Как звали будду до того как он стал пробужденным: БУДДА ШАКЬЯМУНИ • Большая российская энциклопедия

Основатель буддизма Будда Шакьямуни | Oceanius.ru

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (также известный как Будда – «пробужденный») был лидером и основателем секты странствующих аскетов (шраманов), одной из многих сект, существовавших в то время по всей Индии. Эта группа стала известна как Сангха. Учения Сиддхартхи Гаутамы считаются ядром буддизма: после его смерти основанное им сообщество постепенно превратилось в религиозное движение, которое окончательно утвердилось в качестве государственной религии в Индии во времена императора Ашоки, в 3 веке до нашей эры.

Сиддхартха – это личное имя на санскрите, означающее “тот, кто достигает своей цели”. Это имя наиболее известно на английском языке как название романа Германа Гессе, в котором главного героя (который на самом деле не Будда) зовут Сиддхартха. Санскритское семейное имя Гаутама означает “потомки Готамы”. “Готама” – это имя нескольких деятелей древней Индии, в том числе поэта “Ригведы”, а также Аксапада Гаутамы (или Готамы), известного индийского логика. Палийская литература обычно называет Сиддхартху Гаутаму Буддой Готама.

Традиционно значение термина “будда” понимается как человек, который проснулся от глубокого сна невежества. В индийской традиции выражение уже использовалось до, во время и после жизни Сиддхартхи многими религиозными общинами, но оно стало наиболее тесно связанным с буддийской традицией.

Кризис старой религии и появление новых философских школ

Во время жизни Сиддхартхи Гаутамы Северная Индия состояла из небольших независимых государств, боровшихся друг с другом за ресурсы. Это было время кризиса брахманизма, когда традиционный религиозный порядок в Индии оспаривался новыми философскими и религиозными школами, которые не соответствовали ортодоксальным религиозным взглядам Индии. Ведическая философия, богословие и метафизика, усложнявшиеся система ритуалов и жертвоприношений ставились под сомнение. Новые материалистические школы бурно развивались в Индии, подрывая репутацию и авторитет привилегированной варны жрецов – брахманов. Это приводило к религиозной анархии, которая способствовала появлению новых религий. 

Ко времени рождения Сиддхартхи Гаутамы интеллектуальный упадок старой брахманической ортодоксальной мысли породил скептицизм и моральный вакуум, который был заполнен новыми религиозными и философскими взглядами.

Идеи Сиддхартхи имеют некоторое сходство с работами Капилы, индийского мудреца, который жил, вероятно, около двух веков назад. Оба были заинтересованы в том, чтобы избавить человечество от страданий. Они отказались от решений, предлагаемых ведическими обрядами, особенно жертвоприношений; они считали эти обряды жестокими из-за их связи с убийством живых существ. И Сиддхартха, и Капила верили, что знание и медитация были истинным средством спасения. Кроме того, они оба стремились достичь состояния человеческого совершенства, и их подход был чисто агностическим. 

Разница в их подходах заключалась в том, что Капила структурировал свои взгляды в систему философии, которая не имеет ни малейшего намека на сочувствие человечеству в целом.  Будда, с другой стороны, вложил в своё послание всеобъемлющее чувство сочувствия и глубокое беспокойство о бедных и угнетённых. Он проповедовал равенство людей (которое было в значительной степени забыто в индийском обществе) и выступал против неравенства и злоупотреблений кастовой системы.

Жизнь Сиддхартхи можно разделить на два этапа: до его просветления и после. В буддийской литературе термин Бодхисаттва (тот, кто находится на пути к достижению просветления) используется для обозначения Сиддхартхи до того, как он достиг просветления, а слово Будда используется для обозначения Сиддхартхи после его просветления.

Неясность в вопросе дат жизни Будды

Достоверных фактических данных о жизни Сиддхартхи Гаутамы очень мало. Его биография может быть дополнена сведениями из ранних буддийских текстов разных традиций. Эти рассказы наполнены мифами и легендами, которые, очевидно, вносили много неясности в реальную биографию Будды. В течение многих веков после жизни Будды эти тексты продолжали редактироваться. Вероятно, что истинные слова и рассказы Будды были перемешаны с поздними легендарными дополнениями из устных традиций. Более того, кажется очевидным, что редакторы окончательных версий многих биографий Будды внесли свои дополнения и изменили содержание текстов в соответствии со своими интересами, чтобы укрепить свои собственные философские и религиозные идеи.

Читая первый выпуск «Кембриджской историю Индии» (1922 год), можно найти следующее утверждение: “В настоящее время среди ученых существует общее мнение о том, что Будда умер около 480 года до нашей эры”.

Если бы это утверждение было верным, то это была бы самая ранняя точная дата, известная в истории Древней Индии.

Реальность такова, что среди ученых нет единодушной даты исторической жизни Будды. В 1988 году в Геттингене (Германия), состоялся симпозиум под названием «Датировка жизни Будды». Даты, предложенные группой экспертов, которые там присутствовали, начинаются от 486 г. до н.э. до 261 г. до н.э.

Последовательность событий в эти века неясна до сих пор, поэтому датировать жизнь Будды непросто.  Помимо этого, существуют две разные хронологии, используемые для датировки жизни Будды: так называемая “короткая хронология”, также известная как индийская хронология (подтвержденная индийскими источниками и их китайскими и тибетскими переводами) и “длинная хронология”, известная также как цейлонская (основанная на сингальских (цейлонских) хрониках).

Индийский император Ашока Великий (304-232 гг. до н.э.), превратил буддизм в государственную религию и поощрял буддийскую миссионерскую деятельность. Он также обеспечил благоприятный климат для принятия буддийских идей и породил среди буддийских монахов определенные ожидания покровительства и влияния на механизм принятия политических решений. До Ашоки буддизм был относительно незначительной философской традицией в Индии, и некоторые ученые предположили, что влияние Будды в его собственные дни было относительно ограниченным. Археологические свидетельства буддизма между смертью Будды и временем Ашоки очень скудны; после времени Ашоки этих свидетельств стало в изобилии.

Согласно традиции тхеравады, смерть Будды произошла в 544 или 543 г. до н.э.: этот расчет основан на длинной хронологии (цейлонской). Когда ученые узнали точные даты жизни императора Ашоки, стало очевидным, что в этой хронологии были некоторые ошибки, и датировка Будды, основанная на этой хронологии, теперь не воспринималась как неоспоримая. Большинство ученых перенесли дату смерти Будды на 487 или 486 г. до н.э. Эта последняя дата продолжала сохранять консенсус среди ученых в течение многих десятилетий, и длинная хронология стала известна как «исправленная длинная хронология» или «исправленная цейлонская хронология».

Ранние буддийские тексты из материковой Индии, а также ссылки в самых ранних историографических работах традиции тхеравады датируют смерть Будды за сто лет до правления императора Ашоки. Эти данные основаны на краткой хронологии (индийской) и предполагают, что Будда умер в 370-368 гг. до н.э. Многое говорит в пользу этой более поздней даты, так как это означает только сто лет между смертью Будды и правлением Ашоки.

Версии дат жизни Будды, которые мы находим в текстах буддийской традиции, не относящиеся к науке, датируют смерть Будды от 2420 до н.э. до 290 года до н.э., и большинство из них не имеют доказательств.

Еще один способ датировать жизнь Будды – рассмотреть список так называемых патриархов. Все ранние буддийские свидетельства согласны с тем, что между смертью Будды и правлением императора Ашоки было всего пять патриархов. Датирование жизни Будды, основанное на преемственности патриархов, кажется гораздо более надежным методом расчета. Однако 220-летний промежуток (то есть количество времени, предложенное исправленной длинной хронологией) представляется слишком большим временем только для пяти патриархов.

Точной и всеми признаваемой даты рождения Будды нет. Этот вопрос – предмет исследований как в науке, так и в буддийской традиции. Было предложено несколько дат, но многие противоречия и неточности в различных хронологиях и системах датирования делают невозможным найти удовлетворительный ответ.  

Ниже представлены 4 версии дат жизни Сиддхартхи, согласно различным доступным источникам:

  • длинная хронология (цейлонская хронология): 624-544 гг. до н.э.
  • исправленная ​​длинная хронология: 566-486 гг. до н.э.
  • краткая хронология (индийская хронология): 448-368 гг. до н.э.
  • мнение современных ученых: 490 / 450-410 / 370 гг. до н.э.
Версии о датах жизни Будды

Современная наука соглашается с тем, что Будда скончался между 410 и 370 гг. до н.э., примерно за 140-100 лет до времени индийского императора Ашоки (268-232 гг. до н.э.). И ученые, и буддийская традиция сходятся во мнении, что Будда прожил 80 лет. Большей точности в вопросе дат жизни Сиддхартхи Гаутамы пока нельзя предоставить.

Жизнь Будды

Варной Сиддхартхи была варна кшатриев (правители, воины). Он принадлежал к клану Sahkya и родился в семье Gautama. Из-за этого он стал известен как «мудрец клана Шакья» Шакьямуни, что является наиболее распространенным именем, используемым в литературе Махаяны для обозначения Будды.  

Его отца звали Шуддходана (или Суддходана (Suddhodana – санскр.), а его мать – Майя. Всё, что известно о семье Шакья, получено из буддийских источников, и исторические факты в них размыты многими дополнениями и редакциями поздних веков. В некоторых текстах говорится, что князья рода Шакья были изгнаны из другого государства (известным как, по некоторым данным, как королевство Айодхья), они двинулись дальше и нашли государство Шакья. Несмотря на то, что Шуддходана Гаутама часто описывается как король, считается, что его статус был сродни статусу регионального лидера, подобно вождю племени. Правительство Шакья было организовано по типу республиканской системы, а не монархии: они проводили регулярные собрания, в которых принимали участие члены самых влиятельных семей.

Государство Шакьев находилось у подножия Гималаев, а семья Сиддхарты проживала в городе Капилавасту. Шуддходана был женат на Майе, и у него также была вторая жена, Махапраджапати, которая была младшей сестрой Майи.  Вероятно, что у Суддходаны также были наложницы. Считается, что Сиддхартха родился в Лумбини (современный Непал), недалеко от Капилавасту. Лумбини стал известен благодаря индийскому императору Ашоке, который посетил этот район в 248 году до н.э. и установил столб с надписью в честь рождения Сиддхартхи. Он также построил стену вокруг этой деревни и приказал установить четыре ступы, чтобы отметить место рождения Будды. Возможно, что Сиддхартха родился и не в Лумбини, но, по крайней мере, мы точно знаем, что это мнение распространялось в буддийской общине во времена Ашоки и до его времени.

Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи, возможно, через несколько дней; ребенок был воспитан Махапраджапати. Во всех отчетах подчеркивается чрезвычайная роскошь, которая окружала Сиддхартху, когда он жил в Капиталисту. Яшодхара (возможно, двоюродная сестра Сиддхартхи), была женой Сиддхартхи, и у них был только один сын, Рахула.

Осознание того, что он, как и любой другой человек, может быть подвержен различным формам человеческих страданий (болезни, старость и смерть), привело Сиддхартху к личному кризису.  К времени, когда Сиддхартхе было 29 лет, он покинул дом и стал жить как бездомный аскет. Хотя обычно считается, что Сиддхартха тайно ушел из дома, эта легенда является более поздним дополнением. Ранние Священные Писания прямо говорят о том, что он покинул свой дом, «хотя его родители не скупились и плакали от скорби».

Будда. Shinjuku City, Japan.

Покинув Капилавасту, Сиддхартха начал практиковать йогу под руководством двух ведущих мастеров того времени: Арада Калама и Удрака Рамапутра. Сиддхартха не получил ожидаемых результатов, поэтому оставил мастеров, занятых крайним аскетизмом. К нему присоединились пять последователей. В течение шести лет Сиддхартха пытался достичь своей цели, но безуспешно. Понимая, что аскетизм не был способом достижения результата, которого он добивался, он отказался от этого образа жизни. Приняв пищу и ванну, Сиддхартха сел под деревом вида ficus Religiosa, где он, наконец, достиг нирваны (совершенного просветления) и стал известен как Будда.

Вскоре после этого Будда произнес свою первую проповедь в месте под названием Сарнатх, также известном как “парк оленей”, недалеко от города Варанаси. Это был ключевой момент в буддийской традиции, традиционно известный как момент, когда Будда «привел в действие колесо Дхармы». Будда объяснил “срединный путь” между аскетизмом и роскошной жизнью, четыре благородные истины (страдание, его происхождение, как ему положить конец, и восьмеричный путь или путь, ведущий к исчезновению страданий) и безличность всех существ.

Примерно в это же время к Будде присоединились первые ученики, была основана буддийская монашеская община, известная как Сангха. Сарипутра и Махамаудгаляйана были двумя главными учениками Будды. Махакашьяпа был также важным учеником, организовавшем Первый Буддийский Собор. От Капилавасту и Шравасти на севере до Варанаси, Наланды и многих других областей в районе бассейна Ганги Будда проповедовал свое знание около 45 лет. За время жизни он посетил свой родной город, встретил отца, приемную мать и даже сына, который присоединился к Сангхе вместе с другими членами клана Шакья.  Упали, еще один ученик Будды, присоединился к Сангхе примерно в это время: он был Шакья и считался самым компетентным монахом в вопросах монашеской дисциплины. Ананда, двоюродный брат Будды, также стал монахом; он сопровождал Будду на последнем этапе своей жизни и убедил его принимать женщин в Сангху, создав тем самым Сангху Бхиккхуни, женскую буддийскую монашескую общину.

Во время деятельности Будды некоторые цари и другие правители описаны как последователи Будды. Сообщается, что противником Будды был Давадатта, его двоюродный брат, который стал последователем Будды, но оказался ответственным за раскол Сангхи, и он якобы даже пытался убить Будду.

Последние дни Будды подробно описаны в древнем тексте под названием Махапаринирвана-сутра. Будда посетил Вайшали, где он заболел и чуть не умер. Некоторые источники говорят, что здесь Будда произнес свою последнюю проповедь. После выздоровления Будда отправился в Кушинагар. По дороге он принял еду от кузнеца по имени Кунда, от которой Будда почувствовал недомогание и которая послужила причиной его смерти.  Добравшись до Кушинагара, он в последний раз призвал своих учеников продолжить деятельность на благо всех существ, после чего скончался.

Мифы и легенды о Будде

Оригинальная биография Будды была объединена со многими легендарными рассказами и мифами. Концепция и рождение Сиддхартхи связаны с несколькими чудесами. Легенда гласит, например, что Майя не имела половых контактов с Шуддходаной; Будда вошел в лоно Майи через ее правую сторону в форме белого слона. Судьба ребенка была ожидаемой: группа святых предсказывала, что Сиддхартха станет могущественным монархом или Буддой. Шуддходана знал это пророчество, поэтому он сделал всё возможное, чтобы не дать Сиддхартхе стать свидетелем любых форм человеческих страданий, постоянно удерживая своего сына во дворце, среди роскошеств, буйства молодости и комфортной жизни.

Когда Сиддхартха приближался к своему просветлению во время медитации, дьявол по имени Мара попытался остановить его, но в итоге Мара потерпел поражение. Этот конкретный момент часто изображается в искусстве: Будда сидит в медитации, одна рука на коленях, другая делает жест, останавливающий Мару, означающий непоколебимость и стойкость, когда кто-либо подвергается искушениям демонов.

Чудеса были также внесены в биографию Будды. Следующее описание чуда призвано подчеркнуть благодарность Будды: “Будда должен пересечь пустыню в полдень. Боги из своих тридцати трех кругов сбрасывают ему зонтик. Будда, не желая оскорблять какого-либо из богов, умножается на тридцать трех Будд, так что каждый из богов видит сверху Будду, защищенного зонтиком, который он бросил ему”.

Ранняя буддийская община пыталась продемонстрировать, что то, чему учил Будда, не было чем-то новым; скорее, что он заново открыл вечную истину. Поэтому в буддийской литературе существует ряд утверждений, подтверждающих эту точку зрения, включая учение о существовании прошлых Будд. Это позволило буддистам претендовать на авторитет, аналогичный авторитету некоторых конкурирующих школ, таких как ведические и джайнские традиции, которые поддерживали свой авторитет, утверждая, что они возникли очень давно. 

Истории о прошлых Буддах следуют одному и тому же общему сюжету и структуре: все они сидят, скрестив ноги, в утробе матери; все они делают семь шагов на север сразу после рождения; все они отрекаются от мира после того, как стали свидетелями старости, болезни,смерти и нищеты; все они достигают нирваны; они никогда не умирают до того, как их миссия завершена; все они умирают после употребления мяса.

В буддийской литературе также представлены рассказы о предыдущих реинкарнациях Сиддхартхи Гаутамы. Одним из самых известных описаний такого рода является текст под названием «Сутра мудрых и глупых», в котором описываются многие прошлые жизни Сиддхартхи Гаутамы. Хорошо известным примером является популярная история, в которой принц Махасаттва (который на самом деле был Буддой во время одной из своих предыдущих жизней), вдохновленный состраданием и самоотверженностью, предложил свое тело в качестве пищи голодной тигрице, чтобы тигрица не съела своих, только что родившихся, детёнышей.

Наследие Будды

Поворотным моментом в жизни Сиддхартхи стало достижение нирваны. Образ Будды, медитирующего под деревом, так же важен в буддизме, как и образ Иисуса Христа на кресте для христиан. В чем смысл нирваны? Что это значит, что Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой (пробужденным)? Точная природа состояния Будды обсуждается различными школами. Несмотря на то, что «нирвана» является очень популярным выражением в буддизме, буддисты так и не достигли полного согласия относительно его значения.

Нирвана – это санскритское слово, часто переводимое как «умирание», которое означает действие и следствие действия по чему-либо, например, “выбрасывание” и “уничтожение”. Сам процесс и его результаты также являются частью значения нирваны: “угасание”, “разрушение”, “успокоение”. Использование слова нирвана, по-видимому, началось раньше появления самого буддизма, и, возможно, было введено в буддизм вместе со многими другими религиозными элементами, связанными с движениями шраманов. Понятие нирваны также присутствует в джайнизме и в различных индуистских сектах; его точное значение варьируется в разных школах, но оно вращается вокруг идеи состояния блаженства и освобождения от индивидуальности и страданий цикла рождения и смерти.

В буддизме понятие нирваны воспринималось по-разному в зависимости от философской школы. Основная причина этих различий связана с тем фактом, что ранние буддийские тексты не дают четкого научного определения нирваны, а скорее выражают ее значение с помощью метафор.  Известный пример можно найти в Палийском каноне, где нирвану интерпретируют как «когда пламя раздувается ветром». Здесь метафора относится к исчезновению «трех ядов» (или первичных недугов): жадности/чувственности, ненависти/отвращения и заблуждения/невежества. После этого человек больше не подвержен циклу смерти и перерождения.

Более натуралистический взгляд предполагает, что нирвана является кульминацией длительного процесса самосовершенствования и соблюдения личной дисциплины. Жить «просвещенной» жизнью, соприкасаясь с тем, что есть на самом деле, свободным от заблуждений, жадности и ненависти, в конечном итоге порождает нирвану, состояние человеческого совершенства.

Смысл учения и послания Будды также является спорной темой. Некоторые буддийские школы говорят, что его ядром является ненасилие, другие – сострадание, третьи – свободу от перерождения. 

Есть также ученые, которые утверждают, что Будда стремился восстановить доведическую индийскую религию, которая была похоронена под вековыми наслоениями и искажениями в религии и ритуалах.  Некоторые из этих идей не являются оригинальными для буддизма. Ненасилие и сострадание были одним из столпов джайнизма до времён Будды, а свобода от перерождения представлена ​​в древних Упанишадах. 

Одним из аспектов послания Будды, которое кажется оригинальным, является гуманизм: понимание того, что люди в конечном счёте несут ответственность за свою судьбу и что никакие сверхъестественные силы, магические ритуалы и боги не могут быть привлечены к ответственности за наши действия.

Идея о том, что богов нет и что материальный мир – это все, что есть, уже была проведена некоторыми материалистическими школами в Индии, в частности чарваками.Так что в этом смысле это может показаться не оригинальным пониманием. Но подход этих школ был в значительной степени атеистическим, поскольку все они отрицали существование сверхъестественных сущностей. Как теистический подход ведической религии, так и атеистический подход материалистических школ в конечном итоге основаны на одном и том же убеждении: оба считают, что мы можем знать, существуют ли боги на самом деле; один подход допускает их существование, другой отрицает.  

Будда утверждал, что человеческое знание не может прийти к определенным ответам по этому вопросу, поэтому его взгляд был агностическим, он приостанавливал любое обсуждение по метафизическим вопросам и говорил, что не существует достаточных оснований для утверждения или отрицания рассматриваемых абстрактных идей.

Было бы исторически неверным утверждать, что Сиддхартха Гаутама считал себя религиозным лидером или что он сознательно решил начать новое религиозное движение. Он считал себя учителем, который отвергал пути традиционной индуистской религиозной мысли и предлагал своим последователям другой путь. Он считал многие ведические обряды и церемонии бессмысленными и оскорбительными, а также выступал против кастовой системы, подчеркивая равенство всех людей.

Кажется ироничным, что человек, чья работа в значительной степени основывалась на вере и обучении единству человечества и равенству между людьми, в конечном итоге был возведён в статус бога некоторыми из его последователей.  Как бы странно это ни звучало, именно это произошло в некоторых буддийских кругах, особенно в Индии. Будда, изначально считавшийся человеком (мудрым и необычным, но только человеком), постепенно вошел в пантеон индуистских богов и стал рассматриваться как одно из многих проявлений бога Вишну. Возможно, его последователи думали, что, сделав его богом, образ Будды станет более могущественным и уникальным. Однако в Индии, наполненной бесконечными богами и богинями, сделать его богом – значит сделать его обычным, просто еще одним богом среди тысяч богов. Более того, его образ стал сосуществовать с мифом, ритуалом и суеверием, которые испортили его первоначальное послание. В конце концов, Будда был поглощен царством индуистских богов, его значение уменьшилось, и буддизм почти исчез на той земле, где он родился.

Забвение буддизма в Индии в древние времена было настолько полным, что когда западные ученые заново открыли для себя буддизм, источники, на которые они опирались, приходили из стран, расположенных рядом с Индией и вокруг нее: на самой родине буддизма не было никаких ценных записей.

***

Автор текста: Кристиан Виолатти.

Что такое Будда? — Karma Palden Zangmo на vc.ru

173 просмотров

Духовные темы привыкли считать религиозными, однако глубокая философия буддизма выходит за пределы нашего понимания о религии. Суть буддизма в том, что каждый человек и любое крупное и крохотное живое существо обладает природой Будды. Так что же такое Будда или природа Будды? Во всех языках существует много красивых слов, описывающих любящую доброту, сочувствие, сострадание, мудрость и любовь. Самую суть невозможно описать словами, какой бы язык мы ни выбрали. Поэтому вместо слов так называемые буддисты используют медитацию для развития их сознания изнутри. Будду не найти снаружи, только внутренний взор покажет и откроет вам Будду в вас самих.

Но как определить, что это Будда? Делая первые шаги в медитации и познании себя каждому нужен проводник, — наставник, дающий методы, действующие именно сейчас, и понимающий, на каком этапе внутреннего развития вы находитесь.

Этим наставником по началу может быть Гуру или Лама в облике человека. Однако на более глубинных просторах исследования себя, каждому нужно будет найти наставника внутри своего сердца и даже дальше в бескрайних просторах осознавания за пределами любых концепций.

Что такое Будда?

Природа Будды называется на санскрите Татхагатагарбха — вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего. Это истина о том, что каждое большое или малое живое существо — ничто иное, как сосуд, содержащий все самые просветлённые качества: добросердечие, сострадание, высшее блаженство, радость пространства, безусловная любовь.Чтобы открыть в себе Будду, нужно в первую очередь узнать— Что же такое Будда?— Кто я?— Как стать Буддой в этой жизни?— Зачем нам становиться Буддой?Здесь необходим путь из одной точки в другую: как добраться, например, из Москвы в Санкт-Петербург. Нужно знать, куда ехать, как ехать, на каком транспорте. И зачем нам нужно туда приехать? Причин может быть много.Но какой же образ у вас появляется в мыслях, когда речь идёт о Будде? Может быть, это изображение Будды Шакьямуни, Будды нынешней эпохи? Может быть, это просветлённый монах? Или это просто человек, не подверженный влиянию эмоций? Может быть, у вас в голове возникают очень красивые изображения светящейся ауры, красивая форма Будды? Конечно же, Гаутама Будда — чаще всего представляемое изображение в наших умах в ответ на этот вопрос.

Нам повезло, что мы живём в Благую Кальпу, когда придёт 1000 исторических Будд, и Будда Шакьямуни лишь четвёртый среди них. До него были Будда Кракуччханда, Будда Канакамуни, Будда Кашьяпа. После него будет Будда Майтрейя, а затем Будда Симха (ныне Кармапа) и остальные Будды Благой Кальпы. Кальпа — это эон существования вселенной, он начинается с момента создания вселенной и заканчивается её разрушением, длится несколько миллиардов земных лет.Каждый из прошлых Будд имеет разный облик, если говорить о внешности: они принадлежат разным видам сословий, носят разные одеяния аскета и достигают полного пробуждения под различными видами деревьев, именуемыми Деревом Бодхи в Магадхе, на земле просветления всех Будд, ныне это Бодх-Гайя в индийском штате Бихар. Так, например, 21-й по счёту с конца в прошлой кальпе Будда Дипанкара был из касты Брахманов (браминов) и достиг просветления под деревом пиппала. Сидхартха Гаутама в то время рождался богатым брамином по имени Сумедха (Сумати, Мегха Маанава).
«Бхагаван сказал:– Сарвашура, слушай. Неисчислимую кальпу спустя в мире появился Татхагата, Архат, Истинно Совершенный Будда Дипамкара. В то время я был сыном брахмана, по имени Мегха (Облако). Когда Будда Дипамкара появился в мире, я, [имея] тело сына брахмана, вел чистый образ жизни. Узрев Татхагату Дипамкару, я бросил [ему под ноги в знак почтения] семь цветков меконопсиса (утпалы) и посвятил [заслуги этого действия] высшему, истинно совершенному Пробуждению. Татхагата Дипамкара предрек мне: «Сын брахмана, в будущем, неисчислимую кальпу [спустя], ты в этом мире станешь Татхагатой, Архатом, Истинно Совершенным Буддой, по имени Шакьямуни». (Цитата из Благородной Двойной Сутры, Arya Sanghata Sutra https://www.oum.ru/literature/buddizm/dvoynaya-sutra/ )

Все исторические Будды, Татхагаты, были обычными людьми, это означает, что каждый человек в силах достичь подобного состояния пробуждения и избавления от страданий. Путь Сиддхартхи Гаутамы, к примеру, был наполнен многогранными переживаниями и испытаниями. Родившись в царской семье единственным наследником, придворными астрологами было предсказано, что он либо станет Императором всего мира, либо величайшим духовным лидером, избавившим от страданий бесчисленных живых существ.«В то время у подножия Гималаев жил, вместе со своим племянником Нарадаттой, великий риши Асита, обладающий пятью сверхъестественными способностями. И в момент рождения Бодхисаттвы он увидел множество чудесных явлений.

Увидел нисшедших с неба и витающих в воздухе сыновей богов, радостно возглашающих имя Будды. И подумал: «Следует вникнуть в причину этого». И, окинув взглядом божественного ока всю Джамбудвипу, увидел в великом городе Капила в доме царя Шуддходаны новорождённого царевича, вызвавшего сто проявлений сверхъестественной силы, — почитаемого во всём мире, с телом, украшенным тридцатью двумя признаками великого человека. Увидев это, он сказал Нарадатте: «Знай же, о юноша, в Джамбудвипе явилось великое сокровище. В великом граде Капилавасту во дворце царя Шуддходаны родился царевич, вызвавший сто проявлений сверхъестественной силы, почитаемый во всём мире и украшенный тридцатью двумя признаками великого человека.

Если он останется дома, то станет Правителем мира, владыкой четырёх армий, справедливым правителем, могущественным, отважным и украшенным семью драгоценностями. Семью его драгоценностями будут колесо-драгоценность, слон-драгоценность, конь-драгоценность, жена-драгоценность, камень-драгоценность, казначей-драгоценность и полководец-драгоценность. Таковы эти семь превосходных драгоценностей. Будет у него и тысяча сыновей, могучих, отважных, непобедимых, способных одолеть [любое] войско. Он сможет покорить эту великую землю, омываемую со всех сторон океаном, без насилия и без оружия — силою своей непобедимой Дхармы, и стать высшим из правителей. Если же он оставит дом и станет странствующим аскетом, быть ему Татхагатой, Арханом, Совершенно пробуждённым, величайшим из подвижников, несравненным наставником. Потому сейчас мы отправимся туда, дабы увидеть его». (Отрывок из Лалитавистара Сутры, о жизни Будды Шакьямуни, глава 7 «Рождение» https://www.oum.ru/literature/buddizm/lalitavistara-glava-7-rojdenie/ )

Так 29 лет Сидхартха прожил полной роскоши жизнью в четырёх стенах дворца республики Шакьев. И однажды, выйдя из дворца в качестве исключения из правил, предписанных его отцом, ему довелось встретить четырёх людей, которых ему суждено было увидеть:

— Старого человека,

— Больного человека,

— Мёртвого человека,

— Счастливого и мирного отшельника.

Первые три человека очень огорчили нежное сердце Бодхисаттвы, и он погрузился в глубокое смятение. Однако четвёртый человек, не имеющий ни дома, ни имени, ни роскошной одежды, выглядел таким счастливым, Сиддхартха очень вдохновился его спокойным душевным состоянием, что в его сердце зародилось желание вести подобный образ жизни. Так, оставив дворцовую суету и семейные интриги, он отправился на духовные поиски, чтобы найти способ, как избавить этот мир от страданий. Первым его учителем стал Алара Калама, у которого он научился медитации Шине (Шаматха) и быстро достиг высокой реализации на уровне наставника. После этого ему пришлось продолжить духовные поиски, где он встретил своего второго учителя, Рудрака Рамапутра.

Здесь он быстро достиг мастерства в медитации на уровне мира форм и мира без форм, преподаваемой Гуру Рамапутрой, однако это также не было видением истины, к которой стремился Сидхартха. Гаутаме пришлось оставить и этого учителя, он ушёл искать средства спасения всего человечества от страданий самостоятельно. К нему присоеднились пятеро духовных братьев, учеников Рудрака Рамапутры: Анджана Каундинья, Бхарика, Баспа, Маханама и Ашваджит, — они последовали за Сиддхартхной как за духовным наставником, практикуя на протяжении последующих шести лет такие же аскезы, что и он. Всё это время Сиддхартха жил лишь на одно зёрнышко риса, одно семечко кунжута или одну ягоду можжевельника, в конце концов он перестал есть и это, он даже перестал пить и уже было дышать… — Как однажды ему открылся Срединный путь о том, что если струна слишком сильно натянута, то если попытаться играть на ней, — она лопнет, а если она будет натянута слишком слабо, — то музыки не будет. Сделав вывод, что для достижения полного просветления ему нужно здоровое тело, Сиддхартха принял приготовленную еду от деревенских девушек на берегу реки Найранджана.
Этих десятерых девушек звали: Суджата, Бали, Балагупта, Суприйя, Виджайясена, Атимуктакамала, Сундари, Кумбхакари, Улувилика, и Джатилика. Они продолжали с уважением подносить аскету Гаутаме разнообразную еду каждый день до того дня, когда Суджата поднесла ему рисовый пудинг в золотой чаше… Это предзнаменовало скорейшее достижение Сиддхартхой полного просветления. Подробную историю об этом можно прочесть в Лалитавистара сутре https://www.oum.ru/literature/buddizm/lalitavistara-oglavlenie/ , переписанной по памяти Анандой, одним из главных учеников Будды Шакьямуни.

Во время 49-дневной медитации в возрасте 35 лет Сиддхартха достиг совершенного просветления под баньяновым деревом в Магадхе, деревне Сенапати возле города Урубильва. Он узнал, кто он на самом деле, ему открылась высшая истина, которую в дальнейшем он передал своим ученикам. Придя в олений парк в Варанаси, Будда даровал Учение о Четырёх Благородных Истинах его всё тем же пятерым духовным братьям: Анджана Каундинье, Бхарике, Баспе, Маханаму и Ашваджиту, с которыми он практиковал суровые аскезы на протяжении шести лет. Четыре Благородные Истины открыли путь к спасению людей от их страданий, это был Первый Поворот Колеса Учения в Сарнатхе.

Четыре Благородные Истины звучат, как:

1) Существует страдание,

2) Причина страданий — желания,

3) Можно избавиться от страданий,

4) Существует Путь, чтобы избавиться от страданий

— Восьмеричный Святой Путь:

1. Правильное воззрение,

2. Правильное намерение,

3. Правильная речь,

4. Правильное поведение,

5. Правильный образ жизни,

6. Правильное усилие,

7. Правильное памятование,

8. Правильное сосредоточение.

Полностью прочувствовать вкус Первой проповеди Будды вы можете, прочитав Дхамма-чакка-паваттана сутту. https://dhamma.ru/canon/sn/sn56-11.htm

Эта сутта (сутра) входит в состав Трипитаки (трёх корзин Учения Будды): Винайя-питаки (корзины дисциплины), Сутта-питаки (корзине сутр) и Абхидхарма-питаки (теоретической системы основ Учения и космологии). Так буддийский путь к просветлению любой традиции основан на трёх практиках: Шила, Самадхи, Праджня (дисциплина, медитация, мудрость). Особое внимание уделяется осознанному поведению, о котором подробно описано в Махасатипатханасутте. http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn22-mahasatipatthansa-sutta-01-ivahnenko.htm

Статья написана на основе мастер-класса Чогьяла Ринпоче на непальском языке «Могу ли я стать Буддой за одну жизнь? — Да, можешь! — А кто это говорит?» https://www.facebook.com/chogyalrinpocheinnepal/

Краткая история пробуждения Будды

Психолог и учитель Дхармы Мал Хакстер пишет о пробуждении Будды и о том, как его учение распространилось по миру и до сих пор помогает людям обрести свободу от страданий.

Обретение свободы от дуккхи

Термин «Будда» относится к пробужденному. Цель буддизма — пробудиться к реальности жизни и смерти, чтобы обрести свободу от дуккхи. Дуккха — это палийский термин, используемый для описания первой истины Будды. Дуккха часто переводится как страдание, но лучше рассматривать его как неудовлетворенность. Оно может быть грубым, например, наша борьба с душевными мучениями, тяжелой болезнью и смертью, или оно может быть тонким, например, когда мы не получаем то, что хотим, именно так, как и когда мы этого хотим.

Суть буддизма в том, чтобы уменьшить и искоренить коренные причины дуккха : жадности, невежества и ненависти. Учения Будды приглашают нас увидеть и реализовать пробуждение для себя, как никто другой не может сделать это за нас. Традиционный буддийский подход к медитации основан на опыте и предлагает широкое и гибкое применение навыков для облегчения страданий и пробуждения к свободе.

Подробнее: Изучите четыре печати буддизма как основополагающие принципы буддийского пути.

Жизнь Сиддхартхи Гаутамы

Около 2600 лет назад в городке Лумбини недалеко от нынешней непальско-индийской границы родился человек, которому суждено было стать Буддой. Его звали Сиддхартха Гаутама, и он был сыном правителя одного из многих маленьких королевств в северной Индии того времени.

Сиддхартха преуспел в искусствах и науках и вел жизнь в роскоши, защищенный и защищенный от жизненных трудностей. Сиддхартха наслаждался всеми удовольствиями, которые могла предложить жизнь, пока ему не исполнилось 29 лет.лет. Примерно в то же время он столкнулся с четырьмя обстоятельствами, которые позже были поняты как послания.

Первый видел кого-то очень старого, второй видел кого-то, пораженного болезнью, а третий видел труп. Он был глубоко встревожен увиденным и столкнулся с осознанием того, что все существа подчинены этим реальностям. Четвертое зрелище было взглядом странствующего монаха или искателя духовной свободы.

Вид бездомного странника, ищущего истину, вдохновил его оставить свое комфортное существование в поисках решения человеческих страданий, о которых он узнал. Той ночью Сиддхартха оставил свою комфортную жизнь и свою семью, чтобы положить конец страданиям, и стал аскетом.

Пробуждение Будды под деревом

Он учился у выдающихся учителей медитации того времени и овладел всеми предлагаемыми техниками, но чувствовал, что эти техники не удовлетворяют его. Сиддхартха следовал учению аскетов и ошибочно полагал, что путь к свободе лежит в полном отказе от телесных потребностей и любых удовольствий. Он практиковал крайности аскезы и самоуничижения в лесах северной Индии в течение шести лет. К концу этого периода он чуть не умер от истощения и истощения.

Несмотря на свою настойчивую решимость, Сиддхартха понял, что его усилия тщетны и что эти крайности самоуничижения не ведут к свободе. После некоторого размышления он решил принять пищу, позаботиться о своем теле и изменить способ, которым он стремился к просветлению.

Он вспомнил время, когда он был просто мальчиком, сидящим под розовой яблоней. В это время он впал в очень приятное и всепоглощающее безмятежное состояние души. Став взрослым, Сиддхартха подумал, что это сфокусированное состояние может помочь реализовать свободу, к которой он стремился, и был прав.

Согласно сообщениям, в ночь полнолуния в мае, незадолго до своего 35-летия, Сиддхартха удобно уселся под деревом Бодхи и начал практиковать осознанность дыхания и вошел в то же состояние концентрации, которое он испытал в детстве. Эта медитация привела к более утонченным состояниям и, в конечном итоге, к ряду прозрений. К рассвету, согласно историческим свидетельствам, он осознал четыре благородные истины и конец дуккха и стал Буддой.

Будда и его учение

Будда учил истинам, которые он осознал, еще 45 лет, а затем, согласно сообщениям, умер и ушел в париниббану в майское полнолуние 483 г. до н.э., когда ему было 80 лет.

Истины, которые постиг и которым учил Будда, известны как Дхамма (пали) или Дхарма (санскрит). У этого термина есть несколько значений, в том числе: реалии жизни и смерти, законы природы и сама природа, явления, доктрина, добродетель, истина Будды и то, как обстоят дела.

Независимо от того, был ли кто-то бедным фермером, богатым торговцем, духовным искателем или членом королевской семьи, Будда учил Дхарме людей из всех слоев общества, независимо от статуса. Он порвал с социальными и религиозными системами того времени и обучал людей одинаково в соответствии с их темпераментом и потребностями. Он учил таким образом, чтобы принципы управления эмоциональными и душевными страданиями могли быть реализованы людьми для себя и не зависели от внешнего авторитета. Будучи учителем с духовным и психологическим гением, Будда организовал учение так, чтобы его можно было адаптировать к различным культурам независимо от времени и места.

Подробнее: Размышление и медитация о том, что такое природа будды.

Буддизм приходит на Запад

Зародившись в северной Индии, Дхарма Будды или буддизм распространился во многие страны и культуры по всей Азии, такие как Тибет, Бирма, Бутан, Таиланд, Китай, Япония, Корея и другие. Хотя суть учения оставалась прежней, форма учения менялась в зависимости от культуры, в которой оно принималось.

Интерес к буддизму в западных культурах впервые возник в конце 1700-х годов с переводов древних текстов на английский язык. На протяжении 20 века интерес к буддизму рос и ускорился в 1960-х годах. С 1970-х годов интерес к буддизму процветал в западных культурах, и Дхарма Будды была адаптирована во многих отношениях. Один из очевидных способов — это культура науки и психотерапия. Современные исследователи и психотерапевты обнаруживают, что Дхарма Будды и практики, связанные с буддизмом, такие как осознанность и сострадание, могут помочь людям освободиться от стресса, беспокойства и депрессии.

Являясь частью сообщества Insight Timer, Мэл Хакстер бесплатно предлагает управляемые медитации, чтобы уменьшить страдания других и улучшить их благополучие и счастье. Начните практиковать медитацию с помощью этих избранных и популярных руководств:

  1. Осознанность звука с колокольчиками и птицами Мэл Хакстер 8:00
  2. Расслабление с дыханием Мэл Хакстер 12:08
  3. Отдых в осознании Мэл Хакстер 15:21
  4. Любящая доброта Мэл Хакстер 17:24

Пробуждение Будды до сих пор ведет людей по пути пробуждения

Мое собственное путешествие в буддизм началось в 1974 году, когда мне было 18 лет. Хотя в то время я не осознавал этого полностью, как Будда, я хотел освободиться от страданий.

Как и многие подростки, я был растерян, взволнован и потерял равновесие. Став взрослым, размышляя об этом времени, я вижу, что этот дисбаланс возник из-за трудностей, с которыми я столкнулся в раннем подростковом возрасте. За это время мои родители жестоко развелись, меня разлучили с отцом, который затем внезапно умер от сердечного приступа, и я подверглась пьяному насилию со стороны маминых ухажеров. Как и многие потерянные подростки, я тусовался не с теми людьми, занимался мелкими преступлениями и употреблял алкоголь и другие вещества, чтобы облегчить боль.

Меня познакомили с буддийской медитацией в 1975 году. Казалось, это облегчило боль, которую я тогда не понимал полностью. Учения Будды, которые включали в себя медитацию, также давали некоторую ясность относительно моих страданий, их более глубоких причин, возможности быть свободными от страданий и не причиняющего вреда образа жизни, направленного на ментальное, эмоциональное и духовное здоровье.

Движение по пути пробуждения казалось самым важным, что я мог сделать, поэтому я отправился в Таиланд и прожил два года буддийским монахом. В тот период я ​​погрузился в тайскую культуру, выучил язык и жил по монашеским заповедям.

Подробнее: Буддийский монах Карма Еше Рабгье размышляет о восьми буддийских заповедях и о том, как их соблюдать в день соблюдения и самоограничения.

Жизнь монаха включала в себя обучение этике, медитации и мудрости. Это включало в себя связь с монашеской общиной и ее мудрыми старейшинами и внесение активного вклада в эту общину. Это обучение не дало всего, в чем я нуждался, но оно заложило основу для полноценной честной жизни. Я занимаюсь буддийской медитацией уже почти 44 года, посетил множество интенсивных ретритов в безмолвии и регулярно практикую каждый день.

На Пути Пробуждения

Мое собственное буддийское путешествие оказало на меня глубокое влияние. Оно превратило замешательство в ясность, невежество в мудрость, озабоченность собой в альтруизм и страдание в чувство психологической свободы.

Практика была нелегкой, и на этом пути я столкнулся со многими ловушками. В рамках Будды эти трудности понимаются как часть процесса пробуждения, и учения предлагают стратегии для работы с ними и их преобразования.

Мудрость сострадания помогла мне обрести свободу от страданий. Изящное понимание и принятие того, что первая благородная истина Будды, страдание, является неотъемлемой частью процесса реализации третьей истины, свободы, также помогло справиться с трудностями на пути. Практика принятия прибежища в пробуждении Будды, Дхармы и поддержка со стороны сообщества друзей, сверстников, наставников и учителей также являются большой поддержкой. В традиционных буддийских обществах принятие прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе (сообществе тех, кто следует пути Будды) является ключевым признаком буддизма.

Подробнее: Мы спросили буддийского монаха Аджана Ачало и буддийского учителя доктора Майлза Нила, что значит быть буддистом. Прочитайте их вдохновляющие и личные ответы.

Кто такой Будда? — История Сиддхартхи Гаутамы

Будда, или Сиддхартха Гаутама, родился около 567 г. до н. э. в маленьком королевстве у подножия Гималаев. Его отец был вождем клана Шакья. Говорят, что за двенадцать лет до его рождения брахманы предсказали, что он станет либо всеобщим монархом, либо великим мудрецом. Чтобы он не стал аскетом, отец держал его в пределах дворца. Гаутама вырос в царственной роскоши, защищенный от внешнего мира, его развлекали танцовщицы, обучали брамины и обучали стрельбе из лука, фехтованию, борьбе, плаванию и бегу. Когда он достиг совершеннолетия, он женился на Гопе, которая родила сына. У него было, как мы могли бы сказать сегодня, все.

И все же этого было недостаточно. Что-то — что-то такое же настойчивое, как его собственная тень — увлекло его в мир за стенами замка. Там, на улицах Капилавасту, он столкнулся с тремя простыми вещами: больным, стариком и трупом, который несут на место сожжения. Ничто в его спокойной жизни не подготовило его к этому опыту. Когда его возничий сказал ему, что все существа подвержены болезни, старости и смерти, он не мог успокоиться.

Возвращаясь во дворец, он встретил странствующего аскета, мирно идущего по дороге в мантии и с единственной чашей садху. Затем он решил покинуть дворец в поисках ответа на проблему страданий. Попрощавшись с женой и ребенком, не разбудив их, он поехал к опушке леса. Там он обрезал мечом свои длинные волосы и сменил свою красивую одежду на простые одежды аскета.

Обретение Освобождения

Этими действиями Сиддхартха Гаутама присоединился к целому классу людей, выпавших из индийского общества в поисках освобождения. Было множество методов и учителей, и Гаутама исследовал многих — атеистов, материалистов, идеалистов и диалектиков. В отличие от нашего времени, дремучий лес и оживленная рыночная площадь были наполнены звуками тысяч аргументов и мнений.

Гаутама наконец устроился работать с двумя учителями. От Арада Каламы, у которого было триста учеников, он научился дисциплинировать свой ум, чтобы войти в сферу небытия. Но даже несмотря на то, что Арада Калама просил его остаться и учить на равных, он понял, что это не было освобождением, и ушел. Затем Сиддхартха научился входить в концентрацию ума, которая не является ни сознанием, ни бессознательностью, благодаря Удраке Рамапутре. Но и это не было освобождением, и Сиддхартха оставил своего второго учителя.

В течение шести лет Сиддхартха вместе с пятью спутниками практиковал аскезу и концентрацию. Он безжалостно загонял себя, съедая всего одно рисовое зернышко в день, противопоставляя разум телу. Его ребра торчали из истощенной плоти, и он казался скорее мертвым, чем живым.

Срединный путь

Пятеро его спутников покинули его после того, как он принял решение перейти на более существенную пищу и отказаться от аскетизма. Затем Сиддхартха вошел в деревню в поисках еды. Там женщина по имени Суджата предложила ему блюдо с молоком и отдельный сосуд с медом. К нему вернулись силы, Сиддхартха умылся в реке Найранджана, а затем отправился к дереву Бодхи. Он расстелил под ним циновку из травы куша, скрестил ноги и сел.

Он сидел, выслушав всех учителей, изучив все священные тексты и перепробовав все методы. Теперь не на что было опереться, не к кому было обратиться, некуда было идти. Он сидел твердый, неподвижный и решительный, как гора, пока, наконец, через шесть дней его глаза не открылись на восходящей утренней звезде, как говорят, и он понял, что то, что он искал, никогда не было потеряно, ни для него. ни кому другому. Следовательно, нечего было достигать и не было больше никакой борьбы за это.

«Чудо из чудес, — как сообщается, сказал он, — само это просветление является природой всех существ, и все же они несчастны из-за его отсутствия». Так случилось, что Сиддхартха Гаутама проснулся в возрасте тридцати пяти лет и стал Буддой, Пробужденным, известным как Шакьямуни, мудрец Шакьев.

В течение семи недель он наслаждался свободой и спокойствием освобождения. Сначала у него не было желания говорить о своем осознании. Он чувствовал, что это будет слишком сложно для понимания большинства людей. Но когда, согласно легенде, Брахма, глава трех тысяч миров, попросил, чтобы Пробужденный учил, поскольку были те, «чьи глаза были лишь немного затуманены», Будда согласился.

Первая Благородная Истина

Два бывших учителя Шакьямуни, Удрака и Арада Калама, умерли всего за несколько дней до этого, и поэтому он искал пятерых аскетов, покинувших его. Когда они увидели, что он приближается к Оленьему парку в Бенаресе, они решили не обращать на него внимания, так как он нарушил свои клятвы. Тем не менее, они нашли что-то такое сияющее в его присутствии, что встали, приготовили сиденье, омыли ему ноги и слушали, как Будда впервые повернул колесо дхармы, учений.

Связанный: Что такое четыре благородные истины?

Первая Благородная Истина Будды гласит, что вся жизнь, все существование характеризуется духкха.  Санскритское слово, означающее страдание, боль, неудовлетворенность. Даже моменты счастья имеют свойство превращаться в боль, когда мы держимся за них, или, как только они уходят в память, они искажают настоящее, поскольку разум предпринимает неизбежную, безнадежную попытку воссоздать прошлое. Учение Будды основано на прямом проникновении в природу существования. Это радикальная критика принятия желаемого за действительное и бесчисленных тактик эскапизма — будь то посредством политического утопизма, психологической терапии, простого гедонизма или (и именно это в первую очередь отличает буддизм от большинства мировых религий) теистического спасения мистицизма.

Страдание истинно

Духкха благородно, и это правда. Это основа, ступенька, которую нужно полностью понять, от которой нельзя убежать или объяснить. Опыт духкхи, работы ума, ведет ко Второй Благородной Истине, источнику страдания, традиционно описываемого как страстное желание, жажда удовольствий, но также и, что более важно, как жажда продолжения существования, а также небытия. Исследование природы этой жажды ведет к сути Второй Благородной Истины, к идее «я», или «я», со всеми его желаниями, надеждами и страхами, и только тогда, когда это «я» осознано и кажется несущественным, что третья благородная истина, прекращение страдания, реализована.

Первая сангха

Пять аскетов, которые слушали первую речь Будды в Оленьем парке, стали ядром сообщества, сангхи мужчин (женщины должны были войти позже), которые следовали пути Будды описал в своей Четвертой Благородной Истине Благородный Восьмеричный Путь. Эти бхикшу , или монахов, жили просто, имея чашу, халат, иглу, фильтр для воды и бритву, так как они брили головы в знак того, что покинули дом. Они путешествовали по северо-востоку Индии, практикуя медитацию в одиночку или небольшими группами, выпрашивая еду.

Связанный: Благородный Восьмеричный Путь

Однако учение Будды предназначалось не только для монашеской общины. Шакьямуни поручил им донести это до всех: «Идите, о бхикшу, на благо многих, на благо многих, из сострадания к миру, на благо, на пользу, на благо богов и люди.»

В течение следующих сорока девяти лет Шакьямуни ходил по деревням и городам Индии, говоря на местном языке, используя обычные обороты речи, понятные каждому. Он научил деревенского жителя практиковать осознанность, черпая воду из колодца, а когда обезумевшая мать попросила его исцелить мертвого ребенка, которого она несла на руках, он не совершил чуда, а вместо этого велел ей принести ему горчичное зерно из колодца. дом, в котором еще никто не умер. Она вернулась из своих поисков без семени, но со знанием того, что смерть универсальна.

Смерть и непостоянство

По мере распространения славы о Будде короли и другие богатые покровители жертвовали парки и сады для уединения. Будда принял их, но продолжал жить так же, как и с двадцати девятого года: как странствующий садху, выпрашивающий себе еду, проводящий свои дни в медитации. Только вот было одно отличие. Почти каждый день после обеда Будда учил. Ни одно из этих выступлений или последовавших за ними вопросов и ответов не было записано при жизни Будды.

Будда умер в городе Кушинагара в возрасте восьмидесяти лет, съев свинину или грибы. Некоторые из собравшихся монахов были в унынии, но Будда, лежа на боку, положив голову на правую руку, напомнил им, что все непостоянно, и посоветовал принять прибежище в себе и в дхарме — учении. Он задал вопросы в последний раз. Их не было. Затем он произнес свои последние слова: «Итак, монахи, я обращаюсь к вам: все сложные вещи подвержены распаду; усердно стремиться».

Первый сезон дождей после паринирваны Будды . Говорят, что пятьсот старейшин собрались в горной пещере возле Раджагрихи, где они провели Первый Совет. Ананда, который был спутником Будды, повторял все речи, или сутр , которые он слышал, а Упали декламировал двести пятьдесят монашеских правил, Винаю , в то время как Махакашьяпа декламировал Абхидхарму , сборник буддийских психология и метафизика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *