Какие исторические факты можно найти в былинах 4 класс: Какие исторические факты можно найти в былинах Краткий ответ

Содержание

Узнаем как ие исторические факты можно найти в былинах? Былины и история

Фольклор – ценный источник информации о быте наших предков, об их способе жизни, законотворчестве, военном деле, семейном праве и прочих моментах. Это прекрасно понимали уже первые ученые. Былины издавна были предметом штудирования. Главный вопрос, интересовавший исследователей: «Какие исторические факты можно найти в былинах?» Оказалось, что реальности в них так же много, как и вымысла.

Так ли эпос далек от действительности

Не все историки серьезно относятся к фольклорным произведениям, считая их выдумкой. Конечно, в легендах, думах, сказках и прочих творениях достаточно много фантастического, положительным героям приписываются небывалые способности и сила, а негативные слишком демонизируются и подаются карикатурно. Но все же былины и история – не такие уж несовместимые понятия. Почти в каждом фольклорном произведении зафиксирована народная трактовка того или иного исторического события.

Нельзя говорить о беспристрастности наших предков. Коллективная память фиксировала лишь те моменты, которые были ей приятны или казались заслуживающими внимания. Часто события толковались по-своему. Например, такой исторический факт, как разрушения татарской ордой Киева, часто трансформируется: киевлян спасло чудо, славный богатырь, Богородица. Или же, несмотря на разрушения, город быстро восстановился и вернул былую мощь. Кажется странным, что реальное уничтожение некогда могущественного города привело к появлению целого ряда героических эпосов, где Киев – все тот же стольный град.

Какие исторические факты можно найти в былинах

Народ слагал думы о том, что его интересовало в первую очередь – могущество своего государства, мудрость правителя, уровень жизни, оборона державы от многочисленных внешних врагов, борьба с жестокими и несправедливыми местными князьками и многое другое. Все это наши предки переживали на личном опыте. И если бы до нас дошли былины в первозданном варианте, то можно было бы говорить о серьезных исторических свидетельствах (не беря во внимание некую гиперболизацию). Но поскольку эпос передавался устным путем, то каждый сказатель мог добавить что-то свое и видоизменить текст.

Факты истории в былинах, которые нашли свое подтверждение:

1. Разрушенный монголо-татарами Киев.

2. Раздоры князей в Киевской Руси, которые и привели к упадку могущественного государства.

3. Непрекращающаяся борьба со степными кочевыми племенами.

4. Крещение Руси.

5. Коллективное паломничество в Иерусалим.

6. Неудачный поход на половцев князя Игоря и многие другие.

Энциклопедия быта наших предков

На вопросы скептиков: «Какие исторические факты можно найти в былинах, если там одна выдумка?» — ученые дают однозначный ответ: правдивых событий там гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Кроме того, устное народное творчество – ценный источник описания семейного быта, законов, административных устройств, армии и прочих составляющих жизни наших предков.

Например, из былины «Молодость Чурилы» мы узнаем, что артельщики подали жалобу в Киев на своего князя за то, что он выловил всю рыбу и всего зверя в лесах и сдал скупщикам.

Торговцы, которые хотели зарабатывать деньги на княжеской земле, должны были платить пошлины, причем сумму каждый правитель устанавливал на свое усмотрение. В былине о Корсунской царице купцы жалуются своему князю, что вынуждены отдавать налог жадной госпоже за каждый свой шаг.

Из эпосов о дружине мы узнаем, что войско имело четкий устав. В армейской организации можно выделить младшую и старшую дружину, богатырей, слуг и прочих.

Много упоминаний в былинах и о быте. В устном народном творчестве мы видим детальные описания пиршеств, которые устраивались в царских палатах, пышных нарядов граждан высшего сословия, кушаний, музыкальных инструментов и прочего.

Богатыри – реальные или вымышленные персонажи

Главными героями русского эпоса выступают богатыри. Народ, терзаемый внешними врагами, природными стихиями, несправедливостью жестоких князей и прочими несчастьями, требовал защитников. Какие исторические факты можно найти в былинах, чтобы не сомневаться в их правдивости? Конечно же, реальных прототипов героев эпоса.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Садко, Алеша Попович и прочие витязи действительно боролись со злом в Древней Руси. Больше всего фактов сохранилось об Илье Муромце, известно даже, что его могила – в Киево-Печерской лавре. Добрыня Никитич происходил из древлян, был пленен вместе с сестрой и перевезен в столицу. Прошел долгий путь от слуги до элитного воина. Об Алеше Поповиче информации сохранилось совсем мало. Скорее всего, он погиб в битве на р. Калке.

Исторические факты в былинах нашли документальное подтверждение, поэтому сомневаться в их правдивости бессмысленно. Нужно гордиться тем, что наши предки были достаточно мудры, чтобы оставить следующим поколениям столь ценные сведения.

Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди

Автор работы: 

Лысов Артемий Сергеевич

Руководитель проекта: 

Задорожная Ирина Андреевна

Учреждение: 

ГБПОУ Краснодарского края  «Ейский полипрофильный колледж»

В готовой исследовательской работе по литературе «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» учеником была поставлена цель, добыть сведения в литературных источниках, подтверждающие или опровергающие существование богатырей на Руси и выяснить, не были ли они совершенно мифическими персонажами.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по литературному чтению на тему «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» автор дает развернутое определение понятий «былина» и «богатырь», рассказывает интересные сведения о месте былин в устном народном творчестве, а также объясняет, кто такие богатыри, дает их характеристику, перечисляет всех былинных богатырей.

В индивидуальном детском проекте «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» ученик 2 класса начальной школы рассматривает образы таких богатырей, как Микула Селянинович, Илья Муромец, Чурило Пленкович. В проекте описаны былинные образы этих героев, а также приведена информация о том, что богатыри были реальными людьми.

Оглавление

Введение
1. Что такое былины.
2. Богатыри – кто они?
3. Микула Селянинович.
4. Илья Муромец.
5. Чурило Пленкович.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение

Впервые я узнал о богатырях, посмотрев цикл мультфильмов студии «Мельница» «Три Богатыря». Я был восхищен их отвагой, мужеством и силой. Позже мне в руки попалась замечательная книга «Русские богатыри», которую мне купила мама.

Прочитав всю книгу, я был поражен обилием русских богатырей, их умением защитить обездоленного, их твердостью духа. Под руководством мамы я  составил таблицу«

Русские богатыри древней Руси и наших времен». Но меня заинтересовал вопрос кто эти славные люди? Жили они на самом деле или все что написано в книге и показано в мультфильмах это вымысел.     Я решил разобраться в этом вопросе и узнать, как можно больше об этих славных героях.   

В ходе работы первоначально мною были исследованы знания одноклассников с использованием анкетирования, где каждый обучающийся должен был ответить на три вопроса [Приложение 10]. Я выяснил, что 56% одноклассников знает героев былин, 38% интересуется живописью и могут определить героев картины Виктора Васнецова. 44%, к сожалению, не знает русских богатырей, поэтому я решил узнать, какие богатыри жили в древней Руси, и какие живут в наше время.

В процессе изучения литературы и беседы со взрослыми, я узнал, что история русских богатырей до сих пор большая загадка для многих. Одни историки считают, что из богатырей реально существовал только Илья Муромец, который являлся монахом Киево-Печерской лавры, другие вполне уверены, что таких людей никогда не было. Сказания о богатырях написаны в былинах. Толковый словарь помог мне понять смысл слова «

былина».

Былина — это такой жанр народной эпической песни, в котором рассказываются и мифологические сюжеты, и события реальной истории Руси. Этот жанр возник где-то в районе X века — и в каждом регионе Руси долгое время рассказывались свои былины, почти никак не связанные с другими: в Новгороде, были одни истории, в Киеве — совершенно другие. Окончательно жанр сформировался к XIV веку, когда появилась более или менее единая для Руси былинная традиция.

Именно народ сложил эти удивительные песни – сказания про русских богатырей. Переходили эти сказания от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были.

Но в самом ли деле то, что рассказывают былины правда? Если это быль, тогда Илья Муромец стрелял в Соловья – разбойника? Добрыня Никитич бился со Змеем?

Возникает вопрос – а жили ли они на Руси? Или все, что о них рассказывается – это простой вымысел? Кто они, откуда родом, чем занимались, кто являлся их прототипами? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Цель – добыть сведения в литературных источниках, подтверждающие или опровергающие существование богатырей на Руси и выяснить, не были ли  они совершенно мифическими персонажами.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

  1. Раскрыть понятия «былина», «богатырь».
  2. Изучить произведения литературы и искусства, найти сведения, подтверждающие или опровергающие существования богатырей, их прототипов.
  3. Проанализировать работу и обобщить данные.

Что такое «былины»?

Изучая понятие «былины», в интернете я нашел, что былины представляют собой русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности.

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелые годы испытаний дух народа, воспитывали в отроках — юношах любовь к родной земле и ненависть к врагам. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага.

На Руси существовало большое количество богатырей. Одни были более известными, другие менее известными. Об одних снимали фильмы и серии мультфильмов, о других я читал только в книгах, да и то совсем небольшие сюжеты. Я решил исследовать жизнь трех богатырей. Двух малоизвестных, таких как Микула Селянинович и Чурило Пленкович. И одного могущественного богатыря, о котором слагали легенды – Илья Муромце.

Их разделяли века — Микула Селянинович жил в 9 веке, Илья Муромец— в 12-м веке, а Чурило Пленкович – в 15 веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

Богатыри. Кто они?

Былины сохранили для нас очерки и повествования о жизни богатырей, казалось бы, фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в Древней Руси и завоевавшие такой почет, что люди стали слагать о них легенды. Именно в былинах я узнал, что воинов Древней Руси называли, словом, Богатырь.

Богатырь — былинный воин средневековья, он же витязь, он же ратник. Слово «богатырь» прежде считали русским. Предполагали, что оно произошло от слова «бог», через производные слова «богатый», и что оно означает человека, одаренного свыше чудесными сверхъестественными силами и чудесами.

Но это предположение не оправдывается летописными данными. Если бы слово «богатырь» было русского происхождения, то оно употреблялось бы уже в древних русских летописях. Но вместо него употребляются в том же смысле, как и слово «богатырь», другие слова: «удалец», «резвец», «храбор»[1].

Только в позднейших летописях появляется слово «богатырь», причем сюда оно попадает, скорее всего, из былевого эпоса, из той части его, в которой изображается борьба героев-удальцов с кочевниками. Итак, слово «богатырь», по-видимому, заимствовано было нашими храбрецами у тюрко-монгольских кочевников, с которыми велась многовековая борьба. По некоторым данным становится видно, что это слово окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига.

Позднейшему термину «богатырь», по смыслу, в Киевской Руси соответствовал термин «храбр», «храбор», «хоробор», «хоробер». Первоначально это слово было равносильно слову «воин»; потом оно получило оттенок, придавший ему значение храброго воина, героя, богатыря.

О богатырях можно не только прочитать (узнать) в книгах, но и увидеть на картинах.

Я познакомился с некоторыми из них. Самыми известными богатырями на сегодняшний день считаются те, кого изобразил на своей картине «Богатыри» В.М.Васнецов. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Микула Селянинович

Читая книгу былин, мне очень понравился богатырь Микула Селянинович.  Хотя он не так знаменит, как Илья Муромец, но он обладал такой храбростью, отвагой и огромной любовью к своей родине.  

Микула помимо того, что был богатырем еще был пахарем. Былин про Микулу Селяниновича сохранилось всего две – «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович». Микула–древний и могучий богатырь. Микула Селянинович – пахарь и крестьянин, он – олицетворение непобедимой крестьянской силы. Победить его нельзя потому, что его род любит Мать Сыра Земля.

Микула Селянинович обладает двумя магическими предметами: сохой и сумой. Оба эти предмета никто не может поднять. Богатыри из дружины Вольги пытаются выдернуть соху, которую позабыл в земле Микула, но не могут это сделать. А сам богатырь выдергивает её одной рукой. Но его сума перемётная – это самый культовый, образцовый, сакральный образ из его атрибутов. Даже самый могучий из богатырей Святогор не может поднять сумку, которую обронил Микула.

Подняв свою суму одной рукой, Микула Селянинович объясняет Святогору, что в его суме – тяга земная. Я полагаю, чтоМикула Селянинович – и есть само олицетворение Земли в образе человеческа, её мужское начало. Даже отчество Микулы – Селянинович говорит о том, что у него не было отца, он сын крестьянства, сын народа. П.И. Мельников русский писатель-реалист 19 века, исследователь русских былин связывал образ Микулы Селяниновича с Николаем Чудотворцем. Он считал, что праздник Николы вешнего, который отмечается 9 мая, являлся Микулиным днем.

Можно привести в пример почитание Грома Гремучего, которое позднее обратилось в чествование Ильи Громовника, а преклонение перед Волосом — святого Власия. Одним из доказательств служит и тот факт, что весеннего праздника Николая Чудотворца у греков не было. То есть русичи приурочили его ко дню Матери Святой Земли, 10 мая. Они почитали ее сына Микулу, который более всего из богатырей русских был любим крестьянами и земледельцами.

Точных фактов о том, был ли Микула Селянинович реальным человеком или не был я не нашел. Скорее всего ответ на этот вопрос должен быть положительным, поскольку Микула является былинным персонажем, а в былинах, как известно, отражаются исторические факты далёкого прошлого, во времена великих князей. Поскольку есть доказательства того, что известные богатыри (Илья Муромский, к примеру) действительно жили в своё время, то и Микула Селянинович, на мой взгляд, должен был жить в давние времена и совершать подвиги.

Илья Муромец

Главный герой русского былинного эпоса. Как старший по возрасту, он в большинстве сюжетов возглавляет дружину русских богатырей. Вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем входит в так называемую богатырскую триаду.

Илья Муромец совершает множество подвигов, связанные с ним сюжеты нередко складываются в былинный цикл. Основные качества Ильи – сила, мужество, мудрость, трезвость, жизненный опыт, рассудительность. Несокрушимая мощь Ильи Муромца и его воинское умение должны предостеречь того, кто собирается идти войной на Киев. Обычно он побеждает врагов в одиночку.

Упоминаемые в былинах названия – Киев, Чернигов, Брянские леса, Моровейск, река Смородина (неподалеку от Карачева), находящееся в этих же местах село Девятидубье (давшее название девяти дубам, на которых сидел Соловей-разбойник) и село соловье Перевоз – позволяют говорить, что Илья Муромец родился в северо-восточной Руси. По былинам можно проследить весь жизненный путь Ильи.

Он родился в селе Карачарове, расположенном неподалеку от Мурома, в крестьянской семье. После рождения не мог ходить и просидел сиднем тридцать лет и три года. Только после чудесного исцеления каликами перехожими Илья обретает «силушку великую» и слезает с печи. Калики совершают три чуда: исцеляют Илью, наделяют его невиданной богатырской силой и помогают получить богатырского коня и меч-кладенец. Калики предсказывают, что Илья должен совершить богатырские подвиги и что ему «смерть на роду не писана».

Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, очищает его от «пеньев и кореньев». Получив благословение родителей, Илья отправляется в Киев. С этого дня начинается его богатырская жизнь. По дороге Илья встречает Святогора, они состязаются в силе, Святогор побеждает. Богатыри братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу. Только после этого Илья становится настоящим богатырем.

Он продолжает путь в Киев и по дороге побеждает Соловья-разбойника. Затем Илья совершает другие подвиги: защищает от врагов Чернигов, строит мост через реку Смородина. Приехав в Киев, Илья приходит в княжеский дворец. Показав Соловья князю, он заставляет просвистеть его по-соловьиному и убивает. Богатырь остается в Киеве, получает почетное место за княжеским столом, но отказывается, поскольку считает, что его место с дружинниками.

В дальнейших сюжетах описывается, как Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. В Киеве – по другим сюжетам в Царьграде – Илья совершает иные подвиги: побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя.

Образ Ильи Муромца связывают с библейским Ильей Пророком. После смерти Илья Муромец становится святым Ильей.

Для меня Илья Муромец самый любимый богатырь. Он пример того что нужно верить в лучшее и исцеление от недугов телесных возможно.

Так кто же такой Илья Муромец, реальный ли это персонаж? Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец. Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества.

В Черниговской области и поныне существует село Моровск. В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «

Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами. О том, что это реальный человек, говорят многие историки. «Возможно, его прототипом был знаменитый в 12 веке силач Чобитько, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья.

В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец. С места его погребения взяты частицы святых мощей, которые сейчас хранятся в Муроме». В селе Карачарове на доме, стоящем на месте прежнего жилища богатыря, установлена памятная доска, а в сельском храме хранится частица его мощей. Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к подвигам Илья Муромца, лежит огромный дубовый пень. По преданию, такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку.

Существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево — Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Чурило Пленкович

Чурило Пленкович персонаж неоднозначный. Он не похож на других богатырей. В начале истории о его приключениях он мне страшно не понравился. Богатырь отличается от остальных представителей своей красотой и щегольством. Это хвастовство, самолюбование никак не вяжется с образами богатырей.

Чурила Пленкович – былинный герой, необыкновенный красавец, осознающий степень влияния на женщин своей выдающейся внешности. Он не славится героическими поступками, как известные русские богатыри, он не совершает подвигов ради спасения отечества или какого-либо человека. Рассказ о нем сводится к любовным приключениям. Былин о Чуриле всего три, хотя они рассказываются в разных вариантах, и создается ошибочное мнение об их большем количестве.

О происхождении имени Чурила исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Одни утверждают, что это производная от Джурило или Цюрило, а академик Веселовский склонен считать, что так исказили старое русское имя Кирилл. Отчество богатыря тоже непростое. Пленкович – сын Пленки. Но дело в том, что поначалу отца в былинах не было, звучало только отчество сына. Исследователи полагают, что оно возникло из характеристики самого героя. Щап – щеголь, щапить – щеголять.

И отчество у Чурилы было сначала Щапленкович, то есть Щеголевич. Потом оно транформировалось в Пленкович, а потом уже в глазах народа сформировался и образ отца богатыря. Его богатство, поразившее князя Владимира и его дружину; воины богатыря, которые посмели не только безнаказанно отбирать добычу у охотников и рыбаков, но и избивать их; многочисленность его войска, которого испугался в самом начале знакомства Владимир – все говорит о Чуриле как о выходце из северных земель Руси.

Это отделившиеся от Киева княжества, которые стали самостоятельными, превосходящими Киев в силе и богатстве, но не имеющие той власти. Было высказано мнение, что былины о Чуриле Пленковиче – результат новгородского народного творчества. Ничтожная роль киевского князя, который искренне испугался дружины богатыря, приняв ее за Золотую Орду, который не мог защитить своих подданных от грабежей, говорят о том, что Чурила – новгородец. Именно там князья могли вести себя таким образом. Не каждой семье дозволялось владеть такими богатствами, которыми владели Чурила и его отец.

Значительные капиталы, богатые дворы, многочисленная челядь – это тоже характерно для новгородских князей. Описание его внешности занимает большую часть повествования. Герой не совершает никаких подвигов во славу Отчизны, он не громит врагов, не защищает слабых. Он гордится и пользуется своей красотой.

Щеголь – эта необидная, но красноречивая характеристика проходит через все былины о нем. Он ценит свою красоту, заботится о внешности, наряде, окружении. Чего стоит тот факт, что богатырь заставляет слугу носить за ним «подсолнечник», то есть зонтик от солнца, чтобы не испортить цвет кожи. Безобидный и какой-то забавный получился богатырь. По-моему, он совершенно не похож на богатыря и недостоин носить такое звание.

Заключение

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: самопожертвование, отказ от личной жизни во имя блага своего народа. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести.

Былины – героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!

Богатыри – это не вымысел сказителя, действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей.

Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.

Читая былины, я нашел много исторически достоверных примет. Например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга – всё это есть и у богатыря.

Былины настолько достоверны, что по описаниям былин учёные восстанавливали старинные облики зданий, описывали быт предков.

А и сильные, могучие
богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнётся!

Изучая вопрос о существовании богатырей, я понял, что такие люди жили. Они обладали огромной силой духа и физической силой. Для меня богатырь — это пример для подражания. Как любой мальчишка, я хочу стать сильным и мужественным. А ещё я стараюсь отлично учиться, потому что считаю, что современный богатырь должен быть не только сильным, но и умным!

До сих пор образы русских богатырей завораживают, ими восхищаешься и стремишься хоть немного на них быть похожим. Мультфильмы, снятые про богатырей интересны и современны, несмотря на то что с момента жизни героев прошло много столетий.

Библиографический список

  1. Аникин В. П. Русский богатырский эпос. М., 1999.
  2. Базанов В. От фольклора к народной книге. М., 2000.
  3. Калугин В. И. Былины. – М.: Современник, 1986.
  4. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М., 2008.
  5. Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 2001.
  6. Круглова Ю. Г. Былины. – М.: Просвещение, 1993.
  7. Путилов Н. Б. Застава богатырская. М., 2000.
  8. Рыбаков Б. Русские былины. М., 2005.
  9. Селиванова Ф. М. Былины. – М.: Современная Россия, 1988.
  10. Членов А. М. По следам Добрыни. М., 1994.
  11. Юдин Ю. И. Героические былины (поэтическое искусство). М., 2005.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Русские богатыри древней Руси и наших времен

Старшие богатыри Младшие богатыри Заезжие богатыри Новгородские богатыри Прочие русские богатыри
Вольга Святославович Сухман Одихмантьевич Ставр Годинович Сладко Петр Первый
Микула Селянинович Дунай Иванович Соловей Будимирович Василий Буслаев Григорий Русаков
Михайло Поток Алеша Попович Чурило Пленкович Иван Поддубный
Илья Муромец Добрыня Никитич Дюк Степанович Василий Алексеев
Михайло Данилович Александр Поветкин
Юрий Власов
Александр Карелин

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10.

Анкетирование одноклассников на тему «Знаешь ли ты русских богатырей?»

Знаешь ли ты имена русских богатырей?

  1. да — 15 чел. — 56%
  2. нет — 12 чел. — 44%

Кто из богатырей изобразил Виктор Васнецов на картине «Три богатыря»?
а) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович;
б) Микуло Селянинович, Чурило Пленкович;
в) Илья Муромец,Чурило Пленкович;

Кто из богатырей является для тебя примером?
а) Илья Муромец;
б) Алёша Попович;
в) Добрыня Никитич.



Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

мифов, легенд и былин! — Britannica Education

Считается, что рассказывание историй с незапамятных времен играло неотъемлемую роль в каждой человеческой культуре. На протяжении тысячелетий повествование было основным способом передачи культурных знаний и верований от одного поколения к другому.

Истории всегда появлялись во многих формах. Рисунки, картины, а в наше время фотографии, фильмы и видео — все это может рассказать очень подробную историю, даже если не произносится ни слова.

Всемирный день рассказывания историй  — это ежегодный праздник искусства рассказывания историй. Начиная с 20 марта людям из разных культур и языков предлагается собраться вокруг гипотетического глобального костра и поделиться историями, связанными с темой этого года «Мифы, легенды и эпосы». Если вы думаете о привлечении своей школы или библиотеки, вот несколько идей, которые вы могли бы попробовать.

Следующие занятия предназначены для учащихся начальной и средней школы с использованием ресурсов из Британская школа . Свяжитесь с сотрудниками вашей библиотеки, чтобы узнать, есть ли у вашего учреждения доступ к Britannica School, или начните бесплатную пробную версию .


Почему мифы и легенды?

Можете ли вы вспомнить свою любимую сказку в детстве? Многие из популярных названий, которые приходят на ум, скорее всего, основаны на мифах и легендах или взяты из них; пугающие или увлекательные рассказы, которые пережили пропасти истории и передавались из поколения в поколение.

Традиционно мифов и легенд в значительной степени родились из-за необходимости дать объяснение явлениям, которые люди не знали или не понимали, таким как болезнь, смерть, любовь, война, социальные условности или стихийные бедствия, такие как наводнения и землетрясения.

Мифы и легенды — один из способов использования историй для объяснения (на тот момент) необъяснимого.

Занятие

Учащиеся составляют список своих любимых историй (мифов и легенд) из детства, напр. Джек и Бобовый Стебель, Золушка , Мальчик, Который Кричал Волк, Легенда о Робин Гуд , Король Артур Легенда о Рыцарях за Круглым Столом , Крысолов или Баллада о Мулан .

Рядом с каждой историей придумайте причину, по которой мог быть рассказан этот миф или легенда.

Возможные причины могут включать: объединение людей, сообщение исторических событий, объяснение природных явлений, указание людям, как вести себя, что ожидается и приемлемо, объяснить, как устроен мир, передать знания, использовать как развлечение, чтобы получить славу, деньги и признание и т. д.

Что такое мифы и легенды?

Миф – это история с символическим значением, рассказывающая правду тем, кто ее рассказывает, и тем, кто ее слышит. Мифы могут быть сформированы временем и культурой, но все вместе они коренятся в необходимости объяснить и обосновать, почему вещи такие, какие они есть.

Легенды — это традиционные истории, рассказываемые об определенном месте или человеке, которые могут включать элементы фольклора, мифологии или объяснения природных явлений.

Деятельность

Всем классом или группой проведите мозговой штурм по характеристикам мифов и легенд. Сравните два типа историй, используя диаграмму Венна .

Характеристики мифов и легенд могут включать:

  • Содержат элементы правды
  • Передается от человека к человеку в письменной, иллюстрированной или устной форме
  • Может основываться на исторических фактах, т.е. основание города Рима было рассказано как миф о Ромуле и Реме , которых в младенчестве вскормила волчица
  • Иметь героических персонажей, т. е. история Геракл
  • Может происходить в фэнтезийном сеттинге, например. В скандинавской мифологии местом обитания богов асов является город Асгард
  • Может быть о духовных верованиях культуры, например. история радужного змея возникает из веры австралийских аборигенов в фундаментальную роль воды в поддержании жизни

Изучение мифов и легенд

Задание

Попросите учащихся изучить интересующий их миф или легенду, ответив на приведенные ниже вопросы. Используйте эти коллекции в Britannica School в качестве отправной точки. (Студентам может потребоваться щелкнуть ссылку в каждой статье, чтобы найти подходящую историю.)

Американские индейцы или коренные американцы
Австралийские аборигены
Мифология
Мифология японцев
0006
Легенда о Фаусте
Братья Гримм

а)   Кто эти персонажи? Что за настройка? Кратко объясните, что происходит.
b.)   Кто является целевой аудиторией? О чем миф/легенда рассказывает аудитории?
c.)   Какова цель этого мифа/легенды для народа, которым он был создан?
г.)   Миф или легенда правдивы или нет? Обсуждать.
д.)   Обсудите, как этот миф передавался из поколения в поколение.

Мифы аборигенов

Упражнение

Учащиеся смотрят следующее видео на Youtube, иллюстрирующее миф аборигенов о Радужном змее, и отвечают на следующие вопросы.

а.)   Кто эти персонажи? Что за настройка? Кратко объясните, что происходит.
b.)   Кто является целевой аудиторией? Что миф говорит зрителям?
c.)   Какова цель этого мифа для аборигенов? Например. формирование земли, гор и рек; происхождения деревьев, птиц и животных, а также стихийных бедствий, таких как землетрясения и наводнения.
d.)   Миф о радужном змее верен или нет? Обсуждать.
д.)   Обсудите, как этот миф передавался из поколения в поколение.

Создайте свой собственный миф или легенду

Упражнение

Учащиеся используют свои знания о мифах и легендах, чтобы создать свой собственный пример. Дайте учащимся возможность обсудить свои идеи с одноклассниками.

Всем классом придумайте несколько возможных мифов/легенд для письменного задания, например. «Как драконы стали извергать огонь» или «Как появились радуги»?

Затем учащиеся планируют и готовят устную презентацию своего рассказа. Презентация должна начинаться с краткого обзора персонажей, обстановки, сюжета и морали или основной идеи или сообщения.

 
 

Избранное изображение из BRITANNICA SCHOOL : Крис Хемсворт в роли Тора в адаптации комиксов Marvel «Тор 2: Царство тьмы» (2013). В классической скандинавской мифологии Тор был богом грома и неба. (Marvel Entertainment)


Дополнительные ресурсы для преподавателей

Подпишитесь на свою электронную почту, чтобы получить больше бесплатных ресурсов от Britannica.

Мы уважаем вашу конфиденциальность


Получите полный доступ к Britannica School в любое время и на любом устройстве с общешкольной подпиской. Свяжитесь с нами, чтобы запросить дополнительную информацию или начать бесплатно.

Что такое эпос? — Элементы эпической поэмы

Что такое эпос?

Эпосы — это истории, рассказанные в большом масштабе, с армиями, героями, богами и жестокими силами природы, изображенными на длинных арках персонажей и широких ландшафтах. Главные герои встречаются с препятствиями и катастрофами, действием и триумфом. Наряду с некоторыми другими закономерностями и нюансами эти элементы отличают былины от других стилей письма. В этой статье вы узнаете, как научить студентов элементам эпического жанра, используя забавные и простые в создании раскадровки.

Прекрасным продолжением эпоса является рассказ о путешествии героя. Поскольку большинство эпосов следуют этому образцу, термины обычно преподаются вместе. Посмотрите наш урок о Путешествии Героя!

Создать раскадровку*

Скопируйте эту раскадровку*

Больше опций

Покажите элементы эпоса*


Рекомендуемый план урока

Обзор урока

Что такое эпос и каковы атрибуты этого жанра? Научите студентов литературной форме, попросив их глубоко подумать о ее стиле и образцах, а также о том, как они влияют на произведение в целом.

Эпическое определение и происхождение

Эпосы обычно начинаются как устные традиции, которые передаются из поколения в поколение, прежде чем быть записанными. С этой целью в былинах есть порядок и повторение событий, которые облегчили их запоминание. Из-за своего объема эти работы часто писались днями!

Эпосы — это мифологические истории; они объединяют известных деятелей истории и исторических событий. Некоторые персонажи и события в эпосах являются историческими, например, Троянская война, в то время как другие персонажи в основном или чисто мифологические, например, олимпийцы или Персей.


Шесть элементов эпоса

Легендарный герой

Эпический герой обычно хорошо известен в свое время, часто достигая статуса суперзвезды. В древних легендах герой часто либо частично божественен, либо, по крайней мере, находится под защитой богов.


Приключения сверхчеловеческой силы и доблести

Герой совершает подвиги, на которые не способен настоящий человек, как физически, так и умственно.


Несколько настроек

Действия героя охватывают континент, другие сферы или даже миры.


Участие сверхъестественного

Боги, демоны, ангелы, путешествия во времени/пространстве, обман смерти, бессмертие и другие сверхъестественные элементы.


Эпический стиль письма

Стиль часто витиеватый, растянутый или преувеличенный. Распространенными расцветками являются эпитеты, расширенные сравнения и повторяющиеся фразы.


Всеведущий Рассказчик

Рассказчик все видит и знает.


Класс: 6-12

Стандарты

Этот урок можно использовать для многих классов. Ниже приведены примеры Единых основных государственных стандартов для 9-10 классов. См. ваши общие основные государственные стандарты для правильных нитей, соответствующих классу.

  • ELA-Literacy.RL.9-10.2: определить тему или центральную идею текста и подробно проанализировать ее развитие на протяжении текста, в том числе то, как она возникает, формируется и уточняется конкретными деталями; дать объективное резюме текста
  • ELA-Literacy.RL.9-10.10: К концу 9 класса уметь читать и понимать литературу, включая рассказы, драмы и стихи, в диапазоне сложности текста 9-10 классов, с подмостками по мере необходимости на верхнем уровне диапазона.

    К концу 10 класса читать и понимать литературу, в том числе рассказы, драмы и стихи, в старших классах 9-10 классов полоса сложности текста самостоятельно и умело

  • ELA-Literacy.SL.9-10.1: инициировать и эффективно участвовать в различных совместных обсуждениях (один на один, в группах и под руководством учителя) с различными партнерами по темам, текстам и проблемам 9–10 классов. , опираясь на чужие идеи и выражая свои ясно и убедительно
  • ELA-Literacy.W.9-10.6: Использование технологий, в том числе Интернета, для производства, публикации и обновления индивидуальных или общих письменных продуктов, используя возможности технологий для связи с другой информацией и для гибкого и динамичного отображения информации

Основные вопросы по уроку

  1. Как мы используем слово «эпос» в современном обществе и что оно означает?
  2. Как люди преувеличивают, рассказывая истории?
  3. Какие истории в наших СМИ кажутся «эпическими»?

Цели

Учащиеся смогут дать определение эпической истории и понять, чем она отличается от литературного жанра другого жанра.

Перед чтением

Прежде чем читать эпическую поэму или рассказ со своими учениками, обязательно ознакомьтесь с их определением и общими элементами жанра. Полезно, чтобы учащиеся сравнивали и сопоставляли этот жанр с другим, который они читали, например с трагедией или трагедией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *