«Горе от ума» А.С. Грибоедова. Краткое содержание комедии в стихах
На сцене находятся Софья Павловна, дочь Фамусова, её горничная Лиза и домашний секретарь Фамусова Молчалин. Запершись в своей комнате, Софья целую ночь проводит в продолжительных музыкальных упражнениях и развлечениях с Молчалиным, причем приказывает своей горничной Лизе быть настороже, чтобы отец не обнаружил нарушение правил поведения дочери. С наступлением утра Молчалин оставляет Софью, и она со свечой провожает Молчалина из своей комнаты. В дверях Молчалин сталкивается с Фамусовым, неожиданный приход которого производит общую суматоху. Молчалин совершенно теряется и оказывается в чрезвычайно глупом положении. Фамусов требует к ответу испуганного Молчалина и упрекает свою дочь. Софья придумывает сон, который якобы объясняет её появление в зале. Что же касается её встречи с Молчалиным, то Софья успокаивает отца и приписывает случайности эту встречу. Когда Фамусов уходит, горничная Лиза, оставшись наедине с барышней, довольно резко выговаривает ей за неосторожность и прибавляет, что отец выдаст её не за Молчалина, а за какого-нибудь знатного и богатого чиновника, вроде Скалозуба.
Как старый друг, Чацкий входит почти без доклада и с сердечной теплотой высказывает, как он рвался скорее увидеть Софью и как он счастлив видеть её. Софья смущена и на его горячие излияния рассеянно отвечает: «Ах, Чацкий, я вам очень рада!» Но на все его живые, искренние речи молодого человека Софья отвечает холодно и отстранённо. Со своей стороны, Чацкий глубоко страдает от её холодности, которую он приписывает разлуке, старается воспоминаниями детства пробудить в ней прежнее чувство, продолжает припоминать прежние годы и общие детские шалости. Оказывается, что и воспоминания детства не оказывают никакого влияния на Софью. Тогда Чацкий старается блеснуть своим остроумием, которым некогда восхищалась Софья, едко насмехается над бессодержательностью жизни московского общества, шутливо перечисляет всех знакомых и выставляет их в карикатурном свете.
Вместе с тем Чацкий высказывает довольно серьёзные мысли о воспитании, которое давали в России детям, негодует на пристрастие общества ко всему иностранному и на пренебрежении ко всему национальному. Одновременно Чацкий делает едкое замечание о Молчалине, и Софья отвечает Чацкому колкостью и уходит, обрадовавшись появлению отца Фамусова. Уходя, Софья хитро шепнула отцу: «Сон в руку!» – этими словами она имела намерение совершенно уничтожить подозрение отца насчет Молчалина и восстановить его против Чацкого.Фамусов приветливо поздоровался с Чацким. На все вопросы Фамусова Чацкий отвечает невпопад. Чацкий был очарован красотой Софьи и, сказав громко: «Как Софья Павловна у вас похорошела!» — уходит, обещаясь зайти после. Фамусов в недоумении: три года ничего не было слышно о Чацком, а теперь он «грянул вдруг, как с облаков». Фамусов был еще более смущен, что во второй раз встретил ранним утром молодого человека в покоях своей дочери. Недоумение Фамусова высказывается в следующих словах:
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Фамусов велит своему лакею Петрушке отметить в календаре, когда и куда он, барин, зван на обед, на похороны, на крестины и т. д. Согласно своему обещанию, Чацкий, заехав домой переодеться с дороги, является снова к Фамусову в гости. Чацкий никак не может примириться с мыслью, что Софья для него потеряна, и питает надежду воспламенить в её душе потухшее чувство. Фамусов встречает Чацкого с неудовольствием. В это время Чацкий говорит только о Софье Павловне, расспрашивает о её здоровье и в конце разговора намекает Фамусову, что он намерен жениться на Софье. Фамусов предлагает Чацкому поступить на службу. Чацкий объясняет причины, по которым он не служит. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Между собеседниками завязывается спор, в котором оба высказывают диаметрально противоположные взгляды на жизнь и курьеру. Фамусов рисует свой идеал Максима Петровича, которым он восторгается. Чацкий высмеивает подобное поведение и в своем монологе проводит параллель между старым поколением и новым, едко критикуя раболепие и низкопоклонничество «века минувшего». Мнение Чацкого кажется Фамусову до крайности вольнодумным. Этот разговор был прерван появлением Скалозуба, приезд которого сильно обеспокоил Фамусова.
Последний умоляет Чацкого хранить молчание, затем любезнейшим образом принимает гостя, которого Фамусов прочит в женихи своей дочери, говорит о родственниках Скалозуба и льстит ему тем, что он так молод и уже полковник. Ответы Скалозуба отличались односложностью. Фамусов сам старается поддержать разговор, чтобы не дать Чацкому вмешаться. Но Чацкий не вытерпел и разразился монологом. Тогда Фамусов заметил свою ошибку и намерен был загладить её лестью. С этой целью Фамусов представляет Чацкого Скалозубу, хвалит его, как человека, но крайне сожалеет, что Чацкий не хочет служить. Тогда Чацкий дал полную волю своим устам и высказал все то, что наболело у него на душе, и едко характеризует представителей московского общества, из них одни совсем уже окаменели, другие занимают высокие должности, но обирают своих подчиненных и спасаются от суда, благодаря своим родственным связям с влиятельными лицами; третьи — богатые помещики с черствыми душами, обращающиеся со своими крепостными хуже, чем с животными и т.Кроме того, Чацкий сильно возмущается поклонением перед мундиром, который прикрывает собою нравственное убожество таких людей. Фамусов до такой степени растерялся, что приглашает Скалозуба в другую комнату в предположении, что Скалозуб обиделся. Но оказалось, что Скалозуб ничего не понял из речи Чацкого. Скалозубу только показалось, что Чацкий негодует на предпочтение, которое дамы оказывают гвардейцам, и сам удивляется: чем это гвардейцы лучше армейских офицеров.
Неожиданное происшествие прерывает разговор Чацкого со Скалозубом. Софья внезапно вбегает, с криком бросается к окну и в отчаянии падает в обморок: она увидела, что Молчалин свалился с лошади и предполагала, что он убился насмерть. Лиза засуетилась вокруг Софьи; Чацкий поспешил ей помогать, обоим удалось привести Софью в чувство. Софья успокаивается только тогда, когда Скалозуб приводит Молчалина целым и невредимым.
Чацкий является ранее других на бал к Фамусову; тут он задает решительный вопрос Софье, кого она любит: Молчалина или Скалозуба. Софья дает уклончивый ответ. Тогда Чацкий прибегает к хитрости: он называет Молчалина самым глупым человеком в мире и удивляется, каким образом Софья может полюбить такого человека, который её недостоин и который её, может быть, не любит. Сначала Софья только намекает, что любит Молчалина, а потом открыто сознается, что любит его, и рисует перед Чацким тот идеал, воплощением которого является секретарь.
Однако Чацкий предполагает, что Софья смеется над ним и действует таким образом, чтобы скрыть свою любовь к Скалозубу. Тогда Софья категорически отвечает Чацкому, что её герой не Скалозуб. Под предлогом, что её ожидает парикмахер, Софья уходит в свою комнату. Чацкий остается в недоумении.Между тем Молчалин пробирается в комнату Софьи. Встретившись с Чацким, Молчалин высказывает свое кредо. Молчалин, не стесняясь Чацкого, даже поучая его, говорит о необходимости чинопочитания, о том, что ещё рано высказывать своё мнение, о поиске защиты влиятельных лиц и т. д. Из этого разговора Чацкий приходит к заключению, что Софья смеется над ним, если утверждает, что её идеал – Молчалин. Затем начинается съезд гостей.
На вечер прибыли Наталья Дмитриевна Горич с мужем, князь Тугоуховский и княгиня с шестью дочерьми, графини Хрюмины – бабушка и внучка, старуха Хлестова, Загорецкий и др., Фамусов любезно встречает гостей, которые сплетничали, болтали, лгали и вели пустой разговор. В числе гостей был также и Молчалин.
Наступает время разъезда. Сначала выходят графини Хрюмины, потом Наталья Дмитриевна с мужем. Лакей Чацкого не может отыскать его кареты, а потому Чацкий ждет один на крыльце. Вдруг Чацкий сталкивается с Репетиловым, который под утро в пьяном виде является на бал. Репетилов болтает всякий вздор, говорит о своих приятелях членах английского клуба и зовет с собою Чацкого. Наконец, Чацкому надоело слушать эту болтовню, и он уходит в швейцарскую.
Между тем место Чацкого занимает Скалозуб. Репетилов бросается к Скалозубу с открытыми объятиями и рассказывает ему о своих неудачах по службе, но Скалозуб не слушает его и уезжает. Скалозуба заменяет Загорецкий. Он сообщает Репетилову сплетню о сумасшествии Чацкого. Репетилов не верит словам Загорецкого, что Чацкий помешан, но княгиня с дочерью разом нападают на него и уверяют его в этом, так что ему приходится уступить. Репетилов выражает свое соболезнование о Чацком пред Хлестовой. Между тем Чацкий слышал в швейцарской весь этот разговор и тут же впервые узнает, что его считают сумасшедшим, и выходит из швейцарской.
Услышав чьи-то шаги и полагая, что идет Молчалин, Софья зовет с лестницы Молчалина, но, увидев Чацкого, скрывается. Лакей Чацкого уже отыскал его карету, но Чацкий прячется за колонну в коридоре. Между тем Лиза по приказанию Софьи стучится в комнату Молчалина, но он неохотно идет к Софье, пристаёт к Лизе и признается ей, что он разыгрывает перед Софьей роль влюбленного только из угождения, потому что она дочь его начальника. Опасаясь Чацкого, Софья спустилась с лестницы и слышала все, что говорил Молчалин. В негодовании Софья приказывает Молчалину немедленно уйти из её дома, а в противном случае, угрожает открыть все отцу. Молчалин спрятался в свою комнату. Софью утешала мысль, что никого нет, и она вспоминает, что при её обмороке присутствовал Чацкий. Услышав свою фамилию, Чацкий вышел из-за колоны и упрекал Софью в её отношении к нему и удивляется, как она могла Молчалина ставить выше его. На шум появляется на лестнице Фамусов с толпой слуг со свечами и фонарями. Фамусов встревожен слухом, что внизу ходят домовые. И вот Фамусов застает свою дочь впотьмах с Чацким, которого его дочь назвала сумасшедшим. Не разобрав, в чем дело, Фамусов рассердился на швейцара, который не смотрит за входной дверью; нападает на горничную Лизу и угрожает сослать её на птичий двор, а Софью грозит отправить к тетке в глушь, в Саратов, в деревню, — а на Чацкого подать просьбу «в сенат, министру, государю». Чацкий сначала ничего не понимает, а потом он собирается с духом и в длинной речи еще упрекает Софью, высказывает свое презрение к Фамусову, успокаивая последнего, что для Софьи найдется достойный жених, проклинает московских сплетников и уезжает без оглядки «…искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Фамусов немного успокаивается, но все-таки опасается, чтоб об этом неприятном случае не узнали знатные родственники. Последние слова Фамусова следующие:
Ах, Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексеевна!
Образ и характеристика скалозуба в комедии горе от ума грибоедова сочинение. Характеристика скалозуба из комедии » горе от ума» Какой орден и за что получил скалозуб
Скалозуб.
Полковник Скалозуб — тип офицера-карьериста времён Аракчеева. В умственном отношении он человек недалёкий. «Он слова умного не выговорил сроду», — замечает Софья. С этой характеристикой Скалозуба соглашается и Лиза: «Да-с, так сказать, речист, а больно не хитёр». Среди офицерства той эпохи были просвещённые, высокообразованные люди. Некоторые из них были связаны с декабристским движением.
Скалозуб не относится к ним. Наоборот, это верный охранитель самодержавно-крепостнического строя, враг просвещения.
Службист, получивший воспитание в казарме, Скалозуб с особой охотой говорит о том, что ему хорошо знакомо, и тогда его речь полна такими словами, как выпушки, погончики, петлички, корпус, дивизия, дистанция, в шеренгу, фельдфебель и т. д. Тон его речи решителен, категоричен: жалкий же ездок! Дистанция огромного размера; иногда слова его звучат, как команда: Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. Он вежлив с Фамусовым: Мне совестно… Куда прикажете… Не знаю-с, виноват. Но в присутствии таких лиц, как Чацкий или Репетилов, он не стесняется и говорит грубовато-казарменно: «Уж не старик ли наш дал маху?» «Взглянуть, как треснулся он, грудью или в бок?», «Избавь», «Учёностью меня не обморочишь».
Речь Скалозуба прекрасно характеризует это «созвездие манёвров и мазурки».
Обновлено: 2011-05-07
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
Скалозуб — персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С., если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но «масочность» лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. — в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи («и золотой мешок и метит в генералы») в контрасте с «нежеланным» Чацким и «тайным» Молчалиным. Может быть, ради С., чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому), потому что в главном С. — фамусов-ский, свой: «ученостью меня не обморочишь!». На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: «тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в «московской» среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий». (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: «забрать все книги бы, да сжечь».) С. — это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории «Горя от ума» до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от «масочности», одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал «поэтикой превосходного стихотворения».
В роли Скалозуба
Полковник Серге́й Серге́евич Скалозу́б — один из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Следует отметить, что он поступил на службу лишь в 1809 году, но при этом он не доволен, что его «за полком два года поводили»; более того, он уже метит в генералы: Я с восемьсот девятого служу; // Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; // Об них как истинный философ я сужу: // Мне только бы досталось в генералы . Немаловажно, что свой орден он получил не за военные заслуги — в упомянутый день, 3 (15) августа , боевые действия не велись, стороны сели за стол переговоров . В честь этого события многим солдатам и были розданы медали. Фраза Ему дан с бантом, мне на шею даёт основание предположить, что брат Скалозуба получил орден Святого Владимира IV стенени «с бантом», а сам он, вероятно, орден Святого Владимира 3 степени или орден Святой Анны II степени «на шею» .
Он хвастлив, по службе продвигается за счёт своих товарищей: Довольно счастлив я в товарищах моих, // Вакансии как раз открыты; // То старших выключат иных, // Другие, смотришь, перебиты . Скалозуб по-военному прямолинеен, что, впрочем, не вредит ему в обществе. Так, например, когда в третьем действии княгиня Тугоуховская жалуется ему на то, что её племянник Фёдор, учившийся в Педагогическом институте, чинов не хочет знать , полковник с откровенной радостью сообщает собеседникам: Я вас обрадую: всеобщая молва, // Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; // Там будут лишь учить по нашему: раз, два; // А книги сохранят так: для больших оказий . Фамусов же ещё более нетерпим к вольнодумству: Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: // Забрать все книги бы да сжечь .
Сюжет
Впервые Скалозуб упоминается уже в первом действии, где служанка Лиза намекает Софье на него как на выгодную партию: Вот, например, полковник Скалозуб: // И золотой мешок, и метит в генералы . В этом отношении он в глазах Фамусова выгодно отличается от Молчалина и Чацкого . А во втором действии Фамусов весьма откровенно намекает ему на женитьбу, после того как Скалозуб получит генерала (И славно судите, дай Бог здоровья вам // И генеральский чин; а там // Зачем откладывать бы дальше // Речь завести об генеральше? ), на что тот прямолинейно отвечает согласием (Жениться? Я ничуть не прочь ) .
В противоположность Фамусову, его свояченица Хлестова относится к Скалозубу весьма холодно и говорит о нём Софье: Ух! я точнёхонько избавилась от петли; // Ведь полоумный твой отец: // Дался ему трёх сажень удалец, — // Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?
Но и Чацкий отчасти ревнует Софью к Скалозубу; так в III действии после разговора про Молчалина он её спрашивает: Но Скалозуб? вот загляденье; // За армию стоит горой, // И прямизною стана, // Лицом и голосом герой… , на что она ему отвечает: Не моего романа Далее разговор прерывается, и Чацкий так и остаётся «со своей загадкой» .
В IV действии Скалозуб случайно встречается со своим приятелем Репетиловым. Тот зовёт его на очередной кутёж к князю Григорию: И просим-ка со мной, сейчас без отговорок: // У князь-Григория теперь народу тьма, // Увидишь, человек нас сорок, // Фу! сколько, братец, там ума! // Всю ночь толкуют, не наскучат, // Во-первых, напоят шампанским на убой, // А во-вторых, таким вещам научат, // Каких, конечно, нам не выдумать с тобой. , на что тот отвечает резким отказом: Избавь. Учёностью меня не обморочишь, // Скликай других, а если хочешь, // Я князь-Григорию и вам // Фельдфебеля в Волтеры дам, // Он в три шеренги вас построит, // А пикните, так мигом успокоит . Он явно осуждает такой разгульный образ жизни, предпочитая военный порядок. Скалозуб пользуется лестью, угодничеством, сластолюбием для достижения высших чинов. Считает, что важно оказаться в правильное время в правильном месте.
Образ Скалозуба в литературе
Не меньше замечателен четвёртый тип: глупый фронтовик Скалозуб, понявший службу единственно в уменье различать форменные отлички, но при всём том удержавший какой-то свой особенный философски-либеральный взгляд на чины, признающийся откровенно, что он их считает как необходимые каналы к тому, чтобы попасть в генералы, а там ему хоть трава не расти; все прочие тревоги ему нипочём, а обстоятельства времени и века для него не головоломная наука: он искренно уверен, что весь мир можно успокоить, давши ему в Вольтеры фельдфебеля.
Наполеон женил своих воинов в том роде, как наши помещики женят дворовых людей, — не очень заботясь о любви и наклонностях. Он хотел браками сблизить дворянство пороха с старым дворянством; он хотел оболванить своих Скалозубов жёнами. Привычные к слепому повиновению, они венчались беспрекословно, но вскоре бросали своих жён, находя их слишком чопорными для казарменных и бивачных вечеринок.
Герцен в «Былом и думах» писал, что Английский клуб менее всего английский. В нем собакевичи кричат против освобождения и ноздревы шумят за естественные и неотъемлемые права дворян…
Исполнители роли
- Боголюбов, Николай Иванович
- Варламов, Константин Александрович — Александринский театр, 1885
- С. А. Головин — Малый театр, 1915
- Григорьев, Пётр Иванович (самый первый исполнитель) — Александринский театр, 26 января 1831
- Киселевский, Иван Платонович — театр Корша, 1886
- Ершов, Владимир Львович — МХТ, 1925
- Леонидов, Леонид Миронович — МХТ, 1906
- Малютин, Яков Осипович — Александринский театр, 1921
- Мичурин, Геннадий Михайлович — Александринский театр, 1947
- Немчинов, Иван Иванович — Малый театр
- Рыбаков, Константин Николаевич — Малый театр, 1887
- Сагал, Даниил Львович — Театр Мейерхольда (ГосТИМ), 1928
- Чекаевский. Александр — Александринский театр, 1941
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :
Смотреть что такое «Скалозуб» в других словарях:
Скалозуб … Орфографический словарь-справочник
Солдафон, зубоскал, весельчак, шутник, насмешник Словарь русских синонимов. Скалозуб см. солдафон Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Персонаж комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Полковник Скалозуб невежественный солдафон карьерист, мечтающий насадить казарменные нравы во всей общественной жизни России. Русский аналог известного французского выражения (см … Словарь крылатых слов и выражений
СКАЛОЗУБ, скалозуба, муж. (разг. устар.). То же, что зубоскал. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Центральный персонаж комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в… … Литературные герои
СКАЛОЗУБ — Иван Скалозуб, певчий виленского митрополита. XV в. Арх. Сб. VI, 9. Скалозуб, запорожский гетман. Ок. 1580. К. Л. 4. Максимко Скалозуб, донской казак. 1683. Доп. X, 435 … Биографический словарь
Одним из важных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеевич. Всю свою жизнь он потратил на военную службу, дослужился до полковника и очень хочет стать генералом. Блестящий карьерист, однако, был увлечён одной своей службой, человеком был ограниченным и попросту глупым.
Внешность Скалозуба почти идеальная: вся одежда подобрана по армейской моде, рост у него высокий, а его голосом могли бы восхищаться все девушки, которые мечтают о сказочных героях. Скалозуб имеет много медалей, но все они по случаю торжества, а не полученные доблестью и честью. Это одна из деталей, которой автор хочет показать читателям, что в Скалозубе нет того настоящего военного духа, который рвётся в бой, чтобы защитить любимых. Всё, о чём мечтает Скалозуб, — это красивая форма и много славы, известности. Он воюет не за родину, а за свои корыстные и тщеславные цели.
Воспитание же подводит Сергея Сергеевича: он вырос в казармах, поэтому все его просьбы или даже обычная речь звучат как армейские приказы. Он очень грубый, не толерантный, не тактичный и местами кажется просто хамом. Но его недостатки во многом перекрываются его огромным состоянием, солидностью и местом в обществе, его многие уважают и едва ли не преклоняются перед ним.
Скалозуб ненавидит чтение и считает, что в книгах ничего хорошего нет, примером тому можно привести два случая: когда он с радостью говорит о том, что теперь все образовательные школы станут подобными казармам и когда с большим презрением рассказывает о своём двоюродном брате, который в данный момент сидит в деревне и читает книги.
Фамусов хочет выдать Софью за Скалозуба, потому что у того очень много денег. Софья же находит Скалозуба весьма глупым, отзывается о нём так, будто бы он не сказал ни одной толковой мысли за всё время. Слова Софьи подтверждаются для читателя и в ситуации, когда Скалозуб, послушав монолог Чацкого, соглашается с ним, ничего не поняв из того, что сказал Чацкий.
Я думаю, что Скалозуб — это человек, который пытается во всём себя проявить с хорошей стороны, человек, который пытается понравиться окружающим и завоевать их симпатию. Из-за своих амбиций стать генералом, он не видит ничего дальше своей службы, чем отпугивают сообразительную и начитанную Софью. Сам же Скалозуб считает себя очень честным офицером, который достоин занимаемой должности. Судя по тому, как проходит его служба, могу предположить, что своей цели стать генералом он всё же добьётся, но вот станет ли он тем человеком, которого захочет такая барышня, как Софья, видеть в своих мужьях, — это вряд ли.
Вариант 2
Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» поднимает важную тему, которая касается прошлого и нынешнего времени. В это время ценности «старого» времени противостоят ценностям времени нового. Приверженцем старого себя считает не только Фамусов или Хлестаковы, но и Скалозуб.
Скалозуб занимает военный чин, его целью в жизни является достижение хорошего места или звания любой ценой. Он «сколотил себе состояние», поэтому пользуется популярностью у дам. Даже сам Фамусов предпочитает Скалозуба в мужья своей дочери.
Скалозуб хоть и военный, но не умеет думать сам. Он идет за обществом, за тем, кто ему выгоден или поддерживает того, кто знатнее. Герой не любит Россию по-настоящему, об этом он говорит сам. Он получил высокий военный чин только потому, что были места, а не за подвиги и преданность Родины. Скалозуб — образ собирательный, его поведение соответствует и другим военным, которые пытались сделать свою карьеру после Отечественной войны, и, надо отметить, у них были все возможности для этого.
Скалозуб — типичный либерал того времени, который держится за старое, ведь только по тем законам и правилам он может жить, ему удобнее подстраиваться под кого-то, чем действовать самому.
Также образ Скалозуба помогает полностью понять Чацкого, который противостоит «веку минувшему», читатель замечает лживость, испорченность и глупость Фамусовского общества, в которое и входит Скалозуб.
Отношение к учению у Скалозуба особое, он не понимает для чего нужно учиться, а сам пытается показать себя умным, но в диалогах с другими персонажами только отвечает заученными военными фразами.
Скалозуб ничего полезного обществу не приносит, он только ублажает свои потребности, идет по головам ради своих целей. Такое отношение к миру — основа старого строя, который так не любит Чацкий.
Образование герой не получил, он вырос в военной обстановке, поэтому привык выражаться грубо, ни с кем не считаться, отдавать приказы. Скалозуб груб, не слушает и не понимает других, он живет по законам армии.
Его отношение к чтению ужасно — он презирает книги. Это читатель замечает, когда главный герой уверяет, что школы лучше обустроить по-новому, как в армии, где научат действительно важному, а не науке. А рассказывая о своем далеком брате, который любит читать и живет в деревне, Скалозуб унижает его, не понимает, как можно читать книги.
Софья видит в Скалозубе человека глупого и отсталого, ее не интересуют его деньги. В диалоге с Чацким Скалозуб не понимает о чем говорит герой, но по привычке соглашается со сказанным.
Скалозуб привык извлекать для себя выгоду из любой ситуации, путем лести и соглашения с другими. Он не хочет развиваться, а цель одна — преуспеть в военный карьере, это и показывает ограниченность главного героя и его идеалы.
Подробный анализ образа Скалозуба
Скалозубы – генералы царской России, или хрипуны, удавленники и фаготы.
(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Литературе известны случаи гениальности автора благодаря одному своему произведению. К ним можно отнести знаменитые творения искусства слова разных эпох. Это «Дон Кихот» Сервантеса Сааведры, «Путешествия Гулливера» Свифта и, конечно, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова.
Бессмертная комедия написана в начале 19 века, но не утратила своей значимости и в 21 веке, потому что в ней затрагиваются общечеловеческие – «вечные ценности».
В пьесе в основном присутствуют представители дворянства («век нынешний» и «век минувший») со своим мировоззрением, отношением к службе, образованию, крепостному праву, иностранной моде, людям разных сословий. Автор говорит о смысле жизни, чести и достоинстве, любви, внутренней свободе, нравственном выборе.
В комедии много действующих лиц, но условно их можно разделить на два лагеря: мир Фамусова и мир Чацкого. У Чацкого прогрессивные взгляды на жизнь, он активный деятель, мыслящий человек, а другой (Фамусов) – приверженец старых порядков, где в цене угодливость, лицемерие, чинопочитание, стремление стать «тузом».
Скалозуб – яркий представитель фамусовского круга. Чацкий дает меткую характеристику этому персонажу:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки.
В царской России хрипунами называли офицеров-фанфаронов, придающих себе важный вид и стремящихся быть особенно заметными в светском обществе. С этой целью они насильно заставляли себя хрипеть, произнося слова с французским акцентом. Писатель придает термину «хрипун» армейское, военно-жаргонное осмысление.
Слово «удавленник» ассоциируется с «хрипуном» и помогает частично представить военных высшего ранга в николаевской России: воротник настолько туго затягивали, а мундир перетягивали в рюмочку, что было трудно дышать.
Фаготом называется музыкальный духовой инструмент из дерева, издающий хрипловатые, гнусавые звуки (прямое значение). Однако чтобы иметь полное представление о слове «фагот», надо обратиться к рассказу хирурга Н.И.Пирогова («Дневник старого врача»). Мундирных руководителей называли фаготами за отрывистую, резкую речь. Герой грибоедовской комедии Скалозуб Сергей Сергеич – служивый полковник, ограниченный салдофон, у которого на уме только военная карьера («И золотой мешок, и метит в генералы»). На самом деле не участвовал в боевых действиях и получил награду, потому что «сидели в траншее». Он очень ограничен в знаниях и обладает бедным словарным запасом, как персонаж сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка. Туповатый и грубый в общении, он неинтересен никому, и общаются с ним из-за денег. Смешно и грустно слышать его ответы. Типичный деятель аракчеевской армейской муштры. Его облик исторически реален, без карикатурной окраски. Так же, как и Фамусов, полковник Скалозуб придерживается «философии» «века минувшего», но более грубо и откровенно. Для него цель службы не в защите Отечества, а в карьерном росте, богатстве и почете. Человеку военному, по его мнению, можно быстрее достигнуть успеха.
Скалозуб – противник всякого просвещения. Для него ученость – «чума». Чтобы устранить свободомыслящих, именно он предлагает действенные меры по уничтожению книг. Ему бы очень хотелось установить армейский режим и подавлять любое проявление свободы мысли.
Личности, подобные Скалозубу, опасны для общества.
Несколько интересных сочинений
- План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип
Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.
Моё мнение таково: быть талантливым читателем, то же самое, что и быть талантливым писателем. Эти два таланта в чём-то даже схожи. Писатель, описывая удивительные миры, заставляет представить всё это читателя.
» не менее ярок, чем фигура Фамусова . «Созвездие маневров и мазурки», – говорит про Скалозуба Чацкий . В лице этого героя Грибоедов карикатурно изобразил тот тип военных, которые обращают внимание главным образом на внешнюю часть военной службы, интересуются формой, отличающей один полк от другого, занимаются муштровкой, «шагистикой», как тогда говорили, и лишены того настоящего военного духа, который создал доблесть русского войска. В Скалозубе воплощена вся пошлость, вся ограниченность такого рода офицеров. Имя его свидетельствует о том, что он постоянно «зубоскалит», шутит, старается острить; но остроты его не смешны, а пошлы. Типичен его рассказ о княгине Ласовой, которая, упав с лошади,
«…на днях расшиблась в пух:
Жокей не поддержал – считал он видно, мух.
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа».
Типичен его ответ на вопрос Фамусова, в каком родстве с ним состоит Настасья Николавна:
«Не знаю-с, виноват:
Мы с нею вместе не служили».
Этой остротой Скалозуб хочет показать, что ничто вне военной службы его не интересует. Что же занимает его? «В мундирах выпушки, погончики, петлички…», – сравнение гвардии с армией, в которой у офицеров «все так прилажено и талии так узки»…
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977
Стремится Скалозуб только к чинам, наградам, повышениям. Сам он – полковник, но уже «метит в генералы». Интересно узнать, каким образом достиг он высокого чина; он сам совершенно откровенно рассказывает, что повышение по службе получал не за личные заслуги, а по счастливым стечениям обстоятельств:
«Довольно счастлив я в товарищах моих, –
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».
Откровенность, с которой Скалозуб говорит о своем повышении, свидетельствует о его крайней глупости:
«Речист, а больно не хитер»,
– характеризует его служанка Лиза. Так же, как и Фамусов, он убежден во вреде науки и желает, чтобы во всех лицеях и гимназиях детей учили бы маршировать.
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Вот какого зятя желал бы иметь Фамусов! Но его дочери Софье Скалозуб противен – и не только потому, что она любит Молчалина . Софья понимает пустоту и глупость Скалозуба. Когда Чацкий, пытаясь выведать отношение Софьи к возможному жениху, упоминает:
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы,
она отвечает:
Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, –
Мне всё равно, что за него, что в воду.
Характеристика фугу в комедии «Горе от ума».
Характеристика Иглобрюха в комедии «Горе от ума» Предыстория ИглобрюхаХарактеристика Иглобрюха из комедии «Горе от ума»
- Иглобрюх
1 вариантСкалозуб Сергей Сергеевич в своем образе воспитан идеальным московским женихом, грубый, необразованный, не слишком умный, но богатый и довольный собой. Фамусов читает С. как мужа своей дочери, но она не считает его героем своего романа. Во время своего первого визита в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Участвовал в войне 1812 года, но орден на шею получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. стремится стать генералом. Герой презирает книжную мудрость. Он пренебрежительно отзывается о своем двоюродном брате, который читает книги в сельской местности. С. старается приукрасить себя внешне и внутренне. Он одет по-армейски, затянут ремнями так, что его грудь представляет собой колесо. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякую чепуху и вздор.
*******
Фугу
Вариант 2Скалозуб — персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в персонажах пьесы классические, а через них и античные прототипы, то С. соответствует хвастливому воину, популярной маске римских комедий, воплотившейся в знаменитом Пиргополине, герое Плавта, завоевавшем город . Воин-хулиган традиционно изображался не только как хвастун, но и как самовлюбленный человек. С., если его вырвать из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что многие персонажи в произведении Грибоедова носят комедийные маски, но маскировка — это лишь верхний слой его объемного сюжета. По ходу действия С. трансформируется в индивидуального комедийного персонажа. Полковник Сергей Сергеевич Сергеевич в самом центре спектакля. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи (и золотой мешок и целится в генералов) в противовес нежеланному Чацкому и тайному Молчалину. Возможно, ради С., чтобы ввести его в круг родных, Фамусов устраивает бал, где представляет С. Хлестову, которая не любит его из-за отсутствия угодливости и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и вдумчиво делает карьеру, мало рассуждает, высказывается прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему в глазах других (вроде Чацкого), потому что в главном С. Фамусовский свой: ученостью не одурачишь! . На чем строится его военная карьера, становится ясно довольно скоро: тут старейшины отвернутся от других, других, видите ли, убьют. Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в московской среде: он признан и поддерживается обществом. В разгар дискуссии о вреде, приносимом книгами и просвещением, С. объявляет всем радостную весть о том, что решено реформировать лицеи, школы и гимназии по казарменному образцу: Учат только по-нашему: один, два; А книги будут храниться так: для больших случаев. (Что, впрочем, все же не совсем устраивает Фамусова, который знает более верный способ навести порядок: отобрать все книги и сжечь их. ) С. — персонаж собирательный, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до Великий князь Николай Павлович, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории «Горя от ума» еще не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободным от маскарада, одинаково подчеркнутого актерами с самой разной режиссерской решения в стиле. Образ С. основан на технике гротеска, а не карикатуры или карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов называл поэтикой прекрасного стихотворения.
Скалозуб служит в армии с 1809 г. (по его собственным словам), но об Отечественной войне 1812 г. даже не упоминает, кроме слов о пожаре Москвы, который, по его мнению, «способствовал ей многое нужно украсить». Он «отличился» в тринадцатом году, а 3 августа, когда «сел в окоп», получил орден. Профессор Нечкина в своей книге о Грибоедове и декабристах говорит, что в то время не было боевых действий, поэтому свои ордена и награды Скалозуб получил не за боевые подвиги, а благодаря умению использовать различные «каналы». Скалозуб имеет звание полковника («Полковники давно, а служите недавно», — с одобрением отмечает Фамусов) и стремится стать генералом.
Puffer
Да, для получения званий есть много каналов;
О них как истинный философ сужу:
Мне бы только ось в генералах получить, —
сам признается, и видно, что не пренебрегает ни одним из этих
«каналов». Ему, по его собственному признанию, везет на службе:
Я вполне доволен товарищами
Вакансии только что открыты:
Потом старших выключат другие,
Других, видите ли, убивают.
По своей наивности и глупости он даже не понимает, какие аморальные вещи говорит: ведь свое счастье он видит в том, что его товарищи убиты, так как это дает ему возможность продвинуться по службе. В своем стремлении к чинам Скалозуб подобен Фамусову.
Единодушен с Фамусовым во взглядах на воспитание. На балу у Фамусова он объявляет:
Я вас осчастливлю: общая молва,
Что есть проект о лицеях, школах, гимназиях;
Там будут учить только по-нашему: раз, два;
А книги будут храниться так: для больших случаев.
Когда Репетилов зовет его на собрание самых умных, по его мнению, людей, Скалозуб отвечает:
Доставить. Не дури меня учением
Позови других, а если хочешь,
Я князь Григорий, а ты
Старшина в вольтеровских дамах,
Он тебя в три ряда построит,
И визжит, это мигом тебя успокоит.
Скалозуб ставит муштру, команду, фронт, казарму, шагистик, чины превыше всего, показывает точное знание разницы между всеми полками в части кантов, погон, петлиц на мундирах (в разговор с Хлестовой), оживляется и становится разговорчивым, когда заходит разговор об этом. Он ничем другим не интересуется и не может ни о чем связаться.
разговоров, за исключением светских сплетен, которые он охотно пересказывает, добавляя «сотню прикрас». Так что с искренним удовольствием он рассказывает сплетни о принцессе. Скалозуб высыпает военные термины: расстояние, очередь, фельдфебель и т. д., и здесь комичность достигается тем, что Скалозуб говорит о вещах, не имеющих никакого отношения к военной жизни, именно таким языком. На вопрос Фамусова, как он достает Настасью Николаевну, Скалозуб отвечает:
Не знаю, сам виноват
Мы не служили вместе.
Когда речь идет о Москве и москвичах, и Фамусов произносит хвалебную речь, а Чацкий обличительную речь, у Скалозуба всего три слова в похвалу Москве: «Расстояния громадных размеров». Он стремится быть вежливым с Фамусовым, но при людях, с которыми не церемонится, говорит тяжеловесно и грубо: «Посмотрите, как он треснул — в грудь или в бок?». Если Скалозуб подобен Фамусову по своим взглядам на службу, чин, просвещение, то умственно он гораздо ниже Фамусова, который и не глуп, и красноречив, и наблюдателен. Софья говорит о Скалозубе: «Он ни слова мудрости из жизни своей не произнес», и Лиза с ней согласна, только выражает это по-своему: «больно не лукавит». В заключение вспомним отзывы о Скалозубе двух идейных врагов, представителей противоположных лагерей, Фамусова и Чацкого.
Известный человек, почтенный,
И мрак отличий подхватил;
Вне лет, и завидный чин,
Не сегодня, завтра генерал, —
так уважительно оценивает Фамусов Скалозуб. Чацкий же дает ему краткую пиграмматическую характеристику:
хриплый, задушенный, фагот,
Созвездие маневров и мазурок!
«И мешок золотой, и целится в генералов», — в этих метких словах
Лиза весь Скалозуб.
Именно такие люди — самовлюбленные, глупые, невежественные, нерассуждающие, почитатели, шагисты, казарменное образование, трость, враги свободомыслия — преуспели во времена Аракчеева в армии. Настоящие люди, образованные и мыслящие, в знак протеста против аракчеевства подали в отставку, как это сделал двоюродный брат Скалозуба, участник Отечественной войны 1812 года.
В роли Скалозуба
Полковник Сергей Сергеевич Скалозуб — один из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Следует отметить, что он поступил на службу только в 1809 г., но в то же время его не удовлетворяло то, что его «вели за полком на два года»; Тем более, что уже целится в генералы: Служу с восьмисот девятого; // Да, для получения рангов есть много каналов; // О них, как истинный философ, сужу: // Я только что генералом стал . Важно, что свой орден за боевые заслуги он не получил – в упомянутый день, 3 (15) августа, боевых действий не было, стороны сели за стол переговоров. В честь этого события многим воинам были вручены медали. Фраза Дали с бантом, на шее дает основание предполагать, что брат Скалозуба получил орден Св. Владимира IV настенный «с бантом», а сам, вероятно, орден Св. Владимира 3-й степени или орден Орден Святой Анны II степени «на шею».
Он хвастлив, продвигается по службе за счет товарищей: Я в товарищах очень доволен, / Только открыты вакансии; // Потом старейшины другие отключат, // Другие, видать, убиты . Фугу по-военному прямолинеен, что, впрочем, не вредит ему в обществе. Так, например, когда в третьем действии княгиня Тугоуховская жалуется ему на то, что ее племянник Федор, учившийся в пединституте, чиновники не хотят знать , полковник с откровенной радостью сообщает своим собеседникам: Я вас обрадую: общая молва, // Что за проект о лицеях, школах, гимназиях; // Там только научат по-нашему: раз, два; // А книги будут сохраняться так: для больших праздников . Еще более нетерпим Фамусов к вольнодумству: Сергей Сергеевич, нет! Если зло остановить: // Забрать все книги и сжечь их .
Участок
Впервые Скалозуб упоминается уже в первом акте, где служанка Лиза намекает на него Софье как на выгодную партию: Вот, например, полковник Скалозуб: // И мешок золотой, и целится в генералы . В этом отношении в глазах Фамусова он выгодно отличается от Молчалина и Чацкого. А во втором действии Фамусов очень откровенно намекает на свою женитьбу после того, как Скалозуб получает генерала ( И суди хорошенько, храни тебя Бог // И генеральское звание; а там // Чего откладывать дальше // Разговор о генерале № ), на что он прямо отвечает согласием ( Жениться? Я вообще не против ).
В отличие от Фамусова, его невестка Хлестова очень холодно относится к Скалозубу и рассказывает о нем Софье: Ух ты! Я определенно избавился от петли; // Ведь твой батюшка полоумный: // Удалому человеку дали три сажени, — // Представляет, не спрашивая, хорошо ли нам, не так ли?
Но и Чацкий отчасти ревнует Софью к Скалозубу; так в третьем акте, после разговора о Молчалине, он спрашивает ее: А Скалозуб? вот праздник для глаз; // За войском стоит гора, // И с прямотой стана, // Герой в лице и голосе. .. на что она отвечает: Не мой роман Дальше разговор прерывается, и Чацкий остается «со своей тайной» .
В акте IV Скалозуб случайно знакомится со своим другом Репетиловым. Он зовет его на очередное застолье к князю Григорию: И просим вас пройти со мной, теперь уже без отговорок: // У князя Григория теперь толпа народу, // Вот увидишь, нас сорок, // Фу! сколько, брат, ума! // Всю ночь болтают, скучать не будут, // Во-первых, шампанского напоят, // А во-вторых, научат вас таким вещам, // Которых, конечно, мы с вами не выдумаем ты. , на что он отвечает резким отказом: Доставить. Меня ученостью не обманешь, // Других позови, а если хочешь, // я тебе и князю Григорию дам // фельдфебеля в Вольтере, // он тебя в три ряда построит , // И визжи, так он тебя вмиг успокоит . Он явно осуждает такой разгульный образ жизни, предпочитая военный порядок. Скалозуб использует лесть, раболепие, сладострастие для достижения высших чинов. Он считает, что важно оказаться в нужное время в нужном месте.
Образ Скалозуба в литературе
Не менее примечателен и четвертый тип: бестолковый фронтовик Скалозуб, понимавший службу исключительно в умении различать форменные различия, но при всем том сохранявший какой-то свой особый философско-либеральный взгляд на звания, откровенно признавая, что он считает их необходимыми каналами для того, чтобы попасть в генералы, а там хоть трава ему не растет; все остальные заботы ему не по силам, и обстоятельства времени и возраста не являются для него загадочной наукой: он искренне уверен, что весь мир можно успокоить, дав ему фельдфебеля в Вольтере.
Наполеон женил своих воинов так же, как наши помещики женятся на домочадцах, — не особо заботясь о любви и склонностях. Он хотел сблизить дворянство пороха со старым дворянством браками; он хотел одурачить своих Иглобрюхов их женами. Привыкшие к слепому повиновению, они беспрекословно женились, но вскоре бросили своих жен, найдя их слишком чопорными для казарм и бивачных вечеринок.
Герцен в «Бывшем и думах» писал, что Английский клуб менее всего английский. В нем псы вопят против освобождения, и их ноздри ревут за естественные и неотъемлемые права дворян…
Исполнители ролей
- Боголюбов Николай Иванович
- Варламов Константин Александрович — Александринский театр, 1885
- Головин С.А. — Малый театр, 1915 г.
- Григорьев Петр Иванович (самый первый исполнитель) — Александринский театр, 26 января 1831
- Киселевский, Иван Платонович — Театр Корша, 1886
- Ершов Владимир Львович — МХАТ, 1925
- Леонидов Леонид Миронович — МХТ, 1906
- Малютин Яков Осипович — Александринский театр, 1921
- Мичурин Геннадий Михайлович — Александринский театр, 1947
- Немчинов Иван Иванович — Малый театр
- Рыбаков Константин Николаевич — Малый театр, 1887
- Сагал, Даниил Львович — Театр Мейерхольда (ГосТИМ), 1928
- Чекаевский. Александр — Александринский театр, 1941
Примечания
Фонд Викимедиа. 2010 .
Синонимы :
Смотреть что такое «Скалозуб» в других словарях:
Фугу … Орфографический словарь
Солдатик, насмешник, весельчак, шутник, пересмешник Словарь синонимов русского языка. Скалозуб см. солдафонский словарь синонимов русского языка. Практическое руководство. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Персонаж комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Полковник Скалозуб — невежественный солдафон-карьерист, мечтающий внедрить казарменные нравы во всю общественную жизнь России. Русский аналог известного французского выражения (см … Словарь крылатых слов и выражений
СКАЛОЗУБ, фугу, муж. (разговорное устарело). То же, что зубная щетка. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Центральный персонаж романа А.С. Комедия Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в персонажах пьесы классические, а через них и античные прототипы, то С. соответствует «хвастливому воину», популярной маске римских комедий, воплощенной в… … литературных героях
СКАЛОЗУБ — Иван Скалозуб, певчий Виленского митрополита. Арх. 15в. Сидел. VI, 9. Скалозуб, запорожский гетман. ХОРОШО. 1580. К. Л. 4. Максимко Скалозуб, Донской казак. 1683. Доп. X,435… Биографический словарь
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб — «И мешок золотой и в генералов целится». Полковник Скалозуб — типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его внешности нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Подобно Фамусову, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «прошедшего века», только в еще более грубой и откровенной форме. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательств врага, а в достижении богатства и знатности, что, по его мнению, более доступно военному. Чацкий характеризует его так:
* Хриплый, задушенный, фагот,
* Созвездие маневров и мазурок!
По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «про фронт и ряды». Источником «военной мудрости» Скалозуба является столь ненавистная вольнодумному офицерству того времени прусско-Павловская школа в русской армии, воспитанная на заветах Суворова и Кутузова. В одном из ранних выпусков комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо говорит:
* Я школа Фридриха, в команде гренадеры,
* Фельдфебель — мои Вольтеры.
Скалозуб начал делать свою карьеру с того момента, когда героев 1812 года стали сменять глупые и рабски преданные самодержавию солдафоны во главе с Аракчеевым. Тогда «на каждом шагу были иглобрюхи не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что можно из русского человека выпрямить хорошего солдата, не сломав на его спине несколько возов палок, — отмечает декабрист Якушкин. Именно такие, как Скалозуб, менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли декабристов из пушек на Сенатской площади в Петербурге. обр
Аз имело большое политическое значение для разоблачения военно-феодальной реакции того времени.
Характерно, что Грибоедов противопоставляет Скалозуба своему двоюродному брату, представителю иной среды в русской армии, той свободолюбивой части офицерского корпуса, из которой вышли многие военные декабристы. После окончания войны 1812-1814 гг. Двоюродный брат Скалозуба, уволившись, уехал в деревню «книжки читать». О достоверности этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. «В нашей стране при всех скудных средствах они заняты больше, чем где бы то ни было, — пишет он, — многие из них вышли на пенсию и в своих уединенных сельских домах изучают и устраивают благополучие и просвещение земледельцев, судьбы их забота возложена… Сколько вы встретите теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых можно смело сказать, что они читают старые книги. С усилением аракчеевского режима в армии была связана и отставка многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., — гонение на всякое свободомыслие, навязывание дурацкой воинской муштры и холопской субординации. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: «Влияние Аракчеева уже стало ощутимым. Служба стала тяжелой и оскорбительной. Требовалась не дворянская служба, а холопское подчинение. Многие офицеры ушли в отставку». Это была одна из форм протеста против реакции. И недаром Фамусовы очень косо смотрели на неслуживших молодых дворян9.0003
* («А главное, давай, подавай…»).
Мир Фамусовых состоит не только из крепостнических асов вроде Фамусова и Скалозуба, но и из служащих им подхалимов-чиновников — молчаливых.
Комедия «Горе от ума», сценарий А.С. Грибоедов в 1824 г., обличает дворянские нравы начала 19 века. В пьесе представлена ситуация, когда после войны 1812 года, в переломный для России момент, в дворянском обществе стали появляться люди с прогрессивными взглядами на устройство общества. Основная тема произведения – борьба «века прошлого» и «века настоящего», старого против нового. Лагерь «эпохи прошлого» представлен в пьесе множеством людей разного типа. Большое значение для понимания проблематики произведения имеет характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума».
Этот герой пользуется большим уважением в обществе Фамус. С первых страниц книги мы узнаем, что Фамусов считает его самым желанным претендентом на руку своей дочери Софьи. В пьесе «Горе от ума» Скалозуб полностью соответствует идеалам московского дворянского общества: «И мешок золотой, и целится в генералы». Софья, как вменяемая девушка, совсем не хочет замуж за Скалозуба. Она считает его очень глупым: «Он умного слова изредка не проронит — мне все равно, что за него, что в воде».
Если Чацкий не годится на роль мужа Софьи, потому что он «не служит, то есть не находит в том никакой выгоды», то Скалозуб — полковник. Высокое звание – это главное, что ценится в Москве. Образ этого героя — сатира на русское войско аракчеевского периода, когда всякая свободная мысль преследовалась и требовалось бездумное подчинение. В связи с этим многие молодые дворяне ушли в отставку. Тогда в армии царила тупая военная муштра. Вот почему в фамусовском обществе так настороженно относятся к Чацкому, который «рад бы служить», но «служить» не хочет, ибо это свидетельствует о его инакомыслии. Скалозуб «со звездами и чинами», значит, с ним все в порядке. В фамусовском обществе ему прощают даже грубость, чего не прощают Чацкому.
Как типичный представитель «прошлого века», Скалозуб служит для того, чтобы обогатиться, обрести солидный вес в обществе, а не заботиться о безопасности своей родины. В комедии «Горе от ума» армейский чин Скалозуба очень привлекателен для Фамуса Москвы. По этому поводу Чацкий дает меткую характеристику Скалозуба: «Созвездие маневров и мазурок».
Способы достижения высоких званий и наград для таких, как Скалозуб, значения не имеют. Чаще всего продвижение по службе в дворянстве того времени достигалось за счет связей. Характер Скалозуба помогает ему умело пользоваться этими связями: «…Для получения званий, каналов много… Хочу только в генералы попасть».
Даже Скалозуб получил свой орден не за боевые заслуги, а по случаю военных торжеств.
В комедии «Горе от ума» характеристика Скалозуба была бы неполной, если бы в произведении не противопоставлялось этому герою других представителей военного сословия — прогрессивно мыслящих дворян, уважающих человеческую личность. Именно эти люди вышли на пенсию в то время. Таков двоюродный брат Скалозуба, который, несмотря на то, что «чин следовал за ним», оставил военную службу и ушел жить в деревню, где «начал читать книги». Отказ от очередного звания для Скалозуба немыслим. Скалозуб отзывается о своем брате с пренебрежением еще и потому, что он тоже противник учености и образования. Именно из уст этого героя на балу у Фамусова исходят сведения о реформе учебных заведений по казарменному типу: «Только будут учить по-нашему: раз-два; а книги будут храниться — вот так: для больших случаев.
ТОП-10 роботов 2017 года
CASA DE LA LUZ
15 декабря 2022 г.
интервью: Агнешка Пилат о своем творческом сотрудничестве с рисующими роботами-учениками14 декабря 2022 г.
с научно-фантастическим оттенком первая в мире установка искусственной матки12 декабря 2022 г.
Midjourney снимает интимные портреты солдат-боевиков и их жен0165 02 декабря 2022 г. войти в пурпурную вселенную: Pantone представляет «живой пурпурный» как цвет 2023 года , эти подводные роботы устойчиво собирают аккумуляторные металлымаленьких робота Массачусетского технологического института могут самостоятельно строить большие вещи, от транспортных средств до зданий
23 ноября 2022 г.0002 посмотреть, как крошечные прыгающие роботы имитируют искусную реакцию на побег ногохвостка
21 декабря 2017
ТОП 10 читательских материалов 2017 года — дизайн-проекты 201718 декабря 2017 г.
10 ЛУЧШИХ проектов 3D-печати 2017 г.15 декабря 2017 г.
10 ЛУЧШИХ представлений читателей 2017 г. — общественные местаCASA DE LA LUZ
БИБЛИОТЕКА ПРОДУКТОВ — разнообразная цифровая база данных, которая представляет собой ценную цифровую базу данных
9000 позволяет получить представление и информацию о продукте непосредственно от производителя и служит важным ориентиром при разработке проекта или схемы.НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ
15 декабря 2022 г.
10 лучших дизайнов автомобилей 2022 годавзгляните на наши любимые автомобильные истории 2022 года, каждая из которых раздвигает границы автомобильного дизайна смелыми штрихами.
связи: +700
14 декабря 2022 г.
с научно-фантастическим оттенком, хашем аль-гайли представляет первое в мире учреждение искусственной маткиEctoLife принимает форму объекта с искусственным интеллектом, в котором размещаются ряды выращенных в лаборатории младенцев.