Для вас Юстиниан умер Про один фанатский бунт: Lenta.ru
Однажды в первых числах января 532 года, во время скачек на константинопольском ипподроме, к императору Юстиниану подступилась толпа жалобщиков. Многие из них были облачены в зеленые одежды. Они просили у государя защиты от притеснявших их чиновников. Юстиниан лишь отмахнулся от них, заявив, что они приходят на ипподром не смотреть скачки, а устраивать политические провокации.
Эти жалобщики были прасинами — болельщиками одной из двух сильнейших команд, состязавшихся на константинопольском ипподроме. Возницы этой команды одевались в зеленое, и многие болельщики приходили на ипподром в одежде того же цвета. Главными соперниками прасинов были венеты — их цветом был голубой.
Эти два «фан-клуба» объединяли множество людей из разных социальных слоев: и среди венетов, и среди прасинов попадались как знатные люди, так и простые ремесленники, как богачи, так и бедняки. За определенную команду, как правило, болели целыми кварталами. «Зеленые» и «голубые» кварталы в Константинополе были перемешаны в хаотичную мозаику.
Ипподром, расположенный у самых стен императорского дворца, был сердцем византийской столицы. Гонки на колесницах — древний аналог «Формулы-1» — на протяжении нескольких веков были излюбленным зрелищем римлян и византийцев (в особенности начиная с 400 года, когда были запрещены гладиаторские бои). Это зрелище объединяло всех, от императора до нищего гончара.
От античных демократических традиций, народных собраний, форумов и тому подобного в Византии VI века не осталось и следа. Юстиниан, одержимый желанием отвоевать у варваров Италию и восстановить былую Римскую империю, непрестанно поднимал налоги. Бюрократический аппарат все разрастался. Константинопольский люд мог напрямую обратиться к императору только на ипподроме.
Еще в 331 году император Константин Великий издал эдикт об аккламациях, который легализовал подобные обращения. Технология была простая: в перерывах между заездами некая часть публики принималась скандировать слоган, например, требование отставки какого-либо чиновника. Чтобы «кидать заряды», нередко нанимались специально обученные горлопаны, но скандирование могло возникать и стихийно. Реагировать на него или нет — решать было императору, но когда несколько десятков тысяч человек (всего ипподром вмещал около 100 тысяч зрителей) хором что-то скандируют — не реагировать трудно.
По-видимому, именно посредством таких «зарядов» прасины и обратились к Юстиниану в тот злополучный январский день в 532 году.
Крупнейшие «фан-клубы» складывались многие десятилетия. Хотя в каждом из них были люди самого разного происхождения, положения и убеждений, можно было уловить некоторые «тяготения». Венеты ассоциировались главным образом со старой земельной аристократией из западных владений Византии; прасины же — с торговцами и новой служилой аристократией, происходящими в основном из восточных провинций. «Пехоту» составляла беднота, пользующаяся покровительством этих влиятельных людей. Западные провинции были оплотом православия, восточные — монофизитства и других ересей; соответственно, среди венетов преобладали православные, а среди прасинов — еретики.
Юстиниан, с его мечтами об отвоевании Запада у варваров, с его стремлением к религиозной унификации Византии на основе православия, был, разумеется, венетом.
В тот январский день прасины, помимо всего прочего, пожаловались Юстиниану на то, что к ним относятся как к людям второго сорта, наказывают без вины, а венетов никогда не наказывают за нападения на прасинов. Они рассказали ему о 26 убийствах, совершенных за последнее время на почве противостояния «фан-клубов» ипподрома. Венеты ответили, что это была «подстава», и Юстиниан их поддержал.
В обоих «фан-клубах» имелись сравнительно немногочисленные группировки особо буйной молодежи, которая, как правило, и затевала потасовки на ипподроме и вокруг него. Эти беспокойные юноши именовались стасиотами. Для них в порядке вещей было затеять драку прямо на ипподроме, а потом, насладившись ею, спокойно досмотреть скачки и разойтись по-приятельски. Впрочем, нередко происходили и настоящие побоища и погромы с человеческими жертвами. Многие стасиоты с детства тренировались в особых школах при «фан-клубах» под руководством ветеранов движения — осваивали приемы уличных драк.
Не добившись справедливости у Юстиниана, прасины демонстративно покинули ипподром, тем самым оскорбив и императора, и венетов. Когда скачки закончились, венеты бросились на улицы Константинополя и схлестнулись там со своими врагами. Полилась кровь.
Последовали массовые задержания. Среди разбушевавшихся фанатов выявили семерых зачинщиков беспорядков и приговорили их к смерти. То ли в тот же, то ли на следующий день троих вешали, но сломалась виселица, и двое упали на землю живыми. Появившиеся у места казни монахи объявили, что Господь спас их от смерти, и увели их в церковь. Это было священное убежище, которое не смели осквернить даже солдаты императора, — они дежурили снаружи.
Из этих двоих один был венетом, а другой — прасином. Когда 13 января на ипподроме опять были скачки, оба «фан-клуба» хором скандировали: «Помиловать спасенных Богом!» Это продолжалось несколько часов. Скачки никто не смотрел. Юстиниан, тем не менее, не внял требованиям собравшихся.
С ипподрома венеты и прасины вместе отправились к резиденции градоначальника с требованием убрать солдат от церкви, где скрывались их приговоренные к смерти товарищи. Градоначальник отказал им — и толпа подожгла его дом.
В Константинополе начался бунт. Его участники узнавали друг друга по кличу «Ника!», что по-гречески значит «Побеждай!» Это был, во-первых, традиционный клич болельщиков на ипподроме, а во-вторых, своеобразный «привет» императору, которого было положено приветствовать тем же кличем, но на латыни: «Tu vincas!»
В первый же день мятежа была разгромлена тюрьма, все заключенные разбежались. Были сожжены многие величественные здания вокруг императорского дворца, в том числе собор святой Софии. Пожар охватил значительную часть города, началось мародерство. Под вечер Босфор заполнился лодками: многие горожане в панике бежали на азиатский берег.
Хаос, погромы, пожары и грабежи продолжались несколько дней. Мятежники требовали отменить непомерные налоги и поборы (в частности, «налог на воздух» — штраф за нарушение расстояния между домами) и казнить некоторых одиозных чиновников. Император этих чиновников уволил, но это не помогло. Уже через пару дней мятежники стали пытаться возвести на престол кого-нибудь из потомков прежнего императора Анастасия, — кстати, прасина. В столицу были стянуты дополнительные войска, начались уличные бои.
18 января Юстиниан обратился к толпе на ипподроме с речью, в которой каялся за то, что был несправедлив к прасинам. Но и это не помогло унять мятеж. Часть императорского войска примкнула к мятежникам, большинство подразделений попросту отказались защищать Юстиниана.
Император, вернувшись во дворец, готов был тут же бежать из Константинополя. Немногочисленные придворные, еще оставшиеся при нем, в основном поддерживали его в этом решении. Резко против выступила жена Юстиниана, императрица Феодора. «Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо», — сказала она.
Заявление Феодоры заставило Юстиниана взять себя в руки и дать мятежникам решительный бой. Он произошел там же, где все началось, — на ипподроме. Там, в императорской ложе, восседал Ипатий, племянник Анастасия, которого толпа провозгласила новым правителем. Десятки тысяч собравшихся скандировали ему хвалебные аккламации. Нарсес, подручный Юстиниана, тайком переговорил с несколькими наиболее влиятельными венетами, напомнил им о неизменной симпатии, которую питал к ним Юстиниан, и подкрепил свои слова щедрыми денежными подачками. Вскоре от единодушия бунтовщиков не осталось и следа. На ипподроме началась свалка. Тут ворвались солдаты, руководимые прославленным полководцем Велизарием, началось избиение.
Мятеж был потоплен в крови — на ипподроме были перебиты около 35 тысяч человек. Ипатий был схвачен и казнен на следующий день.
Вскоре Юстиниан приступил к восстановлению разгромленного Константинополя. На месте сожженного собора святой Софии был возведен новый, стоящий и по сей день, — одно из величайших произведений мировой архитектуры.
Юстиниан умер в 565 году, оставив после себя образцово кодифицированное законодательство и пустую казну. Он до конца жизни оставался рьяным венетом, и время от времени всплески насилия на почве соперничества фанатских группировок на ипподроме заставляли жителей Константинополя с содроганием вспомнить мятеж 532 года. Преемник Юстиниана, Юстин II, в качестве одного из первых своих шагов после воцарения направил два послания. Одно было адресовано прасинам, столько претерпевшим от прежнего императора: «Для вас Юстиниан жив». Другое — венетам, которые пользовались его неизменным покровительством: «Для вас Юстиниан умер».
Грешная святая императрица • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсИсторические подделки и подлинникиЛекцииМатериалыФеодора, жена Юстиниана: жадная, развратная и циничная — в описании современника, раскаявшаяся грешница, ставшая святой, — в описании другого святого
Подготовила Юлия Богатко
Свидетельства о жизни византийской царицы Феодоры (500–548; на троне с 527 года) чрезвычайно противоречивы. С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего — скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора). С другой — о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский проповедник и писатель конца XVII — начала XVIII века. упоминает ее в своих «Житиях святых» — правда, в связи с мужем Юстинианом Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры чтят 14 ноября.: «Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии».
Сегодня уже точно известно, что «Тайная история» — исторический подлинник. Прокопий, имевший возможность непосредственно наблюдать жизнь Феодоры, описывал не только ее юность, но и ее замужнюю жизнь как имеющую мало общего с благочестием. Например, так: «Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению».
Как же случилось, что эта противоречивая женщина была признана святой?
Судя по описанию Прокопия, юность Феодоры и вправду была яркой:
«Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. <…> С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием».
Прокопий Кесарийский «Тайная история»
Однако историк конца XIX — начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих «Византийских портретах» замечает, что «еще при жизни ее [Феодоры] необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в „Тайной истории“.
После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды». Актриса и куртизанка Феодора до знакомства с императором Юстинианом. Франция, 1888 год © Leemage / Bridgeman Images / FotodomСам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византий и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось «сойтись с другим мужчиной», тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где «познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами». Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, «где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм».
«Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене.
В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла
и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом.
В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда
и двадцати лет».
В общем, заключает Диль, немудрено, что в таких обстоятельствах у нее было «мало развито нравственное чувство».
И вот в разгар своей славы Феодора исчезает со сцены светской жизни. Историки установили, что в ту пору она сошлась с любовником — правителем одного из городов римской провинции, была им брошена и осталась без средств к существованию. Тогда ей пришлось перебраться в египетскую столицу — Александрию, которая кроме того что была большим коммерческим центром, также известна с IV века как одна из столиц христианства. Богословские споры, религиозные фанатики всех мастей — в такой обстановке оказалась Феодора. Тут она попала под влияние некоторых церковных деятелей, в частности святителя Чин святых высшей степени священства — архиереев. Тимофея IV Александрийского и будущего святого Севира Антиохийского Антиохийский патриарх (512–518 годы), основатель севирианства. Почитается некоторыми древневосточными церквями как святой., обращавшегося с проповедями к женщинам. Так что, пишет Диль, «когда она возвратилась в Константинополь, это уже была женщина более положительная, зрелая, чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений; она старалась, искренно ли или нет, вести самую уединенную и целомудренную жизнь. Одно предание гласит, что она жила в маленьком домике, скромно и честно, занималась пряжей и охраняла дом, как римские матроны доброго старого времени. Тут она и встретилась с Юстинианом». Юстиниан влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями.
Вероятно, здесь и начинается другая Феодора — «великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку».
В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала
и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные. Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства.
Одна из самых ярких политических побед Феодоры — усмирение бунта, названного словом «Ника»: бунтовщики объединились против Юстиниана, сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендентов на престол племянников бывшего императора Анастасия — Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, в результате которой все одумались, вооруженные силы были приведены в готовность, бунтовщики подкуплены, разделены и перебиты, претенденты на престол казнены, и порядок восстановлен.
Действительно (и тут все историки соглашаются), колеблющийся
и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести
без жены. А его неоценимый вклад в политику государства и церкви Димитрий Ростовский перечисляет в «Житиях…»: он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил
и построил для обращенных 90 церквей. Борясь с монофизитами, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют
в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви. Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный
из которых — храм Святой Софии в Константинополе.
Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: «[Юстиниан и Феодора] в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них».
В частности, дружба Феодоры с монофизитами (она вернула их из изгнания и разрешила пользоваться своим дворцом для служб и уставной жизни) объяснялась историками как дальновидная милость и благоволение
к диссидентам, что в случае их победы могло гарантировать Юстиниану милость теперь уже к нему и его династии.
Конечно, пишет Диль, возможно, что в «силу своего властолюбивого характера и привычки подчинять все целям своей политики Феодора иногда несколько нескромно вмешивалась в дела, ничуть ее не касавшиеся». Здесь имеются в виду браки, которые любила устраивать императрица. Вот как Прокопий описывает этот ее обычай в «Тайной истории»:
«…все браки она устраивала с неким божественным могуществом.
До совершения брака люди не устраивали никакой помолвки
по добровольному согласию. Но у каждого мужчины жена объявлялась неожиданно, и не потому, что она ему понравилась, что в обычае даже
у варваров, но потому, что того пожелала Феодора. И то же самое приходилось претерпевать женщинам. Зачастую она удаляла новобрачную из брачного чертога, оставив новобрачного в одиночестве лишь потому, что это ей не нравилось, как в ярости говорила она».
Феодора действительно считала институт брака святым и пеклась о его упрочении, иногда заставляя силой почитать священные узы. По словам одного историка, она также была «по природе склонна помогать женщинам, попавшим в беду». Сама пройдя через нужду и унижение, она пользовалась своим влиянием, чтобы облегчить участь падших женщин и актрис или же тех,
кто неудачно вышел замуж и с кем дурно обращались.
«Феодора радела и о том, чтобы придумать наказания для тех, кто грешил своим телом. И вот, собрав более пятисот блудниц, которые торговали собой, только чтобы не умереть с голоду, и отправив их
на противолежащий материк, она заключила их в так называемый монастырь Раскаяния, принуждая их переменить образ жизни.
Некоторые же из них ночью бросились с высоты и таким путем
избавились от нежеланной перемены».
К концу Феодориной жизни Севир именует ее «царицей, которая чтит Христа». Для Иоанна Эфесского Иоанн Эфесский (ок. 507–586) — епископ Асийский. она — «правоверная царица». Михаил Сириянин Михаил Сириянин — историк, патриарх Антиохии с 1166 по 1199 год. свидетельствует, что она заботилась ο мире церквей больше, чем муж,
и побуждала его работать в этом направлении. Умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви.
29 июня 548 года Феодора умерла от рака. Память о ней для Юстиниана была священной, он имел обыкновение клясться ее именем, а те, кто хотел понравиться императору, напоминали ему о прекрасной и мудрой царице, которая «быв тут, на земле, его верной сотрудницей, молила теперь Бога о своем супруге».
Источники
- Диль Ш. Византийские портреты.
М., 1994.
- Карташев А. В. Вселенские Соборы.
Париж, 1963.
- Прокопий Кесарийский. Тайная история.
М., 1993.
Теги
Церковь
Радио ArzamasВсе ли получат по заслугам?
Продолжение подкаста «Точки опоры». Культуролог Анна Шмаина-Великанова рассказывает о том, что авторы библейских книг думали о смерти, любви, свободе и других вещах, которые волнуют нас и сегодня. В четвертом выпуске — Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
13 минут
1/3
«Тайная история» Прокопия Кесарийского
Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора
Читает Сергей Иванов
Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора
14 минут
2/3
«Записка готского топарха»
Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили
Читает Сергей Иванов
Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили
15 минут
3/3
«Слово о полку Игореве» и «Велесова книга»
Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть
Читает Сергей Иванов
Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть
Материалы
Зачем фальсифицируют историю
Объясняет историк Иван Курилла
Фейк или нет?
Тест на историческую доверчивость
Сергей Иванов: «Гуманитарная наука все переоткрывает»
Недоказанные (пока) подделки
«Тихий Дон», татищевские известия и другие ценности, про которые мы не знаем всей правды
Детектив про «Слово о полку Игореве»
Петербургский филолог Александр Бобров раскрыл похищение шедевра
Почему «Велесова книга» — это фейк
10 причин, почему она не может быть подлинной
Грешная святая императрица
Противоречивое житие Феодоры, жены Юстиниана
Закон Мейера и его нарушитель
Как уникальный ритмический «почерк» помог опознать византийского историка
Прокопий Кесарийский и Михаил Кокшенов
Советский фильм «Русь изначальная» как источник сведений о Византии
Кто подделывал российские древности
Рассказ Александра Лифшица о знаменитых фальсификаторах
Самые таинственные слова в мире
Были ли русичи? Для чего использовали блудорез? Кто такой герцумсролик?
Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»
От Пушкина до Зализняка: хроника
Жулики и воры в Византии
Криминальная хроника из «Тайной истории» Прокопия Кесарийского
Поддельные русские в ненастоящем Крыму
Знаменитая историческая фальсификация в комментариях
Андрей Зализняк против дилетантов и фальсификаторов
Научно-популярная книга великого лингвиста
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Смерть Юстиниана I | History Today
Задолго до времен Юстиниана вторжения варваров фактически разрушили Римскую империю на Западе, но он изо всех сил пытался восстановить ее. Он родился примерно в 482 году на Балканах в крестьянской семье, которая столетия спустя станет Сербией. Возможно, он был последним римским императором, чьим родным языком была латынь, хотя она и была деревенской и неотесанной. Очень умный, решительный и сильный духом, он был чрезвычайно честолюбив, и, к счастью для него, его мать была младшей сестрой видного военного деятеля Константинополя по имени Юстин, который стал командиром императорской гвардии. Еще большее счастье, что у Джастина не было детей.
Юстиниан отправился в Константинополь к своему дяде и получил прекрасное образование. Это не улучшило его латынь, и он всегда говорил по-гречески с неправильным акцентом, но Джастин быстро начал ценить ум, эффективность и преданность своего племянника. В 518 году Юстин использовал свое положение вместе с большим количеством денег, чтобы стать императором. Юстиниан теперь был самым доверенным помощником своего стареющего дяди. По мнению некоторых писателей, он был силой за троном. Во всяком случае, в 527 году Юстин сделал его соправителем с титулом Августа, а когда Юстин умер в том же году, Юстиниан, которому сейчас было около 45 лет, стал единоличным императором. К тому времени он женился на любви всей своей жизни, соблазнительной артистке и куртизанке, которая теперь стала императрицей Феодорой и оказывала на него большое влияние, пока не умерла, пронизанная болезнью, в 548 году. У них с Юстинианом не было детей и он больше не женился.
В первые годы правления Юстиниана как императора византийская армия была занята борьбой с персами, но, дав персидскому правителю крупную взятку золотом, Юстиниан смог заключить с ним «договор о вечном мире» в 532 году. Это длилось недолго. , но это позволило ему обратить свое внимание и внимание его самого грозного полководца Велисария на Запад. Они начали с королевства вандалов в Северной Африке. Флот военных кораблей и судов с войсками покинул Константинополь в 533 году, и немногим менее чем через год Северная Африка была возвращена Византийской империи вместе с Сардинией, Корсикой и Балеарскими островами.
В Италии долгое время господствовали остготы. Теодорих Великий, умерший бездетным в 526 году, теоретически был византийским чиновником, но на самом деле он был независимым правителем. Его смерть вызвала ожесточенные ссоры между остготами, и в 535 году Юстиниан послал Велизария вторгнуться на Сицилию. Затем он взял Неаполь и Рим, а в 540 году вошел в Равенну, столицу остготов. Однако они были далеко не покорены, и только в 550-х годах, после многих лет боев, византийцы достигли такой степени контроля, которая продлилась до смерти Юстиниана. Тем временем на Балканах шли постоянные бои между византийцами и варварскими захватчиками.
Сам Юстиниан не сражался. Из Константинополя он провел реформу правовой системы и руководил весьма влиятельной кодификацией римского права. Помимо развития торговли и промышленности, он осуществил масштабную программу строительства в империи, включая церкви и монастыри, приюты для сирот, укрепления, мосты и акведуки. Он также поощрял литературу и искусство и делал все возможное, чтобы искоренить язычество и направить христианство через хаотическое изобилие ересей.
Тот факт, что Юстиниан был бездетным и из соображений самозащиты позаботился о том, чтобы не назвать преемника, стал важным в его последние годы, когда его племянник Юстин выступил в качестве советника. Юстин был женат на племяннице Феодоры Софии и был в близких отношениях с Тиберием, командиром императорской гвардии, что он хотел использовать в своих интересах.
Юстиниану было около 83 лет, когда он умер ночью в императорском дворце. Единственным человеком в комнате был пожилой аристократ по имени Каллиних, который пошел рассказать об этом Юстину и Софии. С ними было несколько сенаторов. Каллиних сказал им, правда это или нет, что перед смертью Юстиниана он назначил Юстина своим преемником. Юстин и София возглавили группу в императорском дворце, где их дружелюбно встретили Тиберий и императорская гвардия под пение птиц на рассвете, а Юстин был коронован Константинопольским патриархом, другим его близким человеком, чтобы возгласы всех присутствующих. Последовательность событий имеет отчетливо заранее организованный вид.
Тело Юстиниана пронесли процессией в его саркофаге мимо наблюдающих за толпой людей, чтобы его похоронили в его мавзолее в церкви Святых Апостолов. Он был обнаружен там, когда четвертый крестовый поход вошел в Константинополь в 1204 году, и крестоносцы разграбили его.
Чума Юстиниана — Diaspora Travel Greece
История греческой диаспоры
Чума Юстиниана, также иногда называемая Юстинианской чумой, была пандемией, которая в значительной степени затронула Восточную Римскую империю, более известную как Византийская империя, в 541 году. -542 г. н.э. Чума продолжала появляться и сеять хаос в Средиземноморье до 750 года нашей эры.
Восточная Римская империя (Византийская империя) во времена Юстинианской чумы
Важно уточнить, что жители того времени считали себя римскими гражданами (Romoioi по-гречески), а Восточную Римскую империю — истинным продолжением римской Империя. Термин «византийский» не входил в употребление до 16 века и широко использовался в 19 веке, когда западные историки хотели отличить Восточную Римскую империю от Священной Римской империи. В этой статье мы будем использовать термин, который сегодня чаще всего ассоциируется с империей — Византийская империя.
Хотя во времена Юстинианской чумы большинство жителей империи говорили по-гречески, официальный язык не менялся с латыни на греческий еще 80 лет (620 г. до н.э.). Во время чумы Византийская империя покрывала всю Грецию; большая часть Иллирии, Малой Азии, Израиля и Египта; и часть Северной Африки. Около 10 лет назад Византийскую империю потрясли восстания Ники, в результате которых была разрушена половина Константинополя и погибли десятки тысяч человек.
Карта Византийской империи 527-565 гг. н.э., во время Юстинианской чумыКем был Юстиниан и почему его назвали Юстиниановской чумой или Юстинианской чумой?
Юстиниан, также известный как Юстиниан I или Юстиниан Великий, был византийским императором между 527-565 годами нашей эры. Юстиниан, которого часто называют последним латинским императором, стремился восстановить Древнюю Римскую империю, отвоевав многие западные земли. К концу своего правления он добился в значительной степени успеха, отвоевав Италию, Далмацию, большую часть южной части Пиренейского полуострова и большую часть Северной Африки.
Чума была названа в честь Юстиниана в основном из-за того, что она произошла во время его правления императором, а также из-за того, что он сам заразился чумой.
Мозаика византийского императора Юстиниана IЮстиниан и Феодора
Юстиниан и Феодора были одной из первых «властных пар» в истории. Феодора работала актрисой и проституткой до того, как встретила будущего императора, что вызвало много споров среди знати того времени.
Феодора оказала очень сильное влияние на Юстиниана и Византийскую империю, настолько сильное, что во время беспорядков Ника в 532 году нашей эры (за десять лет до Юстинианской чумы) говорят, что, поскольку Юстиниан думал о бегстве из Константинополя, Феодора произнесла мотивационную речь. говоря, что «рейс — неправильный курс, даже если он должен привести нас в безопасное место. Невозможно человеку, родившись в этот мир, не умереть; но для того, кто царствовал, невыносимо быть беглецом. Да не лишусь я никогда этого пурпурного одеяния, и да не увижу я того дня, когда те, кто встретит меня, не назовут меня императрицей. » Ее трогательные слова убедили Юстиниана и присутствующего лорда остаться и защищать город от мятежников, а остальное уже история.
Мозаика византийской императрицы ФеодорыРассказ Прокопия о Юстиниановской чуме
Большая часть того, что мы знаем о Юстинианской чуме, является результатом работы Прокопия в его книге Тайная история . Прокопий, также известный как Прокопий Кесарийский, был византийским греческим ученым и историком из Палестины Прима. Он считается крупным историком 6 th Века, сопровождал полководца Юстиниана – Велисария в его битвах.
Каковы были симптомы чумы Юстиниана?
В своей книге «Тайная история » Прокопий описывает симптомы чумы Юстиниана как включающие бред; кошмары; лихорадки; отеки в области паха, подмышек и за ушами. Страдания одних длились днями, а у других смерть наступала почти сразу после появления первых симптомов.
Что считалось болезнью, вызвавшей Юстинианову чуму?
Основываясь на описании Прокопием чумы Юстиниана, на протяжении всей истории считалось, что причиной болезни была бубонная чума. Прокопий даже обвинил в пандемии самого императора, утверждая, что Юстиниан должен быть либо дьяволом, либо должен быть наказан Богом.
Каким типом чумы была Юстинианская чума?
В 2013 году после обширного ДНК-тестирования костей Юстинианской чумы исследователи подтвердили, что на самом деле типом чумы была бубонная чума (Yersinia pestis). Также очень возможно, что легочная чума и септическая чума также присутствовали во время чумы Юстиниана.
Бубонная чума — это тот же тип чумы, который опустошил Европу примерно 800 лет спустя и стал известен как «черная смерть».
Чума Юстинианского происхождения?
Прокопий определяет начало чумы в Египте, в Пелусии на северном и восточном берегах реки Нил. Хотя Египет, возможно, был местом, где чума проникла в Византийскую империю, ее происхождение лежит в гораздо более отдаленных землях. Многие другие теории вращаются вокруг Юстинианской чумы, возникшей в Африке.
Исследования бубонной чумы (Yersinia pestis) показывают, что этот тип чумы возник в Центральной Азии, преимущественно в Китае и Северо-Восточной Индии. Скелет, найденный в районе Тянь-Шаня (в основном на территории современного Кыргызстана), датируемый примерно 180 годом нашей эры и идентифицированный как «ранний гунн», содержит ДНК бубонной чумы (Yersinia pestis), тесно связанной с Юстиниановской чумой. в византийских образцах костей. Следовательно, Юстинианова чума, скорее всего, возникла в Средней Азии.
Кости из братской могилы жертв Юстиниановской чумыКак распространялась Юстинианова чума?
Продвинутые торговые пути и война — главный виновник распространения Юстинианской чумы. Стремление Юстиниана отвоевать бывшие римские земли, а также сохранить существующие земли Византийской империи привело к ранним сражениям с остготами, вандалами, берберами, франками, славянами, аварами и другими варварскими племенами. Это взаимодействие с чужеземцами и грызунами/блохами на чужбине, вероятно, способствовало распространению чумы.
Столица Византийской империи – Константинополь стратегически располагалась между Черным и Эгейским морями. Поскольку город был центром торговли и коммерции из Китая, Ближнего Востока, Северной Африки и Европы, он стал благодатной почвой для чумы.
Юстинианова чума число погибших
По оценкам, Юстинианова чума унесла жизни от 30 до 50 миллионов человек. Для сравнения: в то время это была почти половина населения мира!
Прокопий сообщил, что в Константинополе ежедневная смертность достигнет 10 000 человек. Хотя современные историки считают, что реальное ежедневное число погибших было ближе к 5000 человек; это по-прежнему означает, что город потерял 20-40% своих жителей из-за Юстинианской чумы. На остальной территории Византийской империи погибло около 25% населения.
Юстинианова чума эскизКак Юстинианова чума повлияла на Византийскую империю?
Юстинианская чума резко ослабила Византийскую империю, преимущественно в экономическом и человеческом отношении. Это затруднило сохранение недавно завоеванных земель под властью Юстиниана. После Юстиниана, в 568 г. до н.э., византийцы уступили большую часть Северной Италии лангобардам. Византийская империя продолжала постепенно терять территорию в последующие века, за некоторыми исключениями.
Чума Юстиниана картинаЧто остановило чуму?
Первая вспышка Юстинианской чумы закончилась в 542 г. до н.э., но продолжала появляться снова, пока в конце концов не закончилась в 750 г. н.э. Подобный тип бубонной чумы не появлялся в Европе до 14 века.
Что же касается того, что на самом деле остановило чуму в 750 г. н.э., ну, по крайней мере, еще на 800 лет, то профессор истории Томас Мокайтис считает, что « лучшее предположение состоит в том, что большинство людей в условиях пандемии каким-то образом выживают, а те, кто выжить иметь иммунитет. »
Как погиб Юстиниан?
Сам Юстиниан заразился чумой, но выжил. Византийскому императору было около 83 лет, когда он умер в Константинополе 14 ноября 565 года нашей эры. Вероятно, умирая от старости, единственным человеком в комнате был пожилой аристократ по имени Каллиних. Юстин II, племянник Юстиниана, был назван наследником престола Византийской империи.
Есть ли у вас родственная связь с византийскими греками? Проследите свою родословную, чтобы узнать. Существует ряд доступных тестов ДНК, но наиболее распространенным и надежным из них является сайт Ancestry.