Какие последствия имели военные и торговые походы руссов в византию: Какие последствия имели военные и торговые походы русов в Византию

1. Русско-византийские отношения IX-XV вв. — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

1. Русско-византийские отношения IX-XV вв.
К Оглавлению


Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, вернемся на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правление этих императоров, особенно Юстиниана, начала формироваться пока еще не дипломатия Византии со славянским миром, в то время разобщенным, но во всяком случае вырабатывалось определенное отношение, которое впоследствии ляжет в основу дипломатических отношений с Русью, в XI-XV вв. Непосредственное знакомство Византии со славянским миром началось в правление императора Юстиниана. Одной из особенностей правления этого императора-воина, царствовавшего 38 лет, была та, что 32 года он непрерывно вел войны на всех рубежах обширной Византийской империи: войны с арабо-мусульманским миром, войны с Западом, войны с печенегами, с персами, со славянами. При Юстиниане особенно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи, которое происходило в контексте Великого переселения народов. Сначала славяне осели на нижнем и среднем Дунае и оттуда делали набеги на Византию, возвращаясь обратно на Дунай с богатой добычей. Позже они заселяют территорию империи: Балканы — Македонию, побережье Эгейского и Адриатического морей, их острова. Юстиниан был встревожен этой ситуацией, поэтому по всей береговой территории Дуная, примыкавшей к границам Византийской империи, он строит систему крепостей против славян. Но эта мера оказалась малоэффективной: славяне по-прежнему продолжали проникать на территорию империи, все более и более широко заселяя территорию Балкан. Постепенно славяне становятся вторым этносом Византийской империи на Балканах (после греков) и начинают играть заметную роль в жизни Византийской империи.
Стратегия и тактика славян, их расселение на территории Византии, постепенное ославянивание завоеванных регионов формируют у императора отношение неприятия славянского этноса и враждебную настороженность. Это отношение ляжет в дальнейшем в основу византийско-русской дипломатии, определит политику Византии по отношению к Киевской и, в значительно меньшей степени, к Московской Руси.
О восточных славянах византийцы имели представление из сочинений византийских писателей-историков, в частности, Прокопия Кесарийского. С восточными славянами Византия столкнулась вплотную в VIII-IX вв, когда руссы начали нападать на византийские территории в Крыму и на побережье Черного моря. Существует предположение, что легендарный поход Аскольда в Константинополь в 860 г. значительно изменил русско-византийские отношения. По преданию, Аскольд и его свита приняли крещение в Византии. Вернувшись в Киев, этот князь начинает первые шаги по пути христианизации населения древнерусского государства. Таким образом, можно считать, что уже с IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии. Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой
Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом.
Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию — в 907 г. и в 911 г. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи. Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь. После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали принимать активное участие в византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро нуждалась в русских воинах. После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали как бы ближе друг другу — по крымским и причерноморским владениям Византии. Торговые связи Византии и Руси приобретают регулярность. Ежегодно, летом флотилия руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.
В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию — возможно, это был поход-реванш. Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси. Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии. Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что Византия в то время постоянно воевала и сильно нуждалась в новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшим силу соседом — Киевской Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах.
Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию. В 946 г. туда отправилась великая киевская княгиня Ольга. Этот поход сыграл огромную роль как в развитии русско-византийской дипломатии, так и в дальнейшей судьбе самого древнерусского государства. В 955 г. Ольга совершает второе посольство в Константинополь и принимает там крещение. В это время императором Византии был Константин VII (945-959) Багрянородный. Как писатель он оставил целый ряд сочинений, в том числе о Киевской Руси и о посольстве Ольги.
В крещении Ольга принимает имя Елена, в честь св. равноап. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне справедливо, но умалять значения Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов. Сын ее Святослав не пожелал последовать примеру матери и христианства не принял, заявив, что если он примет православие, то над ним вся дружина будет смеяться. Можно сказать, что великая княгиня Ольга вывела древнерусское государство на международную арену. И именно она положила начало очень важному направлению русской внешней политики — юго-западному.Походы Ольги имели и еще одно важное последствие: именно с этого момента русская дипломатия начинает стремиться к династическим контактам с Византией. Влади Ольга имела намерение женить своего сына Святослава на дочери Константина Багрянородного Анне, но оно не увенчалось успехом. Из дошедших до нас сочи скрыт нений императора Константина следует, что династические браки между византийскими принцессами и варварами-руссами были ему явно не по душе. Как уже отмечалось, несмотря на целый ряд благоприятных дипломатических ситуаций, постоянно сохранялась нестабильность русско-византийских отношений, которые к 956 г. вновь осложняются. Этим обстоятельством воспользовался император Священной Римской империи Оттон, который отправляет на Русь своего Влади миссионера — католического священника Адальберта, присвоив ему титул епископа Русского. Приезд Адальберта в Киев вызвал всеобщее возмущение — киевляне не пожелали, чтобы их государство превращалось в католическую епархию, и Адальберту вместе со свитой пришлось срочно покинуть Киевскую Русь. Клубок противоречивых отношений между Русью, Византией и Западной Европой затягивался, но это не приводило к дипломатическому разрыву ни с одной из сторон. В 973 г. Оттон созывает съезд католических посольств, на который приглашается и посольство Руси — конечно, не случайно. Несмотря на неудачу миссии Адальберта, Оттон не терял надежды на включение Руси в католический мир. Еще раньше, в 960 г. русское войско участвовало в войне с арабами на стороне Византии.
В 967 г. византийский император Никифор Фока предлагает киевскому князю; Святославу Игоревичу (945-972) за большую оплату совершить поход на Балканы против враждебной Византии Болгарии. В 968 г. Святослав разбивает болгарское войско, но не лишает при этом трона болгарского государя Бориса. Через некоторое время происходит объединение военных сил Бориса и Святослава и совместный поход против Византийской империи. Святослав был князем-рыцарем, предпочитавшим воинскую славу всякой другой. Киев он не любил и мечтал основать новую столицу на Дунае в Переяславце. Поэтому он совершает три похода на Дунай, т.е. трижды сталкивается с Византийской империей в качестве ее врага. Во время последнего похода в 971 г. войско Святослава было разбито. По дороге домой, в Киев, на Днепровских порогах его встретили войска печенегов во главе с вождем Курей. Святослав был убит. В исторической науке эта встреча печенегов с остатками русского войска считается не случайной. Есть основания полагать, что она была подготовлена византийской дипломатией. Убийство великого киевского князя не сыграло существенной роли в русско-византийских отношениях и не по-\ служило поводом к их разрыву, при всей их холодности и нестабильности.
В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980-1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II — выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну. Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять обещание Василий II не торопился — видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает Херсон (Корсунь) — византийское владение в Крыму. И только после этого император Василий II присылает в Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира. В это же время французский король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому союзу Франции с Византией, также пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось.
Византийский император отправляет свою сестру русскому князю — но с условием, что Владимир откажется от язычества и примет христианство по восточному обряду. Князь Владимир принимает крещение и получает церковное имя Василий, в честь крестного, которым был сам византийский император. Князь Владимир возвращается в Киев, вернув Византии захваченную им Корсунь.
Если дипломатия Византии по отношению к Руси носила настороженный, скрыто-враждебный характер под легким флером утонченной любезности, присущей цивилизованным византийцам, то поступок Владимира говорит о том, что русская дипломатия по отношению к Византии была совсем иной — более открытой. В этом историческом эпизоде выявились два мира — уходящий мир Византии с его изысканной цивилизацией и утонченнейшей дипломатией и мир молодого государства, который шел на контакт открыто и доверчиво. Уходя из Корсуни, Владимир оставляет там военный гарнизон, содержащийся за счет Киевского государства, который, обновляясь, в течении ста лет сражался за интересы византийской империи на всех ее обширных рубежах.
Владимир вернулся в Киев не только с женой и войском, но и с новым митрополитом Киевским, назначенным византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I — апостолом среди князей.
Принятие православия открыло широкий доступ на Русь более высокой византийской культуре. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией и христианской письменностью. Славянская письменность попадает на Русь из Болгарии, куда она была принесена в IX в. солунскими братьями Кириллом и Мефодием, которые перевели на славянский язык Библию и богослужебные книги. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа.
Влияние высокой византийской культуры на более молодую культуру Киевской Руси сказалось и в зодчестве. В подражание собору Св. Софии в Константинополе киевские князья стали строить на территории Руси многочисленные Софийские соборы. Первые из них были построены в Киеве и Новгороде, а последний — в Вологде, во время правления Ивана Грозного (XVI в.). Русь переняла у Византии искусство мозаики и фрески. В нач. XI в. на Афоне был основан русский монастырь, ставший центром русско-византийских духовно-религиозных связей и сыгравший заметную роль в дипломатии двух стран. Последний поход на Византию был совершен в 1043 г. сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Но этот поход оказался неудачным, флот князя Владимира был сожжен «греческим огнем», и отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Но уже в 1047 г. Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. Русь помогла Константину Мономаху сохранить престол, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. В 1204 г. Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г. монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.
XI-XIII века, когда пути двух стран расходились, были для Византийской империи периодом сложных исторических катаклизмов. В XI в. значительно ослабляются позиции Византии на международной арене. На Западе, в Италии, происходит разрыв отношений южно-итальянских городов с Византией и складывается мощная антивизантийская коалиция норманнов, которые создают герцогства Anyлию и Калабрию. В это же самое время обостряются отношения Византии с арабо-мусульманским миром. В системе антивизантийской экспансии с Востока и с Запада грозной силой начинает подыматься папство. Запад все настойчивее стремится лишить Византию ее былого могущества, тем более, что в многочисленных битвах империя явно ослабевала. К концу XI в. империи удается ослабить натиск норманнов, сельджуков и печенегов. Первый крестовый поход, вопреки всем намерениям папы, сыграл весьма положительную роль для Византии (XI в.). В результате этого крестового похода к Византии отходят важные территории в Малой Азии, отбитые крестоносцами у турок-сельджуков. Второй крестовый поход в контексте продолжающейся борьбы Византии с арабо-мусульманским миром и с Западом скорее ослабляет, чем укрепляет позиции Византийской империи. В XII в. Византия одерживает последние победы. Одной из таких побед завершилась борьба за Балканы, что позволило Византии начать вторжение в Италию. Целью этого вторжения было создание союза Византии и южно-итальянских городов. Во второй половине XII в., однако, все ощутимее становится ситуация, которая привела Византию к исторической катастрофе. Византийская армия была разбита турками-сельджуками. Империя отказывается от военных операций в Малой Азии и в Италии. В своих действиях против Византии активизируются сицилийские норманны. Обостряются отношения со Священной Римской империей.
Столь же катастрофически обостряются внутренние проблемы империи, силы которой были подорваны III и особенно IV Крестовыми походами. Ватикан, вдохновляющий и благословляющий эти походы, все решительнее направлял их на уничтожение Византийского государства. Целью IV Крестового похода было подчинение Византийской Православной Церкви папе Римскому. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополем, и было принято решение о partitio romaniae, т.е. разделе Византийской империи. В результате возникает новое государство, которое получило название Константинопольская, или Латинская империя. В этой новой империи православие официально было заменено католицизмом, императором стал Болдуин Фландрский. Силы этого, наспех созданного, государства были достаточно эфемерными, однако Латинская империя сыграла серьезную роль в ослаблении Византии. В это время на незавоеванных крестоносцами греческих территориях (Никея, Эпир, Трапезнд) Византийской империи вызревают национально-патриотические силы. Начинается борьба против Латинской империи и за возрождение Византии. В 1261 г. Византийская империя была восстановлена. Но эта империя уже не могла сравниться с прежней великой державой. Некогда блестящая столица — Константинополь — являла собой печальное зрелище. Он напоминал Рим времен нашествия варваров.
IV Крестовой поход в определенном смысле коснулся и Руси. Воспользовавшись тяжелым положением Византии, папа Иннокентий III по дипломатическим каналам обратился к русским князьям с предложением принять католицизм. Он посылает на Русь своих нунциев, легатов. Однако русские князья отказались от предложений папы, а тяжелейшее положение Византии привело к сплочению православной Руси. Противостояние Руси папа Иннокентий III не забудет. Он станет вдохновителем Тевтонского ордена на экспансию Прибалтики, к Северным Крестовым походам.
После уничтожения Латинской империи Византия вновь начинает войну за Балканы. В этот период активизируется арабо-мусульманский мир. Обезопасить Византию от нашествия мусульманских сил Востока могло только одно — заключение унии с Западом, т.е. с Ватиканом. Византия решилась на этот шаг. В 1274 г. на соборе в Лионе была подписана уния, по которой Византия обязывалась принять католическую догматику, признать супрематию папы в церковных делах. Однако несмотря на то, что Лионская уния была подписана на самом высоком уровне, духовенство и монашество Византии отказались ее принять. К внешнему катастрофическому положению Византии добавляется серьезный внутренний конфликт: в империи начинаются гражданские войны. В борьбе за центральную власть одерживает победу сепаратистская феодальная аристократия Византии. Эта победа втягивает всю империю в новый виток катастрофы, способствуя ее окончательному разрушению и падению.
В это время начинается планомерное, целенаправленное завоевание империи турками-сельджуками. В 1389 г. происходит печально знаменитая битва на Косовом поле, решившая дальнейшую судьбу Балкан (которые были чрезвычайно важны для империи, открывая ей путь на Запад) в пользу турок-османов.
В русско-византийские отношения, практически давно прервавшиеся, будут вписаны еще два эпизода, когда обе страны соприкоснулись. После утраты Балкан византийцы, остро ощутившие реальную угрозу турецкого завоевания, вновь озаботились вопросом: как спасти империю? И Византия снова обращается к Западу. В 1439 г. во Флоренции была подписана новая, Ферраро-Флорентийская уния с Ватиканом, многие параграфы которой повторяли Лионскую унию 1274 г. И вновь условиями унии было признание Византией супрематии папы, принятие православной империей католической догматики. Византия в православии сохраняла только внешние культовые обряды. Среди приглашенных на собор во Флоренци было и русское духовенство, возглавляемое митрополитом Исидором, греком национальности. Митрополит Исидор подписывает унию. На Руси этот акт митрополита Исидора вызвал гневный протест не только в духовной, но и в светской среде, в том числе и самого великого князя Московского Василия II. По возвращении в Московское княжество митрополит Исидор был смещен, и назначен вый митрополит Иона. Впервые в истории Русского государства назначение митрополита произошло самостоятельно, без обращения к Константинопольскому патриарху. Этим актом Василий II положил начало автокефалии Русской Прав славной Церкви.
С середины XIV в. до середины XV можно говорить о затянувшейся агонии древнего высокоцивилизованного, некогда могущественного государства — Византийской империи. В XV в. турки-османы переходят к решительным действиям. На рассвете 29 мая 1453 г. штурмом был взят Константинополь. Византийская империя пала. На месте Византии возникает новое государство — османская турецкая империя.
Но все же не стоит торопиться ставить последнюю точку в русско-византийской дипломатии. В нее был вписан еще один очень интересный эпизод, имевший место, когда Византия канула уже в Лету, и относящийся к период, правления великого князя Московского Ивана III, вступившего в брачный сою| с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, Софьей. Софья жила и воспитывалась в Италии под покровительством и внимательным наблюдением римского папы, связывавшим с ней определенные цели. Соглашаясь на брак Ивана III с Софьей Палеолог, папа имел полное основание надеяться, что Софья сделает все, чтобы обратить в «истинную веру», в католицизм своего мужа — великого князя Московского, со всеми вытекающими отсюда последствиями для Русского государства. Папа воспитывал Софью как своеобразного католического эмиссара. Однако его стратегия не увенчалась успехом. Софья привезла с собой в Москву атрибуты императорской византийской власти — герб Византии (двуглавый орел), скипетр и державу, тем самым как бы делая своего супруга преемником византийских императоров, Московскую Русь — преемницей) Византии. Став великой княгиней, Софья способствовала укреплению православия в Московии.
Русско-византийская дипломатия IX-XV вв. — сложная, противоречивая, с резкими колебаниями от вражды к миру, от мира к вражде, привела к тому, что Русь, Россия становится духовно-религиозной преемницей Византии, а Москва — третьим Римом. В этом аспекте можно сказать, что русско-византийские; отношения продолжают существовать в бесконечности времен.

Trojden | Возникновение государства Русь. Первые русские князья: Сахаров А. Н. — 10 класс

Славянский Юг и славянский Север — два центра государственности. К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее, благодаря их объединению, — сильные межплеменные группировки. Такие объединения — начальная восточнославянская государственность — сформировались в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо-западном районе во главе с городами Ладогой и Новгородом.

Далее мы будем называть восточных славян так, как их называли древние летописи и другие источники, — русь, руссы, русины.

Первыми известными нам упоминаниями о государственном образовании Русь стали свидетельства исторических документов об ударах руссов по черноморским владениям Византии. В 838—839 гг. в Константинополе, а затем в империи франков побывало посольство от государства Русь для установления дипломатических и торговых контактов.

18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло византийцев. К Константинополю с моря неожиданно подошло огромное русское войско на 200 ладьях. Неделю руссы осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную контрибуцию и заключив почётный мир с Византией, они ушли восвояси. Поход возглавляли князья Аскольд и Дир.

Во второй половине IX в. дружины из Среднего Поднепровья прорывались через хазарские кордоны на Волгу, Северный Кавказ, в Каспийское море.

Киевские рати шли и на север, стремясь взять под контроль всю славянскую часть пути «из варяг в греки» и выходы к Балтийскому морю. Делались попытки, пока неудачные, овладеть Полоцком и подчинить полочан. Восточнославянский Юг начал активное наступление на восточнославянский Север.

В районе озера Ильмень, реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался мощный союз славянских и финно-угорских племён при главенстве ильменских словен. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери и чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племён прогнал варяжских правителей. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Летопись говорит: «И встал род на род». Нескончаемую междоусобицу решили прекратить традиционным способом — пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.

Происхождение «Руси». Кто такие были варяги? Этот вопрос свыше 200 лет не даёт покоя историкам и в нашей стране, и за рубежом. Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что то была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабители-норманны отправлялись за добычей.

Долгое время господствовала точка зрения, по которой именно норманны создали государство в землях славян, на что сами славяне якобы оказались неспособны. Этих учёных назвали норманистами, а их взгляды — норманнской теорией возникновения Русского государства.

Её противники получили название антинорманисты. Они доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов. Норманисты и антинорманисты существуют и сегодня. Только теперь спор идёт уже о другом — кем были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами и полагают, что имя «Русь» скандинавского происхождения. Антинорманисты доказывают, что первые русские князья на русском северо-западе — либо балты, либо славяне с южных берегов Балтики. По существу, продолжается спор о судьбах России и славянства.

А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те и другие? Он пишет, что по просьбе различных племён в славянских землях в 862 г.

появились варяжские князья — князь Рюрик и его младшие братья Синеус и Трувор — с роды своими, т.е. дружинами и другими людьми. Те варяги назывались русью, — отмечает он. Для Нестора «русь» — это прежде всего определение этнической принадлежности.

Варяги, по мнению летописца, сидят к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. А славяньский язык и русский одно есть, — подчёркивает летописец. Это значит, что князья, приглашённые ильменскими словенами и кривичами, были им родственны.

Поминальный камень с рисунками. IX—X вв.

Названия «Русь», «руссы» появились в IX в. и на славянском Севере, и на Юге. Среди всех славянских племён в Центральной, Восточной и Южной Европе были весьма распространены названия руссы, русины. На Западе их называли рутенами, ругами. На славянском языке «русый» означает «светлый». Это типично славянское слово и типично славянское название племён.

Скандинавская серебряная монета-подвеска. IX в.

Другие руссы, русины, рушены жили на землях, примыкавших к южным берегам Балтийского моря. Позднее ильменские словене и кривичи пригласили варяжских князей из руссов возглавить их земли, прекратить здешние междоусобицы и оградить их от варяжских набегов.

Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашённые князья были родственниками прежней местной княжеской династии ильменских словен. Зато нет данных о существовании имени «Русь» в Скандинавии, как нет данных и о том, что в Скандинавии в то время существовали княжеская, королевская власть или какое-то государственное образование, которое могло отправить своих князей в славянские земли. Спор продолжается.

Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Прибыв на Русь в 862 г., Рюрик сел княжить у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешёл в Новгород, где срубил себе крепость. Синеус стал княжить в землях финского племени весь в городе Белоозере, а Трувор — в землях кривичей в крепости Изборск. В этом рассказе много легендарного, но появление в северо-западных русских землях варяжского правителя — достоверный факт.

Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и финно-угорских земель. Образовался сильный государственный центр, собравший окрестные земли под единой княжеской властью. Теперь Новгород встал против Киева, Рюрик — против киевских князей. Оба центра называли себя Русь — Русь Южная, где утвердилась местная Полянская династия, и Русь Северная, где власть взяли славянские выходцы из Южной Прибалтики. Киев повёл наступление на Север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей и полочан. Рюрик двинулся на Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя восточнославянскими центрами.

Железный меч с рукоятью, инкрустированной серебром. X в.

В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях вплоть до смерти в 1598 г. бездетного царя Фёдора Ивановича, сына Ивана IV Грозного.

Создание государства Русь. Князь Олег. Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал рать и предпринял поход на юг. Ударную силу войска Олега составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представлявшие все северо-западные русские земли. Здесь были ильменские словене, кривичи, а также их союзники и данники — чудь, меря и весь. В княжеской ладье плыл и маленький Игорь.

Как повествует летопись, первому удару подверглись те территории, за которые давно шёл спор между Киевом и Новгородом. Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, взял Любеч. Приплыв к Киевским горам, он понял, что взять штурмом хорошо укреплённый и многолюдный город будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, болгарами, хазарами и печенегами, и его соправитель Дир. Олег пошёл на хитрость.

Спрятав воинов в ладьях, он известил киевского князя, что с севера приплыл купеческий караван и купцы приглашают его выйти на берег. Ничего не заподозрившие князья пришли на встречу. Воины Олега выскочили из укрытий и окружили киевлян.

Варяжский шлем

Олег с маленьким Игорем на руках заявил киевскому правителю, что тот не принадлежит к княжескому роду, а сам он «есть роду княжа» и Игорь — сын князя Рюрика. Аскольда и Дира убили, а Олег утвердился в Киеве и сделал его своей столицей. Согласно летописи, он заявил: «Да будет Киев матерью городов русских!» С тех пор 882 г., год победы новгородского Севера над киевским Югом, отмечается как начало Русского государства.

Призвание варяжских князей. Художник В.М. Васнецов

Но это была лишь военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном развитии Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, что и подтвердил Олег, сделав Киев стольным городом.

Олег продолжал объединение восточнославянских земель. Он упорядочил свои отношения с Северной Русью, обложил данью новгородских словен, кривичей, другие тамошние племена. Затем Олег подчинил другие славянские племенные союзы — древлян, северян, радимичей, обложив их данью — мехами. В столкновении с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне, военный успех сопутствовал Олегу.

Убийство Аскольда и Дира Олегом. Литография. XIX в.

На рубеже IX—X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от кочевников-венгров (угров, как их называли на Руси). Олег вышел им навстречу, но был разбит и заперся за стенами Киева. Венгры осадили город, но взять его не смогли, и тогда противники заключили мир. По мирному договору 898 г. руссы выплачивали венграм дань, снабжали их продовольствием на дорогу, а венгры обещали быть верными союзниками Руси в борьбе против врагов. Вскоре венгры прорвались в Подунавье и на землях современной Венгрии создали своё государство.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, придав княжеской власти не виданный доселе авторитет и международный престиж, Олег принял титул великого князя, т.е. князя всех князей. Властители отдельных русских княжеств стали его данниками, вассалами.

Новое государство Русь не уступало по своим масштабам Франкской империи Карла Великого или Византии. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно включало в свой состав разные народы. Всё это делало государство непрочным.

В 907 г. Олег предпринял свой знаменитый поход на Византию. В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув её с одного берега на другой, чтобы воспрепятствовать продвижению русских судов. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на катки, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира.

Поход Олега на Константинополь. Миниатюра. XV в.

По договору они обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и открыть византийский рынок для русских купцов, которые получили право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным по тем временам.

По обычаю, в знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города.

В 911 г. Олег подтвердил договор с Византией. Прибывшее в Константинополь русское посольство заключило с империей первый в истории Восточной Европы двусторонний письменный договор. В одной из его статей шла речь об установлении военного союза между Византией и Русью.

Княжение Игоря. В 912 г., уже в преклонном возрасте, Олег передал власть Игорю, а сам, согласно легенде, ушёл на север, в родные места, где погиб от укуса змеи. К этому времени Игорь был уже зрелым человеком, женатым на варяжке Ольге. По некоторым сказаниям, Игорь увидел её совсем юной во время охоты в псковских лесах и был пленён её красотой и умом.

Древней Руси повезло на умных и энергичных первых правителей, что подтвердил и Игорь своей политикой. После смерти Олега восстали древляне, стремившиеся отложиться от Киева, к границам Руси подошла орда печенегов. Игорь предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоёваны и обложены тяжёлой данью. Сумел князь договориться и с печенегами. Им навстречу вышла сильная русская рать, и они почли за благо заключить мир.

В 941 г. Игорь повёл огромное войско на Константинополь. На подступах к городу его ладьи были встречены греческими кораблями, с которых их забросали греческим огнём — метательными сосудами с горящей смесью. Это привело руссов в ужас и предопределило их поражение.

В 944 г. Игорь пошёл на Византию вновь, но греки, помня о страшной войне три года назад, запросили мира. По договору 944 г. обе стороны восстанавливали союзные отношения. Византия согласилась по-прежнему выплачивать Руси дань, но русские купцы потеряли право беспошлинной торговли на греческих рынках.

Византийский император клялся на верность договору в Константинополе в присутствии русских послов. А потом греческое посольство в Киеве приняло такую же клятву Игоря. Великий князь и его бояре клялись Перуном и другими богами, а русские христиане из киевской верхушки (их стало уже немало) — в храме, который к этому времени уже стоял в Киеве. В договорах с греками восточнославянское государство называлось Русская земля.

Полюдье и гибель Игоря. Дань во многих странах мира в древности выражала зависимость народов от верховного владыки, означала конец первобытно-общинных отношений, являлась одним из признаков государства. Этот ежегодный налог в пользу князя подтверждал его право владеть землёй, управлять, судить подданных. Одновременно дань означала, что князь берёт на себя обязанность защищать своих подданных и подвластные ему земли. Так, хазарам славяне должны были от каждого дома платить по белке и по одной серебряной монете. Освободив славян от владычества хазар, русские князья обложили данью все подчинённые им славянские земли. В чём же был смысл этих перемен? «Своя» дань оказывалась легче. Тем не менее это была зависимость, и славяне не раз проявляли недовольство ею и восставали против власти киевских князей.

Византийцы сжигают русские корабли. Миниатюра. XV в.

Как собиралась дань на Руси? Глубокой осенью князь с дружиной начинал объезд своих владений с целью сбора с них положенной дани. Это называлось полюдьем, что означало дословно «ходить по людям». Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. В качестве дани князь и его дружина получали меха, мёд, воск, лён, продукты питания, изделия ремесленников. Именно полюдье обеспечивало товарами дальнюю торговлю. Княжеские и купеческие корабли отправлялись в заморские страны, о Руси и её товарах узнавали в дальних краях. Творившиеся князем и его приближёнными насилия вызывали возмущение людей, столкновения со сборщиками дани. Во время одного из таких столкновений князь Игорь погиб.

Это случилось в земле древлян в 945 г. За восстание против Киева Игорь обложил древлян тяжёлой данью. Однако, собрав её, князь с малой дружиной решил воротиться, чтобы ещё поискать добычи. Возмущённые древляне во главе с князем Малом восстали. Дружина Игоря была перебита, а сам он — казнён. Это было племенное восстание — за былую независимость древлян и одновременно против насилия со стороны рождающегося государства.

Полюдье. Художник К.В. Лебедев

Правление княгини Ольги. Ольга сразу же проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она не только жестоко отомстила древлянам за смерть великого князя, но и провела реформы, сделавшие сбор дани более чётким и определённым. Теперь населению предстояло уплачивать дань по твёрдым нормам, ежегодно свозя её в определённые места — погосты. Там дань принимали и отправляли в Киев. Ольга с дружиной объехала русские земли, повсюду устанавливая уроки (нормы дани) и учреждая погосты.

Византийская монета. X в.

Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения населения налогами. Государство сделало ещё один шаг в своём развитии.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратилась к внешней политике. В 957 г. великая княгиня отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства. Знаменитый византийский император, писатель, дипломат Константин Багрянородный («рождённый в багряной комнате императорского дворца») дал в честь Ольги обед. Княгиню приняла и императрица. В ходе бесед император и Ольга подтвердили и договор, заключённый Игорем, и военный союз двух государств.

Важным вопросом переговоров Ольги в Константинополе стало её крещение. Принимая христианство, княгиня в то же время осознавала силу сохранявшихся на Руси языческих традиций и не стремилась к повсеместному введению в стране новой веры. Вместе с тем Ольге было на кого опереться. В крупных городах среди купцов, горожан и части бояр было уже немало христиан.

Княгиня Ольга. Фреска Архангельского собора Московского Кремля

К тому же для Ольги крещение оказалось не только вопросом политики, но и ответом на некоторые вопросы совести. Она многое пережила — трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами — древлянами. В зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Язычество искало ответа на будоражащие совесть вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, к вере в вечную жизнь человеческой души, в её спасение при условии, что человек раскается в своих грехах. Ольга крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Её крёстным отцом был сам император, её крестил константинопольский патриарх. Ольга стала христианкой по православному, византийскому, обряду.

Крещение Ольги в Константинополе. Миниатюра. XV в.

После возвращения в Киев великая княгиня пыталась склонить к христианству сына, но Святослав рос ярым язычником и ответил матери отказом.

В 962 г. он стал полновластным правителем Руси.

Умирая в 969 г., Ольга завещала похоронить себя по христианскому обычаю и не справлять на могиле языческую тризну. Впоследствии Русская Православная Церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых.

Саркофаг княгини Ольги из Десятинной церкви. Киев

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Когда и при каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?

2. Как новгородский Север победил киевский Юг? Почему 882 г. является точкой отсчёта Древнерусского государства? Почему нельзя назвать точную дату образования государства?

3. Почему единство Древнерусского государства было относительным?

4. Какие последствия имели военные и торговые походы руссов в Византию? Чем знаменателен в истории Средневековья договор Олега с Византией 911г.?

5. Как связаны между собой понятия: дань, полюдье, погосты, уроки?

6. Восстание древлян в 945 г. — это закономерность или случайность?

7. Предположите, почему Ольга осторожно подошла к крещению Руси, начав с себя. Для неё это было сугубо личное дело или вопрос политики?

8. Вы получили представление о нескольких трактовках слова «русь». Существуют и другие. Например, этносоциальная концепция, по которой русью называют этнически разнородную дружину князя Рюрика. Какую из позиций вы считаете более убедительной? Почему?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница