Русские поэты 16 века: Писатели 16 века

Содержание

Русская литература 16 века [России] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat

Основная статья: Русская культура в 16 веке

Содержание (план)

1. Известные книги 16 века

1.1. Азбуковники

1.2. Домострой

1.3. Никоновская летопись

1.4. Лицевой свод

1.5. Степенная книга

1.6. Великие Минеи Четьи

2. Русские писатели 16 века

2.1. Максим Грек

2.2. Иван Пересветов

3. Публицистика 16 века

3.1. Казанская история

3.2. Переписка Ивана Грозного с Курбским

4. Историческая песня

5. Народное творчество

6. Карты

Известные книги 16 века

В середине XVI века русское обще­ство, только что пережившее длительный период боярских смут и хаоса, стремилось навести порядок во всех областях жизни, со­брать и систематизировать свои духовные ценности. Ответом на эту потребность стал целый ряд обобщающих трудов.

Митрополит Макарий подготовил Великие Минеи Четьи — 12-томное собрание всех известных на Руси житий святых. Его ученик и преемник на митрополичьей кафедре Афанасий создал своего рода энциклопедию русской истории — Степенную книгу. Царские дьяки подготовили новый свод законов (Судебник 1550 года), а сам Иван IV в своих во­просах к высшему духовенству на соборе 1551 г. (Стоглав) собрал воедино все главные проблемы тогдашней церкви. В этом ряду обобщающих трудов стоит и знаменитый Домострой — собрание на­ставлений по семейным отношениям и домашнему хозяйству.

Азбу­ковники

Популярностью пользовались «Азбу­ковники». В них, как в современных эн­циклопедических словарях, в алфавит­ном порядке приводились сведения о природе, растительном и животном ми­ре, разных странах. Содержащиеся в «Аз­буковнике» знания иногда были фанта­стическими. Однако интерес к тайнам природы и человека увеличивал спрос на эти книги.

Домострой

см. Домострой

Домострой — это уникальное сочинение XVI века, которое позволяет заглянуть в повседневную жизнь средневековой Руси. Полагают, что его составителем был один из членов Избранной рады, священник Благовещенского собора Мо­сковского Кремля Сильвестр. Одни советы Домостроя покажутся нам сегодня безнадёжно устаревшими, другие — смешными и наив­ными, а третьи — вполне разумными.

Никоновская летопись

При митрополите Макарии русское летописание было сведено в огромный свод — Никоновскую летопись.

Лицевой свод

Позже для царя изго­товили большой многотомный Лицевой свод. Его страницы были украшены тысячами «лиц» — миниатюр. Лицевой свод включал всю мировую и русскую историю.

Степенная книга

Степенная книга XVI в. впервые излагала историю Руси не по годам, а по правлениям великих князей. Они рассматривались как «ступени» («степени») развития страны, ведущие её к величию.

Великие Минеи Четьи

По инициативе митрополита Макария была собрана в 12 томах вся литература для «душеполезного чтения». В эти, как их назвали, «Великие минеи четьи» вошло огромное количество русских и пе­реводных житий, повестей, хождений (рассказы путешественни­ков), интересных историй, нравоучительных рассказов и пропо­ведей. Их предполагалось читать по месяцам и дням.

Русские писатели 16 века

Максим Грек

Время Василия III оставило после себя не так много литературных произведений. На этом неярком фоне выделяется фигура Максима Грека — греческого монаха с Афона и одного из самых известных писателей русского Средневековья. Он приехал в Москву в 1518 г. для перевода богослужебных книг. Максим Грек много работал как писатель и публицист. Полагают, что им создано в общей сложности более 300 произведений — по­сланий, поучений, богословских трактатов, памфлетов против ино­верцев. За смелую критику действий великого князя писатель мно­гие годы провёл в монастырской темнице.

Иван Пересветов

В середине XVI в. расцвёл публицистический талант Ивана Пересветова. Подобно Максиму Греку, он прошёл долгий и трудный жизненный путь. Воин, уроженец Великого кня­жества Литовского, Пересветов служил нескольким правителям Ев­ропы. В конце 30-х гг. XVI в. судьба занесла его в Москву. Много повидавший Пересветов размышлял о формах государственной вла­сти, советуя московским правителям поддерживать простых «воинников» и ограничивать могущество аристократии. Своё главное сочинение — «Большую челобитную» — публицист передал царю Ивану IV. Неизвестно, читал ли тот советы Пересветова. Однако по­литические взгляды молодого царя и старого солдата удивительным образом совпадали.

Публицистика 16 века

Большим богатством и разнообразием отличается русская ли­тература второй половины XVI в. — времени стремительных взлё­тов и глубоких падений молодого Московского государства. В это время развивалась русская публицистика — литература, в которой освещается политическая и общественная жизнь.

Одним из известных публицистов был Иван Пересветов. Он пи­сал о том, как и какие реформы следует провести в стране. К жанру публицистики относится и переписка Ивана IV с князем Курбским.

Ка­занская история

Уже первый крупный успех Ивана IV — взятие Казани в 1552 г. — стал темой для большого историко-публицистического сочинения — «Ка­занской истории». Её автором был неизвестный по имени русский пленник, проживший много лет в Казани при дворе ханов и осво­бождённый при взятии города царскими войсками. Он хорошо знал родословную казанских ханов, их внутренние отношения. При этом он оставался патриотом Русской земли, убеждённым сторонником московского государя.

Переписка Ивана Грозного с Курбским

Переписка Ивана Грозного с Курбским стала подлинной жемчужиной средневековой русской литературы.

Бежавший в Литву весной 1564 г. Андрей Михайлович Курбский происходил из рода ярославских князей. Это был умный и весьма образованный человек. Не желая прослыть обычным изменником, он оправдывает свой побег принципиальным нежеланием служить кровавому тира­ну.

Курбский обвиняет Ивана в несправедливых гонениях и казнях, резко осуждает безграничный произвол царя Ивана, установившийся после разгона Избранной рады. Иван IV в от­ветах решительно отметает все упрёки и доказывает право государя единолично распоряжаться судьбой любого из подданных, оправдывает свои действия изменой бояр и боже­ственным происхождением своей власти. Переписка показывает высокую степень кругозора и образованности каждого. В письмах Ивана IV приводятся факты из Библии, из мировой и отечествен­ной истории.

Загрузка…

Чекан­ной формулой российского самодержавия звучат слова царя Ивана: «…а мы своих холопов жаловать вольны, а и казнить вольны же…»

Помимо ответов Курбскому, Иван Грозный написал ещё целый ряд посланий. Их отличает живость и сочность языка, склонность к сар­казму, широкое использование цитат из Священного Писания. Про­должил свою литературную работу и князь Курбский. В эмиграции им была написана «История о великом князе Московском» — своего рода хроника злодеяний Ивана IV. Это обширное произведение слу­жит одним из главных источников по истории опричнины. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Историческая песня

Литература второй половины XVI в. обогатилась и таким жан­ром, как историческая песня (песни о взятии Казани, о Ермаке, о царе Иване Васильевиче, прозванном Грозным). Образ царя в эт­их песнях выглядит противоречивым. С одной стороны, это спра­ведливый и добрый царь, с другой, осуждалась его жестокость по отношению «к старым и малым». Опричник Малюта Скуратов в этих песнях справедливо изображался злодеем.

Народное творчество

В народном творчестве были переработаны былины, где борьба против половцев соединялась с борьбой против ордынцев. Исто­рик Б. Д. Греков писал: «Былины — это история, рассказанная самим народом. Тут могут быть неточности, но оценка событий всегда вер­на, поскольку народ был не простым свидетелем событий, а непо­средственно творившим эти события».

Карты

Во времена Ивана IV пополнялись и расширялись знания о сво­ей стране и об окружающих государствах. Были созданы первые ру­кописные карты северных морей — Белого, Баренцева (Студёного), Карского. В 1567 г. два казачьих атамана — Иван Петров и Бурнак Ялычев — достигли Монголии и Китая, побывали в Пекине. Они пред­ставили описание этих стран.

Категории:

Россия в XVI веке Русская литература XVI века Искусство Русского государства

Вопросы к этой статье:

  • Почему в XVI в. исчезают многие местные школы летописания?

  • Как связаны политиче­ская история XVI в.

    и развитие литературы?
  • Расскажите о начале книго­печатания в России.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Русская литература 16 века [России] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat

Основная статья: Русская культура в 16 веке

Содержание (план)

1. Известные книги 16 века

1.1. Азбуковники

1.2. Домострой

1.3. Никоновская летопись

1.4. Лицевой свод

1.5. Степенная книга

1.6. Великие Минеи Четьи

2. Русские писатели 16 века

2.1. Максим Грек

2.2. Иван Пересветов

3. Публицистика 16 века

3.1. Казанская история

3.2. Переписка Ивана Грозного с Курбским

4. Историческая песня

5. Народное творчество

6. Карты

Известные книги 16 века

В середине XVI века русское обще­ство, только что пережившее длительный период боярских смут и хаоса, стремилось навести порядок во всех областях жизни, со­брать и систематизировать свои духовные ценности. Ответом на эту потребность стал целый ряд обобщающих трудов.

Митрополит Макарий подготовил Великие Минеи Четьи — 12-томное собрание всех известных на Руси житий святых. Его ученик и преемник на митрополичьей кафедре Афанасий создал своего рода энциклопедию русской истории — Степенную книгу. Царские дьяки подготовили новый свод законов (Судебник 1550 года), а сам Иван IV в своих во­просах к высшему духовенству на соборе 1551 г. (Стоглав) собрал воедино все главные проблемы тогдашней церкви. В этом ряду обобщающих трудов стоит и знаменитый Домострой — собрание на­ставлений по семейным отношениям и домашнему хозяйству.

Азбу­ковники

Популярностью пользовались «Азбу­ковники». В них, как в современных эн­циклопедических словарях, в алфавит­ном порядке приводились сведения о природе, растительном и животном ми­ре, разных странах. Содержащиеся в «Аз­буковнике» знания иногда были фанта­стическими. Однако интерес к тайнам природы и человека увеличивал спрос на эти книги.

Домострой

см. Домострой

Домострой — это уникальное сочинение XVI века, которое позволяет заглянуть в повседневную жизнь средневековой Руси. Полагают, что его составителем был один из членов Избранной рады, священник Благовещенского собора Мо­сковского Кремля Сильвестр. Одни советы Домостроя покажутся нам сегодня безнадёжно устаревшими, другие — смешными и наив­ными, а третьи — вполне разумными.

Никоновская летопись

При митрополите Макарии русское летописание было сведено в огромный свод — Никоновскую летопись.

Лицевой свод

Позже для царя изго­товили большой многотомный Лицевой свод. Его страницы были украшены тысячами «лиц» — миниатюр. Лицевой свод включал всю мировую и русскую историю.

Степенная книга

Степенная книга XVI в. впервые излагала историю Руси не по годам, а по правлениям великих князей. Они рассматривались как «ступени» («степени») развития страны, ведущие её к величию.

Великие Минеи Четьи

По инициативе митрополита Макария была собрана в 12 томах вся литература для «душеполезного чтения». В эти, как их назвали, «Великие минеи четьи» вошло огромное количество русских и пе­реводных житий, повестей, хождений (рассказы путешественни­ков), интересных историй, нравоучительных рассказов и пропо­ведей. Их предполагалось читать по месяцам и дням.

Русские писатели 16 века

Максим Грек

Время Василия III оставило после себя не так много литературных произведений. На этом неярком фоне выделяется фигура Максима Грека — греческого монаха с Афона и одного из самых известных писателей русского Средневековья. Он приехал в Москву в 1518 г. для перевода богослужебных книг. Максим Грек много работал как писатель и публицист. Полагают, что им создано в общей сложности более 300 произведений — по­сланий, поучений, богословских трактатов, памфлетов против ино­верцев. За смелую критику действий великого князя писатель мно­гие годы провёл в монастырской темнице.

Иван Пересветов

В середине XVI в. расцвёл публицистический талант Ивана Пересветова. Подобно Максиму Греку, он прошёл долгий и трудный жизненный путь. Воин, уроженец Великого кня­жества Литовского, Пересветов служил нескольким правителям Ев­ропы. В конце 30-х гг. XVI в. судьба занесла его в Москву. Много повидавший Пересветов размышлял о формах государственной вла­сти, советуя московским правителям поддерживать простых «воинников» и ограничивать могущество аристократии. Своё главное сочинение — «Большую челобитную» — публицист передал царю Ивану IV. Неизвестно, читал ли тот советы Пересветова. Однако по­литические взгляды молодого царя и старого солдата удивительным образом совпадали.

Публицистика 16 века

Большим богатством и разнообразием отличается русская ли­тература второй половины XVI в. — времени стремительных взлё­тов и глубоких падений молодого Московского государства. В это время развивалась русская публицистика — литература, в которой освещается политическая и общественная жизнь.

Одним из известных публицистов был Иван Пересветов. Он пи­сал о том, как и какие реформы следует провести в стране. К жанру публицистики относится и переписка Ивана IV с князем Курбским.

Ка­занская история

Уже первый крупный успех Ивана IV — взятие Казани в 1552 г. — стал темой для большого историко-публицистического сочинения — «Ка­занской истории». Её автором был неизвестный по имени русский пленник, проживший много лет в Казани при дворе ханов и осво­бождённый при взятии города царскими войсками. Он хорошо знал родословную казанских ханов, их внутренние отношения. При этом он оставался патриотом Русской земли, убеждённым сторонником московского государя.

Переписка Ивана Грозного с Курбским

Переписка Ивана Грозного с Курбским стала подлинной жемчужиной средневековой русской литературы.

Бежавший в Литву весной 1564 г. Андрей Михайлович Курбский происходил из рода ярославских князей. Это был умный и весьма образованный человек. Не желая прослыть обычным изменником, он оправдывает свой побег принципиальным нежеланием служить кровавому тира­ну.

Курбский обвиняет Ивана в несправедливых гонениях и казнях, резко осуждает безграничный произвол царя Ивана, установившийся после разгона Избранной рады. Иван IV в от­ветах решительно отметает все упрёки и доказывает право государя единолично распоряжаться судьбой любого из подданных, оправдывает свои действия изменой бояр и боже­ственным происхождением своей власти. Переписка показывает высокую степень кругозора и образованности каждого. В письмах Ивана IV приводятся факты из Библии, из мировой и отечествен­ной истории.

Загрузка…

Чекан­ной формулой российского самодержавия звучат слова царя Ивана: «…а мы своих холопов жаловать вольны, а и казнить вольны же…»

Помимо ответов Курбскому, Иван Грозный написал ещё целый ряд посланий. Их отличает живость и сочность языка, склонность к сар­казму, широкое использование цитат из Священного Писания. Про­должил свою литературную работу и князь Курбский. В эмиграции им была написана «История о великом князе Московском» — своего рода хроника злодеяний Ивана IV. Это обширное произведение слу­жит одним из главных источников по истории опричнины. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Историческая песня

Литература второй половины XVI в. обогатилась и таким жан­ром, как историческая песня (песни о взятии Казани, о Ермаке, о царе Иване Васильевиче, прозванном Грозным). Образ царя в эт­их песнях выглядит противоречивым. С одной стороны, это спра­ведливый и добрый царь, с другой, осуждалась его жестокость по отношению «к старым и малым». Опричник Малюта Скуратов в этих песнях справедливо изображался злодеем.

Народное творчество

В народном творчестве были переработаны былины, где борьба против половцев соединялась с борьбой против ордынцев. Исто­рик Б. Д. Греков писал: «Былины — это история, рассказанная самим народом. Тут могут быть неточности, но оценка событий всегда вер­на, поскольку народ был не простым свидетелем событий, а непо­средственно творившим эти события».

Карты

Во времена Ивана IV пополнялись и расширялись знания о сво­ей стране и об окружающих государствах. Были созданы первые ру­кописные карты северных морей — Белого, Баренцева (Студёного), Карского. В 1567 г. два казачьих атамана — Иван Петров и Бурнак Ялычев — достигли Монголии и Китая, побывали в Пекине. Они пред­ставили описание этих стран.

Категории:

Россия в XVI веке Русская литература XVI века Искусство Русского государства

Вопросы к этой статье:

  • Почему в XVI в. исчезают многие местные школы летописания?

  • Как связаны политиче­ская история XVI в.

    и развитие литературы?
  • Расскажите о начале книго­печатания в России.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

История русской литературы — 16 век

Главная » 16 век

XVI век был периодом окончательного формирования и утверждения русского централизованного государства. В этот период продолжали развиваться русская архитектура и живопись, началось книгопечатание. В то же время в шестнадцатом веке происходила жесткая централизация культуры и литературы — различные летописные своды […]

 

В «Послании на корону Мономаха» Спиридона-Саввы содержится легенда, сыгравшая важнейшую роль в развитии официальной идеологии Российского самодержавного государства. Это легенда о происхождении правившей в России династии великих князей от римского императора Августа […]

 

Около 1524 года Филофей, монах Псково-Печерского монастыря, написал Послание против астрологов на имя секретаря Мисюр Мунехин нападает на немецкого врача и философа Николая Булева (Бийлова), католика, служившего при дворе Василия III и распространявшего немецкий альманах с астрономическими и астрологическими […]

 

Великий Менолог был составлен под руководством Макария, архиепископа Новгородского, а впоследствии митрополита всея Руси.

Этот впечатляющий сборник состоял из двенадцати томов, по одному на каждый календарный месяц. Она сохранилась в трех редакциях: «Софийная Минология», составленная в 1530-х и начале 1540-х гг., и «Успенская» […]

 

«Сто глав» содержала основные правила религиозного богослужения и обряда в Древней Руси, а «Великая Менология» определяла Для русского круга чтения Управление домохозяйством предлагало аналогичный свод правил для частной, домашней жизни. Как и другие произведения шестнадцатого века, «Управление домохозяйством» было основано […]

 

Одним из основных видов литературы шестнадцатого века по-прежнему была агиография, жизнеописание. В XVI веке Русской Церковью были канонизированы многие лица, прежде почитаемые только в определенных областях и княжествах, а также ряд церковников недавнего прошлого. […]

 

Житийное «Повесть о Петре и Февронии» дошло до нас в творчестве писателя и публициста XVI века Ермолая-Эразма10. О жизни этого писателя мало сведений. Он приехал в Москву из Пскова в середине XVI века и стал придворным протоиереем […]

 

В XVI веке русское летописание стало централизованным. Летописи могли составляться как в митрополичьей, так и в великокняжеской канцеляриях, но все записи о текущих событиях были стандартизированы. Следовательно, если происходило изменение политики великого князя, эти записи соответствующим образом пересматривались. Два больших общероссийских […]

 

Сохранились два сообщения о присоединении Пскова в Псковской Первой (1547 г. составления) и Псковской Третьей (1567 г. составления) летописях. Первый рассказ начинается плачем о Пскове: «О, преславнейший из градов, великий Псков! Почему ты скорбишь, почему ты плачешь?» На что Псков отвечает: «Как […]

 

Сообщение о смерти Василия III появилось в летописях почти сразу после самого события, в 1534 г.16 Рассказ о последних днях великого князя, несомненно, написан кем-то, кто был свидетелем его смерти. Имеется подробное описание болезни Василия («небольшая язвочка слева […]

 

1 2 3 Далее →

букмекерские конторы

 

Русская поэзия и политика холодной войны на Западе

Показать сводные данные

  • https://doi. org/10.1093/acrefore/9780190201098.013.1246
  • Опубликовано онлайн: 21 декабря 2022 г. Военная политика не меньше, чем другие сферы культуры и спорта. Действительно, ассоциация между поэзией и подлинностью означала, что поэзия была особенно важна как свидетельство. В самом СССР мемуары писателей были одними из самых важных текстов, опубликованных в эту эпоху, отражая ранее не выраженный личный опыт сталинского периода. Константин Паустовский и Илья Эренбург, например, опубликовали в этот период многотомные мемуары, оба из которых были переведены на английский язык и опубликованы на Западе. Подобная направленность на личности и свидетельства отражена и в обрамлении произведений русской литературы в англоязычных переводах. В 1964, подборка русских писателей Максом Хейуордом и Патрисией Блейк называлась « диссонирующих голосов », а исследование нерусской советской литературы Джорджем Лаки в 1975 году называлось « диссонирующих голосов ». В том же 1964 году перевод сборника « Тарусские страницы » получил дополнительный подзаголовок «Новые голоса в русской письменности». Идея индивидуального голоса, которая, конечно же, ясно обнаруживается в лирике, была центральной в стремлении найти подлинное выражение России, которое было бы контрапунктом советскому официальному.

    После смерти Сталина голоса поэтов, писавших в СССР, подвергшихся цензуре властей, были восстановлены учеными и русскими эмигрантами: роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго » и его стихи и поэзия Осипа Мандельштама и Анна Ахматова усилились в западных СМИ как голоса, которые могли достоверно выразить страдания, несправедливость и бесчеловечность сталинской системы. В случае с «Доктор Живаго » ЦРУ также работало тайно, чтобы обеспечить его публикацию и распространение на Западе. Тот факт, что эти работы лишь частично публиковались в СССР, подпитывал непрекращающуюся критику репрессивного характера советского правительства. В то же время такие молодые поэты, как Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, опубликовавшие стихи, бросающие вызов сталинским нормам и критикующие прошлое, были прославлены западными СМИ. Разумеется, они подвергались политической цензуре и вынуждены были идти на компромисс с властями, чтобы продолжать свою карьеру.

    В годы холодной войны на Западе произошло ужесточение взглядов на поэтов, идущих на компромисс с режимом, и поддержка таких, как Наталья Горбаневская, которые боролись за права человека в СССР и были готовы понести тюремное заключение за свои принципы. Публиковались стихи без цензуры, контрабандой вывезенные на Запад, которые часто сопровождались рассказами об арестах и ​​тюремных заключениях и садистских практиках в психиатрических больницах. Среди писателей, начавших эмигрировать, были и поэты, составившие третью волну русской эмиграции; Иосиф Бродский приехал в США в 1972 уже хорошо известен судом над ним властями и временем, проведенным в северной ссылке в качестве наказания. Истории о преследованиях и стихи, написанные в ГУЛАГе или тюрьме, были бесспорным свидетельством тирании советского правительства и могли даже сами играть политическую роль: на освобождение Ирины Ратушинской из ГУЛАГа в 1986 году, возможно, повлияла публикация ее работу и кампании за ее освобождение на Западе.

    ЦРУ и другие разведывательные агентства финансировали культурные учреждения, такие как Конгресс за культурную свободу (CCF), чтобы продвигать и усиливать критику и разоблачающие свидетельства советского нелиберализма; это означало, что поэзия и литература, служившие делу антисоветской агитации, возможно, легче принимались к печати, более широко переводились и продвигались. Такая манипуляция органами культуры, например громкий и качественный журнал Встреча , финансируемая ЦРУ, не умаляет качества работы его участников, большинство из которых не знали о финансовом положении. Поэзия Иосифа Бродского, удостоенная Нобелевской премии 1987 года, не менее талантлива для того, чтобы ее читали и обсуждали в контексте антисоветской дискуссии; действительно, сам Бродский писал против тирании и критиковал СССР. Тем не менее, историю русской поэзии времен холодной войны нельзя рассказывать, не признавая ее взаимодействия с политикой.

    Keywords

    • Russian poetry
    • Soviet politics
    • Cold War
    • Joseph Brodsky
    • Gulag
    • censorship
    • CIA
    • Khrushchev Thaw
    • human rights movement

    Subjects

    • 20th and 21st Century ( с 1900 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *