, что Швейцария приняла процедуру национального референдума в 1874 году после периода политической коррупции. Швейцарцы добавили общенациональную инициативу по внесению поправок в конституцию в 1891 году. Находясь в Швейцарии, Кинг взял интервью у нескольких лидеров правительства, спрашивая их, что они думают о референдуме и инициативе. Один чиновник сказал ему: «Швейцарский народ признает в инициативе и референдуме свой щит и меч. Щитом референдума они отгоняют нежелательные законы; мечом инициативы они прорубают путь для принятия своих законов». собственные идеи в закон».
Другие американцы до и после Кинга, посетившие Швейцарию, также были впечатлены тем, как работали референдум и инициатива. Они вернулись в США со своими положительными замечаниями и сделали референдум и инициативу важной частью прогрессивной программы реформ. В то время как губернатор Нью-Джерси Вудро Вильсон заявил, что референдум и инициатива были «защитой политики». Прямая демократия, по словам Уилсона, «забирает власть у босса и передает ее в руки народа».
Первым штатом, включившим идею инициативы в свою конституцию, была Южная Дакота в 1898 году. За ней последовала Юта в 1900 году и Орегон в 1902 году. Движение. Остальные четыре штата с инициативой (Аляска, Вайоминг, Иллинойс и Флорида) не принимали эту форму прямой демократии до 1950 года. Округ Колумбия
получил инициативу последним в 1977. Семнадцать из двадцати трех инициативных штатов расположены к западу от реки Миссисипи.
Получение «I and R» в Орегоне
Орегон не был первым штатом, получившим инициативу и референдум. Но история о том, как «И и Р» были наконец добавлены в конституцию штата, иллюстрирует, как прогрессисты боролись за свои реформы во многих штатах на рубеже веков.
Как и многие штаты в 1890-х годах, Орегон был в основном в руках богатых корпораций, особенно железных дорог. Правительство штата стало неэффективным и коррумпированным. Один журналист того времени описал законодательный орган штата Орегон как заполненный «бездарными юристами, бездомными фермерами, неудачниками в барах, бездельниками в барах, ораторами Четвертого июля и политическими головорезами». Большинство законодателей были невежественны, неграмотны и ленивы. Законодательные заседания в Салеме, столице штата, сопровождались публичным пьянством и толпами проституток, готовых предложить свои услуги законодателям.
Экономическая депрессия 1893 года разорила многих фермеров Орегона. Фермеры обвинили Уолл-стрит, железные дороги и собственное коррумпированное правительство штата. В эту ситуацию вмешался человек со странным именем: Уильям Саймон У’Рен.
Родившийся в Висконсине и получивший образование в Колорадо, У’Рен был странником. В разные годы он работал кузнецом, бухгалтером и юристом. Когда он прибыл в Орегон в 1892 году, У’Рен присоединился к группе фермеров, настроенных на реформы, в округе Клакамас. Прочитав о швейцарском опыте прямой демократии, У’Рен начал десятилетний крестовый поход за инициативу и референдум «И и Р» в Орегоне.
У’Рен организовал сбор петиций с призывом внести поправку в конституцию штата, которая предусматривала бы «И и Р». Многие женщины, работающие за право голоса, помогали У’Рен. Учителя-женщины часто высказывались в пользу «И и Р» на собраниях и общественных собраниях, проводимых в школах по всему штату. Когда в 1895 году в Салеме собралась законодательная сессия (она собиралась каждые два года), У’Рен собрал 15 000 подписей под петициями, призывающими к «Я и Р». Однако республиканская политическая машина, контролировавшая в то время законодательную власть, выступила против реформ. Таким образом, законодатели проигнорировали У’Рен и его петиции.
У’Рен решил изменить свою тактику. Позже он сказал: «Теперь я решил провести реформы, используя собственные методы наших врагов — сразившись с дьяволом огнем». Сначала У’Рен баллотировался в законодательный орган штата в 1896 году. После победы на выборах он организовал восстание на законодательной сессии 1897 года. У’Рену удалось сколотить группу законодателей, которые по тем или иным причинам выступили против политические лидеры законодательной власти. Хотя группа У’Рен была в меньшинстве, она отказалась участвовать в каких-либо законодательных делах. Повстанцы даже отказались принять присягу. Эти действия фактически предотвратили кворум, поэтому законотворчество застопорилось. Абсолютно ничего не произошло за всю законодательную сессию 189 г.7.
Во время очередной запланированной сессии законодательного собрания штата У’Рен снова пригрозил прекратить все официальные дела, если политические боссы не согласятся поддержать его поправку к конституции «И и Р». Политики уступили, и законодательный орган одобрил поправку. Однако поправки к конституции должны были быть приняты двумя последовательными законодательными сессиями, прежде чем они были представлены народу для ратификации. Итак, У’Рену пришлось ждать до 1902 года, прежде чем «И и Р» наконец стали частью конституции штата. Однако к этому времени инициатива и референдум были настолько популярны в государстве, что за ними стояли практически все. По словам одного журналиста, это была «тихая революция». Уильям Саймон У’Рен позже стал прогрессивным губернатором Орегона.
Для обсуждения
- Кто на самом деле контролировал многие законодательные собрания штатов на рубеже веков?
- Как вы думаете, какую самую важную реформу продвигали прогрессисты?
- Откуда прогрессисты взяли идею инициативы? Исследуйте различные формы прямой демократии, используемые в этой стране.
- Перечислите два факта о каждом из следующих прогрессивных лидеров, обсуждаемых в статье: Роберт Ла Фоллет, Вудро Вильсон, Хирам Джонсон, Уильям Ю’Рен и Теодор Рузвельт.
- Назовите какие-либо сходства, которые вы видите между прогрессивной эпохой (1890-1917) и сегодняшним днем? Чем похожи эти два временных периода?
Политические и социальные реформы
В прогрессивную эпоху (1900–1920 гг.) страна столкнулась с проблемами, вызванными индустриализацией и урбанизацией. Прогрессизм , городское движение за реформы среднего класса, поддержало правительство, играющее более важную роль в решении таких вопросов, как контроль над крупным бизнесом и благосостояние населения. Многие из его достижений были основаны на усилиях более ранних реформаторских движений. Федеральный подоходный налог и прямые выборы сенаторов, например, были частью популистской программы, а Сухой закон вырос из традиции антиалкогольной реформы до Гражданской войны. Хотя прогрессисты создали свою политическую партию в 1912, движение имело широкую поддержку как среди демократов, так и среди республиканцев. Президенты Теодор Рузвельт и Уильям Ховард Тафт (республиканцы) и Вудро Вильсон (демократ) претендовали на мантию прогрессивистов.
Необходимость реформ была подчеркнута группой журналистов и писателей, известных как сборщиков мусора , которые информировали американцев о серьезных недостатках общества и добивались общественной поддержки перемен. Разоблачения, такие как «» Линкольна Стеффенса «Позор городов 9».0100 (1904 г.), атака на муниципальную коррупцию, и книга Иды Тарбелл History of the Standard Oil Company (1904 г.), в которой рассказывается о безжалостной деловой практике Джона Д. Рокфеллера, часто впервые появлялась в новых массовых журналах, таких как McClure’s. и Cosmopolitan , а позже были изданы в виде книг. Воздействие сборщиков мусора могло быть мощным, как в случае с книгой Аптона Синклера «Джунгли » (1906 г.), в которой яркие описания рабочих и санитарных условий на мясокомбинатах Чикаго привели непосредственно к федеральным законам, регулирующим отрасль.
Повышение оперативности и эффективности правительства . Две важные цели прогрессивизма заключались в том, чтобы дать общественности возможность более непосредственно участвовать в политическом процессе и ограничить власть крупных городских боссов. Прогрессисты надеялись достичь этих целей с помощью различных политических реформ. Эти реформы включали прямых предварительных выборов предварительных выборов, дающих всем членам партии возможность принять участие в выдвижении кандидатов, и которые были предназначены для ограничения влияния политических машин при выборе кандидатов; инициатива процесс вынесения предложения или предлагаемого закона на голосование (обычно путем получения определенного количества подписей под петицией) и референдум , голосование по инициативе, позволяющее людям принимать законы, которые законодательный орган штата либо не хочет, либо не может; и отзыв , процесс, дающий избирателям право отстранять избранных должностных лиц от должности посредством петиции и голосования. Губернатор Висконсина Роберт М. Лафоллетт выступил за эти реформы, и их реализация в его штате стала образцом для остальной части страны ( Висконсин Идея ).
Между тем, стремление сделать национальное правительство более отзывчивым к людям было выражено в Семнадцатой поправке (1913 г. ), которая предусматривала прямые выборы сенаторов, а не их выбор законодательными собраниями штатов. Законодательные собрания штатов также все больше беспокоились о благополучии своих граждан. В 1902 году Мэриленд стал первым штатом, предложившим 90 094 компенсаций рабочим 90 095, выплат рабочим или их семьям в связи с потерей трудоспособности или смертью на работе. Некоторая защита была предложена федеральным служащим в соответствии с 1916 Закон о компенсации работникам.
Прогрессисты также были очарованы эффективностью и научным управлением. В 1900 году, когда ураган и наводнение разрушили большую часть инфраструктуры Галвестона, штат Техас, мэр и городской совет были заменены комиссией, состоящей из беспристрастных администраторов, которые управляли каждым из муниципальных департаментов города. Комиссионная форма правления стала популярной в малых и средних городах по всей стране. После наводнения в 1913 году в Дейтоне, штат Огайо, был проведен эксперимент с системой городского управления. В соответствии с этим планом структура городского правительства соответствовала структуре бизнес-корпорации, при этом городской администратор выступал в качестве менеджера и подчинялся совету директоров, состоящему из мэра и городского совета. В прогрессивную эру также наблюдался рост государственной собственности на воду, газ и электричество; муниципальные коммунальные предприятия предлагали потребителям более низкие тарифы, чем частные компании. Коммунальные предприятия, которые оставались в частных руках, неизменно подпадали под юрисдикцию регулирующих комиссий, которые рассматривали тарифы, слияния и другие виды коммерческой деятельности. Железные дороги и городские транспортные системы находились под аналогичным регулированием. Однако меры по прогрессивным реформам не ограничивались реструктуризацией правительства и касались также социальных проблем.
Запрет. Кампания против зла, связанного с алкоголем, не имела большого прогресса до образования Лиги против салунов в 1893 году. В отличие от предыдущих групп, новая организация сосредоточила свои усилия на запрете алкоголя, а не на убеждении людей бросить пить. Поддерживаемый протестантскими церквями, он стал пионером политики по одному вопросу и поддерживал только «сухих» кандидатов на выборные должности. Эта стратегия сработала, и к 1917 году почти две трети штатов запретили производство и продажу алкоголя. Поскольку американцы немецкого происхождения занимали видное место в пивоваренной и ликероводочной промышленности, участие Америки в Первой мировой войне добавило якобы патриотические мотивы к призывам к внесению поправки в конституцию о запрете. 19 декабря17 сентября Конгресс принял Восемнадцатую поправку , которая была одобрена штатами в январе 1919 года и вступила в силу годом позже, запрещая производство, продажу и транспортировку алкоголя по всей стране.
Детский труд и права женщин . Национальный комитет по детскому труду координировал движение по борьбе с эксплуатацией детей. Одним из наиболее эффективных средств ее кампании были фотографии, сделанные Льюисом Хайном, на которых мальчики и девочки в возрасте восьми лет работали с опасным оборудованием на угольных шахтах и фабриках. К 1910, многие штаты приняли законодательство, устанавливающее минимальный возраст, когда дети могут работать (от 12 до 16 лет), и максимальную продолжительность рабочего дня или недели. Однако неясно, что оказало большее влияние на детский труд — эти законы или получившие в то же время все более широкое распространение государственные обязательные школьные требования.
Прогрессисты также хотели ограничить продолжительность работы женщин, утверждая, что долгие часы на фабрике наносят ущерб благополучию женщины. Верховный суд согласился в Muller v. Oregon (1908 г.) и поддержал закон штата, ограничивающий работу женщин-прачечных не более десяти часов в день. Дело имело важное значение, поскольку суд принял множество социологических, экономических и медицинских доказательств, представленных адвокатом Луисом Брандейсом, демонстрирующих, что здоровье женщин было подорвано долгим рабочим днем на фабрике. Однако иногда перемены происходили только в результате трагедии. 25 марта 1911 года почти 150 человек, в основном итальянские и еврейские женщины-иммигранты, погибли в результате пожара компании Triangle Shirtwaist. В ответ законодательный орган штата Нью-Йорк установил 54-часовую рабочую неделю для женщин, запретил работать детям до 14 лет и ввел новые строительные нормы и правила техники безопасности на производстве.
Хотя идея равных возможностей на рабочем месте была отодвинута на второй план аргументом прогрессистов о том, что женщины слабее мужчин, женщины, наконец, получили право голоса. Ряд западных штатов уже предоставил избирательных прав (предоставление избирательных прав или привилегий) — Вайоминг (1890 г.), Колорадо (1893 г.), Юта (1896 г.) и Вашингтон (1910 г.) — и платформа Демократической партии в 1916 г. остальные состояния сделать то же самое. В то время как Национальная американская ассоциация избирательного права женщин полагалась на организацию пациентов, боевые группы использовали более прямую тактику.