Trojden | Восстание декабристов: Левандовский А. А.
Какие цели преследовали члены тайных обществ, какие средства планировали они использовать для достижения этих целей?
Смерть Александра I. Междуцарствие. Александр I скончался 19 ноября 1825 г. в городе Таганроге, вдалеке от столицы. Он был сравнительно здоровым 48-летним человеком, и его смерти никто не ожидал. Не имевший к тому времени детей Александр Павлович оставил завещание, в котором называл своего наследника. Однако им становился не его следующий по старшинству брат Константин, как полагалось по закону, а третий сын Павла I Николай.
Для такого решения у Александра I, очевидно, были серьёзные причины. Константин больше других братьев был похож на императора Павла I. О нём говорили: «…достойный сын своего отца: те же странности и вспышки, та же жестокость, то же буйство». Кроме того, он заключил брак с женщиной не из правящей династии, а дети от подобного брака не имели права на престол. Николай, напротив, был женат на прусской принцессе.
По неясной причине Александр держал своё решение в тайне. О нём знали лишь некоторые члены его семьи и ряд сановников.
После смерти старшего брата взойти на престол через голову Константина Николай не рискнул, тем более что из-за своей придирчивости он был непопулярен среди гвардейских полков Петербурга. Войска, правительственные учреждения и сам Николай принесли присягу Константину.
Николай надеялся, что его брат приедет из Варшавы в Петербург и публично отречётся от престола. Это сняло бы все вопросы. Однако Константин, не собираясь брать власть, в Петербург тем не менее так и не приехал. Возможно, он сознательно стремился поставить не слишком любимого младшего брата в непростое положение.
Прождав безрезультатно несколько дней, Николай решил рискнуть и провести переприсягу, которая была назначена на 14 декабря 1825 г.
Руководство Северного общества решило использовать сложившуюся ситуацию для военного переворота.Восстания в Петербурге и на Украине. Декабристы надеялись, что гвардейские полки не примут присяги Николаю. Действительно, нелегко было объяснить солдатам, исходившим из народного убеждения «любой царь — от Бога», почему Константина вдруг лишают престола. Переприсягу при живом царе они могли воспринять только как переворот. Декабристы не посвящали солдат в свои революционные планы, а заявляли о защите прав законного императора Константина.
Окончательный план выступления был принят только поздно ночью 13 декабря. Декабристы стремились придать своим действиям видимость законности. Они планировали вывести войска к Сенату и заставить сенаторов присягнуть не Николаю, а некоему Временному правительству. В состав этого правительства предполагалось включить ряд авторитетных государственных и военных деятелей (например, М. М. Сперанского), в приверженности которых к преобразованиям не было сомнений.
Ранним утром 14 декабря 1825 г. офицеры — члены тайного общества отправились в казармы поднимать своих подчинённых на выступление. На Сенатскую площадь удалось вывести около 3 тыс. солдат и матросов. Однако к этому времени сенаторы уже приняли присягу и разошлись по домам. Нужно было срочно менять план действий, например атаковать Зимний дворец или захватить Петропавловскую крепость, которая могла стать опорным пунктом для восставших. Однако С. П. Трубецкой, назначенный накануне диктатором (руководителем) восстания, так и не явился на площадь. Другие же вожди Северного общества не рискнули взять руководство на себя.
В этих условиях Николай, поначалу растерявшийся, быстро перехватил инициативу. В то время как декабристы, построившись вокруг памятника Петру I, бездействовали, царь стягивал оставшиеся ему верными войска к Сенатской площади, блокируя все подходы к ней.
М. А. Милорадович
В то же время Николай несколько раз пытался вступить в переговоры с восставшими, посылая к ним то представителей церкви, то своего младшего брата Михаила, то генерал-губернатора Петербурга М. А. Милорадовича — популярного среди солдат полководца Отечественной войны. Однако декабристы, отказавшиеся от активных действий, не желали вступать в переговоры. Духовных лиц они очень «невежливо» попросили уйти; великий князь Михаил спасся только благодаря осечке пистолета у стрелявшего в него декабриста; Милорадович был смертельно ранен П. Г. Каховским.
После того как превосходство правительственных войск стало подавляющим, Николай перешёл к решительным действиям. Но предпринятые по его приказу кавалерийские атаки носили скорее демонстративный характер: кавалеристы явно не стремились всерьёз сражаться со своими товарищами. Тогда император отдал приказ применить артиллерию. После нескольких картечных выстрелов восставшие стали разбегаться. К 6 часам вечера всё было кончено.
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Художник К. И. Кольман
Сергей Иванович Муравьёв-Апостол (1796—1826) — декабрист. Родился в семье дипломата и писателя. На военной службе с 1810 г. Участник всех крупных сражений Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг.
За битву под Красным награждён за храбрость золотой шпагой. Один из основателей в 1816 г. Союза спасения, член руководства Союза благоденствия. Служил в Семёновском полку, после его восстания в 1820 г. переведён на юг. Служил в Черниговском полку. Вёл пропаганду идей декабристов среди солдат. Один из руководителей Южного общества, вместе с другом М. П. Бестужевым-Рюминым установил связи с другими тайными обществами. Сторонник военного восстания. В 1825 г. организовал и возглавил выступление Черниговского полка. Казнён.
29 декабря 1825 г. началось восстание на Украине. К тому времени П. И. Пестель был уже арестован, восстанием руководил командир Черниговского полка С. И. Муравьёв-Апостол. На протяжении недели его полк совершал поход в надежде поднять на восстание другие воинские части. Однако 3 января 1826 г. Черниговский полк был разгромлен.
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795—1826) — декабрист, поэт. Родился в семье военного, в 1814 г. окончил кадетский корпус, участник Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг.
С 1818 г. ушёл в отставку с военной службы, служил на разных гражданских должностях, с 1824 г. — правитель дел канцелярии Российско-американской компании. С 1819 г. начал публиковать свои произведения. Известность получил как автор «Дум» и исторических поэм.
Это были первые образцы гражданской поэзии. С 1823 г. вместе с А. А. Бестужевым (Марлинским) издавал альманах «Полярная звезда». В том же году принят в Северное общество, способствовал расширению его состава, с конца 1824 г. стал фактическим руководителем Северного общества. Активно участвовал в подготовке восстания 14 декабря 1825 г. Казнён.
Следствие и суд над декабристами. Следствию над декабристами Николай придавал огромное значение. На допросах, многие из которых он вёл лично, император проявил удивительное знание психологии и добился признаний от большинства подследственных. В своих показаниях декабристы подробно рассказывали о причинах своего выступления, надеясь, что смогут подтолкнуть царя к решению многих давно назревших проблем. К следствию привлекли несколько сот человек, из которых 289 были признаны в той или иной степени виновными.
Самые виновные с точки зрения власти были преданы Верховному уголовному суду — всего 121 человек. Суд вынес суровые приговоры многим участникам движения. Даже после того как Николай I «проявил милость», несколько смягчив приговоры, пятеро декабристов были повешены (П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский), 31 человек отправлены на каторжные работы, а 37 — на поселение в Сибирь. Некоторые члены тайных обществ без суда, по личному указанию Николая I были посажены в крепость, разжалованы в солдаты, отданы под надзор полиции.
Декабристы на поселении в Сибири Подготовьте сообщение о просветительской деятельности декабристов в Сибири.
Таким образом, власть подавила движение декабристов последовательно и беспощадно. И тем не менее у зачинателей русского революционного движения почти сразу нашлись преемники. Это было неизбежно: ведь при всех слабостях декабристского движения его причины имели глубокие корни. Крепостное право и самодержавие превратились к тому времени в главные препятствия на пути развития России. Таковыми они остались и после разгрома декабристов. Декабристы заложили основы революционных традиций в России и стали примером для продолжателей их дела.
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
1. Чем было вызвано междуцарствие в 1825 г.? Как вы думаете, можно ли было его избежать? 2. Каковы были планы декабристов накануне 14 декабря 1825 г.? Почему эти планы не были осуществлены? Как были подавлены выступления декабристов в Петербурге и на Украине? 3. Какую цель преследовал Николай I в ходе следствия и суда над декабристами? Какое они понесли наказание? 4.
Каково значение восстания декабристов?РАЗМЫШЛЯЕМ
5. Как вы считаете, были ли у восставших декабристов шансы на успех? Если были, то что им следовало предпринять, чтобы захватить власть? 6. Разделившись на группы, напишите письмо родным о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. от лица: 1) участника восстания — члена тайного общества; 2) участника восстания — рядового солдата; 3) жителя Петербурга, случайно ставшего свидетелем событий; 4) офицера, участвовавшего в подавлении восстания; 5) приближённого Николая I. 7. Возможно ли было осуществить в России предлагаемые декабристами перемены мирным путём? Ответ аргументируйте. 8. Узнайте, есть ли в вашем городе/ районе места, связанные с деятельностью декабристов, и подготовьте сообщение о них с презентацией.
Работаем с документами
ИЗ «МАНИФЕСТА» ДЕКАБРИСТОВ. 1825 г.
1. Уничтожение бывшего Правления.
2. Учреждение временного до установления постоянного, выборными.
3. Свободное тиснение и потому уничтожение цензуры.
4. Свободное отправление богослужения всем верам.
5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
6. Равенство всех сословий пред Законом…
7. Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет… Приобретать всякого рода собственность, как то земли, дома в деревнях и городах…
10. Уничтожение рекрутства и военных поселений.
11. Убавление срока службы военной для нижних чинов…
14. Гласность судов…
15. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские…
Учреждает Правление из 2-х или 3-х лиц… Временному правлению поручается приведение в исполнение:
1. Уравнение прав всех сословий.
2. Образование местных волостных, уездных, губернских и областных Правлений…
7. Учреждение порядка избрания выборных в палату представителей народных, кои долженствуют утвердить на будущее время имеющий существовать порядок Правления и Государственное Законоположение.
1. Назовите первоочередные мероприятия, которые должны были осуществиться после восстания. Какие из них относятся к политическим преобразованиям, какие — к социальным (касающимся жизни людей)? 2. Интересам каких слоёв населения отвечали намеченные преобразования? 3. Насколько реальными были планы декабристов? Была ли Россия готова к подобным преобразованиям?
ЗАПОМИНАЕМ
Диктатор — правитель или руководитель, пользующийся неограниченной властью.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
чем история декабристов поможет российскому обществу — РБК
Петербургский историк Лев Лурье (Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)
Завершающий жизнь в прокате «Союз Спасения», названный рядом критиков «подлым» и «идеологически вредным» фильмом, начали обсуждать историки. Недавно о фильме высказался, пожалуй, самый авторитетный современный исследователь восстания декабристов — Яков Гордин. В своем интервью он отозвался о картине критически, но политического заказа в ней не увидел. Петербургские историки Лев Лурье и Павел Котляр объявили о проведении на следующей неделе публичного обсуждения «Союза Спасения». В интервью РБК Петербург они объяснили, почему картина не извращает историческую правду и чем выход на Сенатскую площадь в 1825 году актуален сегодня.
ВСЯКОЙ ИСТОРИИ — СВОЁ ВРЕМЯ
— Почему фильм вызвал такую большую полемику — в какой части истории о Союзе Спасения российское общество узнает себя?
П.К.: — Не надо напрямую опрокидывать прошлое в наши дни. Иногда бывает просто красиво. Сам сюжет восстания декабристов — щегольский, военный, с царем и гвардией, очень кинематографичный.
Петербургский историк Павел Котляр (Фото: из собственного архива)
Л.Л.: — Рассказ о прошлом, не цепляющий настоящее, — неудача. Когда русский человек в 1870-е годы впервые читал «Войну и мир», ему было чрезвычайно важно, что этот старый уклад с Пьером Безуховым и Николаем Ростовым в прошлом, и утраченный прекрасный мир особенно сиял на фоне хаотической современности времен Анны Карениной. А Сталин начал издавать «Войну и мир» массовыми тиражами во время Великой Отечественной, потому что был нужен гражданский мир внутри страны, чтобы все вместе — от Ахматовой до Когановича — ополчились на немцев. Таким образом, разные исторические периоды по-разному актуализируются в разное время. Каждый продюсер, планируя выпуск продукции, думает о том, попадет ли этот период в топ интересов зрителя в данный момент.
Сегодняшний зритель крайне политически поляризован, что лишний раз показала дискуссия вокруг «Союза Спасения». Как решить проблему транзита? В фильме ставится вопрос о путях выхода из общенационального кризиса — для общества он, как видно, актуален.
— И вопрос о праве на восстание? «Мы вышли на площадь — нам не вернуться…».
Л.Л.: — Там нет вопроса о праве на восстание. Там есть вопрос о том, могут ли разные части общества договориться. Чтобы не пролить кровь, сядьте за стол переговоров — это главная идея, которую хотел выразить фильмом Константин Эрнст, как я увидел. Другое дело, была ли возможность переговоров на самом деле.
АМЕРИКАНСКИЕ ДЕНЬГИ И ДРУГИЕ ФАКТЫ
— Разве мятеж в «Союзе Спасения», приведший к пролитию крови — это не намек на Болотное дело и выборы в Мосгордуму?
Л.Л.: — Так посчитал в основном московский публицистический истеблишмент, который заведомо ждал подлого кино на государственные деньги, но он в данном случае неправ. Потому что примеры того, как идеологическая пропаганда может подать историю декабристов, существуют. Достаточно экстремистская версия представлена, например, музеями «Россия — моя история», которые открылись по всей стране благодаря Фонду Константина Малафеева. Там можно ознакомиться с концепцией декабристов, пришедшей из белоэмигрантской монархической литературы. Декабристы, с этой точки зрения, были иностранными агентами, действующими на английские деньги, с разрушительными целями. Их движение — часть масонского заговора, и поэтому Николай I совершенно справедливо с ними поступил. Существует недавно снятый на государственные деньги документальный фильм, абсолютно в том же духе, который и можно считать выполнением заказа условного Мединского. Но в картине «Союз Спасения» следов такой концепции нет. Более того, декабристы в этом фильме — симпатичные. Если мы заявляем, что заговорщики в данном случае — это прообразы, условно, Навального, Рыжкова, Гудкова, Резника и Вишневского, в трактовке Владимира Соловьева, то персонажи картины были бы отталкивающими и корыстными.
П.К.: — И они должны были бы свои идеи продвигать на американские деньги. Рылеев, между прочим, служил в Российско-американской компании. Многим декабристам были близки идеи американской революции, войны за независимость и первой Конституции США — ее текст они знали прекрасно. Томас Джефферсон был одним из образцов для подражания. Если бы стояла цель идеологической агитки, то она была бы предпринята с помощью именно этих фактов. Но там подобраны другие.
— Соответствующие исторической действительности?
П.К.: — Это достаточно добросовестная визуализация энциклопедической статьи. С какими-то упущениями, изменениями дат, но без искажения сути и канвы событий. Помимо того, что это фильм неглупый и непустой, он хорош еще и для ликвидации безграмотности.
Для примера, в 2017 году, когда отмечали 100-летие революции, я размышлял, о чем говорить на экскурсиях и лекциях по этому поводу. Опыт показал: очень хорошо, если люди запомнят, что в 1917 году революций было две. И что царя сверг не Ленин. Он был за границей, приехал в апреле, и Плеханов написал статью «Почему бред бывает подчас интересен?» про апрельские тезисы Ленина. Простое восстановление канвы уже заставляет задуматься и отказаться от части заблуждений. Так и в этом фильме — запоминается, что декабристских восстаний было два. Была Сенатская площадь и было восстание Черниговского полка, когда воинское образование со своими командирами шло из Киевской губернии на Петербург, открыто не повинуясь командованию. Также этот фильм дает объемное представление о том, что восстание не было рассчитано по минутам восставшими, а стало результатом стечения многих обстоятельств и случайностей. Там есть картина совпадения в моменте времени традиции дворцовых переворотов и традиции конституционализма, которым тогда буквально бредили; картина столкновения интересов конкретных людей с разных сторон. У генерал-губернатора Милорадовича были свои цели, он не белый и пушистый. У Николая Павловича были свои цели. Александр I тоже виноват, если уместно употреблять это слово, не только тем, что не вовремя умер, но и тем, что многое вовремя не сделал. И вот эту фактологическую сложность фильм показывает. Кроме того, я там не увидел воспроизведения мифа «во глубине сибирских руд» — о возвышенном образе декабристов, к которому мы все привыкли. Что уже хорошо.
КТО КОГО БУДИЛ
— В чем миф — декабристы не преследовали возвышенных целей?
Л.Л.: — Советский миф о движении декабристов — миф хотя бы потому, что такого движения строго говоря не было. Существовала националистически настроенная группа русской военной молодежи, вернувшаяся из Европы с настроением — мы всех освободили, можем повторить, а себе ничего не взяли. Польше дали Конституцию, а себе нет. В Англии и Франции дворянство имеет широкие права и свободы, а в России — нет. И вообще, нами правят немцы, что неправильно. Эти настроения активно распространялись в 1814-1816 годах, в тот момент будущие декабристы — молодые, холостые люди. Их тайные общества существовали в формате, о котором сказал Грибоедов словами Репетилова: «У князь Григория, секретнейший союз по четвергам!». То есть по средам, вторникам и прочим дням они занимаются совершенно другими делами. Ухаживают за дамами, наводят порядок в полку, пьют лафит и клико, управляют своими крепостными. Политика — хобби. К началу 1820-х годов хобби это становится все менее важным для большинства и все более опасным. Потому что в 1822 году было принято решение о запрете тайных обществ, до того существовавших, как ни странно, законно. В итоге к 14 декабря эти общества пришли практически распавшимися. Сам мятеж случился спонтанно. Большинство членов обществ в нем не участвовало, а те, кто восстали, как правило, к обществам не принадлежали.
Однако Ленин сказал нам, что «их дело не пропало даром, декабристы разбудили Герцена», Герцен — народников, а за народниками уже шли большевики. За каждое звено этой цепочки в советской истории отвечал определенный человек. Декабристам повезло — их исследовали способные и работящие историки. Типичные мифотворцы. У них получилось, что общества декабристов никуда не распадались, а планомерно работали, и в итоге, хотя восстание было подавлено, из искры возродилось пламя. Это точка зрения советских учебников.
В «Союзе спасения» декабристы — не вполне такие, как в усвоенном нами мифе. Они не последовательные, не организованные, не всегда стойкие на допросах. Не патентованные герои. И они, действительно, такими не были. Хотя возвышенные цели преследовали.
П.К.: — По-моему, хорошо, что Пушкина в фильме нет. Тогда сыграл бы Безруков, и это придало бы сюжету более романтическое и привычное всем звучание. В создании советского образа эпохи декабристов пушкинский миф играл громадную роль. Гранитные доски — здесь был Ленин, здесь — Пушкин, здесь собирались декабристы — в каменной летописи Петербурга идут рядом. И Сенатская площадь называлась площадью Декабристов, и большинство экскурсий там останавливалось. Причем, мне экскурсоводы рассказывали, и это совсем не анекдот, что стоя на площади, люди регулярно задавали вопросы: «Простите, я не могу понять, все-таки восстание же ночью происходило? Как почему? Герцена же разбудили, он спал».
ЛЮБИТЬ РОССИЮ, А НЕ НАЧАЛЬСТВО
— Критики «Союза Спасения» не наследуют идеям Ленина и советской революционной историографии. Чем сейчас важен образ декабристов? Почему одно предположение о «наезде» на него в пропагандистских целях, еще до показа, вызвало негодование?
Л.Л.: — Это был благородный миф — возможно, центральный для советской оппозиции. Декабристы — интеллигентские герои-панфиловцы. Существование декабристов в учебниках позволяло вести разговор про то, что можно любить Россию, но не любить начальство. В обществе, где не было Евангелия, где историю Христа узнавали из «Мастера и Маргариты», примеры гражданской доблести можно было черпать только в каких-то доступных и разрешенных источниках. Естественно, о стойкости говорили не на примере троцкистов, или диссидентов, а на примере декабристов.
Галич написал строчки «Можешь выйти на площадь в тот назначенный час?», конечно, имея в виду людей, выступивших против ввода советских танков в Чехословакию, но образ декабристов, и официально поощряемый, и неформально любимый, помог ему это сделать. Именно этот образ по-прежнему дорог многим, и мысль о том, что пропагандисты его обольют грязью, вызывает гнев.
Почему к этой теме обратился Эрнст — тоже понятно. Русская история преимущественно черно-белая, а этот кусок цветной. Восстание на Сенатской хочется снимать сверху: каре, колонна, площадь окантованная гвардейскими полками, все в разных мундирах. И белый снег. С одной стороны, фильм о том, что люди хотят добра России, но не могут договориться, и это приводит к трагедии, а с другой стороны, это красивая картинка. Снимать фильм про 1917 год страшнее. Кровавее, ничего не решено, общей легенды нет.
ПОЧЕМУ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ
— Уместно ли говорить об уроках истории декабристов? Почему не договорились — и были ли альтернативы восстанию?
П.К.: — В тот момент альтернативы не было. Социально-политические механизмы, которые бы позволили декабристам сидеть в парламенте и влиять на решения царя, отсутствовали.
И само восстание декабристов очень повлияло на Николая I. Не все, но очень многие его шаги в последующие 30 лет были вызваны пережитыми в первый день царствования унижением и страхом за семью.
Л.Л.: — Гвардейские перевороты привели к гибели отца и деда Николая I. Традиции договариваться не было — была традиция расправляться. Политика ограничения «силовиков» с тем, чтобы правили бюрократы, началась до Николая, а он ее подхватил, усвоив урок восстания декабристов. Та блестящая гвардия, которая вошла в Париж, которая породила феномен Дениса Давыдова, Вяземского, Чаадаева, была уничтожена. «Силовик» думать не должен.
Это был роковой день, который убил надежду на русское дворянство, как на передовое, мыслящее сословие, которое несет ответственность за Россию, и способно к противлению тирании. 14 декабря предопределило Ипполита Матвеевича Воробьянинова.
— Урок истории, получается, заключается в том, что все-таки не стоило выходить на площадь?
Л.Л.: — У декабристов не было выбора. Вернее, был — плюнуть на идею реформ и заняться своими делами. Что многие из них и попытались сделать до восстания, выходя из тайных обществ, но это не избавило их от арестов и наказания. У кого-то получилось: например, Пушкин, Грибоедов и Вяземский были одно время рядом с декабристами, а потом служили Николаю в определенной степени. У общества в целом альтернатива была — просвещение и просветительство; то, что выбирает честный человек, не имеющий возможности открыто бороться за свои идеалы. И,. конечно, «Великие реформы» 1860-х годов шли отчасти по декабристским лекалам.
Но путь медленных изменений, которые дадут первые плоды через 50 лет, когда мы помрем, объективно не всем подходит.
— В русской истории были случаи, когда протест приводил к реальным реформам, не приводя к массовому насилию?
Л.Л.: — Такое, конечно, случалось. Крондштадтское восстание привело к введению НЭПа. Косвенно восстание в Новочеркасске привело к снятию Хрущева и появлению более разумного на первом этапе правления Брежнева. Наконец, события 1989-1991 годов в России почти без кровопролития привели к полной смене политического устройства.
Вообще, демократические революции 1980-х — 1990-х годов в Европе всюду, кроме Румынии, были бескровны — и это результат колоссальной работы диссидентов. Начиная с 1960-х годов полностью изменилась парадигма политической борьбы. Идея насильственных действий стала страшно непопулярна в оппозиции — вообще в мире, и в России в частности. «В подполье живут только крысы», — сказал генерал Григоренко. Так что отсутствие кровопролития — и в этом, возможно, урок истории — становится результатом правильного поведения революционеров, а также их оппонентов. Генералы Лебедь и Грачев отказались брать Белый дом. Возвращаясь к 14 декабря 1825 года, если бы тогда не был убит Милорадович, то, вполне возможно, гвардейцы сомкнулись бы в дружеских поцелуях на Сенатской площади, и был бы другой исход — более мягкий.
— Полезна ли дискуссия вокруг «Союза Спасения» и будет ли она иметь продолжение?
П.К.: — Полезна — уже тем, что полемика на исторические темы сместилась с узкого пятачка — начало Второй мировой войны и ее причины. Хватит уже его ежедневно обсуждать — русская история намного длиннее. Сама актуализация темы, появление повода поговорить о декабристах — это хорошо. Кстати, и тут Мединский был прав, я бы рекомендовал показать этот фильм школьникам. Вполне вероятно, они заинтересуются и прочтут что-то о той эпохе. Благо в данном случае выбор хорошей исторической литературы обширен.
Л.Л.: — В отличие от полемики о начале Второй мировой, в сюжете о декабристах все не так болит, нет прямых цитат Путина, на чьей он стороне. Этот спор намного безопаснее, продуктивнее и интереснее.
Восстание декабристов | Путешествие по славянской культуре
26 декабря 1825 года около 3000 военных подняли восстание против новоназначенного царя Николая I, выступая против его консервативных взглядов. Результаты этого восстания вскоре перерастут в нечто гораздо большее и приведут к началу революционных настроений среди людей Императорской России.
Декабристская революция берет свое начало во время грядущей коронации Константина Павловича, который был следующим в очереди на царский престол, он был популярен среди некоторых за его либеральные взгляды и его общую открытость к просветительским идеям и перспективам свободного Российское государство. Желая конституционной монархии, эти люди верили, что это станет реальностью.
К сожалению, после смерти Александра I выяснилось, что тремя годами ранее Константин был исключен из наследства за женитьбу в 1822 году на польке Иоанне Грудзинской, не имевшей королевской крови. Почувствовав, что Константина обманом лишили его законного места царя, повстанцы начали организовываться.
Организация этих людей зародилась во времена правления Александра I в 1816 году, когда несколько членов Российской Императорской Гвардии основали Союз Спасения, известный некоторым как Союз Верных и Верных Сынов Отечества. Павел Пестель, один из самых влиятельных членов группы, присоединился к ней вскоре после создания профсоюза.
Элементы, вдохновившие Союз и его структуру, представляют интерес. Лидеры и последователи Союза находились под сильным влиянием романтических и просветительских движений Запада, что наиболее заметно проявляется в стиле одежды на их портретах. Группа из 30 с лишним человек объединилась в интересах перемен в России, во многом так же, как это произошло в Великобритании и Франции, и, как и другие либеральные революционные группы того времени, декабристы, как говорили, находились под сильным влиянием. политическими работами Руссо, Вольтера и Монтескье.
Но что действительно делало Союз Спасения примечательным, так это его связи с масонством. Среди исследователей этого Союза хорошо известен факт, что некоторые из высокопоставленных членов сами были масонами, принадлежащими к ложе Трех Добродетелей, что объясняет, почему Союз перенял от них систему нескольких ритуалов и обетов для индукции и поощрения низкоранговые члены. Группа также была очень скрытной в отношении своих целей, и только две высшие категории членов, бояре (бояре) и мужи (мужчины), знали истинные цели общества, в то время как третья категория, братья (братья), были только проинструктированы. выполнять приказы вышестоящих. Считается, что объединение масонства было делом рук первого официального лидера Союза Сергея Трубецкого.
Трубецкой был человеком интересного происхождения. Трубецкой родился в 1790 году в дворянской семье, его мать была дочерью грузинского князя. В отличие от большинства дворян, Трубецкой получил домашнее образование и начал получать формальное образование только в 1806 году, когда начал посещать лекции в Московском университете. Через два года он поступил в лейб-гвардии Семёновский полк, где затем участвовал в нескольких боях во время французского вторжения в Россию.
В 1816 году он стал членом Ложи Трех Добродетелей, масонской организации. Позже он был известен как один из основателей Союза Спасения, а затем Союза Процветания. Как и другие члены Союза, он работал над отменой крепостного права, созданием конституции и устранением сословных привилегий.
В 1817 году Союз сделал свой первый крупный шаг, когда Павел Пестель разработал официальный устав, в котором были изложены цели декабристов, в том числе необходимость помощи всему населению, предотвращение социальных пороков и осуждение жестокого обращения с солдатами, неуважение к человеческому достоинству, правление иностранцев, несправедливый суд, банальное невежество и вымогательство. Несколько других документов будут созданы позже в период существования Союза. Без ведома большинства в то время Союз хотел создать представительное правительство, а не просто проводить социальные изменения.
Наполеоновские войны были одной из причин, по которой декабристы выступили против монархии. Видя условия, в которых вынуждены были находиться солдаты-крестьяне, декабристы считали, что необходимо вносить изменения. В 1818 году их желание почти осуществилось, поскольку либерализация постепенно охватывала некоторые аспекты российского общества, в какой-то момент царь даже подумывал о написании официальной конституции, хотя позже он опасался, что это вызовет напряженность в стране, что привело его к подавить растущее либеральное мышление, агитирующее Союз.
В знак протеста Союз черпал вдохновение во Французской революции и копировал ношение кавалерийских сабель и мундиров на балах, подразумевая их отказ танцевать, как это делали революционеры во Франции. Их отказ от придворных традиций начал проявлять их интерес к реформаторским движениям других народов и их желание принять крестьянское население, которое, по их мнению, подвергалось насилию со стороны монархии со слишком большой властью. Часть идей Союза относительно крепостного права изложил Павел Пестель:
«Желательность предоставления свободы крепостным рассматривалась с самого начала; для этого должно было быть приглашено большинство дворянства, чтобы ходатайствовать об этом перед императором. Позже об этом думали во многих случаях, но вскоре мы поняли, что дворянство невозможно убедить. И со временем мы еще больше убедились, когда украинское дворянство решительно отвергло подобный проект своего военного губернатора».
В 1818 году был образован новый союз, Союз благоденствия. К этому времени формальное членство насчитывало около 200 человек. Союз процветания стремился дать молодежи нации дальнейшее христианское воспитание и ликвидацию крепостного права.
В 1821 году Союз Процветания распался на две части после мятежа в одном из его полков и прекращения деятельности годом ранее. Южное общество, базировавшееся в Тульчине и Киеве, возглавлял Павел Пестель, который стремился полностью отменить монархию радикальными средствами и установить республику, чтобы можно было должным образом разделить землю между государством и крестьянским населением. Северное общество во главе с гвардейскими офицерами Никитой Муравьевым, Сергеем Трубецким и Евгением Оболенским желало создать конституционную монархию, опираясь в своей идеологии на британское правительство. Именно эта группа людей начала восстание.
Когда стало известно, что военные офицеры будут присягать на верность царю Николаю I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, члены союза организовали встречу с командирами полков, чтобы убедить их поднять восстание во время церемонии, это привело в основном к успеху и позволило значительному количеству людей принять участие в восстании.
26 декабря Союз начал реализацию своего плана. В этот день военные должны были присягнуть новому царю на Сенатской площади перед Зимним дворцом. Отказавшись признать Николая I своим новым лидером, около 3000 человек под командованием своих офицеров подняли восстание. Не желая начинать свое правление с резни своих подданных, царь стремился найти мирное решение.
Противостояние между повстанцами и 9000 лояльных солдат длилось несколько часов, тишину нарушали только случайные выстрелы из огнестрельного оружия и крики, восхваляющие Константина и Конституцию со стороны повстанцев. Отряд гренадеров во главе с Николаем Пановым также пытался взять Зимний дворец, но его попытки были тщетны, и он в конце концов отступил. тем временем лояльные военные продолжали противостояние.
Наконец Николай послал известного военного генерала Михаила Милорадовича урезонить бунтовщиков. К сожалению, во время выступления перед рядами войск он был застрелен Петром Каховским и смертельно ранен Евгением Оболенским. Понимая, что это восстание не будет мирным, Николай I послал кавалерийский отряд, чтобы подавить его, но это не удалось после того, как первоначальная атака кавалерии не удалась из-за ледяной земли. Наконец, было введено несколько пушек, которые обстреляли повстанцев.
Не имея должного руководства, повстанцы отступили, а затем попытались перегруппироваться на поверхности реки Невы, которая в то время была замерзшей. Это тоже закончилось катастрофой, так как лед был пробит артиллерийским огнем, в результате чего оставшиеся повстанцы были брошены в замерзшие глубины реки, что впоследствии положило конец революции. Это восстание унесло жизни 1271 человека, некоторые из них были мирными жителями.
Провал этого восстания был вызван рядом причин. Во-первых, назначенный Северным обществом диктатор Сергей Трубецкой и его заместитель решили не присутствовать на том, что должно было стать восстанием, возможно, потому, что они уже знали, чем закончится такой акт восстания. Из-за этого план действий повстанцев не был полностью известен и привел бы к хаосу и беспорядку. Во-вторых, революционеры предполагали, что на церемонии к ним присоединятся остальные военные, конечно, их предположение было неверным, и в результате декабристы оказались в значительном меньшинстве. Хотя количество повстанцев на площади составляло лишь треть лоялистов, большая часть вины может быть возложена на отсутствие у декабристов должного руководства или организации, что позволило бы им должным образом отреагировать на артиллерийский огонь Николая I. войска.
Накануне Павел Пестель был арестован по обвинению в государственной измене, и только через десять дней члены Южного общества узнают о неудавшейся революции в Петербурге. К счастью, Южное общество заключило союз с Обществом объединенных славян, националистической группой, которая хотела создать федерацию демократических славянских республик, отменив при этом крепостное право и монархию. На помощь декабристам пришли объединенные славяне, насильно освободив Муравьева-Апостола из плена в Трилесах. Это побудило обе партии объединиться и организовать второе восстание под предводительством освобожденного декабриста Сергея Муравьева-Апостола. Это будет известно как восстание Черниговского полка.
Муравьёв-Апостол взял под свой контроль пятую роту Кузьмина, а позже и вторую. Со всеми силами полка в нем насчитывалось около 1000 человек. 12 января армия вышла из Василькова в Брусильков. С приближением ночи полк сделал остановку в Мотовыловке, чтобы отдохнуть и подготовиться. Узнав, что один из лейтенантов Муравьева-Апостола имеет влияние на 17-й егерский полк в селе Белая Церковь, он перенаправил марш туда. Однако на следующий день было обнаружено, что 17-й егерский полк уже двинулся к Сквиле, а это означало, что Черниговскому полку придется идти еще одним маршем, в то время как боевой дух и дисциплина в войсках падали.
Наконец, в последний день мятежа полк решил вернуться в Трилисы. Хотя по пути туда повстанцы встретились с правительственными войсками во главе с Фридрихом Каспаром фон Гейсмаром численностью 400 человек, четырьмя эскадронами гусар и двумя полевыми пушками. Завязалась стычка. Вскоре после этого 869 солдат повстанцев сдались без сопротивления, а 75 других были убиты. Однако лоялистская сторона потерь не понесла.
После этой второй неудачи Павла Пестеля и Сергея Муравьева-Апостола отправили в Петербург на суд с руководителями северного восстания. Осужденные, эти пятеро были приговорены к казни через повешение (что стало последней публичной казнью в Российской империи), а остальные были сосланы в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток. Интересно, что по вине неопытного палача оборвались веревки, на которых были подвешены лидеры декабристов, спасая им жизнь. Один из бунтовщиков, сломав при падении ногу, заметил, что «в России даже человека повесить нормально не могут». Старая традиция в стране гласила, что любой заключенный, переживший казнь, должен быть освобожден, к сожалению, Николай I проигнорировал это и снова повесил мятежников, на этот раз убив их.
С тех пор эти пятеро мужчин стали самым узнаваемым символом декабристской революции, после этих событий их профили широко использовались на ряде марок и памятников Союзу Спасения. Но эти революционеры были не просто подставными лицами, большинство из них имели престижный опыт работы в армии и, как ни странно, в масонстве.
Первый бунтарь, Павел Иванович Пестель, родился в Петербурге 5 июля 1793 г. и был немецкого происхождения, стал идейным голосом декабристов. В возрасте 12 лет Пестель был отправлен в Дрезден, пока ему не исполнилось 16 лет. В 1810 году он стал учеником Пажеского корпуса, известной школы, готовившей аристократических детей к службе в армии.
После окончания учебы он был направлен в Литовский полк Лейб-гвардии, а затем участвовал в защите России во время французского вторжения 1812 года, где был награжден золотой шпагой за свои усилия в Бородинском сражении и нескольких других кампаниях. в течение 1813-1814 гг. Через два года вступил в Союз Спасения, начав свою деятельность с декабристов, хотя официально об этом не заявлял. Как и другие члены Союза, он был масоном и вступил в него в 1816 г., вероятно, тогда же он стал декабристом.
В 1821 году получил звание командира Вятского пехотного полка в Тульчине, где познакомился с Павлом Киселевым. Позже в том же году он участвовал в проекте социально-экономической реформы под названием «Русская правда » («Русская правда»), в котором выступал за такие вещи, как освобождение крепостных, ограничение владения землей, отмену классовых привилегий и другие демократические меры. Спустя несколько лет, после провала петербургского восстания и собственного мятежа на Украине, его отдали под суд и судили как преступника.
Самым младшим из декабристов был Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, родившийся в селе Кудрёшки 4 июня 1801 года и приходившийся сыном городничего Горбатова. Бестужев-Рюмин начал свою первую военную подготовку в Конно-гвардейском полку, а затем перешел в Семеновский полк, где оставался до перевода в Полтавский пехотный полк.
Вступив в Союз в 1823 году, Бестужев-Рюмин был известен рядом вещей. В отличие от других членов, он одевался в одежду низшего сословия и часто говорил о необходимости убить королевскую семью и насильственно отменить монархию. В 1825 году он стал помощником Сергея Муравьева-Апостола и участвовал в восстании Черниговского полка до его пленения и последующей казни.
Сергей Иванович Муравьев-Апостол тоже был ведущим декабристом. Муравьев-Апостол родился 9 октября 1796 года и большую часть детства провел в Париже и Гамбурге. Позже он окончил Санкт-Петербургский институт инженеров-дорожников. Позже он служил в русской армии, приняв участие во многих сражениях во время Отечественной войны с Францией в 1812 году, в первую очередь в битве под Парижем, где был награжден орденом Святой Анны.
После командования Семеновским и Полтвским полками он был переведен в Черниговский полк, сыгравший большую роль в декабристской революции. Между 1817 и 1818 годами он был масоном и хранителем ритуалов Ложи Трех Добродетелей. Во время своего пребывания в Союзе Муравьев-Апостол поддерживал отношения с Обществом объединенных славян и написал катехизацию декабристов. Он также был ответственным за восстание Черниговского полка, в котором он был тяжело ранен пушечным выстрелом в последний день восстания. После подавления восстания он был схвачен и в конце концов отправлен в Петропавловскую крепость, где он и четверо других революционеров были казнены.
Кондратий Федорович Рылеев был, пожалуй, самым интересным из группы. Родившийся 29 сентября 1795 года в селе Батово, Рылеев был сыном обедневшего дворянина, не имевшего большого имущества и репутации. Хотя, несмотря на это, он в итоге смог поступить в Пажеский корпус. Окончив его, он участвовал в нескольких походах 1814 и 1815 годов. Оставив военную службу, он стал воспитателем детей Тевяшева, богатого помещика. После этого он женился на дочери Тевяшева Наталье и стал отцом двоих детей.
В 1820 году он прославился стихотворением, в котором критиковал непопулярного чиновника. Позже он присоединился к Ложе Трех Добродетелей, где познакомился с несколькими членами того, что впоследствии стало Союзом Спасения. Через год он вступил в Вольное общество любителей русской словесности , чтобы продолжить свой интерес к литературе. Позже он работал с Александром Бестужевым над литературным журналом «Полярная звезда». После смерти Рылеева он и еще четверо декабристов были изображены на обложке одного из ее изданий. В свое время он был довольно популярным поэтом.
Но его творчество как поэта не могло прокормить семью, поэтому с 1821 по 1824 год он работал заседателем в петербургском уголовном суде. В это время он познакомился с хорошо образованным украинским крепостным по имени Александр Никитенко, который боролся за свободу. С тех пор Рылеев добивался освобождения Никитенко, связываясь с различными чиновниками и друзьями. Наконец 11 октября 1824 года граф Шереметев освободил Никитенко. После эмансипации Никитенко Рылеев ушел из суда и нашел новую работу в качестве главного управляющего петербургского отделения Русско-американской компании.
В 1823 г. Рылеев был внесен в Северное общество Союза. Хотя он лично не верил, что декабристская революция увенчается успехом, он чувствовал, что если он и его товарищи погибнут в процессе, это пробудит Россию, и в чем-то он был прав. В одном из своих стихотворений, «Исповедь Налевейко», он смутно описал свою готовность умереть за дело.
«Не говори, святой человек, опять
Что это грех, слова твои напрасны,
Будь страшен смертный грех
Хуже, чем все преступления, которые когда-либо были,
Меня это не волнует — ибо мог бы я не видеть
Родину мою на свободе,
Могу ли я видеть, что мой род восстановлен
На свободу от чужеземной орды
Все грехи я бы взял на себя
Не пытайся угрозами сотрясать мой разум,
Убедительные слова, которые не изменить
Я хорошо знаю страшную судьбу
Которая должна ждать патриота
Кто первый осмелится восстать против врага
И на тирана нацелить удар.
Это моя судьба, но скажи
Когда, когда свобода победила
Без пролитой крови мучеников,
Когда никто за свободу не пролил кровь?
Мой грядущий рок Я чувствую и знаю
И благослови удар, который убивает меня
И, отец, теперь с радостью я встречаю
Моя смерть, мне такой конец сладок.
Наконец, в свои последние дни в качестве члена декабристов он стал свидетелем восстания на Сенатской площади, окончательно подтвердив свою веру в то, что революция в конечном итоге потерпит поражение, что он отразил в замечании во время противостояния: «Что мы предвидели случится. Близятся наши последние мгновения, но это мгновения нашей свободы. Мы прожили их, и теперь я добровольно расстаюсь с жизнью».
После того, как его и остальных четверых привели в суд, он вызвался быть единственным среди декабристов на казнь, одна из его цитат гласит «Если казнь нужна на благо России, я единственный, кто заслуживает это. Я давно молился, чтобы на мне остановилось, а остальные возвратились милостью Божией к своим семьям, к своему отечеству и к своему благородному царю». Говорят, что Рылеев был казнен с книгой стихов лорда Байрона.
Наконец, Петр Григорьевич Каховский — пятый и последний высокий член декабристов. Родился в Смоленской губернии в обедневшей дворянской семье. Начав свое образование в пансионе Московского университета, свою первую военную службу он начал юнкером (военным курсантом) в лейб-гвардии в 1816 году, но позже был разжалован в рядовые из-за « грубого поведения в доме госпожи Вангерсгейм, неуплата долга кондитерской и лень на военную службу ».
В течение следующих нескольких лет, до 1821 года, он дослужился до чина поручика, служа в 7-м полку рейнджеров, а затем ушел из-за болезни. После поисков лечения в Западной Европе, он вернулся в 1823 году, вступил в Северное общество декабристов и стал помощником Кондрадия Рылеева. Во время восстания декабристов на Сенатской площади он был самым жестоким из пяти главных участников, убив боевого генерала Михаила Милорадовича, полковника Штюрлера и ранив офицера Гастфера. Постигнув ту же участь, что и остальные пятеро, он был приговорен к повешению в Петропавловской крепости.
У остальных повстанцев, как и у сосланных, вывод был куда более светлым. В частности, повстанцы, которых отправили жить в Иркутск, могли сопровождать своих жен и вести жизнь нонконформизма, в том смысле, что они могли быть среди крестьян, одеваться как они и носить нестриженные бороды, вопреки законам. то, что диктовала благородная мода. Хотя условия часто были жестокими, изгнанные повстанцы внесли большой вклад в города, в которые их отправили жить, и даже решили провести там остаток своей жизни, даже после истечения срока их наказания.
Наиболее известным примером жен декабристов была Мария Волконская, жена ссыльного дворянина Сергея Волконского. Узнав о ссылке мужа в Сибирь, она написала ему: «Уверяю вас, какова бы ни была ваша судьба, я разделю ее». прежде чем отправиться к мужу. В качестве еще одного примера своей преданности Сергею она самовольно подписала документ об отказе от своих прав, титулов и владений, среди которых был ее сын, которого запрещалось вывозить в Сибирь. Теперь у нее не было ничего, кроме жизни, которую она будет строить со своим мужем.
Когда началась ее жизнь в городе Иркутске, ей и женам других декабристов поначалу разрешалось видеться с мужьями только два раза в неделю. В это время они пытались договориться с охранниками, чтобы условия были менее жестокими, и работали с семьями других повстанцев, чтобы они могли поддерживать друг друга в трудную минуту.
По мере того, как ее влияние распространялось, она позже отвечала за создание нового концертного зала и театра в городе, а также реформирование местной больницы. Хотя в последние годы жизни в ссылке Сергей практически отказался от жизни, и роман между ним и Марией вскоре угас. Несмотря на это, они прожили в браке до конца жизни.
Но такая история была не только у нее, у других, таких как Екатерина Трубецкая и Полина Гебл, был подобный опыт. Из-за этого в России существует термин жена декабриста , который используется для описания жены человека, который пойдет на многое ради него.
Другая группа декабристов была сослана в юго-восточный город Читу, что дало ему название «Город ссыльных». В отличие от других мест, жизнь для ссыльных иллюстрировали несколько декабристов, большинство из них изображали Петровский завод, на котором ссыльные были вынуждены работать и проводить большую часть дня9.0003
Но поскольку декабристы были буржуазной интеллигенцией, они смогли помочь городу и окрестностям к лучшему. Помимо обучения, они убедили местных жителей заняться торговлей. Позже это привело к тому, что Чита стала крупным торговым центром Сибири из-за изобилия ресурсов, включая золото, уран и древесину. Судьба этих немногих была не такой болезненной, как у других.
Другим, однако, не так повезло, так как некоторые были отправлены на работу в Сибирь. Один из ближайших друзей декабристов, Александр Пушкин, расстроился известием об этом и всю жизнь поддерживал с ними связь и даже написал им несколько стихотворений, чтобы поднять им настроение в годы угнетения, В глубинах сибирских копей было одно из таких стихотворений:
В глубинах сибирских копей пусть ничто
Смирит твой гордый и терпеливый дух.
Ваш тяжкий труд и высокая мысль
Не пропадут даром — не бойтесь.Сестра беды, надежда возвышенная,
Из мрачной темницы боль прогонит;
Пробудится радость и исчезнет печаль…
Наступит обещанное, желанное время;Тяжелые замки лопнут – радуйся! –
И любовь и дружба без заблуждения
Достигнут тебя в твоем мрачном уединении
Как и мой свободолюбивый голос.Стены тюрьмы рухнут… свобода!
У входа она с радостью встретит вас;
Братья твои, спешащие приветствовать тебя,
Тебе меч с радостью подарят.
Декабристская революция привела к дальнейшему недовольству монархией и положила начало пожизненному страху царя Николая перед либеральными революциями. Эти две вещи привели бы его к контролю большего количества аспектов общественной жизни. Чтобы обеспечить более строгую цензуру и ограничения, царь основал Третий отдел Собственной Его Императорского Величества канцелярии или просто Третий отдел, сеть агентов и шпионов, которым было поручено устранять любые угрозы правительству, в основном в форме тайной полиции. . Какое-то время эти офицеры пресекали преступления более эффективно, чем сама полиция.
Подводя итоги, можно сказать, что декабристы внесли больше вклада в народ России духовно, чем политически. Хотя многие не соглашались со взглядами Союза спасения, отчасти из-за их связи с масонством, многие писали об их работе, Лев Толстой даже начал писать книгу, в центре которой был декабрист, вернувшийся из ссылки в Сибири и его жизнь, хотя она так и не была завершена.
В отличие от штурма Бастилии во Франции, положившего начало долгой и кровавой революции, два восстания Союза Спасения не смогли привить либерализм и фактически привели к прямо противоположному. На самом деле, это будет только до 1900-х, когда будет создано крупное либеральное движение и получит какое-то влияние в народе.
Ссылки на дополнительную информацию можно найти ниже:
http://www.thenagain.info/webchron/easteurope/decrevolt.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Decembrist_revolt
http://www .nomadom.net/russia/decembrists.htm
http://decembrists.krasu.ru/index.html
http://decemb.hobby.ru/
http://www.geographia.com/russia/rushis06. htm
http://www.suite101.com/content/russias-decembrist-revolt-of-1825-a80425
http://bigsiteofhistory.com/the-decembrist-revolt-in-russia-1825-romanticism-reaction-and-revolution
http://www.esuhistoryprof.com/decembrist_revolt.htm
http://en.academic .ru/dic.nsf/enwiki/136566
http://it. stlawu.edu/~rkreuzer/pfancher/Exile.html
http://yqyq.net/23594-Prichiny_neudachi_vosstaniya_dekabristov.html
http://vosdec. narod.ru/
http://www.5ka.ru/21/33059/1.html
http://schools.keldysh.ru/sch2905/DECABRIS.htm
http://www.abc-people.com /typework/история/hist-n-17.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82% Д1%8Б
http://www.bibliotekar.ru/rusMassonstvo/140.htm
http://www.liveinternet.ru/users/karinalin/tags/%E4%E0%E5%F8%FC+%F0%E5 %E2%EE%EB%FE%F6%E8%FE/
http://www.tristarmedia.com/bestofrussia/decembrists.html
http://frgf.utmn.ru/last/No18/text15.htm
http://www.russianwomenmagazine.com/amazing/wives.htm
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была размещена в История, Императорская Россия, Музей. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
от политических преступников до просветителей
«Бродяжье окно»
Первые ссыльные пришли в Сибирь в начале XVII века — с началом правления династии Романовых. Правительство все рассчитало точно: проще всего было отправить неблагонадежных граждан подальше от столиц. Дикая, глухая, ледяная Сибирь стала местом вечной ссылки и отдыха многих сотен тысяч «нелояльных» правительству людей.
И началась перевозка закованных в цепи каторжников через огромную страну: это были крестьяне, солдаты, проворовавшиеся чиновники, казнокрады и воры помельче, нелояльные люди всех мастей. Правительство преследовало несколько целей. С одной стороны, он удалял преступников из центральной части страны, а с другой стороны, заселял земли. Это был цинично дешевый и доступный способ.
Но основную массу заключенных составляли в основном политические ссыльные.
Кстати, одним из первых политических ссыльных был…колокол. 15 мая 1591 года в Угличе был убит царевич Дмитрий. Начались беспорядки, но они были подавлены. Уцелевшие повстанцы были сосланы в Сибирь. И колокол, который бил в набат, призывая людей к бунту, шел вместе с ними. Канон колокола был срезан; а на колоколе была сделана позорная надпись: «этот колокол, бьвший тревогу во время убийства царевича Дмитрия, сослан из города Углича в Сибирь в 159 г. 3…»
Иркутск не смог избежать участи других сибирских городов – он стал одним из центров ссылки.
Интересный сибирский факт. Уже в XIX веке крестьяне, строящие дома, не забывали оставлять в стене, выходящей на север, выход, который в народе называли «Бродяжьим окном». В этих торговых точках люди обычно оставляли табак или сухарики беглым каторжникам.
Первые четырнадцать декабристов
В начале XIX в.го века Сибирь приняла главных политических ссыльных в русской истории — декабристов. Первые четырнадцать декабристов были отправлены в ссылку в Иркутск в ночь с 21 на 23 июля 1826 года. Им понадобилось 37 дней, чтобы добраться до Иркутска из Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. При этом им пришлось пройти почти весь путь, не снимая оков.
И. Заикин, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский. А. Якубович, С. Трубецкой, С. Волконский, братья Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Краснокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов — вот имена первых ссыльных декабристов, прибывших в Иркутск в начале осени.
Их прибытие держалось в строжайшей тайне. Однако встречать декабристов в Иркутске должны были заранее подготовленные, причем не только городские власти. Прибытие «политических» каторжников разоблачили представители томского отделения масонской ложи, существовавшей в Иркутске. Вот почему иркутские каменщики с нетерпением ждали первую партию ссыльных и делали все, чтобы по прибытии у Московских ворот их встречала приличная толпа. Несмотря на строгий запрет и секретность, посмотреть на участников беспорядков на Сенатской площади пришли иркутяне.
Первые встречи иркутян с декабристами были краткими: почти сразу казенных отправили дальше, на каторгу в ссылку. Часть из них отправили на солеваренный завод в Усолье-Сибирское, часть — на Александровский и Николаевский винокуренные заводы.
Сибиряки относились к декабристам с определенной симпатией. Общеизвестен тот факт, что Е. Оболенский и А. Якубович, отправленные в Усолье, вместо тяжелой работы в мастерских, где варили соль, были наняты дровосеками.
Однако это облегчение быстро закончилось. По повелению императора заместитель генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Горлов был привлечен к суду за допущение послабления государственным арестантам, а декабристы в октябре 1826 г. были переведены в Нерчинскую каторгу. Здесь им уже никто не помогал. Дворянам и интеллигентской элите приходилось работать на Благодатском руднике в тяжелых условиях.
И только когда в Нерчинск прибыли первые жены декабристов — Е. Трубецкая и М. Волконская — политссыльным стали поступать официальные послабления. Подвиг жен декабристов воспел Николай Некрасов в стихотворении «Русские женщины».
На исправительном учреждении
Когда каторгу сменили на исправительное поселение для декабристов, они стали ближе контактировать с иркутянами. При этом жизнь в поселке определялась многочисленными инструкциями. Его жителям запрещалось без разрешения начальства покидать поселение дальше, чем на 30 верст (32 км). Вся переписка с родственниками должна была проходить через канцелярию генерал-губернатора. Занятие ремеслами строго регулировалось государством, так что финансовую независимость декабристы не обрели. За редким исключением декабристам запрещалось работать на государственной службе, а также заниматься общественно-значимой деятельностью, например педагогической. Что не мешало многим из ссыльных обучать грамоте местное население, а властям закрывать на них глаза.
Многие декабристы в ссылке собирали материалы по истории Сибири, изучали быт людей. На средства жен декабристов в Чите была построена даже небольшая больница; ею пользовались не только ссыльные, но и местные жители.
Большинство декабристов разделяло мнение Лунина, который в одной из своих статей писал следующее: «Настоящее земное поприще наше началось с въездом в Сибирь, где мы призваны служить делу, которому посвятили себя словом и верно».
Иркутские декабристы
Иркутская колония декабристов была одной из крупнейших. В Иркутск были отправлены: Лунин, Волконский, Трубецкой, Муханов, Поджио, Анненков, Вольф, Юшневский, Якубович, Раевский, Штейнгель и другие. Однако до 1845 г. большая их часть посещала столицу Иркутской губернии лишь изредка, поселившись в пригородных деревнях.
Первым настоящим декабристом, проживающим в Иркутске, был Муравьев. Был приговорен к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, сначала назначен губернатором города Верхнеудинска и переведен в Иркутск в 1828 г. Под руководством Муравьева был реконструирован центр города: уложены дощатые мостовые, общественные на набережной Ангары стали проходить гуляния в каретах. Полиции во главе с ссыльным губернатором удавалось настолько хорошо поддерживать порядок в городе, что это неоднократно хвалили в жандармских донесениях. Дом декабриста Муравьева на Спасской площади стал одним из центров культурной жизни Иркутска. Здесь проходили музыкальные и поэтические мероприятия, лекции, творческие встречи.
Декабрист Раевский не только открыл школу для детей и взрослых в селе Олонки, но пригласил учителя и заказал за свой счет учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе г. Иркутска для проведения занятий с девочками из Детский дом Медведникова.
Преподавательской деятельностью занимались также Борисов, Юшневский и Поджио.
В 1836 г. по идее генерал-губернатора Броневского врачебная практика была разрешена Вольфу «ввиду недостатка в губернии санитарных чиновников». Доверие к ссыльному врачу было столь велико, что его услугами пользовались даже влиятельные иркутяне — богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Медицинскую помощь Муравьев оказывал и тем, кто в ней нуждался: бывший гусарский полковник оказался «удачным зубодробителем». В то же время Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи их больным сельчанам.
«Государственные преступники» также оказали большое влияние на развитие культуры в Сибири. Именно с приездом этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление к университетам». Стало популярным чтение, а также подписка на газеты и журналы, организация литературных и музыкальных мероприятий, походы в театр. Спектакли репетировались и ставились в доме Волконских. Когда в Иркутске открылся театр, его постоянной аудиторией стали семьи Трубецких и Волконских.
Сегодня дома Трубецких и Волконских — действующие музеи, экспозиции которых рассказывают не только о жизни декабристов, но и об их вкладе в культурную жизнь Иркутска. Один из учеников декабристов, замечательный врач и журналист Н. Белоголовый писал: «Зимняя жизнь в доме Волконских была шумной и открытой, и находиться там было честью для всякого принадлежащего к иркутскому обществу».
Политическая ссылка с Иркутском как одним из ее центров сыграла огромную положительную роль в жизни сибиряков. Декабристы были высокообразованными, культурными людьми, известными не только в России, но и в Европе. Они принесли сибирякам вообще и иркутянам в частности не столько культуру и науку, сколько интеллигентный просвещенный взгляд на мир и общество.
Прошло тридцать лет…
За тридцать лет сибирской ссылки декабристы не могли не чувствовать себя на вынужденной новой родине как дома.