Как себя характеризует чацкий в словах и действиях: Характеристика Чацкого в комедии Горе от ума кратко, образ Александра Андреевича с цитатами героя для сочинения в таблице

Содержание

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829) — презентация онлайн

1. Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)

Система уроков
литературы в 9
классе
1795?
Быт и нравы старинной дворянской семьи,
домашнее воспитание и образование
Благородный пансион
1803
1806
Московский университет
Удивительные способности к
иностранным языкам,
серьёзное занятие музыкой,
любовь к литературе и
истории
Словесное отделение философского
университета, естественноматематический и юридический
факультеты, студенческая среда,
увлечение освободительными идеями
1812
Служба в армии
Коллегия
иностранных
дел
Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев
и будущие декабристы.
«Всё в нём было необыкновенно
привлекательно» (А. С. Пушкин)
Дипломатическая служба
в Персии
«Горе уму» (1823)
«Горе от ума» (1824)
1822
«Лучше быть пламенным мечтателем в
краю вечных снегов»
(А. С. Грибоедов)
Секретарь по
иностранным делам
в штабе генерала
Ермолова.
Семья Чавчавадзе
1825
1826
«Смерть постигла его
посреди смелого
неравного боя»
А. С. Пушкин
Политическая ссылка
в Персию
1829

4. Образы-портреты, типы

Грибоедов указывает, что в «Горе от
ума» «характеры портретны»: «И я,
коли не имею таланта Мольера, то, по
крайней мере, чистосердечнее его;
портреты и только портреты входят в
состав комедии и трагедии…».
Портреты становились типами.
В портретах «есть черты, свойственные
многим другим лицам, а иные всему
роду человеческому настолько,
насколько каждый человек похож на
всех своих двуногих собратий.
Карикатур ненавижу, в моей картине ни
одной не найдешь».
История прототипов в русской
литературе началась с «Горя от ума».

5. Прототипы

в художественных образах
поэта не было простого
копирования с определенных
лиц, хотя яркая типичность
его героев невольно
вызывала в современниках
догадки об их оригиналах.
«…Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне, но крайней мере мне
первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как
оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать
подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей»
(Кюхельбекер)

6. Фамусов

Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва)
называли дядю Грибоедова, Алексея
Федоровича.
«Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как
лев дрался с турками при Суворове, потом
пресмыкался в передних всех случайных
людей в Петербурге, в отставке жил
сплетнями. Образец его нравоучений: «я,
брат!»».
А. Ф. Грибоедова же напоминают слова
Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с
пелен, для замыслов каких-то непонятных,
дитей возили на поклон». Сохранился рассказ
С. Н. Бегичева, что именно так поступал с
юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое
гостеприимство Фамусова также напоминает
Грибоедова-дядю

7. Софья

По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым
прототипом Фамусова, в его же семье искали
прототип Софьи. Возможно, некоторые черты
Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну
из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью
Алексеевну, вышедшую замуж за С. А.
Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума»
был так тесно связан с семьей своего дяди, так
дружен со своими двоюродными сестрами, что
никогда не решился бы подобные
обстоятельства сделать мотивом сценической
интриги.

8. Молчалин

Догадок о прототипе Молчалина
современниками высказано много. В. В.
Каллаш сообщил, что на полях одной
старинной рукописи «Горя от ума» им был
назван некто Полуденский, секретарь
почетного опекуна Лунина. Кроме этого
свидетельства мы располагаем еще только
одним глухим указанием А. Н. Веселовского:
«Молчалин срисован с одного усердного
посетителя всех знатных прихожих,
умершего уже давно в сане почетного
опекуна».

9. Чацкий

Лицом, на которое указывали
как на прототип Чацкого, был П.
Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А.
Вяземскому: «Что такое
Грибоедов? Мне сказывали, что
он написал комедию на
Чедаева; в теперешних
обстоятельствах это
чрезвычайно благородно с его
стороны» . Но сближение
Чацкого с Чаадаевым
сохранилось в устной, потом в
печатной традиции.

10. Чацкий

Чацкий – Качалов. Постановка
МХАТА
Развернута аргументация об
отражении в образе Чацкого
характера и биографии В. К.
Кюхельбекера. О значении
Кюхельбекера, вернувшегося
из-за границы, опального,
неудачливого — для
конструирования образа
Чацкого и деталей «Горя от
ума» Ю. Н. Тынянов писал
также в статье «Французские
отношения Кюхельбекера»

11. Чацкий

Несомненно, что в образе
Чацкого отразились подлинные
черты характера и воззрений
самого Грибоедова, каким он
рисуется в его переписке и в
воспоминаниях современников:
горячий, порывистый, подчас
резкий и независимый. В речи
Чацкого Грибоедов вложил все
лучшее, что сам думал и
чувствовал. Можно с
несомненностью сказать, что
взгляды Чацкого на
бюрократию, жестокости
крепостного права, подражание
иноземцам и т.п. — подлинные
взгляды Грибоедова.
В роли Чацкого Олег
Меншиков

12. Скалозуб

Яркая типичность образа Скалозуба поощряла
современников к бесконечным предположениям о
его оригинале. Смутное московское предание
считало таковым Сергея Александровича
Римского-Корсакова, женившегося на Софье
Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь
называли прототипом Софьи Фамусовой.
По другой версии, оригиналом Скалозуба следует
считать полковника (или генерала) Фролова.
Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н.
Скобелева.
А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе
тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят
с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной
определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва),
представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый
класс подобных людей».

13. Хлёстова

Наиболее единодушны современники и
историки в определении прототипа
Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее
оригиналом называют Настасью
Дмитриевну Офросимову, большую
московскую барыню, известную своим
умом, крутым характером,
откровенностью и причудами. Она была
чрезвычайно популярна в большом
обществе допожарной Москвы, и о ней
сохранилось много рассказов и анекдотов.
«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья
Дмитриевиа Офросимова; <…> ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой,
описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и
благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное
пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков,
выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным
старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила
первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке,
громко, на всю церковь, дав ему приказание: «Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!»»

14.

РепетиловПо сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом
Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил
Николай Александрович Шатилов, с которым
Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в
Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по
словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и
одержимый несчастной страстью безпрестанно
острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так
надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов
Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас
обращался с вопросом: ,,На какой странице?» — Свое,
ей богу, свое,— отвечал он всегда.

15. Загорецкий

В указаниях на оригиналы Загорецкого
имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов,
специально собиравший на этот счет
сведения, писал, что «одни признавали в нем
только что начинавшего свою карьеру, ловко
втиравшегося в знать, не брезгавшего
никакими средствами для наживы
московского и ярославского откупщика А-ва
<…>,
другие видели в нем тоже откупщика, по
московского, *-ва, впоследствии ставшего
крупным капиталистом.
Третьи думали, что выведен в Загорецком
один из содержателей игорных домов, шулер,
обыгрывавший всех наверняка…»
Разных лиц называют также прототипом Платона
Михайловича. «В лице добродушного и
неповоротливого, честного малого Платона
Михайловича Горичева,— писал А. Н.
Веселовский,— Грибоедов не задумался изобразить
своего старого приятеля и родственника, Илью
Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам
же приехал к другу и признался, что вставил его в
свою комедию». С Огаревым Грибоедов
встречался на Кавказе, где тот служил на военной
службе. Впоследствии Огарев был архангельским и
пермским губернатором.
Другим прототипом Платона Михайловича
называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым
Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н.
Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся
необычайным добродушием в обхождении,
казалось, должен был навсегда оставаться добрым
московским семьянином»

17.

Домашнее заданиеВыучить факты биографии А. С.
Грибоедова
Прочитать комедию «Горе от ума»
Выделить по ходу прочтения
характеристики и самохарактеристики
Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина,
гостей на балу, Скалозуба; положить
закладки

18. Система образов комедии.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ
КОМЕДИИ.
Урок 2.

19. Повторение:

Какие роды литературы вы знаете?
Эпос, лирика и драма
Что такое драма?
Это род литературы, отражающий жизнь в действиях,
поступках, литературное произведение, написанное в форме
разговора действующих лиц.
Какие виды (жанры) драмы вы знаете?
Комедия, драма, трагедия
Из каких частей состоит драматическое произведение?
Действия (акты), сцены (явления)
Что такое авторские ремарки?
Это авторские замечания, набранные курсивом или
заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и
месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа

20. Повторение:

Что называется комедией?
Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и
человеческих несовершенств.
В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие
между характерами, или характерами и обстоятельствами, или
заключённое внутри характера
Что такое сюжет?
Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном
произведении

21. Герои классицистической комедии

Герой или героиня
Счастливый
любовник
Несчастливый
любовник
Обманутый отец
Субретка
Резонёр
Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она
обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в
ту пору направления в литературе. Хотя уже
главенствовал в литературе романтизм и зарождался
реализм. Познакомимся с амплуа героев
классицистической комедии:

22. Резонёр —

24. Герои делятся в комедии Грибоедова делятся

Главных
Герои, необходимые для
связи
Сценического действия
Второстепенных
Внесценические
Герои-пародии
Герои-маски,
эпизодические
герои

25. Кто является главными героями комедии?

Софья
Чацкий
Молчалин
Фамусов
Сюжет комедии
строится на их
взаимоотношениях.
Взаимодействие этих
персонажей друг с
другом и движет ход
пьесы.

26. Кто является второстепенными героями?

Лиза
Скалозуб
Хлёстова
Горичи
Они тоже участвуют
в развитии действия,
но прямого
отношения к сюжету
не имеют.

27. Персонаж-пародия

Репетилов — от
слова «повторять».
Это пародийный
двойник Чацкого.

28. Герои, необходимые для связи сценического действия

В III действии, в момент
появления выдумки, у Софьи
являются безымянные
господа N и D. Оба
действующих лица
замечательны тем, что ничем
от всех остальных не
отличаются. Однако
отдельные их личные черты
напоминают отдельные
социальные портреты
общества.
Какую роль они играют в
действии комедии?
Кто эти герои?

29. Внесценические персонажи

те, чьи имена
называются, но сами
герои на сцене не
появляются и
участия в действии
не принимают.
Кто является
внесценическими
персонажами?
Максим Петрович
Марья Алексевна
Брат Скалозуба
Племянник княгини
Тугоуховской, князь Фёдор
Фома Фомич
Дуэлист, который «шумит» в
Английском клубе. Его
прототипом был Фёдор
Толстой Американец

30. Герои-маски

Образы героев-масок
максимально обобщены.
Автору не интересна их
психология, они занимают
его лишь как важные
«приметы времени» или как
вечные человеческие типы.
Их роль особая, ибо они
создают социальнополитический фон для
развития сюжета,
подчеркивают и разъясняют
что-то в главных героях.
Кто они? Назовите их.
Шесть княжон Тугоуховских.
Автора не интересует
личность каждой из них, они
важны в комедии лишь как
социальный тип московской
барышни.
Тугоуховские
Хрюмины, графиня-бабушка
и графиня-внучка

31. Говорящие имена

Фамусов – известный, от
слова «молва». Кроме того,
он боится молвы. «Что
скажет княгиня Марья
Алексевна?»
Софья – мудрая
Чацкий – Чадский – Чаадаев
–прямая аналогия с
передовым человеком
времён Грибоедова. Чадский
— тот, кто находится в чаду
(неадекватно расценивает
ситуацию).
Репетилов – повторяет
Хлёстова – от «хлестать»,
всех готова отхлестать
словом
Тугоуховские – туги на ухо,
то есть глухи как в прямом
смысле, так и в переносном.

33. Подумаем!

Как вы понимаете высказывание «век
нынешний»?
Что значит «век минувший»?
Кого из героев можно отнести к «веку
нынешнему», а кого к «веку минувшему»?
Почему вы так решили?
Можно ли перефразировать нашу тему урока?
Как она тогда будет звучать?
«Чацкий и Фамусов», «Чацкий и
Фамусовская Москва» «Чацкий и
Фамусовское общество» и т.д.
Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих
героев (эти полярности) и выявить основные
критерии, по которым они расходятся, т.е.
выяснить причины деления «веков» на
«нынешний» и «минувший»
В каком эпизоде наиболее впервые
раскрывается разное отношение героев
в вещам (явлениям) в той или иной
области?
Разговор Фамусова с Чацким –
действие 2 явление 2.
Таблица
Монолог учим
Читаем 3 действие
Вопросы сравнения
1. Представители
2. Отношение к крепостному праву
3. Отношение к засилию иностранного и
иностранцев
4. Как проводят время и отношение к
времяпрепровождению
5. Отношение к службе
6. Отношение к чинам
7. Отношение к правде
8. К покровительству и протекции покровительство, влиятельная поддержка со
стороны кого-либо, содействующая
устройству чьих-либо дел
9. К образованию
10. Отношение к свободе суждений
«Век
минувший»
«Век нынешний»

41. Сюжет и конфликт комедии

СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ
КОМЕДИИ
Урок 3

42. Соответствие классицистическим канонам

Соблюдаются ли в комедии
единство места, времени и
действия?
Не соблюдается только единство
действия, так как здесь два
конфликта и две сюжетные линии
Какие две сюжетные линии вы
может выделить?

43. Любовный конфликт

Сцена на балу. «Мильон
терзаний
Чацкого»
Кульминация
Чацкий задел Софью за
живое, Завязка
плохо отозвавшись о
Молчалине
Чацкий прозревает: Софья
Развязка
любит
Молчалина
Сцена утром, приезд Чацкого,
рассказ Экспозиция
о соискателях на руку
Софьи

44.

Социально-политический конфликтОбъявление Чацкого
сумасшедшим
Кульминация
Приезд Чацкого и его первый
разговорЗавязка
с Фамусовым. Обмен
монологами
Подслушанный Чацким
разговор
Развязка
о том, что его
объявили сумасшедшим
Экспозиция

45. Завязка любовного конфликта

С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и
поведении?
Почему Софья находится в замешательстве?
Что Чацкий вспоминает из детства?
Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и
над чем смеётся?
Каких внесценических персонажей он упоминает?
Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как
она к нему относится?
Почему он в «строгом чине»?
Как воспитывали дворян в те времена?
Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?
Завязка любовного конфликта

46. Развитие любовного конфликта

Какие характеристики Молчалину
и Скалозубу даёт Чацкий?
За что Чацкий обвиняет
Молчалина?
Какой смысл в слова о
сумасшествии вкладывают Софья
и Чацкий?
Что Софья ценит в Молчалине?
Какие выводы из слов Софьи о
Молчалине делает Чацкий?
Почему Чацкий не понимает, что
Софья любит Молчалина?
Развитие любовного конфликта

47.

Домашнее задание1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам):
Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера»
Монолог Чацкого о Москве из 1 действия
Монолог Чацкого «А судьи кто?»
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»
Монолог Чацкого о французике из Бордо
План анализа:
Чем вызван данный монолог?
Какие темы затронуты в нём?
Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова
об этом говорят?
Как построен монолог?
Каков его пафос?
Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя
эти средства?
С какой целью драматургом введён этот монолог?
Домашнее задание

48. общественный конфликт в комедии

ОБЩЕСТВЕННЫЙ
КОНФЛИКТ В КОМЕДИИ
Урок 4

49.

Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция и завязка общественного конфликтаКак Фамусов относится к Скалозубу и почему?
Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи
Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб?
Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для
Софьи?
Как Скалозуб сделал карьеру?
Какова мечта Скалозуба?
Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его
правила жизни
Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?»
Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога?
Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий?
Каково отношение в высшем свете к молодым людям,
занимающимся наукой и искусством?
Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция
и завязка общественного конфликта
Когда завязывается
общественный конфликт?
Между кем он завязывается?
Почему?
Конфликт между «веком
нынешним» и «веком
минувшим» формируется по
возрастному принципу?
Докажите свою позицию

51.

Отношение к крепостному правуЧацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник
– ярый защитник крепостногоВек
права»,
а как противник
Век нынешний
минувший
злоупотреблений крепостным правом
и русский барин 18 века, для
Чацкий резко осуждает и
Эти люди живут,
которого
распоряжение
крепостными«разливаются
– самое естественное
обличает
крепостное право.
в пирах идело.
В своём монологе «А судьи
кто» он рассказывает о
«Несторе негодяев знатных»,
который всех своих
крепостных, «которые и
жизнь и честь его спасали»,
выменял на борзые две
собаки. Для таких людей, как
Чацкий, немыслимо угнетать
народ.
мотовстве» за счёт
крепостных рабов. Один из
них, у которого раскрашен
дом в виде рощи, «сам толст,
его лакеи тощи».

52. Отношение к засилию иностранцев и иностранного

Взаимоотношение национального и европейского – важная для
Век
Век минувший
тогонынешний
времени проблема. Национальная
самобытность – идеал
декабристов.
Отношение
к засилию
Чацкий
и передовые
люди «века
минувшего»
С одной стороны,
Фамусов
его времени
относились
тоже
недоволен
иностранцев
и иностранного
неоднозначно.
негативно к моде на всё
иностранное. Так, в своём
последнем монологе Чацкий
говорит о французике из
Бордо, который ехал в
Россию с испугом, а приехал
и увидел и услышал всё
родное: родную
французскую речь,
привычную моду. Герой
обличает «тошноту по
стороне чужой», что уж без
иностранцев мы будто и не
можем прожить.
французскими модами. Он
говорит: «А всё Кузнецкий
мост, и вечные французы,
оттуда моды к нам, и …, и
музы, губители карманов и
сердец…» Здесь он
искренен, его речь
показывает, что он человек
неглупый. Но с другой
стороны, желая понравиться
Скалозубу, изрекает: «Дверь
отперта для званых и
незваных, особенно из
иностранных».

53. Отношение к нынешней системе воспитания

Век нынешний
Век минувший
А тот чахоточный, родня вам,
книгам враг,
В учёный комитет который
поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и
не учился?
Здесь Чацкий иронизирует над
нежеланием дворян быть
глубоко образованными,
обличает стремление
тормозить прогресс
Для Фамусовых образование –
основная причина безумия,
которым одержим Чацкий и им
подобные. Так, например,
Фамусов говорит Лизе о Софье:
Скажи-ка, что глаза ей портить не
годится,
И в чтеньи Прок-то не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Учение – вот чума, учёность – вот
причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел,
и мнений…

54. Отношение к нынешней системе воспитания

Век нынешний
Княгиня Тугоуховская
вспоминает своего
племянника, князя Фёдора,
который «чинов не хочет
знать, он химик, он
ботаник…»
Брат Скалозуба в деревне книги
стал читать, отказавшись от
повышения в чин.

55. Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

Век нынешний
Век минувший
Что нового покажет мне
Москва?
Вчера был бал, а завтра будет
два.
Тот сватался – успел, а тот дал
промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в
альбомах.
Да и кому в Москве не затыкали
рты
Обеды, ужины и танцы?
Фамусовское общество не
представляет жизни иначе,
как в развлечениях. Обед,
балы, приёмы сменяют один
другой. Достаточно
вспомнить, как Фамусов
говорит о том, что ему
предстоит сделать: то он
зван на форели, то у
докторши крестить, то на
похороны. Жизнь пестра и
бессмысленна.

56. Отношение к чинам и службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма.
Классицисты считали необходимой службу государству, то есть
Векмонарху,
нынешний
Век минувший
а декабристы ставили на первое место служение
Эти люди не служат, а проводят время
Чацкий уважает людей, Отечеству
которые «служит делу, а не
лицам». Он не служит, так
как «Служить бы рад,
прислуживаться тошно». В то
время невозможно было
сделать себе карьеру без
протекции, кумовства,
подхалимажа. А всё это
претит Чацкому.
на службе. Фамусов говорит: «Обычай
мой такой: подписано – так с плеч
долой». Он мечтает, чтобы у него как
можно меньше бумаг скапливалось.
Подписывая бумаги, он, видимо, даже
не обращает внимания, что в них. Для
таких людей важно «и награжденья
брать, и весело пожить».
Многие делают карьеру нечестными
путями. Так, Скалозуб сделал карьеру
так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то
убили, тех, кто не отсиживался в
окопах.

57. Отношение к протекции и покровительству

Век нынешний
Век минувший
Чацкий не понимал в детстве, В фамусовском обществе ценят
людей не за их личные качества,
зачем Фамусов возил его на
не за ум, а за умение пробиться.
поклон к «Нестору негодяев
Многие делаю себе карьеру за
знатных». Теперь-то он
счёт связей. Так Максим Петрович
понимает, что без протекции «был почтенный камергер, с
и кумовства в этом обществе ключом, и сыну ключ сумел
не пробиться.
доставить». Сам же он окружил
себя своими родственниками,
считая, «Как станешь
представлять к крестишку ли, к
местечку, ну как не порадеть
родному человечку!..»

58. Отношение к свободе суждений

Век нынешний
Век минувший
Давая отповедь Мочалину,
Чацкий говорит:
«Помилуйте, мы с вами не
робяты, зачем же мнения
чужие только святы?»
Молчали говорит:
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь

59. Домашнее задание

Выучить один из монологов
Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»
Вопросы
Цитаты
1. О конфликте комедии
2. О Чацком
3. О Софье
4. О Молчалине
5. О новаторстве комедии
6. О языке комедии
Домашнее задание

60. Семинар. Анализ монологов действующих лиц

СЕМИНАР.
АНАЛИЗ МОНОЛОГОВ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
Урок 5.

61. Монолог

Что такое монолог?
Монолог – это речь одного
лица
С какой целью автор вводит
в драматургическое
произведение монолог?
В нём герой обнаруживает
взгляды, часто в нём
проявляется авторская
позиция

62. Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1.

Какова тема монолога?
Восстановите по этому монологу,
как проводит время Фамусов
Как вы понимаете фразу «С
ключом, и сыну ключ сумел
доставить»?
Каковы идеалы Фамусова и его
жизненные устремления?
Какие черты героя проявились в
этом монологе?
Какую цель преследовал автор,
включив монолог?
Какое место занимает монолог в
композиции пьесы?

63. Монолог Чацкого. Действие 2 явление 2.

Результатом чего явился этот
монолог Чацкого?
Каков его пафос?
Какова его тема?
Какие взгляды здесь
обнаруживает Чацкий?
Какие пороки он обличает в
этом монологе?

64. Монолог Чацкого Действие 3 явление 21

Какова тема этого монолога?
Каков его пафос?
Найдите хлёсткие, экспрессивные
слова и выражения, которые
придают монологу остроту и
обличительный пафос
Какова его основная мысль?
Как этот монолог связан с
предыдущим действием?
Какую роль он занимает в
комедии?

65.

Монолог Репетилова Действие 4, явление 4Каких внесценических
персонажей упоминает
Репетилов?
Каким образом Грибоедов
достигает комичности
монолога?
Какие пороки высмеивает в
этом монологе автор?

66. Развязка любовного конфликта

В чём комизм и трагизм этой
сцены?
В чём здесь Грибоедов отходит
от канонов классицизма?
Какие качества в этой сцене
обнаруживает Молчалин?
Почему Молчалин не любит
Софью?
Какие заветы он получил от
отца?
Какие качества в этой сцене
проявляет Софья?
Как вы понимаете фразу
Чацкого «Молчалины
блаженствую на свете?
Развязка любовного конфликта

67. Развязка обоих конфликтов

Что в этой сцене узнаёт
Чацкий?
Проанализируйте последний
монолог Чацкого. На что у
него открываются глаза?
Справедливо ли он обвиняет
Софью?
Чем он возмущён, каким
качеством Софьи?
Как вы думаете, простит ли
Софья Молчалина?
В чём «мильон терзаний»
Чацкого?
Каков пафос (чувство) его
монолога?
Развязка обоих конфликтов

68.

Домашнее заданиеСоставить характеристики главных действующих лиц:
Скалозуба
Молчалина
Фамусова
Чацкого
По плану:
1.
Кто он такой по своему социальному положению?
2.
Его предыстория
3.
Как его характеризуют другие персонажи?
4.
Как он сам себя характеризует в словах и действиях
5.
Что о нём говорит автор в ремарках?
6.
Сделайте выводы о качествах характера

Характеристика героя Чацкий, Горе от ума, Грибоедов. Образ персонажа Чацкий

Александр Андреевич Чацкий, сын покойного друга Фамусова Андрея Ильича Чацкого, был относительно молодым дворянином. Он не был богат, но все же имел 300-400 крепостных крестьян, что позволяло ему безбедно существовать и не работать (Чацкий бросил военную карьеру и путешествовал в свое удовольствие).

Чацкий был весьма образован, умен, красноречив и остроумен. Он независим, честен и прямолинеен (даже слишком) и всегда готов подвергнуть насмешкам пошлость, скудоумие и ограниченность.

…А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить…

…и весел, и остер…

…Что говорит! и говорит, как пишет!..

…Я странен; а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож…

…Служить бы рад, прислуживаться тошно…

…А судьи кто?..

Чацкий свободолюбив и считает, что консервативное московское общество зря ограничивает молодых дворян военной или государственной службой. Человек, по его мнению, не должен иметь рамок и волен (если захочет) заниматься наукой или искусствами.

Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

Московское светское общество не любит Чацкого из-за его вольнодумства и либеральных взглядов:

…Безумным вы меня прославили всем хором…
…Дома новы, но предрассудки стары. ..

Чацкий хорошо разбирается в политике, культуре и общественных вопросах, но абсолютно слеп в делах любовных (он думал, что Софья его любит).

Роль в сюжете пьесы

Александр Андреевич Чацкий, после трехлетнего путешествия «по загрницам», возвращается в Москву ради Софьи Фамусовой, с которой он вместе рос и которую любил. Он приезжает к Павлу Фамусову (ее отцу), но, к своему удивлению, получает у Софьи холодный прием. Она обиделась на Чацкого за то, что он бросил ее на три года, и собралась обвенчаться с секретарем Молчалиным.

Чацкий презирает Молчалина, эту серую личность, это «жалчайшее созданье». Он не понимает, как его Софья смогла полюбить его и, из-за этого его чувства к ней угасают (он понимает, что Софья — весьма поверхностая особа).

В доме у Фамусова Чацкий сталкивается с типичными представителями столичной «элиты» и, тут же, вступает с ними в «бой», подвергая их насмешкам.

Их закостенелые взгляды, ограниченный кругозор и корыстолюбие бесят Чацкого и это делает его весьма неприятной персоной в глазах гостей Фамусова. Однако «общество» объясняет либеральные взгляды Александра Андреевича и его дерзость сумасшествием молодого человека (эти слухи пустила озлобленная Софья).

В конце пьесы Чацкий, разочарованный местной элитой, решает покинуть Москву.

…Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…

Название пьесы, как нельзя лучше характеризует место Чацкого в мире «Фамусовых».

О «Горе от ума» можно смело говорить, что произведение А.С.Грибоедова, относится к перечню лучших творений отечественной драматической литературы.

Невзирая на обособленность временного отрезка, описанного в произведении, эта пьеса не теряет своих позиций в настоящее время, а приобретает все большую актуальность в современном обществе. Произведение наполнено изобилием проблем, ярких и запоминающихся характеров, несет в себе неисчерпаемую моральную ценность.

Грибоедовская пьеса богата содержанием, при этом в ней отсутствуют пустые разговоры и бессмысленные явления, которые могли бы быть обделены вниманием читателя.

Язык пьесы «Горе от ума» был отделан и разработан таким образом, чтоб в конечном итоге произведение представляло собой совершенную идею. Грибоедов с особым мастерством ставит речь своим героям, максимально соответствующую их характерам.

Характеристика героя

Главным героем пьесы является Чацкий Александр Андреевич. Именно его образ символизирует единственный положительный характер в комедии.

Молодой человек, оставшийся сиротой ещё в раннем возрасте, получил придворное домашнее фамусовское воспитание. Несмотря на то, что покровитель дал Чацкому сумел дать Чацкому достойное образование, однако привить ему собственное мировоззрение Фамусову не удалось. Будучи уже взрослым, образованным человеком, Чацкий вышел из фамусовского дома и начал жить отдельно. Вследствие чего, он решил бросить военную службу, но и не предпочёл чиновничью службу.

Софья, прелестная взрослая дочь Павла Афанасьевича, состояла в дружеских отношениях с Чацким, но со временем эта дружба переросла в совершенно другие чувства — в любовь. Александр Андреевич продолжал искренне восхищаться Софьей, и в скором времени хотел сыграть с ней свадьбу. Однако как человек эмоциональный, деятельный и любознательный, Чацкий ощущает угнетение скуки в Москве, поэтому он решает отправиться в путешествие, чтобы увидеть мир. Уезжает он на целых три года, а о своём отъезде Софью не только не предупреждает, но и на протяжении всего этого впереди не пишет ей ни единого письма. Вернувшись, Чацкий осознает, что любви Софьи к нему, как и не было, да и помимо этого у неё уже появился новый возлюбленный — Молчалин. Александр Андреевич бесконечно разочарован в бывшей возлюбленной и до глубины души поражен её предательством.

Гордость, благородность, готовность высказать своё мнение и умение его аргументировать — именно эти определения детально характеризуют Чацкого как человека. Он не живет прошлым, а вовсе наоборот. Негативное отношение к помещичьей жестокости и крепостному праву движет его желанием бороться за справедливость в обществе, он стремится быть полезным для народа. Потому Чацкому невыносимо пребывать в фамусовском, обделённом нравственностью, обществе. И он осознает, что не найти ему места среди всех живущих во лжи и лицемерии.

Образ героя в произведении

Автором пьесы показана непримиримость столкновения Чацкого с обществом Фамусова. Чацкий, в силу своего высокого развития, не понимает, какие морали, идеалы, принципы преследуют представители фамусовского общества. Герой не кривит душой, а говорит о своих взглядах прямо, за что и окажется осужденным.

В конечном же итоге, Чацкий, оставшийся непринятым и не понятым в кругах фамусовского общества, отвергнутый любовью всей своей жизни, фактически сбегает из Москвы, он покидает это место и, на первый взгляд, складывается однозначное впечатление, что финал для главного героя трагичен. Однако, размышляя над этим, назревает вывод, что Чацкий побеждён лишь количеством мнений и неприемлемых взглядов, а не их сущностью. Со стороны общества он действительно потерпел поражение, но тот факт, что с духовной, моральной стороны Чацкий несомненно одержал победу над Фамусовым и его окружением, остается неоспоримым.

Герой смог внести сумасшедший переполох в это общество. А суметь с достоинством доказать индивидуальность и защитить свою личность, у которой сформировано мнение и взгляд на каждое проявление жизни, аргументированно преподнести свое несогласие, открыто высказав взгляды на существующий жизненный устой — это и есть подлинная победа нравственности. И не случайно героя называют сумасшедшим. И вправду, неужели хоть кто-то смог бы возразить в фамусовском кругу? Никто, только сумасшедший.

Действительно, Чацкому нелегко осознавать, что его не поняли, потому что дом Фамусова для него все так же дорог и значим. Он вынужден покинуть эти места, так как приспособление никак не присуще для Чацкого. Он идет другой дорогой — дорогой чести. Герой никогда не сумеет принять фальшивые чувства и эмоции.

Александр Чацкий является главным героем комедии «Горе от ума», написанной известным писателем А. Грибоедовым в стихотворной форме. Автора этого интереснейшего произведения уже долгие годы в русской литературе считают предвестником нового социально-психологического типа, которому присвоено название «лишний человек».

Вконтакте

Комедия была написана в годы революционных тайных организаций декабристов. Автор затронул в ней борьбу прогрессивно мыслящих людей с обществом дворян и крепостников, иными словами, борьбу нового и старого мировоззрения. В А. А. Чацком писатель воплотил множество качеств передового человека эпохи, в которой пребывал сам. По его убеждениям созданный им герой близок к декабристам

.

Краткая характеристика Чацкого

Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:

  • в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
  • положительности героя, который является прирожденным максималистом;
  • во всех его чувствах и действиях.

Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.

Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова

, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.

Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием.

В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя , а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.

Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.

В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом , используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.

Описание Чацкого

Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.

По его мнению , общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.

Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.

Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.

Противоречия в характере героя

  • когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
  • при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».

Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.

Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.

Своеобразное мировоззрение героя

Чацкий в комедии раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы; автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».

Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни , склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.

Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.

В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.

Краткая цитатная характеристика Чацкого

Все черты характера Чацкого и его манеры общения никогда не будут приняты обществом, которому хотелось бы жить спокойно и ничего не менять. Но главный герой не может согласиться с этим. Он достаточно умен, чтобы понять низость, эгоизм и невежество аристократов , и яро высказывает свое мнение, пытаясь открыть глаза на правду. Однако правда не нужна устоявшимся принципам старомосковской жизни, чему герой пьесы не в силах противостоять. Основываясь на неуместных, но в то же время умных доводах Чацкого, его называют сумасшедшим, что очередной раз доказывает причину «горя от ума».

Приведем в пример некоторые высказывания главного героя:

  • Выслушав сказанное Фамусовым о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он презирает людей… ему зевать на потолок…»;
  • Он презренно клеймит минувший век: «Прямой был век покорности» и одобряет молодых людей, которые не имеют жадного желания вписаться в полк аристократов и «шутов»;
  • Имеет критическое отношение к заселению иностранцев на территории России: «Воскреснем ли… от чужевластья мод? Чтоб… народ… нас не считал за немцев…».

А. А. Чацкий по своей сути делает благое дело, т. к. подобными высказываниями держит под защитой право человека и свободу выбора, к примеру, занятий: жить в деревне, путешествовать, «вперить ум» в науки или же посвятить свою жизнь «искусствам… высоким и прекрасным».

Стремление героя не «прислуживаться», а «служить делу, а не лицам» — это намек на поведение прогрессивно настроенной молодежи изменить общество просветительским и мирным путем.

Он в своих высказываниях не чуждается таких народных слов, как «давеча», «чай», «пуще»; он использует в речи поговорки, пословицы и следующие крылатые выражения: «полно вздор молоть», «ни на волос любви» и с легкостью цитирует классику: «и дым Отечества нам… приятен». Кроме этого, подтверждает свой ум и знания, используя иностранные слова, но только в том случае, если в русском языке им нет аналогов.

Он лиричен в рассказах о любви к Софье, ироничен, иногда подшучивает над Фамусовым, немного едок, ведь не принимает критику, которая, по его мнению, — критика «прошлого века».

Чацкий — непростой персонаж. Если говорить остроумными фразами, он метит сразу в глаз и бисером «разбрасывает» выведенные им характеристики. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются неприемлемыми. Но при этом их можно считать внутренним богатством героя, ведь благодаря им можно определить настоящее его состояние.

Создание образа Чацкого — это желание автора показать русскому народу назревающий раскол сформировавшейся дворянской среды. Роль данного героя в пьесе драматична, т. к. он пребывает в меньшинстве тех, кто вынужден отступить в этой словесной борьбе за справедливость и покинуть Москву. Но он не оставляет свои взгляды даже в такой ситуации.

Грибоедов не имел задачи показать слабость своего героя, наоборот, благодаря его образу он показал отсутствие сильного общества и начало времени Чацкого. И поэтому неслучайно подобных героев считают в литературе «лишними людьми». Но конфликт выявлен, а значит, смена старого на новое в итоге неизбежна.

По словам И. А. Гончарова, роль Чацкого в этом произведении «страдательная» и в одно и то же время он является и «передовым воином», и «застрельщиком», и «жертвой». «Герой сломлен количеством силы старой, но при этом наносит ей смертельный удар качеством силы свежей», — обозначил писатель.

А. С. Пушкин после прочтения пьесы отметил, что первым признаком умного человека считается то, что с первого взгляда нужно знать, с кем ты имеешь дело, и бисера перед Репетиловыми не метать, но И. А. Гончаров, напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу».

Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Характеристика героя

Чацкий Александр Андреич — молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот.

После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.

Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.

Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея».

Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи — она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.

что о нем говорят другие персонажи, как он себя характеризует (3 события, 3 действия), как он относится к Софье и Лизе, смысл действий

Грибоедов, в своей комедии «Горе от ума» создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и сегодня. Одним из таких героев является Молчалин. Он ярчайший представитель людей, живущих в наше время. Давайте поближе познакомимся с его персонажем.

Молчалин — бедный молодой человек из Твери, которого Фамусов взял к себе на службу и дал чин коллежского асессора. Можно предположить, что Молчалин — человек безродный, вероятно, из семьи мещан.

То же самое говорит о нем и Фамусов: «Он подогрел безродного и ввел его в мою семью».

Я считаю, что Молчалина можно охарактеризовать как трусливого и низкого человека. Самой заметной чертой его характера является его неразговорчивость, что сразу видно из его фамилии. («Он молчит, когда его ругают», «Ни вольного слова, и так проходит вся ночь») Никогда не высказывает собственного мнения, в общении предпочитает короткие отрывочные фразы. «В моем возрасте не следует иметь собственного суждения, — утверждает Молчалин. Он как будто боится не угодить собеседнику своим замечанием. Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом: «нравиться всем людям без исключения». Его услужливость выходит за рамки, допускаемые моралью. Резкую противоположность этому способу общения мы видим в диалоге Молчалина и Лизы.

Он принимает ее за «свою», поэтому не боится откровенно высказывать свое мнение, говорить то, что думает. Он рассказывает ей о своих легкомысленных намерениях в отношениях с Софьей, утверждает, что любит ее только «по положению». Он признается, что использует Софию в своих интересах. Это характеризует его как порочного, трусливого человека, который, пытаясь пробиться к людям, пробивает себе дорогу молчаливой ложью и угодничеством. О большинстве качеств Молчалина мы узнаем из реплик других героев. Сначала Софья характеризует его как прекрасную духовную организацию человека: «Молчалин готов забыть себя ради других», «Враг дерзости всегда робок, робок…». Из ее слов прекрасно видно, как сильно она его любит. Чацкий, напротив, относится к Молчалину с глубочайшим презрением. Он откровенно сомневается в своих силах и не верит, что сможет чего-то добиться. Чацкий считает Молчалина дураком, «самым жалким существом», не способным ни на какие сознательные действия. Но после Чацкий понимает, что это всего лишь маска Молчалина, что на самом деле он хитрый и беспринципный человек, умеющий добиваться своих целей. Чацкий говорит, что Молчалин «дойдет до известных уровней, потому что теперь любят немых». По-иному относится Молчалин и к другим героям комедии. С людьми выше его по рангу он услужлив, не смеет сказать лишнего слова. С Чацким он позволяет себе не только высказывать свое мнение, но и давать ему советы. Ведь Чацкий не только ровесник Молчалина, но и званий не имеет. Поэтому Молчалин не видит причин для своей обычной услужливости в присутствии Чацкого. Отношение других героев к Молчалину и его отношение к ним характеризует его как безнравственного человека, видящего в других только чины и звания, не принимая во внимание человеческую душу.

Таким образом, Грибоедов создал в своей комедии негативный, но интересный для изучения образ. Такие молчаливые лжецы существуют в современном обществе. И долг каждого человека искоренить в себе все те качества, которые в нем есть, развить в себе все самое доброе, светлое, а не подлое и фальшивое. Каждый должен стараться не быть Молчалиным.

А.С. Молчалин — секретарь Фамусова, пользуется его доверием в официальных делах. Он не дворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдана его поведением. «Вот он на цыпочках и небогат на слова», — говорит Чацкий. Молчалин выглядит скромным молодым человеком. Играет на флейте, любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой, уступчивостью, кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит М-хорошо для достижения жизненной программы.

Цель жизни М-она — блестящая карьера, чин, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы «брать награды и веселиться». Для этого он избрал самый верный путь: лесть, угодничество. Если Максим Петрович — тип подхалима предыдущей эпохи, то Молчалин — святой нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. «Он дойдет до известных ступеней, потому что теперь любят немых», — с презрением говорит о нем Чацкий, говоря о его умственных способностях. Молчалин знает, как ему следует себя вести, и определяет свою тактику:

Во-первых, чтобы угодить всем людям без исключения —
Хозяин, где он живет,
Начальник, у которого я буду служить,
Его слуга, который чистит платья,
Швейцар, дворник, чтобы избежать зла,
Дворник собака, чтобы быть ласковой.

Молчалин трепещет перед Фамусовым, говорит учтиво, добавляя «с»: «с бумагами-с». Он заискивает перед влиятельной Хлестовой. Тщательно сочиняет для нее игру в карты, любуясь на ее собаку:

Ваш шпиц прелестный шпиц, не более чем наперсток,
Все это я погладила — как шелковую шерсть.

Он добивается своего: Хлестова называет его «мой друг» и «милый мой».

С Софией он ведет себя уважительно, притворяется влюбленным, заботится о ней не потому, что она ему нравится, а потому, что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его будущей карьере. Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе, что любит Софью «по положению». Молчалин говорит, что в его лето не смейте судить по-своему. «И он объявляет, почему:

Ведь приходится зависеть от других,
Мы малочисленны.

Подхалимство и низкопоклонство перед начальством — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему определенный успех.

«Поскольку я числюсь в Архиве,
Он получил три награды», — говорит он Чацкому, добавляя, что у него есть два таланта: «умеренность и аккуратность». Готовый на подлость богатства и звания, он подходит к другим с той же меркой. Думая, что благосклонность Лизы легко купить, он обещает устроить ей «туалет хитрой работы». В решающий момент, когда Софья разрывает его объятия с Лизой, Молчалин начинает унизительно ползать перед ней на коленях не потому, что чувствует себя виноватым перед Софьей, а потому, что опасается за свою карьеру. Когда появляется но Чацкий, совсем трусливый Молчалин бежит. Это вызывает возмущение Чацкого. «Блаженны в мире молчаливые!» — восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И именно такой пустой, ничтожный человек был виновником «миллиона мук» умного, благородного Чацкого, виновницы трагедии Софьи.

Алексей Степанович Молчалин — один из главных героев романа А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Молчалин служит секретарем Фамусова и пользуется его доверием в официальных делах. Он видит цель своей жизни в звании, богатстве и карьере. Высшее его счастье — «брать награды и жить счастливо». Для достижения своих целей Молчалин завязывает связи с влиятельными людьми, считая это лучшим способом подняться по карьерной лестнице. Трепеща перед Фамусовым, он всегда говорит, вежливо прибавляя «с» (с бумагами, с).

Он играет в карты с влиятельной Хлестаковой, любуясь ее собакой:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более чем наперсток.

Все это я гладил — как шелковую шерсть.

Он добивается своего, Хлестакова называет его «мой друг» и «милый мой».

Молчалин имеет говорящую фамилию. «Вот он на цыпочках и небогат на слова», — говорит о нем Чацкий. Молчалин не высказывает своего мнения:

В мои лета нельзя сметь ​​

Имейте свое мнение.

Немногословен, фразы отрывочны, особенно в общении с людьми более высокого ранга, чем он. И даже со своей девушкой Софьей, которая его любит, он молчит:

Дыши из глубины души

Ни слова свободного, и так проходит вся ночь.

Несмотря на это, Молчалин свободно разговаривает с Лизой, признаваясь ей в своих чувствах, рассказывает Чацкому о своем низком положении.

Поэтому можно сказать, что неразговорчивость — не столько черта характера Молчалина, сколько еще один способ достижения целей. Недаром Чацкий говорил, что Молчалин достигнет «известных степеней, потому что теперь немого любят».

Кроме того, Молчалин свято чтит наставление отца: «без изъяна нравиться всем людям»

Таким образом, можно сказать, что Чацкий не ошибся, сказав: «Блаженны на свете молчаливые».

Характер Молчалина раскрывается постепенно, в отношениях с другими людьми. Так вот, у Фамусова он услужливый и тихий молодой человек. Он зависит от Фамусова, поэтому очень скромен. В общении с Лизой он гораздо эмоциональнее: «Веселая ты тварь! Живой!»). Он откровенно признается в любви Лизе, при этом оскорбляя Софью. Он цинично называет ее: «наша жалкая воровка». девушка и ухаживает за ней для повышения

В комедии Молчалин противостоит Чацкому, искренне влюбленному в Софью. И мы видим, как медленно развязывается драматический узел между Молчалиным, Софьей и Чацким. Молчалин также является главной фигурой в борьбе Софьи и Чацкого. Ведь Чацкий, назвав Молчалина глупым, обидел возлюбленного Софьи. И она отомстила, выставив Чацкого сумасшедшим. Нельзя не заметить, что Молчалин — одно из главных лиц последней сцены, где все встало на свои места. Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, но он стал унизительно ползать на коленях не потому, что чувствовал себя виноватым перед Софьей, а потому, что боялся за свою карьеру. Когда появился Чацкий, он совсем сбежал. Здесь в полной мере раскрылась вся трусость и подлость Молчалина.

В итоге можно сказать, что Молчалину всегда найдется место в обществе Фамуса.

Божественное Откровение: Бог, открывающий Себя

Бог Библии — личное существо, в отличие от богов многих других религий и философий, являющихся абстрактными или безличными силами. Учение о Троице подчеркивает этот факт, ибо библейский Бог есть не только Личность, но и общество личностей, вечно существующих во взаимной любви и почтении (Ин. 17).

Итак, что бы ни делал Бог, он делает известным. Лица Троицы исчерпывающе знают друг друга, и каждый понимает мысли и действия других. В человеческой природе есть скрытые глубины, поэтому мы не можем полностью понять свои собственные действия и мотивы. Но Бог полностью знает себя. Многое в Боге загадочно для нас, но не для него.

Один из способов, которым Писание описывает исчерпывающее самопознание Бога, состоит в том, что Он является говорящим Богом или, просто, что Он Бог.0087 Word :

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоанна 1:1)

Бог не только вечен, свят, всемогущ и так далее, но он выражает и разделяет эти качества посредством чего-то вроде человеческой речи. В своей вечной природе у него есть сила говорить («Слово»), и эта сила говорить и есть то, кто он есть: его Слово вечно с ним, и его Слово — это сама его природа. Иоанн отождествляет это Слово с Иисусом Христом в Иоанна 1:14. В Иисусе Слово стало плотью. Итак, существование Слова началось не с воплощения Иисуса. В Писании, в обоих заветах, есть сотни ссылок на божественное слово как на средство, с помощью которого Бог открывает себя.

Более того, Бог открывает себя самому себе, каждое тринитарное лицо двум другим, и его откровение простирается за пределы его собственного бытия. Оно приходит и к сотворенному им миру, и особенно к разумным существам этого мира: ангелам и людям. Поскольку самораскрытие — его природа, он хочет, чтобы все его создания знали его.

Создания мира не могут исчерпывающе познать Бога. Человек не может исчерпывающе познать Бога, если только человек не является Богом. Но твари получают огромную пользу от познания Бога; действительно, они не могут жить, не зная его, ибо он автор жизни. Это верно как для нашей естественной жизни, так и для нашей духовной жизни. Адам ожил, когда Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни (Быт. 2:7). И Иисус говорит, что великая польза вечной жизни, его спасение от греха, есть польза познания Бога:

И это есть вечная жизнь, что знают Тебя, единственного истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Иоанна 17:3)

В каком-то смысле все люди, даже нечестивые, знают Бога:

Ибо то, что можно знать о Боге, ясно для них, потому что Бог показал им это. Ибо его невидимые атрибуты, а именно его вечная сила и божественная природа, были ясно видны от сотворения мира в творениях (Рим. 1:18–20).

Но многие отвергают это откровение, люди, которые, как говорит Павел, «своей неправедностью подавляют истину». (Рим. 1:18). Хотя Бог ясно открыт всем, падшие люди предпочитают отрицать, что знают Его, как Адам спрятался от Бога в саду (Быт. 3:8). Когда люди говорят, что не знают Бога, это происходит не потому, что Бог не смог открыть себя или что Божье откровение недостаточно ясно. Скорее, их неведение о Боге — это то, что они сделали с собой. Они лгут себе, стараясь убедить себя, что Бога нет или что он темен, а Бог все время смотрит им в лицо.

Бог открывает Себя как Господь

Личное имя Бога — Господь , что переводится таинственным именем Я ЕСМЬ , которое Бог открыл Моисею в Исх. 3:14–16. Его светлость означает, в частности, его контроль, авторитет, и присутствие по отношению к миру, который он создал (см. John Frame, The Doctrine of God , стр. 21–240, и The Doctrine of the Word God , стр. 3–14, 47–68). Все, что он делает, отражает его светлость таким образом, включая его откровение. Писание описывает слово-откровение Бога с точки зрения его управление как мощная сила:

Не подобно ли слово Мое огню, говорит Господь, и подобно ли молоту, который разбивает скалу на куски? (Иер. 23:29)

Ибо слово Божие живо и действенно, острее всякого меча обоюдоострого, проникающее до разделения души и духа, составов и мозгов, и различающее мысли и намерения сердце. (Евр. 4:12)

Это также ясно показывает, что Божье слово откровения имеет высшую власть :

Тот, кто отвергает меня и не принимает моих слов, имеет судью; слово, которое Я сказал, будет судить его в последний день. (Иоанна 12:48)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2 Тим. 3:16–17)

И слово Бога, Его откровение, также является Его присутствием , местом, где Он встречается со Своим народом. Близость Бога к Израилю — это близость Его слова (Втор. 4:7–8, 30:11–14). И Бог приходит, чтобы быть «с нами», Иммануил , в лице Его Сына Иисуса Христа, Его живого слова к нам (Иоанна 1:1–14).

И Слово стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу как Единородного Сына от Отца, полного благодати и истины. (Иоанна 1:14)

Ранее упоминалось, что библейский Бог личный , а не абстрактная сила, как боги народов. Его откровение – это прежде всего личная встреча между ним и его людьми. Когда мы слышим откровение, мы слышим Самого Бога. Наш ответ на это должен быть ответом, соответствующим высшей власти, высшей власти и близкому Отцу.

Общее и специальное откровение

Теологи проводят различные различия между типами откровения. Наиболее распространенным является между общим и специальным откровением. Общее откровение – это откровение Бога, данное каждому. Это откровение, описанное в 1-й главе Послания к Римлянам. Оно говорит нам о том, что Бог существует, что он за Бог, и о его моральных стандартах. Открывая Божьи стандарты, он показывает нам, что мы не соответствуем им. Павел говорит об общем откровении, что оно открывает Божий гнев на грешников (Рим. 1:18). Общее откровение приходит к нам через мир природы (то, что называется естественное откровение) и через нашу собственную природу. Ибо мы сами являемся откровением, образом Божьим согласно Бытие 1:26–27.

С другой стороны, особое откровение — это откровение, которое Бог дает избранным посланникам, поручая им донести весть до других. Эти посланники могут быть ангелами, пророками или апостолами. Весть может быть представлена ​​устно или может быть записана, как, например, когда апостолы писали авторитетные письма церквям (см. 1 Кор. 14:37–38). Библия в целом представляет собой особое откровение Бога в письменной форме (2 Тим. 3:15–17). Послания особого откровения обычно содержат один или оба из двух видов содержания: угрозы суда и обещания благодати. евангелие — это особое откровение благодати, весть в высшей степени благой вести:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоанна 3:16). ).

Средства Откровения

Другой способ различать типы откровения состоит в том, чтобы различать различные способы, которыми откровение приходит к нам, средства откровения. Есть в основном три типа СМИ: событий, слов, и лиц. Эти три категории примерно соответствуют нашему предыдущему различию между контролем, властью и присутствием. Но оба этих тройственных различия представляют собой перспективы всего откровения. События откровения свидетельствуют не только о Божьем контроле, но и о Его власти и присутствии; так же слова и лица.

События

Бог проявляет себя в событиях природы и истории. Мы узнаем о нем по смене времен года, по силе природы, по солнцу, луне и звездам. Мы также узнаем о нем из истории, конкретных событий, которые формируют судьбы людей. Он тот, кто дал всем народам их границы (Деяния 17:26) и вывел Израиль из рабства в Египте, чтобы владеть землей обетованной. В его плане всеобщая история становится искупительная история , события, посредством которых Бог устраивает искупление Своего народа от греха пришествием Иисуса.

Слова

В каком-то смысле все Божье откровение является словесным откровением, потому что оно исходит из собственной речи Бога, Слова Иоанна 1:1–14. Но иногда Бог дает нам слово-откровение в другом смысле: откровение, в котором посредником являются человеческие слова. Но Бог не оставляет нам самим разбираться, что Он делает в истории. Он входит в наш опыт и говорит с нами человеческими словами. Таким образом, слова пророков — это слова самого Бога. Бог определяет пророка Моисею следующим образом:

Я воздвигну им пророка, подобного тебе, из среды их братьев. И вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я похвалю ему. А кто не послушает моих слов, что он будет говорить от моего имени, того Я сам потребую от него. А пророк, который дерзнет сказать от моего имени слово, которого Я не повелел ему сказать, или который будет говорить от имени иных богов, тот тот пророк должен умереть. знаете слово, которого не говорил Господь?» — когда пророк говорит от имени Господа, если слово не сбывается или не сбывается, то это слово, которое не говорил Господь; пророк сказал это самонадеянно. Вам не нужно бояться его. (Втор. 18:18-22)

Когда пророк или апостол записывает Божьи слова, документом является Священное Писание, документ, который следует принимать как силу, власть и присутствие Господа (2 Тим. 3:15–17, 2 Пет. 1:19–21). ).

Личности

Поскольку Бог является трехличным существом, Его откровение особенно ярко проявляется, когда оно принимает форму личностей. Бог создал Адама и Еву по Своему образу, чтобы они были Его откровениями (Быт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *